Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности развития коммуникативной компетентности студентов-психологов в ситуации конфликтного поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психодиагностической части эксперимента были использованы следующие методики: адаптированная М. В. Бураковой методика Сандры Бем на измерение тендерной идентичности личности (МИГИ) — методика Томаса (на изучение стратегий поведения в ситуации конфликтного взаимодействия) — методика «Самооценка личности» (модификация методики Сосновско-го Б.А.) — тест «Эгоцентрических ассоциаций» Т. Шустровой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема исследований коммуникативной компетентности в современной психологической науке
    • 1. 1. Компетентность как предмет научного анализа
    • 1. 2. Понятие и содержание конфликтной компетентности как составляющей коммуникативной компетентности
    • 1. 3. Психологические параметры, определяющие конфликтную компетентность
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Психологические условия развития коммуникативной компетентности в ситуации конфликта у студентов-психологов
    • 2. 1. Психологические особенности студентов будущих психологов
    • 2. 2. Техники и технологии развития конфликтной компетентности будущих психологов в процессе обучения в вузе
    • 2. 3. Видеотренинг как один из методов социально-психологического тренинга
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование развития конфликтной компетентности будущих психологов посредством видеотренинга
    • 3. 1. Организация, методы и методики исследования
    • 3. 2. Разработка и апробация видеотренинга по развитию коммуникативной компетентности в ситуации конфликта
    • 3. 3. Динамика развития конфликтной компетентности у студентовпсихологов в процессе социально-психологического видеотренинга
  • Выводы по третьей главе

Особенности развития коммуникативной компетентности студентов-психологов в ситуации конфликтного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Очевидность актуальности проблематики исследований, связанных с изучением особенностей поведения человека в конфликте ни у кого сегодня не вызывает сомнений. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

Целостному, концептуально построенному осмыслению проблемы конфликта предшествовали исследования философов, социологов, педагогов посвященные изучению разных слагаемых коммуникативной культуры личности.

В настоящее время накоплено достаточное количество как теоретических, так и практических исследований данного феномена в области психологии: В. Н. Абрамова, В. И. Андреев, А .Я. Анцупов, А. И. Шипилов, Ф.М. Бо-родкин, Н. М. Коряк, Ф. Е. Василюк, П. М. Танеев, Н. В. Гришина, А. Е. Гусева, И. Дойч, С. Шикман, А. П. Егоршин, С. М. Емельянов, Лебедева, Я.В. Лупь-ян, Л. И. Найденова, Л. А. Петровская, Т. А. Полозова.

Среди основных направлений исследований в сфере педагогической психологии: возникновение и разрешение конфликтов в школьной среде (Афонькова В.М., Аппаев М. Б., Басова В.М.), конфликты в педагогическом коллективе (Алишев B.C., Михалькевич С. П., Шакуров B.C., Якоби Т.А.) — исследование конфликтных ситуаций, возникающих в студенческой среде (И.Н.Андреева, Е. Л. Козуб, Э. И. Киршбаум, А.Я. Клементьева) — теоретические основы развития конфликтной компетентности (Б.И.Хасан).

Однако в современной психологической науке недостаточно акцентируется внимание на проблеме формирования коммуникативной компетентности в конфликте будущего специалиста-психолога в условиях образовательного процесса на этапе вузовского обучения.

Проблема коммуникативной компетентности специалистов, работающих в сфере «человек-человек» становится особенно значимой в условиях нарастания конфликтности общества, оказывающей влияние, как на психологическое здоровье человека, так и его профессиональную успешность. В связи с этим профессиональная подготовка специалистов в сфере «человек-человек» помимо формирования профессиональных знаний и умений требует особого внимания к развитию их компетентности, в том числе конфликтной как одной из составляющих конкурентоспособности.

Современная вузовская подготовка направлена не только на формирование определенных качеств личности, но и на обогащение опытом будущих специалистов, с целью их дальнейшей эффективной профессионализации. Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны образования на компетентностную, сопровождается усилением его сту-дентоцентрированной направленности и актуализирует поиск средств и способов, способствующих повышению профессиональной компетентности будущих специалистов, в том числе и конфликтной.

Работа с конфликтами связана с огромным практическим интересом. Вся практическая психология с ее разнообразными современными формами работы, так или иначе, связана с проблемами психологических трудностей человека, с затруднениями в общении, с переживаниями, связанными с ситуациями конфликтного взаимодействия.

Поскольку современная реальность существенно опережает разработку законодательных актов, регламентирующих новые социально-экономические отношения, в нестандартных, не предусмотренных соответствующими законами или нормативными актами ситуациях необходимо обучать будущих специалистов-психологов адекватному восприятию конфликтов, творческому отношению к ним, а также пониманию механизмов их урегулирования.

Определение отношения к конфликту в профессиональной деятельности необходимо каждому специалисту как момент самоопределения, тем более современный психолог не мыслится без конструктивного отношения к конфликту, без готовности, возможности и способности перевести деструктивный конфликт в конструктивный.

Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, сложившихся в современной образовательной практике между:

— интенсивным ростом конфликтных ситуаций в разных сферах жизнедеятельности и отсутствием специальных образовательных технологий, направленных на формирование коммуникативной компетентности в ситуации конфликта будущих специалистов;

— реально существующим и необходимым уровнями коммуникативной и компетентности у выпускников психологических вузов;

— значительной потребностью на рынке труда конкурентоспособных специалистов-психологов, обладающих высокой коммуникативной компетентностью и владеющих конструктивными технологиями ведения и разрешения конфликта и недостаточным уровнем подготовки студентов в этом аспекте.

Таким образом, можно констатировать, что накоплен недостаточный объем знаний о коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога, о способах ее приложения к различным задачам психологической практики, в том числе в контексте конфликтного поведения.

Возникшее противоречие между объективными потребностями психологической деятельности специалиста и его подготовленностью в этой сфере в силу неразработанности вопроса о механизмах, факторах и значении компетентного поведения в конфликтной ситуации позволило сформулировать проблему: какова специфика психологических условий и средств, направленных на развитие коммуникативной компетентности будущего психолога в ситуации конфликтного поведения? Разрешение данной проблемы определило цель нашего исследования: выявление психологических особенностей развития коммуникативной компетентности в конфликте будущих психологов в процессе вузовского обучения.

Объект исследования: студенты-психологи, в возрасте 18−20 лет.

Предмет исследования: особенности развития коммуникативной компетентности студентов-психологов в ситуации конфликтного поведения в процессе социально-психологического тренинга (видеотренинга).

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты предположения, выступившие в качестве гипотез исследования:

1. Коммуникативная компетентность в конфликтных ситуациях, определяется комплексом компетенций, характеризующихся гибкостью, динамичностью, умением своевременной корректировки поведения в связи с изменением условий и профессиональных задач специалиста-психолога, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной коммуникации.

2. Развитие конфликтной компетентности, как составляющей коммуникативной компетентности специалиста-психолога в процессе профессиональной подготовки будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— при условии, что используемые технологии обучения будут учитывать специфику будущей профессиональной деятельности студентов;

— при использовании в процессе обучения программ и технологий, ориентированных на развитие самых разных сторон коммуникативной компетентности: культивирование рефлексии во всех ее проявлениях, повышение культуры саморегуляции во взаимодействии, развитие комммуникативных умений, потенциала сензитивности, творчества;

— при использовании адресной программы видеотренинга, как средства, позволяющего соединить в себе разные подходы и рассмотреть конфликтную компетентность с учетом погруженности студентов в моделируемую межличностную ситуацию.

3. Видеотренинг является наиболее оптимальным средством для развития коммуникативной компетентности, студентов-психологов, если в его целевой установке, помимо развития навыков конструктивного поведения в конфликте и других коммуникативных навыков, решаются задачи развития личностного ресурса студентов, повышение их аутопсихологической компетентности.

4. Повышение коммуникативной компетентности студентов-психологов, освоение на практике способов оптимального поведения в конфликте может быть обеспечено методом игрового моделирования, позволяющего имитировать конфликтную ситуацию, приближенную к реальной, схематизировать конфликт.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, а также для проверки выдвинутых гипотез, решались следующие задачи: Теоретические:

1. Провести теоретико-методологический анализ исследований, связанных с изучением компетентности и ее видов.

2. Проанализировать проблему коммуникативной компетентности и состояние ее исследования в современной психологии. ^.

3. Выделить и обосновать параметры конфликтной компетентности, как компонента коммуникативной компетентности.

4. Подобрать адекватные методики для измерения данных параметров.

Эмпирические:

1. Провести эмпирическое исследование по изучению выраженности параметров конфликтной компетентности у будущих психологов.

2. Провести сравнительный анализ эмпирических данных до и после тренинга.

3. Апробировать и проанализировать систему средств, обеспечивающих развитие коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов.

4. Проследить динамику изменений параметров личности студента под влиянием видеотренинга.

Методические:

1. Определить психологические условия развития конфликтной компетентности как компонента коммуникативной компетентности у студентов психологического факультета.

2. Разработать программу социально-психологического тренинга (видеотренинга) по развитию коммуникативной компетентности.

3. Проанализировать и обосновать пути и методы оптимизации развития коммуникативной компетентности студентов психологов в конфликтных ситуациях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— общенаучный системный подход (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) — концепции развития личности в образовательном процессе вуза (Б.Г.Ананьев, А. И. Донцов, и др.) — представления об особенностях психологической профессии (Вачков И.В., Гриншпун И. Б., А. И. Донцов, Н. И. Исаева, Е. Е. Сапогова, Н.Н.Обозов);

— исследования, раскрывающие психологическую сущность феномена компетентности (И.Ф. Демидова, В. Н. Дружинин, Ю. Н. Емельянов, А. Г. Никифоров, Д. Прайнер, Н. В. Яковлева, Г. Шредер, М. Форверг и др.) — выявляющие содержание феномена коммуникативной компетентности (Ю.Н. Емельянов, Л.А.Петровская);

— практические разработки форм и методов групповой работы (И.В.Дубровина, Л. А. Петровская, Ю. Н. Емельянов, В. В. Петрусинский, Е. В. Сидоренко и др.) — методы игровой коррекции поведения (Ю.Н. Емельянов, Н. В. Дзен, Ю. В. Пахомов, А. Пиз, Г. Л. Лэндрет).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, также эмпирическое методы: наблюдение, тестирование, имитационное моделирование, формирующий эксперимент, дискуссии, ролевые игры, тренинги;

В психодиагностической части эксперимента были использованы следующие методики: адаптированная М. В. Бураковой методика Сандры Бем на измерение тендерной идентичности личности (МИГИ) — методика Томаса (на изучение стратегий поведения в ситуации конфликтного взаимодействия) — методика «Самооценка личности» (модификация методики Сосновско-го Б.А.) — тест «Эгоцентрических ассоциаций» Т. Шустровой (на выявление степени центрации на себе или других) — опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» В. А. Лабунскойопросник диагностики эмпатии И. М. Юсуповаметодика по определению степени конфликтности.

База исследования и контингент испытуемых:

Опытно-экспериментальной выборкой исследования являлись студенты Карачаево-Черкесского государственного университета, Ростовского государственного университета и Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики, всего в исследовании приняли участие 130 человек.

Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов:

На первом — поисково-теоретическом — этапе (2003;2004) изучалось научное состояние знаний по проблеме исследования в психологических, педагогических, теоретических источниках, осуществлялось первичное наблюдение, его анализ и обобщение.

На втором — констатирующе-поисковом — этапе (2005—2006) осуществлялось построение теоретической модели процесса развития коммуникативной компетентности в ситуациях конфликта будущих психологовисследование сущности, структуры, уровней развития конфликтной компетентности студентовдля построения гипотезы был организован констатирующий эксперимент с проведением первичной диагностики и пробных видеотренингов конфликтного общения.

На третьем — опытно-экспериментальном — этапе (2006—2007) моделировались и уточнялись условия развития коммуникативной компетентности студентов, выявлялись условия и система средств, обеспечивающих его эффективностьосуществлялась опытная проверка гипотетических предположений, проводился эксперимент.

На четвертом — обобщающем — этапе (2007—2008) были систематизированы и обобщены полученные результаты исследования, уточнены основные его положенияпроведена работа по литературному оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: — обоснована система психологических средств, ориентированных на формирование конфликтной компетентности как составляющей коммуникативной компетентности будущего психолога.

Определены параметры конфликтной компетентности, критерии ее сформированное&trade-.

— Выявлены особенности развития коммуникативной компетентности будущего психолога в ситуации моделируемого конфликта посредством видеотренинга.

— Определены этапы процесса формирования коммуникативной компетентности будущего психолога в вузе.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в развитие основ теории и практики психологии образования, и, в первую очередь, тех аспектов, которые связаны с системой личностно-развивающих психолого-педагогических средств, ориентированных на развитие коммуникативной компетентности будущего психолога в ситуации кронфликтаполученные результаты могут служить теоретическим основанием для развития конфликтной компетентности, как составляющей коммуникативной компетентности специалистов, работающих в системе «человек — человек». Полученные данные о том, что конфликтная компетентность может быть рассмотрена как частное в структуре затрудненного общения, позволяет более узко и целенаправленно работать с выделенными параметрами конфликтного общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты имеют непосредственное отношение к организации подготовки студентов на психологических факультетах. Выявленные в ходе тео ретического и экспериментального исследования психологические условия и средства развития коммуникативной компетентности могут быть использованы в высших и средних учебных заведениях, связанных с подготовкой специалиста в системе «человек — человек». Разработанная программа видеотренинга, направленная на повышение коммуникативной компетентности в ситуации конфликта может быть использована преподавателями вуза и сотрудниками психологической службы в качестве методического пособия как при подготовке психологов, учителей, социальных работников, менеджеров, так и в системе повышения квалификации работников образования и управленческих кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась целостным подходом к решению проблемытеоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положенийкорректной организацией опытно-экспериментальной работыприменением адекватных предмету изучения методов исследования и обработки, полученных в ходе эксперимента данных. Проведением поэтапной экспериментальной работы, позволяющей проследить в динамике происходящие изменения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Коммуникативная компетентность в ситуациях конфликта выступает интегративной характеристикой личности и представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельного и личностного компонентов. При этом конфликт рассматривается с точки зрения позитивного смысла и является средством развития личности при переводе его деструктивного компонента в конструктивный, то есть, обеспечения целесообразного поведения его участников.

2. Основными психологическими условиями эффективности развития коммуникативной компетентности студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки являются: учет специфики будущей профессиональной деятельности, направленной на активное взаимодействие с людьмииспользование технологий, включающих в себя ориентировку на формирование целостного представления о конфликтной компетентности в структуре коммуникативной, осознание ее места в профессиональной деятельностирефлексию собственной конфликтной компетентностиприменение конфликтной компетентности в практических ситуацияхиспользование технологии видеотренинга конфликтного взаимодействия, построенного по правилам классического социально-психологического тренинга.

3. Эффективность процесса развития коммуникативной компетентности в ситуациях конфликта будущего психолога посредством видеотренинга обеспечивается системой межличностных моделируемых ситуаций конфликтного общения, включающих межличностное партнерство, психологическую поддержку, ситуаций, интегрирующих личностные ценности, ситуации нравственного выбора, ведения диалогов, переговорных процессов, ситуации конфронтации и компромисса. Данные ситуации соответствуют базовым сферам личностного становления студента, его личностному опыту: опыту личностного принятия учебной деятельностиопыту преодоления социогенных фрустраций, опыту преодоления дезадаптации, опыту личностной саморегуляции.

4. Игровое моделирование, используемое как способ развития коммуникативной компетентности студентов-психологов в процессе профессионального обучения выступает некоей моделью социального взаимодействия, позволяющей приблизиться к реальной конфликтной ситуации, осознать деструктивные способы поведения и освоить рефлексивные способы установления оптимальных социално-ролевых взаимоотношений с другими на основе анализа поведения и общения в конфликтных ситуациях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию статей, тезисов и выступления на аспирантских семинарах кафедры педагогической психологии КЧГУ, на межвузовских научно-практических конференциях в Карачаев-ске, Ростове-на-Дону. Основные результаты исследования изложены в публикациях, выводы исследования используются на кафедре педагогической психологии КЧГУ в процессе профессиональной подготовки будущих психологов.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы на факультетах психологии РГУ, КЧГУ и МТУ СИ в 2003 — 2007 г.

Публикации: по материалам исследования опубликовано 8 работ, общим объемом 1,5 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация общим объемом 158 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (241 наименование), 21 приложения. Текст диссертации содержит 8 диаграмм.

Выводы по третьей главе.

Обобщив полученные нами результаты проведенного эксперимента, мы можем сделать следующие выводы:

Проведение всех этапов эксперимента показало, что коммуникативная компетентность в ситуации конфликта может быть сформирована в ходе специально разработанных социально-психологических тренингов.

В ходе реализации программы видеотренинга у студентов-психологов была отмечена динамика изменений выделенных параметров конфликтной компетентности: центрации, самооценки, эмпатии, тендерной идентичности, степени конфликтности, стратегий поведения в конфликтном взаимодействии.

Степень развития эмпатии значительно увеличилась у большинства членов экспериментальной группы. Это свидетельствует о способности более эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого, распознавать эмоциональные состояния другого человека, о способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого.

Участники тренинга стали более успешно делать выводы об особенностях других людейконцентрироваться на другом раньше, чем поступит объективная информация о его эмоциональном состоянииболее продуктивно использовать воображение для предсказания изменения ситуации и поведения в них других.

В процессе тренинга студенты получили большую возможность для самораскрытия, что обнаруживает себя в атмосфере поддерживающего общения, стали находить подтверждение своего «я», своей ценности и значимости, утверждаться в правильности самоощущений и самооценок.

Увеличение степени развития эмпатии выступило катализатором конструктивных форм общения и взаимодействия, а, следовательно, способствовало торможению деструктивных и приносящих вред способов общения. Это подтверждает значительное уменьшение значений по такому показателю, как степень конфликтности.

Количество студентов, обладающих адекватной самооценкой, после прохождения видеотренинга, увеличилось вдвое. Это свидетельствует о более адекватном оценивании себя и партнера по общению.

Студенты с адекватной и завышенной самооценкой, в отличие от студентов, характеризующихся заниженной самооценкой, не боятся брать на себя управление ситуацией общения, так как уверены в правильности собственных решений и поступков. Адекватность самооценки дает больше возможностей адекватно воспринимать не только поведение партнера, но также собственное, что особенно важно в конфликтном и затрудненном общении.

Количество студентов, обладающих гармоничной центрацией после тренинга имеет тенденцию к увеличению.

У студентов наблюдается расширение кругозора, они стали чаще и с большей готовностью ставить себя не место партнера по общению, стали более внимательными к окружающему миру.

Вышеперечисленные изменения позволяют раздвинуть границы эмоциональности, развить и разнообразить собственный экспрессивный репертуар, и, кроме того, позволяют быть ориентированными на своего партнера.

Студенты, принявшие участие в видеотренинге, в большем числе случаев конфликтного взаимодействия, стали выбирать такие продуктивные стратегии поведения, как сотрудничество и компромисс.

Образ мужчины и образ женщины стали идентифицироваться участниками тренинга с точки зрения половой принадлежности более четко и определенно. Это в свою очередь является признаком снятия напряженности в социальном общении, межличностном взаимодействии и способствует гармоничной самоактуализации личности.

Члены группы, у которых тендерная идентичность приобрела более четкую половую определенность, могут считаться более успешными и авторитетными.

Изучение динамики развития конфликтной компетентности в ходе специально организованных процедур и технологий видеотренинга, продемонстрировало возможности программы развития конфликтной компетентности студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование отражает актуальность проблематики развития коммуникативной компетентности будущего психолога в конфликтных ситуациях. В ходе работы выполнены все поставленные задачи исследования (теоретические, эмпирические и методические), подтверждены выдвинутые гипотезы и обоснованы основные положения, выносимые на защиту.

В процессе исследования теоретически обоснованы параметры и особенности конфликтной компетентности как составляющей коммуникативной компетентности, проанализированы техники и технологии развития коммуникативной компетентности в ситуациях конфликта, показаны особенности развития коммуникативной компетентности студентов-психологов в ситуации моделируемого конфликта, выявлена динамика изменений параметров конфликтной компетентности студентов-психологов в процессе видеотренинга.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет современные представления о возможностях развития конфликтной компетентности, как составляющей коммуникативной компетентности в условиях профессионального обучения будущих психологов.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов, как в системе профессионального обучения психологов, так и других специалистов в практике служб кадрового менеджмента и в системе повышения квалификации работников образования и управленческих кадров.

Проанализировав разные теоретические подходы психологической науки к проблеме компетентности, было выявлено, что коммуникативная компетентность и частное ее проявление — конфликтная компетентность, еще находятся на стадии переосмысления, формирования и профессиональной терминологической шлифовки.

В ходе проведенного исследования было установлено, что коммуникативная компетентность выступает интегративной характеристикой личности и представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельного и личностного компонентов, а конфликтная компетентность, как ее составная часть является базовой характеристикой эффективной продуктивно-коммуникативной деятельности.

Выявлено, что технология видеотренинга конфликтного взаимодействия, построенная по правилам классического социально-психологического тренинга, позволяет развивать конфликтную компетентность студентов психологов, формировать умения конфликтного взаимодействия, умения удерживать конфликтное взаимодействие, рефлексию собственного конфликтно-компетентного поведения и поведения партнеров по взаимодействию.

Установлено, что формирование конфликтной компетентности будущего психолога представляет собой процесс, предполагающий изменения в уровнях сформированности конфликтной компетентности будущих психологов, он динамичен и индивидуален, со своими подъемами и спадами, но имеет тенденцию изменяться от низкого уровня к среднему, а затем к высокому уровню.

Определено, что критериями сформированности конфликтной компетентности можно считать степень выраженности ее параметров: самооценки, центрации, тендерной идентичности личности, стратегий конфликтного взаимодействия, эмпатии, степени конфликтности и затрудненности в общении, что позволяет объективизировать результаты на любой стадии эксперимента. С чисто прагматической точки зрения, можно использовать выделенные параметры для отслеживания развития конфликтной компетентности психологов в ходе и после проведенных тренингов конфликтного взаимодействия.

Определено, что эффективность процесса формирования конфликтной компетентности будущего психолога обеспечивается системой межличностных реальных ситуаций конфликтного общения, включающих межличностное партнерствопсихологические поддержкиситуации, интегрирующие личностные ценностиситуации нравственного выбора, ведения диалогов, переговорных процессовситуации конфронтации и компромисса. Данные ситуации соответствуют базовым сферам личностного становления студента, его личностному опыту: принятия учебной деятельностипреодоления социогенных фрустраций, преодоления дезадаптации, личностной саморегуляции.

Установлено, что повышение коммуникативной компетентности студентов-психологов, освоение на практике способов оптимального поведения в конфликте наиболее оптимально осуществляется методом игрового моделирования, позволяющего имитировать конфликтную ситуацию, приближенную к реальной, схематизировать конфликт.

Доказано, что построенный с использованием технологий социально-психологического тренинга, учебный процесс студентов психологов позволяет увеличить, как интенсивность погружения в межличностную ситуацию, так и выработку умений и навыков использования конструктивного конфликта в будущей активной профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Что такое тендер? // Общественные науки и современность, 1996, № 6.
  2. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  3. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов //Вопросы психологии, 1987, № 2.
  4. А. Понять природу человека. СПб.: Академич. проспект, 1997.
  5. .С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): Дисс.. доктора психологических наук: 19.00.01. Казань, 2002, 367с.
  6. Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии, 1989. № 5.
  7. Ю.Е., Волович А. С. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. № 4.
  8. О.В. Индивидуальные свойства и эмпатия. — М., 1979.
  9. .Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2000.
  10. Ю.Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие длястудентов высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 2000.
  11. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000.
  12. Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психоло-гии//Вопросы психологии, 1996. № 1.
  13. JI. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопр. психол. 1973. № 4.
  14. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998.
  15. А. С. Размышления о работе С. JI. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии, 1993. № 5.
  16. М. Ю. «Кто я?» Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (тендерный аспект). М., 1992.
  17. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001.
  18. Баблоян 3., Булавина Т. Тендерная проблематика в психологии //Теория и история феминизма. Учебное пособие. Харьков. 1996.
  19. В.М., Короленко Ц. П. Эмоции и воображение. М., 1975.
  20. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. -СПб.: Азбука, 2000.
  21. М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1986.
  22. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  23. Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999.
  24. Т.В. Тендерная психология лидерства. Монография. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2000.
  25. Т.В. Тендерная психология. СПб.: Питер, 2005.
  26. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, 2000, № 1.
  27. Т.В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческой группы): Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1981.
  28. Н. А. Смысл творчества. М., 1989.
  29. Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  30. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.:1988.
  31. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М. Прогресс. 1986.
  32. М.Н. Педагогика и психология менеджмента. Барнаул, 1995.
  33. Бовуар де С. Второй пол. СПб., 1997.
  34. Е.Н.Богданов, В. Г Зазыкин Психология личности в конфликте Калуга, 2002.
  35. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта, 1998.
  36. А.А. Личность и общение. М., 1978.
  37. Болыпой толковый словарь русского языка. М., 2000.
  38. Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“ 1997.
  39. Болыпой толковый психологический словарь. 2001.
  40. Болыпой толковый социологический словарь. 1999.
  41. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989.
  42. БрантГ.А. Природа женщины. Екатеринбург, 1999.
  43. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  44. .С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. М.: Флинта, 2000.
  45. Е.Д. Динамика представлений о себе как трудном партнере общения в результате социально-психологического тренинга: Дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  46. А.В. Проблемы психологии субъекта М., 1994.
  47. Дж. Психология познания. М., 1977.
  48. М.В. Интерпретация маскулинности фемининности внешнего облика женщины (на примере прически). Дис. канд. психол. наук — Ростов-на-Дону, 2000.
  49. М.В. Маскулинность и феминность: конструирование „настоящих“ мужчин и женщин // Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. Март. 2000.
  50. Л.Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. М.: Алетейя, 1999.
  51. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  52. Бюллетень клуба конфликтологов. Вып. З, часть 1. Красноярск, 1994.
  53. Ф.Е. Психология переживаний. — М., 1984.
  54. Е.Е. Активизирующая методика „Построй свою вселенную“ //Школьный психолог, 2001, № 48.
  55. Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека //Прикладная психология и психоанализ, 2001 -№ 4.
  56. Е.Е. Исследование влияния гетерогенности ценностных ориентации значимых лиц на динамику развития личности подро-стка//Психология отношений: Материалы региональной научно-практической конференции /Отв. ред. В. А. Зобков. Владимир: ВГПУ, 2001.
  57. Е.Е. Понятия „самоактуализация“ и „самореализация“ в психологии// Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции /Отв. ред. Е. А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002.
  58. Е.Е. Проблема и методология исследования человеческого потенциала //Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй Всероссийской Internet-конференции /Отв.ред Е. А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.
  59. Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии //Мир психологии, 2002. № 2.
  60. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  61. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. -М.: Смысл, 1996.
  62. А.В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии, 2001. № 3.
  63. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  64. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов //Вопросы психологии, № 2. 1993.
  65. О., Клименкова Т. Тендер и культура // Феминизм и тендерные исследования. Тверь, 1999.
  66. О., Клименкова Т. Тендер и культура //Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.
  67. Л.П. Эмпатические отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. 1996 г. Т. 17 — № 4.
  68. Л. С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
  69. П.Б. Клиника психопатий. Н. Новгород: НГМА, 2000.
  70. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  71. М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр.психол. 1988. № 2.
  72. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии, № 3, 1994.
  73. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. -М., 1987 г.
  74. В. А. Психология взаимоотношений. М., 1996.
  75. В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, 1997. Т. 18 № 6.
  76. В.А. Психология общения. М.: „Академия“, 2002.
  77. P.M. Элементы практической психологии. — 3- изд., СПб.: Свет, 1997.
  78. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния / Под ред. А. А. Крылова и др. Д., 1982.
  79. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001.
  80. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. / Сост. К. В. Сельченок. -М.: ACT, 2000.
  81. Т.А. Тендерная социология. Социология в России. М., 1996.
  82. Р. Элементы теории социального конфликта //Социологические исследования, 1994. № 5. — С. 142−147.
  83. К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинально-сти. Хрестоматия. М., 1995.
  84. А.В. Конфликтология. М.:Гардарики, 2000.
  85. М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. № 1. С. 202−217.
  86. Т.В. Социально-психологические и тендерные особенности студентов с различным социометрическим статусом в группе // Профессиональное становление специалиста психолога. Материалы всероссийской научной конференции. КЧГУ. Карачаевск., 2003.
  87. Т.В. Особенности выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации у школьников // Наука и образование. Научно-образовательный и прикладной журнал РГПУ. Ростов-на-Дону. Том 3, 2003.
  88. Т.В. Моделирование групповой динамики взаимодействия в студенческих группах // Психология общения: социокультурный анализ. Материалы международной конференции. Изд-во РГУ, Ростов-на-Дону, 2003.
  89. Т.В. Изменение динамики конфликтной компетентности в результате видеотренинга. // Наука и образование. Научно-образовательный и прикладной журнал. РГПУ. Ростов-на-Дону. Том 2, 2005.
  90. Т.В. Конфликтные параметры затрудненного общения.// Наука и образование. Научно-образовательный и прикладной журнал. РГПУ. Ростов-на-Дону. Том 3, 2005.
  91. Т.В. Изучение параметров конфликтной компетентности. // Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и школе. Материалы всероссийской научной конференции. КЧГУ. Кара-чаевск, 2005.
  92. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., ЛГУ, 1985.
  93. С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3.
  94. А.А. Проективная методика определения ценностных ориентаций руководителей коллективов на примере решения конфликтных ситуаций // Психология личности и малых групп (Экспериментальная и прикладная психология)-Л. 1977. -Вып.8. с. 127−130.
  95. В.Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы). М.: Просвещение, 1998. 150 с.
  96. А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980.
  97. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989. № 1.
  98. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Аспект-Пресс, 1995.
  99. .В. Патопсихология. М.: Эксмо-пресс, 2000.
  100. Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону, Изд-во „Феникс“, 1998.
  101. Н.У. Конфликт как непонимание себя и другого // Мир психологии, 2001. № 3.
  102. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−44.
  103. H.JI. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. -Ярославль, 2005.
  104. Е.Н. Эффективное общение и конфликты. Рига — М.: Педагогический центр „Эксперимент“, 1997.
  105. С. Карл Роджерс — человек и его идеи // К. Роджерс Клиенто-центрированная терапия. „Рефл-бук“ „Ваклер“. 1997.
  106. В.Е. Стереотипы мужественности женственности и образ „Я“ у подростков. //Вопросы психологии. 1989.
  107. Ф. О самоактуализации личности // Маслоу А. Психология бытия. „Рефл-бук“ „Ваклер“. 1997.
  108. Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 1992.
  109. Кан-Калик В.А., Ковалева А. Г. Классификация психологических типов общения. // Вопросы психологии. 1987 г. — № 3-
  110. А.С. Конфликтология Изд.2. Изд-во „Лань“, 2000.
  111. В.Н. Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. С. 8.
  112. Г. Основы современной сексологии.- СПб.: Питер, 2000.
  113. А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
  114. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Дисс. на соискание степени канд. психологических наук. — Д.: 1986.
  115. И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие.- СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  116. И.С. Психологические характеристики внутриличностных конфликтов: тендерный аспект. Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. Май 2000.
  117. И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы.// Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. А. А. Крылова и А.Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб. Университета, 1998.
  118. Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. 1996.
  119. Е.А. Психология профессионализма. М., Воронеж, 1996.
  120. В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995.
  121. Г. А. Проблема общения и детерминизма психического в работах советских психологов. М., 1986.
  122. JI. Завершение конфликта //Социальный конфликт: Современные исследования. Реферативный сборник. — М., 1991. — с.27−35.
  123. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- Мн.: ТетраСистемс, 2000.
  124. Кон И. С. Открытие „Я“. — М., 1987.
  125. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  126. Г. Мужественность и женственность //Изменение положения женщины и семья. М., 1977.
  127. Комалова Л. Р. Конфликтологическая компетентность как основа конструктивного поведения в экстремальных ситуациях и конфликтах
  128. , Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков: автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 22 с.
  129. Е. И. Мужчина и женщина: Взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. N2.
  130. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  131. Е.Ю. // Словарь тендерных терминов. М: Информация — XXI век, 2002.
  132. Е.В. К проблеме невербальных техник в групповой психокоррекции // Психологический вестник. Р-н/Д., 1996 г., вып.№ 1.
  133. Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М., 1996.
  134. В.А. Экспрессия человека: обобщение и межличностное познание. Р-н/Д, 1999 г.
  135. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. — М.: Издательский центр „Академия“, 2001.
  136. Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  137. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000.
  138. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  139. А.Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Т.2. М. 1983.
  140. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. М.: Изд-во МГУ. 1994.
  141. Д.А. Психология смысла: строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
  142. В.А. Конфликтующие структуры. М. 1973.
  143. А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции //Дифференциальная психология. М. 1999.
  144. Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте. Учебное пособие. СПб.: Питер Ком, 2000. 71 с.
  145. Н.И. Аспекты тендерной идентичности // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках/Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов, 1999.
  146. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  147. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982.
  148. А. Дальние пределы человеческой психики — СПб., 1997.
  149. А. Мотивация и личность СПб., 1999.
  150. А. Психология бытия."Рефл-бук""Ваклер». 1997.
  151. В. С. «Развитие личности в психологическом конфликте».
  152. Мерло-Понти М. Временность // Историко-философский ежегодник. r М.: Наука, 1991.
  153. Методы социальной психологии. Под ред.проф. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Изд-во Ленинградского университета, Л. 1997.
  154. И. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле//РЖ Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1999. № 4.
  155. О.В. Женское тендерное поведение в социальном и кросскуль-турном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  156. О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США). // Вопросы психологии. 2000. № 1.
  157. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М.: Флинта, 2003.
  158. В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «я-образа» // Психологический журнал, 1990. Т.П. № 5.
  159. Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Тендерные тертади. Выпуск первьШ. СПб., 1997.
  160. А.Б. К.Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. 1990. № 2.
  161. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1.
  162. Т.И. Мотивирующая функция эмпатии. Новосибирск, 1984.
  163. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. Учебное пособие для студентов, школьных психологов и учителей. М.: институт практической психологии, 1998.
  164. Первин JL, Джон О. Психология личности. М.: Аспект-пресс, 2000.
  165. JI.A. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Московского университета, серия 14. Психология, 1997. № 4.
  166. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  167. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.
  168. А. В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.
  169. В.А. Личность в психологии — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  170. Петру шин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  171. JI. Психологические исследования и тендерный подход //Женщина. Тендер. Культура. М., 1999.
  172. Практическая психология образования. /Под ред. И. В. Дубровиной — М.: Сфера, 1998.
  173. Прикладная социальная психология. /Под ред. А. Н. Сухова и А. Д. Деркача.-М., 1998.
  174. Психологическая диагностика /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Изд. УРАО, 2000.
  175. Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. А. А. Реан, СПб.: Питер, 2000.
  176. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. JI.B. Куликов — СПб.: Питер, 2000.
  177. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  178. Психология человека от рождения до смерти. Полный, курс психологии развития / Под. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  179. Психология. Словарь. /Под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-. ского. М.: Политиздат, 1990.
  180. М.В. // Словарь тендерных терминов. М: Информация — XXI век, 2002.
  181. Дж. Педагогическое тестирование. М.: Когито-центр, 1999.
  182. В. А. Грамматика общения. М., 1995.
  183. Е. И. Психология человека. М.- Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 1999.
  184. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс, 1998.
  185. К. Клиентоцентрированная терапия. М.:"Ваклер". 1997.
  186. И.В. Особенности половой идентичности подростков// Вопросы психологии. 1997. № 4.
  187. Рубин Дж, Колб Д. Психологический подход к процессам международных переговоров // Психол. журнал 1990. т.11, № 2. с.63−73.
  188. С.Л. Избранные философско-психологические труды. -М.: Наука, 1997.
  189. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
  190. C.JI. Человек и мир, М.: Наука, 1997.
  191. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФА-М- Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.
  192. К. Групповая психотерапия. М., 1990.
  193. Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии // Игровое моделирование: методология и практика. М., 1987.
  194. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
  195. В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 1992.
  196. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1975. № 3.
  197. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1,2. /Под ред. И. Н. Трофимовой и В .Т. Буданова — М., 1997, 2000.
  198. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Москва 1995.
  199. Словарь иностранных слов. 17-е изд.испр. — М.: «Русский язык», 1998.
  200. Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.
  201. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 1999.
  202. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ.1983.
  203. В.В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку. // Психологический журнал. — 1984 г. — Т.5. -№ 2.
  204. И.Э. Психологические трудности общения. — Ростов-на-Дону, 1995.
  205. В. А. Сатира как репрессия: тендерные политики в бытовом фольклоре. //Общественные науки и современность. № 4. 2000.
  206. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методическая разработка/Сост. Б. И. Хасан. Красноярск, 1990.
  207. Уиддет С, Халлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: Hippo, 2003.
  208. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: «Международная педагогическая академия», 1995. — 368 с.
  209. Д.И. Психология развития человека как личности М. 2007.
  210. Фолкэн Чак Т. «Психология — это просто», пер. с англ. Р. Муртазина — М.- ФАИР ПРЕСС, 2000.217. Франк С. Л. Соч. М. 1990.
  211. . Мистика женственности М. 1994.
  212. М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
  213. .И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003.
  214. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Фонд ментального здоровья. Красноярск, 1996.
  215. .И. Психотехника конфликта. — Красноярск, 1995.
  216. К. Женская психология. СПб., 1993.
  217. Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований //Пол, ген-дер, культура-М., 1999.
  218. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  219. Л. А. Тендерная идентичность: поиски адекватной методологии // Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Часть 1. Иваново, 2000.
  220. Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов н/Д: Изд-во Рост, унта, 2005.-320с.
  221. П. Современная социальная психология. М., 1999.
  222. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: УРАО, 1999.
  223. Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.
  224. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
  225. В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998.
  226. Юнг К. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997.
  227. И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дисс. .докт. психол. Наук. СПб., 1995.
  228. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
  229. Boardman S., Horowitz S. Constructive Conflict Management and Social Problems: An Introduction//Joumal of Social Issues. Vol.50, No. 1.1994.
  230. Deaux K., Lewis L.L. Structure of gender stereotypes: Interrelations among components and gender label // Journal of Personality and Social Psyhology. 1984. № 45(5).
  231. Deutsch M. Constructive Conflict Resolution: Principles. Training and Research//^ ournal of Social Issues. Vol.50, No. l, 1994.
  232. Kamarovsky M- Dilemmas of masculinity. New York, 1976.
  233. Mc Call G. The Self-Concept and Interpersonal Communica-tions//lnterpersonal Processes: New Directions in Communication Research. Sage Publications, 1987.
  234. Mosse G. The Image of Man: The Creation of Modern Masculinity. Oxford, 1996.
Заполнить форму текущей работой