Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические воззрения И. А. Сикорского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие научного знания неизбежно предполагает взаимодействие двух (по определению М. Г. Ярошевского) форм деятельности, направленных на исследование объективной реальности. Каждый предметный факт выступает не просто как «сведение», но за ним стоит специфическая научная деятельность по его изучению. Научная деятельность предполагает некоторые концептуальные рамки, в которых происходит… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава I
  • Вопросы общей психологии в трудах И.А.Сикорского
  • 1. Методологические и теоретические вопросы общей психологии
  • 2. Психические процессы
  • Выводы
  • 3. Глава II
  • Вопросы возрастной и педагогической психологии в трудах И.А.Сикорского
  • 1. Проблема психического развития
  • Характеристика основных возрастных периодов
  • 2. Психологические вопросы обучения и воспитания
  • 3. Психолого-гигиенические аспекты формирования личности ребенка. Проблема утомляемости в трактовке И. А. Сикорского
  • Выводы

Психологические воззрения И. А. Сикорского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие научного знания неизбежно предполагает взаимодействие двух (по определению М. Г. Ярошевского) форм деятельности, направленных на исследование объективной реальности. Каждый предметный факт выступает не просто как «сведение», но за ним стоит специфическая научная деятельность по его изучению. Научная деятельность предполагает некоторые концептуальные рамки, в которых происходит истолкование конкретного явления. В разных научных концепциях одни и тезке факты могут получать различное истолкование. Современная ситуация развития психологической мысли обостряет интерес к вопросам формирования представлений о психике. Подобные исследования необходимо берут своим предметом не психические явления сами по себе (предметное поле), а «психические явления, представленные в исторически изменчивых формах деятельности по их исследованию» (140. 27). Невозможно представить себе развитие психологического знания как простое накопление фактов предметного поля, прежде всего потому, что в различных концептуальных схемах эти данные приобретают различное истолкование. Сфера приложения историко-психологических исследований, по определению М. Г. Ярошевского (139), состоит в том, чтобы перейти от простого описания фактов истории психологии к обьяснению их. Объяснение фактов истории психологии предполагает анализ неизменных составляющих научного познания. Это категории, принципы и проблемы. Исследовательская работа, которая строится вокруг этих неизменных осей научного познания позволит глубже представить вклад конкретных ученых в развитие фактологического, понятийного, методологического аппарата психологической науки. Анализ категориальной, методологической приемственности различных идей и направлений, который призван дать не только поэтапные срезы в развитии психологии, но и выявить соотношение научных идейных воззрений, определяющих своеобразие каждого конкретного этапа, позволяет трактовать каждый конкретный этап, как своего рода интеллектуальную формацию, требующую системного подхода.

О необходимости разработки истории отечественной и мировой психологии писал А. В. Петровский, полагая, что «верное понимание самых сложных проблем современной психологической науки с необходимостью должно включать знание основных исторических связей, понимание, как и почему развивались те либо иные научные концепции, которые стали слагаемыми сегодняшней общей теории психологии» (66. 4) Правильная оценка возможностей психологической науки не только на современном этапе, но и в будующем требует обращения к ее прошлому. Б. Г. Ананьев, указывая на важность историко-психологических исследований писал: «Разработка истории отечественной психологии актуально необходима не только потому, что она вскрывает великое историческое прошлое нашей науки, но и потому, что она возвращает к новой жизни идеи, которые по настоящему могут быть поняты и творчески развиты лишь сейчас в новой психологии. «(6. 237) Справедливо отмечает и Б. Ф. Ломов, что в психологии к, как и в любой другой науке, каждый новый шаг возможен только на основе систематизации всего накопленного ценного. «Попытки создавать новые концепции без опоры на достигнутое не только не продвигают науку вперед, но, напротив, могут повести ее вспять или в сторону от линии поступательного развития. Наука делает шаг за шагом в процессе кропотливого труда, в котором казхцая новая ступенью может быть достигнута при опоре на уже освоенную. «(44.19). Этой же точки зрения придерживается JL И. Анциферова, подчеркивая, что «каждая последующая ступень в развитии психологической теории порождает новую оценку истории психологии, раздвигает границк психологического исследования, в новом качестве представляет полученные в прошлом знания. «(7.16).

Проблемам развития психологической науки в изучаемый нами период, конец XIX начало XX веков, посвящены монографии А. R Петровского (65)., М. Г. ЯрошевскогоС 133), (139), А. А. Смирнова! 71), Е. А. Будиловой, (17), (18), М. В. Соколова (80), К. Б. Жарикбаева (33), А. А. Никольской (60) (51), (62). Д. Е Богоявленского (20) М. Г. Данильченко. (30) и др.

Одной из малоисследованных, но интересных страниц формирования Русской психологической мысли на рубеже XIX — XX столетия является творчество профессора Киевского университета Ов. Владимира Ивана Алексеевича Сикорского. Круг проблем, которые привлекали его внимание находились на стыке психиатрии, психологии и педагогики. Особенно много трудился И. А. Сикорский в области психологии и психологических аспектов педагогического процесса.

С именем Сикорского связано многое в становлении и развитии отечественной психологической мысли. В частности, разработка проблем, посвященных гигиене и профилактике психической жизни. проблемы развития и формирования личности, поднимались вопросы о значении самосохранения как неотемлимого свойства и движущей силы развития психики живого существа. О вкладе И. А. Сикорского в психиатрию, говорит Ю. Каннабих в труде «История психиатрии» (36), где он отводит Сикорскому видное место в истории развития русской психиатрической мысли, имея в виду работы Ск-корского по случаям массового помешательства в Киевской губернии, называя эти работы «новым словом в профилактике и лечении массовых психозов. «(36. 357).

Среди работ, в которых представлены взгляды И. А. Сикорского по вопросам психологии необходимо отметить труд Б. В. Большаковой, «Проблема формирования личности? русской психологической мысли 19 начала 20 веков» (15), где подробно рассматривается точка зрения И. А. Сикорского относительно проблем формирования и развития личности. В работе кратко освещены вопросы зарождения психического, роль эволюционной теории Г. Спенсера в творчестве И. А. Сикорского, поднимается проблема сознания и самосознания, обсуждаются его воззрения на развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы личности. Отводя И. А. Оикорскому значительное место в истории развития отечественной психологии, В. Е Большакова отмечает. антропоморфизм его научных взглядов, но также указывает на то, что антропоморфизм Сикорского вовсе не означал стирание граней между человеком и животным. Он никогда не забывал о качественных особенностях человеческой психики, считая зоопсихологию частью сравнительной психологии, науки о происхождении и развитии психики человека к животных, помня об общности их происхождения.

Однако, непредставленным остался целый ряд вопросов которые, в трактовке И. А. Сикорского, по нашему мнению, оказали существенное влияние на развитие психологической мысли. Таких как: Обсуждение Сикорским проблемы локализации психических функций в физиологической структуре. Таких как память, мышление, воображение и др. Вопрос готовности нервной системы к тому, чтобы являться основой для сложных психических состояний. Проблема перехода психических свойств в психические качества. Взаимодействие врожденного и приобретенного в динамике развития личности. Трансформация низших психических качеств в высшие. Вопросы оптимального, с точки зрения психологии, развития интеллектуальной, эмоциональной и моральной сфер жизни человека. А так же ряд других вопросов, в которых нашел свое выражение вклад И. А. Сикорского в решение вопросов общей, возрастной и педагогической психологии.

До сих пор богатое и разнообразное наследие И. А. Сикорского в области общей и педагогической психологии не получило достаточно полного теоретического анализа. Оно включает в себя более шестидесяти дошедших до нас работ. Часть этих трудов оформлена в виде учебного материала, направленного на повышение психологической грамотности в среде учителей и студентов педагогических учебных заведений. Другая часть посвящена разрешению спорных вопросов психологии того времени и носит сугубо теоретический, исследовательский характер. По отзывам современников И. А. Сикорский пользовался уваженим со стороны своих сотрудников и учеников как лектор, ученый, педагог. Круг вопросов, которые поднимались И. А. Сикорским в его творчестве, способы рассмотрения их и огромная исследовательская и общественная работа, проделанная Сикорским, позволяют сказать о той большой роли, которую играл И. А. Сикорский в становлении и развитии Русской психологической мысли. Восстановлению этой забытой страници посвящается наше исследование. Творчество И. А. Сикорского практически не разрабатывалось в современных историко-психологических исследованиях. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы по возможности полно восполнить этот пробел. Объектом исследования является жизненный и творческий путь И, А. Сикорекого, а его предметом — воззрения И. А. Сикорского по вопросам общей, возрастной и педагогической психологии.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи :

— выявить значение творчества И. А. Сикорского в становлении Русской психологической мысли последней четверти XIX — начала XX веков.

— представить вклад И. А. Сикорского в развитие общей, возрастной и педагогической психологии.

На защиту выносятся следующие положения :

— Многие психологические идеи, разрабатываемые И. А. Сикорским, такие как Еопросы о норме и патологии психической жизни, проблема утомляемости, динамика взаимодействия врожденного и приобретенного в развитии личности, исследование проблемы зависимости процессов формирования личности от феноменов культуры, постановка проблемы морали как фактора регуляции психических состояний, и др., представляли собой значительный вклад в развитие Русской психологической мысли.

В качестве методов исследования в работе применялись историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого неразрывно связано с учетом существующей социально-исторической обстановки, биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных и общественных взглядов ученого.

Источнмсом исследования являются научные труды И. А. Сикорского, имеющиеся немногочисленные работы о нем, отечественная и зарубежная психологическая литература.

Научная новизна и теоретическая значение исследования заключаются в том, что в нем с позиций современной психологической науки изучены взгляды И. А. Сикорского по вопросам общей, возрастной и педагогической психологии. Раскрыто значение И. А. Сикорского в контексте современной ему ситуации развития психологической мысли в России. Введены в научный оборот неизвестные ранее архивные материалы, малоизвестные научные труды Сикорского, дана их интерпритация с позиций современного науковедения и истории науки.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы при чтении лекций по истории психологии, общей, возрастной и педагогической психологии. Включения их в учебники и учебные пособия.

Обоснованность и достоверность полученных результатов основана на использовании соответствующей методологии и научного понятийного аппарата, а также методов соответствующих цели и задачам исследования.

Апробация работы Материалы диссертации докладывались на региональных конференциях молодых ученых, на научно-практических конференциях МПГУ им. Ленина. Материалы диссертации отражены в двух публикациях. Использовались в преподавании курсов «Общая психология» и «История психологии» .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

выводы.

Таким образом, вопросы возрастной и педагогической психологии получили основательную разработку в трудах И. А. Сикорского. Но прежде чем перейти к рассмотрению конкретных достижений И. А. Сикорского в этой области необходимо рассмотреть о той ситуации в общественной и научной жизни Росии применительнок воспитанию и образованию.

Во второй половине XIX века остро стоял вопрос о возможностях применения психологии как научной дисциплины в практических аспектах жизни общества. Обучение и воспитание подрастающего поколения являлись такой сферой общественной жизни, которая требовала от психологии научных и практических разработок, одновременно являясь идеальным местом для приложения психологической практики. Что такое личность и каковы оптимальные условия ее развития? В какой дидактической форме лучше подавать те или иные знания? В каком соотношении находятся умственное развитие и нравственное воспитание и как они влияют друг на друга? Каковы базовые механизмы психофизиологического функционирования детского организма и как в соответствии с ними строить учебный процесс? Эти вопросы не могли появиться сами по себе, они появились на стыке педагогической реальности и теоретической психологии.

Психологическая практика служит основой для развития психологической теории, и, в свою очередь, развитие психологической теории обогащает психологическую практику. Основной особенностью психологической практики является то, что она определяет свой предмет в различных отраслях человеческой деяте^ности. В случае с ситуацией обучения и воспитаний второй половины XIX века необходимо было проде.

— 129 лать огромный труд по выделению психологической предметности в этих педагогических дисциплинах. С этой точки зрения труд, который проделал И. А. Сикорский, поистине неоценим. Более двадцати научных работ и учебных пособий, посвященных проблемам возрастной и педагогической психологии, систематизация огромного корпуса теретически-психологических знаний применительно к проблемам педагогики и дидактики. Работа на ежегодных учительских семинариях, основание Фребелевского педагогического общества и учебного заведения для учителей. Таковы внешние вехи работы И. А. Сикорского в направлении разрешения вопросов связанных с педагогической психологией, насыщенной поисками и открытиями самоотверженным трудом и прекрасными результатами.

И. А. Сикорский в своем творчестве отводил большое место проблеме формирования личности ребенка средством тех методов, которые разработаны в рамках возрастной психологии. Обучение и воспитание, по мнению Сикорского, имеют своей конечной целью формирование высоких личностных качеств, обеспечивающих человеку хорошую будущьность.

Личность Сикорский трактует как совокупность врожденных и приобретенных качеств. Это не являлось чем-то новым в научном подходе к этой проблеме. (Сеченов, Флексиг, Вундт, Брентано и др.)Вызывают интерес те особенности в трактовке личности Сикорским, которые вытекают из поставленной им перед собой задачи. Как мы помним, основным вопросом психологии, по мнению Сикорского, был вопрос о связи и соотношении явлений телесного и душевного порядка. В рамках этого основного вопроса была выдвинута гипотеза о том, что между психическими функциями, которые он относил к явлениям телесного порядка, и психическими свойствами, которые он относил к явлениям душевного порядка, не существует ка.

— 130 чественной разницы, существует разница только количественная. Попробуем понять, что имел в виду Сикорский, когда выдвигал эту гипотезу? Помимо банальной трактовки, например, развитое сознание это большее количество осознаваемых предметов и явлений, а не развитое — это меньшее количество осознаваемых предметов и явлений, можно обратиться к трактовке Сикорским основного вопроса психологии как исследованию связи и соотношения между психикой и физиологией. С этой точки зрения гипотеза о количественном соотношении явлений душевного и телесного порядка приобретает статус своеобразного инструмента исследования этой связи или соотношения. Становится понятным отождествление Сикорским понятия развития в общепсихологическом смысле этого слова и понятия развития нервных свойств в психологические качества.

Основным способом развития психики ребенка, по мнению И. А. Сикорского, является трансформация низших нервных свойств в высшие психические качества. Условием, которое обеспечивает успешность этих процессов, является нормальная наследственность, понимаемая как готовность нервной системы, или, как ее называет Сикорский, «психического субстрата», к восприятию и переработке впечатлений, получаемых из внешнего мира. Внешний мир представлен, прежде всего, как та социальная среда в которой растет и развивается ребенок. Сикорский различает прямые воздействия внешней среды на физиологи^ ребенка в виде раздражителей и опосредованные влияния социальной среды, при чем, только на ранних этапах раввитий ребенка социальные влияния являются чем-то опосредованным, на более поздних этапах социальные воздействия приобретают прямое влияния благодаря освоению ребенком я? ык^ и установлению ассоциативных связей между физиологическими состояниями и социальными проявлениями среды.

Физиология, в описании И. А. Сикорского, выступает основой, базой для процессов психологических новообразований. Например формирование устойчивых межнейронных связей, которые являются основой для формирования функции памяти, начинается с шестого месяца жизни ребенка, что, в свою очередь, служит основой для ассоциации понятий и является фундаментом для начала процессов мышления. И лишь за тем процессы мышления и памяти как бы открывают себя для социальных воздействий и взаимодействий.

По мнению Сикорского, только на начальных этапах раз-витя младенца существует жесткая причинная детерминированность между первым и вторым этапом, т. е. между уровнем развитости физиологической базы и возможностями для возникновения новых психических функций. Примерно к шестилетнему возрасту у ребенка на первое место, в определении путей развития психических функций, начинают выступать те социальные отношения, которые складываются вокруг ребенка. Которые, в свою очередь влияют не только на формирование психических функций как таковых, но и через эти психические функции, например через формирование функции воли, влияют на физиологию. Сикорский приводит пример с регулированием дыхания при стенических и астенических симптомах. Именно с этих позиций он отождествлял психическое развитие и развитие личности. Личность выступает для него как точка пересечения социальных воздействий и взаимодействий личности с социальной средой. Личность для Сикорского выступает двойственно,^ е. как совокупность двух уровней развития которые практически невозможно различить в целостных проявлениях человека, это развитие физиологическо.

— 132 ~ го субстрата и развитие солжных психических свойств. С точки зрения Сикорского можно только выделить феномены, которые принадлежат тому либо иному уровню. На пример, можно выделить обьектом исследования формирование мейлиновых оболочек нейронов или скорость протекания нервных процессов, что будет конечно важно для иследсвания психических процессов формирования интеллектуальных понятий или моральных категорий, но для того, чтобы оценить высшие психические функции адекватно, для того, чтобы задать соответствующий уровень исследования, необходимо анализировать социальный контекст в котором происходит формирование тех либо иных высших психических функций. Но в социальном контексте, или по более поздним определениям, в контексте социального взаимодействия, человек выступает целостно, как личность, как субьект взаимодействия. Именно поэтому Сикорский отождествляет развитие личности и процессы формирования физиологических функций.

Одним из важнейших качеств социальной среды И. А. Сикорский полагает мораль. Мораль является регулирующей силой человеческого взаимодействия. На высших ступенях развития человека поведение уже не детерминируется физиологическими необходимостями, в действие вступают моральные законы и категории. Этот процесс становится возможным благодаря существованию языка, в котором закреплены моральные категории.

Осноеной задачей возрастной и педагогической психологии по мнению И. А, Сикорского, выступает разработка рекомендаций относительно оптимальной организации процесса развития человеческого существа с точки зрения взаимодействия внешнего и внутреннего, биологического и социального, основных этапов трансформации психических свойств в высшие леихические качества.

В своем способе изложения материала И. А. Сикорский дает физиологическую картину возраста и ту сеть взаимодействий социальных свойств и качеств, пеихичвеких овойошв и функций, которые в конечном счете и создают все своеобразие определенного возрастного периода.

Большое значение в разработке Сикорским темы возрастной психологии, имеет введеное им различение мевду психическими свойствами и нервными функциями. Нервная функцияэто способность нервной системы к отражению физической и биохимической реальности, а психическое свойство этоотношение целостной нервной системы к тем раздражениям, которые она испытывает на биохомическом и физическом уровне. Постулирование не тождественности нервной системы и психики как таковой позволило провести границу между психологической и физиологической феноменологией, что позволило производить исследования на новом уровне методологической рефлексии.

Свое иследование возрастных периодов жизни ребенка Сикорский строит исходя из принципа последовательного анализа физиологической, а за тем психологической феноменологии, выстраивая целостную картину происходящих процессов. Описывая развитие того или иного психического явления И. А. Сикорский уделяет особое внимание месту конкретной функции в ряду других возрасных новообразований.

При включении социальных механизмов в формирование психических функций, которое происходит уже на достаточно ранних этапах развития ребенка, особое значение, по Си-корскому, приобретают волевые процессы. Здесь автор очень интересно выходит из положения, вобщем-то не существует физиологии воли,-и Сикорский указывает на это, воля выступает как некоторое собирательное понятие, которое обозна.

— 134 чает не конкретные психические процессы и функции, а то состояние сознания в условиях которого эти функции были осуществлены. Сикорский предлагает физиологическое описание процессов концентрации внимания. И считает что любое сознательное действие производится при участии воли.

В разработке основных вопросов возрастной психологии, возрастная периодизация, основные новоприобретения, особенности функционирования физиологического и психического аппарата в разные возрастные периоды, Сикорский не сделал ничего нового. Его вклад заключался в систематизации последних достижений современной ему науки и построении хорошего учебного курса, что было совершенно необходимо для широкого слоя учительской интеллигенции.

Ценным вкладом в педагогическую психологию явились исследования И. А. Сикорского относящиеся к области психологических основ обучения. Сикорским осуществлен анализ особенностей процессов усвоения чкловека, выделены факторы успешного обучения такие как упражнение и повторение материала, его осмысленность, жлание и умение учеников учиться.

Тщательная отработка вопросов формирования высокой морали и ее связь с физиологией, разработка гигиенических аспектов формирования психических функций, оказались новым словом в разработке вопросов возрастной и педагогической психологии. Тем самым И. А. Сикорским была создана база для дальнейших исследований в этой области.

Умственное и нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения, по мнению Сикорского, в большой степени зависит от тех условий, в которых осуществляется сам процесс. Основным параметром среды воспитания и развития является медицинеко-гигиеническое обслуживание про.

— 135 цесса школьного обучения. Основным злом, которое преследует учителя и ученика в школе, является утомление. Основными причинами, ведущими к утомлению в современной ему школе Сикорсий считал утрату школой ее общеобразовательного хра-рактера и превращение ее в продготовительные куры для высших учебных заведений, невероятная концентрация учебных часов, усложнение до чрезвычайности учебных программ, слабая координация программ между собой. Сикорский определяет утомление как особое состояние организма, возникающее в процессе работы при определенном напряжении или длительности ее, после затрат организмом определенного количества энергии. Утомление прямо отражается на процессе работы. Постепенно развивающееся психическое утомление имеет типичные признаки: ослабление координационных процессов, преобладание типичных механических ассоциаций над недавно приобретенными. Происходят и органические изменения, учащение дыхания и пульса, повышается температура, учащается седцебиение. И. А. Сикорский считал утомление защитной функцией организма, имеющей глубокий биологический смысл и большое значение для жизнедеятельности человека. Поэтому, подчеркивал он, необходима самая серьезная заинтересованность в изучении утомления, в разрешении вопросов, касающихся оптимальной организации труда. Решение проблемы утомляемости предполагает разрешение вопросов о наиболее целесообразной организации личного и общественного труда. С точки зрения Сикорского, основная задача средней школы может передаваться словами «воспитывающее обучение», сов-месно с сохранением сил среди умственой работы. Сикорский предлагает работу с утомлением в школе по двум направлениям, методы работы с физиологией и физическим состоянием учителя и ученика,< работа с учебным процессом, методами.

— 136 преподавания и учебными планами. Все это позволит максимально использовать учебное время учителя и ученика. Изучая гигиеничекие требования применительно к умственному развитию ребенка, Сикорский отмечает важность правильного развития речи и постановки специального речевого дыхания.

При анализе методики умственного развития, И. А. Сикорский настаивает на постепенном усложнении упражнения и на внимательной и вдумчивой атмосфере самого процесса развития. Одним из непременных условий усвоения получаемого материала Сикорский считал возможность использования различных типов восприятия. Он выделял четыре основных типаописательный, наблюдательный, эмоциональный и формальный. Обращение в процессе обучения к естественной структуре восприятия ребенка, значительно снизит эффект утомляемости в результате учебного труда. Задача психологии применительно к воспитанию состоит в определении ведущего и вспомогательного типа восприятия и развитие всех остальных, что позволит ребенку получать более развернутую картину изучаемого объекта. Так же в каждом предмете есть стороны, которые постигаются только при помощи какого-то определенного способа восприятия. Например, в восприятии художественного произведения формальным способом не оценить эмоциональной насыщенности. Попытка освоить эмоциональное формально будет вести к ненужному и быстрому утомлению. Эти выводы не потеряли своего значения и в сегодняшней практике возрастной и педагогической психологии.

Таким образом в работах К А. Сикорского содержится богатый фактический материал и ценные научные выводы по проблемам возрастной и педагогической психологии. Они представляют не только исторический интерес, многие из них не потеряли своего значения и в настоящее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования нами достигнута его основная цель,-изучены, проанализированы труды и представлены психологические идеи и основные этапы жизни и общественной деятельности крупного Русского психолога Ивана Алексеевича Сикорского. Сложно переоценить его роль в становлении и развитии Русской психологии. Время творчества И. А. Сикорского (последняя четверть XIX первое десятилетие XX века) было сложным временем в развитии мировой научной психологической мысли. Экспериментальный и математический анализ ощущений и двигательных актов, чувствительности и реактивности организма представленный именами Г. Гельмголь-ца, Э. Вебера, Г. Фехнера, Дондерса. Экспериментально психологическая пограмма В. Вундта. Эволюционные учения Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Разработка статистических методов в связи с исследованием проблемы индивидуальных различий между людьми Гальтона. Изучение психоневрозов и гипнотизма, видным представителем этой линии являлся Ж. Шарко. Физиологическое учение И. М. Сеченова, в котором приобрело новое значение понятие рефлекса. Ассоциативная теория крупным представителем которой являлся Дж. Милль. Каждое из этих направлений внесло свой вклад в разработку тех категорий, которые внесли свой вклад в превращение психологической реальности в предмет научного знания.

И. А. Сикорский в своем творчестве пользовался самыми передовыми достижениями в психологии своего времени. Вслед за, Г. Гельмгольцем он утверждал отношение явлений сознания к объективным внешним раздражителям, а не к нервным элементам или процессам, что с’играло свою роль в преодолении Сикорским ограничивающих представлений классического ассо.

— 138 цианизма относительно того, что сущность высших нервных функций заключается во взаимодействии нервных элементов (представлений) в ассоциативных центрах. В своих работах Сикорский утверждал, что организм и его рецепторы не только подвергаются воздействию со стороны внешних раздражителей, но и отвечает на эти воздействия различными двигательными мышечными реакциями. Это положение легло в основу разрабатываемой Сикорским проблемы научения в результате практической учебной деятельности учащихся. Но им не была воспринята тормозящая роль нервных центров. И координационные отношения между центрами Сикорский понимал как взаимодействия и взаимовлияния содержаний в ассоциативных центрах. Например в основу волевого акта Сикорский не кладет процес физиологического торможения, а объясняет задержку действия, как функцию воли тем, что содержание требующее действия проходит обработку в асоциативных центрах.

С точки зрения Сикорского организм человека связан со средой не только на физико-химическом уровне. Вслед за Ч. Дарвином он опирается на механизм индивидуального приспособления организма к среде. Особенно это заметно в трактовке Сикорским проблемы утомления, где оно рассматривается двояко, как сигнал о неблагополучии организма с одной стороны и как начало адаптивного процесса организма к изменяющимся условиям существования с другой стороны. Представляется что основы физиогномики, разрабатываемые Сикорским, имели среди прочих, методическую основу предлагаемую Ч. Дарвиным в работе «Выражение эмоций у человека и животных» Идея заключается в том, что выразительные движения имели первоначально практический смысл. Выразительные движения имели значение оборонительной или агрессивной реакции. Соответственно мимические и шире, телеснодвигатель.

— 139 ные проявления человека рассматривались в их теснейшей связи с состоянием психики и приобретали у Сикорского значения иллюстративные и диагностические. Этот принцип лежит в основе воззрений телесно-ориентированной психотерапии (Е. Райх).

К. А. Сикорский, так же как и Ж. Шарко, был убежден в органической основе психоневрологических симптомов (У Сикорского был богатый опыт практикующего психиатра в клинике черепно-мозговых травм при Военно Медицинской академии СПБ) Но, по его мнению, органические нарушения могут вызывать и психические причины. Длительный аффект, по наблюдению Сикорского, может нарушать «невронные связи» что ведет к затруднению обычных ассоциативных связей между понятиями. Это положение представляется нам важным, так как сближает психологические и собственно физиологические причины психозов, что имело большое значение для практики психиатрической помощи и связывало физическое и психическое в единое поле целостных проявлений. Ценным предсталяется то, что Сикорский одним из первых заговорил о возможности психологических причин нервных заболеваний (шизофрении, эпилепсии и т. д.) Когда рассматривал физиологические и психологические особенности протекания аффектов, особенно указывая на закрепление в психике человека. аффективных реакций, что, по его мнению, вело к возникновению и развитию психотических симптомов.

Ощущение, восприятие, чувство, память, мышление И. А Сикорский характеризовал как функции отражающие окружающую действительность, но по мере усложнения процесов, все более и более опосредованным способом. Если ощущение являет собой практически прямой слепок с реальности, то мышление не столько детерминируется действительностью, сколько мо.

— 140 тивируется ею. Необходимую промежуточную работу, по мнению Сикорского, выполняют асоциативные центры. Именно в нео-посредованности мышления, в высших его формах, действительностью, видит Сикорский основу всякого творчества и как следствие прогресса человека на пути психической эволюции. Но говоря о неопосредованности мышления Сикорский не имел в виду того, что сложные психические процессы взаимодействуя между собой порождают свою собственную реальность полностью не обусловленную окружающим миром. Он не выделял психическую реальность как нечто самостоятельное. (Как в классическом ассоциализме Т. Браун, Дж. Милль) Феномен необусловленности, с точки зрения И. А. Сикорского, имел своей основой, высший, филогенетический уровень работы нервной системы. Когда наличие асоциативных связей между центрами локализации делали возможным включение нового содержания в работу ассоциативных центров, где это содержание видоизменялось и лишь за тем выходило на уровень реакции, а не сразу было включено в непосредственное реагирование. Это положение напоминает эволюционный подход Г. Спенсера, который рассматривал формирование ассоциативных связей в процессе филогенеза человеческой психики. Оставаясь в рамках схемы предложенной К. Бюллером (инстинкт, навык, интеллект) Сикорский подчеркивает роль социального научения в процессе эволюции форм сознания. Эту эволюцию Сикорский рассматривает в двух смыслах: эволюция человека как вида, здесь огромную роль играет наследственность, понимаемая в русле предложенном Фр. Гальтоном<�Наследственный гений>1869(генетика поведения основанная на наследуемых особенностях нервной системы человека) И линия индивидуального развития человека которая заключается в возможности усвоения высших норм и правил человеческого общежития и развитую способ.

— 141 ность к познанию. Таким образом Сикорский вводит принцип социального влияния на человека в процессе его развития. Говоря о механизме этого социального влияния И. А. Сикорский предвосхитил многие положения принципа культурно-исторической обусловленности психики JL С, Выготского исследуя принцип социального научения ребенка. Таким образом в описании психических явлений Сикорский не удовлетворялся только биодетерминистской ориентацией. Он вводит принцип социальной детерминации развития ВПФ. Если на начальных этапах возникновения психического движующей силой процесса психического развития, с точки зрения Сикорского, является механизм адаптации организма к условиям внешдней среды, то на последующих этапах возрастает роль социального фактора. Язык и речь Сикорский рассматривает как функцию возникшую на пресечении разрешающих возможностей нервной системы и многочисленных социальных воздействий и взаимодействий в которые включен человек. Более того, по мнению И. А. Сикорского, предпосылок к трансцендентному мышлению, это высший вид мышления в его классификации, и существованию морали, не содержится в линии развития психики с точки зрения адаптации ее к окружающей среде.

Опережающий характер сознания определяется Сикорским исходя из предуготовленности нервной системы и мозга воспринимать и достраивать те впечатления., из которых состоит непосредственный опыт человека. По Сикорскому, то, что мы называем логичным, то, к чему стремится наше познание, руководимое интеллектом, является органической чертой нашего мозга, следствием работы ума и наблюдательности минувших поколений, которые придали нашей психической организации органическую способность быстрого и широкого узнавания.

Высокий уровень синтетичности каждой психической функции.

— 142 с точки зрения И. А. Сикорского доставляет основную особенность внутренней организации каждого психического акта. Взаимодействие различных модальностей порождает не только глубину и объемность психического акта, но и вообще делает его возможным. Возникновение абстрактного мышления невозможно вне функций ощущения, восприятия и прямого участия функции воли. Этим положением Сикорский подчеркивает целостность психики даже на уровне проявления отдельных психических функций.

В анализе чувства Сикорский переходит от идеи рефлекторной дуги к идее рефлекторного кольца, говоря о «самоподдержании чувственного возбуждения» в подкорковых отделах головного мозга. Это положение прямо предваряет учение Ухтомского о доминанте. Особенно ценным, с нашей точки зрения, является то, что Сикорский представляет все психические акты не отдельным, изолированным образом, а в постоянном сложном взаимодействии. Присоединение чувства к другим психическим функциям служит, по мнению Сикорского, двум целям. Во первых — развитию самой сферы чувств, во вторых — обогащению тех функций к которым чувство присоединяется. Вызывает особый интерес анализ Сикорским «сложных душевных состояний» примыкающих к уму, чувству и воле, то есть к высшим психическим функциям. Сикорский называет их «примыкающими» к психическим функциям вводя различительный признак по модальностям, которые участвуют в формировании конкретного опыта того или иного состояния. Напряжение мысли, как состояние свойственное высшей психической функции «познание» отличается тем, что в его составляющие входит модальность чувства. По мнению Сикорского, сложные душевные состояния являют собой соединение основных психических функций — ума, чувства и воли. Вывод не представляется.

— 143 чем-то необычным и противоречащим основным взглядам современной психологии. Интерес вызывает сам ход размышлений Сикорского над этой проблемой и реализация им своей основной методологической установки, которая состоит в том, что изучение психики человека предпринимается Сикорским исходя из двух основных установок. Изучение физиологического субстрата психического, здесь он аппелирует к И. М. Сеченову и ПФлексигу. и вторая установка на анализ феноменологических проявлений высших психических функций, которые представляют собой сложное соединение основных модальностей человеческого опыта-ума, чувства и воли. Так как основной вопрос психологии, по мнению Сикорского,-это вопрос о характере связи и взаимоотношении материального и идеального субстрата психики, то такое многомодальное видение психических процессов позволяло анализировать каждую модальность отдельно и синтезировать это видение в описаниях проявлений высших психических функций, которые предстают перед нами как состояния «примыкающие» к уму, чувству и воле.

Представляется, что Сикорский имел сходную с механической модель развития психики, конечно он разделял ощущения и чувства, но не признавал за ними качественного отличия, ориентируясь по количественным показаниям. Безусловно верно, что чувство имеет своей основой простое ощущение, как и все психические функции, но связь их не столь однозначна и механистична, как представлял Сикорский, но идея развития схвачена им на высоком научном уровне. С точки зрения Сикорского, развитие ощущений до нравственных чувств происходит постепенно. Он отмечает то, что б любом чувстве содержатся все предыдущие стадии его. Постепенность развития чувства обуславливается постепенностью развития.

— 144 ассоциативных центров, при увеличении возможности к различению содержаний увеличивается набор возможных вариантов проявления чувства. В типологии чувств Сикорский подробно разбирает характер функционирования и способ возникновения того либо иного рода чувств. Он различает чувства физические, эстетические, интеллектуальные и, как вершину развития чувства, описывает чувство моральное, — чувство, присоединяющее человека к обществу, делающее его человеком среди людей. Чувства в трактовке Сикорского выступают самостоятельной единицей, подверженной анализу, хотя он отмечает, что в чистом виде чувства не бывает. поскольку оно всегда присоеденено либо к физической, либо к интеллектуальной, либо к моральной сфере жизни человека. С чем нельзя не согласится. Сикорский вводит понятие чувства через отношение, возникающее в любой жизненной ситуации, в которую попадает человек. Именно в этом смысле чувство выделяется им в самостоятельный предмет изучения. Теперь становится более понятным то, почему Сикорский называет свой первый раздел, относящийся к общим вопросам психологии, не" познавательные процессы", а" психические процессы". Сикорский еводит понятие" чувство" как равнозначное понятиям" разума" или" интеллекта" ," чувство" выступает как равновеликая отражательная способность человеческой психики. Если мы смотрим на чувство как на одну из составляющих познавательных процессов, то теряется именно эта особенность чувствапо своему, отлично от сознания, устанавливать глубинное соотношение между человеком и миром. И. А. Сикорский не рассматривал чувство как совокупность ощущений, связанных с изменением в физиологической сфере человека (Теория Джеймса, Ланге). Безусловно иннервации могут вызываь эмоции. но возникновение чувств Сикорский связывал и с про.

— 145 цессами происходящими в сфере собственно психической (потребности, мотивы, цеди) И. А. Сикорский не противопоставлял низшие и высшие чувства, он рассматривал их в процессе их развития от низших к высшим.

В основе воли, по мнению Сикорского, лежит условнорефлекторная деятельность психики. Основная функция воли заключается в том, чтобы организовывать промежутки в непрерывном течении мысли или чувства. С точки зрения Сикорского эта способность имеет решающее значение для психической эволюции человека. Возможность помыслить о чувстве или почувствовать мысль дает новые возможности к управлению человеком процессами происходящими в психике. Сикорский рассматривает волю как силу прежде всего сознательную. Источник воли в тонкой регуляции двигательной активности, которая происходит в момент научения ребенка соотнесению модусов зрительного восприятия и мышечного чувства, но применение воли изначально аппелирует к осознанию конкретного действия и регуляции этого действия. И. А. Сикорский не отрывал волю от целостных проявлений психической сферы человека, вопреки воззрениям В. Вундта (воля как высшее выражение психической причинности), У. Джеймса (волевое решение ничем не обусловлено) Сикорский рассматривает волю в теснейшей взаимосвязи с этической, интеллектуалной, эмоциональной сферой человеческой психики.

Болшое значение в своем творчестве И. А. Сикорский придавал вопросам возрастной и педагогической психологии. Во второй половине XIX века остро стоял вопрос о возможностях применения психологии как научной дисциплины в практических аспектах жизни общества. Обучение и воспитание подрастающего поколения являлись такой сферой общественной.

— 146 жизни, которая требовала от психологии научных и практических разработок, одновременно являясь идеальным местом для приложения психологической практики. Что такое личность и каковы оптимальные условия ее развития? В какой дидактической форме лучше подавать те или иные знания? В каком соотношении находятся умственное развитие и нравственное воспитание и как они влияют друг на друга? Каковы базовые механизмы психофизиологического функционирования детского организма и как в соответствии с ними строить учебный процесс? Эти вопросы не могли появиться сами по себе, они появились на стыке реальности обучения и воспитания с одной стороны и теоретической психологии с другой. В случае с ситуацией обучения и воспитания второй половины XIX века необходимо было проделать огромный труд по выделению психологической предметности в практике обучения и воспитания. С этой точки зрения труд, который проделал И. А. Сикорский, поистине неоценим. Более двадцати научных работ и учебных пособий, посвященных проблемам возрастной и педагогической психологии, систематизация огромного корпуса терети-чески-психологических знаний применительно к проблемам педагогики и дидактики. Работа на ежегодных учительских семинариях, основание Фребелевского педагогического общества и учебного заведения для учителей. Таковы внешние вехи работы И. А. Сикорского в направлении разрешения вопросов связанных с педагогической психологией, насыщенной поисками и открытиями самоотверженным трудом и прекрасными результатами.

И. А. Сикорский в своем творчестве отводил большое место проблеме формирования личности ребенка средством тех методов, которые разработаны в рамках возрастной психологии. Обучение и воспитание, по мнению Сикорского, имеют своей конечной целью формирование высоких личностных ка.

— 147 честв, обеспечивающих человеку хорошую будущыюсть. Факторами определяющими развитие личности И. А. Сикорский считал наследственнось и разнообразные влияния внешнего мира в их неразрывной взаимосвязи. Проблеме взаимодействия биологического и социального в развитии личности Сикорский уделял много внимания. Основным вопросом психологии, по мнению Сикорского, был вопрос о связи и соотношении явлений телесного и душевного порядка. В рамках этого основного вопроса была выдвинута гипотеза о том, что между психическими функциями, которые он относил к явлениям телесного порядка, и психическими свойствами, которые он относил к явлениям душевного порядка, не существует качественной разницы, существует разница только количественная. Попробуем понять, что имел в виду Сикорский, когда выдвигал эту гипотезу. Если мы обратимся трактовке Сикорским основного вопроса психологии как исследованию связи и соотношения между психикой и физиологией. С этой точки зрения гипотеза о количественном соотношении явлений душевного и телесного порядка приобретает статус своеобразного инструмента исследования этой связи или соотношения. Становится понятным отождествление Сикорским понятия развития в общепсихологическом смысле этого слова и понятия развития нервных свойств в психологические качества. Понимание психики как психобиологического единства, позволило Сикорскому трактовать развитие личности не на основе специфических человеческих социокультурных факторов (В. Вундт «Психология народов) И не на основе мифичекой «спонтанной активности духа» (R Дильтей, Э. Шпрангер).

Основным способом развития, по мнению И. А. Сикорского, является трансформация низших нервных свойств в высшие психические качества. Условием, которое обеспечивает успеш.

— 148 ность этих процессов, является нормальная наследственность, понимаемая как готовность нервной системы, или, как ее называет Сикорский, «психического субстрата», к восприятию и переработке впечатлений, получаемых из внешнего мира. Внешний мир представлен, прежде всего, как та социальная среда в которой растет и развивается ребенок. Сикорский различает прямые воздействия внешней среды на физиологию ребенка в виде раздражителей и опосредованные влияния социальной среды, при чем, только на ранних этапах развития ребенка социальные влияния являются чем-то опосредованным, на более поздних этапах социальные воздействия приобретают прямое влияния благодаря освоению ребенком языка и установлению ассоциативных связей между физиологическими состояниями и социальными проявлениями среды.

Физиология, в описании И. А. Сикорского, выступает основой, базой для процессов психологических новообразований. Например формирование устойчивых межнейронных связей, которые являются основой для формирования функции памяти, начинается с шестого месяца жизни ребенка, что, в свою очередь, служит основой для ассоциации понятий и является фундаментом для начала процессов мышления. И лишь за тем процессы мышления и памяти как бы открывают себя для социальных воздействий и взаимодействий.

По мнению Сикорского, только на начальных этапах развит я младенца существует жесткая причинная связь между первым и вторым этапом, т. е. между уровнем развитости физиологической базы и возможностями для возникновения новых психических функций. Примерно к шестилетнему возрасту у ребенка на первое место, в определении путей развития психических функций, начинают выступать те социальные отношения, которые складываются вокруг ребенка. Которые, в свою.

— 149 очередь влияют не только на формирование психических функций как таковых, но и через эти психические функции, например через формирование функции воли, влияют на физиологию. Сикорский приводит пример с регулированием дыхания при стенических и астенических симптомах. Именно с этих позиций он отождествлял психическое развитие и развитие личности. Личность выступает для него как точка пересечения социальных воздействий и взаимодействий личности с социальной средой. Личность для Сикорского выступает двойственно, т. е. как совокупность двух уровней развития которые практически невозможно различить в целостных проявлениях человека, это развитие физиологического субстрата и развитие сложных психических свойств. С точки зрения Сикорского можно только выделить феномены, которые принадлежат тому либо иному уровню. На пример, можно выделить объектом исследования формирование межнейронных связей или скорость протекания нервных процессов, что будет конечно важно для иследования психических процессов формирования интеллектуальных понятий или моральных категорий, но для того, чтобы оценить высшие психические функции адекватно, для того, чтобы задать соответствующий уровень исследования, необходимо анализировать социальный контекст в котором происходит формирование тех либо иных высших психических функций. Но в социальном контексте, или по более поздним определениям, в контексте социального взаимодействия, человек выступает целостно, как личность, как субьект взаимодействия. Именно поэтому Сикорский отождествляет развитие личности и процессы формирования физиологических функций.

Одним из важнейших качеств социальной среды И. А. Сикорский полагает мораль. Мораль является регулирующей силой человеческого взаимодействия. На высших ступенях развития.

— 150 человека поведение уже не детерминируется физиологическими необходимостями, в действие вступают моральные законы и категории. Этот процесс становится возможным благодаря существованию языка, в котором закреплены моральные категории.

Большое значение в разработке Сикорским темы возрастной психологии, имеет введеное им различение между психическими свойствами и нервными функциями. Нервная функция это способность нервной системы к отражению физической и биохимической реальности, а психическое свойство этоотношение целостной нервной системы к тем раздражениям, которые она испытывает на биохомическом и физическом уровне. Постулирование не тождественности нервной системы и психики как таковой позволило провести границу между психологической и физиологической феноменологией. Исходя из принципа теснейшей взаимосвязи между этими рядами явлений.

Свое иследование возрастных периодов жизни ребенка Сикорский строит исходя из принципа последовательного анализа физиологической, а за тем психологической предметности, выстраивая целостную картину происходящих процессов. Описывая развитие того или иного психического явления И. А. Сикорский уделяет особое внимание месту конкретной функции в ряду других возрасных новообразований.

При включении социальных механизмов в формирование психических функций, которое происходит уже на достаточно ранних этапах развития ребенка, особое значение, по Сикорскому, приобретают волевые процессы. Воля выступает как некоторое собирательное понятие, которое обозначает не конкретные психические процессы и функции, а то состояние сознания в условиях которого эти функции были осуществлены. Сикорский предлагает физиологическое описание про.

— 151 цессов концентрации внимания. И считает что любое сознательное действие производится при участии воли.

Ценным вкладом в педагогическую психологию явились исследования И. А. Сикорского относящиеся к области психологических основ обучения. Сикорским осуществлен анализ особенностей процессов усвоения чкловека, выделены факторы успешного обучения такие как упражнение и повторение материала, его осмысленность, жлание и умение учеников учиться.

Умственное и нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения, по мнению Сикорского, в большой степени зависит от тех условий, в которых осуществляется сам процесс. Основным параметром среды воспитания и развития является медицинско-гигиеническое обеспечение процесса школьного обучения. Основным злом, которое преследует учителя и ученика в школе, является утомление. Основными причинами, ведущими к утомлению в современной ему школе Си-корсий считал утрату школой ее общеобразовательного хра-рактера и превращение ее в продготовительные куры для высших учебных заведений, невероятная концентрация учебных часов, усложнение до чрезвычайности учебных программ, слабая координация, программ между собой. Сикорский определяет утомление как особое состояние организма, возникающее в процессе работы при определенном напряжении или длительности е0,'после затрат организмом определенного количества энергии. Томление прямо отражается на процессе работы. Постепенно развивающееся психическое утомление имеет типичные признаки:)' ослабление координационных процессов, преобладание типичных механических ассоциаций над недавно приобретенными. Происходят и органические изменения, учащение дыхания и пульса, повышается температура, учащается.

— 152 седцебиение. И. А. Сикорский считал утомление защитной функцией организма, имеющей глубокий биологический смысл и большое значение для жизнедеятельности человека. Поэтому, подчеркивал он, необходима самая серьезная заинтересованность в изучении утомления, в разрешении вопросов, касающихся оптимальной организации труда. Решение проблемы утомляемости предполагает разрешение вопросов о наиболее целесообразной организаций личного и общественного труда. С точки зрения Сикорского, основная задача средней школы может передаваться словами «воспитывающее обучение», сов-месно с сохранением сил среди умственой работы. Сикорский предлагает работу с утомлением в школе по двум направлениям, методы работы с физиологией и физическим состоянием учителя и ученика, работа с учебным процессом, методами преподавания и учебными планами. Все это позволит максимально использовать учебное время учителя и ученика. Изучая гигиеничекие требования применительно к умственному развитию ребенка, Сикорский отмечает важность правильного развития речи и постановки специального речевого дыхания.

При анализе методики умственного развития, И. А. Сикорский настаивает на постепенном усложнении упражнения и на внимательной и вдумчивой атмосфере самого процесса развития. Одним из непременных условий усвоения получаемого материала Сикорский считал возможность использования различных типов восприятия. Он выделял четыре основных типаописательный, наблюдательный, эмоциональный и формальный. Обращение в процессе обучения к естественной структуре восприятия ребенка, значительно снизит эффект утомляемости в результате учебного труда. Задача психологии применительно к воспитанию состоит в определении ведущего и вспомогательного типа восприятия и развитие всех остальных,.

— 153 что позволит ребенку получать более развернутую картину изучаемого объекта. Так же в каждом предмете есть стороны, которые постигаются только при помощи какого-то определенного способа восприятия. Например, в восприятии художественного произведения формальным способом не оценить эмоциональной насыщенности. Попытка освоить эмоциональное формально будет вести к ненужному и быстрому утомлению. Эти выводы не потеряли своего значения и в сегодняшней практике возрастной и педагогической психологии.

Основной задачей возрастной и педагогической психологии по мнению И. А. Сикорского, выступает разработка рекомендаций относительно оптимальной организации процесса развития человеческого существа с точки зрения взаимодействия внешнего и внутреннего, биологического и социального, основных этапов трансформации психических свойств в высшие психические качества. Для психологической науки труды И. А. Сикорского не только история. Они сохраняют свою актуальность и в наше время.

В краткой форме выводы по исследованию могут быть сформулировании следующим образом.

1. Впервые в отечественную историко-психологичекую литературу введены материалы научно-педагогической и общественной деятельности крупного русского психолога И. А. Сикорского.

2. В своем научном творчестве И. А. Сикорский утверждал целостные воззрения на природу психических процессов, которые понималась им как целостная структура в которой существует неразрывная взаимосвязь между «нервным субстратом» и сложными психическими явлениями.

3. И. А. Сикорский внес значительный вклад в разработку острых вопросов психологии: предлагая рассматривать лич.

— 154 ность в совокупности ее врожденных и приобретенных качеств, отводя значительное место в своем творчестве вопросу социального научения и попытался определить роль этого процесса в развитии личности. Не принимая В. Дильтея и Э. Шпрангера о спонтанной активности духа Сикорский поднимал вопрос зависимости личности от феноменов культуры, зафиксированных в знаково-символической форме. Впервые в науке Сикорским была исследована проблема утомляемости.

4. В исследованиях посвященных темам возрастной и педагогической психологии, И. А. Сикорский последовательно разрабатывал систему мер, ведущих к уравновешанному развитию всех основных компонент личности ребенка, сознания, самосознания, чувства и воли, уделяя особенное внимание вопросам взаимодействия биологического, которое понимается как наследственное, и социального в развитии личности. Также очень интересна позиция Сикорского по вопросу формирования высших, моральных чувств в человеке. Некоторые его положения предвосхитили более поздние психологические окрытия. О вредности подавления чувств с одной стороны и потакания им с другой, о возможности воспитывать и формировать чувственную сферу человека, о сложном синтетическом характере психических явлений, о следовании ходу естественного развития ребенка, исследование мест локализации психических функций и т. д.

5. Большое внимание уделял Сикорский проблемам охранения высших сторон психического здоровья, указывая на то, что от этого зависит будующе здоровье нации. Сикорский был одним из первых психологов, которые обратили свое пристальное внимание на эту тему, которая имела важное значение для дела воспитания и образования.

6. Ценными являются взгляды И. А. Сикорского на пробле.

— 155 му широкой психологичской подготовки будущих учителей и пропаганды достижений психологии среди учительства. С Фребе-левское педагогическое общество).

7. Его вклад как ученого теоретика и как практика, оказал значительное влияние на формирование психологического пространства концаХ1Х начала XX века. В его творчестве отразились самые современные достижения психологической науки того времени. Его научные разработки в области общей, возрастной и педагогической психологии оставили значительный след в психологической науке и практике.

8. Психологически воззрения И. А. Сикорского имеют и спорные моменты. Ориентация на формирование ассоциативных связей как на цель психической эволюции, попытка представить психическое развитие как поэтапное количественное накопление изменений (нравственные чувства у быков и использование физиогномики как прямого средства для анализа психических переживаний (дело Ющинского).

Наше иследование не претендует на исчерпывающее решение поднятых в нем вопросов, а представляет одну из первых попыток охарактеризовать психологические воззрения И. А. Сикорского и показать их место в развитии отечественной психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы истории и теории психологии: Материалы конференции 19−20 ноября 1976 г. /Отв. ред О. М. Тутуд-жян. -Изд. во Ереванского ун. та. 1976. -214с.
  2. . Г. Задачи изучения истории Руской психологии. -Советская педагогика, 1938. -6,с. 104−121.
  3. . Г. Очерки Русской психологии 18 и 19 вв. -М.: Политиздат, 1947. -168с.
  4. . Г. Человек как предмет познания. -JL -Изд-во ЛГУ, 1968.-338с.
  5. . Г. «Передовые традиции русской психологии». Вкниге. Психология. Движение и деятельность. МГУ. -М.: Изд-во
  6. МГУ, 1945, в. 90, с. 234−246.
  7. Л. И. «Методологические принципы и проблемы психологии». -Психологический журнал. 1982, т. 3,2,с. 7−13.
  8. В. а Возникновение экспериментальной психологии в Росии. /Уч. зап. Даугаваспилск, пед. ин-та. 1958. в. 1, -412с.
  9. В. Новейшие опыты изучения психической деятельности учащихся.-Вестник воспитания, 1901,5,-120 с.
  10. Академические списки университета Св. Владимира. 1839−1884.
  11. Белов IL Т. Философия ведающихся Русских естествоиспытателей второй половины 19 начала 20 вв. -М.: Мысль, 1970. -448с.
  12. А. Собрание сочинений в 5ти т. -Материя и память. -СПб.: М. И. Семенов, т. 3,1914. -248с.
  13. В. М. Объективная психология и ее предмет. -Вестник психологии, 1904, в. 9, с. 650−661, в. 10, с. 721−737.
  14. А. Введение в экспериментальную психологию. СПб.: А. С. Суворин, 1895. -212 -с.
  15. В. В. «Проблема формирования личности в Русской психологической мысли 19 начала 20 веков. «Ленинград, 1987.
  16. Ф. «Психология с эмпирической точки зрения» СПБ 1879.
  17. Bell Charles «Anatomy of expression» London 1865.
  18. E. А. «Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. (Вторая половина 19 начало 20 века). -М.: А. Н СССР. 1960.
  19. Бунаков Е Ф. Учебно-воспитательное дело и экспериме-тальная психология. -Русский начальный учитель, 1901,12, с. 455−459.
  20. Д. Е «Вопросы педагогической психологии на дореволюционных сьездах в России: (Начало 20 века)-Вопросы психологии, 1977. с. 150−157.
  21. С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: В 3 ох т.-Пг.: Т-во Худ. печати, 1915. т. 2, с 180.
  22. Вестник воспитания, СПб, N 3, 1895.
  23. Вопросы истории психологии /Уч. зап. МГПИ им. Ленина, 352,1969.-214 с.
  24. В. Основания физиологической психологии. М.: Е А. Абрикосов, 1880. -1038с.
  25. Выготский JL С. Собрание сочинений: В 5 ти т. /Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Проев., 1983, т. 3. -366с.
  26. Гальперин Е Я, Запорожец А. В., Карпова С. Е, Актуальные проблемы возрастной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1978. -118с.
  27. Дж. А. Экспериментальное исследование педагогических проблем в Росии.-Русская школа, 1910, т. 1.1. 280с.
  28. Г. Геффдинг «Очерки психологии», СПБ 1882 г.
  29. М. Г. П. П. Блонский и его вклад в педагогическую науку: Авт. Дисс. докт, пед. наук.-М., 1974 -62-с. НИИ общ, пед, АПН. СССР.
  30. С. Ф. Дидактика в Росии начала 20 в. как предмет историко-психологических исследований. -Сов. педагогика, 1978,1, с. 118−128.
  31. С. Ф. Теория учебного поцесса в педагогике Росии начала 20 в.-Сов. пед., 1978,10, с. 108−117.
  32. Ежегодник экспериментадбной педагогики: В 7ми т. /Под ред. А. П. Нечаева, СПб.: П. П. Сойкин, 1908−1914Г.
  33. К. Д. «Развитие психологической мысли в Казахстане: Со второй половины 19 в. и до наших дней. «Алма-Ата, 1968.34. «Земщина»,"Русское знамя». «К делу Ющинского» 1911 г.
  34. В. Н. Ассоцианизм гносеологический и психологический. -Казань, 1909. -132с.
  35. Каннабих. Е История психиатрии. М.: ЦТР МГП ВОС 1994(Репринт) стр., 375,381,383,385.- 160
  36. И. 0 педагогике . -В кн.: Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980, с. 472−475.
  37. . М. О методологических вопросах психологии,-Психологический журнал, 1982, т. 3,5, с. 3−12, 6, с. 14−21.
  38. F. Korzini «Current phaicoserapy» N. Y. 1984
  39. Корнилов К Е Современное состояние психологии в СССР/Уч. зап. Ин-та экспериментальной психологии, т. 3.-М7:1928, с. 5−25
  40. Э. Гигиена труда. Умственный труд. -СПб.: О. Е Попова, 1898. -101с.
  41. Крепе лин Э. К вопросу о переутомлении. -Одесса: Юж-руск. о-ство печ. дела*1898. -34с.
  42. Лай В. А. Экспериментальная дидактика/Пер. под ред. А. П. Нечаева, 2ое изд., СПб.: Е Е Карбасников, 1910. -460с.
  43. . Ф. «Об иследовании законов психики. «Психологический журнал. 1982, т. 3.1,с. 8−20.
  44. А. Е Избранные психологические произведения: В двух томах. /Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983,. -709с.
  45. А. Е Проблемы развития психики. 4- ое изд. -М.: изд-воМГУ, 1981. -584с.
  46. А. К Умственное развитие ребенка(Стенограмма публичной лекции). М.: Правда, 1950. -32 с.
  47. . Ф. О системном подходе в психологии. -Вопросы психологии, 1975,2, с. 31−45.
  48. . Ф. О исследовании законов психики. -Психологический журнал, 1982, т. 3. 1, с. 18−30.
  49. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование. -М.: Наука, 1974. -172 с.
  50. А. Р. Современная психология в ее основных направлениях. М.: Работник просвещения, 1923. -64с.
  51. П. П. Первый Всероссийский съезд по педагогической психологии. -Петрозаводск, 1906. -23с.
  52. В. С. Из истории советской психологической мысли . -Вопросы психологии, 1965,5,с. 28−35.
  53. М. В. Петербургская Педагогическая Академия и ее экспериментальная школа. Советская педагогика, 1979,4,-145с.
  54. Р Минделл «Лидер как мастер единоборств» М. Прогр 1992- 162
  55. И. С. Очерки по истории позитивизма. М.: Изд-во МГУ, I960,-200с.
  56. А. П. Гигиена.-М.: ИЗПК-ВСНИТО, 1932. -79с.
  57. А. П. Гигиена внимания . Русский начальный учитель, 1900, 10,-367−374С.
  58. А. А. «К истории возникновения и первоначального развития детской и педагогической психологии. «Вопросы психологии, 1983.
  59. И. П. «Опыт обьективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных. «СПБ, 1913.
  60. А. В. «История советской психологии»: Формирование основ психологической науки. М.: Просвещение 1967.- 163
  61. А. В. «Вопросы истории и теории психологии. «М., Педагогика, 1984.
  62. А. В. Об основных направлениях в русской психологической мысли начала 20 века, .в кн.: Из истории русской психологии/Под редакцией. М. В. Соколова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 358−348.
  63. Ф. Перлз «Вокруг мусорного ведра"М. ВЦП 1986
  64. Ф. Перлз «Практикум по гештальт терапии. «М. Логос 1992
  65. Принцип развития в психологии /Отв. ред. Анциферова Л. И. -Е: Наука, 1978, -368с.
  66. Проблема общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1978. -238с.
  67. Протоколы заседаний Общества экспериментальной психологии (заседание 5 мая 1901 г.). Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии, 1902,6,с. 55−62.
  68. Рамуль К А. Из истории психологии. -Тарту, 1974. -120с.
  69. М. М. История педагогических идей в ее основных чертах. 2 ое изд. -Иркутск, 1922. -304с.
  70. Румянцев К Е. Педологические курсы в Нижнем Новгороде. -Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма, 1907. в. 2, с. 82−85.
  71. Русский начальный учитель, 11 1904.
  72. И. М. Избранные труды. М., 1935,35,389с.
  73. И. М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Политиздат, 1947. 647с.
  74. А. А. Развитие и состояние психологической науки в СССР. -М.: Педагогика, 1975. -352с.
  75. М. В. Психологические съезды в России. -Дис. Канд. пед. наук по псих. М., 1946. -203 с.
  76. И. А. «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении». Киев 1904.
  77. И. А. «Начатки психологии». Киев. 1908.
  78. И. А. «О постановке преподавания и воспитания сообразно естественному ходу детского развития. «СПБ 1900.
  79. И. А. «Киевское Фребелевское педагогическое общество и его основание. «Киев, 1908.
  80. И. А. «Душа ребенка с очерком дальнейшей психической эволюции» СПБ 1901.
  81. И. А. «Воспитание в возрасте первого детства». СПБ 1884.
  82. И. А. «О лечении и воспитании недоразвитых отсталых и слабоумных детей». Киев 1904.
  83. И. А. «О душевных состояниях при аффектах"Ки-ев1867.
  84. И. А. «Душа ребенка с кратким описанием души животного и души взрослого человека. «Киев 1911.
  85. И. А. «Книга жизни. Психологическая хрестоматия для школы и жизни. «Киев 1898.
  86. И. А. «Ненормальные и болезненые характеры». Киев, 1899.
  87. Сикорский К А. «О великих успехах и возрастающем значении неврологии среди наук и в жизни. «Киев 1899.
  88. И. А. «О действии алкоголя на психическую сферу. «Киев, 1898.
  89. И. А. «О заикании"СПБ, 1889.
  90. И. А. «О книге Вересаева «Записки врача»». Киев, 1902.
  91. И. А. «О лимфатических сосудах легких». Киев, 1904.
  92. И. А. «Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей. «СПБ, 1902.
  93. И. А. «Об умственном и нравственном развитии лчащихся в средней школе в связи со здравоохранением. «Киев, 1901.
  94. И. А. «Об успехах медицины в деле сохранения высших сторон здоровья. «Киев, 1898.
  95. И. А. «Даровитость и талантливость в свете объективного исследования по данным психо-физических коррелятов. «Киев, 1912.
  96. И. А. «Душа и мозг великих людей, Гамбетты, Тур-геньева, Гельмгольца. «Киев, 1900.
  97. И. А. «Душа ребенка с кратким очерком дальнейшей психической эволюции. «Киев, 1909.
  98. И. А. «Задачи нервно психической гииены и профилактики. «Киев, 1887.
  99. И. А. «Значение мимики в диагностике помешательства. «Киев, 1887.
  100. И. А. «Идеализация и материализация жизни"Ки-ев, 1912.
  101. И. А. «Изображение душевнобольных в творчестве Гоголя. «Киев, 1902.
  102. И. А. «Опыт объективного исследования состояния чувств. «Киев, 1903.
  103. И. А. «Основы теоретической и клинической психиатрии с кратким очерком судебной психологии. «Киев, 1910.
  104. И. А. «Патология шока, боли и страха. «Киев, 1895.
  105. И. А. «Первый и последний день клинических занятий студентов. «Киев, 1897.
  106. И. А. «Пирогов как мыслитель и как человек. «Киев, 1898.
  107. И. А. «Простейшие акты познания и внимания. «Киев, 1898.
  108. И. А. «Психологическая борьба с самоубийством в юные годы, «киев, 1913.
  109. И. А. «Психологические основы воспитания. «Киев, 1905.
  110. И. А. «Психологическая эпидемия в 1892г. в Киевской губернии. «Киев, 1893.
  111. И. А. «Три возраста человеческой жизни. «Киев, 1901.
  112. И. А. «Физиология нравственных страданий. «Киев, 1890.- 168
  113. И. А. «Что такое нация и другие этнические формы жизни. «Киев, 1915.
  114. И. А. «Эпидемические вольные смерти и смертоубийства в Терновских хуторах. «Киев, 1897.
  115. И. А. «Опыт объективного исследования состояния чувств. «Киев, 1903.
  116. . Г. «Философия Г. Спенсера в сокращенном изложении. «СПБ, 1910.
  117. Труды Второго Всероссийского съезда по образованию женщин, т. 1−2. -Пг.: П. П. Сойкин, 1915. -724с.
  118. Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии. -СПб.: П. П. Сойкин, 1910. -404с.
  119. Труды Второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. -Пг.: П. П. Сойкин, 1913. -319с.
  120. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии. СПб.: П. П. Сойкин, 1906. -283с.
  121. Труды первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. СПб.: П. П. Сойкин, 1911. -556с.
  122. Труды по эксперименальной и педагогической пихологии Слушателей воспитательных курсов при Педагогическом музее во-^нно-учбных заведений, ч. 1,2. -СПб.: И. Е Скороходов, 1901−1902.- 169
  123. Труды Третьего Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. Пг.: П. П. Сойкин, 1916. -251с.
  124. Ф. С. «Историчекий очерк кафедры и клиники Душевных и нервных болезней при Императорской Питербургской Военно-медицинской академии. «СПБ, 1898.
  125. Ушинский К Д. Избранные педагогические сочинения: В 2ух тт. -М.: Педагогика, 1974. -1022с.
  126. К. Д. Человек как предмет воспитания,^ -2. -СПб. тип. Ф. С. Сущинского, 1868−1869. -459с.
  127. П. Флексиг «Мозг как орган мышления «СПБ 1902.
  128. Э Фромм «Бегство от свободы» М. Прогр. 1989
  129. Э. Эриксон «Теория полного жизненного цикла» -М. ВЦП 1988
  130. К. Г. Юнг «Структура души современного человекам. Прогр. 1991.
  131. М. Г. «История психологюГМ. Мысль, 1976.
  132. М. Г. «Психология в 20 столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. «-М. Политиздат, 1974.
  133. М. Г. «Психология в XX столетии» -М. Политиздат 1974.- 170
  134. В. А. 0 принципах и тенденциях изложения истории психологии. Психологический журнал, 1982 т. 3. 2. с. 18−26.
  135. В. А. О формировании психологии как эксперимен-тальнй науки: Автореф. дисс. Канд. псих наук. Л, 1973−23с. -В надз.: ЛГУ им. Жданова.
Заполнить форму текущей работой