Управление безопасностью социально-экономических систем
До настоящего времени не разработаны теория и методы оценки эффективности управления безопасностью социально-экономических систем (СЭС). Предпринимавшиеся в этом направлении ранее попытки, например, в работе, на наш взгляд, носили несистемный характер и не принесли ощутимых результатов. Серьезным вкладом в решение проблемы оценки эффективности экономически значимых мероприятий, программ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Исследование и обоснование роли, места гражданской безопасности в обеспечении национальной безопасности государства, ее целевых функций и задач
- 1. 1. Исследование проблем по обеспечению безопасности социально-экономических систем от воздействий техногенного, экологического и военного характера при переходе России к устойчивому развитию
- 1. 1. 1. Современные взгляды на пути выхода из экологического кризиса и развития цивилизации
- 1. 1. 2. Анализ основных направлений деятельности, обеспечивающих переход России к устойчивому развитию
- 1. 1. 3. Исследование проблем по обеспечению безопасности социально-экономических систем от угроз и воздействий техногенного, природного и военного характера
- 1. 2. Исследование и обоснование роли и места гражданской безопасности в системе национальной безопасности государства
- 1. 2. 1. Развитие взглядов на техногенную, природную и экологическую безопасность, как элементы национальной безопасности государства
- 1. 2. 2. Обоснование роли и места гражданской безопасности в системе национальной безопасности государства, целевой функции и задач по ее обеспечению в условиях мирного времени
- 1. 2. 3. Исследование и обоснование целевых функций, задач по обеспечению гражданской безопасности в условиях 56 военного времени
- 1. 3. Взгляды на создание Государственной системы гражданской безопасности и защиты
- 1. 1. Исследование проблем по обеспечению безопасности социально-экономических систем от воздействий техногенного, экологического и военного характера при переходе России к устойчивому развитию
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Разработка и развитие научно-методологических основ управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с использованием экономических механизмов и оценок
- 2. 1. Концептуальные основы управления гражданской безопасностью и защитой с учетом экономических факторов
- 2. 2. Формализованное описание процесса управления в сфере гражданской безопасности и формирование его информационной технологии
- 2. 3. Развитие методологии и процедурных основ оценки техногенного риска с учетом ресурсных и стоимостных показателей
- 2. 3. 1. Основные этапы анализа и оценки рисков
- 2. 3. 2. Содержание базы данных, обеспечивающей первичную идентификацию опасностей и оценку риска
- 2. 3. 3. Методы и процедурные основы идентификации источников техногенной опасности и оценки риска при нормальном (регламентном) функционировании объектов с учетом ресурсных и стоимостных показателей
- 2. 3. 4. Методы и процедурные основы оценки риска техногенных аварий с учетом ресурсных и стоимостных показателей
- 2. 4. Экономические механизмы управления гражданской безопасностью, методология оценки и оптимизации экономических затрат на регулирование уровня безопасности социально-экономических систем
- 2. 4. 1. Экономические механизмы управления безопасностью и риском
- 2. 4. 2. Методология оценки экономических затрат на управление риском, регулирования уровня безопасности социально-экономических систем и выбора целесообразных стратегий расходов ресурсов
- 2. 4. 3. Основные направления применения методов системного анализа при информационно-интеллектуальной поддержке принятия решений с учетом экономических факторов
- 2. 5. Экономические аспекты выбора стратегий, мер и действий по обеспечению безопасности социально-экономических систем на основе прогнозирования, выявления обстановки и зон повышенного риска
- 2. 5. 1. Основные виды экономических оценок, которые могут быть выполнены по данным прогнозирования, выявления обстановки и зон повышенного риска
- 2. 5. 2. Экономические аспекты формирования прогнозирующей системы и оценка ее экономической эффективности
- 2. 5. 3. Разработка методов выбора оптимальной по экономическим соображениям стратегии обеспечения безопасности на основе прогнозирования радиационной обстановки с использованием теории игр
- 2. 5. 4. Экономические аспекты выбора мер и действий по обеспечению безопасности на основе выявления и оценки радиационной обстановки и зон повышенного радиационного риска
- 3. 1. Выбор, обоснование показателей достигнутого уровня, критериев эффективности управления гражданской безопасностью и разработка методологии их определения
- 3. 1. 1. Выбор, обоснование показателей достигнутого уровня гражданской безопасности и методологиях их определения
- 3. 1. 2. Выбор, обоснование критериев эффективности управления гражданской безопасностью и методология их определения
- 3. 2. Методологические основы оценки эффективности управления гражданской безопасностью на уровне организационно-технических систем
- 3. 3. Теоретические обобщения по методологии выбора приемлемых уровней риска с учетом социальных и. экономических факторов
- 3. 3. 1. Концептуальные основы выбора приемлемых уровней риска и методология построения полей потенциальной опасности и риска
- 3. 3. 2. Методология обоснования уровней приемлемого риска
Управление безопасностью социально-экономических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное общество все в большей мере сталкивается с проблемами обеспечения безопасности сформировавшихся в процессе созидательной деятельности человека социально-экономических систем и их структурных элементов от угроз и опасностей техногенного, природного, а также военного характера, о чем свидетельствуют последние события в Югославии, подвергшейся широкомасштабным ударам авиации НАТО. В результате этих ударов, как известно, нанесен огромный ущерб населению, окружающей среде и экономике страны, ее социально-экономическим системам.
Современное промышленное производство, сконцентрировав в себе колоссальные запасы различных видов энергии, вредных веществ и материалов, стало постоянным источником серьезной техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями. Внедрение в производство новых технологий не снижает уровень этой опасности. Естественное постоянное стремление общества к наиболее полному удовлетворению своих материальных и духовных потребностей влечет за собой увеличение масштабов производства, а следовательно, и уровня техногенной опасности.
Как известно, наибольшую опасность несут в себе аварии и катастрофы на радиационно и химически опасных объектах. Они, как правило, сопровождаются гибелью людей и большим экономическим ущербом.
За последние десятилетия в мире случилось три крупные ядерные катастрофы (в 1957 г. в Уиндскейле, в 1979 г. на АЭС в Три Майл Айленде, в 1986 г. на Чернобыльской АЭС), произошло восемь серьезных аварий, в том числе с расплавлением активной зоны и повреждениями защитной оболочки ядерной установки, возникло более 30 крупных пожаров [1]. Общее же количество опасных происшествий и аварий на АЭС, сведения о которых поступили в базу данных Между народной информационной системы по инцидентам на АЭС, составляет 247 [1].
Крупных аварий на объектах с химической технологией, сопровождающихся тяжелыми последствиями, происходит значительно больше. Для примера достаточно назвать лишь несколько из них: аварию с выбросом диоксина, которая произошла в 1976 г. в г. Севезо (Италия) — аварию, а точнее говоря, катастрофу, имевшую место в 1984 г. на химическом предприятии в г. Бхопал (Индия), которая сопровождалась большим выбросом метилизоцианатапожар на складе химической продукции компании «Сандоз» в Базеле (Швейцария) и сброс загрязненных вод в Рейн в 1986 г. и др. [2]. Подробные сведения об авариях на химических производствах можно получить из монографии известного английского ученого В. Маршалла [3].
Прямой экономический ущерб, связанный с техногенными авариями и хроническими заболеваниями, вызванными загрязнением окружающей среды, даже в такой развитой стране, как США, составляет 4 — 6% от валового национального продукта [4].
На фоне наблюдающегося роста количества аварий и катастроф, происходящих на промышленных и других объектах, увеличивающейся их разрушительной силы и признающегося реальностью глобального экологического кризиса, мировое сообщество проявляет большую озабоченность состоянием и перспективами эволюции окружающей среды, техногенной и экологической безопасности. В рамках получившей в последние годы развитие науки — гиперэкономики (новейшей теоретической экономики) исследуются и обосновываются рациональные действия человечества в природной среде и пути гармонического взаимодействия с ней, с учетом экономической целесообразности [5].
Все более серьезное внимание уделяется экономической оценке потенциального и действительного ущерба от аварий и катастроф. Как справедливо отмечает В.И. Данилов-Данильян [6], экономическая оценка ущербов, наносимых окружающей среде хозяйственной деятельностью, относится к числу актуальных проблем развития экономической науки. Это в полной мере относится к анализу и оценке риска воздействий техногенного и экологического характера на социально-экономические системы, несмотря на долгосрочность рассматриваемых при этом мер и действий по обеспечению безопасности и связанные с этим трудности учета стоимостных факторов и принимаемых во внимание экономических механизмов.
Заметим, что в данном случае и в дальнейшем под социально-экономической системой нами понимается совокупность организованных коллективов людей, отдельных лиц, населения, объектов экономики и инфраструктуры, а также природно-территориальных комплексов и экосистем, образующих единое структурно-функциональное целое.
Имеется в виду, что социально-экономические системы по своим пространственным и другим параметрам соответствуют административно-хозяйственным образованиям государства. Они могут быть различного уровня и масштаба: от федерального и регионального до местного.
В соответствии с общепринятой в системной теории классификации, они могут быть отнесены к сложным системам с иерархической, в большинстве случаев ветвистой, структурой, обладающим определенной гибкостью и адаптивностью.
Социально-экономические системы в принятом нами понимании имеют способность определенным образом перестраиваться и изменять некоторые свои свойства и функциональные возможности в зависимости от складывающихся условий. В частности, такого рода гибкость и адаптивность этих систем проявляется при переходе страны с мирного на военное положение.
Введенное понятие не противоречит теории систем, разрабатываемой в Отделении экономики РАН [7]. Напротив, автор полагает, что оно будет способствовать развитию этой теории.
В настоящее время под влиянием складывающейся в России техногенной и экологической обстановки и возможных угроз и опасностей, грозящих социально-экономическим системам в случаях возникновения и развития военных конфликтов, в деятельности многих государственных и иных структур, в контексте обеспечения национальной безопасности страны, все большая озабоченность проявляется об обеспечении безопасности социально-экономических систем всех уровней при воздействиях техногенного, экологического и военного характера.
Вместе с тем, в силу сложных и неблагоприятных условий переходного периода, больших экономических трудностей, а также других обстоятельств, ограничивающих возможности развития научных знаний, в данное время оказались не исследованными и не проработанными многие проблемы общего и частного характера, касающиеся обеспечения безопасности социально-экономических систем.
В частности, это относится к управлению безопасностью социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера, а также к эффективности этого управления. В работах Порфирьева Б. П., Бурдакова Н. И., Буркова В. Н., Назаретова В. М., Архиповой Н. И., Кульбы В. В. и др. [8, 9, 10, 11] вопросы управления рассматриваются, главным образом, для условий чрезвычайных ситуаций, в них не исследуются в необходимом объеме экономические аспекты управленческого процесса. В трудах Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова [12, 13] вопросы управления безопасностью освещаются лишь в ключе инновационной политики.
До настоящего времени не разработаны теория и методы оценки эффективности управления безопасностью социально-экономических систем (СЭС). Предпринимавшиеся в этом направлении ранее попытки, например, в работе [10], на наш взгляд, носили несистемный характер и не принесли ощутимых результатов. Серьезным вкладом в решение проблемы оценки эффективности экономически значимых мероприятий, программ и экономической эффективности территориальных природоохранных решений является работа Чепурных Н. В., Новоселова А. Л. и Дунаевского Л. В. [6], в которой предлагаются достаточно представительные, количественные критерии эффективности и рассматриваются методы их определения. Однако и на основе этой работы не представляется возможным построить систему критериальной оценки эффективности управления безопасностью СЭС, тем более, если иметь в виду не только мирные условия, но и военное время.
Исходя из этого, в рамках данной диссертационной работы представлялось целесообразным обратиться, на наш взгляд, к одной из наиболее важных научных проблем в рассматриваемой области, без решения которой невозможна реализация многих практических задач, состоящей в разработке научно-методологических основ управления безопасностью социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера, а также оценки его эффективности, с учетом экономических факторов и механизмов.
При решении научной проблемы объектом исследований являлась безопасность социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера. А предметом исследования было управление этим видом безопасности.
Цели исследований состояли в определении целевых функций и задач по обеспечению безопасности социально-экономических систем в мирное и военное время, исходя из указанных выше угроз и опасностей, с учетом этого, разработке и развитии научно-методологических основ управления безопасностью этих систем, включая оценку эффективности управленческой деятельности, с использованием экономических механизмов.
Для решения научной проблемы в первой главе работы, прежде всего, было необходимо провести исследование и обоснование роли и места рассматриваемого в работе вида безопасности в системе национальной безопасности государства, сформулировать название, которое бы одним емким словом отражало его достаточно широкий смысл.
В работе обосновано, что безопасность социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, природного, экологического и военного характеров, как элемент национальной безопасности следует называть гражданской безопасностью. Имеется в виду, что с учетом сложившихся в стране взглядов и структур, призванных решать вопросы защиты населения и территорий, понятие гражданская безопасность включает в себя все то, что отражено в задачах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, создаваемой в стране Государственной спасательной службы и Гражданской обороны.
В этой части работы определены и сформулированы целевые функции и задачи системы гражданской безопасности, положенные в основу при проведении дальнейших исследований, а также взгляды на создание Государственной системы гражданской безопасности и защиты.
Вторая глава посвящена разработке и развитию научно-методологических основ управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с применением экономических «механизмов, новых информационных технологий и системного анализа при подготовке управленческих решений.
В рамках третьей главы работы проведены исследования вопросов оценки достигнутого уровня и эффективности управления гражданской безопасностью разработана система соответствующих показателей и критериев этой оценки с учетом ресурсных ограничений.
В результате выполненных теоретических исследований, обобщений и разработок решена сформулированная ранее научная проблема.
Новыми научными результатами, полученными автором в ходе выполнения диссертационной работы, являются:
1. Сформулированная по новому, с учетом складывающихся реалий, в связи с переходом России на путь устойчивого развития, система взглядов на безопасность социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, природного, экологического и военного характера, интерпретируемую интегральным понятием гражданской безопасности, как одного из важных элементов национальной безопасности государства, а также на создание Государственной системы гражданской безопасности и защиты.
2. Сформулированные на основе современных взглядов и требований по вопросам национальной безопасности и обороны страны целевые функции гражданской безопасности социально-экономических систем: а) для условий мирного времени:
— защита социально-экономических систем, включая все их структурные элементы: население, природно-территориальныё комплексы и т. д., от техногенных, природных, экологических воздействий и обеспечение научно-обоснованного и приемлемого в социальном и экономическом отношении качества жизни людейб) для условий военного времени:
— обеспечение выживания населения, его защита и сохранение, первоочередное жизнеобеспечение и обеспечение жизнедеятельности при ресурсных и других ограничениях;
— обеспечение сохранения и надежного функционирования объектов, определяющих устойчивость экономики, реализацию оборонного заказа и создание необходимых условий для выживания населения.
3. Теоретические обобщения по оценке угроз и опасностей техногенного, экологического и военного характера, в том числе экологических опасностей, связанных с применением оружия, ракетно-космической деятельностью, утилизацией атомных подводных лодок, уничтожением химического оружия, а также развитие методов прогнозирования техногенных воздействий, выявления обстановки и зон радиационного риска, которые могут быть использованы при информационно-интеллектуальной поддержке анализа опасностей, подготовке и принятии управленческих решений в сфере гражданской безопасности.
4. Сформулированные концептуальные основы управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с использованием экономических механизмов, новых информационных технологий, методов и систем информационно-интеллектуальной поддержки подготовки и принятия управленческих решений.
5. Теоретические обобщения по управлению риском, разработка и развитие методологии и процедурных основ анализа и оценки техногенного риска при нормальных условиях эксплуатации опасных объектов, а также в аварийных случаях, выполненные на основе современных представлений о снижении риска и смягчении ущерба от аварий и катастроф.
6. Предложенная методология оценки экономических затрат на управление риском в сфере обеспечения гражданской безопасности, регулирования уровней безопасности, исходя из условия экономической оптимальности, выбора целесообразных стратегий расхода ресурсов.
7. Разработанные автором положения по экономической оценке прогнозирования и выявления обстановки при воздействиях техногенного и экологического характера на СЭС и предложенные подходы к оценке экономической эффективности как указанных выше процессов прогнозирования, выявления и оценки, так и применяющихся для этого систем.
8. Развитая автором теория прогнозирования и выявления радиационной обстановки и разработанный на основе этого метод выбора оптимальной по экономическим соображениям стратегии обеспечения радиационной безопасности с использованием теории игр со случайными ходами, а также рассмотренные в работе другие экономические аспекты выявления обстановки и зон повышенного риска при радиационно опасных авариях, в том числе экономическая эффективность.
9. Предложенные направления применения методов системного анализа в интересах информационно-интеллектуальной поддержки и принятия управленческих решений в сфере обеспечения гражданской безопасности социально-экономических систем, с учетом основных факторов, которые следует принимать во внимание при многокритериальном анализе и оценке возможных вариантов решений в условиях мирного и военного времени.
10. Впервые разработанные научно-методологические основы оценки достигнутого уровня и эффективности управления гражданской безопасностью социально-экономических систем.
Обоснованная с учетом современных взглядов и представлений о национальной безопасности, оригинальная система частных и интегральных показателей уровня и критериев эффективности управления, в полной мере отражающая целевые функции гражданской безопасности в условиях мирного и военного времени.
На защиту выносятся:
1. Сформулированная с учетом результатов проведенных в последние годы гиперэкономических исследований по проблемам рациональной деятельности человечества и складывающихся реалий, в связи с переходом России на путь устойчивого развития, система взглядов и положений по гражданской безопасности социально-экономических систем, как важном элементе национальной безопасности государства, включая целевые функции и задачи по ее обеспечению в условиях мирного и военного времени, а также взгляды на создание системы гражданской безопасности страны в мирное и военное время.
2. Сформулированные положения по экономической оценке прогнозирования, выявления и оценки обстановки при внешних воздействиях на социально-экономические системы, включая критерии экономической эффективности этих процессов, а также систем, предназначенных для их осуществления.
3. Научно-методологические основы управления гражданской безопасностью социально-экономических систем с использованием экономических механизмов и оценок, которые включают:
— концепцию управления безопасностью СЭС при воздействиях техногенного, экологического и военного характера, с учетом экономических факторов, включая предложенный перечень экономических механизмов, на которые следует опираться при управлении гражданской безопасностью СЭС;
— методологию и процедурные основы анализа и оценки техногенного риска в условиях нормальной эксплуатации опасных объектов и в аварийных случаях, с учетом ресурсных и стоимостных показателей;
— методологию оценки экономических затрат на управление безопасностью и риском, а также экономической эффективности прогнозирования и выявления обстановки;
— методологию оценки достигнутого уровня и эффективности управления гражданской безопасностью с учетом ресурсных ограничений, включая систему количественных частных и интегральных показателей и критериев, адекватно отражающих целевые функции гражданской безопасности социально-экономических систем, применительно к условиям мирного и военного времени.
4. Методы регулирования уровня безопасности социально-экономических систем, исходя из условия экономической оптимальности, а также выбора целесообразных стратегий расходов ресурсов.
5. Метод выбора оптимальной по экономическим соображениям стратегии обеспечения безопасности на основе прогнозирования радиационной обстановки с использованием теории игр со случайными ходами, а также экономические аспекты выбора целесообразных мер и действий по данным выявления и оценки радиационной обстановки и зон повышенного радиационного риска.
Основные выводы и положения, сформулированные в диссертационной работе, в той или иной мере реализованы при разработке отчетов по научноисследовательским работам (общим числом более 30), выполненным во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций под руководством и участии автора.
Они нашли реализацию в учебном процессе ряда высших учебных заведений, в частности в Военной академии Генерального штаба, Государственном университете управления, Академии гражданской защиты и др.
Материалы диссертационной работы опубликованы в трех монографиях: «Безопасность и риск при техногенных воздействиях», части I и II (1994г.), «Техногенная и экологическая безопасность и управление риском» (1998г.), «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы"(1999г.) в 12 научных статьях и докладах, в сборниках обзорной информации «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», журнале «Управление риском», сборниках докладов и выступлений Второй Всероссийской научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий (1997г.), Международной конференции «Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций» (1998г.) и других изданиях.
На взгляд автора, ряд положений, сформулированных в процессе выполнения работы, могут получить развитие в рамках отдельных исследований при выполнении плановых НИР, НИОКР и разработке кандидатских диссертаций. В частности, это касается исследований экономических аспектов управления техногенным и экологическим риском, смягчения последствий аварий и катастроф для социально-экономических систем, внедрения в управление безопасностью новых информационных технологий и других проблемных вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенных исследований в диссертационной работе решена крупная научная проблема, состоящая в разработке научно-методологических основ управления безопасностью социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера, а также оценки его эффективности с учетом экономических факторов и механизмов, которая является актуальной и имеет важное народно-хозяйственное и оборонное значение.
В процессе исследований получены следующие научные и практические результаты:
1. С учетом результатов проведенных в последние годы гиперэкономических исследований по проблемам рациональной деятельности человечества и складывающихся реалий, в связи с переходом России на путь устойчивого развития, сформулирована система взглядов на гражданскую безопасность, как элемент национальной безопасности. При этом под гражданской безопасностью понимается состояние защищенности социально-экономических систем от угроз и воздействий технического, природного, экологического и военного характера.
2. Исходя из современных взглядов и представлений о национальной безопасности и обороне страны, определены и обоснованы целевые функции и задачи по обеспечению гражданской безопасности социально-экономических систем в мирное и военное время.
Показано, что в условиях мирного времени основной целевой функцией является защита социально-экономических систем от воздействий техногенного, природного, экологического характера и обеспечение научно обоснованного и приемлемого в социально-экономическом отношении качества жизни населения.
Обосновано, что для условий военного времени основные целевые функции гражданской безопасности должны состоять в:
— обеспечении выживания населения, его защите и сохранении, первоочередном жизнеобеспечении и обеспечении жизнедеятельности;
— обеспечении сохранения и надежного функционирования объектов, играющих определяющую роль в устойчивости экономики, реализации оборонного заказа и создании необходимых условий для выживания населения.
3.Сформулированы взгляды на создание государственной системы гражданской безопасности и защиты на основе структур единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, предложена схема управления этой системой и возможный вариант сил.
4.Проведены теоретические обобщения по оценке угроз и опасностей техногенного, экологического и военного характера, которые необходимо учитывать при реализации целевых функций гражданской безопасности по обеспечению научно обоснованного качества жизни в мирное время и выживания населения социально-экономических систем в условиях обстановки, складывающейся при возникновении и развитии военных конфликтов.
В их числе рассмотрены и проанализированы угрозы и опасности, возникающие при эксплуатации объектов с ядерной и химической технологиями, при ракетно-космической деятельности и утилизации атомных подводных лодок, а также возможные последствия применения ядерного и других видов оружия, оценка которых необходима уже в мирное время для правильной организации обеспечения гражданской безопасности социально-экономических систем.
Результаты выполненных в работе теоретических обобщений по оценке опасности объектов с ядерными энергетическими установками и химическими технологиями, а также организационно-технических и других мер по обеспечению их безопасности могут быть использованы при информационноинтеллектуальной поддержке подготовки и принятия управленческих решений в сфере гражданской безопасности, как в мирное, так и в военное время.
5. Исходя из современных взглядов и общих положений теории управления сложными системами, сформулированы концептуальные основы управА ления гражданской безопасностью социально-экономических систем, с использованием экономических механизмов, показана целесообразность широкого использования в этой сфере новых информационных технологий, методов и систем информационно-интеллектуальной поддержки подготовки и принятия управленческих решений. Определены и проанализированы стадии и стратегии управления безопасностью и риском при техногенных воздействиях, как наиболее сложной и приоритетной областью деятельности в сфере обеспечения гражданской безопасности социально-экономических систем.
6. Проведены теоретические обобщения подходов и методов управления риском и на основе этого разработаны и развиты методология и процедурные основы анализа и оценки техногенного риска, с учетом ресурсных и стоимостных показателей, для нормальных условий эксплуатации опасных объектов, а также для аварийных случаев, приемлемые для использования при решении задач по обеспечению гражданской безопасности социально-экономических систем.
7. Показаны направления использования методов системного анализа в интересах информационно-интеллектуальной поддержки и принятия управленческих решений по обеспечению гражданской безопасности социально-экономических систем в условиях мирного и военного времени.
8. Определены наиболее важные экономические механизмы управления гражданской безопасностью. Разработана и предложена методология оценки экономических затрат на управление риском в сфере обеспечения безопасности социально-экономических систем от угроз и воздействий техногенного и экологического характера.
Даны методы регулирования уровней безопасности, исходя из условия экономической оптимальности, выбора целесообразных стратегий расхода ресурсов.
9. Впервые сформулированы основные положения по экономической * оценке прогнозирования, выявления и оценки обстановки при внешних воздействиях на СЭС, предложены критерии экономической эффективности этих процессов, а также соответствующих систем прогнозирования и выявления, определение которых предусматриваются через относительный предотвращенный ущерб в стоимостном выражении.
10. Разработан и предложен метод выбора оптимальной по экономическим соображениям стратегии обеспечения безопасности на основе прогнозирования радиационной обстановки с использованием теории игр со случайными ходами, а также определены экономические аспекты выбора целесообразных мер и действий по данным выявления и оценки радиационной обстановки и зон повышенного радиационного риска.
Даны перечни факторов, которые целесообразно учитывать при системном анализе возможных вариантов решений, для условий мирного и военного времени.
11. Путем теоретических исследований и обобщений разработаны научно-методологические основы оценки достигнутого уровня и эффективности управления гражданской безопасностью в условиях мирного и военного времени.
В качестве частных показателей достигнутого уровня безопасности признано целесообразным использовать:
— качество жизни и уровень защищенности человека, а также степень соответствия этого показателя научно обоснованному значению;
— качество и устойчивость окружающей среды, а также степень соответствия этого показателя потребностям нынешнего и будущих поколений людей;
— устойчивость функционирования объектов первоочередного жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а также объектов, выполняющих оборонный заказ в военное время.
Учитывая приоритетность сохранения жизни и здоровья людей, признано целесообразным в условиях военного времени использование интегрального показателя уровня гражданской безопасности — показателя выживания населения.
Показано, что для условий мирного времени таким интегральным показателем может быть показатель качества жизни, отражающий свойства всех трех частных показателей.
В качестве основных критериев эффективности управления гражданской безопасностью предложены: а) для условий мирного времени:
— вероятность сохранения качества жизни на научно обоснованном и в социально-экономическом отношении оправданном уровне;
— относительное повышение качества жизни населения за счет мер и действий по обеспечению гражданской безопасности и защитыб) для условий военного времени:
— вероятность сохранения показателя выживания населения на расчетном максимально возможном для условий военного конфликта уровне, при котором обеспечивается необходимый людской потенциал, демографические показатели и воспроизводство населения.
В число частных критериев эффективности управления включены и обоснованы: а) для условий мирного времени:
— относительное увеличение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизниб) для условий мирного и военного времени:
— относительное снижение уровня риска воздействий техногенного, экономического и военного характера на структурные элементы социально-экономических системв) для условий военного времени:
— вероятность сохранения и обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, выполняющих оборонный заказ, а также объектов, работающих по планам первоочередного жизнеобеспечения населения.
12. Разработана методология оценки эффективности управления гражданской безопасностью на уровне ее структур, представляющих собой определенные организационно-технические системы.
Предложена система частных критериев эффективности мер и действий по предупреждению возникновения, развития, чрезвычайных ситуаций, оперативному реагированию на предпосылки к их возникновению, по обеспечению функционирования системы управления и др., а также интегральный критерий, выражающийся через частные критерии с помощью аддитивной или мультипликативной функцией. Даны рекомендации по методологии их определения.
В качестве интегрального критерия эффективности признано целесообразным использовать вероятность выполнения мер и действий по обеспечению гражданской безопасности в требуемом объеме при установленных ресурсных ограничениях.
С учетом высокой значимости при организации и осуществлении мер и действий по обеспечению гражданской безопасности радиационных факторов, разработаны и предложены для практического использования методология выявления и оценки радиационной обстановки и зон повышенного риска, основанные на теоретических обобщениях и сложившихся представлений автоРа.
Изложенные в диссертационной работе результаты многолетних исследований автора следует рассматривать как теоретическую базу и совокупность концептуальных положений для практической деятельности в сфере обеспечения безопасности социально-экономических систем при угрозах и воздействиях техногенного, экологического и военного характера.
В значительной мере они уже нашли практическую реализацию.
Результаты проведенных в рамках диссертационной работы исследований использованы в аппарате Совета Безопасности при разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а также такого документа, как Основные направления военного строительства в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденных Президентом.
Разработанные автором материалы использовались при анализе опасностей и угроз техногенного характера и оценке защищенности населения и территорий при составлении ежегодных государственных докладов МЧС России «О состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера» в 1996;1998 годах.
Взгляды и положения, развитые в диссертационной работе, нашли реализацию при разработке Доктрины гражданской защиты Российской Федерации, Плана строительства Войск гражданской обороны, Программы вооружения Войск гражданской обороны до 2001 года, а также других важных нормативных документов, утвержденных Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ.
Материалы диссертационной работы использовались при выполнении научно-исследовательских работ по вопросам повышения устойчивости экономики и ведения страхового фонда документации в институте Макроэкономики Министерства экономики России в 1995;1998 годах, а также в Санкт-Петербургском научно-исследовательском центре экологической безопасности Российской академии наук — при анализе и оценке техногенного и экологического риска в Новгородской области.
Список литературы
- Муздыбаев К. Риск ядерной энергетики. -Л.: Институт социально-экономических проблем РАН, 1988.
- Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Реферативный сборник, вып. 5. М.: ВИНИТИ, 1991.
- Маршалл В. Основные опасности химических производств. -М.: Мир, 1989.
- Головацкая Н. и др. Безопасность человека и общества: новые ориентиры социально-экономического развития. Вопросы экономики, 1992,. № 1.
- Б.В. Прыкин. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике). Москва: ЮНИТИ, 1999 г.
- Н.В. Чепурных, А. Л. Новоселов, Л. В. Дунаевский. Экономика природопользования. Москва: Наука, 1998 г.
- В.Д. Могилевский. Методология систем. Москва: Отделение экономики РАН, изд. «Экономика», 1999 г.
- Порфирьев Б.Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики. -М.: ВИНИТИ, 1991.
- Бурдаков Н.И., Кульба В. В., Назаретов В. М. Концепция стратегического управления техногенным и природным риском в регионе: Реф. сборник «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях». М.: ВИНИТИ, 1992, вып.2.
- Ю.Бурков В. Н., Щепкин А. Механизмы обеспечения безопасности: оценка эффективности. Вопросы экономики, 1992, № 1.
- Н.И. Архипова, В. В. Кульба. Управление в чрезвычайных ситуациях. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1998, 316с.
- Экономическая безопасность и инновационная политика (страна, регион, фирма) Москва. РЭА им. Г. В. Плеханова, 1993 г.
- Стратегия экономической безопасности и инновационной политики (страна, регион, фирма). Коллективная монография под ред. Е. А. Олейникова. Москва. РЭА им. Г. В. Плеханова, 1994 г.
- Донелла X. Медоуз, Деннис Л. Медоуз и др. Пределы роста. (Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества»). М.: МГУ, 1991.
- Наше общее будущее Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию МКОСР). -М.: Прогресс, 1989.
- Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1988.
- Управление риском в социально-экономических системах: концепции и методы её реализации. Проблемы безопасности при ЧС. -Москва, 1995, выпуск 11.
- Зубаков В. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. Зеленый мир № 9, 1996 г.
- Моисеев H.H., Александров В. В., Тарко А. М. Человек и биосреда. -М.: Наука, 1985.
- Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В. К., Лосев К. С. Экология и политика. Спб.: РАН, 1993, 1996.
- Кондратьев К.Я., Фролов А. К., Донченко В. К., Измалков В. И. и др. Экодинамика и экологический мониторинг. Спб.: Наука. 1996.
- Концепция экологической безопасности (Утверждена Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов 24 апреля 1995 г.) -М. 1995.
- Горшков В.Г., Кондратьев К. Я., Шерман С. Г. Устойчивость биосферы и сохранение цивилизации. -М.: Природа, 1993. № 3.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 1 апреля 1996 г.
- Шмидхейни С. и члены Совета предпринимателей. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя. М. Международный университет, 1994.
- Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. Доклады и выступления на Международной конференции. Москва: УРСС, 1998,320с.
- Измалков A.B. и др. Безопасность и риск при техногенных воздействиях. Монография ч. I и II. М.-Спб: НИЦ7Б РАП, АГС МЧС России, 1994 г.
- Измалков A.B. и др. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. Монография. М.-Спб: НИЦ7Б РАН, ЦСИ МЧС России, 1998 г.
- Измалков A.B. Управление рисками в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В сборнике «Риск: наука, обучение, рынок труда», Париж, ЕЦЕНТУР, 1996 г.
- Измалков A.B. и др. Разработка методического аппарата для комплексной оценки природных и техногенных рисков для населения Новгородской области. М., Сборник докладов «Спасение, защита, безопасность новое в науке, технике, технологии», РАН, 1995 г.
- Измалков A.B. и др. Методологические основы управления риском и безопасностью населения и территорий. М., Сборник ВИНИТИ «Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях», выпуск 1, 1997 г.
- Измалков A.B. Основные направления решения проблемы управления техногенным и природным риском на региональном уровне. Суздаль, Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции по РСЧС, 1993 г.
- Измалков A.B. Основы определения уровня социального и индивидуального риска. С-пб. Сборник «Безопасность жизнедеятельности человека», ЛТА, 1993 г.
- Концепция Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2005 года». Москва. МЧС РФ, 1997.
- Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2005 года». Москва: МЧС РФ, 1997.
- М.А. Шахраманян, В. А. Акимов, К. А. Козлов. Оценка природной и техногенной безопасности России. Москва: ВНИИ ГОЧС, 1998,218с.
- Э.Н. Крылатых. Основы макроэкономики. Москва. Академия народного хозяйства при правительстве РФ, 1999 г.
- Концепция национальной безопасности. Москва, 1999 г.
- Долгин H.H. Управление при аварии на АЭС. -Гражданская защита, 1996, № 5.
- Измалков A.B. и др. Гражданская защита в системе национальной безопасности России М., журнал «Безопасность» № 3−4, 1996 г.
- Измалков A.B. Обеспечение безопасности и устойчивого развития общества при техногенных воздействиях и опасных природных явлениях". М., в сборнике «Безопасность больших городов», мэрия Москвы, 1996 г.
- Измалков A.B. и др. Доктрина гражданской защиты Российской Федерации (проект). М.: ВНИИ ГОЧС, 1997 г.
- Измалков A.B. О состоянии зашиты нанесения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера. Государственный доклад за 1996 г. М. ВНИИ ГОЧС, 1997 г.
- Измалков A.B. Управление в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. С-пб, СЗКЦ Правительства РФ, 1993 г.
- Шевелёв Э.Г. Методология анализа проблем национальной безопасности в современных условиях. М. Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ, 1994.
- Пирумов B.C. Некоторые аспекты исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях. Геополитика и безопасность, № 1.1995г.
- Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС в РФ на период до 2010 года. -М.: МЧС, РАН, 1997.
- Закон Российской Федерации «Об экологической безопасности». -М.: 1995.
- Сборник трудов «Экологические проблемы деятельности оборонной промышленности и Вооруженных Сил России» Москва: НИЦ «Экобезопасность», 1995, 149с.
- В.И. Измалков. Экологическая безопасность деятельности Вооруженных Сил (Монография). Москва: ВАГШ ВС РФ, 1998, 227с.
- Материалы Экологического центра МО РФ по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей Среды. (НИР «Соболь») Москва: ЭЦ МО РФ, 1997,150с.
- Ю.М. Журавлев, С. А. Сергеев, Г. М. Костылев Экологическое обеспечение военно-космической деятельности. Ж. Военная мысль № 1,1999.
- Измалков A.B. и др. Основные положения по информированию населения и общественности о возможных опасностях, мерах защиты и безопасности. М., Сборник докладов «Безопасность крупных городов», мэрия Москвы, 1996 г.
- Измалков A.B. и др. Неотложные меры по совершенствованию защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций на 1998−2000 годы и на период до 2005 года. Проект Федеральной целевой программы. М., ВНИИ ГОЧС, 1996 г.
- Измалков A.B. и др. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Государственный доклад за 1995 год. М., ВНИИ ГОЧС, 1995 г.
- Измалков A.B. и др. Обоснование места и задач РСЧС в системе национальной безопасности России М. ВНИИ ГОЧС, 1996.
- Измалков A.B. Разработка системы нормативов защищенности территорий, в том числе крупных промышленных объектов, и. населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М. ВНИИ ГОЧС, 1996 г.
- Международная организация гражданской обороны (МОГО). М., 1996.
- Ф. Кальсховен. Ограничения методов и средств ведения войны. Москва: Международный комитет Красного креста, 1994, 221с.
- Основные положения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним. Москва: Международный комитет Красного креста, 1994, 62с.
- Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. Москва: ТТО «Редакция журнала «Военные знания», 1998.
- Положение о Гражданской обороне. Принято в 1999г
- Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113.
- Положение о войсках Гражданской обороны Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г. № 784.
- Сборник материалов Центра стратегических исследований гражданской защиты, выпуск 13. Москва, ЦСИ ГЗ МЧС России, 1999 г.
- Федеральный Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 г.
- Измалков A.B. Концепция системы предупреждения, реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. С-пб., Сборник «Безопасность жизнедеятельности человека», J1TA, 1992 г.
- Измалков А. В, Построение системы защиты населения и безопасного развития территории. С-пб., Сборник «Проблемы безопасного развития Ленинградского региона», НИИ ПМТ, 1992 г.
- Измалков A.B. и др. Научно-теоретический труд «Научно-методические основы экономико-математического моделирования функционирования экономики в военное время», М., ВНИИ ГОЧС, 1996 г.
- Фальцман В. Экономика техногенной и природной безопасности (проблемы методологии). Вопросы экономики, 1992, № 1.
- Горелик В.А., Горелов М. А., Кононенко А. Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М. :Радио и связь, 1991.
- Данилевский Ю.Г., Петухов И. А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. JI. Машиностроение, 1988.
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989.
- Данилевский Ю.Г., Петухов И. А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. Л.: Машиностроение, 1988.
- Интеллектуализация ЭВМ / Под ред. Ю. М. Смирнова. М.: Высшая школа, 1989.
- Руководство по анализу и управлению риском в промышленном регионе: Том 1. Концепция и процедура оценки риска в промышленном регионе. (Отчет по проекту 7.1 ГНТП России «Безопасность»). М.: ГК ЧС РФ, 1992.
- Концепция управления безопасностью: Материалы к отчету по проекту 7.1 ГНТП России «Безопасность». М. :ГК ЧС РФ, 1992.
- Отчет по НИР «Комплексная оценка природных и техногенных рисков для населения Новгородской области и разработка рекомендаций по их снижению». -СПб.: СПб НИЦЭБ РАН, 1995.
- Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. -М.: Гидрометеоиздат, 1984.
- Кириллов В.М. и др. Методические рекомендации по оценке экологической эффективности технологических процессов. Л.: ЛенНИИгипрохим, 1987.
- Примак A.B., Щербань А. Н., Сорока A.C. Автоматизированные системы защиты воздушного бассейна от загрязнения. Киев: Техника, 1988.
- Израэль Ю.А. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга: Тр. 5-го сов.-амер. симп. Л.: Гидрометеоиздат, 1988.
- Дистанционный мониторинг загрязнения атмосферы и выбросов: Труды института прикладной геофизики, вып. 78. -М.: Гидрометеоиздат, 1991.
- Летохов B.C. Лазерная и когерентная спектроскопия -М.: 1982.
- Лазерная аналитическая спектроскопия Под ред. B.C. Летохова. -М.: Наука, 1986.
- Применение лазеров в спектроскопии и фотометрии Под ред. К. Мур. -М. :Изд-во Мир.
- Новые методы спектрометрии / Под ред. С. Г. Раутина. Новосибирск: Наука, 1982.
- Назаров И. М., Николаев А. Н., Фридман Ш. Д. Основы дистанционных методов мониторинга загрязнений природной среды. -Л.: Гидрометеоиздат, 1983.
- Дистанционные исследования окружающей среды оптическими и радиофизическими методами: Межвузовский сборник. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
- Зуев В.Е. Лазерное зондирование атмосферы: В сб. Достижения в области гидрометеорологии и контроля природной среды. Л/. Гидрометеоиздат, 1987.
- Зуев В.Е., Наац И. Э. Обратные задачи оптики атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
- Зуев В.Е., Землянов А. А., Копытин Ю. Д. Нелинейная оптика атмосферы. -Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
- Глазов Г. Н. Статистические вопросы лидарного зондирования атмосферы. -Новосибирск :Наука, 1987.
- Межерис Р. Лазерное дистанционное зондирование / Пер. с англ. -М.: Мир, 1987.
- Зуев В.Е., Кауль Б. В. и др. Лазерное зондирование индустриальных аэрозолей. Новосибирск: Наука, 1982.
- Ю1.Креков Г. М., Кавкянов С. И., Крекова М. М. Интерпретация сигналов оптического зондирования атмосферы. -Новосибирск :Наука, 1982.
- Вызова Н.Л., Иванов В. Н., Гаргер Е. К. Турбулентность в пограничном слое атмосферы. Л. :Гидрометеоиздат, 1989.
- Горелик Д.О., Конопелько Л. А. Мониторинг загрязнения атмосферы и источников выбросов. -М.: Изд-во стандартов, 1992.
- Безуглая Э. Ю., Расторгуева Г. П., Смирнова И. В. Чем дышит промышленный город. -Л.: Гидрометеоиздат, 1991.
- Концепция и научные основы слежения за состоянием окружающей среды в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Северо-Западном регионе европейской части страны (ГЭИС-К): Отчет по НИР/ Под рук. акад. К. Я. Кондратьева. Спб, — :РАН НЦ, 1991.
- Донченко В.К. Система контроля состояния окружающей среды (СК СОС) для управления экологически безопасным развитием Санкт-Петербурга. Региональная экология, 1994, № 2.
- Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга», 1994.
- Информатизация России. Автоматизированная информационно-управляющая система «Экологическая безопасность России». Основные положения системного проекта. М. :М-во охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Комитет РФ по информатизации, 1993.
- Автоматизация контроля параметров водной среды / Под ред. Варжапетяна. Л.: Судостроение, 1988.
- Руководство по контролю загрязнения атмосферы: Руководящий документ РД 52.04.186−89. М.: 1991.
- Ш. Кондратьев К. Я. и др. Космическая дистанционная индикация акваторий и водосборов. Спб. :Гидрометеоиздат, 1992.
- Автоматизированная информационно-управляющая система Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Эскизно-технический проект. М.: НИИ «Восход» Комитета РФ по информатизации, 1992.
- Калениченко С.П. Обнаружение и слежение за радиоактивными и аэрозольными облаками с помощью наземных радиолокационных станций: В сб. «Безопасность жизнедеятельности». -Спб.: НИИ РЭС ГГЧС, 1993.
- Викторов А.Д. и др. Перспектива использования радиолокационных методов и средств контроля за состоянием воздушной среды в районах расположения атомных, тепловых станций и химических производств. Спб.: НИИ РЭС ПЧС, 1993.
- Кимстач В.А. и др. Концепция экологического мониторинга России. Метеорология и гидрология, 1992, № 10.
- Методика прогнозирования и оценки радиационной обстановки при авариях на атомных станциях: Приложение 1. Метод определения класса устойчивости атмосферы. М.: ГО СССР, 1985.
- Бызова H.JI., Иванова В. Н., Гаргер Е. К. Турбулентность в пограничном слое атмосферы. -JL: Гидрометеоиздат, 1989.
- Монин A.C., Яглов A.M. Статистическая гидромеханика. -М.: Наука, 1967.
- Хинце И.О. Турбулентность. -М. :Госфизматиздат, 1963.
- Бызова H.JI., Иванов В. Н., Гаргер Е. К. Экспериментальные исследования диффузии и расчеты рассеяния примеси. -Л.: Гидрометеоиздат, 1991.
- Берлянд М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы. -Л.: Гидрометеоиздат, 1975.
- Экологический программный комплекс для персональных ЭВМ/ Под ред. A.C. Гаврилова. -Спб.: Гидрометеоиздат, 1992.
- Руководство по организации контроля природной среды в районе расположения АЭС/ Под ред. К. П. Махонько. -Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
- Владимиров A.M. и др. Охрана окружающей среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1991 г.
- Руководство по анализу и управлению риском в промышленном регионе: Том 3. Банки данных для анализа и оценки риска. М.: ГК ЧС РФ, 1992.
- Радиационная защита населения. Рекомендации МКРЗ, публикации 40−43. М.: Энергоатомиздат, 1987.
- Критерии индивидуального и социального рисков для оценки безопасности атомных станций: PC ВИНИТИ «Новости науки и техники». Сер. Атомная энергетика, 1991, № 8.
- Рябинин И.А. Надежность, живучесть и безопасность кораблей. -Морской сборник, 1977, № 1, 1987, № 8.
- Рябинин И.А., Черкесов Г. Н. Логико-вероятностные методы исследования надежности структурно-сложных систем. -М.: Радио и связь, 1981.
- Можаев A.C. Общий логико-вероятностный метод анализа надежности сложных систем. -Л.: Военно-морская академия, 1988.
- Парфенов Ю.П. Надежность, живучесть и эффективность корабельных электроэнергетических систем. -Л.: Военно-морская академия, 1989.
- Литвин В.А. Многокритериальная автоматизированная региональная система моделирования эффективных атмосфероохранных стратегий. М.: Гидрометеоиздат, 1988.
- Временная типовая методика определения экономическойл** «эффективности осуществления природоохранных мероприятии и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986.
- Руководство по анализу и управлению риском в промышленном регионе. -М.: ГК ЧС РФ, 1992.
- Сафронов B.C., Одишария Г. Э., Швыряев A.A. Отраслевое руководство по анализу и управлению риском. -М.: РАО «Газпром», 1996.
- Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Утверждено приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. № 222.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Высшая школа, 1989.
- Моисеев H.H. Математические задачи системного анализа. -М.: Наука, 1981.
- Мишук Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. -М.: Мир, 1990.
- Кини Р. Размещение энергетических объектов: выбор решений /Пер. с англ. -М.: Энергоатомиздат, 1983.
- Критерии для принятия решений о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора. Москва: МЗ ССР, 1991
- Чухин С.Г. Социально-экономические критерии приемлемости радиационного риска новых радиационных технологий. М.: Энерго-атомиздат, 1991.
- И.И. Кузьмин, H.A. Махутов, C.B. Хетагуров Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты. Санкт-Петербург: Издательство Спб. ГУЭФ, 1997, 164 с.
- Экономика природопользования / Под ред. Т. С. Хачатурова. М.: Изд-во Московского университета, 1991.
- Климатические и биологические последствия ядерной войны (Сборник статей ведущих российских ученых) Москва: Наука, 1987, 287 с.
- В.Л.Иванов, В. А. Мельшиков, Л. А. Пчелинцев и др. Космический мусор. Проблема и пути ее решения т. 1 Москва: Патриот, 1966,302с.
- Г. Г. Костев. Проблемы безопасности при эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок. Москва: Комкрит, 1977, 137с.
- Российский химический журнал российского химического общества им. Д. И. Менделеева. Проблемы уничтожения химического оружия № 3, 1993, 113с- № 2, 1994, 121с.- № 4, 1995,135с.
- Л.А. Федоров. Химическое оружие в России: история, экология, политика. Москва: Центр экологической политики России, 1994, 75с.
- Научно-технический отчет по ОКР «Экос-К-Э» Экологическая безопасность ракетно-космической деятельности. Москва: ЦНТ «Экон» ЩШИМАШ, 1997.
- Беспамятнов Г. М. и др. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. -М.: Химия, 1975.
- Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. -М.: Химия, 1991.
- Цветкова JI.И. Будет ли работать закон без экологических норм. -Мониторинг. Безопасность жизнедеятельности, 1995, № 2.
- Голосов P.A. Безопасность и Экология. Военная мысль, 1992,8.9.
- Измалков A.B., Измалков В. И. Экологическая безопасность в оборонной промышленности при ракетно-космической и военной деятельности. В книге «Безопасность России». Экологическая безопасность и устойчивое развитие. Москва, 1999 г.
- Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Составлена в Эспо (Финляндия) 25.02.1991 г. Подписана Правительством РФ 6.07.1991 г. Подтверждена Правительством РФ Н-№ 11.ГП от 13.01.1992 г. МИД РФ.
- Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий. -ООН, Хельсинки, 17.03.1992 г. Введена в действие решением Правительства РФ № 1118 от 4.11.1993 г.
- В.Л. Иванов, В. А. Меньшиков и др. Космический мусор. Москва: Патриот, 1996, 360 с.
- Исследование подходов, разработка методик и компьютерная реализация базовых моделей для анализа радиационной обстановки при попадании радионуклидов в гидрологическую сеть (Шифр «Юнона-Ан»). М.: ИБРАЭ РАН, 1993.
- Гусев Н.Г., Беляев В. А. Радиоактивные выбросы в биосфере: Справочник. -М.: Энергоатомиздат, 1986.
- Временные требования к критериям оценки регионального экологического риска. -Методологическая группа при Главгосэкоэкспертизе Госкомприроды СССР под рук. проф. Ковалева Е.Е.
- Ядерная энергетика, окружающая среда и человек. Вена: МАГАТЭ, 1986.
- Оценка риска, вызываемого радиационными и другими источниками. Научный комитет Объединенных Наций по влиянию атомной радиации (НКОНВАР), материалы 44-й сессии. Вена: 1993.
- Справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и экологического происхождения. Часть 1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. М.: ГО СССР, 1990.
- Экоинформатика / Под ред. акад. РАН В. Е. Соколова. Спб.: Гидрометеоиздат, 1992.
- Заславский Б. Г., Полуэюгов Р. А. Управление экологическими системами. -М.: Наука, 1988.
- Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России. -Спб.: Наука, 1995.
- Харуэлл М., Хатчисон Т. Последствия ядерной войны. Воздействие на экологию и сельское хозяйство. М.: Мир, 1988.
- Правила и нормы в атомной энергетике. Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-88) ПНАЭ, Г, направление 2. -М.: Энергоатомиздат, 1988.
- Романов Г. Н. Ликвидация последствий радиационных аварий: Справочное руководство. М.: ИздАТ, 1993.
- Ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера. -М. :МЧС РФ, 1997.
- Руководство по организации контроля состояния природной среды в районе расположения АЭС / Под ред. К. П. Махонько. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
- Правила и нормы в атомной энергетике. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ-88), Т-1−011−89. М.: Энергоатомиздат, 1990.
- Инструкция о порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ. Утверждена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Госкомитетом санэпиднадзора 25 мая 1993.
- Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Реферативный сборник. -М.: ВИНИТИ, 1991, вып.5.
- Производные уровни вмешательства, используемые для снижения доз облучения населения в случае аварии и радиационной аварийной ситуации: Серия изданий по безопасности № 81. -Вена: МАГАТЭ, 1989.
- Кузьмин И.И. Безопасность и техногенный риск: системно-динамический подход. Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, 1990, том 35, вып. 4.
- Закон об экологической экспертизе., Москва 1998 г.
- О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента РФ 1994 г. № 236.
- Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 643 от 26 мая 1997 г.
- Рекомендательный законодательный акт межпарламентской ассамблеи СНГ «О принципах экологической безопасности в государствах содружества», 1995.
- Е.С. Вентцель. Исследование операций. Москва: Изд. «Советское радио», 1972 г.
- Н.С. Волгин, Н. В. Махров, В. А. Юровский. Исследование операций. Ленинград: Военно-морская академия, 1981 г.
- Н.С. Волгин, Н. В. Махров, В. А. Юровский. Исследование операций. Методы оптимизации. Ленинград: Военно-морская академия, 1982 г.
- Морозов Л. М. Петухов Г. Б. Сидоров В. Н. Методологические основы теории эффективности. -Л.: ВИКИ им. Можайского, 1982.
- Измалков A.B. Показатели результативности критерии эффективности гражданской защиты. М., Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Сборник ВИНИТИ, выпуск № 2, 1999 г.
- A.A. Быков, Н. В. Мурзин. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы. Санкт-Петербург: «Наука», 1997, 247с.
- Инструкция по инспектированию и проверке РСЧС. -М.: МЧС РФ, 1995.
- Радиационная защита населения. Рекомендации МКРЗ, публ. № 40. -М.: Энергоатомиздат, 1987.
- Гидаспов В.В., Кузьмин Н. И., Ласкин Б. М., Азиев Р. Г. Научно-технический прогресс, безопасность и устойчивое развитие цивилизации. -Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, 1990, том 35, вып. 4.
- Камаев A.B. Концепция риска и сравнительная оценка воздействия ТЭС и АЭС: Информационный бюллетень «Безопасность. Экология. Радиация». Обнинск: ФЭИ, 1992, выпуск 2.
- Закон РСФСР об охране окружающей природной среды. -М.: 1991, № 2060−1.
- Хенли Э.ДЖ., Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска / Пер. с англ. -М.: Машиностроение, 1984.
- Потехин Г. С., Прохоров Н. С., Терещенко Г. Ф. Управление риском в химической промышленности. -Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, 1990, том 35, вып. 4.
- Сухоручкин В.К., Гавришин А. Н. Анализ методологических аспектов исследований риска. Репринт ИАЭ. -М. :ИАЭ им. Курчатова, 1984.
- Радиационная защита. Рекомендации МКРЗ, публикация № 26. -М.: Атомиздат, 1978.
- Принципы установления уровней вмешательства для защиты населения в случае ядерной аварии и радиационной аварийной ситуации. Серия изданий по безопасности № 72. -Вена- МАГАТЭ, 1988.
- Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. М.: Минприроды, 1992.
- Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). -М.: Госкомсанэпиднадзор Росси, 1996 г.1. На правах рукописи
- УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ