Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа: На материале гуманитарных дисциплин
Материалы международных конференций, симпозиумов свидетельствуют о наличии серьезных проблем в нравственно-правовой культуре человеческих кадров, что в современных пособиях методических разработках гуманитарной направленности имеет ощутимый заслон на саму человеческую личность. Забыто, что честь и достоинство не только достояние гражданина, это и богатство общества. Поэтому одним из важнейших… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы развития нравственно-правовой культуры в условиях инновационной школы
- 1. 1. Нравственно-правовая культура в исторической эволюции
- 1. 2. Основополагающие теоретические предпосылки разработки технологии развития нравственно-правовой культуры школьника
- 1. 3. Методические рекомендации по развитию нравственно-правовой культуры школьника в условиях инновационнои школы
- 1. 4. Критерии нравственно-правовой культуры школьника
- Выводы по первой главе
- * ¦
- ГЛАВА II. Психолого-педагогические технологии развития нравственно-правовой культуры в условиях инновационной школы
- 2. 1. Педагогические условия, интенсифицирующие усвоение и применение правовых средств защиты прав потребителей
- 2. 2. Разработка педагогической технологии развития нравственно* правовой культуры школьника
- 2. 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по изучению и развитию уровня нравственно-правовой культуры школьника
- Выводы по второй главе
Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа: На материале гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-экономические дифференциации общества, криминагенный характер социальных отношений, деформация правового сознания усугубили проблему нравственно-правовой культуры. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, 44% опрошенных обеспокоены ростом преступности, тенденция роста преступности несовершеннолетних ежегодно составляет 10 -14% (Р. Рывкина).
Если сравнить 80-е и 90-е годы, то можно заметить, что до 90-х гг. для нашего общества была характерна определенная степень деформации правового сознания. Налицо проявление правового инфантилизма — мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности недостаточности правовых знаний и установок. Кроме того, характерно и наличие правового нигилизма — осознанное игнорирование требований закона, отрицание социальной ценности права.
Взятый нашим обществом курс на демократизацию общественной жизни, создание правового государства и кропотливая работа по нравственно-правовому воспитанию, на наш взгляд, в будущем должны принести положительные результаты.
Построение правового гражданского общества в России во многом зависит от целенаправленно организованного нравственно-правового воспитания и образования. Формула о том, что образование — основа демократии, выдвинутая ООН, подчеркивает особую роль школы, преподавателя в решении этой задачи. Общество в своем развитии в значительной мере зависит от воспитания подрастающего поколения, подготовленности родителей и в целом от среды.
Формирование творческой молодежи, отвечающее современным требованиям развития демократического общества, начинается не только с формирования их общеобразовательных знаний, способностей, но и с их гуманистической направленности, как систематизирующего качества личности.
Правовое воспитание — важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако выработка этих знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности.
Нравственно-правовое воспитание — это планомерный, управляемый, организованный систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов с целью формирования в их сознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения.
Однако исследования, проведенные в школах инновационного типа, свидетельствуют о низком уровне нравственно-правовой культуры учащихся, большинство из них не знает основных документов о правах человека.
Анализ документации школ инновационного типа г. Нижнекамска показал, что дисциплина «Основы правоведения» включены в учебные планы на факультативном уровне (хочешь, изучай, хочешь, нет). Это говорит о том, что в условиях школы у учащихся не закладывается должная ориентировочная основа знаний по нравственно-правовой культуре.
Чтобы процесс развития нравственно-правовой культуры протекал адекватно с ориентиром на правовые, социальные и нравственные ценности в нашем обществе, необходимо, должным образом организовать нравственно-правовое воспитание.
Эффективный процесс нравственно-правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых. Человек, как существо активное выступает не только как объект, но и одновременно как субъект нравственно-правового воспитания. Деятельная активность воспитуе-мого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе — как система в высшей степени уникальная и универсальная — способен развивать себя и обеспечивать постоянное самосовершенствование.
В процессе воспитания личности очень важное значение имеет формирование ее нравственности. Люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Вопросы совершенствования преподавания дисциплин гуманитарного профиля в школах России были затронуты на международном симпозиуме. В частности, профессор Московского педагогического университета З.К. Шне-кендорф подчеркнул, что включение документов о правах человека, правах ребенка в содержание курса педагогики значительно усиливает гуманизацию курса, приближает нравственно-правовые нормы этих документов к практическим аспектам нашей жизни (86, с. 120).
Глубоким гуманизмом пронизаны труды отечественных гуманистов Н. Павлова, Б. Короленко, В. Вернадского, Д. Лихачева, А. Сахарова, В.Быкова. Они не принадлежали к элите, они были совестью своего времени.
В 70−80 гг. Российской школе присущи ошибки. Из-за политизации школа оказалась глуха к эстетическому наследию.
В 90 гг. педагогика делает первые шаги, чтобы возвысить значимость общечеловеческих истин в этом беспокойном и беспощадном к детям социальном мире. «Воистину пора разбудить вселенское сознание в ребенке, он разбудит его в народе. В этом христианская миссия новой школы в государстве с коротким и мирным названием Русь» — подчеркивает В. А. Пономаренко (154, с. 18).
На сегодня от имени гуманизма выступает гуманитаризация образования. Однако содержание современной гуманитаризации приобретает иной характер. У гуманитаризации образования 70−80 гг. главной целью являлось формирование интеллигенции. У гуманитаристов 90-х гг. основная цель — воспитание интеллектуалов. Нам нужны не интеллигенты, а интеллектуалы — люди, исповедующие универсальную прагматику. Проблема наша не в гуманитаризацииестественнизации, а в качестве научной и учебно-педагогической работысправедливо подчеркивает П. Гречко (57, с.31).
Гуманитарным наукам со всеми здоровыми силами российского общества предстоит отвоевывать в пораженной бездуховностью душе юного человека пространство для интеллектуальной свободы, которая вызревает в борьбе противоречий и сомнений, в тяготах самоопределения. Особая функция гуманитарных наук состоит в том, чтобы своим содержанием закладывать фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон.
Реализация этой функции гуманитарных наук возможна лишь при создании необходимых психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования. Объемность, многонаправленность уровней непрерывного образования обусловили ограничения. В нашем исследовании мы ограничились совокупностью новых образовательных учреждений (гимназия, лицей, колледж).
Инновационная школа прошла определенные этапы становления и развития. В основе ее возникновения была и находится сегодня идея развития целостной гуманной человеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность.
Вместе с тем, инновационная школа в условиях рынка становится все более разнообразной. Она приобретает свои индивидуальные черты за счет национальной специфики, усиления внимания к изучению родного края, региональных традиций. Естественно инновационная школа не может не учесть изменяющиеся социально-экономические процессы.
Контролировать нормы нравственности призвана юриспруденция. В связи с этим правомерен комплексный подход к формированию нравственно-правовой культуры школьника, особенно в условиях образовательных учреждений инновационного типа, которые в последнее время приобретают социальную значимость.
Усиление социальной роли инновационных школ требует обоснования специфической педагогической концепции и прогнозирования путей развития, рассматриваемых учебных учреждений, поиска теоретических возможностей повышения эффективности функционирования последних. Все это определяет необходимость теоретического осмысления, анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта подготовки молодежи рыночной эпохи в школах инновационного типа и выявления психолого-педагогических и методических условий развития их нравственной и правовой культуры в целостном учебно-воспитательном процессе.
В современной психолого-педагогической литературе комплексное формирование личности в системе непрерывного образования отражено в различных исследованиях. Общие вопросы повышения эффективности и качества обучения освещаются в работах С. И. Архангельского, К. Бабанского, А.В. Бара-банщикова, В. П. Беспалько, А. А. Вострикова, В. Е. Турина, С. И. Зиновьева, А. В. Засилевской, В. В. Занкова, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, М.А. Кобы-ляцкого, И. Н. Конфедератова, В. А. Сластенина, Н. М. Таланчука, Н. В. Кузьминой, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, Г. Н. Филонова и других. Дидактические основы активизации учебно-воспитательной деятельности обучающихся рассматриваются В. М. Вергасовым, Д. В. Вилькеевым, Б. И. Загвязинским, Р. А. Низамовым и другими. Пути и средства целенаправленного формирования, заданных интеллектуальных качеств и развития творческих способностей обучаемых разрабатывают в своих трудах В. И. Андреев, А. А. Кирсанов, Т. В. Кудрявцев, З. Г. Нигматов, Я. И. Ханбиков, Г. Г. Габдуллин, А. Ф. Эсаулов и др.
Вопросам нравственно-правовой культуры посвящены труды Н.И. Поли-енко, Б. А. Кристяковского, П. М. Новгородцева, А. Ф. Никитина, B.C. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, С. А. Муромцева, П. Г. Виноградова, В. М. Гессен, Б. Н. Чичерина и др. О роли ценности в праве пишет В. Г. Графский. Соотношения права и нравственности рассматриваются в трудах М. М. Ковалевского, Н.М. Кор-кунова, Э. Ю. Соловьева, Д. И. Локовской, Н. В. Колотьева, А. И. Пашинского, П. А. Кабанова.
Вопросы правосознания и правовой культуры личности освещаются в трудах А. В. Венгерова, С. А. Комарова, В. Д. Панкова, В. В. Лазарева. Глубокий анализ понятия — правовая культура дан в трудах С. С. Алексеева, В. П. Сальникова, А. П. Селитко, А. Б. Сахарова, В. И. Каминского, А. Р. Ратипова, М. Рейнера Н. М. Кейзерова и др.
Большинство перечисленных авторов подчеркивают взаимодействие, взаимообусловленность нравственной и правовой культуры. В философской и юридической литературе отчетливо проявляются следующие положения:
— нравственное правосознание — фундамент формирования правового сознания;
— формирование нравственно-правовой культуры предполагает развитие определенного уровня нравственно-правового мышления;
— нравственно-правовая культура играет существенную роль в личностном и профессиональном становлении личности.
Однако, в психолого-педагогической литературе вопросы развития нравственной и правовой культуры рассматриваются разрозненно, нет комплексного подхода к формированию нравственно-правового сознания обучающихся.
Очевидно, снижение нравственно-правовой культуры общества, налицо распространение нравственно-правового нигилизма, что обусловлено историческими, экономическими, социальными причинами, кризисом законности и неотлаженностью механизма приведения в действие принимаемых законов, длительностью процессов осуществления всех реформ, в том числе и судебной. Общество нуждается в радикальном изменении нравственно-правовых норм и идеалов, однако эти изменения «тормозятся» низким уровнем нравственно-правовой культуры основной части общества.
В средней, профессиональной и высшей школах недостаточно уделяется внимания этому вопросу. Разработок по нравственно-правовому воспитанию незначительно. Исследований, посвященных вопросам развития нравственно-правовой культуры учащихся в школах инновационного типа, нет вообще.
Объективная необходимость повышения нравственной и правовой культуры личности в школах инновационного типа вскрыта и доказана. Практическая реализация этой необходимости недостаточно научно обоснована. Выявленное противоречие побудило нас выбрать тему диссертационного исследования «Развитие нравственно-правовой культуры учащихся в условиях инновационной школы».
Актуальность выдвинутой к разработке проблемы обусловлена социально-политической, практической, логико-научной значимостью. Социально-политическая значимость, как видели выше, есть веление времени. Сегодня, когда в стране происходят серьезные изменения во всех сферах общественной, экономической и политической жизни, когда дана свобода слову, дефицит интеллекта, нравственности, эмоциональной культуры заметно ощущается, тенденция развития элементов безнравственности, неуправляемости становится нормой, актуальность проблемы повышения нравственно-правовой культуры личности очевидна.
Избранная к исследованию тема актуальна и по своему практическому значению. Высокий уровень нравственно-правовой культуры повысит без сомнения самоорганизованность обучающихся, что положительно скажется и на результатах учебно-воспитательного процесса. Внимание к данной проблеме объясняется также и отсутствием основательных научных исследований. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что назрела необходимость:
— выявить сущность понятия «нравственно-правовая культура»;
— определить уровень нравственной и правовой культуры обучающихся;
— выявить дисбалансирующие формы деятельности и на базе последних разработать педагогическую технологию развития нравственно-правовой культуры школьника;
— экспериментально проверить дееспособность разработанной технологии.
Отсюда проблема нашего исследования сформулирована следующим образом. Какие психолого-педагогические условия наиболее эффективны для развития нравственно-правовой культуры школьника в условиях инновационной школы?
Объект исследования — процесс развития нравственно-правовой культуры учащихся в учловиях иновационной школы.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития нравственно-правовой культуры учащихся старших классов (9−11кл.) инновационной школы.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать эффективные психолого-педагогические условия развития нравственно-правовой культуры школьников старших классов (9−11 кл.).
Гипотеза исследования — уровень развития нравственно-правовой культуры школьника инновационной школы может повысится при реализации следующих психолого-педагогических условий:
— применение синергетического подхода как принципа развития в обучении;
— содержание учебно-методического обеспечения (программа, учебное пособие) структурируется на основе модели развивающего обучения и глубокого знания педагогом структуры и содержания всех отраслей права;
— логика процесса развития элементов нравственно-правовой культуры реализуется в педагогической технологии построенной с учетом принципа дисбаланса;
— отбор форм учебной деятельности с нарастающим дисбалансирующим эффектом, а также применение учебно-методического обеспечения, направлено на усиление дисбалансирующего эффекта учебной деятельности (формализованный материал, словарь терминов, дневник самообразования) — приобщение обучающихся к формализации знаний.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
— раскрыть сущность понятия «нравственно-правовая культура»;
— выявить теоретические предпосылки развития нравственно-правовой культуры учащихся;
— определить и обосновать психолого-педагогические условия развития нравственно-правовой культуры учащихся в старших классах инновационной школы;
— определить критерии нравственно правовой культуры;
— опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной педагогической технологии развития нравственно-правовой культуры учащихся.
Методология исследования:
— философское учение о противоречии как движущей силы развития. Оно послужило основой для поиска и постановки проблемы исследования;
— положения теории развивающего обучения (A.M. Леонтьев, П. Ю. Гальперин, В. В. Давыдов, М. И. Махмутов, Д.Б. Эльконин);
— положения синергетики (Г. Хакен, Г. И. Рузавин, А. О. Прохоров, Н.М. Та-ланчук);
— положения теории нравственного воспитания и самовоспитания (Г.С. Никифоров, Я. И. Ханбиков, Г. С. Закиров, З. Г. Нигматов, Л. Ю. Сироткин, С.С. Амирова);
— положения теории правового воспитания (С.А. Комаров, В. В. Лазарев, А. Б. Венгеров, М. Н. Марченко и другие);
— основа исследования — личностно-деятельностный подход.
Методы исследования.
Методы эмпирического уровня — изучения опыта, анкетирование, беседы, интервьюирование, изучение результатов деятельности и документации, наблюдение, педагогические измерения и статистическая обработка. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня — обобщением педагогического опыта, опытной работой, экспериментом.
Методы теоретического уровня — (аналогия, моделирование, системный подход) позволили выявить специфические для исследуемого процесса противоречие, обосновать состав и особенности психолого-педагогических условий развития нравственно правовой культуры учащихся инновационной школы. Методы исследования включали и исторический подход, позволяющий выявить преемственность педагогических, психологических идей и определить некоторые тенденции в развитии исследуемой проблемы Экспериментальная база.
Базу теоретического исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области нравственного и правового воспитания. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась в 9-х, 10-х и 11-х классах технологического лицея и гимназии № 25 г. Нижнекамска.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1996;1997) — осмысление и оценка состояния проблемы. Анализировалась психолого-педагогическая, философская, правовая и методическая литература по исследуемой проблеме. Определялись общая идея, проблема исследования, постановка гипотезы, предмет, цель, задачи исследования.
Второй этап (1997;1999) — разработка учебно-методической литературы (программа по курсу «Правоведение», учебное пособие для организации самостоятельной работы обучающихся) — проведение намеченного эксперимента, проверка и корректирование рабочей гипотезы с целью углубления и полного описания экспериментавнедрение основных результатов исследования в педагогическую практику инновационных школ г. Нижнекамска.
Третий этап (1999;2001) — систематизация теоретического и эмпирического материала, оформление диссертационного исследования. На защиту выносится:
— сущность понятия «нравственно-правовая культура»;
— психолого-педагогические условия повышения нравственно-правовой культуры;
— педагогическая технология развития нравственно-правовой культуры личности в условиях инновационной школы.
Научная новизна исследования заключается в том, что: определена сущность понятия «нравственно-правовая культура" — в педагогику вводится с позиций синергетики новый принцип — принцип смещения симметрии между организмом и средой (принцип дисбаланса);
— определены и обоснованы следующие психолого-педагогические условия:
1) применение синергетического подхода к описанию педагогической технологии;
2) применение системно-комплексного и деятельностного похода к организации учебных занятий по правоведению;
3) глубокое знание педагогом структуры и содержания всех отраслей права;
4) социальная ориентированность учебно-воспитательного процесса, его содержания, форм организации, методов на формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, направленной на развитие нравственно-правовой культуры;
5) разработка и применение рабочей программы по курсу «Правоведение» для учащихся 9,10,11-х классов;
6) отбор форм учебной деятельности с нарастающим дисбалансирующим эффектом, а также применение учебно-методического обеспечения, направлено на усиление дисбалансирующего эффекта учебной деятельности (формализованный материал, словарь терминов, дневник самообразования);
7) приобщение обучающихся к формализации знаний.
Достоверность полученных научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений и методики исследования, логической непротиворечивостью выполненных научных построений, соблюдением необходимых условий проведения опытно-экспериментальной работы, сбора и обработки массива эмпирических данных.
Теоретическая значимость выполненной работы состоит в том, что она вносит вклад в теорию нравственно-правового воспитания, в разработку концептуальных основ проектирования учебно-воспитательного процесса, в решение проблем формирования и развития программы нравственно-правового воспитания.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные теоретические положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы учителями, преподавателями учебно-воспитательных учреждений для постановки и проведения работы по нравственно-правовому воспитанию подростков и для дальнейшего исследования процесса нравственно-правового воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы были апробированы в виде двух опубликованных методических рекомендаций для преподавателей и обучающихся и внедрены в ряде учебных заведений, осуществляющих среднее и высшее профессиональное образование (г.г. Нижнекамск, Елабуга). Результаты исследования обсуждались на научных конференциях в городах Нижнекамск (1997, 1998, 1999 г. г.), Казань (1998, 1999 г. г.), Набережные Челны (2000 г.).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка использованной литературы. В работе приведены 15 таблиц, 19 рисунков. Основное содержание отражено в 12 публикациях.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
I. Реализация цели, задач и содержания нравственно-правовой культуры требует разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс комплексной технологии развития нравственно-правового потенциала школьников, психолого-педагогическую основу которой составляет логическая последовательность дисбалансирующих форм деятельностей: нетрадиционный классный час, лекция — СРУ, образовательный проект, нетрадиционный урок.
И. Управление учебно-воспитательным процессом на перечисленных формах деятельности необходимо осуществлять с учетом синергетического деятельностного и комплексного подходов.
III. Согласно синергетических концепций частота нарушения относительного равновесия системы (педагог — обучающийся) пропорциональна частоте самоорганизации участников последней.
IV. Частота нарушения относительного равновесия системы (педагог — обучающийся) находится в прямой зависимости от объема и интенсивности, подаваемым педагогом и воспринимаемой обучающимся информацией. Чем больше объем и интенсивность подаваемой педагогом и воспринимаемой обучающимся информации, тем выше частота выхода системы из режима относительного равновесия, что в свою очередь ведет к увеличению частоты процесса самоорганизации участников этой системы. Наличие самоорганизованности — ключ к овладению всеми видами мышления, в том числе и нравственно-правовым.
V. Оптимальный дисбалансирующий эффект системы (педагог — обучающийся) достигается в логической последовательности учебных форм деятельностей: нетрадиционный классный час, лекция — СРУ, образовательный проект, нетрадиционный урок.
1. Нетрадиционный час знаний и убеждений положительно сказывается на функциональном состоянии учащихся.
2. Сочетание вербального, визуального и музыкального компонентов — критерий эффективного развития нравственно-правовой культуры. Слово, наглядность и музыка — три кита, на которых держится психологическое состояние человека, что особо важно на современном криминогенном этапе развития нашего общества.
3. Психолого-педагогическая ценность первого блока технологии заключается в том, что она способствует равноправному развитию интеллектуальной и эмоциональной сфер мышления обучающихся.
4. Традиционный классный час на интеллектуальную составляющую не оказывает существенного влияния. На эмоциональную составляющую мышления оказывает отрицательное воздействие.
5. Мотивационную основу формирования нравственно-правовой культуры обучающихся можно интенсифицировать на уроках конъюнктурного типа, объединяющих в себе элементы трех методов (беседа, лекция, самостоятельная работа).
6. Развивающую основу развития нравственно-правовой культуры обучающихся возможно приобщением их к выполнению курсовой работы.
7. Использование нетрадиционного урока в целях развития нравственно-правовой культуры обеспечивает равноправное воздействие как на эмоциональную, так и интеллектуальную составляющие мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Материалы международных конференций, симпозиумов свидетельствуют о наличии серьезных проблем в нравственно-правовой культуре человеческих кадров, что в современных пособиях методических разработках гуманитарной направленности имеет ощутимый заслон на саму человеческую личность. Забыто, что честь и достоинство не только достояние гражданина, это и богатство общества. Поэтому одним из важнейших ориентиров в организации учебно-воспитательного процесса является гуманизация образования. Решению этой проблемы в определенной степени посвящено данное исследование «Развитие нравственно-правовой культуры в условиях инновационной школы».
Цель, поставленная в данной работе, достигнута. Исследованием найдены пути повышения нравственно-правовой культуры обучаемого в учебно-воспитательном процессе. Исследование подтвердило истинность выдвигаемой нами гипотезы о том, что уровень развития нравственно-правовой культуры школьника инновационной школы повысится при реализации следующих условий:
— применение синергетического подхода к описанию педагогической системы;
— применение системно-комплексного и деятельностного похода к организации учебных занятий;
— глубокое знание педагогом структуры и содержания всех отраслей права;
— социальная ориентированность учебно-воспитательного процесса, его содержания, форм организации, методов на формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, направленной на развитие нравственно-правовой культуры;
— введение в учебные планы инновационной школы курса «Правоведение»;
— отбор форм учебной деятельности с нарастающим дисбалансирующим эффектом;
— применение учебно-методического обеспечения, направленног на усиление дисбалансирующего эффекта учебной деятельности (формализованный материал, словарь терминов, дневник самообразования);
— приобщение обучающихся к формализации знаний.
На основе теоретического и экспериментального изучения проблемы воспитания нравственно-правовой культуры в учебно-воспитательном процессе инновационной школы, получены результаты, которые свидетельствуют о новизне, теоретической и практической значимости работы.
1. Выявлена психолого-педагогическая сущность понятия «нравственно-правовая культура».
1.1. Анализ систематизации множества утверждений, существующих в педагогической и правовой литературе позволил определить понятие нравственно-правовой культуры. Нравственно-правовая культура — это созданная человеком совокупность основной части социальных норм, нацеленных на упорядочение, совершенствование общественной, личной жизнедеятельности человека и созидания человеческих взаимоотношений.
1.2. Цель воспитания нравственно-правовой культуры — формирование у школьников системы социальных отношений к: обществу, органам государственной власти, правопорядка и т. д.
1.3. Выявлены структурные компоненты нравственно-правовой культуры:
— нравственность, которая проявляется в способе регуляции человеком действий в обществе с помощью норм;
— правовая грамотность, которая проявляется в знакомстве человека с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако, знание юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Правовая грамотность имеет действенную силу, когда органически взаимодействует с нравственностным и гражданским сознанием;
— гражданская сознательность, которая проявляется в понимании школьником сущности и общественного значения правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан;
— дисциплинированность, которая проявляется в законопослушании, самоорганизованность, которая проявляется в умении человека управлять своими чувствами, вниманием, поведением.
1.4. Выявлены причины, мешающие эффективно организовать учебно-воспитательный процесс по овладению нравственно-правовыми знаниями: а) слабая постановка учебно-воспитательной работы, в то время как остро ощущается дефицит нравственно-правовой культуры, как у педагога, так и у обучающегосяб) однообразие форм организации учебно-воспитательного процессав) формализм, когда педагоги больше заботятся о показном порядке, мнимом благополучииг) дефицит учебно-методического обеспечения в области нравственно правового образования.
2. В целях устранения причин, мешающих эффективной организации учебно-воспитательного процесса выявлены основополагающие теоретические подходы к проблеме развития нравственно-правовой культуры школьника.
2.1 Синергетический подход к описанию педагогической технологии. С позиции синергетики педагогическая технология рассматривается как взаимодействие двух относительно равновесных систем. Под воздействием информации педагога относительное равновесие системы педагог — обучающийся, нарушается. В результате, вследствие самоорганизации складывается новая упорядоченность в функционировании неравновесной системы.
3. Выявлены психолого-педагогические условия, интенсифицирующие усвоение и применение правовых норм:
— глубокое знание педагогом структуры и содержания всех отраслей права;
— наличие рабочей программы для изучения правоведения в 9-х, 10-х и 11-х классах инновационной школы;
— приобщение обучающихся к формализации знаний, которая позволяет преобразовать информацию в компактную, обозримую, удобно читаемую, а следовательно и быстро усваиваемую;
— формирование мотивационной установки на усвоение норм нравственности и права;
— отбор форм деятельности с нарастающим дисбалансирующим эффектом.
4. Выявлены принципы построения конъюнктурно развивающей технологии развития нравственно-правовой культуры с опорой на концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, М. И. Махмутова: а) мотивацииб) проблемностив) свертывания и переноса информацииг) дисбалансад) конъюнктурности.
5. С позиции разумного дисбаланса выявлена система форм учебной деятельности, обеспечивающая эффективное воздействие на развитие нравственно-правовой культуры школьника. Система форм деятельностей включает: классный час — беседа, лекция, самостоятельная работа — образовательный проектнетрадиционный урок.
6. На основе анализа, обобщения философской, юридической, психологической, педагогической литературы сформулирован ряд методических рекомендаций по развитию нравственно-правовой культуры школьника:
1.) Познавательные процессы (анализ, планирование, рефлексия), которые развиваются в ходе развивающего обучения находятся в диалектическом единстве с процессами воспитания, самовоспитания, обучения, самообучения.
2.) Развитие познавательных процессов исходит из достигнутого уровня. Поэтому развитие нравственно-правовой культуры необходимо начинать с достигнутого уровня.
3.) Развитие нравственно-правовой культуры предполагает специальные средства — развивающие задания.
4.) Однако задания сами по себе не обеспечат развитие нравственно-правовой культуры. Необходима деятельностная отработка действий по развитию последней.
5.)Деятельностная отработка действий по развитию нравственно-правовой культуры предполагают выявление дисбалансирующих социально-ориентированных форм учебной деятельности.
6.) Социальная ориентация учебно-воспитательного процесса предполагает:
— повышение ответственности обучающихся за саморазвитие, самовоспитание;
— создание нового типа развивающей учебно-воспитательной среды за счет разумного чередования форм деятельностей методов обучения и воспитания.
7.) Развитие социально-ориентированных качеств личности школьника достигается благодаря повышению частоты взаимодействия подсистем: педагогобучающийся. Согласно закона взаимодействия — взаимодействие всегда вызывает качественно новую результирующую силу. Это обусловлено повышением частоты и объема обратной связи, объема информации.
8.) Результативность взаимодействия системы педагог — обучающийся повышается в технологии разработанной с учетом вышеперечисленных принципов.
7. Установлены критерии оценки и самооценки нравственно-правовой культуры: а) успеваемостьб) качество знаний (%) — в) чувство симпатии к окружению (балл) — г) интерес к познанию правоведения (балл) — д) умение спокойно принимать свои неудачи (балл) — е) уверенность в себе (балл) — ж) умение организовать самого себя в учебной деятельности (балл).
8. Разработана и экспериментально проверена педагогическая технология развития нравственно-правовой культуры школьника. Технология включает четыре блока: а) блок мотивацииб) теоретический блокв) блок закрепления знанийг) блок применения знаний.
8.1. Цель первого блока технологии:
— формирование установки на познание самого себя;
— повышение ответственности за саморазвитие.
8.2. Цель второго блока технологии:
— формирование у обучающихся ценностного отношения к себе и человечеству.
8.3. Цель третьего блока:
— развитие навыков содержательного обобщения (активизация интеллектуальной составляющей мышления).
8.4. Цель четвертого блока:
— формирование потребности в самоизменении (активизация интеллектуальной и эмоциональной составляющих мышления).
9. Получены конкретные результаты внедрения технологии развития нравственно-правовой культуры школьника. Исходный уровень критериев нравственно-правовой культуры в экспериментальной и контрольной группах соответственно составлял:
— успеваемость (%) — 88,4 и 100%;
— качество знаний (%) — 3,8 и 28;
— чувство симпатии к окружению (балл) — 2,8 и 3,9;
— интерес и активность к познанию нравственных и правовых норм (балл) -2,8 и 3.8;
— умение спокойно принимать свои неудачи (балл) — 2,2 и 3.1;
— уверенность в себе (балл) — 1,4 и 3.2;
— умение организовать самого себя к учебной деятельности (балл) 4,0 и 10.
Доверительное различие между полученными показателями определялось методом критического отношения и критерием х2.
Реализация первого блока технологии обеспечила формирование мотивации. Реализация второго блока обеспечила формирование знаний, умений, навыков по нравственно-правовой культуре. Реализация третьего блока обеспечила активизацию интеллектуальной составляющей мышления, которая была определена с помощью методики ШТУР. Результаты замеры интеллектуальной составляющей (средний % правильно выполненных заданий) в экспериментальной и контрольной группах соответственно составляли:
— Наиболее успешные — 80,2 и 98,9.
— Близкие к успешным — 78,1 и 88,2.
— Средние по успешности — 64,6 и 78,8.
— Малоуспешные — 45,3 и 70.8.
— Наименее успешные — 27,3 и 59,8.
Интеллектуальный «всплеск» объясняется следующим:
— первый блок технологии способствовал развитию мотивации к познанию нравственно-правовой культуры;
— реализация второго блока технологии обеспечила определенный фундамент содержания образования (знания, умения, навыки);
— согласно концепции интеллектуальных способностей (Дж. Гильфорд, Дж. Рензули и др.) наличие мотивации и содержания образования — основа для интеллектуальной деятельности.
За счет многократного приобщения обучающихся к действиям — анализ, синтез, обобщение и осуществлялось наращивание их интеллектуального духовно-нравственного потенциала. Реализация четвертого блока технологии обеспечила как интеллектуальный, так и эмоциональной составляющей (средний % правильно выполненных заданий) в экспериментальной и контрольной группах соответственно составила:
— наиболее успешные — 97.4 и 99.4;
— близкие к успешным — 82,4 и 88,1;
— средние по успешности — 71,6 и 78, 3;
— малоуспешные — 53,3 и 74,9;
— наименее успешные — 35,8 и 59,3.
— Активизация эмоциональной составляющей (балл) соответственно в контрольной и экспериментальной группах составляла:
— уверенность в себе — 15 и 11;
— активность — 14 и 12;
— чувство симпатии к окружению — 13 и 10;
— желание работать — 15 и 9;
— удовлетворенность прошедшим этапом учебной работы — 15 и 11.
Равноправная активизация интеллектуальной и эмоциональной составляющих мышления на четвертом блоке обеспечилась за счет наращивания ранее сформировавшегося интеллектуального духовно-нравственного потенциала новой порцией заряда, обусловленного свободно развивающей средой и созданием действенных учебных и научно-методических условий: участие в имитационной игре с элементами научно-практической конференции.
Действительность интенсифицирующих «добавок» на каждом блоке технологии выразилось в относительном приближении критериев нравственно-правовой культуры экспериментальной группы к контрольной:
— успеваемость (%) — 100 и 100;
— качество знаний (%) — 18 и 45;
— чувство симпатии к окружению (балл) — 4,1 и 3,7;
— интерес к правоведению (балл) — 4.1 и 3,6;
— умение спокойно принимать свои неудачи (балл) — 4,6 и 3,8;
— уверенность в себе (балл) — 4,3 и 3,6;
— умение организовать самого себя к учебной деятельности (балл) — 8 и 11.
10. Теоретически разработанная и практически реализованная технология развития нравственно-правовой культуры результативна. Результативность технологии обеспечена благодаря реализации педагогом синергетического, деятель-ностного и комплексного подходов к организации целостного социально-ориентированного учебно-воспитательного процесса в школе инновационного типа.
Синергетический подход обеспечил повышение частоты неравновесности системы педагог — обучающийся, что способствовало повышению частоты организации индивидуумом самого себя. В последовательно усложняющейся учебной деятельности, предусматривающей разумное объединение элементов разнообразных методов и приемов обучения.
Движущую силу технологии составил дисбаланс системы педагог — обучающийся. Дисбаланс системы от блока к блоку возрастал, повышая организованность участников учебно-воспитательного процесса, которая выразилась в совершенствовании результатов последней и в самосовершенствовании, самоизменении первых.
11.
Введение
в технологию организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы учащихся школ инновационного типа синергетического блока обеспечивает ориентир в развитии как интеллектуальной, так и эмоционально-волевой сфер нравственно-правовой культуры.
12. Реализация выдвигаемой идеи требует введение в содержание учебных планов инновационных школ дисциплины: «Теоретические основы синергетики».
13. Завершая наше исследование в беспредельно интересной и актуальной области человеческого познания, выражаем веру и надежду в то, что практическая реализация нравственно — правовых норм — действенный стимул противостояния процветающей безнравственности.
14. В перспективе — разработка системы семейного воспитания на базе элементов нравственноправовой культуры, обеспечивающая улучшение семейной среды и воспитания личности.
Список литературы
- Алиева Н.Ф. Социальная психология. Программа курса — Екатеринбург, 1996. — 26с.
- Алкова Я. и др. Методология и методика педагогического исследования. -М., 1989.-60с.
- Алферов С.Ю. Жить и активно участвовать в современном мире. /Педагогика. 1990, № 4. С.64−65.
- Амирова С.С. Совершенствование самоорганизации участников учебно-воспитательного процесса в условиях непрерывного образования. Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1996. — 28 с.
- Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения. /1993. № 5, С.49−52.
- Амирова С.С. Синергетический подход к развитию эмоциональной сферы мышления выпускников технического ВУЗа. / Тезисы докл. научно-методической конференции. Казань, 1999. С. 12−13.
- Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -М.: Педагогика, 1991.- 279с.
- Андреева Т.М. Социально-культурная дифференциация молодежи и проблемы становления субъекта социального обновления: Дис. канд. фи-лос.наук /МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994. — 223 с.
- Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников: Автореф. дис канд.пед.наук.-М. 1972. 21с.
- Ю.Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., Наука. 1979. — 230с.
- Анцифирева Л.И. К психологии личности как развивающей системы. / Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 184с.
- Арет П.Я. Основы теории самовоспитания. Автореферат дис.докт.пед.наук. Л., 1964. — 39 с.
- З.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., Изд-во Моск. Гос. Унив-та, 1990. -367 с.
- Аткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1990. — 62 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. — 607с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Просвещение, 1981. — С. 10−15.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований, 1982. 150с.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.-е. 17.
- Беспалько В.И. Слагаемые педагогической технологии. М., 1991 г.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. /Учебное пособие для инженерно педагогических институтов и индустриально — педагогических техникумов. Екатеринбург. Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344с.
- Вельский К.Г. Социалистическое правосознание (диалектика формирования и развития). Ярославль, 1979. с. 63−64.
- Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя. /Педагогика, № 4, 1996 г.
- Беляев А.В. Социально педагогические основы формирования гражданственной ответственности учащейся молодежи.: Автореф. дис.докт.пед.наук, Екатеринбург, 1997.-47с.
- Бестужев Лада И. В. Педагогический потенциал культурологии: контуры будущего. /Народное образование. 1996, № 6
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания./ Методологический аспект. Каунас: Илвилса. 1984. 190 с.
- Благонадежина J1.B. Психологические вопросы организации учебной деятельности школьников. М., 1969. — С.50.
- Богоявлинская Д.Б. Творческая работа просто устойчивое словосочетание. /Педагогика. 1998. № 3, С.36−42.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. /Педагогика. М., 1976. -247с.
- Богданова О.С., Катаева Л. И., Шамшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979.-130 с.
- Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. Минск, 1988. -243с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96с.
- Бочарева В.Г. взаимодействие школы и социальной среды./ Советская педагогика. 1982. № 10, С. 18−26.
- Бодалев А.А., Новикова Л. И. и др. Концепции воспитания учащейся молодежи. /Педагогика. 1992 № 3−4,с.11−19- Нар. образование, 1991, № 12, С.86−92.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М., 1979.-С.71
- Булатов P.M., Шеслер А. В. Криминогенные городские территориальные подростково-молодежные группировки. Казань. 1994. 158с.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юрист, 1996. — 152с.
- Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М.: 1995. С. 26.
- Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978. -358с.
- Ведин И. Теорема личности. М., 1988.- 107с.
- Волович Л.А., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО, 1997.-36 с.
- Вопросы воспитания: системный подход./ Под. ред. Л.И. Новиковой/, М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания.- М., Новая школа, 1994. 79с.
- Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте. /Собр. соч., М., 1984, Т. 4., — С.6−40- С.376−386.
- Гавриловец К.В., Казимирская И. И. Нравственно эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988.-148 с.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.: Издательство Моск. Унив.-та, 1965. — 185с.
- Гегель. Работы разных лет. М., 1973. — С. 37.
- Гегель Соч. Т.1, М., 1929. — С.234.
- Гельвецкий К.А. О человеке. М., 1938. -С. 63
- Гензен В.А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека./ Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. I., 1991.- С.47−55.
- Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогики. / Педагогика. 1998. № 5, С.42−47.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940, Т.1, -С. 133.
- Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С.ЗЗЗ.
- Гласс Д., Стендли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.-93 с.
- Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода. /Государство и право. № 9, 1998. С. 116.
- Грегори Л.Л. Разумный глаз. Пер. С англ. М.: Мир, 1972 г.- с. 89
- Гречко П. Гуманитаризация проблемы без перспективы. / Вестник высшей школы, № 7, 1998. С.30−32.
- Гришин В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА, 1990. — 185с.
- Гуманистическая воспитательная система: опыт и проблемы моделирования. Тверь, 1997. — 50с.
- Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М., 1988. 156с.
- Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности // Тез. доклад -Уфа-Москва. 1990.- 171с.
- Добкина И. Н. Нравственное содержание духовности: Дисс. канд. филос. наук.- М., 1996.- 211с.
- Донцов И. А. Самовоспитание личности. М., 1984.- 192с.
- Дубровина В. Г. Вопросы нравственной ориентации студенческой молодежи. Автореф. дисс. канд. философ, наук, — М., 1973. 15с.
- Елхов И. Ю. Педагогические условия социально-нравственной ориентации учащихся старших классов: Дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1996. -187с.
- Зубов В. Правовая культура УК РФ // Российская юстиция 1998, № 6. -с. 18.
- Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение № 3. 1998. С.12−16.
- Ильин И.А. Основные задачи правосудия в России // Родина моя. Смоленск, 1995. — 165с.
- Ильин И.А. О русской культуре // Соч.: В 10 т., Т.6, кн.11- М.
- Ильин И.А. Порядок или беспорядок? М., 1917. — С.24.
- Иеринг Р. Борьба за право. М., 1901. -С. 16.
- Кабанов П. А. Коррупция и взяточничество в России // Нижнекамск, «Гузель», 1995. 172с.
- Кобанова Меллер Б. Н. Психология формирования знаний и умений у школьников. — М.: Педагогика, 1962.- 87с.
- Калашкорян Р.А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений 21 в. // Государство и право. 1998, № 7 — С.109−121.
- Кандаков Н.И. Логический словарь. М.: 1971. С. 18.
- Кант И.И. Метафизика нравов в 2-х частях // Соч. в шести томах. Т.4, М., 1965.-С.376.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1., — М., 1988. -С. 141
- Каган М.С. О духовном. // Вопросы философии. 1985, № 9 — С.91−102.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат. 1974. — 328с.
- Каптеров Н.Ф. Педагогический процесс // Избр.пед.соч. М., 1982. — с. 163 232.
- Кароковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1993. — 80с.
- Киселев Ю.Я. Методика психодиагностики в спорте // Педагогика, 1993, № 5.- С.49−52.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.-135с.
- Коломинский Я.Л. Воспитывай себя. М., 1981.-105с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.-151с.
- Коротяев Б.И. Обучение процесс творческий: из опыта работы. — М., 1980.-201с.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права.: учебник. М.: ЮРАЙТ, 1997.-416с.
- Каменский Я.А. В 2т. М., 1982, Т.1.- С. 384.
- Ковров В.В. Самореализация подростка в общественном объединении. М., 1996.- 122с.
- Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998, № 5 — С.93−98.
- Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1974.-С.77.
- Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.- ИФ РАН, 1995. — 223с.
- Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Н. Пригожиным // Вопросы философии, 1992.- № 12. С.2−20.
- Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Краевский В.В. Методология педагогических исследований: Уч. пособие для курсов повышения квалификации научно- педагогических кадров.- Самар. пед. университет. Самара, 1994. — 162с.
- Кистяковский В.А. Права человека и гражданина // Вопр. жизни. 1905, № 1.- с. 121.
- Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. -156с.
- Кузнецова B.C., Морозова B.C. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического вуза // Советская педагогика, № 5,1983. С. 93−96.
- Кузнецов А. Г. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростков: Дисс.. канд. пед. наук.- Ярославль, 1997. 357с.
- Крутецкий В, А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.C.172.
- Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1996.-179с.
- Локатин В.В. Малый толковый словарь русского языка. М., 1990. -704с.
- Луначарский А.В. К вопросу о дискуссии в педагогике // О воспитании и образовании. М., 1976. — С. 192−199.
- Львова Ю.Л. О некоторых вопросах психологии труда учителя // О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. М., 1969.-С.30.
- Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. — С.86.
- Маркс К. Капитал. Т. З, Кн.З. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.25.4.2. С.356−357.
- Маркс К. К критике гегелевской философии права //Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., T.l. С. 285.
- Македон И.Н. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков: Дисс. канд. пед. наук М. 1996.-138с.
- Мануйлов Ю.С. Предметно эстетическая среда ученического коллектива и ее влияние на личность старшеклассников: Дис.канд. пед.наук. М., 1985.-274с.
- Мартынова В.В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей : Дис. канд. пед. наук. Минск 1993.-202с.
- Маслов А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 — 113с.
- Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. М.: Прогресс. 1975. — 63с.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1981.- 202с.
- Молчанов А.Л. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991, № 1. -С. 19.
- Махмутов М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 63с.
- Миронов А.В., Рожин Н. В. Обсуждаются проблемы нравственноговоспитания // Вестник высшей школы, № 10, 1985. С.67−70.
- Мухаметзянова Г. В., Масленникова В. Ш. и др. Социально -педагогическая работа, как вторая профессия инженерно- педагогических кадров. ССУЗ. Казань. ИСПО РАО, 1998. — 180c.-ISB № 5 89 917−004−2.
- Наторп П. Культура народа и культура личности. СПб., 1912. — 280с.
- Наторп П. Социальная педагогика.- С. Пб., 1911. 360с.
- Непомнящий А. В. Деятельностный аспект формирования творческой личности // Тез. докл. Уфа- Москва — 1990. -С.54−55.
- Нерсеянц B.C. Философия права. М., 1997. — 9с.
- Нигматов З.Г. Воспитание гуманизма у школьников. Казань, 1998.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989) // НИИ проф. тех. педагогики. Казань, 1990.
- Нигматов З.Г. Социалистический гуманизм: педагогика и школа. Казань. Таткнигоиздат, 1988. — 271 с.
- Нигматов З.Г., Хазиахметов А. Н. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике. Учебн. пособие для пед. Вузов. / Под ред. З. Г. Нигматова, 1996.- 182с.
- Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания (Методические рекомендации в помощь учителям и родителям). Сост. З.Г. Нигматов- Пед. Общество РСФСР. Тат.отд. Тат. институт учителей. Казань, 1984. 52с.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы // Автореф. докторская диссертация, 1990. 19с.
- Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Дис. канд.пед.наук /КГПУ, Казань, 1980.-229с.
- Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? Кн. для учащихся старш. классов. М, Просвещение, 1988. — 112с.
- Никитин А.Ф. Право и политика. Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 1997. — 191с.
- Николаева J1.A. Учись быть читателем. 1978. 157с.
- Новикова Н.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность: Дис. канд. пед. наук, СПб, 1992. — 177с.
- Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая.- М., 1904. 55с.
- Новгородцев П. И, Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии. М., 1901. -217с.
- Нурпеисов Е.К. Психология правомерного поведения. Алма-Ата, 1984. -348с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., М., 1995.-С.166.
- Орлов Ю.М. Восхождение личности. М., Просвещение, 1991. — 287с.
- Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки к вопросу о позитивизме в праве. Ярославль, 1902. 6с.
- Петровский А.В. Быть личностью. М., Педагогика, 1990. — 629с.
- Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение, 1996. — 629с.
- Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика, № 1994. 13−18с.
- Плахов В.Д. Социальные нормы, философские основания общей теории. -М., 1985.-240с.
- Пинкус А., Манакан А. Практика социальной работы (перевод с английского), М., 1993−223с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., Наука, 1986. — 254с.
- Педагогическая энциклопедия /Под ред. А. Калашникова/, М., «Работник просвещения», 1927. -Т.1. — 1158с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических Вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого/, М., Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
- Происхождение духовности /П.В.Симонов, М. Ершов, Ю. П. Вяземский, -М., Наука, 1989.-350с.
- Прокопец О.Н. Культурные ценности региона средство формирования гражданской позиции личности. Дис. канд.пед.наук., — М., 1995. — 146с.
- Прохоров А.О. Психология самоуправления. Казань, 1997. 93с.
- Прохоров А.О. Методика диагностики психических состояний личности. Казань, 1997. 85с.
- Прохоров А.О. Неравновестные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // вопросы психологии. 1996., № 4, 32−44с.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского, М., Педагогика, 1987.-238с.
- Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., Владос, 1995 — 304с.
- Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии, 1992, № 5. с.12−13.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М, 1996.-525с.
- Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Дис. канд.пед.наук. Ярославль, 1994. — 186с.
- Российская педагогическая энциклопедия./ Гл.ред. В. В. Давыдов., М., Большая русская энциклопедия, 1993. Т.1., — А- М. — 606с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности, М., 1984.-209с.
- Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // вопросы философии. М., 1995, № 8, С.63−72.
- Рубанштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии, М., Издательство АН СССР, 1959. — 354с.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности// Педагогика № 3, 1998. С.24−29.
- Сальников В.П. Правовая культура// Актуальные проблемы теории и практики /Под ред. К. Б. Толкачева и А. Г. Хабибуллина. Уфа, 1995 С.150−151.
- Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. -СПб. 1998,-lOc.
- Сальников В.П. Социалистическая правовая культура: Методологические проблемы. Саратов, 1989.-15с.
- Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и Суд совести. М., 1982.-50с.
- Семенов В.Д. Педагогическое управление взаимодействием школьного коллектива с социальной средой. Дис. док.пед.наук., М., 1987. 439с.
- Семенов В.Д. Народная педагогика как вид духовной культуры общества // Духовное производство и народная культура. Сб. научных трудов, Свердловск, 1988. 130с.
- Сидоркин A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс. Авторефереат. дис. канд.пед.наук., М., 1991. — 171с.
- Синнокова Л.Ю. Правовая культура// Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н. И. Магузова и А. В. Малько, Саратов, 1995. 473с.
- Сироткин Л.Ю. Теория и практика формирования социально-устойчивой личности учащихся. Автореферат дис. док.пед.наук, Казань, 1993. 19с.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. Казань, КГПУ, 1992.
- Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. М., 1992. — 86с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., Наука, 1984.- 161с.
- Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Уч. пособие / Самарский пед. институт, Самара, 1991. 243с.
- Соколова Н.Д. Социально-педагогические основы гуманизации воспитания младших школьников. Дис. док.пед.наук, М., 1993. — 368с.
- Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т., М., Тула, 1993.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избранные пед.соч. В 2-х т. М., 1979. — Т. 1. -С.276 — 339.
- Сухомлинский В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания // Народное образование, 1961, № 10, С. 56.
- Скрябин К.И. Наследство, врученное правнукам // Учительская газета. 1962, 7 июня.
- Соловьев B.C. Оправдание добра. Изд-во, 2-е доп. и испр. М., 1989. -465с.
- Соловьев Э.Ю., И.Кант взаимодополнительность морали и права, — М., 1992.- 189с.
- Соловьева А.Е., Эфендиева А. Г. Опыт разработки монографического исследования нравственной воспитанности студентов // Советская педагогика, № 9, 1981. С.92−98.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов /АПН СССР, М., 1991. — 182с.
- Таланчук Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения (базисная концепция воспитательного процесса в школе).-Казань, 1998.- 135с.
- Теплова Н.А. Право, М., 1997. — 283с.
- Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В. Лазарева, М., Новый юрист, 1997. -432с.
- Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко., М., Зерцало, Теис, 1996. 465с.
- Тихомиров О.В. Пути и условия формирования культуры использования свободного времени подростков: Дис. канд.пед.наук, Орел, 1992 -166с.
- Тимершин Х.А. Теория и практика прав человека.
- Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педа гогика № 6, 1997. С.59−66.
- Трубецкой Е.Н. Общая теория права. Иркутск, 1991, С. 17.
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930. -25с.
- Толстик В.А. Теория права и государства в определениях и схемах. Учебное пособие. Н. Новгород, Нижегородский институт МВД РФ, 1996.- 148с.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр.соч. в 11 т., М., АПН, 1948 — Т.2 — С.426−439.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2., С. 430.
- Философский словарь, М., 1987. — 534.
- Фромм Э. Иметь или быть? / Перевод с английского, М., Прогресс, 1986. — 240с.
- Формирование личности старшеклассников / Под ред. И. В. Дубровиной., М., 1989.-215с.
- Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли. Казань, Таткнигоиз-дат, 1967.-232с.
- Ханбиков Я.И. Народная педагогика. Педагогическая энциклопедия. Т. З, -М., 1966.
- Ханбиков Я.И. Педагог -гуманист // Сов. педагогика, 1998, № 7, С.7−9.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. Казань, Тат-Заря, 1996. — 138с.
- Харисова JI.A. Педагогический потенциал национальной культуры. Казань, Тат-Заря, 1996. — 138с.
- Хакен Г. Синергетика. М., 1980.- 302с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1988.-199с.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.-107 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие 3-е изд., перераб. и до-полн. — М., Юрист, 1997. — 512с.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора Стрекозова, М., 1995. -384с.
- Хузиахметов А.Н. Диалектика соотношения социализации и индивидуализации личности школьника в педагогической теории и практике. Дис. док.пед.наук /КГПУ Казань, 1977.-58с.
- Чичерин A.M. Вопросы философии. М., 1904. — 356с.
- Чинчиков A.M. Правовая культура. Проблемы социологического анализа // Правоведение, 1997, № 4, С. 169.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.
- Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление. Свердовск, 1984.-77с.
- Цыбулевская О.И. Нравственно-гуманистические ориентиры правовой политики государства // Правоведение, 1997, № 4, С. 161.
- Швейдер А. Культура и этика. М., 1973. — 30с.
- Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994. — 319с.
- Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. М., 1982.-147с.
- Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с немецкого, 1986.-С.71.
- Шуркова Н.В. К вопросу о развитии теории нравственного воспитания И Советская педагогика, № 5, 1983. С.87−89.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Автореферат, дис. док.пед.наук. М., 1997. — 36с.
- Шуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. -77с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986 г.
- Bell Р.А., Risher J.D., Loonis R.J. Environmental psychology Philadelphia, 1978.
- Bllom B.S. et al Texonomy of education objectives. Hand book Gognitive Do main.- N-Y.: DAVID MCKAY and K. 1975.
- British journal of special education. London. — № 1 — 1989.
- Callagham G. Locality and Localism // Youth and Policy, December 1992. № 39. — P. 23−33.
- Cannar R. Recherche, en education et en socialization de en fant Paris, 1983.
- Charmion C. Les Sciences humaines et la pedagogic Paris, 1974.
- Carter P. Yeffas A., Smith M. Social Working. Macmillan, 1995.
- Children Today. 1993−1994. Vol. rr № 4.
- Colemamy. Young people in the 1990. S L., 1992
- DanzigerK. Socialization London, 1973.
- Das Argument 80. Zeittschrift fur Philosophie und Sozialwissenschaft — Berlin, 1973.
- Davies B. You and the Condition of Britain. I mages of adolescent Conflict. -L., 1990.
- De BONO E. Six thinning hats. Boston Brown. Co. 1985.
- Dewey J. How we think. Boston: D.C. Heath., 1910.
- Dictionary of education / сотр. By C. Cood. New York, 1973.
- Drugs in the Chicago school system. Was Hilton, 1985.
- Environment 1989 -№ 1,2, 10.253. Esquire, 1987 Dec.
- Family Policy Studies Center L., 1990, № 3
- Hancoch B. School Social work. New Cersy, 1982.
- Hands wirtschaftlich Familie Bildung. — Frankfurt / M., 1970
- Havig hurst R. Society and elucanion. Boston, 1979.
- Inside British Society/ Ed, by G. Caurer., 1987.
- Intentional Annual on educational technology. -London, 1978−79.
- Ittelson W.H., Proshansky N.M., Rivlian L.G. An Introduction to Environmental psychology new York, 1974
- Madigan S., Rous M. Picture memory and visual generation processes // The American journal of Psychology. 1971. — Vol. 87- p. 151−158.
- Maslow A. The Fiches of Unman Nattier. Hermond Worth: Penguin, 1976. -406p.
- Maslow A. Motivation and Personality. N.V., 1954
- Ankinson T.W., Feather. N.T. A theory obi achievement motivation., N.V.1966.
- Yones G. Wallace C. Youth, family and citizen ship. U. 1992.
- Popper R. R, Eccles J.C. The seif and its brain. N 4, Springier, 1977.
- Oxford Review Education. V. 16, N 3. — 1990.
- Social Trends. 1995. Nes-P. 160.
- The Education Digest. 1994. — Jan.
- White G. Socialization. L., 1991.
- Willis P. Common Culture. Open Univ. Press., 1990.
- Young People in the Socialization. MMSC L., 1991.
- Youth Feat, 96 LTP. Oct., 1996.
- Научно-методические труды автора.
- Педагогика. Учебное пособие. Казань 1999. 40 с. (в coaBiv)
- Правоведение: Учебно-методические материалы по управлению самостоятельной работы учащихся (в схемах и определениях). Казань: Изд-во КГТУ. 1998 -30 с.
- Дифференциация условие развивающего обучения. //Сб. трудов научно-практической конференции. — Нижнекамск, 1998. — 3 с. (в соавт.)
- Правоведение: программа и методические указания Казань, 1998. — 13 с.
- Условие совершенствования преподавания общеобразовательных дисциплин. //Сб. трудов научно-практической конференции. Казань: Изд-во КГТУ, 1999. — 1 с.
- Проблема гуманизации образования в техническом вузе //Актуальные проблемы непрерывного образования: Тезисы докладов региональной научно-методической конференции. Казань: Изд-во КГТУ 1999. 1 с.
- Психолого-педагогические средства защиты прав потребителей. //Актуальные проблемы юридических наук: Сб. научных трудов. Выпуск 2 Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ 1998. — 5 с.
- Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей. //Социально-экономические процессы. Республика Татарстан: Сб. научных трудов. Нижнекамск: НМИ. Изд-во Чишмэ, 1998. 33 с. (в соавт.)
- Опорные плакаты ключ к усвоению правоведения. //Сб. трудов научно-практической конференции. — Нижнекамск, 1997.
- Проблема совершенствования трудового права России. //Вестник научных трудов Нижнекамского филиала МГЭИ. Выпуск 1. Часть 1 Нижнекамск: НКФ МГЭИ 1999 -2 с.
- Повышение нравственно-правового потенциала в условиях инновационной школы. //Проблемы нравственно-правовой культуры: материалы научно-практической конференции. Казань: Изд-во КГТУ, 1999 — 1 с.
- Психологический аспект подготовки преподавателя вуза технического профиля. // Молодежь науке будующего: Тезисы и доклады международной молодежной научной конференции. Наб. Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2000 — 1 с. (в соавт.)
- Межпредметный словарь терминов.
- Абстракция (ласт) один из основных процессов умственной деятельности человека, поовстяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные с&ойсгва, стороны или состояния предмета
- Адаптация (лат) приспособление к окружающим условиям.
- Активность всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром
- Ассоциация (лат) связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого.
- Воля способность человека действовать в направлении сознапселы поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
- Гражданство политическая и правовая принзджжностьща конкретному гтюударству.
- Дееспособность гражданина способность своими действиями приобретет, и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности. и исполнять их.
- Деятельность активность субъекта, направленная на изменение мира, ъ- производство или порождение материальной и духовной культуры
- Дидактика область педагогики, иссяеяукхцая закономерности процесс-обучения.
- Закон в широком смысле слова вое нормативно-правовые акты в цепом, вое установленные государством общеобязательные правила
- Зона ближайшего развития расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенке"! самостоятельно и под руководством взрослого (Л. С. Выготский).
- Pfarennacr (латЛ система всех познавательных способностей индивида ощущение- восприятие, память, представление- мышление, воображении
- РЬгериоризация (внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (П Жане- Ж. Пиаже и др.).
- Интеграция восстановление, объединение в одно цегае, упорядочение, структурирование ранее разъединенных явлении, частей какого-либо целэго.
- Информация -знаковая система (текстучебника, речь педагога, программа для ЭВМ).
- Иж юрццическое средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права
- Кодекс единый законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношении.
- Медитация (размышление) интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних, так и внутренних.
- Мотив (лат) побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
- Научение процесс и результат приобретения индивидуального опыта
- Нормативный акт официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом- устанавливает, изменяет или отменяет нормы права
- Нравственность способ регуляции действии человека в обществе с помощью норм.
- Обучение процесс взаимодействия педагога и обучающихся, в ходе которого осуществляются образование, воспитание, развитие.
- Образование процесс и результат овладения обучающимся системой знании, познавательных умении и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных качеств, развития его творческих сил и способностей.
- Организация упорядоченность системы, вызванная внешними по отношению к ней факторами или причинами
- Ориентировочная основа действии система представлении человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия (ПЯ Гальперин).
- Отерация способ выполнения действия.
- ГЬдзгогика наука о воспитании.
- ГЬдзгогичесдсий процесс целостный процесс осуществления воспитания личности
- Педагогическая техноающя алгоритмизированный процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
- Педагогическое правит нормативное требование к деятельности педагога или обучающихся.
- Г^эеподавзЕше деятельность тех, кто обучает.
- Педагогический принцип нормативное положение, базирующееся на познанной педагогической закономерности, характеризующая наиболее острую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем).
- Пареное влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием.
- Правоспособность признаваемая государством способность был" носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
- Цзеступгкние по угаданному кодексу РФ виновно совершенное общественно опасное деяние- запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.
- Цзием элемент метода обучения (фрагмент деятельности).
- ГЪихрлэшя наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
- Развитие спонтанное изменение сложности, упорядоченности, организации каких — либо систем, функционирующих в усгювиях взаимодействия с внешней средой. (ВМ Бойко).
- Релаксация (уменьшение напряжения, ослабление) состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после аильных переживаний или физических усилий.
- Самореализация полное живое и бескорыстное переживание жизни сполным софедоточдаием и погружением в нее, т. е. переживание без подростковой застенчивости.
- Синергетика наука о сомоорганизации.
- Способность индивидуально психологические особенности личности, являющиеся усювием успешного выполнения той или иной деятельности.
- Учение деятельность тех, кто обучается.
- Юриспруденция правоведение, совокупность юридических наук, а также практическая деятельность юриста. так и формы рассмотренк^споров в суде, работу законодательных органов и т. п.
- Правовая культура складывается сингргетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.
- Сочетание знания правовых принципов и конформистских убеждений — мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере.
- Отрывок из журнала «Правоведение» 1998 г. № 7