Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование государственной системы поддержки малого предпринимательства в транзитивной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующие проблемы в экономической деятельности малого бизнеса указывают на необходимость формирования государственной системы поддержки малого предпринимательства и определения направлений по ее становлению в условиях трансформации социально-экономических процессов, с целью улучшения социально-экономической обстановки в стране, регионе, муниципальном образовании. В настоящее время… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и роль малого предпринимательства в транзитивной экономике
    • 1. 1. Существующие подходы к исследованию транзитивной экономики
    • 1. 2. Сущность и функции малого предпринимательства в транзитивной экономике
    • 1. 3. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии государства
  • Глава 2. Содержание, структура и функции государственной системы поддержки малого предпринимательства
    • 2. 1. Структура и функции государственной системы поддержки малого предпринимательства в транзитивной экономике
    • 2. 2. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, и факторы под держки малого бизнеса
    • 2. 3. Направления становления государственной системы поддержки малого предпринимательства и способы ее оценки

Формирование государственной системы поддержки малого предпринимательства в транзитивной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях транзитивной экономики поддержка малого бизнеса является необходимым элементом экономической политики государства, позволяющим реализовать его регулирующие и социальные функции. Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только определяя рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического развития.

Пристальное внимание к проблемам малого предпринимательства и его государственной поддержки в России возникло в 90-е гг. XX в. Особенности функционирования малого бизнеса в России сопровождаются обстановкой неразвитости правовой системы и гипертрофированное&tradeисполнительной власти, существенно ориентированной на собственные интересы. Это делает малый бизнес более теневым и коррумпированным, более краткосрочно ориентированным и бюрократически ограниченным.

Существующие проблемы в экономической деятельности малого бизнеса указывают на необходимость формирования государственной системы поддержки малого предпринимательства и определения направлений по ее становлению в условиях трансформации социально-экономических процессов, с целью улучшения социально-экономической обстановки в стране, регионе, муниципальном образовании. В настоящее время государственная система поддержки малого бизнеса только формируется на всех уровнях власти, однако на практике она показывает недостаточный уровень эффективности.

Отсутствие теоретических разработок в данной области затрудняет проведение эффективного государственного регулирования развития предпринимательства.

Степень разработанности проблемы.

Последние десятилетия вопросы развития малого предпринимательства были предметом особого внимания. Можно выделить несколько направлений в исследовании данной проблемы. Первое направление посвящено изучению роли малого предпринимательства в экономической системе, в том числе в переходный период. Второе направление объединяет исследования в рамках институционального подхода, направленных на изучение институтов и институциональной структуры различных сфер экономики. Третье направление касается анализа государственного регулирования малого предпринимательства, форм и методов его поддержки. Направления исследования носили как теоретический, так и прикладной характер.

Теории предпринимательства в силу исторических условий складывались в западной экономической науке. Становление этой теории связано с именами таких экономистов, как П. Друкер, Р. Коуз, И. Крирунд, Н. Сирополис, Ф. Хайек, К. Ховард, Й. Шумпетер и др. Из российских экономистов, занимавшихся теоретическими аспектами предпринимательства, можно выделить Л. И. Абалкина, А. И. Агеева, А. В. Бусыгина, А. В. Горшкова, А. В. Гребенкина, Э. П. Дунаева, М. Г. Лапусту, Д. С. Львова, Н. Н. Мильчакову, А. В. Рубе, В. В. Радаева, Г. П. Черникова и др., которые его рассматривали как экономическое хозяйствование, форму деловой активности, основанную на рисковой инновационной деятельности.

Становление и развитие институциональной теории связано с именами Дж. Бьюкенена, Г. Беккера, Г. Веблена, Дж. Коммонса, Д. Норта, О. Ульямсона и др. В российской экономической науке проблемы институциональной системы поддержки малого бизнеса в условиях транзитивной экономики нашли свое отражение в работах О. Э. Бессонова, О. В. Иншакова, Г. Б. Клейнера, С. Т. Кирлинова, Р. М. Нуреева, А. Н. Олейника, В. М. Полтеровича и др.

Однако в этих трудах проблема функционирования государственной системы поддержки малого бизнеса и особенностей ее становления в России не получила комплексного решения.

Пристальное внимание к проблемам малого предпринимательства и его государственной поддержки было обращено в 90-е гг. XX в., причиной которого было стремление к социальной стабильности общества и решению проблем занятости. Следует отметить, что решение этих проблем обусловило практическую направленность данного вида исследований.

Вопросы государственного регулирования субъектов малого предпринимательства, формы и методы поддержки малого бизнеса нашли свое отражение в работах российских ученых В. И. Бархатова, В. В. Бочко, А. В. Виленского, JI. А. Колесниковой, В. С. Лазарева, М. Н. Филиппова и др.

Во многих работах отмечается, что развитие малого бизнеса сдерживается отсутствием системного подхода в государственном регулировании.

Наличие отдельных разрозненных трудов в данной области подчеркивает необходимость комплексного анализа проблемы формирования государственной системы поддержки малого бизнеса, особенностей функционирования в России и определении направлений по ее становлению и способов оценки ее эффективности.

Объектом исследования является государственная система поддержки малого предпринимательства в России. Челябинская область выступает примером региональной системы поддержки малого бизнеса с ее отношениями между экономическими агентами внутри региона.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов малого предпринимательства и государственной системы его поддержки.

Цель исследования состоит в раскрытии содержания государственной системы поддержки малого предпринимательства и определении направлений по ее становлению в транзитивной экономике.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

— уточнить содержание понятий «транзитивная экономика» и «малое предпринимательство»;

— выявить основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, и факторы поддержки малого бизнеса;

— раскрыть содержание, структуру и функции государственной системы поддержки малого предпринимательства;

— определить направления становления государственной системы поддержки малого бизнеса и способы оценки ее эффективности.

Область исследования.

1.1. Политическая экономия: роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем. 1.4. Институциональная и эволюционная экономические теории: теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили современные теоретические концепции и практические разработки зарубежных и отечественных ученых в области фундаментальных исследований по институциональной и эволюционной экономической теории и теории предпринимательства.

Решение поставленных задач осуществлялось на основе общих положений и принципов системного подхода с использованием общенаучных методов: индуктивно-дедуктивного метода, анализа, синтеза, методов диалектического познания, методов сравнения, аналогии, обобщения и моделирования.

Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата РФ, Банка России, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства экономического развития Челябинской области. В работе использованы материалы системы Интернет, периодических изданий экономического профиля, официальных и научных аналитических документов, нормативные материалы, а также собственное исследование (опрос-анкетирование субъектов малого предпринимательства Челябинской области).

Наиболее существенные результаты, полученные автором, и их научная новизна.

В диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения и результаты исследования, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

1. Уточнено содержание понятий «транзитивная экономика» и «малое предпринимательство».

Под «транзитивной экономикой» автором понимается экономика в условиях перехода от одного состояния к другому, сопровождающаяся определенными промежуточными реформами в социально-экономической, организационно-экономической и институционально-экономической сферах, которые ведут к качественным изменениям во всех фазах воспроизводственного цикла. Предложенное понятие конкретизирует всю совокупность отношений между экономическими субъектами рынка, которые расширяют научные представления преобразований во всех фазах воспроизводственного цикла.

Под «малым предпринимательством» автор понимает форму осуществления экономической деятельности, отвечающей критериям «малости», субъекты которой вступают в социально-экономические, организационно-экономические и институционально-экономические отношения по поводу производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Уточненное понятие конкретизирует всю совокупность отношений, в которые вступают субъекты малого предпринимательства, а также дает основу для систематизации критериев «малости».

2. Выявлены основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, и факторы поддержки малого бизнеса.

К факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, относятся: отсутствие альтернативных способов финансовой поддержкинизкая доступность кредитных ресурсовнесовершенная (существующая) система налогообложениянедостаточный уровень информационной политики институтов поддержки) — недостаточный уровень деятельности (институтов поддержки).

Факторы поддержки малого бизнеса классифицированы на организационно-правовые (нормативно-правовое обеспечение деятельности, формы организации производства и др.), финансовые (кредитные ресурсы, инвестиционная активность и др.), социальные (кадровое обеспечение, социальные гарантии и др.), экономические (экономические программы, приоритетные направления в экономике и др.).

Предложенные в работе факторы позволяют определить условия, которые являются движущей силой развития малого бизнеса.

3. Раскрыто содержание, структура и функции государственной системы поддержки малого предпринимательства.

Уточнено понятие государственной системы поддержки малого бизнеса, под которой автор понимает взаимоотношения связанных друг с другом институтов поддержки (законодательных и исполнительных), представляющих собой целостное образование, обеспечивающее формирование оптимальных условий развития малого предпринимательства через формы государственной поддержки.

Проведена классификация форм государственной поддержки малого предпринимательства. Выделены следующие функции государственной системы поддержки малого бизнеса: адаптационная функция, стабилизационная функция, интеграционная функция, регулирующая функция.

4. Определены направления становления государственной системы поддержки малого бизнеса и способы оценки ее эффективности.

Определены направления становления государственной системы поддержки малого бизнеса, включающие в себя: политическое (формирование среднего класса как гаранта социальной и политической устойчивости, стабильности обществаобеспечение поддержки реформформирование репутации правительства) — экономическое (регулирование процесса перераспределения ресурсов и доходовразвитие конкуренции или создание альтернативы монополизированным рынкам) — социальное направление (повышение уровня занятости населениясоциальные гарантии). А также принципы деятельности и факторы ее становления.

Разработан мониторинг эффективности деятельности государственной системы поддержки малого предпринимательства, который позволяет определить показатель эффективности ее деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические выводы диссертационного исследования расширяют научные представления о содержании государственной системы поддержки малого предпринимательства. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе формирования и оценки функционирования государственной системы поддержки малого бизнеса, а также для разработки комплексных программ поддержки субъектов малого предпринимательства. Результаты диссертационного исследования могут оказать практическую помощь государственным органам и коммерческим организациям различных форм собственности в формировании эффективного взаимодействия с сектором малого бизнеса.

Теоретические положения и материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в таких курсах, как экономическая теория, экономика государственного сектора, макрои микроэкономика, институциональная экономическая теория.

Апробация основных результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку:

— на VII, VIII, IX Всероссийском форуме молодых ученых «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимосвязанном мире», г. Екатеринбург — апрель 2004 г., апрель 2005 г., апрель 2006 г.;

— на II Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и техники», г. Прага (Чехия) — сентябрь 2005 г.;

— на III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных наук: теория и практика», г. Днепропетровск (Украина) — август 2006 г.;

— на V Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы развития экономики и управления в регионе», г. Пермь — апрель 2006 г.;

— на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам «Ломоносов — 2006», «Ломоносов — 2007» г. Москва — апрель 2006 г., 2007 г.;

— на Международной конференции «Современный этап реформирования российской системы государственной власти и местного самоуправления», г. Екатеринбург — ноябрь 2006 г.;

— на научно-практической конференции факультета управления Челябинского государственного университета «Проблемы управления развитием регионов и муниципалитетов», г. Челябинск — декабрь 2006 г.;

— на заседаниях кафедры экономической теории и экономико-правовых основ управления Челябинского государственного университета.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ общим объемом 1,96 п.л. авторского текста, в которых содержатся основные положения диссертационного исследования.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание работы изложено на 142 страницах машинописного текста, включая 15 таблиц и 20 рисунков. Диссертация содержит список использованной литературы, состоящий из 180 наименований, в том числе 13 — на английском языке.

Заключение

.

Проведенное исследование формирования государственной системы поддержки малого предпринимательства в транзитивной экономике позволило сформулировать следующие основные выводы:

1. Предложенная нами трактовка понятия транзитивной экономики рассматривает ее как экономику в условиях перехода от одного состояния к другому, сопровождающуюся определенными промежуточными реформами в социально-экономической, организационно-экономической и институционально-экономической сферах, которые ведут к качественным изменениям во всех фазах воспроизводственного цикла.

Предложенное понятие конкретизирует всю совокупность отношений между экономическими субъектами рынка, которые расширяют научные представления о преобразованиях во всех фазах воспроизводственного цикла.

2. Под малым предпринимательством, которое является экономическим субъектом рынка и качественной характеристикой экономики переходного периода, предлагается понимать форму осуществления экономической деятельности, отвечающей критериям «малости», субъекты которого вступают в социально-экономические, организационно-экономические и институционально-экономические отношения по поводу производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

Уточненное понятие конкретизирует всю совокупность отношений, в которые вступают субъекты малого предпринимательства, а также дает основу для систематизации критериев «малости».

В связи с чем критериями «малости» являются: среднесписочная численность работающих на малом предприятиистоимость активов малого предприятияобъем оборота малого предприятияобъем дохода малого предприятиядоля в собственности малого предприятия внешних собственниковразмер уставного капитала (фонда) малого предприятия.

В ходе исследования были классифицированы виды отношений экономической деятельности малого предпринимательства и уточнено их содержание.

Социально-экономические отношения представлены как отношения собственности, отношения по поводу распределения прибыли, отношения занятости населения (трудовые отношения).

В организационно-экономические включены следующие отношения: организации, специализации, кооперации, регионизации, концентрации.

Институционально-экономические отношения определяются через: отношения трансакционных издержек, отношения оппортунистического поведения, институциональные отношения, правовые отношения.

Также были уточнены функции малого бизнеса: общеэкономическая, ресурсная, творческо-поисковая, социальная, организаторская.

При изучении вопроса малого предпринимательства как явления рыночного хозяйствования были определены формы его развития: интенсивная, экстенсивная, интегральная.

3. Рассматривая малое предпринимательство как фактор социально-экономического развития государства определено, что малый бизнес играет весьма важную роль в экономике. Его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на стабилизацию общества, на создание дополнительных рабочих мест, на формирование бюджета.

В ходе анализа статистических данных по развитию малого бизнеса на территории РФ и Челябинской области было установлено, что российское малое предпринимательство характеризуется как бизнес с достаточным уровнем поступательного движения в экономике государства.

4. В ходе исследования было уточнено определение государственной системы поддержки малого предпринимательства. В связи с чем под государственной системой поддержки малого предпринимательства предлагается понимать взаимоотношения связанных друг с другом институтов поддержки (законодательных и исполнительных), представляющих собой целостное образование, обеспечивающее формирование оптимальных условий развития малого бизнеса через формы государственной поддержки.

Предложенная структура государственной системы поддержки малого предпринимательства характеризуется линейно-функциональным подходом, деятельность которой способствует созданию такой структуры, в которой одни органы принимают управленческие решения и властно проводят их в жизнь, а другие — обеспечивают их информацией консультативного, статистического, планирующего, координационного и иного свойства. В итоге повышается уровень государственного управления.

Структура государственной системы поддержки малого предпринимательства представлена общими институтами (законодательными и исполнительными), регулирующими поведение субъектов малого бизнеса и «специфическими» институтами, определяющими формы государственной поддержки.

Изучая цели и задачи государственной системы поддержки малого предпринимательства, были выделены основные функции и определено их содержание.

Адаптационная функция обеспечивает приспособляемость малого бизнеса ко всем изменениям, происходящим в экономической системе.

Стабилизационная функция обеспечивает устойчивость функционирования экономической среды малого бизнеса через ее инфраструктурное, нормативно-правовое и кредитно-финансовое регулирование.

Интеграционная функция обеспечивает социально-экономическую взаимосвязь между субъектами малого бизнеса и иными субъектами экономической системы (в том числе с субъектами среднего и крупного бизнеса).

Регулирующая функция стимулирует и регламентирует развитие малого бизнеса в отраслях наиболее значимых для экономики страны.

Установлено, что функционирование государственной системы поддержки малого предпринимательства сопровождается внешними и внутренними проблемами, которые оказывают влияние на процессы оптимизации, интеграции и модернизации в развитии малого бизнеса.

5. В свою очередь исследование развития малого предпринимательства позволяет определить факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса и продифференцировать факторы поддержки малого предпринимательства.

В ходе исследования, проведенного на территории Челябинской области (по результатам опроса субъектов малого бизнеса Челябинской области), были выявлены следующие факторы сдерживающие развитие малого бизнеса: отсутствие альтернативных способов финансовой поддержки, низкая доступность кредитных ресурсов, несовершенная (существующая) система налогообложения, недостаточный уровень информационной политики (институтов поддержки), недостаточный уровень деятельности (институтов поддержки).

Факторы поддержки малого предпринимательства затрагивают организационно-правовую, финансовую, социальную и экономическую сферы, таким образом, характеризуя институциональное пространство.

Данная дифференциация факторов поддержки малого бизнеса определяет особенности функционирования малого предпринимательства, которые обуславливают направления по формированию становления государственной системы поддержки малого предпринимательства.

6. Раскрытие содержания, структуры и функций государственной системы поддержки малого бизнеса позволило определить принципы деятельности и факторы ее становления.

Были уточнены основные принципы деятельности государственной системы поддержки малого предпринимательства: системность, рациональность, аналитичность, транспарентность, результативность.

Определены следующие факторы становления государственной системы поддержки малого бизнеса: информационное и кадровое обеспечение, материальные ресурсы, программное обеспечение.

Это позволило выделить направления становления государственной системы поддержки малого предпринимательства: политическое, экономическое, социальное.

Таким образом, принимая во внимание принципы деятельности и факторы становления государственной системы поддержки малого предпринимательства, определен комплекс мер по направлениям ее становления:

— создание целостной нормативно-правовой системы малого предпринимательства;

— осуществление мер поддержки через формирование целевых ориентиров;

— создание мониторингов, обеспечивающих объективную оценку состояния малого бизнеса;

— достижение транспарентности;

— создание информационно-консультативных органов;

— организация дополнительного образования по актуальным направлениям;

— развитие перспективных форм финансирования и поддержки сферы малого бизнеса.

В результате исследования структуры и функций государственной системы поддержки малого бизнеса был разработан мониторинг эффективности деятельности государственной системы поддержки малого предпринимательства.

Разработанный мониторинг позволяет оценить эффективность деятельности, обнаружить «слабые» стороны в деятельности, вносить изменения в структуру и направления деятельности государственной системы поддержки малого предпринимательства.

С помощью предложенного мониторинга была проведена оценка деятельности региональной системы поддержки малого предпринимательства (на примере Челябинской области), которая показала что, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции в деятельности региональной системы поддержки малого бизнеса по всем направлениям, общий показатель эффективности деятельности свидетельствует о ее недостаточном уровне.

В целях совершенствования становления и функционирования государственной системы поддержки малого предпринимательства автор предлагает:

— создание единого информационного пространства на основе современных коммуникационных технологий с целью оптимизации и транспарентности деятельности государственной системы поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти;

— функционирование государственной системы поддержки малого бизнеса должно быть основано на принципах преемственности с целью целостности и непрерывности управленческих решений по выполнению программ;

— введение в структуру государственной системы поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне нового департамента при Министерстве экономического развития и торговли РФ в целях централизации, систематизации информации, разработки комплексных программ развития малого бизнеса;

— объединение на муниципальном уровне существующих специализированных институтов государственной системы поддержки малого предпринимательства (Единых центров по обслуживанию физических и юридических лиц организованных по принципу «в одно окно» и информационно-консультативных центров);

— разработка информационно-коммуникативных программ и технологий с целью мотивации населения по вопросу занятости в секторе малого бизнеса на всех уровнях государственной системы поддержки малого бизнеса.

Все предложения по становлению государственной системы поддержки малого бизнеса направлены на ее укрепление и могут быть применены на территории Российской Федерации и в ее субъектах. Их реализация будет способствовать социально-экономическому развитию малого предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Социальная и бюджетная роль малого бизнеса в регионах // Российский экономический журнал. № 9−10. — С. 47
  2. О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 2004. -№ 2.-С. 111- 117.
  3. О.Ю. Малый и средний бизнес. М.: Финансы и статистика, 2003.- 192 с.
  4. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / под общей редакцией проф. Сидоровича А. В. М.: «Дело и Сервис», 1998. — 320 с.
  5. Андреева JL, Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики // Экономист. 2004. — № 1. — С. 81- 88.
  6. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 3. -С. 53- 57.
  7. В.Д. Россия в мировой экономике. М.: ВЛАДОС, 1999. -296 с.
  8. Е.Г., Иваницкий В. П., Пешина Э. В. В поисках новой парадигмы регионального развития. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. — 206 с.
  9. П.Е. Муниципальная экономика крупнейшего города: вопросы теории и методологии / под ред. Н. Ю. Власовой. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. экон. Ун-та, 2005. — 106 с.
  10. Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона // Вопросы экономики. 2003. — № 11. — С.110- 119.
  11. А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. СПб.: Питер, 2005. — 368 с.
  12. Jl., Смирнова О. Прозрачность, свобода, деньги // Челябинск. 2004. — № 11. — С. 5- 7.
  13. Л. Бизнес инкубаторы — форма поддержки малого предпринимательства // Экономика и управление. — 2003. — № 4. — С. 39- 43.
  14. А. Современная агроэкономика: о роли и перспективе малых хозяйств // Российский экономический журнал. 2003. — № 7. С. 53- 59.
  15. П., Скрыльникова И. Инновационная модель развития региона // Экономист. 2002. — № 11. — С. 67- 75.
  16. Э. Хампе И. Основные знания по рыночной экономике. М.: Республика, 1993. — 176 с.
  17. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. — 720 с.
  18. А.Ф., Крестовских Е. В. Влияние факторов и рисков на эффективность инвестиций: монография. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003.- 168 с.
  19. Бок К., Нойперт К. Э. Культура и национальные условия создания предпринимательских структур // Проблемы теории и практики управления. -2004, — № 2.-С. 98−104.
  20. Большой толковый социологический словарь / под ред. Д. Джери. М.: ВЕЧЕ ACT, 1999.- 679 с.
  21. Большой экономический словарь / под ред. А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2000. — 954 с.
  22. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилина. М.: Фонд Правовая культура, 1994. — 528 с.
  23. С. Конкурентоспособность и малый бизнес // Челябинский бизнес журнал. № 6. — 2005. — С. 11−13.
  24. С. Пациент, скорее, жив! // Челябинский бизнес журнал. -№ 1.- 2006.- С. 9−13.
  25. Брю С.Л., Макконелл К. Р. Экономикс. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  26. М., Вострокнутова Е., Матвеенко В. Трансформационный спад и предпосылки роста в России. М.: РПЭИ, 1998. — 67 с.
  27. А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. М.: Таурус, 1994. — 472 с.
  28. А.С. Экономика. М.: БЕК. — 816 с.
  29. А.В. Предпринимательство. М.: Инфра- М, 1997. — 608 с.
  30. Р. Частная инициатива мотор экономического роста // Экономика и управление. — 2003. — № 4. — С. 35- 38.
  31. Вайнхольд-Штюнци X. Маркетинг на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3. — С. 68- 73.
  32. И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / И. А. Василенко. М.: Гардарики, 2006. — 320 с.
  33. Вег К.А., Сахаи Р., Фишер С. Стабилизация и рост в переходных экономиках: первые уроки // Вопросы экономики. 1997. — № 5. — С. 20- 23.
  34. В.В. Экономика России. М.: Юристъ, 2001.- 320с.
  35. Внешнеэкономический толковый словарь / под ред. И. П. Фаминский. -М.: ИНФРА- М, 2000. 580 с.
  36. Н.В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Экономический анализ. М.: Высшее образование, 2006. — 513 с.
  37. Гайнер Линтвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: пер. с англ. М.: Инфра — М, 1996. — 625 с.
  38. М. Философия малого бизнеса // Челябинск. 2004. — № 10. -С. 10.
  39. Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник. М.: Проспект, 2006. — 560 с.
  40. О. Проблема регулирования экономического роста в макроэкономических моделях // Экономика и математические методы. -2001. Том 37. — № 4. — С. 33- 43.
  41. М., Колгин С. Количественная оценка сопоставления результатов преобразований в переходных экономиках // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 9. — С. 37- 44.
  42. А.В. Технополисы и инновационная экономика // Налоговые вести. 2001.-№ 9.-С. 12.
  43. Государственная поддержка малого предпринимательства в Челябинской области. Методическое пособие / под ред. Центра поддержки и развития предпринимательства. Челябинск.: Министерство экономического развития Челябинской области, 2004. — 54 с.
  44. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. -М.: Рос. академ. наук, 2005. 655 с.
  45. Государство в переходной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 2. — С. 20 — 31.
  46. М.Я. Уральский федеральный округ // Экономист. 2004. -№ 2.-С. 55−70.
  47. М.Я. Экономика федеральных округов Российской Федерации // Экономист. 2002. — № 7. — С. 95- 96.
  48. Гражданский Кодекс (часть I) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принятый ГД ФС РФ 21.10.1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. — № 32. -ст. 3301.
  49. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -495 с.
  50. В.И. США: научно-технический потенциал (социально-экономические проблемы формирования и развития). М.: Мысль, 1977. -245 с.
  51. Р. История мировой экономики: Запад Восток — Россия. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 552 с.
  52. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Бук Чембэр Интернэшнл 1992. — 352 с.
  53. П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения / пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР-Пресс, 1998.- 285 с.
  54. М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов // Российский экономический журнал. 2003. — № 9 -10.-С. 37−51.
  55. М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. -2003.- № 2.-С. 60−73.
  56. Е. Государство и эволюция // Челябинск. 2005. — № 10. -С. 11.
  57. Закон Челябинской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области» (ред. от 27.04.2006 г.) от 27.11.2003 г. № 205−30 // Ведомости Законодательного собрания Челябинской области. 2003. — № 10.
  58. Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 3. -С. 12- 18.
  59. В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие. М.: МарТ, 2006.-448 с.
  60. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): учебное пособие. Москва: «Тесса», 2000- 416 с.
  61. А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. 2000.- № 1, — С. 4−26.
  62. Иноземцев B. J1. Пределы догоняющего развития. М.: Экономика, 2000.- 124 с.
  63. Иностранные слова. Научно-практическое пособие / под ред. Акчурин И. А. М.: Русский язык, 1986. — 201 с.
  64. Институциональная экономика: новая институциональная экономика: учебник / под ред. А. А. Аузана. М.: Инфра- М, 2006. — 416 с.
  65. Э. Мелкие и средние предприятия в Германии // Мировая экономика и международные отношения. 1993. -№ 9. — С. 130- 138.
  66. М.В. Система государственного управления. Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2000.-219 с.
  67. Н. Система регулирования малого и среднего бизнеса в Азербайджане // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 1. -С. 71−76.
  68. С. Институциональная структура современной России // Вопросы экономики. 2004. — № 10. — С. 89- 98.
  69. В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт // Российский экономический журнал. -2001. № 1. С. 18- 22.
  70. В.В. О региональной экономике // Экономист. 2002. -№ 11.-С. 95−96.
  71. М., Николаев В. Налоговый кодекс ставит препятствия // Малое предприятие. -1997. № 12. — С. 14−19.
  72. Е.А. Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на привлечение инвестиций. М.: РПЭИ, 2001. — 62 с.
  73. Р.П., Моисеенко В. М., Папенов К. В., Радаев В. В. Опыт переходных экономик и экономическая теория. М.: ТЕИС, 1999. — 230 с.
  74. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) // Российская газета. -25.12.1993. -№ 237.
  75. О. Проблемы структурных преобразований в экономике // Экономист. 2001. — № 8. — С. 52- 58.
  76. Е.В. Экономика переходного периода. М.: Омега-J1, 2005. -296 с.
  77. Краткая экономическая энциклопедия / под ред. Г. С. Вечканова. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 527 с.
  78. Н.П. Экономический рост: история и современность. -СПб.: Сентябрь, 2001.-144 с.
  79. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. — № 4. С. 23- 36.
  80. Курс экономики / под ред. Райзберга Б. А. М.: ИНФРА, 1999. — 679 с.
  81. А. Проблемы региональной экономики: состояние и политика // Экономист. 2002. — № 8. — С. 52- 58.
  82. М.Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Л. Г. Предпринимательство. М.: Инфра — М, 2002. — 520 с.
  83. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. — 345 с.
  84. Ю. Экономика развития для развивающейся России // Вопросы экономики. — 2002. — № 3. — С. 148 — 154.
  85. В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997. 497 с.
  86. В. Экономические эссе: теории, исследования, факты и политика. М.: Госполитиздат, 1990. — 221 с.
  87. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа. М.: ИДВ РАН, 2001. — 367 с.
  88. Логистика: терминологический словарь / под ред. А. П. Родников. М.: ИНФРА-М, 2000. — 375 с.
  89. Л.Ш., Райзберг Б. А., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997 — 496 с.
  90. Л.И. Экономико-математический словарь / словарь современной экономической науки. Изд.4-е. М.: Изд-во «ABF», 1996. -621 с.
  91. В. Макроэкономические проблемы развития России // Экономист. 2004. — № 4. — С. 3- 8.
  92. Э. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт. М., 2001. — 160 с.
  93. А.В. О структурной перестройке российской экономики // Общество и экономика. 1996. — № 11- 12. — С. 68- 130.
  94. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995 — 286 с.
  95. .Л. Перспективы экономического роста в России // Вопросы экономики. 2000. — № 2. — С. 2- 5.
  96. М.А. Экономика и организация малого предпринимательства: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государственный экономический институт, 1997. — 180 с.
  97. .А. Экономический рост в регионах // ЭКО. ~ 2000. -№ 3.- С. 131.
  98. Мир делового человека. Методическое пособие / под ред. Центра поддержки и развития предпринимательства. Челябинск.: Министерство экономического развития Челябинской области, 2004. — 75 с.
  99. Мир и Россия / под ред. В. С. Автономова, Т. П. Субботиной. СПб.: Экономическая школа, 2000. -150 с.
  100. О. В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Познавательн. кн.+, 1999 — 592 с.
  101. В. Управление в структурах среднего и малого бизнеса: системно-конструктивный подход // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 2. — С. 92- 96.
  102. Мэй В. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вопросы экономики. 2002. — № 7. -С. 4−25.
  103. Налоговый кодекс РФ (часть I) // Собрание законодательства РФ. -03.08.1998.-№ 31.-ст. 3824.
  104. Налоговый кодекс РФ (часть II) // Собрание законодательства РФ. -07.08.2000. № 32. — ст. 3340.
  105. А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. 2000. — № 6. — С. 4- 7.
  106. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3. -С. 62- 67.
  107. Р. Теории развития: дискуссия о внешних факторах становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. — № 7. -С. 141 — 159.
  108. Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. — № 6. -С. 126- 146.
  109. Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. — № 4. — С. 137 — 156.
  110. Р. Теории развития: неоклассические модели становления рыночной экономики//Вопросы экономики. 2000.- № 5.- С. 145- 158.
  111. Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики. 2000. — № 8. -С. 148- 159.
  112. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. 2002. — № 8. — С. 45- 51.
  113. А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2004.-416 с.
  114. Опыт переходных экономик и экономическая теория / под ред. В. В. Радаева, Р. П. Колосовой. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999.-324 с.
  115. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1997. — 528 с.
  116. Переходная экономика: теоретические аспекты, российский проблемы, мировой опыт / отв. ред. В. А. Мартынов, B.C. Автономов, И. М. Осадчая. -М.: «Экономика», 2004. 719 с.
  117. С. Малые и средние предприятия в Болгарской экономике // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 1. — С. 63- 70.
  118. Ю. Стратегия экономического развития и увеличения бюджетных доходов: где взять ресурсы? // Российский экономический журнал. 2000. — № 2. — С. 17- 28.
  119. А.В. Система государственного управления: учебник / под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1997. — 352 с.
  120. М., Хизрич Р. Предпринимательство. М.: Прогресс-универс, 1991.-234 с.
  121. М. Лизинг: трехсторонний интерес // Челябинский бизнес журнал. 2005. — № 7. — С. 63- 65.
  122. Ю., Хлюстов В. Среднему бизнесу в России необходима стратегия // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 5. -С. 88−93.
  123. М.Э. Конкуренция. М.: Вильяме, 2000. — 495 с.
  124. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики / под ред. Львова Д. С. М.: ОАО «Издательство „Экономика“», 1999.-793 с.
  125. В. Российский бизнес на пути к легализации // Вопросы экономики. 2002. — № 1. — С. 68- 87.
  126. Российский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. -М.: «Большая роя Российская энциклопедия», 2001. 1892 с.
  127. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2006.-216 с.
  128. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. — 423 с.
  129. К., Хачатурян А. Учреждение бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 4. — С. 94- 98.
  130. К., Хачатурян А. Учреждение бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 5. — С. 117- 123.
  131. В. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX XX вв. — СПб.: НАУКА, 1998. -766 с.
  132. В.Т. Кризис индустриализма и перспективы постиндустриального развития России в XXI веке / Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 616 с.
  133. Сборник методик платы за региональные ресурсы / под ред. A. J1. Кушнаря., А. Ю. Даванкова.- Челябинск: Облисполком, 1998- 111 с.
  134. Я. Феномен использования «доверительных» стратегий предпринимателями реального сектора экономики // Российский экономический журнал. 2002. — № 1. — С. 57- 63.
  135. А. Малые предприятия: сравнительная эффективность // Экономист. 2004. — № 7. — С. 55- 65.
  136. Словарь по экономике и праву / под ред. Л. Ш. Лозовского. М.: Омега, 1999.-539 с.
  137. Современный политологический словарь / под ред. В. И. Даниленко-М.: NOTA BENE, 2000. 724 с.
  138. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2004. — 563 с.
  139. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / под ред. чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. -Екатеринбург: УрО РАН, 1997.- 379 с.
  140. Справочник-тренинг для предпринимателей малого и среднего бизнеса (вопросы ответы) / под общ. ред. М. А. Мельнова. Екатеринбург: изд-во УрГЭУ, 2001.-425 с.
  141. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 гг. / под ред. Министерства экономического развития Челябинской области. Челябинск: МЭР 40. — 42 с.
  142. Теоретико-методологические подходы к исследованию самодостаточности малых городов / под. Ред. Т. А. Верещагиной. -Челябинск: ЧелГУ, 2006. 280 с.
  143. В. Малый бизнес в региональной экономике // Экономист. -2003.- № 7.-С. 50−52.
  144. М. Экономическое развитие. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. — 671 с.
  145. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского. -М.: ИНФРА-М, 1998. 613 с.
  146. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. -№ 33. — ст. 3431.
  147. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 08.08.2001 г. № 134-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. -№ 33. — ст. 3436.
  148. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (ред. от 05.02.2007 г.) от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // Российская газета. 29.12.1995. -№ 248.
  149. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.02.2006 г.) от 14.1995 г. № 88-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 19.06.1995. -№ 25.-ст. 2343.
  150. П. Развитие малого предпринимательства в республике Бурятия // Экономист. 2004. — № 7. — С. 74- 76.
  151. А. Курс предпринимательства: пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993. — 352 с.
  152. П. Стратегическое планирование в интегрированных корпорациях: факторы обеспечения // Российский экономический журнал. -2002.- № 1.-С. 64−71.
  153. А. Роль малого бизнеса в экономике Узбекистана // Экономист. 2003. — № 4. — С. 88- 91.
  154. У. Приоритеты развития региональной экономики // Экономист. 2002. — № 10. — С. 60- 66.
  155. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 1998., — № 5−6,7.- С. 37−43.
  156. Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. М.: Экономика, 1995 — 539 с.
  157. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -456 с.
  158. Экономика и организация малого предпринимательства: учебное пособие / под общ. ред. М. А. Мельнова. Екатеринбург: изд-во УрГЭУ, 1997.-428 с.
  159. Экономика переходного периода: учебное пособие / под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: изд-во МГУ. 1995. — 510 с.
  160. Экономика: Свобода и солидарность / Н. П. Федоренко, Г. К. Гофман, В. Е. Дементьев. М.:Наука, 1991 — 304с.
  161. Экономический потенциал развитого социализма / под ред. Б. М. Мочалова. М.: Экономика, 1982- 280 с.
  162. Е. Новая эпоха, старые тревоги (взгляд либерала на развитие России) // Вопросы экономики. 2001. — № 1. — С. 4- 26.
  163. Bell D. The Coming of Post- Industrial Society: A Venture in Social Forecast ing. London: Heineman, 1974 — p.215.
  164. D., Gokhberg L., Schuch K. (eds.). Dialogue on S&Tbetween the European Union and the Russian Federation. Mocsow. Vienna: CSRS- BIT, 2002.-p. 27.
  165. Berger M.C., Blomquist G.C., Sabirianova K.Z. Compensating Differentials in Emerging Labor and Housing Markets: Estimates of Quality of Life in Russian Cities. William Davidson Institute: WP445,2002. — p. 50
  166. Black D., Henderson V. A Theory of Urban Growth // The Journal of Political Economy. -1998. № 107. — pp. 252- 284.
  167. Blackburn K. Can stabilization policy reduce long- run growth? // The Economic Journal. 1999. — № 109. — pp. 67- 77.
  168. Clark G.L., Gertler M.S., Whiteman J.E. Regional Dynamics. Boston: Allen & Unwin, 1990. — p. 320
  169. Clements D.L. An introduction to mathematical models in economic dynamics. Oxford: North Oxford Academic publishing Company Ltd, 1984. -p. 168
  170. Edwards S. Openness, productivity and growth: what do we really know // The Economic Journal. 1998. — № 108. — pp. 383- 398.
  171. Ehrich I. The problem of Development: Introduction // The Journal of Political Economy. 2000. — № 98. — pp. 1- 11.
  172. Eicher T.S., Turnovsky S.J. Non -scale models of economic growth // The Economic Journal. 1999. — № 109. — pp. 394−415.
  173. Maoz Y.D., Moav O. Intergenerational mobility and the process of development //The Economic Journal. 1999. — № 109. — pp. 677- 697.
  174. Nelson R.R., Pack H. The Asian miracle and modern growth theory // The Economic Journal. 1999. — № 109. — pp. 416−436.
  175. Okawa K. Growth mechanism of developing economies: investment, productivity, and employment. San Francisco: ICS Press, 1999. — p. 375
  176. Quah D. Cross- country growth compression: theory to empirics. London: LSE, 2000.-p. 29
  177. Schumpeter J. Business cycles: A Theoretical, historical, statistical analysis of the capitalist process. N.Y.: L., 1939 — p. 347
Заполнить форму текущей работой