Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка интеллектуального капитала учреждений сферы образовательных услуг на основе трансакционного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных региональных, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях в 2009;2012 гг.: на научно-практической конференции «Повышение ресурсного потенциала региона, как фактора его экономического роста в современных условиях экономики» (г… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы управления интеллектуальным капиталом организаций в сфере образовательных услуг в постиндустриальной экономике
    • 1. 1. Сущностная характеристика постиндустриальной экономики
    • 1. 2. Основы формирования и структура интеллектуального капитала организации
    • 1. 3. Специфика и методы управления стоимостью интеллектуального капитала организаций сферы образовательных услуг
  • 2. Основы управления интеллектуальным капиталом образовательного учреждения при использовании трансакционного подхода
    • 2. 1. Характеристика образовательных услуг в контексте трансакционного подхода
    • 2. 2. Формирование структуры интеллектуального капитала образовательного учреждения и систематизация его трансакционных издержек
    • 2. 3. Обоснование трансакционного подхода в управлении ^ интеллектуальным капиталом образовательного учреждения
  • 3. Основные направления совершенствования управления интеллектуальным капиталом организации, предоставляющей образовательные услуги (на примере высшего учебного заведения)
    • 3. 1. Построение модели оценки стоимости интеллектуального капитала ВУЗа на основе сценарного анализа и методики проект-менеджмента
    • 3. 2. Формирование модели риск-менеджмента в системе управления интеллектуальным капиталом образовательных учреждений
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствованию управления интеллектуальным капиталом ВУЗов в контексте трансакционного подхода

Оценка интеллектуального капитала учреждений сферы образовательных услуг на основе трансакционного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Значительный рост уровня рентабельности интеллектуального капитала по сравнению с капиталом физическим в условиях становления постиндустриальной экономики и развития рыночных отношений существенно преобразовал условия функционирования системы высшего образования.

Сфера образовательных услуг уникальна, так как основной деятельностью образовательных учреждений является передача знаний, позволяющих увеличить стоимость интеллектуального капитала не только предприятий других отраслей, но и страны в целом. При этом основным «инструментом» деятельности организаций, работающих в сфере образовательных услуг, является интеллектуальный капитал. В связи с отсутствием единого мнения о содержании и структуре интеллектуального капитала образовательных учреждений, необходимо сформировать структуру, которая позволит связать между собой процессы управления развитием интеллектуального капитала и организовать внутреннюю структуру таким образом, чтобы стимулировать и поддерживать процессы самоорганизации учреждений сферы образования.

Современная модель развития образования до 2020 года и образовательные стандарты третьего поколения связаны с идеей опережающего развития обучающихся. При этом конечной целью вузовского образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, отвечающего всем современным требованиям рынка труда.

В связи с коммерциализацией образовательных учреждений, изменением образовательных стандартов и программ, переходом учреждений высшего образования от организаций кадровой подготовки к автономным организациям, производящим продукцию (изобретения, патенты, программы исследований, обучения и практических работ, др.) и оказывающим услуги (консультационные, экспертные, инжиниринговые услуги и др.), и др. актуальной становится проблема определения и минимизации трансакционных издержек образовательных учреждений.

Конкурентоспособность организаций, работающих в сфере образовательных услуг, зависит от эффективного управления главной составляющей всего капитала такого рода организаций — интеллектуальным капиталом. В настоящее время большинство работ посвящено оценке интеллектуального капитала промышленных предприятий. Данные методики оценки недостаточно отражают особенности функционирования организаций сферы образовательных услуг. Так как на стоимость интеллектуального капитала образовательных учреждений влияют трансакционные издержки, актуальной можно считать проблему увеличения стоимости интеллектуального капитала отрасли образования за счет сокращения трансакционных издержек. Сами мероприятия по снижению трансакционных издержек связаны с определенными рисками. Следовательно, для увеличения стоимости интеллектуального капитала образовательных учреждений не достаточно проведения мероприятий по снижению трансакций, необходимо параллельное снижение рисков, связанных с предлагаемыми мероприятиями.

В диссертационной работе в качестве одного из инструментов снижения трансакционных издержек рассмотрен институт кураторства, который сейчас начинает распространяться в негосударственных вузах. В будущем такого рода институты, позволяющие образовательным учреждениям повышать свою конкурентоспособность, без сомнения будут развиваться и в государственных ВУЗах.

Таким образом, актуальность теоретических и практических вопросов совершенствования системы управления интеллектуальным капиталом образовательных учреждений и недостаточная научная проработка исследуемых проблем определили выбор темы диссертационного исследования, цели и задачи данной работы.

Степень изученности проблемы. Теоретические вопросы развития сферы образовательных услуг и высшего образования исследовались в работах Л. Абалкина, Т. Абанкиной, М. Аграновича, А. Балабанова, В. Басаргина, С. Белякова, Е. Богачева, С. Глазьева, Р. Гринберга, А. Грязновой, З. Зайнашевой,.

В.Зуева, В. Иноземцева, Р. Капелюшникова, Е. Карпухиной, А. Клюева, Т. Клячко, Д. Львова, В. Макарова, В. May, А. Некипелова, Р. Нуреева, Н. Петракова, А. Поршнева, Н. Римашевской, Б. Рудника, Л. Сафиуллина, В. Сенчагова, С. Синельникова-Мурылева, Д. Сорокина, Г. Сульдиной, В. Тамбовцева, Л. Якобсона и др.

Эволюция формирования и особенности функционирования современного этапа постиндустриального развития исследованы в работах Д. Белла, П. Друкера, Т. Стюарта, Э. Тоффлера, Л. Абалкина, А. Варшавского, Н. Ващекина, С. Дятлова, В. Иноземцева, Б. Кузыка, Д. Львова, В. Маевского, М. Мунтяна, В. Оболенского и др.

Исследованию вопросов структуры, оценки и управления интеллектуальным капиталом посвящены работы таких авторов как Беккер Г., Денисон Э., Кендрик Дж., Минцер Дж., Пайк С., Руус Й., Фернстрем Л., Шульц Т., Егиазарян Г. А., Жамнин В. А., Козырев А. Н., Комаров В. Е., Леонтьев Б. Б., Марцинкевич В. И., Струмлин С. Г., Тульчинский Л. И., Баранчеева В. П., Бендикова М. А., Брукинг Э., Гойло B.C., Джамай Е. В., Крамин Т. В., Ленская С. А., Минченкова О. Ю., Мэлоун М., Свейби К., Стюарт Т., Сафарян К. В., Царегородцев Ю. Н., Эдвинсон Л., Якимов В.Н.

Изучением и анализом трансакционных издержек в разные годы занимались А. Алчян, С. Гроссман, К. Далман, Р. Коуз, У. Меклинг, Д. Норт, Дж. Стиглер, О. Уильямсон, Дж. Уоллис, К. Эрроу, М. Виноградова, В. Кокорев, А. Макарова, А. Олейник, Е. Попов, В. Радаев, В. Тамбовцев, А. Шинкевич.

Несмотря на достаточно широкий круг работ, посвященных предложенной теме, до настоящего времени не существует целостных исследований интеллектуального капитала организаций, работающих на рынке образовательных услуг. Переход к экономике знаний постиндустриального общества тесно связан с ростом трансакционных издержек, что требует нового взгляда на определение структуры, сущности и методов оценки и управления интеллектуальным капиталом.

Отмеченные факты позволили определить цель, задачи и содержание настоящей диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является развитие теоретических аспектов, научное обоснование теоретико-методических подходов и практических рекомендаций по управлению и оценке интеллектуального капитала организаций, работающих на рынке образовательных услуг на основе выявления и минимизации трансакционных издержек.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к управлению интеллектуальным капиталом в постиндустриальной экономике и уточнить понятие интеллектуального капитала как источника повышения конкурентоспособности организаций сферы образовательных услуг, с учетом существующей практики использования понятий «интеллектуальные активы», «нематериальные активы», «интеллектуальная собственность».

2. Разработать структуру интеллектуального капитала организаций сферы образовательных услуг, связывающую между собой процессы управления его развитием.

3. Исследовать теоретические основы управления трансакционными издержками организаций, работающих на рынке образовательных услуг и разработать модель оценки трансакционных издержек образовательных учреждений.

4. Выявить риски, возникающие в процессе управления интеллектуальным капиталом образовательного учреждения.

5. Предложить алгоритм эффективного управления интеллектуальным капиталом ВУЗов на основе снижения трансакционных издержек.

Объектом исследования являются организации сферы образовательных услуг, в частности ВУЗы.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе управления интеллектуальным капиталом организаций сферы образовательных услуг.

Теоретическая и методическая основы исследования. Теоретической основой исследования явились научные положения, содержащиеся в трудах ведущих зарубежных и отечественных специалистов и ученых, посвященные исследованию проблем интеллектуального капитала, построения механизма управления интеллектуальным капиталом, управления организациями сферы образовательных услуг, законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровня, научно-методическая литература, периодические издания, материалы научных конференций и семинаровофициальная статистическая информация.

Для решения сформулированных в работе задач использованы общенаучные методы познания, предопределяющие изучение социально-экономических явлений, процессов и закономерностей в постоянном развитии и взаимосвязи.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке методических основ оценки интеллектуального капитала на основе трансакционного подхода и практических рекомендаций по снижению трансакционных издержек в организациях, представляющих образовательные услуги, повышающих, в конечном итоге их конкурентоспособность.

В числе конкретных результатов, характеризующих научную новизну диссертационной работы можно выделить следующие:

1. Уточнены основные составляющие интеллектуального капитала учреждений, действующих в сфере образовательных услуг: знания и компетенции административно-управленческого аппарата и профессорско-преподавательского состава (1111С) — содержание образовательных программобразовательные технологииорганизационно-управленческая структура учреждения и совокупность механизмов информационного обмена и внутриорганизационных коммуникацийпрограммы повышения квалификации своих сотрудниковимидж образовательного учрежденияучащиесякооперационные связи с предприятиями и организациями, нанимающих (или потенциально способных нанимать) выпускников образовательного учреждения, а также с другими учебными заведениями как потребителями его учебно-методической продукциисвязи и опыт сотрудничества с организациями, посылающими своих работников на переподготовку, с государственными органами, заказывающими разработку и проведение образовательных программ подготовки и переподготовки руководителей-менеджеров и предпринимателейа также с иными группами, прямо или косвенно заинтересованными в деятельности образовательного учреждения.

Выделенные компоненты интеллектуального капитала позволили выявить и систематизировать трансакционные издержки образовательного учреждения.

2. Выявлена структура интеллектуального капитала организаций в сфере образовательных услуг, основанная на группировке звеньев цепочки создания стоимости: определены три элемента интеллектуального капитала, которые определяют иерархическую структуру системы создания стоимости организации. К активам первого уровня относится человеческий капиталк активам второго уровня относится все то, что остается у компании, когда люди покидают рабочие места — инфраструктурный и инновационный капитал организации. Активы третьего уровня — это потребительский капитал, благодаря которому происходит трансформация активов первого и второго уровней в финансовые активы.

3. Разработана и апробирована модель оценки интеллектуального капитала на основе трансакционного подхода, позволяющая оценить стоимость наиболее затратных нематериальных активов при использовании сценарного анализа и методики проект-менеджмента.

4. Сформирована модель риск-менеджмента в системе управления интеллектуальным капиталом образовательного учреждения в рыночных условиях на основе трансакционного подхода, которая позволяет выявить и оценить риски образовательных учреждений на основе расчета допустимого уровня риска.

5. Предложены мероприятия по снижению трансакционных издержек и связанных с ними рисков в образовательном учреждении.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы:

— могут стать теоретико-методической базой для дальнейшего исследования интеллектуального капитала организаций, работающих на рынке образовательных услуг;

— могут быть использованы образовательными учреждениями для оценки эффективности мероприятий, направленных на снижение трансакционных издержек. Предлагаемые научно-методические рекомендации позволяют повысить эффективность стратегических решений и снизить риск стратегических ошибок при управлении организациями сферы образовательных услуг.

Научно-теоретической и практической значимостью обладает предложенный метод дисконтированных денежных потоков при оценке интеллектуального капитала, который может использоваться не только для организаций, работающих в сфере образовательных услуг.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Тема диссертации соответствует паспорту специальности ВАК РФ 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг): п. 1.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка, п. 1.6.116. Механизм повышения эффективности и качества услуг.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных региональных, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях в 2009;2012 гг.: на научно-практической конференции «Повышение ресурсного потенциала региона, как фактора его экономического роста в современных условиях экономики» (г. Казань 2009) — на казанских научных чтениях студентов и аспирантов — 2010 (г. Казань 2010) — на VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Россия XXI века — проблемы и перспективы развития глазами молодых» (г. Елабуга 2010) — на международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг в России и за рубежом» (г. Казань, 2011) — на международной научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Будущее: технологии и проекты» (г. Казань, 2011) — на региональной научно-практической конференции «Формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности в регионе» (г. Казань, 2011), на региональной научно-практической конференции «Стратегия формирования и развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан» (г. Казань, 2012), на всероссийской научно-практической интернет-конференции «Теоретико-методологические и практические аспекты организации и функционирования научно-образовательного кластера» (г. Казань, 2012), на всероссийской научно-практической конференции школьников, учителей, студентов, аспирантов и ученых «Социально-экономическое и политико-правовое развитие России: перспективы и реалии» (г. Чистополь, 2012).

Модель оценки интеллектуального капитала ВУЗа на основе снижения трансакционных издержек апробирована в ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», что подтверждается актом о внедрении результатов исследования.

Публикации.

Основное содержание диссертации опубликовано в 10 работах автора общим объемом 2,8 печ. л., в том числе авторские 2,5 печ. л. (из них 3 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, объемом 1,7 печ. л., в том числе авторские 1,4 п.л.).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составил 148 страниц текста, включающий 15 рисунков и схем, 18 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе рассмотрены особенности постиндустриального общества и сделан вывод о том, что в современных условиях экономики происходит переход приоритета от производства товаров к производству услуг.

В связи с тем, что главным производственным ресурсом становятся информация и знания, среди услуг лидирующие место занимает сфера образовательных услуг, а среди издержек все большее значение приобретают трансакционные издержки.

В диссертационной работе при рассмотрении особенностей высшего образования в постиндустриальной экономике отмечается, что основным активом в современных условиях становится интеллектуальный капитал, который сопряжен с высокими трансакционными издержками. Следовательно, необходимо создать метод более точной их оценки, что поможет в управлении стоимостью не только негосударственных ВУЗов, но и других учреждений, работающих на рынке образовательных услуг.

Для более точного анализа трансакционных издержек образовательных учреждений требуется в первую очередь определить: в какой стадии развития находится само обществокакие качественные изменения происходят в материальных и социальных условиях жизни обществас чем связан переход к новому этапу развития. То есть необходимо провести анализ эволюционного перехода общества от доиндустриального общества к постиндустриальному.

Проведенный анализ показывает, что в связи с переходом к постиндустриальному обществу происходит изменение приоритета ценностей. Повышение качества жизни переводит преимущественное производство товаров к производству услуг. Стремительный рост научно-технического прогресса, постоянно растущий объем информации ставят перед обществом задачу постоянного обучения, повышения квалификации, переобучения.

Так же в работе отмечено, что как формирование, так и функционирование учреждений сферы образовательных услуг подчиняется общим законам рынка. Тем не менее, при управлении ВУЗами нужно учитывать специфичность оказываемых услуг и выпускаемой продукции.

В сложившихся условиях растут затраты, обусловленные поиском информации, изучением рынка, заключением контрактов и контролем за их исполнением, защитой прав собственности и многими другими составляющими (трансакционные издержки). Следовательно, при управлении предприятиями и организациями различных сфер деятельности необходимо не только правильно оценивать материальные активы, так же нужна достоверная оценка интеллектуального капитала.

Чтобы управлять интеллектуальным капиталом, необходимо понимать из чего состоит данный актив компании. В первой главе диссертационной работы на основе проведенных исследований цепочки создания стоимости выявлены три последовательных взаимосвязанных крупных элемента, которые определяют иерархическую структуру создания стоимости. Данная структура позволяет упростить оценку стоимости интеллектуального капитала, а так же оценить основные трансакционные издержки, возникающие в работе организаций, работающих на рынке образовательных услуг.

Кроме того, в первой главе рассмотрены существующие методы оценки интеллектуального капитала и сделаны выводы о том, что для каждой сферы деятельности необходимы разные методы, учитывающие специфику соответствующей отрасли.

В условиях перехода к постиндустриальному обществу растет интерес к знаниям, в результате чего меняется представление о характере затрат на образование. Сама же отрасль образования становится отраслью выгодного инвестирования со стороны различных субъектов рынка. Во второй главе рассмотрены особенности такого субъекта рынка как ВУЗ, отмечено, что, несмотря на невозможность непосредственного денежного измерения и накопления, образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью.

Так же в работе отмечено, что конкурентоспособность организаций, работающих в сфере услуг, зависит от эффективного управления главной составляющей всего капитала такого рода предприятий — интеллектуальным капиталом, который в свою очередь, не только создает добавочную стоимость, но и является основным ресурсом, участвующим в процессе оказания образовательных услуг. Увеличение и накопление интеллектуального капитала ВУЗа требуют грамотной и продуманной управленческой деятельности, которая основана на обмене информацией. Следовательно, большую роль в формировании стоимости интеллектуального капитала предприятий, работающих в сфере образовательных услуг, составляют трансакционные издержки. Возможность снижения трансакционных издержек приведет не только к повышению качества образовательных услуг, но и к увеличению стоимости интеллектуального капитала ВУЗа.

В результате анализа рынка образовательных услуг в диссертационном исследовании определены ключевые формы трансакционных издержек согласно предложенной структуре интеллектуального капитала и предложена модель денежных потоков для оценки стоимости интеллектуального капитала ВУЗов, основанная на управлении трансакционными издержками.

В третьей главе диссертационного исследования отмечено, что постоянные изменения в динамике и структуре, как спроса, так и предложения на рынке труда приводит к увеличению рисков при управлении интеллектуальным капиталом. Поэтому при оценке интеллектуального капитала необходимо учитывать всевозможные рисковые ситуации. Так как риски приводят к тому, что будущие денежные потоки будут существенно отличаться от текущих, то при оценке эффективности мероприятий, направленных на увеличение интеллектуального капитала, оправданным является метод дисконтированных денежных потоков.

Автор понимает, что определенные научные идеи и положения, выдвинутые в работе, являются дискуссионными и дают основу для продолжения исследований в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Д. Андриссен, Р. Тиссен- пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2004. — 304 с.
  2. Н.С., Эффективность инвестиций в «научный» подход к бизнесу. Электронный ресурс / Н. С. Бабич / Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/62/.
  3. М.И. Интеллектуальный капитал в системе корпоративных отношений : автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.03 / М. И. Багдасаров -М. 2008. 28 с.
  4. Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М Тарасевич, X. Анн М.: Экономика. 2001. -718 с.
  5. А.И. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг : Монография / А. И. Барановский, В.г. Вольвач Омск: Изд-во Омского экономического института. 2005. — 171 с.
  6. В.П. Управление инновациями / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. М.: Юрайт. 2011. — 720 с.
  7. О.Ф. Оценивание деятельности образовательных учреждений как составляющая управления качеством образования: состояние, проблемы, перспективы развития / О. Ф. Батрова // Преподаватель -21 век.2009. № 1. -Ч.1.-С. 17−26
  8. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение / Г. С. Беккер- пер. с англ. Р. И. Капелюшкина // THESIS. 1993. Т. 1. — Вып. 1. -С. 24−40.
  9. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл — пер. с англ. М.: Academia. 1999. — 944 с.
  10. A.B. Доверие в экономике и общественной жизни / A.B. Белянин, В. П. Зинченко. -М.: Фонд «Либеральная миссия». 2010. 164 с.
  11. Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг — пер. с англ. Мишаковой Н. СПб: Питер, 2001.- 288 с.
  12. Д. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Д. Андриссен, Р. Тиссен- пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2004. — 304 с.
  13. Н.С., Эффективность инвестиций в «научный» подход к бизнесу. Электронный ресурс / Н. С. Бабич / Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/62/.
  14. М.И. Интеллектуальный капитал в системе корпоративных отношений : автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.03 / М. И. Багдасаров -М. 2008. 28 с.
  15. Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М Тарасевич, X. Анн М.: Экономика. 2001.-718 с.
  16. А.И. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг : Монография / А. И. Барановский, В.г. Вольвач Омск: Изд-во Омского экономического института. 2005. — 171 с.
  17. В.П. Управление инновациями / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. М.: Юрайт. 2011. — 720 с.
  18. О.Ф. Оценивание деятельности образовательных учреждений как составляющая управления качеством образования: состояние, проблемы, перспективы развития / О. Ф. Батрова // Преподаватель -21 век.2009. № 1. -Ч.1.-С. 17−26
  19. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение / Г. С. Беккер- пер. с англ. Р. И. Капелюшкина // THESIS. 1993. Т. 1. — Вып. 1. -С. 24−40.
  20. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл — пер. с англ. М.: Academia. 1999. — 944 с.
  21. A.B. Доверие в экономике и общественной жизни / A.B. Белянин, В. П. Зинченко. -М.: Фонд «Либеральная миссия». 2010. 164 с.
  22. Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг — пер. с англ. Мишаковой Н. СПб: Питер, 2001.- 288 с.
  23. У. Управление знаниями: руководство к действию / У. Букович, Р. Уильяме — пер. с англ.- М.: ИНФРА-М. 2002. 504 с.
  24. Е.В. Права работника: Монография. / Е. В. Бурденко. М.: ИИЦ МГУДТ. 2006. — 255 с.
  25. Т.Д. Сфера услуг: экономика: Учебное пособие / Т. Д. Бурменко, H.H. Данилен, Т. А. Туренко М.: КНОРУС. 2007.- 320 с.
  26. Бурякова О. С. Информационная и знаниевая революции: сравнительный анализ концепций.: автореферат дис.. канд. фил-х наук: 09.00.08 / О. С. Бурякова Ростов-на-Дону. 2011. — 27 с.
  27. C.B. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. / C.B. Валдайцев. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. -720 с.
  28. Ю.С. Экономика и организация управления вузом / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров СПб.: Лань. 2004. — 608 с.
  29. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке. Электронный ресурс / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  30. Д.Д. Формирование типов постиндустриального потребителя и их влияние на экономику : дис.. кандидата экономических наук: 08.00.01 / Д.Д. Володина-М. 2011.- 179 с.
  31. В.В. Курс лекций по институциональной экономике : учеб. пособие / В. В. Вольчик. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та. 2000. 80 с.
  32. Э.Б. Финансовый менеджмент в условиях инновационной экономики / Э. Б. Воронова, С. Воронов и др. Сургут: Библиографика. 2010. -230 с.
  33. А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. / А. Н. Гаврилова. М.: КноРус. 2009. — 432 с.
  34. Е. В. Россия в постиндустриальном контексте. Электронный ресурс / Е. В. Гильбо / Режим доступа: http://getnew.biz/2005/12/otryivok-iz-knigi-postindustrialnaya-ekonomika-2/
  35. В. В. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В.
  36. Маринина СПб.: Питер. 2003. — 528 с.
  37. А.Г. Анализ эффективности функционирования интеллектуального капитала на промышленном предприятии : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / А. Г. Глушко Краснодар. 2004. — 207 с.
  38. Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов / Т. В. Данилова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Качество и конкурентоспособность в XXI веке: -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 2006. С. 55−61.
  39. Данные федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.gks.ru.
  40. Данные центра занятости населения г. Казани. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.kazantrud.ru/monitoring/profsostav
  41. .П. Ценности современного российского общества в контексте специфики российской ментальности / Б. П. Дементьев // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 6. Ч. 2. М.: ИНИОН РАН. 2011.-С. 320−323.
  42. Долгосрочный прогноз инфляции в России на 15 лет до 2025 г. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.apecon.ru/content/view/23/45
  43. B.C. Бизнес-системы постиндустриального общества: о труде, капитале и прибыли коммерческого предприятия / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 5. — С. 3−24
  44. С. Конец маркетинга, каким мы его знаем / С. Займан. Изд-во: Манн, Иванов и Фербер. 2010 г. — 304 с.
  45. З.Г. Рынок труда как фактор развития системы профессионального образования / З. Г. Зайнашева // Вестник БИСТ: серия Экономика. 2009. № 2(2).
  46. А. Больше половины россиян разочарованы своей профессией / А. Зайниев // Труд. 2010. № 22.
  47. Закон РФ «Об образовании». М.: КноРус. 2010. — 96 с.
  48. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решений / У. Г. Зиннуров -Уфа: Изд-во УГАТУ. 1993.- 226 с.
  49. Ю. Управление рисками в сфере образования молодежи / Ю. Зубок, В. Чупров // Высшее образование в России. 2007. № 5. — С. 11−22.
  50. А. Интеллектуальный капитал. Труд, капитал, энергия / А. Зуев, Л. Мясникова // Восток. 2004. N 2(14).
  51. В.Н. Управленческая парадигма XXI века / В. Н. Иванов, A.B. Иванов, А. О. Доронин М.: МГИУ. 2002. -180 с.
  52. Е. Ю. Информация в экономике и бизнесе / Е. Ю. Иванов, Л. А. Филиппов. Барнаул: АТУ. 2000. — 489 с.
  53. И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинговых системах: Монография / И. А. Иванюк -Волгоград: Политехник. 2003.- 156с.
  54. Из истории кураторства. Электронный ресурс / Режим доступа: http://uovr.istu.ru/curator/history.html
  55. В. Л. Парадоксы постиндустриальной экономики / В. Л. Иноземцев // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. с. 3−11.
  56. В.Л. За пределами экономического общества / В. Л. Иноземцев. М.: Academia: Наука. 1998. — 639 с.
  57. В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / В. Л. Иноземцева.- М.:Academia. 1999. -640 с.
  58. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов экон. направлений и специальностей / В. Л. Иноземцев. М.: Логос. 2000.- 302 с.
  59. В.В. Формирование инновационного потенциала экономического развития: теоретический аспект /В.В. Касаткина // Бизнес в законе М. 2011 .-№ i -С. 229−231.
  60. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс- пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ. 2000.- 608 с.
  61. Р. Модель оценки стоимости компании: разработка и применение / Р. Кащеев // Финансовый директор.2003. № 12. — С. 10−24.
  62. Р. Модель оценки стоимости компании: разработка и применение. Электронный ресурс. / Р. Кощеев / Режим доступа: http://www.cfin.ru/appraisal/business/companyevaluation.shtml.
  63. Г. Знания об управлении знаниями / Г. Клейнер // Вопросы экономики. 2004. № 1. — С. 151−155.
  64. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества: Монография / С. М. Климов. СПб.: ИВЭСЭП, Знание. 2002. — 199 с.
  65. В.М. К определению содержания образовательной услуги / В. М. Кожухар // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 3. — С. 31−41.
  66. А.Н. Математический и экономический анализ интеллектуального капитала.: автореф. дис.. д-ра экон. наук: 08.00.13 / А. Н. Козырев М. 2002. — 48 с.
  67. В.П. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса / В. П. Колесов, Т.Маккинли. -М.: Права человека. 2000. 464 с.
  68. К.К. Информационная революция и фундаментальная экономика / К. К. Колин // Проблемы информатизации. 2001. № 2. — С. 12−18.
  69. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании"/ отв. ред. А. Н. Козырин, В. В. Насонкин. -М.:Юристъ. 2006. 509 с.
  70. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг — пер. с англ. СПб, Киев: Вильяме. 2007. — 943 с.
  71. Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер- пер. с англ. СПб: Питер Ком. 1998. — 896 с.
  72. Р. Природа фирмы / Р. Коуз // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 1993. № 2. — С. 66−82
  73. Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз — перевод с англ. Б. Пинскер. М.:
  74. Новое издательство. 2007. 224 с.
  75. Н.В. Иерархическая структура интеллектуального капитала в постиндустриальной экономике / Н. В .Кочеткова // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 2.
  76. Н.В. Структура интеллектуального капитал в сфере образования /Н.В.Кочеткова//Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Казань: Издательство „Познание“ ИЭУП, 2010.
  77. Н.В. Трансакционные издержки интеллектуального капиталанегосударственных ВУЗов / Н. В. Кочеткова // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1.
  78. Н.В. Управление стоимость компании в современной экономике России / Н. В. Кочеткова // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием, Елабуга: Издательство „Андерсен“, 2010.
  79. Н.В., Крамин, Т.В. Интеллектуальный капитал в сфере образовательных услуг / Н. В. Кочеткова, Т. В. Крамин // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1.
  80. Т.В. Система управления стоимостью компании в институциональной экономике / Т. В. Крамин Казань: Изд-во Казанск. ун-та. 2006. — 236 с.
  81. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Жан-Жак Ламбен — пер. с французского СПб.: Наука. 1996. — 589 с.
  82. .Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Б. Б. Леонтьев М.: Акционер. 2002. — 196 с.
  83. М. Маркетинг и РЯ в учебном заведении / М. Лукашенко // Высшее образование в России. 2002. № 4. — С. 32−40.
  84. Н. Общество общества. Медиа коммуникации / Н. Луман — пер. с нем. О. Глухов, М. Никифоров М.: Логос. 2005. — 280 с.
  85. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории / Е. Майминас // Вопросы экономики. 1997. -№ 11.- С.84−89.
  86. Маркетинг это устройство для роста. Журнал „Эксперт“. № 42 (395).Электронный ресурс / Режим доступа: http://expert.ru.
  87. Е. Ю. Особенности управления интеллектуальными ресурсами и интеллектуальным капиталом предприятия : автореф. дис. .канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. Ю. Марусина Волгоград. 2007. — 21 с.
  88. Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махлуп — пер. с англ. И. И. Дюмулена, У. И. Козлова, М. З. Штернгарца М.: Прогресс. 1966. — 462 с.
  89. С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. 2006. № 3 — С. 31−36.
  90. В. П. Управление организацией / В. П. Мельников, Н. J1. Маренков, А. Г. Схиртладзе М.: КНОРУС. 2004. — 240 с.
  91. JI.H. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции. Маркетинг в России и за рубежом. № 5 1999. Электронный ресурс / JI.H. Мельниченко / Режим, доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/1999−5/.
  92. И.В. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности / И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон М: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2007. — 200 с.
  93. Дж.С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии / Дж.С. Милль- пер. с англ. М.И. Туган-Барановского. М.: Эксмо. 2007. — 1040 с.
  94. .З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации / Б. З. Мильнер М.: ИНФРА-М. 2003. — 177с.
  95. A.B. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский М.: ИНФРА-М. 2004. — 560 с.
  96. Л.Е. Управление инновационным развитием организации на основе принципов стратегического менеджмента / Л. Е. Никифорова // Вестник ТГУ. 2010. № 338. — С. 143−148.
  97. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт — пер. с англ. А. Н. Нестеренко М.: Фонд экономической книги Начала. 1997. — 180 с.
  98. Основные показатели образования Республики Татарстан. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.tatstat.ru/digital/regionl3/DocLib
  99. А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога / А. Панкрухин // Aima mater. 1997. № 3. — С. 18−32.
  100. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы / В. М. Полтерович // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35, вып. 2. — С. 3−20.
  101. В.М. Трансплантация экономических институтов / В. М. Полтерович // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. — С. 24−50.
  102. Постановление Правительства РФ № 1470 от 22.11.97. Электронный ресурс / Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW-n=18 793
  103. Постаногова J1.B. Качественные модели оценки интеллектуального капитала компании. // Современные научные исследования и инновации. -Июнь, 2011. Электронный ресурс / JI.B. Постаногова / Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/692.
  104. Приобретение, хранение и использование знаний. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.modestopadilla.com/?p=39
  105. В.Т. Совпадает ли оценка качества подготовки выпускников ВУЗами и их потребителями при вхождении в болонский процесс? / В. Т. Прохоров, Т. М. Осина, Е. В. Прохорова, Л. Б. Томилина // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6 — С. 66−73
  106. Н. И. Проблемы совершенствования управления процессом формирования и развития кадрового потенциала негосударственных вузов : дисс.. кандидата социологических наук: 22.00.08 / Н. И. Прыткова Уфа. 2007. 160 с.
  107. Рейтинг ВУЗов Казани. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.tatar-inform.ru/news/2011 /05/17/270 600
  108. И.Я., Кисмерешкин В. Г. От брендинга к бренд-билдингу / И.Я.
  109. , В.Г. Кисмерешкин М.: Гелла-принт. 2004. — 320 с.
  110. И.Я. От брендинга к бренд-билдингу / И. Я. Рожкова, В. Г. Кисмерешкина М.: Гелла-принт. 2004 — 320 с.
  111. A.A. Предмет и задачи информационной экономики / A.A. Румянцев // Российский экономический журнал. 1997. № 2. — С. 8−16.
  112. О.В. Маркетинг образовательных услуг / О. В. Сагинова // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. — С. 14−17.
  113. О.В. Стратегия вуза: маркетинговый аспект. Электронный ресурс / О. В. Сагинова / Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/saginova/vuzstrateg.html.
  114. П. Экономика / П. Самуэльсон — пер. с англ. М.: КНОРУС. 2000. — 800 с.
  115. JI.H. Предпринимательская деятельность на рынке услуг: сущность и особенности развития в экономике знаний / JI.H. Сафиуллин, Д. В. Улесов. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. — 201 с.
  116. И. Е. Оценка интеллектуального капитала при организации подготовки специалистов для промышленных предприятий : автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / И. Е. Светлов М. 2007. -25 с.
  117. А. Л. Категории в теории интеллектуального капитала / А. Л. Сергеев // Экономический вестник РГУ. 2005. № 1. — С. 53−58.
  118. А.Л. Интеллектуальный капитал когнитивной микроэкономики: тезаурус и структура / А. Л. Сергеев // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 11. — С. 50−55.
  119. А.Л. Оппортунистические издержки в АПК: теория и практика / А. Л. Сергеев // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 9. — С. 52−58.
  120. A.Jl. Типология ресурсов интеллектуального капитала фирмы / А. Л. Сергеев // Экономический вестник РГУ. 2005. № 1. — С. 59−64.
  121. A.A. Информация третья составляющая картины Мира / A.A. Силин // Вестник РАН. 1992. — № 8. — С. 27−36.
  122. Современный экономический словарь. Электронный источник / Режим flocTyna: http://slovari.yandex.ru.
  123. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Электронный ресурс / Режим доступа: http://wAvw.cbr.m/statistics/print.asp?file=creditstatistics/re fmancingrates. htm
  124. Дж. Управление организационным знанием / Дж. Стоунхаус // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1. — С. 3−18.
  125. Г. А. Управление персоналом в системе государственного и муниципального управления / Г. А. Сульдина Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова — Ленина. 2004 — 232 с.
  126. P.P. Информационная экономика экономика постиндустриального общества. Электронный ресурс /P.P. Толстяков / Режим доступа: http://creativeconomy.ru/library/prdl060.php.
  127. О. Третья цивилизационная волна. Электронный ресурс / О. Тоффлер / Режим доступа: http://fkng.mylivepage.ru/file/1641/4118.
  128. Э. Третья волна / Э. Тоффлер — пер. с англ. М.: ACT. 2002. -776 с.
  129. О. Логика экономической организации Природа фирмы / О. Уильямсон — пер. англ.- М.:Дело. 2001. 360 с.
  130. О. Экономические институты капитализма / О. Уильямсон — пер. с англ. СПб.: Лениздат. 1996. — 702 с.
  131. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ „О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“. (в редакции от от 08.12.2010 N ЗЗб-ФЗ.)
  132. С. Экономика. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи — пер. англ. -М.: Дело ЛТД. 1995. 864 с.
  133. М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. № 5. — С. 121−128.
  134. М.Г. Масштабность и границы феномена неформальной занятости / М. Г. Хохлова // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 6. Ч. 2. М.: ИНИОНРАН. 2011.-С. 299−301.
  135. Цыпышева С. А Управление документацией в системе качества ВУЗа / С. А. Цыпышева // Качество, инновации, образование. 2010. № 8. — С. 2−9.
  136. А.Н. Некоммерческие организации. Правовое регулирование / А. Н. Чашин М.: Дело и Сервис. 2010. — 224 с.
  137. О. Конец маркетинга, каким мы его все еще знаем. Электронный ресурс / О. Чернозуб / Режим доступа: http://www.e-xecutive .ru/knowledge/announcement/340 205/#edn 12, 22.03.04.
  138. A. E. Новая теория фирмы / А. Е. Шастико М.: ТЕИС. 1996. -135 с.
  139. Е.А. Методы управления интеллектуальным капиталом предприятия строительного комплекса : дисс.. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Е. А. Шебунина М. 2005. — 167 с.
  140. Д.А. Маркетинг образовательных услуг: стратегия вуза. Электронный ресурс / Д. А Шевченко / Режим доступа: http://shevm.blogspot.com/201 l/04/blog-post252.html
  141. К. Возможности и пределы рынка как механизма распределенияресурсов / К. Эрроу // THESIS. 1993. Том 1. — С. 53 — 68.
  142. М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике / М. А. Эскиндаров.- М.: Республика. 1999. 231 с.
  143. Н.М. Стратегическое управление стоимостью предприятия : дисс. д-ра эк. наук: 08.00.05 / Н. М. Якупова М. 2004 — 348 с.
  144. Albert, S. and Bradley, К. (1996) Intellectual Capital as the Foundation for New Conditions relating to Organizations and Management Practices, Working Paper Series № 15, Milton Keynes, Open University Business School.
  145. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. No 7. P. 102.
  146. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N. Y, 1973- Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976.
  147. Bell D. The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economic Consequences // Dissent. Vol. XXXVI. No 2. Spring 1989. P. 167.
  148. Callender S., The Industry’s Profile. Marketing, 1999, 7, 14 January, и CIM Research. URL: Hard-Edged Marketing, Shape the Agenda, Chartered Institute of Marketing, September 2003. Дата обращения: 06.08.2011.
  149. Chueng S.N.S. The myth of social costs. ~ L., 1978. C. 52.
  150. , K. J. & Krieg, P. C. Marketing science hasn’t failed// Brandweek. 2002. № 19. P. 42.
  151. Crook S., Pakulski J., Waters M. Postmodemisation: Change in Advanced Society. L., 1992- Lash S. Sociology of Postmodernism. L.-N.Y., 1990- Lash S., Friedman J. (Eds.) Modernityandldentity. Oxford, 1992.
  152. Danner, W. A Persistent Myth. Are Small Private Companies Really Riskier Than Large Public Firms? // Business Credit. June, 2008. Pp. 2−4.
  153. Daum J.H. Intangible Assets. Galileo Press GmbH, Bonn, 2002. P.32−33.
  154. Edvinssjn, L. Some perspectives on intangibles and intellectual capital 2000. Journal of Intellectual Capital. Vol.1. Number 1, 2000, pp. 12−16.
  155. George F. Kneller. Introduction to the Philosophy of Education. New York:
  156. John Wiley and Sons, 1971. P. 20−21
  157. Kevin J. Clancy, Peter C. Kreig, Counter-Intuitive Marketing. The Free Press, 2000, P.25.
  158. Management Consulting Sector, 2007. U.S. Market Overview. URL: http://www.trade.gov/investamerica/management.asp. ^aTaoopameHH»: 06.07.2011. — URL: http://blackfriarsinc.com/sizing-release.html.axaoopameHHH: 06.07.2011
  159. North D.C., Thomas R.P. The rise of the Western world: a new economic history. Cambridge, 1973. C. 61
  160. Schultz T. Iivtment in Human Capital // The American Economic Review. March 1961. N 1. P. 38−56
  161. , T. (1991)'Brainpower?, Fortune, June 3, pp.42−60
  162. Sveiby K.E. The New Organisational Wealth Managing and measuring Knowledge-Based Assets. San-Fransisco, 1997
  163. Teece D. Profiting from Tehnological Innovation, Research Policy 1986
  164. Visualizing Intellectual Capital in Skandia: Supplemenst to Skandia Annual Reports 1994−2000. Skandia Insurance Company, Stockholm, Sweden. -http ://www. skandia. com
Заполнить форму текущей работой