Первые киевские князья
Вопрос учителя классу: «Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир „посадил“ управлять близлежащими землями своих сыновей?» (Укрепление государства распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика. Тип урока: комбинированный Формы: групповая, индивидуальная Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока… Читать ещё >
Первые киевские князья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема урока: «Первые киевские князья. Славяне-русы на Кавказе «.
Тип урока: комбинированный Формы: групповая, индивидуальная Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, метод контроля, мозговой штурм, самостоятельного составления плана.
Цель: знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей; определить основные направления политики князя Владимира; показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.
Задачи:
Образовательные:
Формирование у учащихся представлений об основных направлениях внутренней и внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве.
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Воспитание у детей интереса к истории своего государства Ход урока политика князь правление.
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя. | Организация деятельности учащихся. |
1 .Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Организация класса. | Приветствуют. |
2. Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания:
| Отвечают на вопросы. Разгадывают путаницу. |
3. Постановка учебной задачи. | «У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь — Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один — Мудрым, другой — Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава — сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет. | Ответы учеников. |
4. Открытие нового знания. | Борьба за власть сыновей Владимира. Победитель Ярополк. Святополк получает прозвище окаянный. Борис и Глеб причислены к лику святых. Ярослав объединяет русские земли, становится полноправным единоличным правителем страны. Вопрос учителя классу: «Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир „посадил“ управлять близлежащими землями своих сыновей?» (Укрепление государства распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика. | Записывают за учителем. |
5. Первичное закрепление. | Стремясь установить порядок и законность в своем государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода законов (судебника), который получил название Правда Ярослава. Правда сохранила пережитки родового строя — кровная месть. Он строил новые церкви, открывал школы, библиотеки, монастыри, занимался просвещением народа. | Записывают в тетрадь ОК. |
6. Самоанализ и самоконтроль. | Киевский князь издавал законы, был высшим судьей, и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с другими странами, т. е. внешнюю политику. Помогали править дружина и его сыновья, которых он отправлял в волости в качестве наместников. Роль вече сохранялась. Он укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города — крепости. Разгромил печенегов. Укрепил северо-западные границы, на берегу Чудского озера построил город Юрьев. | |
7. Заключение. | Личность в истории. Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их. С.М.Соловьев «В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории». Н.М. Карамзин «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ». Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ. | |
8. Рефлексия. |
| Пар 5, стр 36 43 выполнить задания . |
Вопросы учителя после анализа всего текста документа:
Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть) Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества).
Имя князя Рюрик. | Годы правления. 862−879. | Итоги правления основателя правящей династии на Руси. |
Олег. | 882−912. | Объединил почти все земли восточных славян; 907, 911 — походы на Царьград, заключил торговый договор |
Игорь. | 912−945. | Подчинил древлян,.
|
Ольга. | 945−957. | Провела реформу (погост, уроки), приняла христианство. |
Святослав. | 957−972. | Подчинил вятичей, уличей, тиверцев; походы в Болжскую БулгариюЮ Хазарию, на Дунай. |
Таблица Деятельность Ярослава Мудрого.
Внутренняя политика. | Внешняя политика. | Новшества в гос управлении. | Предпосылки образования древнерусской народности. | Земельные отношения. | Основные слои древнерусского населения. |