Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самостоятельная работа по решению прикладных задач в курсе математики как условие повышения качества профессиональной подготовки обучаемых в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена качественными изменениями, происходящими в системе высшего образования, современными требованиями к профессиональной подготовке выпускников пограничных вузов, способных уверенно управлять подразделениями в различных условиях обстановкивозрастанием значимости практической направленности курса математикинеобходимостью овладения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ
    • 1. 1. Сущность и роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке курсантов
    • 1. 2. Классификация самостоятельной работы по овладению математическими знаниями
    • 1. 3. Особенности научной организации самостоятельной подготовки по математике в пограничном вузе
  • ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ПО РЕШЕНИЮ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ
    • 2. 1. Профилирование курса математики в пограничном институте ФСБ Росси и место прикладных задач в профессиональной подготовке курсантов
    • 2. 2. Блок прикладных задач при изучении теории вероятностей в курсе математики
    • 2. 3. Методика обучения курсантов самостоятельному решению прикладных задач
    • 2. 4. Организация, содержание и результаты педагогического эксперимента

Самостоятельная работа по решению прикладных задач в курсе математики как условие повышения качества профессиональной подготовки обучаемых в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении образования. Одной из первостепенных задач в области образования является повышение качества профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в военной сфере. Среди необходимых условий решения этой задачи рассматривается сегодня рациональная организация самостоятельной работы обучаемых, укрепление связи обучения с предстоящей профессиональной деятельностью.

Вопросы профессиональной направленности обучения представлены в педагогической науке широким спектром исследований. Основные направления и принципы подготовки специалистов рассмотрены в трудах С. И. Архангельского [8−10], И. И. Баврип [13−15], В. П. Бархаева [22], В. А. Гусева [53], Ю. М. Колягина [141], Г. Л. Луканкина [96], М. М. Левиной [91], В. Л. Матросова [102], В. А. Сластепипа [151], H.A. Терешина [158], В. А. Трайнева [102] и других ученых.

В условиях непрерывного совершенствования боевой техники и вооружения ни одно высшее военно-учебное заведение не может дать своим выпускникам такого запаса знаний, которого бы хватило им на весь период службы. Каждый офицер и после окончания вуза должен пополнять свой багаж знаний, непрерывно заниматься самообразованием. Поэтому, в военно — учебных заведениях значительная часть времени отводится практическим формам обучения. Основное внимание при этом уделяется самостоятельной работе курсантов.

Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения всегда являлась предметом особого внимания отечественной, в том числе и военной педагогической науки. Над совершенствованием и внедрением в учебный процесс самостоятельной работы в последние десятилетия систематически работали Ю. К. Бабанский [11,12], М. Г. Гарунов [46], Е. А. Голант [50,51], Б. П. Есинов [71], И. Т. Огородников [118], П. И. Пидкасистый [129−132], Н. И. Чикапцсва [166.

169], Т. И. Шамова [170] и др.

Вопросы организации самостоятельной работы в высшей военной школе нашли отражение в исследованиях A.B. Барабанщикова [16−19], B.JI. Баранкина [20], И. Г. Бсзуглова [18], В. Н. Бешенцев [25], А. Т. Воронкова [39], В. П. Давыдова [54−57], В. А. Дмитриева [59], В. Д. Земзюлиной [76], Г. И. Кленииой [82], Ю. А. Конопляников [84], В. М. Куликова [88] В. Н. Луцкова [97], М. О. Очара [117], О. И. Паснова [123], H.A. Сальникова [144], Г. А. Таратута [157] и др.

Специфика военного образования обусловливает особенности самостоятельной деятельности обучаемых, которые связаны не только с овладением общими знаниями, но и с повышением уровня профессиональной подготовки. Интеграция обучения с предстоящей профессиональной деятельностью особенно актуальна в настоящее время, когда выпускникам пограничных институтов и академии зачастую приходится решать служебпо-боевые задачи в экстремальных условиях.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена качественными изменениями, происходящими в системе высшего образования, современными требованиями к профессиональной подготовке выпускников пограничных вузов, способных уверенно управлять подразделениями в различных условиях обстановкивозрастанием значимости практической направленности курса математикинеобходимостью овладения знаниями логических связей математики с профессиональной деятельностьюее профилированием путем, соответствующим образом организованной, самостоятельной работы с широким применением в процессе обучения математике прикладных задач.

В этой связи проблема исследования определяется противоречием между несовершенством методики преподавания математики, недостаточной разработанностью технологий обучения в условиях подготовки специалистов в пограничных вузах и необходимостью активизации самостоятельной деятельности обучаемых через применение прикладных задач в курсе математики.

Выбор темы диссертации определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы организации и методики самостоятельной работы курсантов по математике в пограничных вузах.

Цель исследования: выявить возможности самостоятельной работы по решению прикладных задач в процессе профессиональней подготовки обучаемых.

Объект исследования: профессиональная подготовка курсантов в процессе обучения математике в Голицынском пограничном институте ФСБ России.

Предмет исследования: самостоятельная работа по решению приклад-пых математических задач как условие повышения качества профессиональной подготовки обучаемых.

Гипотезой послужило предположение о том, что повышению качества профессиональной подготовки обучаемых в значительной мере будет способствовать придание ей продуктивно-творческого характера за счет внедрения в процесс обучения математике самостоятельной работы по решению прикладных задач.

Поставленные гипотеза и цель предполагают решение следующих задач:

1. На основе анализа научно-педагогической литературы и нормативных документов уточнить сущность и роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке обучаемых.

2. Осуществить классификацию самостоятельной работы по овладению математическими знаниями.

3. Выявить особенности организации самостоятельной работы по математике и место прикладных задач в профессиональной подготовке курсантов в пограничном институте.

4. Разработать блок прикладных задач и методику обучения курсантов, но их самостоятельному решению.

5. Экспериментально проверить эффективность применения прикладных задач для повышения качества профессиональной подготовки обучаемых.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения современной науки о диалектической взаимосвязи теории и практики в развитии личностисистемном подходе к образовательному процессуконцепции личностпо — деятельностного и проблемного обученияположения теории поэтапного формирования умственных и практических действийнаучной организации труда педагога и обучаемого, творческом характере их деятельности.

Методы исследования. В работе использовался комплекс педагогических методов сбора первичной информации, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутой гипотезы, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования, нормативных документов, регламентирующих учебный процесс в пограничном вузе, анкетный опрос, интервью, метод экспертных оценок, беседу. Для анализа и интерпретации полученных данных использовались различные математические и статистические методы обработки информации.

Эмпирическую базу составили статистические данные, полученные в результате эксперимента, проводимого в Голицынском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Исследование проводилось в 1998;2003 годах и состояло из 4 этапов.

На первом этапе исследования сформулирована тема исследования, определена его программа, сформулированы цель, задачи и гипотеза, намечены основные этапы, выбраны методы сбора информации и обработки данных.

На втором этапе исследования осуществлен анализ теоретико-методологических основ проблемы самостоятельной работы обучаемых в профессиональной подготовке, который показал, что в условиях высшей школы этой проблеме недостаточно уделяли внимания.

На третьем этапе (эмпирическое исследование) был выявлен уровень математических знаний обучаемых, их отношение к будущей профессииопределена степень обученности курсантов рациональным методам самостоятельной работы в часы определенные распорядком дняопределены принципы отбора задач прикладного содержанияосуществлен подбор задач военно-прикладного характера по теории вероятностейразработана методика обучения решению задач прикладного характера.

На четвертом этапе осуществлялась обработка и интерпретация полученных данных, апробация и внедрение результатов исследования, формулировка практических рекомендаций и оформление диссертационной работы.

В исследовании приняли участие около 300 курсантов, обучающихся на 1, 2 курсах Голицынского пограничного института, а также 30 преподавателей кафедр и офицеров учебных подразделений института.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходной концепции, применением комплекса апробированных методов исследования, проверкой теоретических положений посредством их соотношения с полученными результатами эмпирического исследования, сопоставлением полученных результатов с выводами и рекомендациями других исследований, внедрением результатов исследования в практику.

Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных в диссертации задач и в обобщенном виде заключается в том, что:

— определена сущность и роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке обучаемых;

— построена типология самостоятельной работы по математике;

— выявлены особенности организации самостоятельной работы в пограничном вузе и место прикладных задач в профессиональной подготовке курсантов;

— разработан блок задач военно-прикладного содержания по теме «Теория вероятностей», а также методика обучения самостоятельному решению задач прикладного содержания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены особенности организации самостоятельной работы в пограничном вузе ФСБ России, методически обоснован блок военно-прикладных задач для самостоятельной работы как средство повышения качества профессиональной подготовки обучаемых.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования военно-педагогического процесса в пограничных вузах ФСБ России, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров, позволяют более продуктивно формировать профессиональную направленность будущих специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты содержания диссертации, ее выводы и научно-методические рекомендации обсуждались на научных конференциях Голицынского пограничного института. По теме диссертации были сделаны доклады и сообщения на научно-методических семинарах в ГПИ ФСБ РФ, МПГУ, МГУ (1999, 2000 и 2002 г. г.), заседаниях кафедры высшей математики Голицынского пограничного института ФСБ РФ, постоянно действующем семинаре адъюнктов, аспирантов и соискателей военно-научного общества ГПИ ФСБ РФ (1999, 2000 г. г.), на межвузовской научно-практической конференции (Голицыно, 2003).

Результаты исследования внедрялись в практику путем внесения отдельных положений диссертации в содержание учебных программ по дисциплинам «Математика», «Информатика и математика», а также тематических планов подготовки курсантов ГПИ ФСБ РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Самостоятельная работа по решению прикладных задач является одним из компонентов повышения эффективности профессиональной подготовки обучаемых.

2. Видами самостоятельной работы курсантов по математике в пограничном вузе являются: самостоятельная работа с конспектами лекций, групповых, практических занятийсамостоятельная работа с литературойсамостоятельное решение задач и заданий с прикладным содержаниемсамостоятельное составление задач прикладного характераподготовка рефератов, докладов, сообщений, выполнение научно-исследовательских работсамостоятельная работа по подготовке к зачету, экзамену.

3. Самостоятельная работа в пограничном вузе имеет следующие особенности: строгая регламентация распорядком дня времени, отведенного для самоподготовки курсантовзначительная дифференциация уровня знаний и адапти-роваиности обучаемыхчастые пропуски занятий по служебной необходимости и как следствие — увеличение объема самостоятельного изучения программного материаладостаточно высокая степень организации самоподготовки и се контрольразвитая система стимулирования учебной деятельностиограниченные возможности обучаемых в пользовании дополнительной литературой.

4. Блок военно-прикладных задач по теории вероятностей и методика обучения самостоятельному решению задач с прикладным содержанием.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Выводы по главе.

Одним из путей повышения познавательной активности курсантов в формировании системы профессиональных знаний, навыков и умений является профилирование преподавания учебных предметов в вузе, соответственно его специализации. Профилирование предполагает тесную связь преподавания математики со всем комплексом общекультурных, естественнонаучных, специальных и военных дисциплин, определяющих особенности пограничного вуза.

Связь преподавания математики с профилем учебного заведения дает возможность эффективнее формировать научное мировоззрение, умение будущих офицеров применять математические знания в практической деятельности. Этому в значительной степени способствуют прикладные задачи военно-пограничной тематики, предусматриваемые программой курса математики в пограничном институте.

В исследовании предпринята попытка разработать блок прикладных задач по теории вероятностей с включением их в общую систему задач по математике.

Методика обучения самостоятельному решению прикладных задач имеет свои особенности. Задачи прикладного характера решаются поэтапно. Они могут быть использованы как при изучении материала, так и при его закреплении. Для решения данных задач требуются знания специальных дисциплин: тактики, топографии, огневой подготовки и т. п. Содержание прикладных задач необходимо дифференцировать в зависимости от специальности обучаемых.

Педагогический эксперимент подтвердил, что математические прикладные задачи располагают большими возможностями для формирования у обучаемых в ходе самостоятельной работы профессиональных знаний и навыков.

Полученные данные свидетельствуют, что преподавание в экспериментальных группах, организованное на основе предложенной методики с использованием блока прикладных задач, позволило повысить интерес обучаемых к математике, что, в конечном итоге, сказалось, па повышении качества профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование представляет собой попытку определить один из путей совершенствования методики преподавания математики в высшей военной школе, направленной па осуществление ее профилирования к предстоящей профессиональной деятельности обучаемых через систему самостоятельной работы курсантов с привлечением задач военно-прикладного характера.

В работе нашли решение следующие задачи в связи с исследованием проблемы.

1. С целью установления факторов, влияющих на самостоятельную подготовку курсантов военно-учебного заведения, была проанализирована, обобщена, систематизирована литература по ее организации, сформулированы по данной проблеме некоторые предложения. Выявлена роль задач прикладного характера для повышения качества самостоятельного труда обучаемых. Обоснована необходимость включения задач военной направленности в общую систему математических задач.

2. В целях совершенствования путей организации самостоятельной работы выявлены характерные трудности, с которыми сталкиваются курсанты при изучении математики, их причины, разработаны научно обоснованные рекомендации по предупреждению этих затруднений в процессе обучения. В связи с этим разработан блок прикладных задач, направленных на повышение качества профессиональной подготовки обучаемых.

3. Всесторонне исследована специфика самостоятельной подготовки курсантов пограничного института. Даны рекомендации по ее организации. Разработан тематический план занятий по факультативному курсу «Особенности самостоятельной работы при изучении математики» (см. приложение 4).

4. Педагогически доказано, что военно-прикладные задачи являются активным средством формирования у курсантов навыков и умений в формулировке определений математических понятии и их свойств. Особо большую роль они шрают при закреплении изучаемого материала.

5. Разработаны принципы выбора тематики задач военно-прикладного характера, определены место и роль в общей системе математических задач. Сформулированы требования к условиям таких задач и их логической связи с про1раммным материалом.

6. Разработана методика решения прикладных задач при преподавании математики в пограничном вузе.

7. Обобщены выводы и предложения по профилированию курса математики к предстоящей профессиональной деятельности обучаемых, что позволило по новому оценить имеющиеся в педагогической литературе рекомендации.

8. Особое внимание в исследовании уделено методике развития самостоятельности мышления обучаемых, развитию их творчества, расширению кругозора и общей культуры. Проведенное исследование полиостью подтвердило правильность гипотезы, поставленных целей и задач. Убедило в необходимости включения прикладных задач во все темы курса высшей математики. Позволило доказать, что эти задачи повышают интерес курсантов к математике, помогают легче освоить наиболее сложные вопросы, предупреждают многие характерные ошибки, делают процесс усвоения математики творческим, раскрывают значение математики для других учебных дисциплин и различных областей человеческого знания, обязывают глубже анализировать служебно-боевую деятельность пограничных войск и приводят к необходимости ее совершенствования. Все это в конечном итоге приводит к повышению качества знаний курсантов по математике.

9. Разработанную методику самостоятельного решения прикладных задач с успехом можно использовать во всех институтах пограничной службы ФСБ России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Задачник по теории вероятностей. Учеб. пособие для ВУЗов. -М.: Высшая школа, 1994. 112 с.
  2. Алсксашина И.10. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педагогических вузов: Дис.. канд.пед.наук. M., 1983. — 215 с.
  3. Н.Г. Проблема управления мыслительной деятельностью при решении алгебраических задач и их классификация. В кн.: Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М., 1964. — 157 с.
  4. Т. М. Профессиональная направленность обучения математике в средних ПТУ, готовящих кадры для нефтяной промышленности: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Баку, 1982. 21 с.
  5. .Г. К психологии студенческого возраста: В кн. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1974. — С. 44 — 49.
  6. П.И. Теория вероятностей и боевой эффективности. М.: Во-ен.изд-во, 1979.-С. 5−77.
  7. М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла: Монофафия. М.: Прометей МПГИ, 1989.-238 с.
  8. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  9. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 383 с.
  10. Ю.Архаигельский С. И. Учебный процесс в высшей школе. М.: Высшая школа, 1980.-388 с.
  11. КБабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -320 с.
  12. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.- 96 с.
  13. И.И. Высшая математика. М.: Высшее образование, Издательский центр «Академия», 2002.- 616 с.
  14. М.Баврин И. И. Высшая математика. М.: Просвещение, 1993. — 318 с.
  15. И.И., Матросов B.J1. Общий курс высшей математики. М.: Просвещение, 1995.-464 с.
  16. A.B. Военная педагогика / Под ред. В. П. Давыдова. М.: ВПА, 1986.-290 с.
  17. A.B. Развитие творческого мышления у слушателей // Методический сборник. 1973. — № 20.
  18. A.B., Безуглов И. Г. Актуальные вопросы обучения и воспитания пограничников. М.: Пограничник, 1980.- 256 с.
  19. A.B., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики / Под ред. A.B. Барабанщикова, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1981. -366 с.
  20. Баранкин B. J1. Формы и методы привития курсантам знаний и навыков научной организации самостоятельной работы / Актуальные проблемы вузов ВВС. М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — С. 66 — 67
  21. П.И., Житницкий М. И., Захаров A.M. Интенсификация учебно-воспитагелыюго процесса в ВВУЗе: проблемы управления, эффективности и пути их решения. Л.: ВАС им. С. М. Буденого, 1990. — 212с.
  22. В.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. М.: ВУ, 1993.-408 с.
  23. И.Б. К вопросу осуществления связи обучения математике с жизнью. Фрунзе: Мектеп, 1964.- 132 с.
  24. В.А., Каликман И. Л., Майстров Л. М. Высшая математика с основами математической статистики. М.: Высш. шк., 1965.-516 с.
  25. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ: Дис. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1989. — 239 с.
  26. Е.С., Давлетчин В. З. Методика самостоятельной работы слушателей . Учебное пособие. М.: ВПА им В. И. Ленина, 1990−576 с.
  27. И.И., Дилигул Г. Д. Математика для техникумов на базе средней школы: Учеб. пособие, 1990.- 576 с.
  28. Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1999.-576 с.
  29. Е. С. Овчаров Л.Н. Задачи и упражнения по теории вероятностей. -М.: Высшая школа, 2000. 366 с.
  30. Е. С. Овчаров Л.Н. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. М.: Наука, 1988. — 480 с.
  31. Е. С. Овчаров Л.Н. Прикладные задачи теории вероятностей. М.: Радио и связь, 1983.- 416 с.
  32. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры па содержание военно-профессионального образования. М., 1996. — /Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзорп. Информ. НИИВО. Вып. 4).
  33. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание общенаучной, общепрофессиопальной и специальной подготовки студентов на разных уровнях высшего образования. Отчет о НИР. М., 1997. — 110 с.
  34. Военная педагогика: Учебное пособие для высших военно-политических училищ / Коллектив авторов. М: Воениздат, 1973 — 368 с.
  35. Военная педагогика и психология. /A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Федснко.- М .:Воениздат, 1986.- 240 с.
  36. Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений. /Под ред. A.M. Герасимова и др.- М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, РАГС при Президенте РФ, 1996. 314 с.
  37. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976. — 523 с.
  38. Вопросы преподавания алгебры и начала анализа в средней школе: Сб. ста-тей/Сост. Е. Г. Глаголева, О.С. Иваше-Мусатов.- М.: Просвещение, 1980. -256.
  39. Л.Т. Организация и методика самостоятельной работы курсантов по изучению общественных наук: учебно-методическое пособие для курсантов. М.: МВПКУ, 1969. — 69.
  40. Л.С. Проблемы общей психологии / Собр.соч. в 6 т. М., 1982. -Т.2.
  41. Высшая математика: Учебно-методическое пособие для курсантов. Тематика и планы заиятий по учебному курсу /Под ред. Г. И. Хабибулиной. Голи-цыно: ГВИ ПВ, 1995.-41 с.
  42. Высшая школа в 1996 г. /Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М., 1997. /В надзаг.: Минобразования России, НИИВО.
  43. Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. М.: НИИ ВШ, 1982. — 24 с.
  44. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150 с.
  45. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном в формировании умственных действий / Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.259 — 276.
  46. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978.-34 с.
  47. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1999.-479 с.
  48. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. М.: Высшая школа, 1999. — 400 с.
  49. .В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  50. Е.Я. Вопросы педагогики / Ученые записки. Л.: ЛПГИ, 1964. -Т.254. — С. З — 15.
  51. Е.Я. Значение самостоятельной работы школьников // Сов. педагогика, 1942. -№ 8−9.
  52. JI.JI. Психический анализ решения задач. Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1976. — 327 с.
  53. В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО «Издательство «Вербум — М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003.-432 с.
  54. В.П. Воспитание курсантов веисших пограничных училищ в процессе обучения: Учебное пособие. М.: МВПКУ им. Моссовета, 1988. — 275.
  55. В.П. Вопросы педагогической психологии в высшей школе Пограничных войск: Курс лекций. М.: АПВ, 1995. — 275 с.
  56. Г. А., Худолеев Ю. Ф. Познавательная деятельность курсантов, её противоречия и закономерности. М.: ВПА, 1982. — 74 с.
  57. H.A., Угольников В. И. Методика интенсификации межпредметных связей в преподавании общественных наук в академии. М.: ВПА, 1991. -59 с.
  58. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. педагогика, 1961.-№ 8.
  59. В.А. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности слушателя академии: Лекция для профессорско-преподавательского состава. М.: АПВ, 1995. — 12 с.
  60. А.Б. Дифференциальное исчисление функций одной переменной. Методические указания и задания к самостоятельной работе. Го-лицыпо: ГВИ ПВ, 1996. — 46 с.
  61. А.Б. О методологических проблемах использования математики в социальной педагогике // Материалы 4-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики. М.: МГСУ, 2000. — С. 35−38.
  62. А.Б. Применение формулы Бернулли и предельных теорем: Учебно-методическое пособие. Голицыне: ГВИ ФПС РФ, 2001.
  63. А.Б. Приобретение навыков самостоятельной творческой работы // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе. М.: МПГУ, 2000. Вып.4. — С. 35−36.
  64. А.Б. Роль и виды самостоятельной работы в профессиональной подготовке обучаемых // Научно методический сборник — Голицыне: ГВИ ФПС РФ, 2001. — № 4 — С. 87−90.
  65. А.Б. Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке специалистов // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе. -М.: МПГУ, 2002.- Вып.7. С. 153−157.
  66. А.Б. Специфика прикладных задач в военном вузе // Научно-методический сборник. Голицыно: ГВИ ФПС РФ, 2003. -№ 14-С. 18−20.
  67. Н.П. Психология умственного труда: В помощь самостоятельной работе слушателей. М.- АОН, 1982.-102 с.
  68. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  69. Жак Я. Е. Производственные задачи в школьном курсе математики //Математика в школе, 1963. -№ 5. 15−19 с.
  70. Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л.: Л ГНИ, 1982.-76 с.
  71. С.П., Назарова И. В. Методические указания к выполнению контрольной работы № 2 «Случайные величины» по теме «Теория вероятностей». Голиныпо: ГВИ ПВ, 1996. — 78 с.
  72. М.Д. Руководство по решению военно-прикладных задач методами высшей математики: Учебно-методическое пособие. М.: МВПКУ им. Моссовета, 1989.- 175 с.
  73. В.Д. Формирование культуры познавательной самостоятельности курсантов / Сб. Актуальные проблемы вузов ВВС. Вып. 7. М., 1999. -С. 21−24.
  74. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема //Советская педагогика. 1974. 12. — с. 10−17.
  75. Использование задач с экономическим содержанием в процессе преподавания математики (Метод, разраб.).- Минск, 1974.- 14 с.
  76. А.М. Педагогические проблемы совершенствования самостоятельной работы слушателей первых курсов военных академий: Дис. .канд.пед.наук. М.: ВПА, 1979.-284 с.
  77. А.И. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для экон. специальностей ВУЗов. М.: Высшая школа, 1982. -357 с.
  78. А.И., Аксютипа З. М., Савельева Т. И. Курс высшей математики для экономических ВУЗов. Ч. Н. Теория вероятностей и математическая статистика. Линейное программирование: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. -М.: Высшая школа, 1982. 320 с.
  79. Г. И., Золотарев В. П. Об активизации самостоятельной работы курсантов на занятиях //Информационный бюллетень по обмену передовым опытом учебно-воспитательной и методической работы в ВУЗах ПВО, 1986, выпуск 6.-е 40−42.
  80. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 543 с.
  81. Ю.А. О некотором опыте организации самостоятельной работы курсантов на факультете / Актуальные проблемы вузов ВВС. М.: Воеииздат, 1997. — Т.П. — С.53−56.
  82. Концептуальные основы формирования содержания высшего образования в соответствии с потребностями и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры. Отчет о МИР. М.: НИИВО, 1996. — 272 с. Инв. 2 910 003 765.
  83. Н.К. Методические заметки. Пед. соч. в 10-ти т. — М., 1959. — Т. 3. -С. 557.
  84. B.C. Сборник военно-прикладных задач по теории вероятностей Ч.П. (Случайные величины).- М.: МВПКУ им. Моссовета, 1988.- 60 с.
  85. В.М., Порохин Л. П. Самостоятельная работа слушателей (курсантов).- М.: Воеииздат, 1973. 112 с.
  86. Л.Ф., Лукашевич Н. Ф., Попов Г. П., Шумов В. В. Математическое моделирование служебно-боевых действий пограничных войск. Учебник. В 3-х томах. М: Академия ФПС России, 1997.- Т. 1.- 195 с.
  87. Лабораторная и практические работы по методике преподавания математики: Учеб, пособие для студентов физ.-мат. спец.пед. институтов / E.H. Ля-щенко и др. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  88. . М.М. О сущности методов обучения//Советская педагогика. 1970. — № 2. — с.106- 115.
  89. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  90. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Авто-реф.дис. .д-ра.пед.наук. М., 1971.-48 с.
  91. И.Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся (к анализу функций дидактического эксперимента) // Советская педагогика. 1974. — № 7. — С.28−37.
  92. И.И., Мацкевич И. П. Руководство к решению задач по высшей математике, теории вероятностей и математической статистике. Минск, Высш. шк., 1969.- 456 с.
  93. Г. Д. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителей математики: Автореф.дис. .д-ра.пед.наук. Л., 1990.-41 с.
  94. В.Н. Методы обучения советских воинов. (Военно-педагогические очерки). М.: Восниздат, 1970. — 176 с.
  95. A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. -260 с.
  96. И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке. В кн.: Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. — Казань, 1966.
  97. Д.В. Теория вероятностей и статистика в школьном образовании: Методическое пособие. Ташкент: Укитувичи, 1989.- 200 с.
  98. Ю1.Маслов М. М., Чикалов Н. В. Некоторые вопросы обучения. Деятельностпый подход в обучении и воспитании курсантов. Вып. З Ростов-па-Дону: РВВК и УРВ, 1992.-30 с.
  99. В.Л., Трайнев В. А., Трайиев И. В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. М.: Прометей, 2000. — 354 с.
  100. ЮЗ.Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью. Казань: Таткнигоиздат, 1965.- 14 с.
  101. И.П., Свирид Г. П. Высшая математика: Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Минск: Высшая школа, 1993. — 269 с.
  102. Методика преподавания военной педагогики и военной психологии: Учебное пособие. / Под ред. A.B. Барабанщикова и Б. Ц. Бадмаева. М.: ВПА им. Ленина, 1971.- 132 с.
  103. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-ов. /В.А. Оганесян и др. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  104. Методические рекомендации курсанту училища /В.Р. Калашников. Голи-цыно: ВПВПУ, 1991.-46 с.
  105. Методика преподавания общественных наук в военно-учебных заве-дениях./Под. ред. С. Г. Луконина, В. В. Серебрянникова. М.: Воепиздат, 1975.-252 с.
  106. Методические указания к выполнению типового расчета по курсу теории вероятностей (для студентов всех специальностей). Ч. 1. /Зубчен-ко А.К. -Донецк: ДПИ, 1983.-42 с.
  107. Ю.Малопурин И. И. Психологические основы обучения воинов Сухопутных войск /Под ред. Н. Ф. Феденко.- М.: Воепиздат, 1983. 272 с. 111 .Научный архив АПН СССР. Фонд 12, опись 1, ед. хр. 181.
  108. O.A. Урок в современной школе. Пособие для учителей. М.: Воепиздат, 1974. 366 с.
  109. Основы НОТ слушателей академии: Учебно-методическое пособие/Под ред. Л. В. Барабанщиков. М.: ВПА им. В. А. Ленина. 1987.- 92 с.
  110. Л.В. Прикладные задачи в осуществлении профессиональной направленности преподавания математики в средних ПТУ. В кн.: Методические рекомендации к преподаванию математики. — М., 1984.- с. 75−87.
  111. О.И. Методические рекомендации курсанту (слушателю) по организации учебной деятельности. Голицыно, ВПВПУ, 1990.- 49 с.
  112. Педагогика для всех: Афоризмы и мысли /Сост.В. В. Чечет.- Мн.: Нар. асве-та, 1992.- 190 с.
  113. Педагогика: Учеб. пособие и методика нач. обучения /С.П. Баранов и др. -М.: Просвещение, 1986. 336 с.
  114. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. /Ю.К. Бабанский и др. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  115. Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977.- 384 с.
  116. Перспективные направления и методология обновления содержания различных видов подготовки студентов в вузе. /Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзорн. Информ. НИИВО. Вып. 10. М., 1997.
  117. П.И. Педагогика. М.: Пед. общество России, 1998. — 640 с.
  118. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972.- 184 с.
  119. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  120. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности в обучении: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1974.- 38 с.
  121. Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении /Под ред. В. В. Мерцаловой. М.: МГПИ, 1975.- 292 с.
  122. В.А., Суходский A.M. Сборник задач по высшей математике. Учеб. пособие для техникумов. М.: Выс. шк., 1974. -352 с.
  123. Д. Как решить задачу. (Перев. с англ. В. Г. Звонаревой и Д.Н. Белла). Под ред. Ю. М. Гайдука. М.- 1961.-207с.
  124. H.A. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности в обучении: Автореф. Дис. д-ра пед. паук, 1976. -48 с.
  125. Положение о самостоятельной подготовке курсантов. Голицыно, ВПВПУ, 1989.- Юс.
  126. Психология: Словарь. М.: Просвещение, 1986 с. 223, 264.
  127. Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. Ч. 1. М.: Прометей, 1992. — 112 с.
  128. Рекомендации слушателям академии по научной организации самостоятельной работы: Учебно-методическое пособие. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1974.-32 с.
  129. Роль и место задач в обучении математике: Сб. научных трудов /Под ред. Колягииа Ю.М.- М., 1980. Вып. VLLI. — 121 с.
  130. В.И., Котов A.M., Глушков В. Г. Организация контроля самостоятельной работы курсантов. Ставрополь: СВАИУПВО, 1998. — 24 с.
  131. Ю.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. М.: Просвещение, 1978.-351 с.
  132. H.A. Основы обучения и воспитания слушателей и курсантов. -М.: МО СССР, 1971.- 156 с.
  133. Самостоятельная работа учащихся: Инструктивно-методические указания Наркомпроса РСФСР. М., 1941.
  134. Г. И. Формирование познавательной самостоятельности студентов педвузов в процессе изучения математических дисциплин и методике преподавания математики: Монография. Саранск, 1998. — 157 с.
  135. P.C. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов: Дис.кап.пед.наук. М., 1973.-192 с.
  136. M.H. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении /Материалы научной конференции по дидактике. М.: Просвещение, 1965.-с. 30.
  137. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
  138. Скаткин M. I I. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971.-205 с.
  139. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  140. В.А., Шабанов Г. А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных ВУЗов. Учебно-методическое пособие /Под ред. И. Г. Безуглова. М.: МОСУ, 1995. — 64 с.
  141. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. М.: Изд-во МФТИ, 1998. — 352 с.
  142. A.A. Управление познавательной деятельностью первокурсников в системе практических занятий: Дис. канд.пед.наук. М.: МПГУ, 1992. -247 с.
  143. М. Обучение самостоятельному решению математических задач с производственным содержанием как условие подготовки учащихся вечерних школ к дальнейшему самообразованию: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991.-15с.
  144. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд. Московского университета, 1975. — 344 с.
  145. Г. А. Сущность интегративио-позпавательной самостоятельной работы / Сб. Актуальные проблемы вузов ВВС. Вып. 4. М., 1996. — C.68−7I.
  146. H.A. Прикладная направленность школьного курса математики. Кн. для учителя М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  147. Ф.П. Основы научной организации труда в военно-учебных заведениях. М.: Восииздат, 1974. — 366 с.
  148. Учись учится. Научные основы учебной деятельности курсантов. Учебное пособие /Под общ. ред. В. О. Олефира. М.: Граница. 1993. — 98 с.
  149. Федеральный закон: «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во «Ось-89». — 1996. — 64 с.
  150. И.М. Воспитание учебно-познавательной самостоятельности у студентов в процессе изучения естественно-математических паук: Авто-реф. дис.канд.пед.наук. Минск, 1988. — 19 с.
  151. В.В. О прикладной ориентации курса математики. В кн.: Углубленное изучение алгебры и начал анализа. — М., 1977. — с. 215−239.
  152. Г. В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении математике в вузе: Автореф. дис.канд.пед.наук. Саранск, 1996. -18 с.
  153. . Г. И. Решение задач военно-прикладного характера математическими методами//Информационный бюллетень методического совета ГВИ ПВ, 1996.-№ 5.-с. 7−9.
  154. II.И. Индивидуальная самостоятельная работа как средство повышения самостоятельности и творческой активности школьников па материале математики: Дис.капд.пед.наук. М., 1978.
  155. Н.И. Самостоятельная работа учащихся средней школы в процессе обучения математике. Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.-65 с.
  156. Н.И. Теоретические основы организации самостоятельной работы школьников в процессе обучения математике. М.: МПГУ, 1998. -134 с.
  157. Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников. -М.: МПГИ, 1981.-84 с.
  158. В.Ф. Эксперимент продолжается. Днепропетровск: Сталкер, 1998.-400 с.
  159. Н.М. Основные моменты процесса обучения в школе // Сов. педагогика, 1938. № 6.
  160. А.Ф. Психологические исследования творческой деятельности. -М., Высшая школа, 1975 154 с.
  161. А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972 — 216 с.
  162. Янцсп В. I I. Межпредметные связи в учебных задачах естественных дисциплин // Сов. педагогика, 1974 № 6. — с. 62−68.
Заполнить форму текущей работой