Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущего учителя к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дидактическая подготовка студентов педвузов детерминирована изменяющимися социально-экономическими и культурными реалиями российского общества, задающими ориентиры построения модели специалиста как субъекта деятельности, и образовательной средой вуза. В процессе ее происходит формирование мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности, составляющего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Методология исследования высшего педагогического образования»
    • 1. 1. Гуманистическая парадигма педагогического образования как основа формирования стратегии подготовки учителя
    • 1. 2. Основные противоречия традиционного образовательного процесса в вузе и проблемы личностно ориентированной подготовки будущих учителей
    • 1. 3. Идеи теорий личности как основа для проектирования модели подготовки будущих учителей
  • Выводы по I главе
  • Глава II. «Концептуальные основы подготовки студентов различных этнических групп педвузов»
    • 2. 1. Структурно-иерархическая модель личности и модель деятельности учителя
    • 2. 2. Содержание образования будущих учителей
    • 2. 3. Личностно ориентированная технология подготовки будущих учителей
    • 2. 4. Внедрение модели дидактической подготовки студентов педвуза в практику образовательных учреждений
  • Выводы по II главе

Подготовка будущего учителя к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сложившиеся к настоящему времени теоретические представления о системе педагогического образования, сохраняющие традиционную приверженность к «знаниевой» парадигме, объектно-ориентированной профессиональной деятельности учителя, оказались не способными создать основания для новой практики подготовки учителя, ориентированной на реализацию субъектного, индивидуально-творческого, личностно ориентированного подхода в образовании.

В поисках средств преодоления технократической ограниченности профессионально-педагогического образования сегодня актуализируется перевод его в качественно новое состояние, ориентированное на такой тип педагогической деятельности, который характеризуется превращением духовного мира учителя в ведущий компонент содержания образования, органическим взаимодействием учителя с социумом и реальной ситуацией жизнедеятельности воспитанников.

Опираясь на теоретический анализ литературы (созданы фундаментальные монографические труды, посвященные методологии высшего образования — Е. В. Бондаревская, Г. А. Бордовский, Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова, А. И. Мищенко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. И. Уман, Е.Н. Шиянов), можно сделать вывод, что интегральной целью современного педагогического образования является личность учителя как субъекта профессиональной деятельности. Ее характеризуют:

— способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их преобразовывать, созидать новые;

— способность к рефлексии;

— обладание важнейшими индивидуальными процессуальными характеристиками (разносторонность знаний и умений, самостоятельность, творческий потенциал) и уникальностью, которая является основой для межсубъектных отношений, стимулирует стремление к сотрудничеству и общению.

Процесс воспроизводства педагогических кадров в значительной мере блокируется тем, что он не обеспечивает субъектного развития и саморазвития учителя. Возникает необходимость эффективного использования в школе молодыми учителями полученных в вузе научных знаний, умений и выявления практической значимости, функциональности знаний психолого-педагогического цикла, независимо от профиля профессиональной деятельности.

Это обстоятельство позволяет констатировать наличие следующих противоречий:

— между традиционными подходами профессиональной подготовки учителей и требованиями, предъявляемыми динамично меняющимся обществом к педагогаммежду потребностями профессиональной среды в квалифицированных, творческих педагогах с высокими нравственными качествами и отсутствием методического обеспечения в реальной практике высшего педагогического образования.

С учетом указанных противоречий определена и сформулирована тема исследования: «Подготовка будущего учителя к реализации лично-стно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях».

Цель исследования: разработка модели подготовки будущих учителей начальных классов, учителей родного языка и литературы, географии к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента содержания образования в общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкесской республики.

Объект исследования: система высшего педагогического образования.

Предмет исследования: процесс подготовки студента педагогического вуза к профессиональной деятельности на основе личностно ориентированного подхода, с использованием этнокультурного компонента содержания образования.

Гипотеза исследования: подготовка студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности будет успешной при реализации следующих условий:

— сформированность мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности;

— формирование профессионализма у студентов в процессе их образования на основе модели личности;

— разработка содержательно-процессуальной модели подготовки студентов к личностно ориентированному подходу к обучению в общеобразовательном учреждении, основу построения которой составят принципы интеграции, доминантности, развития, приоритета практики, вариативности;

— разработка учебных программ предметов вузовского компонента на базе культурологического, личностно ориентированного подхода.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

— проанализировать теоретические предпосылки разработки проблемы;

— разработать универсальную модель личности учителя на основе критериев образованности;

— спроектировать и внедрить в образовательный процесс модель подготовки студентов к реализации личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении;

— разработать и апробировать содержание методического обеспечения подготовки студентов педвузов к реализации личностно ориентированного подхода в обучении с использованием этнокультурного компонента содержания образования в общеобразовательном учреждении;

Методологической основой исследования явились философские, психологические, педагогические положения о взаимоотношении общего, особенного и единичного в образовательном процессе, о значении общечеловеческих и этнических ценностей в воспитании и образовании личности, положения современной концепции модернизации образовательного процесса. Существенное значение для нас имели труды Е.В. Бондарев-ской, Б. С. Гершунского, М. Н. Кузьмина, Е. В. Кукановой, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, А. Маслоу, К. Роджерса, А. В. Петровского, В. А. Петровского, Б. М. Теплова, B.C. Мерлина, А. И. Умана.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов:

— теоретические: методы анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный), которые использовались при изучении отечественной и зарубежной литературы и позволил выявить тенденции развития системы профессионально-педагогической подготовки и разработать концепцию исследования;

— экспериментальные: метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа), эмпирические методы, включающие констатирующий и формирующий эксперименты. В исследовании также были использованы методы статистической обработки данных.

Экспериментальной базой исследования явились филологический факультет, факультет педагогики и методики начального обучения, на естественно-географический факультет Карачаево-Черкесского государственного университета (КЧГУ). Исследование начиналось на 1−2 курсах и продолжалось в течение всего срока обучения студентов (5 лет). В эксперименте приняли участие студенты разных национальностей (карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы), дифференцированные по родным языкам и культуре, а также профессорско-преподавательский состав КЧГУ. Всего в эксперименте приняли участие 465 человек.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап (1995;1996) — разработка теоретических и методологических основ исследования, анализ философских, психологических, педагогических концепций, выявление противоречий в теории и практике профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

II этап (1997;2000) — выявление сущностных признаков и определение компонентов гуманистической парадигмы высшего педагогического образования в процесс констатирующего и формирующего экспериментов, построение содержательно-процессуальной модели подготовки студентов педвузов к реализации личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении.

III этап (2000;2003) — проведение контрольного эксперимента, внедрение результатов исследования в практику, систематизация и оформление результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: — расширена и уточнена трактовка гуманистической парадигмы высшего педагогического образования;

— обосновано использование этнокультурного компонента в содержании высшего профессионально-педагогического образования будущего учителя;

— уточнено содержание профессионально-педагогической деятельности педагога с использованием этнокультурного компонента;

— сформулированы концептуальные подходы к разработке универсальной модели личности учителя;

— разработано методическое обеспечение дидактической подготовки студентов педвузов к реализации личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении, основанное на стратегических подходах (культурологическом, личностно ориентированном и творческом).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана и внедрена в практику модель подготовки студентов и реализация личностно ориентированного подхода к обучению с использованием этнокультурного компонента;

— разработано учебно-методическое пособие «Язык в системе национальных ценностей и интересов» и программы «Психолого-педагогическая антропология» «Теория и методика воспитания», «Теория и методика обучения» могут быть использованы в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей;

— разработаны курсы вузовских компонентов «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика межэтнических отношений», «Этническая социализация подростков» .

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, а также практические рекомендации найдут свое применение в совершенствовании профессиональной подготовки студентов различных этнических групп в регионах России.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным анализом материалов по теории педагогики и психологии высшей школы, аргументированностью выводов и оценок, адекватностью подходов, приемов и методов поставленным задачам, изучением репрезентативной выборки испытуемых (465 чел.), личным участием диссертанта в проведении экспериментальной работы, длительностью исследования (5 лет), применением статистических методов. Под руководством автора выполнен ряд дипломных работ по уточнению и углублению полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель подготовки студентов педвузов различных этнических групп к реализации личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении должна включать следующие компоненты: содержательный, технологический, личностный.

2. Содержание образования будущих учителей должно быть нацелено на получение результатов при использовании личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении.

3. Технология подготовки студентов различных этнических групп педвузов должна быть рассчитана на практическую реализацию личностно ориентированного подхода к обучению в общеобразовательном учреждении.

4. Методическое обеспечение подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности вводить студентов в контекст общечеловеческой межэтнической культуры.

Апробация работы.

Основные идеи диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КЧГУ. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на международной конференции «Динамика педагогического образования: от института — к университету» (Тула, 1998) — на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Методология и технология воспитания и проблемы подготовки учителя» (Москва, 2001) — на Второй межвузовской конференции «Региональное кавказоведение и тюркология» (Карачаевск, 2001).

Внедрение в практику результатов исследования осуществлено в разработке учебных планов и программ в КЧГУ, в создании учебно-методического пособия «Язык в системе национальных ценностей и интересов», программ «Психолого-педагогическая антропология», «Теория и методика воспитания», «Теория и методика обучения», в разработке программ практики будущих учителей и итогового междисциплинарного экзамена.

При разработке регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта по педагогике педвуза были учтены результаты полученные при проведении исследования. По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по П главе.

Дидактическая подготовка студентов педвузов детерминирована изменяющимися социально-экономическими и культурными реалиями российского общества, задающими ориентиры построения модели специалиста как субъекта деятельности, и образовательной средой вуза. В процессе ее происходит формирование мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности, составляющего содержание гуманистической направленности его личностиразвитие личности будущего учителя в образовательном процессе на основе модели личности, ориентирующей образовательный процесс на преобразование познавательной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферы личности в соответствии с идеалом образованности.

Внедрение содержательно-процессуальной модели дидактической подготовки студентов к реализации личностно ориентированного обучения в средней школе предусматривает, во-первых, углубление содержания педагогического образования с учетом изменяющихся социальных, культурных и экономических реалий российского общества и, во-вторых, реализацию личностно ориентированных педагогических технологий, направленных па развитие субъектности будущих учителей.

В основу построения модели дидактической подготовки будущего учителя заложены принципы интеграции, доминантности, развития, приоритета практики, вариативности, и включает следующие структурные компоненты — структурный, содержательный, технологический, личностный;

Комплексное методическое обеспечение образовательного процесса предполагает формирование социокультурного пространства вуза и разработку учебных программ дисциплин федерального, национально-регионального и вузовского компонентов на базе культурологического, личностно ориентированного и творческого подходов.

Заключение

.

Проблема комплексного всестороннего развития личности является одной из основных задач педагогической науки. Необходимость нравственного воспитания детей, развития определенного уровня национального самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания, формирование высокой культуры поведения оказывает влияние на формы, методы и содержание подготовки педагогических кадров. В связи с этим центральной проблемой в общей структуре формирования студента педагогического университета как творческой личности ставится проблема готовности к осуществлению личностно ориентированного подхода с учетом этнокультурного содержания в общеобразовательных учреждениях. Осуществлённое нами исследование даёт основание сделать следующие выводы относительно подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности. Использование универсальной модели личности учителя в процессе формирования профессиональных навыков студентовиспользование принципов интеграции, доминантности, развития, приоритета практики, вариативности в разработке содержательнопроцессуальной модели подготовки студентов личностно ориентированного подходаразработка учебных программ для студентов на основе этнокультурного подхода с учётом целей личностно ориентированного обучения успешно реализовали подготовку студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Исследование показало, что реализация этнокультурного компонента в общеобразовательных учреждениях возможно через совершенствование форм, методов и содержания подготовки будущих учителей студентов педагогических вузов. С этой целью мы разработали модель личности учителя, выделив определяющие принципы в разработке процессуальной модели и предложили учебные программы для студентов на основе этнокультурного компонента с учетом целей личностно ориентированного подхода. Апробация собственно составленных программ и пособий в течение 5 лет в работе с будущими учителями подтвердила обоснованность и эффективность реализации выдвинутой гипотезы.

В данном диссертационном исследовании решаются актуальные для современной науки и практики вопросы подготовки будущего учителя к реализации личностно ориентированного подхода с использованием этнокультурного компонента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М, 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991. -299с.
  3. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. -Красноярск, 1998.
  4. АкинфиеваН.В. Квалиметрический инструментарии педагогических исследований //Педагогика, 1998, № 4. С.30−35
  5. М.И., Куканова Е. В. Введение в педагогическую профессию. -М., 2000
  6. Г. Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ, 1997
  7. И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб. 1997.
  8. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и • *
  9. A.M., Аюрзанайн А. А., Пидкасистый П. И., Козаков В. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев, 1993. — 333 с.
  10. Ю.Аллах Ж. Вклад в будущее: Приоритеты образования. М., 1993.
  11. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. -М., 1996.
  12. .Г. Психология и проблемы человекознания (Под ред. А.А. Бодалева). М.- Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-384с.
  13. З.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.- Казань, 1996.
  14. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2. Казань, 1998.
  15. И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999
  16. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М, 1991.
  17. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем, -М., 1978. 400 с.
  18. А. Г. Психология личности. М., 1990.
  19. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
  20. Г. В. Проблемы научного метода (Под ред. В.Н. Борисова). -Саратов, 1990.
  21. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
  22. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986,
  23. М.Н. Гуманизация образования //Гуманизация образования, ¦1994,-№ 7. С.З.
  24. М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бииск, 1995.
  25. М.Н. Общедидактический подход к гуманизации образования //Педагогика, 1994. -№ 5, С.21−25.
  26. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995. -336 с.
  27. .П. Введение в философию воспитания. М., 1996.
  28. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Психологический журнал, 1995. -т. 16 № 5.- С.49−58
  29. В. А. Исаев Е.И. Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогическою образования //Педагогика, 1997. -№ 4. С. бб-72.
  30. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика, 1997. № 4, с. 11 -17.31 .Бондаревская Е. В., Белоусова Т. В. Введение в педагогическую культуру. Ростов-на-Дону, 1995
  31. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000
  32. М. Духовность и личностно-центрированный подход //Вопросы психологии, 1992. — № 3−4. — С.24−33
  33. .С. Аномалии личности, -М, 1988. 301 с.
  34. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке
  35. Психологический журнал. 1991. -Т. 12, № 6. -С.3−11.
  36. А.В. Проблема субъекта в психологической пауке //Психологический журнал. 1991, -Т. 12, №'6. -С.3−11.
  37. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение, М: МО-ДЭК, 1996.-392 с.
  38. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по математической диагностике. Киев, 1989
  39. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. -Ниж. Новгород. 1991.
  40. К.Я. Саморазвитие человека. Челябинск, 1997.
  41. П. Десять заповедей творческой личности. -М., 1990.
  42. Л.А. Новая образовательная парадигма и контестное обучение. М., 1999.
  43. А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе. Барнаул, 2000
  44. Взаимодействие школ и вузов в реализации личностно ориентированных технологий обучения. Иванове, 1996.
  45. В.П. Воспитательное воздействие на личность: многоуровневая модель. Пенза, 1998
  46. С.В. Подготовка учителя к работе в логике образовательной программы. СПб., 1999
  47. С.В. Теория и практика современного образования. -СПб., 1999
  48. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.
  49. Ю.Н. Выбро специальности в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Екатеринбург, 1997.-132с.
  50. Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов. М., 2001. — 250 с.
  51. Гаман 0, С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.
  52. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепции). М.: ИнтерДиалект, 1997. — 697 с.
  53. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень, 1998.
  54. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976
  55. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977
  56. JI.K. Культура русской речи и эффективность общения.-М" 1996
  57. JI.M. Культура педагогического общения. М., 1990 58.1'уэсев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996.- 112с.
  58. Гуманистические проблемы психологической теории, М: Наука, 1995.-214 с.
  59. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США (Под ред. М. В. Кларина, И.Н. Семенова). -М., 1994.
  60. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 134 с.
  61. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. -Волгоград: Перемена, 1996.-184 с.
  62. Демократизация образования и подготовка специалистов для школы (Под ред. О. Абдуллиной). -М.: МПГУ, 1997.
  63. В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1994.- 140 с.
  64. С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999.
  65. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. -М.: Исследовательский Центр, 1992.
  66. Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М.: Исследовательский Центр, 1993.
  67. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.-Белгород, 1992
  68. М.С. Философия культуры СПб.:Пстрополис, 1996.-416 с.
  69. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990
  70. Р.Б. Методологические основы образования. Томск, 1997.
  71. М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 224 с.
  72. М.В. Метафоры и ценностные ориентации сознания //Педагогика. 1998, № 1,с.34−40.
  73. Ю.Я. Образовательный императив. -М., 1998.
  74. Котова И, Б, Психология личности, а России: столетие развития. -Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1994, — 294 с.
  75. А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996
  76. Ю.Г. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. М., 1992
  77. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.,
  78. Н.В. Профессионализм педагогической деятельности, -СПб, 1993.
  79. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -М.: МОДЭК, 1998. 288 с.
  80. B.C. Содержание образования: сущность, структура,-перспективы. -М., 1991.
  81. А.А. Основы теории речевой деятельности. -М., 1974
  82. А.И. Избранные психологические произведения: В 2 т.-М., Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.-448с,
  83. Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тезисы меж-дунар. конф. T. I, М.: Филология", 1995.
  84. Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя. М., Курск, 2000. — 202 с.
  85. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды (Сост. Ю.Н. Кулюткин). СПБ, 1996. — 175 с.
  86. Н.Н. Профессиональная компетентность педагога. Самара, СПБ., 1997.
  87. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-448с,
  88. Н.А. Образование как социальный институт: Тенденции и перспективы развития. Красноярск: КГУ, 1989. — 182 с.
  89. А.К. Психология профессионализма. М., 1996, — 308 с.
  90. Математические методы психолого-педагогических исследований. -СПб., 1994
  91. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
  92. Методологические основы педагогического исследования. Уфа, 2000
  93. Методология и технология воспитания и проблемы подготовки учителя: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2002. 284 с.
  94. Методология педагогики: Сб.статей. 4.1, вып.4, 4.2, вып.5 М., 199 798
  95. Методы и методики социально-педагогического исследования. -СПб., 1999
  96. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999
  97. Митина J1.M. Проблемы профессиональной социализации личности. -Кемерово, 1996.
  98. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.-200 с.
  99. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.-216с.
  100. Ф.Т. Образование как философская проблема //Вопросы философии. 1995, № 1, с.9−15.
  101. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека //Психологическая наука в СССР. -М&bdquo- I960. ч.2, с. 110−125.
  102. Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Сов. педагогика.- 1990.-№ 9.-С.41 -47
  103. Н.Д. Россия ценности общества на рубеже XXI века. -М.:
  104. Образование в поисках человеческих смыслов (Под ред. Бондарсвской Б.В.). Ростов-на-Дону, 1995.
  105. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия образования для XXI века. М.: ЛОГОС, 1992.
  106. Педагогика: Учебное пособие для вузов./Под ред. П. И. Пидкасистого. -М:РПА, 1998.
  107. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998
  108. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону-, Феникс, 1996. -512с.
  109. В.А., Калинснко В. К., Котова И. Б. Личностно развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1996, — 88 с.
  110. П.И. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе. Барнаул. 1988.
  111. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М.: РПА, 1998.-184 с.
  112. Пидкасистый П.И.и др. Проблемно-модельное обучение, Алма-Ата, 1980.
  113. В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
  114. Подготовка специалиста в области образования. Вып.9. СПб, 2000.2−4 с.
  115. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. 208с.124. практики. Тюмень: Изд-во ТГУ. 1997. — 216 с.
  116. Профессиональная культура учителя (Под.ред. В.А.Сластенина). -М., 1993
  117. Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования. Томск: ТГ11У, 1997.-15 8 с.
  118. П.Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей. Белгород, 1998.
  119. Г. Образование для свободы. М., 1997.
  120. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, 1994. -240 с.
  121. Россия на пороге XXI века (Современные проблемы национальногосударственного строительства РФ) /Под общей ред. В. Н. Кожемякина. -М, 1996.
  122. C.JI. Проблемы общей психологии. -М., 1973.-424 с.
  123. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М., 1998.-256 с.
  124. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов: Монография. -СПб, Волгоград, 1997.-166 с.
  125. В.В. Личностный подход в образовании- концепция и технология.-Волгоград: «Перемена», 1994.-150 с.
  126. .В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996
  127. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. -192 с.
  128. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. -М., 1995.-226 с.
  129. В.А., Подымова Л.С Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.-224с.
  130. В.И. Исаев В.И, Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с.
  131. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (Под ред. П.И.Пидкасистого). М., 1997. — 174 с.
  132. Станкин М. И Профессиональные способности педагоги. Акмсо-логия воспитания и обучения: Учебное пособие. -М.: Флинта, 1998. -368 с.
  133. М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. М., Тамбов, 1996. 204 с.
  134. А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход. М., 0рел, 1993. 128 с.
  135. А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя. Орел, 1996. -124 с.
  136. Учитель в эпоху перемен. СПб., 1999
  137. Д.И. Социальное развитие в пространстве и времени Детства. М., 1998
  138. Философские проблемы образования. М., 1996
  139. А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования. М.-Курск, 1997
  140. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М.: Экспедитор. 1996, 288 с.
  141. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М., 1996.
  142. А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.
  143. И.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1998.-512 с.
  144. Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании //Педагогика, 1992. — № 9−10.
  145. С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). -М.: Магистр, 1997.-48 с.
  146. Шиянов Б.11. Гуманизация педагогического образования. М-Ставрополь, 1991.
  147. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте
  148. А.И. Функционально-генетическая характеристика межу-ровневых структур интегральной индивидуальности. Пермь, 2001. 396с.
  149. Л.И. Человек как интегральная индивидуальность. -Пятигорск, 1996. 203 с.
  150. Экология человека: Новые технологии в науке и образовании. Т.З. -Новосибирск, 1998. 400 с.
  151. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь., 1996. — 96 с.
  152. И.С. Разработка, технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии" 1995. — № 2. — С. 32−42.
  153. Collarbone Р.&bdquo- Farrar М. Induction revisited a life-time ш ue profession? 11 British journal of in-service education. 1993. — Vol.19. Ш — P.23−2§
  154. Dadds M. Continuing professional development: nurturing the expert within // British journal of in-service education. 1997. — Vol.23, Ж. -P.31−38
  155. Ellig A., Cogan J., Howey K, Introduction to the Foundations of Education. -New Jersey, 1991.-P.91−117
  156. Ellis A.E. Reason and emotion ш psychotherapy Revised and updated. New York, 1994.
  157. Harland J., Kinder K. Teacher’s continuing professional development: framing a model of outcomes //British journal of in-service education, -1997.-Vo 1.23,№ 1 .-P.71 -84.1. С.П.АНЗОРОВА
  158. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  159. Программа Учебно-тематический план1. Карачаевск-2002
  160. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1. Пояснительная записка
  161. В программе условно выделяются три части (блока):
  162. Психолого-педагогическая деятельность (генезис, перспективы развития) —
  163. Личность, профессиональная компетентность-
  164. Профессиональное становление педагога.
  165. Соответственно блокам разработаны учебно-тематический план, содержание курса, тематика зачетных работ.
  166. По итогам изучения учебного предмета проводятся тестирование, конкурс защиты профессии и выставляется зачет.1. Учебно-тематический план1. Тема Лек- Практ Сам. рабции
  167. Характеристика психолого-педагогической профессии
  168. Профессиональная педагогическая деятельность и личность педагога
  169. Общая и профессиональная культура педагога
  170. Профессиональная компетентность педагога. Структура качеств личности.
  171. Профессионально-личностное развитие и становление педагога.1. Всего1. Итого1. Содержание тем
  172. Тема 1. Характеристика педагогической профессии
  173. Педагогическая профессия: проблемы, перспективы. Особенности педагогической профессии.
  174. Тема 2. Профессиональная педагогическая деятельность и личность педагога
  175. Педагогическая деятельность как решение профессиональных задач, встающих перед учителем. Ситуации педагогической деятельности: жизненные и профессиональные. Поведение педагога в профессиональных ситуациях.
  176. Личность педагога и предъявляемые к ней требования. Взаимосвязь профессионально-педагогических черт личности с общечеловеческими ценностными характеристиками.
  177. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога. Педагогические способности. Профессионально важные качества педагога. Личностные особенности учителя и его устойчивость к стрессу.
  178. Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога
  179. Общая культура условие профессионализма педагога. Речевая культура как компонент педагогического профессионализма.
  180. Тема 4. Профессиональная компетентность педагога
  181. Понятие профессиональной компетентности. Структура профессиональной компетентности учителя. Содержание теоретической готовности учителя. Содержание практической готовности учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство.
  182. Тема 5. Профессионально-личностное развитие и становление педагога
  183. Профессионализм и саморазвитие личности педагога. Обучение в вузе. Карьера педагога.1. Вопросы к зачету
  184. Профессия педагога и педагогическая деятельность, ее гуманистический характер.
  185. Профессионализм личности педагога.
  186. Профессионализм педагогической деятельности.
  187. Содержание и структура профессиональной компетентности учителя.
  188. Педагогическое творчество основа развития педагогической компетентности.
  189. Концепция гностической деятельности педагога.
  190. Личность учителя как субъекта педагогического общения.
  191. Профессионально-значимые личностные качества учителя.
  192. Стрессоустойчивость педагога.
  193. Теория речевой коммуникации. Формирование языковой и речевой культуры учителя.
  194. Творческое саморазвитие личности.
  195. Учитель и новые ориентиры образования.
  196. Сущность психолого-педагогической деятельности.
  197. Спектр педагогических профессий.
  198. Общение как основа педагогической деятельности.
  199. Педагогическая культура личности.
  200. Профессиональное становление педагога.1. Прикладные вопросы:
  201. Анализ фрагмента урока с точки зрения проявления основных личностных качеств учителя.
  202. Анализ фрагмента урока с точки зрения педагогического общения.
  203. Анализ ситуации с точки зрения стрессоустойчивости учителя.
  204. Разработать замысел деловой игры «Переговоры».
  205. Разработать свою «формулу» успеха в профессиональной деятельности.
  206. Разработать авторскую Программу роста профессионализма.
  207. Составьте кодекс речевого поведения учителя, родителя, бухгалтера.
  208. Анализ концепции способностей в монографии В. Д. Шадрикова «Психология деятельности и способности человека». М., 1996.
  209. Методы диагностики социально-психологических установок личности.
  210. Методика диагностики развития способности смыслового восприятия учебного текста.
  211. Методика диагностики речемыслительной деятельности.
  212. Диагностика познавательных процессов.
  213. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
  214. И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999 Бондаревская Е. В., Белоусова Т. В. Введение в педагогическую культуру. — Ростов-на-Дону, 1995
  215. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000 Граудина Л. К. Культура русской речи и эффективность общения. -М., 1996
  216. Л.М. Культура педагогического общения. М., 1990 Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. — Нижний Новгород, 1993
  217. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.-Белгород, 1992
  218. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990
  219. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996
  220. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. -М.-Воронеж, 1998
  221. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990
  222. А.К. Психология профессионализма. М., 1996
  223. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999
  224. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994 Пидкасистый П. И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. — М., 1998
  225. Профессиональная культура учителя (Под.ред. В.А.Сластенина). -М., 1993
  226. Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Ростов-на-Дону, 1994
  227. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995
  228. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (Под ред. П.И.Пидкасистого) М., 1997
  229. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998
  230. Учитель в эпоху перемен. СПб., 1999
  231. А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования. М.-Курск, 1997
Заполнить форму текущей работой