Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наше наследие"10 — иллюстрированный историко-культурологический журнал. Его издание осуществляется при поддержки Федерального агентства по культуре и кинематографии. Журнал во второй половине 1980;х годов позиционировался именно как альтернативный, противостоящий официозу в области культуры. Тогда это было уникальное издание, где удачно сочетались текстовая и визуальная компоненты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АРТ-РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  • Глава 2. АРТ-РЫНОК РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
  • Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ APT-РЫНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В ОСВЕЩЕНИИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема данной диссертации — арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия.

Становление рыночных отношений в России сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества.

Процессы перехода к рынку уже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Изменения, произошедшие в России, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новой модели художественного сознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие современного искусства и на творческие процессы и личность художника.

Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область «художественного» предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество.

Многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, салонов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятия возникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенное влияние на систему формирования заказов в сфере культуры, а также служат фундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка в России.

Арт-рынок — социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Это способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. В исследовании термин «арт-рынок» используется для обозначения понятия товарооборота не столько произведений искусства, но и более широко — культурных ценностей.

Арт-рынок — необходимый элемент развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.

Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественных школ. Очевиден рост популярности русского искусства и — как следствиеувеличилась рыночная стоимость работ российских мастеров. Русское искусство в очередной раз стало чрезвычайно интересным для зарубежного зрителя. Появилось устойчивое выражение «Soviet art-boom», которое можно было встретить во всех популярных западных изданиях, освещающих вопросы искусства и художественного рынка.

Естественно, что всплеск интереса к искусству вообще, и антиквариату в частности весьма серьезно отразился на деятельности отечественных средств массовой информации. Резко увеличилось количество печатных изданий, освещающих данную проблематику. Кроме того, проблемами арт-рынка активно занимаются Интернет-издания. Становление, развитие галерей и аукционов, определение основных концепций их деятельности происходило при участии журналистов, сопровождалось журналисткой полемикой.

Так, например, журналистка Н. Истомина безапелляционно утверждала: «Аукцион позволяет выявить реальную стоимость произведения искусства на данный отрезок времени"1. Между тем, по словам известного журналиста, главного редактора журнала «Арт-Хроника» и руководителя соответствующего отдела в газете «Известия» Н. Молока, дело в данном случае обстоит не столь вдохновляющее: «Никто, естественно, не объявляет, за сколько продал или купил. Журналистам про цены говорят неохотно, а если и говорят, то не факт, что правду"2.

Арт-рынок и в настоящее время оказывает сильное влияние на журналистику. Отношение к отечественному арт-рынку никогда не было вопросом, который мог решаться нейтрально.

Арт-рынок как социокультурный феномен всегда порождал противоречия, зачастую взаимоисключающие точки зрения на его о суть, форму и функции. Поэтому освещение проблем становления арт-рынка в журналистике всегда теснейшим образом связано с коммерческой направленностью изданий.

1 Истомина Н. Аукционный дом «Гелос» // Арт-Хроника. 2003. № 2. С. 58.

2 Молок Н. Национальная ярмарка для всех // Арт-Хроника. 2004. № 1. С. 56.

3 Крайние точки зрения на этот феномен см: Петровская Е. «Серое по серому»: философия и конец искусства // Искусствознание. 2001. № 1. С. 8 — 16- Сидорияа Т. Ю. Трансформация ценностей современной культуры в контексте социокультурного кризиса // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Материалы междунар. конференции. М., 2001. С. 6−8.

Большое количество публицистических материалов, появившихся в последние годы и посвященных тем или иным аспектам российского арт-рынка, свидетельствуют о важности этой темы для общества. Пресса освещает художественные события и становится важнейшим источником информации для исследования4.

Отчасти пресса выступает как организатор рынка, хотя по большей части скорее пропагандирует его, чем рекламирует. В прессе происходит полемика о создании цивилизованного арт-рынка в России.

Журналисты обычно обсуждают проблемы арт-рынка в нескольких аспектах.

В экономическом аспекте СМИ выявляют основные факторы привлекательности арт-рынка для инвестиций:

• потенциал рынка (тут журналистами отмечается, что потенциал колоссален, так как в России накоплено огромное количество предметов, представляющих художественную ценность, накоплен и финансово-коммерческий капитал, причем это в значительной степени омертвленный капитал, в силу высокой степени риска инвестиционной деятельности, снижения доходности кредитных операций и финансовых спекуляций, криминального происхождения самого капитала, обусловливающего сложность его легализации);

См. об этом подробнее: Литвина. Л.П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. СПб., М., 2001. Вып. 5. С. 36.

• степень надежности вложений и степень доходности (тут обычно учитывается стойкая тенденция к постоянному повышению цены на предметы искусства);

• престижность инвестиций (принято считать, что инвестиции в эту область придают респектабельность капиталу и повышают престиж инвестора);

• возможность легализации накоплений и получения налоговых льгот (отмечено, что вложение капитала в произведения искусства — оптимальный способ легализации накоплений и снижений налоговых выплат);

• расширение бизнес-контактов (отмечено, что в области арт-рынка много зарубежных партнеров, готовых продвигать на западный рынок произведения русского изобразительного искусства, правда, только после их оценки в России).

В средствах массовой информации также отмечается, что, с одной стороны, арт-рынок — сектор долгосрочного инвестированияа, а с другой — отрасль для «отмывания» капитала.

Большинство изданий и организаций, официально существующих на арт-рынке, привлечены — в той или иной степеник «отмыванию».

С этой точки зрения в арт-бизнесе присутствует есть и некий «теневой» компонент. «Теневая» сторона арт-бизнеса связана с громкими похищениями и продажами произведений искусства.

Велика роль прессы в создании ажиотажа вокруг аукционных продаж, привлечение интереса общественности к аукционному дому «Гелос». Насчет «Гелоса» в современных арт-изданиях можно, например, прочесть следующее: «Сфера деятельности аукционного дома постоянно расширяется, поддерживая и развивая уже сложившиеся традиции, идут постоянные поиски новых форм работы, для чего осваиваются новейшие информационные технологии. Действующие филиалы аукционного дома есть в Санкт-Петербурге, Киеве и Великобритании"5. И подобные отзывы о «Гелосе» встречаются постоянно.

Однако в СМИ сложно найти статьи не только с критикой в адрес этого аукционного дома, но даже и с нейтральным рассмотрением его достоинств и недостатков.

Пресса формирует устойчиво положительный имидж тем, кто готов вкладывать деньги в искусство. Одна из задач подобного рода СМИ — создать моду на покупку произведений искусства в России6.

Однако по сути арт-рынок основывается больше на традициях реального делового оборота. Вот почему арт-рынок требует прозрачного и позитивного освещения в СМИ., используя богатый исторический опыт развития меценатства в России.

Обсуждая арт-рынок в аспекте политическом, журналисты отмечают, что в данной области используются технологии, сходные с политическими.

Сходство технологий отчасти обусловлено сходством задач. Из группы художников арт-бизнесменами обычно выбирается один кандидат. Все средства используются для его продвижения. И тут, конечно, опыт политтехнологов оказывается весьма кстати.

Характерный пример — деятельность Галереи Марата Гельмана. Можно также отметить, что ряд печатных изданий официально субсидируется государственными структурами.

5 Тумасова И. Аукционный Дом «Гелос» // Арт-Хроника 2003. № 1. С. 61.

6 См.: Сиповская Н. Русские рекорды: истерика или тенденции // Арт-Хроника. 2003. № 3−4. С.52−54.

Ci.

Большинство российских политиков расходуют средства на развитие отечественной (и не только отечественной) культуры с целью формирования собственного положительного имиджа. Их активность на арт-рынке носит циклический характер, но, как у правило, всегда возрастает в преддверии выборов .

Предпосылки создания арт-рынка, особенности его развития в России, анализ причин его нынешнего состояния — все это уже давно требовало осмысления не только с позиции искусствоведов, критиков, социологов, экономической и управленческой науки, но и с точки зрения истории и теории журналистики.

Деятельность средств массовой информации в области арт-рынка отражает как специфику отечественных средств массовой информации, так и специфику отечественного арт-рынка. Этим и обусловлен выбор темы исследования.

Хронологические рамки исследования — 1988 — 2003 гг.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринимается попытка анализа взаимодействия арт-рынка и отечественных СМИ.

Актуальность исследования связана с резко возросшим интересом СМИ к этому сектору отечественного бизнеса. Кроме того, сегодня необходимо осмыслить динамику развития арт-рынка не только с точки зрения бизнеса, но и с точки зрения его влияния на отечественную культуру.

Сочетание признанных в науке подходов к изучению СМИ с методами изучения экономических феноменов составляют методологическую базу работы.

7 См. напр., Семенова Н. О традициях и нетрадиционности нашего художественного рынка // Арт-бизнес. 1991. № 2. С. 29.

В ходе выполнения работы использовались также методы системного анализа и экономико-статистические методы.

Целью диссертационного исследования является исследование основных закономерностей, особенностей и факторов становления арт-рынка России в связи с развитием современной прессы.

Этой цели соответствуют задачи исследования:

1. Выяснение специфики арт-рынка как экономической категории;

2. Выявление основных составляющих арт-рынка, его типологии;

3. Описание арт-рынка как общественного феномен;

4. Формулировка основных задач пишущих об арт-рынке СМИ — в связи с общественной значимостью этого сектора экономики.

Источниковой базой исследования послужили публикации в отечественных СМИ. И это не случайно: исторически сложилась ситуация, при которой арт-рынок (именно рынок в современном понимании термина, а не стихийный поиск покупателей производителями товара) может существовать и развиваться только при наличии средств массовой информации. При этом основной упор делается на специализированные издания, т. е. издания, посвященные проблемам искусства.

Периодические издания, используемые в работе в качестве источников, с точки зрения их статуса можно разделить на три группы: государственные издания, Издания, выпускающиеся частными лицами, однако получающие и поддержку государства и частные издания.

Государственные издания.

Ведущие среди этих изданий — журналы «Художественный журнал», «Мир Музея», «Наше наследие», «Русское искусство».

Государственные издания отличает стабильный тираж, минимизация собственно рекламных публикаций, что подразумевает установку на объективность. Однако эта группа изданий в журналистской полемике по поводу арт-рынка всегда выражает точку зрения государства. о.

Художественный журнал" (Moscow Art Magazine) -выпускается при поддержки Государственного Музейного выставочного центра «Российское изобразительное искусство» (РОСИЗО) — посвящен формированию современного искусства в России. Декларируемая цель журнала — поддержка российского искусства, его пропаганда, знакомство публики с современным искусством, реализация государственных образовательных и культурных программ.

Авторы, печатающиеся в этом журнале, обычно анализируют процессы, характерные для сферы искусства, с культурологической точки зрения. В журнале обсуждаются российские и международные художественные события, описывается деятельность галерей Москвы. На страницах журнала ведется полемика о возможностях и тенденциях развития современного искусства.

Мир Музея"9 — культурологический журнал, который посвящен деятельности ведущих российских музеев в сложившихся экономических условиях. В концепцию издания входит также поднятие идеи национального освещения искусства, воспитание чувства патриотизма.

8 Художественный журнал. М., 1988 — 2003. № 1- 89.

9 Мир Музея. М., 1931 — 2005. № 1−215.

Наше наследие"10 — иллюстрированный историко-культурологический журнал. Его издание осуществляется при поддержки Федерального агентства по культуре и кинематографии. Журнал во второй половине 1980;х годов позиционировался именно как альтернативный, противостоящий официозу в области культуры. Тогда это было уникальное издание, где удачно сочетались текстовая и визуальная компоненты, пропагандировался исторический взгляд на русскую культуру, что расширяло возможности знакомства публики с экспонатами ряда ведущих отечественных музеев, в том числе Эрмитажа.

Русское искусство"'1. Журнал содержит в себе справочно-библиографический материал. Это красочное издание, напоминающее каталог. Статьи посвящены архитектуре и искусству. Авторы статейизвестные деятели культуры, ученые. Они знакомят читателя с культурными и архитектурными особенностями России.

Анализируя эту группу журналов, следует отметить, что они далеко не всегда следуют заявленным в них целям. Государство в лице организаций, курирующих искусство, по справедливому замечанию журналистки С. Фриммель, практически «никогда не задавалось вопросом, как определить актуальные направления отечественного искусства и адекватно их представить"12. Государство мало волную и проблемы «продаваемости» российских произведений искусства за рубежом: «Если русские проекты и бывали более или.

10 Наше наследие. М., 1988;2005. № 1−73.

11 Русское искусство. М., 2005. .№ 1−5.

12 Фриммель С. Как показывать Россию в Венеции? // Арт-Хроника. 2003. № 1. С. 22.' менее успешными, то происходило это исключительно благодаря.

13 личнои инициативе художника" .

Издания, выпускающиеся частными лицами, однако получающие и поддержку государства.

Ведущие среди них — журналы «Арт-Хроника» и «Новый Мир Искусства». Хотя они и выпускаются частными лицами, но издатели постоянно и небезуспешно добиваются государственной поддержки. Эта поддержка выражается, прежде всего, в позволении распространять данные издания в государственных учреждениях, что существенно снижает расходы на реализацию. Издатели и редакторы пользуются поддержкой государственных чиновников при решении внутриредакционных проблем, а также отношений с другими изданиями. В спорах между владельцами художественных галерей и государством эти журналы обычно принимают точку зрения государства.

Журнал «Арт-Хроника"14 предпринимает попытки описать арт-рынок с экономической точки зрения, поднять престиж русского искусства и доказать инвестиционную привлекательность отечественного арт-рынка. Журнал издается при поддержке Министерства культуры РФ.

В качестве целей декларируются поддержка коллекционеров и продвижение их коллекций на западный арт-рынокпропаганды национальной основы современного искусстваотбор художников, галерей и арт-дилеров для получения дивидендов от публикаций и продажи их работзнакомство политической и экономической элиты с проблемами российского арт-рынкапривлечение внимания к.

13 Фриммель С. Указ. соч.С. 22.

14 Арт-Хроника. М., 1999;2005. № 1−10. русскому искусству со стороны западного капиталаинформационная поддержка ведущих московский галерей.

Интервью и статьи подобраны таким образом, чтобы убедить читателя в привлекательности этой сферы для инвестиций. На рынке российских СМи журнал существует уже 6 лет.

Новый Мир Искусства" («НОМИ»)15 описывает деятельность ведущих московских галерей. В журнале характеризуются концепции галерей, политика галерей, описываются наиболее удачные выставки и международные проекты, публикуются публикуются статьи и эссе известных критиков и искусствоведов. Журнал хорошо иллюстрирован.

Оба эти журнала размышляют не только о проблемах собственно арт-рынка, но и об общественно-политических проблемах современного общества. Так, например, одна их главных тем в «Арт-Хронике» — тема возможности или невозможности для женщины быть художником, и причем «покупаемым» художником. Этот журнал активно включился в полемику, начавшуюся еще тридцать лет назад в англоязычном издании «ARTnews». Там была напечатана статья журналистки Р. Нохлин, в которой утверждалось, что «женщины не смогли соперничать с мужчинами в изобразительном искусстве из-за общеизвестной исторической дискриминации"16.

Статьи «Арт-Хроники» не только опровергают это мнение, но и пытаются выяснить, каким образом высказанное Р. Нохлин мнение повлияли «на искусствоведческий дискурс, используемый в.

15 НОМИ (Новый Мир Искусства). СПб., 1998 -2005. № 142.

16 Цит. по: Лзндлг Э. Великие художницы: существуют ли они вообще? // Арт-Хроника. 2003. № 5. С. 56. академических, музейных и академических кругах"17. В качестве примера успешной женщины — художницы и галеристки — приводится пример известной Айдан Салаховой: «заслугой Айдан Салаховой является то, что она сумела создать публичный, одновременно элегантный и богемный образ самой профессии галериста"18.

Частные издания.

В данной группе наиболее значимым является журнал «Арт-Менеджер"19 — деловое издание, издающееся при поддержке Фондом Сороса.

Издание способствует ¦ становлению профессиональной журналистики в области культурной политики, экономики и менеджмента. Аудитория — арт-дилеры, художники, критики, а также студенты, обучающиеся по специальностям менеджеров в области культуры и искусства. Журнал издается с 2002 года. Декларируемая цель — международная реклама русского искусства и подготовка профессионального сообщества менеджеров.

Особенностью частных изданий является их практически полная зависимость от рекламы или спонсорской помощи. Естественно, подобные журналы вовсе не интересуются общественно-политической проблематикой. Как правило, журналы такого типа существуют на рынке недолго, большинство из них малотиражны, в силу чего и убыточны. В их существовании не заинтересованы даже владельцы художественных галерей. Владельцы галерей предпочитают издания, хоть и позиционирующие себя как.

17 Там же. С. 57.

18 Орлова М. Женская Квота // Арт-Хроника. 2003. № 5.

С. 73.

19 Арт-менеджер. М., 2002 — 2005. № 1−10. элитарные, но пользующиеся значительным спросом. («Vogue», «Cosmopolitan» и т. п.).

По тематике анализируемые в работе издания можно разделить на бизнес-издания и издания культурологические.

Бизнес-издания — это издания, преимущественно ориентированные на получение прибыли. Это, прежде всего, «Арт-Хроника» и «Арт-Менеджер». В отличие от них, главная цель культурологических изданий — не только получение прибыли, но и поднятие престижа современной русской культуры. К ним можно отнести журналы «НОМИ», «Наше Наследие», «Мир Музея» и др.

Источниками в данном исследовании являются также законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, документы ЮНЕСКО по культурной политике на.

9 1 рубеже XX—XXI вв.еков. Среди источников — материалы специальных справочных изданий для арт-дилеров и коллекционеров.

20 Конституция РФ. М., 2003; Основы законодательства РФ о культуре. М., 1992; Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». М., 1995; Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». М., 1993; Закон РФ «О музейном фрнде РФ и музеях в Российской Федерации». М., 1996; Закон «Об авторском праве и смежных правах». М., 1993; Закон РФ «Об учреждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства». М., 1996.

21 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. М., 1972; Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. М., 1970 и др.

В работе использованы также каталоги зарубежных аукционов «Sotheby» и «Christie». Учтен и практический опыт художественных галерей, антикварных магазинов города Москвы.

Степень научной разработки проблемы вряд ли можно охарактеризовать однозначно.

Иностранные специалисты сделали немало для теоретической разработки аналогичных проблем. Однако их опыт далеко не всегда можно экстраполировать на российскую ситуацию.

В России же проблема эта сравнительно мало разработана.

Арт-рынок — новый сектор экономики, по крайней мере, экономики легальной. Конечно, и в СССР искусство существовало. И это искусство, искусство соцреализма, являлось, по справедливому замечанию Б. Гройса, «грандиозной рекламной компанией, имеющей.

22 целью построение коммунизма". Однако искусство в Советском Союзе официально не рассматривалось как товар.

Однако и сегодня, когда рыночные отношения в России уже практически сложились, проблемы становления рынка, особенности произведений искусства как товара осознаются далеко не всегда даже журналистами, постоянно работающими в сфере арт-рынка — не говоря уже о научном осмыслении этой проблемы. Вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведения искусства, актуальные в аспекте темы исследования, не получили достаточной разработки в отечественной науке.

По данной теме существует только лишь одна публицистическая работа — статья Л. П. Литвиной «Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной.

Цит. по: Козлова О. Соц (реализм)APT // Арт-Хроника. 2003 № 5. С. 46. периодики девяностых годов)". Однако ее интересовали только лишь взаимоотношения периодики и арт-рынка 1990;х гг.- этапы становления и развития современного арт-рынка остались за пределами ее работы. Специальных же научных исследований по этому вопросу нет. Однако следует отметить, что проблемы взаимосвязи бизнеса и культуры затрагивались в работах Ю.М. Помпеева24, Г. Л. Тульчинского25 и др.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, отражающих системный подход в изучении этого явления (Литвин Л.П. 26 Котлер Ф.27 А.А., Яковенко И.Г.28, М.С. Каган29, Ю.М.Лотман30).

В проведенном исследовании для выявлении специфики художественного произведения как товара используются идеи.

23 Литвина Л. П. Указ. соч. С. 30 — 58.

24 Помпеев Ю. А. Экономика социально-культурной сферы. СПб., 2000.

25 Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2003.

26 Литвина Л. П. Указ. соч.

27 Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб., 1999. о о.

Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1998. о 9.

Каган М. С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке. СПб., 2001. С. 9 — 18- Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

30 Лотман Ю. М. Феномен искусства // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. С.129−136. представителей «институтациональной» теории искусства,.

31 32 репрезентированные в работах П. Бурдье, JI.M. Молосовой .

Практическая ценность исследования заключается в том, что основные результаты и выводы могут найти применение в развитии деятельности СМИ, освещающих проблемы арт-рынка. Положения диссертации могут быть использованы для чтения курсов лекций, подготовке методических материалов и учебных пособий.

Поскольку в диссертации исследуется новый сектор российской экономики, результаты исследования важны для подготовки специалистов в области журналистики, менеджмента, социологии искусства.

Результаты исследования используются при разработке учебного курса «Художественный рынок России — глазами СМИ», который может быть прочитан на факультетах журналистики и истории искусств РГГУ. Результаты работы могут быть использованы и как материалы для подготовки кадров собственно системы масс-медиа. Кроме того, выводы и рекомендации могут быть использованы государственными органами управления с целью легализации данного сектора экономики. Разработанные рекомендации по направлениям совершенствования предпринимательской деятельности на арт-рынке России будут способствовать интеграции отечественного искусства с его профессиональным потенциалом в систему мирового арт-бизнеса.

31 Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1−2. С.49−62.

32 Основы теории художественной культуры. СПб., 2001. С.288−295.

Заключение

.

Проведя анализ материалов специализированных российский средств массовой информации, посвященных российскому же арт-рынку, можно прийти к следующим выводам:

1. Арт-рынок представляет собой относительно новый сектор российской экономики. Его основные составляющие: галереи, аукционы, специализированные печатные издания. Арт-рынок — это комплексная система, в которой деятельность в сфере искусства носит коммерческий характер.

3. Поскольку арт-рынок — эти, прежде всего, экономическая категория, его главным действующим лицом является предприниматель. Предприниматель выступает катализатором развития арт-рынка, использует новые коммерческие возможности для продвижения российского искусства как внутри России, так и за рубежом.

4. Соответственно, и подавляющее большинство пишущих об арт-рынке СМИ — явления прежде всего коммерческие. Это закономерно: средства массовой информации как полноправные участники экономической жизни ориентированы на получение максимальной прибыли от своей деятельности при разумном уровне риска.

4. Арт-рынок является не только коммерческим, но и общественным феноменом, функция которого — быть «посредником» во взаимоотношениях между субъектами производства и потребления художественной продукции.

5. В связи с общественной значимостью этого сектора экономики в современном обществе велика роль пишущих об арт-рынке СМИ. СМИ должны выступать как организатор рынка. Роль СМИ велика еще и потому, что перед периодическими изданиями стоит задача помощи государству в легализации арт-рынка и помощи арт-рынку в получении государственной поддержки. Необходимо создание реально действующего, свободного и демократического центра информации граждан России о деятельности арт-рынка.

И, наконец, главный вывод, который можно сделать из данного диссертационного исследования — вывод о том, что предпринимательство и СМИ — два основные фактора, наиболее влияющие на развитие современного российского арт-рынка. И для успешного развития этого сектора экономики необходимо наладить между ними цивилизованное и экономически выгодное взаимодействие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативные акты1. Конституция РФ. М., 2003.
  2. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». М., 1995.
  3. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». М., 1993.
  4. Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации». М., 1996.
  5. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». М., 1993.
  6. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. М., 1970.
  7. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 // Сборник международных докладов СССР. М., 1991. Вып. XLV.
  8. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. М., 1972.
  9. Основы законодательства РФ о культуре. М., 1992.
  10. Указ Екатерины II от 11 февраля 1764 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание I. Т. 4. СПб., 1830. № 22 345.12. Материалы СМИ
  11. . Не продается вдохновенье // Наука и жизнь.1998. № 1.С. 40−54.
  12. . Раз, два, три . продано // Бизнес и выставки.1999. № 2 (10). С. 30−38.
  13. Н. Аукционный дом «Гелос» // Арт-Хроника. 2003. № 2. С. 54 69.
  14. Г. Искусство заказывали? // Арт-Хроника. 2003. № 1. С. 64 70.
  15. О. Русское небо над Берлином // Арт-Хроника.2003. № 5. С.3−18.
  16. О. Соц(реализм)АРТ // Арт-Хроника. 2003 № 5. С. 44 49.
  17. Э. Великие художницы: существуют ли они вообще? // Арт-Хроника. 2003. № 5. С. 56 58.
  18. Т. Пятьдесят тысяч одних предметов // Арт-Хроника. 2003. № 2. С. 58 61.
  19. В. Андеграунд вчера, а что сегодня? //Декоративное искусство СССР. 1990. № 10. С 57 59.
  20. Мир Музея. М., 1931 -2005. № 1−215.
  21. Н. «Будете себя так вести, отправитесь резьбой по дереву заниматься» // Арт-Хроника. 2004. № 1.С. 119−121.
  22. Н. Национальная ярмарка для всех // Арт-Хроника.2004. № 1. С.56−58.
  23. Н. Трудовые будни в Москве // Арт-Хроника. 2003. № 3−4. С. 109 -111.
  24. Г. Искусство как товар //Россия. 1998. № 2. С. 18
  25. М. Женская Квота // Арт-Хроника. 2003. № 5. С. 72.73.
  26. Е. «Серое по серому»: философия и конец искусства//Искусствознание. 2001. № 1. С. 8 16.
  27. Н. О традициях и нетрадиционности нашего художественного рынка// Арт-бизнес. 1991. № 2. С.29- 31.
  28. Н. Русские рекорды: истерика или тенденции // Арт-Хроника. 2003. № 3−4. С. 52 54.
  29. К. Свобода печати в ущерб свободе слова // Советник. 1997. № 7. С. 5 10.
  30. Т. Теория искусства в конце XX века: итоги и перспективы // Искусствознание. 1999. № 2. С. 24 30.
  31. И. Аукционный Дом «Гелос» // Арт-Хроника 2003. № 1. С. 61.
  32. Флэш Арт. Ведущий европейский художественный журнал. 1989. № 1.
  33. С. Как показывать Россию в Венеции? // Арт-Хроника. 2003. № 1. С. 22 23.
  34. А.В. Об идентичности СМИ // Свободная мысль. 2002. № 9. С. 6−12.
  35. Художественный рынок Москвы // Арт-Медиа. 1992 № 2. С.27−28.
  36. А.П. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. 1997. № 6. С. 115−120- 1998. № 1. С.116−120.
  37. А.П. Основы классификации услуг как маркетингового продукта//Маркетинг. 1998. № 3.
  38. С. Печатная графика как предмет для коллекционирования // Пинакотека. 1997. № 3.
  39. И.Е. Искусство как феномен культуры // Социально-политический журнал. 1994. № 8. С. 67 80.
  40. А. Упаковка мечты // Арт-Хроника. 2004. № 4.1. С. 34.
  41. M. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. 234 с.
  42. А.П. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.308 с.
  43. П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1−2.
  44. А.В. Предпринимательство. М., 1994. 346 с.
  45. Н.М. Барьеры в восприятии сообщений печати, радио, телевидения // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». М., 1970. № 4. С. 16−28.
  46. М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке. СПб., 2001. 234 с.
  47. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 322 с.
  48. И. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001.436 с.
  49. Ф. Маркетинг и менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб., 1999. 240 с.
  50. И. Роль Союза журналистов России в становлении гражданского общества // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М., 1999. С. 18−23.
  51. Л.П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. СПб., М., 2001. Вып. 5. С. 30−58.
  52. Ю.М. Феномен искусства // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. 456 с.
  53. Меценаты и коллекционеры: Альманах всероссийского общества охраны памятников истории и культуры // Памятники Отечества. № 29. 1993. С. 34 56.
  54. Л., фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2005. 248 с.
  55. Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М., 2003.346 с.
  56. Основы теории художественной культуры. СПб., 2001.398 с.
  57. А.А., Якоеенко И. Г. Культура как система. М., 1998. 456 с.
  58. В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: (Социально -психологическая концепция). СПб., 1995. 234 с.
  59. В.М., Боядлсиева Л. Г. Перспективы развития искусства: Проблемы методологии и методики исследования. М., 1997. 248 с.
  60. Ю.А. Экономика социально-культурной сферы. СПб., 2000. 344 с.
  61. Г. М. Проблемы коммуникационного взаимодействия культур // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. М, 1997. Вып. 5. С. 24 30.
  62. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. М., 1994. 134 с.
  63. Проблемы информационной культуры. М., 1997. Вып. 4.128 с.
  64. Г. И. Завершение модернистского проекта XX века. Художественные модели мироздания. М., 1999. Кн. 2: XX век. 236 с.
  65. В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. М, 1996. 248 с.
  66. В.М. Техническая реальность и ее влияние на искусство (три этапа расколдовывания техники) // Полигнозис. 2000. № 4. С. 3−12- № 5. С. 15−23.
  67. В.М. Формирование, современные проблемы и методологический идеал культурологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М, 2001. Вып. 5. С. 14−20.
  68. Российская массовая культура конца XX века: Материалы круглого стола (4 декабря 2001 г., С.-Петербург). СПб., 2001.36 с.
  69. Т.Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 2002. Вып. 1. С. 34 42.
  70. Т.Ю. Трансформация ценностей современной культуры в контексте социокультурного кризиса // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Материалы междунар. конференции. М., 2001. С. 6 8.
  71. В.А. Барнаул купеческий // Алтай. 1994. № 4. С. 15−19.
  72. А.В., Гончаров Ю. М. История предпринимательства Сибири (XVII начало XX в. Барнаул, 1999. 236 с.
  73. Т.М. Творческие союзы в современных условиях // 60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России. Барнаул, 2001. С. 56 68.
  74. Н.С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М., 1999. 128 с.
  75. Ю.А. Глобализация и культура. М., 1999. 248 с.
  76. В. П. XX век. Итоги и кануны // Художественные модели мироздания. М., 1999. Кн. 2. 246 с.
  77. В.П. Искусство и общество: Взгляд из XX века. М, 1994. 254 с.
  78. В.П., Швидковский Д. О. Синтез пространственных искусств как образ мироздания // Художественные модели мироздания. М., 1997. Кн. 1. С. 36 49.
  79. Ю.В. Свобода слова, печать и власть //Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы междунар. науч.-практ, конференции. М., 1999. С. 11 14.
  80. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2003. 238 с.
  81. B.C. Поп-арт. Искусство успеха // Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 62 80.
  82. А.К. Взаимодействие гражданского общества и государства (теоретико-методологические аспекты анализа) // Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М, 1997. С. 23 40.
  83. У ледов А. К. Общественное мнение как предмет социологического исследования //Вопросы философии. 1959. Т.З. С. 36−48.
  84. У ледов А. К. Общественное мнение советского общества. М., 1963.
  85. А.К. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990. 348 с.
  86. .А. Семиотика искусства. М., 1995. 456 с.
  87. Д. Создание свободных и независимых СМИ // США: экономика, политика. Идеология. 1994. № 2. С. 20 26.
  88. Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. 128 с.
  89. И.А. Общественное сознание и массовые коммуникации в буржуазном обществе. М., 1989. 246 с.
  90. ФукоМ. Это не трубка: Пер. с фр. М., 1999. 214 с.
  91. Ф. Закон, законодательство и свобода: В 3-х тт. Киев, 1999.
  92. И. Культура постмодернизма // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. С. 15−15.
  93. Художественный рынок. Информационный сборник ГБЛ. М., 1989. Вып. 3. 56 с.
  94. .Н. Собственность и государство. М., 1882. 364с.
  95. Чучин-Русов А. Е. Новый культурный ландшафт- постмодернизм или неоархаика // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 8−15.
  96. А.В. Информационное законодательство в России: формирование и применение // Массовые информационные процессы в современной России: очерки. М., 2002. С. 102 124.
  97. А.В. Особенности взаимодействия государства и прессы в России // Средства массовой информации: состояние и тенденции развития. М, 2001. С. 20 28.
  98. А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь, 1999. 364 с.
  99. А.В. Система средств массовой информации: тенденции развития // Информационная политика. М., 2003. С. 18 -25.
  100. СМИ как организационная система для формирования гражданского общества // Сборник материалов международного конгресса «300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа». М., 2002. С. 23 30.
  101. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 234 с.
  102. М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002. 128 с.
  103. М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995. 86 с.
  104. О. Закат Европы. М., 1993. 764 с.
  105. Й. Теория экономического развития. М., 1982.435 с.
  106. У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959. 238 с.
  107. И.И. Информациология. М., 1993. 346 с.
  108. Brockhaus R.H. The Psychology of the Entrepreneur // Kent C.A., Vesper K.H. Encyclopedia of Entrepreneurship. Englewood Cliff, New Jersey, 1982. 346 p.
  109. Drucher P. The practice of management // Harper and Brothers. N.-Y.- 1954. 200 p.
  110. James W.H., Rotter J.B. Partial and 100% reinforcement under chance and skill conditions // J. Exp. Psychol. 1958. N 55. P. 397— 403.
  111. McClelland D.C. The Achieving Society. Princeton, 1961.112 p.
  112. Rotter J. Jeneralized expectaticies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs. N-Y, 1966. 112 p.
  113. I. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
  114. Алтайский край. Энциклопедия. Барнаул, 1997.
  115. Арт-азбука. Словарь современного искусства // http: www.azbuka.gif.ru
  116. Большой экономический словарь. М., 1997.
  117. Большой энциклопедический словарь. СПб., 1995.
  118. X. Антиквариат: Самая полная история антиквариата. М., 2003.
  119. Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
  120. Предприниматели Алтая. 1861 1917 гг.: Энциклопедия. Барнаул, 1996.
  121. Художники Алтая. XX век. Барнаул, 2001.
  122. The new Encyclopaedia Britanica. Chicago, 1993.
Заполнить форму текущей работой