Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» предназначена для выявления и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Ребенку сообщается следующая инструкция: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Взрослый рисует контурно два… Читать ещё >

Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации

1.1 Страхи в детском возрасте

1.2 Особенности страхов у детей, воспитывающихся в детских домах Выводы

ГЛАВА 2. Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

2.1 Организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования Выводы Заключение Библиографический список Введение Детские страхи — это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что, в свою очередь, может перейти в невроз страха, который является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость. Если страхи сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, возможном наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. В случае сохранения страхов в течение длительного времени или наличии сильно выраженных страхов, ребенку требуется помощь в их преодолении. Отсутствие своевременной психологической помощи может привести в дальнейшем к развитию тревожности, как устойчивой личностной черты, неуверенности в себе и окружающих, агрессии, что в дальнейшем может явиться препятствием для успешной адаптации ребенка к школе и последующего личностного развития.

Особенно актуально исследование переживаний и страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации, т.к. эти дети не получают должной поддержки и взаимопонимания со стороны взрослых, часто не имеют опыта близких межличностных отношений, являющихся залогом гармоничного развития личности. патологическое развитие страхов у воспитанников детских домов может привести к деформации личности, проблемам в развитии и социализации.

Цель: исследовать страхи детей, воспитывающихся в условиях депривации

Объект: эмоция страха в детском возрасте

Предмет: страхи у детей, воспитывающихся в условиях депривации

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования страхов у детей в условиях депривации

2. Подобрать методики для изучения детских страхов

3. Эмпирически исследовать страхи у детей, воспитывающихся в условиях депривации

Методики

1. Методика диагностики страхов у детей «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М.А. Панфиловой

2. Проективная методика «Нарисуй свой страх» Ю. Климановой

Структура курсовой работы

Даная курсовая работа включает в себя введение, теоретическую главу, в которой осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам детских страхов и страхов у детей, воспитывающихся в детских домах; практическую главу, в которой представлены результаты эмпирического исследования страхов у детей из детского дома; заключение и библиографический список.

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации

1.1 Страхи в детском возрасте Эмоции играют в деятельности ребенка весьма значительную роль и выступают не только как необходимое условие возникновение творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Повторяющееся проявление эмоций оказывает влияние на формирование личностных черт, социальное развитие ребенка, а также сказывается на его интеллектуальном развитии. Развитие эмоций, чувств ребенка тесно связано с социальным окружением ребенка. Нарушение привычной для ребенка ситуации может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение новых потребностей у ребенка в кризисный период, а также его базовых потребностей, может вызвать состояние фрустрации. Особенно негативно на эмоциональной сфере ребенка сказываются условия депривации: материнской, социальной, эмоциональной.

В нашей курсовой работе речь пойдёт о тех комплексах, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Среди эмоциональных нарушений наиболее часто наблюдаются страхи, повышенная тревожность, агрессивность.

Проблеме детских страхов уделяется много внимания, в виду их довольно широкого распространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов проблема страха занимает особое место. У разных исследователей существуют различные подходы к определению страха.

По мнению А. Фрейд, страх — аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях — фобией. Страхи часто являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей.

А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский страх определяют как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности.

О.М. Дьяченко говорит, что страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т. д.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.). Существуют различные формы страхов: испуг, боязнь и т. д. [5]

Ковалев В.В. отмечает, что страх — это чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражено — от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса.

В.Д Зеньковский считает страх одной из основных и врожденных форм реакции души: меняются предметы страха, меняется выражение страха, и его влияние на внутренний мир личности, на ее поведение, но страх, как известная форма оценки, как тип отношения к миру и людям, остается всегда в нас. По мнению автора, если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

Д. Айке определяет страх как душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Страхэто неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени сознает, что ему угрожает опасность.

А. Кемпински в своей работе отмечает, что, когда приходится давать определение таких понятий как, например: страх, ужас, боязнь, тревога и т. п. дать его ясное определение не удается. Автор считает, что так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, но трудно определять, констатирует он.

Согласно Е. Степановой, страхи — это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например, при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т. п., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты.

По мнению А. И. Захарова, страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А. И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли, и связанный с этим страх медицинских работников. В 3−5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку присущи определенные страхи.

По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их. В таких случаях дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [13, c.29].

Поговорим об особенностях детских страхов. Детские страхи — это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что, в свою очередь, может перейти в невроз страха, который является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость. Если страхи сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, возможном наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. В случае сохранения страхов в течение длительного времени или наличии сильно выраженных страхов, ребенку требуется помощь в их преодолении. Отсутствие своевременной психологической помощи может привести в дальнейшем к развитию тревожности, как устойчивой личностной черты, неуверенности в себе и окружающих, агрессии, что в дальнейшем может явиться препятствием для успешной адаптации ребенка к школе и последующего личностного развития.

В. П. Зинченко определяет страх как отрицательную эмоцию, возникающую в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.). Возрастные страхи обусловлены недостаточной информированностью о внешнем мире, всегда детерминированы, быстро проходят, не вызывая видимой дезадаптации. Клинические (патологические) страхи имеют выраженный и стойкий характер, приводят к дезадаптации детей или входят в структуру определённого заболевания. Дошкольный возраст является возрастом наибольшей выраженности страхов. Чаще всего у детей встречаются ночные страхи и навязчивые страхи-фобии — навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни различных предметов, движений, действий, поступков, ситуаций и т. д. Возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка.

Причины формирования и развития детских страхов рассматриваются различными авторами по-разному. Условно их можно разделить на субъективные и объективные, однако понятно, что эти причины находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и не могут рассматриваться отдельно. Субъективными причинами возникновения страхов могут являться такие личностные черты как эмоциональная ранимость ребенка, склонность к беспокойству, неуверенность в себе, тревожность. Навязчивые страхи нередко возникают остро, в ответ на эмоциональное потрясение, как правило у детей соматически ослабленных, а главное тревожно-мнительных, эгоцентричных, с нарушениями общения. Распространенными причинами появления детских страхов являются неправильное воспитание ребенка в семье, нарушения внутрисемейных отношений, неадекватное родительское поведение, повышенная тревожность матери. Страхи могут быть внушены ребенку окружающими (бабушки, тревожные родители, средства массовой информации). По данным многочисленных исследований не прошедшие вовремя детские страхи могут послужить развитию общей тревожности, формированию неадекватной, чаще всего заниженной, самооценки, отсутствию уверенности в себе и в окружающих близких. В дальнейшем это может серьезно затруднить адаптацию ребенка к новой социальной ситуации развития, связанной с началом обучения в школе, породить новые страхи.

Издавна психологи и психиатры Л. А. Петровская, Т. М. Мишина, А. С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.

Необходимо отметить, что боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К. Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интелектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.

Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению чувств. Невозможность в этих условиях быть самим собой порождает хроническое чувство эмоциональной неудовлетворенности и беспокойства, особенно при нежелании или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавить и частые конфликты между взрослыми по поводу воспитания ребенка, когда он помимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится еще более незавидным.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Неудивительно развитие «поздних» детей под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность в себе. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности [6, с. 203 ].

Таким образом, резюмируя вышесказанное мы можем перечислить следующие причины возникновения детских страхов.

Биологические причины:

— особенности нервной системы,

— повышенная общая и эмоциональная чувствительность;

— недостаточная двигательная активность, так как эмоциональная жизнь сильно обеднена и способствует ранней интеллектуализации психики;

— страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков Социальные причины:

— урбанизация (у сельских детей страхов меньше)

— количество членов семьи (в неполноценных семьях у детей количество страхов больше);

— если в семье один ребенок (так как на него транслируются страхи остальных членов семьи);

— возраст родителей (если он превышает 30 — 35 лет, то дети обычно более беспокойны);

— ранний выход матери на работу, если дети считают главной в семье мать (так как работающая мать более раздражительна);

Психоэмоциональные:

— личностные особенности матери: требовательные, принципиальные, честолюбивые, бескомпромиссные, с повышенным чувством долга;

— наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

— тревожность в отношениях с ребенком — избыточное предохранение его от опасности и изоляция его от общения со сверстниками;

— излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

— большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

— отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками, не уверенность в себе.

— конфликтные отношения между родителями в семье.

— психические травмы (типа испугов), обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.

— психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

1.2 Особенности страхов у детей, воспитывающихся в детских домах

Когда говорят о детях, воспитывающихся в детских домах, то подразумевается, что они испытывают на себе негативные последствия депривации. Для понимания особенностей страхов у детей, воспитывающихся в детских дома, проанализируем сначала понятие депривации.

Под депривацией понимают такое психическое состояние, при котором человек испытывает недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Наиболее характерные черты депривационного синдрома — тревожность, страхи, агрессия, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, во всей полноте испытывает эти последствия, поскольку лишен удовлетворения важнейшей потребности в материнской любви. Вследствие нарушения эмоциональных связей с матерью и другими близкими родственниками происходит не просто отставание или недоразвитие личностных новообразований, но и интенсивное формирование иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни в иных условиях. Этот процесс усугубляется и тем, что многие функции личности ребенка, которые он реализует в семье, не востребованы в условиях коллективного воспитания, поэтому зачастую мы можем наблюдать у выпускников детских домов потребительское отношение к жизни, отсутствие стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, психологический инфантилизм. З. Фрейд в ряде работ развивает мысль о том, что разлука с матерью заставляет младенца остро переживать свою беспомощность, вызывает у него повторно эмоцию страха, в результате чего это переживание фиксируется, вступает в связь с каким-нибудь внешним объектом и переходит в фобию.

Особенно остро могут быть выражены страхи у детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, когда они оказались в детском доме с младенческого возраста. У них отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с повышенной чувствительностью к новизне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, необычных игрушек, предъявлению новых стимулов — тактильных, голосовых, зрительных. У этих детей усиливается готовность к возникновению страхов, искажаются специфические стимулы, тормозящие и вызывающие страхи. Страхи оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры, мышления. У таких детй не наблюдаются характерные в норме для семейных детей страхов чужих взрослых и разлуки с близкими (страхи «7-го месяца»). Наряду с этим, усиливается страх изменения окружающей обстановки (различные варианты симптома тождества: симптом «стула» — ребенок перемещается по помещению вместе со стулом, на котором сидит, симптом невыпускания игрушек из руки). Может появиться страх поглаживания, прикосновения, взятия на руки (ребенок съеживается, напрягается), страх визуального контакта (избегание взгляда, взгляд мимо, поверх, широко раскрытые глаза при контакте), страх громкого голоса. Страх является обязательным компонентом любой эмоциональной реакции младенца (улыбка, переходящая в гримасу страдания, смех, переходящий в плач, длительное сохранение лицевой и голосовой эмоционально-экспрессивной двойственности). Характерен также страх игрушек, выполняющих функцию «переходных объектов» (мягкие игрушки, куклы). Последние заменяются твердыми игрушками, которые применяются, как правило, для неигровых целей (передвижение, стереотипные манипуляции). Страхи детей, находящихся в ситуации депривации, могут иметь некоторое сходство со страхами детей, страдающих ранним детским аутизмом.

Э.А. Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т. д.

Таким образом, целый ряд исследований, характеризующих индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях детей, подтверждает, что основной особенностью их эмоциональной сферы, является резкая смена эмоций: внезапное возникновение тревожности и жизнерадостности. К. Е. Изард отмечает, что повышенная тревожность вызывает постоянную эмоциональную напряженность, провоцирует эмоциональные и невротические срывы. «Тревожные дети специфично относятся к успеху — неуспеху, оценке и результату. В основе переживаний и тревог лежит травматическая вероятность неудач, собственной неполноценности, гипертрофированная зависимость от взрослого» (Шипицина Л.М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д., и др, 1997). Для детей, лишенных родительского попечительства, зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого отношения (Прихожан A.M., Толстых Н. Н., 1990, 1991).

А.И. Захаров также отмечает, что устойчивый характер страхов обусловлен высоким уровнем тревожности, беспокойства, сниженным жизненным тонусом, отсутствием достаточных жизненных сил организма, недоверчивостью и настороженностью. Наиболее выражены в своих проявлениях страхи у детей, растущих без родителей. Не являясь врожденным и часто не осознаваясь, страх проявляется в разных формах. У «эмоционально неблагополучных» детей страхи не связаны с чем-либо определенным и проявляются в форме тревоги, беспричинного страха

Л.М. Шипицина также отмечает, что детские страхи могут рассматриваться как последствия фрустрации потребности в любви и признании, эмоциональной нестабильности положения ребенка. Возникновение состояния эмоционального дискомфорта может быть обусловлено различными причинами: переживанием неуспеха, отвращением к определенной пище, ситуацией жесткой регламентации. «В состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражительности. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т. е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях., Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией отмечается тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других». Состояние эмоционального неблагополучия, постепенно закрепляясь, приводит к формированию негативных свойств характера.

А.И. Прихожан отмечает, что дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Соответственно с одной стороны такая ситуация усиливает страхи и тревожность ребенка по отношению ко внешнему миру, с другой — у ребенка нет возможности усвоить адекватные способы справляться со своими страхи при помощи общения со сверстниками.

Также традиционно основная работа в домах ребенка возлагается на медицинский персонал и направлена на сохранение жизни в младенчестве, профилактику и лечение болезней в раннем возрасте. Воспитательный процесс, формирование и развитие личности ребенка уходят на задний план в силу ряда причин: недостаточного штата воспитателей, их изолированности от системы образования и новых инновационных методов педагогической работы, отсутствия системы подготовки воспитателей по комплексной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития. В целом воспитание детей в домах ребенка характеризуется отсутствием стабильной социальной среды и устойчивых эмоциональных связей с первичным воспитателем, некорректной интерпретацией поведения, способностей и уровня развития ребенка, доминированием авторитарного, формального стиля воспитания детей, дефицитом индивидуального взаимодействия и общения с детьми.

Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни.

Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Отсутствие адекватного опыта взаимодействия между людьми может приводить к разочарованиям, искаженному понимаю поведения других людей, и как следствие, к формированию страха близких контактов.

Немаловажную роль в понимании особенностей страхов детей из детских домов играют их причины попадания в данные учреждения. Причины разные для попадания детей в детский дом, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства — это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем.

Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической патологией. Именно «отказные» дети чаще имеют врожденные физические и психические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. В свою очередь наличие психических отклонений накладывает отпечаток на чувства страха, усугубляет их переживание.

Во-вторых, вредным является уже само вынашивание нежеланной беременности женщинами, бросающими новорожденных в родильных домах. Вынашивание такой беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними. Вследствие этого ребенок испытывает высокую тревожность, ощущает на себе враждебность внешнего мира, свои одиночество и беспомощность.

Третьим патогенным фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными для социального сиротства являются безнадзорность.

Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье, а также проживание с тяжело психически больными родственниками. Отсутствие адекватного контакта с родителями, жестокое обращение также являются причиной формирования патологических страхов и тревожности у детей.

Четвертым дезадаптирующим фактором для ребенка является сам насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в детское специализированное учреждение.

И.В. Дубровина также указывает, что главным условием полноценного психоэмоционального развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, мы можем выделить следующие особенности страхов у детей, воспитывающихся в условиях детских домов.

— Детские страхи обусловлены тяжелой депривацией.

— Зачастую, первопричиной детских страхов являются нежелательная беременность, ранние роды, ранний отрыв от матери, тяжелые социально-психологические и бытовые условия в семье, из которой ребенок поступает в детский дом, психологически болезненный разрыв с родителями.

— Страхи детей, воспитывающихся в детских домах, как правило касаются сферы межличностных отношений. Страх близких контактов, страх быть отвергнутым и непринятым, страх насилия со стороны окружающих.

— Также причиной развития страхов является высокий уровень личностной тревожности, диагностируемый множеством исследований, у воспитанников детских домов.

— Страхи детей, воспитывающихся в детских домах, могут не соответствовать возрастным нормам.

— Отсутствие стабильной социальной среды и устойчивых эмоциональных связей с первичным воспитателем, некорректная интерпретация поведения, способностей и уровня развития ребенка, доминирование авторитарного, формального стиля воспитания детей, дефицит индивидуального взаимодействия и общения с детьми со стороны воспитателя так же служат причиной для развития детских страхов. Так же перечисленные факторы не позволяют ребенку научиться справляться со своими страхами, в результате чего они все более укореняются в личностной структуре воспитанников.

— Структура и объекты страхов детей из детских домов имеют как отличия, так и сходства со структурой и объектами страхов детей, воспитывающихся в родных семьях. Сходства в структурах страха могут быть обусловлены возрастными особенностями и биологически целесообразными и реальными страхами. Различия обусловлены прежним опытом детей и особенностями воспитательного института.

Выводы Страх — это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Наличие страха свидетельствует о том, что ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями и стремится их победить. Если страхи ребенка не будут преодолены в детстве, то они могут наложить негативный отпечаток на формирование его личности и создать проблемы уже во взрослой жизни.

Структура и объекты страхов детей из детских домов имеют как отличия, так и сходства со структурой и объектами страхов детей, воспитывающихся в родных семьях. Сходства в структурах страха могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Различия обусловлены прежним опытом детей и особенностями социальной ситуации развития детей и их окружением.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

2.1 Организация исследования Данное курсовое исследование включало в себя четыре этапа:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у детей из детских домов

2. Подготовка эмпирического исследования

3. Проведение исследования

4. Анализ результатов Анализ литературы был изложен нами в теоретической главе.

Второй этап включал в себя поиск методики выборки для исследования. Мы провели наше исследование на воспитанниках Санаторного детского дома № 5. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 6 до 8 лет. Группа состояла из 10 мальчиков и 10 девочек. С учетом особенностей развития детей в данном возрасте для диагностики было решено использование методик «Страхи в домиках» и «Нарисуй свой страх».

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» предназначена для выявления и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Ребенку сообщается следующая инструкция: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка, называя по очереди страхи. Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т. е. признал, что он боится этого. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов.

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

3. Страх смерти (умереть)

4. Животных и сказочных персонажей

5. Кошмарных снов, темноты

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство) Проективная методика «Нарисуй свой страх»

При анализе внутреннего мира ребенка необходимо учитывать его личностные особенности. В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методическим приемом, служащим выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, КАТ) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах). Предполагается, что в ситуации неопределенности ребенок более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача экспериментатора облегчить «проекцию» для испытуемого. С этой целью он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение, заинтересованности в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.

Методика «Нарисуй свой страх» проводится с дошкольниками и младшими школьниками. Упражнение помогает диагностировать основные страхи. Детям раздают бумагу, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки. Взрослый обращается к детям с предложением нарисовать свой страх и ему дать имя. Если ребенок отказывается рисовать страшное, то может рисовать на свободную тему. А этот факт рассматривается как дополнительный диагностический. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Исследование детей проводилось в группах по пять человек. Результаты исследования представлены в следующем параграфе.

2.2 Анализ результатов исследования Психологическая диагностика по методике «Страхи в домиках» позволила выявить объекты и выраженность страхов у воспитанников детского дома по предъявленному им стимулу (перечень страхов в бланке вопросов). Полученные данные у мальчиков и девочек в процентном соотношении представлены в таблице.

Таблица 1. Выраженность страхов у воспитанников детского дома (%)

Объект страха

Мальчики

Девочки

Остаться одному

Нападения

Заболеть, заразиться

Умереть

Каких-то людей

Каких-то детей

;

Наказание

Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища, Фредди Крюгера, вампиров

Засыпать

Страшные сны

Темнота

Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)

Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)

Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)

Высоты

Глубины

;

Замкнутого пространства

Воды

;

Огня

Пожара

Войны

Больших улиц, площадей

Врачей (кроме зубных)

Крови

Уколов

Боли

Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет

Сделать что-либо неправильно, плохо

Опоздать на занятия

Таким образом, наиболее выраженные страхи у детей в обследуемой группе: остаться одному, умереть, наказание, страшные герои, страшные сны, животные, стихийные бедствия, пожары, боль, опоздать на занятие. В итоге выделились три основные категории страхов в обследуемой группе: социальные страхи, физический ущерб, сказочные персонажи и животные. Мы предполагаем, что социальные страхи и страхи физического ущерба связаны с социальной ситуацией развития и окружением, в котором оказались дети. Отсутствие полноценных межличностных контактов с взрослыми, строгие правила дисциплины, большой коллектив детей — все это развивает в детях страхи, связанные с наказаниями, оценкой их действий. Следует отметить, что мальчики больше боятся наказания, чем девочки. Это может свидетельствовать как о большей строгости в отношениях педагогического коллектива с мальчиками, чем с девочками, так и повышенной чувствительности мальчиком к оценке их действий другими людьми.

Так же отмечено, что в «черном домике» у детей из данной группы находилось в среднем 19 страха из предложенных 29, что свидетельствует о большом количестве страхов у каждого исследуемого ребенка. Эти результаты подтверждаются данными из психолого-педагогической литературы о том, что для детей, воспитывающихся в детских домах, характерно наличие большого количества страхов.

Далее приведем таблицы, предоставляющие информацию о наличии нормативных и ненормативных страхов у детей в возрасте 6-ти, 7-ми и 8-ми лет.

Таблица 2. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 6-ти лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

Нормативные для мальчиков и девочек

Остаться в одиночестве

Нападения

Чужих людей

Врачей

Нормативные для мальчиков

Наказания

Страшных снов

Темноты

Животных

Нормативные для девочек

Высоты

Глубины

Уколов

Боли

Ненормативные страхи

Опоздать на занятия

Больших помещений

Пожара

Огня

Резких громких звуков

Наряду с нормативными для шестилетнего возраста страхами в данной таблице также представлены те страхи, которые также оказались выражены среди опрошенных детей данного возраста, эти страхи в свою очередь являются ненормативными. По данным таблицы № 2 мы можем сказать, что у мальчиков присутствуют все нормативные страхи данного возраста, а также сильно выражен страх уколов (являющийся нормативным страхом для девочек 6-ти лет). Возможно, что страх уколов у мальчиков и девочек связан с нахождением в условиях детского дома, где медицинский персонал постоянно находится рядом. У девочек из этой возрастной группы также выявлено большое количество страхов, наряду с нормативными возрастными страхами, пристывают также страхи наказания, кошмаров, темноты, животных, являющиеся нормативными для мальчиков данного возраста. у 60% мальчиков и 45% девочек присутствуют страх опоздать на занятия, что не является нормой данного возраста, и может свидетельствовать о строгости режима данного учреждения. Мы считаем, что данный страх является одной из особенностей страхов у детей в детских домах, ведь, скорее всего, в условиях семьи к детям не предъявляются столь высокие требования к соблюдению режима, а поддержка и забота родителей «сглаживают» страхи перед требованиями. Также у мальчиков и девочек 6-ти лет выявлены такие ненормативные страхи как страх больших помещений, пожара, огня, громких и резких звуков. В целом у детей из данной группы выявлено большое количество страхов, что также является одной из их особенностей в условиях воспитания в детском доме, где ребенок находится в ситуации депривации и формальных отношений с взрослыми.

Таблица 3. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 7-ми лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

Нормативные для мальчиков и девочек

Остаться в одиночестве

Нападения

Умереть

Высоты

Глубины

Тесного пространства

Нормативные для мальчиков

Стихийных явлений

Нормативные для девочек

Засыпать

Страшных снов

Уколов

Воды

Огня

Ненормативные страхи

Опоздать на занятия

Наказания

Пожара

Больших помещений

Врачей

Животных

Темноты

По данным, представленным в таблице № 3 видно, что у детей из данной группы также присутствует большое количество страхов. Среди ненормативных страхов выявлены страх наказания, опоздать на занятия, пожара, больших помещений, врачей, животных, темноты. Таким образом, наряду с социальными ненормативными для возраста семи лет страхами (наказания, опоздать на занятия) присутствуют страхи, характерные для возраста шести лет. Это позволяет говорить о том, что дети боятся оценки со стороны взрослых, наказания. Также страхи предыдущего возрастного периода не проходят, что тоже является одной из особенностей проявления страхов у детей из детских домов, т.к. родительская депривация, отсутствие семьи, препятствует гармоничному психоэмоциональному развитию.

Таблица 4. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 8-ми лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

Нормативные для мальчиков и девочек

Наказания

Опоздать на занятия

Резких громких звуков

Нормативные для мальчиков

Бури, наводнений, землетрясений

Нормативные для девочек

Нападения

Войны

Уколов

Больших пространств

Ненормативные страхи

Врачей

Боли

Умереть

Остаться в одиночестве

Животных

Темноты

Для детей восьми лет в исследуемой группе также характерно большое наличие страхов, особенно выражены в данной группе социальные страхи и страх смерти. Мы можем отметить, что в данной группе становятся выраженными страхи, которые касаются сферы межличностных отношений. Страх быть отвергнутым и непринятым, страх насилия со стороны окружающих, обусловленные отсутствием стабильной социальной среды и устойчивых эмоциональных связей. Наряду с появившимися новыми страхами у детей восьми лет сохраняются страхи, характерные для шестилетнего возраста: страх животных, темноты. Как мы уже отмечали выше, страхи детей, воспитывающихся в детских домах, могут не соответствовать возрастным нормам, что является особенностью их проявления. Также мы видим, что у 85% мальчиков и 100% девочек присутствуют страх смерти, характерный для возраста семи лет, мы считаем, что эта особенность связана с неблагополучием внешних условий, особенно эмоциональных. Ребенок чувствует себя незащищенным и уязвимым, не имеет близких контактов со взрослыми, и возможности идентификации с ними, таким образом у него отсутствует опыт переработки этого страха, он как бы остается с ним один на один, не имея необходимой поддержки взрослых.

Таким образом, по результатам методики «Страхи в домиках» мы можем выделить следующие особенности. Наличие у детей ненормативных возрастных страхов. Большое количество социальных страхов, связанных с оценкой и боязнью быть непринятым, отвергнутым. Так же отмечено, что в «черном домике» у детей из данной группы находилось в среднем 19 страха из предложенных 29, что свидетельствует о большом количестве страхов у каждого исследуемого ребенка. Эти результаты подтверждаются данными из психолого-педагогической литературы о том, что для детей, воспитывающихся в детских домах, характерно наличие большого количества страхов.

Интерпретация методики «Нарисуй свой страх».

В начале упражнения 3 детей отказались от выполнения задания, но согласились нарисовать рисунок на свободную тему. На наш взгляд такое поведение может свидетельствовать о замкнутости, недоверии к исследователю, нежеланию говорить о своих страхах. У всех троих детей по результатам предыдущей методики выявлен страх «сделать что-нибудь неправильно». Для подтверждения каких-либо из этих предположений требуется дополнительная диагностика.

Ниже приведем несколько примеров проанализированных нами рисунков детей. детский страх депривационный Семен З. Анализ рисунка показал наличие у ребенка высокого уровня тревожности. Мальчик долго не мог приступить к выполнению задания, сомневался в своих силах, несколько раз перерисовывал рисунок в самом начале. На рисунке изображен черный человек с острыми зубами. Характер рисунка так же говорит о тревожности и неуверенности в себе: слабый нажим, рваный прерывистый характер лини, рисунок маленький находится в правой нижней части листа, занимая око 15% его площади. Таким образом, можем предположить, что мальчик испытывает трудности с выражением своих чувств страха, образ страха персонифицирован в образе человека.

Артем Ф. Заштриховал весь рисунок неаккуратными крупными линиями темного цвета с сильным нажимом. На вопросы о том, что изображено ответил, что это темнота, в которой прячутся монстры. Несмотря на агрессивный характер данного рисунка, мы считаем его вполне нормативным для данного возраста, т.к. он отражает боязнь темноты и сказочных персонажей. В конце мальчик достаточно спокойно разорвал свой рисунок, чтобы «победить страх».

По данным методики «Нарисуй свой страх» в группе детей получены следующие результаты: 15% детей отказались нарисовать свой страх, 25% изобразили страшных животных или сказочных персонажей, 25% заштриховали лист или сделали непонятные абстрактные рисунки, 45% рисуя свой страх, отобразили на рисунке фигуру человека. Эти данные подтверждают результаты методики «Страхи в домиках», о том, что у детей в данной группе преобладают социальные страхи, а также страхи животных или сказочных персонажей. Из всех детей также 45% нарисовали на рисунке себя, изображая свою фигуру маленькой, в темных цветах, непропорционально, в 8 рисунках из 9-ти с очень большими глазами, не предпринимающие каких-либо действий. Что может свидетельствовать о том, что страхи у детей развиты чрезмерно, о наличии чувства незащищенности, о пассивной позиции по отношению к своему чувству страха.

Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования мы выявили следующие особенности страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста из детского дома № 5: у детей преобладают социальные страхи, дети боятся быть отвергнутыми, непонятыми, одиночества, наказания; выражены также нормативные возрастные страхи связанные с животными и сказочными персонажами; выявлено наличие большого количества страхов; гендерные различия в объектах и выраженности страхов не обнаружены, дети рассказывают о своих страхах неохотно, с трудом, скованны в выражении своих эмоций. Эти данные подтверждают мысль о том, что основной причиной страхов у воспитанников детских домов является социальная депривация, поверхностность контактов с окружающими, вследствие чего возникает чувство одиночества, изолированности и незащищенности, ведь для уверенности в себе, ребенку необходимо ощущать искреннюю поддержку взрослого. Возможно, что именно этот фактор является основной причиной появления большого количества страхов у детей в других сферах жизни. Автор методики диагностики детских страхов А. И. Захаров считает, что наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель преневротического состояния. Данные полученные в результате исследования свидетельствуют о срочной необходимости создания и внедрения психокоррекционной программы по работе со страхами у воспитанников младшего школьного возраста в данном детском доме.

Выводы Для диагностики страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего использовать проективные и полупроективные методики, в связи с тем, что в этот период жизни дети не могут достаточно точно охарактеризовать свои переживания при помощи вербальной информации.

В данном случае у детей, воспитывающихся в детском доме, выявлено преобладание социальных страхов, проявляющихся уже в возрасте шести лет, что является ненормативным особенностью проявления страхов.

У детей в возрасте 7-ми и 8-ми лет наблюдается наличие страхов, характерных для предыдущих возрастных периодов. Отсудив опыта справляться со страхами приводит к к тому, что ребенок «застревает» в них, и тем самым количество страхов увеличивается.

По мнению Захарова наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель преневротического состояния, требующий неотложной психокоррекционной помощи.

Заключение

Настоящая курсовая работа была посвящена исследованию детских страхов у воспитанников детских домов. Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме и проведено эмпирическое исследование.

Для решения основных задач интернатного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития детей. Большинство детей — сирот воспитываются в условиях социальной депривации имеют отягощённую наследственность, что негативно влияет на формирование их эмоциональных, волевых, личностных особенностей. Влияние среды также может усугублять эти особенности, приводя к развитию патологических черт личности ребенка. Это также касается и детских страхов, так как у детей из детских домов наблюдается большое количество страхов, особенно связанных с социальной сферой, что в дальнейшем может негативно сказаться на процессе адаптации и социализации детей.

Из результатов проведенного исследования также видно, что наряду с большим количеством страхов и преобладанием социальных страхов, дети испытывают трудности в выражении своих эмоций и страха, замкнуты, не имеют необходимых знаний о способах справляться со своими страхами. Отношения общества к ребенку из детского дома, и главным образом, отношения их ближайшего окружения (коллектива воспитателей и педагогов) имеют существенное значение в процессе формирования личности, и накладывают отпечаток на структуру страхов у детей. Так выявлено, что большинство детей боятся наказания или сделать что-нибудь не так, в итоге они становится пассивными, скованными в проявлении личной инициативы.

Данные диагностического исследования свидетельствуют о большом количестве страхов у воспитанников, связанном с фиксацией на страхах предшествующих возрастных периодов, по мнению А. И. Захарова это может являться показателем преневротического состояния у детей. Таким образом, наше исследование выявило необходимость разработки и внедрения психокоррекционной программы для работы со страхами у воспитанников данного детского дома.

Мы считаем, что исследование проблемы страхов у воспитанников детского дома имеет важную практическую ценность, поэтому данное исследование может иметь свое продолжение в русле создания программ психологической помощи для воспитанников данного учреждения.

Библиографический список

1. Вард И. Фобия / И. Вард — М.: Проспект, 2002. — 78с.

2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга — СПб.: Питер, 2001. 278с.

3. Вологодина Н. Г. Детские страхи днём и ночью / Н. Г. Вологдина — М.: «Феникс», 2006. 106с.

4. Дмитриева С. А. Особенности школьной тревожности у детей-сирот младшего школьного возраста. Дефектология / С. А. Дмитриева 2005. — № 4.

5. Дьяченко О. М., О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114.

6. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей / А. И Захаров — М., 1986

7. Канунников, Р. И. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей из детского дома и школы интерната / Р. И. Канунников // Дисс. канд. психол. наук. — М., 2003. — 152 с.

8. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста / В.В. КовалевМ., 1979.

9. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан — СПб.: Питер, 2009.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 384с.

11. Семиотика страха. Сборник статей. — М.: Русский институт: Европа, 2005. 456с.

12. Серова Е. В. Психологическая диагностика страхов у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах / Е. В. Серова // Психология обучения. -2011. — № 7. — С. 109 — 119.

13. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева — М.: Академия, 1997. — 332 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой