Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика использования интерактивных обучающих заданий при изучении химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии, методологии, моделирование, системно-структурный подход. Эмпирические методы: анализ нормативных документов по проблеме исследования, образовательного стандарта, программ, учебных пособий, анализ накопленного педагогического опыта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты использования тестов и тестовых заданий в методике преподавания химии
    • 1. 1. Значение тестов и тестовых заданий
    • 1. 2. Требования, предъявляемые при составлении к тестам и тестовым заданиям, принципы отбора содержания
    • 1. 3. Классификации тестов и тестовых заданий
    • 1. 4. Виды интерактивности, возможности использования интерактивных моделей и тестов в процессе обучения
    • 1. 5. Психолого-педагогические особенности применения тестов и тестовых заданий
  • Глава 2. Методика использования интерактивных обучающих заданий в образовательном процессе
    • 2. 1. Возможности применения электронных изданий в преподавании химии
    • 2. 2. Структура интерактивных обучающих заданий
    • 2. 3. Применение интерактивных обучающих заданий в режиме тренажера и контроля
    • 2. 4. Методическая модель применения интерактивных обучающих заданий в образовательном процессе
    • 2. 5. Методика применения интерактивных обучающих заданий на уроках и во внеклассной работе
  • Глава 3. Результаты применения интерактивных обучающих заданий при обучении химии
    • 3. 1. Применение интерактивных обучающих заданий разных форм в образовательном процессе
    • 3. 2. Анализ результатов эксперимента
    • 3. 3. Влияние интерактивных обучающих заданий разных форм на качество знаний
    • 3. 4. Влияние интерактивных обучающих заданий разных форм на прочность знаний
    • 3. 5. Изменения отношения учащихся к изучению химии под влиянием интерактивных обучающих заданий
  • Выводы

Методика использования интерактивных обучающих заданий при изучении химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одна из важных и актуальных задач современного образования — подготовка конкурентоспособной личности. Решение этой задачи невозможно без помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В последнее десятилетие отмечается активное внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, при этом значение ИКТ быстро возрастает не только в сфере образования, но и в любой другой сфере деятельности. В результате реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 г. г.)» [237] практически в каждой школе России создана материальная база для использования ИКТ в образовательном процессе. Успешно реализуются Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002;2010 годы)» [238] и проект «Информатизация системы образования» (ИСО) [185]. Новые подходы к решению важных проблем в методике обучения химии невозможны без применения новых методов и средств, основанных на применении ИКТ [86, 100, 159, 189]. Формирование компетентной развитой личности, способной принимать адекватные самостоятельные решения, имеющей желание постоянно совершенствовать свою подготовку, нельзя осуществить без внесения изменений в методику обучения химии. Эти изменения будут способствовать дальнейшей реализации непрерывности и самостоятельности современного образования, определят его опережающий характер.

На протяжении всей истории развития человечества химия играла и продолжает играть ведущую роль в развитии цивилизации. Однако в последнее время наметилась тенденция недооценки школьного химического образования, что стало отражением негативного отношения некоторой части общества к химической науке. В образовательных учреждениях было ограничено количество часов, отведенных для изучения химии, действующие стандарты в значительной мере ограничили уровень химических знаний представлениями, стало невозможно уделять достаточно времени упражнениям, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки выполнения различных заданий. Из школьной практики в значительной мере ушел химический эксперимент. Все это способствовало уменьшению интереса у учащихся к изучению химии, формированию формального отношения к химическим знаниям, непониманию и накоплению пробелов в знаниях, потере интереса к изучению предмета. Решению названных проблем может способствовать применение новых средств и методов обучения, содействующих пробуждению интереса к учению, самостоятельному поиску и усвоению знаний учащимися, индивидуализации обучения.

Интерактивные обучающие задания (ИОЗ) для обучения химии являются одним из средств, с помощью которых можно разрешить некоторые из перечисленных проблем. ИОЗ способствуют формированию внутренней мотивации учащихся к изучению химии, облегчают поиск и передачу информации, делают обучение более наглядным, способствуют применению деятельностного подхода в образовательном процессе и индивидуализации обучения [9, 12, 15, 205, 248, 254]. В настоящей работе предлагаются возможные варианты применения ИОЗ в образовательном процессе.

В своем исследовании мы опирались на психологические труды Л. С. Выготского [30, 31, 210, 211], П. Я. Гальперина [33, 34, 35, 36, 37], Н. Ф. Талызиной [220, 221, 222, 223], на работы Е. И. Машбица [145, 146, 147], K.M. Шоломий [260, 261, 262], в которых рассмотрены проблемы организации взаимодействия пользователей с обучающими программами.

В работах Г. Вернена, М. Шанона [263], И. Л. Дрижун [61], A.A. Журина [24, 81, 83], В. В. Загорского [84], Л. С. Зазнобиной [86, 87], О. С. Зайцева [88, 89], Т. С. Назаровой [46, 158], Е. С. Полат [159, 166], Л. Ф. Плеуховой [183], И. В. Роберт [194], Л. Л. Чунихииой [255] показаны возможности использования компьютерных программ при изучении химии и других дисциплин, выделены наиболее целесообразные с методической точки зрения области их применения. В исследованиях А. К. Ахлебинина [7,.

8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16], Н. П. Безруковой [22], Г. Я. Ластушкиной [128], H.H. Павловой [175], Т. А. Сергеевой [205, 206], С. Г. Чайкова [247] и др. рассмотрена методика использования компьютерных обучающих программ при изучении отдельных тем курса химии.

Применение тестов и тестовых заданий для обучения химии рассматривали в своих работах B.C. Аванесов [1, 2, 3], A.A. Адаменко [5], А. К. Ахлебинин [13, 99], A.A. Каверина [69, 70, 71, 104, 243], Н. Е. Кузьменко [123, 124], Э. Е. Нифантьев [165], М. С. Пак [173, 174, 175], E.H. Стрельникова [215], В. А. Тарасов [224], М. К. Толетова [226], Г. Сильберман [269], В. Клемм [268]. Совершенствование и рационализацию процесса обучения химии исследовали С. А. Герус [39], М. В. Зуева [94, 95, 96], Р. Г. Иванова [97, 98], Н. Е. Кузнецова [119, 121, 122], Г. М. Чернобельская [250, 251, 252, 253] и многие другие.

В своих работах разные исследователи предлагают возможности применения тестовых заданий для контроля знаний и одновременно обращают внимание на их обучающий потенциал, особенно ярко проявляющийся при самостоятельной работе учащихся, которая является одной из форм обучения химии [1, 2, 3, 5, 99, 112, 213, 236, 254]. Она становится особенно эффективной при рациональной организации учебного процесса, наличии у учащихся достаточных химических знаний, умений и навыков самостоятельной учебной работы и при использовании качественных учебных пособий, в том числе и электронных изданий (ЭИ). Важно и то, какие методы применяются при работе с дидактическими пособиями, так как только те знания становятся в полной мере достоянием обучающегося, которые прошли через его самостоятельную мыслительную деятельность [160, 209, 235, 247, 266].

С развитием материальной базы образовательных учреждений в ходе реализации проекта ИСО применение ЭИ в качестве средств обучения становится все более актуальным [185]. ИКТ рассматривают теперь, прежде всего, как средство увеличения интереса к учению и развития учащихся [8, 9,.

24, 60, 68, 72, 73, 75, 78, 126, 214, 235, 227, 247]. К настоящему времени разработаны и получили широкое распространение ряд ЭИ, которые можно использовать для поддержки если не всего школьного курса химии, то при изучении отдельных тем [82, 92, 142, 240, 241, 242]. Учителя применяют ЭИ в основном как источник информации, берут из них видеофрагменты и фотографии при создании мультимедиа-презентаций, не используя полностью их большой обучающий потенциал, практически не применяя индивидуальную форму обучения при помощи ЭИ. Теоретические аспекты применения ЭИ при обучении химии остаются неразработанными. Важно не только подготовить для учителей и учащихся обучающие ЭИ, но и разработать методику их применения в образовательном процессе. Вышесказанное показывает, насколько актуальной стала проблема разработки методики применения ЭИ в образовательном процессе, в частности при обучении химии [11, 14, 49, 50, 59,114, 126, 187].

В нашем исследовании мы разрабатывали и изучали возможности применения ИОЗ в разных вариантах непосредственно в образовательном процессе или для самообразования.

По нашему мнению, применение ИОЗ в образовательном процессе позволит разрешить противоречия, имеющиеся в практике обучения химии:

— между ограниченным количеством учебных часов, которое отводится на преподавание химии, и достаточно высоким уровнем требований стандарта к знаниям учащихся и связанным с этим увеличением объема самостоятельной работы;

— между значительным числом разработанных ЭИ, предназначенных для изучения химии, и недостаточно разработанной методикой их применения в образовательном процессе;

— между развитой материальной базой образовательных учреждений, предоставляющей возможности для применения ЭИ при обучении химии, и недостаточной готовностью большей части учителей к применению ЭИ на практике.

Выявленные противоречия и определили тему исследования: «Методика использования интерактивных обучающих заданий при изучении химии».

Целью исследования является разработка методики использования интерактивных обучающих заданий для обучения учащихся химии.

Объектом исследования выступает процесс обучения химии с использованием интерактивных обучающих заданий.

Предметом исследования является методика обучения химии при помощи интерактивных обучающих заданий.

Цель, объект и предмет исследования определили его гипотезу: использование интерактивных обучающих заданий в обучении химии увеличит уровень внутренней мотивации учащихся, будет способствовать повышению их интереса к изучению химии, приведет к улучшению качества знаний по химии.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ учебной, методической и научной литературы с целью определения роли и места тестов и тестовых заданий при обучении химии.

2. Уточнить понятие «интерактивное обучающее задание» в теории и методике преподавания химии.

3. Уточнить схему обучения учащихся при помощи интерактивных обучающих заданий.

4. Разработать интерактивные обучающие задания для обучения учащихся химии.

5. Разработать методическую модель применения интерактивных обучающих заданий в образовательном процессе с учетом специфики различных форм организации учебных занятий.

6. Изучить влияние интерактивных обучающих заданий на мотивацию изучения химии, качество усвоения и прочность знаний учащихся по сравнению с другими видами тестовых заданий.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют психологические, педагогические концепции и научно-методические исследования, раскрывающие природу объекта исследования: системный подход к обучению [88, 89, 203, 204, 250, 251], теория поэтапного формирования умственных действий [33, 34, 35, 36, 37, 133, 135, 141], концепция развивающего обучения [30, 53, 54, 55].

При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии, методологии, моделирование, системно-структурный подход. Эмпирические методы: анализ нормативных документов по проблеме исследования, образовательного стандарта, программ, учебных пособий, анализ накопленного педагогического опыта. Экспериментальные методы: наблюдениеанализ личного опыта, интервьюирование, анкетирование и тестированиепедагогический эксперимент с последующей математической обработкой полученных результатов и анализом полученных данных. Математическая обработка результатов производилась при помощи непараметрических методов, которые допускают использование данных педагогического эксперимента, полученных в результате не только количественных, но и качественных измерений с помощью дискретных шкал наименования и порядка.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования (2004 — 2006 гг.) осуществлялись изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследования, учебных программ и пособий по использованию тестовых заданий, методических рекомендаций по применению электронных средств учебного назначения при обучении химии. Были изучены требования к составлению тестовых заданий, их классификации, возможности использования тестовых заданий для обучения химии, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, определить основные цели и задачи. Было выявлено при помощи анкетирования и входного теста, что большинство учащихся испытывают затруднения при изучении химии, имеют низкий уровень знаний и внутренней мотивации, что и определило актуальность исследования.

На втором этапе (2006 — 2008 гг.) были разработаны ИОЗ. Проведено исследование, в ходе которого были определены возможные области их применения в образовательном процессе, выявлено влияние ИОЗ на мотивацию учебной деятельности и эмоциональное состояние учащихся. На основе накопленного опыта разработана методическая модель применения ИОЗ в образовательном процессе и для самостоятельного изучения химии.

На третьем этапе (2008 — 2009 гг.) осуществлен эксперимент, подтвердивший положительное влияние ИОЗ на уровень внутренней мотивации, качество и прочность знаний учащихся. Подведены итоги исследования, выполнена статистическая обработка и завершен анализ полученных экспериментальных данных.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в ФГОУ СПО «Калужский технологический колледж», ГОУ СПО «Калужский государственный машиностроительный колледж» при изучении дисциплины «Химия», на уроках, индивидуально-групповых занятиях и при работе с ИОЗ в домашних условиях отдельными учащимися.

Научная новизна исследования:

— разработана методическая модель обучения учащихся химии с использованием интерактивных обучающих заданий;

— уточнено понятие «интерактивное обучающее задание» в теории и методике преподавания химии;

— показана эффективность использования интерактивных обучающих заданий при обучении химии.

Теоретическая значимость исследования:

— обобщены и систематизированы сведения об использовании тестов и тестовых заданий при изучении химии;

— проанализированы возможные варианты применения интерактивных обучающих заданий для обучения химии.

Практическая значимость исследования:

— разработаны и апробированы интерактивные обучающие задания для изучения химии в образовательных учреждениях общего и среднего специального образования;

— результаты диссертационного исследования могут быть использованы учителями химии при организации образовательного процесса. Авторским.

— результаты диссертационного исследования использованы при разработке учебного модуля «Методика использования цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий при обучении химии в общеобразовательной школе»;

— результаты диссертационного исследования использованы при разработке электронных изданий: «Электронный учебник по химии 8−11 класс» в ходе выполнения гранта НФГЖ и «Химия 9 класс».

На защиту выносятся:

1. Структура интерактивных обучающих заданий, определяющая методику их применения.

2. Методическая модель применения интерактивных обучающих заданий при обучении химии, позволяющая существенно повысить мотивацию к изучению химии и добиться высоких результатов обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в материалах: шестой научно-практической конференции «Использование программных продуктов фирмы „1С“ в учебных заведениях» в г. Москве 31 января — 01 февраля 2006 г.;

— пятой научно-практической конференции филиала Московского государственного университета технологий и управления в г. Калуге «Наука, образование, производство» 3 марта 2006 г.- научно-методической конференции «Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях модернизации профессионального образования», проходившей в г. Калуге на базе ФГОУ СПО «Калужский технологический колледж» 26 мая 2006 г.;

— региональной научно-практической конференции студентов и преподавателей «Практико-ориентированный подход к подготовке специалистов в гуманитарном ВУЗе», пленарное заседание в Калуге, на базе КФ МГЭИ 15 мая 2006 г.- седьмой международной научно-практической конференции «Использование программных продуктов фирмы „1С“ в инновационной деятельности учебных заведений» в г. Москве 30 — 31 января 2007 г.;

— XVII международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании», межрегиональной конференции «Эффективное внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового поколения в учебный процесс», 2007 г.- восьмой международной научно-практической конференции «Использование программных продуктов фирмы „1С“ в инновационной деятельности учебных заведений» в г. Москве 29 — 30 января 2008 г.;

— межвузовской научно-практической конференции «Становление и развитие социальной работы в России и в Калужском регионе» в г. Калуге, 2008 г.- девятой международной научно-практической конференции «Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий 1С» в г. Москве 3−4 февраля 2009 г.;

Российской научно-практической конференции «Научный и гуманитарный потенциал обучения и воспитания» памяти Е. Л. Прасловой в г. Калуге 26 — 27 мая 2009 г.;

— всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в химическом образовании» в г. Челябинске 12−15 октября 2009 г.

Результаты исследования обсуждены также на методическом семинаре, организованном Г. М. Чернобельской, в г. Москве 25 февраля 2009 г.

В период работы над диссертацией опубликовано 13 печатных работ по теме исследования.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложенийона иллюстрирована схемами, таблицами и диаграммами.

Выводы.

Результаты педагогического исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Анализ научной, методической и учебной литературы показал, что тестам и тестовым заданиям придается большое значение, они играют важную роль в образовательном процессе при изучении химии, однако используются они в основном для проверки знаний учащихся. Установлено, что тесты и тестовые задания, предъявляемые с помощью современных средств информационно-коммуникационных технологий, практически не отличаются от тестов на бумажном носителе.

2. Уточнено понятие «интерактивное обучающее задание» в теории и методике преподавания химии, которое представляет собой познавательное задание, имеющее сложную структуру, содержащее конкретную учебную информацию, предлагаемую учащимся при помощи средств информационно-коммуникационных технологий, и предполагающее наличие обратной связи и дополнительных возможностей.

3. Дополнена схема взаимодействия учащегося с интерактивными обучающими заданиями при обучении химии, отражающая варианты действий при различных возможных ответах, показывающая возможности выбора путей получения учебной информации при самостоятельном поиске правильного ответа и коррекции имеющихся знаний в результате самостоятельных действий.

4. Разработаны и апробированы в образовательном процессе разные формы интерактивных обучающих заданий для обучения химии. Проведенное сравнение эффективности открытых и закрытых интерактивных обучающих заданий показало, что применение открытых интерактивных обучающих заданий способствует повышению качества знаний в большей мере, чем применение закрытых ИОЗ.

5. Разработана методическая модель применения интерактивных обучающих заданий в образовательном процессе с учетом специфики различных форм организации учебных занятий, обеспечивающая положительный эффект, выражающийся в возрастании качества знаний учащихся, что подтверждено статистическими данными.

6. Экспериментально подтверждено положительное влияние использования интерактивных обучающих заданий на мотивацию к изучению химии, показано возрастание внутренней мотивации к учению при их использовании.

7. Подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что использование интерактивных обучающих заданий в обучении химии способствует повышению интереса учащихся к изучению химии, приводит к возрастанию качества знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Содержание теста: теоретический анализ / B.C. Аванесов // Химия в школе. — 1994. — № 2. — С. 30 — 37.
  2. , B.C. Композиция тестовых заданий /B.C. Аванесов // Химия в школе. 1993. — № 1. — С. 24 — 28.
  3. , B.C. Тесты в социологическом исследовании / B.C. Аванесов. — М.: Наука, 1982.- 199 с.
  4. , В.П. Контроль знаний доминирующая составляющая образовательного процесса / В. П. Агальцов // Информатика и образование. -2005 -№ 2-С. 94−96.
  5. , A.A. Тестовый контроль знаний / A.A. Адаменко // Химия. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» 2005, 16 — 28 февраля — № 4. — С. 19 — 22.
  6. , А.К. Подсказка как способ активизации мыслительной деятельности учащихся / А. К. Ахлебинин, Т. В. Ахлебинина, М. Г. Горбач, Э. В. Нифантьев // Информатика и образование. 2000. № 3. — С. 53 — 57.
  7. , А.К. Компьютерные программы для обучения решению задач по химии / А. К. Ахлебинин, Л. Г. Лазыкина, A.C. Кракосевич, Э. Е. Нифантьев // Химия в школе. 2002. № 4. — С. 51 — 55.
  8. , А.К. Структура современной компьютерной обучающей программы по химии / А. К. Ахлебинин, Э. Е. Нифантьев // Наука и школа. 1998. № 2. — С. 33 — 37.
  9. , А.К. Формулирование обучающих тестовых заданий по химии для школьных компьютерных программ / А. К. Ахлебинин, Е. А. Туча, Э. Е. Нифантьев // Педагогическая информатика. — 1998. № 2. — С. 8−21.
  10. , А.К. Демонстрационный эксперимент по химии на мультимедийном компьютере / А. К. Ахлебинин, Л. Г. Лазыкина, В. Н. Лихачев, Э. Е. Нифантьев // Химия в школе. 1999. № 5. — С. 56 — 60.
  11. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский- сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  12. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  13. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного: (Метод, основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. , Ю.К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика, 1979.-№ 3.-С. 3−10.
  15. , П.И. Роль дистанционного обучения в создании образовательного пространства / П. И. Барахсанова, A.C. Маркова, A.A. Григорьева // Информатика и образование. 2000. — № 9. — С. 38 — 39.
  16. , Н.П. Использование компьютерных технологий при изучении химической связи / Н. П. Безрукова, A.A. Сыромятников, A.A. Безруков, Е. В. Реди, Н. Д. Изместьева // Химия в школе. 2000. № 2. — С. 41 — 45.
  17. , С.С. Количественные характеристики, единицы и символы в химии / С. С. Бердоносов // Химия в школе. 2000. № 1. — С. 51 — 53.
  18. , Е.А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы / Е. А. Бондаренко, A.A. Журин, И.А. Милютина- под ред. А. А. Журина. М.: ЮНВЕС, 2004. — 416 с.
  19. , А.И. О надежности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа / А. И. Бочкин // Информатика и образование. -2002.-№ 12.-С. 55−60.
  20. , А.И. Об оценке доли знаний с помощью комбинаторных тестов / А. И. Бочкин, Н. С. Вислобокова // Информатика и образование. 2004. — № 11.-С. 66−68.
  21. , П.Д. Обучение химии / П. Д. Васильева, Н. Е. Кузнецова. -СПб.: КАРО, 2003.- 128 с.
  22. , П.М. Готовимся к экзамену по химии: Школа и вуз / П. М. Волович, М. И. Бровко. М.: Айрис-пресс, 2003. — 368 с.
  23. , Н.П. Решение химических задач с использованием компьютера / Н. П. Воскобойникова, Л. В. Галыгина, И. В. Галыгина // Химия в школе. 2000. № 7. — С. 52 — 55.
  24. , JI.C. Избранные психологические исследования / JI.C. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 452 с
  25. , JI.C. Мышление и речь/ JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. -414с.
  26. , О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. Учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2003.-304 с.
  27. , П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
  28. , П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. / П. Я. Гальперин. -М.: Университет: Юрайт, 2000, 329 с.
  29. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин.-М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
  30. , П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом формировании умственных действий, представлений и понятий / П. Я. Гальперин // Вестник Московского университета, 1998. № 2 — С. 4 — 5.
  31. , П.Я. Экспериментальное формирование мышления / П. Я. Гальперин, С. Л. Кобыльницкая. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 101 с.
  32. , H.H. Контрольные и проверочные работы по химии. 10−11 кл.: Метод. Пособие / H.H. Гара, М. В. Зуева. М.: Дрофа, 1997. — 144 с.
  33. , С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003 -160 с.
  34. , B.C. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  35. , О.В. О психолого-педагогических основах химического практикума / О. В. Глазкова, М. К. Клеянкина, О. С. Зайцев // Химия в школе. 1998.-№ 3,-С. 64−66.
  36. , И.З. Модные педагогические увлечения: не впадая в крайности / И. З. Гликман // Химия в школе. 2003. № 1. С. 2 — 5.
  37. , Н.И. Обучающий контроль знаний с использованием ЭВМ / Н. И. Гоголевская, О. Н. Цветкова, И. Ю. Марголина, С. А. Кульбашная // Химия в школе. 1993. — № 1. — с. 28 — 31.
  38. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  39. , A.A. Использование средств обучения на уроках химии / A.A. Грабецкий, J1.C. Зазнобина, Т. С. Назарова. М.: Просвещение, 1988. — 158 с.
  40. , К.Е. Учебные экскурсии: прошлое, настоящее, будущее / К. Е. Грибанова, А. А Журин, А. К. Кирьянова // Химия в школе. 2005. № 8. — С. 66 -72.
  41. , В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе / В. В. Гузеев // Химия в школе. 2003. № 2. — С. 15 — 25.
  42. , В.В. Поколения образовательных технологий: интегральные технологии / В. В. Гузеев // Химия в школе. 2003. № 10. — С. 16−23.
  43. , В.В. Поколения образовательных технологий: технологии образования в глобальном информационном сообществе / В. В. Гузеев // Химия в школе. 2004. № 2. — С. 12 — 18.
  44. , В.В. Структура образовательного процесса, типы и структуры уроков / В. В. Гузеев // Химия в школе. 2002. № 1. — С. 17−24.
  45. , Н.П. Дидактический материал по химии для 10 класса / Н. П. Гузик. Киев: рад. шк., 1984. — 113 с.
  46. , В.В. Виды обобщения в обучении. (Психол. проблемы построения учеб. предметов) / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  47. , В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В.В. Давыдов- АПН СССР М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  48. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
  49. , В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии: Кн. для учителя / В. И. Дайнеко. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  50. , В. Диалоговые обучающие программы и требования к ним / В. Далинер // Информатика и образование. 1988. № 6. — С. 35 — 40.
  51. , А.Г. Оценка качества знаний в системе тематического контроля / А. Г. Данилова // Химия в школе. 2008. № 2. — С. 16 — 20.
  52. , A.C. Компьютерные обучающие программы / A.C. Демушкин, А. И. Кириллов, H.A. Сливина, Е. В. Чубров, А. О. Кривошеев, С. С. Фомин // Информатика и образование. 1995. № 3. — С. 15−22.
  53. , Д.Ю. Интернет в обучении химии / Д. Ю. Добротин, A.A. Журин // Химия в школе. 2001. № 7. — С. 52 — 55.
  54. Дриэ/сун, И. Л. Технические средства обучения в химии: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. Л. Дрижун. М.: Высш. шк. 1989. — 175 с.
  55. , В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  56. , Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. -2002. -№ 2.-С. 42−45.
  57. , С.М. Подготовка учителей и студентов педВУЗов к работе в виртуальной физической лаборатории. (На примере программы «Живая физика».) / С. М. Дунин // XIII Международная конференция
  58. Информационные технологии в образовании", Москва, 16−20 нояб. 2003 г.: Сборник трудов участников конференции. Часть IV. М.: Просвещение, 2003. — С. 44 — 45.
  59. , C.B. Модель адаптивного тестирования на нечетной математике / C.B. Дуплик // Информатика и образование. 2004. — № 11. — С. 57 — 65.
  60. , П.П. Интеллектуальные обучающие программы, формирующие компетентности / П. П. Дьячук // Информатика и образование. 2005. — № 2. -С. 99−101.
  61. , C.B. Методика факультативных занятий по химии: Пособие для учителя / C.B. Дьякович. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  62. , Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе / Ю. Н. Егорова // Информатика и образование. 2004. — № 7. — С. 99 — 101.
  63. Единый государственный экзамен, 2002: контрол. измер. материалы: ХИМИЯ / A.A. Каверина, Д. Ю. Добротин, М. Г. Снастина и др. — М-во образования Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 141 с.
  64. Единый государственный экзамен, 2007. Химия: учеб.-тренировоч. материалы для подгот. учащихся / Федер. ин-т пед. измерений — авт.-сост.: Ю. Н. Медведев, A.A. Каверина, A.C. Корощенко. М.: Интеллект-центр, 2007. — 272 с.
  65. , О.И. Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся / О. И. Елпатова // Химия в школе. 2008. № 7. — С. 20 — 23.
  66. , Т.М. Алгоритмы как инструмент дифференцированного подхода к учащимся / Т. М. Енякова, Ю. С. Кардычко // Химия в школе. 2004. № 1. С. 33−37.
  67. , В. В. Примерное тематическое планирование учебного материала по химии для 9-го класса / В. В. Еремин, Дроздов A.A., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. // Химия в школе. 2005. № 1 С. 15−18, № 2 С. 38−41, № 3 С. 1725, № 4 С. 41−43.
  68. , JI.A. Как мы используем логические схемы / Л. А. Еремина // Химия в школе. 2003. № 3. С. 38 — 40.
  69. , Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении самостоятельной учебной деятельностью студентов / Е. В. Ермолович, A.M. Красниченко // Информатика и образование. 2005. № 2 С. 102−105.
  70. , Ю.М. Примерная программа дисциплины «Химия». (На базе основного общего образования) / Ю. М. Ерохин. — М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. 24 с.
  71. , Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): Учеб. Пособие для средних спец. учебных заведений/ Ю. М. Ерохин, В. И. Фролов. -М.: Высш. шк., 1998. 304 с.
  72. , A.A. Разработка интерактивных средств обучения химии и условия их эффективного использования: автореф. дис.. канд. пед. наук :1300.02 / A.A. Журин- Ин-т общ. сред. образования Рос. акад. образования. М., 1996. — 16 с. — Библиогр.:16с.
  73. , A.A. Уроки химии Кирилла и Мефодия. Мультимедийный компакт-диск / A.A. Журин. Кирилл и Мефодий, 2002.
  74. , A.A. Элементы медиаобразования на уроках химии / A.A. Журин // Химия в школе. 1998. № 1 — С. 22 — 28- № 4 — С — 20 — 26.
  75. , В.В. Интернет-ресурсы для учителя. / В. В. Загорский // Химия в школе. 2003. № 9 с. 2−7.
  76. , Л.С. Экранные пособия на уроках химии: Пособие для учителей / JI.C. Зазнобина. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  77. , О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Зайцев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
  78. , О.С. Системно-структурный подход обучения общей химии / О. С. Зайцев. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 170 с.
  79. , Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков- АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
  80. , Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. М.: Учпедгиз, 1960. — 311 с.
  81. , В.В. Открытая химия 2,5. Мультимедийный компакт-диск / В. В. Зеленцов. ООО Физикон, 2002.
  82. , М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. для учителя / М. В. Зуева. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  83. , М.В. Развитие учащихся при обучении химии. Пособие для учителей / М. В. Зуева. -М.: Просвещение, 1978. 190 с.
  84. , М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии / М. В. Зуева, Б. В. Иванова. М.: Просвещение, 1989.- 157 с.
  85. , Г. В. Работа со слабыми учащимися на практических занятиях / Г. В. Иванова // Химия в школе № 2. 1968. — С. 58 — 59.
  86. , Р.Г. Урок химии в средней школе. Типы, структура уроков химии и самостоятельная работа учащихся / Р. Г. Иванова. М.: Педагогика, 1974.-88 с.
  87. Интерактивные обучающие тестовые задания по химии: Учебное пособие для средних учебных заведений / А. К. Ахлебинин и др. М.: SPLINT, 1997. — 84 с. (В книге было указано 4 автора.)
  88. ЮО.Информатика. Тестовые задания / А. А. Кузнецов и др. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — 496 е.: ил. (В книге было указано 4 автора.)
  89. , А.Г. Система заданий для развития умений рассуждать / А. Г. Иодко, Е. О. Емельянова, A.B. Волков // Химия в школе. 2000. № 7. — С. 11 -19.
  90. Использование учебного оборудования на уроках химии: Пособие для учителей / А. А. Грабецкий, JT. С. Зазнобина, И. Я. Маурина, Т. С. Назарова. -М.: Просвещение, 1979. 141 с.
  91. Итоги ЕГЭ-2005 в Калужской области. Часть 2 / Под ред. Ю. А. Дробышева. Калуга: КГПУ им К. Э. Циолковского, г. Калуга, 2005. — 68 с.
  92. , A.A. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену: ХИМИЯ / A.A. Каверина, Д. Ю. Добротин, A.A. Журин — М-во образования Рос. Федерации. М.: Интеллект-Центр, 2003. — 141 с.
  93. , В.М. Правила практического педагогического тестирования (с примерами по информатике) / В. М. Казиев, К. В. Казиев // Информатика и образование. 2005. — № 9. — С. 80 — 90.
  94. , И.Я. Учить значит развивать / И. Я. Каплунович, С. М. Казанина // Химия в школе. 2003. — № 3. — С. 2 — 5.
  95. , Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Т. Д. Кириллова. М.: Просвещение, 1980. — 110 с.
  96. , Д.М. Методы обучения химии в средней школе. Пособие для учителей / Д. М. Кирюшкин. М.: Просвещение, 1968. — 140 с.
  97. , Д.М. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов / Д. М. Кирюшкин, B.C. Полосин. М.: Просвещение, 1970. -495 с.
  98. , Т.Ю. Диалоговый подход в обучении информатике / Т. Ю. Китаевская // Информатика и образование. 2003. — № 10. — С. 21 — 24.
  99. , П. Справочное руководство по конструированию тестов / П. Кляйн- перевод с англ. Е. П. Савченко. Киев: «ПАН Лтд», 1994. — 288 с.
  100. , И.Н. Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения / И. Н. Ксенофонтова // Химия в школе. 2006. № 3. — С. 15 — 22.
  101. , Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю. А. Конаржевский. -Псков: ПОИПКРО, 1996. 440 с.
  102. , М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения / М. Н. Конев // Химия в школе. 2008. № 5. — С. 12 — 14.
  103. Концепция химического образования двенадцатилетней школы // Химия в школе. 2000. № 2. — С. 8 -12.
  104. , A.C. Контроль знаний по органической химии: 911-е кл. / A.C. Корощенко. М.: ВЛАДОС, 2000. — 110 с.
  105. , О.С. Учет знаний по химии / О. С. Котлярова. 2-е изд., перераб. Д.: Просвещение, 1977. — 136 с.
  106. S.Kpaydep, Н. О различии между линейным и разветвленным программированием: Программированное обучение за рубежом / Н. Краудер. -М.: 1968.-С. 58−67.
  107. , Н.Е. Методика преподавания химии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец / Н. Е. Кузнецова. М.: Просвещение, 1984.-415 с.
  108. , Н.Е. Задачи по химии для абитуриентов: Курс повышенной сложности с компьютерным прил. / Н. Е. Кузьменко, H.H. Магдесиева, В.В. Еремин- под. ред. Н. Е. Кузьменко. М.: Просвещение, 1992. — 191 с.
  109. , B.C. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие / B.C. Кукушкин. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 368 с. (Серия «Педагогическое образование»).
  110. , К.Т. Об использовании компьютера в учебном процессе / К. Т. Купатадзе, A.C. Сванидзе, И. Каматадзе // Химия в школе. 2001. № 7. -С. 55 -56.
  111. , A.A. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1965. — 245 с.
  112. , A.A. Язык и разум человека / A.A. Леонтьев. М.: Политиздат, 1965. — 128 с.
  113. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1972. — 576 с.1Ъ6.Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М: АПН СССР, 1983. Т. — 2. 318 с.
  114. , А.Н. Основы теории речевой деятельности / А.Н. Леонтьев- под ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  115. , Т.Н. Довузовское образование как связующее звено между школой и вузом / Т. Н. Литвинова, Л. Т. Ажипа, Ю. Н. Соловьева // Химия в школе. 2003. № 3. — С. 51−55.
  116. , A.A. От химического образования к междисциплинарному подходу / A.A. Макареня, C.B. Кривых, Л. В. Ишкова // Химия в школе. 2000. № 7. — С. 2 — 6.
  117. , A.A. Методология химии: Пособие для учителя / A.A. Макареня, В. Л. Обухов. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  118. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. М: Просвещение, 1993. — 192 с.
  119. , В.К. Мультимедийная обучающая программа «1С: Репетитор». Химия. / В. К. Матвеев, A.M. Галин
  120. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы) / Е. И. Машбиц. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  121. , Е.И. Диалог в обучающей системе / Е. И. Машбиц, В. В. Андриевская, Е.Ю. Комиссарова- под ред. А. А. Стогния Киев.: Выща шк. Головное изд-во, 1989. — 182 с.
  122. Методика обучения студентов педвузов химическим дисциплинам. Методические рекомендации / под ред. Г. М. Чернобельской. М.: МГПИ им. 1. B. И. Ленина, 1984. 90 с.
  123. Методика обучения химии в средней и высшей школе / под ред. B.C. Полосина М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. — 112 с.
  124. Методология педагогических исследований. Сборник научных трудов / под общей ред.: А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: МПГИ им. В. И. Ленина, 1980.- 171 с.
  125. Методы научно-педагогического исследования. Сборник статей / под ред.: Ю. К. Бабанский, B.C. Ильина. Ростов-на-Дону.: Ростовский-на-Дону ГПИ, 1972.- 171 с.
  126. , М.Г. Психолого-педагогическая диагностика качества знаний / М. Г. Минин, М. С. Михайлова // Химия в школе. 2003. № 3. — С. 22 — 30.
  127. , М.Г. Современный подход к контролю знаний в системе разноуровневого обучения / М. Г. Минин, М. С. Михайлова // Химия в школе. 2000.-№ 1.-С. 47−50.
  128. , Е.Е. Совершенствование умений совершать умственные действия / Е. Е. Минченков // Химия в школе. 2000. № 1 — С. 10 — 16- № 21. C. 19−24- № 3-С. 19−25.
  129. , М.Н. Мультимедийный компакт диск «Химия. Базовый курс 8 -9 й класс» / М. Н. Морозов, С. С. Канатов, В. Э. Цвирко. Лаборатория систем Мультимедиа МарГТУ, Фирма 1С.
  130. , Э.Е. Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии: Кн. для учителя / Э. Е. Нифантьев, М. К. Верзилина, О. С. Котлярова: М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
  131. , Э.Е. Компьютерные модели и их использование в обучении химии / Э. Е. Нифантьев, А. К. Ахлебинин, В. Н. Лихачев // Информатика и образование. 2002. № 7. — С. 77 — 85.
  132. , Э.Е. Химия 10−11: Орган, химия: Учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. Учреждений / Э. Е. Нифантьев, Л. А. Цветков. М.: Просвещение, 1996. — 192 с.
  133. Новое время — новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Москва, Самара: Корпорация «Федоров», 2001 — 264 с.
  134. , В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск / В. Оконь. — М., 1990−381 с.
  135. ПА.Пак, М. С. Алгоритмы в обучении химии / М. С. Пак. — М.: Просвещение, 1993. 63 с.
  136. Пак, М. С. Об использовании интегративно-модульных карточек / М.С.
  137. Пак, А. Н. Ласточкин // Химия в школе. 2001. № 2. — С. 26 — 30.
  138. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. — 608 с. 111 .Петрова, Н.С. О применении алгоритмов при решении расчетных задачпо химии / Н. С. Петрова // Химия в школе. 1982. № 4. — С. 51.
  139. Р.И. Тестовый контроль результатов обучения студентов / Р.И.
  140. Петрова // Проблемы и перспективы развития химического образования:
  141. Материалы Всерос. науч. конф. 29 сент. — 3 окт. 2003 г. — Челябинск: Изд-во
  142. Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. С. 103 — 104.
  143. , Ю.В. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. спец. 5е изд / Ю. В. Плетнер, B.C. Полосин. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  144. , Л.Ф. Компьютерные системы заданий / Л. Ф. Плеухова, Ю. К. Ситников // Информатика и образование. 1999. № 2. — С. 39 — 43.
  145. , A.A. Оразовательная технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников / A.A. Плигин // Химия в школе. 2008. № 1. — С. 27−31.
  146. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия 8−11 кл. / сост. Н. И. Габрусева, C.B. Суматохин. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. 288 с.
  147. Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) (2005−2010 годы) Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 593.
  148. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан- Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 464 с.
  149. , У.К. Учителя и машины / У. К. Ричмонд. М.: Мир, 1968. — 276 с.
  150. , И.В. Какой должна быть обучающая программа? / И. В. Роберт // Информатика и образование. — 1986. — № 2, С. 90—95.
  151. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  152. , H.H. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. Теория и практика / И. Н. Розина. — М.: Логос, 2005. 460 с.
  153. , B.JI. Контроль знаний учащихся: Исследование на материале учебного предмета химии / В. Л. Рысс. М.: Педагогика, 1982. — 81 е., ил.
  154. , С.Т. О месте химии в системе предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла / С. Т. Сатбалдина // Химия в школе. 2004. -№ 1. С. 8 -13.
  155. Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 443 с.
  156. , Т.А. Об обучающих программах для ЭВМ / Т. А. Сергеева // Химия в школе. 1986. № 6. — С. 45 — 48.
  157. , K.P. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшекласников / K.P. Сидоров // Вопросы психологии. 2007. № 3. — С. 149 — 157.
  158. , В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров- под. ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  159. , Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек Я. Скалкова. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  160. , Б.Ф. Наука об учении и искусство обучения: Программированное обучение за рубежом / Б. Ф. Скиннер. М.: 1968. — С. 32 -46.
  161. , В.А. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.
  162. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. — 624 с.
  163. , B.JJ. Из опыта создания системы автоматизированного тестового контроля / B.JI. Смирнова // Химия в школе. 1998. № 4. — С. 43 -45.
  164. , Э.А. Организация самостоятельной работы с учебником / Э. А. Соболева // Химия в школе. 2001. № 9. — С. 39 — 41.
  165. Собрание сочинений: в 6 т. Проблемы общей психологии / JI.C. Выготский- под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2 — 504 с.
  166. Собрание сочинений: в 6 т. Проблемы развития психики / JI.C. Выготский- под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3 — 367с.
  167. , В.В. Методика обучения химии на основе деятельностной теории учения: Учебное пособие / В. В. Сорокин. М.: Изд-во МГУ, 1992. -223 с.
  168. , В.В. Тесты по химии: кн. для учащихся /В.В. Сорокин, Э. Г. Злотников. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. — 223 е.: ил.
  169. Статистический сборник Единый государственный экзамен в Калужской области: результаты Электронный ресурс.- Электронные текстовые данные (1,59 Мб).- Калуга: Министерство образования и науки Калужской области ГУ ОЦИТО, 2009.
  170. , E.H. Составление тестовых заданий по химии: учеб. пособие / E.H. Стрельникова, Т. Г. Михалева — Центр тестирования М-ваобразования Рос. Федерации. М.: Центр тестирования
  171. , Н.Ф. К проблеме управления обучением и воспитанием / Н.Ф. Талызина- под ред. Н. Ф. Талызиной М.: Моск. ун-та, 1970. — 265 с.
  172. , Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. Материалы лекций, прочит, на фак. программир. обучения при Политехническом музее в 1967 г. (Двойной выпуск.) / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1968. — 102 с.
  173. , Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1969. — 133 с.
  174. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психол. основы). 2-е изд., доп. и испр / Н. Ф. Талызина. — М.: Изд-во МГУ, 1984. -344 с.
  175. , В.А. Проектирование компьютерных тестов с открытыми ответами / В. А. Тарасов // Информатика и образование. 2003. — № 1.- С. 72 -76.
  176. Тестовые задания по общей и неорганической химии с решениями и ответами / P.A. Лидин и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г. -230 е.: ил. (В книге было указано 4 автора).
  177. , M.K. Методика тестирования учебных достижений учащихся по химии в средней школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М.К. Толетова- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2001. -19 с.
  178. , В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. — 2-е изд. / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-280 с.
  179. , Ю.Д. Программированное пособие по общей и неорганической химии Для нехим. специальностей вузов. / Ю. Д. Третьяков, О. С. Зайцев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 416 с.
  180. , Г. М. Обучение физике учеников девятого класса в интерактивном режиме. Диалог: «Ученик компьютер» / Г. М. Тульчинская, М. С. Левина. — Калуга, 1994. — 64 с.
  181. , Г. М. Управление учебной деятельностью школьников старших классов в интерактивном режиме через контроль знаний. Задачи -тесты по физике / Г. М. Тульчинская, P.C. Левина. Калуга, 1994. — 56 с.
  182. , М.Е. Делектарность — одна из форм активизации учебного процесса в средней школе. Методическая подготовка учителя физики. Выпуск 1 / М. Е. Тульчинский. Тула, 1977. — с. 48.
  183. , Д.Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / Д. Ю. Усенков // Информатика и образование. 2003. № 6. — С. 93 — 96.
  184. , ТВ. Тестовый само- и взаимоконтроль при изучении нового материала / Т. В. Устинова // Химия в школе. 2005. — № 1. — С. 43 — 45.
  185. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену: ХИМИЯ / A.A. Каверина, Д. Ю. Добротин, A.C. Корощенко, Ю. Н. Медведев — М-во образования Рос. Федерации. М.: Интеллект-Центр, 2004. — 159 с.
  186. , Н.Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода / Н. Р. Файзуллина // Химия в школе. 2003. № 3. -С. 19−21.
  187. , А.Ю. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии: Метод, пособие / А. Ю. Фальковская. М.: Высш. шк., 1990. -64 с.
  188. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630
  189. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002−2010 годы)» Постановление Правительства России от 28 января 2002 года № 65
  190. Химия (8−11 класс). Виртуальная лаборатория. Мультимедийный компакт-диск. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ., 2004 г.
  191. Химия для всех 2000. Мультимедийный компакт-диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. «ТВИК-ЛИРЕК» / А. К. Ахлебинин и др., 2000 г.
  192. Химия: сб. заданий: единый гос. экзамен / A.A. Каверина, Д. Ю. Добротин, A.C. Корощенко, Ю. Н. Медведев. М.: Просвещение: Эксмо, 2006.- 159 с.
  193. , С.Г. Методика обучения учащихся решению химических задач с использованием информационных технологий: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. / С. Г. Чайков. М., 2005.
  194. , Г. М. Что происходит с методами обученияхимии / Г. М. Чернобелъская // Химия в школе. 1997. № 5. — С. 2 — 8.253 .Чернобелъская, Г. М. Организация обучения с использованиемадаптационно-пропедевтической методики / Г. М. Чернобелъская, А.И.
  195. , И.В. Тригубчак // Химия в школе. 2003. № 2. — С. 42 — 46.
  196. , H.H. Тестовые задания и индивидуализация обучения / H.H.
  197. , М.А. Ахметов // Химия в школе. 2001. № 8. — С. 46 — 49.
  198. , JI.JT. О применении компьютерных программ по химии / JI.JI.
  199. Чунихина // Химия в школе. 1989. № 2. — С. 46 — 50.
  200. , A.B. Использование приемов развития мышления при обучении химии / A.B. Шабанов, Г. А. Стрюков // Химия в школе. 1993. № 6.- С. 33 36.
  201. , М.М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения / М. М. Шалашова // Химия в школе. 2008. № 10. -С. 15−21.
  202. , Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе / Н. М. Шахмаев. М.: Педагогика, 1973. -с. 272.
  203. , С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (общие вопросы).: Пособие для учителей / С. Г. Шаповаленко. М.: Учпедгиз, 1963. — 668 с.
  204. ЭВМ помогает химии: Пер. с англ. / Под ред. Г. Вернена, М. Шанона. JL: Химия, 1990. — 384 с.
  205. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989.-560 с. 265 .Яковлева, Т. А. Технология компьютерного моделирования / Т. А. Яковлева // Информатика и образование. 1997. № 5. — С. 39 — 43.
  206. Chou, C.-Y., & Liang, Н.-Т. (2009). Content-Free Computer Supports for Self-Explaining: Modifiable Typing Interface and Prompting. Educational Technology & Society, 12 (1), 121−133.
Заполнить форму текущей работой