Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическими условиями успешного развития профессионально значимых личностных качеств в современных социально-экономических условиях являются: мотивационные (развитие положительной мотивационной сферы личности будущего учителя технологии, проведение систематической психолого-педагогической диагностики и коррекции, проектирование профессионально-личностного саморазвития будущими педагогами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. 1. Содержание понятия «профессионально значимые личностные качества» в контексте современной парадигмы педагогического знания
    • 1. 2. Критерии, показатели и уровни сформированное&trade- профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии
    • 1. 3. Педагогические условия развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
    • 2. 1. Структурно-функциональная модель развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии
    • 2. 2. Методика и организация педагогического эксперимента
    • 2. 3. Реализация структурно-функциональной модели
    • 2. 4. Анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Развитие профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современную российскую действительность отличают динамизм, нестандартность процессов, происходящих в обществе, утверждение нового характера отношений и деятельности. В сложившихся условиях важным становится процесс адаптации растущего человека к новой социальной ситуации, выработки новых подходов в решении задач подготовки подрастающего поколения к жизни в новых постоянно изменяющихся условиях. В этой ситуации личностные качества педагога выступают ведущим фактором получения высоких профессиональных результатов. Первоочередной задачей, проходящей через всю систему образования, является подготовка будущего педагога, способного творчески решать стоящие перед ним задачи, создавать условия для творческой работы и развития вариативной деятельности, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры.

Научно-технический прогресс, социально-экономические изменения, происходящие в обществе и сфере образования, повлекли за собой введение в базисный учебный план образовательной области «Технология», что потребовало от учителя технологии новых подходов к процессу обучения и соответственно новых профессионально значимых качеств и привело к перестройке всей системы их подготовки. Для практической реализации образовательной области «Технология», современному образовательному учреждению нужен не просто учитель технологии, а творческая индивидуальность, педагог, обладающий технологической, методологической, коммуникативной культурой, владеющий проектными и информационными технологиями.

В процессе перестройки системы подготовки учителей технологии, роль педагогических колледжей как базовых звеньев образования чрезвычайно важна. Их способность достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет важное значение в подготовке специалиста — будущего учителя технологии, способного практически реализовывать задачи современного образования. В связи с этим важнейшим направлением в подготовке будущих учителей технологии будет создание условий для развития их профессионально значимых качеств, стимулирующих студентов к творчеству, самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию в учебном процессе колледжа.

Исследованию проблемы профессиональных качеств педагогов посвящены работы многих современных ученых: В. Г. Асеева, Ю. К. Бабанского, Э. Ф. Зеера, Н. Б. Крыловой, Н. В. Кузьминой, JI.M. Митиной, Т. В. Обуховой, E. JL Пупышевой, Н. Н. Савушкина, В. Д. Симоненко, В. А. Сластенина и др. [8- 13- 67- 89- 92- 116- 127- 140- 146- 155- 158].

При анализе понятия «профессионально значимые качества», мы руководствовались определением, данным Э. Ф. Зеером, который считает, что профессионально важные качества — «это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [67].

Профессиональное становление будущих педагогов изучалось такими авторами как: О. А. Абдуллина, И. П. Андриади, Р. А. Галустов, О.В. Гусев-ская, С. Б. Елканов, Э. Ф. Зеер, А. С. Косогова, Э. К. Самерханова и др. [1- 6- 40- 44- 55- 66- 83- 147]. Ряд исследований посвящен вопросам формирования профессиональных качеств будущих педагогов (Ф.Н Алипханова, Е. И. Исаев, Н. Б. Крылова, А. Т. Маленко, Т. В. Обухова, E.JI. Пупышева, Н. Н. Савушкин, В. А. Сластенин и др.) [4- 69- 89- 106- 127- 140- 146- 158].

Различные аспекты формирования профессионально значимых качеств будущего учителя технологии в педагогических вузах рассмотрены в диссертационных исследованиях авторов. Так, проблемы профессиональной подготовки учителя технологии нашли отражение в работах С. П. Брагиной, Р. А. Галустова, Н. В. Кузьмина, Н. В. Сылки, О. О. Хадковой [29- 40- 90- 168- 182].

Вопросы формирования профессиональных качеств и предпринимательской активности будущих учителей технологии рассмотрены в диссертационном исследовании Т. В. Обуховой, проблемы формирования технологической культуры будущих учителей технологии — в исследованиях И.Ю.

Башкировой, В. А. Никитина, Р. И. Хотеевой, С. А. Кордышевой, Д. А. Крылова, И. С. Кияшко, технологических знаний и умений — в работе А. В. Суслова, экологической культуры — в трудах И. П. Шутовой, С. Е. Гусаровой, исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии — в работе Т. Н. Шипиловой, проектировочных и конструктивных умений — в исследовании В. М. Баженова [127- 16- 116- 186- 82- 88- 74- 167- 198- 43- 196- 14].

Анализ степени изученности проблемы профессиональной подготовки будущих учителей технологии, развития их профессионально значимых личностных качеств показывает, что недостаточно разработаны условия развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии в процессе их профессиональной подготовки. Неразработанность этой проблемы, наряду с возросшими требованиями современного общества к педагогическому профессионализму и мастерству учителя технологии, приводит к снижению качества учебно-воспитательного процесса, осуществляемого педагогами в различных образовательных учреждениях.

По результатам исследования В. А. Никитина, учителя технологии не видят особой необходимости в проведении специальной работы по формированию технологической культуры у учащихся: 53,1% учителей редко обращают внимание на формирование технологической культуры у школьников- 24,2% вообще не обращают внимания на этот процесс. Только 9,5% опрошенных учителей технологии отметили, что организуют проектное обучение на уроках технологии в 7−9 классах. По данным С. П. Ивановой 63,6% молодых специалистов не владеют навыками исследовательской деятельности. У многих педагогов недостаточно сформирована потребность в самостоятельной поисковой деятельности.

Теоретические исследования и анализ практики работы учителей технологии выявили противоречия между: требованиями современного общества к профессионально-педагогической подготовке учителя технологии и имеющимся уровнем готовности выпускников колледжей к педагогической деятельности;

— необходимостью информационно-методического и дидактического обеспечения содержания дисциплин предметной подготовки для качественного профессионального обучения учителей технологии и недостаточной разработанностью учебно-методического сопровождения образовательного процесса- ¦

— необходимостью развития в образовательном процессе колледжа современных профессионально значимых личностных качеств студентов и недостаточной разработанностью «педагогического инструментария» для реализации этого процесса.

Поиск разрешения возникших противоречий неизбежно приводит к формулировке проблемы исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность определили тему диссертационной работы «Развитие профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии». Указанная проблема позволила сформулировать цель, гипотезу, задачи, объект и предмет диссертационной работы.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего учителя технологии.

Предмет исследования: педагогические условия развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии в системе среднего профессионального образования.

В* основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии будет успешным, если: а) выявлена сущность, структура и содержание профессионально значимых личностных качеств учителя технологии в современных социально экономических условиях развития обществаб) разработана и реализована в учебном процессе структурно-функциональная модель развития профессионально значимых личностных качеств учителя технологии на основе личностно-ориентированного и сис-темно-деятельностного подходовв) определены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие успешное функционирование структурно-функциональной модели на основе интеграции содержания инвариантной и вариативной части учебной-деятельности, использования интерактивных методов обучения и методов творческого поиска, системы мониторинга при развитии профессионально значимых личностных качеств. учителя технологииг) разработан и внедрен в учебный процесс учебно-методический комплекс «Основы профессионального мастерства учителя технологии», обеспечивающий индивидуальное развитие профессионально значимых личностных качеств у каждого студента за счет субъект субъектных отношений преподавателя и студента.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, структуру, содержание профессионально значимых личностных качеств учителя технологии в современных социально экономических условиях развития общества.

2. Разработать и реализовать в учебном процессе структурно-функциональную модель, способствующую развитию профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии.

3. Выявить и обосновать педагогические условия развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии.

4. Разработать и экспериментально проверить учебно-методическое сопровождение процесса развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии.

Теоретической и методологической базой исследования являются:

— концепции профессиональной подготовки педагогов (О.А. Абдулли-на, Е. В. Бережнова, Ф. Н Гоноболин, А. С. Косогова, Н. В. Кузьмина JI.M. Митина, В. Д. Симоненко, А. И. Тимошенко и др.);

— теории и концепции технологического образования (П.Н. Андрианов, П. Р. Атутов, А. А. Карачев, В. Д. Симоненко, В. П. Овечкин, Ю.Л. Хотунцев);

— теория интеграции наук и научных знаний (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, О. Г. Зайцева, И. Д. Зверев, А. А. Кирсанов, В. Л. Максимова, А. И. Тимошенко, Ю. С. Тюников и др.);

— теория активизации познавательной деятельности студентов (А.А. Вербицкий, А. А. Жиляев, Н. Г. Смольникова, Д. В. Чернилевский и др.);

— теория личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Зайцев, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

— теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, моделирование);

— эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, статистическая обработка результатов исследования).

Опытно-экспериментальной базой явился Иркутский политехнический колледж, выпускающий учителей технологии. Исследованием на разных этапах было охвачено 123 студента- 11 преподавателей Иркутского государственного педагогического университета, Иркутского политехнического колледжа- 14 учителей технологии общеобразовательных школ № 4, 18, 24, 64, 71, 76 г. Иркутска.

Исследование проводилось в период с 2004 по 2009 г. г. и включало в себя несколько этапов.

На первом этапе — поисково-аналитическом (2004 — 2005 г. г.) осуществлено изучение степени разработанности проблемы исследования в педагогической теории и практикепроведен анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследованияопределен методологический аппарат исследования, намечена программа опьгшо-экспериментальной работы.

На втором этапе — экспериментально-теоретическом (2005 — 2008 г. г.) разработана структурно-функциональная модель развития профессионально значимых личностных качеств учителя технологии, выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия успешного функционирования структурно-функциональной модели развития профессионально значимых качеств студентовразработан учебно-методический комплекс «Основы профессионального мастерства учителя технологии», проведены экспериментальные исследования.

На третьем этапе — аналитическом (2008 — 2009 г. г.) осуществлена обработка экспериментальных данных, систематизированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования:

— уточнено и расширено понятие «профессионально значимые личностные качества учителя технологии» (уточнение и расширение заключается в характеристике этих качеств с позиций преобразовательной деятельности, построения траектории профессионально-личностного саморазвития педагога и формирование его как субъекта культурно-технологического развития);

— дополнена структура профессионально значимых личностных качеств учителя технологии, включением в ее состав креативной культуры, содержащей: знание теории творчества, нестандартное, гибкое технологическое мышление, наблюдательность, способность к генерированию идей, владение методами творческого поиска, умение отказаться от стереотипов в педагогической деятельностиобновлено содержание компонентов: методологическая культура и коммуникативная культура;

— разработана и реализована в учебном процессе структурно-функциональная модель развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии, включающая взаимосвязанные блоки: целевой, проектно-содержательный, блок педагогических условий, процессуальный, мониторинговый;

— разработан комплекс критериев оценки уровней развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии (мотивационный, технологический, методологический, коммуникативный, креативный, рефлексивный) и уточнены их показатели;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии: мотивационные (развитие положительной мотивационной сферы личности будущего учителя технологии, проведение систематической психолого-педагогической диагностики и коррекции, проектирование профессионально-личностного саморазвития будущими педагогами, ведение дневников профессионального роста) — содержательные (разработка программ учебных курсов на основе интегративного подхода, ориентированных на развитие профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии, их методическое и дидактическое обеспечение) — организационные (организация учебного процесса на основе использования современных интерактивных методов обучения и методов творческого поиска, вовлечение студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность).

Теоретическая значимость исследования заключается в определении теоретических оснований процесса развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии в современных социально-экономических условиях (предпосылки, принципы, содержание, особенности, условия, критерии, результат) — в научном обосновании совокупности педагогических условий успешности функционирования структурнофункциональной модели развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологиив уточнении содержания понятия «профессионально значимые личностные качества учителя технологии» и в дополнении его структуры.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального образования в области подготовки будущих учителей технологии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке учебно-методического сопровождения процесса развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии на основе создания учебно-методического комплекса «Основы профессионального мастерства учителя технологии», конструирования целевой комплексной программы, дидактических материалов и методических рекомендаций по совершенствованию процесса развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии.

Учебно-методический комплекс «Основы профессионального мастерства учителя технологии» внедрен в практику профессиональной подготовки учителей технологии на декоративно-прикладном отделении Иркутского политехнического колледжа.

Материалы данного исследования могут быть использованы в педагогической деятельности средних, высших профессиональных образовательных учреждений и в системе повышения квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально значимые личностные качества учителя технологии рассматриваются нами как совокупность индивидуальных качеств педагога, обеспечивающих успешное осуществление преобразовательной деятельности в условиях изменяющейся культурно-технологической среды, проектирование системы и последовательности собственных действий и действий учащихся, владение опытом организации коллективной и групповой совместной деятельности, построение траектории профессиональноличностного саморазвития и формирование его как субъекта культурно-технологического развития.

Структурными компонентами профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии являются: технологическая, методологическая, коммуникативная, креативная культура. Овладение этими качествами позволяет будущим учителям технологии формировать творческую, активную личность, владеющую способами преобразовательной деятельности материалов, энергии и информации, легко адаптирующуюся в современных социально-экономических условиях развития общества.

2. Структурно-функциональная модель развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии, включает: целевой, проектно-содержательный, блок педагогических условий, процессуальный, мониторинговый блоки. Реализация данной модели способствует вовлечению студентов в проектную и научно-исследовательскую деятельность, активному их участию в разрешении возникающих проблем с использованием методов творческого поиска, позволяет студентам приобретать опыт коллективной и творческой преобразовательной деятельности.

3. Критериями и показателями оценки уровня сформированности профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии являются: мотивационный (характер мотивов выбора профессиисформированность мотива достижения к успехустремление к профессиональному и личностному саморазвитию и самосовершенствованию) — технологический (наличие необходимых технологических знанийвладение способами преобразовательной деятельностиумение разрабатывать новую идеюумение использовать базы данных для поиска и хранения информации) — методологический (владение необходимыми методологическими знаниямиумение проектировать систему и последовательность собственных действийвладение методами педагогического исследования) — коммуникативный (культура речи, общительностьумение оперировать технологическими понятиями, обоснованность выводовготовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству) — креативный (знание теории творчества и владение методами творческого поискагибкость, нестандартность технологического мышленияспособность к генерированию идей) — рефлексивный (способность к оценочным суждениямк рефлексии и самоанализук адекватной самооценке).

4. Педагогическими условиями успешного развития профессионально значимых личностных качеств в современных социально-экономических условиях являются: мотивационные (развитие положительной мотивационной сферы личности будущего учителя технологии, проведение систематической психолого-педагогической диагностики и коррекции, проектирование профессионально-личностного саморазвития будущими педагогами, ведение дневников профессионального роста) — содержательные (разработка программ учебных курсов на основе интегративного подхода, ориентированных на развитие профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии, их методическое и дидактическое обеспечение) — организационные (организация учебного процесса на основе использования современных интерактивных методов обучения и методов творческого поиска, вовлечение студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность).

Личное участие соискателя состоит в проведении теоретического анализа сущности, структуры и содержания профессионально значимых личностных качеств учителя технологии, в выявлении и научном обосновании комплекса педагогических условий, в разработке структурно-функциональной модели, учебно-методического комплекса «Основы профессионального мастерства учителя технологии», способствующих эффективному развитию профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии, в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, в обобщении и анализе полученных результатов.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается методологической базой исследования, соответствующей его целям и задачамапробацией предложенной структурно-функциональной модели в учебном процессе, а также результатами экспериментальных исследований, репрезентативностью выборки, статистической обработкой результатов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования нашли свое отражение в научно-методических рекомендациях, научных статьях, докладах и выступлениях. Материалы и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры технологии, предпринимательства и методик их преподавания ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет" — на научно-практических конференциях различного уровня: Международной научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы, пути решения» (Иркутск, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы» (Иркутск, 2007) — Общероссийской научно-практической конференции «Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного образования» (Иркутск, 2006) — Межрегиональной научно-практической конференции «Образовательные ресурсы Восточной Сибири как фактор повышения качества жизни» (Иркутск, 2007) — Региональной научно-практической конференции «Технологическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы» (Иркутск, 2005).

Результаты исследования, внедренные в практику учебно-воспитательного процесса ФГОУ СПО «Иркутский политехнический колледж», стали основой для разработки научно-методических рекомендаций по развитию профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 202 источника, 13 таблиц, 17 рисунков, 16 приложений.

Выводы по второй главе'.

Экспериментальная работа, проведенная наоснове констатирующего и формирующего* эксперимента^ позволяет сделать вывод о* том, что-в-результате реализации структурно-функциональной модели, которая включала в. себя: конструирование-целевой комплексной’программы развития профессионально, значимых личностных, качеств студентов и ее реализацию в учебном процессе, разработку системы контроля и оценки результатов, системный мониторинг полученных результатов, произошли существенные изменения в развитии профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии.

С помощью выделенных критериев (мотивационного, технологического, креативного, методологического, коммуникативного, рефлексивного) и их показателей были подобраны и разработаны диагностические методики для оценки уровня сформированности профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии. В. процессе проведения экспериментальной работы диагностике были подвергнуты, такие профессионально значимые' личностные качества как: технологическая, методологическая, коммуникативная, креативная культура.

Проведенное до эксперимента диагностирование, на основании которого был определен начальный уровень сформированности профессионально значимых качеств в экспериментальных и контрольных группах, показало низкий уровень развития технологической, методологической культуры будущих учителей технологии, недостаточный уровень развития креативной и коммуникативной культуры. Полученные данные свидетёльствовали о необходимости целенаправленной работы по развитию профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии.

В ходе проведения экспериментальной работы у студентов экспериментальных групп была выявлена устойчивая тенденция к повышению всех показателей профессионально значимых качеств. Наибольшее развитие в результате экспериментальной работы получила технологическая культура, ее уровень повысился, на 16,1%- значительное развитие в процессе эксперимента получила методологическая культура, ее рост составил 15,2%- уровень сформированности креативной культуры возрос на 13,6%-. повысился. уровень мотивации на 9,6% и уровень коммуникативной культуры — на 8,5%. Тогда как у студентов контрольных групп рост показателей профессиональных качеств был незначительным.

Изменение уровня развития профессионально значимых качеств у студентов экспериментальных групп обусловлено тем, что в экспериментально организованных условиях с помощью активных методов обучения, вовлечения студентов в проектную, научно-исследовательскую деятельность происходило личностное включение будущих учителей технологии в процесс обучения.

Студенты имели возможность создавать творческую деловую атмосферу при-обсуждении' актуальных проблем, взаимодействовать при проведении семинаров, конференций и при подготовке собственных проектов, почувствовать востребованность профессионально значимых качеств, продемонстрировать свои способности в различных видах деятельности: учебно-познавательной, исследовательской, профессиональной. Все это создавало возможность для самореализации, самораскрытия в личностном и профессиональном плане. Кроме того, диагностика различных сторон личности студентов, ведение дневника профессионального роста также способствовали изменению отношения к самому себе, повышению самоуважения, самооценки, стремления к саморазвитию.

В процессе опытно-экспериментальной работы была выявлена-и теоретически обоснована совокупность педагогических условий успешности функционирования структурно-функциональной модели развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии в составе трех групп: мотивационные, содержательные и организационные.

К мотивационной группе условий относятся: развитие положительной мотивационной сферы личности будущего учителя технологии, проведение систематической психолого-педагошческой диагностики и коррекции, проектирование профессионально-личностного саморазвития будущими педагогами, ведение дневников профессионального роста.

Содержательная группа условий предполагает: разработку программ учебных курсов на основе интегративного подхода, направленных на развитие профессионально значимых качествобогащение знаний студентов о профессионально значимых личностных качествах учителя технологииразработку методического и дидактического обеспечения программ учебных дисциплин.

Группа организационных условий включает: организацию занятий на основе использования активных и интерактивных методов обучениявовлечение студентов в проектную, научно-исследовательскую деятельность, что предполагает выработку мотивированной потребности исследования учебного процесса.

Полученные результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что развитие профессионально значимых личностных качеств студентов экспериментальных групп на основе реализации разработанной нами структурно-функциональной модели проходило более продуктивно по сравнению со студентами контрольных групп. Рост уровня профессионально значимых качеств в экспериментальной группе обеспечивался за счет выявленных педагогических условий и разработанной нами целевой комплексной программы развития профессионально значимых личностных качеств студентов и ее реализации в учебном процессе.

Использование аппарата математической статистики позволило провести обработку полученных данных при помощи t-критерия Стьюдента и подтвердить достоверность экспериментальных данных, а также выдвинутую в начале исследования гипотезу.

На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что формирующий эксперимент, имеющей целью развитие профессионально значимых личностных качеств у будущих учителей технологии подтвердил правомерность выдвинутых педагогических условий и разработанной структурно-функциональной модели.

Заключение

.

Проведенное исследование, целью которого явилось выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии, подтвердило актуальность избранной проблемы и позволило сделать следующие выводы:

1. Проблема развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии является недостаточно изученной в современной педагогике. Для формирования подходов к ее разрешению, на основании анализа психолого-педагогической литературы, экспериментального * изучения проблемы, нами были выделены профессионально значимые личностные качества учителя технологии, необходимые для полноценной профессиональной деятельности на современном этапе: технологическая, методологическая, коммуникативная, креативная культура. В ходе исследования выявлена интегративная структура профессионально значимых личностных качеств и их специфика. В соответствии с профессионально-значимыми личностными качествами учителя технологии были определены и обоснованы критерии их оценивания: мотивационный, технологический, креативный, методологический, коммуникативный, рефлексивный.

2. Результаты научных исследований, практического опыта работы с будущими педагогами позволили нам выявить особенности развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии. На основании выявленных особенностей нами были определены педагогические условия, способствующие развитию профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии. К ним относятся: содержательные (разработка программ учебных курсов на основе интегративного подхода, ориентированных на развитие профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии, их методическое и дидактическое обеспечение) — организационные (организация учебного процесса на основе использования современных интерактивных методов обучения и методов творческого поиска, вовлечение студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность) — мотивационные (развитие положительной мотивационной сферы личности будущего учителя технологии, проведение систематической психолого-педагогической диагностики и коррекции, проектирование профессионально-личностного саморазвития будущими педагогами, ведение дневников профессионального роста).

3. С учетом определенных нами целей и задач была разработана структурно-функциональная модель развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии, направленная на подтверждение выдвинутой гипотезы исследования. Структурно-функциональная модель включала в себя следующие блоки: целевой, проектно-содержательный, блок педагогических условий, процессуальный, мониторинговый и предполагала конструирование целевой комплексной программы развития профессионально значимых личностных качеств* студентов и подходов^ ее реализации в. учебном процессе, разработку системы контроля и оценки результатов, а также" системный мониторинг полученных результатов.

Структурно-функциональная модель предусматривала специальную организацию содержания подготовки будущего учителя технологии, как в теоретической, так и в практической деятельности, основанную на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходеиспользование активных форм и методов обучения, обеспечивающих раскрытие личностного потенциала, творческое сотрудничество преподавателя и студентов, развитие будущим педагогом себя как личностипроведение систематической психолого-педагогической диагностики и коррекции уровня развития профессионально значимых качеств, нацеливающих студентов на саморазвитие и самосовершенствование.

4. Теоретическое исследование и эксперимент позволили нам сделать вывод о том, что профессионально значимые личностные качества будущих учителей технологии формируются в процессе всей профессиональной подготовки. Однако в ходе исследования было выяснено, что потенциал учебных дисциплин для развития профессионально значимых личностных качеств используется преподавателями недостаточно, так как учебный процесс в основе своей подчинен образовательным целям. Мы пришли к выводу, что в создавшихся условиях для того, чтобы развитие профессионально значимых личностных качеств было целенаправленным необходимо, чтобы какой-либо учебный предмет или предметы выполняли систематизирующую и обобщающую роль.

Таким предметом, стал разработанный нами интегративный курс «Основы профессионального мастерства учителя технологии». Апробацияинтегративного курса в условиях колледжапоказала, что он являетсяважным средством совершенствования системы подготовки будущих учителей технологии, имеющих достаточный уровень технологических, общепрофессиональных знаний, обладающих" развитой технологической, методологической, коммуникативной культурой, творческими способностями, способных реализовать полученные в колледже-умения и навыки в процессе преподавания школьникам учебного предмета «Технология».

В целях научно-методического обеспечения был разработан учебно-методический комплекс по курсу «Основы профессионального мастерства учителя технологии», ориентированный на развитие профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии, который включал в себя рабочую программу, дидактический материал, банк проектов и рекомендации по выполнению проектных работ.

5. Комплексный диагностический инструментарий, обеспечивающий оценку профессионально значимых личностных качеств, позволял получить целостную объективную информацию! об уровне развития профессионально значимых качеств будущих учителей технологии, что давало нам возможность более адекватно строить учебный процесс, направляя его на развитие профессионально значимых качеств студентов, а студентам осуществлять процессы самоанализа, саморазвития, самосовершенствования.

6. Экстраполяция структурно-функциональной модели развития профессионально значимых личностных качеств будущего учителя технологии на реальный учебный процесс позволила поставить педагогический эксперимент. В ходе эксперимента осуществлялись внедрение и проверка эффективности разработанной нами структурно-функциональной модели и педагогических условий ее успешного функционирования в общей системе подготовки будущих учителей технологии. Изучение критериальных уровней сформи-рованности профессионально значимых качеств будущих учителей технологии на «входе» и «выходе» из эксперимента позволило выявить у студентов экспериментальных групп наличие значимой разницы в динамике развития всех выделенных профессионально значимых качеств и их структурных составляющих. Тогда как у студентов контрольных групп рост показателей сформированности профессионально значимых личностных качеств был незначительным.

Результатом, полученным благодаря внедрениюструктурно-функциональной модели в практику учебного' процесса колледжа, явился такой уровень развития профессионально значимых качеств будущих учителей технологии, для которого свойственны владение технологическими, методологическими знаниями, развитость проектной, информационной культуры, технологического мышления и воображения, готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству, стремление к профессиональному и личностному саморазвитию и самосовершенствованию.

Достоверность результатов обеспечивалась использованием взаимодополняющих методик: анкетирования, тестирования, опроса, анализа творческих работ, наблюдения, статистической обработки данных.

Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования проблемы развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и обеспечили решение поставленных задач.

Полученные результаты помогают раскрыть пути совершенствования процесса развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии и могут быть реализованы как в учебном процессе педагогического колледжа, так и вуза. Вместе с тем в рамках одного исследования сложно рассмотреть все аспекты многогранного процесса развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей технологии. Представляется перспективной дальнейшая разработка таких проблем, как:

— выявление факторов, влияющих на развитие профессионально значимых личностных качеств учителя технологии;

— формирование педагога как субъекта культурно-технологического развития и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. Активные методы обучения в профессионально-педагогической подготовке студентов Текст.: учебно-методическое пособие / ред.: С. Ф. Сударчикова. Иркутск: ИГПУ, 2006. — 138с.
  3. , П. Ф. Личностно ориентированный подход к обучению учащихся проектной деятельности в многопрофильных центрах образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / П. Ф. Алексеев. Брянск, 2006. -22 с.
  4. Алипханова, Ф: Н. Педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Алипханова Фатима Надирбековна. Махачкала, 2006. — 163 с.
  5. , Б. Г. О проблемах современного, человекознания Текст.'/ Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер- 2001. — 272 с.
  6. , И. П. Проблемы профессионально-личностного становления студентов педагогических вузов: реалии и перспективы Текст. / И. П. Андриади // Вестник Московского городского педагогического университета. М.: МГПУ, 2002. — № 2 (3). — С. 16−23.
  7. , В. Г. Диссертационное исследование (общая характеристика, требования и рекомендации по проведению и оформлению) Текст. / В. Г. Асеев. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2005. — 108 с.
  8. , В. Г. Психология труда Текст.: учебное пособие / В. Г. Асеев. В 2ч. 4.1. 2-е изд. — Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2005. — 342 с.
  9. , А. Г. Психология личности Текст.: учебник / А. Г. Асмо-лов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  10. , П. Р. Технология и современное образование Текст. / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11−14.
  11. , JI. А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза Текст. / JI. А. Аухадеева // Высшее образование сегодня. — 2006: -№ И.-С. 54−56.
  12. , Н. JI. Педагогические условия развития толерантности у студентов учреждений системы среднего профессионального образования в процессе обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / Аширбагина Наталья Леонидовна. Омск, 2005. — 232 с.
  13. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения- Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  14. , В. М. Педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений Текст.: дис.. канд. пед. наук / Баженов Валерий Михайлович. Кострома, 2000: — 228 с.
  15. , И. Ю. Дидактические условия формирования технологической культуры у будущих учителей Текст.: дис. канд. пед. наук / Башкирова Ирина Юрьевна. Тула, 2001. — 233 с.
  16. , Е. В. Методологические условия перехода от науки к практике в структуре прикладного педагогического исследования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Бережнова Елена Викторовна. Волгоград, 2003. -321 с.
  17. , Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Текст.: учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. М.: Академия, 2005. — 128 с.
  18. , Е. В. Формирование методологической культуры учителя Текст. / Е. В. Бережнова // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 14−18.
  19. , Е. А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя Текст.: дис.. канд. пси-хол. наук / Бессонова Елена Анатольевна. Хабаровск, 2000. — 144 с.
  20. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / П. П. Блонский- сост. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская- под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.
  21. , A. JI. Метод проектов.как личностно-ориентированная педагогическая технология Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A. JI. Блохин. Ростов н / Д, 2005. — 24 с.
  22. , Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. — М.: Знание, 1981.-96 с.
  23. , JI. И. Психологический анализ формирования и строения гармоническойличности Текст. / JI. И. Божович. М.: Наука, 1981. — 301с.
  24. , Е. Ф. Совершенствование методологической культуры- учителя в системе повышения квалификации Текст.: автореф: дис.. канд. пед. наук / Е. Ф. Бойко: Новокузнецк, 2003. — 24 с.
  25. Большой психологический словарь Текст.' / сост. и общ: ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  26. , Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория Текст. / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. -№ 5. — С. 41−53.
  27. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. // Педагогика. — 2007. № 8. — С. 4453.
  28. , С. П. Подготовка учителей технологии к деятельности по развитию творчества учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. П. Брагина. Екатеринбург, 2008. — 28 с.
  29. , С. П. Творческая активность как фактор, определяющий профессионализм учителя технологии Текст. / С. П. Брагина // Инновационные стратегии и научно-методические аспекты образовательной области
  30. Технология": Материалы Всероссийской научно-методической конференции 16−18 декабря 2004 года / Тольяттинский государственный университет. Тольятти: РИЦ, 2004. — С. 56−58.
  31. Бычкова, — О. И. Генезис понятия интеграции Текст.: сборник научных трудов / О. И. Бычкова // Вестник Иркутского педуниверситета. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — Выпуск 2. — Часть 1. — С. 58−63.
  32. , О. И. Развитие педагогических умений будущего учителя в процессе интеграции учебных дисциплин Текст.: дис.. канд. пед. наук / Бычкова Ольга Ивановна. — Иркутск, 2004. 162 с.
  33. , И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности Текст. / И. И. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000.- № 4. — С. 33−41.
  34. , Т. Е. Проектная технология как один из факторов- построения системы личностно ориентированного образования в школе Текст. / Т. Е. Веденеева // Дидакт. 2002. — № 1. — С. 32−39.
  35. , М. А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории) Текст.: монография / М. А. Викулина. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 136 с.
  36. Воспитательная деятельность педагога Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова [и др.]- под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2005. 336 с.
  37. , Е. Г. Формирование профессионального мастерства будущих специалистов в условиях педагогического училища Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Г. Вотинова. Кемерово, 2003. — 18 с.
  38. , Б. 3. Педагогика рефлексии Текст.: учебное пособие / Б. 3. Вульфов. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 263 с.
  39. , Е. О. Интегративный подход к профессионально-личностному становлению будущего педагога Текст. / Е. О. Галицких // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 4. — С. 50−54.
  40. , Р. А. Профессиональное становление учителя технологии сельской школы в системе непрерывного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Галустов Роберт Амбарцумович. Армавир, 2001 — 430 с.
  41. , И. 3. Теория и методика воспитания Текст.: учебное пособие / И. 3. Гликман. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176с.
  42. , С. Е. Формирование экологической- культуры будущих учителей технологии в учебном процессе*вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Гусарова Светлана Евгеньевна. Брянск, 2005. -174 с.
  43. Гусевская, О- В. Интенсификация! процесса обучения в вузе как фактор1 личностно-профессионального становления будущего учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук / Гусевская Ольга Валерьяновна. — Иркутск, 2005.- 181 с.
  44. , А. Я. Теория интеграции образования Текст. / А. Я. Да-нилюк. Ростов н / Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 440 с.
  45. , О. Н. Дидактико-методическая подготовка будущего учителя технологии на основе проблемного подхода Текст.: методические рекомендации. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. 26 с.
  46. Джеймс, Пит. Разработка учебных стандартов использование проектов в технологическом образовании Англии 1988−2000 Текст. / П. Джеймс // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — № 1. — С. 21−25.
  47. Диагностика успешности учителя Текст.: сборник методических материалов. Издание 2-е испр. и доп. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.-160 с.
  48. Г. Пассивный слушатель или исследователь-первооткрыватель? Текст. // Граждановедение: еженедельное приложение к «Учительской газете». 2004. — № 13/14. — с. 4.
  49. , А. Г. Методические условия конструкторско-технологической подготовки будущих учителей технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Дорошенко Анатолий Григорьевич. — Новокузнецк, 1999. — 165 с.
  50. , Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации Текст. / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С. 42−45.
  51. Евдокимова- О. И. Развитие творческих способностей будущего учителя технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Евдокимова Ольга Ивановна. Липецк, 2002. — 156 с.
  52. , Т. И. Концепция и технология развития мотивации-к педагогической деятельности у обучающихся в вузе Текст. / Т. И. Евменова: автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Санкт-Петербург, 2004. — 33 с.
  53. , В. С. Подготовка учителей к реализации межпредметных связей Текст. / В. С. Елагина // Школьные технологии. 2003. — № 5. — С. 77−84.
  54. , С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. — М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  55. , О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник Текст. / О. Ю. Ермолаев. 3-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336 с.
  56. , В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. -1997.-С. 9−14.
  57. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. И*. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Издат. центр «Академия», 2001.-208 с.
  58. , Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике Текст.: научно-методическое пособие. М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998.-192 с.
  59. , В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация Текст.: учебник для студ. высш. учеб. заведений /
  60. B. М. Заенчик, А. А. Карачев, В. Е. Шмелев. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -256 с.
  61. , И. И. Коммуникативная культура педагога и руководителя Текст. / И. И. Зарецкая- М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
  62. , В. П. Научно-исследовательская деятельность кафедры педагогического вуза: качество, управление, оценка Текст. / В. П. Засыпкин // Университетское управление. 2006. — № 1(41). — С. 49−57.
  63. , Л. В. Образовательные технологии и технологическая культура учителя Текст. / Л. В. Зевина // Школьные технологии. 2002. — № 5. -С. 62−67.
  64. Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
  65. Э. Ф. Психология становления личности инженера-педагога: текст лекций Текст. — Свердловск: СИПИ, 1987. — 56 с.
  66. , Э. Ф. Психология профессий, Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический проект, 2003. — 336 с.
  67. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд. доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  68. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  69. , И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. / И. Ф. Исаев. М. — Белгород, 1993.-219 с.
  70. , Л. А. Мониторинг развития методологической культуры студентов будущих педагогов- Текст. / Л. А. Казанцева, С. Я: Казанцев // Педагогическое образование и наука. — 2005. — № 4. — С. 11−14.
  71. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст.: Книга для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  72. , И. С. Формирование технологической культуры у будущих учителей технологии в контексте регионального подхода Текст.: дис. канд. пед. наук / Кияшко Ирина Сергеевна. — Благовещенск, 2005. — 185 с.
  73. , А. Г. Характер и его воспитание Текст. / А. Г. Ковалев. -Симферополь: КРЫМИЗДАТ, 1947.-48 с.
  74. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.
  75. , А. С. Педагогические условия использования современных методов-творчества как средства подготовки учителя технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Козлов Андрей Сергеевич. Новосибирск, 2002. — 301 с.
  76. , М. Ю. Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Комарова Мария Юрьевна. Иркутск, 2002. — 198 с.
  77. , О. В. Социальная психология: Курс лекций Текст. / О. В. Кондратьева, С. В. Кондратьев. Волгоград: Учитель, 2002. — 72 с.
  78. , Н. А. История педагогики Текст.: учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. -5-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1982. 447 с.
  79. , С. А. Формирование технологической культуры студентов факультета технологии и предпринимательства на материале истории развития техники Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Кордышева. -М., 2004.-19 с.
  80. , А. С. Становление педагога Текст.: монография / А. С. Косогова. Иркутск: ИГПУ, 2001. — 178 с.
  81. В. А. Основы педагогического мастерства Текст.: учебно-методическое пособие / В. А. Косыгина. Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2005. — 94 с.
  82. А. И. Культура педагогического исследования Текст. / А. И. Кочетов. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: редакция журнала «Адукацыя i выхаванне», 1996.-328 с.
  83. , Т. К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении Текст.: учебное пособие для студ. пед. вузов / Т. К. Крикунова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 152 с.
  84. , Г. И. Теоретические основы методики преподавания технологии (избранные лекции) Текст.: учебное пособие для студентов ТЭФпедвузов и педколледжей / Г. И. Кругликов. Курск: Изд-во КГПУ, 1998. -252 с.
  85. , Д. А. Формирование технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Текст.: дис.. канд. пед. наук / Крылов Дмитрий Александрович. Йошкар-Ола, 2002. — 173 с.
  86. , Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста Текст.: методическое пособие / Н. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. -142 с.
  87. , Н. В. Подготовка будущих учителей технологии к профессионально-творческой деятельности в условиях общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Кузьмин. — Йошкар Ола, 2007.-26 с.
  88. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности-Текст. / Н. В. Кузьмина. JI.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  89. , Н. В'. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л., 1985 — 32 с.
  90. , С. В. Педагогическое исследование в опытно-экспериментальной работе учителя Текст. / С. В. Куликова // Вестник ОГУ, 2004. -№ 10.-с. 60−66.
  91. , С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя Текст. / С. В. Кульневич // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 108 115.
  92. , С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания Текст.: монография / С. В. Кульневич. Воронеж: ВГПУ, 1997 — 237 с.
  93. , Н. В. На пути к профессиональному мастерству Текст. / Н. В. Кухарев. -М.: Просвещение, 1990. — 187 с.
  94. , Н. А. Формирование профессионального мастерства учителя Текст. / Н. А. Ложникова // Среднее профессиональное образование. -2004.-№ 7.-С. 47−50:
  95. , В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования Текст. / В. М'. Лопаткин. — М.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. 162 с.
  96. , Л. Л. Педагогические условия развития^ коммуникативной культуры будущего учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук / Лузянина Лариса Леонидовна. — Омск, 2001. 215 с.
  97. , И. Н. Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к научно-педагогическому творчеству Текст.: дис.. канд. пед. наук / Лукина Ирина Николаевна. — Новосибирск, 2005. 244 с.
  98. , А. С. Трудовое воспитание Текст. / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1964 — 246 с.
  99. , В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: учебное пособие Текст. / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1987.-160 с.
  100. , Н.А. Проектирование системы формирования технологической культуры учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Максимова. Смоленск, 2004. — 19 с.
  101. , А. Т. Воспитание инженера-педагога Текст.: учебно-метод. пособие для вузов / А. Т. Маленко. — М.: Высшая школа, 1986. 120 с.
  102. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 5563.
  103. , X. Инновационная модель профессиональных качеств' субъекта образовательной деятельности Текст.: дис.. канд. социол. наук / X. Марсел. Тюмень, 2003. — 200 с.
  104. , А. Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
  105. , Г. У. Проектирование модели профессионально значимых качеств преподавателей высшей школы Текст. / Г. У. Матушанский, А. Г. Фролов, Ю. В. Цвенгер // Педагогическая информатика. 2001. — № 4.-С.-17−22.
  106. , Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования Текст. / Н. В. Матяш // Педагогика. 2000. — № 4'. — С. 3843.
  107. , Н. В. Психология проектной деятельности школьников Текст.: дис. д-ра психол. наук / Матяш Наталья Викторовна. Брянск, 2000.385 с.
  108. , М. И. Организация проблемного обучения в школе Текст.: книга для учителя / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  109. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя Текст. / Павлова М. Б. [и др.]- под ред. И. А. Сасовой. — М.: Вентана-Граф, 2003.-296 с.
  110. , В. Новые знания, новые идеи: подготовка и повышение квалификации учителей технологии Текст. / В. Мигунов, П. Петрянов // Учитель. 2002. — № 1. — С. 47−52.
  111. , Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) Текст. / Л. М. Митина. -М.: Флинта, 1994. 215 с.
  112. , А. А. Профессиональные качества учителя трудового обучения Текст. / А. А. Молдованов. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им.
  113. B. И. Ленина. 1990. — 104 с.119- Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания Текст.: учебное пособие / А. В. Мудрик. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  114. , А. В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст.: книга для старшеклассников / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986'. 160 с.
  115. , А. А. Профессиональная подготовка, учителя технологии и предпринимательства Текст.: дис.. канд. пед. наук / Муравьев Андрей Анатольевич. — Екатеринбург, 1998. —231 с.
  116. , Т. Р. Основы профессионального мастерства учителя технологии Текст.: методические рекомендации по изучению учебного курса / Т. Р. Нарулина. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2008. — 44 с.
  117. В. А. Формирование технологической культуры у будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях гуманизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук /Никитин Вениамин Авдеевич. -Йошкар-Ола, 2005. 233 с.
  118. , Б. Б. Адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства к профессионально-педагогической деятельности в современных условиях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. Б. Нимаев. Улан-Уде, 2007. -19 с.
  119. , Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. -67 с.
  120. Общая и профессиональная педагогика Текст.: учебное пособие / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. — 368 с.
  121. В. П. Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. П. Овечкин. Ижевск, 2006 — 40 с.
  122. Основы педагогического мастерства Текст. / под ред. И. Н. Зязю-на.-Киев: Вишашк., 1987.-207 с.
  123. , М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников Текст.: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова- под ред. И А. Сасовой. М.: Вентана-Граф, 2003. -296 с.
  124. В. П. О методах технического творчества Текст. / В. П. Пархоменко // Школа и производство. 1998. — № 3. — С. 13−21.
  125. , JI. К. Дидактика образовательной области «Технология» в таблицах и схемах Текст.: учебное пособие / Л. К. Патрушева. — Киров: Изд-во ВятГТУ, 2006.-216 с.
  126. Педагогические условия реализации образовательной области «Технология» в теории и практике обучения учащихся средней школы Текст. / под ред. П. Р. Атутова- ред.-сост. Г. А. Молева. Владимир: ВГПУ, 2004.-185 с.
  127. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2002. — 528 с.
  128. , Л. Б. Проектный подход и требования к учителю-Текст. / Л. Б. Переверзев // Школа и производство. — 2002. — № 1. — С. 14−16.
  129. , Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности Текст. В 2 ч. Ч 2. / Л. С. Подымова. М. — Курск, 1995. — 170 с.
  130. , Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса Текст. / Е. С. Полат // Школьные технологии. 2006. — № 6. — С. 43−47.
  131. , Е. Л. Формирование профессионально-значимых личностных качеств будущего учителя на основе дифференцированного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / Пупышева Евгения Леонидовна. Киров, 2000.-175 с.
  132. , О. И. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий Текст.: автореф. дис.. канд.пед.наук / О. И. Радомская. М., 2004. — 26 с.
  133. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учебное пособие / Е. И. Рогов. -М.: ВЛАДОС, 1996 529 с.
  134. , Е. И. Психология человека Текст. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  135. , С. П. Моделирование и модельный метод в обучении Текст. / С. П. Санина // Педагогические технологии. 2006. — №"3- С! 1932. '
  136. , Н. М. А. В- Луначарский о воспитании Текст.: методическое пособие / Н. М. Северикова-М.: Высшая школа, 1990. 190 с.
  137. Селиванов, В: С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания Текст.: учебное пособие / В. С. Селиванов- под’ред. В. А. Сла-стенина. -М.: Академия, 2000. 333 с.
  138. , В. В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность Текст. / В- В. Сериков // Педагогика. 2007. — № 10. — С. 3−12.
  139. Сидоренко- Е. В. Методы математической обработки в психологии: научное издание Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
  140. , В. Д. Основы технологической культуры Текст. / В. Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 1998.-268 с.
  141. , В. Д. Технологизадия и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в рыночных условиях Текст.: дис.. д-ра экон. наук / Симоненко Виктор Дмитриевич. — Москва, 2001.-291 с.
  142. Словарь по социальной педагогике Текст.: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / авт. сост. JI. В. Мардахаев. М.: Изд. Центр* «Академия», 2002. — 368 с.
  143. Смирнова- JI. Е. Влияние самооценки педагога на становление личности воспитанника Текст. / JT. Е. Смирнова // Актуальные проблемы современной науки. 2003. — № 4. — С. 89−91.
  144. , Н. Ф. Формирование исследовательской культуры студентов Текст. / Н. Ф. Сморгунова // Специалист. 2001. — № 9. — С. 19.
  145. , Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов Текст. / Г. В. Сороковых // Педагогика. 2004. -№ 1. — С. 62−68.
  146. , М. И. Самооценка Текст. / М. И. Станкин // Специалист. 2004. — № 12.-С. 17−18.
  147. , Н. Зарубежная школа: новые тенденции Текст. / Н. Стародворцева // Учитель. 2001. — № 6. — С. 89−90.
  148. , Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов. М.: Сфера, 2005. — 160 с.
  149. , JI. А. Философия и история образования Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Степашко. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-272 с.
  150. , А. В. Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Суслов. Москва, 2003. — 28 с.
  151. , Н. В. Профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства в высшей школе Текст. г дис.. канд. пед. наук / Сыл-ка Нинель Вячеславовна. Москва, 2003. — 183 с.
  152. , М. Е. Организация, научно-исследовательской' работы студентов Текст. / М: Е. Сысоева. Ml: ДАЕ, 2000. — 120 с.
  153. , Т. Н-. Психолого-педагогические условия-развития профессиональных способностей будущих педагогов Текст.: дис.. канд. пед. наук / Таброско Татьяна Николаевна. — Томск, 2005. 230 с.
  154. , В. П. Развитие творческого потенциала школьника в образовательной области «Технология» Текст. / В. П. Тигров. Липецк: J JUL ПУ, 2007. -238 с.
  155. , А. И. Математические методы исследования в психологии Текст.: учебное пособие / А. И. Тимошенко. Иркутск: ИГПУ, 2006. -208 с.
  156. , А. И. Подготовка учителя технологии и предпринимательства1 на основе интеграции содержания обучения Текст.: монография / А. И. Тимошенко. Иркутск: ИГПУ, 2005. — 186 с.
  157. , Н. В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Топилина. Таганрог, 2006. — 23 с.
  158. , К. Д. Педагогические сочинения Текст. В б т. — Т. 1. / К. Д. Ушинский- сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  159. , О. Н. Методические основы развития творческих способностей будущих учителей технологии (на примере начертательной геометрии) Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / О. Н. Филиппова. Москва, 2005.-245 с.
  160. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. JI. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983. 838 с.
  161. Философский энциклопедический словарь Текст. — М.: ИНФРА — М, 1998.-576 с.
  162. , Б. Е. Педагогическая поддержка профессионального развития / саморазвития педагога Текст. / Б. Е. Фишман // Педагогическое образование и наука. -2006. — № 2. С. 10−16.
  163. , JI. М. Концепция личностно-ориентированного образования Текст. / Л. М. Фридман // Завуч. 2000. — № 7. — С. 77−87.
  164. , О. О. Социально-педагогический подход к профессионально-личностному развитию учителя технологии в условиях непрерывного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Хадкова Ольга Олеговна. -СПб., 2000.-217 с.
  165. , И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве Текст. / И. Ф. Харламов // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 11−15.
  166. , И. Ф. Педагогика Текст.: учебное пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
  167. , И. Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания Текст. / И. Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 52−59.
  168. , Р. И. Психологический аспект формирования технологической культуры будущих специалистов инженерно-педагогического профиля Текст.: дис.. канд. психол. наук / Хотеева Раиса Ивановна. Калуга, 2005.-170 с.
  169. , Ю. JI. Образовательная область «Технология»: направления совершенствования Текст. / Ю. JI. Хотунцев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 3. — С. 3−8.
  170. , Ю. JI. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников Текст. / Ю. JI. Хотунцев. М'.: Эслан, 2007. — 244 с.
  171. , А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Текст. Пособие для учителя / А. В. Хуторской. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
  172. , В. М. Психологические основы педагогического общения Текст. / В. М. Целуйко. М.: ВЛАДОС, 2007. — 292 с.
  173. , Д. В. Дидактические технологии в высшей школе Текст.: учебное пособие / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -438 с.
  174. , А. С. Исследовательская деятельность студента колледжа как фактор его личностно-профессионального становления Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / А. С. Чикишева. Хабаровск, 2006: — 22 с.
  175. , Е. Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Е. Чудина. Волгоград, 2003. — 18 с.
  176. , С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2-х т. / С. Т. Шацкий М.: Педагогика, 1980.
  177. , Т. Н. Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Шипилова Татьяна Николаевна. Липецк, 2001. -175 с.
  178. , А. В. Личностно-профессиональное самосовершенствование как средство подготовки учителя к инновационной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Шлома Брянск, 2004. — 23 с.
  179. , И. П. Методические основы формирования экологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Текст.: дис.. канд. пед. наук / Шутова Ирина Петровна. Москва, 2001. — 262 с.
  180. , В. И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников Текст.: монография / В. И. Щеголь- под ред. В. А. Сластенина. — М.- Тольятти: Ульян, гос. техн. ун-т. 2002, 298 с.
  181. , Н. Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щурко-ва. 2-е изд. доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.
  182. , И.С. Технология личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 170 с.
  183. , В. Н. Педагогическое моделирование профессионального развития студентов-филологов в вузе Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук. Ульяновск, 2007. — 28 с. 1. АНКЕТА
  184. Что побудило вас пойти учиться по специальности «учитель технологии»?
  185. Вызывает ли у вас интерес учеба в колледже? С чем связан этот интерес?
  186. Что вы понимаете под личностными качествами?
  187. Считаете ли вы, что учитель должен обладать определенными личностными качествами?
  188. Перечислите личностные качества, которые, по вашему мнению, должны быть присущи учителю технологии?
  189. Какие из них вы назвали бы главными и почему?
  190. Считаете ли вы важным обладать вышеперечисленными личностными качествами?
  191. Работаете ли вы над формированием необходимых личностных качеств у себя как у будущего учителя технологии? Если да, то каким образом?
  192. Имеется ли у вас стремление достичь совершенства в избранной профессии?
  193. Чем вы планируете заниматься по окончанию колледжа?
  194. СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Заполнить форму текущей работой