Подготовка будущего учителя к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях
![Диссертация: Подготовка будущего учителя к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях](https://niscu.ru/work/3347551/cover.png)
Дидактическая подготовка студентов педвузов детерминирована изменяющимися социально-экономическими и культурными реалиями российского общества, задающими ориентиры построения модели специалиста как субъекта деятельности, и образовательной средой вуза. В процессе ее происходит формирование мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности, составляющего… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. «Методология исследования высшего педагогического образования»
- 1. 1. Гуманистическая парадигма педагогического образования как основа формирования стратегии подготовки учителя
- 1. 2. Основные противоречия традиционного образовательного процесса в вузе и проблемы личностно ориентированной подготовки будущих учителей
- 1. 3. Идеи теорий личности как основа для проектирования модели подготовки будущих учителей
- Выводы по I главе
- Глава II. «Концептуальные основы подготовки студентов различных этнических групп педвузов»
- 2. 1. Структурно-иерархическая модель личности и модель деятельности учителя
- 2. 2. Содержание образования будущих учителей
- 2. 3. Личностно ориентированная технология подготовки будущих учителей
- 2. 4. Внедрение модели дидактической подготовки студентов педвуза в практику образовательных учреждений
- Выводы по II главе
Подготовка будущего учителя к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Сложившиеся к настоящему времени теоретические представления о системе педагогического образования, сохраняющие традиционную приверженность к «знаниевой» парадигме, объектно-ориентированной профессиональной деятельности учителя, оказались не способными создать основания для новой практики подготовки учителя, ориентированной на реализацию субъектного, индивидуально-творческого, личностно ориентированного подхода в образовании.
В поисках средств преодоления технократической ограниченности профессионально-педагогического образования сегодня актуализируется перевод его в качественно новое состояние, ориентированное на такой тип педагогической деятельности, который характеризуется превращением духовного мира учителя в ведущий компонент содержания образования, органическим взаимодействием учителя с социумом и реальной ситуацией жизнедеятельности воспитанников.
Опираясь на теоретический анализ литературы (созданы фундаментальные монографические труды, посвященные методологии высшего образования — Е. В. Бондаревская, Г. А. Бордовский, Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова, А. И. Мищенко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. И. Уман, Е.Н. Шиянов), можно сделать вывод, что интегральной целью современного педагогического образования является личность учителя как субъекта профессиональной деятельности. Ее характеризуют:
— способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их преобразовывать, созидать новые;
— способность к рефлексии;
— обладание важнейшими индивидуальными процессуальными характеристиками (разносторонность знаний и умений, самостоятельность, творческий потенциал) и уникальностью, которая является основой для межсубъектных отношений, стимулирует стремление к сотрудничеству и общению.
Процесс воспроизводства педагогических кадров в значительной мере блокируется тем, что он не обеспечивает субъектного развития и саморазвития учителя. Возникает необходимость эффективного использования в школе молодыми учителями полученных в вузе научных знаний, умений и выявления практической значимости, функциональности знаний психолого-педагогического цикла, независимо от профиля профессиональной деятельности.
Это обстоятельство позволяет констатировать наличие следующих противоречий:
— между традиционными подходами профессиональной подготовки учителей и требованиями, предъявляемыми динамично меняющимся обществом к педагогаммежду потребностями профессиональной среды в квалифицированных, творческих педагогах с высокими нравственными качествами и отсутствием методического обеспечения в реальной практике высшего педагогического образования.
С учетом указанных противоречий определена и сформулирована тема исследования: «Подготовка будущего учителя к реализации лично-стно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях».
Цель исследования: разработка модели подготовки будущих учителей начальных классов, учителей родного языка и литературы, географии к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента содержания образования в общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкесской республики.
Объект исследования: система высшего педагогического образования.
Предмет исследования: процесс подготовки студента педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе личностно ориентированного подхода, с использованием этнокультурного компонента содержания образования.
Гипотеза исследования: подготовка студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности будет успешной при реализации следующих условий:
— сформированность мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности;
— формирование профессионализма у студентов в процессе их образования на основе модели личности;
— разработка содержательно-процессуальной модели подготовки студентов к личностно ориентированному подходу к обучению в общеобразовательном учреждении, основу построения которой составят принципы интеграции, доминантности, развития, приоритета практики, вариативности;
— разработка учебных программ предметов вузовского компонента на базе культурологического, личностно ориентированного подхода.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
— проанализировать теоретические предпосылки разработки проблемы;
— разработать универсальную модель личности учителя на основе критериев образованности;
— спроектировать и внедрить в образовательный процесс модель подготовки студентов к реализации личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении;
— разработать и апробировать содержание методического обеспечения подготовки студентов педвузов к реализации личностно ориентированного подхода в обучении с использованием этнокультурного компонента содержания образования в общеобразовательном учреждении;
Методологической основой исследования явились философские, психологические, педагогические положения о взаимоотношении общего, особенного и единичного в образовательном процессе, о значении общечеловеческих и этнических ценностей в воспитании и образовании личности, положения современной концепции модернизации образовательного процесса. Существенное значение для нас имели труды Е.В. Бондарев-ской, Б. С. Гершунского, М. Н. Кузьмина, Е. В. Кукановой, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, А. Маслоу, К. Роджерса, А. В. Петровского, В. А. Петровского, Б. М. Теплова, B.C. Мерлина, А. И. Умана.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов:
— теоретические: методы анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный), которые использовались при изучении отечественной и зарубежной литературы и позволил выявить тенденции развития системы профессионально-педагогической подготовки и разработать концепцию исследования;
— экспериментальные: метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа), эмпирические методы, включающие констатирующий и формирующий эксперименты. В исследовании также были использованы методы статистической обработки данных.
Экспериментальной базой исследования явились филологический факультет, факультет педагогики и методики начального обучения, на естественно-географический факультет Карачаево-Черкесского государственного университета (КЧГУ). Исследование начиналось на 1−2 курсах и продолжалось в течение всего срока обучения студентов (5 лет). В эксперименте приняли участие студенты разных национальностей (карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы), дифференцированные по родным языкам и культуре, а также профессорско-преподавательский состав КЧГУ. Всего в эксперименте приняли участие 465 человек.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (1995;1996) — разработка теоретических и методологических основ исследования, анализ философских, психологических, педагогических концепций, выявление противоречий в теории и практике профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.
II этап (1997;2000) — выявление сущностных признаков и определение компонентов гуманистической парадигмы высшего педагогического образования в процесс констатирующего и формирующего экспериментов, построение содержательно-процессуальной модели подготовки студентов педвузов к реализации личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении.
III этап (2000;2003) — проведение контрольного эксперимента, внедрение результатов исследования в практику, систематизация и оформление результатов исследования, литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: — расширена и уточнена трактовка гуманистической парадигмы высшего педагогического образования;
— обосновано использование этнокультурного компонента в содержании высшего профессионально-педагогического образования будущего учителя;
— уточнено содержание профессионально-педагогической деятельности педагога с использованием этнокультурного компонента;
— сформулированы концептуальные подходы к разработке универсальной модели личности учителя;
— разработано методическое обеспечение дидактической подготовки студентов педвузов к реализации личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении, основанное на стратегических подходах (культурологическом, личностно ориентированном и творческом).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— разработана и внедрена в практику модель подготовки студентов и реализация личностно ориентированного подхода к обучению с использованием этнокультурного компонента;
— разработано учебно-методическое пособие «Язык в системе национальных ценностей и интересов» и программы «Психолого-педагогическая антропология» «Теория и методика воспитания», «Теория и методика обучения» могут быть использованы в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей;
— разработаны курсы вузовских компонентов «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика межэтнических отношений», «Этническая социализация подростков» .
Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, а также практические рекомендации найдут свое применение в совершенствовании профессиональной подготовки студентов различных этнических групп в регионах России.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным анализом материалов по теории педагогики и психологии высшей школы, аргументированностью выводов и оценок, адекватностью подходов, приемов и методов поставленным задачам, изучением репрезентативной выборки испытуемых (465 чел.), личным участием диссертанта в проведении экспериментальной работы, длительностью исследования (5 лет), применением статистических методов. Под руководством автора выполнен ряд дипломных работ по уточнению и углублению полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель подготовки студентов педвузов различных этнических групп к реализации личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении должна включать следующие компоненты: содержательный, технологический, личностный.
2. Содержание образования будущих учителей должно быть нацелено на получение результатов при использовании личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении.
3. Технология подготовки студентов различных этнических групп педвузов должна быть рассчитана на практическую реализацию личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении.
4. Методическое обеспечение подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности вводить студентов в контекст общечеловеческой межэтнической культуры.
Апробация работы.
Основные идеи диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КЧГУ. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на международной конференции «Динамика педагогического образования: от института — к университету» (Тула, 1998) — на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Методология и технология воспитания и проблемы подготовки учителя» (Москва, 2001) — на Второй межвузовской конференции «Региональное кавказоведение и тюркология» (Карачаевск, 2001).
Внедрение в практику результатов исследования осуществлено в разработке учебных планов и программ в КЧГУ, в создании учебно-методического пособия «Язык в системе национальных ценностей и интересов», программ «Психолого-педагогическая антропология», «Теория и методика воспитания», «Теория и методика обучения», в разработке программ практики будущих учителей и итогового междисциплинарного экзамена.
При разработке регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта по педагогике педвуза были учтены результаты полученные при проведении исследования. По теме диссертации опубликовано 8 работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Выводы по П главе.
Дидактическая подготовка студентов педвузов детерминирована изменяющимися социально-экономическими и культурными реалиями российского общества, задающими ориентиры построения модели специалиста как субъекта деятельности, и образовательной средой вуза. В процессе ее происходит формирование мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности, составляющего содержание гуманистической направленности его личностиразвитие личности будущего учителя в образовательном процессе на основе модели личности, ориентирующей образовательный процесс на преобразование познавательной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферы личности в соответствии с идеалом образованности.
Внедрение содержательно-процессуальной модели дидактической подготовки студентов к реализации личностно ориентированного обучения в средней школе предусматривает, во-первых, углубление содержания педагогического образования с учетом изменяющихся социальных, культурных и экономических реалий российского общества и, во-вторых, реализацию личностно ориентированных педагогических технологий, направленных па развитие субъектности будущих учителей.
В основу построения модели дидактической подготовки будущего учителя заложены принципы интеграции, доминантности, развития, приоритета практики, вариативности, и включает следующие структурные компоненты — структурный, содержательный, технологический, личностный;
Комплексное методическое обеспечение образовательного процесса предполагает формирование социокультурного пространства вуза и разработку учебных программ дисциплин федерального, национально-регионального и вузовского компонентов на базе культурологического, личностно ориентированного и творческого подходов.
Заключение
.
Проблема комплексного всестороннего развития личности является одной из основных задач педагогической науки. Необходимость нравственного воспитания детей, развития определенного уровня национального самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания, формирование высокой культуры поведения оказывает влияние на формы, методы и содержание подготовки педагогических кадров. В связи с этим центральной проблемой в общей структуре формирования студента педагогического университета как творческой личности ставится проблема готовности к осуществлению личностно ориентированного подхода с учетом этнокультурного содержания в общеобразовательных учреждениях. Осуществлённое нами исследование даёт основание сделать следующие выводы относительно подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности. Использование универсальной модели личности учителя в процессе формирования профессиональных навыков студентовиспользование принципов интеграции, доминантности, развития, приоритета практики, вариативности в разработке содержательнопроцессуальной модели подготовки студентов личностно ориентированного подходаразработка учебных программ для студентов на основе этнокультурного подхода с учётом целей личностно ориентированного обучения успешно реализовали подготовку студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Исследование показало, что реализация этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях возможно через совершенствование форм, методов и содержания подготовки будущих учителей студентов педагогических вузов. С этой целью мы разработали модель личности учителя, выделив определяющие принципы в разработке процессуальной модели и предложили учебные программы для студентов на основе этнокультурного компонента с учетом целей личностно ориентированного подхода. Апробация собственно составленных программ и пособий в течение 5 лет в работе с будущими учителями подтвердила обоснованность и эффективность реализации выдвинутой гипотезы.
В данном диссертационном исследовании решаются актуальные для современной науки и практики вопросы подготовки будущего учителя к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М, 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991. -299с.
- Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. -Красноярск, 1998.
- АкинфиеваН.В. Квалиметрический инструментарии педагогических исследований //Педагогика, 1998, № 4. С.30−35
- Алдошина М.И., Куканова Е. В. Введение в педагогическую профессию. -М., 2000
- Александров Г. Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ, 1997
- Алексашина И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб. 1997.
- Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и • *
- Алексюк A.M., Аюрзанайн А. А., Пидкасистый П. И., Козаков В. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев, 1993. — 333 с.
- Ю.Аллах Ж. Вклад в будущее: Приоритеты образования. М., 1993.
- Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. -М., 1996.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания (Под ред. А.А. Бодалева). М.- Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-384с.
- З.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.- Казань, 1996.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2. Казань, 1998.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М, 1991.
- Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем, -М., 1978. 400 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
- Баранов Г. В. Проблемы научного метода (Под ред. В.Н. Борисова). -Саратов, 1990.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986,
- Берулава М.Н. Гуманизация образования //Гуманизация образования, ¦1994,-№ 7. С.З.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бииск, 1995.
- Берулава М.Н. Общедидактический подход к гуманизации образования //Педагогика, 1994. -№ 5, С.21−25.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995. -336 с.
- Бшинас Б.П. Введение в философию воспитания. М., 1996.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Психологический журнал, 1995. -т. 16 № 5.- С.49−58
- Болотов В. А. Исаев Е.И. Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогическою образования //Педагогика, 1997. -№ 4. С. бб-72.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика, 1997. № 4, с. 11 -17.31 .Бондаревская Е. В., Белоусова Т. В. Введение в педагогическую культуру. Ростов-на-Дону, 1995
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000
- Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход //Вопросы психологии, 1992. — № 3−4. — С.24−33
- Братусь Б.С. Аномалии личности, -М, 1988. 301 с.
- Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке
- Психологический журнал. 1991. -Т. 12, № 6. -С.3−11.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической пауке //Психологический журнал. 1991, -Т. 12, №'6. -С.3−11.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение, М: МО-ДЭК, 1996.-392 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по математической диагностике. Киев, 1989
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. -Ниж. Новгород. 1991.
- Ваэипа К.Я. Саморазвитие человека. Челябинск, 1997.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. -М., 1990.
- Вербицкий Л.А. Новая образовательная парадигма и контестное обучение. М., 1999.
- Веряев А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе. Барнаул, 2000
- Взаимодействие школ и вузов в реализации личностно ориентированных технологий обучения. Иванове, 1996.
- Воробьев В.П. Воспитательное воздействие на личность: многоуровневая модель. Пенза, 1998
- Воробьева С.В. Подготовка учителя к работе в логике образовательной программы. СПб., 1999
- Воробьева С.В. Теория и практика современного образования. -СПб., 1999
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.
- Галагузова Ю.Н. Выбро специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Екатеринбург, 1997.-132с.
- Галагуэова Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов. М., 2001. — 250 с.
- Гаман 0, С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепции). М.: ИнтерДиалект, 1997. — 697 с.
- Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень, 1998.
- Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977
- Граудина JI.K. Культура русской речи и эффективность общения.-М" 1996
- Грехнев JI.M. Культура педагогического общения. М., 1990 58.1'уэсев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996.- 112с.
- Гуманистические проблемы психологической теории, М: Наука, 1995.-214 с.
- Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США (Под ред. М. В. Кларина, И.Н. Семенова). -М., 1994.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 134 с.
- Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. -Волгоград: Перемена, 1996.-184 с.
- Демократизация образования и подготовка специалистов для школы (Под ред. О. Абдуллиной). -М.: МПГУ, 1997.
- Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1994.- 140 с.
- Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999.
- Ильин Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. -М.: Исследовательский Центр, 1992.
- Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М.: Исследовательский Центр, 1993.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.-Белгород, 1992
- Каган М.С. Философия культуры СПб.:Пстрополис, 1996.-416 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990
- Квеско Р.Б. Методологические основы образования. Томск, 1997.
- Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 224 с.
- Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации сознания //Педагогика. 1998, № 1,с.34−40.
- Клехо Ю.Я. Образовательный императив. -М., 1998.
- Котова И, Б, Психология личности, а России: столетие развития. -Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1994, — 294 с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996
- Круглов Ю.Г. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. М., 1992
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.,
- Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности, -СПб, 1993.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -М.: МОДЭК, 1998. 288 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура,-перспективы. -М., 1991.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. -М., 1974
- Леонтьев А.И. Избранные психологические произведения: В 2 т.-М., Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.-448с,
- Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тезисы меж-дунар. конф. T. I, М.: Филология", 1995.
- Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя. М., Курск, 2000. — 202 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды (Сост. Ю.Н. Кулюткин). СПБ, 1996. — 175 с.
- Лобанова Н.Н. Профессиональная компетентность педагога. Самара, СПБ., 1997.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-448с,
- Люрья Н.А. Образование как социальный институт: Тенденции и перспективы развития. Красноярск: КГУ, 1989. — 182 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996, — 308 с.
- Математические методы психолого-педагогических исследований. -СПб., 1994
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
- Методологические основы педагогического исследования. Уфа, 2000
- Методология и технология воспитания и проблемы подготовки учителя: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2002. 284 с.
- Методология педагогики: Сб.статей. 4.1, вып.4, 4.2, вып.5 М., 199 798
- Методы и методики социально-педагогического исследования. -СПб., 1999
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999
- Митина J1.M. Проблемы профессиональной социализации личности. -Кемерово, 1996.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.-200 с.
- Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.-216с.
- Михаилов Ф.Т. Образование как философская проблема //Вопросы философии. 1995, № 1, с.9−15.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека //Психологическая наука в СССР. -М&bdquo- I960. ч.2, с. 110−125.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Сов. педагогика.- 1990.-№ 9.-С.41 -47
- Никандров Н.Д. Россия ценности общества на рубеже XXI века. -М.:
- Образование в поисках человеческих смыслов (Под ред. Бондарсвской Б.В.). Ростов-на-Дону, 1995.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия образования для XXI века. М.: ЛОГОС, 1992.
- Педагогика: Учебное пособие для вузов./Под ред. П. И. Пидкасистого. -М:РПА, 1998.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону-, Феникс, 1996. -512с.
- Петровский В.А., Калинснко В. К., Котова И. Б. Личностно развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1996, — 88 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе. Барнаул. 1988.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М.: РПА, 1998.-184 с.
- Пидкасистый П.И.и др. Проблемно-модельное обучение, Алма-Ата, 1980.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
- Подготовка специалиста в области образования. Вып.9. СПб, 2000.2−4 с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. 208с.124. практики. Тюмень: Изд-во ТГУ. 1997. — 216 с.
- Профессиональная культура учителя (Под.ред. В.А.Сластенина). -М., 1993
- Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования. Томск: ТГ11У, 1997.-15 8 с.
- Решетников П.Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей. Белгород, 1998.
- Ричардсон Г. Образование для свободы. М., 1997.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, 1994. -240 с.
- Россия на пороге XXI века (Современные проблемы национальногосударственного строительства РФ) /Под общей ред. В. Н. Кожемякина. -М, 1996.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М., 1973.-424 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М., 1998.-256 с.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов: Монография. -СПб, Волгоград, 1997.-166 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании- концепция и технология.-Волгоград: «Перемена», 1994.-150 с.
- Сидоренко Б.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. -192 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. -М., 1995.-226 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.-224с.
- Слободчиков В.И. Исаев В.И, Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (Под ред. П.И.Пидкасистого). М., 1997. — 174 с.
- Станкин М. И Профессиональные способности педагоги. Акмсо-логия воспитания и обучения: Учебное пособие. -М.: Флинта, 1998. -368 с.
- Старов М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. М., Тамбов, 1996. 204 с.
- Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход. М., 0рел, 1993. 128 с.
- Уман А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя. Орел, 1996. -124 с.
- Учитель в эпоху перемен. СПб., 1999
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве и времени Детства. М., 1998
- Философские проблемы образования. М., 1996
- Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования. М.-Курск, 1997
- Черпилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М.: Экспедитор. 1996, 288 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М., 1996.
- Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.
- Шевандрин И.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1998.-512 с.
- Шевандрин Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании //Педагогика, 1992. — № 9−10.
- Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). -М.: Магистр, 1997.-48 с.
- Шиянов Б.11. Гуманизация педагогического образования. М-Ставрополь, 1991.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте
- Щебетенко А.И. Функционально-генетическая характеристика межу-ровневых структур интегральной индивидуальности. Пермь, 2001. 396с.
- Щебетенко Л.И. Человек как интегральная индивидуальность. -Пятигорск, 1996. 203 с.
- Экология человека: Новые технологии в науке и образовании. Т.З. -Новосибирск, 1998. 400 с.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь., 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Разработка, технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии" 1995. — № 2. — С. 32−42.
- Collarbone Р.&bdquo- Farrar М. Induction revisited a life-time ш ue profession? 11 British journal of in-service education. 1993. — Vol.19. Ш — P.23−2§
- Dadds M. Continuing professional development: nurturing the expert within // British journal of in-service education. 1997. — Vol.23, Ж. -P.31−38
- Ellig A., Cogan J., Howey K, Introduction to the Foundations of Education. -New Jersey, 1991.-P.91−117
- Ellis A.E. Reason and emotion ш psychotherapy Revised and updated. New York, 1994.
- Harland J., Kinder K. Teacher’s continuing professional development: framing a model of outcomes //British journal of in-service education, -1997.-Vo 1.23,№ 1 .-P.71 -84.1. С.П.АНЗОРОВА
- ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Программа Учебно-тематический план1. Карачаевск-2002
- ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1. Пояснительная записка
- В программе условно выделяются три части (блока):
- Психолого-педагогическая деятельность (генезис, перспективы развития) —
- Личность, профессиональная компетентность-
- Профессиональное становление педагога.
- Соответственно блокам разработаны учебно-тематический план, содержание курса, тематика зачетных работ.
- По итогам изучения учебного предмета проводятся тестирование, конкурс защиты профессии и выставляется зачет.1. Учебно-тематический план1. Тема Лек- Практ Сам. рабции
- Характеристика психолого-педагогической профессии
- Профессиональная педагогическая деятельность и личность педагога
- Общая и профессиональная культура педагога
- Профессиональная компетентность педагога. Структура качеств личности.
- Профессионально-личностное развитие и становление педагога.1. Всего1. Итого1. Содержание тем
- Тема 1. Характеристика педагогической профессии
- Педагогическая профессия: проблемы, перспективы. Особенности педагогической профессии.
- Тема 2. Профессиональная педагогическая деятельность и личность педагога
- Педагогическая деятельность как решение профессиональных задач, встающих перед учителем. Ситуации педагогической деятельности: жизненные и профессиональные. Поведение педагога в профессиональных ситуациях.
- Личность педагога и предъявляемые к ней требования. Взаимосвязь профессионально-педагогических черт личности с общечеловеческими ценностными характеристиками.
- Профессионально-педагогическая направленность личности педагога. Педагогические способности. Профессионально важные качества педагога. Личностные особенности учителя и его устойчивость к стрессу.
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога
- Общая культура условие профессионализма педагога. Речевая культура как компонент педагогического профессионализма.
- Тема 4. Профессиональная компетентность педагога
- Понятие профессиональной компетентности. Структура профессиональной компетентности учителя. Содержание теоретической готовности учителя. Содержание практической готовности учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
- Тема 5. Профессионально-личностное развитие и становление педагога
- Профессионализм и саморазвитие личности педагога. Обучение в вузе. Карьера педагога.1. Вопросы к зачету
- Профессия педагога и педагогическая деятельность, ее гуманистический характер.
- Профессионализм личности педагога.
- Профессионализм педагогической деятельности.
- Содержание и структура профессиональной компетентности учителя.
- Педагогическое творчество основа развития педагогической компетентности.
- Концепция гностической деятельности педагога.
- Личность учителя как субъекта педагогического общения.
- Профессионально-значимые личностные качества учителя.
- Стрессоустойчивость педагога.
- Теория речевой коммуникации. Формирование языковой и речевой культуры учителя.
- Творческое саморазвитие личности.
- Учитель и новые ориентиры образования.
- Сущность психолого-педагогической деятельности.
- Спектр педагогических профессий.
- Общение как основа педагогической деятельности.
- Педагогическая культура личности.
- Профессиональное становление педагога.1. Прикладные вопросы:
- Анализ фрагмента урока с точки зрения проявления основных личностных качеств учителя.
- Анализ фрагмента урока с точки зрения педагогического общения.
- Анализ ситуации с точки зрения стрессоустойчивости учителя.
- Разработать замысел деловой игры «Переговоры».
- Разработать свою «формулу» успеха в профессиональной деятельности.
- Разработать авторскую Программу роста профессионализма.
- Составьте кодекс речевого поведения учителя, родителя, бухгалтера.
- Анализ концепции способностей в монографии В. Д. Шадрикова «Психология деятельности и способности человека». М., 1996.
- Методы диагностики социально-психологических установок личности.
- Методика диагностики развития способности смыслового восприятия учебного текста.
- Методика диагностики речемыслительной деятельности.
- Диагностика познавательных процессов.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999 Бондаревская Е. В., Белоусова Т. В. Введение в педагогическую культуру. — Ростов-на-Дону, 1995
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000 Граудина Л. К. Культура русской речи и эффективность общения. -М., 1996
- Грехнев Л.М. Культура педагогического общения. М., 1990 Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. — Нижний Новгород, 1993
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.-Белгород, 1992
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996
- Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. -М.-Воронеж, 1998
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994 Пидкасистый П. И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. — М., 1998
- Профессиональная культура учителя (Под.ред. В.А.Сластенина). -М., 1993
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Ростов-на-Дону, 1994
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (Под ред. П.И.Пидкасистого) М., 1997
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998
- Учитель в эпоху перемен. СПб., 1999
- Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования. М.-Курск, 1997