Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической и теоретической основой исследования являются психологические и педагогические теории о соотношении влияния внешних и внутренних факторов на процесс развития и формирования человека, его становления в обществе, причин возникновения негативных тенденций в развитии человека и возможностей их преодоления (J1.C. Выготский, А. И. Кочетов, С. Т. Шацкий и др.) — положения о причинах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Социальные и психолого-педагогические причины возникновения негативных тенденций в развитии личности подростков
    • 1. 2. Виды и признаки негативных тенденций в развитии личности подростков
    • 1. 3. Комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Ход и результаты формирующего этапа эксперимента по решению проблемы преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков
    • 2. 3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема нашего исследования заключается в обеспечении эффективного преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

Актуальность выбранной темы определяется следующими факторами.

1. Происходящая в обществе резкая смена иерархии ценностей, приоритетов, идеалов, вакуум духовности, заполняемый наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, ранней криминализацией детей, преобладание материальных ценностей над духовными привели к разрушению позиции ответственного отношения взрослого сообщества к детям и вследствие этого к кризису российской семьи и школы.

2. Статистические данные министерства образования о состоянии дел в российской школе свидетельствуют о том, что 50% учащихся на сегодняшний день не усваивают программу средней школы, 90% ее выпускников имеют те или иные болезни, каждый второй или третий из 35 миллионов детей в нашей стране находится в состоянии неблагополучия (683 тысячи «социальных сирот», 597 тысяч детей-инвалидов, более 400 тысяч малолетних правонарушителей, 120 тысяч подростков, находящихся в местах лишения свободы).

3. Присущая подростковому возрасту «трудность», вызванная в первую очередь разрывом между социальным и биологическим взрослением, не всегда плавным процессом формирования мировоззрения, «Я — концепции», нелегким поиском своего места в обществе, дополненная накопленным асоциальным опытом, а также не принятые вовремя меры по коррекции возникающих в развитии личности подростка негативных тенденций зачастую приводят к дальнейшей необратимой деградации подростка.

4. Декларируемая в статьях закона РФ об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации и статьях закона РФ об образовании необходимость помощи детям в социальной адаптации и реабилитации на основе выработки социально-педагогических подходов к решению проблемы преодоления негативных тенденций в развитии личности ребенка не находит отражения в используемых в школе методиках профилактики, коррекции и преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка.

Анализ философско-этической, психолого-педагогической, методической литературы и практики показал, что вопросу нахождения действенных путей преодоления «трудности», «педагогической запущенности», «делинквентности» подростков посвящены многие научные исследования, в совокупности доказавшие важность и актуальность данного вопроса.

Базой теоретического исследования являются философские, психологические и педагогические теории о соотношении влияния внешних и внутренних факторов на процесс развития и формирования личности, причинах возникновения и путях преодоления негативных тенденций в ее развитии.

Понятия «трудный», «педагогически запущенный», «трудновоспитуемый», «социально-запущенный», «социально-педагогически запущенный», «ребенок с отклонениями в нравственном развитии» были проанализированы в работах М. А. Алемаскина, Б. Г. Баженова, С. А. Беличевой, А. И. Кочетова, И. А. Невского и др.

Причины, виды и признаки негативных тенденций в развитии личности учащихся изучали Р. А. Дабагян, В. Т. Кондрашенко, Н. Г. Ломова, О. Моленда, В. В. Трифонов и др.

Условия воспитания личности школьников затрагивались в работах А. И. Кочетова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. Проблемой методов преодоления негативных тенденций в развитии личности занимались Н И. Болдырев, А. И. Кочетов, Н. Ю. Максимова, С. И. Яковенко и др.

В результате анализа научно-исследовательской и практической литературы по вопросу о преодолении негативных тенденций в развитии личности подростка мы выделили ряд противоречий между поставленной перед школой целью способствовать умственному, нравственному, физическому развитию личности, развитию ее творческих возможностей, дарований и недостаточной разработанностью методов и условий коррекции и преодоления возникающих негативных тенденций в ее развитиинасущной необходимостью помощи подростку в преодолении негативных тенденций в его развитии и недостаточной разработанностью причин и видов данных негативных тенденцийимеющимися методиками преодоления негативных тенденций и их неэффективным использованием в работе с «трудными» подросткаминеобходимостью создания организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка и реальным отсутствием таких условий в работе школы.

С целью разрешения данных противоречий была выбрана тема исследования: «Организационно-педагогические условия преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков».

Цель исследования — разработать комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков и экспериментально проверить его эффективность.

Объект исследования — процесс развития личности подростков.

Предмет исследования — негативные тенденции в развитии личности подростков.

Основная идея исследования отражается в следующей гипотезе.

Эффективное преодоление различных видов негативных тенденций в развитии личности подростков может быть обеспечено, если реализуется следующий комплекс организационно-педагогических условий:

1) целенаправленно используются следующие методы преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков:

— организации личностно-значимой общественно-ценной деятельности и приобретения положительного опыта жизнедеятеятельности;

— насыщения полезной информацией и поэтапной замены ложных ценностей;

— поручений и товарищеской помощи;

— обращения к позитивным сторонам характера и поведения подростка;

— контроля и самовоспитания;

2) обеспечивается самореализация в личностно-значимой общественно-ценной деятельности;

3) организуется общение с природой, культурой и искусством с целью раскрытия личностного потенциала и познания окружающей среды;

4) осуществляется регулярная оценка состояния подростка и через нее корректировка работы с ним.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1) на основе анализа проблемы в теории и педагогической практике уточнить признаки понятия «трудный» подросток, определить причины, виды и признаки негативных тенденций в развитии личности подростков;

2) разработать комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков на основе деятельностного, личностно-ориентированного, ценностного и системного подходов;

3) экспериментально проверить эффективность использования комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков;

4) разработать научно-методические рекомендации для учителей и социальных работников школ.

Методологической и теоретической основой исследования являются психологические и педагогические теории о соотношении влияния внешних и внутренних факторов на процесс развития и формирования человека, его становления в обществе, причин возникновения негативных тенденций в развитии человека и возможностей их преодоления (J1.C. Выготский, А. И. Кочетов, С. Т. Шацкий и др.) — положения о причинах возникновения негативных тенденций (Б.Г. Баженов, Г. Г. Бочкарева, Р. А. Дабагян, Н. Г. Ломова и др.), видах отклоняющегося поведения (А.А. Александров, А. Г. Амбрумова, В В. Ковалев и др.) — группах и типах «трудных» подростков (Э.Г. Костяшкин, С. А. Кадыров, Т. В. Писарева, Д. И. Фельдштейн и др.) — методах воспитания и методах преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка (Н.И. Болдырев, А. И. Кочетов, Н. Ю. Максимова, Г. И. Щукина и др.) — условиях воспитания личности (А.И. Кочетов, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.).

Кроме того, исследование опиралось на деятельностный подход (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. В. Эльконин и др.), личностно-ориентированный (В.А. Беликов, Е В. Бондаревская, А. В. Кирьякова, И.С. Якиманская), ценностно-ориентированный подход (С.Ф. Анисимов, А. Г. Здравомыслов, А. В. Кирьякова, В. П. Тугаринов и др.), системный подход (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования определили логику, этапы работы и методы изыскания. Исследование проводилось с 1997 по 2001 гг. в три этапа.

Первый этап (1997;1999 гг.) — диагностико-прогностический. На данном этапе основной целью было изучение и анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы, определение методологической и теоретической основы исследования, основных противоречий, проблемы, цели, объекта и предмета исследования, определение исходных позиций исследования.

Исходя из цели данного этапа, были выделены наиболее существенные причины, виды и признаки негативных тенденций в развитии личности подростков, разработан комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков, проведен констатирующий этап эксперимента.

Ведущими методами исследования были анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ, обобщение и систематизация, моделирование, изучение педагогического опыта, философско-этической, психолого-педагогической и методической литературы.

Второй этап (1999;2001 гг.) — поисково-практический.

Целью этого этапа проведения исследования стала постановка эксперимента с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы и апробации комплекса организационно-методических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков в рамках учебно-воспитательного процесса в школе.

По окончании проведения работы по начальному преодолению выявленных в развитии личности подростков негативных тенденций были получены сравнительные данные о снижении уровня «запущенности» каждого из преодолеваемых видов негативных тенденций, о снижении общего уровня «трудности» подростков контрольных и экспериментальных групп, а также итоговые данные об эффективности используемого комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков, что позволило в дальнейшем доработать общие теоретические положения и скорректировать гипотезу.

Ведущими методами исследования на данном этапе были моделирование, диагностика (анкетирование, тестирование), оценка и самооценка, наблюдение, беседа, анализ, обобщение и систематизация материалов исследования.

Третий этап (2001г.) — обобщающий.

Целью данного этапа исследования стало осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы и ее результатов, внедрение в практику работы учителей разработанного комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

В соответствии с заданной целью был сделан анализ снижения уровня «запущенности» выделенных видов негативных тенденций в развитии личности подростков контрольных и экспериментальных групп, анализ снижения общего уровня «трудности» данных подростков, а также дан сравнительный анализ эффективности применения в работе с «трудными» подростками традиционной методики преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка и нашего комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

В качестве итога данной работы был сделан положительный вывод об эффективности использования разработанного комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков в школе, даны рекомендации по преодолению негативных тенденций в развитии личности подростков и определены границы приложимости. Полученные результаты были внедрены в практику.

Ведущими методами исследования явились статистические методы обработки данных, методы сравнительного анализа и другие. Научная новизна исследования состоит в том, что.

1) разработан, теоретически обоснован комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков;

2) разработаны основные компоненты методики преодоления негативных тенденций в развития личности подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были выделены наиболее существенные причины, уточнены виды и признаки негативных тенденций в развитии личности подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты и теоретические выводы положены в основу научно-методических рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии личности подростка в школе, предназначенных для учителей школ и социальных работников.

Научная достоверность и обоснованность обеспечены необходимыми методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, ссылками на аналогичные выводы других исследований, репрезентативностью эмпирических материалов, вариативностью и повторяемостью эксперимента, подтверждением гипотезы исследования, его результатами, обработкой результатов методами математической статистики с использованием ЭВМ. На защиту выносятся:

1) причины и виды негативных тенденций в развитии личности подростков;

2) комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков;

3) методика преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикации результатов исследования в научной и методической печати, через внедрение разработанных программ и методических рекомендаций в практику школьного воспитания г. Магнитогорска, посредством проведения экспериментальной работы в школах № 61 и № 58 города Магнитогорска, работы в школе № 61 в качестве социального работника на общественных началах.

Ф Основные положения исследования докладывались на научнопрактической конференции преподавателей и аспирантов Магнитогорского Государственного университета (1998г.), на ежегодных научно-практических семинарах кафедры иностранных языков Магнитогорского Государственного Технического университета (1997;2001 гг.).

Результаты исследовательской работы внедрены в практику воспитания подростков в школе № 61 города Магнитогорска.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка цитируемой и используемой литературы, приложения. Библиография содержит 224 наименования.

Выводы по второй главе.

1. Основной целью опытно-экспериментальной работы явилось подтверждение выдвинутой в исследовании гипотезы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. На констатирующем этапе эксперимента разрабатывались критерии и показатели уровней «трудности» подростка, проводилась полная диагностика учащихся согласно выделенным критериям, а также подготовка к реализации разработанного комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

2. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали высокий уровень «трудности» большинства подростков, как в контрольных, так и в экспериментальных классах, что говорило о неэффективности воспитания, в основе которого лежал принцип мероприятийности, т. е. организации неких обязательных дел, празднование отдельных событий, которые отнюдь не всегда увлекали детей. Требовалась разработка новых организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии подростков, нахождение новых путей решения данной проблемы.

3. Успешность преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков зависела от разработки и внедрения комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

4. Основным показателем эффективности применяемого комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков стало снижение уровня «запущенности» выделенных видов негативных тенденций.

5. Данное исследование не предполагало полное преодоление возникших в развитии личности подростков негативных тенденций, поскольку данный процесс не имеет временных границ и может проводиться на протяжении очень долгого времени. В нашем случае мы могли говорить лишь о начальной коррекции данной системы негативных тенденций и закладке в нее тенденций к саморазрушению.

6. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы показал, что уровень «запущенности» выделенных видов негативных тенденций в развитии личности подростков контрольных классов снизился. В одних случаях это было просто снижение уровня «запущенности» некоторых видов негативных тенденций, в других, — когда подростки еще на констатирующем этапе проведения эксперимента имели достаточно низкий уровень «запущенности» выделенных видов негативных тенденций, это был выход подростков на качественно новый уровень адаптации в семье, школе, обществе с имеющимся мировоззрением, высшими потребностями и мотивами, сформированной системой ценностей и т. п.

7. Контролирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил сделать вывод о том, что традиционную методику преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка необходимо дополнить новыми разработками в этой области, такими, как разработанный нами комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение состояния проблемы преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка является одной из наиболее актуальных проблем общества. В докладе заместителя министра образования РФ Е. Че-пурных ясно и настоятельно подчеркивается «приоритет воспитания перед образованием, т.к. «создает человека именно воспитание» (144,с. 13). Такое утверждение несомненно важно в ракурсе того, что основная цель школы — умственное, нравственное, физическое развитие личности, развитие ее творческих возможностей и дарований, создание условий раскрытия индивидуальности, самообразования, саморазвития учащихся (из концепции общего среднего образования) (103, с.442). Однако с учетом приведенной статистики наше общество испытывает большую необходимость не только в разработке методик формирования всесторонне и гармонично развитой личности, но и методик, направленных на преодоление негативных тенденций в развитии личности и особенно в развитии личности подростка. Поэтому настоящее исследование посвящено разработке комплекса методов и комплекса педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такой важный вопрос, как состояние проблемы преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка в теории и практике педагогики и смежных с ней науках — философии и психологиираскрыты причины возникновения и найдены виды и признаки негативных тенденций в развитии личности подростков, на основе деятельностного, личностного, ценностного и системного подходов был разработан комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

Важным пунктом нашего исследования стал анализ в педагогической и психологической литературе терминологии, называющей подростка, в развитии личности которого возникли негативные тенденции: «педагогически запущенный», «трудный», «трудновоспитуемый», «социально-запущенный», «социально педагогически запущенный» подросток, «ребенок с отклонениями в нравственном развитии». В свою очередь нами было предложено собственное определение «трудного» подростка, согласующееся с выделенными нами причинами, видами и признаками негативных тенденций в развитии личности подростка.

Разработанный нами комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков предполагал только начальную коррекцию системы имеющихся в развитии личности подростка негативных тенденций, поэтому на формирующем этапе проведения эксперимента результаты показывали небольшие сдвиги в снижении уровня «запущенности» негативных тенденций в развитии личности подростков экспериментальных классов.

Негативные тенденции, возникшие в процессе развития личности, взаимосвязаны и подвержены взаимному влиянию таким образом, что при отсутствии полноценной коррекционной работы усугубляют «трудность» ребенка, приводя к возникновению новых негативных тенденций в развитии его личности или повышая уровень «запущенности» уже имеющихся. Именно поэтому на начальном этапе преодоления негативных тенденций в развитии личности было очень важно разорвать такие отрицательные связи, задавая новый тон в развитии ребенка. Таким образом, наблюдая лишь небольшие сдвиги в снижении уровня «запущенности» имеющихся видов негативных тенденций, мы в действительности получили разрыв отрицательных взаимозависимостей между данными видами негативных тенденций и направили развитие личности в новое положительное русло.

Для получения объективной информации о результатах исследования нами были выделены критерии и показатели трудности подростков. Данные критерии и показатели были разработаны на основе признаков, присущих выделенным видам негативных тенденций, и отражали постепенное снижение уровня «запущенности» подростка.

Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Наряду с различными педагогическими проблемами, требующими изучения и решения, одной из основных является проблема разработки организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков. Ее необходимость обусловливается большим количеством трудных подростков в школе и отсутствием достаточно эффективных методик преодоления негативных тенденций в их развитии.

2. Анализ философско-этической, психолого-педагогической, методической литературы позволил нам выделить причины, виды и признаки негативных тенденций в развитии личности подростка и соответственно наметить комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

3. Проблема преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков в настоящее время решается с позиций коллективизма, традиционного включения подростка в мероприятия, которые иногда совершенно не представляют для него интереса и т. п. Теоретико-экспериментальное исследование, проведенное нами, показало, что наиболее целесообразным является использование деятельностного, личностного, ценностного и системного подходов, которые являются методологической основой нашего исследования, и в соответствии с которыми, мы считаем необходимым преодоление негативных тенденций в развитии личности через личностно-значимую общественно-ценную деятельность, через индивидуальный, личностный подход к ребенку, через привитие ему общечеловеческих ценностей и идеалов, через использование комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков. 4. Разработанный комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков является необходимым и достаточным для начальной коррекции выделенных видов негативных тенденций в развитии личности подростков.

Проведенное нами исследование показало теоретическую и практическую значимость внедрения результатов нашего исследования. Это проявилось в том, что в ходе опытно-экспериментальной работы снизился уровень «запущенности», имеющихся в развитии личности видов негативных тенденций.

Наше исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой темы. Дальнейшее развитие изучаемой проблемы исследования может быть продолжено в следующих направлениях: разработка целой воспитательной системы, направленной на преодоление негативных тенденций в развитии личностипоиск, определение и внедрение новых методов и условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка, а также дошкольника, младшего школьника, школьника, юноширазработка содержания работы по преодолению негативных тенденций в развитии личностиразработка диагностических программ, позволяющих определять уровень «запущенности» видов негативных тенденций на ранней и последующих стадиях «трудности» ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. -335с.
  2. Аванесов Г А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980. — 526с.
  3. В.А. Исследование роли социального и биологического факторов в нравственном развитии подростков /Отношения как проблема психологии воспитания: Сб. науч. трудов. Ленинград, ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — С.112−139.
  4. А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера /Нарушения поведения у детей и подростков: Сб. науч. трудов. М., 1981. — С.51−59.
  5. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая Школа, 1991. — 363с.
  6. М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Педагогика, 1979. — 74с.
  7. А.Г., Жезлова Л. Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков /Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. Т.66 М.: Труды Московского научно-исследовательского института психиатрии МЗРСФСР, 1973. — С.211−215.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. -339с.
  9. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1994. -247с,
  10. Ю.Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1998. — 255с.
  11. Антология мировой философии. В 4 т. T.I. Философия древности и средневековья. 4.1 М.: Мысль, 1969. — 576с.
  12. Антология педагогической мысли России первой половины 19 В. /Сост. П.А. Лебедев/. М.: «Педагогика», 1987. — 560с.
  13. А.Г. Психологические особенности формирования направленности личности трудновоспитуемых подростков /Трудный подросток: причины и следствия./ Под ред. В. А. Татенко. Киев: Рад. шк., 1985. — С.42−64.
  14. И.Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности//Вопросы психологии. 1978. -№ 1 — С.37−49.
  15. Аристотель Сочинения: В 4 т. /Перевод/ Т.4 /Ред. и автор вступ. ст. с. 552, А. И. Доватур, Ф.Х. Кессиди/ М.: Мысль, 1984. — 830с.
  16. А.Г., В.А. Петровский О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности //Вопросы психологии. 1978. — № 1 -С.70−80.
  17. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. — 432с.
  18. В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев: Рад. шк., 1986. — 127с.
  19. Т.О. Психологические особенности проявлений школьной дезадаптации у подростков /Психолого-педагогические условия развития личности учащегося: Тезисы межвузовской конференции. Воронеж: ВГГ1У, 1990. — С.143−144.
  20. Л.М. Итальянские гуманисты стиль жизни, стиль мышления. -М.: Наука, 1978. 199с.
  21. В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск: ЧГТТИ «Факел», 1994. — 156с.
  22. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: ЧГПИ «Факел», 1995. — 142с.
  23. В.А., Хлоповских О. Г., Щеблева С. В. Теоретические основы решения педагогических проблем: Пособие для аспирантов и соискателей. -Магнитогорск: МГПИ, 1999. -40с.
  24. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред. Изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России» (Программа обновление гуманитарного образования в России), 1994. — 221с.
  25. А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск: Свердловский государственный педагогический институт, 1973. — 138с.
  26. А.С. Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и пути их предупреждения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1970. — 16с.
  27. В. А. В защиту индивидуальности. М. Магистр, 1997. — 40с.
  28. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304с.
  29. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Педагогика, 1989. — 192с.
  30. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. 270с.
  31. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 546с.
  32. А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464с.
  34. Л.И. Проблемы формирование личности: Избранные психологические труды. М, — Воронеж. Ин-т практич. психологии, 1995. — 352с.
  35. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1981. — 223с.
  36. Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). М.: Педагогика, 1979. -224с.
  37. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Круглый стол. //Педагогика, № 5, 1996. С.72−80.
  38. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. //Педагогика, № 4, 1995. С. 29 — 36
  39. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей: Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л И. Божович, Л. В. Благонадеждиной М.: Педагогика, 1972. -352с.
  40. Л.В. Личностно-ориентированная воспитательная деятельность как условие эффективности образования учащихся лицея. Дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 163с.
  41. Вейнгольд-Рыбкина И В. Некоторые особенности личности и семейных взаимоотношений у подростков-правонарушителей /Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся: Сб. научн. трудов. Воронеж: ВГПИ, 1982. — С.83−92.
  42. А.И. Динамические характеристики отношений подростков с асоциальными формами поведения. /Отношения как проблема психологии воспитания: Сб. научн. трудов. Ленинград, ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — С.33−49.
  43. И. Социокультурный анализ девиаций в Венгрии //Социально-гуманитарные знания (Научно-образовательное издание). -2000. № 6-С. 140- 155.
  44. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. — 207с.
  45. Л.С. Педология подростка: Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 5: Трудное детство. — С.137−198.
  46. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, Ин-т психологии, 1960. — 499с.
  47. Т.П. Формирование основ нравственной устойчивости подростков в процессе общественно-полезного производительного труда как условие профилактики и преодоления педагогической запущенности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Пермь, 1997. — 16с.
  48. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 1997. -336с.
  49. Л. Спаси детей, Россия // «Сов. Россия» 2000. — 1 июня. -С.1.
  50. . Что такое психология: В 2-х т. Т.1./ Пер. с франц. М.: Мир, 1992,-496с.
  51. . Что такое психология. В 2-х т. Т.2 / Пер. с франц. М.: Мир, 1992,-376с.
  52. Гонеев, А Д. Особенности семейного общения педагогически запущенных подростков /Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся: Сб. научн. тр. Воронеж: ВГПИ, 1982.-С.72−82.
  53. А.Ц. Социальный контроль и его личностная локализация у подростков с асоциальной и просоциагтьной направленностью: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992. 19с.
  54. А.Х. Философия эпохи возрождения. М. Высшая школа, 1980. -368с.
  55. А.И. Типы трудных детей. М., 1930. — 128с.
  56. Т.С. Психологические резервы воспитания у подростков /Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В. А. Татенко. -Киев: Рад. шк., 1985. С.65−89.
  57. Р.А. Проблемы взаимосвязи особенностей здоровья трудных детей и характера их поведения: Дисс.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990. — 176с.
  58. П.С. Субъективная сторона хулиганства//"Советская юстиция" -1968. -№ 5. С. 15−26.
  59. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Госучпедиз-дат., 1960. — 299с.
  60. .И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -365с.
  61. .И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности //Вопросы психологии. 1978. — № 3 — С. 21−31.
  62. В.Т. Изучение личностного развития учащихся школьного возраста //Психолого-педагогические условия развития личности учащегося: Тезисы межвузовской конференции. Воронеж: ВГПУ, 1990. -С.156- 158.
  63. Древнекитайская философия //Собрание текстов: В 2 т. /Вступит. Статья В. Г. Бурова и M.JI. Титаренко, с.5−77./ М.: Мысль, 1972. — Т.1. -363с.
  64. Дубровина И. В, Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики/ Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии, Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. — 232с.
  65. И.М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МГПИ, 1996.-315с.
  66. В.И. Сочетание методов и средств воспитания. //Советская педагогика. 1985. — № 6 — С. 38 — 41.
  67. Изучение личности и ее положения в группе. Методические указания к лаб. занятиям по психологии для студ-в дневн. и заочн. форм обучения. Магнитогорск: МГПИ, 1993. — 38с.
  68. Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадеждиной. М.: Педагогика, 1972. — 352с.
  69. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 325с.
  70. С. Проблемы орагнизации педагогического воздействия на трудных подростков в системе общественного воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ташкент, 1989. — 32с.
  71. М.М., Кацук Л. М. Особенности перевоспитания несовершеннолетних /Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения нсовершенно-летних: Сб. научн. трудов. Воронеж: ВГПИ, 1983. — С.90 — 93.
  72. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. -704с.
  73. А.П. О подростках. (Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Педагогика, 1970. — 272с.
  74. В.П. Педагогическая коррекция: Испреавление недомтатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. — 223с.
  75. О.В. Микросоциология, конкретно-социологиеческие исследования и психиатрия // Вестник Академии мед. наук СССР. 1965. -№ 1 — С.7−16.
  76. Л.К. Индивидуализация перевоспитания трудных детей: Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся: (Психологопедагогический аспект): Пособие для учителя/ Под ред. В. А. Татенко, Т. М. Титаренко. Киев: Рад. шк., 1989. — 128с.
  77. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996. 188с.
  78. В.В. Само и взаимооценка педагогически запущенных подростков в группе /Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся: Сб. научн. трудов. Воронеж: ВГПИ, 1982. -С.28−37.
  79. В.В. Систематика и дифференциация расстройств личности с нарушениями поведения у детей и подростков //Журнал. Неврапотоло-гия и психиатрия им С. С. Корсакова. 1976. — № 10 — С. 157
  80. В.В. К Клинической дифференциации психического инфантилизма у детей и подростков //Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. Т.66. М.: Труды Московского научно-исследовательского института психиатрии МЗРСФСР, 1973. — С. 157 162.
  81. И.Ф. Педагогический опыт, А С. Макаренко: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 158с.
  82. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Народ, асвета, 1984. — 240с.
  83. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 656с.
  84. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 576с.
  85. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  86. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383с.
  87. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь, 1988. — 225с.
  88. А.И. Организационно-педагогические условия формирования социально-активной личности сотрудников правоохранительных органов: Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 138с.
  89. В.О. Становление готовности студентов педколледжа к самоуправлению в образовательном процессе: Дисс.. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2000. 192с.
  90. В.К. Готовность к началу. Развитие познавательной активности шестилетних детей //Дошкольное развитие. 1983. — № 6. — С.
  91. КочетовА.И. Мастерство перевоспитания. -М.: Нар. рассвет, 1981. -159с.
  92. Криминальная мотивация /Под ред. В Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986.-303с.
  93. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие. Минск: Харвест, 1999. — 376с.
  94. В.Н. и др. Социальные отклонения: Введение в общую теорию/ Кудрявцев В Н., Нересянц B.C., Кудрявцев Ю.В. М. Педагогика, 1984. -315с.
  95. Г. И., Харченко В. Д. Психологические особенности недисциплинированности подростов //Вопросы психологии. 1981. — № 6 -С.138−144.
  96. Ларошфуко, Франсуа де Максимы. Блез Паскаль Мысли. — Жан де Лабрюйер. Характеры /Пер. с франц. /Вступит, статья В. Бахмутского. -М.: Худож. лит., 1974. — 543с.
  97. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -359с.
  98. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  99. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — 575с.
  100. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464с.
  101. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.- М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. 406с.
  102. Н.Г. Социальный психотравматизм подростков. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1994. — 17с.
  103. К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. — 272с.
  104. И.Ю. Педагогическое единство социальной среды и школы как фактор системы воспитания школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Вильнюс, 1989. — 19с.
  105. ИИ. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков: Автореф. .дисс. канд. пед. наук. М.: Ин-т развития личности РАО, 1996. — 17с.
  106. Н.Ю. Психологические условия формирования критичного отношения трудновоспитуемого подростка к своему поведению /Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В. А. Татенко. К.: Рад. шк., 1985. — С. 128−149.
  107. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Политиздат, 1955. — 238с.
  108. Г. П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления. М.: Педагогика, 1964. — с.
  109. Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: Дисс. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1998. -260с.
  110. Н.Н. Люди не господа, а часть природы. // «Новая газета» -2000. 23 авг. — С.
  111. О. Влияние ценностных ориентаций на асоциальное поведение подростков: Автореф. .дисс. канд. соц. наук. М., 1992. — 23с.
  112. М. Опыты. Кн.2 М-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. -652с.
  113. А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классн. руководителей. М.: Просвещение, 1981. — 176с.
  114. И.Ф. и др. О системе огношщений личности социально и педагогически запущенных подростков / И. Ф. Мягков, С. К. Морозов,
  115. Г. И. Якушева, Ю. В. Юров, О. Б. Алмалиева // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся: Сб. научн. трудов. -Воронеж: ВГПИ, 1982. С.5−17.
  116. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, I960, — 224с.
  117. В.В. Становление чувств. Сыктывкар, 1982. — 112с.
  118. А.Я. О методическом аппарате диссертационных исследований //Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1995. — № 5. — С.44−49.
  119. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: Кн. для учителя. М.: «Просвещение», 1991. — 126с.
  120. И.А. Трудный успех. (Без «трудных» работать можно): Из опыта работы. М.: Просвещение, 1981. — 128с.
  121. М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности /Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадеждиной. М.: Педагогика, 1972. — С.147−249.
  122. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков: Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадеждиной. М.: Педагогика, 1972. -С.112−146.
  123. В.А. Педагогические условия формирования потребности в профессиональной деятельности у студентов младших курсов вуза: Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 183с.
  124. Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-ов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. М.: Просвещение, 1990. -301с.
  125. Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. уч. заведений: В 3-х кн., Кн.1. Общие основы психологии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 688с.
  126. Н.Д. Нравственные уроки православия //Педагогика. -1997, — № 3 С.3−9.
  127. А.Ф. Право и политика: Уч. пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 1999. — 191с.
  128. А.Ф., Обухов В. М. Трезвость норма жизни: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987. — 64с.
  129. Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 184с.
  130. Л.И. Воспитание как педагогическая категория //Педагогика. 2000. — № 6 — С. 28−35.
  131. К. Психологическая теория строения и развития личности: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 365с.
  132. Общая психология. Учеб. Для студентов пед. институтов./А.В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др./ Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464с.
  133. Общая характеристика развития личности подростка: (из курса лекций по психологии В. Г. Бобровой, М.М. Вахрушева). Ростов-на-Дону: ГУВУЗ Министерства просвещения, 1966. — 22с.
  134. Опорные сигналы в изучении педагогики: Методические рекомендации/ Магнитогорский педагогический институт: сост. Беликов В. А., Савва Л И. Магнитогорск: МГ МИ, 1995. — 58с.
  135. А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии. 1994. — № 3 — С.61−68.
  136. Основы социальной работы: Учебник. /Отв. ред. П. Д. Павленок. -М.: ИНФРА-М, 1998. 368с.
  137. С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: Дисс. .канд. пед.наук. Магнитогорск, 1999. — 179с.
  138. Л.М. О системном подходе в методических исследованиях //Советская педагогика. 1973. — № 4 — С. 71 — 80.
  139. М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966. — 165с.
  140. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604с.
  141. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы: Кн. дляiучителя /Сост. П. В. Алексеев. М.: Просвещение, 1993. — 288с.
  142. Писарева Т В. Психолого-педагогические основы единства изучения и воспитания трудных подростков: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Казань, 1971. 23с.
  143. Платон Собр. сочинений: В 3 т. /Перевод с древнегреческого. М.: Мысль, 1971.-Т.1, 4.1.-242с.
  144. Ю.М. Два полюса ценностного развития личности //Гуманитарные науки в Сибири. 1995. — № 2 — С.33−40.
  145. Р.Л. Перевоспитание подростков с отклонениями в нравственном развитии: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1971. -19с.
  146. И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432с.
  147. А.И. Становление познавательного действия: Научн. абстракция и реальность. -М.: МГУ, 1987. 173с.
  148. Подходы к развитию и изменениям в менеджменте /Кн.2: Управление развитием и изменением. М.: МИМ ЛИНК, 1998. — 59с.
  149. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся: (Психолого-педагогический аспект): Пособие для учителя /Под ред. В.А. Та-тенко, Т. М. Титаренко. Киев: Рад. шк., 1989. — 128с.
  150. А.Е., Крестинский А. А. О трудных детях. М.: Знание, 1964. -56с.
  151. Романов И В. Коррекция личности в условиях подросткового клуба //Психолого-педагогические условия развития личности учащегося: Тезисы межвузовской конференции. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1990. — С. 243−245.
  152. Роттердамский, Эразм Философские произведения /Отв. ред. и авт. вступ. статьи В В. Соколов. М.: Наука, 1986. 703с.
  153. С.Л. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. — 596с.
  154. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2 -322с.
  155. Русские просветители: Собрание произведений: В 2-х т. /Под ред. и со вступ. статьей И. Я. Щипанова. М.: Мысль, 1966. — Т.2 — 478с.
  156. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. Г. Н. Джибладзе- сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. — Т.1. -336с.
  157. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. Г. Н. Джибладзе- сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. — Т.1. -656с.
  158. М. Школа: социальный кризис и коммерциализация //Народное образование. 2000. — № 8 — С.5−12.
  159. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми //Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадеждиной. М.: Педагогика, 1972. -С.81−110.
  160. О.А. Педагогическая коррекция акцентуированных подростков в условиях клубного учреждения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тюмень, 1996. — 22с.
  161. В.П. Эмоции и воспитание: Вопросы воспитания в сфере информационной теории эмоций. //Вопросы философии. 1981. — № 5 -С.39−48.
  162. Г. П. Нравственная деятельность старших подростков в процессе обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Омск, 1996.
  163. Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. — 150с.
  164. В.А. Методы воспитания. /Педагогика /Под ред. Ю.К. Ба-банского. М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  165. Словарь русского языка. /Под ред. Ожегова С. И. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. -900с.
  166. Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. — 251с.
  167. Э.Я. и др. Управление профилактикой правонарушений несовершеннолетних / Стумбина Э. Я., Матвеев К. К., Менберг Г. Г. Рига: Зинатне, 1989. — 224с.
  168. В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Народная Асвета, 1981. -288с., 1л.ил.
  169. В.И. Развитие позитивной системы субъективных отношений у подростков с девиантным поведением: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Ставрополь, 1998. — 183с.
  170. В.А. Психолого-педагогические факторы трудновоспитуе-мости подростков /Трудный подросток: причины и следствия./ Под ред. В. А. Татенко. Киев: Рад. шк&bdquo- 1985. — С. 10−42.
  171. Трифонов В В. Подготовка будущих учителей к воспитательной работе с трудными учащимися: Трудный подросток (под ред. доктора пед. наук Г. А. Уманова). Алма-Ата: Рауан, 1990. — 91с.
  172. Трудный подросток /Под ред. Г. А. Уманова. Алма-Ата: Рауан, 1990. -91с.
  173. Трудный подросток: причины и следствия /Под ред. В. А. Татенко. -Киев. Рад. шк&bdquo- 1985. 175с.
  174. В.П. Теория ценностей в марксизме. Ленинград, Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. — 124с.
  175. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978, — 272с.
  176. Упанишады. -М&bdquo- 1967. 512с.
  177. Учебный год новый, проблемы — старые //Народное образование. -2000. -№ 7-С. 5−11.
  178. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г. Г. Ара-келова. М.: Высш. шк., 1990. — 304с.
  179. К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948−1952. Т. 10. Материалы к 3 т. «Педагогической антропологии»: 1950. -668с.
  180. Г. Г. Трудный подросток: становление личности. С-Пб.: Знание, 1992. -32с.
  181. Д.И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. .канд. псих.наук. Душанбе, 1969. -49с.
  182. Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. пси-хол. труды. М.: НПО «МОДЭК», 1996. — 512с.
  183. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением /Психология формирования и развития личности: Сб. научн. трудов. М.: Наука, 1981. — 365с.
  184. Философский энциклопедический словарь. 2-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1989 — 911 с.
  185. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. -576с.
  186. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Юрист, 1997. -512с.
  187. X. Мотивация и деятельность В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. -Т. 1.-408с.
  188. О.Г. Организационно-педагогические условия повышения эффективности начальной профессиональной подготовки учащихся на основе дифференцциации образовательного процесса: Дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 164с.
  189. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. /Древний мир Эпоха Просвещения/ сост. П. С. Гуревич -М.: Политиздат, 1991. -462с.
  190. Е. Воспитание в системе образования на пороге 21 века //Народное образование. 2000. — № 7 — С.12−18.
  191. Черевко И М. Проблемы психологии воздействия на личность учащегося в учебно-воспитательном процессе /Психолого-педагогические условия развития личности учащегося: Тезисы межвузовской конференции. Воронеж: ВГГ1У, 1990. — С. 252−254.
  192. В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности. //Вопросы психологии. 1978. — № 2 — С. 23 — 34.
  193. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 4-х т. М.: Просвещение, 1965.
  194. П.Н., Огородников И Т. Педагогика. М.: Педагогика, 1954 — 420с.
  195. С.В. воспитание старших школьников в нравственной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Омск, 1996. — 19с.
  196. М. Постижение природы человека основа педагогического мышления. //Воспитание школьников. — 1995. — № 4 — С.2−6.
  197. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1986. — 144с.
  198. Эльконин Д Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные труды. /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии. Воронеж. НПО «МОДЭК», 1997 — 414с.
  199. Э.Г. Детство и общество /Пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Ленато: ACT: Фонд «Унив. Книга», 1996. — 592с.
  200. Эстетика Ренессанса: В 2-х т. /Сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1981.-Т.1.- 495с.
  201. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.- 391с.
  202. Юров К В. Некоторые психосоматические и психофизиологические особенности педагогически запущенных школьников /Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся: Сб. научн. трудов. Воронеж: ВГПИ, 1982. — С. 18−27.
  203. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 215с.
  204. Яковенко С И. Доверительное взаимодействие педагогов и трудновоспитуемых подростков в учебно-воспитательном процессе /Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В. А. Татенко. Киев: Рад. шк&bdquo- 1985. — С. 90−109.
  205. A.M. Теория криминологии и социальная практика. М.: Наука, 1985. -247с.
  206. Н.Ю. Педагогическая запущенность подростков и ее преодоление во взаимодействии школы, семьи и общественности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук Вильнюс, 1989. — 24с.
  207. И.А. Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации: Дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 198с.
  208. Sykes G. V. and Mitza D. Techniguts of Neutralisation: A Theory of Delinquency// American Sociological Review, 1957. Vol.22, p.664−670.
  209. Фамилия Виды негативных тенденций Общий
  210. Имя, № Гносео- Педагоги- Педагогиче- Соци- Мотивационно- Ценно- Пове- балллогиче- ческий ский (уч.восп. альный потребностный стный денче-ский (семья) работа) ский1. Таня А. 2 3 2 2 2 2 2 152. Антон Б. 2 2 2 2 2 2 2 14
Заполнить форму текущей работой