Феноменология религии.
Религиоведение
Проводить границу между историческим, психологическим, теологическим и феноменологическим рассмотрением религии; Выделять психологические, исторические, культурологические содержания религиозного феномена; Теория Р. Отто о нуминозном развертывается в виде последовательных ответов на два вопроса: Историческое становление феноменологии религии как составной части религиоведения; Приемами применения… Читать ещё >
Феноменология религии. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы 8 студент должен:
знать
- • историческое становление феноменологии религии как составной части религиоведения;
- • философские и научные предпосылки феноменологии религии;
- • основные понятия феноменологии религии и их содержание;
- • статическую и динамическую модели феноменологии религии;
уметь
- • устанавливать предметное поле феноменологии религии;
- • рассматривать религию как историческое явление и как феномен;
- • проводить границу между историческим, психологическим, теологическим и феноменологическим рассмотрением религии;
- • выделять психологические, исторические, культурологические содержания религиозного феномена;
владеть
- • методами феноменологического анализа религии;
- • навыками оперирования основными понятиями феноменологии религии;
- • приемами применения понятия священного феномена к историческим явлениям.
Предпосылки феноменологии религии
В качестве таковых можно выделить труды основателя либерального течения протестантской теологии Ф. Д. Э. Шлейермахера, немецких классических философов И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, основоположников сравнительной мифологии и религиоведения М. Мюллера и П. Ш. де ля Соссе. Ф. Д. Э. Шлейермахер выделял особое чувство для постижения божественного, основанное на интуиции, которую он называл созерцаниями (лат. intueor — пристально глядеть, внимательно смотреть, обращать внимание, изумляться, с удивлением глядеть)[1]. Это постижение не рационально, но чувственно-интуитивно, в нем душа открывается впечатлениям, исходящим от универсума.
Решающее значение для становления феноменологии религии имели сочинения Р. Отто в области религиоведения и религиозной философии. Опираясь на труды Ф. Д. Э. Шлейермахера, он пришел к выводу, что религиозное чувство лежит в основе религии. Религиозное переживание не врожденно, но доступно каждому, кто ищет его. Человек стремится к нему именно для того, чтобы достичь такого состояния покоя, когда ему становится все ясно о себе и о своих целях.
Теория Р. Отто о нуминозном развертывается в виде последовательных ответов на два вопроса:
- • как переживается и как функционирует нуминозное чувство;
- • как религия становится тем, что она есть.
Р. Отто формулирует важное положение о том, что знание и понятийное понимание далеко не одно и то же, более того, часто они противопоставляются и исключают друг друга. Понятийное понимание менее всего приспособлено для интуитивного познания и признания нуминозного в его истинном проявлении. Нуминозное существует во всех религиях, и без нуминозного религии не существует. В поисках обоснования нуминозного опыта Р. Отто обратился к философии и заимствовал у И. Канта понятие aptiori. Святое есть категория aptiori, оно проявляется как в своем рациональном, так и в иррациональном аспектах.
Религиозное чувство проявляется в опыте, но не возникает из него. Религиозное чувство относится к основаниям души. Чувство нуминозного не является производным от других чувств, оно есть первичное, качественно оригинальное чувство, которое можно пробудить. Имеет место «закон соответствия чувств», гласящий, что «одно чувство X пробуждает в нас подобное чувство У»[2]. Чувство нуминозного вызывает в нас подобные чувства, и, наоборот, подобные нуминозному чувства вызывают чувство нуминозного. Импульсы к пробуждению нуминозных переживаний могут исходить от произведений искусства — изобразительных, художественных, музыкальных.