Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ психологической литературы и наш собственный опыт работы с детьми со сниженной способностью к учению приводит к мысли о влиянии дефицита игровой деятельности в дошкольном возрасте на характер развития учебной деятельности этих детей. Как известно, недостаточность в развитии какого-либо вида ведущей деятельности ведет к трудностям в формировании последующих видов (Д.Б.Эльконин, 1978… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема коррекции задержки психического развития в специальной литературе
    • 1. 1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
    • 1. 2. Нейропсихологические исследования детей с задержкой психического развития
    • 1. 3. Игра как средство психического развития ребенка
    • 1. 4. Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития
    • 1. 5. Современный подход к коррекции задержки психического развития
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Экспериментальное изучение особенностей высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития неорганического генеза
    • 2. 1. Характеристика детей, участников эксперимента
    • 2. 2. Программа исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Экспериментально-психологическое изучение игровой деятельности детей
      • 2. 3. 2. Методы нейропсихологического обследования детей
      • 2. 3. 3. Проективные рисуночные тесты

Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема поиска средств и форм преодоления школьной неуспеваемости детей с задержкой психического развития (ЗПР) неорганического генеза, находящихся на обучении в массовой школе и испытывающих устойчивые трудности в овладении основными учебными дисциплинами, является чрезвычайно актуальной и значимой для решения фундаментальных задач теории и практики специальной психологии. Анализ работ Глозман Ж. М. (2009) — Дмитриевой Е. Е. (2005) — Князевой Т. Н. (2004, 2005) — Микадзе Ю. В, Корсаковой Н. К., (1994) — Семенович A.B., Умрихина С. О., Цыганок A.A., (1992) — Ульенковой У.В.(1994, 2002, 2007) — Rourke G.P.,(1985) — Tapio К., (1988) говорит о том, что с момента начала школьной жизни у этих детей обнаруживаются выраженные трудности в обучении и поведении, проявляющиеся в недостаточной успешности и сниженной мотивации к процессу учения. Общая способность к учению у детей этой группы не достигает уровня здоровых детей, о чем свидетельствуют несформированность в соответствии с возрастом саморегуляции, речи, эмоционально-волевой сферы, имеют место трудности социализации (У.В. Ульенкова, 1994, 2007).

В ходе проведения диссертационного исследования выявлены противоречия между:

• наличием трудностей в обучении школьников младших классов с задержкой психического развития и малой разработанностью коррекционных приемов и методов психологической помощи, направленных на преодоление школьной неуспеваемости,.

• необходимостью углубленного изучения различных категорий детей с задержкой психического развития и отсутствием дифференцированного подхода к их обучению.

Несмотря на наличие значительного числа исследований в области изучения детей с задержкой психического развития, представленные труды не в полной мере раскрывают как особенности детей с задержкой психического развития неорганического генеза, так и подходы к организации им психологической помощи по преодолению школьной неуспешности.

Несмотря на наличие значительного числа исследований в области изучения детей с задержкой психического развития, представленные труды не в полной мере раскрывают как особенности детей с задержкой психического развития неорганического генеза, так и подходы к организации им психологической помощи по преодолению школьной неуспешности.

Анализ психологической литературы и наш собственный опыт работы с детьми со сниженной способностью к учению приводит к мысли о влиянии дефицита игровой деятельности в дошкольном возрасте на характер развития учебной деятельности этих детей. Как известно, недостаточность в развитии какого-либо вида ведущей деятельности ведет к трудностям в формировании последующих видов (Д.Б.Эльконин, 1978). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью предшествующего этапа в развитии школьников. Несформированность игровой деятельности создает предпосылки к возникновению проблем в учебной деятельности, что обусловлено как в первом, так и во втором случаях недостаточностью высших психических функций (ВПФ). Однако известно, что все необходимые для формирования общей способности к учению функции (произвольность, контроль, речь, навыки общения и другие) развиваются в игре. Недостаточность высших психических функций может успешнее преодолеваться не только за счет непосредственной коррекции учебной деятельности, но и с помощью средств и методов предыдущего этапа в развитии ребенка, а именно: средств игровой деятельности. Это и определяет необходимость в разработке программ, включающих игровые средства коррекции высших психических функций для работы с этими детьми перед поступлением в школу и в самой школе в начальные сроки обучения.

Актуальность исследования обусловлена острой практической потребностью в разработке коррекционных программ для преодоления школьной неуспеваемости у младших школьников с задержкой психического развития неорганического генеза. В качестве основных средств коррекции в таких программах могут выступать игровые средства (Кузнецова Л.В., 1981; Медведева Е. А.,(2001) — Ульенкова У. В, 1980, 1994, 2007 и другие). Полученные в рамках нашего экспериментального исследования данные позволят обеспечить дифференцированный подход к каждому неуспевающему ребенку в процессе психокоррекционной работы, сформировать психологический базис для успешного обучения в школе, восполнить пробелы его развития.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу игровых коррекционных средств и методов работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) неорганического генеза, испытывающими трудности в обучении в школе.

Субъект исследования: дети с неорганическими формами задержки психического развития (ЗПР) с дефицитом и без дефицита игровой деятельности.

Объект исследования: особенности формирования общей способности к учению путем коррекции высших психических функций (ВПФ) с помощью игровых средств.

Предмет исследования: коррекция высших психических функций (ВПФ) младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности.

Гипотезы исследования:

1.Трудности формирования учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития обусловлены такими клиническими проявлениями, как недостаточность мозговой деятельности в процессе становления высших психических функций.

2. Незавершенность игрового этапа в развитии ребенка в дошкольном возрасте может являться фактором, отягчающим процесс формирования общей способности к учению у детей с задержкой психического развития.

3.Комплексная программа игровой коррекции, направленная на преодоление несформированности ВПФ, отвечающая современным требованиям к организации занятий, будет способствовать преодолению трудностей обучения в школе.

4. Положительное влияние психокоррекционных мероприятий проявится не только в нейропсихологических показателях сформированности ВПФ, но также приведет к повышению успеваемости и улучшению поведения ребенка со сниженной способностью к учению.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ клинической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

2. Проанализировать значение игровой деятельности в психическом развитии ребенка с задержкой психического развития.

3 .Разработать и апробировать диагностический комплекс для изучения особенностей высших психических функций детей с задержкой психического развития (моторных, нейродинамических, пространственных, мнестических, речемыслительных, программирования, регуляции и контроля).

4. Провести экспериментальное изучение детей с задержкой психического развития и сравнить уровень сформированности высших психических функций у детей с задержкой психического развития неорганического геиеза с дефицитом и без дефицита игрового развития.

5. Теоретически обосновать необходимость применения игровых средств в коррекционно-развивающем обучении детей с задержкой психического развития неорганического генеза.

6. Разработать и апробировать программу коррекции высших психических функций средствами игровых действий. На основании полученных экспериментальных данных уточнить цели и методы игровой коррекции, оценить ее эффективность.

Методологические основы исследования: положения специальной педагогики, специальной психологии: о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, JI.C. Выготский) — о сложной структуре дефекта при аномальном развитии (JI.C. Выготский) — общих и специфических закономерностях аномального развития (В.И. Лубовский) — культурно-историческая теория JI.C. Выготскогоучение А. Р. Лурии о системном строении, динамической, хроногенной организации высших психических функцийпсихологическая теория игры и онтогенетическая концепция развития психики Д. Б. Эльконинапринципы деятельностного подхода А. Н. Леонтьеваконцепция У.В. Ульенковой об общей способности к учению детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияметодологические основы разработки психокоррекционных программ (И.Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, А. С. Спиваковская, У.В. Ульенкова).

При разработке теоретических основ исследования мы опирались на труды ведущих специалистов в области специальной психологии: Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, Т. В. Егоровой, К. С. Лебединской, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовского, И. И. Мамайчук, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенковой. Диагностический комплекс был сконструирован с использованием основных принципов психолого-педагогической диагностики, представленных в трудах В. И. Лубовского, У. В. Ульенковой, И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной и других.

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.

I этап — поисково-теоретический (декабрь 2000 — январь 2001) — анализ литературных источников, определение стратегии и тактики научного исследования, подбор диагностических методик.

II этап — экспериментально-констатирующий (январь 2001— ноябрь 2003) — изучение особенностей психического развития и игровой деятельности детей — участников исследованияанализ полученных результатов, определение направлений и содержания психокоррекционной работы.

III этап — коррекционно-формирующий (декабрь 2003 — сентябрь 2006) — апробация программы психокоррекционной работы с детьми экспериментальной и контрольной групп.

1Уэтап — заключительно-обобщающий (октябрь 2006 — ноябрь 2008) -оценка эффективности коррекционной программы, обработка результатов исследования, оформление текста диссертационной работы.

Методы исследования определялись с учетом цели, объекта, предмета, задач и гипотез исследования:

— теоретические методы: анализ психологической, нейропсихологической, психолингвистической, педагогической специальной литературы;

— биографические методы: сбор и анализ анамнестических данныхизучение медико-психолого-педагогической документации детей, (протоколов ПМПк, медицинских карт);

— эмпирические методы: беседы с детьми, логопедами, педагогами-психологами, родителяминаблюдения за детьми на занятиях, в игровой деятельностианализ продуктов учебной деятельности детей;

— методы нейропсихологической диагностики: изучение особенностей формирования высших психических функций;

— проективные методы: изучение особенностей эмоционально-личностной сферы с помощью рисуночного теста Ф. Гуденаф «Рисунок человека» (А.Л. Венгер, 2002);

— метод опроса: опросники для родителей, с помощью которых изучалась оценка развития ребенка с раннего детства, включая и игровую деятельность;

— лонгитюдный метод: изучение уровня формирования высших психических функций детей в динамике;

— экспериментальные методы: разработка, проведение констатирующего и обучающего экспериментов, направленных на изучение сформированности высших психических функций, игровой деятельности и личности детей;

— математико-статистические методы: качественно-количественная обработка данных, статистическая обработка данных с помощью компьютерного программного пакета Statistica 7.0 с использованием критерия ф* - углового преобразования Фишера и непараметрического критерия Вилкоксона.

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнены и конкретизированы сведения об особенностях развития высших психических функций детей с задержкой психического развития неорганического генезавпервые изучались дети с задержкой психического развития с дефицитом и без дефицита игрового развитиявпервые разработана и апробирована программа комплексной коррекции высших психических функций и общей способности к учению детей с задержкой психического развития с дефицитом игрового развития с помощью игровых средств.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: внесен вклад в разработку проблемы психолого-педагогической коррекции задержки психического развитияуточнены и дополнены представления об особенностях детей с задержкой психического развития неорганического генезаописаны психологические особенности детей с ЗПР с дефицитом и без дефицита игрового развитиядано теоретическое обоснование дифференцированного подхода к коррекции психического развития детей игровыми средствами, определены теоретические принципы подведения детей к овладению структурой учебной деятельности школьного типа.

Практическая значимость исследования: сконструирован и апробирован диагностический комплекс, позволяющий изучать особенности развития ВПФ младших школьников с задержкой психического развитиятеоретически обоснована и успешно прошла апробацию авторская программа коррекции ВПФ младших школьников средствами игровой деятельностиигровые приемы овладения основными школьными предметами могут быть использованы в работе практических психологов в начальных классах общеобразовательных школ, классах коррекционно-развивающего обучения, специальных коррекционных школах VII вида, а также в условиях дополнительных занятий с детьми по отдельным школьным предметам.

ВЫВОДЫ.

1 .Категория детей с задержкой психического развития неорганического генеза может быть дифференцирована на две группы: дети с дефицитом и дети без дефицита игрового развития. В исследовании представлены их психолого-педагогические характеристики, включающие качественное своеобразие отличий.

2. В процессе экспериментального исследования разработан и апробирован диагностический комплекс, направленный на изучение особенностей ВПФ детей с ЗПР, который может быть использован в практике работы педагогов-психологов в образовательных учреждениях, как общего, так и специального назначения.

3.Частая встречаемость низкой успеваемости учащихся младших классов обусловлена, в том числе, выраженностью нейропсихологических нарушений, которые могут быть более успешно преодолены средствами предшествующего этапа в развитии ребенка, а именно: средствами игровой деятельности.

4. Теоретически обоснована необходимость применения игровых средств в коррекционно-развивающем обучении детей с ЗПР неорганического генеза.

5. Результаты нейропсихологического исследования обоснованно доказывают зависимость формирования общей способности к учению от качества протекания игрового этапа в развитии ребенка. Анализ данных свидетельствует о том, что в основе общей способности к учению у детей лежат функции самоконтроля, произвольной регуляции, а также достаточный уровень общей мозговой активности ребенка. Именно эти параметры психической деятельности достигают нужного уровня развития в игровой деятельности.

6. Комплексная коррекционная программа, включающая в качестве основных средств психолого-педагогического воздействия игровые средства, построенная с учетом особенностей младших школьников с ЗПР, отвечающая современным требованиям к организации занятий, позволяет сформировать у них психологический базис для успешного овладения учебной программой. Игровые средства путем использования соответствующего психологического ресурса корригируют недостаточность ВПФ, что, в свою очередь, компенсаторно влияет на формирование общей способности к учению школьников начальных классов с задержкой психического развития.

7. Эффект коррекционных мероприятий проявляется не только в улучшении нейропсихологических показателей сформированности ВПФ, повышении успеваемости, нормализации поведения ребенка в школе, но и в положительных личностных изменениях. Игровые методы эффективно воздействуют на личность ребенка. С их помощью достигается преодоление агрессии, тревожности, повышенной застенчивости, страхов, неуверенности в себе, развитие коммуникативности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что дефицит игровой деятельности является одним из важнейших факторов трудностей школьного обучения.

Из анализа литературных источников, проведенного в начале данного исследования, следует, что игровая деятельность имеет важнейшее значение для психического развития детей, так как необходимые для формирования общей способности к учению функции (произвольность, контроль, речь, навыки общения и других) развиваются в игре, и без полноценной игровой деятельности невозможен переход к следующему виду ведущей деятельности — учебному. Это заставило нас предположить, что дефицит игрового развития является одним из механизмов трудностей, возникающих в учении, что позволило определить цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу игровых коррекционных средств и методов работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) неорганического генеза, испытывающими трудности в обучении в школе.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи, гипотезы исследования и был специально разработан диагностический комплекс. В него вошли следующие методики: метод экспериментально-психологического изучения специально смоделированной игровой деятельности детейнейропсихологическая методика, включающая изучение нейродинамики психических процессов, исследование организации движений ч и действий, памяти, мышления, речипсихолого-педагогическое изучение личности с помощью рисуночного теста («Рисунок человека») — анализ педагогической документации, оценка школьных навыков детейбеседа с родителями с использованием специально разработанных нами опросников (опросник 1,2,3).

В результате экспериментального исследования игровой деятельности младших школьников с задержкой психического развития было выявлено, что у большинства детей (71,3%) игровая деятельность была сформирована не в достаточной степени. Это подтвердило наше предположение о том, что у значительной части детей с задержкой психического развития этап игрового развития в силу недостаточности ВПФ протекает неполноценно.

Из результатов констатирующего эксперимента видно, что у детей с дефицитом игрового развития:

— в меньшей степени развиты психические функции, особенно параметры функций активации мозговой коры: (снижена у 79% детей группы с дефицитом игрового развития по сравнению с 55% детей группы без дефицита игрового развития), а также программирования, регуляции и контроля (у 90% детей экспериментальной группы и у 55% детей контрольной группы).

— ярче выражены негативные эмоциональные проявления, такие, как агрессия, (у 52% детей экспериментальной группы против 38% у детей контрольной группы), недостаточная коммуникативность, неуверенность в себе, и тревожность.

— учебные показатели детей с дефицитом игрового развития в большей степени свидетельствуют о неустойчивости работоспособности, также связанной с несформированностью функций программирования, регуляции и контроля. Полученные данные соотносятся как с результатами нейропсихологического обследования, так и с результатами анализа учебной деятельности.

— психологические факторы успешного обучения (внимание, собранность, самоконтроль) детей с дефицитом игрового развития ниже, чем у детей контрольной группы.

Следовательно, прохождение игрового этапа развития в дошкольном возрасте играет существенную роль в психическом развитии ребенка, а его отсутствие отражается на развитии ребенка негативно.

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили наши гипотезы о том, что недостаточность игрового развития зависит от сформированности высших психических функций, а дефицитарностъ игрового этапа качественно влияет на формирование общей способности к учению. Следовательно, трудности формирования учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития обусловлены такими клиническими проявлениями, как недостаточность мозговой деятельности в процессе становления высших психических функций, а незавершенность игрового этапа в развитии ребенка в дошкольном возрасте может являться фактором, отягчающим процесс формирования общей способности к учению у детей с задержкой психического развития.

Это позволило нам прийти к выводу, что программа игровой коррекции, направленная на коррекцию нарушений психического развития, будет способствовать преодолению трудностей обучения в школе.

Результаты коррекционных занятий, проведенных нами с помощью специально разработанных игровых средств и организованных согласно разработанным психологическим и дидактическим требованиям, также доказали зависимость школьной неуспешности от игрового дефицита развития ребенка. Полученные результаты показали, что методы игровой коррекции являются наиболее гармоничным способом помощи детям с нарушением поведения и обучения в школе, поскольку позволяют восполнить дефекты формирования как ВПФ, так и эмоционально-личностной сферы, возникшие вследствие дефицита игрового развития у детей младшего школьного возраста. Причем методы проведенной коррекции оказались эффективными как для детей с дефицитом игрового развития, так и (хотя и в меньшей степени) для детей без дефицита игрового развития.

Положительное влияние коррекции проявилось не только в повышении успеваемости и улучшении поведения ребенка со сниженной способностью к учению, но и:

— в нейропсихологических показателях сформированности ВПФ;

— в положительной динамике в эмоционально-личностной сфер и в улучшении психологических факторов успеваемости.

При этом более высокие результаты коррекционного воздействия были отмечены у детей с дефицитом игровой деятельности, так как игровые методы в наибольшей степени соответствуют механизмам трудностей обучения в школе в этой группе детей, что еще раз подтверждает значимость игровой деятельности в развитии детей, а также адекватность примененных нами игровых технологий.

Выполненное исследование посвящено проблеме изучения и коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что комплексная программа игровой коррекции, направленная на преодоление несформированности высших психических функций, способствует также и преодолению трудностей обучения в школе и позволяет сформулировать следующие выводы:

Показать весь текст

Список литературы

  1. .И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития / сост. Н. П. Вайзман // Психотерапия в дефектологии. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — С. 78−84.
  2. А., Урбина С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер. 2007. — 688 с.
  3. Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6−10 лет / Т. Ю. Андрущенко, Н. В Карабекова.- М.: Академия, 2004. 96 с.
  4. Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. / Т. В. Ахутина // Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. М.: Изд-во Минобразования РФ, 1998. — С. 85- 92.
  5. Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // под ред. Иншаковой О. Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Москва — Воронеж, 2001. — С. 7−20.
  6. Т.В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В Ахутина, Н. М Пылаева. СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
  7. Н.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии: Практикум по патопсихологии / под ред. Б.В.
  8. , В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М.: Изд-во Моск. унта, 1987.- С. 167- 178.
  9. Н. JI. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития. / Н. Л. Белопольская // Вопросы психологии. М., 1997, № 1. — С. 19.
  10. Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию / Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР, 1946, вып. 3.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  12. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии, 1976. № 6. С. 45 ~ 53.
  13. Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-тилетними детьми с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова//Дефектология. 1990.- № 6.- С. 36−38
  14. Н.Ю. Ступеньки развития: Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова. М.: Гном-Пресс, 2000. — 64 С.
  15. Н.Ю., Касицына М. А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада / Н. Ю. Борякова, М.А. Касицына// Коррекционная педагогика. 2003. — № 2. — С. ЗЗ — 37.
  16. Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического обучения / Н. Ю. Борякова. М.: Альфа, 2003.- 136 с.
  17. Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития / Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика. 2003. — № 2. — С. 44- 49.
  18. O.A. Анализ специфических ошибок письма младших школьников / под ред. О. Б. Иншаковой // Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция. Москва — Воронеж, 2001. — С. 45−51.
  19. JI.A. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / JI.A. Венгер // Дошкольное воспитание.- М., 1979.- № 5.- С. 42−44.
  20. JI.A. Психологические рисуночные тесты / JI.A. Венгер. — М., Владос-пресс, 2002. 160с.
  21. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей/ Т. А. Власова, К. С. Лебединская. // Дефектология. 1975 — № 6. — С. 8 -17.
  22. Т.А., М.С. Певзнер. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1967. — 206 с.
  23. Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1973. — 173 с.
  24. Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения / Т. Н. Волковская //Дефектология. 1999. — № 4. — - С. 66 — 72.
  25. Т.Н. Генезис проблемы задержки психического развития у детей. Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. — 2003. № 2. — С.5−17.
  26. Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. М.: Книголюб, 2004. 104 с.
  27. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Соцэкгиз, 1934. — 323 с.
  28. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. М., 1935. — 327 с.
  29. Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. -М., i960.- 173 с.
  30. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский//Вопросы психологии. 1966.-№ 6. — С. 48−57
  31. Л.С. Из записок-конспектов Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста. / Л.С. Выготский// Приложение к книге Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — С. 289 294.
  32. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. М., 1967. — 176 с.
  33. Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1982 -Т.1
  34. Л.С. История развития высших психических функций. / Л. С. Выготский Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
  35. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка/ П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1969. — № 1.- С. 28−34.
  36. П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. / П.Я Гальперин., А. В Запорожец, С. Н. Карпова. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М., 1978.-217 с.
  37. .М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования / Глозман Ж. М. М., 1999. — 223 с.
  38. .М., Потанина А. Ю. Нарушения общения и школьная дезадаптация / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина // Вестник Московского Ун-та, Серия 14 // Психология. 2001. — № 3. С. 35−44.
  39. .М. Общение и здоровье личности / Ж. М. Глозман М.: Академия, 2002.- 231 с.
  40. .М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников/ Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. М.: Изд-во Питер, 2006, 2008. — 80 с.
  41. .М. Нейропсихология детского возраста / Ж. М. Глозман. М.: Академия, 2009. — 272 с.
  42. Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. М.: Академический Проект, 3-е изд., 2000. — 184 с.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения / Давыдов В. В. М.: Педагогика, 1986. -288 с.
  44. Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: автореф. дисс. канд. медицинских наук / Ю. Г. Демьянов Л., 1970. — 26 с.
  45. Дети с отклонениями в развитии / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1966. — 261 с.
  46. Дети с временными задержками развития / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер М.: Педагогика, 1971.- 184 с.
  47. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1973 — 256 с.
  48. Диагностика и коррекция задержек психического развития детей/ под ред. С. Г. Шевченко. М., Аркти, 2001. — 221 с .
  49. Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития/ Е. Е. Дмитриева // Шестилетние дети: проблемы и исследования:
  50. Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1993. — С. 73 — 82.
  51. Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: авторефераи дис.. д-ра психол. наук / Е. Е. Дмитриева. Н. Новгород. 2005 — 33 с.
  52. Дунайкин M. J1. Нейропсихологический анализ нарушений психического развития детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга: автореферат дис. канд. психол. наук/ M. JL Дунайкин. Москва, 2002. -24 с.
  53. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егорова. М., 1973. — 144 с.
  54. Емельянова Е. Н, Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Полцарства за игру / E.H. Емельянова А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева // Наш малыш.- 2002. № 9. -С. 34−36
  55. Г. И. Психолого педагогическое изучение учащихся с задержкой психического развития / Г. И. Жаренкова // Дефектология. -1981.- № 2.- С. 21 -26.
  56. A.B. Основные проблемы онтогенеза психики/ A.B. Запорожец // Избранные психологические труды в 2 т. М., 1986. — Т. 1.
  57. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / под ред. Ж. М. Глозман. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 96 с.
  58. Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения (на материале изучения старших дошкольников) и учащихся первых классов): автореф. дис. канд. психологических наук /Е.К. Иванова. М., 1979.- 26 с.
  59. Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью: автореф. дис.. канд. медицинских наук // Т. Н. Исаева. -М., 2001. -24 с.
  60. З.И. Обучаемость и принципы постоения методики ее диагностики / З. И. Калмыкова // Проблема диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. С. 10−38.
  61. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. Проблемы умственного развития учащихся. / З. И. Калмыкова М., 1981.200 с.
  62. O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка / O.A. Карабанова М.: РПА, 1997 — 283 с.
  63. Князева Т. Н Специальный психологический курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе для детей с проблемным развитием / Т. Н Князева // Коррекционная педагогика. 2004. — № 4. -С. 78−82.
  64. Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития / Т. Н Князева // Коррекционная педагогика. 2005. — № 7. — С.35−37
  65. В.В. Психиатрия детского возраста / В. В Ковалев. М.: Медицина, 1979. — 560 с.
  66. А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. СПб, 1997.-211 с.
  67. А.Н. Методологические принципы абилитации детей с тотальным недоразвитием речи и их особенности в работе с детьми раннего возраста. / А. Н. Корнев //Актуальные проблемы логопедической практики. СПб., 2004, с. 31−45.
  68. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н. К. Корсакова Ю. В Микадзе., Е. Ю. Балашова. М.: Педагогическое общество России, 2001 — 154 с.
  69. Г. Г. Игра как средство и как самоценная деятельность. / Е. Е. Кравцова, В. Ф. Спиридонов Труды института психологии им. JI.C. Выготского РГГУ. М., 2001, вып.1. — С. 296−300.
  70. Е.Е. Игра детей и игры взрослых. / Е. Е. Кравцова, В. Ф. Спиридонов Труды института психологии им. JI.C. Выготского РГГУ. -М., 2001, вып.1. С. 300−312.
  71. JI.B. Использование игры в коррекционных целях // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения/ JLВ. Кузнецова. -М., 1981. С .87.
  72. JI.B. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: автореф. дисс. .канд. психологических наук / JI.B. Кузнецова. М., 1986. 16 с.
  73. К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа возрастного созревания М., 1969 — 261 с.
  74. К.С. Клинические варианты задержки психического развития / К. С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. — № 3.- С. 407 — 4 12.
  75. P.E. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. P.E. Левина. М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 312 с.
  76. И.Ю. Патопсихология: Теория и практика/ Левченко И.Ю.- М., 2000.-232 с.
  77. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н Леонтьев. М.: Изд-во Московского Ун-та, 1965. — 570 с.
  78. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования школьников / А. Н Леонтьев, А. Р. Лурия, A.A. Смирнов// Советская педагогика. 1968. -№ 7. — С. 65−77
  79. М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М. И. Лисина. -Москва Воронеж, 1997. — 384 с.
  80. .Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124 -135.
  81. В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением темпа развития / В. И Лубовский // Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1966. — С. 76 — 111.
  82. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / В. И. Лубовский //Дефектология. 1972.- № 4.- С.21−32.
  83. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. М., 1989. — 104 с.
  84. В.И. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителя / под ред. В. И. Лубовского, Смоленск, 1994. 129 с.
  85. М.И. Об осознании ребенком речи в процессе игры: автореф. дис. канд. Психологических наук. М. И. Луков. — Л., 1937. — 27 с.
  86. А.Р. К патологии счетных операций /А.Р. Лурия // Известия АПН РСФСР, 1946, вып. 3. С. 181−207.
  87. А.Р. Очерки психофизиологии письма. /А.Р. Лурия М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.- 84 с.
  88. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка. /А.Р. Лурия // Вопросы психологии. 1958- № 5.-С. 3−17.
  89. А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка. /А.Р. Лурия // Вопросы психологии 1962. — № 3. — С. 15−22.
  90. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач А.Р. Лурия, Л. С. Цветкова. М.: Просвещение, 1966, 291 с.
  91. А.Р. Сознательное действие, его происхождение в мозговой организации/А.Р. Лурия //Вопросы психологии. 1969.- № 5.- С. 13−29.
  92. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. /А.Р. Лурия. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969.-512 с.
  93. А.Р. Основы нейропсихологии. /А.Р. Лурия М.: Изд-во Моск. Унта, 1973.-354 с.
  94. А.Р. Язык и сознание /А.Р. Лурия. М., Наука, 1979.
  95. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. .канд. психологических наук / Лутонян Н. Г. М., 1977. — 21 с.
  96. И.И. Психокоррекционные технологии с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук СПб: Речь, 2006. — 400 с ю
  97. Д.В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая.- М., Просвещение, 1982. 128 с.
  98. И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов ка задержки психического развития / И. Ф. Марковская // Дефектология. 1977.- № 6.- С. З
  99. И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская.- М.: Компенсцентр, 1995. 198 с.
  100. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова.- М.: Медицина, 1992.- 160 с.
  101. Е.М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 304 с.
  102. Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. М.: Владос, 2003. — 408 с.
  103. H.H. Психологические условия изучения и коррекциизадержки речевого развития в раннем возрасте: автореф. дис.канд.психологических наук / H.H. Матвеева. Нижний Новгород, 2004. — 24 с.
  104. Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. -М.: Академия, 2001. 248 с.
  105. H.A. Краткий обзор состояния проблем неуспеваемости школьников/ Психологические проблемы неуспеваемости школьников. -М., 1971. С.8−31.
  106. Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников/ Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова. М.: ИнтелТех, 1994. — 64 с.
  107. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению / Ю. В. Микадзе. М.: Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. -1996. — С. 46−50.
  108. Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе // Вопросы психологии.- 2002. № 4, — с. 111−119.
  109. B.C. Шестилетний ребенок в школе/ B.C. Мухина. М., 1986. -114 с.
  110. Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. / Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество Россия, 2004. — 442 с.
  111. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Обухова Л. Ф. М.: Тривола, 1997. — 270 с.
  112. М.С. Дети с временной задержкой общего развития / М. С. Певзнер // Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.: Просвещение, I960.- 235 с.
  113. И9.Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дефектология. 1972, № 3. С. 39
  114. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. Психофизиологическое исследование / Л. И. Переслени. М., 1984, 160с.
  115. . Речь и мышление ребенка. Пер. с франц. Пиаже Ж. М., 1932.-432 с.
  116. . Избранные психологические труды. / Ж. Пиаже. М., 1969. -659 с.
  117. Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с ЗПР / Н. Г. Поддубная // Дефектология. 1975. — № 5. — С. 48−52
  118. Н.Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с ЗПР автореф.. канд. дисс. / Н. Г. Поддубная. М., 1976. — 24 с.
  119. H.H. Мышление дошкольника / H.H. Поддъяков. М., 1967. — 272 с.
  120. А.Н. Исследовательское поведение и игра / Е. Е. Кравцова, В. Ф. Спиридонов Труды института психологии им. Л. С. Выготского. -М.:РГТУ, 2001, вып. 1 С. 320- 330.
  121. А.Ю., Соболева А. Е. Комплексный подход к коррекции развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста. / А. Ю Потанина, А. Е. Соболева // Актуальные проблемы логопедической практики. СПб., 2004. — с. 275−281.
  122. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. / под ред. проф. У. В. Ульенковой.-СПб: Питер, 2007 304 с.
  123. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, и С. Д. Забрамной.- М.: Академия, 2006. 320 с.
  124. Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5−7 лет / Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина. -М.: Интор, 1997. 63 с.
  125. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн М.,. М.:Учпедгиз, 1946. — 250 с.
  126. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -Спб: Питер, 1999. 720 с.
  127. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. М.,. М.:Учпедгиз, 1976. — С.219−234.
  128. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Н. Я. Семаго М.М. Семаго.- М.: Аркти, 2001.-129 с.
  129. Н.Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. Я. Семаго М.М. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2005.48 с. ,
  130. Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Я. Семаго М.М. Семаго.- М: Айрис-пресс, 2007.-112 с.
  131. A.B., Умрихин С. О., Цыганок A.A. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ. / A.B. Семенович, С. О. Умрихин, A.A. Цыганок // Журнал ВНД, 1992, т.42. -с.655−663.
  132. A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / A.B. Семенович. М.: Академия, 2002. — 451 с.
  133. A.B. Введение в нейропсихологию детского возраста/ A.B. Семенович. М.: Генезис, 2005. — 341 с.
  134. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001.-231 с.
  135. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г Симерницкая. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
  136. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90'7 Э.Г Симерницкая. М.: Знание, 1991. — 45 с.
  137. Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости /под ред. Хомской Е. Д. // Нейропсихология сегодня. М.: Изд-во МГУ, 1995. — с. 154−160.ч
  138. Э.Г., Иншакова О. Б. Нарушения памяти у детей с дисграфией / Э. Г. Симерницкая, О. Б. Иншакова // Учитель-дефектолог: Современные проблемы подготовки и совершенствования работы. М., 1990.- С.28−35
  139. JI.C. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте / Славина JI.C. // Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14.
  140. Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития/ Е.С. Слепович// Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Минск, 1985. С. 90−103.
  141. Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Книга для учителя/ Е. С. Слепович. Минск, Народная асвета, 1989. — 84 с.
  142. Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. М., Педагогика, 1990. — 96 с.
  143. Е.С. Умственное воспитание детей с задержкой психического развития в процессе дидактической игры / Е. С. Слепович Минск, 198 695 с.
  144. А.Е. Русский язык с улыбкой: Луриевский подход к коррекции дисграфии /А.Е. Соболева // Тезисы второй Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. М., 2002.-С. 130
  145. А.Е., Потанина А. Ю. Специфические особенности зависимости успеваемости по основным школьным дисциплинам от состояния ВПФ у детей / А. Е Соболева, А. Ю. Потанина // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 76−81
  146. А.Е. Деятельностный подход к коррекции школьной неуспешности/ А. Е Соболева // Международный институт чтения. Материалы 7-й Международной конференции по психологии, педагогике и социологии чтения. Часть 1. М.: ИНЛОКК, 2004. — С. 25−26
  147. А.Е. Игровая коррекция дисграфии. / А. Е Соболева// Материалы III Международной конференции памяти А. Р. Лурия. -Москва Белгород. 2007. — С. 32−33
  148. А.Е., Кондратьева H.H. Русский язык с улыбкой. Игровые упражнения для предупреждения и преодоления дисграфии/ А. Е Соболева, H.H. Кондратьева. М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 64 с.
  149. А.Е., Емельянова E.H. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом/ А. Е Соболева., Е. Н Емельянова. — М.: Изд-во Питер, 2008. 96 с.
  150. А.Е., Емельянова E.H. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку/ А. Е Соболева, Е. Н Емельянова. М.: Изд-во Питер, 2009. — 128 с.
  151. А.Е., Емельянова E.H. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога/ А. Е Соболева., Е. Н Емельянова. М.: Изд-во Питер, 2009. — 144 с.
  152. Специальная психология / под ред. Лубовского В. И М., Академия, 2006.-464 с.
  153. A.C. Игра это серьезно / A.C. Спиваковская. — М.: Педагогика, 1981. — 84 с.
  154. A.C. Профилактика детских неврозов/ A.C. Спиваковская М.: Изд-во Московского Ун-та, 1988.- 115 с.
  155. Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Е. А. Стребелева. М., 2001. — 173 с.
  156. Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для учителя-дефектолога: Учебное пособие для вузов/ Е. А. Стребелева, Г. А Мишина. М.: Владос, 2008. — 143 с.
  157. В.В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2003.- С.280−290.
  158. В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей-ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. 1999.- № 3.- С.30−36.
  159. В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, ядружная семья: Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. М.: Изд-во Гном и Д, 2000.-160с.
  160. Р.Д. Обучение русскому языку: Обучение письму/ Р. Д. Тригер. // Обучение детей с задержкой психического развития. М., 1981. — С. 87 -103.
  161. Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя./ Р. Д. Тригер Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. — 80 с.
  162. Р.Д. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / под ред. В. И. Лубовского. М.: Школьная Пресса, 2004. — 126 с.
  163. Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития /Р.Д. Тригер. М., 2008. — 131 с.
  164. Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Г. Я Трошин. Пг., 1915.
  165. У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В Ульенкова. Н. Новгород: НГПУ, 1994. — 230 с.
  166. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/ У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. М.: Академия, 2007. — 176 с.
  167. У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития / У. В Ульенкова // Дефектология.- М., 1980, № 1. — С. 42−49.
  168. О.Н. Дети с проблемами психического развития / Усанова О.Н.-М., 1995.- 231 с.
  169. А.П. К вопросу о характеристике творческих игр и правилах руководства ими / А. П. Усова. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Л., 1947, т. 56.-С. 168−174.
  170. А.П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  171. Цветкова JI.C. Методика нейропсихологической диагностики детей
  172. Л.С. Цветкова. -М., 1998.- 211с.
  173. Т.В. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников /Т.В. Цикало //Специальная школа, 1968, вып.З.- С.5−11
  174. A.A. Предисловие редактора выпуска/ A.A. Цыганок// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 1, 1998. С. 5−9.
  175. A.A., Ковязина М. С. Специфика нейропсихологической диагностики детей /A.A. Цыганок, М. С. Ковязина // Особый ребенок. Вып. 1, 1998.- С. 112−117.
  176. A.A., Гордон Е. Б. Коррекция пространственных представлений у детей / А. А Цыганок, Е. Б Гордон// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Выпуск. 2, 1999. С. 101−105.
  177. H.A. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. М., Академия, 1994. — 104с.
  178. Цыпина Н. А. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы/ H.A. Цыпина М.: Дрофа, 2001. — 73 с
  179. H.A. Детская патопсихология. Хрестоматия / H.A. Цыпина. -М.: Когито-Центр, 2004. 337 с.
  180. С.Г. Особенности знаний и представлений у первоклассников с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко // Дефектология.- № 6 1979.- С.42−47
  181. С.Г. Готовимся к школе: Ознакомление с окружающим миром. Развитие мышления и речи. Природа / С. Г. Шевченко. М.: Ника-пресс. 1998. — 87 с.
  182. С.Г. Коррекционно развивающее — обучение. Организационно — педагогические аспекты/ С. Г. Шевченко. — М.: Владос, 2001.-227 с.
  183. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Д. Б Эльконин //Вопросы психологии. М., 1971. — № 4.- С. 6−20.
  184. Д.Б. Психология игры /Д.Б Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  185. Эльконин Д. Б Избранные психологические труды / Д. Б Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  186. Axline V.M. Play therapy V/.M. Axline. Cambridge, 1947.
  187. Buytendijk F.J. Wasen und Sinn der Spiels./ F.J. Buytendijk. Berlin, 1933
  188. Gottlieb G. Individual Development and Evolution / G. Gottlieb New York: Oxford Univ. Press, 1992.
  189. Fasotti L. Arithmetical word problem solving after frontal lobe damage. A cognitive neuropsychological approach / L. Fasotti. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1992.
  190. Plomin R., DeFeries J., Fulker D.W. Nature and nurture during infancy and early childhood/ C.R. Reinolds, E. Fletcher-Janzen (Eds.). Handbook of clinical child neuropsychology. New York: Plenum Press, 1997.
  191. G.P. (Ed.) Neuropsychology of learning disabilities/ Rourke G.P. (Ed.) NY, 1985
  192. Reinolds C.R., Fletcher-Janzen E. (Eds.) Handbook of clinical child neuropsychology/ C. R Reinolds., E. Fletcher-Janzen (Eds.). New York: Plenum Press, 1997.
  193. S.G., Nitzburg A. C. (Eds.) Children with learning problems/ Sapir S.G., Nitzburg A. C. (Eds.). N.Y., 1973.
  194. Soboleva A.E. A eneuropsychological approach to the remediation of dysgraphia and dyslexia/ A.E. Soboleva «Brain, Language, Communication», Jerusalem 4−5 of January 2009. P. 43.
  195. Spreen O. et al. (Eds.) Human developmental neuropsychology /O. Spreen et al. (Eds.) New York: Oxford Univ. Press, 1984.
  196. Tapio K. Learning disabilities in children: An empirical subgrouping / K. Tapio Turku, 1988.
  197. Wells M.E. Preschool play activities and reading achievement /Wells M.E. // Journal of learning disabilities, 1970, v. 3, # 4.
Заполнить форму текущей работой