Практическое исследование особенностей сенсорного воспитания дошкольников
Итак, в процессе исследования особенностей сенсорного развития дошкольников был сделан вывод о том, что сенсорные способности детей развиты недостаточно, некоторые из дошкольников не только не знают многих растений, но и затрудняются в определении цвета, формы и запаха растений. Таким образом, была определена необходимость проведения дальнейшей работы по развитию у детей сенсорных способностей… Читать ещё >
Практическое исследование особенностей сенсорного воспитания дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика сенсорного развития детей дошкольного возраста
Исследование особенностей сенсорного развития детей было проведено в средней группе ДОУ № 330 Красноармейского района города Волгограда. Количество исследуемых составило 10 человек. Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика с целью выявления уровня овладения сенсорными эталонами на примере растений.
Для диагностики были использованы следующие методики:
1. Методика «Назови цветок».
Дошкольнику предлагается угадать цветок по изображению на карточке (ромашка, роза, тюльпан, ландыш, астра, одуванчик, мимоза, нарцисс, гвоздика, хризантема).
Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует сумме правильно найденных и названных растений. Максимальное количество баллов — 10.
2. Методика «Волшебный мешочек»
Дошкольнику предлагается на ощупь угадать фрукт или овощ в мешочке (лук, морковь, чеснок, огурец, яблоко, лимон, груша, мандарин, апельсин, банан).
За каждое правильно угаданный фрукт или овощ присваивается 1 балл. Максимальное количество набранных баллов — 10.
3. Методика «Угадай растение»
Цель — изучение представлений дошкольников о комнатных растениях.
Ход исследования. Дошкольникам демонстрируются карточки комнатных растений (кактус, алоэ, герань, фикус, фиалка), которые необходимо найти в уголке природы и назвать.
Анализ результатов. Количество набранных баллов соответствует сумме правильно найденных и названных растений. Максимальное количество баллов — 10.
4. Методика «Какого цвета?»
Дошкольникам предлагается вспомнить и назвать цвет следующих растений (в случае затруднения демонстрируется карточка с изображением):
- — Какого цвета огурец?
- — Какого цвета помидор?
- — Какого цвета баклажан?
- — Какого цвета лимон?
- — Како цвета лепестки у ромашки?
- — Какого цвета одуванчик?
- — Какого цвета листья у тополя?
- — Какого цвета ствол у березы?
- — Какого цвета бывает смородина?
- — Какого цвета клубника?
Количество баллов соответствует правильно определенным цветам растений.
Максимальное количество набранных баллов — 10.
5. Методика «Чем пахнет»
Дошкольникам предлагаются карточки с растениями (герань, фиалка, петрушка, укроп, лук, роза, еловая ветка, яблоко, малина, банан). Дети должны вспомнить и рассказать, чем они пахнут (приятный, сладкий запах, запах хвои, цветочный запах, острый, неприятный запах).
Максимальное количество набранных баллов — 10.
6. Методика «Какого вкуса?»
Детям предлагаются карточки с изображением фруктов и овощей (лук, чеснок, яблоко, апельсин, клубника, помидор, огурец, капуста, лимон, морковь). Необходимо вспомнить и назвать, какого вкуса тот или иной овощ или фрукт (кислый, соленый, сладкий).
Анализ результатов исследования сенсорного развития дошкольников представим в виде таблицы.
Таблица 1.
Диагностика сенсорного развития дошкольников (на основе представлений о растениях). Констатирующий эксперимент.
Имя ребенка, возраст. | Методики. | Общее кол-во баллов. | Вывод об уровне развития. | ||||||
Лена М. | Средний. | ||||||||
Оля Ч. | Высокий. | ||||||||
Ира К. | Низкий. | ||||||||
Маша В. | Низкий. | ||||||||
Игорь Т. | Средний. | ||||||||
Саша Н. | Низкий. | ||||||||
Дима К. | Средний. | ||||||||
Вася П. | Средний. | ||||||||
Петя С. | Средний. | ||||||||
Паша К. | Средний. | ||||||||
Итак, в результате диагностики сенсорного развития дошкольников были выделены следующие группы детей:
- — дети с высоким уровнем сенсорного развития (1 человек). Девочка легко узнавала растения, называла их отличительные признаки (цвет, запах, форму). К выполнению заданий отнеслась с живым интересом.
- — дети со средним уровнем сенсорного развития (6 человек). Эти дети в целом узнавали овощи и фрукты, однако затруднялись в определении растений из уголки природы, путались в названии цветов, более легко определяли цвет растения, нежели чем запах и вкус.
- — дети с низким уровнем сенсорного развития (3 человека). Практически не могли назвать ни одного растения, путались в определении цветов спектра, не смоли определить запах и вкус овоща или фрукта.
Итак, в процессе исследования особенностей сенсорного развития дошкольников был сделан вывод о том, что сенсорные способности детей развиты недостаточно, некоторые из дошкольников не только не знают многих растений, но и затрудняются в определении цвета, формы и запаха растений. Таким образом, была определена необходимость проведения дальнейшей работы по развитию у детей сенсорных способностей на основе изучения растений.