Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «коннотация» обозначает уникальный целостный художественный смысл музыкального произведения во всех его аспектах и «переливах» — причем в связи с тем, что этот смысл создает и «обеспечивает». Структура коннотации включает в себя пять аспектов или компонентов: эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный, художественно-образный. Главные свойства коннотации и интонации — это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Коннотация в музыке и педагогике как уникальный идеальный (ментальный) феномен
    • 1. 1. Художественное сознание и его личностный аспект
    • 1. 2. Взаимодействие интонации и коннотации
    • 1. 3. Коннотация в структуре интонации
      • 1. 3. 1. Эмоциональный компонент интонации и коннотации
      • 1. 3. 2. Рациональный компонент
      • 1. 3. 3. Стилевой компонент
      • 1. 3. 4. Образно-ассоциативный компонент
      • 1. 3. 5. Художественный образ как уникальная целостная форма
  • личностного смысла (коннотации)
    • 1. 4. Сущностные свойства коннотации в музыке и педагогике
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогическая модель развития художественного сознания старшего дошкольника на основе метода коннотации
    • 2. 1. Сущность метода коннотации
    • 2. 2. Роль коннотативного аспекта интонации в процессе понимания музыкального текста дошкольниками
      • 2. 2. 1. Язык музыки, музыкальная речь (текст) и коннотация
      • 2. 2. 2. Интонационная сущность и коннотативный аспект музыкальных единиц и их отношений
      • 2. 2. 3. Музыкальная форма, функции музыки и их роль в процессе понимания музыкального текста
    • 2. 3. Программа развития художественного сознания старших дошкольников и ее методические особенности
    • 2. 4. Опытно-поисковая работа по реализации программы и метода коннотации в дошкольном дополнительном образовании
  • Выводы по второй главе

Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время российское общество находится в состоянии серьезных социальных и культурных преобразований. Проблемы выбора социально-культурного ориентира, формирования единой национальной идеи, поиска путей гармоничного взаимодействия личности и общества в новых социально-исторических условиях требуют особого, «глубинного» отношения к вопросам развития личности ребенка в противовес упрощенным, «массовым» проявлениям культуры.

Процесс формирования эстетических и нравственных ценностей ребенка посредством развития художественного сознания способен в значительной степени обеспечить решение сложных проблем детского образования в новых условиях. В рамках художественного сознания всесторонне и комплексно раскрываются эмоциональные, умственные, физические и нравственные потенции личности (в том числе — старшего дошкольника). Интонирование (духовно-душевно-телесное напряжение) является имманентным свойством художественного сознания, непременным условием его функционирования, а личностный аспект интонации и ее непосредственное содержательное следствие — коннотация — наиболее естественным и действенным способом развития художественного сознания ребенка 6−7 лет.

Хоровое пение в лучших своих проявлениях всегда признавалось весьма ценной моделью и средством актуализации личностных и межличностных (социальных) взаимоотношений, осознавалось «великое значение хорового начала в эволюции музыки и общая историко-социальная роль хоровых организаций» (Б.В. Асафьев, М.М. Бахтин). Именно этот музыкальный жанр способен гармонично объединить личностные устремления многих людей в единое, «соборное» целое, поддерживая и поощряя при этом свободу творческого самовыражения каждой личности.

Дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к эффективной и творческой деятельности по формированию собственных знаний, умений и навыков (в том числе в сфере искусства) (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, C.JI. Рубинштейн). В сфере хорового искусства развитие ребенка осуществляется сразу по нескольким направлениям. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие. Но без актуализации и педагогического использования личностного аспекта музыки ребенок не сможет полностью раскрывать свой творческий потенциал, развивать художественное сознание, правильно понимать (исполнять и слушать) музыкальное произведение.

Аксиологический, развивающий и воспитательный потенциал музыки раскрыт в работах видных религиозных деятелей (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст), философов (М.М. Бахтин, Г. Ф. Гегель, Платон, Ж. Ж. Руссо, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр), эстетиков (JI.A. Закс, М. С. Каган, С.Х. Раппопорт), психологов (П.П. Блонский, Б. Я. Вяткин, H.A. Гарбузов, Л. Я. Дорфман, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, Б.Л. Яворский), музыковедов (Б.В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е.В. На-зайкинский, А.Н. Сохор), музыкантов-педагов (О. А. Апраксина, H.A. Ветлугина, М. И. Глинка, Л. Г. Дмитриева, В. Л. Живов, А. Ф. Лобова, Г. Г. Нейгауз, В.Г. Ражни-ков, П. Г. Чесноков, В. Н. Шацкая, Г. П. Стулова), специалистов в сфере дошкольного музыкального образования (В.А. Дмитриев, O.A. Дрень, Л.В. Сусленкова).

Однако анализ научной, научно-методической литературы и наблюдение за процессами, происходящими в сфере музыкального творчества, музыкального образования выявили некоторые противоречия между:

— объективной потребностью общества в культурной и творческой личности и легким, развлекательным отношением значительной части его к музыкальному искусству;

— потребностью личности в высококачественном музыкальном материале и музыкально-педагогическом обеспечении образовательного процесса и недостаточном предложении такого материала со стороны общественных и музыкальных структур;

— необходимостью содержательного подхода к процессу музыкального образования и отсутствием конкретных образовательных программ и методов, направленных именно на содержательное постижение музыки ребенком.

Выявленные противоречия позволили обнаружить и сформулировать проблему исследования: определение педагогических условий развития художественного сознания старшего дошкольника и разработка педагогической модели развития художественного сознания на основе музыкальной коннотации.

Цель исследования — теоретически обосновать необходимость применения коннотации в процессе развития художественного сознания старшего дошкольника и экспериментально проверить практическую значимость метода коннотации как конкретного инструмента раскрытия творческого потенциала ребенка.

Объект исследования — процесс художественно-эстетического (музыкального) развития ребенка.

Предмет исследования — коннотация в музыкальной педагогике как средство развития художественного сознания личности.

Гипотеза исследования. Коннотация обеспечит развитие художественного сознания ребенка в процессе музыкального образования, если:

— на основании коннотации будет построен метод развития художественного сознания старшего дошкольника;

— применение коннотации в музыкальном образовании будет ориентировано на личностный и надындивидуальный (общий) аспекты художественного сознания;

— метод коннотации будет осуществляться в процессе живого интонирования (слушания и исполнения) хорового произведения;

— старшему дошкольнику будут созданы условия для свободного выражения своих творческих возможностей — коннотирования авторского музыкального текста.

На основании поставленной цели и предложенной гипотезы исследования определены следующие задачи:

1. Обозначить сущность понятия «коннотация» в контексте ее функционирования в музыке и педагогике и конкретизировать понятие «музыкальная интонация» путем его соотнесения с понятием «коннотация».

2. Выявить роль коннотации в музыкальном языке / речи и определить значение и роль коннотации в процессе становления художественного сознания личности старшего дошкольника.

3. Разработать педагогическую модель развития художественного сознания и обосновать метод коннотации в дошкольном музыкальном образовании.

4. Разработать и апробировать программу развития художественного сознания у детей старшего дошкольного возраста.

5. Обосновать критерии, показатели и уровни развития художественного сознания старшего дошкольника, разработать диагностику и провести опытно-поисковую работу по определению результативности метода коннотации.

Методологическую основу исследования составляют системный и личностный подходы к рассмотрению гуманитарных объектов. Проблематика настоящего исследования требует междисциплинарного взгляда на поставленные цели и задачи (А.Ф. Еремеев), поэтому в базовый, системно-личностный подход в качестве основных включаются положения европейской (христианской) культурно-исторической традиции о человеке как свободной и творческой личности (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст), положения философии о человеке как о высшей ценности общества (М.С. Каган), теория ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, C.JI. Рубинштейн), некоторые положения семиотики о коннотативных аспектах текстовых значений (Р. Барт, Г.-Г. Гадамер, У. Эко), лингвистические и психолингвистические воззрения на проблемы понимания языка и текста (М.М. Бахтин, A.A. Бода-лев, Э. Сепир и Б. Уорф, A.A. Леонтьев), теоретические положения эстетики о художественном сознании (Л.А. Закс, С.Х. Раппопорт), главные идеи теории интонации (Б.В. Асафьев, Л.А. Закс), современные представления музыковедения о содержательности музыкального тона (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский), теоретические положения музыкальной педагогики в этом направлении (М.И. Глинка, В. Л. Живов, В. В. Медушевский, Г. П. Стулова, П.Г. Чесноков), положения о сущности и функциях педагогической диагностики (К. Ингенкамп, Л.В. Моисеева).

Методы исследования. Отбор методов исследования обусловлен объектом, предметом, целью и задачами исследования: системный и личностный подходы к гуманитарным объектам, сравнительный анализ научно-теоретической литературы, интонационно-смысловой и структурно-семантический анализ текста, методы эмпирического исследования (наблюдения, беседы с детьми, опрос, опытно-поисковая деятельность, самонаблюдение).

Базой экспериментального исследования явились учреждения дополнительного образования ДХМШ № 4, ДМШ № 6, ДШИ № 2, а также МОУ средняя общеобразовательная школа № 165 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе принимали участие 42 ребенка и 1 преподаватель.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1992;1998), опытно-поисковом, выявлены показатели и уровни понимания детьми авторского музыкального текста, определена и апробирована совокупность педагогических условий развития художественного сознания ребенка.

На втором этапе (1998;2000), теоретико-организационном, осуществлены изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, была сформулирована тема работы, выявлена цель, поставлены задачи исследования, окончательно оформлен метод.

На третьем этапе (2000;2003), итогово-аналитическом, обработаны результаты первых двух этапов исследования, систематизированы выводы, оформлена диссертация в целом.

Научная новизна исследования:

— в музыкальной педагогике использован подход к процессу развития творческой личности ребенка, основанный на дополнительных, коннотативных значениях авторского текста;

— обозначены роль и значение коннотации в музыкальном языке и речи как феномена и средства, способствующего развитию художественного сознания старшего дошкольника;

— в методике преподавания музыки применена коннотация как метод понимания (исполнения, слушания) — интонирования авторского текста;

— в музыкальном произведении как художественном объекте, в его внутренней форме выделена особая составляющая — коннотацияопределены и описаны ее структура: эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и художественно-образный компонентысвойства: уникальность, неповторимость, подвижность, многообразие, целостность и другиефункции: семантическая, коммуникативная, проясняющая, эвристическая;

— в музыкально-педагогический, музыковедческий и эстетический научный обиход введено новое понятие и термин «коннотация» — уникальный целостный смысл музыкального произведения;

— определены критерии понимания музыки ребенком: интонирование и кон-нотирование авторского текстапоказатели уровня развития художественного сознания: эмоциональное, эмоционально-мыслительное и художественно-образное понимание (исполнение музыки или вербальное высказывание) — уровни развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста: поверхностный, глубинный и творческий.

Теоретическое значение работы заключается в выявлении и анализе существования, структуры и роли дополнительных (исполнительских и слушательских) значений авторского музыкального текста — коннотации, ее осмыслении как необходимой содержательной и методологической составляющей процесса развития художественного сознания старшего дошкольника.

Практическая значимость исследования заключается в формулировании и апробации методики, не требующей дополнительных материальных затрат, в ее доступности широкому кругу преподавателей и обучающихся, в возможном использовании данной методики не только в музыкальном, но и в художественноэстетическом образовании, в педагогике в целом. Метод коннотации существенно помогает ребенку понять музыкальный язык, музыкальную речь, музыкальный текст средствами того же музыкального языка, музыкальной речи и музыкального текста, достаточно быстро сформировать специальные умения и навыки, поощряя при этом творческую свободу личности. Метод коннотации стимулирует процесс межличностного общения и понимания, используя при этом единую творческую природу человека — и взрослого, и ребенка. Практическая значимость работы подтверждается разработкой, апробированием и внедрением в учебно-воспитательный процесс научно-методического пособия «Метод коннотации как средство развития художественного сознания старшего дошкольника», авторской программы «Хоровое пение и постановка (воспитание) певческого голоса», авторской программы «Постановка (воспитание) речевого голоса», диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень понимания (слушания и исполнения) авторского текста. Материалы исследования используются в ДМШ № 6, ДТТТИ № 2, ДШИ № 4, ДШИ № 6 г. Екатеринбурга, ДМШ № 2 г. Полевского, на подготовительных отделениях средних общеобразовательных школ №№ 85, 109, 120, 140, 152 г. Екатеринбурга. Результаты исследования могут использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическим обоснованием теоретических положений исследования, системой методов, адекватных содержанию исследуемого материала, проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, многолетней работой соискателя с детьми дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, со студентами педагогического вуза и слушателями курсов повышения квалификации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе работы автора в качестве преподавателя хоровых дисциплин в учреждениях дополнительного образования, директора детской хоровой музыкальной школы, в организации и проведении научно-практической конференции на тему «Теория коннотации и метод дополнительного содержания в работе над хоровым произведением» (г. Екатеринбург, 1998), в выступлениях на 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 2001), в обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры УрГУ, кафедры риторики и культуры речи УрГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коннотация как уникальный целостный художественный смысл музыкального произведения является неотъемлемым компонентом внутренней формы музыки (интонации). Коннотация дополняет и изменяет музыку, в частности авторский текст, и придает ей особый, личностный оттенок. Коннотативный аспект интонации включает в себя эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и художественно-образный компоненты.

2. Музыкальный язык и музыкальная речь (текст) запрограммированы на восприятие и понимание музыки слушателем или исполнителем, в том числе ребенком дошкольного возраста, но подлинное понимание авторского текста возможно только с помощью коннотации. Художественное сознание старшего дошкольника полноценно развивается благодаря обязательному использованию коннота-тивного (личностного) аспекта интонирования (слушания и исполнения) музыкального произведения. Высокий, творческий уровень художественного сознания старшего дошкольника подразумевает художественно-образное освоение музыки ребенком, выражаемое в интонировании им музыки, а, в конечном счете, в его собственной интерпретации.

3. Педагогическая модель, основанная на использовании коннотации и включающая в себя метод, направленный на подлинное, личностное понимание дошкольником музыкального (хорового) произведения в процессе слушания или исполнения (интонирования) музыки, программу развития художественного сознания дошкольника в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка и специальную диагностику, способствует развитию художественного сознания старшего дошкольника. Педагогический результат исследования можно оценить как положительный: у детей экспериментальной группы значительно вырос интерес к музыкальным занятиям, повысилась эмоциональная и мыслительная культура, сформировались основы исполнительских умений и навыков, что свидетельствует о достаточно высоком художественно-развивающем потенциале предложенного в работе «метода коннотации».

Структура и содержание исследования.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначаются объект, предмет, цель и задачи, выдвигается гипотеза, излагается теоретическая и методологическая база, а также новизна, теоретическая и практическая значимость работы, этапы исследования. В первой главе дается определение коннотации, обосновывается существование коннотации как неотъемлемой составляющей внутренней формы музыки — интонации, определяется ее место и роль в системе музыки и в процессе музыкального образования, описываются ее структура и свойства. Во второй главе раскрывается содержание метода коннотации, определяется значение и роль коннотативного аспекта музыкальных средств и функций в процессе развития художественного сознания ребенка, предлагается учебная программа для детей старшего дошкольного возраста, описывается специальная диагностика и приводятся результаты опытно-поисковой работы. В заключении подводятся краткие итоги диссертационного исследования, обобщаются основные идеи и формулируются выводы, вытекающие из теоретической и опытно-поисковой работы.

Список литературы

содержит 205 источников, имеется приложение и список сокращений.

Выводы по второй главе Педагогическая модель, основанная на использовании коннотации и включающая в себя метод, направленный на подлинное, личностное понимание дошкольником музыкального (хорового) произведения (языка музыки) в процессе слушания или исполнения (интонирования), программу развития художественного сознания дошкольника в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка, а также специальную диагностику, способствует развитию художественного сознания старшего дошкольника.

Заключение

.

Взаимонаправленный двусторонний процесс авторского интонирования и слушательского или исполнительского отношения к нему («коннотирования») -результат взаимодействия двух текстов — имеет под собой единый фундамент: духовно-душевно-органическое единство личности как композитора, так и исполнителя, слушателя.

Значение педагогической модели развития художественного сознания старшего дошкольника заключается в использовании взаимного интереса, потребности личностей в высказывании, в общении друг с другом, в понимании друг друга, в использовании единой творческой природы человека — и взрослого, и ребенка. Метод коннотации, его программное обеспечение и специальная диагностика призваны помочь ребенку понять музыкальный язык, музыкальную речь, музыкальный текст средствами того же музыкального языка, музыкальной речи и музыкального текста, поощряя при этом творческую свободу личности. Метод коннотации, его программное обеспечение, специальная диагностика и результаты опытно-поисковой работы подтвердили действенность использования коннотации в процессе развития художественного сознания старшего дошкольника.

Педагогические возможности метода конотации позволяют в значительной степени стимулировать процесс развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста. Коннотация как неотъемлемый компонент живого интонирования объекта (в данном исследовании — музыкального произведения) способствует комплексному и гармоничному формированию необходимых музыкальных знаний, умений и навыков ребенка.

Результаты проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Художественное сознание постоянно обнаруживает во всех звеньях своей сложнейшей структуры личностную «особость» и неповторимость. Неповторимость личностного начала выражается в интонационности как специфической форме художественного, духовно-душевно-телесного «высказывания» субъекта, личности. Сутью коннотации и ее первым истоком нужно считать ценностную содержательность искусства и свободу творческой личности, свободу индивидуального художественного сознания. Эта свобода постоянно раздвигает границы надындивидуального художественного сознания.

2. Понятие «коннотация» обозначает уникальный целостный художественный смысл музыкального произведения во всех его аспектах и «переливах» — причем в связи с тем, что этот смысл создает и «обеспечивает». Структура коннотации включает в себя пять аспектов или компонентов: эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный, художественно-образный. Главные свойства коннотации и интонации — это свойства художественного образа. Интонация включает в себя три уровня оснований и одновременно три компонента художественной психики: уровень высших духовно-культурных способностей и потребностей, уровень элементарных общих сознательно-психических способностей и процессов, уровень бессознательных психосоматических способностей и процессов. В основе искусства лежат эти три составляющие художественной психики, они пронизаны особым напряжением-переживанием, переживанием личностным и неповторимым.

3. Особенности музыкального языка / речи и их функционирования заключаются в том, что значений меньше, чем способов их выражения. Эта избыточность способов выражения (коннотация) в какой-то мере изменяет музыкальный язык (речь) во всех звеньях его структуры, дополняет музыкальный текст новыми, личностными смыслами и в значительной степени способствует развитию художественного сознания.

4. В основе предлагаемого педагогического подхода к процессу понимания (восприятия или исполнения) музыкального произведения, к процессу развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста лежит структура и функции авторского музыкального текста (языка / речи), с одной стороны, и коннотативнный аспект его интонирования — с другой.

5. Педагогическая модель, основанная на применении коннотации в процессе развития художественного сознания ребенка, включает в себя метод коннотации, авторскую программу и специальную диагностику, выявляющую уровни развития художественного сознания. Критериями развития художественного сознания ребенка являются интонирование и коннотирование им музыкального произведения (художественный образ) — показателем уровня развития художественного сознания служит потребность дошкольника в интонировании музыки, выражаемая в эмоциональном (понимание значения музыки), в эмоционально-мыслительном (понимание значения и смысла музыки), в художественно-образном исполнении (привнесении личностного смысла — подлинном понимании музыки) или в вербальном высказыванииуровни развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста определяются как поверхностный, глубинный и творческий.

Результаты проведенного исследования заключаются в выявлении и переосмыслении дополнительных (исполнительских и слушательских) значений авторского музыкального текста — коннотации — как необходимой составляющей процесса развития художественного сознания старшего дошкольникав достаточно успешном применении метода, не требующего дополнительных материальных затрат, в его доступности широкому кругу преподавателей и обучающихсяв возможном использовании данного метода не только в музыкальном, но и в художественно-эстетическом образовании, в педагогике в целом, а также в решении некоторых теоретических и практических проблем культуры устной речи, лингвистики, семиологии, эстетики. Применение коннотации в процессе развития художественного сознания повышает уровень межличностного общения и понимания. При этом используется творческая природа человека — и взрослого, и ребенка. Развитие художественного сознания при необходимых педагогических условиях обеспечивает процесс становления полноценной и всесторонне развитой личности.

Старший дошкольный возраст является весьма благоприятным периодом детства для художественно-эстетического развития личности, но надо признать целесообразность и необходимость использования коннотации в процессе формирования художественного сознания и на более ранних стадиях развития ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Юрлов. Сб. статей, материалов, воспоминаний / Сост. И. Б. Марисова. — М.: Советский композитор, 1983. — 200с.
  2. А.Б. Значение и смысл художественного слова. // В сб. Значение и смысл слова. / Под ред. Д. Э. Розенталя. М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 8 — 22.
  3. А.И. Дирижер-хормейстер. Д.: Музыка, 1976. — 160с.
  4. O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 222с.
  5. O.A. Методика развития детского голоса: Учеб. пособие / Отв. ред. Т. П. Стулова. М., 1983. — 96с.
  6. М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 343с.
  7. А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989. — 176с.
  8. .В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 376с.
  9. .В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. -216с.
  10. .В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. — 216с.
  11. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. / Сост. общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. — 616с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. -424с.
  13. Ю.А. О культурном коннотативном компоненте лексики. // В сб. Язык: система и функционирование. М.: Наука, 1988. — 272с.
  14. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -424с.
  15. М. В. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга // Музыкальное воспитание в школе. 1976. № 2. С. 22 30.
  16. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 685с.
  17. Я. Беседы о церковном пении // В сб. О церковном пении / Сост. О. В. Лада.- М.: Лодья, 2001, 2001. С. 119 135.
  18. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187с.
  19. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 350с.
  20. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  21. В.Г. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2000. — 29с.
  22. Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2001. — 460с.
  23. В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983.-400с.
  24. В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. Л.: Музыка, 1991.-118с.
  25. Васина-Гроссман В. А. Мастера советского романса: Исследование. М.: Музыка, 1968.-319с.
  26. Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576с.
  27. Л.А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи (новые темы в программах для школы и вуза). Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -480с.
  28. А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки словесной культуры, 2001. -272с.
  29. H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.-240с.
  30. H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воапита-ния в детском саду. Учеб. пособие для студент. Пед. институтов. М.: Просвещение, 1983. — 255с.
  31. Воспитание музыкой. Из опыта работы. / Сост. Т. Е. Вендрова, И.В. Пига-рева. М.: Просвещение, 1991. — 203с.
  32. JI.C. Психология искусства. Мн.: Современное слово, 1998. -480с.
  33. Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367с.
  34. Э. О музыкально-прекрасном: опыт поверки музыкальной эстетики. -М.: Музыкальная торговля Н. Юргенсона, 1895. -181с.
  35. Г. Сочинения. М., 1938. Т. XII. Лекции по эстетике. Кн. I. — 472с.
  36. Г. Сочинения. М., 1940. Т. XIII. Лекции по эстетике. Кн. П. -364с.
  37. Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995. -336с.
  38. Глинка M. JL Записки. М.: Музыка, 1988. — 222с.
  39. Е.М. Композиторы «Могучей кучки». М.: Музыка, 1985. -447с.
  40. Д.П., Ивин A.A., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике. -М.: Просвещение, 1991. 208с.
  41. Ю.С. Г.Я. Ломакин: Дирижер. Композитор. Учитель. М.: Музыка, 1984.-231с.
  42. Р.Л. Всеобщая история музыки. М.: Музгиз, 1960. — 488с.
  43. B.B. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  44. . Логика смысла. М.: Академия, 1995. — 299с.
  45. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. -М.: Педагогика, 1978. -248с.
  46. Г. А. Хороведение и управление хором. М.: Музгиз, 1957. -106с.
  47. В.А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 23с.
  48. Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 239с.
  49. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
  50. K.M. Эстетика Д. Лукача. М.: Знание, 1988. — 64с.
  51. М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ./ Под ред. В. И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1985. 192с.
  52. Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. — 424с.
  53. Л .Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 101−106.
  54. O.E. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. 22с.
  55. М.С. Игорь Стравинский. Л.: Советский композитор, 1982. -248с.
  56. М.С. Избранное. Монографии. Статьи. М.: Советский композитор, 1981.-С. 300−302.
  57. М.С. Пассионы и мессы Баха. Л.: Музыка, 1976. — 168с.
  58. О.М. Воображение дошкольников. М.: Знание, 1986. — 96с.
  59. A.A. Теория и практика работы с хором. М.- JI.: Музгиз, 1951. -238с.
  60. В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Серия «Мир медицины». — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 192с.
  61. В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. М.: Музыка, 1987.-95с.
  62. А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. — 160с.
  63. Л.А. Художественное сознание. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.-212с.
  64. A.B. Избр. психолог, труды: В 2 т. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. Т.1. — 320с.
  65. .Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973. -320с.
  66. А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-304с.
  67. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2000.-200с.
  68. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. — 264с.
  69. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 206с.
  70. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -238с.
  71. Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования / Под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1988. — 354с.
  72. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -206с.
  73. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. — 767с.
  74. И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. — 564с.
  75. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: 1989. — 261с.
  76. А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. -М.: Музгиз, 1961.-91с.
  77. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. — 288с.
  78. М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993. -224с.
  79. И.Ф. Педагогический опыт A.C. Макаренко: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 159с.
  80. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-416с.
  81. И.П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Диамант, 1992. — 320с.
  82. В.И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. — 300с.
  83. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — 223с.
  84. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544с.
  85. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. М.: Флинта: Наука, 1998. — 136с.
  86. Э. В защиту композитора: альфа и омега интерпретации. М.: Музыка, 1988. — 303с.
  87. П.П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. — 282с.
  88. O.E., Келдыш Ю. В., Кандинский А. И. История русской музыки. М.: Музыка, 1973. T.I. — 596с.
  89. A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287с.
  90. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685с.
  91. А.Ф. Аудиальное развитие детей: Учебное пособие для педагогов. -Екатеринбург, 1999. 160с.
  92. М. За роялем с Габриэлем Форе // В сб. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. -М.: Музыка, 1981. С. 15 37.
  93. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 175с.
  94. М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 248с.
  95. А.К. Сб. ПГ., 1916. С. 68, 209.
  96. Л.Р. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991. — 80с.
  97. O.E. Разговор о Данте. М.: Искусство, 1967. — 88с.
  98. В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. РИО федер. арх: Русские огни, 1994. — 240с.
  99. Н.В. Хоровое пение. Учебное пособие по «Хороведению». Изд-во во имя святого князя Александра Невского (отпечатано в г. Электросталь), 1998.-287с.
  100. В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. — 267с.
  101. B.B. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. № 3. С. 30 39.
  102. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253с.
  103. В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980. № 9. С. 39−48.
  104. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96с.
  105. А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 95с,
  106. М.К. Стиль в музыке. Исследование. JL: Музыка, 1981. — 261с.
  107. М.К. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. — 288с.
  108. Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: Кн. для учителя. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. унта, 1996. — 166с.
  109. В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967. — 204с.
  110. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672с.
  111. М.П. Письма. М.: Музыка, 1984. — 446с.
  112. Т.Ф. Гармония: Учебник. М.: Музыка, 1981. — 295с.
  113. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254с.
  114. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1982. — 300с.
  115. Е.Е. Размышления о профессии. М.: Искусство, 1985. — 184с.
  116. A.B. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х веков. // В сб. О церковном пении / Сост. О. В. Лада. М.: Талан, 1997. — С. 27−61.
  117. Т.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: АРКТИ, 2000. 202с.
  118. O.A. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2002. 23с.
  119. В.Ф. Избранные статьи. М. — Л.: ГМИ, 1951. — 118с.
  120. С.И. Словарь русского языка. Русский язык, 1990. — 921с.
  121. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984. — 302с.
  122. И.И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования. / Сост. Л. Михеева. Л.: Советский композитор, 1978. — 312с.
  123. .И. Понимать музыку может каждый. Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1960. — 48с.
  124. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. A.A. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998.-312с.
  125. Н.К. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966.-224с.
  126. В.И. Музыкальная психология. -М.: Пассим, 1994. 340с.
  127. В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 176с.
  128. И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. -М.: Лабиринт, 1996. 176с.
  129. K.K. Руководство хором. М.: Музыка, 1964. — 220с.
  130. .А. Ступени профессии. М.: Всерос. театр, об-во, 1984. -344с.
  131. М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Советский писатель, 1978. — 448с.
  132. Протоиерей Вознесенский И. Общедоступные чтения о церковном пении // В сб. О церковном пении / Сост. О. В. Лада. М.: Лодья, 2001. — С. 8 -25.
  133. Вл.В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989.-90с.
  134. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141с.
  135. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.
  136. В.Г. Школа настроения методика развития художественного сознания // Искусство в школе. 1983. № 1. С. 29 — 32.
  137. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. — 160с.
  138. С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. — 237с.
  139. Римский-Корсаков H.A. «Снегурочка» весенняя сказка. Тематический разбор.-М., 1954.-С. И, 16.
  140. В.П. Учись понимать музыку. М.: Советская Россия, 1960. -60с.
  141. А. Дни моей молодости // В сб. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. М.: Музыка, 1981. С. 111 — 166.
  142. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — С. 393 — 395.
  143. С.Л. Основы общей психологии: СПб. и др.: Питер, 2000. -712с.
  144. С.Л. Человек и мир: В 2 т. М.: Наука, 1997. Т.2. — 189с.
  145. .Ж. Избр.соч.: В 3 Т. М.: Гос. лит. издат., 1961. Т.1. — 815с.
  146. Св. Иоанн Златоуст. Для чего употребляется пение (из Беседы на 41-й псалом) // В сб. О церковном пении / Сост. О. В. Лада. М.: Лодья, 2001. — С. 3−7.
  147. Семиотика и искусствометрия / Сост. и ред. Ю. М. Лотмана и В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. — 364с.
  148. Э. Язык. Введение в изучение речи. М.- Л.: Соцэкгиз, 1934. -223с.
  149. A.A. Воспитание детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1950. -112с.
  150. А.Н. Избранные статьи. М. — Л.: ГМИ, 1950. T.I. — 626с.
  151. А.Н. Избранные статьи. М.: ГМИ, 1957. T. II. — 732с.
  152. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160с.
  153. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. — 344с.
  154. Современный русский язык. / Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1989. — 800с.
  155. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. — 740с.
  156. В.Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. — 228с.
  157. Соловцов A.A. H.A. Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1984. — 400с.
  158. Ф. Курс общей лингвистики. // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 31 -273.
  159. Спутник музыканта. Л.: Музыка, 1969. — 400с.
  160. Станиславский реформатор оперного искусства. Материалы и документы. — М.: Музыка, 1985. — 384с.
  161. В.В. Собрание сочинений, 1906. T.IV. С. 237.
  162. X. Приручи своих драконов. СПб.: Питер, 2002. — 472с.
  163. Г. А. Школьный хор: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 191с.
  164. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ худож. воспитанияРедкол.: Е. П. Крупник (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1989. — 126с.
  165. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. — 270с.
  166. Г. П. Хоровой класс. Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. — 125с.
  167. А.М. Русская мысль о музыке 1895 1917. — JI.: Музыка, 1980. -256с.
  168. А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск: Бел. Фонд Сороса, 1996. — 287с.
  169. Л.В. Развитие фонационных коммуникативно-речевых умений старших дошкольников в процессе музыкального воспитания: Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 22с.
  170. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. — 288с.
  171. Л.Н. Что такое искусство?. М.: Современник, 1985. — 592с.
  172. Г. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1997.- 188с.
  173. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6−7 лет / Сост. Орлова Т. М., Бекина С. И. М.: Просвещение, 1988. — 142с.
  174. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1978. -590с.
  175. П.В., Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания. СПб.: Лань, 2000. — 224с.
  176. В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983. — 276с.
  177. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерфакс, 1994. — 374с.
  178. П.И. Музыкально-критические статьи. JL: Музыка, 1986. -365с.
  179. Человек текст — культура. Коллект. Монография / Под ред. H.A. Купиной, Т. В. Матвеевой. — Екатеринбург, 1994. — 235с.
  180. П.Г. Хор и управление им. М.: Музгиз, 1961. — 240с.
  181. А.П. Структурный и когнитивный аспекты исследования метафорического моделирования (регулярной многозначности) // В сб. Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т.6. Екатеринбург, 2001. С. 38 — 53.
  182. И.И. Гуманитарный потенциал математики. Пермь: 1997. — 48с.
  183. Ф.И. Страницы из моей жизни. Фрунзе: Адабият, 1991. — 512с.
  184. Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: Кн. для внеклас. чтения учащихся 8−10 кл. сред. шк. М.: Просвещения, 1986. — 160с.
  185. Н.Г. Интонационный «словарь» и проблема народности. -М.: Музыка, 1966. 74с.
  186. В.Н. Музыка в школе. М.: Прсвещение, 1963. Кн.2. — 165с.
  187. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200с.
  188. Школа церковного пения. Изд-во Владимирской епархии / Сост. Г. П. Сту-лова. 2001. 80с.
  189. А. Избранные произведения: Перевод / Сост. И. С. Нарский. -М.: Просвещение, 1992. 479с.
  190. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. С-Пб.: Петрополис, 1998. — 432с.
  191. Л.А. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975. — 248с.
  192. Эстетика и современность: Кн. для учителей / Под ред. С. Е. Можнягуна. — М.: Просвещение, 1978. 192с.
  193. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1981. — 256с.
  194. Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.-560с.
  195. И.К. Богословие иконы (Учебное пособие). М.: Изд-во Общедоступного Православного Ун-та, 1995. — 212с.
  196. Е.Л. Эмоциональные механизмы личного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С- 20 — 27.
  197. Kleczynski J. Chopin’s groszere Werke. Leipzig, 1898. S. 3.
  198. Podro Michael «The Critical Historians of Art». Yale University press. New Haven and London. 1982. 257p.p.
Заполнить форму текущей работой