Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Журналистская позиция в политическом процессе: На материале печатных СМИ Красноярского и Алтайского краев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Публикации были проанализированы нами с точки зрения жанровой специфики. По нашему представлению, в жанре заметки, интервью, отчете сложно показать многомерность, неоднозначность политической жизни. На наш взгляд, адекватно отражающими политическую жизнь и интересными для аудитории будут те жанровые формы, где необходимо вскрывать внутренние причины, собрать большой фактологический материал… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК АКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  • Глава 2. ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Природа журналистской позиции: понятие, исторические предпосылки явления и особенности формирования
    • 2. 2. Правовые возможности формирования и реализации журналистской позиции
  • Глава 3. ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
    • 3. 1. Региональные СМИ в контексте политического процесса Красноярского и Алтайского краев
    • 3. 2. Сравнительный анализ журналистских позиций региональных средств массовой информации

Журналистская позиция в политическом процессе: На материале печатных СМИ Красноярского и Алтайского краев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

Современный политический процесс может быть охарактеризован как развивающаяся система изменений в расстановке политических сил, функционирования политических институтов, форм взаимодействия элит, политических партий, институтов гражданского общества, местного самоуправления и т. д. Изучение его структуры, содержания, взаимоотношений основных участников — является актуальной научной проблемой в условиях общественных трансформаций современной России. Способность политической системы обеспечивать устойчивое развитие, эффективно управлять общественными отношениями, непосредственно связана с умением адекватно реагировать на требования социума, выстраивать отношения диалога с различными социальными группами населения, что невозможно осуществить без СМИ.

В последнее десятилетие общепризнанным стал процесс медиатизации политики, когда информационная составляющая является решающим условием реализации властных полномочий, а СМИ рассматривается как одно из основных средств политического и социального управления.

Данное положение справедливо, если рассматривать СМИ как носителя пиаровских текстов, созданных журналистами (что и происходит в современной прессе чаще всего). Но СМИ являются носителем не только PR-овских, но и журналистских текстов. Основным признаком журналистской деятельности является наличие журналистской позиции по общественно-политическим вопросам. Именно ее наличие, по нашему мнению, может способствовать вовлечению граждан в политическую жизнь. Мнение журналиста о политических событиях провоцирует читателя, слушателя, зрителя поддерживать или выступить против высказанной оценки1, т. е. способствует формированию общественного мнения, гражданской позиции отдельной личности, что содействует осмысленному принятию решений и, в целом, способствует развитию демократического общества.

Понятием «журналистская позиция» пользуются многие теоретики и практики при обсуждении профессиональной деятельности СМИ. В научных дискуссиях высказываются полярные точки зрения по вопросу о специфике журналистской позиции в политическом процессе: от признания за журналистской позицией главной роли в формировании общественного сознания, необходимости выработки независимой журналистской позиции в отечественных СМИ, до отрицания возможности какой-либо самостоятельной позиции СМИ в политическом процессе2. Несмотря на то, что термин «журналистская позиция» вошел в науку и практику, попыток концептуально осмыслить эту категорию, проанализировать ее на эмпирическом материале не было. Не прояснен также круг вопросов, касающихся определения роли,.

1 Журналистская позиция не всегда действует прямо. Так, например, при выборах губернатора Алтайского края 2004 года большинство СМИ выступили против М. Евдокимова, а население поддержало его. Но благодаря активной позиции СМИ был достигнут не менее важный результат: повысилась избирательная активность населения, явка превысила 60%.

2 См.: Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М., 2001; Выборы и журналистское расследование. — М., 2001; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. — М., 2001; Шилова Е. В. Телеведущий: от гражданской позиции к манипулированию общественным мнением / Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической. — СПб., 2002. Аносова С. В., Шестерина A.M. Проявление авторской позиции в полемике / Коммуникация в современном мире. Материалы пятой всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов. — Воронеж, 2004; Колеров М. Народная картинка и конкурентная среда // Отечественные записки. — 2003. — № 4- Herman J. Obermayer. Russia’s Dysfunction Media Culture // http: policre-view.org/aug/obermayer.htmlТертычный A.A. Критерии социальной значимости позиции коммуникатора / Российская журналистика: от «Колокола» до «СПИД-инфо». — Екатеринбург, 1996. места, особенностей формирования, возможности проявления журналистской позиции в политическом процессе и критериев ее оценки.

Ключевое для диссертации понятие «позиция» является многозначным. «Толковый словарь русского языка» дает два определения данного слова. Согласно первому, позиция есть «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе», в соответствии со вторым — это «основа, оснол вание для чего-либо». В свою очередь, «Словарь живого великорусского языка» В. Даля определяет позицию как положение, расположение4. Таким образом, при определении понятия «журналистская позиция» учитывалась двухкомпонентная семантика слова «позиция», которое может быть истолковано как мнение и как основа, на которой базируются дальнейшие решения.

Журналистская позиция в политическом процессе — это мнение по поводу основных политических событий и отношение субъекта профессиональной деятельности (журналиста, СМИ или журналистского сообщества) к власти и аудитории, выражаемые в публикациях и эфирных материалах через выбор темы, жанра, глубину проработки темы, способы обратной связи с читателем, зрителей и слушателем.

Наличие устойчивой и профессиональной журналистской позиции по отношению к обществу и власти позволяет журналисту и конкретному СМИ проявить себя как полноправный участник политического процесса, выступать не только субъектом, но и актором политического процесса: влиять на его ход, темп, провоцировать или сдерживать какие-либо политические решения, изменять общественное.

3 Ожегов С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М., 1995. — С.428.

4 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т 1−4. — Т 3. П-Р. — М., 1994.-С. 598. мнение5. Отсутствие позиции, мнения превращает журналиста в «коммуникатора», средство сообщения той или иной информации, что искажает суть журналистики как таковой, поскольку она перестает исполнять свою основную функцию — формирования общественного мнения.

Журналистская позиция предполагает субъективное отношение к политическим событиям и явлениям. Тем не менее, это не противоречит стремлению журналиста к объективности, поскольку в силу профессии она складывается за счет представления альтернативных точек зрения в СМИ, привлечения различных источников информации при подготовке материала.

Наличие журналистской позиции является традиционной чертой отечественной журналистики, востребованной на протяжении всей ее истории. Наличие позиции у журналиста и СМИ принципиально отличает отечественную журналистику от западной, в частности, от англо-американской модели (следовать ей наши журналисты пытались в начале 1990;х годов), в основе которой сложились такие принципы как беспристрастность, жесткое разграничение фактов и мнений, а основной функцией СМИ считается информирование, что естественно не предполагает проявления позиции. В отечественной школе журналистики, в философской основе которой заложены иные принципыприоритет мнения над фактом, антропоцентризм, правдоискательство6, — журналистская позиция выступает основой публицистического.

5 Так, например, благодаря активной и единогласной позиции СМИ Красноярского края, Эвенкии и Таймырском АО, референдум по вопросу объединения данных субъектов федерации в апреле 2005 года был успешно проведен. «За» проголосовало 92,3% избирателей, явка составила 63,44% по краю.

6 См.: Мансурова В. Д. От факта — к правде-истине. О принципах самоопределения российской журналистики / Российская журналистика: от «Колокола» до «СПИД-инфо». — Екатеринбург, 1996. выступления. Отечественный читатель привык к определенному стилю общения, он ждет от журналиста беседы, невозможной без оглашения позиций, нахождения общего и достижения единства во взглядах. Поэтому отказ от проявления позиции может быть губительным как для отдельного СМИ, так и журналистики в целом.

Однако в современных политических условиях, определяемых некоторыми политологами как «управляемая демократия"7, открыто выражать свою позицию в политическом процессе журналисту и СМИ становится все труднее. Причины заключаются в изменениях, происходящих в самой журналистике и других сферах общественной жизни, которые на нее влияют: политической, социальной, правовой. В ме-диасфере на реализацию журналистской позиции влияют две тенденции: коммерциализация и огосударствление СМИ. Исходя из статистики, тенденция коммерциализации прессы является доминирующей8, но фактически, если судить по тиражам, наибольшее влияние, охват аудитории во многих регионах имеют государственные СМИ. Зависимые от государственных органов власти, а также от бизнес-структур, которые имеют интересы в политике, СМИ защищают их интересы, а не общества, а журналистская позиция трансформируется в позицию учредителя, исходя из его задач и установок.

Несмотря на это на медиарынке есть СМИ, которые благодаря продуманной маркетинговой политике, приведшей к экономической устойчивости, успешной работе с аудиторией, не являются зависимыми от государственных структур и бизнеса, имеют возможность фор

7 См.: Согрин В. В. Управляемая демократия: американский вариант // Общественные науки и современность. — 2004. — № 5.

8 Так, по данным на 1.12.2004 года Средне-Сибирского межрегионального территориального управления МПТР на территории Красноярского края зарегистрировано государственных — 71, муниципальных — 60, частных — 673 средства массовой информации / Медиапространство Красноярского края. — Красноярск, 2004. мировать и проявлять самостоятельно журналистскую позицию в политическом процессе. Именно этот опыт заслуживает особого внимания в рамках изучения темы данного исследования.

Исследование журналистской позиции в политическом процессе представляется возможным на основе рассмотрения анализа содержания печатных СМИ, поскольку радио и телевидение в силу своей специфики тяготеют больше к информированию, фрагментации материала, показывают внешнюю, наиболее зрелищную сторону политической жизни и не раскрывают глубоко причины политических явлений, решений, конфликтов. Печатные СМИ имеют больше времени для подготовки материала, дают возможность аудитории вернутся к прочитанному, глубже осмыслить события общественно-политической жизни, проанализировать их, способствуют выработке собственной точки зрения на происходящее у населения. Для анализа журналистской позиции нами взяты региональные СМИ. Судя по тиражу, именно они пользуются большей популярностью и доверием аудитории в сравнении с федеральными9.

По нашему мнению, изучение того, как проявляется журналистская позиция в политическом процессе на примере региональных СМИ, позволит дополнить теоретические представления о возможностях журналистики быть актором политических изменений, конкретизировать методы работы российской региональной прессы по формированию сознательного политического поведения читателей, выявить проблемы, препятствующие журналистам и СМИ выражать свою позицию как участника политического процесса.

Состояние научной разработанности проблемы.

9 См.: Воронова О. В. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестник МГУ. Серия 10. — 2000. — № 5.

Данное диссертационное исследование носит междисциплинарный характер, что предопределило обращение к разработкам исследователей в области политологии и теории журналистики.

В современной отечественной и зарубежной политологии понятие «политический процесс» рассматривается с позиции системного, структурно-функционального, бихевиористского, институционального и иных подходов. При всех различиях подходы можно объединить в три группы по отношению к пониманию термина «политический процесс».

Первая группа исследователей политический процесс рассматривает через категорию политической системы. Сторонники данного подхода (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Истон, Т. Парсонс, А. А. Дегтярев, М. В Ильин, В. Д. Перевалов, Р. Т. Мухаев, Ю. А. Тихоморов, В. Е Чир-кин и др.10) считают, что политический процесс есть динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательной смены ее состояний.

Вторая группа авторов политический процесс понимает как взаимодействие различных участников. Сторонники данной точки зрения (М.А. Василик, М. С. Вершинин, В. И. Голубев, А. И. Пирогов, А. П. Кабаченко, А. И. Соловьев, А.С. Панарин11) исходят из того, что ини.

10 См. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // ПОЛИС, Политические исследования. — 1992. — № 4- Дегтярев А. А. Основы политической теории: Учебное пособие. — М., 1998; Ильин М. В. Ритмы и масштабы перемен. О понятиях «процесс», «изменение», «развитие» в политологии // ПОЛИС, Политические исследования. — 1993. — № 2- Политология: Учебник для вузов. — М., 2003; Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. — М., 2000.

11 См. Голубев В. И., Пирогов А. А. Политология и политическая жизнь России: Учебное пособие. — М., 1999; Кабаченко А. П. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития // Вестник МГУ. Серия 12. — 2001. — № 3- Панарин А. С. Политология. Учебник. — М., 2000; Политология: Словарь-справочник. — М., 2000; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. — М., 2001; Панарин А. С. Политология. Учебник. — М., 2000; Политология: Словарь-справочник. — М., 2000. циаторами политического процесса являются субъекты, преследующие свои интересы и борющиеся за власть.

Третья группа исследователей делает попытки объединить вышеуказанные точки зрения. Так, в «Политической энциклопедии» под редакцией Г. Ю. Семигина даются два определения термина «политического процесса» через политическую систему и взаимодействие акторов политики12. Б. И. Кретов, Е. Ю. Мелешкина уточняют, что политический процесс можно рассматривать на макрои микроуровне13. На макроуровне авторы объясняют его через категорию политической системы, а на микроуровне через взаимодействие субъектов.

Мы разделяем подход ученых, объясняющих «политический процесс» через взаимодействие субъектов, и опираемся на определение А. И. Соловьева, который считает, что «политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов"14. Представляется, что в реальной политической практике именно субъекты являются ключевыми фигурами, «двигателями» политического процесса, они принимают политические решения, между ними возникают и разрешаются политические конфликты, под их влиянием может изменяться политическая культура общества и политическая традиция. В указанном определении учитывается влияние объектов и объективных факторов, которые также играют большое значение в развитии политического процесса.

12 Политическая энциклопедия. В 2 т. — Т.2. — М., 1999.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов. — М., 2001; Политология: Учебное пособие. — М., 2001.

14 Соловьев А. И. Указ. Соч. — С. 288.

При разграничении понятий «политический процесс», «политические изменения», «политическое развитие» мы обращались к публикациям М. В. Ильина, П. Шаран, Е.Ю. Мелешкиной15, принимая точку зрения последнего исследователя, которая считает, что политический процесс является категорией, включающей политическое развитие и политические изменения, поскольку политическое развитие представляет собой один из видов политических изменений, которые являются характеристиками политического процесса.

Ценными для диссертационного исследования оказались работы политологов, которые свое внимание сосредоточили на взаимосвязи журналистики, информационной деятельности и политики. В трудах исследователей A.M. Воробьева, Б. Б. Багирова, М. С. Вершинина, К. С. Гаджиева, Е. Г Дьяковой, Г. Г. Дилигенского, Д. Кина, С. Г. Нисневича, А. И. Соловьева, В. П. Пугачева, А. С. Панарина, А. Трахтенберг16 и других авторов СМИ рассматривается как важнейший инструмент.

15 См.: Ильин М. В. Ритмы и масштабы перемен. О понятиях «процесс», «изменение», «развитие» в политологии. // ПОЛИС, Политические исследования. — 1993. — № 2- Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов. — М., 2001; Шаран П. Сравнительная политология. Перевод с англ. — Часть 2. М., 1992.

16 См.: Багиров Б. Б., Ковалева М. М. Журналистика и политика // СОЦИС, Социологические исследования. — 2001. — № 8- Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — С-Пб., 2001; Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции противоречия. — Екатеринбург, 1998; Гаджиев К. С. Политическая культура: концептуальный аспект // ПОЛИС, Политические исследования. — 1992. — № 1−2- Он же. Политология: учебник для высших учебных заведений. — М., 2002; Дьякова Е. Г. Трах-тенбнрг А. Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? Екатеринбург, 2001; Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления «повестки дня»: от эффекта к процессу // ПОЛИС, Политические исследования. — 2003. — № 3- Ильин В. В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая антропология. — М., 1995; Кин Д. Средства массовой информации и демократия. — М., 1994; Соловьев А. И. Политический облик постсовременности: очевидность явления // Общественные науки и современность. — 2001. — № 5- Он же. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // ПОЛИС, Политические исследования. — 2004. — № 2- Он же.

Введение

в политологию: Учебное пособие. -М., 1995; Панарин А. С. Политология. -М., 2000. реализации политических стратегий, отмечается наступление медиа-кратии. Однако в большинстве из этих работ СМИ рассматриваются в контексте теории политической коммуникации, понятия СМК и СМИ ставятся в один ряд. Работы, посвященные анализу журналистики, в политическом процессе, отсутствуют.

Что касается сути самого понятия «журналистика», то по этому поводу также существуют различные точки зрения. С. Г. Корконосенко предлагает определять журналистику как «общественную деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной, социаль.

I «7 ной, значимой информации». Е. П. Прохоров дает более комплексное понятие, определяя журналистику как «комплекс профессий, необходимых для обеспечения различных областей журналистской деятельности, системы произведений и комплекса каналов для передачи массовой информации, совокупности учебных дисциплин и особой отрасли науки, особый социальный институт, представляющий собой систему различных учреждений, а также систему видов деятельности, необходимых для функционирования этого социального института"18. И. Д. Фомичева вообще отрицает самостоятельность журналистики, рассматривая ее как прикладную науку19. М. В. Мансурова объясняет лл журналистику как часть семиосферы, Л. Г. Свитич вводит термин журнализм, вычленяя профессию журналиста из более широкого понятия «журналистика"21. Н. Д. Александров рассматривает журнализм.

17 Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. — М., 2001. — С. 8.

18 Прохоров Е. П. Журналистика и демократия: учебное пособие. — М., 2004. — С. 27.

19 См.: Фомичева И. Д. Журналистика переходного периода: развитие практики и вызов науке. Основные понятия теории журналистики. -М., 1993.

20 См.: Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: Монография. — Барнаул, 2002.

21 См.: Свитич Л. Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. — М., 2003. как способ бытия, а главной установкой журнализма считает сенсацию, которая постоянно работает на разрушение сознания. Е.В. Ахма-дулин определяет журналистику как целостную, многокомпонентную, многофункциональную систему, входящую в социальную систему общества в целом, раскрытие внутренней природы которой происходит через категории сущности, состава, структуры, функции, интегра-тивных факторов, коммуникации, историю23. В представленных точках зрения подчеркивается, прежде всего, социальный компонент журналистики, в то время как политический аспект профессии не учитывается вовсе. Мы разделяем точку зрения, согласно которой журналистика определяется как «самостоятельная, обладающая специфическими принципами и функциями область интеллектуальной деятельности, содержанием которой является сбор, обработка и периодическое распространение социально значимой информации"24. Определение самостоятельного и специфичного характера журналистики позволяет рассмотреть ее в контексте политического процесса в роли субъекта, активного участника.

Необходимо отметить, что политологический подход к журналистике в России опирается на прочную традицию. В советское время выходили труды, отражающие неразрывную взаимосвязь политики и прессы. Другое дело, что эта литература была пронизана идеями коммунистической партийности, и на данный момент это концептуальное положение устарело. На сегодняшний день в нескольких вузах нашей страны и ближнего зарубежья предпринимаются попытки осмыслить.

22 См.: Александров Н. Журнализм как способ общественного бытия // Общественные науки и современность. — 1992. — № 2.

23 См.: Ахмадулин Е. В. Журналистика как целостная социальная система // Филологический вестник Ростовского государственного университета. Секция Журналистика. -2004. -№ 1.

24 См.: Ковалева М. М. Журналистика как социально-политический институт / Журналистика и политика. Сборник статей. — Екатеринбург, 2004. взаимодействие прессы и политики. Ставится даже вопрос о необходимости разработки специальных курсов для журналистов по политической журналистике в рамках учебных программ25.

Активно занимаются проблемами влияния журналистики на политический процесс И. Я. Засурский, который изучает общие проблемы и тенденции, наблюдающиеся в постсоветской российской журналистике, выделяет разные стадии перехода СМИ от авторитаризма к демократическому плюрализму и формулирует основные модели современной российской прессы в зависимости от отношения СМИ к власти и крупному капиталу26- А. А. Грабельников приходит к выводу о негативном влиянии современной российской журналистики на общественно-политические процессы в стране, обусловленном отсутствием четкой государственной политики в области СМИ27- И.М. Дзя-лошинский дает классификацию региональных медийных моделей в зависимости от отношения с властями и финансово-промышленными группами. В рамках данной работы классификация представляет интерес в связи с тем, что исследователь проводит типологию на местном, региональном материале.

Е.П. Прохоров останавливается на роли журналистики в формировании гражданского общества и говорит о необходимости форми.

28 рования гражданской позиции журналиста, которая, по мнению исследователя, должна быть толерантной, гуманистической и включать такие качества как свобода, демократия, право и ответственность, достоинство и справедливость. Вполне можно согласиться с исследовате.

25 См.: Воробьев В. П. Медаполитология: научная проблема и учебная дисциплина / Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — СПб., 2002;

26 См.: Засурский И. Масс-медиа второй республики. — М., 1999.

27 См.: Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России. -М., 1996.

28 См.: Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. — М., 2001. лем, если речь идет о позиции гражданина, но такое определение не в полной мере характеризует журналистскую позицию как позицию профессиональную.

В вопросе взаимодействия журналистики и политики мы опирались на институциональный метод исследования журналистского процесса, разработанный учеными Уральского университета в соответствии с которым журналистика рассматривается как социально-политический институт29, а в сфере политики выступает необходимым элементом ее функционирования. Ценными для диссертационного исследования были работы Д. Л. Стровского, который, анализируя советский период развития СМИ, приходит к мысли, что нельзя целиком отвергать опыт советской журналистики, поскольку он востребован в сознании широкой аудитории30. В полной мере это относится и к журналистской позиции. Хотя в советское время у журналиста, как справедливо отмечает А. А. Тертычный, могла быть только одна позицияпартийная31, и на данной момент партийность может оттолкнуть аудиторию от СМИ, тем не менее, и сейчас общество ждет от журналиста проявления позиции, мнения. Автор диссертации опирался также на работы журналистов В. Ф. Олешко, J1. J1. Реснянской, Ю. В. Чемякина.

29 Ковалева М. М. Журналистика как социально-политический институт / Журналистика и политика. Сборник статей. — Екатеринбург, 2004; Лунцова Н. Р. Функционирование СМИ в политическом процессе (на материале федеральных СМИ): автореф. дисс. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2003.

30 Стровский Д. Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. — Екатеринбург, 2001.

31 Тертычный А. А. Критерии социальной значимости позиции коммуникатора / Российская журналистика: от «Колокола» до «СПИД-инфо». — Екатеринбург, 1996.,.

32 См.: Олешко В. Ф Журналистика как творчество или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учебное пособие. — Екатеринбург, 2002; Олешко В. Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. — Екатеринбург, 2000; Реснянская Л. Л. Двухсторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога: Учебное пособие. — М., 2000; Чемякин Ю. В. Региональная пресса как организатор политического диалога: автореф. дисс. канд. полит, наук. — Екатеринбург, 2003. сосредоточивших свое внимание на принципах диалога СМИ с аудиторией и властью, поскольку именно в диалоге возможно раскрытие позиций различных участников политического диалога, реализация журналистской позиции. Интерес для диссертанта также представляла и работа В. А. Евдокомова о роли СМИ в политическом конфликте33, поскольку политический конфликт даже в большей мере, чем диалог провоцирует активную демонстрацию позиции, ее аргументацию, последовательность. Роль СМИ в конфликте, как справедливо отмечает В. А Евдокимов, неоднозначна: СМИ могут выступить миротворцем конфликта или раздражителем, что зависит от особенностей журналистской позиции конкретного журналиста и СМИ в политическом процессе.

При очевидном исследовательском интересе к проблемам взаимодействия политики и журналистики анализ литературы позволяет говорить о том, что специального комплексного исследования журналистской позиции в политическом процессе учеными проведено не было.

Актуальность исследования, состояние изученности проблемы обусловили выбор объекта, предмета, формулирование цели и задач исследования.

Учитывая вышесказанное, объектом исследования является функционирование журналистики в политическом процессе, а предметом — влияние журналистской позиции на региональный политический процесс.

Цель исследования — выявить особенности формирования и реализации журналистской позиции в политическом процессе. Дости.

33 См.: Евдокимов В. А. Роль СМИ в урегулировании политических конфликтов. Учебное пособие. — Омск, 2005. жение поставленной цели предполагает решение ряда основных задач:

1. Исследовать специфику журналистики как актора политического процесса.

2. Определить сущность, механизмы формирования и возможности реализации журналистской позиции в обществе.

3. Рассмотреть на материале периодической печати проявление журналистской позиции в региональных СМИ.

Методологические основы исследования являются общенаучные теоретические методы исследования (конкретно-исторический, системный и структурно-функциональный анализ) — частные методики эмпирического анализа (наблюдение, опрос работников СМИ и служащих государственных структур, экспертные оценки, изучение документов контент-анализ газетных публикаций).

Эмпирической базой исследования стало изучение 500 газетных публикаций семи изданий Алтайского и Красноярского краев 2002;2005 годов, опросы представителей руководства печатных СМИ и политических обозревателей, интервью с сотрудниками комитетов и управлений по печати, членами избирательных комиссий, публичные доклады и аналитические справки представителей органов государственной и муниципальной власти регионов.

Анализу подверглись газеты Красноярского края «Красноярский рабочий», «Вечерний Красноярск», «Огни Енисея», «Каннские ведомости» «Сегодняшняя газета», и издания Алтайского края «Алтайская правда», «Свободный курс». Основой для анализа стали издания, являющиеся общественно-политическими, высокотиражными, популярными среди местного населения, а также имеющие различную форму учредительства (государственную, учредительства (государственную, частную, общественную, смешанную) и регион распространения (краевой, городской, районный).

Для выявления особенностей реализации журналисткой позиции материалы проанализированы по следующим критериям: 1) наличие оценки политических событий- 2) обращение к мнениям граждан в публикациях- 3) наличие альтернативных точек зрения- 4) глубина проработки темы в материале (постановка проблемы, аргументация, обоснованность выводов) — 5) использование в публикации конкурирующих источников информации- 6) жанровая форма материала.

Хронологические рамки диссертации.

Внимание автора диссертации сосредоточено на печатных материалах об узловых политических событиях 2002;2005 годов: проведение федеральных реформ в регионах (монетизация льгот, реформа исполнительной власти и т. п.) — избирательные кампании краевого и городского масштабов, (в Красноярске в сентябре 2002, в Барнауле в апреле 2004) — проведение референдума по объединению Красноярского края, Эвенкии и Таймырского АО (апрель 2005) — конфликт губернатора Алтайского края и членов Краевого совета народных депутатов Алтаяоппозиционные движения в эти периоды.

Научная новизна работы заключается как в постановке проблемы исследования, так и в достигнутых результатах. Наиболее существенные из них заключаются в следующем:

1. Дано понятие журналистской позиции, обозначена ее специфика в структуре политического процесса, выявлены механизмы формирования и правовые возможности реализации журналистской позиции.

2. Изучены потенциальные возможности журналистики как актора политического процесса.

3. Рассмотрена специфика развития политического процесса и системы СМИ регионов, выявлены взаимоотношения прессы с различными участниками политики — органами власти, финансово-промышленными группами и бизнес-структурами.

4. Разработана методика анализа журналистской позиции в текстах политической журналистики. ff.

5. Проанализированы условия, способствующие СМИ занять активную позицию в политическом процессе благодаря соблюдению профессиональных норм объективности и правдивости.

Практическая значимость исследования. Материал диссертации может представлять интерес для исследователей современного политического процесса и для журналистов-практиков, а также использован в учебном процессев частности, в лекционном курсе «Основы журналистики», в спецкурсах «Журналистика и политика», «Ре.

Н. гиональная журналистика" и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в семи научных публикациях (общий объем 2,3 усл. печ. л.). Материалы диссертации обсуждались на международных, всероссийских и внутривузовских политологических и журналистских конференциях в Московском, Санкт-Петербургском, Уральском, Красноярском, Воронежском, Омском государственных университетах.

Структура работы обусловлена логикой решения поставленных автором задач. Диссертационное исследование состоит из введения,.

Результаты исследования позволяют говорить о некоторых тенденциях проявления журналистской позиции в политическом процессе:

1. Как мы и предполагали, в большинстве материалов проявлена оценка политических событий, явлений, что свидетельствует о стремлении выражать свою позицию СМИ. Очевидно, что во всех материалах оценка проявлена быть не может, поскольку в газете используются разные жанры и формы материалов, некоторые из которых не предполагают оценку. Наибольшую оценочность проявляют издания «Свободный курс» Алтайского края и «Вечерний Красноярск», в данных газетах по 83,3, % материалов содержат оценку. Так, например, в публикации «Без свидетелей» газеты «Свободный курс» от 12.08.2004 Д. Негреев пишет о работе новой администрации: «Проведение заседания за «закрытыми дверями» — чистейшей воды пиаровский ход. Причин использовать такого хода две. Первая — дать понять, что администрация действительно работает, а не занимается показухой. Хотя бьется этот аргумент очень легко: журналисты не мешают чиновникам и вряд ли побуждают их работать на публику. Ну, а если у кого-то возникает такой побудительный момент, то нужно стараться его подавить — взрослые же люди, ей-Богу. Что же касается «саморекламы», то администрация на этом поприще сделала уже немало. Если раньше на весь, так называемый, Голубой дом была одна пресс-служба, то теперь их две — у главы администрации своя, у всей остальной администрации — своя.

Тем не менее, наличие только оценки не является позицией. Оценка должна быть подкреплена профессиональной работой. Профессионализм в журналистике, как мы уже отмечали, заключается в стремлении к объективности, которая достигается за счет привлечения альтернативных точек зрения по спорным вопросам.

2. Все проанализированные издания привлекают альтернативные мнения по спорным вопросам довольно редко. Этот параметр зафиксирован в изданиях от 16,4% до 46,4% публикаций. Использование альтернативных мнений встречается в публикациях в двух вариантах: во-первых, когда журналистом или редактором подбираются различные точки зрения по важным вопросам экспертов или граждан и, во-вторых, когда журналист выступает в качестве оппонента собеседнику. Один из наиболее удачных приемов столкновения альтернативных точек зрения демонстрирует «Сегодняшняя газета» от 13.01.2005, когда по вопросу объединения Красноярского края Таймыра и Эвенкии на одной полосе сталкиваются противоположные мнения. В материале «Рай, который мы потеряли» И. Силаев пишет: «Благо, выгоды от объединения, наконец, поняли наверху. Хлопонин не зря считал экономическую выгоду. Теперь дело за малым: сделать так, чтобы эти сомнения развеялись и у людей, живущих на необъятных территориях некогда единого края»). В материале «А миф отечества и горек нам, и сладок» JI. Винская оппонирует ему: «Хлопонин в очередной раз пересказывал сюжет местного мифа о том, как будет достроена Богучанская ГЭС, освоено Ванкорское месторождение и какое богатство свалится на всех после объединения (кому удастся дожить). Налоги с экрана сыпались миллиардные. Аж не верилось».

3. Как мы уже отмечали в предыдущих главах, журналистика является общественной службой и более других политических субъектов связана с обществом, зависит от него, поэтому привлечение общественного мнения является важнейшим условием реализации профессиональной журналистской позиции. Надо отметить, что работа с обществом ведется газетами недостаточно, точка зрения общества представлена от 13% до 36,6% публикациях. Тем не менее, среди всех исследуемых газет в большей мере работают с аудиторией старейшие газеты, имеющие большой опыт, такие как «Красноярский рабочий» и.

Алтайская правда", которые привлекают мнение общества в 33,3% и 33,6% публикаций соответственно. Вероятно, это связано с традициями советской печати, когда работа с читателями велась очень активно. Так, «Красноярский рабочий» часто привлекает письма читателей. Например, свое мнение на отмену выборов губернатора высказывает один из читателей газеты, преподаватель, кандидат юридических наук П. Политахин в материале «Каких полномочий не хватает президенту?» (5 октября 2004 г.) В качестве материалов, опирающихся на общественное мнение, нами были засчитаны публикации, где присутствовали результаты голосования на выборах и референдумах, различные опросы общественного мнения, коллективные и индивидуальные письма, звонки в редакцию, публикации интервью, проведенных в форме «горячей линии».

Нами не были засчитаны материалы, как выражающие общественное мнение, в которых журналист объединяет свое мнение с народным, например в «Сегодняшней газете» 15.01.2005 в материале «Железный век» С. Мамонтов пишет: «Вот мы все ругаем власть за то, что не живем лучше. А может нам ее пожалеть?. Наши требования к власти развращают саму власть. Как ни странно. Наши нелепые требования — чтобы было облико морале, машина не дороже Волги, костюмчик от Москошвеи. Мне не нравится то, что они время от времени возвращаются сюда и прилежно изображают интерес к обыденной жизни тех, кто им органически непонятен и непритятен, т. е. нас с вами». Также не засчитаны нами материалы, как опирающиеся на общественное мнение, в которых не указан источник информации, например, в «Канских ведомостях» от 22.06.05 в материале «Осторожно, махинация» редактор газеты JI. Цевун пишет: «Вчера мне позвонила одна жительница 4-го Центрального микрорайона. Она рассказала, что на днях к ней в квартиру пришла представительница от одного из кандадатов в депутаты .».

4. Наиболее последовательно журналистскую позицию проявляют те издания, которые подкрепляют свою оценку глубоким исследовательским подходом к проблеме: обосновывается актуальность темы, предлагаются аргументы, делаются обоснованные выводы. К сожалению, оценка, присутствующая в материалах, не всегда подкрепляется профессиональной работой. В связке «постановка проблемы — аргументация — выводы» журналисты часто пропускают то или иное звено, как правило, лишь обозначая проблему (от 53,3% в газете «Свободный курс» до 76,6% в издании «Вечерний Красноярск»), тем самым, нарушая последовательность в представлении журналистской позиции читателям. Неглубокий подход к проблеме демонстрируют районные газеты. Так, например, «Огни Енисея» ставят проблему в 21,6% материалов, аргументируют собственное мнение в 25%, делают выводы в 20% материалов.

5. Публикации были проанализированы нами с точки зрения жанровой специфики. По нашему представлению, в жанре заметки, интервью, отчете сложно показать многомерность, неоднозначность политической жизни. На наш взгляд, адекватно отражающими политическую жизнь и интересными для аудитории будут те жанровые формы, где необходимо вскрывать внутренние причины, собрать большой фактологический материал, логически выстроить его, доказывая собственные предположения. Наиболее уместными жанрами для текстов политической тематики будут жанры статьи, расследования комментария. Особую ценность представляет жанр обращения или открытого письма, особенно в тех случаях, когда автором публикации является не чиновник, представитель власти или элиты, а обычный гражданин. Однако в региональной прессе наиболее часто употребляемым жанром политической тематики оказались жанры заметки, комментария, отчета, реже всего используется жанр репортажа (1 публикация), расследования (1 публикация), опроса (2 публикации). В жанре открытого письма за исследуемый период нами зафиксировано 5 писем граждан, интервью в форме прямой линии (3 публикации).

6. Исследование также показало, что источники информации, используемы журналистами при подготовке текстов, однообразны. Журналисты пишут материалы, пользуясь данными пресс-служб, обращаются к непроверенным источникам, слухам. Так, например, уважаемая и опытная газета Алтайского края публикует на своих страницах полосный материал, основанный только на непроверенной информации. (Негреев Д. Верхушка края: что стоит за слухами // Свободный курс, 23 октября 2003. — с. 7.) Практически не используются методы наблюдения, эксперимента, анализа документов.

В общем, характеризуя журналистскую позицию региональных СМИ, можно говорить о том, что она идентифицируема, результативна, но слабо опирается на общественное мнение и альтернативные источники информации, не всегда последовательна.

При наличии общих тенденций журналистская позиция исследуемых изданий существенно разнится. Так, издания Алтайского края, где как уже упоминалось, развитие медиарынка шло естественно, в большей мере привлекают общественное мнение, работают с альтернативными источниками информации. Мнение общества представлено в алтайских газетах от 33,3% до 36,6% материалов, в красноярских — от 13% до 33,3%. Красноярские СМИ обращаются к альтернативным источникам информации в материалах от 16,4% до 30%, алтайские — от 33% до 46,4%. Разница в реализации журналистской позиции проявилась также в изданиях, имеющих различный опыт на рынке. Так, например, газета «Красноярский рабочий», выходящая в свет уже более ста лет, чаще, чем другие красноярские издания, обращается к общественному мнению (в 33,3% материалов), а также наиболее последовательно реализует позицию через постановку проблемы, аргументацию, выводы.

По нашему мнению, влияние на особенности журналистской позиции оказывает и форма собственности изданий. В ходе исследования было замечено, что наиболее последовательна, ярко проявляема позиция изданий, являющихся частными. Так, например, частная газета «Свободный курс», проявляет оценку в 83,3% материалов, обращается к альтернативным точкам зрения в 46,4% материалов, использует мнение читателя в 33,3%, обозначает проблему в 76,7%, аргументирует точку зрения в 70%, делает выводы в 60% материалов. «Свободный курс» использует более разнообразную систему жанров, публикует опросы, комментарии, статьипри подготовке материала применяет методы расследования, анализа документов. Представляется, что такая позиция влияет на популярность газеты (тираж этого издания был признан самым большим по всей России среди региональных общественно-политических газет по данным национальной тиражной службы).

В тематическом плане, в основном, публикуются материалы, посвященные практике политической жизни — процессам завоевания, удержания и осуществления власти, субъектам политической активности, политическим технологиям, применяемым в процессах управления и ходе избирательных кампаний. Сотрудники изданий не работают над темами, которые посвящены политическому сознанию и идеологии, отражающие, анализирующие и фиксирующие восприятие политической реальности. Журналистами не разрабатываются темы, отражающие политическую культуру, исторически сложившиеся представления и впечатления о политике, также темы публикаций, направленные на политическое познание и образование. Так, например, в «Красноярском рабочем» размещена лишь одна публикация, направленная на политическое образование населения, рассказывающая 1 о выборах президента Америки. Тогда как для многих граждан России не менее познавательным может быть рассказ и о процедуре, и правилах избрания президента собственной страны или губернатора. Слабо разрабатываются темы, посвященные функционированию таких политических институтов как негосударственные образования, партии, движения, ассоциации граждан, общественные организации. Многие исследуемые издания представляют себя как краевые, однако, освещаются события, происходящие в городах, информации из районов практически нет.

Как мы и предполагали, масштаб политического процесса влияет на тематику публикаций СМИ. Красноярский край за счет присутствия на рынке финансово-промышленных групп, включен в мировую политику, этим объясняется повышенный интерес изданий к геополитическим проблемам. Так, например, «Вечерний Красноярск» публикует материалы из транснациональных газет: «Тайме», «Сан», «Фигаро», «Асахи» и др.

Кроме тех особенностей реализации журналистской позиции в политическом процессе, которые мы прогнозировали, проявили себя и другие тенденции. Анализ текстов политической журналистики позволяет говорить о том, что информационные потоки, идущие от вла.

153 См.: Павловский В. Расколотая Америка // «Красноярский рабочий» — 5 октября 2004.-С. 16. сти и граждан, журналисты не объединяют, они идут параллельно и не пересекаются. На страницах газет формируется как бы две картины мира — взгляд чиновников на происходящее и граждан. В письмах, в репликах, обращениях жители ставят перед властью одни вопросы, а чиновники, власти, отвечают на другие, комментируют проблемы, которые не интересуют население. Так, например, отмену выборов губернаторов и замену ее на назначение обсуждают, в основном, представители власти, а монетизацию льгот — гражданемэр города на встрече с журналистами говорит о благоустройстве города, тогда как в газету поступают письма и звонки, главной темой которых является размер пенсий, социальных пособий. Такими образом газета становится элементарным «складом мнений», а не собеседником и помощником, как от нее ожидают читатели.

Кроме того, хотелось отметить, что происходит увеличение персонификации власти в СМИ. Как правило, темой встречи с первыми лицами региона становятся не социально-политические проблемы региона, а личность собеседника. Лидерам регионов уделяется необоснованно большое внимание в газетах: их цитаты идут в заголовочный комплекс, лид, фотографии первых лиц размещаются на первых полосах изданий. Так, например, фразу А. Хлопонина «Красноярск-локомотив Сибири» в заголовок поместили одновременно три газеты: «Красноярский рабочий» 03.10.04, «Городские новости» 03.10.04, «АиФ на Енисее» 05. 10. 04., и каждая из них на первую полосу вынесла фотографию губернатора.

Газеты не обновляют и не стараются расширить круг источников информации, представляющих власти. Очень узок круг официальных лиц, публично через СМИ комментирующих социально-политические проблемы. Так, например, депутат Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко в «Красноярском рабочем» 30.10.04, 28.12.04, 19.01.2005 комментирует итоги года, систему оплаты труда сотрудников краевой администрации, высказывается по поводу принятия законопроекта, касающегося борьбы с заболеваниями социального характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд принципиально новых выводов и внести некоторые предложения по взаимодействию СМИ, власти и общества.

1. Анализ взаимодействия и взаимовлияния журналистики и политического процесса позволяет говорить о том, что установление политической системы демократического типа без включения журналистики как актора политического процесса невозможнопоскольку именно СМИ могут решить задачи, свойственные активному и мобильному участнику политики: представлять актуальные интересы граждан властям и вовлекать общество в политическую жизнь. Для реализации этих целей журналистика способна, во-первых, передавать информацию от общества власти и наоборотво-вторых, выражать общественное мнениев-третьих, критиковать и контролировать политические решения и, наконец, осуществлять политическое образование.

2. Роль журналистики в политическом процессе определяется журналистской позицией по общественно-политическим вопросам. Журналистская позиция представляет собой мнение по поводу основных политических событий и отношение субъекта профессиональной деятельности (журналиста, СМИ или журналистского сообщества) к власти и аудитории, выражаемые в публикациях и эфирных материалах через выбор тематики, жанра, глубину проработки темы, способы обратной связи с читателем, зрителем и слушателем.

4. Проявление журналистской позиции является традиционной чертой отечественной журналистики, ожидаемое аудиторией поведение СМИ, необходимое для выстраивания нормальных отношений СМИ с аудиторией и властями. Журналистскую позицию способны реализовать три субъекта информационной деятельности: журналист, СМИ и журналистское сообщество. Однако наибольшее значение для всех участников политического процесса представляет позиция СМИ, как наиболее самостоятельная, устойчивая и регулярно выражаемая позиция. Реализация журналистской позиции происходит на трех уровнях: сбора материала, анализа полученных данных, изложения.

5. Большое влияние на реализацию журналистской позиции СМИ оказывает правовое регулирование журналистской деятельности. Так, некоторые правовые акты сдерживают свободную и полную реализацию журналистской позиции в политическом процессе. Требуют решения вопросы, связанные с ограничением государственного влияния на медиарынок, определением понятий «учредитель» и «собственник» СМИ, унификацией норм, регулирующих информационное взаимодействие власти и бизнеса со СМИ, устранением коллизий, связанных с возможностью журналиста выражать свое мнение по политическим вопросам.

6. Отношения журналистской позиции и регионального политического процесса можно охарактеризовать как взаимовлияние. Структура политического процесса, особенности его участников, динамика могут тормозить или провоцировать развитие определенных видов СМИ (нами уже отмечалось, что государственная власть предпочитает использовать печать, а финансово-промышленные группы — телевидениеострая политическая борьба препятствует развитию медиарынка) — что, в свою очередь, влияет на специфику журналистской позиции. С другой стороны, журналистская позиция СМИ может влиять на тем и результаты политического процесса: отсрочить, ускорить или изменить принятие решений, мобилизовать граждан к политическому участию.

7. Проанализировать журналистскую позицию в публикациях и эфирных материалах возможно при изучении оценки журналиста в материале, наличия альтернативных точек зренияотражения точки зрения обществапроблемного подхода (постановка проблемы, аргументация, выводы), специфики и характера источников информации, тематики материалов политической направленности.

8. Изучение деятельности региональных медиа на примере Красноярского и Алтайского краев позволяет говорить о специфике журналистской позиции, проявляемой изданиями, которая, в целом, может быть охарактеризована как идентифицируемая, результативная, но неустойчивая, непоследовательная, слабо опирающаяся на общественное мнение.

8. При наличии общих тенденций необходимо отметить, что СМИ различных регионов и форм собственности, обладающие различным опытом, имеют разную позицию. СМИ регионов, где развитие медиа-рынка происходило более естественно, поэтапно, без вмешательства политических или экономических сил, за счет активизации собственных ресурсов, проявляют более устойчивую, последовательную и активную позицию, в большей мере ориентируются на интересы аудитории. А те СМИ, которые, находятся под активным влиянием государственных структур и финансово-промышленных групп, проявляют менее профессиональную журналистскую позицию, слабо опирающуюся на общественные интересы, альтернативные источники информации. Также существенные различия проявляются в реализации позиций СМИ, обладающих различным опытом, имеющие различную форму собственности, творческий состав редакции.

Дальнейшее исследование может быть продолжено в нескольких направлениях. Во-первых, введенное новое понятие «журналистская позиция» требует более глубокого осмысления в философском ключе. Необходимо выяснить: как журналистская позиция влияет на картину мира журналиста, его мышление и мировоззрениеболее глубоко рассмотреть диалектическое единство позиции и оппозиции.

Требуется детальное изучение вопросов зависимости журналисткой позиции от специфики политической культуры региона и страны, соотношения журналистской позиции и политического поведения, политической социализации граждан.

Необходимо вести также дальнейшие исследования по взаимодействию и взаимовлиянию отдельных участников политического процесса и СМИ. Особенно продуктивными и актуальными на сегодняшний день представляется рассмотрение вопросов влияния финансово-промышленных групп (и в целом бизнеса) на СМИ, изучение отношений некоммерческих общественных организаций с медиа.

В рамках социологической науки необходимо решить вопрос оценки эффективности журналистской позиции, проследить влияние журналистской позиции на тираж, популярность изданий. Требуют решения также частные вопросы, связанные с реализацией журналисткой позиции: правового, этического и культурологического характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Журнализм как способ общественного бытия // Общественные науки и современность. 1992, № 2. — С. 87−97.
  2. Г., Вебра С. Гражданская культура и стабильность демократии // ПОЛИС, Политические исследования. 1992, № 4. -С. 132−138.
  3. И. Если где-то СМИ слишком много, то где-то их слишком мало // Районный масштаб. 2003, № 2−3. — С. 8−12.
  4. Е.В. Журналистика как целостная социальная система // Филологический вестник Ростовского государственного университета. Секц. Журналистика. — 2004, № 1. — С. 20−25.
  5. .Б., М.М. Ковалева Журналистика и политика // СО-ЦИС, Социологические исследования. 2001, № 8. — С. 68−69.
  6. Э.Я. Политическая культура как социальный феномен // Вестник МГУ. Сер. 12, Политические науки. — 1991, № 5. — С. 71−85.
  7. Н.И. Становление гражданского общества в Российской Федерации и средства массовой информации // Филологический вестник Ростовского государственного университета. Секц. Журналистика. -2003. -№ 3. С. 3−10.
  8. М.А. Средства массовой информации в социально-политических процессах Российской федерации: автореф. дисс. канд. полит, наук. М, 2003. — 27 с.
  9. Ю.Н. Современная политическая публицистика. Предметно-функциональные и гносеологические характеристики: автореф. дисс. канд. полит, наук. С-Пб., 2003. — 30 с.
  10. Ю.Н. Политическая публицистика и ее функции // 300 лет российской журналистики. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Г. В. Жиркова. СПб. Изд-во Роза Мира -2003. -С. 169−170.
  11. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. С-Петербург: Издательство Михайлова В.А.-2001.-240 с.
  12. О.И. Региональная пресса как средство формирования политической и экономической культуры: автореф. дисс. канд. полит, наук. Екатеринбург, 1999. — 22 с.
  13. A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции противоречия. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. инст-та, 1998. -183 с.
  14. О.В. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. -2000. — № 5. — С. 3−24.
  15. Выборы и журналистское расследование. М.: «Права человека», 2001. -216 с.
  16. К.С. Политическая культура: концептуальный аспект // ПОЛИС, Политические исследования. 1992. — № 1−2. — С. 81−90.
  17. К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 2002. — 289 с.
  18. Гаман -Голутвина О. В. Российские партии на выборах: картель «хватай всех» // Полис, Политические исследования. -2004, № 1,-С. 22−28.
  19. Н.С. Муниципальная пресса в системе информационного взаимодействия органов власти и населения: автореф. дисс. канд. полит, наук.-М., 2003.-25 с.
  20. В.Я. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М.: Московский общественный научный фонд, 1999. — 346 с.
  21. И.И. Партия Власти // ПОЛИС, Политические исследования. 2004. — № 2. — С. 85−92.
  22. Г. М. Партийные системы России и стран Восточной Европы. М.: Наука. — 1999. — 230 с.
  23. Г. М. Форматы партийных систем в новых демократиях: институциональные факторы неустойчивости и фрагментации // ПОЛИС, Политические исследования. 1998, № 1 -С.86−94.
  24. В.И., Пирогов А. А. Политология и политическая жизнь России: Учебное пособие. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», — 1999.-331 с.
  25. А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография.: М. Изд-во РИП-холдинг, 2001. — 336 с.
  26. С.М. «Новая рейнская газета» К. Маркса и Ф. Энгельса. М.: Госполитиздат. 1958. — 248 с.
  27. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т 1−4. Т 3. П-Р. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Уни-верс», 1994.-598 с.
  28. Р. Квардатура круга: как возникает политическая культура? // Политическая наука. Сборник научных трудов / ИНИОН РАН- отв. ред. В. И. Пивоваров. Вып.4. — М.: 1998. -С. 63−64.
  29. В. Политическая культура и власть // Свободная мысль-XXI. 1996, № 1. — С. 16−26.
  30. А.А. Основы политической теории: Учебное пособие. М.: Высш.шк., 1998. — 356 с.
  31. Десять интервью о политической журналистике / Под ред. JI.JI. Реснянской. М., 2001. — 48 с.
  32. И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М.: Пульс, 2002. — 44 с.
  33. Г. Г. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс+», 2001. — С. 230−248.
  34. Г. Г. Социально-политическая психология: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996.-452 с.
  35. Е. Г. Трахтенбнрг А. Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? Екатеринбург, 2001.- 180 с.
  36. Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления «повестки дня»: от эффекта к процессу // ПОЛИС, Политические исследования. 2003. — № 3. — С.140−145.
  37. Е. Г. Трахтенбнрг А. Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? Екатеринбург, 2001. — 132 с.
  38. Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М: Издательство «Вагриус», 1997. — 148 с.
  39. В.А. Региональные политические конфликты и их отражение в средствах массовой информации Омской области: автореф. дисс. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2003. -26 с.
  40. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. — 2004. — 422 с.
  41. Закон «О средствах массовой информации». М.: «Изд-во ПРИОР», 2000.-21 с.
  42. Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 1995. — № 2. — С. 3−7.
  43. Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2001. № 1. -С. 3−10.
  44. В.В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая антропология / Под ред. В. В. Ильина. М., Изд -во МГУ, 1995. -289 с.
  45. М.В. Ритмы и масштабы перемен. О понятиях «процесс», «изменение», «развитие» в политологии // ПОЛИС, Политические исследования. 1993. — № 2. — С. 57−68-
  46. Исправление пройденного // Коммерсант-Власть 11 июля 2005.-с. 28.
  47. Ю. В., Зотов В. Д., Л.В. Зотова Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2001. — 511 с.
  48. А.П. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2001, № 3. — С. 102−118.
  49. А.П. История мирового политического процесса // Вестник МГУ. Сер. 12, Политические науки. — 1998, № 1. -С. 43−55.
  50. А.П. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития // Вестник МГУ. Сер. 12, Политические науки. — 2001. — № 3. — С. 102−118.
  51. Категории политической науки / Под ред. А. Ю. Мелвиль -М.: РОСПЭН, 2002.-810 с.
  52. Г. JI. Интерес к политике по-российски // ПОЛИС, Политические исследования. 2005. — № 1. — С. 94−107.
  53. Кин Д. Средства массовой информации и демократия. -М.: Памятники исторической мысли, 1994. 170 с.
  54. М.М. Отечественная журналистика. Вопросы теории и истории. Екатеринбург, 2000. — 110 с.
  55. М.М. Журналистика как социально-политический институт / Журналистика и политика. Сборник статей / Сост.: М. М. Ковалева, Д. Л. Стровский. / Под науч. Ред. М. М. Ковалевой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — С. 4−10.
  56. М.М. Вопросы теории и истории. Сборник статьей. Екатеринбург. 2000. — 210 с.
  57. М.М. Лекции по истории отечественной журналистики: в 2ч. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1996. — 1ч. — 168 с.
  58. С.Г., Блохин И. Н., Виноградова С. М. Кузин В.И., Сидоров В. А. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2004.-448с.
  59. JI.H. Социология культуры. Екатеринбург. — 1992. -179 с.
  60. М. Народная картинка и конкурентная среда // Отечественные записки. 2003. — № 4. — С. 191- 203.
  61. К. Политическая ситуация в Алтайском крае// http://bankfaxru. 18. coml .ru/pageyear.php?pg=29 570.
  62. Ю.Г. Избирательные кампании и становление партийной системы с точки зрения социального представительства //Выборы в посткоммунистических обществах: Пробл.-темат. Сб. ИНИОН РАН / Отв. ред. и сост. Е. Ю. Мелешкина. -М. 2000. С. 45−67.
  63. С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 287 с.
  64. Корпоративная культура и корпоративные ценности современной фирмы: международный опыт и российская практика / Под ред. Д. Л. Стровского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003. -258 с.
  65. Н. Медиа в выборах: ценностные ориентиры украинской политической прессы // ПОЛИС, Политические исследования. 1999, № 6. — С. 81−82.
  66. .Н. Политический процесс в России // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 5. — С. 69−87.
  67. Л.Г. Специфика телевещания Красноярского края: дис. канд. филол. наук. -М., 2005. -28 с.
  68. А.С. Конфликт и конкуренция в журналистике // Pro et Contra. 2000, № 4. — Том 5. Российское общество и средства массовой информации. — С. 7−31.
  69. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 280 с.
  70. Т.П. Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований // ПОЛИС, Политические исследования. 2004, № 2. — С. 79−89.
  71. .Н. Власть как субъект манипуляции Средствами массовой информации / Журналистика и политика. Сборник статей / Сост.: М. М. Ковалева, Д. Л. Стровский. Под науч. Ред. М. М. Ковалевой. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. -С. 55- 58.
  72. .Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. -174 с.
  73. .Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург: Из-дво Урал, ун-та, 2004. — 112 с.
  74. Н.Р. Функционирование СМИ в политическом процессе (на материале федеральных СМИ): дисс. канд. полит. наук. Екатеринбург, 2003. — 26 с.
  75. .И. Парламентские выборы 2003 как проявление кризиса партийной системы // ПОЛИС, Политические исследования 2004, № 1. — С. 22−34.
  76. В.Н. Предмет и проблемы медиаполитологии // XXI век начинается: Актуальные вопросы журналистики / сост. Л. М. Маку шин. Екатеринбург, 2002. — 138 с.
  77. В.А. Современный словарь по политологии. М.: Книжный Дом, 2004. — 578 с.
  78. О.Г. Субъекты политики // Социально-политический журнал -1993, № 5. С. 28−32.
  79. Д. Краевой суд рассматривает дело об отмене ряда решений администрации края // Свободный курс, 9 сентября 2004.-С.12.
  80. О внесении изменений в Федеральный Закон «О политических партиях» от 27 декабря 2004 // Собрание законодательства РФ 2004.-№ 52.-с. 11 951.
  81. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- 2-е изд., и доп. — М.: АЗЪ, 1995.-842 с.
  82. В. «Олигархию) укрепляет позиции // Журналистика и медиарынок. 2003, № 6. — С.42−45.
  83. М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе // Власть. 2000, № 8. -С. 38−44.
  84. Пай JI. Незападный политический процесс // Политическая наука. Политическое развитие и модернизация: современные исследования: Сб. науч. трудов. / РАН ИНИОН. Вып.2. — М.: 2003-С. 48−50.
  85. А.С. Философия политики. М.: Наука, 1994 -367 с.
  86. А.С. Политология. Учебник. М.: «ПБОЮЛС.М. Грачев», 2000. — 448 с.
  87. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика /Отв. Ред. И. Н. Тхагушев. М., 2001. — 340 с.
  88. Ю.С. О некоторых «истоках» и «смыслах» русской публичной политики // Политическая наука. Сто лет русской публичной политике. Сб. научн. тр. /РАН ИНИОН / Ред. и сост. И. И. Глебова. М., 2005. — С. 23−47.
  89. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т.1 / под ред. Г. Ю. Семигина М.: Мысль, 1999. — 620 с.
  90. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т.2 / Под ред. Г. Ю. Семигина М.: Мысль, 1999. — 640 с.
  91. Политический процесс: введение в анализ: курс лекций: в 2 ч. / под ред. Н.Н., Меныпениной. Владивосток: Русский остров, 2001. — 1.ч. -256 с.
  92. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов / под редакцией Е.Ю. Ме-лешкиной М.: Инфра, 2001 — 430 с.
  93. Политология. Курс лекций / Под. ред. М. Н. Марченко -М.: Юрист, 2003. -211 с.
  94. Политология: Словарь-справочник. / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. М.: Гарданики, 2000. — 232 с.
  95. Политология. Курс лекций / Под. ред. М. Н. Марченко. -М.: Юрист, 2003. -211 с.
  96. Политология: Словарь-справочник. / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. М.: Гарданики, 2000. — 232 с.
  97. Политология: Учебник для вузов / Перевалов В. Д. М.: НОРМА, 2003. -470 с.
  98. Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. — 420 с.
  99. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2002. — 774 с.
  100. Политология: учебное пособие / Под ред. Б. И. Кретова. -М.: Высш. Шк., 2001. 420 с.
  101. Постановление «Об утверждении Правил аккредитации журналистов средств массовой информации при администрации Алтайского края» г. Барнаул 21.07.2004. № 364 // www. altayregion.ru
  102. Г., Глисков А. Свобода слова и доступа к информации в Красноярском крае. Аналитическая справка. -Красноярск, 2004. 12 с.
  103. Г. М. Медиапространство Красноярского края. Отчет Средне-Сибирского Территориального Управления Министерства печати, телевидения и радиовещания. Красноярск, 2004.- 14 с.
  104. Е.П. Журналистика и демократия. М.: Изд-во. РИП-холдинг, 2001.- 340с.
  105. Е.П. Журналистика в режиме диалога // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. — 1995, № 2. — С. 8−19.
  106. Ю. Районная пресса в разрезе. Пациент скорее жив? // Среда. 2003. — № 11 ноябрь. — С. 23−30.
  107. JI.Jl. Общественный диалог и политическая культура общества: учеб пособие. М.: Пульс, 2003. — 44 с.
  108. Л.Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. -М: Изд-во Икар, 1999. 232 с.
  109. Российский статистический сборник. М., 2002. — 890 с.
  110. В. Гражданское общество в России: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. унта, 2002. -196 с.
  111. A.M. Политический процесс и демократия // Социально-политические науки. 1991, № 6. — С. 54−64.
  112. Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс. 2003. — 120 с.
  113. Л.Г. Феномен журнализма / Под ред. проф. Я. Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. — 252 с.
  114. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004. — 480 с.
  115. В.В. Управляемая демократия: американский вариант // Общественные науки и современность. 2004, № 5. -С.112−121.
  116. А.И. Политический облик постсовременности: очевидность явления // Общественные науки и современность. -2001,№ 5.-С. 66−81.
  117. А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // ПОЛИС, политические исследования. 2004, № 2. -С. 124−129.
  118. А.И. Введение в политологию: учебное пособие для студентов высш. учеб заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. -253 с.
  119. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М.: Аспект Прессе, 2001. -488 с.
  120. Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.-230 с.
  121. В.В. Региональная пресса: характер трансформаций в переходный период // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика.-2003, № 2.-С. 45−57.
  122. В. Власть и СМИ в России: как изменились их взаимоотношения? // Pro et Contra. 2000, Том 5. — № 4. — С. 109 126.
  123. В.В. Публицистика и политика. 2 -е изд., доп. -М.: Изд-во МГУ. 1979. — 86 с.
  124. М. Х. Юртаев А.Н. От культуры конфронтации к культуре диалога // ПОЛИС, Политические исследования. -1992, № 3.-С. 148−156.
  125. Федеральный закон РФ «О политических партиях» // Российская газета, 2002. 21 марта. — С. 8−9.
  126. М.А. Правовые основы журналистики: Учебник для вузов. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 256 с.
  127. О.В. Социальная позиция журналиста в условиях духовно-идеологического плюрализма / Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции / Под ред.
  128. B.И. Конькова. СПб.: Роза мира, 2005. — С.142−144.
  129. В.Н. Публицистический факт. Путь к оптимизации журналистского текста. Красноярск: Изд-во Краснояр. унта, 1987. -287 с.
  130. И.Д. Журналистика переходного периода: развитие практики и вызов науке. Основные понятия теории журналистики. М., 1993. — 86 с.
  131. А. Липатова Е., Писаренко Л. Об аутентичности средств массовой информации // Свободная мысль. 2002, № 9.1. C. 82−92.
  132. Д. Наша политическая система и ее циклы // Свободная мысль 2003, № 11. — С. 8−16.
  133. Хикло Хью Гипердемократия // Отечественные записки. -2003.-№ 3.-С. 267−310.
  134. А. Доклад на III Съезде депутатов представительных органов власти Красноярского края 20 июня 2004 года.
  135. К.Г. Партии: кризис или закат? // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Фе-никс+», 2001. -С. 61−71.
  136. П.А. Мировой политический процесс: содержание и особенности // Социально-политический журнал. 1995, № 4.-С. 21−28.
  137. Ю. В. Региональная пресса как организатор политического диалога: автореф. дисс. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2003.-23 с.
  138. Ю.В. Региональная пресса как организатор политического диалога (на материале печатных СМИ Свердловской и Челябинской областей).: дисс.. канд. полит, наук. Екатеринбург, 2003. — 167 с.
  139. А.В. политический репортаж в динамике развития современной журналистики России, 1985−1998г.г.: автореф. дисс. канд. филол. наук. М, 2003. — 32 с.
  140. П. Сравнительная политология: учебное пособие: в 2 ч./ Пер с англ. Н. А. Гульбинского, Н. В. Добровой, JI.B. Ка-линкиной. М.: Политиздат — 1992. — 2 ч. — 217 с.
  141. Е.Б. Авторитарный запрос на демократию или почему в России не растут апельсины // ПОЛИС, Политические исследования. 2004, № 1. — с. 25−28.
  142. В.Е., Понаморева В. В. Технология избирательных кампаний: историко-правовой опыт и современные проблемы: монография. Красноярск, 2002. — 171 с.
  143. В.Е. Политический менеджмент выборов представительных органов власти: опыт и правовое обеспечение (XI-XX вв.): монография. Красноярск, 2004. — 156 с.
  144. М.В. СМИ и СМК как понятия журналистики // Вестник МГУ Серия 10. Журналистика. 2002, № 2. — С. 33−38.
  145. Е. // Журналист. 1994, № 5. — с. З
  146. Herman J. Obermayer Russia’s Dysfunction Media Culture // http: policreview.org/aug/obermayer.html
Заполнить форму текущей работой