Профессиональная подготовка учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода в условиях педагогического колледжа
В системе профессионального образования современного общества расширяются и усложняются функции педагога. Ему необходимо обладать профессиональным мастерством и педагогической интуицией с учетом интенсивно изменяющегося природно-социального мира. Студенты оценивают современного преподавателя, прежде всего, как специалиста, проявляющего высокую компетентность в профессиональной деятельности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и практические предпосылки подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода
- 1. 1. Сущность личностно-ориентированного подхода в процессе подготовки учителя музыки
- 1. 2. Состояние проблемы подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода в педагогической теории и практике
- 1. 3. Модель подготовки учителя музыки на основе личностноориентированного подхода
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода
- 2. 1. Организация и методика исследования
- 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Профессиональная подготовка учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода в условиях педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изменения в социокультурной жизни страны, в том числе в области образования, появление инновационных образовательных учебных заведений, вариантных учебных программ вызвали к жизни необходимость становления творческой личности учителя музыки, способного познавать, преобразовывать музыкально-педагогическую действительность, выдвигая гипотезы, авторские концепции, учебные программы и профессионально обосновывать при этом собственную точку зрения.
Современный уровень развития общества, происходящая переоценка всей нашей жизни вызвали переход традиционного образования к личностно-ориентированному, цель которого не сформировать, и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного «безопасного» взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная задача педагога — общение, взаимопонимание с учащимися, их «освобождение» для творчества. Уровень общения педагога и учащихся отражает социально-психологическую атмосферу общества, состояние общественной морали .
Время обучения в колледже — это пора становления социальной зрелости студента, формирования его мировоззрения, убеждений, идеалов. Однако, как отмечают специалисты, в этом возрасте способность человека в сознательной регуляции своего поведения развита не достаточно. Усиливающееся расслоение общества, неуверенность в завтрашнем дне вызывает у молодых людей массу психологических проблем и трудностей. Неблагополучие часто провоцирует молодежь на агрессивное поведение, либо они становятся социально инфантильными. Остро встает вопрос: как же помочь духовному, личностному развитию студентов, как с помощью личностноориентированного подхода улучшить эффективность профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.
Содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение. Через живое и непосредственное общение педагога со студентами осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности на личность. В гуманистической педагогике личность воспринимается как субъект общения, поэтому усилия преподавателя направлены на организацию диалога, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции. Личность, осознавшая себя творческим субъектом саморазвития, будет способствовать гуманизации отношений, осуществляемых во всех сферах жизни.
В системе профессионального образования современного общества расширяются и усложняются функции педагога. Ему необходимо обладать профессиональным мастерством и педагогической интуицией с учетом интенсивно изменяющегося природно-социального мира. Студенты оценивают современного преподавателя, прежде всего, как специалиста, проявляющего высокую компетентность в профессиональной деятельности, имеющего собственное мнение и гражданскую позицию, человека, готового оказать помощь молодым людям в решении их проблем личного и общественного характера, способного к неформальному сотрудничеству. В таком взаимодействии возможно более полное профессиональное становление будущих учителей музыки, раскрытие их творческих возможностей, способностей, приобретение социального опыта. Посредством такого взаимодействия осуществляется взаимосвязь профессионализации, самореализации и социализации молодежи.
Качественное овладение профессией — необходимое, но недостаточное условие успешной жизнедеятельности человека. Производственная сфера в современном обществе представляет собой уже не технократическое, а гуманитарное поле человеческого взаимодействия. Личностно-ориентированный подход предполагает, что студент, обучаясь, должен обрести опыт социального взаимодействия. Именно преподаватель, общаясь в различных видах образовательной и другой партнерской деятельности, заботится о том, чтобы будущие учителя формировались как субъекты социального поведения и взаимодействия, направляет свои усилияна организацию диалога, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции. Личность, осознавшая себя творческим субъектом саморазвития, будет способствовать гуманизации воспитательных отношений, осуществляемых во всех сферах жизни.
Только в рамках личностно-ориентированного подхода могут полноценно проявить себя такие черты профессии будущего учителя, как ценностное самоопределение, овладение развивающими технологиями и педагогическая рефлексия.
Исследования диалогической природы учебно-воспитательного процесса в педагогической науке продолжались не одно столетие. Классическое наследие Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого [168] характеризуются последовательной гуманистической направленностью. Истоки развития личностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях диалоговой концепции культуры М. М. Бахтина, B.C. Библера [ 18, 27, 28, 29], где обоснована идея всеобщности диалога, как основы человеческого сознания. Диалогическая традиция представлена во многих национальных культурах и в различных философских течениях.
Философская концепция диалога М. Бубера предполагает межсубъектное общение, единение сознаний на метафизическом уровне взамен гносеологической структуры «субъект-объект».
Диалогизация меняет качество совместной деятельности педагога и студентов, качество педагогической практикиразвивается соорганизация участников совместной деятельности и личностные связи как новое содержание педагогической цели.
В первые послереволюционные годы отечественной теории и практике были присущи экспериментальные поиски моделей свободной школы. Лидерами гуманистической педагогики выступали П. В. Блонский, К. Н. Вентцель,.
B.Н.Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и другие. В аспекте технологий лично-стио ориентированного образования звучит сущностная характеристика основного метода, рекомендуемого К. Н. Вентцелем для воспитания свободного человека: «этот метод должен быть методом освобождения в учащихся творческих сил, методом пробуждения и поддержки в нем духа искания, исследования, творчества, методом приведения учащихся в состояние активности» [47, с. 74].
Побудителем гуманизации профессионального мышления педагога является ряд публикаций 70-х годов, посвященных психологическим исследованиям феномена педагогического общения. Работы А. А. Леонтьева, №А.Березовина, Я. Л. Коломинского, В.А.Кан-Калика [80, 96] и других оказались на стыке социальной и педагогической психологии, продемонстрировав плодотворность интегративных подходов в науке [80 с. 19].
В гуманизации педагогического общения значительную роль сыграл К. Роджерс [135]. Его исследование «Свободное обучение» ориентирует на ненасильственное побуждение ребенка к личностной самокоррекции и саморегуляции. Так же им разработана технология индивидуальной поддержки, которая имеет в своей основе гуманитарное мышление преподавателя, его способность видеть в учащемся не ученика, а человека, который учится.
Научное обоснование личностно-гуманного подхода в образовании, развитие идеи педагогики сотрудничества принадлежит Ш. А. Амонашвили [7]. Педагогическое общение он называет «китом», на котором держится все воспитание. Его работы отражают в основном опыт начального обучения детей.
Новаторское движение 80-х годов всколыхнуло учительство, заставило пересмотреть взгляды на педагогический процесс, усилило демократические и гуманистические тенденции.
Основой инновационных технологий В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина,.
C.Н.Лысенковой, М. А. Щетинина [76] стала ориентация на самоценность личности ребенка, принятие субъект-субъектной парадигмы построения учебновоспитательного процесса, равнопартнерство и человечность педагогического общения. Гуманизация педагогического общения выступила фактором свободного развития личности, реализации ее природных потенций. Вместе с тем и в теории и в практике изменения оказались не столь значительными.
Близкими к педагогике сотрудничества в зарубежной науке появляются понятия «кооперативной педагогики» (Д.Бойлью, Д. Коллер, К. Макдуэлл), «группизма» в исследованиях французских ученых Р. Кузине и С. Френе, разработавшим принципы свободного воспитания, Ж. Ферри — организация учебного сотрудничества, далее идеи «группизма» развиваются П. Вайером и Ш. Роксеном. В «Педагогике диалога» Д. Каллоша и «Групповой психологии» скандинавца А. Шелунда — ориентация на преодоление традиционного монополизма учителя, на диалогическое общение с детьми, организацию сотрудничества между ними в процессе совместной деятельности.
Преодоление моносубъектности учебно-воспитательного процесса, упрочение позиций гуманистической педагогики и психологии, педагогики сотрудничества и педагогики общения отражены в работах наших соотечественников В. В. Давыдова, И. Ф. Исаева, А. В. Петровского, В. А. Сластенина, И. И. Рыдановой, А. В. Мудрика [64, 152, 141].
Гуманистическую парадигму личностно ориентированного образования последние годы разрабатывали Е. В. Бондаревская, Д. А. Белухин, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская [23, 24, 25, 37, 38, 39, 90, 149, .150, 194, 195].
В системе профессионального образования — В. И. Казаренко, В. А. Болотов, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко, Н. А. Савотина [35, 142];
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что в последние годы различные аспекты личностно-ориентированного образования достаточно активно разрабатываются. Вместе с тем, подготовка будущего учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода, в среднем профессиональном образовании осталась за рамками специальных исследований и не рассматривалась как компонент общей системы профессиональной подготовки специалистов. До настоящего времени не проведено достаточно глубокого анализа и обобщения опыта работы соответствующих отделений и факультетов педагогических учебных заведений.
Цели и задачи подготовки будущих специалистов на основе личностно-ориентированной подготовки не приведены в соответствие с потребностями образовательной практики и перспективами ее развития.
Проблема подготовки педагога, способного на основе личностно-ориентированного подхода плодотворно и эффективно взаимодействовать со студентами, как с субъектами обучения, требует дальнейших поисков своего решения. Именно в сфере педагогического общения кроются многие еще не вскрытые резервы эффективности подготовки специалиста. Актуальность изучения проблем личностно-ориентированной подготовки специалистов обусловлена потребностями, школы, процессами ее демократизации и гуманизации. В связи с этим необходим анализ содержания личностноориентированного подхода, опыта творческой деятельности и ценностно-эмоциональных взаимоотношений между преподавателями и студентами, обеспечивающих его эффективность.
В настоящее время педагогическая теория не способна в полной мере обеспечить процесс личностно-ориентированной подготовки будущего специалиста соответствующими научно обоснованными рекомендациями. Это обстоятельство обостряет противоречие между потребностью сегодняшнего общества в творческом, инициативном специалисте и потребительской, малоинициативной позицией студента в обучении, а также потребностью системы подготовки педагога-музыканта на основе личностно-ориентированного подхода, способного к педагогическому взаимодействию с детьми и неразработанностью средств, форм и методов подготовки студентов на основе личностно-ориентированного подхода.
Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы разработки модели и технологии личностно-ориентированной подготовки будущего учителя музыки.
Цель исследования заключается в разработке модели профессиональной подготовки учителя музыки на основе интеграции личностно-ориентированного подхода и адаптации педагогической системы К. Орфа в условиях педагогического колледжа.
Объект исследования: профессиональная подготовка учителя музыки в условиях педагогического колледжа.
Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода.
Проблема, цель, объект и предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
• проанализировать современное состояние проблемы исследования;
• выявить особенности личностно-ориентированного подхода в подготовке учителя музыки;
• опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода;
• разработать научно-методические рекомендации по подготовке учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода.
Гипотеза исследования состоит в, том, что подготовка учителя музыки будет эффективной, если она:
— осуществляется с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов, включающих их интересы, склонности, возможности, уровень общей и музыкальной подготовки, жизненные планы, ценностные ориентации;
— в основу организации педагогического процесса положена модель личностно-ориентированного подхода с использованием педагогической системы К. Орфа, включающая цель, задачи, принципы, условия, технологию и результат;
— определены и реализованы организационно-педагогические условия подготовки учителя музыки.
Методологическую основу исследования составили базовые психолого-педагогические теории и концепции: о человеке, как субъекте деятельности, как личности, как индивидуальности — К.А. Альбухановой-Славской, Б. Г. Ананьева, JI.G. Выготского, А. В. Петровского, C.JI. Рубинштейна [5, 6, 8, 9, 51] и др.- об общих и педагогических инновациях и личностно-ориентированном образовании — И. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, Э. Ф. Зеер, С. В. Кульневич, К. Орфа, JI.C. Подымовой, Ю. В. Сенько, В. В. Серикова, Э. Г. Скибицкого. В. А. Сластенина, И. Я. Якиманской [4, 37, 38, 39, 55, 72, 90, 196, 197, 147, 153, 195] и др., положения диалоговой концепции культуры М. М. Бахтина и М. Бубера [18,41] работы освещающие проблему профессиональной подготовки — Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Д. А. Белухина [23, 25, 152, 153], специфику подготовки учителя музыки — Э. Б Абдулина, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевского, Е. В. Квятковского, И. Н. Немыкиной, Л. А. Рапацкой, Б. М. Целковникова, Б. Л. Яворского [12, 13, 118, 176], и др., положения «Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе», разработанной Б. М. Неменским, В. В. Алексеевой, Л. В. Горюновой, И. Г. Дымовой, В. П. Копцевой, Н.А. Кушае-вым, Н. А. Лепской, М. Т. Ломоносовой, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Новлян-ской. Л. М. Предтеченской, Ю. Н. Усовым, Н. Н. Фоминой, Е. К. Чухман, Л. В. Школяр.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
• Анализ философской, психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач и построения их системы;
• Наблюдение и изучение учебно-воспитательного процесса на факультете музыкального образования, анализ практической деятельности учителей музыки, музыкальных руководителей, преподавателей Барнаульского государственного педагогического колледжа и собственного опыта работы в дошкольном образовательном учреждении, в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования в аспекте исследуемого вопроса;
• Анкетирование студентов с целью выявления их мотивации, степени интереса, увлеченности занятиями, ценностных ориентаций, определения и самоопределения музыкальных способностей;
• Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) с целью проверки эффективности использования разработанной модели подготовки учителя музыки на основе лич-ностно-ориентированного подхода и педагогической системы К.Орфа.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены опорой на современные исследования по педагогике, философии и психологии образования, на передовой отечественный и зарубежный опыт профессиональной подготовки студентов, достаточно длительной по времени апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику подготовки студентов факультета музыкального образования, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического уровня, соответствующих цели, задачам, объекту, предмету и логике опытно-экспериментальной работы, математической обработкой полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— обоснован и осуществлен личностно-ориентированный подход в подготовке будущего учителя музыки на основе педагогической системы.
К. Орфа;
— выявлены теоретико-методологические предпосылки для разработки модели подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода;
— сконструирована модель и разработана технология профессиональной подготовки, включающая цель, задачи, принципы, условия, технологию и результат.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем: — сформулированы, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены системообразующие принципы подготовки учителя музыки (субъект-субъектных отношений, диалогичности, индивидуализации, координации, толерантности);
— теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия создания личностно-ориентированной образовательной среды, способствующей качеству подготовки будущего учителя;
— разработаны критерии уровней подготовленности учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода (недопустимый, критический, допустимый, оптимальный);
— определены закономерности в личностно-ориентированном подходе и педагогической системе К. Орфа;
— рассмотрены особенности диалогического взаимодействия преподавателя и студентов в подготовке учителя музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе осуществленного теоретического анализа:
— теоретические положения и выводы доведены до конкретной технологии подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и адаптации педагогической системы К. Орфа, которая реализована в ходе учебно-воспитательного процесса педагогического колледжа;
— разработана карта индивидуально-типологических особенностей студента факультета музыкального образования;
— подготовлен спецкурс и программа практикума по музыкальному воспитанию будущего учителя на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К. Орфа;
— разработано практическое пособие для студентов, музыкальных руководителей, воспитателей, учителей начальных классов по организации музыкальных занятий и уроков на основе личностно-ориентированного взаимодействия с использованием художественного слова, психогимнастики, коммуникативных игр;
— предложена методика проведения урока, основанная на нетрадиционных видах деятельности, системе учебных заданий и педагогических задач на основе метода моделирования элементов музыкального языка, активизации творческих возможностей студентов, которые могут быть использованы в практике подготовки будущих учителей музыки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подготовка учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К. Орфа осуществляется с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов, уровня их общей и музыкальной подготовки, жизненных планов, перспективных устремлений, ценностных ориентаций.
2. Модель подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода, представляющая собой совокупность структурных компонентов (цель, задачи, принципы, условия, технологию и результат).
3. Основу технологии музыкально-педагогического процесса составляет личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие, которое построено на применении нетрадиционных видов деятельности на уроках, с использованием активных методов обучения и разнообразных форм совместной творческой деятельности.
Опытно-экспериментальной базой явился факультет музыкального образования Барнаульского государственного педагогического колледжа.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап — (1996 — 1999 гг.) — поисково — теоретический. На этом этапе изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература, анализировалось состояние проблемы исследования, что позволило сформулировать исходные позиции нашей работы, разработать понятийный аппарат исследования, сконструировать модель подготовки учителя музыки, разработать программу опытно-экспериментальной работы и провести констатирующий эксперимент.
Второй этап — (1999 — 2003 гг.) — практический. Проведение формирующего эксперимента по проверке эффективности модели подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и технологии ее реализации.
Третий этап — (2003 — 2004 гг.) — обобщающий, который был посвящен систематизации результатов исследования, их качественному и количественному анализу, формулированию выводов и литературному оформлению текста диссертации.
Основные положения диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях, докладах, тезисах докладов.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Выводы по второй главе:
1. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода была выполнена в полном объеме.
2. Изучение особенностей существующей практики профессиональной подготовки в педагогическом колледже, проведенное на подготовительном этапе, выявило недостаточное внимание к личностному развитию студента, к сотрудничеству с ним и субъект-субъектному взаимодействию.
3. В ходе формирующего эксперимента осуществлялось внедрение в образовательный процесс модели и технологии подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К.Орфа.
4. Анализ полученных данных выявил прирост показателей за период подготовки студентов в экспериментальной группе по всем критериям. Оптимальный уровень профессиональной подготовки в экспериментальной группе вырос на 15Д% по сравнению с контрольной группой. Допустимый уровень подготовки увеличился на 2,2%, критический уровень подготовки в экспериментальной группе -0%, в то время как в контрольной группе он составлял 17,35%.
Заключение
.
Перспективы развития российского образования представители многих отраслей науки связывают сегодня с личностно-ориентированным подходом в обучении и личностно-ориентированной профессиональной подготовкойбудущих специалистов. Являясь ведущей идеей обновления современной образовательной системы, данный подход оказывает влияние на все ее компоненты.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает благоприятные педагогические, условия для свободного развития личности каждого обучаемого. Это возможно при лонгитюдном изучении и учете индивидуально-типологических особенностей студента, корректировке целей обучения каждому конкретному предмету, обновлении содержания образования, диверсификации учебных планов и программ, разработки адекватных педагогических технологий обучения, при изменении структуры педагогического взаимодействия, готовности преподавателей к диалогическому общению. В подготовке учителя музыки ценностным основанием диалога является личностная позиция каждого студента, толерантно воспринятая всеми участниками диалога.
Специфику личностно-ориентированной подготовки мы понимаем как создание особой среды для личностного становления, как диалоговое общение, обмен духовно-личностным потенциалом, согласованное взаиморазвитие и взаимодействие, как исследование личностного содержания знаний, постижение мотивов, смыслов усвоенного и самого процесса усвоения, совместное переживание учебного процесса.
Наивысшими достижениями в. подготовке студента на основе личностно-ориентированного подхода будет проявление им творчества, самостоятельности, активности в учебе, общении, инициатива с его стороны в организации процесса собственного развития. Данный подход выступает для нас приоритетным содержанием подготовки учителя музыки.
Современный учитель — это человек культуры, художник-творец, приверженный общечеловеческим ценностям, способный и готовый осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами музыкального искусства.
В своем исследовании совершенствование подготовки учителя музыки мы рассматриваем как приобретение им широкого комплекса знаний и умений, развитие универсальных способностей личности, способствующих успешному овладению основами педагогического мастерства.
О необходимости профессиональной подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы Карла Орфа свидетельствуют данные, полученные во время констатирующего эксперимента, проведенного нами на факультете музыкального образования Барнаульского государственного педагогического училища.
Для повышения эффективности процесса подготовки специалиста нами была разработана и внедрена в учебный процесс структурно-функциональная модель, основанная на личностно-ориентированном подходе, с использованием системы К. Орфа. Структура модели представляет собой совокупность цели, задач, принципов, условий, содержания, средств, форм, методов и результата подготовки учителя музыки. Предложенная нами технология построена на субъект-субъектном взаимодействии преподавателя и студента, их равноправном сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии, в соответствии с принципами диалогичности, индивидуализации, координации. Принцип диалогичности является сущностной основой педагогического процесса. Сама музыка помогает создать диалогическую, гуманную по характеру структуру межличностного общения, обрести особый опыт самовыражения, побуждая к непрерывному поиску, активизируя личностные проявления.
Новизна и значимость проведенного нами теоретического анализа состояния данной проблемы и опытно-зкспериментальной работы состоит в том, что основные тенденции в подготовке учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода в • педагогическом колледже заключаются в использовании нетрадиционных видов деятельности на занятиях, системном педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса, усилении мотивации, развития интереса к занятиям, удовлетворенности организацией процесса профессиональной подготовки, формирования у студентов системы ценностных ориентаций.
Обобщая основные результаты теоретической части и опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Эффективная подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности возможна при разработке и внедрении в учебный процесс модели и технологии, основанной на личностно-ориентированном подходе с использованием педагогической системы К. Орфа.
2. Модель представляет собой совокупность цели, задач, принципов, условий, содержания, технологии и результата. Основополагающее значение в реализации модели имеет структура педагогического взаимодействия, межличностные отношения участников педагогического процесса. Технология модели предполагает использование активных форм, методов в подготовке учителя музыки, переосмысление содержания, открытие личностного смысла знаний. Важное значение имеет отбор музыкального репертуара.
3. Содержание подготовки учителя музыки включает спецкурс «Практикум по музыкальному воспитанию на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К. Орфа», научно-исследовательскую, самостоятельную работу студентов, различные виды педагогической практики, целенаправленно воздействующие не только на профессиональную подготовку, но и на личностное становление студентов.
4. Подготовка учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода и педагогической системы К. Орфа выявила повышение потребности студентов в самообразовании, самовоспитании, самоактуализации, способствовала осознанию ими собственной самоценности, формированию устойчивой мотивации, заинтересованности в профессиональной деятельности, развитию креативного мышления, овладению приемами самоорганизации.
5. Модель и технология подготовки учителя музыки на основе личностно-ориентированного подхода, проверенные опытно-экспериментальным путем, показали высокую эффективность и могут быть использованы в педагогическом процессе колледжей.
Таким образом, результаты исследования реализации личностно-ориентированного подхода в процессе подготовки учителя музыки позволяют считать цель достигнутой, задачи решенными, а гипотезу подтвержденной. Вместе с тем, проведенная работа не претендует на решение всех вопросов, связанных с данной проблемой, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. По нашему мнению, перспективным направлением в исследовании является проблема развития у студента способности к педагогическому моделированию и педагогической импровизации, а так же поиск возможностей повышения имиджа учителя музыки, его полноправного представительства в педагогическом коллективе образовательного учреждения.
Список литературы
- Адаптация и здоровье. Учебное пособие. / Отв. ред.Э. М. Казин. -Кемерово: Кузбассвузиздат. 2003. — 301 с.
- Айзенг Г. Ю. Структура личности. Пер. с англ.Спб.: Ювента М.- КСП. 1999.-464 с.
- Акбашева Р.Ш. Проектный подход к личностно-ориентированному образованию. Учебно-методическое пособие. Уфа: Башкирский государственный педагогический институт. 1999. — 132 с.
- Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. диссер. док. пед. наук. -Екатеринбург. 1997. — 42 G.
- Альбуханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука. — 1985.-335 с.
- Альбуханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. JI Рубинштейна. М.: Наука. — 1989. — 320 с.
- Амонашвили Ш-А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили. — 1996. — 494 с:
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ. — 1968. -338 с.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности.// Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР. — 1962. — С. 15−32.
- Андрющенко М.Н. Понятие эффективности и его философский смысл./ ученые записки кафедр общественных наук. Философские и социологические исследования. Вып.12. Д.: Изд.: ЛГУ. 1971. — С. 26.
- Арисменди А. С. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./ Общая ред. М. Шуаре. М.: Прогресс. — 1989. — 176 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. -М.: Просвещение. — 1984. — 111 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Издательство Музыка. — 1965.- 150 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.- 1981.- 195 с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика. — 1982.-192 с.
- Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 27−33.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. — 1979. -422 с.
- Безбородова JI.А., Алиев ЮБ. Методика преподавания- музыки в общеобразовательных учреждениях.М.: Издательский центр «Академия». -2002.-416 с.
- Белкин А. Еще одна парадигма образования. // Высшее образование в России. 2000.-№ 1.- С. 92−99.
- Белова С.В. Учебный диалог в системе личностно-ориентированного изучения гуманитарных предметов. // Тезисы докладов 7 международной конференции по педагогике. /Российск. Гос. Пед. Университет. С-Петербург.- 1994.-С. 43.
- Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф.канд.пед. наук. Волгоград. — 1995. — С. 3.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М.: Народное образование. — 1994. — 144 с.
- Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика как интеграция наук человекознания и сущность педагогического образования. М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: НПО «МОДЕК». — 1995. — 67 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК». — 1996. — 317 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые пед. технологии. — М.: Педагогика. 1989. -С. 3−6.
- Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат. — 1975. — 399 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе. 1992. — № 2.-С. 34−37.
- Библер B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 34.
- Блага К., Бебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. М.: Просвещение. — 1991. — 190 с.
- Блинов В.М. Эффективность обучения. Методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика. — 1996. — 172 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика. — 1983. — 272 с.
- Бодалев А. А. Психология межличностных отношений. // Вопросы психологии. 1993. -№ 2. — С. 86−91.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ. — 1982.-200 с.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Н.А. Шайденко. Проектирование профессионального педагогического образования //Педагогика. 1997. — № 4. С. 23−28.
- Большая Сов. Энциклопедия в 30 т. Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов энциклопедия. — 1974. т 16. —С. 399.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. -С. 29−36.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика 1997. — № 2.-С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
- Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высшая школа. — 1968. — 104 с.
- Бубер М. Два образа веры. -М.: Республика. 1995. -463 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. — 1978. -216 с.
- Букатов В.М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Изд-во «Первое сентября». -2000. — 224 с.
- Булатова О.С. О роли художественного начала в педагогической деятельности // Педагогика. 2005. № 3 — С. 53−60.
- Васильева И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге // Психологический журнал. 1984. № 5. — С. 32−36.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб. научных трудов.М. 1993. — С.74.
- Вескер А.Б. Театральная педагогика. Учебное пособие. М.: Издательство МПУ «Народный учитель». — 2000. — 44 с.
- Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. М.: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. — 1994. — 106 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.-М.: НМЦ СПО. 1999.-538 с.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии. 2004. — 90 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. В 6 томах. Т. 4-М. 1984.-425 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс». -1998.-480 с.
- Выготский JI.C. Психология. Изд-во ЭКСМО Пресс. — 2000. — 1008с.
- Гаспарович Е.О. Личностно-ориентированный диалог в музыкальном образовании учащихся // Искусство и образование. — 2003, № 4 (26). -С. 3443.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Моск. Психолого-социальный институт, Флинта. — 1998. — 432 с.
- Гессен С .И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс. — 1995. — 448 с.
- Гильманов С.А. Педагогические технологии и творческая индивидуальность педагога // Образование в Сибири. 1996. — № 1. — С. 4146.
- Глазырина Е. О программе «Ребенок и музыка: опыт диалога» // Искусство в школе. 2000. — № 5. — С. 12−17.
- Гласс Дж, Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Изд-во «Прогресс». — 1976. — 495 с.
- Глинский Б.Г., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М.: Изд-во МГУ. — 1965. -247 с.
- Горелов И.Н., В.Ф. Житников, М.В. Зюзько, Л. А. Шкатова. Умеете ли вы общаться? М.: Просвещение. — 1991. — 144 с.
- Горлинский В.О. О педагогическом консерватизме, узкой специализации и некоторых проблемах современной музыкальной педагогики // Искусство и образование. 2003. -№ 2 (24). — С. 43−52.
- Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. /Под общей ред. акад. РАО B.JI. Матросова. М.: Прометей. 1999.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 48 с.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального-воспитания в школе. М.: Изд. центр «Академия». — 1998. — 240 с.
- Добрович А. В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение. 1987. — 203 с.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение. — 1991. — 303 с.
- Ершова А., Букатов В. Режиссура урока, общения и поведения учителя // Искусство в школе. 2000. — № 5. С. 74−77.
- Жилин В.А. Орф уроки. — Екатеринбург: Уральский институт типового проектирования. — 1996. — 91с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика. — 1982. — 162 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. — 1987. — 160 с.
- Зеер Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образования // Образование и наука. 1999. -№ 1.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Дону: Феникс. -1997.-480 с.
- Золотнякова А. Личность в структуре педагогического общения. — Ростов н / Д.: РГПИ. 1979. — 80 с.
- Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.6: Кн.1/ Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга. — 1996. — 560 с.
- Ильин Е.Н., Мертенс С. В. Давайте соберемся.: Новые возможности урока общения. М.: Школа-Пресс. — 1994. — 128 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат. — 1988. — 319 с.
- Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое агентство. — 1996. — 133 с.
- Кальниченко З.К. Пути гуманизации профессиональной подготовки учителя музыки: Материалы второй международной научно-практической конференции. МГПУ. — 1994. — С. 48−49.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. — 1987.- 190 с.
- Кирнарская Д. Музыка лучший педагог // Искусство в школе. — 2005. — № 2. — С. 3−6.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М^: Просвещение. — 1989. — 255 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. — № 2 — С.84−86.
- Косов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. 1995. — № 6. — С. 9−20.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. развитие личности- в обучении. М.: Академия. — 1999. — 288 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, — 1995. — 165 с.
- Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат. — 1985. — 432 с.
- Кузин Ф: А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 5-е изд., доп. — М.: «Ось-89». — 2001. — 224 с.
- Кузнецов Н.С. Потребности и ценности. — М. 1992. — 213 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.-1970.-С. 33.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. -Ростов н/Дону: Творческий центр «Учитель». 2001. — 160 с.
- Культура современного урока. Под ред. профессора Н. Е. Щурковой. -М.: Издат. «Российское педагогическое агенство». 1997. — 92 с.
- Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск: БГУ. — 1983. — 86 с.
- Лаврентьев Г. В. Гуманизация математического образования: проблемы и перспективы. Барнаул: Изд-во Алт. гос: университет. — 2001. -206 с.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России. — 2002. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. -1975.-304 с.
- Леотьев А.А. Педагогическое общение. М.: Мысль. — 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. -М.-1983.-420 с.
- Леонтьева О.Т. К. Орф. М.: «Музыка». — 1984. — 334 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. — 1981. — 186 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Издательство института практической психологии. — 1997. — 384 с.
- Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе, http: //gymnasia 1 l.ru /ptdsov 41.htm.
- Лифинцева T.A. Философия диалога Мартина Бубера. М.: 1999. -131 с.
- Лобанова Т.В. Музыкальная деятельность как педагогическое средство социализации детей-инвалидов. Автореферат канд.пед.наук. Уральский гос.пед. университет. 1995. — 21 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для Учителя. М.: Просвещение. — 1993. — 192 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: изд-во «Смысл». — 1999.-С. 152−192.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Издат. группа «Евразия».- 1997. — С. 167−211.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор. 1993. — 262 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание. 1981.-96 с.
- Методологическая культура педагога музыканта / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Издат. центр Академия. — 2002. — 272 с.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — С. 29.
- Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. -М.: Академия. 1998. — 437 с.
- Музыкальное образование личность — культура. Сб.науч.трудов. — М-: Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования. Москов. государств, консерватория им. П. И. Чайковского.- 1989.- 128 с.
- Мурашов В.И. Дух как субъект-объект педагогики. Курс интегральной педагогики. Вып.2. М.: РИД «Татьянин день». — 1994. — 165 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Инстит. Практич. Психологии- - Воронеж: МОДЭК. — 1995. — 358 с.
- Науказ Д. Интегральные умения в деятельности учителя-музыканта.// Искусство и образование. 2003. — № 2 (24) — - С. 40−41.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научноепсихологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001. — 640 с.
- Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учебное пособие / Свердл. пед. инст-т. Свердловск. -1988.-64 с.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова. — 1999. — 300 с.
- Панкевич Р.В. Возможности информационных технологий. ИТО 98−99. http: // ito.edu.ru /1998−99/ b / pankev — t. htm .
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: БРЭ. — 2002. -528 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. — 1997. -384 с.
- Пилиповский В.Я. Эффективная школа // Педагогика. 1997. — № 1.-С. 104−106.
- Пиличяускас А. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе. 1989. — № 1. — С. 6−11.
- Питюков В.Ю. Что такое пед. Технология? / Воспитание школьников. 1995, № 31. — С. 9.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности.Отв. ред. А.В. Глоточкин- АН СССР, Институт психологии. М.: Наука. — 1986. — 254 с. 128. .Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2 издание. М.: Высшая школа. — 1984. — 260 с.
- Подлиняев О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода: Автореф. дис. док.пед.наук. Хабаровск. — 1999. -36 с.
- Подуровский В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС.-2001.-320 с.
- Проблема общения в психологии. Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука. — 1981. -279 с.
- Профессиональная педагогика./Под ред. С. Я. Батышева. М.: Профессиональное образование. — 1997. — 678 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М. — 1989. 42 с.
- Рогов Е.И. Личность- учителя: теория и практика. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс. 1996. — 512 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект педагогического исследования. -М.- 1998.-С. 317−318.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.: Прогресс. — 1994. — 480 с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Социальная работа. Вып.5. -М.-1992.-С. 32.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. — 1976. -416с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика. — 1989. — 360 с.
- Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 49−50.
- Рыбакова Н.А. Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе программно-целевого управления. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Барнаул. — 1997. — 18 с.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука. — 1998: — 319 с.
- Савотина Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 58−59.
- Садвокасова JI.A. Подготовка учителя иностранного языка к реализации личностно-ориентированного обучения учащихся общеобразовательной школы. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Барнаул. 2003. — 165 с.
- Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 27−31.
- Серант М.Ф. Учебный диалог как образовательная технология, www/archive/ lseptamber/ru
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 40−45.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. — 1998. — 255 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика. 1994. — № 5 — С. 16−21.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Издат. корпорация «Логос». -1999.-272 с.
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Изд-во «Музыка». — 1970. — 160 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс. — 1998. — 512 с.
- Сластенин В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1996. — № 1. — С. 17−29.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа- пресс. — 1995. — 384 с.
- Словарь русского языка в 4-х томах./ АН* СССР. Институт русского языка. Под ред. А. П. Евгеньевой. М. — 1981. т.4. — С. 364.
- Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка. — 1990.-320 с.
- Сов. энциклопедия. Словарь под ред. A.M. Прокофьева. М.: Прогресс. — 1985.-С. 1321−1322.
- Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: Учебное пособие/ Ромашина С. Я., Давыдова О. И., Шарапановская Е. В., Атемаскина Ю. В., Майер А. А. Барнаул: изд-во БГПУ. — 2002. — 298 с.
- Старобинский СЛ. Урок музыки урок искусства //'Музыка в школе. — 2003. — № 2. — С. .18−27.
- Степанов Е.В. В поисках более точного ответа // Директор школы.-2001.-№ 1.-С. 79−83.
- Теория и практика развивающего обучения. Философско-психологические проблемы развития образования. Ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика. — 1994. — 240 с.
- Теория и практика личностно-ориентированного образования. // педагогика. 1996. — № 5. — С. .72−80.
- Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. Т 1. 1985. — 328 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Д.: Акад.пед.наук РСФСР. — 1947. — 335 с.
- Теплов Б. М: Проблемы индивидуальных различий. М. — 1961. -639с.
- Торичная С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. Монография. Кишинев. Изд-во Штиинца. — 1989. — 124 с.
- Тютюнникова Т.Э. Карл Орф в начальной школе // Искусство в школе. 1999.-№ 6.-С. 10−16.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», ООО «Издательство «Астрель». -2000. 96 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр.Соч.: в 11 томах. Т.8. — М. — Л. — 1950. — С. 71.
- Философский энциклопедический словарь. —М. 1983. — С. 610.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. — 1990. -368 с.
- Хазанов П.А. Об оптимизации межличностных взаимоотношений учителя и ученика // Специалист. 2004. — № 11. — С. 20−22.
- Хрестоматия по педагогике. Часть 2. Барнаул: Изд-во БГПУ. -1999.-255 с.
- Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение. — 1987. — стр. 266−267.
- Хоперскова И.Ю. Научно-педагогичкские основы диалога в личностно-ориентированном образовательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/дону. — 2000. — 19 с.
- Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. Исследование. М. — 1999. — 204 с.
- Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. Барнаул: БГПУ. — 2000. — 102 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. — 1982.-209 с.
- Шаповалов А.А. Аз и буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул: Издательство БГПУ. — 2002. — 123
- Шептенко П.А., Воронина Г. А., Юркина Е. В. Учитель ученик: понять, принять, помочь. Ред. Сластенин В. А. Москва-Барнаул. — 1996. -113с.
- Шейн С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. -№ L -С. 44−52.
- Шипулин Н.И. Организационно-педагогические условия деятельности учебно-научно-педагогического комплекса в системе непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук. Барнаул, БГПУ. — 1998. -156 с.
- Широкова Е.Ф., Шептенко П. А. Будущему педагогу -воспитателю о личностно-ориентированном педагогическом взаимодействии «педагог-воспитанник». (Теоретический, методико- технологический аспекты). М. — Барнаул: Изд-во БГПУ. — 2003. — 298 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия. — 1999.-288 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−84.
- Штоф В.А. Введение в методологию научного исследования. -Л.: ЛГУ. -1972.- 191 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М.: Педагогический центр «Эксперимент». — 1993- - 154 с.
- Щедровицкий Г. П. и др. педагогика и логика. М. — 1993. — 167с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 224 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). Краснодар. — 1993. — С. 3.
- Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. Сост. И общая редакция серии Л. А. Баренбойма. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор». — 1978. — 367 с.
- Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. Сб. статей / Ред. Сост. В. Сомов. М.: Исслед. Центр эстетического образования. -1994.- 116 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−76.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2 — С. 31−42.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы. Вып.2. — М. — 1996.
- Orff- Jahrbuch, 1969: Orff Institut an der Akademie «Mozarteum» Salzburg. Jahrbuch 1964−1968. — Mainz. — 1969. — 432 s.
- Haack H. Schulmusik // Musik-Lexikon. Maihz. — 1967. — 890 s.
- Brockhaus enzyklopadie in vierundzwanzig Banden Neunzehnte, vollig neu fearbearbeitete Auflage Sechzehnter Band Nos-Pez F.A. Brockhaus Mannheim. 1991. — 720 s. S. 251.
- Карта индивидуально-типологических особенностей студентамузыкального факультета БГПК
- Фамилия-------------------------------------имя----------------
- Отчество----------------------------------------------------------
- Дата рождения---------------------------------------------------
- Факультет---------------------------------------------------------
- Группа-------------------------------------------------------------
- Музыкальное образование------------------------------------
- Основной муз. инструмент---------------дополнительный
- Самооценка муз. способностей------------------------------
- Оценка преподавателя----------------------------------------
- Отношение студента к процессу профессиональнойподготовки-------------------------------------------------------
- Отношение к муз. исполнительской деятельности------
- Удовлетворенность занятиями------------------
- Мотивация-------------------------------------------1. Заинтересованность.
- Ценностные ориентации--------------------------
- Привлекательность занятий----------------------
- Самооценка эмоциональных состояний-------
- Проявление инициативы--------------------------
- Умения устанавливать контакты----------------
- Уровень сформированное&trade- волевых качеств
- Успеваемость----------------------------------------
- Общий уровень подготовки----------------------
- АНКЕТА САМООЦЕНКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- Как Вы полагаете, к какой музыкально-исполнительской деятельности у Вас развиты способности?
- A) Игре на инструменте- Б) Вокалу-1. B) Ритмике и хореографии.
- Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты музыкальные способности, обеспечивающие успех в данном виде исполнительской деятельности?1 23 45
- Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развито терпение, необходимое для занятий этим видом исполнительской деятельности?1 23 45
- Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты технические навыки игры на музыкальном инструменте?1 23 45
- Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты вокально-исполнительские навыки и умения?1 2 345
- Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты танцевально-двигательные навыки и умения?1 2345
- Как Вы полагаете, в какой степени у Вас развиты музыкально-творческие способности?1 2 3 4 5
- Как Вы оцениваете комплекс имеющихся у Вас музыкальных способностей?1 23 451. АНКЕТА
- ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЗАНЯТИЯМИ ПРАКТИКУМА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ, ОСНОВАННОМУ НА СИСТЕМЕ К. ОРФА»
- Считаете ли Вы практикум по музыкальному воспитанию необходимым предметом?1 23 45
- Способствуют ли занятия по системе К. Орфа развитию элементарных основ общения?1 23 45
- Обеспечена ли на уроке атмосфера эмоционально-психологического комфорта для каждого?1 23 45
- Способствуют ли данные занятия развитию инициативы, самостоятельности?1 2 345
- Учитываются ли во время занятий Ваши способности, возможности, интересы, склонности?1 2345
- Способствуют ли занятия Вашему творческому развитию? 1 23 45
- МИНИ-ОПРОСНИК «МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНО
- ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ» (МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ А.А. РЕАНА)
- Результаты данного опроса будут использоваться в обобщенном виде для научно-методических рекомендаций, поэтому фамилию указывать не обязательно. Заранее благодарим Вас за помощь в исследовании!
- Вы активно посещаете все занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам потому что:
- Стремитесь получить хорошие знания по предметам 12 3 45
- Стремитесь выдвинуться в число хорошо успевающих учеников 1 2 3 4 5
- Стремитесь избежать возможной критики со стороны преподавателя или однокурсников 1 2 3 4 5
- Стремитесь избежать нежелательных объяснений с § классным руководителем 1,2345
- У Вас есть потребность таким образом добиться уважения со стороны других 1 2 3 4 5
- Вы получаете удовлетворение от самого процесса посещения занятий и получения различных навыков, совершенствования своего развития1 2345
- Вас привлекает возможность самореализации именно в этом виде деятельности 1 2 3 4 5ш
- МИНИ-ОПРОСНИК «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПРАКТИКУМА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ, ОСНОВАННОМУ НА СИСТЕМЕ К. ОРФА»
- Занятия практикума по музыкальному воспитанию, основанному на системе К. Орфа, являются привлекательными для меня потому что: 1. Обеспечивают самостоятельность мыслительной работы и деятельности.1 2 3
- Открывают путь собственного развития.1 2 3
- Обеспечивают самовыражение.1 23
- Вызывают чувство удовлетворения от правильно выполненного задания.1 2 3
- Удовлетворяют потребность в самоактуализации и самореализации.1 2 3
- Создают чувство самоценности.1 2 3
- Позволяют добиться авторитета в группе.1 23
- Увеличивает возможность социально-психологических контактов.1 23
- Обеспечивают социальное признание.1: 2 3
- МИНИ-ОПРОСНИК «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯМИ ПРАКТИКУМА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ, ОСНОВАННОМУ НА СИСТЕМЕ К. ОРФА» (МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ А.А.РЕАНА)
- ИНСТРУКЦИЯ. Уважаемые студенты! На предложенные Вам вопросы необходимо ответить в зависимости от предложенных вариантов ответов:1 нет-2 скорее нет, чем да-3 не знаю-4 скорее да, чем нет- 5- да.
- Результаты данного опроса будут использоваться в обобщенном, виде для научно-методических рекомендаций, поэтому фамилию указывать необязательно. Заранее благодарим Вас за помощь в исследовании!
- ШКАЛА А. Удовлетворены ли Вы занятиями практикума по музыкальному воспитанию?
- ШКАЛА В. Хотели бы Вы, чтобы занятия по практикуму всегда проходили по тому учебному плану, по которому они проходят сейчас?
- ШКАЛА С. Если бы у Вас была возможность выбора, посещали ли бы Вы занятия практикума?