Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление безопасностью социально-экономических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До настоящего времени не разработаны теория и методы оценки эффективности управления безопасностью социально-экономических систем (СЭС). Предпринимавшиеся в этом направлении ранее попытки, например, в работе, на наш взгляд, носили несистемный характер и не принесли ощутимых результатов. Серьезным вкладом в решение проблемы оценки эффективности экономически значимых мероприятий, программ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование и обоснование роли, места гражданской безопасности в обеспечении национальной безопасности государства, ее целевых функций и задач
    • 1. 1. Исследование проблем по обеспечению безопасности социально-экономических систем от воздействий техногенного, экологического и военного характера при переходе России к устойчивому развитию
      • 1. 1. 1. Современные взгляды на пути выхода из экологического кризиса и развития цивилизации
      • 1. 1. 2. Анализ основных направлений деятельности, обеспечивающих переход России к устойчивому развитию
      • 1. 1. 3. Исследование проблем по обеспечению безопасности социально-экономических систем от угроз и воздействий техногенного, природного и военного характера
    • 1. 2. Исследование и обоснование роли и места гражданской безопасности в системе национальной безопасности государства
      • 1. 2. 1. Развитие взглядов на техногенную, природную и экологическую безопасность, как элементы национальной безопасности государства
      • 1. 2. 2. Обоснование роли и места гражданской безопасности в системе национальной безопасности государства, целевой функции и задач по ее обеспечению в условиях мирного времени
      • 1. 2. 3. Исследование и обоснование целевых функций, задач по обеспечению гражданской безопасности в условиях 56 военного времени
    • 1. 3. Взгляды на создание Государственной системы гражданской безопасности и защиты
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Разработка и развитие научно-методологических основ управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с использованием экономических механизмов и оценок
    • 2. 1. Концептуальные основы управления гражданской безопасностью и защитой с учетом экономических факторов
    • 2. 2. Формализованное описание процесса управления в сфере гражданской безопасности и формирование его информационной технологии
    • 2. 3. Развитие методологии и процедурных основ оценки техногенного риска с учетом ресурсных и стоимостных показателей
      • 2. 3. 1. Основные этапы анализа и оценки рисков
      • 2. 3. 2. Содержание базы данных, обеспечивающей первичную идентификацию опасностей и оценку риска
      • 2. 3. 3. Методы и процедурные основы идентификации источников техногенной опасности и оценки риска при нормальном (регламентном) функционировании объектов с учетом ресурсных и стоимостных показателей
      • 2. 3. 4. Методы и процедурные основы оценки риска техногенных аварий с учетом ресурсных и стоимостных показателей
    • 2. 4. Экономические механизмы управления гражданской безопасностью, методология оценки и оптимизации экономических затрат на регулирование уровня безопасности социально-экономических систем
      • 2. 4. 1. Экономические механизмы управления безопасностью и риском
      • 2. 4. 2. Методология оценки экономических затрат на управление риском, регулирования уровня безопасности социально-экономических систем и выбора целесообразных стратегий расходов ресурсов
      • 2. 4. 3. Основные направления применения методов системного анализа при информационно-интеллектуальной поддержке принятия решений с учетом экономических факторов
    • 2. 5. Экономические аспекты выбора стратегий, мер и действий по обеспечению безопасности социально-экономических систем на основе прогнозирования, выявления обстановки и зон повышенного риска
      • 2. 5. 1. Основные виды экономических оценок, которые могут быть выполнены по данным прогнозирования, выявления обстановки и зон повышенного риска
      • 2. 5. 2. Экономические аспекты формирования прогнозирующей системы и оценка ее экономической эффективности
      • 2. 5. 3. Разработка методов выбора оптимальной по экономическим соображениям стратегии обеспечения безопасности на основе прогнозирования радиационной обстановки с использованием теории игр
      • 2. 5. 4. Экономические аспекты выбора мер и действий по обеспечению безопасности на основе выявления и оценки радиационной обстановки и зон повышенного радиационного риска
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Разработка и развитее научно-методологических основ оценки эффективности управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с учетом ресурсных ограничений
    • 3. 1. Выбор, обоснование показателей достигнутого уровня, критериев эффективности управления гражданской безопасностью и разработка методологии их определения
      • 3. 1. 1. Выбор, обоснование показателей достигнутого уровня гражданской безопасности и методологиях их определения
      • 3. 1. 2. Выбор, обоснование критериев эффективности управления гражданской безопасностью и методология их определения
    • 3. 2. Методологические основы оценки эффективности управления гражданской безопасностью на уровне организационно-технических систем
    • 3. 3. Теоретические обобщения по методологии выбора приемлемых уровней риска с учетом социальных и. экономических факторов
      • 3. 3. 1. Концептуальные основы выбора приемлемых уровней риска и методология построения полей потенциальной опасности и риска
      • 3. 3. 2. Методология обоснования уровней приемлемого риска
  • Выводы по главе 3

Управление безопасностью социально-экономических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество все в большей мере сталкивается с проблемами обеспечения безопасности сформировавшихся в процессе созидательной деятельности человека социально-экономических систем и их структурных элементов от угроз и опасностей техногенного, природного, а также военного характера, о чем свидетельствуют последние события в Югославии, подвергшейся широкомасштабным ударам авиации НАТО. В результате этих ударов, как известно, нанесен огромный ущерб населению, окружающей среде и экономике страны, ее социально-экономическим системам.

Современное промышленное производство, сконцентрировав в себе колоссальные запасы различных видов энергии, вредных веществ и материалов, стало постоянным источником серьезной техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями. Внедрение в производство новых технологий не снижает уровень этой опасности. Естественное постоянное стремление общества к наиболее полному удовлетворению своих материальных и духовных потребностей влечет за собой увеличение масштабов производства, а следовательно, и уровня техногенной опасности.

Как известно, наибольшую опасность несут в себе аварии и катастрофы на радиационно и химически опасных объектах. Они, как правило, сопровождаются гибелью людей и большим экономическим ущербом.

За последние десятилетия в мире случилось три крупные ядерные катастрофы (в 1957 г. в Уиндскейле, в 1979 г. на АЭС в Три Майл Айленде, в 1986 г. на Чернобыльской АЭС), произошло восемь серьезных аварий, в том числе с расплавлением активной зоны и повреждениями защитной оболочки ядерной установки, возникло более 30 крупных пожаров [1]. Общее же количество опасных происшествий и аварий на АЭС, сведения о которых поступили в базу данных Между народной информационной системы по инцидентам на АЭС, составляет 247 [1].

Крупных аварий на объектах с химической технологией, сопровождающихся тяжелыми последствиями, происходит значительно больше. Для примера достаточно назвать лишь несколько из них: аварию с выбросом диоксина, которая произошла в 1976 г. в г. Севезо (Италия) — аварию, а точнее говоря, катастрофу, имевшую место в 1984 г. на химическом предприятии в г. Бхопал (Индия), которая сопровождалась большим выбросом метилизоцианатапожар на складе химической продукции компании «Сандоз» в Базеле (Швейцария) и сброс загрязненных вод в Рейн в 1986 г. и др. [2]. Подробные сведения об авариях на химических производствах можно получить из монографии известного английского ученого В. Маршалла [3].

Прямой экономический ущерб, связанный с техногенными авариями и хроническими заболеваниями, вызванными загрязнением окружающей среды, даже в такой развитой стране, как США, составляет 4 — 6% от валового национального продукта [4].

На фоне наблюдающегося роста количества аварий и катастроф, происходящих на промышленных и других объектах, увеличивающейся их разрушительной силы и признающегося реальностью глобального экологического кризиса, мировое сообщество проявляет большую озабоченность состоянием и перспективами эволюции окружающей среды, техногенной и экологической безопасности. В рамках получившей в последние годы развитие науки — гиперэкономики (новейшей теоретической экономики) исследуются и обосновываются рациональные действия человечества в природной среде и пути гармонического взаимодействия с ней, с учетом экономической целесообразности [5].

Все более серьезное внимание уделяется экономической оценке потенциального и действительного ущерба от аварий и катастроф. Как справедливо отмечает В.И. Данилов-Данильян [6], экономическая оценка ущербов, наносимых окружающей среде хозяйственной деятельностью, относится к числу актуальных проблем развития экономической науки. Это в полной мере относится к анализу и оценке риска воздействий техногенного и экологического характера на социально-экономические системы, несмотря на долгосрочность рассматриваемых при этом мер и действий по обеспечению безопасности и связанные с этим трудности учета стоимостных факторов и принимаемых во внимание экономических механизмов.

Заметим, что в данном случае и в дальнейшем под социально-экономической системой нами понимается совокупность организованных коллективов людей, отдельных лиц, населения, объектов экономики и инфраструктуры, а также природно-территориальных комплексов и экосистем, образующих единое структурно-функциональное целое.

Имеется в виду, что социально-экономические системы по своим пространственным и другим параметрам соответствуют административно-хозяйственным образованиям государства. Они могут быть различного уровня и масштаба: от федерального и регионального до местного.

В соответствии с общепринятой в системной теории классификации, они могут быть отнесены к сложным системам с иерархической, в большинстве случаев ветвистой, структурой, обладающим определенной гибкостью и адаптивностью.

Социально-экономические системы в принятом нами понимании имеют способность определенным образом перестраиваться и изменять некоторые свои свойства и функциональные возможности в зависимости от складывающихся условий. В частности, такого рода гибкость и адаптивность этих систем проявляется при переходе страны с мирного на военное положение.

Введенное понятие не противоречит теории систем, разрабатываемой в Отделении экономики РАН [7]. Напротив, автор полагает, что оно будет способствовать развитию этой теории.

В настоящее время под влиянием складывающейся в России техногенной и экологической обстановки и возможных угроз и опасностей, грозящих социально-экономическим системам в случаях возникновения и развития военных конфликтов, в деятельности многих государственных и иных структур, в контексте обеспечения национальной безопасности страны, все большая озабоченность проявляется об обеспечении безопасности социально-экономических систем всех уровней при воздействиях техногенного, экологического и военного характера.

Вместе с тем, в силу сложных и неблагоприятных условий переходного периода, больших экономических трудностей, а также других обстоятельств, ограничивающих возможности развития научных знаний, в данное время оказались не исследованными и не проработанными многие проблемы общего и частного характера, касающиеся обеспечения безопасности социально-экономических систем.

В частности, это относится к управлению безопасностью социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера, а также к эффективности этого управления. В работах Порфирьева Б. П., Бурдакова Н. И., Буркова В. Н., Назаретова В. М., Архиповой Н. И., Кульбы В. В. и др. [8, 9, 10, 11] вопросы управления рассматриваются, главным образом, для условий чрезвычайных ситуаций, в них не исследуются в необходимом объеме экономические аспекты управленческого процесса. В трудах Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова [12, 13] вопросы управления безопасностью освещаются лишь в ключе инновационной политики.

До настоящего времени не разработаны теория и методы оценки эффективности управления безопасностью социально-экономических систем (СЭС). Предпринимавшиеся в этом направлении ранее попытки, например, в работе [10], на наш взгляд, носили несистемный характер и не принесли ощутимых результатов. Серьезным вкладом в решение проблемы оценки эффективности экономически значимых мероприятий, программ и экономической эффективности территориальных природоохранных решений является работа Чепурных Н. В., Новоселова А. Л. и Дунаевского Л. В. [6], в которой предлагаются достаточно представительные, количественные критерии эффективности и рассматриваются методы их определения. Однако и на основе этой работы не представляется возможным построить систему критериальной оценки эффективности управления безопасностью СЭС, тем более, если иметь в виду не только мирные условия, но и военное время.

Исходя из этого, в рамках данной диссертационной работы представлялось целесообразным обратиться, на наш взгляд, к одной из наиболее важных научных проблем в рассматриваемой области, без решения которой невозможна реализация многих практических задач, состоящей в разработке научно-методологических основ управления безопасностью социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера, а также оценки его эффективности, с учетом экономических факторов и механизмов.

При решении научной проблемы объектом исследований являлась безопасность социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера. А предметом исследования было управление этим видом безопасности.

Цели исследований состояли в определении целевых функций и задач по обеспечению безопасности социально-экономических систем в мирное и военное время, исходя из указанных выше угроз и опасностей, с учетом этого, разработке и развитии научно-методологических основ управления безопасностью этих систем, включая оценку эффективности управленческой деятельности, с использованием экономических механизмов.

Для решения научной проблемы в первой главе работы, прежде всего, было необходимо провести исследование и обоснование роли и места рассматриваемого в работе вида безопасности в системе национальной безопасности государства, сформулировать название, которое бы одним емким словом отражало его достаточно широкий смысл.

В работе обосновано, что безопасность социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, природного, экологического и военного характеров, как элемент национальной безопасности следует называть гражданской безопасностью. Имеется в виду, что с учетом сложившихся в стране взглядов и структур, призванных решать вопросы защиты населения и территорий, понятие гражданская безопасность включает в себя все то, что отражено в задачах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, создаваемой в стране Государственной спасательной службы и Гражданской обороны.

В этой части работы определены и сформулированы целевые функции и задачи системы гражданской безопасности, положенные в основу при проведении дальнейших исследований, а также взгляды на создание Государственной системы гражданской безопасности и защиты.

Вторая глава посвящена разработке и развитию научно-методологических основ управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с применением экономических «механизмов, новых информационных технологий и системного анализа при подготовке управленческих решений.

В рамках третьей главы работы проведены исследования вопросов оценки достигнутого уровня и эффективности управления гражданской безопасностью разработана система соответствующих показателей и критериев этой оценки с учетом ресурсных ограничений.

В результате выполненных теоретических исследований, обобщений и разработок решена сформулированная ранее научная проблема.

Новыми научными результатами, полученными автором в ходе выполнения диссертационной работы, являются:

1. Сформулированная по новому, с учетом складывающихся реалий, в связи с переходом России на путь устойчивого развития, система взглядов на безопасность социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, природного, экологического и военного характера, интерпретируемую интегральным понятием гражданской безопасности, как одного из важных элементов национальной безопасности государства, а также на создание Государственной системы гражданской безопасности и защиты.

2. Сформулированные на основе современных взглядов и требований по вопросам национальной безопасности и обороны страны целевые функции гражданской безопасности социально-экономических систем: а) для условий мирного времени:

— защита социально-экономических систем, включая все их структурные элементы: население, природно-территориальныё комплексы и т. д., от техногенных, природных, экологических воздействий и обеспечение научно-обоснованного и приемлемого в социальном и экономическом отношении качества жизни людейб) для условий военного времени:

— обеспечение выживания населения, его защита и сохранение, первоочередное жизнеобеспечение и обеспечение жизнедеятельности при ресурсных и других ограничениях;

— обеспечение сохранения и надежного функционирования объектов, определяющих устойчивость экономики, реализацию оборонного заказа и создание необходимых условий для выживания населения.

3. Теоретические обобщения по оценке угроз и опасностей техногенного, экологического и военного характера, в том числе экологических опасностей, связанных с применением оружия, ракетно-космической деятельностью, утилизацией атомных подводных лодок, уничтожением химического оружия, а также развитие методов прогнозирования техногенных воздействий, выявления обстановки и зон радиационного риска, которые могут быть использованы при информационно-интеллектуальной поддержке анализа опасностей, подготовке и принятии управленческих решений в сфере гражданской безопасности.

4. Сформулированные концептуальные основы управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с использованием экономических механизмов, новых информационных технологий, методов и систем информационно-интеллектуальной поддержки подготовки и принятия управленческих решений.

5. Теоретические обобщения по управлению риском, разработка и развитие методологии и процедурных основ анализа и оценки техногенного риска при нормальных условиях эксплуатации опасных объектов, а также в аварийных случаях, выполненные на основе современных представлений о снижении риска и смягчении ущерба от аварий и катастроф.

6. Предложенная методология оценки экономических затрат на управление риском в сфере обеспечения гражданской безопасности, регулирования уровней безопасности, исходя из условия экономической оптимальности, выбора целесообразных стратегий расхода ресурсов.

7. Разработанные автором положения по экономической оценке прогнозирования и выявления обстановки при воздействиях техногенного и экологического характера на СЭС и предложенные подходы к оценке экономической эффективности как указанных выше процессов прогнозирования, выявления и оценки, так и применяющихся для этого систем.

8. Развитая автором теория прогнозирования и выявления радиационной обстановки и разработанный на основе этого метод выбора оптимальной по экономическим соображениям стратегии обеспечения радиационной безопасности с использованием теории игр со случайными ходами, а также рассмотренные в работе другие экономические аспекты выявления обстановки и зон повышенного риска при радиационно опасных авариях, в том числе экономическая эффективность.

9. Предложенные направления применения методов системного анализа в интересах информационно-интеллектуальной поддержки и принятия управленческих решений в сфере обеспечения гражданской безопасности социально-экономических систем, с учетом основных факторов, которые следует принимать во внимание при многокритериальном анализе и оценке возможных вариантов решений в условиях мирного и военного времени.

10. Впервые разработанные научно-методологические основы оценки достигнутого уровня и эффективности управления гражданской безопасностью социально-экономических систем.

Обоснованная с учетом современных взглядов и представлений о национальной безопасности, оригинальная система частных и интегральных показателей уровня и критериев эффективности управления, в полной мере отражающая целевые функции гражданской безопасности в условиях мирного и военного времени.

На защиту выносятся:

1. Сформулированная с учетом результатов проведенных в последние годы гиперэкономических исследований по проблемам рациональной деятельности человечества и складывающихся реалий, в связи с переходом России на путь устойчивого развития, система взглядов и положений по гражданской безопасности социально-экономических систем, как важном элементе национальной безопасности государства, включая целевые функции и задачи по ее обеспечению в условиях мирного и военного времени, а также взгляды на создание системы гражданской безопасности страны в мирное и военное время.

2. Сформулированные положения по экономической оценке прогнозирования, выявления и оценки обстановки при внешних воздействиях на социально-экономические системы, включая критерии экономической эффективности этих процессов, а также систем, предназначенных для их осуществления.

3. Научно-методологические основы управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с использованием экономических механизмов и оценок, которые включают:

— концепцию управления безопасностью СЭС при воздействиях техногенного, экологического и военного характера, с учетом экономических факторов, включая предложенный перечень экономических механизмов, на которые следует опираться при управлении гражданской безопасностью СЭС;

— методологию и процедурные основы анализа и оценки техногенного риска в условиях нормальной эксплуатации опасных объектов и в аварийных случаях, с учетом ресурсных и стоимостных показателей;

— методологию оценки экономических затрат на управление безопасностью и риском, а также экономической эффективности прогнозирования и выявления обстановки;

— методологию оценки достигнутого уровня и эффективности управления гражданской безопасностью с учетом ресурсных ограничений, включая систему количественных частных и интегральных показателей и критериев, адекватно отражающих целевые функции гражданской безопасности социально-экономических систем, применительно к условиям мирного и военного времени.

4. Методы регулирования уровня безопасности социально-экономических систем, исходя из условия экономической оптимальности, а также выбора целесообразных стратегий расходов ресурсов.

5. Метод выбора оптимальной по экономическим соображениям стратегии обеспечения безопасности на основе прогнозирования радиационной обстановки с использованием теории игр со случайными ходами, а также экономические аспекты выбора целесообразных мер и действий по данным выявления и оценки радиационной обстановки и зон повышенного радиационного риска.

Основные выводы и положения, сформулированные в диссертационной работе, в той или иной мере реализованы при разработке отчетов по научноисследовательским работам (общим числом более 30), выполненным во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций под руководством и участии автора.

Они нашли реализацию в учебном процессе ряда высших учебных заведений, в частности в Военной академии Генерального штаба, Государственном университете управления, Академии гражданской защиты и др.

Материалы диссертационной работы опубликованы в трех монографиях: «Безопасность и риск при техногенных воздействиях», части I и II (1994г.), «Техногенная и экологическая безопасность и управление риском» (1998г.), «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы"(1999г.) в 12 научных статьях и докладах, в сборниках обзорной информации «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», журнале «Управление риском», сборниках докладов и выступлений Второй Всероссийской научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий (1997г.), Международной конференции «Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций» (1998г.) и других изданиях.

На взгляд автора, ряд положений, сформулированных в процессе выполнения работы, могут получить развитие в рамках отдельных исследований при выполнении плановых НИР, НИОКР и разработке кандидатских диссертаций. В частности, это касается исследований экономических аспектов управления техногенным и экологическим риском, смягчения последствий аварий и катастроф для социально-экономических систем, внедрения в управление безопасностью новых информационных технологий и других проблемных вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных исследований в диссертационной работе решена крупная научная проблема, состоящая в разработке научно-методологических основ управления безопасностью социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера, а также оценки его эффективности с учетом экономических факторов и механизмов, которая является актуальной и имеет важное народно-хозяйственное и оборонное значение.

В процессе исследований получены следующие научные и практические результаты:

1. С учетом результатов проведенных в последние годы гиперэкономических исследований по проблемам рациональной деятельности человечества и складывающихся реалий, в связи с переходом России на путь устойчивого развития, сформулирована система взглядов на гражданскую безопасность, как элемент национальной безопасности. При этом под гражданской безопасностью понимается состояние защищенности социально-экономических систем от угроз и воздействий технического, природного, экологического и военного характера.

2. Исходя из современных взглядов и представлений о национальной безопасности и обороне страны, определены и обоснованы целевые функции и задачи по обеспечению гражданской безопасности социально-экономических систем в мирное и военное время.

Показано, что в условиях мирного времени основной целевой функцией является защита социально-экономических систем от воздействий техногенного, природного, экологического характера и обеспечение научно обоснованного и приемлемого в социально-экономическом отношении качества жизни населения.

Обосновано, что для условий военного времени основные целевые функции гражданской безопасности должны состоять в:

— обеспечении выживания населения, его защите и сохранении, первоочередном жизнеобеспечении и обеспечении жизнедеятельности;

— обеспечении сохранения и надежного функционирования объектов, играющих определяющую роль в устойчивости экономики, реализации оборонного заказа и создании необходимых условий для выживания населения.

3.Сформулированы взгляды на создание государственной системы гражданской безопасности и защиты на основе структур единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, предложена схема управления этой системой и возможный вариант сил.

4.Проведены теоретические обобщения по оценке угроз и опасностей техногенного, экологического и военного характера, которые необходимо учитывать при реализации целевых функций гражданской безопасности по обеспечению научно обоснованного качества жизни в мирное время и выживания населения социально-экономических систем в условиях обстановки, складывающейся при возникновении и развитии военных конфликтов.

В их числе рассмотрены и проанализированы угрозы и опасности, возникающие при эксплуатации объектов с ядерной и химической технологиями, при ракетно-космической деятельности и утилизации атомных подводных лодок, а также возможные последствия применения ядерного и других видов оружия, оценка которых необходима уже в мирное время для правильной организации обеспечения гражданской безопасности социально-экономических систем.

Результаты выполненных в работе теоретических обобщений по оценке опасности объектов с ядерными энергетическими установками и химическими технологиями, а также организационно-технических и других мер по обеспечению их безопасности могут быть использованы при информационноинтеллектуальной поддержке подготовки и принятия управленческих решений в сфере гражданской безопасности, как в мирное, так и в военное время.

5. Исходя из современных взглядов и общих положений теории управления сложными системами, сформулированы концептуальные основы управА ления гражданской безопасностью социально-экономических систем, с использованием экономических механизмов, показана целесообразность широкого использования в этой сфере новых информационных технологий, методов и систем информационно-интеллектуальной поддержки подготовки и принятия управленческих решений. Определены и проанализированы стадии и стратегии управления безопасностью и риском при техногенных воздействиях, как наиболее сложной и приоритетной областью деятельности в сфере обеспечения гражданской безопасности социально-экономических систем.

6. Проведены теоретические обобщения подходов и методов управления риском и на основе этого разработаны и развиты методология и процедурные основы анализа и оценки техногенного риска, с учетом ресурсных и стоимостных показателей, для нормальных условий эксплуатации опасных объектов, а также для аварийных случаев, приемлемые для использования при решении задач по обеспечению гражданской безопасности социально-экономических систем.

7. Показаны направления использования методов системного анализа в интересах информационно-интеллектуальной поддержки и принятия управленческих решений по обеспечению гражданской безопасности социально-экономических систем в условиях мирного и военного времени.

8. Определены наиболее важные экономические механизмы управления гражданской безопасностью. Разработана и предложена методология оценки экономических затрат на управление риском в сфере обеспечения безопасности социально-экономических систем от угроз и воздействий техногенного и экологического характера.

Даны методы регулирования уровней безопасности, исходя из условия экономической оптимальности, выбора целесообразных стратегий расхода ресурсов.

9. Впервые сформулированы основные положения по экономической * оценке прогнозирования, выявления и оценки обстановки при внешних воздействиях на СЭС, предложены критерии экономической эффективности этих процессов, а также соответствующих систем прогнозирования и выявления, определение которых предусматриваются через относительный предотвращенный ущерб в стоимостном выражении.

10. Разработан и предложен метод выбора оптимальной по экономическим соображениям стратегии обеспечения безопасности на основе прогнозирования радиационной обстановки с использованием теории игр со случайными ходами, а также определены экономические аспекты выбора целесообразных мер и действий по данным выявления и оценки радиационной обстановки и зон повышенного радиационного риска.

Даны перечни факторов, которые целесообразно учитывать при системном анализе возможных вариантов решений, для условий мирного и военного времени.

11. Путем теоретических исследований и обобщений разработаны научно-методологические основы оценки достигнутого уровня и эффективности управления гражданской безопасностью в условиях мирного и военного времени.

В качестве частных показателей достигнутого уровня безопасности признано целесообразным использовать:

— качество жизни и уровень защищенности человека, а также степень соответствия этого показателя научно обоснованному значению;

— качество и устойчивость окружающей среды, а также степень соответствия этого показателя потребностям нынешнего и будущих поколений людей;

— устойчивость функционирования объектов первоочередного жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а также объектов, выполняющих оборонный заказ в военное время.

Учитывая приоритетность сохранения жизни и здоровья людей, признано целесообразным в условиях военного времени использование интегрального показателя уровня гражданской безопасности — показателя выживания населения.

Показано, что для условий мирного времени таким интегральным показателем может быть показатель качества жизни, отражающий свойства всех трех частных показателей.

В качестве основных критериев эффективности управления гражданской безопасностью предложены: а) для условий мирного времени:

— вероятность сохранения качества жизни на научно обоснованном и в социально-экономическом отношении оправданном уровне;

— относительное повышение качества жизни населения за счет мер и действий по обеспечению гражданской безопасности и защитыб) для условий военного времени:

— вероятность сохранения показателя выживания населения на расчетном максимально возможном для условий военного конфликта уровне, при котором обеспечивается необходимый людской потенциал, демографические показатели и воспроизводство населения.

В число частных критериев эффективности управления включены и обоснованы: а) для условий мирного времени:

— относительное увеличение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизниб) для условий мирного и военного времени:

— относительное снижение уровня риска воздействий техногенного, экономического и военного характера на структурные элементы социально-экономических системв) для условий военного времени:

— вероятность сохранения и обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, выполняющих оборонный заказ, а также объектов, работающих по планам первоочередного жизнеобеспечения населения.

12. Разработана методология оценки эффективности управления гражданской безопасностью на уровне ее структур, представляющих собой определенные организационно-технические системы.

Предложена система частных критериев эффективности мер и действий по предупреждению возникновения, развития, чрезвычайных ситуаций, оперативному реагированию на предпосылки к их возникновению, по обеспечению функционирования системы управления и др., а также интегральный критерий, выражающийся через частные критерии с помощью аддитивной или мультипликативной функцией. Даны рекомендации по методологии их определения.

В качестве интегрального критерия эффективности признано целесообразным использовать вероятность выполнения мер и действий по обеспечению гражданской безопасности в требуемом объеме при установленных ресурсных ограничениях.

С учетом высокой значимости при организации и осуществлении мер и действий по обеспечению гражданской безопасности радиационных факторов, разработаны и предложены для практического использования методология выявления и оценки радиационной обстановки и зон повышенного риска, основанные на теоретических обобщениях и сложившихся представлений автоРа.

Изложенные в диссертационной работе результаты многолетних исследований автора следует рассматривать как теоретическую базу и совокупность концептуальных положений для практической деятельности в сфере обеспечения безопасности социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера.

В значительной мере они уже нашли практическую реализацию.

Результаты проведенных в рамках диссертационной работы исследований использованы в аппарате Совета Безопасности при разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а также такого документа, как Основные направления военного строительства в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденных Президентом.

Разработанные автором материалы использовались при анализе опасностей и угроз техногенного характера и оценке защищенности населения и территорий при составлении ежегодных государственных докладов МЧС России «О состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера» в 1996;1998 годах.

Взгляды и положения, развитые в диссертационной работе, нашли реализацию при разработке Доктрины гражданской защиты Российской Федерации, Плана строительства Войск гражданской обороны, Программы вооружения Войск гражданской обороны до 2001 года, а также других важных нормативных документов, утвержденных Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ.

Материалы диссертационной работы использовались при выполнении научно-исследовательских работ по вопросам повышения устойчивости экономики и ведения страхового фонда документации в институте Макроэкономики Министерства экономики России в 1995;1998 годах, а также в Санкт-Петербургском научно-исследовательском центре экологической безопасности Российской академии наук — при анализе и оценке техногенного и экологического риска в Новгородской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Риск ядерной энергетики. -Л.: Институт социально-экономических проблем РАН, 1988.
  2. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Реферативный сборник, вып. 5. М.: ВИНИТИ, 1991.
  3. В. Основные опасности химических производств. -М.: Мир, 1989.
  4. Н. и др. Безопасность человека и общества: новые ориентиры социально-экономического развития. Вопросы экономики, 1992,. № 1.
  5. Б.В. Прыкин. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике). Москва: ЮНИТИ, 1999 г.
  6. Н.В. Чепурных, А. Л. Новоселов, Л. В. Дунаевский. Экономика природопользования. Москва: Наука, 1998 г.
  7. В.Д. Могилевский. Методология систем. Москва: Отделение экономики РАН, изд. «Экономика», 1999 г.
  8. .Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики. -М.: ВИНИТИ, 1991.
  9. Н.И., Кульба В. В., Назаретов В. М. Концепция стратегического управления техногенным и природным риском в регионе: Реф. сборник «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях». М.: ВИНИТИ, 1992, вып.2.
  10. Ю.Бурков В. Н., Щепкин А. Механизмы обеспечения безопасности: оценка эффективности. Вопросы экономики, 1992, № 1.
  11. Н.И. Архипова, В. В. Кульба. Управление в чрезвычайных ситуациях. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1998, 316с.
  12. Экономическая безопасность и инновационная политика (страна, регион, фирма) Москва. РЭА им. Г. В. Плеханова, 1993 г.
  13. Стратегия экономической безопасности и инновационной политики (страна, регион, фирма). Коллективная монография под ред. Е. А. Олейникова. Москва. РЭА им. Г. В. Плеханова, 1994 г.
  14. X. Медоуз, Деннис Л. Медоуз и др. Пределы роста. (Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества»). М.: МГУ, 1991.
  15. Наше общее будущее Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию МКОСР). -М.: Прогресс, 1989.
  16. H.H. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1988.
  17. Управление риском в социально-экономических системах: концепции и методы её реализации. Проблемы безопасности при ЧС. -Москва, 1995, выпуск 11.
  18. Зубаков В. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. Зеленый мир № 9, 1996 г.
  19. H.H., Александров В. В., Тарко А. М. Человек и биосреда. -М.: Наука, 1985.
  20. К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В. К., Лосев К. С. Экология и политика. Спб.: РАН, 1993, 1996.
  21. К.Я., Фролов А. К., Донченко В. К., Измалков В. И. и др. Экодинамика и экологический мониторинг. Спб.: Наука. 1996.
  22. Концепция экологической безопасности (Утверждена Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов 24 апреля 1995 г.) -М. 1995.
  23. В.Г., Кондратьев К. Я., Шерман С. Г. Устойчивость биосферы и сохранение цивилизации. -М.: Природа, 1993. № 3.
  24. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 1 апреля 1996 г.
  25. С. и члены Совета предпринимателей. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя. М. Международный университет, 1994.
  26. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. Доклады и выступления на Международной конференции. Москва: УРСС, 1998,320с.
  27. A.B. и др. Безопасность и риск при техногенных воздействиях. Монография ч. I и II. М.-Спб: НИЦ7Б РАП, АГС МЧС России, 1994 г.
  28. A.B. и др. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. Монография. М.-Спб: НИЦ7Б РАН, ЦСИ МЧС России, 1998 г.
  29. A.B. Управление рисками в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В сборнике «Риск: наука, обучение, рынок труда», Париж, ЕЦЕНТУР, 1996 г.
  30. A.B. и др. Разработка методического аппарата для комплексной оценки природных и техногенных рисков для населения Новгородской области. М., Сборник докладов «Спасение, защита, безопасность новое в науке, технике, технологии», РАН, 1995 г.
  31. A.B. и др. Методологические основы управления риском и безопасностью населения и территорий. М., Сборник ВИНИТИ «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», выпуск 1, 1997 г.
  32. A.B. Основные направления решения проблемы управления техногенным и природным риском на региональном уровне. Суздаль, Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции по РСЧС, 1993 г.
  33. A.B. Основы определения уровня социального и индивидуального риска. С-пб. Сборник «Безопасность жизнедеятельности человека», ЛТА, 1993 г.
  34. Концепция Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2005 года». Москва. МЧС РФ, 1997.
  35. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2005 года». Москва: МЧС РФ, 1997.
  36. М.А. Шахраманян, В. А. Акимов, К. А. Козлов. Оценка природной и техногенной безопасности России. Москва: ВНИИ ГОЧС, 1998,218с.
  37. Э.Н. Крылатых. Основы макроэкономики. Москва. Академия народного хозяйства при правительстве РФ, 1999 г.
  38. Концепция национальной безопасности. Москва, 1999 г.
  39. H.H. Управление при аварии на АЭС. -Гражданская защита, 1996, № 5.
  40. A.B. и др. Гражданская защита в системе национальной безопасности России М., журнал «Безопасность» № 3−4, 1996 г.
  41. A.B. Обеспечение безопасности и устойчивого развития общества при техногенных воздействиях и опасных природных явлениях". М., в сборнике «Безопасность больших городов», мэрия Москвы, 1996 г.
  42. A.B. и др. Доктрина гражданской защиты Российской Федерации (проект). М.: ВНИИ ГОЧС, 1997 г.
  43. A.B. О состоянии зашиты нанесения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера. Государственный доклад за 1996 г. М. ВНИИ ГОЧС, 1997 г.
  44. A.B. Управление в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. С-пб, СЗКЦ Правительства РФ, 1993 г.
  45. Э.Г. Методология анализа проблем национальной безопасности в современных условиях. М. Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ, 1994.
  46. B.C. Некоторые аспекты исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях. Геополитика и безопасность, № 1.1995г.
  47. Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС в РФ на период до 2010 года. -М.: МЧС, РАН, 1997.
  48. Закон Российской Федерации «Об экологической безопасности». -М.: 1995.
  49. Сборник трудов «Экологические проблемы деятельности оборонной промышленности и Вооруженных Сил России» Москва: НИЦ «Экобезопасность», 1995, 149с.
  50. В.И. Измалков. Экологическая безопасность деятельности Вооруженных Сил (Монография). Москва: ВАГШ ВС РФ, 1998, 227с.
  51. Материалы Экологического центра МО РФ по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей Среды. (НИР «Соболь») Москва: ЭЦ МО РФ, 1997,150с.
  52. Ю.М. Журавлев, С. А. Сергеев, Г. М. Костылев Экологическое обеспечение военно-космической деятельности. Ж. Военная мысль № 1,1999.
  53. A.B. и др. Основные положения по информированию населения и общественности о возможных опасностях, мерах защиты и безопасности. М., Сборник докладов «Безопасность крупных городов», мэрия Москвы, 1996 г.
  54. A.B. и др. Неотложные меры по совершенствованию защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций на 1998−2000 годы и на период до 2005 года. Проект Федеральной целевой программы. М., ВНИИ ГОЧС, 1996 г.
  55. A.B. и др. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Государственный доклад за 1995 год. М., ВНИИ ГОЧС, 1995 г.
  56. A.B. и др. Обоснование места и задач РСЧС в системе национальной безопасности России М. ВНИИ ГОЧС, 1996.
  57. A.B. Разработка системы нормативов защищенности территорий, в том числе крупных промышленных объектов, и. населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М. ВНИИ ГОЧС, 1996 г.
  58. Международная организация гражданской обороны (МОГО). М., 1996.
  59. Ф. Кальсховен. Ограничения методов и средств ведения войны. Москва: Международный комитет Красного креста, 1994, 221с.
  60. Основные положения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним. Москва: Международный комитет Красного креста, 1994, 62с.
  61. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. Москва: ТТО «Редакция журнала «Военные знания», 1998.
  62. Положение о Гражданской обороне. Принято в 1999г
  63. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113.
  64. Положение о войсках Гражданской обороны Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г. № 784.
  65. Сборник материалов Центра стратегических исследований гражданской защиты, выпуск 13. Москва, ЦСИ ГЗ МЧС России, 1999 г.
  66. Федеральный Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 г.
  67. A.B. Концепция системы предупреждения, реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. С-пб., Сборник «Безопасность жизнедеятельности человека», J1TA, 1992 г.
  68. Измалков А. В, Построение системы защиты населения и безопасного развития территории. С-пб., Сборник «Проблемы безопасного развития Ленинградского региона», НИИ ПМТ, 1992 г.
  69. A.B. и др. Научно-теоретический труд «Научно-методические основы экономико-математического моделирования функционирования экономики в военное время», М., ВНИИ ГОЧС, 1996 г.
  70. В. Экономика техногенной и природной безопасности (проблемы методологии). Вопросы экономики, 1992, № 1.
  71. В.А., Горелов М. А., Кононенко А. Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М. :Радио и связь, 1991.
  72. Ю.Г., Петухов И. А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. JI. Машиностроение, 1988.
  73. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989.
  74. Ю.Г., Петухов И. А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. Л.: Машиностроение, 1988.
  75. Интеллектуализация ЭВМ / Под ред. Ю. М. Смирнова. М.: Высшая школа, 1989.
  76. Руководство по анализу и управлению риском в промышленном регионе: Том 1. Концепция и процедура оценки риска в промышленном регионе. (Отчет по проекту 7.1 ГНТП России «Безопасность»). М.: ГК ЧС РФ, 1992.
  77. Концепция управления безопасностью: Материалы к отчету по проекту 7.1 ГНТП России «Безопасность». М. :ГК ЧС РФ, 1992.
  78. Отчет по НИР «Комплексная оценка природных и техногенных рисков для населения Новгородской области и разработка рекомендаций по их снижению». -СПб.: СПб НИЦЭБ РАН, 1995.
  79. Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. -М.: Гидрометеоиздат, 1984.
  80. В.М. и др. Методические рекомендации по оценке экологической эффективности технологических процессов. Л.: ЛенНИИгипрохим, 1987.
  81. A.B., Щербань А. Н., Сорока A.C. Автоматизированные системы защиты воздушного бассейна от загрязнения. Киев: Техника, 1988.
  82. Ю.А. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга: Тр. 5-го сов.-амер. симп. Л.: Гидрометеоиздат, 1988.
  83. Дистанционный мониторинг загрязнения атмосферы и выбросов: Труды института прикладной геофизики, вып. 78. -М.: Гидрометеоиздат, 1991.
  84. B.C. Лазерная и когерентная спектроскопия -М.: 1982.
  85. Лазерная аналитическая спектроскопия Под ред. B.C. Летохова. -М.: Наука, 1986.
  86. Применение лазеров в спектроскопии и фотометрии Под ред. К. Мур. -М. :Изд-во Мир.
  87. Новые методы спектрометрии / Под ред. С. Г. Раутина. Новосибирск: Наука, 1982.
  88. И. М., Николаев А. Н., Фридман Ш. Д. Основы дистанционных методов мониторинга загрязнений природной среды. -Л.: Гидрометеоиздат, 1983.
  89. Дистанционные исследования окружающей среды оптическими и радиофизическими методами: Межвузовский сборник. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
  90. В.Е. Лазерное зондирование атмосферы: В сб. Достижения в области гидрометеорологии и контроля природной среды. Л/. Гидрометеоиздат, 1987.
  91. В.Е., Наац И. Э. Обратные задачи оптики атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
  92. В.Е., Землянов А. А., Копытин Ю. Д. Нелинейная оптика атмосферы. -Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
  93. Г. Н. Статистические вопросы лидарного зондирования атмосферы. -Новосибирск :Наука, 1987.
  94. Р. Лазерное дистанционное зондирование / Пер. с англ. -М.: Мир, 1987.
  95. В.Е., Кауль Б. В. и др. Лазерное зондирование индустриальных аэрозолей. Новосибирск: Наука, 1982.
  96. Ю1.Креков Г. М., Кавкянов С. И., Крекова М. М. Интерпретация сигналов оптического зондирования атмосферы. -Новосибирск :Наука, 1982.
  97. Н.Л., Иванов В. Н., Гаргер Е. К. Турбулентность в пограничном слое атмосферы. Л. :Гидрометеоиздат, 1989.
  98. Д.О., Конопелько Л. А. Мониторинг загрязнения атмосферы и источников выбросов. -М.: Изд-во стандартов, 1992.
  99. Э. Ю., Расторгуева Г. П., Смирнова И. В. Чем дышит промышленный город. -Л.: Гидрометеоиздат, 1991.
  100. Концепция и научные основы слежения за состоянием окружающей среды в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Северо-Западном регионе европейской части страны (ГЭИС-К): Отчет по НИР/ Под рук. акад. К. Я. Кондратьева. Спб, — :РАН НЦ, 1991.
  101. В.К. Система контроля состояния окружающей среды (СК СОС) для управления экологически безопасным развитием Санкт-Петербурга. Региональная экология, 1994, № 2.
  102. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга», 1994.
  103. Информатизация России. Автоматизированная информационно-управляющая система «Экологическая безопасность России». Основные положения системного проекта. М. :М-во охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Комитет РФ по информатизации, 1993.
  104. Автоматизация контроля параметров водной среды / Под ред. Варжапетяна. Л.: Судостроение, 1988.
  105. Руководство по контролю загрязнения атмосферы: Руководящий документ РД 52.04.186−89. М.: 1991.
  106. Ш. Кондратьев К. Я. и др. Космическая дистанционная индикация акваторий и водосборов. Спб. :Гидрометеоиздат, 1992.
  107. Автоматизированная информационно-управляющая система Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Эскизно-технический проект. М.: НИИ «Восход» Комитета РФ по информатизации, 1992.
  108. С.П. Обнаружение и слежение за радиоактивными и аэрозольными облаками с помощью наземных радиолокационных станций: В сб. «Безопасность жизнедеятельности». -Спб.: НИИ РЭС ГГЧС, 1993.
  109. А.Д. и др. Перспектива использования радиолокационных методов и средств контроля за состоянием воздушной среды в районах расположения атомных, тепловых станций и химических производств. Спб.: НИИ РЭС ПЧС, 1993.
  110. В.А. и др. Концепция экологического мониторинга России. Метеорология и гидрология, 1992, № 10.
  111. Методика прогнозирования и оценки радиационной обстановки при авариях на атомных станциях: Приложение 1. Метод определения класса устойчивости атмосферы. М.: ГО СССР, 1985.
  112. H.JI., Иванова В. Н., Гаргер Е. К. Турбулентность в пограничном слое атмосферы. -JL: Гидрометеоиздат, 1989.
  113. A.C., Яглов A.M. Статистическая гидромеханика. -М.: Наука, 1967.
  114. И.О. Турбулентность. -М. :Госфизматиздат, 1963.
  115. H.JI., Иванов В. Н., Гаргер Е. К. Экспериментальные исследования диффузии и расчеты рассеяния примеси. -Л.: Гидрометеоиздат, 1991.
  116. М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы. -Л.: Гидрометеоиздат, 1975.
  117. Экологический программный комплекс для персональных ЭВМ/ Под ред. A.C. Гаврилова. -Спб.: Гидрометеоиздат, 1992.
  118. Руководство по организации контроля природной среды в районе расположения АЭС/ Под ред. К. П. Махонько. -Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
  119. A.M. и др. Охрана окружающей среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1991 г.
  120. Руководство по анализу и управлению риском в промышленном регионе: Том 3. Банки данных для анализа и оценки риска. М.: ГК ЧС РФ, 1992.
  121. Радиационная защита населения. Рекомендации МКРЗ, публикации 40−43. М.: Энергоатомиздат, 1987.
  122. Критерии индивидуального и социального рисков для оценки безопасности атомных станций: PC ВИНИТИ «Новости науки и техники». Сер. Атомная энергетика, 1991, № 8.
  123. И.А. Надежность, живучесть и безопасность кораблей. -Морской сборник, 1977, № 1, 1987, № 8.
  124. И.А., Черкесов Г. Н. Логико-вероятностные методы исследования надежности структурно-сложных систем. -М.: Радио и связь, 1981.
  125. A.C. Общий логико-вероятностный метод анализа надежности сложных систем. -Л.: Военно-морская академия, 1988.
  126. Ю.П. Надежность, живучесть и эффективность корабельных электроэнергетических систем. -Л.: Военно-морская академия, 1989.
  127. В.А. Многокритериальная автоматизированная региональная система моделирования эффективных атмосфероохранных стратегий. М.: Гидрометеоиздат, 1988.
  128. Временная типовая методика определения экономическойл** «эффективности осуществления природоохранных мероприятии и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986.
  129. Руководство по анализу и управлению риском в промышленном регионе. -М.: ГК ЧС РФ, 1992.
  130. B.C., Одишария Г. Э., Швыряев A.A. Отраслевое руководство по анализу и управлению риском. -М.: РАО «Газпром», 1996.
  131. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Утверждено приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. № 222.
  132. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Высшая школа, 1989.
  133. H.H. Математические задачи системного анализа. -М.: Наука, 1981.
  134. Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. -М.: Мир, 1990.
  135. Р. Размещение энергетических объектов: выбор решений /Пер. с англ. -М.: Энергоатомиздат, 1983.
  136. Критерии для принятия решений о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора. Москва: МЗ ССР, 1991
  137. С.Г. Социально-экономические критерии приемлемости радиационного риска новых радиационных технологий. М.: Энерго-атомиздат, 1991.
  138. И.И. Кузьмин, H.A. Махутов, C.B. Хетагуров Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты. Санкт-Петербург: Издательство Спб. ГУЭФ, 1997, 164 с.
  139. Экономика природопользования / Под ред. Т. С. Хачатурова. М.: Изд-во Московского университета, 1991.
  140. Климатические и биологические последствия ядерной войны (Сборник статей ведущих российских ученых) Москва: Наука, 1987, 287 с.
  141. В.Л.Иванов, В. А. Мельшиков, Л. А. Пчелинцев и др. Космический мусор. Проблема и пути ее решения т. 1 Москва: Патриот, 1966,302с.
  142. Г. Г. Костев. Проблемы безопасности при эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок. Москва: Комкрит, 1977, 137с.
  143. Российский химический журнал российского химического общества им. Д. И. Менделеева. Проблемы уничтожения химического оружия № 3, 1993, 113с- № 2, 1994, 121с.- № 4, 1995,135с.
  144. Л.А. Федоров. Химическое оружие в России: история, экология, политика. Москва: Центр экологической политики России, 1994, 75с.
  145. Научно-технический отчет по ОКР «Экос-К-Э» Экологическая безопасность ракетно-космической деятельности. Москва: ЦНТ «Экон» ЩШИМАШ, 1997.
  146. Г. М. и др. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. -М.: Химия, 1975.
  147. Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. -М.: Химия, 1991.
  148. JI.И. Будет ли работать закон без экологических норм. -Мониторинг. Безопасность жизнедеятельности, 1995, № 2.
  149. P.A. Безопасность и Экология. Военная мысль, 1992,8.9.
  150. A.B., Измалков В. И. Экологическая безопасность в оборонной промышленности при ракетно-космической и военной деятельности. В книге «Безопасность России». Экологическая безопасность и устойчивое развитие. Москва, 1999 г.
  151. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Составлена в Эспо (Финляндия) 25.02.1991 г. Подписана Правительством РФ 6.07.1991 г. Подтверждена Правительством РФ Н-№ 11.ГП от 13.01.1992 г. МИД РФ.
  152. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий. -ООН, Хельсинки, 17.03.1992 г. Введена в действие решением Правительства РФ № 1118 от 4.11.1993 г.
  153. В.Л. Иванов, В. А. Меньшиков и др. Космический мусор. Москва: Патриот, 1996, 360 с.
  154. Исследование подходов, разработка методик и компьютерная реализация базовых моделей для анализа радиационной обстановки при попадании радионуклидов в гидрологическую сеть (Шифр «Юнона-Ан»). М.: ИБРАЭ РАН, 1993.
  155. Н.Г., Беляев В. А. Радиоактивные выбросы в биосфере: Справочник. -М.: Энергоатомиздат, 1986.
  156. Временные требования к критериям оценки регионального экологического риска. -Методологическая группа при Главгосэкоэкспертизе Госкомприроды СССР под рук. проф. Ковалева Е.Е.
  157. Ядерная энергетика, окружающая среда и человек. Вена: МАГАТЭ, 1986.
  158. Оценка риска, вызываемого радиационными и другими источниками. Научный комитет Объединенных Наций по влиянию атомной радиации (НКОНВАР), материалы 44-й сессии. Вена: 1993.
  159. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и экологического происхождения. Часть 1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. М.: ГО СССР, 1990.
  160. Экоинформатика / Под ред. акад. РАН В. Е. Соколова. Спб.: Гидрометеоиздат, 1992.
  161. . Г., Полуэюгов Р. А. Управление экологическими системами. -М.: Наука, 1988.
  162. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России. -Спб.: Наука, 1995.
  163. М., Хатчисон Т. Последствия ядерной войны. Воздействие на экологию и сельское хозяйство. М.: Мир, 1988.
  164. Правила и нормы в атомной энергетике. Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-88) ПНАЭ, Г, направление 2. -М.: Энергоатомиздат, 1988.
  165. Г. Н. Ликвидация последствий радиационных аварий: Справочное руководство. М.: ИздАТ, 1993.
  166. Ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера. -М. :МЧС РФ, 1997.
  167. Руководство по организации контроля состояния природной среды в районе расположения АЭС / Под ред. К. П. Махонько. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
  168. Правила и нормы в атомной энергетике. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ-88), Т-1−011−89. М.: Энергоатомиздат, 1990.
  169. Инструкция о порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ. Утверждена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Госкомитетом санэпиднадзора 25 мая 1993.
  170. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Реферативный сборник. -М.: ВИНИТИ, 1991, вып.5.
  171. Производные уровни вмешательства, используемые для снижения доз облучения населения в случае аварии и радиационной аварийной ситуации: Серия изданий по безопасности № 81. -Вена: МАГАТЭ, 1989.
  172. И.И. Безопасность и техногенный риск: системно-динамический подход. Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, 1990, том 35, вып. 4.
  173. Закон об экологической экспертизе., Москва 1998 г.
  174. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента РФ 1994 г. № 236.
  175. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 643 от 26 мая 1997 г.
  176. Рекомендательный законодательный акт межпарламентской ассамблеи СНГ «О принципах экологической безопасности в государствах содружества», 1995.
  177. Е.С. Вентцель. Исследование операций. Москва: Изд. «Советское радио», 1972 г.
  178. Н.С. Волгин, Н. В. Махров, В. А. Юровский. Исследование операций. Ленинград: Военно-морская академия, 1981 г.
  179. Н.С. Волгин, Н. В. Махров, В. А. Юровский. Исследование операций. Методы оптимизации. Ленинград: Военно-морская академия, 1982 г.
  180. Л. М. Петухов Г. Б. Сидоров В. Н. Методологические основы теории эффективности. -Л.: ВИКИ им. Можайского, 1982.
  181. A.B. Показатели результативности критерии эффективности гражданской защиты. М., Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Сборник ВИНИТИ, выпуск № 2, 1999 г.
  182. A.A. Быков, Н. В. Мурзин. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы. Санкт-Петербург: «Наука», 1997, 247с.
  183. Инструкция по инспектированию и проверке РСЧС. -М.: МЧС РФ, 1995.
  184. Радиационная защита населения. Рекомендации МКРЗ, публ. № 40. -М.: Энергоатомиздат, 1987.
  185. В.В., Кузьмин Н. И., Ласкин Б. М., Азиев Р. Г. Научно-технический прогресс, безопасность и устойчивое развитие цивилизации. -Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, 1990, том 35, вып. 4.
  186. A.B. Концепция риска и сравнительная оценка воздействия ТЭС и АЭС: Информационный бюллетень «Безопасность. Экология. Радиация». Обнинск: ФЭИ, 1992, выпуск 2.
  187. Закон РСФСР об охране окружающей природной среды. -М.: 1991, № 2060−1.
  188. Э.ДЖ., Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска / Пер. с англ. -М.: Машиностроение, 1984.
  189. Г. С., Прохоров Н. С., Терещенко Г. Ф. Управление риском в химической промышленности. -Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, 1990, том 35, вып. 4.
  190. В.К., Гавришин А. Н. Анализ методологических аспектов исследований риска. Репринт ИАЭ. -М. :ИАЭ им. Курчатова, 1984.
  191. Радиационная защита. Рекомендации МКРЗ, публикация № 26. -М.: Атомиздат, 1978.
  192. Принципы установления уровней вмешательства для защиты населения в случае ядерной аварии и радиационной аварийной ситуации. Серия изданий по безопасности № 72. -Вена- МАГАТЭ, 1988.
  193. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. М.: Минприроды, 1992.
  194. Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). -М.: Госкомсанэпиднадзор Росси, 1996 г.1. На правах рукописи
  195. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Заполнить форму текущей работой