Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разрабатываются, переосмысливаются направления и формы организации исследовательской деятельности в образовательном процессе с целью развития самостоятельности, активности, познавательного интереса личности учащихся (Е.А. Власова, В. Б. Данилевская, Н. Ф. Казакова, Г. М. Федоров и др.). Однако проблема использования исследовательской деятельности учащихся для развития у них экологической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Состояние проблемы формирования экологической компетентности учащихся в естественнонаучном образовании
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы исследовательской деятельности школьников в процессе обучения
    • 1. 3. Исследовательская деятельность школьников в практике естественнонаучного образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Научное обоснование методики формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании
    • 2. 2. Цель как основа методики формирования экологической компетентности при осуществлении исследовательской деятельности
    • 2. 3. Отбор содержания, форм, средств и методов обучения при организации исследовательской деятельности старших школьников в предметах естественнонаучного цикла
    • 2. 4. Оценка уровня сформированное&trade- экологической компетентности учащихся
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы по формированию экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности
    • 3. 2. Формирующий этап экспериментальной работы по развитию экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности
    • 3. 3. Результаты экспериментальной работы по формированию экологической компетентности учащихся, анализ и оценка
  • Выводы по третьей главе

Формирование экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном мире экологические проблемы вышли на первое место. Угроза экологической катастрофы активизировала процесс всеобщей экологизации общества. В качестве стратегического решения глобальной экологической проблемы предложена концепция устойчивого развития цивилизации, а важнейшим механизмом обеспечения устойчивого развития признано образование (по материалам Всемирного саммита по устойчивому развитию, 2002 г.). Поэтому одной из стратегических задач образования становится задача формирования у учащихся экологических знаний, умений, ценностей, мотиваций к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. Решение данной задачи может быть осуществлено в рамках реализации компетентностно-го подхода в образовании, который позволил выделить экологическую компетентность школьников в качестве системного интегративного качества индивидуальности, необходимого элемента в формировании экологической культуры личности.

Необходимость включения экологической компетенции в перечень ключевых рассматривается в работах C.B. Алексеева, Д. С. Ермакова, А.Н. За-хлебного и др. Современное экологическое образование базируется на комплексном подходе к изучению экологических проблем, в первую очередь, в рамках изучаемых предметов естественнонаучного цикла, что отмечается в исследованиях Н. Ф. Винокуровой, С. Н. Глазачева, A.B. Миронова, JI.B. Моисеевой, И. Т. Суравегиной и др.

Формированию экологической компетентности у школьников способствует внедрение в систему образования исследовательской деятельности. Многие ученые отмечают, что исследовательская деятельность лежит в основе экологического образования, потому как приобщение учащихся к методам экологических исследований позволяет им понять сущность экологических явлений, сделать практические выводы при решении конкретных учебных задач сохранения окружающей среды. Участие в экологических исследованиях меняет человека, его мировоззрение, поведение, стиль жизни, приобщает его к осознанию региональных и глобальных экологических проблем и активному участию в их решении.

На протяжении последних десятилетий растет интерес к исследовательской деятельности учащихся, что нашло отражение в работах Н. Г. Алексеева, И. А. Зимней, A.B. Леонтовича, A.B. Обухова, А. И. Савенкова, A.B. Хуторского и др. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) организация исследовательской деятельности школьников включена в разряд основных надпредметных дидактических средств формирования универсальных учебных действий.

Разрабатываются, переосмысливаются направления и формы организации исследовательской деятельности в образовательном процессе с целью развития самостоятельности, активности, познавательного интереса личности учащихся (Е.А. Власова, В. Б. Данилевская, Н. Ф. Казакова, Г. М. Федоров и др.). Однако проблема использования исследовательской деятельности учащихся для развития у них экологической компетентности остается недостаточно разработанной. Прежде всего это обусловлено комплексным характером экологической компетентности (E.H. Дзятковская, Д. С. Ермаков, А.Н. Захлебный). В качестве инструмента формирования экологической компетентности старшеклассников в условиях модернизации российского образования предложены: технология обучения школьников решению экологических проблем (Д.С. Ермаков), экологические практикумы по решению экологических проблем окружающей действительности (C.B. Алексеев, А. Н. Захлебный, E.H. Дзятковская), конструирование экологического содержания на основе учебных задач и критериальной оценки результатов (E.H. Дзятковская). Практико-ориентированные подходы к экологическому образованию обсуждаются в работах A.B. Гагарина, Д. Н. Кавтарадзе, А. Н. Камнева и др., но исследовательская деятельность школьников подробно ими не рассматривается.

Слабо изучены методологические и содержательные аспекты реализации исследовательской деятельности в образовательной практике школы. Использование школьными учителями исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе носит эпизодический или преимущественно индивидуальный характер, используется чаще всего при подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня. Недостаточно разработаны формы интеграции урочной, внеурочной и внешкольной работы для формирования экологической компетентности учащихся на основе исследовательской деятельности. Особую сложность в педагогической практике естественнонаучного образования вызывает процедура оценивания уровня сформированное&tradeэкологической компетентности.

Основными причинами имеющихся проблем в формировании экологической компетентности школьников, на наш взгляд, являются:

• недостаточная разработанность содержательного и методико-технологического аспектов формирования экологической компетентности школьников в предметах естественнонаучного цикла;

• отсутствие эффективных моделей экологического образования, гармонично объединяющих ресурсы школьного естественнонаучного и дополнительного экологического образования;

• отсутствие адекватных методик оценивания уровня сформированное&tradeэкологической компетентности школьников.

Изложенное выше позволяет выделить следующие противоречия и несоответствия в системе школьного образования:

• на социально-педагогическом уровне — между потребностью общества в личности, осознанно строящей свою деятельность согласно требованиям экологического императива, и недостаточной ориентацией системы общего среднего образования на формирование у учащихся экологической компетентности;

• на научно-педагогическом уровне — между значимостью естественнонаучного образования в формировании экологической компетентности учащихся и сокращением часов, отводимых на изучение естественнонаучных дисциплин в школе;

• на научно-методическом уровне — между необходимостью в осуществлении качественного естественнонаучного образования, основанного на деятельно-стном подходе в формировании экологической компетентности школьников, и недостаточной разработанностью организационных и содержательно-методических аспектов процесса организации исследовательской деятельности учащихся в школе.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность исследования, а также определяет проблему, которая заключается в разработке эффективной методики формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности.

Цель исследования — научное обоснование и разработка методики формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании.

Объект исследования — процесс естественнонаучного образования старших школьников.

Предмет исследования — формирование экологической компетентности старших школьников на основе организации исследовательской деятельности при изучении предметов естественнонаучного цикла.

Гипотеза исследования. Процесс формирования экологической компетентности старших школьников будет проходить эффективно, если:

• в основу формирования экологической компетентности старших школьников положены взаимодополняющие друг друга проблемно-деятельностный, компетентностный, праксеологический и субъектный подходы;

• этот процесс осуществляется на основе реализации исследовательской деятельности школьников в естественнонаучном образовании;

• создана и реализуется модель организации образовательного процесса по развитию экологической компетентности школьников, основанная на принципах системности экологического обучения, нравственного экологического императива, проблемно-целевой ориентации учебной деятельности, на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и с социокультурным окружением;

• разработана и используется методика формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании, включающая диагностичные цели, теоретические положения, определяющие отбор содержания, форм и методов осуществления исследовательской деятельности в предметах естественнонаучного цикла, критерии и инструментарий оценивания уровня сформированное&tradeэкологической компетентности учащихся, — обеспечивающая комплексное использование ресурсов основного школьного естественнонаучного и дополнительного образования.

В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы раскрыть сущность основных методологических подходов к решению исследуемой проблемы.

2. Уточнить структуру и содержание базовых для исследования понятий.

3. Спроектировать модель организации образовательного процесса по развитию экологической компетентности школьников на основе исследовательской деятельности.

4. Разработать методику формирования экологической компетентности на основе исследовательской деятельности в предметах естественнонаучного цикла, включающую диагностичные цели, теоретические положения, определяющие отбор содержания, форм и методов осуществления исследовательской деятельности в предметах естественнонаучного цикла, критерии и инструментарий оценивания уровня сформированности экологической компетентности учащихся.

5. Провести опытно-поисковую работу с целью проверки эффективности разработанной методики.

Теоретико-методологической основой исследования служат положения проблемно-деятельностного подхода в образовании (JI.C. Выготский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.), педагогические положения об компе-тентностном подходе (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, А.П. Тряпи-цина, A.B. Хуторской и др.), подходы к формированию экологической компетентности учащихся (C.B. Алексеев, E.H. Дзятковская, Д. С. Ермаков, А.Н. За-хлебный и др.) — психолого-педагогические положения об исследовательской деятельности, ее структуре, методологии (Н.Г. Алексеев, В. И. Андреев, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, A.B. Леонтович, А. Н. Поддъяков, А. И. Савенков, Т. Н. Шамова и др.), положения о развитии субъектности в ходе исследовательской деятельности (В.Д. Небылицин, В. И. Панов, В. И. Слободчиков, С. Л. Рубинштейн и др.) — методические положения о содержании экологического образования (И.Т. Гайсин, С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, A.B. Миронов, Л. В. Моисеева, Г. П. Сикорская, Г. И. Таршис, Л. Г. Таршис, З. И. Тюмасева, М. А. Якунчев и др.) — подходы к оценке эффективности обучения (Е.С. Заир-Бек, П. В. Зуев, В. А. Игнатова, И. И. Нурминский, Е. В. Титова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — понятийно-терминологический анализ литературы, сравнительный анализ, обобщение и систематизация научных направлений и образовательных программ, моделирование, конструированиеэмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, анализ результатов опытно-поисковой работы, статистическая обработка и интерпретация данных.

Этапы исследования. На первом этапе (2005;2007гг.) изучалась и анализировалась научная, научно-методологическая, учебно-методическая литература по проблемеразрабатывалась теоретическая модель исследованиявыявлялись направления исследовательской деятельности школьников, формы и методы ее организации с учетом образовательных ресурсов.

Второй этап (2007;2009гг.) предусматривал организацию экспериментальной работы с целью уточнения и проверки рабочей гипотезы, отработки модели организации образовательного процесса в предметах естественнонаучного цикла на основе исследовательской деятельности, способствующей развитию экологической компетентности школьников. Разрабатывались теоретические положения, определяющие отбор содержания, форм и методов осуществления исследовательской деятельности в предметах естественнонаучного цикла, критерии и инструментарий оценивания уровня сформированное&tradeэкологической компетентности учащихся. Были созданы методические рекомендации и учебное пособие для педагогов по организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся в предметах естественнонаучного цикла и внеурочной деятельности.

На третьем этапе исследования (2009;2011гг.) проводилась проверка эффективности разработанной методики по формированию экологической компетентности средствами исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, различающихся ресурсными возможностями основного и дополнительного экологического образования.

Экспериментальная база исследования: образовательные учреждения основного общего и дополнительного образования г. Екатеринбурга и Свердловской области, кафедра естественнонаучного и математического образования ГБОУ ДПО СО «ИРО». Общее число участников опытно-поисковой работы составили 322 учащихся седьмых — одиннадцатых классов и 157 учителей предметов естественнонаучного цикла и педагогов дополнительного образования.

Научная новизна результатов исследования заключается: • в выделении исследовательской деятельности как ключевой в формировании экологической компетентности личности, развивающей экологические знания, умения, опыт деятельности и ценностные смыслы, мотивацию и волевые качества, значимые для осуществления экологической деятельности;

• в обосновании необходимости объединения проблемно-деятельностного, компетентностного, праксеологического и субъектного подходов в практике формирования экологической компетентности старших школьников;

• в проектировании модели организации образовательного процесса по развитию экологической компетентности старших школьников, основанной на принципах системности экологического обучения, нравственного экологического императива и проблемно-целевой ориентации учебной деятельности, на активном взаимодействии субъектов образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и с социокультурным окружением;

• в разработке методики формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании, важными аспектами которой являются:

— комплексное использование ресурсов основного школьного естественнонаучного и дополнительного образования;

— формулирование диагностичных целей, выделение методических принципов, оснований и критериев для отбора содержания и форм организации исследовательской деятельности;

— выделение этапов формирования экологической компетентности у школьников в процессе реализации исследовательской деятельности;

— уточнение критериев и разработка инструментария оценивания уровня сформированности экологической компетентности учащихся на основе использования квалиметрического метода.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнение содержания трехкомпонентной структуры экологической компетентности (когнитивный, практически-деятельностный и ценностно-мотивационный) в категориях: «знания», «умения», «опыт деятельности», «мотивации», «ценностные смыслы» и «волевые качества» — развивает положения компетентностного подхода об экологической компетентности как интегративного качества индивидуальности, необходимого элемента в формировании экологической культуры личности;

— объединение проблемно-деятельностного, компетентностного, праксеоло-гического и субъектного подходов в практике формирования экологической компетентности развивает представление о процессе формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности;

— выделение положений, определяющих отбор содержания и форм организации исследовательской деятельности в предметах естественнонаучного цикла (принципы, основания, критерии), а также этапов формирования экологической компетентности у школьников в процессе реализации исследовательской деятельности, конкретизирует деятельностный и компетентностный подходы в естественнонаучном образовании.

Практическая значимость исследования:

— разработанная методика формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности расширяет представление о возможностях предметов естественнонаучного цикла в достижении результата школьного экологического образования;

— созданные методические пособия для учителей: «Особенности проектно-исследовательской деятельности учащихся в области экологии» (2006г.) и «Развитие экологической компетентности учащихся средствами исследовательской деятельности» (2010г.) — способствуют развитию исследовательского подхода в школьном естественнонаучном образовании;

— разработанные методические рекомендации в составе информационного источника сложной структуры, мультимедийного справочника-определителя (ИИСС ММСО) «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал и Западная Сибирь» (2008г.), способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся на уроках природоведения (5 кл.), биологии (6−11 кл.) и экологии (7, 9 кл.). ММ СО размещен в свободном доступе в сети интернет:

Коллекция Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) за N 158 355. (http://school-collection.edu.ru);

— усовершенствование методических разработок для проведения педагогической диагностики и самодиагностики позволяет определить уровень сформированное&tradeу школьников структурных компонентов экологической компетентности.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

• через участие в проекте «Информатизация системы образования», реализованного Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), в конкурсе на разработку ИИСС для системы общего образования (Москва, 2005 — 2008) — через работу на семинарах и конференции НФПК «Информатизация образования сегодня и завтра: проект ИСО и развитие российской школы» (Москва, 2005, 2006, 2008);

• через участие в городской целевой программе по экологическому просвещению и образованию населения города Екатеринбурга (2007);

• через участие в научно-практических конференциях и семинарах международного (Екатеринбург, 2006, 2008, 2009, Москва, 2009, 2010), федерального (Екатеринбург, 2008, 2010, Санкт-Петербург, 2008) и регионального уровня (Екатеринбург, 2005, 2007, 2010, 2011);

• в виде публикаций статей (Москва, 2009, 2010, Санкт-Петербург, 2008, Екатеринбург, 2005 — 2011) и учебно-методического пособия (Москва, 2008);

• через работу в авторской образовательной программе дополнительного профессионального образования «Методологические, технологические и содержательные аспекты экологического образования» и тематических семинарах повышения квалификации педагогов ГБОУ ДПО СО «ИРО» (20 052 011гг.).

Внедрение результатов исследования. Материалы диссертации используются при организации учебно-исследовательской деятельности в МОУ Лицей (г.Качканар, Свердловская обл.), МОУ лицей № 135 (г.Екатеринбург), МБОУ ДОД «Городской детский экологический центр» (г.Екатеринбург), в работе кафедры естественнонаучного и математического образования ГБОУ ДПО СО «ИРО».

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и научных выводов исследования обеспечена методологической, теоретической и практической обоснованностью проблемы исследованияадекватностью методов исследования целям и задачам работыпоследовательностью проведения опытно-поисковой работырепрезентативностью выборкиприменением метода математической статистикиположительной оценкой методических материалов педагогической общественностью (учителями школ г. Екатеринбурга и Свердловской области, участниками образовательных программ повышения квалификации, семинаров и конференций).

Положения, выносимые на защиту: 1. Процесс формирования экологической компетентности старших школьников с использованием исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании, реализуемый поэтапно (пропедевтический, формирующий, этап закрепления экологической компетентности, этап углубления экологического мировоззрения), должен осуществляться на основе проблемно-деятельностного, компетентностного, праксеологического и субъектного подходов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих обеспечить позитивный результат образования.

2. Модель организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности по развитию экологической компетентности школьников в естественнонаучном образовании основана на принципах системности экологического обучения, нравственного экологического императива и проблемно-целевой ориентации учебной деятельности, на взаимодействии учителей естественнонаучного цикла, учащихся, педагогов дополнительного образования, представителей науки, методистов, родителей, а также на взаимодействии субъектов образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и с социокультурным окружением.

3. Наиболее эффективным средством формирования экологической компетентности старших школьников является организация исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании, своим методологическим потенциалом и практической направленностью развивающая у школьников не только экологические знания, умения, опыт деятельности, но и экологические ценности и смыслы.

4. Методика формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании, включающая диагностичные цели, теоретические положения, определяющие отбор содержания, форм и методов осуществления исследовательской деятельности в предметах естественнонаучного цикла, критерии и инструментарий оценивания уровня сформированное&tradeэкологической компетентности учащихся, обеспечивает комплексное использование ресурсов основного школьного естественнонаучного и дополнительного образования.

5. Оценка уровня сформированное&tradeэкологической компетентности старших школьников на основе использования квалиметрического метода повышает объективность оценивания образовательных результатов и усиливает эффективность образовательного процесса, обеспечивая возможность гармонизации развития всех компонентов экологической компетентности учащихся.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 199 источников и 6 приложений. Объем работы — 176 стр.

Основные результаты и выводы исследования:

1. Определены психолого-педагогические подходы к решению исследуемой проблемы, включающие положения об экологической компетентности как качестве личности, ее компонентах, условиях формирования, об особенностях исследовательской деятельности.

Для использования на практике доработано содержание трехкомпонент-ной структуры экологической компетентности учащихся: когнитивный (экологические знания и умения), практически-деятельностный (опыт деятельности) и ценностно-мотивационный компоненты (экологические ценностные смыслы, мотивации и волевые качества, значимые для осуществления экологической деятельности).

Обоснована необходимость объединения проблемно-деятельностного, компетентностного, праксеологического и субъектного подходов в практике формирования экологической компетентности старших школьников.

2. Разработана модель организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности по развитию экологической компетентности школьников, состоящая из 5 блоков: организационного, диагностического, целевого, процессуального и коррекционного. Модель основана на принципах системности экологического обучения, нравственного экологического императива, проблемно-целевой ориентации учебной деятельности. В основу модели заложено взаимодействие учителей естественнонаучного цикла, педагогов дополнительного образования, представителей науки, методистов, учащихся, родителей на основных этапах деятельности.

3. Разработана методика формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании, обеспечивающей комплексное развитие всех компонентов экологической компетентности (экологических знаний, умений, опыта деятельности, мотиваций, ценностных смыслов и волевых качеств, значимых для осуществления экологической деятельности).

Сформулированы методические принципы, основания и критерии для отбора содержания, форм и методов организации исследовательской деятельности.

4. Определены основные условия, обеспечивающие эффективность методики формирования экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании: интеграция содержания естественнонаучных дисциплин на основе экологической составляющейинтеграция обучения на основе организации исследовательской деятельностикомплексная оценка уровня сформированности экологической компетентности учащихсясоздание творческой рабочей группы учителей естественнонаучных дисциплин и их взаимодействие с педагогами дополнительного образования, представителями науки, учащимися, родителями.

Организацию обучения на основе исследовательской деятельности необходимо строить в соответствии с этапами становления субъектности учащихся как субъекта исследовательской деятельности. Каждый из этапов должен быть завершен, поскольку каждый предшествующий из них является предпосылкой и субъективным средством овладения последующей стадией.

Выделены этапы формирования экологической компетентности у школьников в процессе реализации исследовательской деятельности: пропедевтический, формирующий, этап закрепления экологической компетентности и этап углубления экологического мировоззрения.

5. Разработаны подходы к оценке уровня сформированности экологической компетентности учащихся на основе использования квалиметрического метода, которая позволяет получить объективные результаты при применении количественных и качественных методов.

Предложена система практических заданий исследовательского характера для школьников (по биологии, экологии, природоведению), направленная на формирование экологической компетентности учащихся и развитие у них исследовательского типа мышления.

6. Эффективность предлагаемой методики, направленной на формирование экологической компетентности учащихся на основе исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным предметам, подтверждена опытно-поисковой работой, проводившейся в 2005;2011гг.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике работы учителей естественнонаучного цикла, педагогов дополнительного образования, на образовательных программах и семинарах повышения квалификации учителей естественнонаучных дисциплин, администрации школ и учреждений дополнительного образования, при подготовке курсовых и квалификационных работ студентами педагогических вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предметом настоящего исследования являлся процесс формирования экологической компетентности учащихся средствами исследовательской деятельности в предметах естественнонаучного цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Смыслообразование в учебном процессе Текст.: дис.. д-ра психол. наук / И. В. Абакумова.- Ростов н/Дону, 2003. 440 с.
  2. Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности Текст. / Н. Г. Алексеев, A.B. Леонтович: Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. — С. 64−68.
  3. Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся Текст. / Н. Г. Алексеев, A.B. Леонтович, A.B. Обухов, Л. Ф. Фомина. // Исследовательская работа школьников. 2002. — № 1. — С. 24−33.
  4. C.B. Экологическое образование в базовой школе Текст. / C.B. Алексеев, Н. В. Груздева, Л. В. Симонова: метод, пособие / под общ. ред. C.B. Алексеева. СПб.: Спец-Лит, 2000. — 88 с.
  5. А.А. Исследовательская деятельность как форма экологического образования и воспитания учащихся Текст. / A.A. Андрианова // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 3. — С. 92−96.
  6. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1981. 96 с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы) Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  8. Е.Л. Экологическая компетентность будущих специалистов: пси-холого-акмеологические условия и факторы развития Текст. / Е. Л. Базаров // Акмеология. 2009. — № 2. — С. 33−38.
  9. Ю.Баранников A.B. Содержание общего образования: компетентностный подход Текст. / А. В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  10. П.Белкин A.C. Ситуация успеха Текст.: кн. для учителя / А. С. Белкин Екатеринбург: УРГПУ, 1997.- 185 с.
  11. A.C. Педагогический мониторинг образовательного процесса Текст. / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков. Екатеринбург, 1997. — 126 с.
  12. A.C. Основы возрастной педагогики: учеб.'пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / А. С. Белкин. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 192 с.
  13. Т.Н. Инновации и качество школьного образования: научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ Текст. / Т. Н. Беркалиев Е.С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. СПб: Каро, 2007. — 144 с.
  14. А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / А. Г Бермус. Интернет-журн. Эйдос, 2005. — (http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm)
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  16. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 8−14.
  17. В.Н. Региональная экология // пособие для учителя Текст. / В. Н. Большаков, B.C. Безель, Л. Г. Таршис, Г. И. Таршис. Екатеринбург.: «Сократ», 1998.- 176 с.
  18. Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций Текст. / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич // Педагогика 2004. — № 10. — С. 23−31.
  19. П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст. / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. — С. 58−61.
  20. К.Н. Идеальный детский сад // Свободное воспитание: сб. избр. трудов / под ред. Л. Д. Филоненко. М., 1993.
  21. Е.А. Экологизация содержания профильного курса биологии на основе изучения биологического разнообразия Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Власова. Астрахань, — 2009. — 23 с.
  22. JI.C. Педагогическая психология Текст. / под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  23. A.B. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания Текст.: монография / A.B. Гагарин. М.: Изд-во РУДН, 2005. — 196 с.
  24. A.B. Структура и типология природоориентированной деятельности учащихся Текст. / A.B. Гагарин // Вестник ОГУ. Приложение «Гуманитарные науки». -2005. -№ 2. С. 138−141.
  25. С.Н. Экология: учебная книга // Экология и жизнь. 1997. — № 2-З.-С. 22−28.
  26. Г. Б. Попытка определения компетенции как образовательного результата Текст.: Современные подходы к компетентно-ориентированному образованию / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. Материалы семинара. — Самара: Изд-во Профи-2001.
  27. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования
  28. B.В.Давыдова // Известия РАО. 2000. — № 2.
  29. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов Текст. / В. В. Давыдов. М.: Пед. об-во России, 2000. — 480 с.
  30. В.Б. Учебно-исследовательская практика по ботанике как форма развития исследовательской деятельности бакалавров естественнонаучного образования Текст.: дис.. кан. пед. наук / В. Б. Данилевская.1. C.-Пб., 2009. 149 с.
  31. Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики Текст. / Н. С. Дежникова, // Педагогика. 2002, — № 10.
  32. О.Ю. Исследовательская работа как один методов активного обучения школьников экологии Текст. / О. Ю. Деревенская // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 3. С. 100−101.
  33. С.Д. Экологическая психология и педагогика Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 476 с.
  34. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания Текст.: монография / С. Д. Дерябо. М.: Институт практической психологии, 1999.- 310 с.
  35. E.H. Культурологический подход к общему экологическому образованию. Текст. / E.H. Дзятковская, А. Н. Захлебный, // Педагогика. -2009,-№ 9. -С. 35−43.
  36. E.H. Проект государственного стандарта общего образования и новые возможности школьного экологического образования. Текст. / E.H. Дзятковская // Биология в школе, 2010, — № 1. — С. 47−51.
  37. Долгосрочный комплексный план мероприятий по развитию экологического образования и просвещения населения Свердловской области до 2015 года. Екатеринбург, 2004.
  38. Дж. Демократия и образование Текст. / Дж. Дьюи. пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 2000.
  39. Т.В. Развитие эколого-валеологической компетентности старшеклассников в условиях инновационного пространства гимназии Текст.: дис.. кан. пед. наук / Т. В. Дядюн. Екатеринбург, 2009. — 191 с.
  40. Д.С. Учимся решать экологические проблемы Текст. / Д. С. Ермаков, И. Д. Зверев, И.Т. Суравегина-М.: Из-во «Школьная пресса», 2002. 110с.
  41. Д.С. Элективные курсы для профильного обучения Текст. / Д. С. Ермаков. Педагогика, 2005, — № 2. — С. 36−41.
  42. Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Д. С. Ермаков. М., 2009. — 39 с.
  43. А.Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения. Текст. / А. Н. Захлебный, E.H. Дзятковская, // Экология и жизнь. -2009,-№ 10(95).-С. 36−41.
  44. И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Текст. / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. Ижевск: ИЦПКПС, 2001,-98 с.
  45. И.А. Компетентность человека новое качество результата образования. Электронный ресурс., http://\4vw.bi gpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/matenal-barnaul/aktual-vopros/2−3/kniga2/kniga2.doc (дата обращения: 27.07.2010).
  46. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
  47. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  48. П.В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников Текст.: монография / П. В. Зуев. Екатеринбург, УрГПУ, 2000.
  49. П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход) Текст.: монография / П.В.Зуев- Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.
  50. П.В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике в средней школе Текст.: дис.. док. пед. наук / П. В. Зуев. СПб., 2000. — 362 с.
  51. П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе Текст.: метод, пособие для учителей / В. П. Зуев, О. П. Мерзлякова. Екатеринбург: УрГПУ, 2009. — 117 с.
  52. П.В. Простые опыты по физике в школе и дома Текст. метод, пособие для учителей / В. П. Зуев. Екатеринбург: УрГПУ, 2011. — 142 с.
  53. Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод, пособие Текст. / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
  54. Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с. -(Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика.» Вып. 6 (12)).
  55. В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. Текст.: монография. В. А. Игнатова // под. ред. акад. РАО, д-ра пед. наук, проф. В. И. Загвязинского, Тюмень. Изд-во ТюмГУ, 1998. — 196 с.
  56. К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингекамп М.: Педагогика, 1991.-238 с.
  57. Е.И. Диалог на лестнице успеха : книга для учителя и родителей Текст. / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина. СПб.: «Петербург XXI», 1997.
  58. Н.Ф. Формирование компетенции старшеклассников в сфере экологического образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Ф. Казакова. Ижевск, 2004. — 198 с.
  59. В.Б. Гуманистическая модель экологического образования Текст. / В. Б. Калинин // Вестник АсЭкО. 1998. — № 1. — С. 3−8.
  60. В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель ученик» Текст. / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  61. Г. С. Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспекты: пособие для преподавателей и студентов Текст. / отв. ред. A.A. Касьян. М: Омега, 1995.
  62. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования Текст. / под ред. М. Н. Скаткина, В.В.Краевского- М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  63. Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Текст.: учеб.-метод, пособие / Н. Ю. Конасова. СПб.: Каро, 2006.- 112 с.
  64. О.С. Формирование опыта исследовательской деятельности старшеклассников в научных обществах учащийся по экологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. С. Кононенко Кемерово, 2005. — 197 с.
  65. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2002.
  66. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. Текст. / В. В. Краевский. М.: Пед. общество России, 2000.
  67. В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. Текст. / В. В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. 2003. -№ 2, с. 3−10.
  68. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя : учеб.-метод, пособие Текст. / Ю. Г. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2002. -128 с.
  69. JI.M. Практика обработки и представления результатов педагогического исследования Текст. /' JI.M. Кустов: учеб. пособие. Челябинск: Акме-Проф, — 2006. 4.2. — 60 с.
  70. И.Я. Экскурсии в природу по физике и биологии. Текст. / И. Я. Ланина, В. П. Соломин. Спб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 185 с.
  71. O.E. Компетентностный подход в образовании Текст. / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 5−12.
  72. Л.А. Исследовательская работа школьников в аспекте эколого-нравственного воспитания Текст. / Л. А. Лебедева // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 3. — С. 97−99.
  73. B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. Текст. / B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002.-384 с.
  74. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  75. A.B. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Текст. / A.B. Леонтович // Народное образование. -1999.-№ 10.
  76. A.B. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся Текст. / A.B. Леонтович // Школьные технологии. 2001. — № 5. — С. 146−149.
  77. A.B. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания Текст. / A.B.Леонтович // Завуч. 2001. — № 1. — С.107- 111.
  78. A.B. Концептуальные основания модели организации исследовательской деятельности учащихся Текст. / A.B.Леонтович // Школьные технологии. 2006. — № 5. С. 63−71.
  79. А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  80. И .Я. Дидактика средней школы Текст. / И .Я. Лернер, М.Н. Скат-кин. -М.: Просвещение, 1977.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  82. А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения. Текст.: практико-ориентированная монография / А.Ю. Либе-ров. М.: Институт экономических стратегий, 2007, — 108 с.
  83. Ю.Б. Работа над экологическими проектами Текст. / Ю. Б. Макаров, Ю. Е. Дорохин // Исследовательская работа школьников. 2003. — № З.-С. 113−116.
  84. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977.
  85. М.И. Современный урок: вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  86. .М., Наумова Л. Г. Популярный экологический словарь./Под ред. А. М. Гилярова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Тайдекс Ко, 2002. — 384 е.: илл. (Библиотека журнала «Экология и жизнь»),
  87. A.B. Преподавание экологии в школе Текст. / A.B. Миронов. М.: Владос, 2004.-223 с.
  88. H.H. Логика динамических систем и развитие природы и общества Текст. / H.H. Моисеев // Вопросы философии. 1999. — № 4.
  89. Л.В. Экологическое образование: исторический аспект Текст.: моногр. / Л. В. Моисеева. Екатеринбург: УрГПУ, НПЦ «УНИКУМ», 1996.
  90. Л.В. Альтернативные модели экологического образования моногр. / Л. В. Моисеева. Екатеринбург: УрГПУ, 1997.
  91. Л.В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики. Текст. / Л. В. Моисеева // Успехи современного естествознания. 2004. — № 7. — С. 67−69.
  92. Л.В. Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития Текст.: монография / Л. В. Моисеева. Екатеринбург, 2009.-306 с.
  93. Н.В. Методика использования средств мультимедиа и интернет-технологий для развития исследовательских умений в разделе «Животные» Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Мусинова, — С. -Пб., 2007. -169 с.
  94. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Текст. / В. Д. Небылицин. М., 1976. — 178 с.
  95. , A.M. Методология учебной деятельности. Текст. / A.M. Новиков. -М.: «Эгвес», 2005. — 176 с.
  96. Нуризянов Р. М, Развитие экологической культуры учащихся в учебно-исследовательской деятельности: Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Р. Ф. Нуризянов. Казань, 2000. — 27 с.
  97. Н.И. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся Текст. / Н. И. Нурминский, Н. К. Гладышева. -М.: Педагогика, 1991. 224 с.
  98. A.C. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? Текст. / A.C. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 4. — С. 18−23.
  99. A.C. Исследовательская позиция личности Текст. / A.C. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С.61−75.
  100. Н.П. Экология животных. Образовательная программа в рамках деятельности ОЛЭЛ. «Экология» Текст. сб. программ по экологии учителей практиков г. Екатеринбурга / Н. П. Овсянникова. Екатеринбург, 2008. — С. 42−40.
  101. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская АН.- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996 -928 с.
  102. В.И. Тезисы об этапах превращения двигательной активности в двигательную деятельность Текст. // Материалы международной научной конференции психологов спорта и физической культуры: «Рудиковские чтения» М., 2004. — С. 65−68.
  103. В.И. Психология экологического сознания. Текст. / В. И. Панов // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 4. — С. 6−23.
  104. А. Учебные исследования и проекты понятия близкие, но не тождественные Текст. / А. Пентин // Директор школы. — 2006. — № 2. — С. 47−52
  105. А. Компетентностный подход и современные учебники: можно ли совместить почти несовместимое? Текст. / А. Пентин // Директор школы.-2007,-№ 1.-С. 62−68.
  106. О.В. Полевые практики как средство развития познавательной самостоятельности школьников Текст. / О. В. Петунин // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 3. — С. 117−119.
  107. О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла Текст.: монография / О. В. Петунии Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2003. — 124 с.
  108. Планкетт J1. Выработка и принятие управленческих решений. Текст. / JI. Планкетт, Г. Хейл. М.: Экономика, 1984. — 168 с.
  109. А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности Текст. / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. 2006. — № 3. — С. 85−90.
  110. С.Н. Дифференцированное обучение школьников в системе географического образования: история и современность Текст.: монография / С. Н. Поздняк. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. — 309 с.
  111. Е.С. Типология проектов // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Текст. / Е. С. Полат М.: Академия, 2001. — 228 с.
  112. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. Текст. / Дж. Равен / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2001, -142 с.
  113. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Текст. / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002, — 253 с.
  114. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург, 2006.
  115. О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / О. Г. Роговая СПб., 2007. — 306 с.
  116. Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся Текст. / Г. А. Русских // Дополнительное образование. 2001. — № 7/8.
  117. А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания Текст. / А. И. Савенков. Ярославль: Академия развития, 2002. — 208 с.
  118. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Текст. / А. И. Савенков. -М.: «Сентябрь», 2003.
  119. А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании Текст. / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2004. -№ 1. — С. 22−32.
  120. А.И. Аспекты компетентности Текст. / А. И. Савенков // Директор школы. 2004. — № 6 — С. 40−48.
  121. А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению Текст. / А. И. Савенков: учеб. пособие. М.: «Ось-89», 2006. -480 с.
  122. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Текст. / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  123. Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  124. Г. П. Основные методологические подходы к содержанию экологического образования Текст. / Г. П. Сикорская // Образование и наука. 2009. — № 9. — С. 11−22.
  125. Л.П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков Текст. / Л. П. Симонова // Дополнительное образование. 2001. — № 9.
  126. П.М. Развитие исследовательских умений у учащихся 7−8 классов во внеклассной работе по биологии в полевых условиях Текст. // автореф. дис.. канд. пед. наук / П. М. Скворцов. М., 1999. — 19 с.
  127. В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования. Текст. / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С. 34−38.
  128. .Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера Текст. / Б. Е. Стариченко // Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. — 218 с.
  129. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. М., 1984., Bloom B.S. Texonomy of educational objectives: The classification of educational goals. New York, 1956.
  130. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
  131. Н.П. Всеобщее экологическое Текст. / Н. П. Тарасова, Н. Ф. Церцек, М. В. Рыбакова // Экология и жизнь. 2003. — № 6(41). — С.30.
  132. Л.Г. Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования Текст.: учеб. пособие для студ. пед ВУЗов- под ред. B.C. Безеля / Л. Г. Таршис, Г. И. Таршис. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2007. -135 с.
  133. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1989. 320 с.
  134. , Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии Текст. / Е. В. Титов // Педагогика. 2003. — № 9, — С. 39 — 45.
  135. , А.П. Инновационные процессы в образовании Текст. / А. П. Тряпицина. -М.: Современник, 1997. 158 с.
  136. А.П. Инновационные процессы в образовании Текст. / А. П. Тряпицина. -М.: Современник, 1997. 158 с.
  137. З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека. Текст. / З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша Челябинск: ЧГПУ, 2003.
  138. З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования. Текст. / З. И. Тюмасева. Челябинск: ЧГПУ, 2006. — 322 с.
  139. А.Д. Перспективы экоразвития Текст. / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1990.- 168 с.
  140. A.B. Методика формирования у учащихся учебных умений и навыков Текст.: Методические рекомендации для студентов и учителей школ / A.B. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1982. — 26 с.
  141. A.B. Формирование у учащихся учебных умений Текст. / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  142. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М.: Минобразования России, 2010.
  143. Г. М. Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников (на примере Республики Саха) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. М. Федоров. М. 2007, — 24 с.
  144. И.Д. За что в ответе? (Компетентностный подход в образовании) Текст. / И. Д. Фрумин // Перемены. 2004. — № 2. — С. 117−129.
  145. У.М. Формирование экологической культуры старшеклассников Текст. / У. М. Хайбулаева, Г. Г. Недюрмагомедов, У. М. Цатуров // Педагогика. 2008. — № 3. — С. 17−22
  146. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B.Хуторской // Народное образование 2003, — № 2 — С. 58−64.
  147. A.B. Ключевые компетенции: Технология конструирования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование 2003, — № 5- С.55−61.
  148. , A.B. Практикум по дидактике и методикам обучения. Текст. / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. — 541 с.
  149. A.B. Современная дидактика. Текст.: учеб. пособие. /А.В.Хуторской. М: «Высшая школа», 2007, — 639 е.: изд-е 2-е, перераб.
  150. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 1998.
  151. Е.К. Проектная и исследовательская деятельность в рамках предметов базисного учебного плана Текст. / Е. К. Чиркова // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 1. — С. 137−139.
  152. JT.C. Формирование экологической компетентности учащихся 8−11 класса в образовательных учреждениях в процессе обучения географии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / J1.C. Чопенко. Чебоксары, 2008.-28 с.
  153. И.К. Программно-целевая психология управления Текст.: учеб. пособие / И. К. Шалаев. Барнаул: гос. пед. ун-т. — [Изд. 3-е, испр. и доп.]. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. — 216 с.
  154. Т.И. Активизация учения школьников. Текст. / Т. И. Шамова -М., 1981.
  155. Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе Текст.: монография / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.
  156. Ю.А. Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Шаронова. Ульяновск, 2006. — 26 с.
  157. Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе Текст. / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. -2005.-№ 5.-С. 82−87.
  158. A.JI. Развитие исследовательской культуры студентов средне-специального учебного заведения Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.JI. Шихова. Киров, 2007. — 187 с.
  159. В.А. Проблемы проверки научного знания Текст. / В. А. Штофф, Б. В. Марков // Проблемы методологии науки и научного творчества / под ред. проф. В. А. Штоффа и проф. A.M. Мостепаненко. М.: Высшая школа, 1978.
  160. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание» Текст. / общ. ред. сборника А. Г. Каспаржака. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. — 96 с.
  161. .Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения Текст. / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
  162. Д.Б. Избранные психологические труды. Текст. / Д. Б. Эльконин М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  163. В.А. Познание явлений жизни. Текст. / В. А. Энгельгардт. -М.: Наука, 1985. С. 116.
  164. М.А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней образовательной школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / М. А. Якунчев Саранск, 2002. — 465 с.
  165. В.А. История и психология формирования экологической культуры (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). Текст. / В. А. Ясвин. -М.: Наука, 1999.-97 с.
  166. Bruner J. S. Processes of cognitive growth: Infancy. Worcester: MA, Clark University Hress, 1968.
  167. Bruner J. S. The process of education. Cambridge: Harvard University Hress, 1962.
  168. Lewy A. Planning the school curriculum. Paris, 1977.
  169. Schwab J.J. Brandwein P.F. The teaching of science. Cambridge, 1962.
  170. The Role of National Qualification Systems in Promoting Lifelong Learning. OECD (2005).
  171. Voss H.-G. W. Learning, development, and synergetics // J. Valsiner & H.-G. W. Voss (Eds.) The structure of learning processes. Norwood, N.J., Ablex Publishing Cooperation, 1996. Pp. 17−44.
  172. White B. The first three of life. N. Y.: Prentice-Hall, 1975.
  173. Этапы исследовательской деятельности по решению экологических проблем
Заполнить форму текущей работой