Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диалектико-материалистической теории познания о всеобщей связи явлений и процессов и необходимости изучения явлений в их развитии и изменении, о взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений. Разрабатывая теоретические аспекты исследования, мы опирались на: теорию деятельности (Б.Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, Е. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников
    • 1. 1. Формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики в период обучения грамоте младших школьников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Технология формирования готовности будущих учителей к осуществлению орфографической пропедевтики
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников
    • 2. 1. Организация экспериментальной работы
    • 2. 2. Констатирующий этап эксперимента
    • 2. 3. Анализ результатов формирующего этапа экспериментальной работы
    • 2. 4. Итоговый этап опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Преобразования. в политической, экономической, социальной и культурной сферах современного общества детерминируют необходимость модернизации системы высшего профессионального образования и требуют принципиально новой позиции, заключающейся в установке на подготовку конкурентоспособного профессионала.

Значительная роль в этих преобразованиях принадлежит школе, которая, являясь важнейшим социальным институтом, отражает состояние и тенденции развития общества и сама влияет на него. От деятельности учителя, осуществляющего разностороннее воспитание подрастающего поколения, во многом зависит рост духовного и интеллектуального потенциала общества. В связи с этим возрастает потребность в пересмотре концептуальных подходов к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя.

Одной из ведущих тенденций совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте Концепции модернизации системы образования РФ является усиление внимания к проблеме формирования их готовности к предстоящей деятельности.

Изучению различных сторон подготовки будущих педагогов в системе высшего образования посвящены работы О. А. Абдуллиной, Н. А. Асташова, Е. П. Белозерцева, Э. А. Власовой, О. И. Ворониной, Ф. Н. Гоноболина, Г. И. Железовской, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Н. Д. Никандрова, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина, Н. В. Тельтевской, А. И. Щербакова и др.

Несмотря на различия в рассмотрении многих вопросов, связанных с проблемой профессиональной подготовки будущих учителей, всеми исследователями признается необходимость учета требований

Государственного образовательного стандарта, предъявляемых в соответствии с их профилем обучения.

Профессиональная подготовка учителей начальных классов имеет свою специфику, обусловленную особенностями развития детей младшего школьного возраста и необходимостью усвоения студентами общепедагогических и методических знаний и умений для преподавания различных учебных предметов.

Общеизвестно, что одной из наиболее сложных задач начального обучения является достижение высокого уровня сформированности орфографических навыков младших школьников. От того, насколько полно в период обучения грамоте будет осуществляться орфографическая пропедевтика (ОП) как необходимая практическая деятельность по накоплению речевого опыта, зависит орфографическая и речевая грамотность ребенка, его способность усваивать программу не только по русскому языку, но и по другим учебным предметам в последующих классах.

Большинство исследователей аргументировано утверждают, что младший школьный возраст наиболее сензитивен для развития грамотности и овладения правилами русского языка. Поэтому готовность учителей к созданию условий для полного раскрытия и объективной оценки потенциала овладения младшими школьниками орфографией является важнейшей задачей их профессиональной подготовки.

Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте младших школьников рассматривается всеми исследователями (В .Г. Горецкий, П. С. Жедек, Л. Я. Желтовская, В. А. Кирюшкин, М. Р. Львов, Г. В. Митина, М. М. Разумовская, В. В. Репкин, Т. Г. Рамзаева, Н. С. Рождественский, М. С. Соловейчик, О. В. Сосновская, Н.С. Шаповалова) как необходимое звено современной системы начального обучения чтению и письму.

Однако на практике при наличии на современном этапе различных систем обучения грамоте нет единства подходов к обучению студентов педвузов особенностям осуществления орфографической пропедевтики младших школьников, в то время как готовность будущего учителя начальных классов к ее реализации является важным показателем их теоретической и практической подготовки в вузе.

Формирование готовности будущего учителя к педагогической деятельности является предметом многочисленных научных исследований.

В работах М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко, JI.A. Кандыбович,

A.И. Кочетова, Д. Н. Узнадзе и др. раскрываются теоретические основы готовности к деятельности. Проблемам психологической готовности к профессиональной деятельности посвящены работы JI.H. Захаровой, М. А. Котик, К. К. Платонова, Р. Д. Санжаевой, Б. А. Сосновского и др.

В научных трудах О. В. Госсе, К.М. Дурай-Новаковой,

Т.В. Лавриковой, А. И. Мищенко, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, Н. А. Сорокина, Ю. В. Янотовской, И. Л. Яцуковой и др. рассматриваются различные аспекты готовности учителя к педагогической деятельности. Но до настоящего времени проблема формирования готовности не получила своего решения, свидетельством чему является то, что само понятие «готовность» к выполнению какой-либо деятельности, несмотря на его широкую распространенность, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию.

Принципиальное значение в контексте нашей работы имеют труды по теории и практике подготовки учителя начальных классов

Н.В. Александров, Л. Г. Арчажникова, A.M. Арсеньев, Г. М. Бочарова, О. И. Воронина, А. В. Дмитриев, Е. Н. Герасименко, В. В. Горбенко, Т. И. Зиновьева, Т. С. Комарова, В. П. Кузовлев, Л. П. Курбаналиева,

B.И. Лопаткин, Т. Г. Рамзаева, Л. П. Стойлова, Н. В. Фетисова, Л. А. Фролова, P.M. Чумичева и др.).

При неоспоримой теоретической и практической значимости исследований в данной области в настоящее время остаются востребованными обоснование сущностных характеристик готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников и разработка технологического обеспечения процесса ее формирования.

Теоретическое обоснование современных технологий обучения представлено в работах П. Р. Атутова, В. Ф. Башарина, В. И. Боголюбова, В. П. Беспалько, В. А. Извозчикова, М. В. Кларина, М. М. Левиной, Б. Т. Лихачева, В. М. Монахова, О. П. Околелова, В. Ю. Питюкова, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Тельтевской, O.K. Филатова, Д, В. Чернилевского, М. А. Чошанова, Н. Е. Щурковой и др.

Особенности технологий формирования готовности к профессиональной деятельности раскрыты в работах А. А. Вербицкого, Н. И. Ильясова, Н. С. Кузьменко, Т. В. Лавриковой, В. Я. Макашова, B.C. Овчинниковой, О. А. Онуфриенко, Н. Ф. Талызиной.

Проведенный анализ широкого спектра философских, психолого-педагогических, методических работ показывает, что проблема формирования профессиональной готовности современного учителя многоаспектна, но, к сожалению, отдельные ее составляющие еще не нашли должного отражения в научных исследованиях и требуют дальнейшего изучения.

Анализ состояния рассматриваемого вопроса в педагогической теории и практике позволил выявить противоречие между объективно существующей потребностью в формировании профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретических и организационно-технологических основ данного процесса, с другой стороны.

С учетом этого была определена проблема исследования-, каким должно быть технологическое обеспечение формирования готовности будущего учителя к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников?

В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников».

Цель исследования: разработка и теоретико-методологическое обоснование технологии формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

Объектом исследования выступает образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников будет эффективным, если: готовность к данному виду деятельности рассматривается как сложное интегративное образование, имеющее своеобразные качественные характеристики составляющих его компонентовразработано организационно-методическое обеспечение подготовки студентов педвуза к формированию основ орфографической грамотности младших школьников на начальном этапе обучения русскому языкупроводится мониторинг готовности студентов педвуза к рассматриваемому виду деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы уточнить сущность понятия «готовность студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников», определить структурные компоненты названной готовности.

2. Экспериментально апробировать и выявить эффективность технологии формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

3. Разработать диагностический аппарат для определения уровней готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

Теоретико-методологические основы исследования составляют:

• основные положения диалектико-материалистической теории познания о всеобщей связи явлений и процессов и необходимости изучения явлений в их развитии и изменении, о взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений. Разрабатывая теоретические аспекты исследования, мы опирались на: теорию деятельности (Б.Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) и личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — основные положения общей теории профессионального образования (О.А. Абдуллина, В. И. Андреев, Е. П. Белозерцев, С. И. Архангельский, С .Я. Батышев, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Р. П. Скульский, А. И. Щербаков и др.) — концептуальные идеи формирования готовности студентов к профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Т. А. Воробьева, К.М. Дурай-Новакова, Я. Л. Коломинский, Т. В. Лаврикова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, М. А. Сорокин, Н. К. Шеляховская и др.) — научные разработки в области технологии обучения (П.Р. Атутов, В. Ф. Башарин, В. П. Беспалько, В. А. Извозчиков,

О.Б. Капичникова, М. В. Кларин, В. М. Монахов, В. Ю. Питюков, А .Я. Савельев, Н. Н. Светловская, Г. К. Селевко, М. П. Симбирская, Н. В. Тельтевская, O.K. Филатов, Д. В. Чернилевский, И. В. Штых, Н. Е. Щуркова, Ф. Янушкевич и др.) — подходы к совершенствованию орфографической пропедевтики младших школьников (В.Г. Горецкий, П. С. Жедек, Л. Я. Желтовская, М. Р. Львов, Г. В. Митина, М. М. Разумовская, В. В. Репкин, Т. Г. Рамзаева, Н. С. Рождественский, М. С. Соловейчик, Н.С. Шаповалова).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретические — теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы по проблеме исследованияизучение нормативных документов и программно-методической документацииэмпирические — прямое и косвенное наблюдениеиндивидуальные и групповые беседыанкетированиетестированиеанализ результатов практической деятельности студентов, что позволило выявлять динамику формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьниковосвоение и обобщение инновационной педагогической практики (преподавателей школы и вуза) — опытно-экспериментальная работа, включающая анализ форм и методов деятельности преподавателей, студентов и учащихся на всех этапах исследованияколичественная и качественная обработка полученных данных.

Базой исследования был определен педагогический факультет Балашовского института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Исследование проводилось поэтапно с 2003 по 2008 годы.

На первом этапе (2003 — 2005 гг.) выявлялось состояние разработанности проблемы в педагогической теории, психологии, психолингвистикеизучался опыт работы педагогических вузов по подготовке студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников. В результате были определены исходные параметры исследования, уточнен понятийный аппарат.

На втором этапе (2005 — 2007 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности авторской педагогической технологии формирования готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

На третьем этапе (2008 г.) осуществлялся анализ и теоретическое обоснование полученных эмпирических данных и сопоставление с выводами других исследователей по затронутым вопросам, внедрение результатов в практику учебного заведения, завершалось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнена сущность понятия «готовность к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников» как совокупности личностных качеств, психического состояния, профессиональных знаний и умений студентов, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, целью которого является формирование основ орфографической грамотности младших школьников на начальном этапе обучения русскому языкуопределены и охарактеризованы компоненты готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников: мотивационный, ориентировочный, процессуальный и рефлексивныйвыявлены и теоретически обоснованы уровни готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников: адаптивно-репродуктивный (низкий), репродуктивно-продуктивный (средний), креативный (высокий), критериальными показателями которых выступают: познавательный интересзнание сущности и специфики ОПумение определять наиболее рациональные формы, методы, приемы организации ОПсформированность рефлексивной позиции. смоделирована авторская технология формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников, имеющая четко разработанные структурные компоненты (целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: результаты исследования расширяют научные представления о сущности готовности будущих учителей начальных классов к формированию основ орфографической грамотности младших школьниковпозволяют ввести в научный оборот авторское определение понятия «готовность к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников», что способствует теоретическому осмыслению содержательного аспекта профессиональной подготовки специалистовтеоретическое обоснование и апробация авторской технологии формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников способствуют решению проблемы поиска новых эффективных путей подготовки кадров для начальной школы.

Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы для разработки технологий профессиональной подготовки учителей начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: полученные в исследовании результаты обеспечивают возможность диагностики уровней готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьниковучебно-методический комплекс, включающий спецкурс «Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте», практикум по орфографии для студентов, методические рекомендации для преподавателей, студентов и учителей по организации орфографической пропедевтики младших школьников и авторский пакет диагностических методик позволяют усовершенствовать процесс подготовки студентов с учетом современных требованийавторская технология формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников оптимизирует подготовку студентов к профессиональной деятельности, позволяет получить гарантированный результат и может быть использована в практике работы педагогических вузов без кардинальных изменений учебного плана и дополнительного финансирования.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечены четкостью исходных методологических позиций, научной аргументацией теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и проведением опытно-экспериментальной работы, получением положительных результатов опытно-экспериментальной деятельности и возможностями их репродукцииопорой на личный опыт работы автора в вузесочетанием количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных.

Апробация результатов исследования и внедрение в практику проводились через обсуждение материалов проделанной теоретической, а также опытно-экспериментальной работы на заседаниях и методических семинарах кафедры педагогики и кафедры педагогики и методик начального образования Балашовского института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" — участие во всероссийских научно-практических конференциях (г. Курск, 2005 г.- г. Балашов, 2008 г.) и международных научно-методических конференциях (г. Саратов, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.).

Результаты исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий Балашовского института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников представляет собой совокупность личностных качеств, психического состояния, профессиональных знаний и умений студентов, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, целью которого является формирование основ орфографической грамотности младших школьников на начальном этапе обучения.

Структура готовности характеризуется единством компонентного состава. Мотивационный компонент отражает положительное отношение будущего учителя к осуществлению ОП младших школьников и выражается в целевых установках, интересах, мотивах. Ориентировочный компонент объединяет в себе совокупность общепедагогических, лингвистических и методических знаний будущего учителя о сущности ОП и специфике ее осуществления в учебном процессе. Процессуальный компонент основан на комплексе умений и навыков организации ОП. Рефлексивный компонент характеризует осмысление, анализ и оценку будущим учителем собственного опыта организации ОП.

2. Авторская технология формирования готовности студентов педвуза к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников как сложное системное образование реализуется поэтапно и включает в себя следующие компоненты: целевой, ориентированный на достижение высокого уровня готовности будущих учителей к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьниковсодержательный, направленный на формирование системы знаний, лежащих в основе отработки практических действий студентов по осуществлению орфографической пропедевтики младших школьниковорганизационный, отражающий особенности становления готовности будущих учителей к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьниковоценочно-результативный, предполагающий мониторинг изменения уровня готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

3. Использование разработанного диагностического аппарата позволяет выявлять уровни готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников (адаптивно-репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, креативный) и отслеживать их динамику. В качестве критериев, определяющих сформированность уровней готовности к осуществлению орфографической пропедевтики, выступают:

1) познавательный интерес к орфографической пропедевтике (ОП) и личностно-значимый смысл ее осуществления- 2) знание сущности ОП как одного из разделов системы обучения родному языку и его специфики- 3) умение определять и использовать наиболее рациональные формы, методы и приемы организации ОП- 4) сформированность рефлексивной позиции.

Структура диссертации определена целью, задачами и логикой раскрытия темы. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения, проиллюстрирована рисунками и таблицами.

Выводы по второй главе

1. Проведенная экспериментальная работа показала эффективность авторской технологии формирования готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников, предусматривающей включение студентов в деятельность по следующим направлениям: информационно-познавательное (развитие мотивации и освоение сущности содержания ОП) — действенно-практическое, (освоение студентами знаний, умений и навыков организации ОП) — действенно-творческое (реализация творческих умений).

2. Разработанный диагностический инструментарий, включающий комплекс методик, позволяет выявить уровни сформированности готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики и осуществлять педагогический мониторинг с целью выявления позитивной динамики их изменений. Полученные качественные и количественные результаты показали, что традиционная методика обучения в меньшей степени способствует достижению высокого уровня сформированности данной готовности по сравнению с реализацией авторской технологии.

3. Результаты оценки уровня сформированности готовности студентов экспериментальной и контрольной групп к осуществлению ОП на заключительном этапе эксперимента подтвердили эффективность реализации предлагаемой технологии.

4. Данные, полученные в ходе формирующего эксперимента, показывают определенную тенденцию к повышению уровня сформировнности готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников, что позволяет признать проведенное исследование успешным, гипотезу исследования доказанной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальный заказ на выпускника высшего профессионального учебного заведения в контексте Концепции модернизации системы образования Российской Федерации проявляется в высоких требованиях к качеству его подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Готовность студентов — будущих учителей начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики в период обучения грамоте младших школьников является важнейшей составляющей его профессиональной подготовки.

Обращение к работам исследователей позволило установить, что, несмотря на многочисленные публикации, проблема технологического обеспечения формирования готовности будущего учителя к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников не получила достаточного теоретического и практического решения.

Понятие «готовности» в научной литературе имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию, что обусловлено различными подходами к определению ее сущности. В нашем исследовании готовность педагога к осуществлению орфографической пропедевтики в период обучения грамоте младших школьников понимается как сложное системное образование, включающее в себя мотивационный, ориентировочный, процессуальный и рефлексивный компоненты, отражающие совокупность профессиональных знаний и умений, обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов педагогического процесса, целью которого является усвоение младшими школьниками закономерностей современного русского языка на начальном этапе его изучения.

Специфика данного вида готовности заключается во взаимосвязи двух сторон — внутренней психологической, включающей в себя положительное отношение и интерес к обучению младших школьников орфографиисобственные способности к изучению языка (т.н. «языковое чутье») — осознание значимости осуществления орфографической пропедевтики для успешности дальнейшего обучения орфографии младших школьниковпрофессионально значимые качества личности учителя (гуманизм, увлеченность собственной педагогической деятельностью, познавательная активность, широта и глубина мышления и др.) — способность к саморегуляции и самооценке и др., и — внешней активно-деятельностной, проявляющейся в усвоении и применении в процессе осуществления ОП психолого-педагогических и лингвометодических знаний.

Структура готовности к осуществлению ОП представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных компонентов: 1) мотивационного, выражающего осознанное отношение будущего учителя к осуществлению ОП, проявляющегося в потребности организации орфографической пропедевтики в период обучения младших школьников грамотев стремлении к приобретению системы теоретических общепедагогических и лингвометодических знаний и формировании практических умений в организации ОП- 2) ориентировочного, объединяющего в себе совокупность знаний будущего учителя о сущности, специфике и особенностях осуществления ОП, необходимых для ее организации в условиях современного образовательного процесса в начальной школе- 3) процессуального, представляющего собой систему технологических единиц, основанную на комплексе психолого-педагогических и лингвометодических умений и навыков будущего учителя- 4) рефлексивного, характеризующего внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку процесса осуществления ОП и его результатов.

Формирование готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики успешно осуществляется в процессе применения специально сконструированной технологии, включающей следующие компоненты: целевой, сопряженнный с преломлением профессиональных знаний, методов, приемов, средств и форм обучения через личностную сферу деятельности будущего педагогасодержательный, направленный на формирование системы знаний, лежащих в основе отработки практических действий студентов по осуществлению ОПорганизационный, отражающий особенности становления готовности будущих учителей к осуществлению ОП, ориентированный на развитие интеллектуальной и морально-волевой сфер личности студента и включающий в себя комплекс контрольно-оценочных и диагностических методик выявления уровней сформированности готовности студентов к ОП, оценочно-результативный компонент технологии, позволяющий проследить динамику становления готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики в период обучения младших школьников грамоте.

Реализация технологии предусматривает включение студентов в деятельность по следующим направлениям: информационно-познавательное (овладение системой общепедагогических, лингвистических, методических знаний и умений, необходимых для осознания сущности ОП) — действенно-практическое (приобретение студентами комплекса практических умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять ОП): действенно-творческое (включенность студентов в реальную педагогическую деятельность в ходе педагогической практики, применение ими нестандартных подходов (приемов и методов) работы в процессе осуществления орфографической пропедевтики в период обучения младших школьников грамоте).

Данная технология формирования готовности студентов к осуществлению ОП приобретает особое значение в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов, так как способствует повышению их профессиональной компетентности на основе приобретения определенного личностного опыта и позволяет выявить уровни сформированности готовности к данному виду деятельности.

Эффективность процесса формирования готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению ОП на основе внедрения в учебный процесс авторской технологии определяется достижением ими определенного уровня: адаптивно-репродуктивного (низкого), репродуктивно-продуктивного (среднего), креативного (высокого).

Критериальными показателями данных уровней выступают: 1) познавательный интерес к орфографической пропедевтике в период обучения грамоте младших школьников и личностно-значимый смысл ее осуществления- 2) знание сущности ОП как одного из разделов системы обучения родному языку и его спецификизнание целей, принципов, содержания, методов и приемов организации ОПзнания в области теории современного русского языка и методики его преподавания в начальных классахзнание познавательных потребностей учащихсязнание особенностей психофизиологического развития детей младшего школьного возрастазнание причин основных неудач в осуществлении ОП и способов их предупреждения и устранения- 3) умение выделить информацию об организации ОП и определить ее значение в педагогической деятельностиумение определять и использовать наиболее рациональные формы, методы, приемы организации ОПпрофессиональные умения владения учебным материалом, элементарные навыки работы с детьми младшего школьного возрастапрофессиональное владение методом наблюдения и умение его использовать применительно к особенностям осуществления ОПвладение педагогическим тактом, культурой, образностью, точностью речиумение в каждом ученике адекватно оценивать успехи в обучении, его потребности и учитывать их при организации ОП- 4) сформированность рефлексивной позиции.

Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутые теоретические положения и гипотезу об эффективности формирования готовности студентов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников в образовательном процессе.

Исследование показало, что реализация авторской технологии обеспечивает успешное формирование готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению орфографической пропедевтики младших школьников.

Выполненная диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшие исследования могут касаться углубленной разработки отдельных компонентов предлагаемой технологии, педагогических условий и механизмов ее реализации в образовательном процессе вуза, разработки иных диагностических методик, позволяющих объективно определять уровни сформированности готовности студентов к осуществлению ОП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. , О.А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. / О. А. Абдуллина, Н. Н. Зарядкина. — М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  3. , Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: автореф. дисс. канд. пед. наук / Г. А Алферова. — Волгоград, 1998. — 22 с.
  4. , Б.Г. Избранные педагогические труды: В 2 т. / Б. Г Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. Т. 1 — 2. — 437 с.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1968. — 339 с.
  6. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1 / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. — 608 с.
  7. , Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. М: Аспект Пресс, 2006. — 360 с.
  8. , П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. — 453 с.
  9. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  10. , Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташов. М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 2000. — 272 с.
  11. Атутов, П-Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11−14.
  12. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1997.-418 с.
  13. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 249 с.
  14. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  15. , Т.Д. Формирование у студентов педагогической деятельности, адекватной современным подходам в образовании /Т.Д. Бадер // Начальная школа.-2005.-№ 7.-С. 18−21.
  16. , С.Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев. — М.: Профессиональное образование, 1999. 904 с.
  17. , В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? / В. Ф. Башарин // Специалист. 1993. — № 3. — С. 25 — 27.
  18. , Н.М. Каким должен быть учебник русского языка нового поколения / Н. М. Белянкова // Начальная школа. 2007. — № 5. — С. 24 — 28.
  19. , Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. В. Берне. М.: Педагогика, 1986. -256 с.
  20. , В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 120 с.
  21. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995. — 336 с.
  22. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательных процессов подготовки специалистов: учебно-методическое пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  23. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  24. , В.М. Объектная психология / В. М. Бехтерев. — М.: Наука, 1991.- 475 с.
  25. , В.И. Педагогическая технология подготовки учителя / В. И. Боголюбов // Учительская газета. — 1993. — 15 февр. (№ 5). -С. 2−3.
  26. , В.И. Педагогическая технология: эволюция познания / В. И. Боголюбов // Педагогика. 1991. — № 9. — С. 123 — 128.
  27. , А.А. Общая психодиагностика: Учебник / А. А. Бодалев, В. В. Столин. СПб.: Речь, 2006. — 439 с.
  28. , Б.В. Вузовское обучение: проблемы активизации / Б. В. Бокуть и др. / под ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Минск: Университетское, 1989. — 110 с.
  29. , Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
  30. , И.В. Понятие орфограмма в начальном курсе правописания / И. В. Борисенко // Начальная школа. — 2003. — № 7. — С. 28 — 31.
  31. , Г. М. Профессионально-педагогическая подготовка удущего учителя / Г. М. Бочарова // Начальная школа. 2001. — № 12. -С. 83 — 84.
  32. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа. — 1991. — 204 с.
  33. , В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе / В. М. Вергасов. Киев: Вища школа, 1978. — 215 с.
  34. , Э.А. Формирование общепрофессиональных позиций современного ученого/ Э. А. Власова // Начальная школа. 2005. — № 3. -С. 87−89.
  35. , О.И. Формирование педагогических умений у учителя / О. И. Воронина // Начальная школа. 2005. — № 8. — С. 82 — 84.
  36. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. — М.: Просвещение, 1967. 113 с.
  37. , П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / П. Я. Гальперин,
  38. A.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С. 61 — 65.
  39. , Е.Н. Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических колледжах / Е.Н. Герасименко// Начальная школа. 2008. — №— 9. — С. 69 — 72.
  40. , О.В. Система профессиональной подготовки будущих словесников к обучению орфографии / О. В. Гневек // Русский язык в школе. -1998. -№ 3.- С. 93.
  41. , Ф.Н. О педагогических способностях учителя / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение. — 1964. — 245 с.
  42. , В.В. Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов во внеаудиторной работе по педагогике /В.В. Горбенко // Начальная школа. 2006. — № 7. — С. 20 — 24.
  43. , В.Г. Уроки обучения грамоте / В. Г. Горецкий,
  44. B.А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. М.: Просвещение, 1982. — 142 с.
  45. , В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы / В. П. Горленко // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 63 — 69.
  46. , Н.В. Профессионально-личностное становление будущего учителя / Н. В. Горнова, Г. И. Железовская. — Балаково, 1999. — 108 с.
  47. , Н.В. Путь к профессии учителя / Н. В. Горюнова, И. Ш. Королева. -М.: Педагогика, 1981. 96 с.
  48. , О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Госсе. — Волгоград, 1996. -27 с.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Государственный комитет РФ по высшему образованию. — М.: Культурная инициатива, 2005. 392 с.
  50. , В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1988. — С. 64 — 89.
  51. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Просвещение, 1986. 240 с.
  52. , В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1992. — 116 с.
  53. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1989. — 2726 с.
  54. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 32 с.
  55. , М.И. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза/ М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1978. — 266 с.
  56. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во Белорус, унта, 1976.-176 с.
  57. , П.С. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии / П. С. Жедек, В. В. Репкин // Обучение орфографии в восьмилетней школе / ред.-сост. М. М. Разумовская. -М.: Просвещение, 1974. — 123 с.
  58. , П.С. Методика обучения орфографии: теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах / П.С. Жедек- под ред. М. С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1992. 231 с.
  59. , П.С. Пути совершенствования обучения орфографии / П. С. Жедек // Начальная школа. 1988. — № 10. — С. 10 — 14.
  60. , Г. И. Педагогика развития творческой личности / Г. И. Железовская, А. В. Елисеева. Саратов: Лицей, 1997. — 140 с.
  61. , Л.Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников/ Л. Я Желтовская, О. В. Калинина // Начальная школа. 2008. — № 1. — С. 48 — 54.
  62. , С.Ф. К проблеме диагностики обучаемости школьников / С. Ф. Жуйков // Вопросы психологии. 1971. — № 5. — С. 82 — 88.
  63. , С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников / С. Ф. Жуйков. М.: Просвещение, 1965. — 356 с.
  64. , Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопросы психологии. 1999.-№ 6.-С. 23−32.
  65. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. —5-е изд., испр. М.: Академия, 2008. — 208 с.
  66. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  67. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001.-192 с.
  68. , JI.B. Избранные педагогические труды / JI. B Занков. М.: Педагогика, 1990. — 424с.
  69. , JI.H. Психологическая подготовка педагога / JI.H. Захарова.- Нижний Новгород: ННГУ, 1993. 86 с.
  70. , Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23 — 30.
  71. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999.-384 с.
  72. , Т.И. Формирование профессиональных умений учителя начальных классов: курс по интонации / Т. И. Зиновьева // Начальная школа. —2000,-№ 2.-С. 51−54.
  73. , В.А. Новые информационные технологии обучения / В. А. Извозчиков. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 120 с.
  74. , Н.И. Содержание готовности учителя к творческой профессиональной деятельности. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы и подготовка педагогических кадров / Н. И. Ильясов.- Алма-Ата, 1986. С. 49 — 57.
  75. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. — Белгород: Везелица, 2002. — 208 с.
  76. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение, 1968.-213 с.
  77. , Т.Д. Система формирования у студентов университетов готовности к коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками: дис канд. пед. наук / Т. Д. Каллистратова. Саратов, 1999. — 190 с.
  78. , Р.В. Подготовка учителя широкого профиля для начальной школы / Р. В. Канбекова // Начальная школа. — 2001. — № 12. С. 66−68.
  79. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  80. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — С. 86 — 89.
  81. , Г. М. Педагогическая практика в начальной школе : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова и др. — под ред. Г. М. Коджаспировой, JI.B. Бориковой. М.: Академия, 2000. — 272 с.
  82. Конференция в Санкт-Петербурге: проблемы начального образования // Начальная школа. 2007. — № 5. — С. 100 — 102.
  83. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4 — 19.
  84. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): проект/ Н. Ф. Виноградова и др. // Начальная школа. — 2000. № 4. — С. 3 — 20.
  85. , Н.И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. — М.: Просвещение, 1996. 88 с.
  86. Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии: Учебное пособие для студентов/авт. сост. Б. М. Петров.— Лиепая: ЛГПИ им. В. Лаписа, 1972. — 182 с.
  87. , В.П. Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов / В. П. Кузовлев // Начальная школа. 2006. — № 7. — С. 4−9.
  88. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Д.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  89. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. JL: ЛГУ, 1980. —142 с.
  90. , Н.В. Основы вузовской подготовки / Н. В. Кузьмина. — Л.: ЛГУ, 1972.-311 с.
  91. , Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. — Л.: ЛГУ, 1967.-226 с.
  92. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. — 146 с.
  93. , Л .Я. Выбор метода обучения/ Л. Я. Кульбякина, Т. Н. Зотова // Начальная школа. 2002. — № 2. — С. 110 — 114.
  94. , Л.П. Система лингвометодической подготовки учителя к обучению детей орфографии / Л. П. Курбаналиева // Начальная школа. -2000. -№ 11. С. 103−111.
  95. , О.Е. Использование методических задач в процессе профессиональной подготовки учителя / О. Е. Курлыгина // Начальная школа. — 1998.-№ 4.-С. 107−111.
  96. , Т.В. Подготовка студентов педвузов к применению личностно-ориентированных технологий обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В Лаврикова. Волгоград, 1996. — 21 с.
  97. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  98. , Н.Д. О психологических состояниях человека/ Н. Д. Левитов. -М.: Просвещение, 1964. 380 с.
  99. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  100. , И.Я. Дидактическая система методов обучения / И .Я. Лернер. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  101. , Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. И Лифинцева. — М, 2001. -36 с.
  102. , Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей. — 1993. — 562 с.
  103. , Б.Ф. Проблемы и стратегии психологических исследований/ Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 204 с.
  104. , В.И. Основные направления повышения качества профессионального педагогического образования / В. И. Лопаткин // Начальная школа. 2007. — № 6. — С. 5 — 8.
  105. , М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Академия, 2000. -412 с.
  106. , М.Р. Перспективы методики правописания в начальных классах / М. Р. Львов // Начальная школа. 1989. — № 8. — С. 46 — 50.
  107. , М.Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  108. , М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. М.: РОСТ СКРИН, 1997. — 240 с.
  109. , И.В. Психология: конспект лекций. 2-е изд., доп./ И. В. Макарова.— М.: Юрайт-Издат, 2007. — 237 с.
  110. , H.B. Индивидуализация обучения младших школьников русской орфографии на примере безударных гласных в корне / Н. В. Макарова // Начальная школа. 1991. — № 10. — С. 66 — 70.
  111. , В.Я. Анализ готовности студентов к самостоятельной работе / В. Я. Макашов // Пути совершенствования учебного процесса в вузе. — Саратов: СГУ, 1993. С. 66 — 71.
  112. , С.Г. Особенности языковой подготовки будущих учителей начальных классов / С. Г. Макеева, И. И. Мельникова // Начальная школа. — 2007.-№ 5.-С. 83 -85.
  113. , Е.Н. Педагогическая психология: Учебное пособие/ Е. Н. Манникова. М.: Дашков и К, 2007. — 224 с.
  114. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−56.
  115. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова // Сов. педагогика. 1990. — № 8. -С. 82−88.
  116. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1979. — 239 с.
  117. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, И. Н. Бессонова и др.- Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: Академия, 2002. — 192 с.
  118. Методика преподавания русского языка: руководство в самостоятельной работе над курсом / под ред. М. С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1988.- 383 с.
  119. , В.А. Внедрение в педагогическую профессию: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. -М.: Просвещение, 2002. 268 с.
  120. , Г. В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте / Г. В. Митина // Начальная школа. 2007. — № 9. — С. 31 — 38.
  121. , А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: дисс.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко. М, 1992. — 387 с.
  122. , А.Г. Программированное обучение. Вопросы научной организации педагогического труда / А. Г. Молибог. — М.: Высшая школа, 1967. 200 с.
  123. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.- 151 с.
  124. , В. Компетенции и педагогические измерения /В. Мясников, Н. Найденова// Народное образование. -2006. — № 9. — С. 147−151.
  125. , С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под ред. С. П. Обнорского. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953. — 848 с.
  126. , О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития / О. П. Околелов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−50.
  127. , О.А. Формирование готовности будущего учителя ориентироваться в потоке научной информации: методологические вопросыформирования личности будущего учителя / О. А. Онуфриенко. Волгоград, 1985.-215 с.
  128. , Н.Н. Система планирования и организации учебного процесса / Н. Н. Орлов, Г. Л. Таукач, В. И. Лисовиченко. Киев, 1977. — 142 с.
  129. Основы вузозской педагогики: учеб. пособие для студентов ун-та/ под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Уркина. Л.: ЛГУ, 1972. — 311 с.
  130. Основы методики начального обучения русскому языку / под ред. Н. С. Рождественского. — М.: Просвещение, 1965. — 534 с.
  131. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. уч. заведений / под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  132. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 2002. — 602 с.
  133. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. /под ред. Ю. К. Бабанского.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  134. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. — М.: Просвещение, 1966.107с.
  135. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. — 528 с.
  136. , А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя /А.И. Пискунов // Советская педагогика. 1985. — № - 12. -С. 55 — 69.
  137. , В.Ю. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Ю. Питюков. — М., 1994. — 16 с.
  138. , И.П. Педагогика: учеб. для студентов вузов / И. П. Подласый. — М.: Просвещение, 1999. — 576 с.
  139. , В.А. Дидактика высшей школы : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М.: Академия, 2004.192 с.
  140. , А.А. Готовим будущих учителей / А. А. Попова // Начальная школа. 2005. — № 9. — С. 26−28.
  141. , Г. Н. О методических принципах обучения правописанию / Г. Н. Приступа // Русский язык в школе. 1978. — № 3. -С. 45−48.
  142. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, JI.M. Балабанова / под общ. ред. Ю. Л. Неймера.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. 260 с.
  143. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1973. 244 с.
  144. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. П. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  145. , B.C. О содержании и организации педагогической практики в условиях модернизации системы подготовки учителей начальной школы / В. С. Пылаева // Начальная школа. — 2003. № 9. — С. 104 -108.
  146. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Деркача. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 397 с.
  147. , М.М. Важнейшие проблемы обучения орфографии на современном этапе / М. М. Разумовская // Обучение орфографии в восьмилетней школе. -М.: Просвещение, 1974. 364 с.
  148. , М.М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения / М. М. Разумовская // Русский язык в школе. — 1978. № 3. -С. 35−37.
  149. , М.М. Теоретические основы обучения орфографии всредней школе: автореф. дисс. д-ра пед. наук в форме научногодоклада / М. М. Разумовская. М., 1984. — 24 с.
  150. , Т.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1987. — 420 с.
  151. , Т.Г. О языковой подготовке учителя/ Т. Г. Рамзаева // Начальная школа. 2007. — № 5. — С. 81−83.
  152. , В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия / В. В. Репкин // Вопросы психологии. — 1960. — № 2. -С. 36−39.
  153. , Г. И. Размышление о педагогической деятельности, культуре и мастерстве / Г. И. Ризз // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 114−116.
  154. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования / И. В. Робер. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  155. , А.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова. М.: Академия, 2000. — 208 с.
  156. , Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. М.: Учпедгиз, 1980. — 320 с.
  157. , Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания /Н.С. Рождественский. М.: Учпедгиз, 1980. -288 с.
  158. , С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1985. — 146 с.
  159. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 485 с.
  160. , Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА, 1997. — 224 с.
  161. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др. / под ред. М. С. Соловейчик. М.: Академия, 1997. — 383 с.
  162. , А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С. 29−38.
  163. , О.Н. Критерии сформированности профессиональной активности будущих учителей / О. Н. Сарычева // Начальная школа. — 2005. — № 7.- С. 12−15.
  164. , Н.Н. О возможности реализации идеи двухступенчатой методико-филологической подготовки учителя начальных классов/Н.Н Светловская //Начальная школа. -2007. — № 5. -С. 3.
  165. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  166. , И.Н. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач: автореф. дисс.. канд. психол. наук / И. Н. Семенов. -М., 1990.-22 с.
  167. , В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16 — 21.
  168. , М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии / М. П. Сибирская. СПб.: ВИР, 1996. — 98 с.
  169. , М.Н. Проблемы советской дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  170. , Р.П. Учиться быть учителем / Р. П. Скульский. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  171. , В.А. Педагогика: Инновационная деятельность/ В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М.: Магистр, 1997. 308 с.
  172. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  173. , В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя / В. А. Сластенин / под ред. А. И. Щербакова. — М.: Педагогика, 1976. — 38 с.
  174. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  175. Словарь русского языка: В 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. — М., 1986. -Т. 2. — 576 с.
  176. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1955. — 271 с.
  177. , С.Д. Технологии в образовании / С. Д. Смирнов // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 109.
  178. Современное языковое образование младших школьников и лингвометодическая подготовка учителя // Начальная школа. 2000. — № 2. — С. 7−11.
  179. , М.С. Методические задачи как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности / М. С. Соловейчик // Начальная школа. 2000. — № 2. — С. 48 — 51.
  180. , М.С. Размышления автора учебников об уроках русского языка / М. С. Соловейчик // Начальная школа. 2008. — № 1. -С. 100−103.
  181. , М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек,
  182. Н.Н. Светловская и др. / под ред. М. С. Соловейчик. М.: Академия, 1997. -383 с.
  183. , Л.П. Двухступенчатая подготовка учителя начальных классов в Москве / Л. П. Стойлова // Начальная школа. —2000. — № 2. — С. 4 — 6.
  184. , Л.Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-448 с.
  185. , Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста/ Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986 — № З.-С. 22−32.
  186. , Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1977. — № 1. -С. 55−60.
  187. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004.3. — С. 20−26.
  188. , Н.В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний. Теоретический аспект / Н. В. Тельтевская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 127 с.
  189. , Г. Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте / Г. Д. Трубицына // Начальная школа. 1990. — № 3. — С. 65 — 68.
  190. , Д.Н. Общее учение об установке / Д. Н. Узнадзе // Хрестоматия по психологии. -М.: Просвещение, 1987. С. 101 — 108.
  191. , И.А. Теория и практика формирования потребности студентов в творческом саморазвитии / И. А. Федотова. Саратов, 2002.- 121 с.
  192. , Н.В. Методологические основы подготовки будущих педагогов начального образования к профессиональной деятельности / Н. В. Фетисова, М. Г. Минин // Начальная школа. 2006. — № 2. — С. 11−15.
  193. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд-во МГПИ, 1980. — 123 с.
  194. , JI.A. Методическая подготовка будущего учителя к работе по развитию орфографической зоркости младших школьников / JI.A. Фролова // Начальная школа. 1995. — № 12. — С. 65−67.
  195. , X. Мотивация и деятельность: пер. с нем. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1976. 391 с.
  196. Хозяинов, Г. И, Педагогическое мастерство преподавателя: метод, пособие / Г. И. Хозяинов. -М.: Высш. шк., 1976. 87 с.
  197. , М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников/М.А. Христенко, М. Д. Савина // Начальная школа. 1993. — № 2. — С.
  198. , Д.В. Технология обучения в высшей школе: учеб. издание / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов/ под ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  199. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебн. пособие для вузов/ Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  200. , Ю.Н. Педагогическая технология — основа повышения качества подготовки специалистов / Ю. Н. Чернова // Проектирование и реализация педагогических технологий: сб. науч. метод, работ. — Самара, 1996. — С. 24 — 33.
  201. , P.M. Основы профессиональной подготовки специалистов на педагогическом факультете педуниверситета / P.M. Чумичева, JI.B. Занина // Начальная школа. 1996. — № 9. — С. 65 — 66.
  202. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. -С. 26−31.
  203. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1996. 320 с.
  204. , Н.С. Лингвометодические основы орфографической работы в начальной школе / Н. С. Шаповалова // Начальная школа. 2005. -№ 11.-С. 57−60.
  205. , Е.В. Социальная психология личности / Е. В. Шорохова. М: Просвещение, 1979. — 33 с.
  206. , И.В. Инновационные технологии учения / И. В. Штых, О. Б. Капичникова. Саратов, 1998. — 101 с.
  207. , А.И. Психология учителя // Возрастная и педагогическая психология / А. И. Щербаков, А.В. Мудрик- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.-С. 158−283.
  208. , Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина / Н. Е. Щуркова // Педагогика. — 1993. — № 2. — С. 66 70.
  209. , А.Ф. Активизация учебно-воспитательной работы студентов / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  210. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.-С. 31−37.
  211. , Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ю. В. Янотовская. -М., 1973. -23 с.
  212. , Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. — М.: Просвещение, 1986. 135 с.
  213. , И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Л. Яцукова. -Астрахань, 1996.—24 с.
  214. Bennet F. Education & future //Educational Technology & Society. — 1999 .-Vol. 2(1)-P. 57−60.
  215. Chen, W. Qualification-for-life education: ticket to the 21-st century/ W. Chen //Beijing. 1998. — Vol. 41. — № 35. — P. 8 -10.
  216. Eljamal, M. Intellectusl development: a complex teaching goal/ M. Eljamal, J. Stark //Studies in higher education. Oxford. 1999. — Vol. 24. — № 1. -P. 7−25.
Заполнить форму текущей работой