Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика ценностно-смысловой сферы студентов в зависимости от образа мира профессии: На примере профессии человек/знаковая система и человек/человек

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность и исследованность проблемы. Обращение к проблемам развития личности в деятельности обусловлено приоритетностью ценностного отношения к человеку. Е. М. Иванова по этому поводу пишет, что процесс оценки профессионала сложный, многоаспектный. Его структура должна включать характеристики и профессии, и человека, специфичные конкретному труду. Так как изучение субъектно-объектных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И
    • 1. 1. Профессиональная деятельность как смысл жизни
    • 1. 2. Профессиональное самоопределение и личностное развитие
    • 1. 3. Профессиональное самосознание и профессиональное развитие
  • ГЛАВА 2. ОБРАЗ МИРА ПРОФЕССИОНАЛА
    • 2. 1. Образ мира как модель восприятия
    • 2. 2. Мир профессии как составляющая образа мира
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБРАЗА МИРА ПРОФЕССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ ЧЕЛОВЕК/ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ЧЕЛОВЕК/ЧЕЛОВЕК)
    • 3. 1. Методология, организация и методы исследования
    • 3. 2. Результаты статистического анализа, проведенного с использованием программы SPSS 11,5 for Windows
    • 3. 3. Особенности ценностно-смысловой сферы респондентов профессий человек/человек и человек/знаковая система
      • 3. 3. 1. Исследование направленности на самоактуализацию и ее развития в процессе вузовской подготовки
      • 3. 3. 2. Исследование развития ценностно-смысловой сферы личности студентов в учебном процессе
    • 3. 4. Исследование Я-koi щепции студентов профессий типа «человекчеловек» и «человек31 ьлковая система»
      • 3. 4. 1. Семантический дифференциал «Аттитюды времени»
      • 3. 4. 2. «16 — шкальный семантический дифференциал» Е.Ю. Артемьевой
    • 3. 5. смысло-жизненные ориентации и их особенности у представителей разнотипных профессий
  • ВЫВОДЫ

Динамика ценностно-смысловой сферы студентов в зависимости от образа мира профессии: На примере профессии человек/знаковая система и человек/человек (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и исследованность проблемы. Обращение к проблемам развития личности в деятельности обусловлено приоритетностью ценностного отношения к человеку. Е. М. Иванова [61, 64] по этому поводу пишет, что процесс оценки профессионала сложный, многоаспектный. Его структура должна включать характеристики и профессии, и человека, специфичные конкретному труду. Так как изучение субъектно-объектных взаимосвязей, складывающихся в деятельности профессионала, наиболее полно и адекватно может раскрыть и индивидуальные особенности специалиста, и уровень его готовности, и причины, осложняющие его работу. Кроме того, этот процесс нужно строить с учетом целого ряда разнообразных и в то же время взаимосвязанных оснований, обусловливающих организацию его планирования и проведения. Бесспорный интерес представляют работы, в которых в тесной связи с психологическим анализом профессиональной деятельности человека рассматривается проблема смысла жизни. Так, Л. И. Анцыферова [14] раскрывает особое отношение специалиста высокой квалификации к своему труду. Профессиональную деятельность она рассматривает как центральную жизненную ценность, основание жизненного самоопределения личности, источник самоуважения, способ самоактуализации. Д. Н. Завалишина [52], исследуя профессиональную деятельность как смысл жизни, отвечает на вопрос, как реализуется регуляторная функция смысла жизни в целостной жизнедеятельности человека, если таким смыслом выступает профессиональная деятельность субъекта, достигающего благодаря своей «вовлеченности» в нее высокого мастерства. Автор раскрывает динамику реализации ряда потребностей в профессиональной деятельности, становящейся для специалиста высокой квалификации смыслом жизни. В другой работе исследователь представляет анализ динамики ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности [51]. Роль смысложизненных ориентаций в становлении личности профессионала обсуждается в работах А. П. Фонарева [178], который считает, что в профессиональном труде человек получает возможность удовлетворять свою потребность в самореализации и самоактуализации в наибольшей степени.

Психологические знания о мире профессий и, в частности, об имплицитных (внутренних, своеобразных, свойственных индивиду или группе) картинах мира, обусловленных профессиональной принадлежностью людей, важны в связи с общими вопросами научного обеспечения психологии. Система подготовки специалистов любого уровня предполагает формирование их профессионального самосознания. Не менее важно выявить психологическое родство внешне различных профессий и, наоборот, специфику профессий, казалось бы, «соседних» в физическом, социальном пространстве (в рамках одной отрасли хозяйства, предприятия, цеха), но не родственных по признаку предъявляемых к работнику требований. Нет «личности вообще», а есть личность человека с определенным опытом деятельности, образом жизни, стереотипами сознания, имплицитным (индивидуально-своеобразным, внутренним) видением себя и других, мира в целоми все это помечено модальностью профессиональной принадлежности, считает Е. А. Климов [80]. Он отмечает, что для человека профессия выступает как общность, которую составляют профессионалы, находящиеся на различных ступенях своего профессионального развития. Осознание принадлежности к профессиональной общности является важным фактором регуляции поведения и деятельности, образа жизни, выбора жизненного пути, нахождения смыслов жизни. Профессионализм рассматривается как определенная системная организация сознания, психики человека, включающая в число ее компонентов образ мира — свойств человека как целого (личности, субъекта деятельности), что предопределяет креативность, интеллектуальные черты индивидуальности и т. д. [75, 78].

В науке широко обсуждается проблема формирования образа мира как условия роста нравственности, как объекта и условия формирования системы знаний и условия обеспечения компетентности в жизненных и профессиональных ситуациях. Отмечается, что отдельные представления, образы — регуляторы поведения и деятельности возникают в контексте целостного образа мира, сформировавшегося к данному моменту у данного человека. Они возникают как актуализированная часть «целостного образа мира» [160, С. 61, 152], как интенция развития [189, 207]. Образ мира выступает как интегральный конструкт познавательной сферы личности, является многоуровневой системой представлений человека («поле значений» А.Н. Леонтьева) о мире, других людях, себе и своей деятельности. Образ мира выполняет общую регулирующую роль, дифференцирующуюся в когнитивных, деятельностных и коммуникативных процессах [99, 161]. Регулирующее значение образа мира в формировании профессионализма отмечают Кузьмина Н. В. [96], Бодалев А. А. [27]. Образ мира не является рациональной конструкцией, но отражает практическую «вовлеченность» человека в мир и связан с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни, а также влияет на психическое и физическое здоровье субъекта образа мира [129, 180]. Исходный образ мира является предметом учебной деятельности, в которой он уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий [161]. Эти психические информационные совокупности выступают отражением качественного содержания объектов бытия, их отношений и цели существования. Они проявляются как смыслы и смысловые образования личности [44, 100, 20], оказывают основополагающее влияние системы образа мира на общее состояние жизни и развитие личности. Одновременно с этим остается недостаточно исследованным вопрос о влиянии образа мира профессии на формирование ценностно-смысловой сферы личности.

Гипотеза исследования. Динамика ценностно-смысловой сферы студентов отражает особенности образа мира профессии и опосредована ведущей интенцией личности, представленной на уровне смысловрегуляторов поведения и деятельности.

Ведущая интенция выступает ценностно-смысловым ядром личности, определяющим особенности дальнейшего профессионального развития личности.

Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности студентов профессии человек/знаковая система и человек/человек.

Предмет исследования: особенности динамики ценностно-смысловой сферы студентов внутри образа мира профессии человек/знаковая система и человек/человек в процессе обучения в вузе.

Целью диссертационного исследования является:

— исследовать особенности ценностно-смысловой сферы студентов профессий человек/человек и человек/знаковая система;

— сравнить динамику ценностно-смысловой сферы студентов профессии человек/знаковая система и человек/человек;

— выявить влияние интенции как внутренней направленности личности, представленной на уровне смыслов — регуляторов поведения и деятельности, на развитие ценностно-смысловой сферы студентов разнотипных профессий.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Систематизировать теоретические представления об образе мира профессии.

2. Исследовать влияние образа мира профессии на ценностно-смысловую сферу личности студентов.

3. Исследовать динамику ценностно-смысловой сферы студентов профессии человек/знаковая система и человек/человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

— Изучены и сопоставлены особенности ценностно-смысловой сферы студентов экономического вуза трех специальностей, относящихся к разным типам профессии.

— Выявлены некоторые общие и специфические позитивные и негативные тенденции изменений профессиональной направленности от первого к пятому курсу.

— Выделено два доминирующих типа ценностно-смысловой направленности студентов, формирующихся к пятому курсу, которые соответствуют ведущей интенции как регулятора поведения и деятельности.

— Эмпирически выведено содержание понятия интенция как регулятора поведения и деятельности, представленного на уровне ценностно-смысловой сферы личности,.

— Выделены критерии оценки ведущей интенции.

Практическая значимость исследования.

— Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования, профессионального отбора и профессионального прогноза.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие личности студентов в учебной деятельности происходит под влиянием образа мира профессии.

2. В ситуации обучения, когда студенты формируются внутри образа мира двух и более разнотипных профессий, образ мира одной из профессий начинает доминировать и частично или полностью поглощает собой другую.

3. Регулятором поведения и деятельности выступает ведущая интенция, представленная на уровне ценностно-смысловой сферы личности.

4. Глубинные интенции развития человека в деятельности определяют особенности профессиональной самореализации в процессе профессионального становления и позволяют говорить, что существует одновременно две линии развития профессионала в учебной деятельности.

Методологическая основа исследования определяется современными достижениями психологической мысли об объективных законах развития психики человека, о роли субъективного фактора в этом процессе. Теоретико-методологическими предпосылками являлись общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, А. Г. Асмолов, В. А. Петровский и др.), культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, М. Коул и др.). В этой теории центральным является понятие «психологическая система», под которым понимается сам человек как системное явление в его продолженности в те миры, которые принято рассматривать изолированно или только в их функции действия или воздействия на человека. Принцип системного детерминизма. Он снимает проблему первичности внутреннего и внешнего. Системный характер деятельности обеспечивается системной детерминацией, связанной с порождением системных («совмещенных») новообразований деятельности. Они представляют собой динамические новообразования двойственной (субъект-объектной), системной природы, не сводимой ни к внешнему, ни к внутреннему, и с ними связана интеграция различных по своему происхождению и функциям причинных цепей, берущих свое начало во внешнем, во внутреннем, в условиях, в самой деятельности [85].

Направленность исследования определяли также работы в области психологии труда и профессиональной деятельности (Е.А.Климов, А. К. Маркова, Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков и др.).

Особое значение для нас имели направления в разработке понятия «образ мира», введенного А. Н. Леонтьевым (Е.Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев, С.Д. Смирнов). Жизненный мир пронизан жизненными смыслами в контексте индивидуальной жизнедеятельности. Все внешнее проникает к человеку, опредмечивается для него через «вписывание образа мира» [100, С. 251], информация же вписывается в профессиональный образ мира и образ мира и обретает смысл для личности.

Мы опираемся на определение профессионального образа мира, предложенное О. М. Краснорядцевой: «Интегрированная характеристика системной организации, включающей в себя человека, его жизненный мир и сам образ жизни, преобразованный профессией» [94, С.41]. Понятие «профессиональный образ мира» особенно имеет отношение к тем людям, для которых профессия становится образом жизни. А также опираемся на определение «образ мира профессии».

Методы исследования.

Использовался метод научной беседы, лонгитюдные наблюдения, анкетирование, а также частные методики, направленные на исследование ценностно-смысловой сферы личности: «Самоактуализационный тест» Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Крозметодика «Ценностные ориентации» М. Рокичашкала «Атгитюды ко времени» Ньюттена-Муздыбаева- «16 — шкальный семантический дифференциал» Е. Ю. Артемьевойтест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьеваметодика «Исследование системы жизненных смыслов» В.Ю.Котлякова- «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушинойметодика «Определение типа будущей профессии» Е. А. Климова.

В качестве испытуемых выступали студенты Тихоокеанского государственного экономического университета специальностей: менеджмент организации, прикладная информатика (в экономике), экономика и управление на предприятии.

Достоверность и обоснованность данных обеспечивается исходными теоретическими и методологическими позициями, эмпирической проверкой теоретических положений, репрезентативностью выборки испытуемых, разработкой и использованием валидного и надежного психодиагностического инструментария, применением методов математической статистики в программе SPSS 11,5 for Windows.

Апробация работы. Материалы и полученные в исследовании данные опубликованы в сборниках международных, региональных и межвузовских научно-практических конференций. Докладывались на: Первой научно-практической конференции Дальневосточной академии экономики и управления на тему: «Актуальные проблемы преподавания дисциплин в экономическом вузе в свете новых стандартов образования» на тему: «Об актуальности преподавания психологических дисциплин в вузе и усилении их практической направленности» — г. Владивосток, 2002 г.- Гражданском форуме — 2004 Сахалинской области на тему: «Развитие личности и ее ценностных ориентаций через профессиональную деятельность» — г. Южно-Сахалинск, 2004 г.- Научно-практической конференции преподавателей и студентов, проведенной на базе ЮСИЭПИ на тему: «Влияние технических и гуманитарных специальностей на развитие личности студентов в учебной деятельности» — г. Южно-Сахалинск, 2004 г.- IV научно-практической межвузовской конференции на базе филиала ТГЭУ в г. Южно-Сахалинске на тему: «Система ценностных ориентаций как показатель развития личности в профессиональной деятельности» — г. Южно-Сахалинск, 2006 г.- XI городской научно-практической конференции преподавателей и студентов на базе ЮСИПИ «Научный поиск — 2006: новые направления и результаты исследований» на тему: «Влияние смысловой сферы профессии на развитие личности» — Южно-Сахалинск, 2006 г.- XI городской научно-практической конференции преподавателей и студентов на базе ЮСИПИ «Научный поиск — 2006: новые направления и результаты исследований» на тему: «Формирование ценностно-смысловых ориентаций личности в процессе профессиональной деятельности» — г. Южно-Сахалинск, 2006 г.- Международной научно-практической «Ломоносов-2006» на тему: «Влияние смысловой сферы профессии на развитие личности студентов в учебной деятельности» — Москва, 2006 г. Материалы исследования были использованы при подготовке спецкурса «Психология труда» — Учебно-методическое пособие для студентов — Хабаровск: Изд-во ДВИПиП, 2006 — 56 с.

Основные положения диссертации отражены в статьях и учебном пособии для студентов (общий объем 3,0 п.л.).

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, приложения. Текст диссертации включает 29 рисунков и 68 таблиц.

Список литературы

включает 220 наименований. Основной текст изложен на 152 страницах.

ВЫВОДЫ.

1. Частично подтверждено предположение, что развитие личности студентов в учебной деятельности происходит под влиянием образа мира профессии.

2. Выявлено, что студенты, которые обучаются сразу на двух факультетах (в нашем случае экономическом факультете и факультете управления) и по классификации Е. А. Климова сочетают в себе одновременно два образа мира профессии: «человек/человек» и «человек/знаковая система» к пятому курсу начинают идентифицировать себя с одной из профессий, в нашем случае с профессией «человек/знаковая система».

3. Установлено, что к пятому курсу складывается два ценностно-смысловых типа личности, которые соответствуют ведущей интенции как регулятора поведения и деятельности:

— первый тип — гуманистическая направленность на общество, в ценностной сфере ориентирован на продуктивность и познание с внутренней направленностью;

— второй тип — прагматическая направленность на себя в обществе, в ценностной сфере ориентирован на продвижение и комфорт с использованием внешней направленности.

4. Выделены критерии оценки ведущей интенции:

— 1-й критерий назван нами продуктивность и познание. Для этих студентов характерно стремление к восприятию и ощущению собственной психологической компетентности и продуктивной направленности на конечный результат. Для них характерно получение удовольствия от процесса, ориентация на деятельность.

— 2-й критерий назван нами продвижение и комфорт. Для этой группы студентов характерно стремление к материально обеспеченной жизни, общественному признанию, ориентация на здоровье, социальное и личное благополучие.

— 3-й критерий — внутренняя направленность. Для этих студентов характерны социально-направленная активность, гибкость, чуткость, честность, духовные ценности, самоконтроль и терпимость.

— 4 критерий — внешняя направленность. Для этих студентов характерны социально-направленная активность, ориентация на те качества, которые необходимы для эффективной успешности и социальной адаптации, воспитанность, аккуратность, объективные ценности.

5. Полученные результаты могут быть использованы в системе профессионального отбора и прогнозирования карьерного роста выпускников вузов.

6. Перспектива дальнейшего исследования видится в более глубоком и целенаправленном изучении доминирующего влияния профессии на образ мира профессионала при конкурирующем воздействии профессий в учебном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование еще раз подтвердило представление, что взаимодействие человека и его будущей профессии устанавливается и за счет совершенствования качеств человека, и за счет улучшения системы образования, и за счет правильного выбора профессии, и за счет отбора людей для профессии. Нельзя не согласиться с Е. А. Климовым, который считает, что мир профессий — это не витрина для выбора вариантов жизненного дела, но область где можно внести свою творческую лепту в появление новой профессии. Профессии создаются людьми. Но для этого необходимо, чтобы у человека был сформирован особый ценностно-смысловой тип личности. Это те люди, которых Д. Б. Богоявленская относила к креативному типу личности. В нашем исследовании это первый тип личности, для которого характерна гуманистическая направленность на общество, в ценностной сфере — ориентация на продуктивность и познание, внутренне направленная мотивация.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст. / К.А. Альбуханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.- С. 19−44.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Альбуханова-Славская М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А., Брушлинский, А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения Текст. / К.А. Альбуханова-Славская, А. В. Брушлинский М.: Наука, 1989. -248 с.
  4. , Б.Г. Избранные труды Текст. В 2-х т. Т. I. / Б. Г. Ананьев М.: Смысл, 1980. — 232 с.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст. Том 2. / Б. Г. Ананьев М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  6. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев М.: Наука, 1977. — 344 с.
  7. , Б.Г. Проблема комплексного изучения развития интеллекта и личности Текст. / под ред. Б. Г. Ананьева -Л.: ЛГУ, 1973.- С. 3−7.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев Л.: ЛГУ, 1968.-329 с.
  9. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности -М.: Наука, 1981.-365с.
  10. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыслевание, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1993. — Т. 15 — № 1. -С. 3−18.
  11. , Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу Текст. / Л. И. Анцыферова // Вопросы психологии. -1973. -№ 4. С. 173−180.
  12. , Л.И. Психология формирования и развития личности Текст. / Л. И. Анцыферова // Человек в системе наук/ под ред. И. Т. Фролова -М.: Наука, 1989.-434с.
  13. , Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1993. — Т. 14 — № 2. — С. 3−16.
  14. , Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологическиеисследования проблем формирования личности профессионала М.: Наука, 1991.-42с.
  15. , М. Психология счастья Текст. / М. Аргайл М.: Прогресс, 1990. -336 с.
  16. , Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева М.: Смысл, 1999. — 350с.
  17. , Е.Ю., Стрелков, Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира Текст. / Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром: сб. науч. тр. / ЯрГУ Ярославль, 1988.-С. 23−58.
  18. , Е.Ю., Стрелков, Ю.К., Серкин, В. П. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие слои Текст. / Е. Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков, В. П. Серкин // Мышление и субъективный мир: сб. науч. тр./ЯрГУ-Ярославль, 1991.- С. 9−14.
  19. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов Воронеж: МОДЭК, 1996. — 768 с.
  20. , А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 336 с.
  21. , М.Я. Личность и профессия: К научному обоснованию выбора профессии Текст. / М. Я. Басов М-Л, Госиздат, 1926. — 45 с.
  22. , Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы Текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1992. — № 1 — 2. — С. 61−65.
  23. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  24. , С.М. Система профессиональной классификации Текст. / С. М. Богословский М., 1913. — С. 34−58.
  25. , Д.Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская -М.: Знание, 1981.-96 с.
  26. , А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. / А. А. Бодалев М.: Флинта, Наука, 1998. — 168 с.
  27. , А.А. Восприятие человека человеком Текст. / А. А. Бодалев -Л.: ЛГУ, 165. 123 с.
  28. , В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности Текст. / В. А. Бодров и др. // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала М.: Наука, 1991.-234с.
  29. , В.А. Психология профессиональной пригодности Текст. / В. А. Бодров М.: Наука, 2001. — 261 с.
  30. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  31. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович //Вопросы психологии. -1978. № 4. — С. 30−34.
  32. , Е.М. О применении социально-психологических методов в изучении становлении профессионала Текст. / Е. М. Борисова // Психологическая диагностика, ее проблемы и методы / Под ред. К. М. Гуревича М.: Мысль, 1975. — 260 с.
  33. , Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование Текст. / Б. С. Братусь М.: Знание, 1985. — 64 с.
  34. , Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер- перевод с англ. К. И. Бабицкого М.: Прогресс, 1977.-412с.
  35. , А.В. О формировании психического Текст. / А. В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.- С. 129−131.
  36. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст. / А. В. Брушлинский Москва -Воронеж, 1996. — С. 48−54.
  37. , Т.М. Процесс обучения как диалог между личностным и профессиональным Текст. / Т. М. Буякас // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 2001 — № 5. — С. 69−78.
  38. , Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала Текст. / Т. М. Буякас // Мир психологии. 1997. — № 3. — С.68−79.
  39. , Ш. Что такое пубертатный период? Текст. / Ш. Бюлер // Педология юности. М.-Л:Учпедгиз, 1931. — С. 15−21.
  40. , Б.П. Образ мира как иерархия систем отсчета Текст. / Б. П. Величковский // А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) — под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Наука, 1983.-С. 155−165.
  41. , Л.С. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский М.: Наука, 2004. — 1136 с.
  42. , Л.С. Собрание сочинений Текст. В 6-ти т. Т. 1. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский, под. Ред. В.В. Давыдова- М.: Педагогика, 1982.-487 с.
  43. , Л.Г. История развития научных основ теории самостоятельнойработы учащихся Текст. / Л. Г. Вяткии // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов, 1979. — Вып. I. — С.36−41.
  44. , П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 150 с.
  45. , С.Г. К вопросу о профессиональной типологии Текст. / С. Г. Геллерштейн // История советской психологии труда. М.: Изд-во Московского университета, 1983. — С. 12 — 16.
  46. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы Текст. / К. М. Гуревич М.: Наука, 1970. — 223 с.
  47. , А.К. Загадка птицы Феникс Текст. / А. К. Дусавицкий М.: Знание, 1990.-78 с.
  48. , Д.Н. Проблемные ситуации в практической деятельности Текст. / Д. Н. Завалишина // Практическое мышление: функционирование и развитие М.: Знание, 1990. — 75с.
  49. Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни. Психолого педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни Текст. / Д. Н. Завалишина — М.: Знание, 1997. — 91с.
  50. , А.В., Неверович, Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка Текст. / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 59−73.
  51. , Э.Ф. Психологические основы профессионального становленияличности инженера педагога Текст. / дисс.докт. психол. наук / Э.Ф. Зеер- Свердловск, 1988. 348с.
  52. , Э.Ф. Психология профессий Текст. / Э. Ф. Зеер Екатеринбург: УГППУ, 1997. — 244 с.
  53. , В.П. Аффект и интеллект в образовании Текст. / В. П. Зинченко М.: Тривола, 1995. — 64 с.
  54. , В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов М.: Тривола, 1993.-303с.
  55. , В.П., Мунипов, В.М. Эргономика и проблемы комплексного подхода к изучению трудовой деятельности Текст. / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов // Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 10 М.: ВНИИТЭ ГКНТ СССР, 1976.-С. 28−59.
  56. , Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров Текст. / Е. М. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1989. № 3.
  57. , Е.М. Опыт изучения психологической структуры профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова // Психологические исследования М. — 1974. — Вып. 6.
  58. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. Текст. / Е. М. Иванова М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  59. , Е.М. Профессиография как средство формирования образа профессионала Текст. / Е. М. Иванова // Психология как профессия. Ежегодник Российского психологического общества. М. — 2002. — Т. 9. — Вып. 3.
  60. , Е.М. Психологический анализ деятельности и его роль в решении задач научной организации труда Текст. //Материалы к семинару «Профотбор и профориентация как важнейшие элементы научной организации труда» / Е. М. Иванова М., 1973. — С. 29−101.
  61. , Е.М. Психология профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова М.- ПЕР СЭ, 2006. — 382 с.
  62. , Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Текст. //Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов / Е. М. Иванова М.: МГУ, 1992. — 94 с.
  63. , Е.М., Носкова, О.Г., Чернышева, О. Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности Текст. // Учебное пособие / Е. М. Иванова, О.Г. Носкова, О.Н. Чернышева М.: МГУ, 1980.-82 с.
  64. , Л.Г. Основания социокультурного анализа Текст. / Л. Г. Ионин -М.: Российский гуманитарный ун-т, 1996. 151 с.
  65. , М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  66. , М.С., Эткинд, A.M. Индивидуальность как объективная реальность Текст. / М. С. Каган, A.M. Эткинд // Вопросы психологии. 1974. -№ 4.-С. 5−15.
  67. , С.И. Компьютерная обработка данных для психологов Текст.- под. науч. ред. A. JL Тулупьева / С. И. Калинин СПб.: Речь, 2004 — 134 с.
  68. , А.И. Психология хозяйственного управления Текст. / А. И. Китов М.: Просвещение, 1984. — 178 с.
  69. , Е.А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов М.: Издательство МГУ, 1988.- 199 с.
  70. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности Текст. / Е. А. Климов Казань.: КГУ, 1969. — 278 с.
  71. , Е.А. Как выбирать профессию Текст. / Е. А. Климов М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  72. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. / Е. А. Климов М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
  73. , Е.А. Об одном ходе мысли, полезном для психолога Текст. / Е. А. Климов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -1991. -№ 2.
  74. , Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа Текст. / Е. А. Климов // Психологический журнал 1993. — т. 14.- № 4. С. 130−136.
  75. , Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира Текст. / Е. А. Климов // Вестник МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1995. -№ 1. — С. 8−18.
  76. , Е.А. Психолого педагогические проблемы профессиональной консультации Текст. / Е. А. Климов — М.: Знание, 1983. — № 2. — 95 с.
  77. , Е.А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 400 с.
  78. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов М.: Издательский ценр «Академия», 2004. — 304 с.
  79. , Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) Текст. / Е. А. Климов М., 2003. — С. 34−78.
  80. , Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии Текст. / Е. А. Климов // Вопросы психологии 1984. — № 4. — С.5−14.
  81. , Е.А., Носкова, О.Г. История психологии труда в России Текст. / Е. А. Климов, Щ. Г. Носкова М.: Изд-во МГУ, 1992.-221 с.
  82. , В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации Текст. / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. Вып. 5. — 1997. — С. 19−26.
  83. , В.Е. Слово рецензентов к читателю Текст. // Шалаев И. К. Мотивационное программное целевое управление: основа теории и экспертиза эффективности / Учебное пособие. Барнаул: БГПУ, 2003. — С. 3−7.
  84. , В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза Текст. / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал -Томск, 1998. № 8−9. — С. 7−15.
  85. Кон, И. С. Открытие Я Текст. / И. С. Кон М.: Политиздат, 1978. — 331 с.
  86. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон М.: Политиздат, 1980. -146 с.
  87. , О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно функциональный аспект) Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 5−12.
  88. , М. Культурно-историческая психология Текст. / М. Коул М.: Когито-Центр, 1997.-431 с.
  89. , О.М. Диагностика мышления в процессах трансформации рутинной деятельности в творческую Текст. / О. М. Краснорядцева Караганда: КарГУ, 1994. — 58 с.
  90. , О.М. Формирование профессионального образа мира как специальная задача высшего образования Текст. / О. М. Краснорядцева // Проблемы образования в Казахстане. Алматы, 1993.- С. 41.
  91. , Т.В. Психология творческого мышления Текст. / Т. В. Кудрявцев М., 1975. — С. 24−78.
  92. , Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан СПб., 1993. — С. 12−36.
  93. , К. Динамическая психология Текст. / К. Левин М.: Смысл, 2001.-527 с.
  94. , Н.Д. Психология труда Текст. / Н. Д. Левитов М.: Учпедгиз, 1963.-210 с.
  95. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст. В 2 т Т. 1 / А. Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  96. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст. В 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  97. , А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения Текст. Т.2 / А. Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. -С. 251−261.
  98. , А.Н. Психология образа Текст. / А.Н. Леонтьев//Вестник МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1979. — № 2. — С. 3−13.
  99. , Д.А. Внутренний мир личности Текст. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, Питер, 2000. — С. 372 377.
  100. , Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста Текст. // Культурно-историческая психология развития- под ред. И. А. Петуховой / Д. А. Леонтьев М.: Смысл, 2001. — С. 154−161.
  101. , Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке Текст. / Д.А. Леонтьев//Вопросы психологии. № 3.- 1989.- С. 11−21.
  102. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев М.: Смысл, 1992. — 18 с.
  103. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев М.: Смысл, 2003. — 487 с.
  104. , Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Текст. / Д. А. Леонтьев М.: Смысл, 1992. — 16 с.
  105. , Д.А., Калашников, М.О., Калашникова, О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев, Калашников М. О., Калашникова О. Э. // Психологический журнал 1993. -т. 14. — № 1.-С. 150−155.
  106. , И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер М.: Знание, 1974.-64 с.
  107. , Б. Кризисы жизни шансы жизни Текст. / Б. Ливехуд -Калуга: Духовное познание, 1994. — 224 с.
  108. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов М.: Наука, 1999. — 350с.
  109. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова -М.: «Знание», 1996. 308 с.
  110. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу- перевод с англ. М.: Смысл, 1999.- 424 с.
  111. , А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Политиздат, 1982. -С. 108−118.
  112. , Г. Л. Структура и развитие профессионального самосознания Текст. / дисс. доктора психологических наук / Г. Л. Миронова -Москва, 1999. 436 с.
  113. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  114. , К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев Л.: ЛГУ, 1983.-240 с.
  115. , В.М., Зинченко В. П. Эргономика Текст. / В. М. Мунипов, В. П. Зинченко М., 2001. — С. 21−34.
  116. Мэй, Ролло. Искусство психологического консультирования Текст. / Ролло Мэй- перевод с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 144 с.
  117. , Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте Текст. / дисс.канд.психол.наук / Е. В. Некрасова Москва, 1988. — 220 с.
  118. Общая психодиагностика Текст. // Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования- под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1987. -304 с.
  119. , А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы Текст. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии 1994. — № 3. — С. 150−155.
  120. , А.Б. Психология личности и сущности человека Текст. / А. Б. Орлов М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272 с.
  121. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя Текст. / Ю. М. Орлов М.: Наука, 1991.-287 с.
  122. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова М.: Изд-ательствово МГУ, 1987 — 207 с.
  123. , В.Ф. Психосемантика сознания Текст. / В. Ф. Петренко М.: Издательство МГУ, 1988. — С. 21−22.
  124. , В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский Ростов н/Д, 1996. — 512с.
  125. , В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / В. В. Петухов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. — № 4. -С. 13−21.
  126. , В.В. О сравнительном описании качественно разных видов мышления Текст. / В. В. Петухов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1990. -№ 3.-С. 15−23.
  127. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже — М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  128. , Дж. Математическое открытие Текст. / Дж. Пойя М.: Наука, 1976.-С.32.
  129. Практикум по инженерной психологии и эргономике Текст. /С.К. Сергиенко, В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко [и др.]- под ред. Ю. К. Стрелкова -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 400 с.
  130. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  131. , Н.С. Психологический смысл труда Текст. / Н. С. Пряжников М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
  132. , Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова — М.: Академия, 2001.-476с.
  133. Психологический словарь Текст.- под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др] М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  134. Психология самосознания: Хрестоматия Текст. / сост. Д. Я. Райгородский Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.- 672 с.
  135. , В.Н. Оперативное мышление в больших системах Текст. / В. Н. Пушкин -М.-Л.: Энергия, 1965. 375с.
  136. , В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении Текст. / В. Н. Пушкин -М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  137. , Е.И. Настольная книга практического психолога Текст. / Е. И. Рогов — М.: Владос., 1995. 528 с.
  138. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс М.: Изд. группа Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  139. , К. Клиентоцентрированная терапия Текст. / К. Роджерс- перевод с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «ваклер», 1997. — 320 с.
  140. , К. К науке о личности Текст. / К. Роджерс // История зарубежной психологии (30-е 60-е годы XX века). Тексты- под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан — М.: Наука, 1986. — 230 с.
  141. , C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / C.JI. Рубинштейн Спб.: Питер, 2003. — 512 с.
  142. , C.JI. Основы общей психологии Текст. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  143. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1979. — 416с.
  144. , С. Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн М.: Наука, 1997.-191 с.
  145. , М.С. Теоретические основы построения системы профессиональной ориентации населения Текст. / М. С. Савина // Социальная диагностика и профессиональная ориентация. М.: РГАТИЗ, 2000. — С. 18−23.
  146. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  147. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия Текст. / сост. Д. Я. Райгородский Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. -656 с.
  148. В.П. Методы психосемантики Текст. / В. П. Серкин М.: Аспект Пресс, 2004. — 207 с.
  149. , А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов Текст. / А. В. Серый Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. -186 с.
  150. Серый, А. В, Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности Текст. / А. В. Серый, М. С. Яницкий Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 — 92 с.
  151. , А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии Текст. / А. П. Ситников М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.-428 с.
  152. Склонность и профессия Текст. / А. Б. Орлов.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  153. , А. А. Психология профессий Текст. / А. А. Смирнов М.: Учпедгиз, 1927. — 98 с.
  154. , И.П. Человек — образование — профессия — личность Текст. / И. П. Смирнов М., 2002. — С. 56−78.
  155. , С.Д. Мир образов и образ мира Текст. / С. Д. Смирнов // Вестник. МГУ. Серия 14. Психология. 1981. — № 2. — С. 15 — 29.
  156. , С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения Текст. / С. Д. Смирнов М.: Издательство Московского университета, 1985.-231 с.
  157. , JT.B., Данченко Е. А., Соболева Н. И. Культура жизни личности Текст. / JT.B. Сохань, Е. А. Данченко, Н. И. Соболева // Психологический журнал. 1986. — № 5. — С. 60−65.
  158. , В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин М.: Изд-во МГУ, 1983.-284 с.
  159. , В.В., Шмелев А. Г. Практикум по психосемантике. Дифференциальная психометрика Текст. / В. В. Столин, А. Г. Шмелев -М.: Изд-во МГУ, 1984. -151с.
  160. , Ю.К. Время, деятельность, образ мира Текст. / Ю. К. Стрелков М.: Издательство МГУ, 1998. — С. 56−61.
  161. , Ю.К. Инженерная и профессиональная психология Текст. / Ю. К. Стрелков М.: Академия, 2001. — 360 с.
  162. , Ю.К. Операционально- смысловые структуры профессионального опыта Текст. / Ю. К. Стрелков // В кн.: Мышление и субъективный мир: сб. науч. Трудов Ярославль, 1991. — С. 14−19.
  163. , Ю.К. Психические процессы в операторском труде Текст. / Ю. К. Стрелков М.: Издательство МГУ, 1989. — 80 с.
  164. , Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий Текст. / Ю. К. Стрелков // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 42−45.
  165. , Е.В. Отногенез сознания и основы рациональности Текст. / Е. В. Субботский // Весник Московского университета. Серия 14. Психология. -1989.-№ 1.- С.63−74.
  166. , В.Н. Избранные произведения Текст. / В. Н. Татищев JL: ЛГУ, 1979.-С. 89−91.
  167. , О. К. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров М.: Издательство МГУ, 1984. — 270 с.
  168. , Э. Когнитивные карты у крыс Текст. / Э. Толмен // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. -2-е изд.- под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. — С.124−143.
  169. Трудовой метод изучения профессий Текст.- под ред. И. Н. Шпильрейна М.: Госиздат, 1925.- 56 с.
  170. , В.П. Теория ценностей в марксизме Текст. / В. П. Тугаринов -Л.: ЛГУ, 1968.- 124 с.
  171. , А.П. Формы становления личности в процессе её профессионализации Текст. / А. П. Фонарев // Вопросы психологии. 1997. -№ 2.-С. 49−53.
  172. , А.П. Смысл жизни как детерминанта становления личности профессионала Текст. / А. П. Фонарев М.: Смысл, 2000. — С. 51−62.
  173. , В. Поиск смысла жизни и логотерапия Текст. / В. Франкл // Психология личности. Тексты. М.: Прогресс, 1992. — С. 124−302.
  174. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл- под ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  175. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия Текст. / 3. Фрейд // Психология бессознательного. М., 1989. — С. 382.
  176. Фрейд, 3. Я и ОНО: труды разных лет Текст. В 2-х т. Т. 2. / 3. Фрейд -Тбилиси., 1991.-425 с.
  177. , Э. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм М.: Смысл, 1993. -415 с.
  178. , Э. Человеческая ситуация Текст. / Э. Фромм М.: Мысль, 1995. -110с.
  179. , И.Б. Инварианты образа мира и их истоки Текст. / И. Б. Ханина // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. -М.: Прогресс, 1990. С. 4−11.
  180. , X. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения Текст. / X. Хекхаузен // Психология социальных ситуаций- под ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Изд-во Питер, 2001. — С. 58−91.
  181. , X. Мотивация и деятельность Текст. В 2-х т. Т.2.- под ред. Б. М. Величковского / X. Хекхаузен М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  182. , К. С., Линдсей, Г. Теории личности Текст. / К. С. Холл, Г. Линдсей М.: Наука, 1997. — 720 с.
  183. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная М.: Изд-во «Барк», 1997. — 392 с.
  184. , К. Невротическая личность нашего времени Текст.- под ред. Г. В. Бурменской / К. Хорни М.: Прогресс, 1993. — 480 с.
  185. , П.Р. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П. Р. Шавир М.: Педагогика, 1981.- 90 с.
  186. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков М.: Наука, 1982. — 185 с.
  187. , В.Д. Психологический анализ деятельности как системы Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1980. — Т.1. — № 3. — С. 58−63.
  188. , И.К. Инновационный потенциал МПЦУ как предмет развития научной школы Текст. / И. К. Шадриков // Становление научной школы: проблемы и развитие: материалы научно-практической конференции -Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. 392 с.
  189. , И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления Текст. / И. К. Шалаев Барнаул: Изд-во БГПИ, 1995. -72с.
  190. , Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста Текст. / Г. Шихи СПб.: Ювента, 1999. — 436 с.
  191. , А.Г. Основы психодиагностики Текст. / А. Г. Шмелев -Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.
  192. , Э. Анти-Карнеги или Человек-манипуляртор Текст. / Э. Шостром Минск, 1992. — 128 с.
  193. , И.Н. Оновные вопросы профессиографии Текст. / И. Н. Шпильрейн // Психофизиология труда и психотехника. М.-Л.: Гиз., 1928. -С. 33−37.
  194. , И.Н. Трудовой метод изучения профессий Текст. / И. Н. Шпильрейн -М.: Изд-во НКРКИ, 1925. 174 с.
  195. , Э. Основные идеальные типы индивидуальности Текст. / Э. Шпрангер // Психология личности. Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея М.: Мысль, 1982. — С. 55−60.
  196. , Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности Текст. / Г. П. Щедровицкий // Методы исследования, диагностики, развития международных трудовых коллективов. М.: Наука, 1983. — С. 153−178.
  197. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон СПб.: Летний сад, 2000. -416 с.
  198. , Э. Идентичность и кризис Текст. / Э. Эриксон М.: Изд-во гр. «Прогресс», 1996. -344с.
  199. , A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала Текст. / A.M. Эткинд // Вопросы психологии. 1979. — № 1. -С. 38−39
  200. , A.M. Психология практическая и академическая: расхождения когнитивных структур внутри профессионального сознания Текст. / A.M. Эткинд // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 20−30.
  201. , В.П. Генетика этики и эстетики Текст. / В. П. Эфроимсон -СПб: «Талисман», 1995. 288 с.
  202. , М.С. К проблеме аксиологической типологии личности Текст. / М. С. Яницкий // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1 СПб, 1997. — С. 391−398.
  203. , М.С. Субъективная иерархия ценностей при некоторых клинико-психологических особенностях личности Текст. / М. С. Яницкий // Экология и психическое здоровье Томск-Кемерово, 1998. — С.307−312.
  204. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. / М. С. Яницкий Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  205. , М.Г. История психологии Текст. / М. Г. Ярошевский М.: Мысль, 1985. — 229 с.
  206. Frankl, V. Psychotherapy and existentialism Текст. / V. Frankl NY: Simon and Schuster, 1967. — 246 p.
  207. Frankl, V. The unheard cry for meaning Текст. / V. Frankl NY: Simon and Schuster, 1978. — 191 p.
  208. Lewin, K. Principles of topological psychology Текст. / Lewin K. N. Y.: London, 1936.-286 p.
  209. Maslow, A. H. Motivation and Personality Текст. / A. H. Maslow NY: Harper & Row, 1970. — 369 p.
  210. Maslow, A. H. The future reaches of human nature Текст. / A. H. Maslow -NY: Harper & Row, 1971. 123 p.
  211. Maslow, A. H. Toward a psychology of being Текст. / A. H. Maslow N. Y.: Harper & Row, 1968.- 352.
  212. Orlov, A. B. Toward a dialog of two worlds: Magisterium. V. 2. Текст. / А.В. Orlov.-NY, 1995.-270p.
  213. Rogers, C. A way of being Текст. / С. Rogers Boston, 1980. — P. 35 — 47.
  214. Rogers, C. Client-centered therapy. Its current practice, implications and theory Текст. / С. Rogers- Boston, 1981. 198 p.
Заполнить форму текущей работой