Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние мирового экономического кризиса на экономику Китая. «Кредитный пузырь»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Китайское правительство проводило энергичную политику «ускоренной нейтрализации» того отрицательного влияния, которое оказывал кризис и некоторые внутренние проблемы страны на поступательное развитие её экономики и общества в целом. Принимаемым мерам приняли системный, комплексный и многоуровневый характер. С одной стороны, они должны блокировать углубление и расширение негативного влияния… Читать ещё >

Влияние мирового экономического кризиса на экономику Китая. «Кредитный пузырь» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт отраслевого менеджмента Кафедра экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе Реферат По дисциплине «Антикризисное управление»

на тему: «Влияние мирового экономического кризиса на экономику Китая. «Кредитный пузырь»

Выполнил:

Студент IV курса ТЭК 4−1 группы Калдаров И.И.

Проверил:

к.ф-м.н. доцент Большакова О.И.

Москва, 2015 г Содержание Введение

1.Влияние мирового кризиса на экономику Китая в 2008 году

1.1 Признаки влияния кризиса 2008 года на экономику Китая

1.2 Антикризисные меры

1.3 Оценка глубины кризиса

2. «Кредитный пузырь» или кризис 2015 года

2.1 Предпосылки экономического кризиса

2.2 Симптомы экономического кризиса

2.3 Меры, принимаемые государства для снижения глубины кризиса Заключение

Список использованной литературы Введение Китайэто очень интересная страна, которая на современном этапе играет важную роль в мировой экономике. Процессы, происходящие в этой стране, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Начиная с экономических реформ 1970;х годов, В Китае наблюдается небывалый экономический рост. В период с 1978 по 2002 гг. ВВП этой страны увеличился в 4 раза, и к 2010 г. Китайская экономика стала второй по величине в мире после экономики США. Китайским предпринимателя в своей деятельности приходится сталкиваться с крайне высоким уровнем неопределенности. По этой причине Китай является благодатной почвой для изучения механизмов антикризисного управления в стремительно меняющихся и непредсказуемых условиях.

Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

Предметом исследования является антикризисное управление. Объектом исследования экономика Китая. Целью моего исследования является изучение и всесторонний анализ экономики Китая (Китайской Народной Республики, КНР) и степени её вовлеченности (участия) в мировые экономические отношения. Задачи: 1) рассмотреть влияние мирового экономического кризиса 2008 года на экономику Китая; 2) изучить методы антикризисного управления, используемые Китаем для сокращения глубины кризиса в стране; 3) рассмотреть основные экономические показатели; 4) определить состояние экономики Китая на сегодняшний день и проанализировать возможные сценарии дальнейшего развития.

1.Влияние мирового кризиса на экономику Китая в 2008 году

1.1 Признаки влияния кризиса 2008 года на экономику Китая

Оценки влияния глобального финансово-экономического кризиса на развитие КНР свидетельствуют о том, что он затронул многие сферы экономической и социальной жизни страны. Негативное воздействие глобального кризиса в Китае ощущается по следующим направлениям.

Снижение темпов роста ВВП. Этот показатель в 2008 г. уменьшился с 10,6% (в первом квартале) до 6,8% (в конце четвёртого). В среднем по итогам года темпы роста ВВП вышли на уровень 9%. Однако, по мнению некоторых зарубежных экспертов, в 2009 г. они не превысят 6%.

Деловая активность в Китае снизилась на 20­30%. Только за 10 месяцев 2008 г. было закрыто 67 тыс. предприятий, и такая тенденция сохранялась в первые месяцы 2009 г. В феврале текущего года экспорт, за счёт которого формируется 40% ВВП страны, упал на 25,7%, импорт — на 23,8%. В январе-феврале прямые иностранные инвестиции сократились на 26,2% и составили 13,3 млрд дол.

Замедление темпов роста валютных резервов. В первом квартале 2008 г. прирост валютных резервов КНР составлял 153,9 млрд долл., а за первый квартал 2009 г. — только 7,7 млрд долл., т. е. снизился на 94,3%. Помимо сокращения объёмов внешнеторговых операций одной из причин снижения в Китае темпов роста резервов специалисты называют отток валюты, который является признаком неуверенности бизнеса в перспективах развития экономики и сохранении социально-политической стабильности в стране.

Кроме этого, в сложившихся условиях инвесторы рассчитывают на получение большей прибыли от вложений за рубежом, нежели внутри страны.

Дефицит бюджета составил в 2008 г. 16,2 млрд дол. Характерно, что ранее китайский бюджет был бездефицитным. На 14,9% сократились темпы роста налоговых поступлений.

Рост безработицы. На конец 2008 г. только потерявших место рабочих — мигрантов из сельской местности в стране было свыше 20 млн. человек. По экспертным оценкам, в 2009 г. безработица в несельскохозяйственном секторе составила около 39−48 млн. человек. Почти 70% работающих в стране компаний, связанных с международными рынками финансов, связи и информационных технологий ограничили приём на работу новых сотрудников.

Снижение доходов населения. В условиях падения спроса на мировых рынках снижение доходов связано в первую очередь с банкротством предприятий, фирм, компаний и потерей рабочих мест в районах, где производство ориентировано на экспорт. Люди, теряя работу и заработок, уже не могут оказывать помощь денежными переводами своим семьям и родственникам, проживающим в сельской местности. В результате снижается жизненный уровень значительной части населения, увеличивается разрыв между доходами крестьян и рабочих, который и без того составляет около 60%, у людей возникает неуверенность в будущем. По некоторым данным, в 2008 г. в стране прошло около 120 тыс. забастовок и других акций протеста.

В то же время анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что Пекин (по состоянию на первый квартал 2009 г.) успешно «удержал удар», и речь скорее может идти о негативных тенденциях, связанных со снижением темпов экономического роста, а не с отсутствием роста как такового. Как отмечалось выше, в 2008 г. ВВП Китая увеличился на 9% и составил более 4 трлн. дол. Именно КНР обеспечила 20% роста мировой экономики. Особенно прогрессировала его так называемая «третья промышленность» (сфера услуг, информация, связь, научные исследования и др.), рост которой в 2008 г. составил 9,5%. По заявлению премьера Гос­совета КНР Вэнь Цзябао и данным официальной статистики, показатели в 1-м квартале 2009 г. демонстрируют положительную динамику по многим отраслям экономики и сферам деятельности. 2]

Китайское правительство проводило энергичную политику «ускоренной нейтрализации» того отрицательного влияния, которое оказывал кризис и некоторые внутренние проблемы страны на поступательное развитие её экономики и общества в целом. Принимаемым мерам приняли системный, комплексный и многоуровневый характер. С одной стороны, они должны блокировать углубление и расширение негативного влияния кризиса на экономическую и общественно-политическую жизнь страны, а с другой — формировать условия не только для восстановления прежних темпов развития, но и для последующего рывка уже на новой научной и технологической основе, к тому же укреплённой хорошо подготовленными кадрами. При этом создаются резервы и планируются действия страхующего характера, которые способствуют закреплению положительных результатов и не допускают резкого и неконтролируемого отката назад.

1.2 Антикризисные меры Анализ директив китайского руководства по итогам заседаний Госсовета КНР (3 декабря 2008 г.; 15, 29 апреля и 6 мая 2009 г.) позволяет заключить, что на данном этапе реализации антикризисной программы основные усилия правительства сосредоточены на следующих направлениях.

1. Наращивание инвестиций. Помимо уже принятых мер (в том числе создание «стимулирующего пакета» стоимостью 586 млрд. дол.) для этого правительствам и предприятиям на местах впредь разрешено выпускать собственные ценные бумаги (облигации). Им также вменено в обязанность организовать жёсткий контроль над финансированием конкретных проектов по линии центрального правительства. Кроме этого, рекомендовано принять меры по стимулированию так называемых «народных инвестиций», т. е. по вовлечению в активный оборот личных сбережений населения, общая сумма которых на конец 2008 года составила около 30 трлн. юаней (более 4 трлн. дол.).

На техническую модернизацию предприятий по специальным проектам правительство выделило 20 млрд. юаней (около 3 млрд. дол.). Ожидается, что осуществление этих проектов, в свою очередь, позволит привлечь «общественные инвестиции» в размере не менее 460 млрд. юаней (66 млрд. дол.). С начала 2009 г. проводилась активная работа по реализации планов «оживления и урегулирования» в таких отраслях промышленности, как текстильная, металлургическая, автомобильная, производство оборудования разного назначения.

Реализация крупных инвестиционных проектов внутри Китая, как было заявлено его руководителями, поможет осуществить «мягкую посадку» в условиях кризиса, смягчить его негативные социальные последствия, в том числе и связанные с безработицей.

2. Повышение внутреннего спроса и розничных продаж населению. В этом комплексе мероприятий упор делается прежде всего на активизацию работы в менее развитых сельских районах страны — центральных и западных. Считается, что осуществление проектов по электрификации китайской деревни, где проживает более 700 млн. человек, позволит заметно увеличить продажу на селе различных видов промышленной продукции. Например, введённый в действие «трёхлетний план» стимулирования покупательной способности сельских жителей (рассчитан до 2012 г.) даст возможность китайским предприятиям реализовать на селе значительное количество произведённых бытовых электроприборов. Внутренний спрос оживился и после наведения порядка в налоговой сфере, особенно в части, касающейся тех норм и правил, которые нарушают или ущемляют права потребителей.

3. Стабилизация экспорта и импорта. В Китае проводится «упорядочение» экспортных ограничений, государство поддерживает (кредитами) поставки за рубеж новой и высокотехнологичной продукции, а также товаров, производство которых требует больших трудовых затрат. Благодаря снижению налога на экспорт удалось эффективно использовать важное конкурентное преимущество Китая, который может производить и реализовывать трудоёмкую продукцию с низкой себестоимостью. В результате в марте 2009 г. по сравнению с январём-февралём того же года экспорт одежды увеличился на 72,5%, мебели — на 78,1, обуви — на 42,6, чемоданов — на 90,7%.

В феврале 2009 г. рост промышленности составил 11%, производство бетона увеличилось на 42%, кредитование выросло на 25%, а новые кредиты в размере 1 трлн. юаней дошли до получателей. Всё это в совокупности даёт основания некоторым иностранным наблюдателям говорить о том, что крупные строительные проекты сумеют-таки «вытянуть» всю китайскую экономику, страна преодолеет относительный спад уже к середине текущего года и первой войдёт в режим поступательного развития.

Правительство также подтвердило, что намерено и дальше оказывать помощь крупным предприятиям и компаниям в укреплении их позиций в других странах и на международных рынках, что помимо прибыли позволяет приобретать опыт ведения «глобального бизнеса». Одновременно поставлена задача увеличить импорт энергоресурсов, дефицитного сырья, передовой технологии и оборудования.

4. Обеспечение стабильного развития сельского хозяйства. В текущем году урожай зерновых культур в Китае должен вырасти не менее чем на 50 млн. т. Особое внимание обращается на регулирование рынка сельскохозяйственных товаров. Эта сфера экономики традиционно является одной из важнейших для страны, поскольку она связана с продовольственным обеспечением населения, снабжением промышленности сельхозсырьём, занятостью 700 млн. крестьян и сохранением устойчивой социально-политической обстановки.

5. Развитие высокотехнологичных отраслей производства. С этой целью в Китае формируются новые «точки роста» с упором на поиск новых источников энергии, её экономию и защиту окружающей среды, развитие информационных и телекоммуникационных систем, современного сервиса, производства новых лекарственных препаратов. Будут ликвидированы те нормы и правила проведения торгов (аукционов), которые ставят произведённые внутри страны товары в неравное положение с импортируемыми.

6. Укрепление социальной сферы. На этом направлении приоритетными проблемами остаются сохранение старых и создание новых рабочих мест, реформирование системы здравоохранения, социального обеспечению и снабжения населения лекарствами.

К концу 2009 г., как было заявлено, все уволенные с обанкротившихся госпредприятий работники охвачены общей системой медицинского страхования, которая действует для рабочих и служащих в городах и посёлках. На эти цели центральное правительство выделило 42,9 млрд юаней (6 млрд дол.).

Правительство намерено занималось и совершенствованием системы оплаты труда преподавателей, работающих в системе обязательного школьного образования.

7. Совершенствование системы финансовой поддержки экономического развития страны. Больше внимания планируется уделять вопросам регулирования спроса и предложения на рынке капиталов, обеспечения кредитами средних и малых предприятий, защиты от финансовых рисков, контроля над сборами налогов и расходованием средств.

Регулирование финансовой и монетарной политики:

1)переход к налогу на добавленную стоимость;

2) уменьшение структурных налогов;

3) снижение доли отчислений на депозиты;

4) снижение учетных ставок по кредитам;

5) повышение объемов кредитования.

Социальное страхование населения:

1) увеличение инвестиций в сферу базовых общественных услуг;

2) увеличение инвестиций в жизнь сельской местности.

Стимулирование экспорта:

1) повышение ставки возврата налога на экспорт;

2) стабилизацию валютного курса юаня;

3) регулирование политики торговли в зонах экспортной переработки Увеличение объема инвестиций:

1) инвестиционный пакет 4 трлн. юаней;

2) план развития отраслей;

3) соответствующие инвестиции местных Правительств. [2]

До конца 2010 г. в стране был введён особый режим экономии государственных денежных и материальных средств, усилена ответственность партийных и правительственных чиновников всех уровней за нарушение финансовой дисциплины. Основанием для этих мер служит принятое в конце февраля 2009 г. «Уведомление ЦК КПК и Госсовета КНР по некоторым вопросам экономии средств партийными и государственными органами» («Восемь требований»).

Особое, стратегическое значение придаётся комплексному развитию регионов, которые способны существенно повысить экономический потенциал Китая, укрепить его территориальную целостность, расширить и углубить связи с внешними партнёрами. Этим целям подчинены действующие планы развития Северо-Восточного, Западного, Юго-Восточного и Восточного регионов страны. При этом главное внимание уделяется районам компактного проживания нацменьшинств, поскольку китайскому руководству в последнее время всё чаще приходится сталкиваться с подавлением антиправительственных выступлений и беспорядков на национальной и религиозной почве (Тибет, Синьцзян, провинции Цинхай и Гуйчжоу). Сюда регулярно выезжают специальные группы кадровых работников «для дополнительного изучения обстановки на местах, выявления наиболее острых проблем, оказания при необходимости адресной помощи». 1,2]

1.3 Оценка глубины кризиса В то же время анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что Пекин (по состоянию на первый квартал 2009 г.) успешно «удержал удар», и речь скорее может идти о негативных тенденциях, связанных со снижением темпов экономического роста, а не с отсутствием роста как такового. Как отмечалось выше, в 2008 г. ВВП Китая увеличился на 9% и составил более 4 трлн. дол. Именно КНР обеспечила 20% роста мировой экономики. Особенно прогрессировала его так называемая «третья промышленность» (сфера услуг, информация, связь, научные исследования и др.), рост которой в 2008 г. составил 9,5%. По заявлению премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао и данным официальной статистики, показатели в 1-м квартале 2009 г. демонстрируют положительную динамику по многим отраслям экономики и сферам деятельности.

«Кредитный пузырь» или кризис 2015 года

2.1 Предпосылки экономического кризиса В этот раз Поднебесной приковано намного большее внимание. Многие начинают искать причины нового обвала, глубину и продолжительность кризиса.

Эксперты говорят о том, что это не столько кризис, сколько предкризисное состояние. Это связано с целым рядом факторов, о которых говорили в течение последних двух лет, но которые проявились внезапно, то есть кризис был ожидаем с точки зрения и экономистов, и китаистов, но время его было непредсказуемо.

Здесь сошлось несколько проблем. Первое, если брать по приоритетности, — это проблема запоздалой перестройки фискального и экономического аппарата КНР. О ней было объявлено в ноябре 2013 года, когда Си Цзиньпин только заступал на свой пост председатели КНР. Она заключается в целом ряде мер, которые должны либерализовать китайскую экономику. Строго говоря, несмотря на многие утверждения, китайская экономика сегодня не является абсолютно рыночной. И государство определяет очень много вещей, в том числе есть весьма серьезное вмешательство в сферу биржевой котировки. Вот как только началась либерализация, началась и спекулятивная игра.

Второй момент, который связан с первым: китайское руководство призывало граждан вкладываться в ценные бумаги, причем вкладываться не только серьезным, опытным игрокам, но и, что называется, домохозяйкам. 3]

2.2 Симптомы экономического кризиса В данном разделе сравним состояние экономики Китая сейчас по отношению к прошлому кризису 2008;2009г.

С 2007 года общий долг (включая налоги финансового сектора) увеличился в 4 раза с 7,4 трлн. долл. В 2007 году до 28,2 трлн. долл. в 2015 году. Отношение к ВВП в 2007 году составляло 147%, в 2015; 251%. В натуральном выражении ВВП равен около 11,6 трлн.долл. 7,10]

Государственный долг Китая, % к ВВП

(без учета финансового сектора)[9]

год

значение

18.5

17.6

16.2

19.6

17.0

17.7

43.5

38.5

26.1

22.4

22.4

1. Фондовый рынок. На него сейчас обращают внимание в первую очередь. Дескать он является причиной кризиса в Китае. Хотя это все же следствие других процессов, об которых поговорим позже.

Как и в прошлый раз Китайский фондовый рынок стал сдуваться заранее, чем мировой кризис получил свою власть на планете. Смотрим график:

В этот раз отличие в том, что объемы торгов в разы больше, как и объем капитализации рынка Китая. В разы больше стало торговаться компаний, так как бум IPO за последние 6 лет дал о себе знать. Также значительно выросло количество игроков на рынке: подключились можно сказать все. Это и простые граждане Китая разной профессии и уровня дохода, которые решили поиграть в местный «МММ», только значительно большего масштаба. Зачастую китайцы брали кредиты с целью поиграть на бирже. Да и сам регулятор влил огромные суммы денег в брокерские компании, которые активно подставляли хорошее кредитное плечо для авантюристов-китайцев.

В прошлый раз акции Китая росли с октября 2008 по июль 2009. Хотя Европа и США в это время падали до февраля 2009 и только вернули позиции к июлю 2009. В этот раз такого не будет.

В отличие от 2008 г. падение акций в Китае затронет в разы большее количество китайцев, фактически всех. Это приведет к резкому снижению потребительской активности, снижению спроса на кредиты.

2. Темпы экономического роста в Китае находится намного более низких уровнях, чем в 2008 году. Это можно увидеть на графике, который еще без учета более низких показателей 2014;2015г. В этот раз экономика Поднебесной может столкнуться с нулевым ростом ВВП, то есть стагнацией.

3. Темп промышленного производства Китая уже находится практически на уровнях пика кризиса 2009 года. То есть вполне возможно снижение в годовом исчислении месяца через три.

4. Темпы прироста розничных продаж в Китае уже сейчас ниже уровня пика кризиса в 2009 году. Впереди еще резкое кредитное сжатие, так как банки начинают более требовательно относится к заемщикам, инвестиционная активность падает, качество кредитных займов продолжает падать, кредитование под рост фондового рынка сходит на нет и т. д.

5. Денежная масса сильно снизила темпы роста. Фактически из кризиса 2008;2009г выходили за счет накачивания экономики деньгами. Но с 2011 этот процесс затух, так как такие объемы вливаний от ЦБ экономика Китая долго переваривать не может.

6. Индекс цен производителей на уровне -5,4%. Это происходит из-за того, что юань привязан к доллару, который сильно укрепился за последние 9 месяцев. Что привело к росту стоимости китайских товаров в мире. Также отрицательно повлияли девальвации валют многих стран мира. Можно посмотреть на примере России, где видно, что это снизило экспорт из Китая на 36−44%. Если учесть, что другие страны девальвировали свои валюты несколько позже и действует временной лаг, то снижение экспорта из Китая в эти страны еще впереди.

Именно поэтому ЦБ Китая снизил юань к доллару, но эти 4,5% недостаточны. Так китайская валюта выросла к йене за последние два года почти на 50%.

7. В мире кризис перепроизводства только усугубился. Китай главная фабрика, поэтому удар по нему будет очень сильный. Запад больше не может потреблять столько благ, так как для этого еще больше придется раздувать объем кредитов. Поэтому тут еще добавляется кризис закредитованности экономик стран мира. В прошлый раз США активно наращивала госдолг, дефицит бюджета, перекладывая долги компаний к себе в госдолг. В этот раз такое не пройдет.

8. Кризис закредитованности стал намного острее. С 2008 года уровень кредитов в Китае к ВВП вырос с 70% до 150% сейчас. В остальном мире темпы несколько ниже, но это все же рост, а не снижение.

9. В 2008;2009 годах ЦБ мира активно снижали ставки, чем пытались поддержать экономику (фондовый рынок). Но сейчас в большинстве стран ключевые ставки уже у нуля! ЦБ Китая снизил вчера ставку на 0,2%. Но рынок сегодня в моменте падал на 2,5%. Хотя европейские площадки вчера рассчитывали на рост индекса акций Китая процентов на 5−7%, после обвала на 8% во вторник, до введения новых мер ЦБ Китая.

Снизили нормы резервированияв Китае. Но это не заставит в кризис увеличить кредитования. Лишь приведет к потере качества банковской сферы поднебесной.

Есть еще другие важные факторы: железнодорожные перевозки, обвал цен на недвижимость, падение производства стали и т. д.

2.3 Меры, принимаемые государства для снижения глубины кризиса

— экономические механизмы:

Вливание наличности;

Финансовый регулятор Китая ранее сообщил о снижении с 26 августа ставок по депозитам и кредитам на 0,25 процентного пункта. Кроме того, с 6 сентября ЦБ снизит нормы резервирования для банков на 0,5 процентного пункта.

— Ставка государственного кредита -4,6%;

— Норма резирвирования-18%. [11]

— командно-административные механизмы:

Треть компаний вывели с фондового рынка и запретили новые IPO. При этом банкам была добавлена ликвидность и было сделано послабление по правилам получения кредитов гражданами для того, чтобы они вкладывались в фондовый рынок. То есть, с одной стороны, они денег подбросили, а с другой, резко сократили возможности эти деньги использовать. [5,6,8]

Заключение

кризис китай экономика кредитный Какой бы сильной экономика Китая не была, все равно она испытывает на себе влияние мирового кризиса. От мер, принимаемых правительством КНР, зависит глубина этого кризиса в стране. Именно поэтому в Китае реализуется целый комплекс экономических и административно-правовых мер, направленных на поддержание порядка и стабильности в обществе как важнейших условий оживления экономики в период кризиса. Для такого рода деятельности характерны постоянный мониторинг обстановки, конкретность, чёткая координация усилий и взаимодействие различных властных и общественных структур, использование богатого опыта организационной работы в массах, который имеет в Китае глубокие исторические корни.

1)Кокарев К. А. Об антикризисной политике Китая. Центр исследований 08/12/2009. URL:-http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/ob_antikrizisnoj_politike_kitaja_2009;12−08.htm

2)Островский А. В. Статья Китайская экономика в условиях мирового финансового кризиса 2010 год URL: http://www.ifes-ras.ru/attaches/news/ostr2010.pdf

3)Кризис в Китае затормозит рост мировой экономики и затронет Россию газета МК 13 июля 2015 http://www.mk.ru/economics/2015/07/13/krizis-v-kitae-zatormozit-rost-mirovoy-ekonomiki-i-zatronet-rossiyu.html

4)Экономика Китая в сравнении с кризисом 2008 года. Аналитический портал URL:-26.08.2015. http://aftershock.su/?q=node/329 670

5)Китай падает вслед за Грецией gazeta.ru 06/07/2015 http://www.gazeta.ru/business/2015/07/05/6 867 317.shtml

6)Падение на бирже в Китае и новый мировой кризис 27.08.2015.РИА Новости: http://rian.com.ua/analytics/20 150 827/372758983.html

7)Долг Китая превысил 250% от ВВП. РБК. URL: http://top.rbc.ru/economics/22/07/2014/938 100.shtml

8)Карпов М. Кризис в Китае: в чем опасность для России?. Дата обращения 24.09.2015.URL:-http://snob.ru/profile/29 599/blog/94 995#comment_789 150

9)Мировая экономика. Графики показателей.. Дата обращения 24.09.2015.URL: http://maps.yandex.ru/?win=45&clid=187 997

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой