Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы: На материалах Хабаровского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе педагогического осуществления процесса воспитания гуманистически ориентированной личности лежат гуманистические педагогические принципы. В основе взаимоотношений учащихся и педагогов в процессе гуманистического воспитания лежит гуманистическое взаимодействие учащихся и педагогов как субъектов воспитательного процесса, взаимодействие, раскрывающее в наибольшей степени природу всех его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Воспитание гуманистически ориентированной личности и взаимодействие с миром природы в современных исследованиях
    • 1. Философско-психологический подход к научной трактовке сущности воспитания гуманистически ориентированной личности
    • 2. Взаимодействие с миром природы в воспитании гуманного и гуманистически ориентированного человека с точки зрения экологической психологии
    • 3. Идеи гуманизма и взаимодействие человека с миром природы в философско-экологическом аспекте
  • Глава 2. Воспитание гуманистически ориентированной личности и взаимодействие с миром природы в отечественной педагогической теории
    • 1. Научно-педагогический подход к пониманию сущности воспитания гуманистически ориентированной личности
    • 2. Экологическое образование как «полигон» для использования процесса взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности
    • 3. Проблема перехода от традиционной к гуманистической модели экологического образования
  • Глава 3. Возможности и условия повышения эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы
    • 1. Критерии результативности гуманистического взаимодействия с миром природы
    • 2. Практика воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы
    • 3. Анализ опытно-экспериментальной работы

Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы: На материалах Хабаровского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современную эпоху глобального экологического кризиса, характеризующегося острыми противоречиями во взаимоотношениях общества и природы, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого человека, каждого народа и человечества в целом. В связи с этим возникает реальная потребность в воспитании гуманного и гуманистически ориентированного человека, в глубокой нравственной перестройке его жизни и поведения, в переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. Тем самым растет потребность в новом подходе к пониманию гуманизма, формированию его принципов с позиций нового экологического сознания и общечеловеческих ценностей, которые формируются в процессе гуманистически ориентированного экологического образования и воспитания. В связи с этим актуализируется определение возможностей процесса взаимодействия человека с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности в условиях современной социально-экономической ситуации в обществе. Однако в научно-педагогическом плане далеко недостаточно исследовано состояние и результаты данного процесса.

Отсюда выбор проблемы исследования: выявить педагогически действенные формы и методы процесса взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личностиопределить соответствующие научно-практические рекомендации педагогическим работникам. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность и практическая значимость определили выбор темы исследования «Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы (на материалах Хабаровского региона)».

Хабаровский край выбран для исследования в связи с расхождениями в coдqшaнии и способах использования воспитательного потенциала мира природы в европейской и дальневосточной частях России, имеющимся практическим опытом и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы на региональном уровне. С другой стороны, перспективная значимость региона диктует необходимость постоянного и углубленного изучения данных процессов.

Объект исследования — воспитание гуманистически ориентированной личности учащихся в структуре целостного педагогического процесса.

Предмет исследования — процесс взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс взаимодействия с миром природы будет действенным в повышении эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности, если в структуре его организации будут созданы условия для гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы, в том числе: для оптимальной реализации учащимися своих возможностей (самореализации) в процессе значимой для охраны природы и ее развития деятельностиф для формирования экоцентрического экологического сознания, включающего развитие познавательной и творческой активности, субъективного отношения к природе, формирование непрагматических стратегий в области взаимодействия с природойф для системного взаимодействия учащихся, педагогов и мира природы в структуре целостного педагогического процесса, органически объединяющего гуманистическое экологическое образование и воспитание.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Конкретизировать сущность и содержание понятий «воспитание гуманистически ориентированной личности» и «взаимодействие с миром природы» с философско-психологических позиций и в научно-педагогическом плане.

2. Обосновать необходимость гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы в осуществлении эффективного воспитания гуманистически ориентированной личности, а также выявить специфические особенности, определяющие гуманистическую воспитательную ориентацию данного процесса.

3. Определить содержательную совокупность критериев результативности, а также уровни гуманистического взаимодействия с миром природы как показателя эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности, соответственно представить программу и методики исследования.

4. Конкретизировать воспитательные функции гуманистического взаимодействия с миром природы на основе теоретических исследований и практического опыта.

5. Обосновать теоретически и методически и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы модель воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с природой в условиях Хабаровского региона.

6. Обосновать социально-педагогические условия повышения эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы.

Теоретико-методологическая основа исследования — концепция устойчивого развития современной цивилизации В. И. Вернадского, В.И. Данило-ва-Данильяна, Н. Н. Моисеева, Н. Ф. Реймерсдиалектические принципы системности и непрерывности развития, целостности явлений и процессов реального мирафилософско-экологические и эколого-психологические концепции, отражающие современный уровень развития экологического сознания и опирающиеся на принципы гуманизмагуманистическая идея саморазвития личности.

Теоретической базой исследования также являются работы, рассматривающие проблемы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) и развития личности (Л.С. Выготский, И. С. Кон, А. Б. Орлов, Ю. М. Орлов, С.Л. Рубинштейн), идею саморазвития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, О. С. Газман, Н. Р. Битянова, П. Ф. Каптерев, Н. Б. Крылова, Л.Н. Куликова).

Изучение структуры и динамики развития экологического сознания потребовало использования работ по экологической психопедагогике (С.Д. Дерябо, В.А. Левин), а также исследований в области взаимодействия человека с природой и формирования отношения к ней (И.Д. Гачев, ИХ. Деж-никова, И. Д. Зверев, Т. В. Иванова, Г. Н. Кароиа, Г. А. Ковалев, И. В. Кряж, Б. Т. Лихачев, Е. В. Никонорова, Ю. П. Ожегов, В. И. Павлов, Д. Ф. Петяева, П. Е. Рыженкова, А. И. Рыжиков, Г. Шагун, Г. В. Шейнис).

Кроме того, для нашего исследования значимы идеи гуманизации общества и экологического образования с философско-экологических и этико-экологических позиций, рассматриваемые в работах Л. П. Буевой, В. Н. Гайденко, Б. Т. Григорьян, В. А. Зубакова, В. А. Игнатова, Р. С. Карпинской, Г. С. Киселева, И. В. Круть, Д. С. Лихачева, Н. Б. Маньковской, А. Печчеи, Г. Пихт, А. И. Суббето, В. Хесле, А. Швейцера.

Анализ научно-педагогического подхода к пониманию сущности гуманистического воспитания и воспитания гуманистически ориентированной личности базировался на изучении работ, рассматривающих становление отечественной гуманистической педагогики на иримере различных гуманистических воспитательных систем (А.В. Гаврилин, В. И. Семенов, М.В. Михайлова), закономерности гуманистического педагогического процесса (М.Н. Берулава, Б. З. Вульфов, М. Т. Громкова, Т. П. Днепрова, И. А. Зимняя, В. Д. Иванов, Н. К. Иванова, А. В. Иващенко, И. А. Костенчук, Т. А. Мерцалова, Н. Н. Никитина, В. А. Ситаров, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов, Е. Н. Шиянов, С.М. Юсфин).

Процесс становления представлений о природе как воспитательном факторе, а также об использовании мира природы в воспитании гуманистически ориентированной личности на современном этапе изучался на материале трудов отечественных ученых педагогов и методистов в историческом аспекте (К.Д. Ушинский, А. Я. Герд, В. В. Половцов, Б. Е. Райков, В.А. Сухомлинский), в современных исследованиях по теории экологического образования и воспитания (Н.В. Добрецова, А. И. Захлебный. И. Д. Зверев, Л. Я. Кузенкова, Т. В. Кучер, В. К. Луканкина, А. П. Сидельковский, Л.П.

Симонова-Салеева, И. Т. Суравегина, А. Е. Тихонова, Д.И. Трайтак), в работах по проблемам гуманизации экологического образования и воспитания (А, Г. Мусин, М. М. Анохин, Ю. Ю. Галкин, С. В. Дякин, В. Б. Калинин, А. Ю. Либеров, Т. А. Маловидченко, Н. М. Мартынова, А. В. Миронов, В. П, Осипенко, Г. И. Шайдецкий).

Отдельные аспекты организации детских и молодежных программ, а также их роль в развитии и становлении детского и молодежного движения рассматривались в работах В. В. Лебединского, С. А. Левкова, И. В. Цветковой.

Некоторые вопросы формализации использования мира природы как фактора общего развития и формирования личности изучались в работах И. М. Молчан, М. Дорнер, В. М. Наумова, Т. В. Кузнецовой, Ю.Д. Железно-ва.

Основные методы исследования: ретроспективный анализ результатов изучения проблемы использования процесса взаимодействия с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности в философии, педагогике и психологииизучение и обобщение передового опыта воспитания гуманистически ориентированной личности учащихся в процессе их взаимодействия с миром природыанализ возможностей в этом традиционных школьных и специальных дисциплин, внеурочных, внешкольных и других форм природоориентированной деятельности учащихсяцеленаправленное педагогическое наблюдениеизучение продуктов деятельности учащихсяанкетирование и тестирование учащихся и педагогов, беседы, интервьюопытно-педагогическая работа, практическая педагогическая деятельность самого автора диссертации.

Базой исследования стали образовательные учреждения Хабаровского края: детский экологический центр «Косатка», общеобразовательная школа «Акме», детско-юношеский образовательный центр «Юность».

Исследованием было охвачено 300 учащихся 5−11 классов и 30 педагогов.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1993;1995 гг.). Подготовка теоретической и эмпирической базы исследования. Подготовка и проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1995;1998 гг.). Разработка и проведение формирующего эксперимента, направленного на решение задач исследования и проверку выдвинутой гипотезы.

Третий этап (1998;2000 гг.). Дальнейшее углубление исследований. Обработка, обобщение и систематизация результатов формирующего эксперимента, их теоретическая интерпретация, оформление диссертаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: конкретизированы сущность и содержание понятий «воспитание гуманистически ориентированной личности» и «взаимодействие с миром природы» с философско-психологических позиций и с научно-педагогической точки зрения;

4 обоснована необходимость использования в воспитании гуманистически ориентированной личности процесса гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы, включающего в себя познавательную и творческую деятельность с различной интенсивностью субъективного отношения к природе, а также личные стратегии и технологиивыявлены специфические особенности, определяющие гуманистическую воспитательную ориентацию данного процесса. ф определена содержательная совокупность критериев результативности гуманистического взаимодействия с миром природы как показателя эффективности процесса воспитания гуманистически ориентированной личности, в связи с чем выявлено типологическое распределение учащихся по уровням интенсивности гуманистического взагшодействия с природой в зависимости от возраста и в процессе гуманистического экологического образования и воспитанияна основе теоретического анализа и практического опыта конкретизированы воспитательные функции гуманистического взаимодействия, с миром природы в структуре экологического сознания, целостного педагогического процесса и непосредственного взаимодействия с природой;

4- обоснована теоретически и методически и, проверена в процессе опытно-экспериментальной работы модель воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы в системе экологического образования и воспитания в структуре целостного педагогического процесса;

4- обоснованы социально-педагогические условия повышения эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы, отражающие следующие направления: гуманизация процесса, совершенствование организационно-методического обеспечения, обеспечение морально-психологической и содержательной сторон.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретной модели воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы, обоснованной концептуально и технологически, обеспеченной методическими разработками, апробированной на базе образовательных учреждений Хабаровского края.

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положенийиспользованием методов исследования, адекватных цели и задачам исследованияпозитивными результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положенийвнедрением обоснованных методических рекомендаций автора в практику образовательных и воспитательных учреждений региона.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Воспитание гуманистически ориентированной личности рассматривается как процесс создания условий для развития личности, относящейся к гуманизму как к мировоззрению, для свободного саморазвития личности, способной к созиданию себя, использованию своего творческого потенциала в построении своей судьбы и судеб страны, планеты. Формирование гуманистической ориентации личности осуществляется в процессе создания целостности педагогических условий для развития и саморазвития личности учащихся в структуре гуманистического воспитания, включающего в себя категории: «образование личности», «саморазвитие личности», «свобода личности», «культура образования" — направления реальной педагогической деятельности: обеспечение благоприятных внутренних и внешних условий, организацию очеловеченной микросоциальной среды.

2. Взаимодействие с миром природы рассматривается как процесс, включающий в себя различные виды природоориентированной деятельности человека, в том числе познавательной, творческой, природоохранной, трудовой и т. д., а также психолого-педагогическое влияние природы на человека. Взаимодействие человека и мира природы имеет следующие особенности: природа рассматривается как «мир природы» (совокупность конкретных природных объектов или природных комплексов, взятых в их субъективной единичности и неповторимости), а не как «природная среда" — основной акцент делается на субъективных связях человека и природы. В основе взаимоотношений учащихся и педагогов с миром природы, влияющих на воспитание гуманистической ориентации личности, лежит гуманистическое взаимодействие учащихся и педагогов с миром природы, раскрывающее в наибольшей степени природу всех его субъектов, в процессе которого могут реализовываться воспитательные функции.

3. В ходе исследования разработана совокупность критериев результативности гуманистического взаимодействия с миром природы. Она включает в себя следующие группы: познавательная активность в области взаимодействия с природой (осознание роли экологических представлений личности в гармонизации взаимоотношений человека и мира природы, соотношение эксцентрических и антропоцентрических экологических представлений личности) — развитие субъективного отношения к природе (доминирующая установка и интенсивность личностного отношения к природе) — формирование личных стратегий гуманистического взаимодействия с природой (прагматический, природоохранный, непрагматический уровни).

На основе совокупности данных критериев и уровней признаков их проявления выделены высокий, средний и низкий уровни гуманистического взаимодействия учащихся с миром природы как показателя эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности.

4. Вопросы воспитания гуманистической ориентации личности, а также целенаправленного развития экоцентрического экологического сознания личности как основы для дальнейшего экологически культурного и гуманного поведения решаются в процессе организации экологического образования и воспитания в сочетании с приоритетным использованием гуманистического взаимодействия с миром природы. В связи с этим разработана и апробирована модель воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы в системе экологического образования и воспитания в структуре целостного педагогического процесса на примере образовательных учреждений Хабаровского края, целью которой явилось создание на основе систематизации разноуровневых форм (центр дополнительного экологического образования и воспитания, общеобразовательная школа и летний образовательно-досуговый центр) оптимальных условий для повышения эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности через организацию гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы, в том числе для оптимальной реализации учащимися своих возможностей (самореализации) в процессе значимой для охраны природы и ее развития деятельностидля формирования экоцентрического экологического сознания, включающего развитие познавательной и творческой активности, субъективного отношения к природе, формирование непрагматических стратегий в области взаимодействия с природой) — для системного взаимодействия учащихся, педагогов и мира природы в структуре целостного педагогического процесса, органически объединяющего гуманистическое экологическое образование и воспитание.

5. Эффективность воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы зависит от выполнения ряда социально-педагогических условий: гуманизация процесса (гуманная воспитательная среда — гуманистические воспитательные системы разных уровнейпереход от традиционной к гуманистической модели непрерывного экологического образования, актуализация значимости ценностей гуманизма вообщепедагоги с четкой профессиональной гуманистической направленностьюгуманистическое взаимодействие педагогов, учащихся и мира природыиспользование гуманистического воспитательного потенциала природы и др.) — совершенствование организационно-методического обеспечения процесса (теоретическая и методическая подготовка педагогических коллективовмаксимальное использование форм организации: экологизированная педагогическая среда, учебные дисциплины, внеурочные и внешкольные формы, формы организации каникулярного времени и т. д.- вовлечение всех учащихся в ириродоориентированную деятельность с максимальным использованием различных форм и методов, пользующихся спросом у учащихсяметодическое обеспечение процесса на основе учета интересов и потребностей учащихся и др.) — обеспечение морально-психологической стороны процесса (учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихсякомфортизация межличностного взаимодействия, гуманные отношения в коллективе- «канал» для самореализации на индивидуальном личностном потенциале с использованием возможностей природыиспользование восстановительно-коррекционных возможностей природы и др.) — обеспечение содержательной стороны процесса (соответствие содержания деятельности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы современному уровню развития обществауравновешенность антропоцентрического и экоцентрического подходовобеспечение органического единства процессов взаимодействия с миром природы и гуманистического непрерывного экологического образования учащихсяактивизация методов взаимодействия с миром природы, методов воспитания потребностей учащихся в гуманистическом взаимодействии с природой и др.).

Внедрение и апробация результатов исследования.

1. Разработанные научно-методические пособия по проблеме используются в практике учреждений общего и дополнительного образования, летних оздоровительно-образовательных центров, организаций в системе комитета по делам молодежи Хабаровского края. В 1998 г. получен грант Дальневосточного отделения центра по защите окружающей среды ИСАР в рамках программы по экологическому образованию «Листья в ладонях» на издание методического пособия «Человек-листочек» для преподавателей, педагогов дополнительного образования и других специалистов в области экологического образования и воспитания.

2. Результаты исследования легли в основу разработки и практической реализации концепции учреждения дополнительного образования детский экологический центр «Косатка» г. Хабаровска, краевых молодежных профильных программ комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края «Молодежная лесная академия» и «Будущее начинается сегодня», а также проекта «Краевой молодежный творческо-экологический лагерь «Ноев ковчег», занявшего первое место в краевом конкурсе вариативных программ в сфере отдыха, досуга, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 1997 г. (грант администрации Хабаровского края на реализацию проекта в 1998 г.) и получившего звание Лауреата Российского конкурса вариативных программ в сфере отдыха, досуга, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 1998 г.

3. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях Хабаровского государственного педагогического университета, на совещаниях и семинарах в системе деятельности комитета по делам молодежи администрации Хабаровског о края.

4. Результаты исследования отражены в 17-ти публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и обоснованность вынесенных на защиту положений.

Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее изучение проблемы воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы ввиду ее сложности и многозначности в новой социально-экономической ситуации.

Дальнейшая разработка исследования может включать такие вопросы как педагогическое руководство процессом взаимодействия с миром природы, имеющим огромный гуманистический воспитательный потенциал, использование психолого-педагогических и восстановительно-коррекционных функций взаимодействия с миром природы в социально-реабилитационной и коррекционной работе, технологические основы эко-лого-гуманистической деятельности учащихся и др.

Заключение

.

В результате проведенного исследования удалось реализовать все поставленные задачи. В связи с этим можно заключить следующее:

1. Анализ развития идей гуманизма показал, что их истоки находились в социальном развитии общества, а нeпoq? eдcтвeннoй причиной их возникновения явилось противоречие в отношениях между людьми и возникновение потребности в воспитании гуманного и гуманистически ориентированного человека.

В ходе работы над проблемой раскрыты теоретические основы сущности понятий «воспитание гуманистически ориентированной личности» и «взаимодействие с миром природы» с философско-психологических позиций. Опираясь на вышеперечисленные философско-психологические работы, гуманный человек, человек с точки зрения гуманизма определяется как проникнутый любовью к человекучеловек, система установок личности которого обусловлена нравственными нормами и ценностями, направлена на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия и помощи. Гуманность человека определяется в совместной деятельности, предполагающей реальное сотрудничество с различными социальными объектами. Гуманистически ориентированный человек — это человек, относящийся к гуманизму как к мировоззрению, человек творческий, человек как субъект собственного развития (саморазвития), свободный в выборе своего отношения к внешним обстоятельствам, ответственный за свою жизнь и принимаемые решения, стремящийся к максимальной реализации своих возможностей (самореализации), открытый для восприятия нового опыта и способный на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим воспитание гуманистически ориентированной личности характеризуется нами как процесс создания условий для развития личности, относящейся к гуманизму как к мировоззрению, для свободного саморазвития личности, способной к созиданию себя, использованию своего творческого потенциала в построении своей судьбы и судеб страны, планеты. В основе воспитания гуманистически ориентированной личности лежит гуманистическое взаимодействие, раскрывающее в наибольшей степени природу всех его субъектов и способствующее созданию условий для саморазвития человека, для его свободного личностного становления.

Взаимодействие с миром природы характеризуется как процесс, включающий в себя различные виды ириродоориентированной деятельности человека, в том числе познавательной, творческой, природоохранной, трудовой и т. д. и психолого-педагогическое влияние природы на человека. Взаимодействие человека и мира природы имеет следующие особенности: природа рассматривается как «мир природы» (совокупность конкретных природных объектов или природных комплексов, взятых в их субъективной единичности и неповторимости), а не как «природная среда" — основной акцент делается на субъективных связях человека и природы.

На фоне острых противоречий во взаимоотношениях человека и природы особую актуальность мы видим в создании системы воспитания гуманистически ориентированной личности, кардинальным образом меняющего поведение человека по отношению к природе в сторону субъективного гуманистического взаимодействия с ней. Мир природы с его психолого-педагогическим (воспитательным) потенциалом в данном случае выступает гуманистическим воспитательным фактором. Гуманистическое взаимодействие человека с миром природы, по нашему мнению, выступает основным гуманистически ориентированным воспитательным компонентом в процессе воспитания гуманистически ориентированной личности.

Несмотря на то, что понятие «экология» стало популярным в массовом сознании, система «гуманного» и «гуманистически ориентированного» экологического образования только начинает складываться. В процессе организации такого образования в сочетании с приоритетным использованием взаимодействия учащихся с миром природы, включающего развитие их познавательной активности в области взаимодействия с природой, субъективного отношения к природе, формирование личных стратегий и выработку личных технологий взаимовыгодного взаимодействия с природой, решаются проблемы целенаправленного развития экоцентрического экологического сознания личности учащихся как основы для их дальнейшего гуманного поведения. В этом случае можно говорить о воспитании гуманистической ориентации личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы, о формировании личности гуманных и гуманистически ориентированных людей, психологически готовых к реализации философско-экологических идей.

Идеи концепции устойчивого развития цивилизации обуславливают необходимость вооружения подрастающего поколения научной информацией о глобальных противоречиях эволюции Земли, чему призвана служить гуманизация современного образования через экологизацию. Гуманный и гуманистически ориентированный человек должен знать, что можно делать, а чего нельзя в процессе его взаимодействия с природой, какие существуют запреты на некоторые взаимодействия в единой развивающейся системе человек-природа. Гуманная деятельность человека в ходе его взаимодействия с природой в совокупности с научно-основательной ориентацией должна обеспечить дальнейшее устойчивое развитие человеческой цивилизации, а также глубокое понимание сущности и социального значения экологического императива для будущего современной цивилизации, создать необходимую базу для формирования экологически — ценностного гуманного отношения человека к природе.

В философско-экологических исследованиях выход из экологического «тупика» видится в самом человеке как носителе самосознания вселенной, в человеке «экологически перспективном», т. е. экологически грамотном и экологически культурном, гуманном и гуманистически ориентированном, нравственном и духовном, перед которым стоит задача самому выбрать свой образ жизни, создать самого себя и свой жизненный мир как условие выживания человеческой цивилизации. Гуманистические представления человека, представления о добре, справедливости, свободе рождаются в процессе его общения с природой, в условиях взаимодействия человека и природы как равноправных субъектов, при посредстве которого и может происходить это общение.

2. Обращение к истории отечественной педагогики подтвердило значение идей гуманизма для формирования личности, а также позволило предметно раскрыть влияние на воспитание гуманистически ориентированной личности процесса взаимодействия учащихся с миром природы.

Рассмотренные идеи гуманизации воспитания и образования позволили конкретизировать понятие «воспитание гуманистически ориентированной личности» как процесс создания целостности педагогических условий для развития и саморазвития («совершенствования саморазвития») личности учащегося в условиях гуманистического воспитания, включающего в себя категории: ф понятие «образование личности» как целое, частями которого выступают «обучение» и вытекающее из него «воспитание" — ф понятие «саморазвитие личности» как базовое для характеристики целей, содержания и средств личностно-ориентированного образоваюляф понятие «свобода личности» как цель и результат собственно гуманистического воспитанияф понятие «культура образования», определяющее его сущность, уровень развития и качественные особенности образовательного процесса.

В связи с современной парадигмой гуманизма5 выделяются ведущие направления реальной педагогической деятельности: обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, це-лепопагания, физической и психологической зашиты, деятельностей самоосуществления) — ф создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития ребенка (питание, одежда, мебель, учебные и другие образовательные средства);

1 Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образованияNew educational values. — Выпуск 2: Содержание гуманистического образования. — М., 1995. — С. !8. ф организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, взаимодействие, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.) как продукта активности детей и взрослых.

В основе педагогического осуществления процесса воспитания гуманистически ориентированной личности лежат гуманистические педагогические принципы. В основе взаимоотношений учащихся и педагогов в процессе гуманистического воспитания лежит гуманистическое взаимодействие учащихся и педагогов как субъектов воспитательного процесса, взаимодействие, раскрывающее в наибольшей степени природу всех его субъектов, способствующую, в свою очередь, созданию условий для их саморазвития, свободного личностного становления. В процессе организации гуманистического экологического образования в сочетании с приоритетным использованием гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы решаются вопросы воспитания гуманистически ориентированного человека, целенаправленного развития экоцентрического экологического сознания личности как основы для дальнейшего экологически культурного и гуманного поведения. Гуманистическое экологическое образование обладает уникальными возможностями для максимально разнообразного использования процесса взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности. В этом случае можно говорить о формировании личности гуманистически ориентированных и гуманных людей, психологически готовых для реализации идей устойчивого развития цивилизации. В развитии системы нового экологического образования, переходе от традиционных его форм к гуманистическим лежит решение проблемы использования процесса взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности.

Анализируя процесс становления отечественных педагогических представлений об использовании процесса взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности, мы пришли к выводу, что усиление внимание к охране природы в конце 60-х, начале 70-х гг. XX века приводит к активной пропаганде экологических знаний. Появляется термин «природоохранительное просвещение». К концу.

70-х гг. в науке широкое распространение получает понятие «комплексная, социальная, глобальная экология», как наиболее адекватно отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. В связи с этим стали говорить об «экологическом образовании».

На основе проведенного анализа современных исследований в области экологического образования можно говорить о необходимости становления и формирования на современном этапе новой, гуманистической модели экологического образования, о переходе от традиционных его форм к гуманистическим.

Именно гуманистическое, интегрированное, универсальное экологическое образование, основывающееся на принципах гуманистической педагогики, педагогики свободы и саморазвития, а также гуманистической идее всеобщей экологизации способно на современном этапе обеспечить в своих средствах максимально многообразное использование мира природы как гуманистического воспитательного фактора.

Многие педагоги и психологи в современных условиях воспринимают природу как самоценность и понимают ее как субъект. Однако формализация использования взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании, а также и самого экологического образования и воспитания на современном этапе тормозит развитие последнего. Опираясь на вышесказанное, можно выделить следующие факторы, служащие этому причиной: ф рассмотрение человека как самостоятельно живущего организма в биосфереф рассмотрение природы в связи с ее полезностьюф разрозненное восприятие учащимися экологических знаний, не оставляющее в сознании общей целостной естественнонаучной картины окружающего мираф отсутствие постоянной взаимосвязи процессов развития экологического сознания и формирования экологической культуры в современной школе с воспитательной внеклассной работой, а также регулярной активной экологически познавательной деятельности учителей и учащихся на уроке, что достигается включением в процесс взаимодействия с миром, природынедостаточный охват школьников внеурочной деятельностью, ее незна’штель-ная экологическая направленность, отсутствие эффективных систем работы, максимально способствующих взаимодействию с миром природыф организация познатля закономерностей природы в отрыве от самой природы по рисункам, схемам, моделям, приборам, воображениюф отсутствие связи между уровнем знаний учащихся в области окружающей среды и сознательным бережньгм отношением к нейф малый выбор качественных учебно-воспитательных программ и методических пособийф дефгщит профессиональных кадров и др.

Все это говорит о сохраняющихся на современном этапе элементах формального подхода в осуществлении экологического образования, а также использования мира природы как фактора общего развития и формирования личности учащихся. В связи с этим на первый план небходимо выдвинуть задачу создания в образовательных учреждениях условий для целенаправленной, разносторонней деятельности педагогов и учащихся, способствующей воспитанию гуманистической ориентации личности. В условиях педагогического процесса эта задача может решаться через систему использования огромного психолого-педагогического потенциала взаимодействия с миром природы, потенциала гуманистического взаимодействия учащихся и педагогов с миром природы в процессе экологического образования в структуре целостного педагогического процесса.

Уход от формализации экологического образования, использования процесса взаимодействия учащихся с миром природы и направление его в гуманистически ориентированное воспитательное русло видится в переходе от традиционной к гуманистической модели экологического образования, ориентированной на «самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем».2 Гуманистическая модель экологического образования выстраивается на гуманистических педагогических принципах.

1 Калинин В. Б. Вестник АсЭко: ресурсная база гуманистической модели экологического образования //.

Вестник АсЭкО — Все об экологическом образовании детей. № 1(15). — 1998. — С. 5. педагогики свободы, педагогики саморазвития, современной концепции экологической психопедагогики в ходе обогащения традиционной модели гуманистическими идеями.

3. Изучение фундаментальных работ о сущности воспитания гуманистически ориентированной личности, собственные наблюдения в ходе практической деятельности и опытно-экспериментальной работы позволили нам конкретизировать сущность гуманистического взаимодействия, лежащего в основе данного процесса, а также обосновать критерии его результативности и уровни как показатели эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности.

В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, что в основе взаимоотношений учащихся и педагогов в процессе воспитания гуманистически ориентированной личности лежит гуманистическое взаимодействие учащихся и педагогов как субъектов воспитательного процесса, взаимодействие, раскрывающее в наибольшей степени природу всех его субъектов, что в свою очередь способствует созданию условий для их саморазвития, свободного личностного становления. Гуманистическое взаимодействие учащихся и педагогов с миром природы лежит в основе взаимоотношений учащихся и педагогов с миром природы, влияющих на воспитание гуманистической ориентации личности в системе гуманистического экологического образования в структуре целостного педагогического процесса, включает в себя познавательную и творческую деятельность с различной интенсивностью субъективного отношения к природе, а также личные стратегии и технологии и имеет следующие, определяющие его гуманистическую воспитательную ориентацию особенности: ф осуществляется в условиях гуманной воспитательной средыпространством для создания такой среды является гуманистическая воспитательная система, в основе которой лежат принципы гуманистической педагогикиосуществляется на основе субъект-субъект-субъектных отношенийвзаимоотношения учаишхся и педагогов с миром природы строятся на основе взаимовыгодностиявляется основой для использования психолого-педагогического (гуманистического воспитательного) потенциала природы как мощного фактора творческой самореализации личности через создание максимально возможных условий для этогоявляется основой для использования психолого-педагогического (гуманистического воспитательного) потенциала природы через познавательную активность в области взаимодействия с природой, развитие субъективного к ней отношения, формирование личных стратегий и выработку технологий взаимовыгодного взаимодействия с природойосуществляется на основе максимально возможного количества видов творческой деятельности.

В связи с этим сформулированы следующие группы критериев результативности гуманистического взаимодействия с миром природы:

4 познавательная активность в области взаимодействия с природой (осознание роли экологических представлений личности в гармонизации взаимоотношений человека и мира природы, соотношение экоцентрических и антропоцентрических экологических представлений личности) — развитие субъективного отношения к природе (интенсивность личностного отношения к природе, доминирующая установка в отношении к природе) — формирование личных стратегий гуманистического взаимодействия с природой (прагматический, природоохранный, непрагматический уровни).

Данные группы критериев включают в себя различные уровни признаков проявления гуманистической ориентации в процессе взаимодействия с природой. Познавательная активность: только антропоцентрические представления, переходные представления, экоцентрические представления. Интенсивность личностного отношения к природе: эгоистичный, неадекватный, мало осознанный и неактивный, адекватный. Доминирующие установки: эстетический, когнитивный, прагматический, этический. Личные стратегии и технологии: прагматический, природоохранный, непрагматический.

На основе совокупности критериев и уровней признаков их проявления выделены высокий, средний и низкий уровни гуманистического взаимодействия учащихся с миром природы, служащие показателем эффективности воспитания гуманистической ориентации личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы.

Изучение реальной практики воспитания гуманистической ориентации личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы, выявление существенных проблем и противоречий данного процесса основывалось на программе эмпирических исследований. В основу разработки легли базисные теоретико-методологические положения, отражающие сущность понятий «воспитание гуманистически ориентированной личности», «взаимодействие с миром природы», «гуманистическое взаимодействие с миром природы».

Реализация программы предусматривала решение следующих задач: изучить уровни гуманистического взаимодействия с миром природы как показатели эффективности воспитания гуманистической ориентщии личностиисследовать процесс взаимодействия с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности учаищхся учреждения дополнительного образования детскёш экологический центр «Косатка» г. Хабаровска, общеобразовательной школы «Акме» г. Хабаровска, детско-юношеского образовательного центра «Юность» Хабаровского краяф обосновать модель воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учагцихся с миром природы на примере Хабаровского краяосуществить анализ практической деятельности и опытно-экспериментальной работы, а также обосновать социально-педагогические условия повышения эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учаищхся с миром природы.

Рассматривая гуманную воспитательную среду как условие нормальной социализации и успешного развития учащихся, неразрывно связанную с творческой самореализацией всех детей — компонентом саморазвития как «природно-социально-психологического процесса вызревания личности"3, мы пришли к выводу, что гуманистическое взаимодействие с природой имеет большие возможности для удовлетворения врожденной потребности че.

3 Куликова Л. Н. Взаимодействие саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения // Личность в воспитательной системе: Общение и саморазвитие. — Хабаровск, 1995.-C.il. ловека в самореализации, выступает движущей силой саморазвития его личности. Процесс взаимодействия учащихся с миром природы является фактором воспитания гуманистически ориентированной личности, обладая важными воспитательными функциями, конкретизированными в данной работе на основе теоретического анализа и собственных наблюдений в ходе практической деятельности в следующем плане: в структуре формирования экоцентрического экологического сознания и экологической культуры (просветительная, развивающая, воспитывающая, организующая, прогностическая) — в структуре целостного педагогического процесса (формирование мировоззрения, экономическое, трудовое, эстетическое, гражданское, физическое воспитание, воспитание дисциплины, воспитание в семье, самовоспитание учаитхся);

4 в структуре непосредственного взаимодействия с миром природы (функции самореализации — реализация познавательных и творческих способностей и потребностей, реализации потребности в компетенции, отдыхе, общениивосстановительно-коррекиионные функции — психотерапевтическая, психофизиологическая, психокоррекци-онная, природотерапевтическаявоспитываюише функции — «общевоспитательная»: экологическое, трудовое, эстетическое и т. д. воспитание, а также функция самодисциплины и самовоспитания).

На основе имеющегося практического опыта и проведенного теоретического исследования, в соответствии с представлениями гуманистической педагогики, мы вышли на разработку и апробацию модели воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы в системе образовательных учреждений г. Хабаровска и Хабаровского края: детский экологический центр «Косатка», общеобразовательная школа «Акме» и детско-юношеский образовательный центр «Юность».

В ходе создания модели сформулированы основные концептуальные характеристики, в связи с чем целью ее разработки явилось создание оптимальных условий для повышения эффективности воспитания гуманистической ориентации личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы, в том числе для самореализации и свободного саморазвития, а также становления экоцентрического экологического сознания на основе систематизации разноуровневых форм: центр дополнительного экологического образования, общеобразовательную школу и летний образовательнодосуговый центрзадачами: создание духовного и социального климата, благоприятствующего самореализации личности через организацию психологически комфортного «совместного проживания» и контактного общения в условиях малых контактных группсоздание пространства для выработки адекватных экологических представлений, отношения к природе, системы умений и навыков (стратегий и технологий) взаимовыгодного взаимодействия с природоймаксимальное использование всех возможных форм гуманистического взаимодействия с миром природы, в том числе возможностей педагогической среды, предметов школьного цикла и многообразия видов школьной внеурочной и внешкольной творческой и общественной деятельности.

В результате апробации модели сделаны следующие выводы. ф гуманистическое взаимодействие с природой имеет большие возможности для удовлетворения врожденной потребности человека в самореализации, обладая важными воспит am ельнъми фунщиямиф пространством для создания необходимых для этого условий, являются гуманистические воспитательные системыф экологизированная педагогическая среда и максимально возможное количество тдов деятельности выступают необходимым условием эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учаищхся с миром природы.

На основе реализации программы опытно-экспериментальной работы, составленной с учетом теоретических аспектов проблемы, был осуществлен анализ практики организации воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы в системе образовательных учреждений г. Хабаровска и Хабаровского края: детский экологический центр «Косатка», общеобразовательная школа «Акме», детско-юношеский образовательный центр «Юность». В результате этого сделаны выводы:

4 в группах учащихся, задействованных в системе гуманистического экологического образования с приоритетным использованием процесса взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности (экспериментальные группы), высокий уровень гуманистического взаимодействия становится преобладающим, сокращается доля учащихся, отнесенных к среднему и низкому уровням;

4- в группах учащихся, не задействованных в системе гуманистического экологического образования с приоритетным использованием процесса взаимодействия учащихся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личности (контрольные группы), преобладающим уровнем остается средний, доля учащихся, отнесенных к высокому и низкому уровням сокращается незначительно.

В процессе работы с педагогами конкретизированы трудности в организации результативного воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы:

4 личностного характера (недостаточная включенность учащихся и педагогов в гуманистическую экологическую деятельность вообще, и в гуманистическое взаимодействие с природой в частностиотсутствие либо недостаточная осознанность имеющегося положительного опыта взаимовыгодного взаимодействия с природой);

4 педагогического характера (недостаточность знания педагогами философско-психологических, эколого-психологических и философско-экологических основ воспитания, в частности особенностей и воспитательного значения психолого-педагогических функций природынедостаточность знания педагогами актуальных вопросов воспитания и развития детей на современном этапеотсутствие единых воспитательных программ по формированию личности учащегося в современных условиях необход1шости использования новых образовательных и воспитательных технологийнезнание основных принципов и закономерностей, форм и методов использования воспитательного потен-киала мира природы, слабая методическая разработанность данного вопросаневысокая интенсивность отношения к природе у болыиинства педагогов);

4 социального характера (духовный и экономический кризис обществаотсутствие в обществе единой точки зрения на цели и задачи образования и воспитания- «замкнутость» педагогических коллективов на собственных проблемах" — «погоня за коммерщюлизацией педагогического процесса»).

При подведении итогов опытно-экспериментальной работ заключено: ф результативность воспитания гуманистически ориентированной личности напрямую зависит от эффективности гуманистического взаимодействия учаишхся и педагогов с миром природыф гуманистическое взаимодействие с природой обусловлено возрастными особенностями учащихся данной возрастной группы, что необходимо учитывать педагогу в процессе организации взаимодействия учаишхся с миром природы в воспитании гуманистически ориентированной личностиф эффективность воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы снижается в связи с объективными причинами личностного, педагогического и социального характера.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил обосновать условия повышения эффективности воспитания гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы: ф гуманизация процесса (гуманная воспитательная среда — гуманистические воспитательные системы разных уровнейпереход от традиционной к гуманистической модели непрерывного экологического образования, актуализация значимости ценностей гуманизма вообщепедагоги с четкой профессиональной гуманистической направленностьюгуманистическое взаимодействие учтцихся и педагогов с миром природыиспользование гуманистического воспитательного потенциала природы и др.) — ф совершенствование организационно-методического обеспечения процесса (теоретическая иметодическая подготовка педагогических коллективовмаксимальное использование форм организации: экологизированная педагогическая среда, учебные дисциплины, внеурочные и внешкольные формы, формы организащм каникулярного времени и т. д.- вовлечение всех учащихся в природоориентированную деятельность с максимальным использованием различных форм и методов, пользуюгиихся спросом v учащихсяметодическое обеспечение процесса на основе учета интересов и потребностей учащихся и др.) — ф обеспечение морально-психологической стороны процесса (учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихсякомфортизация межличностного взаимодействия, гуманные отношен! ля в коллективе- «канал» для самореализации на индивидуальном личностном потенциале с использованием возможностей природыиспользование восстановительно-коррекционных возможностей природы и др.) — обеспечение содержательной стороны процесса (соответствие содержания деятельности в процессе использования взаимодействия с миром природы современному уровню развития обществауравновешенность антропоцентрического и экоцентриче-ского подходовобеспечение органического единства процессов взаимодействия с миром природы и гуманистического непрерывного экологического образования учащихсяактивизация методов взаимодействия с миром природы, методов воспитания потребностей учащихся в гуманистическом взаимодействии с природой и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Р. Учение живой этики и новая стратегия системы образования (важнейшие аспекты реформы воспитательной и учебной практики) // «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск второй. — СПб.: Издательство «Петроградский и К0», 1998. — С. 10−23.
  2. Абульханова-Славская К.А. и др. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М: Наука, 1989. 243, 5. с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 289,2. с.
  4. Ю.П. Педагогика любви и свободы М.: Топикал- 1994.-608 с.
  5. JI.A. Экология души (экспериментальный курс в начальной школе) // «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск второй. — СПб.: Издательство «Петроградский и К0″, 1998. — С. 64−68.
  6. Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и „техники“ её бытия // Психологический журнал. Me 2. — 1993. — С. 3−16.
  7. В.А., Кольцова В. А. Гуманизм, системность, общение // Психологический журнал. 1992. — Nq 3 — С. 6−14.
  8. Л.А. Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  9. М.Н. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования // Гуманизация образования императив XXI века. — Выпуск 1. — Набережные челны, 1996. — С. 30−44.
  10. Н.Ф. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.-48 с.
  11. Г. Вопросы на уроках русского языка // Экологическое образование в средней общеобразовательной школе: (Сборник научных статей) / Редактор-составитель Кучер Т. В. М.: АПН СССР, 1990. — С. 52−60.
  12. А.К. Аналитическая записка „Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей“. -М., 1994. 5 с.
  13. Л.П. Духовность и проблема нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. — М> 2. — С. 3−9.
  14. Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 35−42.
  15. А.А. Основы концепции непрерывного экологического образования // Педагогика. -1997. JNc 6. — С. 31−36.
  16. В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. — С. 542−672.
  17. Г. В., Тихонова А. Е. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся. Выпуск 9: Факультатив для старшеклассников. — Хабаровск, 1989. — 66 с.
  18. .З. Воспитательная система школы: Проблема управления: очерки прагматической теории. М.: Сентябрь, 1997. — 112с.
  19. Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические груды / Академия педагогических и социальных наук., Московский психолого-социальный институт- Под ред. М. Г. Ярошевского. М. -Воронеж: МОДЭК, 1996. — 510, 2. с.
  20. Г. И., Галкин Ю. Ю., Дякин С. В. Об экологическом движении в России // Вестник экологического образования в России. 19. — 1998. — № 1.- С. 3−4.
  21. О.С. Гуманизм и свобода // 1 сентября-199 5.- 24 января. С. 1.
  22. О.С. Игра как системная потребность детства // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. New educational values: Philosophy and pedagogics of vacation. — Выпуск 8. — M.: Инноватор. 1998. — С. 23−26.
  23. О.С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. New educational values: Philosophy and pedagogics of vacation. — Выпуск 8. — M.: Инноватор, 1998. — С. 14−22.
  24. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования New educational values. — Выпуск 2: Содержание гуманистического образования. — М., 1995. — С. 16−45.
  25. В.И. Природа в религиозном взаимодействии // Вопросы философии. 1995. — Nb 3. — С. 43−52.
  26. Ю.Ю., Анохин М. М., Осипенко В. П. Общее и экологическое образование (правовые аспекты) П Вестник экологического образования в России. 1998. — № 3−4. — С. 3−4.
  27. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Педагогика, 1991. 272 с.
  28. А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Издательство АПН РСФСР. — 1953.- 208 с.
  29. А.Я. Об естественно-исторических экскурсиях // Учитель. 1866. -М> 7. — С. 251−255.
  30. А. „Зеленая республика“ // Воспитание школьников. -1998. № 5. — С. 43−48.
  31. .Т. Человек: Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986. — С. 126−163.
  32. М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика. — 1993. — JSft 3. — С. 21−25.
  33. Данилов-Данильян В. И. Возможна ли „коэволюция“ природы и общества»? // Вопросы философии. 1998. — JNq 8. — С. 15−26.
  34. Й .С. Учитель как человек экологический // Педагогика. -1994. № 5. — С. 37−40.
  35. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». 1996. 480 с.
  36. С.Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. — № 6. -С. 4−17.
  37. Г. П. Гуманизация нравственного воспитания на рациональной основе // Гуманизация образования императив XXI в. — Выпуск 2: Материалы межрегиональной конференции 27−29 февраля 1996 г. — Набережные челны, 1996.-С. 19−22.
  38. Н.В. Условия перестройки экологического воспитания во внеклассной и внешкольной работе // Экологическое движение пионеров и школьников: Сборник статей / Под редакцией И. Д. Зверева М., 1990. — С. 36−40.
  39. М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика.1997. № 5, — С. 103−107.
  40. Ю.Д. О значении развивающей педагогики в экологическом образовании // Вестник экологического образования в России. 1998. — № 3−4. -С. 1−2.
  41. В. «Ощущение тупика» // Химия и жизнь.- 1995. 9. — С.42.47.
  42. С. Экология и культура // Новый мир. 1992. — № 9. — С. 3−12.
  43. А.Н. На А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. — 80 с.
  44. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранного образования. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  45. Захлебный A. I-L, Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1977.- 207 с.
  46. В.М., Лебединский В. В. Международное юношеское и детское движение: Учебное пособие по спецкурсу / Под ред. профессора В. В. Лебединского. М.: ВКШ, 1987. — 94 с.
  47. И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. -1991. М 1.-С. 9−12.
  48. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  49. И.А. Гуманизация образования императив XXI в. // Гуманизация образования — императив XXI в. — Выпуск 1. — Набережные челны, 1996. -С. 20−30.
  50. В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1998.- 17 с.
  51. В.Н. Сможет ли человечество выжить? // Экология и образование. -М? 1. 1998. — С. 11−17.
  52. В.Д. Само/деятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Книга для старшеклассников. М.: Просвещение, 1991. -128 с.
  53. Н.К. Процесс самопринятия и гуманистические ценностные ориентации педагога // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — С. 101−115.
  54. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании Н Вопросы психологии. 1999. — Nq 3. — С. 83−88.
  55. А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: книга для учителей. 2-е издание, доп. и пер. — М.: Просвещение, 1987. — 207, 2. с.
  56. А.В., Фролова Н. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. М.: Институт молодежи, 1996. — 157 с.
  57. В.А. Экологическое мировоззрение и идеи синергетики // Наука и школа. 1999. — № 3. — С. 33−39.
  58. А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998. — 18 с.
  59. Искать сердцем: воспитание экологической культуры (Программа «Маленький принц Земли») / Автор-составитель Цветкова И.В.- М., 1997. 208 с.
  60. Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание-сила. 1990. -№ 3. — С. 11−14.
  61. В.Б. Вестник АсЭко: ресурсная база гуманистической модели экологического образования // Вестник АсЭкО Все об экологическом образовании детей. № 1(15). — 1998. — С. 3−8.
  62. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. -1999. № 7. — С. 73−84.
  63. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 80 с.
  64. Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 69−73.
  65. Г. Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании школьников // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 28−34.
  66. Р.С. Биология, идеалы научности судьбы человечества // Вопросы философии. 1992. — № 11. — С. 139−148.
  67. В.Г. Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998. — 17 с.
  68. Д.Р. Эгнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 1995. — 191 с. — (Институт молодежи).
  69. Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. — .No 1. — С. 40−52.
  70. Н.Н. Философия экологии и мировоззренческие сдвиги современности (по материалам 2-го Всеукраинского философского конгресса) // Философская и социологическая мысль. 1996. — №? 1−2. — С. 30−48.
  71. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 13−17.
  72. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  73. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — С. 84−105.
  74. И.А. Диалог в педагогическом общении (о предмете педагогического общения) // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995.-С. 14−23.
  75. Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентации учащихся в системе школьного экологического образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 19 с.
  76. И.В. Экологические коллизии в России // Вопросы философии. -1995.-Me 3.-С. 60−64.
  77. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования New educational values. Вып. 2: Содержание гуманистического образования. — М.: 1995. — С. 67−103.
  78. И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. 1998. — 1. — С. 65−75.
  79. Л.Я., Луканкина В. К., Тихонова А. Е. Экологическое воспитание школьников в пионерском лагере: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов. Хабаровск, 1989. — 48 с.
  80. М.А. Основные тенденции развития экологического образования в школах ФРГ (средняя ступень обучения): Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1998. — 30 с.
  81. Л. Мир природы и развитие образного мышления школьников // Воспитание школьников. 1996. — № 5. — С. 30−34.
  82. Т.В. Формирование экологической культуры учащихся средних школ на современном этапе (дидактический аспект): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998. — 17 с.
  83. Л.Н. Взаимодействие саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения // Личность в воспитательной системе: Общение и саморазвитие. Хабаровск, 1995. — С. 11.
  84. Л.Н. Воспитать себя: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991.- 143 с.
  85. Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Хабаровский государственный педагогический университет. Хабаровск: Издательство ХГПУ, 1997.- 317 с.
  86. Г. В. Природоохранная деятельность в воспитательной системе сельской малочислеш-гой школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. — 25 с.
  87. М.В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1999. — 215 с. — (Институт молодежи).
  88. Т.В. Потенциал экологических знаний и умений школьного курса географии // Экологическое образование в средней общеобразовательной школе. М.: АПН CCCF, 1990. — С. 98−107.
  89. Т.В., Тихонова А. Е. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся. Выпуск 10: Внеклассная работа. — Хабаровск, 1990.-48 с.
  90. В.В. Возникновение и развитие детского демократического движения: Лекция 1-го раздела курса «Теоретические основы и методика работы Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина». М.: ВКШ, 1972, — 42 с.
  91. В.В. Методика планирования работы в пионерском лагере: Методическое пособие для слушателей факультета истории и комсомольского воспитания к летней практике в пионерлагерях. М.: ВКШ, 1973. — 70 с.
  92. В., Магдиев Ю. Чтобы не было трудных детей // Воспитание школьников. 1990. — .гя 3. — С. 80.
  93. С.А. Молодежная политика в Хабаровском крае: Тенденции и перспективы. Хабаровск, 1998 г. — 14 с.
  94. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 43 с.
  95. А.Ю. Философские основания экологизации образования // Наука и школа. 1999. — М? 1. — С. 48−53.
  96. .Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. -1994.-Ко 2.-С. 35−40.
  97. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИГ1К и ФПК. М.: Юрайт, 1998.-464 с.
  98. .Т. Экология личности // Педагогика.-1993. № 2. — С. 19−23.
  99. Д.С. Экология проблема нравственная // Наше наследие.1991.-Х? 1.-С. 3−4.
  100. В.Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 17 с.
  101. Макаренко А. С, Воспитание гражданина. М., 1988. — С. 245−246.
  102. Т.А. Формирование экологической воспитанности старших подростков в школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М., 1999. 22 с. — (Институт молодежи).
  103. В.В., Мантатова Л. В. Экологическое воспитание как процесс духовного обновления // Гуманизация образования императив XXI в. -Выпуск 2: Материалы межрегиональной конференции 27−29 февраля 1996 г. — Набережные челны, 1996. — С. 67−75.
  104. Н.Б. Экологическая эстетика за рубежом // Философские науки. 1992. — № 2. — С. 16−31.
  105. М.Н. Становление содержания образования в эколого-гуманитарном вузе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1999. — 21 с. — (Институт молодежи).
  106. Маслоу, Абрахам. Новые рубежи человеческой природы / Под общей ред. Г. А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. — 423, 1. с.
  107. Маслоу, Абрахам. Психология бытия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997.300 с,
  108. Т.А. Педагогическое обеспечение самопознания школьников // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — С. 65−68.
  109. Методы экспресс-картирования на территории Ленинградской области: (Методические рекомендации). Л., 1990. — 15 с.
  110. А.В., Мусин А. Г. Экологизация образования как один из путей его гуманизации // Гуманизация образования императив XXI в. — Выпуск 2: Материалы межрегиональной конференции 27−29 февраля 1996 г. — Набережные челны, 1996. — С. 83−84.
  111. М. В. Школа Е.С. Левицкой в Царском селе: опыт создания «новых школ» в России // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Редактор составитель Е.И.
  112. Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — С.33−40.
  113. Н.Н. Время определять национальные цели. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.-С. 78−93.
  114. Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. — № 8. — С. 26−33.
  115. Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. — № 4. — С. 3−10.
  116. Н.Н. У роковой черты // Октябрь. 1988. — № 3. — С. 163−178.
  117. Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. — № 6. — С. 32−45.
  118. Н.Н. Экология в современном мире // Экология и образование. 1998. — № 1.-С. 2−10.
  119. Н.Н. Экология и образование. М.: Юнисам, 1996.-С. 131 158.
  120. И.М. Космизация курса общей биологии в системе опережающего образования и научные прогнозы живой этики // «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск второй. — СПб.: Издательство «Петроградский и К0», 1998. — С. 36−51.
  121. И. Арифметика на природе // Воспитание школьников. -1998. -N) 1.- С. 63−65.
  122. И. Для внимательного человека лес целый мир // Воспитание школьников. — 1997. — No 4. — С. 11−14.
  123. Н.Н. Самоопределение личности как цель и условие гуманистического педагогического процесса // «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск второй. СПб.: Издательство «Петроградский и К0», 1998. — С. 24−28.
  124. К.И. Концепция курса «География духа» // «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск второй. — СПб.: Издательство «Петроградский и К0», 1998. — С. 34−35.
  125. В.Н. Развитие экологической культуры учащихся на разных этапах непрерывного образования (на примере районного центра): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Новгород, 1998. — 19 с.
  126. Ю.П., Никифорова Е. В. Новое экологическое мышление // Педагогика. 1991. — М б. — С. 57−62.
  127. Организация экологической деятельности юных туристов: (Методические рекомендации) / Составитель Кузнецов Ю. Н. Тула, 1989. — 16 с.
  128. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — Мг 2. — С. 5−19.
  129. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  130. Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 21−26.
  131. Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук М., 1991. — 22 с.
  132. , А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 302 с.
  133. Г. // Константинов В. «Исторический материализм и современность» // Вопросы философии. 1976. — 3. — С. 31.
  134. В.В. К вопросу о загородных экскурсиях // Природа в школе. Санкт-Петербург. 1907. — № б. с. 75−80.
  135. Е.В. Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.
  136. Г. С. Психологические аспекты экологического воспитания учащихся И Гуманизация образования императив XXI в. — Выпуск 1. — Набережные челны, 1996. — С. 101−104.
  137. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  138. Н.А. Формирование социально-экологической ответственности старшеклассников (социально-педагогический анализ): Дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1994. — 234 с. — (Институт молодежи).
  139. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Издательство АПН РСФСР. — 1960. — 487 с.
  140. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: ИЦ «Россия молодая» — Экология, 1992. — С. 12−326.
  141. Роджерс, Карл. Взгляд на психотерапию. Становление личности / Общ. ред. и пред. Е. И. Исениной. М.: «Прогресс» — «Универс», 1994. — 479, 1. с.
  142. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 е., ил. Т. 1 — А — М -1993.
  143. С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы философии. 1989. — JVc 4. — С. 89−95.
  144. А.И. Природа и человек: психологические основы отчуждения // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 60−64.
  145. Ю. «Не утратить чувства малой Родины» // Приамурские ведомости. 1996. — 5 ноября. — С. 2.
  146. В.А. Природа и дети // «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск второй. — СПб.: Издательство «Петроградский и К0», 1998. — С. 83−84.
  147. А.П. Особенности отношения детей к природе в пионерском лагере // Экологическое движение пионеров и школьников: Сборник статей / Под редакцией И. Д. Зверева. -- М., 1990. С. 17−22.
  148. П.Н. Рождение этосферы // Вопросы философии. 1992. — № 3.- С. 95−103.
  149. Л.А. Формирование гуманистических качеств личности учащихся в процессе эстетического воспитания: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995. — 189 с. — (Институт молодежи).
  150. В.А. Изучение профессиональной активности будущего учителя (Некоторые теоретические и практические вопросы). М.: «Прометей», МГПИ, 1990. — 45 с.
  151. В.А. Психолого-педагогические проблемы формирования социально активной личности: Учебное пособие к спецкурсу / Научный редактор В. А. Сласгенин. — М.: МГПИ, 1988. — 64, 2. с.
  152. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманизация образования и педагогические ценности // Гуманизация образования императив XXI века. — Выпуск 1. -Набережные челны, 1996. — С. 60−69.
  153. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и PLC. Кона. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  154. II.Л. Мысли об экскурсиях // Природа в школе. Санкт-Петербург, 1907. — Хс 6. — С. 332−337.
  155. А.И. Императив гуманизации общества и образования: к неклассическому гуманизму // Гуманизация образования императив XXI в. -Выпуск 1. — Набережные челны, 1996. — С. 4−19.
  156. А. Экологическая программа «Лесной дом» // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. New educational values: Philosophy and pedagogics of vacation. — Выпуск 8. — M.: Инноватор, 1998. — С. 113−116.
  157. В.А. Природа, труд, мировоззрение И Биология в школе. 1970. — № 5. — С. 5−12.
  158. В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Рад. шк., 1988. 269,2. с.
  159. В.Т. Орнитологические экскурсии в Приамурье. Хабаровск: Детский экологический центр «Косатка», 1994. — 20 с.
  160. В.Т. Экскурсии по изучению земноводных в Приамурье // Организация внеклассной краеведческой и природоохранительной работы с учащимися: (Методические материалы для учителя). Хабаровск, 1982. — С.28−40.
  161. Ю. Педагогический потенциал лагерной смены // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. New educational values: Philosophy and pedagogics of vacation. — Выпуск 8. — M.: Инноватор, 1998. — С. 80−84.
  162. A.E. Дидактические и методические основы экологического образования и воспитания школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Хабаровск, 1984. — 100 с.
  163. К.Д. Материалы для «Педагогической антропологии». Т III.-СПб., 1908.-С. 19−28.
  164. К.Д. Собрание сочинений / Ред. кол. A.M. Егоров гл. ред., Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский. М. — Л.: АПН РСФСР, Институт теории и истории педагогики, 1948−52. — Т. 11. — 1952. — 728 с.
  165. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., пер. и доп. -М.: Политиздат. 1991. — 560 с.
  166. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.-2-е изд.- М.: Сов. этцпслопедия, 1989, — 815 с.
  167. Т. Лагерь: творческий опыт для ребенка и взрослого // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. New educationalvalues: Philosophy and pedagogics of vacation. Выпуск 8. — M.: Инноватор, 1998. — С. 31−37.
  168. Я. Экологически! аспект содержания учебных программ // Специалист. 1999. — № 6. — С. 17−18.
  169. И.Ф. Педагогика: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Муншерсггэцкае, 1998. — 560 с.
  170. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Педагогика. -1990.12.-С. 28−35, 134.
  171. Хесле, Витторио. Философия и экология. М.: АО «Ками», 1994. — 1873. с.
  172. Ю.Л., Болдина С. В. Применение метода проектов в рамках раздела «Производство и окружающая среда» образовательной области «Технология» // Наука и школа. 1998. — № 1. — С. 33−37.
  173. Г., Павлов В. И., Рыженков Я. Е. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологический журнал. 1994. — Мг 1. — С. 41−49.
  174. В.Л. Живая этика и наука // «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск второй. — СПб.: Издательство «Петроградский и К0», 1998.-С. 4−9.
  175. Швейцер, Альберт. Благоговение перед жизнью: Пер. с немецкого / Сост. и поел. А.А. Гуссейнова- Общ. ред. А. А. Гуссейнова и М. Г. Селезнева. -М.: Прогресс, 1992. 567 с.
  176. Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности // Мир психологии и психология в мире. -1995. МЙ 2(3). — С. 40−53.
  177. Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников. 1998. — № 5. — С. 2−8.
  178. Экологическое образование в школе: Концепция / Зверев И. Д., Сура-вегина И.Т. и др. М., 1994. — 31 с.
  179. С.М. Договор регулятор отношений педагога и ребенка как субъектов образовательного процесса // Гуманизация воспитания в современных условиях. — М., 1995. — С. 24−46.
  180. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999. — N? 3. — С. 39−47.
  181. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — Ne 2. — С. 31−41.
  182. Ю.Б. Формирование экологических представлений на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний // Наука и школа. -1999. С. 40−44.
  183. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 28−34.
  184. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 21 с.
  185. В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — ЛГс 3. — С. 70−73.
  186. В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1993. — 23 с.
  187. В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1995. — J& 4. — С. 19−28.
  188. В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования II Вопросы психологии. 1998. — JNq 4. — С. 3−14.
Заполнить форму текущей работой