Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Опыт организации классного и внеклассного чтения в аспекте взаимосвязи (7-8 классы)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второе место в качестве источника информации о новых книгах занимает ответ «от друзей, знакомых» — 38,3% (23 человека). Третье место — 30% (18 человек) — «от родителей, родственников». Неплохим показателем можно считать четвертое место — «от учителей» — 26,7% Однако в масштабах исследования цифра в 16 человек из 60 — это далеко не оптимальный уровень. Складывается впечатление, что, возможно… Читать ещё >

Опыт организации классного и внеклассного чтения в аспекте взаимосвязи (7-8 классы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Читательские интересы учеников 7−8 классов: результаты констатирующего эксперимента

С целью выявления читательских интересов учеников 7−8 классов нами было проведено анкетирование в двух 7-х и двух 8-х классах СОШ № 75 г. Черноголовка Московской области. В опросе приняли участие 60 человек, из них 22 девочки и 21 мальчик в возрасте 12−13 лет, 8 девочек и 9 мальчиков в возрасте 14−15 лет. В целом опрос состоял из 15 вопросов.

Отвечая на первые два вопроса, ученики указывали свой пол и возраст. В остальных вопросах ученикам необходимо было отметить один или более ответов. Некоторые вопросы были открытого типа. Также была предоставлена возможность написать свой вариант ответа.

3. Как ты относишься к чтению? (отметь не более трех ответов) не представляю жизни без книг мне нравится читать, я много читаю люблю читать, но не хватает времени читаю для выполнения задания иногда читаю что-нибудь легкое, чтобы развлечься читаю только для получения информации не люблю читать, скучное занятие чтение сейчас никому не нужно.

4. Сколько книг у тебя в домашней библиотеке? (отметь один ответ) менее 50 книг = 1−2 книжные полки от 50 до 300 книг = 1 книжный шкаф от 300 до 500 книг = 2 книжных шкафа от 500 до 1000 книг = 3 книжных шкафа более 1000 книг = 4 и более книжных шкафов.

5. Сколько книг в среднем ты читаешь в месяц (не по школьной программе)? (отметь один ответ) одну-две три-четыре больше четырех (напиши) не читаю.

6. Читают ли твои друзья книги (не по школьной программе)? (отметь один ответ) да, читают много книг да, иногда читают редко нет, почти не читают Какая из книг, прочитанных за последний месяц, тебе запомнилась? Напиши её название (можешь написать названия нескольких книг) Какие книги тебе нравятся? (можешь отметить любые нужные ответы из списка) о природе и животных о профессиях о психологии о путешествиях о жизни замечательных людей по истории о спорте о технике о войне о космосе о будущем о компьютерах комиксы ужастики веселые книги, юмор приключения фантастика энциклопедии фэнтези детективы о современной жизни о сверстниках, дружбе русская классика зарубежная классика стихи о любви модные романы другое (напиши) вообще не люблю читать книги Напиши название любимой книги или нескольких книг: (и авторов, если помнишь).

Кто твой любимый литературный герой (героиня)? Из какой он (она) книги?

С кем ты обсуждаешь прочитанные книги? (можешь отметить несколько ответов) с родителями с друзьями с учителем в Интернете (на форумах, в блогах) с кем-то другим (напиши) ни с кем не обсуждаю.

12. Откуда ты обычно узнаешь о новых книгах? (отметь не более трех ответов) от друзей, знакомых от родителей, родственников в школьной библиотеке в городской библиотеке от учителей из СМИ (по радио, на ТВ, в журналах) в Интернете в книжном магазине видел рекламу книги из другого источника (напиши).

13. Где ты чаще всего берешь книги (не учебники)? (отметь несколько ответов) дома, в домашней библиотеке в школьной библиотеке в городской библиотеке покупаем в книжном магазине у друзей у знакомых, родственников другое (напиши).

Я люблю / не люблю (нужное подчеркни) уроки литературы, потому что Есть ли в современной жизни кто-то, на кого тебе хочется быть похожим? Почему?

Результаты исследования получились информативными для успешной реализации возможностей учителя организовать деятельность на уроках внеклассного чтения во взаимосвязи с уроками литературы.

На вопрос: «Как ты относишься к чтению?» Ученикам можно было отметить не более трех ответов из восьми. 51,7% (31 человек) выбрали ответ «читаю для выполнения задания». 45% (27 человек) отметили, что «иногда читаю что-нибудь легкое, чтобы развлечься». И лишь на третьем месте 41,7% (25 человек) указали, ответ «люблю читать, но не хватает времени». Эти цифры говорят о современной ситуации постоянно высокой нагрузки в школе и за ее пределами, в которой оказались школьники. Современные родители, стремясь дать лучшее образование своим детям, часто увеличивают их учебную нагрузку дополнительными занятиями с репетиторами, таким образом, у подростков просто не остается свободного времени для досугового чтения.

Однако изменившиеся мотивы чтения у современных детей прослеживаются в ответе 28,3% (17 человек), выбравших вариант «читаю только для получения информации».

Пятое место по 13,3% (по 8 человек) разделяют ответы «мне нравится читать, я много читаю» и «не люблю читать, скучное занятие». 5% (3 девочки) ответили «не представляю жизни без книг». И лишь 1 мальчик выбрал ответ о том, что «чтение сейчас никому не нужно». Такая картина свойственна любому времени и не особенно отличается от XIX—XX вв.еков.

Мы попытались проследить, влияет ли на активную позицию по отношению к чтению количество книг в домашней библиотеке. И выявили, что в случаях, когда ученики отмечали ответ «менее 50 книг = 1−2 книжные полки», они чаще всего (13 человек) давали ответы на первый вопрос «читаю для выполнения задания», «читаю только для получения информации», «не люблю читать, скучное занятие». Всего 30% (18 человек) отметили наличие такой маленькой домашней библиотеки у себя дома. Неутешительно, что этот ответ занял второе место в опросе. Уменьшение количества книг подчеркивает тенденцию современного общества к обесцениванию бумажных книг перед электронной информацией. Это же подтверждает ответ «от 50 до 300 книг = 1 книжный шкаф», занявший первое место — 38,3% (23 человека).

Однако обладатели больших домашних библиотек «от 300 до 500 книг = 2 книжных шкафа» — 13,3% (8 человек), «от 500 до 1000 книг = 3 книжных шкафа» — 15% (9 человек) чаще (10 человек) отмечали ответы «мне нравится читать, я много читаю», «не представляю жизни без книг» и «люблю читать, но не хватает времени». Ответ одной девочки «не представляю жизни без книг» сопровождается ответом «более 1000 книг = 4 и более книжных шкафов». На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что только наличие богатой домашней библиотеки не является залогом любви к чтению у современных детей, однако именно обширная домашняя библиотека во многом способствует формированию положительного отношения к досуговому чтению.

На вопрос «Сколько книг в среднем ты читаешь в месяц (не по школьной программе)? (отметь один ответ)» — 63,3% (33 человека) ответили «одну-две». И это можно объяснить тем, что в возрасте 12−15 лет ученики делают выбор в пользу более объемных произведений для самостоятельного чтения. Однако второе место занял ответ «не читаю» — 16,7% (10 человек). Такой высокий показатель обусловлен ответами мальчиков (8 человек). Это обычное явление, свойственное любому времени, традиционно мальчики читают меньше девочек. «Три-четыре» книги читают 15% (9 человек).

«Больше четырех» читают 3 девочки (5%).

Интересны ответы учеников относительно их мнения о читательском опыте своих друзей «Читают ли твои друзья книги (не по школьной программе)?». 55% (33 человека) ответили «да, иногда читают». И этот ответ занимает первое место и у девочек, и у мальчиков. Второй ответ 26,7% (16 человек) «редко». 10% (6 человек), ответившие на первый вопрос «читаю для выполнения задания», отметили «нет, почти не читают». 6,7% (4 девочки), ответившие на первый вопрос «люблю читать, но не хватает времени», выбрали «да, читают много книг».

О разносторонних интересах современных школьников дали представление ответы на восьмой вопрос «Какие книги тебе нравятся? (можешь отметить любые нужные ответы из списка)». В этом вопросе считаем верным дать описание с учетом различий ответов мальчиков и девочек. «Фантастику» любят читать 40% мальчиков (12 человек),.

«о путешествиях» — 33,3% (10 человек), «о войне» — 30% (9 человек);

«детективы», «комиксы», «о спорте» и «о технике» выбрали 26,7% (по 8 человек). В одном ряду интересов также стоят такие жанры «фэнтези»,.

«ужастики», «приключения», «веселые книги, юмор», «о космосе» и «о компьютерах» — 23,3% (по 7 человек). 20% (6 человек" отметили интересными для себя книги «по истории». «О психологии» — 16,7% (5 человек); «о современной жизни», «о будущем», «о природе и животных» — 13,3% (по 4 человека). Низкий интерес отмечается у ответов «стихи»,.

«русская классика», «о любви», «энциклопедии», «другое» — 6,7% (по 2 человека). Это объясняется тем, что русскую классику активно изучают в школе, поэтому в свободное время ученики не отдают ей своего предпочтения, стихи современным детям понимать стало труднее, а читать о любви в 7−8 классах в силу возраста еще не интересно. Неинтересно мальчикам читать и «зарубежную классику», «о жизни замечательных людей», «модные романы» — 3,3% (по 1 человеку).

Однако положительным моментом является то, что ни один мальчик не выбрал ответ «вообще не люблю читать книги». Это говорит нам о том, что даже если ученик выбирает ответ «не люблю читать, скучное занятие», это связано лишь с тем, что он еще не встретился с интересными для него лично книгами. Эту информацию обязательно необходимо взять учителю на вооружение, потому что в этом случае читательский интерес у подростков есть, и важно грамотно и своевременно помочь найти подходящие по интересу книги, чтобы не потерять читателя.

У девочек лидером стал жанр «фэнтези» — 56,7% (17 человек). Второе место занимают «ужастики», «фантастика» и книги «о сверстниках, дружбе».

50% (по 15 человек). Третье место — 46,7% (14 человек) отметили, что им нравятся «приключения». «Веселые книги, юмор» читают 43,3% (13 человек). 36,7% (11 человек) любят читать «о путешествиях». Если.

«детективы» занимают четвертое место в круге чтения мальчиков, то у девочек они занимают шестое место, но в процентном соотношении показатель больше — 30% (9 человек). А вот книги «о современной жизни» привлекают девочек 30% (9 человек), в то время как у мальчиков этот ответ собрал лишь 13,3% (4 человека). 26,7% (8 человек) нравятся книги «о будущем». Одинаково интересны книги «о психологии» и «о войне» — 20% (по 6 человек). А вот «стихи» любят 16,7% (5 девочек), что значительно больше, чем у мальчиков (6,7%, 2 человека). В этом же ряду стоят «комиксы».

16,7% (5 человек). Одинаковое число ответов получили книги «о спорте»,.

«о любви», «русская классика» и «зарубежная классика» — 13,3% (по 4 человека). Менее интересными для девочек являются книги «о космосе», «о природе и животных» и «энциклопедии» — 10% (по 3 человека). Только 6,7% (по 2 человека) отметили в ряду своих интересов книги «о жизни замечательных людей» и «по истории». Совсем не читают девочки «о профессиях», «о технике», «о компьютерах» и «модные романы». Две девочки выбрали ответ «вообще не люблю читать книги», но он был не единственным их выбором. Наряду с этим пунктом они сделали выбор в пользу других вариантов, поэтому можно снова сказать, что у всех учеников есть читательские интересы. Учителю необходимо о них знать, чтобы с опорой на них эффективнее проводить уроки литературы и уроки внеклассного чтения.

Вопрос «С кем ты обсуждаешь прочитанные книги? (можешь отметить несколько ответов)» направлен на выяснение потребности у школьников в диалоге о книгах. И половина учеников (30 человек) обсуждают прочитанные книги «с друзьями». Однако второе место занимает ответ «ни с кем не обсуждаю» — 40% (24 человека). Эту информацию можно объяснить двумя причинами: в первую группу попадают ученики, у которых не сформирована потребность в обсуждении книг, потому что они читают для выполнения заданий, а не для удовольствия; ко второй группе относятся те ученики, которые любят читать, однако не хотят ни с кем говорить о прочитанном. В первом случае учителю важно поработать над желанием общаться о прочитанных книгах, так как именно диалог может стать мостиком на пути к повышению интереса к процессу чтения. Во-втором случае, как говорит современный французский учитель и писатель Даниэль Пеннак, ребенок имеет «право молчать о прочитанном».

«С родителями» говорят о прочитанных книгах 23,3% (14 человек). Обсуждают книги «в Интернете (на форумах, блогах)» 6,7% (4 человека). Однако ответ «с учителем» получил тоже 6,7% (4 человека). Возможно, это свидетельствует о том, что с учителем ученики не заинтересованы обсуждать самостоятельно прочитанные книги, что в этом случае является негативной тенденцией, ставшей последствиями невысокого профессионализма учителя. Учителю важно создавать педагогические ситуации на уроках по литературе и уроках внеклассного чтения, стимулирующие диалоги о самостоятельно прочитанных учениками книгах.

Чтобы лучше понять, чем обусловлен выбор учениками тех или иных книг для самостоятельного чтения, важно проанализировать информацию о том «Откуда ты обычно узнаешь о новых книгах? (отметь не более трех ответов)». И первое место в рейтинге занимает ответ «Другое (В Интернете)».

— 58,3% (35 человек). По нашему мнению, это негативный фактор для развития подрастающих читателей. Опираясь в своем выборе на рекомендации малознакомых источников, часто не имеющих необходимой квалификации в вопросах литературы, ученик останавливает свой выбор на массовой литературе невысокого качества. Использование в Интернете всевозможных способов рекламы и навязывание в прямом смысле книг, которые издательства стремятся продать в как можно большем объеме становятся одной из причин, почему школьники отдают предпочтение литературе развлекательного рода. Несформированное умение школьников критически мыслить становится легкой добычей для участников современного рынка книг и книгоиздателей.

Современному учителю литературы важно уделять время в образовательном процессе для обучения и знакомства учеников с сайтами, предоставляющими качественный контент, посвященный детской и подростковой литературе. Одним из самых удобных и авторитетных мы считаем сайт Российской Государственной Детской Библиотеки (http://rgdb.ru/).

Второе место в качестве источника информации о новых книгах занимает ответ «от друзей, знакомых» — 38,3% (23 человека). Третье место — 30% (18 человек) — «от родителей, родственников». Неплохим показателем можно считать четвертое место — «от учителей» — 26,7% Однако в масштабах исследования цифра в 16 человек из 60 — это далеко не оптимальный уровень. Складывается впечатление, что, возможно, по причине подросткового возраста, у учеников низкий уровень доверия к учителю в вопросах выбора книг для самостоятельного чтения к учителю, либо учитель прилагает недостаточно усилий, чтобы рассказывать ученикам о новых книгах, не уделяет необходимого времени на уроках литературы и, особенно, на уроках внеклассного чтения работе с индивидуальными рекомендательными списками. В любом случае, этот показатель в обязательном порядке необходимо повышать, и это в полной мере зависит от деятельности самого учителя. 21,7% (13 человек) выбрали ответ «в книжном магазине». «Видел рекламу книги» и «из СМИ (по радио, на ТВ, в журналах» — 13,3% (по 8 человек). Эти источники информации независимы и неподконтрольны, поэтому повлиять на них возможности нет. Неутешительно было увидеть, какая низкая информативность о новых книгах приходится на долю «в городской библиотеке» — 5% (3 человека) и «в школьной библиотеке» — 3,3% (2 человека). По сути, два государственных института, основной целью которых является распространение и приобщение к книге, оказались несостоятельными для выполнения своих основных задач. Дело заключается в том, что рейтинг пользования библиотеками у современных детей резко упал. Если раньше за книгой в первую очередь после домашней библиотеки обращались в городскую или школьную библиотеку, то сейчас подростки стараются получать информацию в электронном виде. Проблема школьных библиотек состоит еще и в том, что новые поступления не обеспечиваются. Во многие городские библиотеки книжные новинки не поступают.

Такое положение подтверждают ответы на тринадцатый вопрос «Где ты чаще всего берешь книги (не учебники)? (отметь несколько ответов)». «В городской библиотеке» — 21,7% (13 человек), «в школьной библиотеке» — 8,3% (5 человек), «другое (в Интернете)» — 21,7% (13 человек). Современные дети привыкли «покупать в книжном магазине» — 51,7% (31 человек). На втором месте 38,3% (23 человека) — «дома, в домашней библиотеке», на третьем — 30% (18 человек) — «у друзей», на четвертом — 28,3% (17 человек) — «у знакомых, у родственников».

Большой интерес для учителя представляют результаты ответов на открытый четырнадцатый вопрос «Я люблю / не люблю (нужное подчеркни) уроки литературы, потому что…» 78,3% (47 человек) ответили, что любят уроки литературы, потому что уроки интересные. Вот как аргументируют свой ответ ученики: «Я люблю, на них я узнаю много нового о любимых мною авторов, книгах, о появлении на свет этих книг»; «Я люблю, на них учитель очень интересно рассказывает о разных литературных произведениях»; «Я люблю, мне нравится обсуждать прочитанные произведения, характеризовать героев»; «Я люблю, на них я узнаю много нового о русской и зарубежной литературе давнего времени»; «Я люблю, на них я учусь понимать скрытые мысли писателя (поэта), оценивать героев, разбирать произведения»; «Я люблю, там очень много интересных историй, поступки героев из книг увлекают меня»; «Я люблю, интересно узнавать о новых произведениях». 21,7% (13 человек) сказали о том, что не любят уроки литературы. Ученики объясняют это тем, что им трудно читать классические произведения, учить наизусть стихи и писать сочинения. Вот примеры ответов учеников: «Я не люблю, я не люблю классические произведения»; «Я не люблю, мне не нравится, что нас заставляют читать то, что нам не нравится. Я люблю выбирать материал для чтения сама»; «Я не люблю, мне не очень интересно обсуждать произведения, которые мы читаем в школе»; «Я не люблю, меня не очень интересует классика, для меня она достаточно трудна в понимании и прочтении».; «Я не люблю уроки литературы, т.к. мы проходим произведения, которые сейчас не интересны современному обществу»; «Я не люблю, нужно читать»; «Я не люблю, там надо читать поэмы, рассказы, повести и учить стихи наизусть»; «Я не люблю, по произведениям приходится писать сочинения».

И были ответы учеников о том, что раньше им нравились уроки литературы, но теперь по разным причинам перестали нравиться. «Раньше очень любила, я слушала как рассказывают, показываю свои мысли о героях учителя, а сейчас нас заставляют много учить, хотя мне просто не хватает времени»; «Я люблю, на них мы узнаем что-то новое. Мне нравится знакомиться с героями книг, если они мне интересны. Но иногда я не люблю уроки литературы. Например, если мне не нравится та или иная книга».

На вопрос «Какая из книг, прочитанных за последний месяц, тебе запомнилась? Напиши её название (можешь написать названия нескольких книг)» 25% (15 человек) учеников, которые читают только для выполнения задания и для получения информации, дали ответы «Тарас Бульба» и.

«Капитанская дочка», что соответствует заданиям на уроках литературы по школьной программе. 45% (27 человек) в своих ответах перечисляли названия современной литературы разных жанров, но преимущественно фантастики. Наиболее часто встречались ответы С. Коллинз «Голодные игры», Зои Сап «Девушка Online», В. Рот «Дивергент», Р. Л. Стайн «Ужасы». Книги зарубежной классики назвали 16,7% (10 человек), в их числе «Унесенные ветром», книги Р. Бредберри, «Приключения Шерлока Холмса», «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ», Э. М. Ремарк «Три товарища», «Граф Монте-Кристо».

Среди своих любимых книг ученики отмечали чаще всего модные современные произведения фантастического жанра, получившие наибольшую рекламную поддержку в Интернете, по многим из них были сняты фильмы. Наиболее часто встречаются «Голодные игры», «Часодеи»,.

«Гарри Поттер», «Сумерки», «Властелин колец», «Персей Джексон»,.

«Дивергент», «Коты воители» Хантер, «Metro 2033, Metro 2034, Metro 2035». Это еще раз говорит о том, что выбор книг для свободного чтения ученики делают, основываясь на рекомендациях в Интернете. Однако некоторые ученики отдают предпочтение классическим зарубежным произведениям Агата Кристи «Разбилось зеркало, звеня…», Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», «Маленький принц», «Том Сойер», А. Грин «Алые паруса». Книга современной подростковой литературы названа только одним учеником — «Пчелиный волк» Э. Веркина. Из фантастических жанров были названы своими любимыми Р. А. Беляев «Голова профессора Доуэля», Ж. Верн «Таинственный остров» и «Двадцать тысяч льё под водой».

Несколько человек отметили свои любимые книги из русской классической литературы: А. Грибоедов «Горе от ума», «Война и мир» Л. Толстой 3 том, Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

Существенным отличием современных подростков от подростков прошлого века можно считать то, что у 33,3% (20 человек) нет любимого героя. Чуть меньше — 31,7% (19 человек) — своим любимым героем назвали подростка из современной литературы (Гарри Поттер, Сойка Пересмешница, Персей Джексон), что вполне объяснимо простотой понимания внутреннего мира этих персонажей. Несколько человек отметили, что их любимыми героями являются Чацкий, Остап, Тарас Бульба, Руслан, Джульетта, Гринев, что говорит о высоком уровне дифференциации интересов и нравственного развития подростков.

Интересным оказался результат ответов на последний пятнадцатый вопрос «Есть ли в современной жизни кто-то, на кого тебе хочется быть похожим? Почему?» 68,3% (41 человек) сообщили, что ни на кого не хотят быть похожими. Большая часть объяснили это тем, что хотят быть похожи только на самих себя. «Никого. Я хочу быть похожей только на саму себя»;

«Нет, потому что лучшее я черпаю из литературы 19 века. В современной жизни я не вижу примеров для подражания — нравы сильно испортились и изменились. Не у всех, конечно, но все же»; «Нет, потому что человек должен оставаться самим собой»; «Нет. Надо быть самим собой, а не пытаться быть похожим на других». И 31,7% (19 человек) написали, что у них есть кто-то, на кого они хотят быть похожими. Среди таких ответов были современные спортсмены, музыканты, актеры и блоггеры. «Мне бы хотелось бы быть похожей на Курта Кобейна (правда он уже умер в 1996). Он нравится мне, как личность»; «Сойка Пересмешница, потому что она красивая и отважная»; «Есть, дети капитана Гранта, потому что они были готовы на все ради спасения своего отца»; «Есть, это Ляйсан Утяшева. Она красива, умна. В своей карьере гимнастки она выступала с переломами коленей, а после ушла»; «Лионель Месси (футболист)»; «Конор Макгрегор (боксер), Майкл Джордан (баскетболист)». Только 3 ученика сообщили о том, что для них авторитетными образцами для подражания являются их родители. «Я хочу быть похожей на своих родителей! (Отлично окончить школу, институт, найти хорошую работу, получить высшее образование и т. д.)»; «Хочу быть похожим на своего папу, потому что в нем есть все качества мужчины».

С целью подведения итогов исследования можно сделать следующие выводы:

Современные подростки любят читать, но чаще всего им не хватает свободного времени.

Современные подростки зачастую относятся к книгам, в том числе и художественной литературе, как к источнику информации.

Большая часть подростков имеют небольшую домашнюю библиотеку.

У современных подростков разнообразные интересы, однако для самостоятельного чтения они чаще выбирают современную развлекательную литературу: фантастику, фэнтези, ужастики.

Современные подростки предпочитают обсуждать прочитанные книги с друзьями или же предпочитают ни с кем не обсуждать.

Главным источником информации о новых книгах для современных подростков является Интернет.

Чаще всего книги покупаются.

Большая часть современных подростков любят уроки литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой