Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции в социум у учащихся с умственной отсталостью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В традиционных условиях обучения, воспитания, межличностных взаимодействиях в специальной (коррекционной) школе VIII вида проявляется и оформляется своеобразие личностной самооценки учащихся с ИН (отставание ее формирования от нормы, устойчивое завышение по критерию адекватности, поверхностность, неустойчивость параметров оценки, зависимость показателей оценки от внешних обстоятельств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема формирования личностной самооценки учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
    • 1. 1. Самооценка как личностное образование в специальной психологии
    • 1. 2. Психологические особенности и возможности развития личностной самооценки к концу школьного возраста у учащихся с легкой степенью умственной отсталости
    • 1. 3. Постановка проблемы. Гипотезы, задачи, методы и этапы исследования
  • ГЛАВА 2. Особенности личностной самооценки учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, выявленные по результатам экспериментального исследования
    • 2. 1. Программа констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Специфические особенности личностной самооценки учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, выявленные по результатам анализа данных констатирующего эксперимента
      • 2. 2. 1. Анализ структуры и содержания личностной самооценки учащихся с интеллектуальной недостаточностью
      • 2. 2. 2. Психологические особенности зависимости интеграции от содержания и структуры самооценки учащихся с интеллектуальной недостаточностью
    • 2. 3. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. Особенности взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью в социум
    • 3. 1. Коррекционная программа по формированию адекватной самооценки у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
    • 3. 2. Результаты формирующего эксперимента
    • 3. 3. Динамика взаимосвязи адекватной личностной самооценки и интеграции в социум у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Психологические особенности взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции в социум у учащихся с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития общества в связи с особенностями социально-экономической ситуации и процессом гуманизации назрела потребность в высокосоциализированной зрелой личности, способной успешно адаптироваться к быстро и резко меняющимся условиям.

Интеграция в общество ребенка с интеллектуальной недостаточностью (ИН) — это целенаправленный процесс передачи ему обществом социального опыта с учетом его особенностей. При этом непременным условием должно быть их активное участие в этом процессе, а успешность последнего во многом будет зависеть от адекватности их личностной самооценки.

Исследователи (Б.Н. Алмазов, И. В. Белякова, Д. Н. Исаев, H. J1. Коновалова, И. И. Мамайчук, В. Г. Петрова, Л.М. Шипицина) отмечают, что в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с адаптацией выпускников специальных школ. Это связано не только с имеющимися у них нарушениями личностного становления, отклонениями в физическом и психическом развитии, но и с особенностями социально-психологических условий, в которых они находятся. Остроактуальной становится проблема разработки инновационных технологий учебно-воспитательного процесса с детьми в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

O.K. Агавелян, Р. Г. Аслаева, Н. С. Лукин, Т. П. Павленко, изучавшие особенности пубертатного периода у лиц с легкой степенью умственной отсталости, отмечают проявления разнообразных психических и соматических нарушений, затрудняющих социобиологическую адаптацию к средедругие указывают, что в этот период происходит патоморфоз и регресс психопатологических симптомов, улучшается физическое созревание, наступает фаза интенсивного интеллектуального и личностного развития.

Представления о природе самооценки как специфической характеристики самосознания личности существенно уточняются и дополняются. Описание структуры самооценки, её важнейших функций, механизмов формирования представлено в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, У. Джеймса, Ч. Кули, Л. И. Липкиной, М. И. Лисиной, Дж. Мида, К. Рождерса, В. В. Столина, И. И. Чесноковой, Э. Эриксона.

В исследованиях, посвященных проблеме специфики формирования самооценки учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, довольно глубоко изучены:

— общие тенденции возрастной динамики самооценки (С.Г. Байкенов, Ч. Б. Кожалиева, С .Я. Рубинштейн);

— особенности развития самооценки по критериям адекватности и устойчивости (Г.М. Дульнев, Н. Л. Коломинский, С. Я. Рубинштейн, П.А. Чубаров);

— зависимость специфики самооценки от структуры дефекта и глубины интеллектуального нарушения (В.И. Лубовский, М.С. Певзнер);

— связь оценки и самооценки (Н.Л. Коломинский, Ж.И. Намазбаева);

— взаимосвязь самооценки и социометрического статуса (Н.Л. Коломинский, Ж.И. Намазбаева);

— соотношение самооценки и уровня притязаний (Ж.И. Намазбаева, Ж. И. Шиф, П.А. Чубаров);

— различное и общее в самооценке учащихся специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ (Ч.Б. Кожалиева, Л.В. Занков) и др.

По нашему мнению, недостаточно изучены вопросы влияния социально-психологических факторов на развитие самооценки, особенности формирования рационально-оценочных и эмоционально-оценочных компонентов самооценки учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Нуждаются в специальном изучении вопросы особенностей развития интерперсональных и ожидаемых оценок, технологий коррекции неадекватной самооценки у этих учащихся.

Анализ теоретических и прикладных исследований показал, что проблема взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции учащихся с ИН в социум до сих пор специально не изучалась, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.

Адекватная личностная самооценка подростков с нарушением интеллекта, как мы полагаем, необходима им в регуляции своего поведения. По мере развития она может способствовать повышению их адаптационных возможностей в социуме. В связи с этим, на наш взгляд, приоритетной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида может стать подготовка ребенка с ИН к интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития. В этом немалая роль должна принадлежать теоретическому и прикладному решению поставленной нами проблемы.

Исследования Л. И. Даргевичене, Г. М. Дульнева, Н. Л. Коноваловой, И. П. Ушаковой, П. А. Чубарова обнадеживают относительно возможностей повышения уровня адаптационных процессов подростков с ИН при коррекционном воздействии на различные структурные компоненты их личности.

Цель исследованиявыявить психологические особенности взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в социум.

Объект исследования: личностная самооценка учащихся с ИН.

Предмет исследования: разработка программы изучения взаимосвязи личностной самооценки и интеграции учащихся с ИН в социум в условиях традиционной работы с ними и программы формирования у них адекватной самооценки с целью оптимизации этого процесса.

Гипотезы исследования: 1. Нарушения психической сферы учащихся с ИН в условиях обучения, воспитания и межличностных взаимодействий проявляются и в специфических особенностях их личностной самооценки.

2. С возрастом (в диапазоне от пятого до девятого класса), учитывая, что закономерности психического развития детей и подростков в норме и патологии имеют общий характер, возможна позитивная возрастная динамика характеристик их личностной самооценки.

3. Успешная адаптация и интеграция учащихся с ИН в социум в значительной степени зависят от адекватности их личностной самооценки. При низкой ее адекватности в процессе интеграции в социум возможна их дезадаптация.

4. Оптимизация учебно-воспитательной работы позволит при определенных психологических условиях через формирование личностной самооценки обеспечить успешную адаптацию и интеграцию учащихся с ИН в социум.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Выявить специфические особенности и возрастную динамику личностной самооценки учащихся с ИН в диапазоне с пятого по девятый класс в традиционных условиях школьного их обслуживания.

3. Разработать и апробировать коррекционную программу формирования адекватной личностной самооценки у учащихся с ИН с целью повышения эффективности интеграции учащихся с ИН в социум.

4. Проследить динамику психологических особенностей взаимосвязи формирования адекватной личностной самооценки и интеграции учащихся с ИН в социум по результатам реализации формирующей программы.

Методологические позиции исследования определены на основе: достижений современной психологии в области изучения социально-исторической природы психики человека и его личностной самооценки (A.A. Бодалев, Л. И. Божович, У. Джеймс, Ч. Кули, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. И. Липкина, Дж. Мид, К. Рождерс, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Э.

Эриксон, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн и др.) — данных понимания развития личности в зависимости от пребывания в различных социальных группах (A.B. Петровский) — концептуальных подходов к изучению умственной отсталости (JI.C. Выготский, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн) — теоретико-прикладных исследований самооценки детей с ИН (O.K. Агавелян, И. В. Белякова, Е. А. Билевич, В. А. Варянен, А. Д. Виноградова, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, Ч. Б. Кожалиева, Я. Л. Коломинский, И. Ю. Левченко, Ж. И. Намазбаева, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я Рубинштейн, Г. Я. Трошин, П. А. Чубаров, Л. М. Шипицина, Ж. И. Шиф и ДР-).

Методы исследования: теоретическое осмысление и анализ данных психолого-педагогических трудов по проблеме исследованиятеоретико-прикладное моделирование программы изучения личностной самооценки как фактора интеграции учащихся с ИН в социумконстатирующий, формирующий и контрольный экспериментыколичественный и качественный анализ полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— теоретически осмыслено понятие «личностная самооценка», его содержание, структура, роль в развитии личности ребенка с ИН;

— определены теоретические подходы к построению программы экспериментального изучения взаимосвязи личностной самооценки и интеграции учащихся с ИН в социум;

— скомпонован комплекс диагностических методик для выявления сформированности личностной самооценки у учащихся с ИН;

— выявлены специфические особенности личностной самооценки учащихся с ИН, определяющие особенности их адаптации в социуме;

— разработана и реализована коррекционная программа по формированию адекватной самооценки у учащихся специальной школы VIII вида;

— впервые выявлены психологические условия, оптимизирующие формирование адекватной личностной самооценки у учащихся с ИН, способствующей успешной их интеграции в социум;

— оформлены научно обоснованные рекомендации по применению коррекционной программы в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида;

— разработан в рамках учебного курса по специальной психологии спецкурс для студентов педагогических вузов, который читается им по программе подготовки специалистов по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Практическая значимость исследованияпрактические психологи специальных (коррекционных) школ могут использовать его результаты для проведения диагностики сформированности личностной самооценки у учащихся с ИН и выявления ее влияния на их интеграцию в общество, при разработке коррекционных мер, направленных на оптимизацию процесса самопознания учащихся с ИНданные исследования имеют значение в целях углубления и систематизации теоретических и практических знаний преподавателями педагогических вузов при подготовке учебных программ для обучения будущих специалистов по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на: межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы практической психологии» (Шадринский государственный педагогический институт (ШГПИ), май 1999 г) — Региональной научно-практической конференции «Современные подходы к решению проблем практической психологии» (ШГПИ, ноябрь 2000 г.) — Межрегиональной научно-практической конференции «Гуманизация образования в XXI веке» (ШГПИ, март 2001 г.) — Международной конференции «Личность в современном мире (социально-психологические проблемы)» (Курганский государственный университет, апрель 2001 г.) — Межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы развития практической психологии» (ШГПИ, ноябрь 2001) — Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе» (ШГПИ, ноябрь 2002 г.) — лекционных занятиях при чтении спецкурсов «Особенности самооценки разных категорий детей», «Психологическая сущность адаптации и дезадаптации в социуме» (факультет коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института) — заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического институтааспирантских объединениях Шадринского государственного педагогического института (1999 — 2003) — советах педагогов специальной (коррекционной) школы № 16 г. Шадринска Курганской области, семинарах в ГУ «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (Шадринск, 2000 — 2003).

Положения, выносимые на защиту;

1. Своеобразие личностной самооценки учащихся с ИН проявляется не только в естественном процессе обучения, воспитания, межличностных взаимодействиях, но может быть подвергнуто изучению в специально организованных психологических условиях.

2. Возрастная динамика личностной самооценки в диапазоне от пятого к девятому классу у учащихся с ИН качественно отличается по критериям адекватности, самоценности и индивидуальности «Я», включенности в «Мы», готовности к самовоспитанию. Это необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной работы с ними.

3. Выявленные психологические особенности личностной самооценки учащихся с ИН в традиционных условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида (завышение по критерию адекватности, преобладание низкого уровня индивидуальности «Я», выраженная самоценность самооценочных суждений, высокая степень включенности в «Мы», низкий уровень сформированности готовности к самовоспитанию, поверхностность, недостаточная осознанность самооценочных суждений, зависимость содержания и структуры самооценки от формы олигофрении) оказывают воздействие на процесс их интеграции в социум.

4. Специально разработанная программа коррекции процесса формирования личностной самооценки учащихся с ИН (осуществляемая на основе принципов организации психолого-педагогической коррекционной помощи: единства диагностики и коррекциинормативности развитиясистемности развивающих, коррекционных и профилактических задачкомплексности методов психологического воздействия на учащихсянедирективной тактики поведения психологасочетания групповых и индивидуальных форм работы) убедила в том, что целенаправленный поиск инновационных средств может быть обнадеживающим в трудном процессе управления их личностным развитием.

5. Разработанная и апробированная нами коррекционная программа позволяет увидеть резервы оптимизации учебно-воспитательного процесса через формирование личностной самооценки, реализация которых обнадеживает в направлении получения более значимых результатов успешной адаптации учащихся с ИН в социуме.

6. Формирование адекватной самооценки учащихся с ИН в общей логике возрастного развития в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида можно рассматривать в качестве важнейшего психологического фактора их личностного становления и успешной интеграции в социум.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (217 наименований, в том числе 3 на иностранном языке), 22 приложений.

Выводы по второй главе.

Результаты диагностического обследования испытуемых по всем методикам позволили сделать следующие выводы:

1. Влияние структуры и содержания самооценки опосредовано структурой имеющегося дефекта: в большей степени признаки дезадаптации характерны для испытуемых с недоразвитием лобных долей головного мозга, с психопатоподобным поведением и для трети испытуемых с нарушениями функций анализаторов.

2. Анализ проявления характера адаптации позволил определить особенности адаптированных и дезадаптированных учащихся.

Заключение

.

Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования психологических особенностей взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции учащихся с ИН в социум позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Получили подтверждение, развитие и конкретизацию важнейшие теоретические положения специальной психологии, лежащие в основе наших исходных гипотез:

— самооценка как важнейшая характеристика самосознания личности обусловливает процесс организации ребенком с ИН своего поведения, деятельности и целесообразность отношений с окружающими людьмизакономерности естественного развития самооценки у детей с ИН и с НУР одинаковы, наши экспериментальные данные это подтвердили;

— в традиционных условиях обучения, воспитания, межличностных взаимодействиях в специальной (коррекционной) школе VIII вида проявляется и оформляется своеобразие личностной самооценки учащихся с ИН (отставание ее формирования от нормы, устойчивое завышение по критерию адекватности, поверхностность, неустойчивость параметров оценки, зависимость показателей оценки от внешних обстоятельств), обусловленное не только психическим недоразвитием данной категории детей, их личностной незрелостью, неблагополучием связей с социальным окружением, но и отсутствием адекватной их состоянию психолого-педагогической работы с нимикоррекция первичных (неадекватность самооценки, обусловленная недоразвитием критичности мышления и т. д.) и вторичных нарушений самооценки учащихся с ИН (неадекватность, обусловленная псевдокомпенсаторными ее изменениями) может быть обеспечена через регуляцию и развитие коллективных оценочных отношений, а также индивидуальное социальное познание.

2. На основе определения теоретических подходов к построению программы экспериментального изучения взаимосвязи самооценки и интеграции учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в социум скомпонован комплекс диагностических методик по выявлению специфических особенностей личностной самооценки данной категории детей, определяющих протекание процесса их адаптации и интеграции.

3. По итогам констатирующего эксперимента получены и систематизированы фактические данные, характеризующие особенности взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции учащихся с ИН в социум:

— опосредованность структуры и содержания самооценки структурой имеющегося дефекта испытуемых: адекватная самооценка в большей степени характерна для учащихся с неосложненной формой и с нарушением нейродинамикивозрастная динамика параметров самооценки учащихся с ИН проявляется в незначительном повышении адекватности (при сохранении неадекватно завышенной самооценки) и стремления к индивидуальности, увеличении самоценности и готовности к самовоспитанию, снижении групповой сплоченности к старшим классамс возрастом в какой-то мере изменяются психологические особенности взаимосвязи исходного уровня личностной самооценки и интеграции в социум, что проявляется в повышении зависимости социометрического статуса, уровня адаптированности, включенности в группу, переживании эмоционального благополучия от адекватности самооценки учащихсяснижении зависимости самоценности и поведенческих симптомокомплексов, указывающих на деформации в потребностно-мотивационной сфере личности испытуемых, от адекватности их самооценки;

— зависимость уровня адаптации от адекватности самооценки доказывает также наличие корреляционной связи между адаптацией и интеграцией учащихся с ИН в социум и личностной самооценкой. Это подтвердило наше предположение о том, что формирование адекватной личностной самооценки является необходимой предпосылкой и фактором успешной интеграции выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида в социум.

4. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу исходную теоретическую гипотезу о возможности оптимизации учебно-воспитательной работы с учащимися с ИН через формирование личностной самооценки в специально созданных психологических условиях проведения коррекционной работы.

5. Целенаправленный поиск инновационных средств коррекции процесса формирования личностной самооценки позволил внедрить в практику обучения, воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида специальные приемы формирования адекватной самооценки в учебной и внеучебной деятельности, что обусловило оптимизацию личностного развития ее выпускников.

6. Проведенная нами коррекционная работа способствовала получению значимых результатов в более успешной адаптации и интеграции учащихся с ИН в социум. Положительная динамика личностной самооценки учащихся с ИН в общей логике возрастного развития (увеличение адекватности самооценочных суждений, самоценности и индивидуальности «Я», включенности в «Мы», готовности к самовоспитанию) повлекла за собой качественные изменения показателей адаптированности испытуемых экспериментальной группы, что проявилось в снижении проявлений внешних особенностей дезадаптивного поведения, увеличении количества и улучшении структуры межличностных взаимоотношений, повышении эмоционального фона межличностных контактов.

7. Выполненное исследование продемонстрировало возможности успешной интеграции учащихся с ИН в социум на основе формирования у них адекватной личностной самооценки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника. — Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Удм. гос. Ун-т, 1996. — 19 с.
  2. O.K. Социально-трудовая адаптация подростков олигофренов // Проблемы дефектологии / Ответ, ред. O.K. Агавелян, Г. З. Оганян, A.M. Хачатрян. Ереван, 1979. — с.7 — 43.
  3. O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. — 356 с.
  4. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  5. Адаптация организма учащихся к учебным физическим нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  6. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск.: Изд-во Урал, ун-та, 1986. 152 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.1. — М, 1980. -230 с.
  8. Р.Г. Формирование социально-значимых качеств личности умственно отсталого учащегося: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. -16 с.
  9. Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации / Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. — Ереван, 1973. — с. 24 — 29.
  10. С.А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников.: Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1995.-164 с.
  11. И. Байкенов С. Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательных школ / Вопросы патопсихологии. М, 1970. — 264 с.
  12. Г. А. Понятие адаптации и ее значение для психологии // Вопросы психологии, 1989. № 1. — с. 92−99.
  13. М.М., Елфимова С. П. Ребенок идет в школу: знаете ли вы своего ученика? М.: Издат. центр «Академия», 1996. — 240 с.
  14. A.C. Психолого-педагогические проблемы общения учителя с учащимися вспомогательных школ в процессе урока // Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — Свердловск, 1974.
  15. A.C. Ситуация успеха. Книга для учителей. — Екатеринбург, 1997. -185 с.
  16. O.A. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии, 2001. № 4. — с. 31−39.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.6 Прогресс, 1986. — 422 с.
  18. Е.А. Обоснование умственно отсталыми школьниками своих практических действий и оценок результатов работы // Дефектология, 1974.-№ 5.-с. 26−27.
  19. A.A. Восприятие человека человеком. :Изд-во ЛГУ, 1965. 123с.
  20. A.A. Личность и общение. M.: 1995. — 328 с.
  21. Л.И. Избранные психологические труды. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  23. Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки.: Дисс. д-ра психол. наук. — М, 1999. — 413 с.
  24. Л.В. Что такое самооценка // Психол. журнал. Т. 13. — № 4, 1992.-е. 99−101.
  25. Л.В., Видинская Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. — Психология, 1986. — № 3. — с. 21−30.
  26. Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний // Вопросы психологии, 1993. № 1.-С.21 -28.
  27. Г. К., Гиппенрейтер Ю. В. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии, 1989. № 1. — с. 45−54.
  28. В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 1971.-206 с.
  29. Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1994. № 3. — с. 16 — 25.
  30. С.Г., Лесохина Л. Молодежь из школы приходит на производство / Молодежь и труд. М, 1970. — 302 с.
  31. Л.З. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 60 с.
  32. А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника / Коррекционная работа во вспомогательной школе: Сб. научн. тр.-Л, 1978.-100 с.
  33. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах интернатах: Дис. канд. псих. Наук. М., 1992. — 150 с.
  34. Вопросы коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми: Темат. сб. научн. тр. Алма -Ата, 1987. — 60 с.
  35. Вопросы психической адаптации: Сб. статей. — Новосибирск, 1974.- 64 с.
  36. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. — 144 с.
  37. Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.
  38. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. -527с.
  39. Л.С. Собрание сочинений в 6 Т. Т. 5. — М.: Педагогика, 1983.-с. 231 -257.
  40. Т. Как помочь застенчивому ребенку // Школьный психолог. -февраль, 2001. № 7. — с.6.
  41. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях / А. И. Кравченко. Социология: Хрестоматия. — М.: Издат. центр «Академия», 1997.-с. 41−47.
  42. Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Томск, 1999. -20 с.
  43. Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности.: Дисс. канд. психол. наук. — Томск, 1999. 164 с.
  44. Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1971. 17 с.
  45. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПб ун-та. — Сер. 6, 1996. — Вып. 1. — с. 5968.
  46. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — М, 1999.- 183 с.
  47. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. М, 1995.- 128 с.
  48. Т.В. Подросток. — М.: Знание, 1976. 96 с.
  49. В.А. О сформированности образа -Я воспитанников детского дома // Перемены, 2002. № 4. — С. 57 — 67.
  50. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -М.: Педагогика, 1969. 215 с.
  51. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности в новых условиях деятельности и общения.: Дисс. канд. психол. наук. -М.: ОАН, 1989. 294 с.
  52. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М, 1986. — с. 45 — 68.
  53. JT.B. Вопросы психологии учащихся вспомогательных школ. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 148 с.
  54. Л.В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталого школьника (олигофрена) на первых этапах обучения. Вып. 37. — М.: АПН РСФСР, 1951.
  55. Л.В. О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 148 с.
  56. А.Е. Самосознание и самооценка подростка // Семья и школа, 1979.-№ 11.-с. 21−23.
  57. A.B. Генезис самооценки. М, 1989. — 235 с.
  58. A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989. № 1. — с. — 31 — 39.
  59. A.B., Тагиева Т. Б. Самооценка как фактор психологической готовности ребенка к школьному обучению // Новые исследования в психологии, 1986. № 1. -с. 25 — 30.
  60. Зейгарник Б. Г Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981.-172 с.
  61. О.И. и др. Методы исследования социальной психологии. М, 1997.-с. 173- 188.
  62. M.B. Психологическое консультирование для начинающего учителя. М.: Просвещение, 1995.-е. 139−141.
  63. В.Г. Проблема адаптации: роль коллектива в формировании личности / Иванов В. Г. Коллектив и личность. — Л, 1997. — с. 105 115.
  64. Н.В., Кузнецова М. П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт// Журнал практического психолога, 1997. № 2. — с. 6−13.
  65. Д.Н. Предупреждение реакции дезадаптации / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. — СПб, 2001.-е. 166- 180.
  66. Исследование личности и деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. научн. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. М, 1980. — 205 с.
  67. История психологии: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. с. 306 — 308.
  68. В.П., Матрос Л. Г. Право на здоровье. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  69. Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2002. — 157 с.
  70. А.И., Тарасенко Н. В. Формирование у учащихся вспомогательной школы оценочных суждений о поступках человека // Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов.: Сб. научн. тр. — М, 1981.-е. 111−120.
  71. Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: метод. Рекомендации. Екатеринбург, 1996. — 37 с.
  72. В. Как подготовить ребенка к жизни: пер. с англ. A.B. Мудрика. — М.-Л.: Прогресс, 1991.-283 с.
  73. Клинико-генетические исследования олигофрении / Под ред. М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1972. — 248 с.
  74. В.Н. Представления личности о себе и значимых других как субъектах общения // Психол. журнал, 1981. Т. 2. — № 4. — с. 34 — 39.
  75. В.В. Поведение дезадаптированных подростков / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. СПб, 2001. — с. 180 — 198.
  76. О.С. Психология самоопределения личности: Учеб пособие. -Новосибирск, 1998. 72 с.
  77. Ч.Б. О возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков // Дефектология, 1997. № 4. — С. 36 — 42. л
  78. В.Л. Умственно отсталый подросток // Психол. газета, 1997. -№ 5. с. — 5 — 6.
  79. Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников. — М.: Знание, 1983.-62 с.
  80. Н.Л. О формировании самооценки и уровня притязаний учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1972. № 6. — С.57 -61.
  81. Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. — Киев.: Радяньска школа, 1978. 87 с.
  82. Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и медличностных отношениях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М, 1972.-16 с.
  83. Н.Л. Самооценка учащихся вспомгательной школы и уровень притязаний в процессе профессиональной подготовки // Дефектология, 1979. № 2. — с. 70 — 74.
  84. Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974. — 96 с.
  85. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  86. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
  87. И.В. К вопросу об адекватной самооценке у детей // Ученые записки.: ЛГТ1И, 1973. с. 37 — 47.
  88. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  89. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  90. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  91. Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.-с. 186−196.
  92. А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психол. журнал. Т. 16.-№ 1,1995.-е. 107−114.
  93. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М.: Академия, 2001.-320 с.
  94. Е.М., Раева В. М., Сидорова Т. И. Представления о себе учащихся разного возраста // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Тезисы докладов. — М, 1979. с. 114 — 115.
  95. В.Г. Социальная психология. М.: ВЛАДОС, 2002. — 448с.
  96. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности.: Дисс. канд. психол. наук. М, 1980. — 145 с.
  97. П.С. Адаптация как функция развития личности. — Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 76 с.
  98. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.
  99. В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности // Советская педагогика, 1973. № 6. — с. 97 — 107.
  100. И.Ю. Патопсихология: Теория и рактика. М.: Академия, 2000. -231 с.
  101. И.Ю. Психологическое изучение детей с органическим поражением ЦНС: Материалы общества невропатологов и психиатров. — Медицина, 1998.-С. 101 127.
  102. И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М, 2001. -192 с.
  103. А.И. Как формировать и изменять самооценку // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М, 1998. — с. 272 — 278.
  104. А.И. Психология самооценки школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  105. Липкина А. И, Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
  106. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -143 с.
  107. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ЭКСМО Пресс, 1999. — 416 с.
  108. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. № 6. — с. 15−18.
  109. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 100 с.
  110. Н.С. Возрастные особенности подростков. М., 1967. — 40 с.
  111. Ш. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-204 с.
  112. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми / Под ред. М. С. Певзнер. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 160 с.
  113. Н.Г., Коробейников И. А. Школьная дезадаптация младших школьников / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. СПб, 2001. — с. 149 — 166.
  114. Н.Ю., Милютина ЕЛ. Курс лекций по детской патопсихологии.: Учебн. Пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. — с. 412 418.
  115. Малая советская энциклопедия. Т. 1. — М.: Изд — во «Большая Советская Энциклопедия», 1858 — 1277 с.
  116. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. — 4000 с.
  117. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -СПб.: Речь, 2001.-220 с.
  118. Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — с. 173−188.
  119. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Вып. 2.: Сб. научн. тр / Под ред. Б. Д Парыгина. — Л, 1973.
  120. Н. Путь к благополучию ученика // Народное образование, 1995.-№ 2.-с. 26−34.
  121. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждении интернатного типа / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.-е. 113 — 123.
  122. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология личности: Хрестоматия. СПб, 2000.- с. 123 — 127.
  123. А.Л. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван.: Изд-во АН Арм. ССр, 1998. — 263 с.
  124. .И. Некоторые вопросы личности умственно отсталого школьника // Дефектология, 1982. № 1. — с. 24 -29.
  125. .И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательной школы // Дефектология, 1978. № 1. — с. 20 — 24.
  126. .И. Развитие личности учащегося вспомогательной школы: Дис. докт. Психол. наук. М., 1986. — 278 с.
  127. В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «я образа» // Психол. журнал, 1990. — Т.11. — № 5. — с. 74 -77.
  128. Н.М. Формирование адекватной самооценки и гармонизация межличностных отношений младших школьников в сельской школе / Неупокоева Н. М. Психологическая служба в сельской школе. — Курган, 2000.-с. 41−48.
  129. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 442 с.
  130. Общение аномальных детей / Под ред. В.Варянен. Тарту: Тартуский гос. Ун-т, 1980.
  131. Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М, 1998. — 240 с.
  132. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я концепции подростков.: Дисс. канд. психол. наук. — М, 1997.
  133. A.A. Введение в теорию психокоррекции. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. -320с.
  134. A.A. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512с.
  135. Особенности оценки и самооценки умственно отсталых школьников / Практикум по психологии / Сост. А. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1985.-126 с.
  136. С.Р. Динамика социально-психологической адаптации.: Дисс. канд. психол. наук. М, 1995.
  137. Т.П. Учебная деятельность как фактор социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии // Журнал практического психолога, 1997. № 2. — с. 123 — 128.
  138. И.П. Избранные произведения.: Изд-во АН СССР, 1949 546 с.
  139. С.Р. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993.-29с.
  140. М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 477с.
  141. М.С. Клинико-генетическое исследование олигофрении. — М.: Педагогика, 1972. 246 с.
  142. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей олигофренов. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 224 с.
  143. В.Г. Проблема обучения и развития умственно отсталых детей в специальной психологии // Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов. М., 1981. — с. 5 — 26.
  144. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. — 160 с.
  145. Л.А. Компетентность в общении (социально-психологический тренинг). МГУ, 1989.- 216 с.
  146. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М, 1982. — 255 с.
  147. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: Изд-во АПН, 1962. — 319 с.
  148. Т.А. Развитие самооценки в детском возрасте // Советская педагогика, 1973. № 11. — с. 27 — 38.
  149. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
  150. Применение методики «ДИАРТЕК» в психокоррекционной работе школьного психолога / Сост. В. Н. Белоногова. Магнитогорск, 1994. — 25 с.
  151. A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в психологической службе конкретных психодиагностических методик. Сб. научн. тр. М.: АПН СССР, НИИ ОПП, 1988.
  152. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  153. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь», 2001 -256 с.
  154. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. средн. пед. уч. заведений / Под ред.И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 160 с.
  155. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Педагогика, 1980. — 150 с.
  156. Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М, 1990. — с. 352.
  157. Психология личности Т. 1.: Хрестоматия. — Самара.: Издательский дом «БАХРАХ», 1999. — 448 с.
  158. Психология личности Т. 2.: Хрестоматия. — Самара.: Издательский дом «БАХРАХ», 1999. — 544 с.
  159. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2000. — 672 с.
  160. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  161. A.A. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. сер. 6,1995. — Вып. 3. — № 20. — с. 74 — 79.
  162. К. Эмпатия: перевод с англ // Психология эмоций: Тексты. — М, 1987.
  163. СЛ. Собрание сочинений в 3-х Т. Т. 1. — М, 1986. — 463 с.
  164. С.Я. Л.С. Выготский о развитии психики умственно отсталых детей // Дефектология, 1970. № 5. — с. 3 — 10.
  165. С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб пособие. — M.: Просвещение, 1979. 192 с.
  166. Л.И., Соловьев А. Е. Психология самовоспитания. — М.: Просвещение, 1982. 143 с.
  167. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1999. — 384 с.
  168. H.A. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Изд-во «Гном и Д», 2000. — 96 с.
  169. Д.В. Социальная адаптация школьника: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995.-154 с.
  170. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии, 1970. № 1. — с. 107 — 116.
  171. Н.В. Игры в школе и дома. М, 1993. — 135 с.
  172. Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. -М.: ИНТОР, 1997. 192 с.
  173. Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000.-№ 1. — с. 66−75.
  174. В.Г. К вопросу о механизме формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Тез. докл. М, 1979. — С. 125 — 126.
  175. И.М. Избранные произведения. Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1952.-772 с.
  176. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 348 с.
  177. В.Н. Проблема понимания и личностное развитие учащихся вспомогательной школы / Тез. докл. — М, 1977. — с. 105.
  178. A.B. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в ВУЗе.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л, 1985−23 с.
  179. A.A. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере внеконфессиональных течений).: Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1996 — 156 с.
  180. Л.С. Знать ребенка чтобы воспитывать. М. Знание, 1976. — 64 с.
  181. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1997.-800 с.
  182. А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / Под ред. Х. С. Замского. М.: Просвещение, 1965.- 140с.
  183. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  184. Е.Т., Чеснокова И.Т, Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии, 1986. № 2. — с. 29 -35.
  185. Социальная психология / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.-275 с.
  186. Социальная психология и философия: Сб. научн. трудов. Вып. 2 /Под ред. Б. Д. Парыгина. — JI, 1973. — с 113.
  187. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. — М, 1999. 752 с.
  188. В.В. Самосознание личности. М. 1983. — 220 с.
  189. Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 736 с.
  190. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М.: Медицина, 1965. — 335 с.
  191. Н.М. О соотношении когнитивного и эмоционального аспектов самооценки / Теоретические и прикладные проблемы психологии самопознания людьми друг друга / Тез. докл. М, 1979. — с. 128 — 129.
  192. И.В. Проблема адаптации ребенка (в свете современных представлений о психологических защитных механизмах) // Журнал приклад. Психологии, 1999. № 2. — с. 11 — 23.
  193. У.В. Дети с задержкой психического развития. 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород, 1994. — 228 с.
  194. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990. 180с.
  195. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2002. — 175 с.
  196. Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1998. — 336 с.
  197. Т.Н. Формирование самостоятельности у детей раннего возраста как фактора социально-психологической адаптации к ДОУ.: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 156 с.
  198. К. Как научить детей сотрудничать?: Практическое пособие в 4-х Т.-М.: Генезис, 2001.
  199. Формирование общественной направленности личности школьника. М, 1997.-136 с.
  200. Л.Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Совершенство, 1998. 432 с.
  201. В., Гройсман А. Психолого-педагогические тренинги. — М, 1995. -124 с.
  202. О.В. Лесенка радости. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -124с.
  203. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М.: Академия, 2001. — 208 с.
  204. Чеснокова Иванова И. И. К вопросу об исследовании самосознания в психологическом аспекте // Личность и деятельность / Тез. докл. V Всесоюзн. Съезда психологов СССР. — М, 1977. с. 29 — 30.
  205. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд-во «Наука», 1997. — 143 с.
  206. П.А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников.: Дисс. канд. пед. наук. -JI, 1987. 165 с.
  207. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учеб. Пособие. Красноярск, 2002. — 218 с.
  208. Шипицина J1.M. Необучаемый ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. -496 с.
  209. Шиф Ж. И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1972.
  210. С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М.: Нов. Школа, 1995. — 76 с.
  211. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М — СПб.: Фолиум, 1996. 63 с.
  212. Эмоции и чувства как показатель социально-психологической адаптации личности / Психические состояния: Межвуз. Сб. J1, 1981. — с. 96 — 101.
  213. М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М, 1974. — 286 с.
  214. Gaskin Batler V.T., Tucker С.М. Self-esteem akademik, achiveiment and adaptive behavior in Afrikan-Amerikan children // The educational forum, 1995. — T. 59. — № 3. — c. 234 — 243.
  215. Vagnerova M Sebehodnoceni a hodnoceni skolnino vykonu deti stredniho skolniho veku // Psychologia a patopsychologia dietata. 1995. T. 30. — № 1. — c.5−9.
  216. Leskinen E. Change, reliability and stability in self-perceptions in ealy adolescence: a four-year follow-up study // International journai of behavioral development, 1995. T. 18. — № 2. — c. 351 — 364.
Заполнить форму текущей работой