Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа: На материале гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы международных конференций, симпозиумов свидетельствуют о наличии серьезных проблем в нравственно-правовой культуре человеческих кадров, что в современных пособиях методических разработках гуманитарной направленности имеет ощутимый заслон на саму человеческую личность. Забыто, что честь и достоинство не только достояние гражданина, это и богатство общества. Поэтому одним из важнейших… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы развития нравственно-правовой культуры в условиях инновационной школы
    • 1. 1. Нравственно-правовая культура в исторической эволюции
    • 1. 2. Основополагающие теоретические предпосылки разработки технологии развития нравственно-правовой культуры школьника
    • 1. 3. Методические рекомендации по развитию нравственно-правовой культуры школьника в условиях инновационнои школы
    • 1. 4. Критерии нравственно-правовой культуры школьника
  • Выводы по первой главе
  • * ¦
  • ГЛАВА II. Психолого-педагогические технологии развития нравственно-правовой культуры в условиях инновационной школы
    • 2. 1. Педагогические условия, интенсифицирующие усвоение и применение правовых средств защиты прав потребителей
    • 2. 2. Разработка педагогической технологии развития нравственно* правовой культуры школьника
    • 2. 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по изучению и развитию уровня нравственно-правовой культуры школьника
  • Выводы по второй главе

Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа: На материале гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические дифференциации общества, криминагенный характер социальных отношений, деформация правового сознания усугубили проблему нравственно-правовой культуры. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, 44% опрошенных обеспокоены ростом преступности, тенденция роста преступности несовершеннолетних ежегодно составляет 10 -14% (Р. Рывкина).

Если сравнить 80-е и 90-е годы, то можно заметить, что до 90-х гг. для нашего общества была характерна определенная степень деформации правового сознания. Налицо проявление правового инфантилизма — мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности недостаточности правовых знаний и установок. Кроме того, характерно и наличие правового нигилизма — осознанное игнорирование требований закона, отрицание социальной ценности права.

Взятый нашим обществом курс на демократизацию общественной жизни, создание правового государства и кропотливая работа по нравственно-правовому воспитанию, на наш взгляд, в будущем должны принести положительные результаты.

Построение правового гражданского общества в России во многом зависит от целенаправленно организованного нравственно-правового воспитания и образования. Формула о том, что образование — основа демократии, выдвинутая ООН, подчеркивает особую роль школы, преподавателя в решении этой задачи. Общество в своем развитии в значительной мере зависит от воспитания подрастающего поколения, подготовленности родителей и в целом от среды.

Формирование творческой молодежи, отвечающее современным требованиям развития демократического общества, начинается не только с формирования их общеобразовательных знаний, способностей, но и с их гуманистической направленности, как систематизирующего качества личности.

Правовое воспитание — важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако выработка этих знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности.

Нравственно-правовое воспитание — это планомерный, управляемый, организованный систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов с целью формирования в их сознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения.

Однако исследования, проведенные в школах инновационного типа, свидетельствуют о низком уровне нравственно-правовой культуры учащихся, большинство из них не знает основных документов о правах человека.

Анализ документации школ инновационного типа г. Нижнекамска показал, что дисциплина «Основы правоведения» включены в учебные планы на факультативном уровне (хочешь, изучай, хочешь, нет). Это говорит о том, что в условиях школы у учащихся не закладывается должная ориентировочная основа знаний по нравственно-правовой культуре.

Чтобы процесс развития нравственно-правовой культуры протекал адекватно с ориентиром на правовые, социальные и нравственные ценности в нашем обществе, необходимо, должным образом организовать нравственно-правовое воспитание.

Эффективный процесс нравственно-правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых. Человек, как существо активное выступает не только как объект, но и одновременно как субъект нравственно-правового воспитания. Деятельная активность воспитуе-мого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе — как система в высшей степени уникальная и универсальная — способен развивать себя и обеспечивать постоянное самосовершенствование.

В процессе воспитания личности очень важное значение имеет формирование ее нравственности. Люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Вопросы совершенствования преподавания дисциплин гуманитарного профиля в школах России были затронуты на международном симпозиуме. В частности, профессор Московского педагогического университета З.К. Шне-кендорф подчеркнул, что включение документов о правах человека, правах ребенка в содержание курса педагогики значительно усиливает гуманизацию курса, приближает нравственно-правовые нормы этих документов к практическим аспектам нашей жизни (86, с. 120).

Глубоким гуманизмом пронизаны труды отечественных гуманистов Н. Павлова, Б. Короленко, В. Вернадского, Д. Лихачева, А. Сахарова, В.Быкова. Они не принадлежали к элите, они были совестью своего времени.

В 70−80 гг. Российской школе присущи ошибки. Из-за политизации школа оказалась глуха к эстетическому наследию.

В 90 гг. педагогика делает первые шаги, чтобы возвысить значимость общечеловеческих истин в этом беспокойном и беспощадном к детям социальном мире. «Воистину пора разбудить вселенское сознание в ребенке, он разбудит его в народе. В этом христианская миссия новой школы в государстве с коротким и мирным названием Русь» — подчеркивает В. А. Пономаренко (154, с. 18).

На сегодня от имени гуманизма выступает гуманитаризация образования. Однако содержание современной гуманитаризации приобретает иной характер. У гуманитаризации образования 70−80 гг. главной целью являлось формирование интеллигенции. У гуманитаристов 90-х гг. основная цель — воспитание интеллектуалов. Нам нужны не интеллигенты, а интеллектуалы — люди, исповедующие универсальную прагматику. Проблема наша не в гуманитаризацииестественнизации, а в качестве научной и учебно-педагогической работысправедливо подчеркивает П. Гречко (57, с.31).

Гуманитарным наукам со всеми здоровыми силами российского общества предстоит отвоевывать в пораженной бездуховностью душе юного человека пространство для интеллектуальной свободы, которая вызревает в борьбе противоречий и сомнений, в тяготах самоопределения. Особая функция гуманитарных наук состоит в том, чтобы своим содержанием закладывать фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон.

Реализация этой функции гуманитарных наук возможна лишь при создании необходимых психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования. Объемность, многонаправленность уровней непрерывного образования обусловили ограничения. В нашем исследовании мы ограничились совокупностью новых образовательных учреждений (гимназия, лицей, колледж).

Инновационная школа прошла определенные этапы становления и развития. В основе ее возникновения была и находится сегодня идея развития целостной гуманной человеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность.

Вместе с тем, инновационная школа в условиях рынка становится все более разнообразной. Она приобретает свои индивидуальные черты за счет национальной специфики, усиления внимания к изучению родного края, региональных традиций. Естественно инновационная школа не может не учесть изменяющиеся социально-экономические процессы.

Контролировать нормы нравственности призвана юриспруденция. В связи с этим правомерен комплексный подход к формированию нравственно-правовой культуры школьника, особенно в условиях образовательных учреждений инновационного типа, которые в последнее время приобретают социальную значимость.

Усиление социальной роли инновационных школ требует обоснования специфической педагогической концепции и прогнозирования путей развития, рассматриваемых учебных учреждений, поиска теоретических возможностей повышения эффективности функционирования последних. Все это определяет необходимость теоретического осмысления, анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта подготовки молодежи рыночной эпохи в школах инновационного типа и выявления психолого-педагогических и методических условий развития их нравственной и правовой культуры в целостном учебно-воспитательном процессе.

В современной психолого-педагогической литературе комплексное формирование личности в системе непрерывного образования отражено в различных исследованиях. Общие вопросы повышения эффективности и качества обучения освещаются в работах С. И. Архангельского, К. Бабанского, А.В. Бара-банщикова, В. П. Беспалько, А. А. Вострикова, В. Е. Турина, С. И. Зиновьева, А. В. Засилевской, В. В. Занкова, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, М.А. Кобы-ляцкого, И. Н. Конфедератова, В. А. Сластенина, Н. М. Таланчука, Н. В. Кузьминой, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, Г. Н. Филонова и других. Дидактические основы активизации учебно-воспитательной деятельности обучающихся рассматриваются В. М. Вергасовым, Д. В. Вилькеевым, Б. И. Загвязинским, Р. А. Низамовым и другими. Пути и средства целенаправленного формирования, заданных интеллектуальных качеств и развития творческих способностей обучаемых разрабатывают в своих трудах В. И. Андреев, А. А. Кирсанов, Т. В. Кудрявцев, З. Г. Нигматов, Я. И. Ханбиков, Г. Г. Габдуллин, А. Ф. Эсаулов и др.

Вопросам нравственно-правовой культуры посвящены труды Н.И. Поли-енко, Б. А. Кристяковского, П. М. Новгородцева, А. Ф. Никитина, B.C. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, С. А. Муромцева, П. Г. Виноградова, В. М. Гессен, Б. Н. Чичерина и др. О роли ценности в праве пишет В. Г. Графский. Соотношения права и нравственности рассматриваются в трудах М. М. Ковалевского, Н.М. Кор-кунова, Э. Ю. Соловьева, Д. И. Локовской, Н. В. Колотьева, А. И. Пашинского, П. А. Кабанова.

Вопросы правосознания и правовой культуры личности освещаются в трудах А. В. Венгерова, С. А. Комарова, В. Д. Панкова, В. В. Лазарева. Глубокий анализ понятия — правовая культура дан в трудах С. С. Алексеева, В. П. Сальникова, А. П. Селитко, А. Б. Сахарова, В. И. Каминского, А. Р. Ратипова, М. Рейнера Н. М. Кейзерова и др.

Большинство перечисленных авторов подчеркивают взаимодействие, взаимообусловленность нравственной и правовой культуры. В философской и юридической литературе отчетливо проявляются следующие положения:

— нравственное правосознание — фундамент формирования правового сознания;

— формирование нравственно-правовой культуры предполагает развитие определенного уровня нравственно-правового мышления;

— нравственно-правовая культура играет существенную роль в личностном и профессиональном становлении личности.

Однако, в психолого-педагогической литературе вопросы развития нравственной и правовой культуры рассматриваются разрозненно, нет комплексного подхода к формированию нравственно-правового сознания обучающихся.

Очевидно, снижение нравственно-правовой культуры общества, налицо распространение нравственно-правового нигилизма, что обусловлено историческими, экономическими, социальными причинами, кризисом законности и неотлаженностью механизма приведения в действие принимаемых законов, длительностью процессов осуществления всех реформ, в том числе и судебной. Общество нуждается в радикальном изменении нравственно-правовых норм и идеалов, однако эти изменения «тормозятся» низким уровнем нравственно-правовой культуры основной части общества.

В средней, профессиональной и высшей школах недостаточно уделяется внимания этому вопросу. Разработок по нравственно-правовому воспитанию незначительно. Исследований, посвященных вопросам развития нравственно-правовой культуры учащихся в школах инновационного типа, нет вообще.

Объективная необходимость повышения нравственной и правовой культуры личности в школах инновационного типа вскрыта и доказана. Практическая реализация этой необходимости недостаточно научно обоснована. Выявленное противоречие побудило нас выбрать тему диссертационного исследования «Развитие нравственно-правовой культуры учащихся в условиях инновационной школы».

Актуальность выдвинутой к разработке проблемы обусловлена социально-политической, практической, логико-научной значимостью. Социально-политическая значимость, как видели выше, есть веление времени. Сегодня, когда в стране происходят серьезные изменения во всех сферах общественной, экономической и политической жизни, когда дана свобода слову, дефицит интеллекта, нравственности, эмоциональной культуры заметно ощущается, тенденция развития элементов безнравственности, неуправляемости становится нормой, актуальность проблемы повышения нравственно-правовой культуры личности очевидна.

Избранная к исследованию тема актуальна и по своему практическому значению. Высокий уровень нравственно-правовой культуры повысит без сомнения самоорганизованность обучающихся, что положительно скажется и на результатах учебно-воспитательного процесса. Внимание к данной проблеме объясняется также и отсутствием основательных научных исследований. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что назрела необходимость:

— выявить сущность понятия «нравственно-правовая культура»;

— определить уровень нравственной и правовой культуры обучающихся;

— выявить дисбалансирующие формы деятельности и на базе последних разработать педагогическую технологию развития нравственно-правовой культуры школьника;

— экспериментально проверить дееспособность разработанной технологии.

Отсюда проблема нашего исследования сформулирована следующим образом. Какие психолого-педагогические условия наиболее эффективны для развития нравственно-правовой культуры школьника в условиях инновационной школы?

Объект исследования — процесс развития нравственно-правовой культуры учащихся в учловиях иновационной школы.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития нравственно-правовой культуры учащихся старших классов (9−11кл.) инновационной школы.

Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать эффективные психолого-педагогические условия развития нравственно-правовой культуры школьников старших классов (9−11 кл.).

Гипотеза исследования — уровень развития нравственно-правовой культуры школьника инновационной школы может повысится при реализации следующих психолого-педагогических условий:

— применение синергетического подхода как принципа развития в обучении;

— содержание учебно-методического обеспечения (программа, учебное пособие) структурируется на основе модели развивающего обучения и глубокого знания педагогом структуры и содержания всех отраслей права;

— логика процесса развития элементов нравственно-правовой культуры реализуется в педагогической технологии построенной с учетом принципа дисбаланса;

— отбор форм учебной деятельности с нарастающим дисбалансирующим эффектом, а также применение учебно-методического обеспечения, направлено на усиление дисбалансирующего эффекта учебной деятельности (формализованный материал, словарь терминов, дневник самообразования) — приобщение обучающихся к формализации знаний.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность понятия «нравственно-правовая культура»;

— выявить теоретические предпосылки развития нравственно-правовой культуры учащихся;

— определить и обосновать психолого-педагогические условия развития нравственно-правовой культуры учащихся в старших классах инновационной школы;

— определить критерии нравственно правовой культуры;

— опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной педагогической технологии развития нравственно-правовой культуры учащихся.

Методология исследования:

— философское учение о противоречии как движущей силы развития. Оно послужило основой для поиска и постановки проблемы исследования;

— положения теории развивающего обучения (A.M. Леонтьев, П. Ю. Гальперин, В. В. Давыдов, М. И. Махмутов, Д.Б. Эльконин);

— положения синергетики (Г. Хакен, Г. И. Рузавин, А. О. Прохоров, Н.М. Та-ланчук);

— положения теории нравственного воспитания и самовоспитания (Г.С. Никифоров, Я. И. Ханбиков, Г. С. Закиров, З. Г. Нигматов, Л. Ю. Сироткин, С.С. Амирова);

— положения теории правового воспитания (С.А. Комаров, В. В. Лазарев, А. Б. Венгеров, М. Н. Марченко и другие);

— основа исследования — личностно-деятельностный подход.

Методы исследования.

Методы эмпирического уровня — изучения опыта, анкетирование, беседы, интервьюирование, изучение результатов деятельности и документации, наблюдение, педагогические измерения и статистическая обработка. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня — обобщением педагогического опыта, опытной работой, экспериментом.

Методы теоретического уровня — (аналогия, моделирование, системный подход) позволили выявить специфические для исследуемого процесса противоречие, обосновать состав и особенности психолого-педагогических условий развития нравственно правовой культуры учащихся инновационной школы. Методы исследования включали и исторический подход, позволяющий выявить преемственность педагогических, психологических идей и определить некоторые тенденции в развитии исследуемой проблемы Экспериментальная база.

Базу теоретического исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области нравственного и правового воспитания. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась в 9-х, 10-х и 11-х классах технологического лицея и гимназии № 25 г. Нижнекамска.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1996;1997) — осмысление и оценка состояния проблемы. Анализировалась психолого-педагогическая, философская, правовая и методическая литература по исследуемой проблеме. Определялись общая идея, проблема исследования, постановка гипотезы, предмет, цель, задачи исследования.

Второй этап (1997;1999) — разработка учебно-методической литературы (программа по курсу «Правоведение», учебное пособие для организации самостоятельной работы обучающихся) — проведение намеченного эксперимента, проверка и корректирование рабочей гипотезы с целью углубления и полного описания экспериментавнедрение основных результатов исследования в педагогическую практику инновационных школ г. Нижнекамска.

Третий этап (1999;2001) — систематизация теоретического и эмпирического материала, оформление диссертационного исследования. На защиту выносится:

— сущность понятия «нравственно-правовая культура»;

— психолого-педагогические условия повышения нравственно-правовой культуры;

— педагогическая технология развития нравственно-правовой культуры личности в условиях инновационной школы.

Научная новизна исследования заключается в том, что: определена сущность понятия «нравственно-правовая культура" — в педагогику вводится с позиций синергетики новый принцип — принцип смещения симметрии между организмом и средой (принцип дисбаланса);

— определены и обоснованы следующие психолого-педагогические условия:

1) применение синергетического подхода к описанию педагогической технологии;

2) применение системно-комплексного и деятельностного похода к организации учебных занятий по правоведению;

3) глубокое знание педагогом структуры и содержания всех отраслей права;

4) социальная ориентированность учебно-воспитательного процесса, его содержания, форм организации, методов на формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, направленной на развитие нравственно-правовой культуры;

5) разработка и применение рабочей программы по курсу «Правоведение» для учащихся 9,10,11-х классов;

6) отбор форм учебной деятельности с нарастающим дисбалансирующим эффектом, а также применение учебно-методического обеспечения, направлено на усиление дисбалансирующего эффекта учебной деятельности (формализованный материал, словарь терминов, дневник самообразования);

7) приобщение обучающихся к формализации знаний.

Достоверность полученных научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений и методики исследования, логической непротиворечивостью выполненных научных построений, соблюдением необходимых условий проведения опытно-экспериментальной работы, сбора и обработки массива эмпирических данных.

Теоретическая значимость выполненной работы состоит в том, что она вносит вклад в теорию нравственно-правового воспитания, в разработку концептуальных основ проектирования учебно-воспитательного процесса, в решение проблем формирования и развития программы нравственно-правового воспитания.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные теоретические положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы учителями, преподавателями учебно-воспитательных учреждений для постановки и проведения работы по нравственно-правовому воспитанию подростков и для дальнейшего исследования процесса нравственно-правового воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы были апробированы в виде двух опубликованных методических рекомендаций для преподавателей и обучающихся и внедрены в ряде учебных заведений, осуществляющих среднее и высшее профессиональное образование (г.г. Нижнекамск, Елабуга). Результаты исследования обсуждались на научных конференциях в городах Нижнекамск (1997, 1998, 1999 г. г.), Казань (1998, 1999 г. г.), Набережные Челны (2000 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка использованной литературы. В работе приведены 15 таблиц, 19 рисунков. Основное содержание отражено в 12 публикациях.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

I. Реализация цели, задач и содержания нравственно-правовой культуры требует разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс комплексной технологии развития нравственно-правового потенциала школьников, психолого-педагогическую основу которой составляет логическая последовательность дисбалансирующих форм деятельностей: нетрадиционный классный час, лекция — СРУ, образовательный проект, нетрадиционный урок.

И. Управление учебно-воспитательным процессом на перечисленных формах деятельности необходимо осуществлять с учетом синергетического деятельностного и комплексного подходов.

III. Согласно синергетических концепций частота нарушения относительного равновесия системы (педагог — обучающийся) пропорциональна частоте самоорганизации участников последней.

IV. Частота нарушения относительного равновесия системы (педагог — обучающийся) находится в прямой зависимости от объема и интенсивности, подаваемым педагогом и воспринимаемой обучающимся информацией. Чем больше объем и интенсивность подаваемой педагогом и воспринимаемой обучающимся информации, тем выше частота выхода системы из режима относительного равновесия, что в свою очередь ведет к увеличению частоты процесса самоорганизации участников этой системы. Наличие самоорганизованности — ключ к овладению всеми видами мышления, в том числе и нравственно-правовым.

V. Оптимальный дисбалансирующий эффект системы (педагог — обучающийся) достигается в логической последовательности учебных форм деятельностей: нетрадиционный классный час, лекция — СРУ, образовательный проект, нетрадиционный урок.

1. Нетрадиционный час знаний и убеждений положительно сказывается на функциональном состоянии учащихся.

2. Сочетание вербального, визуального и музыкального компонентов — критерий эффективного развития нравственно-правовой культуры. Слово, наглядность и музыка — три кита, на которых держится психологическое состояние человека, что особо важно на современном криминогенном этапе развития нашего общества.

3. Психолого-педагогическая ценность первого блока технологии заключается в том, что она способствует равноправному развитию интеллектуальной и эмоциональной сфер мышления обучающихся.

4. Традиционный классный час на интеллектуальную составляющую не оказывает существенного влияния. На эмоциональную составляющую мышления оказывает отрицательное воздействие.

5. Мотивационную основу формирования нравственно-правовой культуры обучающихся можно интенсифицировать на уроках конъюнктурного типа, объединяющих в себе элементы трех методов (беседа, лекция, самостоятельная работа).

6. Развивающую основу развития нравственно-правовой культуры обучающихся возможно приобщением их к выполнению курсовой работы.

7. Использование нетрадиционного урока в целях развития нравственно-правовой культуры обеспечивает равноправное воздействие как на эмоциональную, так и интеллектуальную составляющие мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Материалы международных конференций, симпозиумов свидетельствуют о наличии серьезных проблем в нравственно-правовой культуре человеческих кадров, что в современных пособиях методических разработках гуманитарной направленности имеет ощутимый заслон на саму человеческую личность. Забыто, что честь и достоинство не только достояние гражданина, это и богатство общества. Поэтому одним из важнейших ориентиров в организации учебно-воспитательного процесса является гуманизация образования. Решению этой проблемы в определенной степени посвящено данное исследование «Развитие нравственно-правовой культуры в условиях инновационной школы».

Цель, поставленная в данной работе, достигнута. Исследованием найдены пути повышения нравственно-правовой культуры обучаемого в учебно-воспитательном процессе. Исследование подтвердило истинность выдвигаемой нами гипотезы о том, что уровень развития нравственно-правовой культуры школьника инновационной школы повысится при реализации следующих условий:

— применение синергетического подхода к описанию педагогической системы;

— применение системно-комплексного и деятельностного похода к организации учебных занятий;

— глубокое знание педагогом структуры и содержания всех отраслей права;

— социальная ориентированность учебно-воспитательного процесса, его содержания, форм организации, методов на формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, направленной на развитие нравственно-правовой культуры;

— введение в учебные планы инновационной школы курса «Правоведение»;

— отбор форм учебной деятельности с нарастающим дисбалансирующим эффектом;

— применение учебно-методического обеспечения, направленног на усиление дисбалансирующего эффекта учебной деятельности (формализованный материал, словарь терминов, дневник самообразования);

— приобщение обучающихся к формализации знаний.

На основе теоретического и экспериментального изучения проблемы воспитания нравственно-правовой культуры в учебно-воспитательном процессе инновационной школы, получены результаты, которые свидетельствуют о новизне, теоретической и практической значимости работы.

1. Выявлена психолого-педагогическая сущность понятия «нравственно-правовая культура».

1.1. Анализ систематизации множества утверждений, существующих в педагогической и правовой литературе позволил определить понятие нравственно-правовой культуры. Нравственно-правовая культура — это созданная человеком совокупность основной части социальных норм, нацеленных на упорядочение, совершенствование общественной, личной жизнедеятельности человека и созидания человеческих взаимоотношений.

1.2. Цель воспитания нравственно-правовой культуры — формирование у школьников системы социальных отношений к: обществу, органам государственной власти, правопорядка и т. д.

1.3. Выявлены структурные компоненты нравственно-правовой культуры:

— нравственность, которая проявляется в способе регуляции человеком действий в обществе с помощью норм;

— правовая грамотность, которая проявляется в знакомстве человека с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако, знание юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Правовая грамотность имеет действенную силу, когда органически взаимодействует с нравственностным и гражданским сознанием;

— гражданская сознательность, которая проявляется в понимании школьником сущности и общественного значения правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан;

— дисциплинированность, которая проявляется в законопослушании, самоорганизованность, которая проявляется в умении человека управлять своими чувствами, вниманием, поведением.

1.4. Выявлены причины, мешающие эффективно организовать учебно-воспитательный процесс по овладению нравственно-правовыми знаниями: а) слабая постановка учебно-воспитательной работы, в то время как остро ощущается дефицит нравственно-правовой культуры, как у педагога, так и у обучающегосяб) однообразие форм организации учебно-воспитательного процессав) формализм, когда педагоги больше заботятся о показном порядке, мнимом благополучииг) дефицит учебно-методического обеспечения в области нравственно правового образования.

2. В целях устранения причин, мешающих эффективной организации учебно-воспитательного процесса выявлены основополагающие теоретические подходы к проблеме развития нравственно-правовой культуры школьника.

2.1 Синергетический подход к описанию педагогической технологии. С позиции синергетики педагогическая технология рассматривается как взаимодействие двух относительно равновесных систем. Под воздействием информации педагога относительное равновесие системы педагог — обучающийся, нарушается. В результате, вследствие самоорганизации складывается новая упорядоченность в функционировании неравновесной системы.

3. Выявлены психолого-педагогические условия, интенсифицирующие усвоение и применение правовых норм:

— глубокое знание педагогом структуры и содержания всех отраслей права;

— наличие рабочей программы для изучения правоведения в 9-х, 10-х и 11-х классах инновационной школы;

— приобщение обучающихся к формализации знаний, которая позволяет преобразовать информацию в компактную, обозримую, удобно читаемую, а следовательно и быстро усваиваемую;

— формирование мотивационной установки на усвоение норм нравственности и права;

— отбор форм деятельности с нарастающим дисбалансирующим эффектом.

4. Выявлены принципы построения конъюнктурно развивающей технологии развития нравственно-правовой культуры с опорой на концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, М. И. Махмутова: а) мотивацииб) проблемностив) свертывания и переноса информацииг) дисбалансад) конъюнктурности.

5. С позиции разумного дисбаланса выявлена система форм учебной деятельности, обеспечивающая эффективное воздействие на развитие нравственно-правовой культуры школьника. Система форм деятельностей включает: классный час — беседа, лекция, самостоятельная работа — образовательный проектнетрадиционный урок.

6. На основе анализа, обобщения философской, юридической, психологической, педагогической литературы сформулирован ряд методических рекомендаций по развитию нравственно-правовой культуры школьника:

1.) Познавательные процессы (анализ, планирование, рефлексия), которые развиваются в ходе развивающего обучения находятся в диалектическом единстве с процессами воспитания, самовоспитания, обучения, самообучения.

2.) Развитие познавательных процессов исходит из достигнутого уровня. Поэтому развитие нравственно-правовой культуры необходимо начинать с достигнутого уровня.

3.) Развитие нравственно-правовой культуры предполагает специальные средства — развивающие задания.

4.) Однако задания сами по себе не обеспечат развитие нравственно-правовой культуры. Необходима деятельностная отработка действий по развитию последней.

5.)Деятельностная отработка действий по развитию нравственно-правовой культуры предполагают выявление дисбалансирующих социально-ориентированных форм учебной деятельности.

6.) Социальная ориентация учебно-воспитательного процесса предполагает:

— повышение ответственности обучающихся за саморазвитие, самовоспитание;

— создание нового типа развивающей учебно-воспитательной среды за счет разумного чередования форм деятельностей методов обучения и воспитания.

7.) Развитие социально-ориентированных качеств личности школьника достигается благодаря повышению частоты взаимодействия подсистем: педагогобучающийся. Согласно закона взаимодействия — взаимодействие всегда вызывает качественно новую результирующую силу. Это обусловлено повышением частоты и объема обратной связи, объема информации.

8.) Результативность взаимодействия системы педагог — обучающийся повышается в технологии разработанной с учетом вышеперечисленных принципов.

7. Установлены критерии оценки и самооценки нравственно-правовой культуры: а) успеваемостьб) качество знаний (%) — в) чувство симпатии к окружению (балл) — г) интерес к познанию правоведения (балл) — д) умение спокойно принимать свои неудачи (балл) — е) уверенность в себе (балл) — ж) умение организовать самого себя в учебной деятельности (балл).

8. Разработана и экспериментально проверена педагогическая технология развития нравственно-правовой культуры школьника. Технология включает четыре блока: а) блок мотивацииб) теоретический блокв) блок закрепления знанийг) блок применения знаний.

8.1. Цель первого блока технологии:

— формирование установки на познание самого себя;

— повышение ответственности за саморазвитие.

8.2. Цель второго блока технологии:

— формирование у обучающихся ценностного отношения к себе и человечеству.

8.3. Цель третьего блока:

— развитие навыков содержательного обобщения (активизация интеллектуальной составляющей мышления).

8.4. Цель четвертого блока:

— формирование потребности в самоизменении (активизация интеллектуальной и эмоциональной составляющих мышления).

9. Получены конкретные результаты внедрения технологии развития нравственно-правовой культуры школьника. Исходный уровень критериев нравственно-правовой культуры в экспериментальной и контрольной группах соответственно составлял:

— успеваемость (%) — 88,4 и 100%;

— качество знаний (%) — 3,8 и 28;

— чувство симпатии к окружению (балл) — 2,8 и 3,9;

— интерес и активность к познанию нравственных и правовых норм (балл) -2,8 и 3.8;

— умение спокойно принимать свои неудачи (балл) — 2,2 и 3.1;

— уверенность в себе (балл) — 1,4 и 3.2;

— умение организовать самого себя к учебной деятельности (балл) 4,0 и 10.

Доверительное различие между полученными показателями определялось методом критического отношения и критерием х2.

Реализация первого блока технологии обеспечила формирование мотивации. Реализация второго блока обеспечила формирование знаний, умений, навыков по нравственно-правовой культуре. Реализация третьего блока обеспечила активизацию интеллектуальной составляющей мышления, которая была определена с помощью методики ШТУР. Результаты замеры интеллектуальной составляющей (средний % правильно выполненных заданий) в экспериментальной и контрольной группах соответственно составляли:

— Наиболее успешные — 80,2 и 98,9.

— Близкие к успешным — 78,1 и 88,2.

— Средние по успешности — 64,6 и 78,8.

— Малоуспешные — 45,3 и 70.8.

— Наименее успешные — 27,3 и 59,8.

Интеллектуальный «всплеск» объясняется следующим:

— первый блок технологии способствовал развитию мотивации к познанию нравственно-правовой культуры;

— реализация второго блока технологии обеспечила определенный фундамент содержания образования (знания, умения, навыки);

— согласно концепции интеллектуальных способностей (Дж. Гильфорд, Дж. Рензули и др.) наличие мотивации и содержания образования — основа для интеллектуальной деятельности.

За счет многократного приобщения обучающихся к действиям — анализ, синтез, обобщение и осуществлялось наращивание их интеллектуального духовно-нравственного потенциала. Реализация четвертого блока технологии обеспечила как интеллектуальный, так и эмоциональной составляющей (средний % правильно выполненных заданий) в экспериментальной и контрольной группах соответственно составила:

— наиболее успешные — 97.4 и 99.4;

— близкие к успешным — 82,4 и 88,1;

— средние по успешности — 71,6 и 78, 3;

— малоуспешные — 53,3 и 74,9;

— наименее успешные — 35,8 и 59,3.

— Активизация эмоциональной составляющей (балл) соответственно в контрольной и экспериментальной группах составляла:

— уверенность в себе — 15 и 11;

— активность — 14 и 12;

— чувство симпатии к окружению — 13 и 10;

— желание работать — 15 и 9;

— удовлетворенность прошедшим этапом учебной работы — 15 и 11.

Равноправная активизация интеллектуальной и эмоциональной составляющих мышления на четвертом блоке обеспечилась за счет наращивания ранее сформировавшегося интеллектуального духовно-нравственного потенциала новой порцией заряда, обусловленного свободно развивающей средой и созданием действенных учебных и научно-методических условий: участие в имитационной игре с элементами научно-практической конференции.

Действительность интенсифицирующих «добавок» на каждом блоке технологии выразилось в относительном приближении критериев нравственно-правовой культуры экспериментальной группы к контрольной:

— успеваемость (%) — 100 и 100;

— качество знаний (%) — 18 и 45;

— чувство симпатии к окружению (балл) — 4,1 и 3,7;

— интерес к правоведению (балл) — 4.1 и 3,6;

— умение спокойно принимать свои неудачи (балл) — 4,6 и 3,8;

— уверенность в себе (балл) — 4,3 и 3,6;

— умение организовать самого себя к учебной деятельности (балл) — 8 и 11.

10. Теоретически разработанная и практически реализованная технология развития нравственно-правовой культуры результативна. Результативность технологии обеспечена благодаря реализации педагогом синергетического, деятель-ностного и комплексного подходов к организации целостного социально-ориентированного учебно-воспитательного процесса в школе инновационного типа.

Синергетический подход обеспечил повышение частоты неравновесности системы педагог — обучающийся, что способствовало повышению частоты организации индивидуумом самого себя. В последовательно усложняющейся учебной деятельности, предусматривающей разумное объединение элементов разнообразных методов и приемов обучения.

Движущую силу технологии составил дисбаланс системы педагог — обучающийся. Дисбаланс системы от блока к блоку возрастал, повышая организованность участников учебно-воспитательного процесса, которая выразилась в совершенствовании результатов последней и в самосовершенствовании, самоизменении первых.

11.

Введение

в технологию организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы учащихся школ инновационного типа синергетического блока обеспечивает ориентир в развитии как интеллектуальной, так и эмоционально-волевой сфер нравственно-правовой культуры.

12. Реализация выдвигаемой идеи требует введение в содержание учебных планов инновационных школ дисциплины: «Теоретические основы синергетики».

13. Завершая наше исследование в беспредельно интересной и актуальной области человеческого познания, выражаем веру и надежду в то, что практическая реализация нравственно — правовых норм — действенный стимул противостояния процветающей безнравственности.

14. В перспективе — разработка системы семейного воспитания на базе элементов нравственноправовой культуры, обеспечивающая улучшение семейной среды и воспитания личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Ф. Социальная психология. Программа курса — Екатеринбург, 1996. — 26с.
  2. Я. и др. Методология и методика педагогического исследования. -М., 1989.-60с.
  3. С.Ю. Жить и активно участвовать в современном мире. /Педагогика. 1990, № 4. С.64−65.
  4. С.С. Совершенствование самоорганизации участников учебно-воспитательного процесса в условиях непрерывного образования. Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1996. — 28 с.
  5. С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения. /1993. № 5, С.49−52.
  6. С.С. Синергетический подход к развитию эмоциональной сферы мышления выпускников технического ВУЗа. / Тезисы докл. научно-методической конференции. Казань, 1999. С. 12−13.
  7. Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -М.: Педагогика, 1991.- 279с.
  8. Т.М. Социально-культурная дифференциация молодежи и проблемы становления субъекта социального обновления: Дис. канд. фи-лос.наук /МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994. — 223 с.
  9. В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников: Автореф. дис канд.пед.наук.-М. 1972. 21с.
  10. Ю.Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., Наука. 1979. — 230с.
  11. Л.И. К психологии личности как развивающей системы. / Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 184с.
  12. П.Я. Основы теории самовоспитания. Автореферат дис.докт.пед.наук. Л., 1964. — 39 с.
  13. З.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
  14. А.Г. Психология личности. М., Изд-во Моск. Гос. Унив-та, 1990. -367 с.
  15. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1990. — 62 с.
  16. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. — 607с.
  17. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Просвещение, 1981. — С. 10−15.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований, 1982. 150с.
  19. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.-е. 17.
  20. В.И. Слагаемые педагогической технологии. М., 1991 г.
  21. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. /Учебное пособие для инженерно педагогических институтов и индустриально — педагогических техникумов. Екатеринбург. Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344с.
  22. К.Г. Социалистическое правосознание (диалектика формирования и развития). Ярославль, 1979. с. 63−64.
  23. Е.В. Формирование методологической культуры учителя. /Педагогика, № 4, 1996 г.
  24. А.В. Социально педагогические основы формирования гражданственной ответственности учащейся молодежи.: Автореф. дис.докт.пед.наук, Екатеринбург, 1997.-47с.
  25. Бестужев Лада И. В. Педагогический потенциал культурологии: контуры будущего. /Народное образование. 1996, № 6
  26. .П. Структура процесса воспитания./ Методологический аспект. Каунас: Илвилса. 1984. 190 с.
  27. Благонадежина J1.B. Психологические вопросы организации учебной деятельности школьников. М., 1969. — С.50.
  28. Д.Б. Творческая работа просто устойчивое словосочетание. /Педагогика. 1998. № 3, С.36−42.
  29. Е.И. Механизмы умственной деятельности. /Педагогика. М., 1976. -247с.
  30. О.С., Катаева Л. И., Шамшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979.-130 с.
  31. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. Минск, 1988. -243с.
  32. Л.И., Славина Л. С. психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96с.
  33. В.Г. взаимодействие школы и социальной среды./ Советская педагогика. 1982. № 10, С. 18−26.
  34. А.А., Новикова Л. И. и др. Концепции воспитания учащейся молодежи. /Педагогика. 1992 № 3−4,с.11−19- Нар. образование, 1991, № 12, С.86−92.
  35. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М., 1979.-С.71
  36. P.M., Шеслер А. В. Криминогенные городские территориальные подростково-молодежные группировки. Казань. 1994. 158с.
  37. А.Б. Теория государства и права. М.: Юрист, 1996. — 152с.
  38. П.Г. Очерки по теории права. М.: 1995. С. 26.
  39. В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978. -358с.
  40. И. Теорема личности. М., 1988.- 107с.
  41. Л.А., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО, 1997.-36 с.
  42. Вопросы воспитания: системный подход./ Под. ред. Л.И. Новиковой/, М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  43. .З. Семь парадоксов воспитания.- М., Новая школа, 1994. 79с.
  44. Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте. /Собр. соч., М., 1984, Т. 4., — С.6−40- С.376−386.
  45. К.В., Казимирская И. И. Нравственно эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988.-148 с.
  46. П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.: Издательство Моск. Унив.-та, 1965. — 185с.
  47. Гегель. Работы разных лет. М., 1973. — С. 37.
  48. Гегель Соч. Т.1, М., 1929. — С.234.
  49. К.А. О человеке. М., 1938. -С. 63
  50. В.А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека./ Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. I., 1991.- С.47−55.
  51. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогики. / Педагогика. 1998. № 5, С.42−47.
  52. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940, Т.1, -С. 133.
  53. В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С.ЗЗЗ.
  54. Д., Стендли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.-93 с.
  55. В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода. /Государство и право. № 9, 1998. С. 116.
  56. Л.Л. Разумный глаз. Пер. С англ. М.: Мир, 1972 г.- с. 89
  57. П. Гуманитаризация проблемы без перспективы. / Вестник высшей школы, № 7, 1998. С.30−32.
  58. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА, 1990. — 185с.
  59. Гуманистическая воспитательная система: опыт и проблемы моделирования. Тверь, 1997. — 50с.
  60. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М., 1988. 156с.
  61. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности // Тез. доклад -Уфа-Москва. 1990.- 171с.
  62. И. Н. Нравственное содержание духовности: Дисс. канд. филос. наук.- М., 1996.- 211с.
  63. И. А. Самовоспитание личности. М., 1984.- 192с.
  64. В. Г. Вопросы нравственной ориентации студенческой молодежи. Автореф. дисс. канд. философ, наук, — М., 1973. 15с.
  65. И. Ю. Педагогические условия социально-нравственной ориентации учащихся старших классов: Дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1996. -187с.
  66. В. Правовая культура УК РФ // Российская юстиция 1998, № 6. -с. 18.
  67. И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение № 3. 1998. С.12−16.
  68. И.А. Основные задачи правосудия в России // Родина моя. Смоленск, 1995. — 165с.
  69. И.А. О русской культуре // Соч.: В 10 т., Т.6, кн.11- М.
  70. И.А. Порядок или беспорядок? М., 1917. — С.24.
  71. Р. Борьба за право. М., 1901. -С. 16.
  72. П. А. Коррупция и взяточничество в России // Нижнекамск, «Гузель», 1995. 172с.
  73. Кобанова Меллер Б. Н. Психология формирования знаний и умений у школьников. — М.: Педагогика, 1962.- 87с.
  74. Р.А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений 21 в. // Государство и право. 1998, № 7 — С.109−121.
  75. Н.И. Логический словарь. М.: 1971. С. 18.
  76. И.И. Метафизика нравов в 2-х частях // Соч. в шести томах. Т.4, М., 1965.-С.376.
  77. Н.М. История государства Российского. Т.1., — М., 1988. -С. 141
  78. М.С. О духовном. // Вопросы философии. 1985, № 9 — С.91−102.
  79. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат. 1974. — 328с.
  80. Н.Ф. Педагогический процесс // Избр.пед.соч. М., 1982. — с. 163 232.
  81. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1993. — 80с.
  82. Ю.Я. Методика психодиагностики в спорте // Педагогика, 1993, № 5.- С.49−52.
  83. А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.-135с.
  84. Я.Л. Воспитывай себя. М., 1981.-105с.
  85. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.-151с.
  86. .И. Обучение процесс творческий: из опыта работы. — М., 1980.-201с.
  87. С.А. Общая теория государства и права.: учебник. М.: ЮРАЙТ, 1997.-416с.
  88. Я.А. В 2т. М., 1982, Т.1.- С. 384.
  89. В.В. Самореализация подростка в общественном объединении. М., 1996.- 122с.
  90. А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998, № 5 — С.93−98.
  91. А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1974.-С.77.
  92. Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.- ИФ РАН, 1995. — 223с.
  93. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Н. Пригожиным // Вопросы философии, 1992.- № 12. С.2−20.
  94. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  95. В.В. Методология педагогических исследований: Уч. пособие для курсов повышения квалификации научно- педагогических кадров.- Самар. пед. университет. Самара, 1994. — 162с.
  96. В.А. Права человека и гражданина // Вопр. жизни. 1905, № 1.- с. 121.
  97. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. -156с.
  98. B.C., Морозова B.C. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического вуза // Советская педагогика, № 5,1983. С. 93−96.
  99. А. Г. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростков: Дисс.. канд. пед. наук.- Ярославль, 1997. 357с.
  100. Крутецкий В, А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.C.172.
  101. А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1996.-179с.
  102. В.В. Малый толковый словарь русского языка. М., 1990. -704с.
  103. А.В. К вопросу о дискуссии в педагогике // О воспитании и образовании. М., 1976. — С. 192−199.
  104. Ю.Л. О некоторых вопросах психологии труда учителя // О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. М., 1969.-С.30.
  105. Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. — С.86.
  106. К. Капитал. Т. З, Кн.З. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.25.4.2. С.356−357.
  107. К. К критике гегелевской философии права //Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., T.l. С. 285.
  108. И.Н. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков: Дисс. канд. пед. наук М. 1996.-138с.
  109. Ю.С. Предметно эстетическая среда ученического коллектива и ее влияние на личность старшеклассников: Дис.канд. пед.наук. М., 1985.-274с.
  110. В.В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей : Дис. канд. пед. наук. Минск 1993.-202с.
  111. А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 — 113с.
  112. В. Человек. Мораль. Воспитание. М.: Прогресс. 1975. — 63с.
  113. А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.- 202с.
  114. А.Л. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991, № 1. -С. 19.
  115. М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 63с.
  116. А.В., Рожин Н. В. Обсуждаются проблемы нравственноговоспитания // Вестник высшей школы, № 10, 1985. С.67−70.
  117. Г. В., Масленникова В. Ш. и др. Социально -педагогическая работа, как вторая профессия инженерно- педагогических кадров. ССУЗ. Казань. ИСПО РАО, 1998. — 180c.-ISB № 5 89 917−004−2.
  118. П. Культура народа и культура личности. СПб., 1912. — 280с.
  119. П. Социальная педагогика.- С. Пб., 1911. 360с.
  120. А. В. Деятельностный аспект формирования творческой личности // Тез. докл. Уфа- Москва — 1990. -С.54−55.
  121. B.C. Философия права. М., 1997. — 9с.
  122. З.Г. Воспитание гуманизма у школьников. Казань, 1998.
  123. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989) // НИИ проф. тех. педагогики. Казань, 1990.
  124. З.Г. Социалистический гуманизм: педагогика и школа. Казань. Таткнигоиздат, 1988. — 271 с.
  125. З.Г., Хазиахметов А. Н. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике. Учебн. пособие для пед. Вузов. / Под ред. З. Г. Нигматова, 1996.- 182с.
  126. З.Г. Традиции семейного воспитания (Методические рекомендации в помощь учителям и родителям). Сост. З.Г. Нигматов- Пед. Общество РСФСР. Тат.отд. Тат. институт учителей. Казань, 1984. 52с.
  127. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы // Автореф. докторская диссертация, 1990. 19с.
  128. З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Дис. канд.пед.наук /КГПУ, Казань, 1980.-229с.
  129. А.Ф. Что такое правовая культура? Кн. для учащихся старш. классов. М, Просвещение, 1988. — 112с.
  130. А.Ф. Право и политика. Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 1997. — 191с.
  131. Николаева J1.A. Учись быть читателем. 1978. 157с.
  132. Н.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность: Дис. канд. пед. наук, СПб, 1992. — 177с.
  133. П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая.- М., 1904. 55с.
  134. Новгородцев П. И, Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии. М., 1901. -217с.
  135. Е.К. Психология правомерного поведения. Алма-Ата, 1984. -348с.
  136. С.И. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., М., 1995.-С.166.
  137. Ю.М. Восхождение личности. М., Просвещение, 1991. — 287с.
  138. Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки к вопросу о позитивизме в праве. Ярославль, 1902. 6с.
  139. А.В. Быть личностью. М., Педагогика, 1990. — 629с.
  140. И.П. Педагогика. М., Просвещение, 1996. — 629с.
  141. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика, № 1994. 13−18с.
  142. В.Д. Социальные нормы, философские основания общей теории. -М., 1985.-240с.
  143. А., Манакан А. Практика социальной работы (перевод с английского), М., 1993−223с.
  144. К.К. Структура и развитие личности. М., Наука, 1986. — 254с.
  145. Педагогическая энциклопедия /Под ред. А. Калашникова/, М., «Работник просвещения», 1927. -Т.1. — 1158с.
  146. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических Вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого/, М., Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
  147. Происхождение духовности /П.В.Симонов, М. Ершов, Ю. П. Вяземский, -М., Наука, 1989.-350с.
  148. О.Н. Культурные ценности региона средство формирования гражданской позиции личности. Дис. канд.пед.наук., — М., 1995. — 146с.
  149. А.О. Психология самоуправления. Казань, 1997. 93с.
  150. А.О. Методика диагностики психических состояний личности. Казань, 1997. 85с.
  151. А.О. Неравновестные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // вопросы психологии. 1996., № 4, 32−44с.
  152. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского, М., Педагогика, 1987.-238с.
  153. А.А. Философия: курс лекций. М., Владос, 1995 — 304с.
  154. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии, 1992, № 5. с.12−13.
  155. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М, 1996.-525с.
  156. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Дис. канд.пед.наук. Ярославль, 1994. — 186с.
  157. Российская педагогическая энциклопедия./ Гл.ред. В. В. Давыдов., М., Большая русская энциклопедия, 1993. Т.1., — А- М. — 606с.
  158. Л.И. Самовоспитание личности, М., 1984.-209с.
  159. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // вопросы философии. М., 1995, № 8, С.63−72.
  160. С.Л. Принципы и пути развития психологии, М., Издательство АН СССР, 1959. — 354с.
  161. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности// Педагогика № 3, 1998. С.24−29.
  162. В.П. Правовая культура// Актуальные проблемы теории и практики /Под ред. К. Б. Толкачева и А. Г. Хабибуллина. Уфа, 1995 С.150−151.
  163. В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. -СПб. 1998,-lOc.
  164. В.П. Социалистическая правовая культура: Методологические проблемы. Саратов, 1989.-15с.
  165. В.Н. Весы Фемиды и Суд совести. М., 1982.-50с.
  166. В.Д. Педагогическое управление взаимодействием школьного коллектива с социальной средой. Дис. док.пед.наук., М., 1987. 439с.
  167. В.Д. Народная педагогика как вид духовной культуры общества // Духовное производство и народная культура. Сб. научных трудов, Свердловск, 1988. 130с.
  168. A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс. Авторефереат. дис. канд.пед.наук., М., 1991. — 171с.
  169. Л.Ю. Правовая культура// Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н. И. Магузова и А. В. Малько, Саратов, 1995. 473с.
  170. Л.Ю. Теория и практика формирования социально-устойчивой личности учащихся. Автореферат дис. док.пед.наук, Казань, 1993. 19с.
  171. Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. Казань, КГПУ, 1992.
  172. В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. М., 1992. — 86с.
  173. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., Наука, 1984.- 161с.
  174. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Уч. пособие / Самарский пед. институт, Самара, 1991. 243с.
  175. Н.Д. Социально-педагогические основы гуманизации воспитания младших школьников. Дис. док.пед.наук, М., 1993. — 368с.
  176. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т., М., Тула, 1993.
  177. В.А. Рождение гражданина // Избранные пед.соч. В 2-х т. М., 1979. — Т. 1. -С.276 — 339.
  178. В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания // Народное образование, 1961, № 10, С. 56.
  179. К.И. Наследство, врученное правнукам // Учительская газета. 1962, 7 июня.
  180. B.C. Оправдание добра. Изд-во, 2-е доп. и испр. М., 1989. -465с.
  181. Э.Ю., И.Кант взаимодополнительность морали и права, — М., 1992.- 189с.
  182. А.Е., Эфендиева А. Г. Опыт разработки монографического исследования нравственной воспитанности студентов // Советская педагогика, № 9, 1981. С.92−98.
  183. Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов /АПН СССР, М., 1991. — 182с.
  184. Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения (базисная концепция воспитательного процесса в школе).-Казань, 1998.- 135с.
  185. Н.А. Право, М., 1997. — 283с.
  186. Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В. Лазарева, М., Новый юрист, 1997. -432с.
  187. Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко., М., Зерцало, Теис, 1996. 465с.
  188. О.В. Пути и условия формирования культуры использования свободного времени подростков: Дис. канд.пед.наук, Орел, 1992 -166с.
  189. Х.А. Теория и практика прав человека.
  190. Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педа гогика № 6, 1997. С.59−66.
  191. Е.Н. Общая теория права. Иркутск, 1991, С. 17.
  192. Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930. -25с.
  193. В.А. Теория права и государства в определениях и схемах. Учебное пособие. Н. Новгород, Нижегородский институт МВД РФ, 1996.- 148с.
  194. К.Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр.соч. в 11 т., М., АПН, 1948 — Т.2 — С.426−439.
  195. К.Д. Собрание сочинений. Т.2., С. 430.
  196. Философский словарь, М., 1987. — 534.
  197. Э. Иметь или быть? / Перевод с английского, М., Прогресс, 1986. — 240с.
  198. Формирование личности старшеклассников / Под ред. И. В. Дубровиной., М., 1989.-215с.
  199. Я.И. Из истории педагогической мысли. Казань, Таткнигоиз-дат, 1967.-232с.
  200. Я.И. Народная педагогика. Педагогическая энциклопедия. Т. З, -М., 1966.
  201. Я.И. Педагог -гуманист // Сов. педагогика, 1998, № 7, С.7−9.
  202. Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. Казань, Тат-Заря, 1996. — 138с.
  203. JI.A. Педагогический потенциал национальной культуры. Казань, Тат-Заря, 1996. — 138с.
  204. Г. Синергетика. М., 1980.- 302с.
  205. X. Мотивация и деятельность. М., 1988.-199с.
  206. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.-107 с.
  207. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие 3-е изд., перераб. и до-полн. — М., Юрист, 1997. — 512с.
  208. В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора Стрекозова, М., 1995. -384с.
  209. А.Н. Диалектика соотношения социализации и индивидуализации личности школьника в педагогической теории и практике. Дис. док.пед.наук /КГПУ Казань, 1977.-58с.
  210. A.M. Вопросы философии. М., 1904. — 356с.
  211. A.M. Правовая культура. Проблемы социологического анализа // Правоведение, 1997, № 4, С. 169.
  212. Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.
  213. B.C. Народная культура как социальное явление. Свердовск, 1984.-77с.
  214. О.И. Нравственно-гуманистические ориентиры правовой политики государства // Правоведение, 1997, № 4, С. 161.
  215. А. Культура и этика. М., 1973. — 30с.
  216. В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994. — 319с.
  217. М.И. Изучение нравственности школьников. М., 1982.-147с.
  218. X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с немецкого, 1986.-С.71.
  219. Н.В. К вопросу о развитии теории нравственного воспитания И Советская педагогика, № 5, 1983. С.87−89.
  220. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Автореферат, дис. док.пед.наук. М., 1997. — 36с.
  221. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. -77с.
  222. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986 г.
  223. Bell Р.А., Risher J.D., Loonis R.J. Environmental psychology Philadelphia, 1978.
  224. Bllom B.S. et al Texonomy of education objectives. Hand book Gognitive Do main.- N-Y.: DAVID MCKAY and K. 1975.
  225. British journal of special education. London. — № 1 — 1989.
  226. Callagham G. Locality and Localism // Youth and Policy, December 1992. № 39. — P. 23−33.
  227. Cannar R. Recherche, en education et en socialization de en fant Paris, 1983.
  228. Charmion C. Les Sciences humaines et la pedagogic Paris, 1974.
  229. Carter P. Yeffas A., Smith M. Social Working. Macmillan, 1995.
  230. Children Today. 1993−1994. Vol. rr № 4.
  231. Colemamy. Young people in the 1990. S L., 1992
  232. DanzigerK. Socialization London, 1973.
  233. Das Argument 80. Zeittschrift fur Philosophie und Sozialwissenschaft — Berlin, 1973.
  234. Davies B. You and the Condition of Britain. I mages of adolescent Conflict. -L., 1990.
  235. De BONO E. Six thinning hats. Boston Brown. Co. 1985.
  236. Dewey J. How we think. Boston: D.C. Heath., 1910.
  237. Dictionary of education / сотр. By C. Cood. New York, 1973.
  238. Drugs in the Chicago school system. Was Hilton, 1985.
  239. Environment 1989 -№ 1,2, 10.253. Esquire, 1987 Dec.
  240. Family Policy Studies Center L., 1990, № 3
  241. Hancoch B. School Social work. New Cersy, 1982.
  242. Hands wirtschaftlich Familie Bildung. — Frankfurt / M., 1970
  243. Havig hurst R. Society and elucanion. Boston, 1979.
  244. Inside British Society/ Ed, by G. Caurer., 1987.
  245. Intentional Annual on educational technology. -London, 1978−79.
  246. Ittelson W.H., Proshansky N.M., Rivlian L.G. An Introduction to Environmental psychology new York, 1974
  247. Madigan S., Rous M. Picture memory and visual generation processes // The American journal of Psychology. 1971. — Vol. 87- p. 151−158.
  248. Maslow A. The Fiches of Unman Nattier. Hermond Worth: Penguin, 1976. -406p.
  249. Maslow A. Motivation and Personality. N.V., 1954
  250. Ankinson T.W., Feather. N.T. A theory obi achievement motivation., N.V.1966.
  251. Yones G. Wallace C. Youth, family and citizen ship. U. 1992.
  252. Popper R. R, Eccles J.C. The seif and its brain. N 4, Springier, 1977.
  253. Oxford Review Education. V. 16, N 3. — 1990.
  254. Social Trends. 1995. Nes-P. 160.
  255. The Education Digest. 1994. — Jan.
  256. White G. Socialization. L., 1991.
  257. Willis P. Common Culture. Open Univ. Press., 1990.
  258. Young People in the Socialization. MMSC L., 1991.
  259. Youth Feat, 96 LTP. Oct., 1996.
  260. Научно-методические труды автора.
  261. Педагогика. Учебное пособие. Казань 1999. 40 с. (в coaBiv)
  262. Правоведение: Учебно-методические материалы по управлению самостоятельной работы учащихся (в схемах и определениях). Казань: Изд-во КГТУ. 1998 -30 с.
  263. Дифференциация условие развивающего обучения. //Сб. трудов научно-практической конференции. — Нижнекамск, 1998. — 3 с. (в соавт.)
  264. Правоведение: программа и методические указания Казань, 1998. — 13 с.
  265. Условие совершенствования преподавания общеобразовательных дисциплин. //Сб. трудов научно-практической конференции. Казань: Изд-во КГТУ, 1999. — 1 с.
  266. Проблема гуманизации образования в техническом вузе //Актуальные проблемы непрерывного образования: Тезисы докладов региональной научно-методической конференции. Казань: Изд-во КГТУ 1999. 1 с.
  267. Психолого-педагогические средства защиты прав потребителей. //Актуальные проблемы юридических наук: Сб. научных трудов. Выпуск 2 Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ 1998. — 5 с.
  268. Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей. //Социально-экономические процессы. Республика Татарстан: Сб. научных трудов. Нижнекамск: НМИ. Изд-во Чишмэ, 1998. 33 с. (в соавт.)
  269. Опорные плакаты ключ к усвоению правоведения. //Сб. трудов научно-практической конференции. — Нижнекамск, 1997.
  270. Проблема совершенствования трудового права России. //Вестник научных трудов Нижнекамского филиала МГЭИ. Выпуск 1. Часть 1 Нижнекамск: НКФ МГЭИ 1999 -2 с.
  271. Повышение нравственно-правового потенциала в условиях инновационной школы. //Проблемы нравственно-правовой культуры: материалы научно-практической конференции. Казань: Изд-во КГТУ, 1999 — 1 с.
  272. Психологический аспект подготовки преподавателя вуза технического профиля. // Молодежь науке будующего: Тезисы и доклады международной молодежной научной конференции. Наб. Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2000 — 1 с. (в соавт.)
  273. Межпредметный словарь терминов.
  274. Абстракция (ласт) один из основных процессов умственной деятельности человека, поовстяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные с&ойсгва, стороны или состояния предмета
  275. Адаптация (лат) приспособление к окружающим условиям.
  276. Активность всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром
  277. Ассоциация (лат) связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.
  278. Воля способность человека действовать в направлении сознапселы поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
  279. Гражданство политическая и правовая принзджжностьща конкретному гтюударству.
  280. Дееспособность гражданина способность своими действиями приобретет, и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности. и исполнять их.
  281. Деятельность активность субъекта, направленная на изменение мира, ъ- производство или порождение материальной и духовной культуры
  282. Дидактика область педагогики, иссяеяукхцая закономерности процесс-обучения.
  283. Закон в широком смысле слова вое нормативно-правовые акты в цепом, вое установленные государством общеобязательные правила
  284. Зона ближайшего развития расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенке"! самостоятельно и под руководством взрослого (Л. С. Выготский).
  285. Pfarennacr (латЛ система всех познавательных способностей индивида ощущение- восприятие, память, представление- мышление, воображении
  286. РЬгериоризация (внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (П Жане- Ж. Пиаже и др.).
  287. Интеграция восстановление, объединение в одно цегае, упорядочение, структурирование ранее разъединенных явлении, частей какого-либо целэго.
  288. Информация -знаковая система (текстучебника, речь педагога, программа для ЭВМ).
  289. Иж юрццическое средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права
  290. Кодекс единый законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношении.
  291. Медитация (размышление) интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних.
  292. Мотив (лат) побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
  293. Научение процесс и результат приобретения индивидуального опыта
  294. Нормативный акт официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом- устанавливает, изменяет или отменяет нормы права
  295. Нравственность способ регуляции действии человека в обществе с помощью норм.
  296. Обучение процесс взаимодействия педагога и обучающихся, в ходе которого осуществляются образование, воспитание, развитие.
  297. Образование процесс и результат овладения обучающимся системой знании, познавательных умении и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных качеств, развития его творческих сил и способностей.
  298. Организация упорядоченность системы, вызванная внешними по отношению к ней факторами или причинами
  299. Ориентировочная основа действии система представлении человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия (ПЯ Гальперин).
  300. Отерация способ выполнения действия.
  301. ГЬдзгогика наука о воспитании.
  302. ГЬдзгогичесдсий процесс целостный процесс осуществления воспитания личности
  303. Педагогическая техноающя алгоритмизированный процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
  304. Педагогическое правит нормативное требование к деятельности педагога или обучающихся.
  305. Г^эеподавзЕше деятельность тех, кто обучает.
  306. Педагогический принцип нормативное положение, базирующееся на познанной педагогической закономерности, характеризующая наиболее острую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем).
  307. Пареное влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием.
  308. Правоспособность признаваемая государством способность был" носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
  309. Цзеступгкние по угаданному кодексу РФ виновно совершенное общественно опасное деяние- запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.
  310. Цзием элемент метода обучения (фрагмент деятельности).
  311. ГЪихрлэшя наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
  312. Развитие спонтанное изменение сложности, упорядоченности, организации каких — либо систем, функционирующих в усгювиях взаимодействия с внешней средой. (ВМ Бойко).
  313. Релаксация (уменьшение напряжения, ослабление) состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после аильных переживаний или физических усилий.
  314. Самореализация полное живое и бескорыстное переживание жизни сполным софедоточдаием и погружением в нее, т. е. переживание без подростковой застенчивости.
  315. Синергетика наука о сомоорганизации.
  316. Способность индивидуально психологические особенности личности, являющиеся усювием успешного выполнения той или иной деятельности.
  317. Учение деятельность тех, кто обучается.
  318. Юриспруденция правоведение, совокупность юридических наук, а также практическая деятельность юриста. так и формы рассмотренк^споров в суде, работу законодательных органов и т. п.
  319. Правовая культура складывается сингргетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.
  320. Сочетание знания правовых принципов и конформистских убеждений — мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере.
  321. Отрывок из журнала «Правоведение» 1998 г. № 7
Заполнить форму текущей работой