Особенности организации деятельности ПМПК
Актуализируется и проблема эффективного использования так называемых диагностических условий (пребывание в диагностическом классе, обозначение диагностического периода пребывания в традиционных общеобразовательных или специальных (коррекционных) образовательных учреждениях). От современных ПМПК требуется более тщательное динамическое наблюдение за детьми, направленными в такие диагностические… Читать ещё >
Особенности организации деятельности ПМПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Можно утверждать, что методология деятельности ПМПК в своих основах в достаточно совершенном и перспективном виде была заложена отечественными учеными еще в начале ХХ века. Многие выдающиеся педагоги и врачи, занимавшиеся проблемами «трудного детства», утверждали и реализовывали на практике межпредметный подход невзирая на межведомственные барьеры.
Анализ истории развития медико-педагогических, а затем психолого-медико-педагогических комиссий, оценка их современного состояния показывают, что в настоящее время оптимальной является организация ПМПК как структурного подразделения ППМС-центра или как самостоятельного ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК. [16].
Рассмотрим задачи назначения ПМПК.
Потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК. В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.
Цель и задачи современных ПМПК не предполагают выполнение специалистами ПМПК административно-управленческих функций, но включают выход на управленческие структуры в форме направления и обмена соответствующей документацией, о которой еще будет сказано.
Спектр показаний, а, следовательно, и частота направления детей и подростков с отклонениями в развитии в ПМПК, увеличивается за счет замены прежнего статического подхода динамическим. Речь идет об ориентации не только на диагноз, но, в первую очередь, на динамические характеристики адаптации ребенка в рекомендованных ему ПМПК условиях.
Такой подход основан на важности фактора времени для преодоления отклонений в развитии детей. Особенно важно своевременное направление на повторный прием в ПМПК детей с отклонениями в развитии, которые остаются «проблемными» даже в тех условиях, которые по заключению ПМПК являются для них вполне адекватными. При возникновении любых признаков дезадаптации ребенка в условиях образовательного учреждения или в условиях воспитания в семье, при декомпенсации состояния ребенка, при возникновении трудностей обучения и воспитания заинтересованные в решении проблем ребенка взрослые должны срочно обратиться в ПМПК.
Актуализируется и проблема эффективного использования так называемых диагностических условий (пребывание в диагностическом классе, обозначение диагностического периода пребывания в традиционных общеобразовательных или специальных (коррекционных) образовательных учреждениях). От современных ПМПК требуется более тщательное динамическое наблюдение за детьми, направленными в такие диагностические условия.
В целом контроль динамики развития ребенка обозначился как одна из актуальнейших задач в работе ПМПК. Это не означает, что прежде МПК не ставили перед собой данную задачу, однако в силу временного характера работы возможности осуществления обратной связи были ограничены. При работе же на постоянной основе такой контроль становится реальностью. [30].
Таким образом, углубление и дифференциация задач ПМПК со всей очевидностью ставят вопрос о поиске и документальном подтверждении такой организационно-правовой формы для ПМПК, при которой она могла бы иметь все атрибуты самостоятельного учреждения или узаконенного структурного подразделения такого учреждения. К ним относятся: наличие нормативно-правовой базы, штатного расписания, помещения и т. п.
Имеющаяся нормативно-правовая база деятельности ПМПК не может до сих пор в полной мере обеспечить правовую защищенность своим высококвалифицированным специалистам из других ведомств. В первую очередь речь идет о медицинских работниках. Такие же проблемы могут возникнуть у научных и, как это ни парадоксально, у педагогических работников.
Итак, психолого-медико-педагогическая комиссия создана с целью определения специальных образовательных потребностей детей от рождения до 18 лет и условий, необходимых для обеспечения оптимального развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум.
На базе центра работает постоянно действующая экспертная психолого-медико-педагогическая комиссия, в состав которой входят специалисты: педагог-психолог, врач-психиатр, врач-невролог, врач-ортопед, врач-офтольмолог, учитель-дефлектолог, тифлопедагог, социальный педагог. [22].
Основные задачи ПМПК:
своевременное выявление, предупреждение нарушений в речевом и интеллектуальном развитии и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
комплексная, всесторонняя диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
своевременное направление детей в научно — исследовательские, лечебно — профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики;
консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
участие в просветительской деятельности, деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
содействие процессам интеграции в общество детей с отклонениями в развитии. [18].
Организационная работа в ПМПК:
направление детей и обучающихся, воспитанников в ПМПК осуществляется по желанию родителей (законных представителей). Инициаторами обследования детей в ПМПК могут быть специалисты образовательных учреждений, занимающиеся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии, лечебно — профилактические и другие организации;
предварительная запись на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей);
обследование ребенка в ПМПК осуществляется каждым специалистом поэтапно или несколькими специалистами вместе, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами;
дети с нарушенным слухом обследуются на базе сурдологического кабинета (отделения, центра), в котором ребенок находится на диспансерном учете;
в диагностически сложных случаях ребенок может быть приглашен на дополнительное обследование или направлен в диагностические группы или классы;
обследование детей проводится в присутствии родителей или их законных представителей;
по результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с учетом мнения каждого специалиста.
Заключение
является документом, подтверждающим право детей и обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования;
в случае несогласия с коллегиальным заключением ПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в вышестоящую (областную) ПМПК. [30].
Специфика выявления детей с нарушениями зрения службой ПМПК.
Организация деятельности и состав ПМПК.
ПМПК организуется на базе любого образовательного учреждения независимо от типа и вида. ПМПК утверждается приказом директора образовательного учреждения. Общее руководство ПМПК возлагается на директора образовательного учреждения.
ПМПК работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями психолого-медико-педагогической службы.
Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно быть получено согласие на обследование родителей (иных законных представителей). При несогласии родителей (иных законных представителей) специалистами ПМПК должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть подтверждено их заявлением. Прием подростков старше 12 лет, обратившихся к специалистам ПМПК, допускается без сопровождения родителей.
Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПК обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заключении.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПК индивидуально, при необходимости — в присутствии родителей (иных законных представителей).
Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости — по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и карту развития ребенка.
В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПК направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения. Возможна также организация пробного диагностического обучения на базе уже существующих, а также вновь создаваемых специальных классов данного образовательного учреждения.
В ПМПК ведется следующая документация:
журнал предварительной записи детей на ПМПК;
журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;
карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПК, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;
список специалистов ПМПК;
график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);
списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПК;
нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПК. [30].
Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПК, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-развивающих, компенсирующих) находятся под наблюдением специалистов ПМПК в течение всего периода пребывания в данном образовательном учреждении. Все изменения формы или вида обучения в рамках одного и того же образовательного учреждения фиксируются в Карте развития ребенка.
Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПК, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ПМПК или находящихся на коррекционно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином специальном обучении.
Подготовка и проведение ПМПК.
ПМПК подразделяются на плановые и внеплановые.
Периодичность ПМПК определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПК, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической диагностико-коррекционной помощи. [38].
Деятельность плановых направлена на:
анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабо успевающие дети);
определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.
Внеплановые собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей), непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПК является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.
В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПК согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПК. ПМПК проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).
В период с момента поступления запроса и до ПМПК каждый специалист ПМПК проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки. Каждый специалист ПМПК составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации. На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПК, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПК. Решением ПМПК ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. [30].
Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на ПМПК и оформляет протокол. Каждый специалист, участвующий в обследовании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка. Последовательность представлений специалистов определяется представителем ПМПК.
Заключение
каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПК с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается председателем и всеми членами ПМПК.
Результаты ПМПК доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). Предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей).
Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПК) на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты развития ребенка вносятся сведения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций, составляется краткое обобщенное письменное заключение и перечень корректировок, внесенных в рекомендации.
При направлении ребенка на муниципальную или региональную ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПК, сопровождающих ребенка вместе с родителями, или отправляется по почте. [29].