Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данном исследовании инновационная деятельность членов педагогического коллектива рассматривается как средство перевода учреждения из режима функционирования в поисковый, творческий режим развития. Она представляется как комплексный процесс, кардинально преобразующий образовательную систему, с учетом ее истории, традиций, реального уровня развития, миссии, стратегических и тактических целей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Формирование мотивации к инновационной деятельности как педагогическая проблема
    • 1. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивации педагога к инновационной деятельности
    • 2. Психолого-педагогические условия и факторы процесса 49 формирования мотивации к инновационной деятельности в педагогическом коллективе
    • 3. Структура и основные этапы осуществления исследовательского процесса
  • Глава II.
  • Исследование управления процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности
    • 1. Сущность и структура процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности
    • 2. Технология управления как стимул повышения инновационного потенциала педагогического коллектива
    • 3. Роль личности руководителя в процессе управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности

Управление процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Российское государство находится на этапе активных социально-экономических преобразований, которые стимулируют развитие всех сфер жизни общества. Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей которой является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [84 с. 23].

Достижение современного качества общего образования, прежде всего, зависит от эффективности профессиональной деятельности учителя и в целом педагогических коллективов образовательных учреждений.

Традиционная педагогическая деятельность учителя, ориентированная на субъект-объектные отношения и передачу знаний, умений и навыков учащимся, нуждается в обновлении, так как не обеспечивает формирования у школьников ценностного отношения к своему развитию, мотивированного отношения к образованию в целом, препятствует развитию способностей выпускников, позволяющих осмысленно самоопределяться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего [97 с.11]. Обновление содержания и качества профессиональной деятельности педагогов не может носить разовый характер, потому что активные преобразования во внешней, по отношению к деятельности образовательных учреждений, среде требуют постоянной реакции педагогических коллективов. Причем наиболее успешно к воздействию факторов обновления адаптируются те педагогические коллективы, которые способны и готовы к опережающим изменениям. Адекватная реакция педагогического коллектива на предстоящие или происходящие изменения различного характера обеспечивается посредством вовлечения педагогов в инновационный процесс, содержание которого, по мнению Сластенина В. А. и Подымовой.

Л.С., составляет инновационная деятельность учителей, заключающаяся в создании, использовании и распространении нововведений [183]. В качестве нововведений рассматриваются модифицированные или принципиально новые образовательные технологии, методы и способы осуществления педагогической деятельности, обеспечивающие разрешение проблем учреждения, повышающие эффективность образовательного процесса.

Проблемы педагогической инноватики: проектирования образовательного пространства, развивающей образовательной среды, управления инновационными процессами, мотивационного управления образовательными системами и другие, исследовались в трудах российских ученых Загвязинского В. И., Сластенина В. А., Подымовой JI.C., Ильиной Н. Ф., Шамовой Т. И., Поташника М. М., Струценко JI.A., Пригожина А. И., Юсуфбековой Н. Р. Результаты исследований свидетельствуют, что именно инновационная деятельность инициирует и обеспечивает модернизацию образовательного процесса, осуществляемого педагогическим коллективом. Потому что активное внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик учителя, вооружить его новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными преодолеть отчуждение ученика от процесса образования, сделать его субъектом собственного развития, а школу — полноценным социально-педагогическим институтом конкретного социума.

В данном исследовании инновационная деятельность членов педагогического коллектива рассматривается как средство перевода учреждения из режима функционирования в поисковый, творческий режим развития. Она представляется как комплексный процесс, кардинально преобразующий образовательную систему, с учетом ее истории, традиций, реального уровня развития, миссии, стратегических и тактических целей. Характер инновационной деятельности рассматривается в качестве постоянного, то есть поиск, разработка и практическая реализация нововведений осуществляются членами педагогического коллектива как реакция на изменяющиеся условия, возникающие проблемы и как стремление к самосовершенствованию, самореализации и повышению результативности учебно-воспитательного процесса. Процесс формирования мотивации педагогов к инновационной деятельности и участие в ней способствуют накоплению инновационного потенциала коллектива, который обеспечивает возможность его интенсивного развития.

Педагогическая инновационная деятельность — это целенаправленные усилия, творчество и форма жизни, осуществляемые, и это принципиально, всем педагогическим коллективом. Это инициативы педагогов (новые идеи, проекты, планы, конкретные действия и т. д.), адресованные самим инициаторам и всем тем, кто желает участвовать в практической реализации идей. Это форма творчества и жизни педагогов, живо реагирующая на текущие ситуации, предполагающая изменение сознания и понимание всех его участников и, прежде всего, самих инициаторов [167 с. З — 7].

Вовлечение учителя в инновационную деятельность требует обогащения содержания и развития всех компонентов его педагогического сознания. Результаты исследований А. С. Днепрова свидетельствуют о том, что педагогическое сознание может быть определено как динамично развивающееся многообразие структурных компонентов, которое возможно целенаправленно формировать. Участие учителя в инновационной деятельности оказывает влияние на все компоненты его сознания и, прежде всего, развивает когнитивную (интеллектуальную) и конативную (активность в поведении) сферы личности, которые играют определяющую роль в процессе осуществления профессиональной деятельности на основе научного педагогического сознания [143 с Л 7].

В данном исследовании под педагогической инновационной деятельностью понимается целенаправленная интеллектуальная деятельность по созданию, освоению и (или) практическому применению новой или усовершенствованной технологии профессиональной деятельности, обеспечивающей изменение содержания педагогического сознания учителя и повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Результаты исследований в области педагогической инноватики (Сластенин В.А., Подымова JI.C., Лазарев B.C., Степанов В. М., Андреев В. И., Загвязинский В. И., Шамова Т. И., Ушаков К. М., Пригожин А. И., Днепров С.А.) свидетельствуют о том, что главным субъектом инновационной деятельности педагогического коллектива выступает учитель. Поэтому важнейшим фактором эффективности инновационной деятельности педагогического коллектива является характер отношения к ней учителей.

Инновационная деятельность в области педагогики характеризуется такими особенностями, как существенная зависимость поведенческих процессов от социальной ситуации, размытость границ педагогических нововведений, сопротивление нововведениям, обусловленное психологическими и социальными причинами [190 с.347−359].

Анализ опыта инновационных образовательных учреждений позволяет утверждать, что без специальной подготовки и целенаправленного управленческого воздействия на весь педагогический коллектив попытки реализации нововведений встречают с его стороны сопротивление, а инновационная деятельность, в которой испытывают потребность отдельные сотрудники, не получает понимания и поддержки коллектива. Такая позиция учителей по отношению к инновациям является результатом низкого уровня мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности. Осознание учителями потребности в инновациях и выбор способов удовлетворения этой потребности обеспечиваются формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований А. Н. Леонтьева, А. А. Ухтомского, Е. П. Ильина, В. Г. Асеева, В. К. Вилюнаса, П. В. Симонова, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Маслоу, Ф. Герцберга, М. Мескона и других, раскрывают природу, психолого-педагогические основы, механизмы и сущность процесса формирования мотивации личности.

Как показывают исследования, мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих последовательных стадий: осознание сотрудником своих потребностей как системы предпочтениявыбор наилучших способов удовлетворения потребностейосуществление действийполучение результатовудовлетворение потребностей. Деятельностный подход к формированию мотивации педагогического коллектива к инновациям обеспечивает позитивное отношение к ним сотрудников, перестройку их профессионального мышления, повышение компетентности и развитие личности учителя в целом [124].

Существующие теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах (потребности, интересы, мотивы и стимулы), которые заставляют человека действовать и усиливают активность его действия. Так, например, факторами, позволяющими сотруднику получать внутреннее удовлетворение от работы, могут быть: ощущение значимости и результативности своего труда, чувство причастности к определенному коллективу, удовлетворение от общения и дружеских отношений с коллегами. К основным внешним стимулам трудовой деятельности относятся вознаграждения — это зарплата, продвижение по службе, символы признания, служебного статуса и престижа [50].

Психолого-педагогические основы, сущность, многообразие условий и факторов, влияющих на эффективность процесса формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности, обусловливают необходимость целенаправленного систематического воздействия на мотивационный компонент сознания педагогов. Такое влияние обеспечивается специально организованным управлением, которое способствует осознанию учителями потребности в инновационной деятельности и постепенному вовлечению в нее большинства членов педагогического коллектива. Значимость управления заключается также в том, что оно обеспечивает соответствие инновационной деятельности педагогического коллектива стратегии развития учреждения, объединение и поддержку усилий педагогов новаторов, распространение эффективных инноваций [219].

Таким образом, современный руководитель, осуществляющий перевод образовательного учреждения в инновационный режим деятельности, нуждается в специальных знаниях о содержании процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности, а также об условиях и факторах, влияющих на его эффективность.

Управлению инновационной деятельностью в образовательных учреждениях посвящены научные работы отечественных ученых Афанасьевой Т. П., Безрукова В. М., Васильева Ю. В., Горбуновой Н. В., Габдуллина Г. Г., Зверевой В. И., Конаржевского Ю. А., Королева Е. Г., Лизинского В. М., Малышева К. Б., Шамовой Т. Н., Немовой Н. В., Моисеева A.M., Радугина А. А., Богоявленской А. Е., Симонова В. П., Терехова В. А., Третьякова П. И., Лазарева B.C., Хомерики О. Г., Поташника М. М., Шакурова Р. Х., Зубова Н., Кузьмина С. В., Шалаева И. К., Ямбурга Е. А., Шипилиной Л. А. и других. В них управление рассматривается как воздействие на интересы и потребности педагогов для достижения наилучших результатов деятельности на основе мотивации.

Исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогического менеджмента свидетельствуют о наличии шести основных функций управленческого цикла [230], однако, сущность, структура и содержание этих функций применительно к процессу управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности в современной педагогике не исследовались. Следствием этого является недостаток научного знания об условиях и факторах эффективности процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Анализ результатов исследований в области педагогической инноватики и менеджмента позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности вопроса управления процессом формирования мотивации педагогического коллектива именно к инновационной деятельности.

Этот вывод определил актуальность темы исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы психолого-педагогические условия разработки и реализации управленческих решений по формированию мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности (Схема 1).

Решение этой проблемы составляет цель исследования, которая заключается в выявлении психолого-педагогических условий эффективности процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Объект исследования — процесс управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Предмет исследования — условия эффективности процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Рамки исследования ограничиваются рассмотрением функций цикла управления процессом формирования мотивации педагогического коллектива средней общеобразовательной школы к инновационной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении, что реализация цикла управленческих решений окажет действенное влияние на формирование наиболее предпочтительной иерархии мотивов инновационной деятельности учителя при следующих условиях:

• отражение в содержании функций управленческого цикла специфических особенностей процесса формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

• целостное, последовательное и систематичное применение компонентов управленческого цикла на всех этапах формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

• обеспечение единства осознания педагогом собственного профессионально-личностного роста и общественного признания его компетентности, развития высокого уровня достижений в инновационной деятельности;

• нацеленности управленческих решений на развитие у членов педагогического коллектива способностей к рефлексии, идентификации и коррекции профессиональных действий, проектированию содержания инновационных компонентов педагогической деятельности.

Объект, предмет, гипотеза и цель исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявление сущности, структуры и характеристик процесса формирования мотивации педагога и педагогического коллектива к инновационной деятельности, определение условий и факторов его эффективности.

2. Разработка модели процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

3. Определение причин и предпосылок факторов эффективности управления процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

4. Выявление критериев результативности разработанного в исследовании цикла управленческих решений по формированию мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы психолого-педагогические условия разработки и реализации управленческих решений по формированию мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: условия эффективности процесса управления процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

•- - ¦ ¦ ¦ ¦. ¦ .

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление психолого-педагогических условий эффективности процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Выявление сущности, структуры и характеристик процесса формирования мотивации педагога и педагогического коллектива к инновационной деятельности, определение условий и факторов его эффективности.

2. Разработка модели процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

3. Определение причин и предпосылок факторов эффективности управления процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

4. Выявление критериев результативности разработанного в исследовании цикла управленческих решений по формированию мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка цикла управления, обеспечивающего формирование высокого уровня мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Схема 1. Аппарат исследования.

Методологической основой исследования являются:

• философский принцип изучения явлений в единстве теории и практики (Г.Гегель, Н. А. Бердяев, Б. С. Гершунский, Н. А. Ильин, Э. В. Ильенков, А. П. Огурцов, Н. Н. Моисеев, Н. Г. Алексеев и другие);

• концепция профессионально-личностного развития учителя (Сластенин В.А., Беспалько В. П., Конаржевский Ю. А., Маркова.

A.К., Давыдов В. В., Шадриков В. Д., Симонов В. П., Маркова О. Ю., Пряникова В. Г., Щукина Г. И., Божович Е. Д. и другие);

• концепции инновационной педагогической деятельности (Сластенин.

B.А., Подымова JI.C., Лазарев B.C., Степанов В. М., Андреев В. И., Загвязинский В. И., Шамова Т. И., Ушаков К. М., Пригожин А. И., Днепров С. А. Цедринский А.Д., Загвязинский В. И., Лобейко Ю. А., Максимов Ю. Г., Юсуфбекова Н. В. и другие);

• концепция деятельностного подхода во внутришкольном управлении (Шамова Т.И., Зверева В. И., Третьяков П. И., Ушаков К. М., Васильев Ю. В., Конаржевский Ю. А., Бадил В. А., Шипилина Л. А., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н.).

Исследование опирается на нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве», Городская целевая программа «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3, 4)» и другие.

Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: анализ и синтез, абстрагирование, психолого-педагогическое проектирование и моделирование процесса формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельностинаблюдение за ходом деятельности и анкетирование участников образовательного процессаанализ результатов, экспертная оценка и самооценка педагогической деятельности членов коллективапедагогический экспериментмониторинг процесса формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Научная новизна наиболее существенных результатов исследования заключается в том, что:

• выявлена и обоснована структура и содержание процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

• уточнено и прокорректировано содержание функций процесса формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

• выявлены условия эффективности процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

• определены основные направления повышения эффективности управления процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• обогащено представление о значимости и сущности управленческих действий в процессе управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

• выявлено и обосновано теоретическое содержание процесса инновационной деятельности педагогического коллектива, обогащено понятие его этапности и развития инновационного потенциала;

• определены критерии эффективности процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности.

Практическое значение исследования определяется тем, что основные научные результаты, выводы и практические рекомендации могут использоваться руководителями образовательных учреждений при организации инновационной деятельности в педагогических коллективах, в разработке мотивационных систем, в процессе диагностики мотивационной сферы и инновационного потенциала педагогов. Выявленные в ходе исследования профессиональные и личностные качества руководителя, обеспечивающие эффективное руководство процессом формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности, могут служить критериями для отбора претендентов на должность руководителя инновационного учреждения. Полученные практические результаты исследования могут использоваться при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.

Организация и база исследования.

На констатирующем этапе в экспериментальной деятельности принимали участие педагогические коллективы школ №№ 1002 и 1007, в их числе — 162 педагогических сотрудника и 14 представителей администрации. Оценка эффективности применения технологии управления процессом формирования мотивации к инновационной деятельности в педагогическом коллективе осуществлялась на базе ГОУ СОШ № 1007. Внедрение элементов исследования проводилось в школах №№ 97, 324, 1000, 1002 Западного административного округа города Москвы.

На семинарах для руководителей, их заместителей и педагогов-психологов образовательных учреждений Западного административного округа города Москвы получили одобрение обсуждавшиеся результаты исследования, эффективность применения их элементов и рекомендаций по реализации разработанного цикла управления.

Результаты научной работы соискателя нашли отражение в методических материалах проведенных семинаров и в четырех статьях.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в течение трех взаимосвязанных этапов, с 2000 по 2005 год.

На первом этапе (2000 — 2002 гг.) изучалась разработанность проблемы в общенаучной и психолого-педагогической литературе. Определялся и уточнялся категорийный аппарат исследования, разрабатывалась методика экспериментальной деятельности, моделировалась технология управления процессом формирования мотивации к инновационной деятельности в педагогическом коллективе.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) изучалось состояние мотивационной сферы сотрудников педагогических коллективов в отношении инновационной деятельности, разрабатывались материалы для экспериментальной деятельности, выявлялись критерии эффективности процесса мотивации, уточнялась гипотеза исследования.

На третьем этапе (2003 — 2005 гг.) осуществлялась апробация и внедрение результатов исследования. Апробировался цикл управления процессом формирования мотивации к инновационной деятельности, оценивалась его эффективность, анализировались итоги экспериментальной деятельности. Осуществлялось теоретическое обобщение результатов эксперимента, оформление диссертации, разрабатывались и применялись практические рекомендации по управлению процессом формирования мотивации к инновационной деятельности в педагогическом коллективе.

В соответствии с целью, задачами, рамками и логикой научного исследования определена структура диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 240 источников и 25 приложений. Основной текст диссертации составляет 198 страниц и сопровождается 12 схемами и 2 таблицами.

Вывод:

1. модель процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности подтвердила свою эффективность в выявленных и проверенных условиях;

2. разработанные в исследовании управленческие решения стимулируют развитие всех аспектов деятельности педагогического коллектива и, в первую очередь, таких как:

• уровень мотивации к инновационной деятельности;

• развитие и накопление инновационного потенциала;

• меру актуализации профессионального потенциала в реальных действиях учителя, качественно изменяющих педагогический процесс;

• поисковый режим деятельности, обеспечивающий активную реализацию инноваций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сформулировать совокупность психолого-педагогических условий, определяющих эффективность процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности, основными из которых являются:

• отражение в содержании функций управленческого цикла специфических особенностей инновационной деятельности педагогического коллектива;

• целостное, последовательное и систематичное применение всех компонентов управленческого цикла на всех этапах формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

• обеспечение единства осознания педагогом собственного профессионально-личностного роста и общественного признания его компетентности, развития высокого уровня достижений в инновационной деятельности;

• нацеленность управленческих решений на развитие у членов педагогического коллектива способностей к рефлексии, идентификации и коррекции профессиональных действий, проектированию содержания инновационных компонентов педагогической деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.

Опытно-экспериментальная работа позволила установить показатели эффективности процесса формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности, основными из которых являются:

• устойчивая тенденция повышения уровня мотивации педагогического коллектива школы к инновационной деятельности;

• достижение высокого уровня мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;

• повышение степени участия членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;

• развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы;

• повышение уровня профессиональной компетентности членов педагогического коллектива;

• развитие организационной культуры коллектива учреждения адекватной цели управления;

• повышение результативности всех сфер деятельности образовательного учреждения.

Опытно-экспериментальная работа позволила выявить положительную динамику развития инновационного потенциала педагогического коллектива в соответствии с ростом уровня мотивации учителей к инновационной деятельности.

В исследовании широко использовалось определение процесса мотивации педагога к инновационной деятельности, согласно которому он представляет собой процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа потребности в изменении собственной педагогической деятельности с образом инновационной деятельности как претендента на предмет удовлетворения потребности. Доказана его продуктивность как основы построения действующей модели процесса мотивации. Определен вариант модели процесса формирования мотивации педагога к инновационной деятельности, с наибольшей эффективностью проявивший себя в условиях деятельности ГОУ СОШ № 1007.

В ходе исследования выявлены внутренние побудительные силы мотивации педагога к инновационной деятельности, которыми являются:

• потребности педагогов в самореализации, признании и самоутверждении, принадлежности и причастности, достижениях, влиянии, поощрении, справедливости оценки деятельности, удовлетворенности результатом;

• познавательный интерес;

• положительные эмоции, обусловленные результатами педагогической деятельности.

Также выявлены внешние побудительные силы или стимулы формирования мотивации педагога к инновационной деятельности:

• создание условий трудовой ситуации, обеспечивающих педагогу полноценную профессиональную самореализацию в сфере его компетенции;

• постоянно высокий уровень информированности педагога о результатах собственной и коллективной профессиональной деятельности;

• вовлечение педагога в рефлексивную педагогическую деятельность;

• информированность о научных достижениях в сфере профессиональной деятельности педагога;

• развитие профессиональной квалификации и компетентности педагога;

• вовлечение педагога в познавательную и творческую деятельность.

Установлено, что степень осознания педагогом инноваций в качестве предмета удовлетворения потребности в изменении собственной профессиональной деятельности увеличивает уровень его мотивации к инновационной деятельности.

Экспериментальная деятельность в рамках данного исследования и опыт автора в области управления образовательным учреждением позволили установить, что формирование мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности побуждается следующими факторами, позитивное влияние которых целенаправленно поддерживалось управленческими решениями:

• нахождение социальной группы педагогов учреждения на высшей стадии развития — стадии коллектива;

• адекватность организационной культуры педагогического коллектива стратегии развития учреждения;

• деятельностный подход к организации процесса формирования мотивации к инновационным преобразованиям, обеспечивающий рефлексивную, познавательную и творческую деятельность педагогического коллектива.

В исследовании установлена закономерность зависимости эффективности процесса формирования мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности от совокупности факторов, к которым относятся:

• наличие системы мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности, разработанной с учетом особенностей учреждения;

• уровень ценностно-ориентационной зрелости, организованности и сплоченности педагогического коллектива;

• степень выраженности специфических черт и элементов формальной структуры педагогического коллектива;

• уровень инновационного потенциала коллектива;

• стиль и качество управления;

• поведение и личностные качества руководителя.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности разработана и апробирована типовая модель системы мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности, обусловлено содержание и функциональное назначение элементов этой системы в соответствии с особенностями педагогического коллектива ГОУ СОШ № 1007.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -335 с.
  2. .В. Возможности школы как образовательной системы в повышении профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 СПб, 1999.- 18 с.
  3. Адаир Джон. Эффективная мотивация. М.: Эксмо, 2003. — 254 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. //Избр. психол. труды.- Т. 1. М.: Политиздат, 1980.-351 с.
  5. К. Учителя и инновации: Книга для учителя: пер. с макед. М.: Прсвещение, 1991.- 159 с.
  6. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2000 -373 с.
  7. В.И. Педагогика. Учебный курс творческого саморазвития. 2-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  8. Аношкина B. JL, Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее, (методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. -176 с.
  9. В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно педагогического комплекса: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01-Волгоград, 1995.-258 с.
  10. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Педагогика, 1976. -156 с.
  11. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.--М.:
  12. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
  13. А. Управление развитием школы через инновационный потенциал педагогического коллектива. //Учитель. 2004. — № 2. — С. 29 — 31.
  14. М.О. Развитие рефлексивных умений молодого учителя в процессе профессиональной адаптации: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 -Курганский гос. ун-т Курган, 1998. — 22 с.
  15. В.А. Я помню тот школьный сад. //Практический журнал для учителя и администрации школы. 2003. — № 11. — С. 12 — 16.
  16. А. Иерархия потребностей или теория Абрахама Маслоу //Директор школы. -2000.-№ 4.-С. 35−42.
  17. А. Четыре типа организационного поведения. //Директор школы. 2000. — № 7.-С. 46−52.
  18. А. Потребности в достижениях и влиянии и способы их использования на благо школы. //Директор школы. 2002. — № 2. — С. 15 — 20.
  19. В.И. Формирование культуры стимулирования в управленческой деятельности руководителей школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 М. 1995.-18 с.
  20. А.Г. Проблемно-методическое обучение химии. Минск: «Университетское», 1990. — 96 с.
  21. В.В., Ковалева А. Г., Степанова А. А. Общая психология. М.: «Просвещение», 1981. — 383 с.
  22. М. Страсти по синергетике. //Мир образования. 1997. — № 5. — С. 12−16.
  23. Л.И. Избранные психологические труды.: Прблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
  24. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность //Педагогика. 1999. — № 3 — С. 37 — 43.
  25. Н.Е. Резервные возможности педагогического творчества учителя в становлении личностного пространства ученика // Сибирский учитель, февраль 2000. — № 1 (5).-С. 21−27.
  26. Н.Н. Инновационный характер управления качеством профессионального образования// Вестник Челябинского университета. Сер. 5, Педагогика. Психология. -2001,-№ 1.-С. 34−39.
  27. В. Система мотивации персонала // Консультант директора, 2002. -№ 4.-С. 11−19.
  28. Ф.З. Инновационная среда как фактор обеспечения инновационной деятельности будущих педагогов: На примере среднего профессионально-педагогического образования: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 2000.-239 с.
  29. В. К .Психологические механизмы мотивации человека: М.: Изд-во МГУ, 1990.-285 с.
  30. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экономических спец. вузов. -М.: Высшая школа., 1994 224 с.
  31. И.М., Семенов И. Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления: Учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 2001. — 117 с.
  32. В. В. Педагогика школы в двух словах.- М.: Педагогическое общество России, 1999.-192 с.
  33. В. Свою деятельность анализирует учитель //Директор школы. 2000 — № 7. — С. 31 — 33.
  34. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1991. — 320 с.
  35. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4 -433 с.
  36. Г. И. Методологические основы реформирования образовательного процесса.: Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. Ростов-на-Дону, 1997. — 198 с.
  37. .С. Философия образования XXI века. М.: Совершенство, 1988. — 608 с.
  38. И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/Краснояр. гос. ун-т -Барнаул, 2000 20 с.
  39. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: «Логос», 2003.-248 с.
  40. Деннис Кун. Основы психологии. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. — 439 с.
  41. Г. В. Учебно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионализации подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/Ряз. гос. пед. ун-т. -Рязань, 1999.-19 с.
  42. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений. /Сост. Т. В. Морозова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.
  43. Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум — М», 2001.
  44. С.А., Коротких М. Ф. Управлять или руководить?. Екатеринбург: Урал, гос. пед. ун-т- НУДО «Межотраслевой региональный центр», 1999. — 134 с.
  45. ИЛ. Технология успеха: все, что вам нужно знать о технологии успеха. -М.: «КСП», 1996. 192 с.
  46. Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 Омск, 2000−162 с.
  47. Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден, Джаннетт Вое. М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. — 672 с.
  48. Друкер Питер Ф. Эффективное управление.: Пер. с англ. — М.: «ФАИР-Пресс» 2003. -288 с.
  49. Н.А. Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 Омск, 1999. — 242 с.
  50. Е.Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом. Н. Новгород, ВГИПА, 2004. — 140 с.
  51. С.А. Модерация как инновационная форма повышения квалификации учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/Костром. гос. ун-т. -Ярославль, 2000, — 19 с.
  52. С.И. Ориентации и установки учителей на инновационную деятельность: Дис. .канд. социол. наук: 22.00.06/Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 161 с.
  53. П.В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт управление персоналом. М.: Деловая книга, 1998. — 232 с.
  54. П.Н. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / Барютин JI.C., Валдайцев А. В. и др./ Под редакцией Завлина П. Н. и др. М.: Экономика, 2000. — 475с.
  55. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е издание., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
  56. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.: Новая школа, 1992.-98 с.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестник образования. 1996. — № 7.
  58. Занюк С. С. Психология мотивации. Киев: Эльга-Н Ника-Центр, 2001. — 352 с.
  59. Западный округ игра на опережение. Руководство для управленцев и педагогов. /Редакц. кол. В. А. Бадил, Г. П. Буданова, Ю. В. Громыко. — М.: Пушкинский институт, 2004 — 352 с.
  60. И. Когда изменяются целевые установки. //Учитель. 1998, — № 1. — С. 28−31.
  61. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Новая школа, 1997. — 319 с.
  62. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998. — 108 с.
  63. В.И. Самоаттестация школы. М.: Педагогический поиск, 1999. — 160 с.
  64. И.А. Педагогическая психология. 2-е изд., доп., испр. и пер.:Учебник для вузов. М.: «Логос», 2002. — 385 с.
  65. В., Ланг Л. Руководить без кофликтов: Сокр. пер. с нем. /Науч. ред. и авт. предисл. А. Л. Журавлев. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
  66. Н. Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Аркти, 2002. — 144 с.
  67. Э.В. Психологические аспекты управления инновациями в организации //Проблемы психологии и эргономики, часть 1. Тверь — Ярославль: — 2001. — № 2 (12). -С. 43−59.
  68. Э.В. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера по формированию восприимчивости организации к инновациям // Эргономика. Теория и практика. Тверь: — 2000. — № 16. — С. 43−51.
  69. Н. Г. Модель управления инновационным процессом на кафедре / Н. Г. Иванцивская, В. Г. Буров // Университетское управление: практика и анализ. 2004. -№ 1(30). С. 69−76.
  70. Е.П. Мотивация и мотивы. С-Пб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  71. И. Критическое мышление: организация процесса обучения. // Директор школы. 1995. — № 5 — С. 50−55.
  72. А.В. Мотивация в психологии управления. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003.-100 с.
  73. Китов А. И. Экономическая психология. М., Экономика, 1987. — 303 с.
  74. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. -180 с.
  75. Клегг, Брайан. Как мотивировать людей. СПб.: Нева Экономикс, 2003. — 222 с.
  76. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  77. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  78. С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности.: Дисс. .канд. психол. наук: 19.00.01 Усть-Каменогорск, 2001. — 232 с.
  79. Г. М., Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  80. Ю.А. Формирование педагогического коллектива. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 60 с.
  81. Ю.А. Менеджмент и внутришколыюе управление. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.-224 с.
  82. И.В. Инновационная готовность персонала организации: диагностика и пути повышения: Автореф. дис. .канд. социолог, наук: 22.00.08/Белгород. гос. ун-т -Белгород-2001.-21 с.
  83. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4.
  85. Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации //Директор школы. 2002. — № 2. — С. 38 — 44.
  86. С.В. Педагогическая психология. М., «Аст» — 2005.- 94 с.
  87. В.В. Инновации и традиции два полюса мира образования //Магистр.2000. -№ 1.С. 1−12.
  88. С.В. Психолого-педагогические и организационные условия создания адаптивной образовательной среды в школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 -Москва, 2000.- 18с.
  89. К.Ф. Особенности диагностики инновационных учебных заведений в современном образовательном пространстве: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 -Тобольск, 1998.-177 с.
  90. Краткий психологический словарь /Сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  91. В.Ю. Профессиограмма руководителя школы // О подходах к исследованию структуры профессионально -педагогической деятельпости./Под ред. Ю. Н. Кулюткипа. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1977. — С. 19 -25.
  92. Ю. Формирование руководителя нового типа // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 3. — С. 7−11.
  93. С.М. Цели и функции управления. Томск: Изд-во Том. гос. пед. универ., 2001.-91 с.
  94. С.В. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения: Методические рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. — 127 с.
  95. А.Ж. Проблема интереса в сфере образования: Философско-методологический анализ. // Credo 2000. — № 2. — С. 57−70.
  96. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002.-304 с.
  97. B.C. Управление школой: теоретические основы и методы. М: Педагогическое общество России, 1999. — 336 с.
  98. B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСиЭИ, 1996 — 158 с.
  99. А. Н. Избранные психологические произведения. Деятельность. Сознание. Личность., т.2. М.: Педагогика., 1983. — 304 с.
  100. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Педагогика, 1971. — 396 с.
  101. В.Г. Формирование мотивационной сферы личности. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.-267 с.
  102. В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования.-Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. 261 с.
  103. В.М. Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы: Сб. метод, мат. для руководителей шк. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. — 120 с.
  104. Ю.А. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. /Ю.А. Лобейко, Т. Г. Новикова, В. И. Трухачев. М.: Академия повышения квалификации и переподгот. работников образования: Ставроп. аграр. ун-т, 2002−415 с.
  105. Л., Агеев В. Анатомия взаимопонимания. // Лидер. -1991. № 5. — 139 с.
  106. .Ф. Системность в психологии. М.- Воронеж, 1996. — 384 с.
  107. К.Б. Психология управления: научно-методическое пособие для вузов. -М.: ПЕРСЭ, 2000.-144 с.
  108. А.А. Избранные труды. Т. 3.: Педагогика. Педагогическая антропоэкология. Андрагоника. Тюмень.: ТОГИРРО, 2000. — 316 с.
  109. А.С. Методика воспитательного процесса: Педагогические сочинения в 7-и т. М.: Педагогика, 1983. — Т.4 — С. 286−320.
  110. Ю.Г. Учителю об инновационной деятельности: Учеб. пособие. Глазов: Глаз. гос. пед. ин-т, 2003. — 78 с.
  111. А.С. Формирование профессионализма как качества личности специалиста: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/Моск. гор. пед. ун-т М., 2002. — 26 с.
  112. Л. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  113. Маркова 0.10. Идеальные модели и реальность образовательного процесса: (Соц.-филос. анализ):Автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11. /С.-петерб. гос. ун-т. -СПб., 2001.-33 с.
  114. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  115. Менеджмент инновационной организации: Учеб. пособие. Абрамешин А. Е. и др. /Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Агентство интеллектуал, ресурсы: Европ. центр по качеству, 2003. — 407 с.
  116. Г. А. Месяц, В. М. Бузник, С. М. Алдошин, В. В. Иванов. Анализ инновационной деятельности РАН. // Инновации 2005, — № 3. — С. 43−51.
  117. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2002. — 704 с.
  118. А.А. Основные направления исследования инноваций в американской социологии. // Социс 1996, — № 5. — С. 27−32.
  119. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200 с.
  120. МорозовЕ.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. //Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 88 — 93.
  121. С. Социальные представления: исторический взгляд. // Психологический журнал. 1989. — № 2. — С. 39−45.
  122. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. / Агапцов С. А, Мордвинцев А. И., Фомин П. А., Шаховская Л. С. М.: Высшая школа, 2003. — С. 132−167.
  123. Т.С., Шаповаленко B.C. «Синергетический синдром» в педагогике. //Педагогика. 2000. — № 9. — С. 24 — 33.
  124. Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  125. Н.В. Управление методической рботой в школе. М.: Сентябрь, 1999. т-176 с.
  126. Н.В. Как создать среду, побуждающую к успеху. //Директор школы. 2002.- № 7. С. 43−48.
  127. Л.П. Управление инновационной деятельностью (инновации и инновационная деятельность): Учеб. пособие. М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 2002 -40 с.
  128. Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / Перевод с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского — Спб: Издательство «Питер», 2000. — 448 е.- илл. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  129. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз /Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Изд-во ин-та образования взрослых, 1998. — 161 с.
  130. Т.Х. Управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01 Ростов-на-Дону, 1993. — 194 с.
  131. А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы // Человек. -2002.-№ 1.-С. 48−64.
  132. А.П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования XX век. СПб.: Издательство: РХГИ, 2004. — 512 с.
  133. Общая психология /Под ред. Петровского А. В. СПб.: Речь, 2005. — 251 с.
  134. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. /Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1987.-750 с.
  135. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.// Первое сентября. 2000. -№ 93.
  136. Организация деятельности школы. /Авт.-сост. Л. И. Максимова, Л. А. Федорова. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. -173 с.
  137. И. Профессиональные затруднения директора. // Народное образование.- 1998.-№ 4.-С. 71−72.
  138. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. //Педагогика. -1996.-№ 3.-С. 37−43.
  139. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации. //Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 11 — 20.
  140. И. Педагогический ансамбль школы. // Лицейское и гимназическое образование. 2003. — № 9. — С. 21 — 26.
  141. Педагогическое сознание: теория и технология формирования у будущих учителей: Монография / С. Ант. Днепров // Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского- спонсор «Прожект хармони. Инк». Электрон, журн. с библиотекой. — М.: OIMRU, 2000.
  142. Педагогика. Учебник. Под ред. Крившенко Л. П. М.: Изд-во: Проспект, 2005. -429 с.
  143. П. И. Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя.- М.: Педагогическое общество России, 1999.-212 с.
  144. С.Д. Инновации в жизни школы. В ст. «Воспитательная система школы: проблемы управления». //Библиотека журнала «Директор школы». 1997. — Вып. № 6.- С. 29−36.
  145. И.П. Мотивация работой в организации. М.: Едиториал УРСС, 2004 -219 с.
  146. Е.А. Проблемный педсовет как фактор вхождения педагогического коллектива в инновационную деятельность.// Практика административной работы в школе. 2003. — № 1. — С. 19−25.
  147. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  148. М.М. Эксперимента в школе: организация и управление. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1992. — 200 с.
  149. В.К. Инновационный менеджмент в кадровой работе: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2003. 101 с.
  150. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. -159 с.
  151. А.И. Современная социология организаций.Учебник. М.: Интерпракс, 1995.-296 с.
  152. Приказ Министерства Образования РФ «Об утверждении порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. //Вестник образования. 2000. — № 20.
  153. В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики (1917 1980-е гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: 13.00.01/Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина — М., 1993.-32 с.
  154. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель Радугин А. А. — М.: Центр, 1997.-256 с.
  155. Психологический словарь /Ред. В. П. Зинченко.-[2-е перераб. и доп.] изд.-М.: Педагогика-Пресс, 1997. 439 с.
  156. Психологический словарь /Сост. Копорулина В. Н. и др.- Ред. Неймер Ю. Л. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 356 с.
  157. Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы конференции. Редкол.: Е. Д. Божович и др. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2002. -334 с.
  158. Психология управления: курс лекций. / Под ред. J1.K. Аверченко и др. -Новосибирск, 1997. 150 с.
  159. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2000. — 285 с.
  160. Е. Выявление ведущих факторов формирования профессионально значимых личностных качеств будущего учителя. //Наука и школа. 2002, — № 4, — С. 12−17.
  161. А., Бордовская Н. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
  162. Рекомендации по организации управленческой деятельности администрации школы: Сб. метод.рекоменд. для руководителей школ. /Сост. Е. М. Муравьев, А. Е. Богоявленская. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. 104 с.
  163. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастерства: Кн. для преодават. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  164. Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998.-496 с.
  165. В. Инновационное педагогическое творчество. //Alma mater. 1997 — № 5. -С. 41−57.
  166. В. Образование как синергетическая система. //Лицейское и гимназическое образование. 1998. — № 2. — С. 17−24.
  167. Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы. в 2-х кн. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -189 с.
  168. Ю.И. Подготовка молодого учителя к инновационной деятельности в школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01/РГПУ им. А. И. Герцена СПб., -1999,-22 с.
  169. А. ключ к пониманию педагога. //Директор школы. 2002. — № 3 — С. 3 — 9.
  170. З.Р. Формирование у будущих учителей готовности к инновационной дидактической деятельности: Автореф. .канд. пед. наук: 13.00.01/Бирский пед. ин-т -Уфа, 1997.- 17 с.
  171. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  172. С.П. Мотивационный анализ. Иниц. версия. СПб.: МОО ОАЗИС, 2001. -354 с.
  173. В.П., Грицаева С. В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. М.: Московское городское педагогическое общество, 1999. — 93 с.
  174. Е.В. Мотивационный тренинг: Практ. рук. СПб.: Речь, 2002. — 236 с.
  175. И. Материальное стимулирование педагогического труда необходимое условие творчества. //Народное образование. — 2000. — № 7. — С. 54 — 57.
  176. В.П. Управление социальными (педагогическими) системами. Учебник. (Серия: Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании. Книга пятая). Авторское издание. -М.: Изд-во МГОУ, 2005 — 197 с.
  177. В.Я. Профессионализм учителя. М.: Педагогика, № 5, 1999. — С.45−51.
  178. Г. И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной школе: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01- Омск, 2000. — 182 с.
  179. Н.А. Руководство творческими группами как инновационная научно-методическая деятельность заместителя директора образовательного учреждения: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 СПб., 1999. — 21 с.
  180. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей. /Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Педгогическое общество России, 2000. — 102 с.
  181. В.А. Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство магистр», 1997. — 224 с.
  182. Е.Смирнова, В.Курлов. Социологические исследования в школе: темы и способы проведения. //Директор школы 1998. — № 5.- С. 13−19.
  183. .М. Государственная инновационная политика России: Цели, принципы, приоритеты. М.: Международ, центр науч. и техн. информ., 2001. -61 с.
  184. Социология и психология труда. / Под ред. К. О. Магомедова. М.: Изд-во Рос. Экон. Академии, 1997. — 80 с.
  185. В.М. Инновационная школа: опыт организации единого образовательного пространства. Монография. Иркутск: ЗАО «Восточно-Сибирская издательская компания», 2000. — 149 с.
  186. Стивенсон, Ненси. Как мотивировать людей. М.: Олимп-Бизнес, 2003. — 175 с.
  187. К.В. Доминирующая мотивация. М.: Изд-во РАМН, 2004. — 235 с.
  188. В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
  189. П.С. Приемы влияния на людей. М.: Агентство «ФАИР», 1997. — 608 с.
  190. Д.В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба в образовании. М.: Новая школа, 1997. — 78 с.
  191. В.В. Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова. Мотивационный менеджмент. Модуль 3. — М.: Дело, — 2004. — 96 с.
  192. Толковый словарь по Управлению. /Петрова С.Н., Лукманова И. Г., Романова К. Г., Алешина Л. С. М.: Издательство «Алане», 1994. — 252 с.
  193. П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. -М.: Новая школа, 1997. 288 с.
  194. Х.Г. О новой парадигме образования. //Педагогика. 1999. — № 1. — С. 11−27.
  195. Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества: Материалы 6-й междунар. науч.-практ. конф. 15−17 мая 2002 г. Минск: Секция 7. -Минск: Академия последипл. образ., 2002. 216 с.
  196. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы). /Под ред. А. С. Сухорукова. М.: Сентябрь, 2000. — 160 с.
  197. Управление развитием инновационных процессов в школе. /Научные редакторы Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1995. — 216 с.
  198. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие. /Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  199. Управление по результатам: Пер. с финск. /общ. ред. и предисл. Я. А. Леймана. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 320 с.
  200. Управление развитием школы /Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  201. А.А. Доминанта души: Из гуманитар, наследия А. Ухтомского./ Сост. Л. В. Соколова и др. Рыбинск: Рыб. подворье, 2000 — 605 с.
  202. К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М.: Сентябрь., 2000. -144 с.
  203. К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. М.: Сентябрь, 2004.-192 с.
  204. Е.И. Лабиринты общения. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. -96 с.
  205. Е.И. Тайны имиджа: Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ «РОН», 2002.-128 с.
  206. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1, Часть 2. /Министерство образования Российской Федерации. М. 2004. — 266 с.
  207. Н.П. Психологическое обеспечение инноваций в сфере образования. -Кострома: КГПУ им. Некрасова., 1996. 155с.
  208. Л. И. Как не надо управлять школой.- М.: Сентябрь., 2000. 160 с.
  209. А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность учителя. //Завуч. 2000. — № 1. — С. 59 — 64.
  210. X. Хекхаузен. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. — 860 с.
  211. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  212. Т.П. Выявление тендерных аспектов менеджмента фактор повышения эффективности управления.//Менеджмент в России и за рубежом. — 2001 — № 2. — С. 62−66.
  213. А.Д. Инновационная деятельность в школе: становление и развитие. -Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2003. 188 с.
  214. Л.Т. Формирование профессионально-личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/Казан, ун-т Казань, 1997. — 18 с.
  215. Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 304 с.
  216. И. Некоторая ревизия инноваций в российской школе. // Лицейское и гимназическое образование. 1998. — № 1. — С. 32−38.
  217. Н.Ш. Педагогический прогноз и критерии эффективности стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности. // Магистр. 2000. — № 3. — С. 44 — 52.
  218. Н.Ш. Помогите учителю стать творцом. / /Народное образование. 2000, -№ 3. — С. 120−125.
  219. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: 13.00.01/Ленингр. гос. ун-т Л., 1989 — 32 с.
  220. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Педагогика, 1990. — 206 с.
  221. Шатух О. Н. Игра в аспекте внутришкольного управления //Проблемы образования: теория и практика. Балашов: Изд-во БГПИ. — 2000. -. 1. — С. 98−100.
  222. Е.А. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением: Авто-реф. дис. канд. пед. наук-Брянск, 1999. 19 с.
  223. В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). -М.: ООО «Издательство ACT», Мн.: Харвест, 2002. 848 с.
  224. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Народное образование, 1999.-248 с.
  225. В.П. Скрытое управление человеком. М.: ACT, 2002. — 364 с.
  226. Т.И. Менеджмент в управлении школой. М.: Издательство Магистр, 1995.-223 с.
  227. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. — 384 с.
  228. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  229. Т.Н., Малинин А. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М., 1993. — 275 с.
  230. Л.А., Шипилина В. В. Мотивационное управление в образовательных системах: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 152 с.
  231. П. Кризис инновационного движения и проблемы управления // Учительская газета. 1996. — 18 июня.
  232. В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002. 304 с.
  233. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  234. Hofstede G. Culture’s consequences: Intern Differences in work related values. Beverly Hills, L., 1980.-392 p.
  235. Mohrman S.A., Cohen S.G., Mohrman A.M. Designing Team-Based Organizations: New Forms for Knowledge Work. USA, California, San Francisco, Jossey-Bass Inc., 1995. -389 p.
  236. Nicholls A. Managing Educational Innovations. Lnd, 1998. — 297 p.
  237. Jl.A. Диагностика организационной культуры и мотивации сотрудников //Директор школы. 2005. — № 7. — С. 26−33. — 0,5 п.л.
  238. Волчок J1.A. Инновационный потенциал педагогического коллектива//Романовские чтения II: Материалы международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Романова Е. Р. Могилев: МГУ, 2005. — С. 23 — 24. — 0,1 п.л.
  239. JI.A. Управление развитием инновационного потенциала педагогического коллектива//Актуальные проблемы современной педагогики: Сборник научных трудов/Под редакцией проф. Крившенко Л. П. М.: Изд-во МГОУ, 2006. — С. 45 — 50. -0,4 п.л.
  240. Профессиональные взаимоотношения в педагогическом коллективе
  241. I «Зона пренебрегаемых», в которую вошли 28% сотрудников- IY — «Зона отвергаемых», в которую вошли 19% сотрудников.1. Социограмма
  242. Эмоционально-личностные отношения в педагогическом коллективе
  243. I «Зона пренебрегаемых», в которую вошли 33% сотрудников- IY — «Зона отвергаемых», в которую вошли 21% сотрудников.1. Социосхема
  244. Взаимные предпочтения членов коллектива ГОУ СОШ № 1007"2001 год)1. А1М121. N. Ъ, Ъо СП1. Tf
Заполнить форму текущей работой