Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста
Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для каждого общества, социального слоя и возраста социализируемого. Особое место в процессе социализации подрастающего поколения занимает игровая деятельность. С целью стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения, человечество избрало игру. Еще за долго до того, как игра… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. Сущнь идержание понятия циализация"
- 1. 2. Потенциал детских игр в социализации детей младшего школьного возра
- 1. 3. Модель комплексной игры, ее возможности в социализации детей
- ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО Г ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
- I. 2.1. Диагностическое изучение социализированное&trade- младших школьников76j 2.2. Организация и проведение комплексной игры как средства социализации младших школьников
- 2. 3. Подготовка специалистов игротехников для общеобразовательной школы .c.l
- I. 2.1. Диагностическое изучение социализированное&trade- младших школьников76j 2.2. Организация и проведение комплексной игры как средства социализации младших школьников
Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Происходящие за последнее время значительные изменения в социальной ситуации российского общества явились предпосылкой для реформирования процесса образования, основу которого составляет его гуманистическая направленность, включающая задачи индивидуализации и социализации личности ребенка.
Сегодня воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешной социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как личности и субъекта деятельности. В этой связи содержание воспитания становится обеспечением процесса социализации и саморазвитии личности на основе технологий и средств педагогической поддержки.
В современной постоянно усложняющейся общественно — политической, экономической жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, получило в последнее время название «социализация» .
Основополагающим в решении данной проблемы, на наш взгляд, является процесс социализации детей младшего школьного возраста, ибо именно в этот период детства выкристаллизовывается структура личности. С поступлением в школу, для них как бы открывается новая эпоха жизни. Как предупреждал американский психолог Р. Берне «попадая в школьное детство, ребенок попадает в более требовательный и жестокий мир. Ребенку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает» [20. С.46]. Начало школьной жизни расширяет восприятие окружающего мира, увеличивает опыт, приобретенный ребенком вне дома, обогащает и интенсифицирует сферу его общения.
Социализация становится средством встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средством освоения детьми знаний об окружающем мире и способом его познания. Однако сложившаяся на протяжении десятилетий система социализации детей, в том числе младших школьников функционирует недостаточно и требует пересмотра ее тактики и стратегии. Представляется, что все дети должны быть включены в такую систему, которая бы гарантировала получения минимума социальной информации, необходимого для вхождения человека в конкретную социально-политическую, социально-экономическую, социально-культурную структуру общества.
Обзор и анализ литературы в области изучения процессов включения индивида в общество показывают, что исследования проблемы социализации относятся к категории сложных и многомерных явлений, находящихся на стыке различных наук: педагогических, психологических, социологических, культурологических, политологических и других, каждая из которых имеет собственные представления и подходы.
Автором термина «социализация» применительно к человеку, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс (1887). Представители бихевиоризма и необихевиоризма Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтере и др. (1969) рассматривают социализацию как процесс социального научения. В школе символического интеракционизма, у истоков которой стоял Дж. Мид и которая получила свое развитие в работах Д. Хорке, Д. Джексома, Л. Колберга, Т. Кем-пера (1972), социализация исследуется как результат социального взаимодействия людей. Ученые гуманистической психологии А. Оллпорт, А. Маслоу, Г. Роджерс понимают социальное развитие личности как самоактуализацию «Яконцепции» [17].
Эти подходы в определенной степени разделяются и исследователями различных отраслей социологического и психолого-педагогического знания, при этом социализация рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием и воспитанием.
Огромный вклад в исследования внесла западная психологическая школа, начиная с 3. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Фромма, К. Юнга, К. Хорни и других [192, 147, 196]. Изучению социализации посвящены многочисленные работы отечественной педагогической школы, связанные с именами Н. К. Крупской, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, J1.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина [96, 110, ИЗ, 202, 27, 47, 103, 211]. Базовыми в понимании процесса социализации в нашем исследовании явились подходы Г. М. Андреевой, Р. Бернса, В. Г. Бочаровой, О. С. Газмана, Н. Ф. Головановой, A.B. Мудрика, Л. И. Новиковой, Н. И. Шевандрина и других [7, 20, 32, 52, 55, 128, 138, 203].
В отечественной педагогике и психологии существует давняя традиция установления отношений между социализацией и образованием. При этом социализация понимается широко — как процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Указанной позиции придерживались В. Вагнер, В. М. Бехтерев, Н. Ланге, П. Лесгафт, А. Лазур-ский, П. Каптерев, А. Красновский и др. [26].
Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для каждого общества, социального слоя и возраста социализируемого. Особое место в процессе социализации подрастающего поколения занимает игровая деятельность. С целью стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения, человечество избрало игру. Еще за долго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве основного средства социальной интеграции детей. На протяжении всей истории педагогики, развивающая игровая деятельность продуктивно используется в образовании и воспитании детей, что позволяет им относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий мир, органично войти в него.
Спрос на игру наиболее остро возрастает в переломные периоды жизни общества, потому, что играя, дети как бы моделируют мир настоящий и особенно мир будущий, и этот мир более реален, чем сама реальность.
Каждый ребенок вне зависимости от условий времени ощущает потребность в играх и должен иметь гарантированные возможности для игр. Международная конвенция прав ребенка закрепляет право детей на игры. Игры обуславливают физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствуют интеллектуальному процессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения.
Анализ ситуации, сложившейся в российском образовании и культуре, показывает явное отставание от потребностей подрастающего поколения, отсутствие в практике воспитательной работы средств и подходов, адекватных новым условиям жизни. Особую опасность вызывает распространение игр, в правилах которых проповедуется насилие, пропагандируется милитаризм, национализм. Образцов видео и компьютерных программ негативного характера становится все больше.
В противовес этим явлениям именно общество и его социальная система, направленные на обеспечение игр детей, должны способствовать признанию права детей на игры в благоприятной обстановке. Наступила пора, когда одной из организационных форм педагогического процесса, как бы новой его оболочкой, которая позволяет в значительной степени усилить учебно-воспитательную деятельность школы, является игровая технология. Определяя в нашем исследовании понятие «технология», мы акцентируем внимание собственно на психологическую и педагогическую составляющие образовательно-воспитывающих взаимодействий. Так, Л. А. Байкова под игровой технологией понимает «определенную последовательность операций, действий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей» [15. С. 13], В. Д. Пономарев считает, что «игровая технология» — это направление по выявлению культурных, социально — психологических, педагогических и других закономерностей с целью определения, выработки и использования в культурно — досуговой практике эффективных игровых моделей праздничного общения" [152. С.33].
Распространение игровых технологий сегодня требует разработки такой концепции, которая могла бы стать основой для проектирования и прогнозирования новых игр и одновременно давать объяснение особенностей игры как особого вида воспитательной деятельности и средства социализации, в частности.
Мы полагаем, что технология игровой деятельности представляет собой последовательность действий, операций по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов.
В практике организации досуга подрастающего поколения используется огромный арсенал игр, который оказывает на играющих особое эмоциональное воздействие, способствует активизации процесса творческого развития формирующейся личности.
Значительно широкую инициативу детям, на наш взгляд, дают комплексные игры. Ведущий специалист в области игровых технологий С. А. Шмаков представляет ее как «. игру, соединяющую совокупность разнородных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающую единый педагогический эффект» [205. С. 140].
В нашем же понимании комплексная игра — сюжетно-познавательный цикл игровых программ, направленный на формирование у детей младшего школьного возраста образа — Я и усвоения социальных норм, а также системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, навыков самостоятельной деятельности.
Что касается подходов к природе игры, то они самые разнообразные и подчас противоречивые. Еще древние философы утверждали, что человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет [148]. Философско-культурологические и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром заложили выдающиеся мыслители Платон, Аристотель, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, Я. А. Коменский. Философские трактовки проявления и значения игры в своих трудах представили Г. Гегель, Г. Вд Плеханов, П. Лавров, Й. Хейзинга, К. Г. Юсупов, М. С. Каган и другие ?205, 211]. J.
Некоторые философские аспекты сущности игры изложены в работах Г. П. Щедровицкого, И. Бестужева — Лады, И. С. Кона [208, 23, 90, 91]. Так, Г. П. Щедровицкий полагал, что «игра — особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей: в этом плане она есть особое педагогическое творение» [203. С.26].
Наиболее глубоко к настоящему времени рассмотрены психологические аспекты игры в трудах П. П. Блонского, Д. Б. Эльконина [27, 211]. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д. Б. Эльконин трактовал ее как деятельность, возникшую на определенном этапе онтогенеза, как одну из ведущих-форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [211.С.141]. Отечественный педагог С. А. Шмаков считает, что «лишение ребенка игровой деятельности — это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, 1-активизации процесса познания мира» [205. С.6].
Изучение процесса социализации школьников средствами игры и ролй взрослых в ее организации свидетельствуют о том, что педагоги во многом еще не готовы осуществлять социализацию, не умеют в своей педагогической деятельности использовать потенциал игры, испытывают значительные затруднения в ее технологическом обеспечении. Это связано с привычностью использования традиционных методов социализации в обучении и воспитании. Данное противоречие обусловило интерес исследователей к опыту организации процесса социализации детей средствами игры и изучению ее потенциала.
Несмотря на то, что социализация является широко изучаемой проблемой в современных науках, процесс социализации младших школьников исследован недостаточно, отсутствуют специальные исследования применения комплексной игры в процессе социализации младших школьников. Это и обусловило выбор темы исследования: «Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста» .
Цель исследования заключается в организации и апробировании модели комплексной игры как средства социализации детей младшего школьного возраста.
Объект исследования — социализация младших школьников.
Предмет исследования — комплексная игра в воспитательном процессе как средство социализации детей начальных классов.
Гипотезой исследования является следующее предположение: социализация младших школьников будет проходить успешно, если:
— будет создана и внедрена в воспитательный процесс комплексная игра, способствующая творческой самореализации детей и адекватно отображающая многообразие положительных отношений в детском коллективе;
— в применении комплексной игры будут учитываться индивидуальные особенности личности ребенка на основе их диагностического изучения;
— будет сформирована высокая степень готовности к организации комплексной игры со стороны взрослых, основанной на профессиональной позиции, на принятии субъект — субъектных отношений детей и взрослых.
С учетом цели, объекта, предмета исследования, для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Определить содержание и теоретические подходы к процессу социализации детей с точки зрения представителей различных наук.
2. Создать модель комплексной игры с учетом ее потенциала в процессе социализации детей младшего школьного возраста.
3. Организовать опытно — экспериментальную работу по внедрению модели комплексной игры в процесс социализации младших школьников.
4. Разработать методические основы по подготовке специалистов игротехников для общеобразовательной школы.
Методологическую основу исследования составляют концепции американских ученых Ч. Кули, Дж. Мида, А. Халлера, У. И. Томаса и других, рассматривающие человека как субъекта социализацииидеи Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломова, A.B. Мудрика, определяющие социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду и активное воспроизводство системы социальных связей за счет активной деятельности индивида.
Теоретической базой исследования являются концепции игр Ф. Шиллера, Г. Спенсера, К. Бюлера, К. Гросс, Й. Хейзинга, C. J1. Рубинштейна, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. А. Сухомлинского, О. С. Газмана, Е. А. Покровского, С. А. Шмакова и других, изучающие феномен игры с позиций философии, психологии, общей и социальной педагогики.
Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, исторической, психологической, педагогической, социально — педагогической литературы по проблеме исследованияобобщение педагогического опытаорганизация опытно — экспериментальной работы по специально разработанной программе, в ходе которой осуществлялись: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ деятельности школьников, тестирование.
Общая логика исследования позволила выявить несколько этапов:
На первом этапе исследования (1996 — 1997 г. г.) изучалось состояние проблемы в философской, психолого — педагогической, исторической, социальнопедагогической литературе, исследовались педагогический опыт, школьная документацияопределялись цель, задачи исследования, разрабатывались гипотеза и программа исследования, анализировались ключевые понятия.
На втором этапе исследования (1997 — 1999 г.г.) проводилась диагностическая работа, в ходе которой велись наблюдения за организацией процесса социализации детей в условиях школы, определялись показатели социализации детей младшего школьного возраста, осуществлялась опытно — экспериментальная работа с применением разработанной модели комплексной игры, выявлялись результаты ее использования, прослеживалась динамика социализированное&tradeдетей.
На третьем этапе исследования (1999 — 2000 г. г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обобщение результатов исследования, разрабатывались методические основы по подготовке специалистов игротехников для общеобразовательной школы, уточнялись выводы, оформлялась диссертация.
Базой исследования явились начальные классы общеобразовательной школы № 49 города Улан-Удэ, Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены основные параметры понятия «социализация» детей: формирование образа — Я и усвоение социальных норм, применительно к младшему школьному возрастуразработана система критериев и показателей, определяющих уровень социализированное&tradeмладших школьниковобосновано понятие комплексная игра и спроектирована ее авторская модель, определены ее социализаторские возможности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана технология организации и применения комплексной игры, ее модель внедрена в воспитательный процесс детей младшего школьного возраста в целях успешной социализации, подготовлены методические основы для работы специалистов игротехников в общеобразовательной школе.
Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью теоретических позиций использования комплекса психолого-педагогических методов, адекватных предмету, цели, задачам исследованиярациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования, проверкой теоретических выводов и практических рекомендацийреальными положительными результатами опытно — экспериментальной работы, проведенной диссертантом.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социализация рассматривается как сложное социально — педагогическое явление, как процесс вхождения индивида в структуру общества, включающий формирование собственного образа — Я, усвоение социальных норм, в ходе которого формируется конкретная личность, способная активно проявлять свою субъектность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.
2. Одним из эффективных средств социализации является комплексная игра, которая расширяет культурное пространство самореализации личности ребенка, интенсивно и целенаправленно формирует гуманистические ценностные ориентации развивающейся личности, поддерживает и развивает детское творчество, сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Апробация работы и внедрение ее результатов в практику.
Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Бурятского государственного университета, на кафедре социальнокультурной деятельности Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Основные положения и результаты настоящего исследования, научно — теоретические и практические материалы по проблеме исследования апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрены в практику воспитательного процесса начальных классов школы № 49 г. УланУдэ. Основные идеи исследования использованы в учебной программе «Социально — культурная деятельность: методы организации зрелищно — игрового досуга» для студентов ВСГАКИ, отделения социально — культурной деятельности и внедрены в лекционные, семинарские, практические, индивидуальные занятия со студентами специализации «социальный педагог», «педагог по работе с детьми» — разработанные автором задания — практикумы применяются в организации практики студентов ВСГАКИ. Теоретические подходы организации игровой деятельности с детьми, подростками, юношеством отражены в учебном пособии «Методы организации зрелищно-игрового досуга», получившее.
19.10.99. гриф УМО по образованию в области художественной народной культуры, социально — культурной деятельности и информационных ресурсов й рекомендованы для использования в учебном процессе Вузов искусств и культуры Российской Федерации. Материалы исследования внедрены в учебный процесс для слушателей курсов в Бурятском институте повышения квалификации работников образования, а также для педагогов — организаторов при Министерстве культуры Республики Бурятия. Научные результаты отражены в десяти публикациях и выступлениях автора на конференциях (г. Улан — Удэ, г. Омск).
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Выводы по 2 главе:
Проведенная нами диагностическая работа позволяет утверждать о том, что:
1. На основе выделенных нами компонентов социализации — познавательного, эмоционального, поведенческого социализированность детей представлена преимущественно средним и низким уровнями.
2. Игровая деятельность детей является одной из составляющих относительно социально контролируемой социализации.
3. Осуществляемая игровая деятельность с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательных школ имеет в большинстве своем не целенаправленный, отрывочный характер.
4. Специалисты — игротехники по организации и проведению комплексных игр в общеобразовательной школе, как правило, отсутствуют.
5. Опытно — экспериментальная работа подтвердила теоретическое предположение, что своевременное создание комплексной игры, имеющая социализирующий потенциал, базирующаяся на диагностике и развитии индивидуальных особенностей детской личности, позволило успешно осуществлять процесс социализации детей младшего школьного возраста.
Опытно-экспериментальное исследование также дало основание судить не только о возросшем умении детей активно взаимодействовать друг с другом, находить способы решения нестандартных ситуационных задач, но и создать предпосылки формирования образа — Я, повышения усвоения целого ряда социальных норм, ценностей, образцов поведения, направленных на социализацию личности. Мы считаем, что эти предпосылки будут способствовать дальнейшему становлению личности, и окажут положительное влияние на следующий возрастной этап.
6. Разработанная модель игры дает возможность ее использования в качестве социализирующего материала для детей младшего школьного возраста.
7. Контрольная серия опытно-экспериментального исследования выявила значительные изменения в уровне социализированности детей по сравнению с констатирующим этапом (см. таблицу 7). Уровень социализированности детей после опытно — экспериментальной работы составил 62.5%, тогда как в констатирующем он был равен 30.4%.
В целом, эксперимент показал, что эффективность процесса социализации детей достигается при условии цикличного осуществления комплексной игры, согласно смоделированного игрового плана.
Работа на всех этапах опытно-экспериментального исследования проводилась в условиях сотрудничества взрослых и детей. Особо важное значение в процессе социализации детей средствами игровой деятельности оказывает готовность педагога-игротехника к работе такого рода. Под готовностью «играющих» педагогов нами понимается личность, способная демонстрировать совокупность профессиональных знаний, умений, навыков в подготовке и проведении игровых программ. Характер влияния «играющего» педагога во многом зависит от его свойств и качеств, профессиональной компетенции, авторитетности. Так, в социализации детей важным условием является готовность педагогов к совершенствованию творческой индивидуальности через приобщение их к игровой культуре.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В данном диссертационном исследовании решалась задача подробного осмысления и адекватного описания комплексной игры как средства социализации детей младшего школьного возраста. В контексте данной работы был проведен анализ философской, психолого-педагогической, социально — педагогической литературы по проблеме исследованиярассмотрены теоретико-методологические подходы различных авторов к понятиям «социализация», «комплексная игра» .
Анализируя различные подходы к определению понятия «социализация», мы представили ее как процесс вхождения индивида в структуру общества, включающий формирование собственного образа — Я, усвоение социальных норм, в ходе которого создается конкретная личность, способная активно проявлять свою субъектность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.
Многочисленные научные исследования показывают, что оценить состояние социализации на уровне индивида достаточно сложно. Это вызвано следующими причинами:
1. Процесс социализации глубоко индивидуален и протекает в течении всей жизни человека, во взаимосвязи сложных факторов, детерминированных объективными и субъективными предпосылками, в зависимости от внутренних источников человека, внешней социальной среды.
2. Критерии социализации: количественные параметры, изменяющие этот процесс, учет индивидуальности процесса практически отсутствуют.
3. Сложность в оценки эффективности социальных механизмов в обществе из-за широты его функционирования, наличия в нем разнообразных институтов и каналов социализации и состояния, в котором они находятся.
4. Процесс социализации непрямолинеен и находится в состоянии постоянной динамики.
Социализация детей младшего школьного возраста представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое позволяет им получить первый опыт вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоить определенные роли и функции.
Принимая во внимание тот факт, что специальных методик по измерению уровня социализированное&tradeнет, нами был использован комплекс методов, общепринятых в педагогических исследованиях и адаптированных к целям и задачам нашей работы.
Истолкование полученных данных требовало создание экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей эффективного прохождения процесса социализации. В качестве опытно-экспериментальной работы нами была применена смоделированная комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста. Модель комплексной игры представляла собой цикл сюжетно — тематических игровых программ, направленный на формирование у детей младшего школьного возраста образа — Я и усвоение социальных норм, содержащая многообразие видов (двигательные игры, ми-метрические, интеллектуальные, игровые тренинги и упражнения и т. д.), отличающаяся множественностью целей и задач, являясь эффективным средством социализации детей младшего школьного возраста. Она целенаправленно активизировала детей на процесс познания окружающего мира и себя, поддерживала детское творчество. Специально созданное игровое пространство, в котором ребенок не просто вступал во взаимоотношения со сверстниками, а усваивал знания, нормы, правила общества сыграло важную роль в процессе его социализации.
Созданная модель комплексной игры, состоящая из специально разработанных сюжетно-тематических игровых блоков, успешно вовлекала детей в разнообразные виды деятельности, сочетала занимательную сказочную форму с напряженной интеллектуальной деятельностью.
Комплексная игра основывалась на принципах отсутствия принуждения, поддержания игровой атмосферы, развития игровой динамики. Выделенные нами параметры социализации — формирование образа — Я и усвоение социальных норм стали главными направлениями содержания комплексной игры.
Результаты эксперимента позволили рассматривать познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы детей младшего школьного возраста как важнейшие компоненты процесса социализации.
Проведенное опытно — экспериментальное исследование показало, что успешное решение поставленных задач при организации целенаправленной комплексной игровой деятельности младших школьников обусловило изменение в уровне социализированное&tradeличности учащихся начальных классов.
Опытно-экспериментальное исследование дало основание судить о развитии представлений ребенка о себе: если «Я» младшего школьника в основном формируется преимущественно в системе отношений «Я» — «предметная среда», то «Я» младшего школьника, усвоившего определенные социальные нормы в процессе комплексной игры, в системе «я» — «окружающие люди». Заметим, что в ходе опытно-экспериментального исследования происходила постоянная трансформация содержания «Я» ребенка, обусловленная содержанием той среды (игровой), с которой ребенок взаимодействовал.
Конечной целью нашего исследования явилось формирование внутренних поведенческих регуляторов, в качестве которых в первую очередь выступали ценностно-нормативные представления ребенка младшего школьного возраста, включающие не только знания нравственных, правовых и других социальных норм и ценностей, но и определенное отношение к этим нормам, а также способность следовать им в реальном поведении.
В целом, эксперимент показал, что эффективность процесса социализации детей достигается при условии цикличного осуществления комплексной игры, согласно смоделированного игрового плана.
Работа на всех этапах эксперимента проводилась в условиях сотрудничества взрослых и детей. Организация и проведение комплексной игры дает право утверждать о необходимости в подготовке педагогов-игротехников для общеобразовательной школы в целях социализации детей. Под готовностью «играющего» педагога понимается личность, способная демонстрировать совокупность профессиональных знаний, умений, навыков в подготовке и проведении игровых программ. Характер влияния «играющего» педагога во многом зависит от его свойств и качеств, профессиональной компетенции, авторитетности.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
- Азаров Ю.П. Игра: размышления о нравственном воспитании. М.: Новый мир, 1983.-211 с.
- Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психологических расстройствах: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985. — 17 с.
- Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л., 1971.-С. 145−167.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // В кн. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1980. — 127 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429 с.
- Андреева Н.В. Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 1991. -17 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. М.: Просвещение, М., 1987.- 144 с.
- Аникеева Н.П., Виннипова Г. В., Смирнов С. А. Режиссура педагогического взаимодействия. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. — 90 сп. Антонян Ю. М., Бородин Р. В. Преступность и психологические аномалии. -М.: Наука, 1987.-207 с.
- Араканцева Т.А., Дашкевич О. В. Готовность к школе: Программа и учеб. пособие. М.: Изд-во ИГА, 1997. — 53 с.
- Арихожан A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. 1981, № 2. — С. 143−149.и. Бабанский Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
- Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. Рязань, 1994. — 194 с.
- Балакшина Ж.А., Зеленская Н. Влияние игровой психокоррекции на индивидуальное развитие младших школьников // Ананьевские чтения-97: Тезисы науч.-практ. конф. (28−30 октября 1997 г.). СПб., 1997. — С.23−49.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред. — изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 221 с.
- Белкин A.C. Изучение ранних стадий отклонений в нравственном развитии младших школьников // Советская педагогика, 1979, № 7. С. 20−26.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.: Лениздат, 1992, — 398 с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Просвещение, 1986. -420 с.
- Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. — 207 с.
- Бибарцева Т.С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбак, 1995. — 48 с.
- Бим Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика, 1996. № 5. — С. 3−10.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996. № 1. С. 3−8.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 е.
- Бобиева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. -311 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование АПН СССР. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бондаренко H.A. Воспитание творческой личности через коллективную деятельность // Начальная школа, 1999. № 8. С. 61−62.
- Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М.: Педагогика, 1991.-28 с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. — 208 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Педагогика, 1971. -48 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.-112 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1967. — 216 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 141 с.
- Валлон А. Психическое развитие личности. М.: Педагогика, 1967. — 246 с.
- Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания / Под ред. Е. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1976. — 190 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
- Возрастная психология / Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Волков H.A. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Автореф. дис.канд. психол. наук. Л. — 1983. -18 с.
- Воловик А.Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учеб. М.: Флинта: Моск. псих .- соц. институт, 1998. — 240 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и внеурочной деятельности / Под ред. В. В. Сластенина. М.: Педагогика, 1980. — 129 с.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981. 94 с.
- Выготский JI.C. Вопросы психологии детской игры // Вопросы психологии. -1966. № 6.-С. 18−26.
- Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. 1966. № 6.- С. 137.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1984.Т.4. -432 с.
- Газман О.С. Детские игры. // Российская педагогическая энциклопедия. М.: Наука, 1993.-С. 256−259.
- Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: Сб.ст. Новосибирск, 1989.- С. 24−41.
- Газман О.С. Социально-педагогические аспекты. // Советская педагогика, 1988. № 5. -С. 70−75.
- Гатальская Г. В., Крыленко A.B. В школу с радостью. Практическая психология для учителя. — Л.: Амалфея, 1998. — 240 с.
- Гликман И.З. Школьная концепция воспитания // Наука и школа. 1999. № 5. -С. 55−59.
- Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика, 1998. № 5. С. 42−45.
- Горлова Е.Б. Общение как фактор социализации младших школьников // Вестник ставропольского университета. 1996. Вып. 8. С.- 67−70.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.: Изд-во «Петит», 1994. — 243 с.
- Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы // Педагогика, 1996. № 1 С. 20−23.
- Григорьев C.B. Самовыражение и развитие личности в игре (по материалам традиционных игр): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.- 18 с.
- Гудовский И.В. Педагогические условия успешной социализации старших подростков в процессе внеурочной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Красноярск., 1999. — 16 с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 175 с.
- Даль В. Толковый словарь живого русского языка. Т. 1,2.- М.: Терра, 1994.- 524 с.
- Дашкевич О-В. Психодиагностика: Учеб. пособие. М.: Изд-во ИГА, 1997.56 с.
- Дашкевич О.В. Психологический практикум: Программа и учеб. пособие. -Ч. 2. M.: Изд-во ИГА, 1997. — 90 с.
- Детская игра: традиционная и современная. / Сост. Н. М. Беленович. М.: Просвещение, 1998. — 94 с.
- Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. / В 2. т. Пер. с англ. М.: Вече, 1999. — 690 с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. — 224 с.
- Жамсуева Н.К. Социализация молодежи в обществе переходного периода (общетеоретические подходы): Дис.канд. социол. наук. Улан — Удэ., 1999.- 187 с.
- Жизнь в свете и дома /Сост. В. Третьякова. М.: ТЕРРА, 1997. — 368 с.
- Закон Российской Федерации И Учительская газета. 1992. № 22. — 3−6.7! Захарчук В. А. Девиантное поведение учащихся младших классов // Начальная школа. 1998. № 2. С. 101−104.
- Зосимовский A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. № 7. С. 74−78.
- Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. № 11/12. С. 25−29.
- Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 75.
- Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. -127 с.
- Игры и развлечения. Кн. 2. / Сост. JI.T. Фирсова. М.: Молодая гвардия, 1990. 239 с.
- Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых: Нескучная энциклопедия / Сост. Е. П. Гайдаренко. М.: Сталкер, 1997. — 448 с.
- Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 304 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Просвещение, 1974. — 248 с.
- Калугин М.А., Новогорцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с.
- Камалдинова Э. Социальному становлению детей нужна защита // Народное образование. 1993. № 5. С. 40−43.
- Каменских Т.Н. Трудовое воспитание младших школьников в игровой деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
- Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. Иркутск, 1998. — 325 с.
- Карнышев А.Д. Социальная психология и образование. Улан — Удэ, 1993. -129 с.
- Кащенко В.Н. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Клайн В. Как подготовить ребенка в жизни. М.- Д.: Прогресс, Антарес, 1991.-216с.
- Клюева Н.В., Касаткина О. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Учеб. пособие. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
- Ковалева А.Н. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Просвещение, 1996.- 198 с.
- Кон И. С. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.-С. 42.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 384 с.
- Корсак Г. С. Игровые методы формирования творческого воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста // Культура и общество: возникновение новой парадигмы. Кемерово, 1995. — С. 140−142.
- Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. — 247 с.
- Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. СПб.: Эйдос, 1992. — 160 с.
- Критика теории социализации в капиталистических странах: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Соколов. М., 1980. — С. 29−32.
- Крупская Н.К. Юные пионеры и игра // Крупская Н. К. о юных пионерах. -М.: Просвещение, 1957. 124 с.
- Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. — 286 с.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Д.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.
- Курбатова Н.В. Формирование сценарных навыков у педагогов-организаторов досуга детей и подростков // Культура и общество: возникновение новой парадигмы. Кемерово, 1995. — С. 142−145.
- Лаврентьева З.И. Игра как форма организации коллективной деятельности старших пионеров: Автореф. дисс.канд.пед. наук. Л., 1986. — 17 с.
- Ю1.Лазурский А. Ф. Классификация личностей. 3-е изд. — Л.: Госиздат, 1924. -290 с.юг.Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Изд-во Знание, 1993. — 109 с.юз.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 576 с.
- Ю5.Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. — 147 с.юб.Лихачев Б. Г. Педагогика противления злу ненасилием // Педагогика, 1998. № 4. -С. 18−23.
- Личность школьника как объект педагогического исследования / Под ред. В. Н. Максаковой, М.: НИИ РПАПН СССР, 1980 — 80 с.
- Ю8.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лопатин В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Прогресс, 1990. — 402 с.
- П5.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тезисы. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 306 с. 1.Международный словарь педагогических терминов /Под ред. Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршан. М.: Наука, 1987. — 496 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Просвещение, 1988. — 392 с.ш.Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999. — 320 с.
- Мир детства. Младший школьник. М.: Просвещение, 1981. — 399 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 2-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 176 с.
- Михайлова Е. Социализация молодежи: «круглый стол» в НИИ общих проблем воспитания (обзор выступлений на тему «Социализация личности школьника») // Советская педагогика. 1990. № 3. С. 149−150.
- Михайлова Л.И. Социология культуры. Учеб. пос. М.: Ф АИР-ПРЕСС, 1999. — 232 с.
- Молонов Г. Ц. Основы педагогики. Учеб. пос. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — 148 с.
- Молонов Г. Ц. Теория и практика обучения в школе. Улан — Удэ.: Изд-во БГУ, 1996. — 128 с.
- Москаленко В.В. Социализация личности (философский аспект). Киев: Вища школа, 1986. — 115 с.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. Учеб. пос. Ч.2.- Пенза.: ИПКиПРО, 1994.- 172 е.
- Мункоев А.К. Личностные свойства школьников разного поля и особенности их социализации // Вестник Бурятского государственного университета. 1997. Вып. 2.-С. 100- 112.вз.Наука и ценности /Под ред. М. С. Кагана М.: Просвещение, 1990 — 84 с.
- Немов P.C. Психология образования. Кн. 2. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.-496 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Изд-во «Лист», 1990. — 178 с.
- Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества // Педагогика. 1998. № 7. — С. 36−41.
- Новикова Л.И. Деятельность детского коллектива как фактор его развития // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формирование личности школьника. М., 1983. — С. 14−16.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и’доп.- Л.: Лениздат, 1967. 262 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1997. — 328 с.нб.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пос./ Подред, С. А. Смирнова. 2-изд. — М., 1999. — 534 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.ш.Платон. Сочинения. Т.З. 4.2. М.: Наука, 1972. — 392 с.
- Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. Т.5. — М.: Просвещение, 1958. — 396 с.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М.: Терра, 1997.-416 с.
- Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга. Уч. пос.- Кемерово: Кузбасвузиздат, 1995. 72 с.
- Пономарев В.Д. Игровая технология: концептуальные аспекты развития социальной методики праздничных форм досуга // Культура и общество: возникновение новой парадигмы. Кемерово, 1995. — С. 152−155.
- Пономарев В.Д. Методика организации игрового общения в народном празднике. Кемерово, 1993. — 72 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райго-родского. Самара.: Изд. Дом «БАХРАТ», 1998. — 672 с.
- Программа развития воспитания и образования в России на 1999 2001 г. г. // Образование в документах. 1999. № 22. — С. 8- 22.
- Прокопьев В.Б. Развитие городской школы на современном этапе: социально педагогические аспекты: Дисс. канд. пед. наук. — Улан — Удэ.: Изд-во БГУ, 1998.- 161 с.
- Психокоррекция и развивающая работа с детьми. Учеб. пос. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998. — 160 с.
- Психология. Словарь. М.: Наука, 1990. — 412 с.
- Развитие личности. Опыт. Проблемы, Поиски: Материалы 2-й Московской науч.-практич. конф.(15−16 февраля 1994) — М., 1994. С. 49−50.
- Рзаева Г. Н. Формирование гуманности в младшем школьном возрасте. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1996. 65 с.
- Рзаева Г. Н. Формирование гуманности как социально-ценного качества личности в младшем школьном возрасте: Дисс.канд. пед. наук. Улан -Удэ.:БГУ, 1997. — 200 с.
- Роголева Г. И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикуль-турной среде: Дисс. канд. пед. наук. Улан — Удэ.: БГУ, 1998. — 170 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. -608 с.
- Ростов A.C. Психологические основы взаимосвязи репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности. Учеб. пос. Новосибирск.: Изд-во НГПИ, 1990. — 88 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989. — 194 с.
- Русина H.A., Урываев В. А. Психологическая характеристика личности ребенка: Метод, реком. Ярославль.: ЯГМА, 1998.- 84 с.
- Садовский М.Г., Семенов С. Д. Новые технологии социально-педагогической работы // Школьные технологии. 1997. № 2. С. 41−46.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и кор-рекционные программы. М.: Новая школа, 1993. — 142 с.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся М.: Педагогика, 1999. — С. 50−60 с.
- Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие: какой смысл вкладывает в эти понятия современная наука // Воспитание школьников. 1999. № 6. С. 27.
- Собранье пестрых дел / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Знание, 1994.- 98 с.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: Метод, руководство. Вып. З.-М, 1990, — 130 с.пз.Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 520 с.
- Сологуб Г. П. Пробуждение личности. М.: Педагогика, 1987. — 207 с.
- Солодникова И.В. Как совмещаются социализация и неповторимость личности // Вестник Российской академии наук. 1994. Т. 64. № 5. С. 398 — 402.
- Солодухина Т.К. Приобщение младших школьников в народному музыкальному творчеству в условиях педагогического сотрудничества. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1996.- 129 с.
- Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА М., 1998. — 608 с.
- Спиваковская A.C. Игра это серьезно. М.:Педагогика, 1981. — 40 с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. М.: Педагогика, 1980. — 384 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1985. — 53 с.ш.Сучилина JI. Творчество как средство социализации ребенка // Внешколь-ник.1999. № 5. С. 30−32.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. -192 с.
- Тихомирова Л.Ф., Басов A.B. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 98 с.
- Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. 1980. № 2.-С. 71.
- Ушинский К.Д. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. М., 1953. — 608 с.
- Филонов Г. Н. Состояние социума и воспитания // Педагогика. 1995. № 6. С. 26−31.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. — 560 с.
- Фомицкая Г. Н. Гуманизация учебно воспитательного процесса школы в современных условиях. — Улан — Удэ: Изд-во БГУ, 1998. — 131 с.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1990. — 170 с.
- Фридман Л.М., Кушкин Т. А., Каплунович Н. Я. Изучение личности учащихся и ученического коллективов. М.: Просвещение, 1987. — 275 с.
- Фролов С.С. Социология. М.: Изд-во корпорация Логос, 1996. — 358 с.
- Фролова Т. Сфера воспитания: ностальгия по прошлому и поиски нового // Директор школы. 1999. № 7. С. 55 — 60.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Наука, 1993. — 311 с.
- Харчева В. Основы социологии. М.: «Логос», — 1997. — 304 с.
- Хейзинга Й. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. М.: Просвещение, 1992.-297 с.
- Чепурных Е. Об основных направлениях развития воспитания в системе образования//Воспитание школьников, 2000. № 1. С. 2−5.гоо.Чередникова Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. СПб.: Педагогика, 1996. — 108 с.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 314 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учеб. пос. Ч. 1. -М.-.Просвещение, 1995. 525 с.
- П1маков С. А. Ее Величество Игра. — М.: Изд-во Магистр, 1992. — 160 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.гоб.Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997. -336 с.
- Шухман Л.П. Формирование игровой культуры детей в процессе образова-тельно-досуговой деятельности // Культура и общество: возникновение новой парадигмы. Кемерово, 1995. — С. 137−139.
- Эппштейн М. Игра в жизни и в искусстве // Современная драматургия. 1982. № 2. С. 225−248.
- Эстетика. Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -280 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 89 105.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 116 с.
- Яковлев A.M. Теория криминалогии и социальная практика. М.: Наука, 1985.-247 с.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАтестовая беседа С.А. Банкова)
- Если ребенок получает 24 29 баллов, он имеет высокий уровень социальной зрелости, средний уровень имеют дети, набравшие 20 — 24 балла- низкий уровень у детей, сумевших набрать 15 — 20 баллов.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИтест игра «Лесенка»)
- Каждому ребенку выдается лист бумаги, на котором изображена лесенка из десяти
- Важно, чтобы каждый ребенок понял, на какой ступеньке стоят какие дети, поэтому можно переспросить его об этом.
- Далее необходимо предложить ребенку нарисовать себя на какой-либо ступени, но при этом четко оценить свое поведение, поступки.
- Детям предлагается несколько картинок с изображением ситуаций, в которых ребенок терпит неудачу. Их просят описать изображенную ситуацию и предложить свои варианты решения проблем.
- Ситуации могут быть примерно такими: упал с горки, разлил краску, не может забраться на качели, перевернул скамейку.
- Если ребенок объясняет, что причины всех неудач зависят от персонажа, значит он еще не умеет оценивать свои действия и контролировать их.
- ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ДРУГИМметодика Рене Жиля «Особенности межличностных отношений ребенка»)
- При анализе рисунков необходимо учитывать, что результат может зависеть от сиюминутного настроения ребенка, от его желания рисовать.
- Дорогие друзья! Просим Вас ответить на интересующие нас вопросы:1. В каком классе учишься?
- В какой сфере деятельности тебе больше всего интереснее? а) учеба-б) музыка-в) игра-г) общественно полезный труд-е)в какой еще?
- Любишь ли играть? И почему? а) да, потому чтоб) нет, потому что
- Часто ли в вашей школе, (классе) используются игры? а) да, часто-б)нет.
- Если бы к вам пришел Волшебный Маг, в какие бы игры вы с ним сыгра1. Спасибо!1. ФРАГМЕНТ КОМПЛЕКСНОЙ ИГРЫ
- ИГРАЙ-ГОРОД" Сценарный план игровой программы «Салон вежливости и воспитанности"для детей младшего школьного возраста)
- Цель встречи: Ознакомить ребят с правилами поведения дома, в общественных местах, а также с правилами общения со сверстниками и старшими.1. Автобус (1)
- Дети едут до салона вежливости на бутафорском автобусе, специально приготовленном организаторами программы. Дети приобретают билеты у ведущего и проходят в автобус)
- Ведущий: (задает вопрос) Уважаемые пассажиры, какие правила поведения в автобусе Вы знаете? (За правильный ответ дети получают жетон).
- Ведущий: А теперь настало время посмотреть, есть ли среди наших мальчиков настоящие джентльмены? (Анализируется игровая ситуация, насыщенная шумовыми эффектами.)
- Ведущий: Остановка «Салон вежливости» (выходят из автобуса)1. Гардероб (2)
- Ведущий: (задает детям вопрос) При сдаче вещей в гардероб, о чем нужно позаботиться? За правильный ответ жетон. Разыгрывается ситуация — дети сдают верхнюю одежду в гардероб.
- Хозяйка: Что ж, хорошие правила мы усвоили, теперь нам предстоит пообщаться на тему «Хозяева и гости». Представьте себе, что вы встречаете гостей. (Дети делятся на три группы и разыгрывают ситуацию).
- Хозяйка: Быть хорошим хозяином не совсем просто. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько ситуаций.1. Ситуация 1.
- Родители Нины ушли в кино. Скоро придут. Нина дома одна. Звонок. В дверях Николай Иванович, коллега папы по работе.- Здравствуйте, Нина, папа дома?- Папы нет, Нина пытается как можно скорее закрыть двери.- Жаль. До свидания.
- Обсуждение. Правильный ответ жетон.1. Ситуация 2.
- В дверь постучали. Сергей продолжал есть, крикнул: «Входите, открыто!» На пороге появилась.Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы, но она и жила далеко, и училась не в его классе.
- Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином? Продолжить или оставить? Можно ли спросить зачем пришла Марина?
- Если ей срочно нужна книжка, которую долго придется искать на стеллаже в соседней комнате, так как следует поступить Сергею?1. Ситуация 3.
- Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить роль хозяина? А уроки? А мамина просьба?1. ОТВЕТЫ к ситуациям:
- Ситуация 1. Нине следовало сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату, предложить посмотреть передачу или дать журнал, газету.
- Ситуация 3. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этом случае хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него дела, он просит извинить его и приглашает гостя прийти в другой раз.
- Хозяйка: Дорогие гости! На этом мы с вами не прощаемся. Мы надеемся, что вы еще не раз посетите наш салон.
- Ведущий предлагает детям забрать верхнюю одежду из гардероба и напоминает детям, чтобы они не забыли поблагодарить гардеробщика за оказанную услугу.
- Тематический план курса (БИПКРО)
- Наименование разделов и тем Всего Лекц. Практ. Индив.
- Введение в предмет 0.5 0.5
- Раздел 1. Игровая деятельность в структуре социально-культурной деятельности. Тема 1.1. Возникновение и развитие игрового жанра 1 1
- Тема 1.2. Психофизиологические и педагогические возможности игровой деятельности 0.5 0.5
- Тема 1.3. Виды игр, их классификация 3 2 1
- Тема 1.4. Функциональная значимость игр. Игра социальное явление. 1 11. Всего: 6 5 1
- Раздел 2. Подходы к организации и проведению игр и развлечений. Тема 2.1. Особенности драматургии игры 7 2 4 1
- Тема 2.2. Сюжетно-композиционное построение игровых программ. 4 2 2
- Тема 2.3. Методика художественно-образного решения игровых мероприятий. 5.5 1 4 0.5
- Тема 2.4. Роль ведущего-организатора игрового действа. 5 1 1 31. Всего: 21.5 6 11 4.5
- Раздел 3. Методика проведения игр в различных досуговых ситуациях. Тема 3.1. Организация игрового действа для детей, подростков, юношества. 5.5 0.5 4 1
- Тема 3.2. Особенности проведения комплексных игр для детей младшего школьного возраста. 14 2 8 4
- Тема 3.3. Организация работы аттракционов, залов игровых автоматов и т. п. Электронные игры. 2 1 ¦ 1
- Тема 3.4 Творческо-исполнительская лаборатория 1 (11. Всего: ! 22.5 3.5 12 7
- Итого: ! 50.0 14.5 23 12.5