Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов в высшей школе
Гипотеза исследования — процесс подготовки специалистов может обеспечить их информационно-технологическую готовность к профессиональной деятельности, в том числе формирование и развитие профессионально важных качеств специалиста, соответствующих требованиям современного информационного общества, если при использовании информационных технологий учитываются и реализуются следующие… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Информационные технологии как средство профессиональной подготовки специалистов
- 1. 1. Основные проблемы компьютеризации профессиональной подготовки
- 1. 2. Анализ учебной деятельности при обучении с использованием информационных технологий
- 1. 3. Классификация информационных технологий, используемых при подготовке специалистов
- Глава 2. Особенности профессионального обучения, опосредствованного информационными технологиями
- 2. 1. Структура подготовки с использованием информационных технологий
- 2. 2. Специфика взаимодействия человека со средствами информационных технологий
- 2. 3. Реализация дидактических принципов при профессиональном обучении с использованием информационных технологий
- Глава 3. Особенности воздействия информационных технологий в процессе профессиональной подготовки на личность специалиста
- 3. 1. Организация и методы исследования
- 3. 2. Психические явления студентов, обучающихся с использованием информационных технологий
- 3. 3. Динамика психических явлений для различных групп специальностей
- 3. 4. Самооценка профессионально важных качеств, развитых в процессе подготовки с использованием информационных технологий
- 3. 5. Профессиональная направленность и мотивация выбора специальности
- Заключение
Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов в высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современное информационное общество с его сложным, высокотехнологичным и быстро меняющимся производством, развитой инфраструктурой, использующей передовые достижения в области информационных технологий, предъявляет качественно новые требования к подготовке специалистов различных профилей. От выпускников вуза требуется не только фундаментальная базовая подготовка, которая поможет им разобраться в сложном производстве, но и информационно-технологическая готовность, а именно: знание средств информационных технологий и умение с ними обращатьсяумение собирать, оценивать и использовать информациювысокая адаптивность, выражающаяся в способности приспосабливаться к новым условиям труда, информационным нагрузкам, вызванным обновлением средств производства и орудий трудакоммуникативность и умение работать в группеспособность к самообразованию и потребность в регулярном повышении квалификации и т. п.
Решение проблемы формирования специалиста, соответствующего требованиям информационного общества, невозможно без использования в обучении информационных технологий. При этом актуальным является определение психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке, обеспечивающих информационно-технологическую готовность специалиста и способствующих формированию его профессионально важных качеств.
Анализ литературы выявил недостаточную разработанность этой проблемы. Информатизации образования, различным аспектам использования компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий в образовании посвящены работы многих исследователей: Н. В. Апатовой, В. А. Белавина, В. П. Беспалько, А. М. Галимова, Б. Г. Гершунского, Ю. С. Иванова, Г. В. Ившиной, В. А. Извозчикова, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, Н. Х. Насыровой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. Ф. Шолоховича,.
К.К.Колина и других. Психологические вопросы, связанные с использованием информационных технологий, нашли отражение в работах А. Е. Войскунского, Л. П. Гурьевой, Л. С. Коновалец, Н. В. Серковой, О. К. Тихомирова, Н. В. Чудовой, С. А. Шапкина и др. Вопросы формирования личности специалиста и его профессиональной деятельности рассмотрены в работах А. А. Вербицкого, Т. Ю. Елисеевой, Е. А. Климова, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова и других авторов. При всей несомненной теоретической и практической значимости названных исследований и их важности в решении образовательных задач следует отметить, что в них не рассматриваются психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля, определяющие процесс профессиональной подготовки студентов и влияющие на развитие личности специалиста.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявляющихся в системе профессиональной подготовки специалистов: между растущими требованиями общества к качеству подготовки выпускаемого специалиста и уровнем информационно-технологической готовности выпускников вузов к профессиональной деятельностимежду необходимостью развития и формирования важных для успешной профессиональной деятельности в условиях информационного общества качеств личности специалиста и неразработанностью научно-методического обеспечения этих процессов. Отсюда вытекает проблема исследования: каковы психологопедагогические особенности использования информационных технологий в подготовке студентов, учет которых способствует формированию информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества.
Цель исследования — определить и обосновать психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля и экспериментально апробировать их влияние на формирование информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности.
Объект исследования — подготовка специалистов с использованием информационных технологий в высшей школе.
Предмет исследования — психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля в высшей школе («человек-человек», «человек-техника», «человек-знак»).
Гипотеза исследования — процесс подготовки специалистов может обеспечить их информационно-технологическую готовность к профессиональной деятельности, в том числе формирование и развитие профессионально важных качеств специалиста, соответствующих требованиям современного информационного общества, если при использовании информационных технологий учитываются и реализуются следующие психолого-педагогические особенности их применения в учебном процессе: будущая профессиональная деятельность определяет информационные средства и методы подготовки специалистов различных направлений («человек-человек», «человек-техника», «человек-знак») — подготовка специалистов различных направлений с использованием информационных технологий осуществляется с учетом значимости основных дидактических принципов для конкретной специальностиструктура подготовки с использованием информационных технологий включает в себя инвариантный (информационно-технологический) и вариативный (социально-профессиональный) блокимногообразие информационных технологий и цели их использования в процессе профессиональной подготовки обуславливают воздействие на личность студентов.
В рамках цели и выдвинутой гипотезы определены задачи исследования: определить изменения компонент профессиональной деятельности для специалистов, относящихся к типам профессий «человек-человек», «человек-знак», «человек-техника», обусловленных информатизацией общества, и исходя из этого обосновать содержание информационно-технологического и социально-профессионального блоков подготовки с использованием информационных технологийвыявить специфику реализации дидактических принципов при обучении с использованием информационных технологий и обосновать их значимость для каждого из трех типов профессийраскрыть особенности взаимодействия человека с компьютером и информационными технологиямиэкспериментально проверить влияние психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в учебном процессе высшей школы на формирование информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества. Методологической основой исследования явились: личностнодеятелыюстный подход, который направлен на формирование специалистов, обладающих не только высоким уровнем интеллектуального развития, но и способных к активной профессиональной и социальной деятельностиразличные аспекты использования компьютерных и информационных технологий в образованиипсихологические положения, связанные с использованием информационных технологий.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по вопросам использования информационных технологий в обучении, позволивший выявить возможности использования информационных технологий в профессиональной подготовке и установить противоречия диссертационного исследованияанализ квалификационных характеристик, учебных планов и программ, методической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, государственных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих требования к уровню усвоения профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, анкетирование, позволившие определить изменения ведущих видов деятельности для специальностей, относящихся к типам профессий «человек-человек», «человек-знак», «человек-техника" — анализ психолого-педагогической литературы, опросно-диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, самооценка) — экспериментальные методы (поперечных срезов, лонгитюдный) для получения необходимой информации при выявлении и анализе специфики реализации дидактических принципов, а также профессионально важных качеств и индивидуальных особенностей личности специалистаметоды статистической обработки данных (корреляционный анализ, t-критерий Стыодента), результаты которых послужили основой для выводов данной работы.
Базой исследования стали Нижнекамский химико-технологический институт, Нижнекамский институт дистанционного обучения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Этапы исследования.
Первый этап (2000 — 2002) был посвящен анализу педагогической и психологической литературы по различным проблемам компьютеризации учебного процесса, а также проведению пилотажных исследований. Целью этого этапа были определение возможностей использования информационных технологий в профессиональной подготовке, а также психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке. Также подбирались методики для адекватного измерения требуемых психологических параметров, опробовались методики эксперимента и проводились пилотажные исследования. Предложено ориентировочное содержание инвариантного и вариативного блоков подготовки специалистов с использованием информационных технологий.
На втором этапе (2002 — 2003) с учетом результатов исследования предшествующего периода изучались индивидуально-психологические особенности студентов, обучающихся с использованием информационных технологий, и их информационно-технологическая готовность к будущей профессиональной деятельности. Исследован ряд явлений, относящихся к важным в процессе профессиональной подготовки с использованием информационных технологий (мобильность/ригидность, компьютерная фрустрация, самочувствие, активность, настроение, сила воли, мотивация достижения успеха/избегание неудач, информационная ригидность, компьютерная тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность).
Третий этап (2003 — 2004) посвящен статистической обработке эмпирических данных, анализу и оценке полученных диагностических результатов.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в подготовке специалистов: выбор информационных средств подготовки специалистов обусловлен спецификой будущей профессии («человек-человек», «человек-знак», «человек-техника» на примере специальностей 61 000 «Государственное муниципальное управление», 60 800 «Экономика и управление на предприятии», 170 500 «Машины и аппараты химических производств») — содержание профессиональной деятельности определяет комплекс профессионально важных качеств, развиваемых на дисциплинах, включенных в выявленные инвариантный (информационнотехнологический) и вариативный (социально-профессиональный) блоки подготовки с использованием информационных технологийучет значимости основных дидактических принципов для конкретной специальности (научности, доступности, прочности, систематичности и последовательности, наглядности, связи теории с практикой, активности, индивидуализации обучения, сознательности, коллективизма) определяет выбор информационных технологийпроцесс профессиональной подготовки с использованием информационных технологий характеризуется спецификой взаимодействия человека с компьютером.
2. Определены профессионально важные качества (мобильность, информационная ригидность, компьютерная фрустрация, сила воли, мотивация достижения успеха, компьютерная, личностная, ситуативная тревожность и др.) специалистов рассматриваемых направлений, которые развиваются при обучении с помощью информационных технологий, и проанализирована динамика их изменения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные содержание и методы подготовки с использованием информационных технологий, учитывающие специфику реализации дидактических принципов для конкретных специальностей, позволяют трансформировать учебную деятельность в учебно-профессиональную и способствуют положительной динамике изменения профессионально важных качеств, а также снижению частоты проявления негативных психических состояний личности специалиста. Материалы исследования включены в содержание рабочих программ по подготовке специалистов 61 000 «Государственное муниципальное управление» (ГМУ), 60 800 «Экономика и управление на предприятии» (ЭиУ), 170 500 «Машины и аппараты химических производств» (МАХП) и внедрены в учебный процесс Нижнекамского химико-технологического института.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов обеспечены всесторонним изучением проблемы исследования, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования, непосредственным участием автора в эксперименте, широтой привлечения экспертов (преподавателей и выпускников вузов, работающих по специальности), соблюдением требований к выборке при проведении педагогического эксперимента, длительность эксперимента.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на II международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (г.Санкт-Петербург, 2002), на Всероссийском семинаре «Проблемы методологической, психолого-педагогической и информационно-технологической подготовки преподавателей высшей школы» (г.Казань, 2003), на межвузовской научно-практической конференции «Формирование профессионализма преподавателя высшей школы» (г.Наб.Челны, 2003), на научной сессии в Казанском государственном технологическом университете (2004), на II международной научно — практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (г.Наб.Челны, 2004), на Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в области образования, науки и производства» (г.Нижнекамск, 2004), на II Всероссийской научно-практической конференции «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (г.Наб. Челны, 2004), на семинарах кафедры информационных технологий обучения Казанского государственного технологического университета (2003, 2004).
На защиту выносятся следующие положения и результаты:
1. Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов в высшей школе («человек-человек», «человек-знак», «человек-техника»).
2. Доказательство того, что учет психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в процессе профессиональной подготовки способствует формированию адекватной современному состоянию информационного общества информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности.
Выводы по третьей главе.
Исследование подтвердило, что при использовании информационных технологий в профессиональном обучении с учетом специфики реализации дидактических принципов для каждой специальности существенно повышается уровень сформированное&tradeпрофессионально важных качеств и снижаются показатели негативных психических явлений.
Выявлена положительная динамика развития мобильности и определенности в деятельности, динамика снижения различных видов тревожности. Определены основные состояния и свойства в структуре психических явлений: личностная тревожность, компьютерная фрустрация, ситуативная тревожность, активность и настроение.
Получены значимые различия в проявлении профессионально важных качеств и явлений для рассмотренных специальностей. У студентов, обуч? ^ 80.
Интегрированные коэффициенты успеваемости в начале эксперимента чающихся по специальности ГМУ («человек-человек») с использованием информационных технологий, повышается уверенность в себе, самооценка, имеет тенденцию к повышению мотивация к успеху. Для будущих механиков (специальность МАХП («человек-техника»)) происходит развитие самооценки, мотивации достижения на успех, снижение личностной тревожностиповышается уверенность в себе, устойчивость к неудачам, волевые свойства, мобильность, гибкость. У будущих экономистов (специальность ЭиУ («человек-знак»)) выявлено снижение ситуативной и личностной тревожности, повышается уверенность в себе, самооценка, наблюдательность, любознательность, активность, решительность, имеет тенденцию к повышению мотивация к успеху.
Установлено, что выраженность и степень важности умений и навыков, составляющих информационно-технологическую готовность, для студентов рассматриваемых специальностей разная. Кроме того, сравнительный анализ показал достоверную разницу в средних показателях самооценки готовности до и после эксперимента (71,0 и 76,8 баллов соответственно). Сформирован-ность профессионального самоопределения студентов и показатели профессиональной направленности к концу эксперимента также повысилась.
Таким образом, экспериментально проверено влияние психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля.
Проведенное исследование позволяет утверждать о правомерности поставленной нами проблемы и ее актуальности. Актуальность работы определяется объективной необходимостью выявления психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке специалиста и разработки ее структуры и содержания, обеспечивающей формирование информационно-технологической готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
Проведенные ранее исследования показали недостаточную разработанность данной проблемы. В исследовании предлагается один из вариантов решение проблемы подготовки студентов с использованием информационных технологий, отвечающих требованиям информационного общества к качеству подготовки специалистов.
Обоснована необходимость перехода на обучение с использованием информационных технологий, в результате которого обеспечивается трансформация учебно-познавательной деятельности в профессиональную деятельность. Анализ современного состояния развития информационных технологий, их возможностей использования в учебном процессе позволил сделать вывод, что многообразие информационных технологий в обучении позволяет подобрать необходимые для подготовки специалистов конкретного профиля.
Нами были определены и проранжированы списки видов профессиональной деятельности для специальностей 61 000 «Государственное муниципальное управление» (ГМУ), 60 800 «Экономика и управление на предприятии» (ЭиУ), 170 500 «Машины и аппараты химических производств» (МАХП), относящихся к типам профессий «человек-человек», «человек-знак», «человек-техника» соответственно. Установлено, что информационная деятельность является одной из ведущей профессиональной деятельностью для каждой из рассмотренных нами специальностей. Специфика будущей профессии, выделенная на основе анализа выявленных ведущих видов деятельности, позволила определить структуру и содержание профессиональной подготовки с использованием информационных технологий: инвариантный (информационно-технологический) блок, который реализуется на первом этапе профессиональной подготовкивариативный (социально-профессиональный) блок — на всех последующих курсахнравственно-мотивационный блок, реализующий на протяжении всего курса профессиональной подготовки. Нами были определены знания, умения и навыки, входящие в выделенные блоки профессиональной подготовки с использованием информационных технологий.
На основе теоретического анализа выявлены закономерности изменения профессионально важных качеств в процессе профессиональной подготовки студентов с использованием информационных технологий. Установлено, что психические явления зависят от информационно-технологической готовности специалиста, от целей использования компьютера, от вида профессиональной деятельности. В результате обосновано, что при отборе информационных технологий для профессиональной подготовки следует учитывать особенности психических явлений, свойственных конкретным профессиональным группам.
Теоретический анализ показал, что обучение с использованием информационных технологий должно осуществляться с учетом классических дидактических принципов. Нами выявлены наиболее важные в подготовке с использованием информационных технологий дидактические принципы по каждой конкретной специальности. Для специальности ГМУ наиболее важными являются принципы коллективизма, прочности, активности, связи теории с практикойдля МАХП — принципы наглядности, научности, активности, связи теории с практикойдля ЭиУ — связь теории с практикой, активность, научность, сознательность. Полученная специфика реализации дидактических принципов для каждой специальности определяет выбор информационно-педагогического продукта, необходимого для профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Таким образом, в результате проведенного теоретического исследования нами были выявлены психолого-педагогические особенности применения информационных технологий в подготовке специалистов различного профиля: выбор инвариантного (информационно-технологического) и вариативного (социально-профессионального) блоков, содержания и методов профессиональной подготовки с использованием информационных технологий, соблюдение конкретных дидактических принципов должны основываться на специфике будущей профессии (на примере специальностей 61 000 «Государственное муниципальное управление», 60 800 «Экономика и управление на предприятии», 170 500 «Машины и аппараты химических производств»), а также на учете специфики психических явлений человека в процессе деятельности, опосредствованной компьютером.
В результате экспериментального исследования выявлено влияние психолого-педагогических особенностей использования информационных технологий в подготовке на изменение профессионально важных качеств специалиста. Получено подтверждение того, что в процессе подготовки с использованием информационных технологий формируется информационно-технологическая готовность специалистов к профессиональной деятельности и повышается уровень сформированности профессионально важных качеств, снижаются показатели негативных психических явлений. Доказано, что учебная деятельность с использованием информационных технологий модифицируется в учебно-профессиональную деятельность, в которой реализуются цели профессионального и личностного развития каждого студента. Таким образом, использование информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов необходимо, так как делает обучение профессионально направленным.
Полученные экспериментальные результаты подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу, поставленная цель достигнута.
Проведенное исследование, естественно, не охватывает все аспекты компьютеризации и информатизации профессиональной подготовки. Остаются проблемы, которые нуждаются в дальнейшем изучении.
Список литературы
- Айламазян, М.А. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / М. А. Айламазян // Вопросы психологии.-1990. № 4.-С. 17−19.
- Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания школьников / Б. Г. Ананьев. — М.: АПН РСФСР, 1946. 52 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 96 с.
- Анасимова, Н.С. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании / Н. С. Анасимова, И. Г. Сидоркина // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С.46−49.
- Апатова, Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Апатова. М., 1994. — 24 с.
- Апатова, Н.В. Дидактические аспекты компьютерного обучения / Н. В. Апатова, О. Н. Гончарова, С. А. Солдатова. http://ccssu.cssu.crimea.ua/internet/Education/ notes/notes3/n03016.htm
- Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерной сети: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. — Вып. 4. -С.14−20.
- Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р.Арнхейм. -М.: Прометей, 1994. 352 с.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /
- В.Г.Асеев. — М.: Просвещение, 1976. 220 с.
- Афанасьев, В.В. Анализ показателей эффективности применения обучающих программ / В. В. Афанасьев, О. Б. Тыщенко, И. В. Афанасьева // Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве: сб.науч.-техн.тр. Нижний Новгород, 1999.- С. 15.
- Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов. М.: Изд. ТОО фирма «Светотон ЛТД», 1995. — 320 с.
- Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. -№ 1. — С.14−19.
- Белякин, A.M. Дидактические условия оптимизации контроля и самоконтроля в учебной деятельности студентов с применением ЭВМ: дис.. канд. пед. наук / A.M.Белякин. Казань, 1984. — 236 с.
- Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
- Бордовский, Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 1215.
- Бурлаков, И.В. Психология компьютерных игр / И. В. Бурлаков // Прикладная психология. 2000. — № 2. — С.58−70.
- Бурносова, О.В. Методика использования учебных телеконференций в обучении будущих учителей информатики: дис.. канд. пед. наук / О. В. Бурносова. М., 2000. — 156 с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Волкова, Л.С. Организационно-педагогическая система развития компьютерной культуры педагога: дис.. канд. пед. наук / Л. С. Волкова. -Казань, 1997. 192 с.
- Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Н. Н. Обозов и др. Л.: ЛГУ, 1984. — 191 с.
- Вострокрутов, И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: дис.. д-ра пед. наук / И. Е. Вострокрутов. М., 2002. — 387 с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. -М: Педагогика, 1984. 458 с.
- Габай, Г. В. Педагогические принципы доступности в сфере дея-тельностной теории / Г. В. Габай // Вестник МГУ. 1987. — № 3. — С.20−24.
- Гавришина, О.Н. Формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Гавришина. Кемерово, 2004, — 22 с.
- Гендина, Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона / Н. И. Гендина // Педагогическая информатика. 2001. — № 2. — С. 12−15.
- Гершунский, Б.Г. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перпективы / Б. Г. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Голиков, Ю.Я. Теоретические основания проблем взаимодействия человека и техники / Ю. Я. Голиков // Психологический журнал. 2000. — Т.21.- № 5. -С.5−15.
- ГОС ВПО 2.2 1999. Издание. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — Взамен ГОС ВПО 940- 1994- введ. 2000 02 — 01. — М.: Изд-во стандартов, 2000. — 273 с.
- Грандова, С.А. Педагогические условия развития общеучебных умений учащихся в процессе их самообразовательной деятельности в информационном центре школы: дис.. канд. пед. наук / С. А. Грандова. — М., 2001.- 168 с.
- Гриценко, В.И. Информационная технология: состояние и вопросы развития / В. И. Гриценко, Б. Н. Паныиин. Киев: Наукова дума, 1989.-218 с.
- Гурьева, Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л. П. Гурьева //
- Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С.5−16.
- Дацюк, Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: дис.. канд. пед. наук / Г. И. Дацюк. — М., 2001. — 235с.
- Диканский, ЕЛО. Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного педагогического образования: дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Диканский. Ставрополь, 2003.- 193 с.
- Дикая, Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности / Л. Г. Дикая // Психологический журнал. 1984. — Т.З. — № 6. — С.254−257.
- Добрынин, Н.Ф. Труд и внимание / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии труда, трудовое обучение и воспитание. Ярославль: ЯрГУ, 1963. — С. 13−20.
- Доронина, О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление / О. В. Доронина // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С.68−78.
- Евтихиев, Н.Н. Образование и информатика 96 / НИИВО. — М., 1997. — Вып.2. — 76 с. (Новые информационные технологии в образовании: обзорная информ. по основным направлениям развития ВО).
- Елисеева, Т.Ю. Структура профессиональной деятельности специалиста: учеб. Пособие / Т. Ю. Елисеева. JL: Изд-во ЛГУ, 1988. — 101 с.
- Ермаков, М.Г. Вопросы разработки тестирующих программ / М. Г. Ермаков, Л. Е. Андреева // Информатика и образование. 1997. — № 3. -С.87−90.
- Зарецкая, И.И. Профессиональная культура личности / И. И. Зарецкая // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб.науч.тр. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96″, 1996. — Вып.З. — 115 с.
- Ившина, Г. В. Дидактические основы инвариантности, преемственности и перспективности информационных технологий мониторинга качества: дис.. .д-ра пед. наук / Г. В. Ившина. Казань, 2000. — 413 с.
- Игнатенко, Ж.В. Модернизация деятельности методической службы образовательного учреждения на основе информационных технологий: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ж. В. Игнатенко. М., 2004, — 20 с.
- Извозчиков, В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения / В. А. Извозчиков. С-Пб.: Изд-во РГПУ, 1991. — 120 с.
- Каптерев, А.И. Пути и средства формирования информационной культуры в университете / А. И. Каптерев. М.: ИПО Профиздат, 1998. — 135с.
- Касимов, Р.Я. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиции дидактической кибернетики / Р. Я. Касимов // Новые информационные технологии в образовании. 1993. — Вып.З. — С. 64.
- Климов, ЕА. Лучшие психологические тесты / Е. А. Климов. — М.: Изд-во МГУ, 1997.- 184 с.
- Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. — М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1988. 191 с.
- Компьютерные телекоммуникации — школе: пособие для учителя / Е. С. Полат и др. М.: ИСО РАО, 1995.- 168 с.
- Коновалец, Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения / Л. С. Коновалец // Педагогика. 1999. — № 2. — С.46−50.
- Коржавина, О.А. Численный эксперимент в практикуме по общей физике / О. А. Коржавина, Б. Е. Стариченко // Использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1987. — С. 102−113.
- Корнилова, Т.В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером / Т. В. Корнилова, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1990. -256 с.
- Коутс, Р. Интерфейс „человек-компьютер“ / Р. Коутс, И.Влейминк. -М.: Мир, 1990.- 501 с.
- Кочетова, Е.Н. Организация совместной деятельности учащихся в условиях компьютерного обучения / Е. Н. Кочетова, И. В. Синельник, А. В. Яресько. М.: Просвещение, 1996. — 316 с.
- Кузнецова, А.А. Обучающие программы и дидактика /
- A.А.Кузнецова, Т. А. Сергеева // Информатика и образование. 1986. — № 2. -С.87−90.
- Кураков, Л.П. Новые информационные технологии в высшей школе / Л. П. Кураков, Е. К. Лебедев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ГУ, 2001. — 488с.
- Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Прогресс, 1983.-365 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Леонтьева, В. Компьютеризация и „креативная педагогика“ /
- B.Леонтьева, М. Щербина // Высшее образование в России. 2001. — № 3. —1. C. 15−16.
- Линдельгольц, А.Ю. Информационное обеспечение образовательного процесса обучающихся в профессиональном колледже: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Линдельгольц. Курган, 2004.- 21 с.
- Лозовая, В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема / В. И. Лозовая, А. В. Троцко // Советская педагогика. 1989. — № 11. -С.4−8.
- Локтюшина, Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при общении в дидактической компьютерной среде: дис.. канд.пед.наук/ Е. А. Локтюшина. Волгоград, 1998. -152 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1984. — 338 с.
- Ломов, Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1985. — № 6. — С.8−28.
- Матросов, В.Л. Информатизация и подготовка учительских кадров / В. Л. Матросов, М. М. Буняев // Педагогика. 1991. — № 8. — С.9−12.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Машбиц, Е.И. Основы компьютерной грамотности / Е. И. Машбиц, Л. П. Бабенко, Л. В. Верник. Киев: Выща школа, Головное издательство, 1988.-258 с.
- Машбиц, Е.И. Диалог в обучающей системе / Е. И. Машбиц, В. В. Интерьерский, Е. Ю. Коммиссарова. Киев: Выща школа, 1989. — 219 с.
- Могилев, А.В. Дидактические принципы в компьютерном обучении/ А. В. Могилев, С. А. Титоренко // Педагогическая информатика. 1998. -№ 2. — С. 10−16.
- Молочков, В.П. Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Молочков. Великий Новгород, 2004.24 с.
- Монахов, В.М. Что такое новая информационная технология обучения? / В. М. Монахов // Математика в школе. 1990. — № 2. — С. 12−16.
- Мостовая, И.М. Юридическая психология / И. М. Мостовая. Киев: Вира-Р, 1999.-120 с.
- Насырова, Н.Х. Проектирование подготовки студентов гуманитарных факультетов классического университета по информатике: автореф. дис.. канд.пед.наук / Н. Х. Насырова. Казань, 2000. — 17 с.
- Невзорова, В.И. Непрерывное профессиональное экономическое образование на основе дистанционных технологий: дис.. канд.пед.наук / В. И. Невзорова. М., 2000. — 224 с.
- Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Т. З / Р. С. Немов. 3-е изд. — М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 1999.-640 с.
- Неетеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О. И. Нестеренко. -М.: Наука, 1994.-255 с.
- Нестерова, Л.В. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Нестерова. Брянск, 2003.- 23 с.
- НТР: Проблемы и решения. 1989. — № 9. — С.З.
- Образование и XXI век. Информационные и телекоммуникационные технологии / И. М. Макарова и др. -М.: Наука, 1999. 194 с.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику / В.Оконь. М.: Высшая школа, 1990.- 352 с.
- Окопелов, О.П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения / О. П. Окопелов // Педагогика. 1999. -№ 6. — С.50−55.
- Олынанникова, А.Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Олынанникова. — М.: Знание, 1983.- 80с.
- Павловец, В.И. Проблемы развития личности в системе непрерывного образования / В. И. Павловец, А. А. Вербицкий / Студент на пороге XXI века: монография. М.: Изд-во УДН, 1990. — 152 с.
- Пак, Н.И. О технологии создания компьютерных тестов / Н. И. Пак, С. А. Титоренко // Информатика и образование. 1997. — № 5. — С. 19−24.
- Петров, П.К. Современные информационные технологии в профессионально-педагогической подготовке специалистов по физической культуре и спорту / П. К. Петров // Информатика и образование. 2003. — № 7. -С.125−128.
- Петрущепков, А.В. Центр информационной культуры в системе университетского интернет-центра: дис.. канд. пед. наук / А. В. Петрущенков. Калининград, 2000. — 157 с.
- Платонов, К.К. Структура развития личности / К. К. Платонов. — М.:1. Наука, 1986. 255 с.
- Платонова, Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / НИИВШ. М.: Изд-во УДН, 1986. — Вып. 3. -158с. (Обзорная информ. НИИВШ).
- Плеухова, Л.Ф. Структура и содержание мотивационного обеспечения обучающих программ / Л. Ф. Плеухова // Информатика и образование. -1991. № 3. -С.27−29.
- Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. — М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д. Я. Райгородского и др. Самара: Издат. дом. „БАХРАХ“, 1998. — 672с.
- Профконсультационная работа со старшеклассниками / Б. А. Федоришин и др. Киев: Радянська школа, 1980. — 267 с.
- Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А. О. Прохоров. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1994. — 317 с.
- Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе / Н. Е. Обозов и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 246 с.
- Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
- Ричмонд, У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения / У. К. Ричмонд. М.: Мир, 1968. — 277с.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
- Роберт, И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: дис.. д-ра пед. наук / И. В. Роберт. -М., 1994. 339 с.
- Розенберг, Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н. М. Розенберг // Советская педагогика. 1997. — № 3. — С. ЗЗ
- Сергеева, Т.А. Дидактические требования к компьютерным программам / Т. А. Сергеева, А. Г. Чернявская // Информатика и образование. -1988. -№ 1.-С.48−51.
- Сережкина, А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения / А. Е. Сережкина, А. О. Прохоров // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С.53−62
- Сережкина, А.Е. Психические состояния пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированной деятельности: дис.. канд. псих, наук / А. Е. Сережкина. Казань, 1998. -172 с.
- Серкова, Н.В. Особенности динамики развития внимания и психической ригидности студентов в дистанционном и традиционном обучении: дис.. канд. псих, наук/ Н. В. Серкова. Томск, 2000, — 165 с.
- Симонова, И.В. Концептуальные модели обучения практико-ориентированных учащихся в условиях интернет-образования: дис.. канд. пед. наук / И. В. Симонова. С-Пб, 2000. — 317 с.
- Скибицкий, Э.Г. Психологические аспекты компьютеризированного обучения / Э. Г. Скибицкий // Сибирский психологический журнал. 2000. — Вып.4. — С.33−35.
- Скок, Г. Б. Совершенствование профессионального мастерства преподавателей вузов / Г. Б. Скок. М.: НИИВШ, 1986. — 28 с.
- Соколов, В.М. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей / В. М. Соколов, Л. Н. Захарова, В. В. Соколова М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 160 с.
- Соловов, А.В. Об эффективности информационных технологий / А. В. Соловов // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 14−19.
- Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / В. П. Трусов и др. JL: Изд-во ЛГУ, 1989. — 160с.
- Стариченко, Б.Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий: дис.. докт. пед. наук / Б. Е. Стариченко. М., 1999.-345 с.
- Студент на пороге XXI века: монография / Н. И. Рейнвальд и др. -М.: Изд-во УДН, 1990. 297 с.
- Субботин, М.М. Гипертекст новая форма коммуникации / М. М. Субботин // Итоги науки и техники: сб.науч.тр./ВИНИТИ. — М., 1994. -247 с.
- Талызина, Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс — научную основу / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. 1985. — № 12. — С.34−38.
- Талызина, Н.Ф. Методика составления обучающих программ / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогика: круглый стол / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1981. — № 4. — С.39−40.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
- Терехина, Н.Н. Информационное обеспечение развития районной образовательной системы: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Терехина. -Екатеринбург, 2003.- 23 с.
- Тихомиров, O.K. ЭВМ и новые проблемы психологии / О. К. Тихомиров, Л. Н. Бабанин. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 204 с.
- Тихомиров, O.K. Информационный век и теория Л.С. Выготского / О. К. Тихомиров // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1. — С. 114 119.
- Тихомиров, O.K. Психологические последствия компьютеризации / О. К. Тихомиров // Человек и компьютер. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — Вып.1. -С.235−262.
- Укке, Ю.В. О психологических основах профессиональной ориентации / Ю. В. Укке // Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1981. — Вып.2. — С.95.
- Уманский, JI.И. Психология организационной деятельности школьников / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1991. — № 3. — С. 27−39.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: в 2 т. / Х.Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. 348 с.
- Ходош, A.M. Методика изучения объект-субъектого образа компьютера / A.M.Ходош//Вопросы психологии. 1991.- № 6. -318 с.
- Хузина, С.А. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей учреждений начального профессионального образования: дис.. канд. пед. наук / С. А. Хузина. Екатеринбург, 1997.- 191 с.
- Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. -95 с.
- Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. 1999. — Т.1 — № 1. — С.86−102.
- Шолохович, В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Ф. Шолохович. Екатеринбург, 1995. — 48 с.
- Bliss, J. Communality of videogame perfomances with tracking tasks / J. Bliss, R. Kennedy, J. Turnage // Perceptual and Motor Skills. 1991. — V. 73. — P. 23−30.
- Doelker, C. Medienwirkungen und paedagogishe Handeln: Neue Uber-legungen zu alten medienpaedaedagogischen Ansaetzen / C. Doelker // Hd. Deutsches Jugendinstitut Medienerziehung beui Vorshulkindern. 1990. — P. 139 156.
- Egg, R. Jugendliche Computer-Fans: Aussteiger oder Aufsteiger? Eine empirische Untersuchung / R. Egg, V. Meschke // Herwig Psychologie in Ersiehung und Unterricht. 1989. — V. 36. — P. 35−45.
- Greenfield, P.M. Action video games and informal education: Effects of strategies for dividing visual attention / P.M.Greenfield, P. de Winstanley, H. Kilpatrick // Journal of Applied Developmental Psychology. 1994. — V.15. -P.105−123.
- Orosy-Fildes, C. Psychology of Computer Use: XII. Videogame play: Human reaction time to visual stimuli / C. Orosy-Fildes, R. Allan // Perceptual and Motor Skills. 1989. — V.69. -P.243−247.
- Ориентировочная психограмма видов деятельности каждого типа профессий.
- Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
- Консультационная Социально-психологическая интуиция, наблюдательность, сила убеждения, вербальное мышление, низкая ситуативная тревожность
- Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
- ЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» 4. Педагогическая Ответственность- надежность- порядочность- честность- коммуникабельность- способность понимать намерения, помыслы настроения людей- мобильность- низкий уровень личностной тревожности
- Информационная Готовность памяти, наглядно-образное мышление, хорошая переклю-чаемость и распределение внимания, оперативная память, мобильность, мотивация, низкий уровень ситуативной тревожности
- Плановая Готовность к разумному риску, абстрактно-логическое мышление, творческое мышление, мотивация, рационализм, долгосрочное предвидение
- Аналитическая Аналитическое и логическое мышление, гибкость и критичность мышления, креативность
- Научно-исследовательская Сформированность мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения, теоретическое мышление, работоспособность, целеустремленность
- Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
- ЧЕЛОВЕК-ЗНАК" 1. Планово-экономическая Логическое мышление, критичность мышления, ответственность, усидчивость
- Проектно-экономическая Склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, усидчивость
- Финансово-экономическая Эмоционально-волевая устойчивость, -внимательность, аккуратность, вербально-логические компоненты памяти, устойчивость и концентрация внимания, ответственность, надежность
- Информационная Готовность памяти, наглядно-образное мышление, хорошая переклю-чаемость внимания, оперативная память, устойчивость и распределение внимания, концентрация внимания, волевые усилия
- Аналитическая Аналитическое и абстрактно-логическое мышление, гибкость и критичность мышления, навыки оценки и решения социально-экономических проблем, творческое мышление, воссоздающее воображение, креативность
- Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Трьбуемые ПВК
- ЧЕЛОВЕК-ЗНАК" 6. Внешнеэкономическая Решительность, гибкость мышления, мобильность, готовность к риску, целеустремленность, высокий уровень развития памяти, высокий уровень внимательности
- Предпринимательская Невысокая личностная тревожность, предприимчивость, решительность, наблюдательность, настойчивость в достижении цели
- Научно-исследовательская Сформированность мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения, теоретическое мышление, работоспособность, целеустремленность
- Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
- ГЕЛОВЕК-ТЕХНИКА" 1. Информационная Готовность памяти, наглядно-образное мышление, хорошая переклю-чаемость внимания, оперативная память, высокий уровень мотивация достижения цели, низкий уровень личностной тревожности
- Проектная Стратегическое ориентирование, целеустремленность, добросовестность, творческое мышление, наглядно-образное мышление, воссоздающее воображение
- Тип профессии Ведущие виды профессиональной деятельности Требуемые ПВК
- ЕЛ0ВЕК- ТЕХНИКА" 4. Конструкторская Самостоятельность, творческая индивидуальность, творческое мышление, наглядно-образное мышление, воссоздающее воображение
- Аналитичеекая Аналитическое и абстрактно-логическое мышление, гибкость и критичность мышления
- Научно-исследовательская Сформированность мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения, теоретическое мышление, работоспособность, целеустремленность
- Организационная Эмоционально-волевая устойчивость, гибкость, работоспособность, настойчивость, решительность, невысокая тревожность
- Управленческая Коммуникабельность, реалистичность, высокая самооценка, социальная компетентность при реализации своих целей, поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций
- Методика диагностики самооценки психических состояний при работе с компьютером (по Г. Айзенку)
- Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние подходит вам, то за ответ ставится 2 балла- если подходит, но не очень, то 1 балл- если совсем не подходит то 0 баллов.
- Психические состояния Подходит Подходит, но не очень Не подходит2 1 0
- Не чувствую в себе уверенности в работе с компьютером.
- Компьютер часто ставит меня в тупик.
- После работы за компьютером я чувствую себя утомленным.
- Легко впадают в уныние, когда на экране компьютера выходит неожиданный результат.
- Боюсь работать с программным обеспечением, которое не изучил.
- Меня пугают трудности при изучении нового программного обеспечения.
- Люблю анализировать свои ошибки и находить верный ответ.
- Не чувствую себя «хакером», поэтому меня легко убедить.9 Я мнительный.
- С трудом переношу время ожидания, которое требуется компьютеру для обработки информации.
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
- Неудачи при работе с программным обеспечением расстраивают меня, и я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен бездостаточных оснований винить себя.
- Неудачи и ошибки в работе с компьютером ничему меня не учат, и я вновь повторяю их.
- Не могу долго пытаться выполнить задачу, так как считаю это дело бесполезным.
- Имея даже, к примеру, новые антивирусные программы, чувствую себя беззащитным.
- При частых неудачах впадаю в состояние отчаяния.
- Чувствую растерянность перед трудностями.
- Считаю себя нерешительным человеком.
- Предпочитаю новому более совершенному программному обеспечению старое хорошо изученное, так как дорожу своим привычкам.
- Нелегко переключаю внимание.
- Очень настороженно отношусь к новым компьютерным технологиям.23 Меня трудно переубедить.
- Не могу отключаться от своих неудач, продолжая анализировать, хотя следовало бы освободиться от них.
- Компьютер мне заменяет общение с людьми, так как чувствую комфортнее с компьютером, чем с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные отклонения в работе программы.
- Нередко проявляю упрямство.
- Зависание компьютера вызывает у меня истерию.
- Подсчитайте сумму баллов за каждую из 3-х групп вопросов:1. 1−10 вопросы тревожность1. 11−19 вопросы фрустрация
- Информационная ригидность:0.7 баллов ригидности нет, легкая переключаемость-8.14 баллов средний уровень-15.18 баллов сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена программного обеспечения.
- Методика измерения ригидности в работе с компьютером
- Определение ригидности особой сложности не представляет. Используемый для этого тест-опросник включает утверждения, требующие однозначной реакции («да» или «нет»). Каждый ответ, совпадающий с ключом, кодируется в один балл.
- Содержание утверждений Да Нет
- Полезно рассматривать иные способы решения задачи, отличные от моего способа.
- Меня раздражают, когда отвлекают от выполнения задания на компьютере.
- В компьютерной игре я предпочитаю выигрывать.
- Когда я опаздываю в выполнении заданного упражнения на компьютере, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее бы доделать.
- Мне труднее сосредоточиться в решении задачи, чем другим.
- Я очень напряженно работаю на компьютере.7 Меня легко переспорить.
- Я предпочитаю не находить новые, нетрадиционные решения, а пользоваться старыми, известными.
- Иногда у меня слишком много идей решения задачи, которые в итоге ни одни не реализовываются.
- Бывает, что чья-то нелепая оплошность в работе с компьютером вызывает у меня смех.
- Бывает, что когда у меня что-то не получается в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, и я не могу никак от них избавиться.
- Я спокойно выхожу из дохма, не беспокоясь выключен ли у меня компьютер.
- Самое трудное для меня в любом деле — начало.
- Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я (в отношении компьютера).
- Мне трудно сосредоточиться на какой либо задаче.
- Я люблю доводить начатое до конца.
- Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Когда я посещаю часто посещаемый сайт в Интернете, я всегда помечаю изменения новая графика, новый текст и т. д.
- Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.
- Когда у других возникают сложности я им помогаю.
- У меня тяга к перемене, и я счастлив возможностью работы в Интернете.
- Мне нелегко переключиться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других.
- Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь.
- Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужих неудач.
- Я легко переключаю внимание с одной программы на другую.
- Я люблю доводить свои умение и навыки до автоматизма.
- Меня легко увлечь новыми проектами.
- Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам.
- Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает результат.
- Друзья порой завидуют моему терпению и дотошности.
- Из всех мнений по спорному вопросу только одно действительно является верным.
- Иногда друзья подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.
- Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
- Я много времени уделяю тому, чтобы каждый файл или документ хранился в определенном месте, в определенной папке.1. Код ответов:
- Ригидность: «нет» 1, 4, 6, 8, 13, 14, 16, 19, 22, 23, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34 «да» — 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 17, 18, 20, 21, 24, 25, 27, 29 От 0−9 — мобильный-от 10−19 проявляет черты ригидности и мобильности- от 20−29 — ригидный.