Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Заключение. 
Устаревшая лексика в романе "Капитанская дочка" А.С. Пушкина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследовательской работы мной был сделан вывод, что А. С. Пушкин, используя в своей поэме особенности речевых стилей изображаемых им героев, стремится воспроизвести язык действующих лиц своих произведений как выражение типических и индивидуальных особенностей персонажей. Эта работа помогла мне познакомиться с новыми словами и их значением. Работа с текстом была очень интересна… Читать ещё >

Заключение. Устаревшая лексика в романе "Капитанская дочка" А.С. Пушкина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Почему же словарный состав русского языка непрерывно изменяется? Происходит это потому, что язык, как система находится в постоянном движении, развитии, и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления. Многие вещи, предметы быта выходят из употребления или заменяются другими, более совершенными. Например, в недалёком прошлом повсеместно на Руси использовались такие транспортные средства, как дрожки, пролётка, конка, кибитка. Но теперь они исчезли, а вместе с ними стали исчезать из повседневного языка и слова, обозначавшие эти предметы. Ещё раньше по той же причине устарели слова колчан, кольчуга и многие-многие другие, которые в древности были распространены на Руси.

В данной работе мной были исследованы и описаны особенности лексической системы, а именно, устаревшей лексики, использованной в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Рассмотрена и описана архаическая лексика в языке писателя; собран материал архаических явлений; проанализирован процесс архаизации.

Прежде чем определить особенности функционирования устаревшей лексики в художественной речи повести, я выявил состав единиц пассивного запаса методом сплошной выборки, а также дал их семантическое описание.

В результате исследовательской работы мной был сделан вывод, что А. С. Пушкин, используя в своей поэме особенности речевых стилей изображаемых им героев, стремится воспроизвести язык действующих лиц своих произведений как выражение типических и индивидуальных особенностей персонажей.

Мной было установлено, что в русской лексике есть две схожих группы слова — архаизмы и историзмы. Их близость заключается в том, что в современном языке практически не используются, хотя ещё сто-двести лет они их употребляли ничуть не реже, чем остальные слова. И архаизмы, и историзмы называют устаревшими словами.

Известно, что архаизмы придают колорит старины. Без них невозможно было бы достоверно передавать речь людей, живших несколько сотен лет назад. Кроме того, архаизмы часто имеют возвышенный, торжественный оттенок, который будет не лишним в поэтическом языке, но совершенно ненужным в языке официальных документов и часто излишним в публицистике. Конечно, отбрасывать архаизмы совсем нельзя, однако и украшать ими речь нужно очень осторожно — подводных камней здесь, достаточно.

Невзирая на то, что архаизмы и историзмы уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит, так как они помогают достичь в тексте необходимого колорита и исторической окраски.

Иногда архаические слова, ставшие непонятными, продолжают жить в некоторых устойчивых сочетаниях: «Ни зги не видно» — «совсем ничего не видно», «Сыр-бор загорелся» — «начался переполох».

В заключении хотелось бы отметить, что, изучая архаизмы, мы можем обогатить как пассивный, так и активный запас, повысить языковую культуру, внести «изюминку» в устную и письменную речь, сделать ее ещё выразительнее и воспользоваться богатством, которое сберегли для нас отцы и деды. Не нужно забывать, что архаизмы — это языковая сокровищница — богатейшее наследие, которое мы не имеем права растерять, как растеряли уже многое.

Эта работа помогла мне познакомиться с новыми словами и их значением. Работа с текстом была очень интересна, увлекательна и познавательна, поэтому я буду продолжать изучать лексику, относящуюся к пассивному запасу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой