Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Храмы Южной Индии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обычная, не праздничная храмовая жизнь выглядит сегодня довольно скромно. А еще сравнительно недавно она была способна поразить воображение. Князь А. Д. Салтыков, побывавший в середине XIX в. в Индии и осмотревший храмы на юге, в Канчипураме, писал: «Оба здания великолепны, величественного зодчества, с самыми странными украшениями, с изображениями вымышленных чудовищ; и все это перемешано… Читать ещё >

Храмы Южной Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенно сильное впечатление производят храмы Южной Индии, меньше пострадавшей от мусульманских завоевателей. Они нередко представляют собой громадный комплекс. Кроме основного сооружения в него входят несколько дополнительных, встроенных в него или расположенных поблизости, а также павильоны для верующих. С XII— XIII вв. храмы начали окружать высокими массивными стенами. Возможно, их возводили для защиты от мусульманских захватчиков или из желания подражать царским дворцам, поскольку храм воспринимался как дом божества.

Нередко храмовый комплекс окружен не одной, а несколькими концентрическими стенами, над которыми возвышаются надвратные башни — гопурамы. С XVI в. надвратные башни, достигавшие шестидесятиметровой высоты, стали самым примечательным элементом индуистских храмов. Он отличает и храмы в Шрирангаме, Канчипураме, Чидамбараме, Мадурае и других городах.

Один из самых крупных, богатых и известных в Индии — храм Минакши, Рыбоглазой, названной так потому, что форма рыбы считалась для женских глаз самой прекрасной в Древней Индии. По легенде, богиня, будто бы дочь одного из царей тамильской династии Пандьев, уродилась трехгрудой. Унаследовав трон отца и его воинственный дух, она отправилась завоевывать новые земли, но у горы Кайласа ей пришлось вступить в бой с армией самого Шивы. При виде бога с ней произошлочудесное превращение: ее воинственность исчезла, третья грудь пропала, и голос с небес провозгласил, что Шива — ее жених.

По другой легенде, Шива женился на Минакши, приемной дочери купца. Царь обвинил его в краже драгоценного браслета и казнил. Разгневанная Минакши приняла облик грозной богини и, мстя за мужа, убила царя, сама же стала богиней города Мадурай в штате Тамилнад и постоянно требовала умилостивительных жертв. Видимо, ее характер с тех пор не изменился, так как к храму и сейчас устремляются толпы паломников почтить своенравную богиню и совершить предписанные обряды.

Храм в Мадурае называют «лебединой песней» южноиндийского культового зодчества. Этот город, древняя столица славного царства Пандьев, еще с VI в. считался одним из священных мест шиваизма.

С ним издавна было связано множество легенд, повествующих о божественных играх Шивы, его чудесных явлениях людям, неожиданных превращениях и его магическом покровительстве городу. Согласно одной из них, бог-громовержец Индра, снизошедший на землю, обнаружил в роще деревьев каменный фаллический символ Шивы — лингам, над которым была возведена башня-вимана: так называют в мифах колесницу-дворец, на которой передвигались в пространстве боги и их посланцы. Этим же словом стали называть южный тип храма с высокой, суживающейся кверху башней над святилищем.

Храм начали возводить в XIII столетии, а к XVII в. он уже приобрел законченные очертания, хотя позже не раз перестраивался вплоть до XX в., став огромным храмовым комплексом. К главному святилищу, увенчанному башней, примыкает зал для верующих, куда попадают через вход-ардхамандапам, а весь комплекс окружен двором, в котором находятся второстепенные небольшие святилища.

Количество оград, одна внутри другой, с веками возрастало, а вместе с ними и количество башен-гопурам над воротами. Каждый новый правитель стремился превзойти своего предшественника размерами и богатым убранством этих башен, которые становились символами их власти и могущества. Самые большие и богато декорированные башни Мадурайского комплекса украшают входы во внешней ограде. Они так обильно украшены лепниной и скульптурой, что на них совсем нет пустого пространства.

Со временем большое значение в храмовом комплексе приобрели залы-мандапы для молящихся, устроенные в виде открытой галереи или павильона. В небольших и скромных залах хранили колесницы для статуй богов, которые возили во время праздничных ритуалов по улицам; устраивали стойла для священных слонов, участвовавших в праздничных шествиях; проводили свадебные обряды; в больших — располагались паломники, прибывшие для религиозных празднеств. Зодчие проявляли чудеса виртуозности, сооружая многоколонные мандапы в XVI—XVII вв., составляя сложные композиции из колонн разных форм и сочетая их со скульптурными группами.

В третьем внутреннем дворе комплекса находится храм Шивы в образе Сундарешвары, Прекрасного властителя, с невысокой башней над святилищем. Неподалеку от него расположен бассейн Золотых лилий, символизирующий первозданный океан. Он предназначен для омовений паломников и окружен со всех сторон галереей с колоннадой. С запада к нему примыкает двор с двумя входными башнями, внутри которого стоит святилище супруги Шивы, богини Парвати, в образе Минакши. К этим двум храмам примыкают другие храмы, а также многочисленные мандапы, галереи и другие помещения.

Обычная, не праздничная храмовая жизнь выглядит сегодня довольно скромно. А еще сравнительно недавно она была способна поразить воображение. Князь А. Д. Салтыков, побывавший в середине XIX в. в Индии и осмотревший храмы на юге, в Канчипураме, писал: «Оба здания великолепны, величественного зодчества, с самыми странными украшениями, с изображениями вымышленных чудовищ; и все это перемешано пальмами, огромными бананами, крытыми ходами и переходами, двориками, площадками. Толпа браминов, молодых и старых, полунагих, испещренных желтой и белой красками на лице и на груди, была погружена в моление; одни, служители Шивы, истребителя, лежали ниц, другие, служители Вишну, сохранителя, молились стоя… Баядерки плясали под звуки оглушительной музыки; слоны следовали за мной повсюду, как тени. Вся эта картина, и в целом, и в подробностях, была волшебно-очаровательна».

Да, князю посчастливилось увидеть храмовых танцовгциц-дэвадаш, «божьих жен», ублажавших богов, которые засыпали и просыпались, созерцая чарующие движения прекрасных девушек. Эти жрицы культа, искусные в пении, музыке и танцах, красотой и тонким искусством обхождения привлекали в храмы много паломников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой