Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность педагогической поддержки развития творческого мышления детей обеспечивается реализацией в образовательной деятельности УДО форм взаимодействия педагога, детей и их родителей, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. Доказана целесообразность проведения занятий для дошкольников и младших школьников в форме сказочных путешествий, когда развивающие задания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО--ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Дополнительное образование как пространство эффективной реализации педагогической поддержки творческого развития детей
    • 1. 2. Творческое мышление детей и методы его диагностики
    • 1. 3. Анализ современного опыта педагогической поддержки развития творческого мышления детей
  • Выводы,
  • ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Программно-методическое обеспечение развития творческого мышления детей
    • 2. 2. Взаимодействие детей, родителей и педагога в развитии дошкольников и младших школьников
    • 2. 3. Дифференциация и индивидуализация процесса развития творческого мышления детей
  • Выводы

Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы развития творческого мышления детей, объективная потребность практики в разработке личностно-ориентированных педагогических технологий и направленность дополнительного образования на творческое развитие личности обусловили тему нашего исследования: «Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования».

Цель исследования.

Определить условия эффективности педагогической поддержки развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования.

Деятельность учреждений дополнительного образования по творческому развитию детей.

Предмет исследования.

Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования.

Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования будет эффективной, если: используются возможности дополнительного образования по творческому развитию детей, позволяющие учитывать как индивидуальные особенности, так и общие возрастные закономерности развития творческого мышления детейразвивать творческое мышление как в познавательной, так и в практической деятельностисочетать коллективное и индивидуальное творчество детейсодержание и методическое обеспечение педагогической поддержки направлено на активизацию творческого мышления детей при развитии у них познавательных процессовразвитие творческого мышления начинается в период подготовки детей к школе и происходит при активном взаимодействии в образовательном процессе педагога, детей и родителей.

Мы предположили, что при реализации вышеперечисленных условий вырастет уровень развития творческого мышления, увеличится количество идей, выдвигаемых детьми при решении проблем, при этом выдвинутые идеи будут более разнообразными и оригинальными.

Задачи исследования. выявить возможности дополнительного образования для творческого развития детейразработать содержание и методы педагогической поддержки развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в познавательной и практической деятельности в учреждениях дополнительного образованияразработать формы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детейразработать научно-практические рекомендации по педагогической поддержке развития творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста в учреждениях дополнительного образования.

Методологической основой исследования являются: • концепция педагогики свободы О. С. Газманаконцепция развития системы дополнительного образования детей (Журкина А.Я., Горский В. А. и др.) — подход В. Н. Дружинина и В. С. Юркевич к возрастной периодизации развития детской креативностиположение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии психики ребёнкасистемный подход, позволяющий рассматривать педагогические явления как совокупность диалектично взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, формирующих целостность системы.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опытадиагностические методы (наблюдение, тестирование) — педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы) — анализ и обобщение экспериментальных данных.

Экспериментальная работа проводилась на базе образовательных учреждений г. Обнинска: Центра научно-технического и эстетического образования учащихся (ЦНТиЭОУ) «Эврика», средней школы № 11, школы-сада № 1 «Россиянка», частной школы «Чаша», детских садов №№ 18, 22. На констатирующем этапе в эксперименте участвовало 367 детей из указанных учреждений, на формирующем этапе — 67 детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся в ЦНТиЭОУ «Эврика».

Исследование проводилось в период с 1995 по 1999 год по следующим этапам:

Первый этап (1995 — 1996): определение общего направления исследования, анализ и оценка современного состояния проблемыизучение философской и психолого-педагогической литературыобобщение педагогического опыта.

Второй этап (1996 — 1997): определение цели и задач исследования, формулировка гипотезы, диагностика развития творческого мышления детей в образовательных учреждениях г. Обнинска, разработка программы «Игра, творчество, развитие».

Третий этап (1997 — 1999): проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента, обработка экспериментальных данных, обобщение, систематизация и анализ результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены возможности дополнительного образования, как пространства эффективной реализации педагогической поддержки развития творческого мышления детей, позволяющие применять в образовательном процессе разнообразные формы проведения занятий, вовлекать в образовательный процесс родителей, организовывать самостоятельное применение детьми приёмов творческого мышления в познавательной и практической деятельности.

2. Определены условия эффективности педагогической поддержки развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования: при организации познавательной и практической деятельности детей учитываются как индивидуальные особенности каждого ребёнка, так и общие возрастные закономерности развития творческого мышления детей (индивидуальная динамика развития творческого мышления у каждого ребёнка, наличие периодов снижения творческой активности у детей, влияние фактора среды, связь творческого мышления с познавательными процессами);

— разработаны содержание и методическое обеспечение развития творческого мышления детей (программа, методы активизации творческого мышления, система заданий с использованием развивающих игр и дидактического материала, методика диагностики творческого мышления, адаптированная к региональным и возрастным особенностям детей);

• выявлены формы взаимодействия педагога, детей и их родителей в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивающие развитие творческого мышления детей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций по использованию программно-методического обеспечения развития творческого мышления детей, по реализации различных форм взаимодействия детей, родителей и педагога, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

На защиту выносятся следующие положения:

Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования результативно обеспечивается:

• содержанием педагогической деятельности и его методическим обеспечением, включающим программу, дидактический материал и методику активизации творческого мышления детей при выполнении заданий, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речиреализацией эффективных форм взаимодействия педагога, детей и их родителей (проведение занятий в форме сказочных путешествий, когда развивающие задания включаются в сказочный или познавательный сюжетсовместная деятельность детей и родителей на занятияхсамостоятельная разработка школьниками творческих проектовучастие детей в системе интеллектуально-творческих турнироврегулярные консультации для родителей и др.), способствующих дифференциации и индивидуализации процесса развития творческого мышления детейорганизацией продуктивной практической деятельности младших школьников по разработке творческих проектов в информационной среде Logo Writer.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались и получили одобрение: в Центре профессионального самоопределения ИОСО РАО (1998;1999), на научно-практических конференциях по проблемам дополнительного образования (Дубна (1997), Москва (1998), Пущино (1998), Москва (1999)). Материалы исследования использовались при проведении практико-ориентированных семинаров для педагогов и психологов учреждений дополнительного образования, детских образовательных учреждений, школ (1996;1999), а также при разработке курсов «Методология творчества» и «Теоретические основы творческой деятельности» для студентов специальности 0317 — педагог дополнительного образования. Внедрение результатов исследования осуществлялось в образовательных учреждениях г. Обнинска: ЦНТиЭОУ «Эврика», школе-саду № 1, средней школе № 11, частной школе «Чаша».

Выводы.

Результаты проведённого экспериментального исследования дают основание утверждать, что педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного эффективна при выполнении следующих психолого-педагогических условий: при организации познавательной и практической деятельности детей учитываются как индивидуальные особенности каждого ребёнка, так и общие возрастные закономерности развития творческого мышления детей (индивидуальная динамика развития творческого мышления у каждого ребёнка, наличие периодов снижения творческой активности у детей, влияние фактора среды, связь творческого мышления с познавательными процессами) — разработаны содержание и методическое обеспечение развития творческого мышления детей (программа, методы активизации творческого мышления, система заданий с использованием развивающих игр и дидактического материала, методика диагностики творческого мышления, адаптированная к региональным и возрастным особенностям детей) — выявлены формы взаимодействия педагога, детей и их родителей в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивающие развитие творческого мышления детей.

Программно-методическое обеспечение процесса развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста включает в себя: • Программу «Игра, творчество, развитие».

Методы, активизирующие творческое мышление детей при выполнении заданий, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

— Систему заданий, развивающих творческое мышление детей, с использованием в качестве дидактического материала развивающих игр Б. П. Никитина, В. Воскобовича, М. Монтессори и других авторов. Методику диагностики развития творческого мышления детей (фигурный тест творческого мышления П. Торренса), адаптированную к региональным и возрастным особенностям детей.

В процессе экспериментальной работы апробированы следующие формы взаимодействия педагога, детей и их родителей, учитывающие возрастные особенности дошкольников и младших школьников и обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса:

Индивидуальное собеседование с ребёнком и его родителями перед началом занятий.

Проведение занятий для дошкольников в форме сказочных путешествий.

Присутствие на занятиях родителей детей.

— Совместная деятельность дошкольников и их родителей на занятиях.

Система домашних заданий, активизирующих творческое мышление всей семьи.

Присутствие на занятиях педагога общеобразовательной школы, у которого учились дети.

Проведение в течение учебного года серии интеллектуально-творческих турниров для школьников.

Групповые тематические консультации для родителей.

Индивидуальные консультации для детей и родителей по мере необходимости.

В ходе опытно-экспериментальной работы была доказана эффективность применения форм дифференциации по возрасту, продолжительности обучения, уровню интеллектуального и творческого развития, личностным особенностям, интересам и предпочтениям детей младшего школьного возраста (ЭГ1, ЭГ2, ЭГЗ). В группах детей дошкольного возраста (ЭГ5 и ЭГ6) наряду с индивидуальным подходом к каждому ребёнку успешно применялась дифференциация по способностям, интересам и предпочтениям детей.

Результаты диагностики развития творческого мышления детей свидетельствуют об эффективности реализованных нами психолого-педагогических условий поддержки развития творческого мышления дошкольников и младших школьников. Наряду с индивидуальной динамикой процесса развития творческого мышления у каждого ребёнка, нами были выявлены общие тенденции изменения показателей творческого мышления детей в экспериментальных и контрольной группах. К ним можно отнести: Уровень продуктивности (беглости) творческого мышления не зависел от продолжительности занятий по программе. Максимальные оценки по этому показателю получили 100% детей, занимавшиеся не менее одного учебного года.

• В течение каждого учебного года наблюдался рост показателей оригинальности и разработанности во всех группах детей, принимавших участие в эксперименте. При этом более высокий уровень творческого мышления по указанным показателям отмечен в группе школьников, посещавших студию «Развивающие игры»? дошкольном возрасте и принимавших участие в эксперименте в течение 2-х лет (ЭГ1 и ЭГЗ). В контрольной группе детей отмечено некоторое снижение уровня развития творческого мышления по показателю оригинальности, а рост оценок по показателю разработанности был менее выраженным, чем в экспериментальных группах.

• В группах детей ЭГ2 и ЭГ5 после летнего периода перерыва в занятиях отмечено снижение уровня развития творческого мышления по параметрам гибкости, оригинальности и разработанности. У школьников из группы ЭГ1, посещавших занятия более длительное время, такой спад зафиксирован не был.

Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей, принявших участие в эксперименте, привела к увеличению количества идей, выдвигаемых детьми при решении проблем, выдвинутые идеи стали более разнообразными и оригинальными, разработанность идей стала носить не только количественный, но и качественный характер. На уровень развития творческого мышления оказывают влияние непрерывность и продолжительность образовательного процесса. Для того чтобы креативность стала свойством личности, а не носила исключительно ситуативный характер, необходимы, с одной стороны, систематические занятия в данном направлении, которые желательно начинать в дошкольном возрасте, а с другой — создание творческой среды в семье и общеобразовательной школе через вовлечение родителей и педагогов в процесс развития творческого мышления детей. Полученные результаты подтверждают исходную гипотезу и позволяют констатировать, что разработанные научно-практические рекомендации по реализации условий педагогической поддержки развития творческого мышления открывают новые направления деятельности учреждений дополнительного образования по творческому развитию детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В решении задач реформирования образования, углубления его гуманистического содержания и индивидуализации методов большое значение имеет технология педагогической поддержки, базирующаяся на внутренней свободе, творчестве, демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослых и детей в образовательном процессе. Оказание педагогической поддержки развития творческого мышления детей, включающее наряду с развивающими занятиями активное взаимодействие с родителями и организацию практической деятельности детей, наиболее естественно в условиях учреждения дополнительного образования. Разработка психологоёмких педагогических технологий развития творческого мышления детей различных возрастов, широкое использование в образовательном процессе индивидуализации и различных форм дифференциации позволяют совершенствовать деятельность системы дополнительного образования по творческому развитию детей.

Теоретические и экспериментальные результаты проведённого исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и дают основание сделать общие выводы.

1. Выявлены возможности учреждений дополнительного образования для творческого развития детей:

Свободный выбор занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и индивидуальности каждого ребёнка.

Возможность более широкого и свободного внедрения современного передового инновационного опыта творческого развития детей, а также идей педагогов-классиков, не нашедших ещё должного применения. Отсутствие в дополнительном образовании жёстких рамок образовательных стандартов позволяет корректировать программу курса каждой группы с учётом особенностей детей, а также вовлекать в образовательный процесс родителей. Добровольность посещения занятий детьми обусловливает стремление педагога к профессиональному росту, применению личностно-ориентированных педагогических технологий, поддержанию долговременного интереса к занятиям как у детей, так и у родителей. ¦ Отсутствие принуждения и традиционной системы отметок способствует раскрепощению и активизации творческого потенциала каждого ребёнка.

2. Перечисленные возможности создают основу для реализации одного из главных направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи на современном этапе — оказания педагогической поддержки развития свободной творческой личности, одним из качеств которой является развитость творческого мышления. Творческое мышление детей рассматривается нами как проявление креативности в мышлении, выражающееся в большом количестве разнообразных идей, выдвигаемых при решении задач, а также в способности придумывать оригинальные идеи и разрабатывать их, преодолевая сложившиеся стереотипы. При разработке содержания, форм и методов развития творческого мышления детей необходимо учитывать такие закономерности развития их творческого мышления, как смену механизма творческого мышления в процессе развития детей, индивидуальную динамику развития творческого мышления у каждого ребёнка, значительное влияние среды, зависимость творческого мышления детей от развития у них восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, а также эмоционально-волевой сферы. Уровень развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно оценивать по продукту творческой деятельности, сравнительную оценку которого производить по показателям беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.

3. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования результативно обеспечивается реализацией разработанного в ходе исследования содержания с использованием методов активизации творческого мышления детей при организации их познавательной и продуктивной практической деятельности в условиях взаимодействия педагога, детей и их родителей.

Программно-методическое обеспечение развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в УДО, включает:

• Содержание образовательной деятельности в рамках программы «Игра, творчество, развитие», состоящей из модулей развития познавательных процессов, творческого мышления и эмоционально-волевой сферы детей.

Методы, активизирующие творческое мышление детей при выполнении ими заданий, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи (мозговой штурм, методы аналогий, комбинирования и т. д.).

Систему заданий, развивающих творческое мышление детей, с использованием в качестве дидактического материала развивающих игр Б. П. Никитина, В. Воскобовича, М. Монтессори и других авторов.

Методику диагностики развития творческого мышления детей (фигурный тест творческого мышления П. Торренса), адаптированную к региональным и возрастным особенностям детей.

4. Эффективность педагогической поддержки развития творческого мышления детей обеспечивается реализацией в образовательной деятельности УДО форм взаимодействия педагога, детей и их родителей, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. Доказана целесообразность проведения занятий для дошкольников и младших школьников в форме сказочных путешествий, когда развивающие задания из программы «Игра, творчество, развитие» включаются в единый сказочный или познавательный сюжет занятия. Дифференциация и индивидуализация процесса развития творческого мышления детей обеспечивается системой заданий различной степени сложности, возможностью выбора конкретного варианта задания, путём вовлечения в образовательный процесс родителей детей (совместные занятия, система творческих домашних заданий для детей и родителей, консультации для родителей), при самостоятельной разработке детьми творческих проектов в компьютерной среде Logo Writer. Разработка индивидуальных и групповых проектов позволяет школьникам использовать творческий стиль мышления на практике при осуществлении собственных замыслов через программирование графики, звуков, мультипликации, а также способствует выработке у детей навыков взаимодействия в творческом коллективе. Развитие творческого мышления младших школьников эффективно поддерживается системой интеллектуально-творческих турниров, при этом у детей формируются волевые качества, способствующие реализации творческой личности.

Педагогическая поддержка развития творческого мышления обеспечила рост оценок детей в каждой из экспериментальных групп по показателям беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления. У младших школьников, систематически посещавших занятия по развитию творческого мышления начиная с дошкольного возраста (ЭГ1), рост показателей творческого мышления отличался стабильностью. Эти результаты свидетельствуют о том, что на эффективность педагогической поддержки развития творческого мышления младших школьников в значительной степени влияют начало занятий по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте и вовлечённость в образовательный процесс родителей детей.

5. Разработаны научно-практические рекомендации по педагогической поддержке развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования при организации творческой познавательной и практической продуктивной деятельности детей.

Результаты проведённого исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. В первую очередь, это разработка единой программы педагогической поддержки развития творческого мышления детей всех возрастов (от дошкольного до старшего школьного) в учреждениях дополнительного образования, ориентация этой программы на личностное и профессиональное самоопределение школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Созидая Человека. — М., 1982. — 96с.
  2. Ш. А. В школу с шести лет//Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. -М., 1989. — с.9−58.
  3. А. Психологическое тестирование, т. 1, 2. М.: Педагогика, 1982.
  4. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореферат дисс.. докт. пед. наук. М. 1985.
  5. Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998. 64с.
  6. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. — М., Искусство, 1994. — 542 с.
  7. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества/ЛЗопросы психологии. 1976. — № 4. — с. 6980.
  8. Д.Б. Путь к творчеству. М. 1981. — 96 с.
  9. Ю.Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблематворчества. Ростов-на-Дону, 1983. — 173с.
  10. П.Богоявленская Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности: Дисс.. докт. психол. наук. М. 1988. 395с.
  11. Д.Б. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 1998. -68с.
  12. Л.И. Избранные психологические труды. -М., 1995. 212с.
  13. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997. — 320с.
  14. Дж. Исследование познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971.-389с.
  15. Г. В. Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М. 1978.-24 с.
  16. П.Бурменская Г. В. Обучение как метод исследования умственного развития ребёнка в работах Женевской психологической школы //Вопросы психологии. -1981.- № 2. с. 106−111.
  17. А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967. 196с.
  18. А.С. Этическая педагогика. СПб., 1993.
  19. А.С. Как понять ребёнка? СПб., 1998. — 752с.
  20. JI.A. Восприятие и обучение. -М. 1969.
  21. JI.A. Психологические основы диагностики умственных способностей дошкольников. -М. 1979. с.7−31.
  22. JI.A. О некоторых проблемах и путях развития умственных способностей ребёнка //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1980. -с.3−14.
  23. М. Продуктивное мышление. М., 1987. — 335 с.
  24. Н.А. Развития художественного творчества детей //Художественное творчество и ребёнок. М., 1972.
  25. М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребёнка (старший дошкольный возраст): Дисс.. канд. пед. наук. М. 1997.-206 с.
  26. Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе. //Начальная школа 1999. — № 8. — с.93−95.
  27. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995, — 240 с.
  28. И.П. Учим творчеству. //Педагогический поиск./Сост. И. Н. Баженова. -М., 1989.-с. 101−142.
  29. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М., 1995. — 144с.
  30. А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) //Психологическое обозрение. 1995. — № 1. — с.31.
  31. Выготский J1.C. Проблема развития структурной психологии. // Коффка К. Основы психического развития. М. — JL, 1934
  32. JI.C. Проблемы развития психики. Собр.соч. т.З. — М.: Педагогика, 1984. — 366 с.
  33. JI.C. Детская психология. Собр.соч. т.4. — М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  34. Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка. Собр.соч. т.6. — М.: Педагогика, 1984. — с. 5−90.
  35. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. С.-Пб. 1997.-97с.
  36. П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. 1980. — № 1. — с.31−38.
  37. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966, с.236−277.
  38. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка //Вопросы психологии. 1969. — № 1. — с. 15−26.
  39. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого . мышления //Вопросы психологии. 1982. — № 5. — с.80−84.
  40. О.Н. Развитие гибкости мыслительных действий у школьников: Дисс.. канд. психол. наук. М. 1975. 156 с.
  41. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию //Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1995. — 448с.
  42. Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления /Под ред. А. М. Матюппсина. М.: Прогресс, 1968. -с.433−456.
  43. Ю.З. Умственно одарённый ребёнок. Психология, диагностика, педагогика. Киев, 1992. — 88с.
  44. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976.
  45. В.А. Техническая самодеятельность учащихся в России в период 1900—1990 гг.. (История, теория, опыт). Ростов-на-Дону, 1995. — 230с.
  46. В.А., Журкина А. Я. и др. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО. //Дополнительное образование. 1999. — № 3−4. — с.6−14.
  47. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. — Екатеринбург, 1998. — 112с.
  48. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. — 192с.
  49. Григорович J1.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Дисс.. канд. пед. наук, М., 1996.
  50. Де Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор школы. 1994. -№ 5, 6.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  52. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребёнка. Д., 1978.
  53. Ю. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук. М. 1987. 229 с.
  54. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: — Педагогика, 1978. — 248с.
  55. М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. — 192 с.
  56. Дополнительное образование детей в Российской Федерации /Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995.
  57. Дополнительное образование: поиск, опыт, находки. Материалы 1-й научно-практической конференции. Ч. 1. Новосибирск, 1997.
  58. Дополнительное образование: поиск, опыт, находки. Материалы 1-й научно-практической конференции. Ч. 2. Новосибирск, 1997.
  59. В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  60. К. Качественное исследование продуктивного мышления /Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Прогресс, 1965. с.21−85.
  61. К. Психология продуктивного (творческого) мышления /Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Прогресс, 1965. с. 86−235.
  62. О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996. -200 с.
  63. О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте: Дисс.. докт. психол. наук., М., 1990. 398 с.
  64. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. 1980. -№ 4.
  65. О.М. и др. Педагогическая диагностика по программе «Развитие», ч. I, II. -М., 1997.
  66. Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: Дисс.. докт. пед. наук, Л., 1980.
  67. Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников //Вопросы психологии. 1987. — № 2. — с. 118−122.
  68. Е.С. Развитие гибкости мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Дисс.. канд. психол. наук. М. 1987.
  69. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) //Вопросы психологии. -1975. -№ 5.-с. 166.
  70. А.Я. Трудовое воспитание школьников во внеучебной деятельности. Дисс.. докт. пед. наук. М. 1987.
  71. А.Я., Сальцева С. В., Алгазина Т. И. Поддержка социально незащищённых подростков. М., 1997
  72. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М., 1996.
  73. А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребёнка М.: Педагогика, 1986. — 316с.
  74. А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы, методы) //Дошкольное воспитание. 1977. — № 8. — с.30−34.76.3лотин Б.Л., Зусман А. В. К творческой педагогике //Журнал ТРИЗ. 1991. -№ 2.2 — с. 9−17.
  75. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — 336с.
  76. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М., Просвещение, 1968. — 288с.
  77. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. -200с.
  78. И.П. Структура и механизм творческой деятельности (нормативный подход). М: Изд. МГУ, 1983. — 168с.
  79. О.Л. Особенности познавательной активности у дошкольников. //Новые исследования в психологии. 1986. № 1. — с.23−26.
  80. М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореферат дисс.. докт. пед. наук. М. 1991.-34с.
  81. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -М.: Просвещение, 1988. 190с.
  82. Э.С. Формирование у дошкольников умений действовать в плане представлений: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М. 1978. -25с.
  83. М.И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М. 1997. -17с.
  84. Краткий тест творческого мышления /Под ред. Е. И. Щеблановой. М.: ИНТОР, 1995.-48с.
  85. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению /Под ред. С. Н. Чистяковой и А. Я. Журкиной. М., 1997. -80с.
  86. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Части I, II. Дубна, 1997.
  87. В.Т., Синельников В. Ребёнок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей//Дошкольное воспитание. 1995. № 9,10.
  88. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
  89. Ю.И. Изучение и обучение одарённых детей в американской педагогической психологии XX века.: Дисс.. канд. психол. наук, -Н.Новгород, 1996, 156с.
  90. Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых. Дисс.. докт. психол. наук. JI. 1971. -457с.
  91. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. J1., 1972. — 152с.
  92. Д. Улучшаем память в любом возрасте: Пер. с франц. — М.: Мир, 1993.-240 с.
  93. Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М.Теплова. //Вопросы психологии. 1966. — № 5.
  94. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. //Советская педагогика, 1974, № 1, с.97 107.
  95. Н.С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М.Теплова. //Вопросы психологии. 1976. — № 5.
  96. Н.С. Ранние проявления одарённости. //Вопросы психологии. -1988.-№ 4.-с. 98−107.
  97. А.Н. Мышление //Вопросы философии. 1964. — № 4. — с.96
  98. А.Н. Формирование способностей //Вопросы психологии. -1960. -№ 1. с.7−17.
  99. С.В. Как развить способности ребёнка. СПб., 1997. — 256с.
  100. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976, — 144 с.
  101. Т.В., Синицына Е. И. Через игру к творчеству. — Обнинск, 1994,-78 с.
  102. А. Психология бытия. М., 1997. — 304с.
  103. A.M. Концепция творческой одарённости. //Вопросы психологии. 1989. — № 6. — с. 29−33.
  104. A.M. Некоторые проблемы психологии мышления //Психология мышления. М., 1965. — с.3−20.
  105. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208 с.
  106. A.M., Сиск Д. А. Одарённые и талантливые дети //Вопросы психологии. 1988. — № 4. — с.88−98.
  107. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М.: Просвещение, 1989. — 160с.
  108. И.Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). СПб., 1995. — 39с.
  109. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М., 1999. -456 с.
  110. B.C. Изобразительная деятельность ребёнка, как форма усвоения социального опыта. -М., 1981.
  111. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. -М., 1996.-256с.
  112. .П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. М., 1989.- 160с.
  113. .П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. М., 1997. -352с.
  114. Новые ценности образования. Вып. 1. Тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995.
  115. Новые ценности образования. Вып. 2. Содержание гуманистического образования. М., 1995.
  116. Новые ценности образования. Вып.6. Забота поддержка -консультирование. -М., 1996.
  117. Одарённые дети. Концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования /Составители: В. А. Горский и др. -М, 1998.-60с.
  118. Одарённые дети. /Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376с.
  119. Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей. //Приложение к журналу «Внешкольник». -Вып.З 1997.
  120. И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1998 — 160с.
  121. Основные современные концепции творчества и одарённости. // Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М., 1997. -416с.
  122. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. -М, 1989.-224с.
  123. М.Н. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном образовании (1955 1996гг.). — М., 1997.- 164с.
  124. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1972. -277с.
  125. Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников //Вопросы психологии. 1985. — № 2. — с. 105−117.
  126. Н.Н. Проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста. //Тезисы научного доклада. АПН СССР. М., 1989.
  127. Н.Н. Развитие творчества у дошкольников //Вопросы психологии. 1990. — № 1.
  128. Н.Н. Творчество как проблема личности. //Вопросы психологии. 1985. — № 4.
  129. В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодёжи //Педагогика. 1993. — № 5.
  130. Я.А. Психология творческого мышления. М.: АПН, 1960. -352с.
  131. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. -264с.
  132. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303с.
  133. Я.А. Творчество и психология //Психологический журнал. -1980. -№ 6.-с. 18−25.
  134. Я.А. Фазы творческого процесса //Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я. А. Пономарёва. М.: Наука, 1983. с. З-26.
  135. Я.А. Психология творчества/ЛГенденции развития психологической науки. -М: Наука, 1988. С. 21 25.
  136. Пороцкая E. J1. Роль вербальных средств в развитии воображения дошкольников: Дисс.. канд. психол. наук, М., 1992, — 129с.
  137. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования //Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. С-Пб., 1995, — 163с.
  138. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971, — 60с.
  139. Психологическая диагностика детей и подростков./Под ред. К.Гуревича. М.:Высшая школа, 1995.
  140. Психологические вопросы трудового воспитания. /Под ред. В. И. Войко и В. А. Моляко. Киев, 1979.
  141. Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. О.К.Тихомирова-М.: Наука, 1975. -233с.
  142. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440с.
  143. Психология одарённости детей и подростков. /Под ред. Н. С. Лейтеса. -М., 1996.-416с.
  144. Психология творчества /Под ред. Я. А. Пономарёва. М.: Наука, 1990, -224с.
  145. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. /Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985 — 200с.
  146. А.З. Формирование творческого мышления школьников: Дисс.. докт. психол. наук. М. 1992, 308с.
  147. А. Развитие гибкости и творческого характера мышления. //Вопросы психологии. 1966. — № 4. — с.26−31.
  148. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720с.
  149. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976.
  150. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Дисс.. докт. пед. наук. М. 1996.
  151. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М., 1998. -256 с.
  152. Н.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления. //Исследование проблем психологии творчества. /Под ред. Я. А. Пономарёва. -М: Наука, 1983. с.27−61.
  153. Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 1996, — 156 с.
  154. М.Н. С.Т.Шацкий о всестороннем развитии детей. М.: Знание, 1977.
  155. И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста: Дисс.. канд. психол. наук, М., 1993, -216с.
  156. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1997,-511с.
  157. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 1999 — 344с.
  158. С.Ф., Щеглова О.В. Logo Writer: Справочное пособие М.: ИНТ, 1995.- 142с.
  159. А.Г. О творческой силе человеческого разума. М.: «Прогресс», 1979.
  160. С.С. Неоконченный спор. Истоки и перспективы одарённости. //Школьный психолог. 1998. — № 37. — с.2−3.
  161. С.Ю., Семёнов И. Н. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач. //Вопросы психологии. 1982. -№ 1. — с.99−104.
  162. A.M. Методы активизации мышления дошкольников. Т. 1−3. -Обнинск, 1997.
  163. Р.Е. Анализ исследований творческих способностей в американской психологии. //Вопросы психологии. 1972. — № 4. — с. 166 174.
  164. Р.Е. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии: Дисс.. канд. психол. наук, М., 1974. — с.
  165. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  166. .М. Психология. -М., 1953.
  167. Техническое творчество учащихся. /Под ред. Ю. С. Столярова. М., 1989.-223 с.
  168. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд. МГУ, 1969.-304с.
  169. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Автореферат дис.. д-ра пед. наук, Л., 1991.-35с.
  170. Унт. И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  171. Г. А. Дошкольная психология. М.: «Академия», 1997. -336с.
  172. Философско-психологические проблемы развития образования// Под ред. Давыдова В. В. -М.: Педагогика, 1981.
  173. Э. Иметь или быть? М., 1990.-336с.
  174. С.М. Психологические условия продуктивности решения дивергентных задач дошкольниками. Дисс.. канд. психол. наук. М.1990.
  175. С.Т. Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1962.
  176. С.Т. Педагогические сочинения. Т.2. -М, 1963.
  177. С.Т. Педагогические сочинения. Т.З. -М, 1964.
  178. С.Т. Педагогические сочинения. Т.4. -М, 1965.
  179. Н.Б. Развитие одарённости детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения. //В сб.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1991, № 2. с.44−49.
  180. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одарённости с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — с.27−32.
  181. Е.И. Индивидуальные особенности развития творческого мышления у младших школьников при специальном обучении. //В сб.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1991, № 2. — с.34−38.
  182. Е.И., Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одарённости. //Вопросы психологии. 1994. — № 6. — с.
  183. Е.И., Аверина И. С. Идентификация одарённых учащихся, как первый этап лонгитюдного исследования одарённости. //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — с.
  184. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  185. . Д.Б. Психология игры. -М. 1978. — 301с.
  186. П.К. Теория творчества. СПб., 1910
  187. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М., 1994. -336с.
  188. И.С. Направления исследования образного мышления. //Вопросы психологии. 1985. — № 3. — с. 84−96.
  189. Guilford J.P. The Structure of Intelligence// Psyhol. Bull. 1956.
  190. Renzulli J., Reis S., Smith, L. The Revolving Door Identification Model. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press, 1981.
  191. Torrance E.P. Can we teach children to think creatively? //Journal of Creative Behavior, 1972, 6., 114−143.
  192. Torrance E.P. Discontinuities in Creative Development. In: Issues and Advances in Educational Psychology, 1969, 154−163.
  193. Torrance E.P. Education and creativity. In: Taylor C.W. (ed.) Creativity: Progress and Potential. McGray Hill, N.Y., 1964, 49 128.
  194. Torrance E.P. Factors Affecting Creative Thinking in Children: An Intern Research Report. Merrill-Palmer Quarterly. 1961. v.7.
  195. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
  196. Wollah M.A., Kogan N.A. A New Look at the Creativity-Intelligence distinction//Journal of Personality. 1965. No.33.p. 348−369.
Заполнить форму текущей работой