Механизм формирования стратегии экономического развития промышленных предприятий: На примере автомобильной промышленности Российской Федерации
В результате эволюции теории и методик управления меняется исходный принцип формирования стратегии развитияидти от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. Формирование механизма экономического развития в условиях юридической и экономической самостоятельности предприятий, должно предполагать решение круга задач по комплексному изучению существующего и будущего рынка товаров и услуг… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Исследование проблем формирования экономического развития промышленных g стр предприятий
- 1. 1. Стратегия экономического развития как концепция 8 стр. рыночной политики промышленного предприятия
- 1. 2. Факторы, формирующие рыночную стратегию хозяйствующих субъектов. ~ СТр'
- 1. 3. Моделирование процесса формирования стратегии экономического развития промышленного предприятия
- Глава 2. Исследование влияния факторов на стратегию экономического развития промышленных предприятий автомобильной отрасли. стр
- 2. 1. Анализ стратегических факторов внешней среды
- 2. 2. Определение стратегических ресурсов и конкурентных преимуществ предприятия. стр
- Глава 3. Моделирование стратегии экономического развития и эффективных тактических мероприятий на предприятиях автомобильной промышленности
- 3. 1. Построение стратегии экономического развития для О АО УАЗ
- 3. 2. Разработка эффективных тактических мероприятий системы сбыта в условиях ограниченного потребительского спроса. 119Стр
Механизм формирования стратегии экономического развития промышленных предприятий: На примере автомобильной промышленности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Состояние экономического развития промышленных предприятий характеризуется в настоящее время следующими чертами. Во-первых, это отсутствие умения оценивать особенности внешней рыночной среды и имеющиеся внутренние ресурсы. Во-вторых, отсутствие умения четко и обоснованно формулировать желаемый результат работы в условиях конкурентной среды. В-третьих, отсутствие навыков и опыта в разработке программы стратегических действий и мероприятий.
Абсолютному большинству промышленных предприятий недостает не только разработанных стратегий рыночного поведения и экономического развития, но и самого механизма формирования стратегии экономического развития.
В результате эволюции теории и методик управления меняется исходный принцип формирования стратегии развитияидти от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. Формирование механизма экономического развития в условиях юридической и экономической самостоятельности предприятий, должно предполагать решение круга задач по комплексному изучению существующего и будущего рынка товаров и услуг. Должны быть решены вопросы планирования объема и качества производства, производственной себестоимости, рентабельности и ценообразования, формирования спроса, организации рекламы и стимулирования сбыта, сервиса, что в совокупности составляет рыночную политику предприятия.
Стратегические научно-обоснованные установки и рассчитанные на длительный срок линия поведения промышленных предприятий в отрасли, позволяют определить объем прибыли и рыночную долю в прогнозируемом периоде, обеспечить резерв финансовых ресурсов и времени для принципиального воздействия на рыночную ситуацию. Обоснованная и квалифицированно реализуемая рыночная политика промышленного предприятия обуславливает эффективное экономическое развитие.
В этих условиях тема диссертационного исследования, посвященная теоретическим и методическим вопросам эффективности экономического развития промышленных предприятий, является современной и актуальной.
В ходе исследования использованы труды как отечественныхЛ. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Бачурина, И. Липсица, В. Иванченко, П. Игнатовского, Д. Львова, В. Тарасевич, А. Цацулина, и др., так и зарубежных — М. Портера, И. Ансоффа, Д. Грейсона, К. О’Делла, Н. Капона, Ф. Котлера, Р. Уайнера, Т. Нэгле, Р. Холдена и др. авторов, специальная экономическая литература, нормативно-правовые акты, статистическая информация по научно-техническому развитию России и зарубежных стран, плановая, учетная и отчетная информация ОАО «УАЗ».
Вместе с тем вопросы формирования и оценки стратегии экономического развития промышленных предприятий недостаточно исследованы и требуют разработки механизмов и методов их решения.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка теоретических и методических вопросов, а также практических рекомендаций по совершенствованию формирования механизма стратегии экономического развития промышленных предприятий с позиции их соответствия экономическим интересам всех участников рыночных процессов.
Исходя из этой цели, в ходе исследования поставлены следующие основные задачи:
• исследовать и раскрыть сущность и функции экономического развития промышленного предприятия, а также особенности и закономерности ее функционирования в современных условиях;
• исследовать влияние основных факторов воздействия на стратегию экономического развития промышленных предприятий;
• провести анализ становления и развития системы стратегического планирования, через школу позиционирования предприятия в отрасли, как основы для моделирования механизма формирования стратегии экономического развития и тактических мероприятий;
• проанализировать действующую на конкретном промышленном предприятии ситуацию экономического развития, выявить ее недостатки и сформулировать меры по их устранению;
• разработать тактические мероприятия, в соответствии с общим контекстом стратегии хозяйствующего субъекта на российском рынке и рассчитать экономический эффект их внедрения.
Предметом диссертационного исследования являются теоретические и методические проблемы формирования механизма стратегии экономического развития промышленного предприятия, в рамках которой разрабатываются эффективные тактические мероприятия.
Объект исследования — ситуация и основные тенденции развития как на мировом, так и на российском автомобильном рынке, а также механизм формирования стратегии экономического развития открытого акционерного общества «Ульяновский автомобильный завод» (далее: ОАО «УАЗ»),.
Логикаисследования определяется необходимостью позиционирования хозяйствующего субъекта на рынке автомобильной продукции, изучения места и роли цены как критерия формирования рыночной ниши в условиях жесткой конкуренции, выявления и обобщения закономерностей мирового автомобильного рынка в разрезе отражения и влияния на российский рынок.
Теоретической и методологической основой для написания диссертации послужили: современная теория экономики, организации, управления производствомв основном ее разделы, посвященные проблемам стратегического планирования, диалектический метод познания экономических явлений, процессов, системный анализ. Использовались общенаучные и конкретные методы, в том числе экономико-статистические.
В процессе работы над диссертацией были изучены работы российских и зарубежных авторов по проблемам формирования рыночных стратегий и позиционирования предприятий на рынке, разработке и внедрению эффективных сбытовых мероприятий, а также работы посвященные анализу процессов происходящих внутри автомобильной промышленности в мировой и в российской практике.
Работа проведена в рамках пункта 15.15. Паспорта специальности 08.00.05. — экономика и управление народным хозяйством: «теоретические и методические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства».
Научная новизна диссертационной работы:? обоснована необходимость системного подхода к формированию стратегии экономического развития промышленного предприятия и рыночной политики предприятиявпервые предложена адаптация механизма формирования стратегии экономического развития промышленного предприятия, разработанного в теории позиционирования хозяйствующего субъект в отрасли, для предприятий автомобильной отраслиисследованы, обозначившиеся закономерности развития автомобильного рынка России в сочетании с постепенной адаптацией к мировым критериям и механизмам внутрифирменного стратегического управленияразработана стратегия экономического развития промышленного предприятия автомобильной отраслипредложены эффективные мероприятия (в рамках сформированной стратегии экономического развития), позволяющих существенно увеличить объем реализации готовой продукции, в условиях неактивного потребительского спросапредставлен механизм перехода на более высокий уровень цен, при поставленной задаче: сохранения интересов представителей дилерской сети.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационной работы могут быть применены в практической деятельности не только промышленных предприятий автомобильной промышленности, на которые направленно это исследование, но и торговыми представителями автомобильной продукции как отечественного, так и импортного производства при разработке рыночной стратегии, управленческих решений, при освоении рынков сбыта как на уровне регионов, так и России в целом.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций в рамках курсов «Стратегический менеджмент» и «Цены и ценообразование», а также спецкурсов «Развитие и формирование автомобильного рынка России». Материалами диссертации могут воспользоваться экономисты-теоретики, специалисты в области современных стратегического менеджмента, а также руководители предприятий.
Апробация исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом около 4 п.л., в выступлениях на научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликовано 11 научных работ. Основные предложения были изучены и восприняты для практического применения на предприятии.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, заключения и списка использованной литературы из 132 наименования. Работа изложена на 154 страницах машинописного текста, включает 17 таблиц, 6 схем, 19 диаграмм, 5 приложений.
Заключение
.
1.В диссертации на основе концепции и моделей стратегического менеджмента, теории позиционирования предприятий в отрасли, отечественной и зарубежной практики разработаны подходы формирования стратегии экономического развития промышленных предприятий. Решены существенные для теоретических и методических основ эффективности развития предприятия задачи: адаптация методов и механизмов формирования стратегии экономического развития промышленного предприятия к российской автомобильной промышленности. Установлено, что эти методы при их доступности для российского менеджмента имеют высокий уровень обоснованности по сравнению с другими методамиустановления функциональной связи стратегии экономического развития и рыночной политики промышленного предприятияобоснования выбора и классификации факторов воздействия на стратегию экономического развития промышленного предприятияпрактического применения механизма формирования стратегии экономического развития промышленного предприятия.
2.Применение полученных результатов в практике управления промышленными предприятиями, способствует: повышению обоснованности целей, а также фактических результатов реализации стратегии экономического развития промышленных предприятийреальной оценке ситуации на рынке товаров и услуг, что создает предпосылки повышения эффективности развития предприятия.
3. Элементом практической реализации полученных в диссертационной работе результатов является оценка тенденций развития автомобильной промышленности в целом и изменение механизма формирования стратегии экономического развития промышленного предприятия российской автомобильной отрасли, а также тактические мероприятия, повышающие эффективность работы конкретных предприятий.
В работе обоснованы следующие основные практические рекомендации для анализируемого объекта: применить сформированную стратегию экономического развития предприятия. При этом должны быть учтены следующие ее особенности: сохранение позиционирования предприятия на рынке отечественных малотоннажных полноприводных автомобилей как монополистатенденции развития авторынка в мировом пространстве и в России в частноститенденций экономического развития страны и отдельных регионовпотеря значительной части покупателей продукции завода и поставщиков ресурсоввысокий удельный вес устаревших фондов на предприятииизменение состава покупателей продукции, требований покупателей и продукции.
В основу системы формирования и трансформации ценовой политики на предприятии следует положить сочетание метода «себестоимость плюс» и «рыночного» метода ценообразования в общем контексте стратегии экономического развития предприятия, в динамическом поддержании которого следует сориентировать на школу стратегии «Позиционирования предприятия на рынке». Оптимизировать распределение готовой продукции на предприятии в момент перехода на новые взаимоотношения с системой сбыта при резком повышении цен до уровня положительной рентабельности через использование тендеров (приложение 2), решающие место в которых должно отводиться изучению потребительских предпочтений, соблюдению интересов и возможностей дилеров (для сохранения дилерской сети). внедрить в соответствии с обоснованными в работе положениями схему расширения потребительского спроса через внедрения лизинга и потребительского кредитования. отслеживать и использовать инновации в области трансформации формирования стратегии экономического развития предприятий и системы сбыта продукции ориентированной на конечного потребителя в целях непрерывного совершенствования менеджмента на предприятии.
Список литературы
- Аксененко А.Ф., Бобитонов М. С., Пиримбаев Ж. Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях. — М.: Финансы и статистика, 1994.
- Абалкин Л.И. Стратегическая цель возрождение страны //ЭКО. — 1999. -№ 1.
- Артеменко В.Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие. М.:Издатсльстно «ДИС», НГАЭиУ, 1997. — 128 с.
- Авдулов П.В., Гойзман Э. И., Кутузов В. А. и др. Экономико-математические методы и модели для руководителя. М.: Экономика, 1984.623 с.
- Аунапу Ф.Ф. Научные основы принятия решений в управлении производством. М.: Экономика, 1974. — 224 с.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: 1985.132 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: «Экономика», 1989. -78 с.
- Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 1998. 112 с.: ил.
- Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. Под ред. М. Е. Ефимовой. М.: Финстатинформ, 1993. — 96 с.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.-68с.
- Бланк И.А. Торговый менеджмент. К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. — 408 с.
- Бланк И.А. Управление прибылью. К.: Ника-Центр, 1998.554 с.
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Анн X.- Маркетинг: Учебник для вузов. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. -703с.
- Вагнер С. Основы исследования операций. В 3 т: Пер. с англ.-Издательство «Мир», 1973. том 1−3.
- Вайну Я.Ф. Корреляция рядов динамики. М.: Статистика, 1977, — 119 с
- Васильев Ю.П. Прогнозирование и перспективное планирование промышленности. -Лениздат, 1973. 195 с.
- Васильева Н. Э. Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях .- М.: АО «Бизнес-Школа «Ител-синтез», 1995. — 64с.
- Волгин Н. Усиление социальной направленности экономики России. М.: РАГС, 1998.
- Вольский А. Нужны преобразования, способствующие подъему отечественного производства. //Экономист. 1998. № 11.
- Вентцель Е.С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей и ее инженерныеприложения. М.: Наука, 1988. -480 с .
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр Экономики и маркетинга, 1996. 128 с.
- Герчикова И. Менеджмент. М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-564с.
- Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы, М,: Финстатинформ, 1995.- 192с.
- Герасименко В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры./Международный центр финансово-экономического развития. -М.: 1997−160с.
- Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. Учебник. М.: Внешторгиздат, 1990. -263 с.
- Грабовый П.Г., Петрова С. Н., Полтавцев С. И., Романова К. Г., Хрусталев Б. Б., Яровенко С. М. Риски в современном бизнесе. М.: Издательство «Алане», 1994.-200 с.
- Граждански и кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Изд-во «Гном-пресс», 1997 — 448 с.
- Данко П.Е., Попов А. Г., Кожевникова Т. Я. Высшая математика в упражнениях и задачах / Учебное издание. М.: «Высшая школа», 1999, ч. I- И.
- Денисова И.П. Цены и ценообразование. М.: Экон.-бюро — М, 1997, — 63с.
- Дерябин JI.A. Система ценообразования и финансов: пути ценообразования. М.: Политиздат, 1989. — 80 с.
- Дерябин А. А, Салимханов И. К. Цена инструмент управления экономикой. — М.: Знание, 1985.-160 с.
- Добров Г. М., Ершов Ю. В., Левин Е. И., Смирнов Л. П. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев: Наука думка, 1974. — 160 с.
- Даллаго Б. Есть ли будущее у макроэкономического планирования в Восточной Европе? // Российский экономический журнал. -1992-№ 3−4.
- Долготянова Т. Промышленные предприятия в условиях экономической трансформации.// ЭКО. 1995. — № 4.
- Дудгин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. 1997. — № 10.
- Доугрти К. Введение в эконометрику: Пер. с англ. М.: ИНФА-М, 1999, — 402с.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/ Пер, с англ. М. Котельниконой. М.:ФАИР-ПРЕСС, 1998.-288с.
- Ефремов В.А. Цена, план, финансы в условиях НТП. М.: Финансы и статистика, 1988 — 158 с.
- Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1988.-320с.
- Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия.- М.: Изд-во «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994. 118 с.
- Ивченко Б.П., Мартыщенко Л. А., Иванцов И. Б. Информационная микроэкономика. Часть I. Методы анализа и прогнозирования, Сиб.: «Нордмед-Издат», 1997. 160 с.
- Ивченко Б.П., Мартыщенко Л. А., Губин Г. С. Информационная микроэкономика. Часть 2. Анализ закономерностей и моделирование, Сиб.: «Нордмед-Издат», 1998. 160 с.
- Игнатушенко Н.А., Шумаков С. И., Щанников А. Н. Создание конкурентно среды и совершенствование ценообразования научно-технической продукции -М.: Изд-во МГОУ, 1995. 57 с.
- Ильенкова Н.Д. Спрос анализ и управление: Учеб. пособие / Под ред. И. К Беляевского. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 160 е.: ил.
- Иозайтис B.C. Львов Ю. А. Экономикс математическое моделирование производственных систем. — М.: Высшая школа, 1991.
- Исследование рынка полноприводных автомобилей. Ульяновск: НИЦ «Регион», 1995. 145 с.
- Кади Дж. Количественные методы в экономике: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.-248 с.
- Кейн Э. Экономическая статистика и эконометрия: Пер. с англ. / Вып. 1,2. -М. Статистика. 1977. -255 с.
- Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях. // Экономист. 1998. -№ 9.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Финансы и статистика, 1997.-512 е.: ил.
- Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления .// Экономист. 1998. — № 2.
- Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М.: «Экономика», 1998.-67с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общ. Ред. И вступит. Ст. Е. М. Пеньковой М.: Прогресс, 1990. — 672 с
- Колемаев В.А., Староверов О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. В. А. Колемаева. М.: высш. шк., 1991.—400с.: ил.
- Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инжененров. М.: Наука, 1984. — 830
- Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. -М. Международные отношения, 1993.
- Липсиц И.В., Николаева Т. Е. Цена в условиях самофинансирования. М.: Экономики, 1986 г. — 206с.
- Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. М.: Издательство БЕК, 1997. — 368 с.
- Лорин А.Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы. М.: Международные отношения, 1993.-271 с.
- Львов Д. и др. Еще раз о реформационном потенциале теории СОФЭ // Российский экономический журнал. 1996.- № 9.
- Макконелл Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992, — 400с.: табд., граф.
- Мавазини Мазен. Исследование и моделирование процессов прогнозирования цен на программные продукты. -Дис. канд. экон. наук. -М.: 1996.- 138 с.
- Магнус Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика. Начальный курс. Учебное пособие, 2-е изд. М.: Дело, 1998. — 248 с.
- Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика, 1993.
- Малкон C.JI. Актуальные вопросы стратегического управления. -М: Проблемы современной экономики, 1997.-е 153−159.
- Маркарьян Э. А. Герасименко Г. П. Финансовый анализ. М.: «ПРИОР», 1997.-160с.
- Маневич В. Экономические дискуссии 20х годов.- М.: «Экономист», 1989. 114с.
- Никитин С.М., Глазова Е. С., Степанова М. П., Гельвановский М. И., Семенов Е. К. Инфляция: ценообразование и денежное обращение. -М.: ИМЭиМО РАН, 1994. 84с.
- Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». М. Финансы и статистика, 1993.
- Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. О. Э. Башиной, А. А. Спирина.- 5-е изд., доп. И перераб. М.:Финансы и статистика, 1999. -440 с.:ил.
- Одинец В.П. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. — М. Финансы и статистика, 1993.- 123с.
- Орлов В., Уваров Ю. Рынок, но какой? // Известия. 1992. 1 декабря.
- Плис А.И., Сливина Н.А. Mathcad: математический практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. -656 с.: ил.
- Проблемы формирования методов и системы программно-технических средств управления ценообразованием. -М.: НИИ по ценообразованию, 1998.-177с.
- Рише К. Экономика предприятия. М.: Арсей, 1995. — 152 с.
- Романов А.Н., Лукасевич И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. Опыт зарубежных корпораций. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с.
- Самуэльсон П. Экономика. В 2 т: Пер. с англ. М.:МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992.
- Семенов В. Что год грядущий нам готовит? // РФ сегодня. -1998. -№ 24.
- Современное управление. Энциклопедический справочние. Т.1. -М.: «Издатцентр», 1997
- Стеркин Ф., Николаев К. Почем минимум для народа? // Паспорт экспресс. — 1998. — № 1.
- Стерлин А., Тулин А. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: 1990.154с.
- Системы экономической информации / Под редакцией Н. П. Федоренко. М.:Наука. 1989.
- Соколова Т.В. Проблемы статистической оценки и анализа эластичности спроса и предложения на товарном рынке. -Дис. канд. экон. наук. -М.: 1998.
- Спирин А.А., Фомин Г. П. Экономико-математические методы и модели в торговле. -М.: Экономика, 1988.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции / Учебное издание. -М.: Перспектива, 1994. -61 с.
- Тарасович P.M., Бобович Ф. Р. Математическое программирование и ею приложение к ценообразованию: Учебное пособие. -Л.: ЛФЭИ, 1990. -64 с
- Тарасович P.M. Экономико-математические методы и модели в ценообразовании: Учебное пособие. -Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.42 с.
- Тарасвич P.M., Ведерникова И. И. Методы экспертных оценок и их приложение к ценообразованию: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1989.-75с.
- Тарасов В.И. Система цен и эффективность хозяйствования. -Минск: «Навука i техшка», 1991.
- Терехов Л. Л. Куценко В.А., Сиднее С. П. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении. — Киев: Вища школа, 1984.
- Титов Н.Н. Цены и ценообразование в рыночной экономике / Формы и методы эффективного хозяйствования. -М., 1997.—с. 144−171.
- Тябин В.Н. Математическая теория ценообразования: Учебное пособие.- М.: Статистика., 1998. -176с.
- Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1997. -224 с.
- Хеддервик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. / Международная организация труда: Пер. с англ. Д. П. Лукичева и А. О. Лукичевой / Под ред. Ю. Н. Воропаева. М.: Финансы и статистика, 1996. — 192 е.: ил.
- ХойнерН.В. Анализ и синтез показателей при информационном дефиците. -Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 196 с.
- Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990.253 с.
- Цацулин А.И. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. Издание 2-е. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998−448 с.
- Ценообразование и рынок: Пер. с англ. Общ. Ред. И предисл. Е. И Пунина и С. Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1992. — 320 с.
- Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1992.-200 с.
- Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: Инфра-М, 1996.-172 с.
- Шеховцева А.С. Основы рыночного ценообразования. / Курс лекций. Калининград.: Калининградский университет, 1997. 74 с.
- Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. -2-е изд. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. 152 с.
- Юкаева B.C. Управленческие решения / Учебное пособие. -М.:Издательский дом «Дашков и К», 1999. 292 с.
- Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений / А.Б. Бутник-Сиверский, Р. С. Сайфулин, Я. Р. Рейльян и др.- М.: Финансы и статистика, 1982. 200 с .
- Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие под редакцией проф. Градова А. П. С.-Пб, 1995. 415 с.
- Экономический анализ хозяйственной деятельности. / Под ред. А. Д. Шеремета. М.: Экономика, 1979. — 370 с.
- Экономико-математические методы и прикладные модели / Учебное пособие / Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 1999. — 391 с.
- Эластичность и ее использование в ценообразовании, анализе и прогнозировании спроса: Учебное пособие / Под ред. В. П. Одинец, В. М. Тарасевич, А. Н. Цацулин, Т. А. Ахмедова. JL: ЛФЭИ, 1990. — 64 с.
- Эффективные технологии маркетинга / Ю. А. Ковальков, О. Н. Дмитриев. -М: Машиностроение, 1994. -560с.
- Brigham Fnigene F/ Fundamentals of Financial Management/ Sixth Edition/ -N.Y.: The Dryden Press, 1992, 950 p.
- Chandra Prasanna. Financial Management/ Theory and Practice/ Third Edition. -New Delhi: Tata McGraw Hill Publishing Company Limited. 1993,936 р.
- Johnston John. Econometric Methods (3 ed.). London: McGraw -Hill (1984).
- Mood A.M., Graybill P.P. Introduction to the Theory of Statistics. -New York McGraw-Hill (1963).
- Pindyck R.S., Rubinfeld D.L. Econometric Models and Economic Forecasts, third edition/McGraw-Hill, 1991.
- Thomas J. James. An Introduction to Statistical Analysis for Economists (2 ed.). — London: Weidenfeld and Nicholson (1983).
- Winkler John. Pricing for Results: How to Set Prices, How to Present Prices, How to Discount Prices, How to Negotiate Prices. Heinemann, 1983.
- World Summit for social Development. Den — mapk National Report. — Copenhagen. 1995.
- Um World Summit for social Development /Ed. By K. Moller and E Rusmousseen. 1995.
- Chrysler' «Ии* Vauxhall * A A Ford (США) 1 WVj|t Mazda Renault! и por (j.Werke Ford (Англия) QDel11 щ Audi ¦ Fiat1. Rover, 1015 20 25, 3035