Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ педагогической литературы и изучение практики самообразования показали, что педагогическое содействие самообразованию осуществляется путем подготовки студентов к самообразовательной деятельности, целенаправленного формирования у них готовности к самообразованию, тренировки студентов в выполнении действий, входящих в самообразовательную деятельность и оказания… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретическое обоснование приоритетности самообразования 12 студентов высших негосударственных образовательных учреждений
    • 1. 1. Самообразование студентов — ведущая предпосылка образо- 13 вательных процессов в негосударственных образовательных учреждениях
    • 1. 2. Направленность образовательных процессов в негосударст- 43 венных образовательных учреждениях на педагогическое содействие самообразованию студентов
    • 1. 3. Теоретическая модель реализации педагогического содейст- 66 вия самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении
  • Выводы по первой главе
  • 2. Опыт оказания студентам негосударственного образовательного 87 учреждения содействия в самообразовании
    • 2. 1. Виды педагогического содействия самообразованию студентов
    • 2. 2. Характеристика педагогических условий для самообразования 108 студентов
    • 2. 3. Анализ результатов педагогического содействия самообразованию студентов
  • Выводы по второй главе

Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В педагогической практике имеет место противоречие между возрастающими объемами и разрастающимися аспектами социальной (научной, учебной и др.) информации и ограниченными возможностями участников образования (преподавателей, студентов и других) усваивать ее в нормативные сроки, определенные государственными образовательными стандартами. В то же время участники образования испытывают потребности в освоении каких-то аспектов социальной информации.

Это, в свою очередь, является выражением противоречий между актуализацией у учащихся потребностей в самообразовании и ограниченными возможностями отражения содержания в образовательных стандартах. Это противоречие породило различного рода проблемы, которые так или иначе они решались в педагогической теории и практике.

Имеются многочисленные методические рекомендации и эвристические предписания по осуществлению отдельных аспектов самообразования: по работе с книгой, с картотеками, по организации умственного труда, по соблюдению гигиены умственного труда, по осуществлению самоконтроля, самооценки, самокоррекции образовательной деятельности (В.И. Андреев, В. К. Буряк, Р. С. Гарифьянов, А. К. Громцева, Н. К. Крупская, В. А. Кулько, А. С. Лында, А .Я. Найн, О. А. Нильсон, Б. Ф. Райский, 3. J1. Раманаускас, Н. А. Рубакин, Л. И. Рувинский, А. В. Усова, В. А. Худяков, Т. Д. Цехмистрова, А. Н. Чирва и др.).

В теории педагогики определены и отграничены друг от друга понятия самообразования, самообразовательной деятельности и самообразовательного процессаразрабатывались теории формирования у школьников готовности к самообразованию (Я.А. Айзенберг, И. Г. Барсуков, А. К. Громцева, К. М. Левитан, Б. Ф. Райский, Ю. А. Салмин, Г. Н. Сериков и др.). Особое внимание в этой характеристике личности уделяется составляющей «потребность» в осуществлении самообразования (В.Б. Бондаревский, А. К. Громцева, Б. Ф. Райский и др.). В историческом плане самообразование, самообразовательная деятельность развивались как понятия педагогики на основе содержания и объема понятия «самостоятельная работа» и сопоставления всех трех понятий между собой (В.К. Буряк, М. Г. Гарунов, В. Граф, И. И. Ильясов, И. О. Котлярова, О. А. Нильсон, И. А. Наумченко, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, Д. А. Ощанин, Ф. А. Сохин и др.). Выполнен ряд исследований по отдельным вопросам осуществления самообразования учащимися и оказания им при этом педагогической помощи (Д.Ф. Ильясов, М. М. Кольцова, Н. В. Косенко, А. А. Лошак, С. В. Паршина, В. А. Худяков и др.). Важной проблемой, решаемой в педагогике, стало создание концепции целенаправленной подготовки учащихся к самообразованию (Г.Н. Сериков). Однако сфера образования сегодня активно развивается и, следовательно, видоизменяется.

В последнее время расширяется сеть негосударственных образовательных учреждений. Для студентов в этих образовательных учреждениях свойственна уже во многом сформированная ориентация на определенные виды профессиональной деятельности, проявления конкуренции между субъектами самообразования, подчеркнуто индивидуальные потребности, отсутствие стремления к унифицированному, общему для всех студентов подхода к образованию. Тем самым заметно ощущается ярко выраженная потребность студентов негосударственных образовательных учреждений в индивидуализации образования. Самообразование может выступать адекватным средством ее удовлетворения. Студенты негосударственных образовательных учреждении при наличии не всегда высоких уровней образованности, обладают в большинстве своем ярко выраженной профессиональной направленностью личности, потребностью -^получении профессионально полезных знаний. Часто возникает практическая необходимость резкой дифференциации содержания образования за рамками определенного содержательного минимума для студентов негосударственных вузов. Это актуализирует использование самообразования как средства достижения личностью своих образовательных целей.

В то же время как начальный уровень образованности, так и готовность к самообразованию студентов негосударственных образовательных учреждений не позволяет им свободно осуществлять самообразовательную деятельность без посторонней помощи. Возникает практическая необходимость оказания студентам негосударственных образовательных учреждений помощи в их самообразовательной деятельности. При этом существенно, что развитие готовности студентов к самообразованию не предстает как линейно нарастающая по своему уровню характеристика. В новых условиях, в рамках разных задач, когда студентам требуется обращение к самообразованию, возникает необходимость в педагогическом содействии самообразованию студентов, причем такого же вида, которое уже оказывалось ранее.

Педагогическая теория развивалась без учета этой специфики. Налицо противоречие между ростом потребностей граждан в получении высшего профессионального образования в негосударственных образовательных учреждениях, — с одной стороны, и недостаточной проработанностью в педагогических теориях соответствующих вопросов, обусловленных наличием специфики образовательных процессов в этих вузах. Такое противоречие проявляется и в сфере самообразования.

Это порождает проблему оказания студентам поддержки со стороны педколлектива негосударственных образовательных учреждений в подготовке к самообразованию и в его практическом осуществлении. Назревшая потребность ее разрешения привела нас к выбору темы диссертационного исследования «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ САМООБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ.

НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".

Цель исследования — определить аспекты, виды педагогического содействия самообразованию и условия их реализации в практике образовательных процессов негосударственных вузов.

Объект исследования — самообразование студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении.

Предмет исследования — признаки видов и аспектов педагогического содействия самообразованию студентов высших негосударственных образовательных учреждений.

Задачи исследования:

1) обосновать аспекты педагогического содействия самообразованию студентов на основе выявления состояния проблемы оказания поддержки студентам со стороны педагогического коллектива в подготовке к самообразованию и его организации в негосударственных образовательных учреждениях;

2) выявить виды и вычленить условия оказания индивидуальных педагогических содействий студентам в их самообразовании;

3) разработать целостную модель педагогического содействия самообразованию студентов в образовательных процессах;

4) апробировать в опытно — экспериментальной работе виды и условия педагогического содействия самообразованию студентов в негосударственных образовательных учреждениях.

Гипотеза исследования. Образованность студентов негосударственных образовательных учреждений и их готовность к самообразованию достигает уровня, достаточного для самостоятельной профессиональной деятельности и профессионального самообразования, если а) педагогическое содействие проявляется в ориентационном, содержательном, операционном, управленческом и экологическом аспектахб) виды педагогического содействия обусловлены уровнем готовности личности каждого студента к самообразованиюв) реализация педагогического содействия осуществляется на основе модульной технологии, охватывающей следующие составные части: подготовка к самообразованию, тренаж в осуществлении самообразовательной деятельности, самообразование студентов по удовлетворению познавательных и профессиональных потребностей.

Теоретико — методологическую основу исследования составляют теория познания (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Г. Гегель, Ф. Энгельс и др.), психологические теории личности (С.Л. Выготский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), теории индивидуализации образования и самообразования (А.К. Громцева, В. И. Загвязинский, А. А. Кирсанов, Г. Н. Сериков, И. Э. Унт и др.), теории управления образованием и познавательной деятельностью (Е.Л. Белкин, А .Я. Найн, Г. Н. Сериков, Н. Ф. Талызина и др.), теории самообразования (А.К. Громцева, К. М. Левитан, Б. Ф. Райский, Г. Н. Сериков и др.), теории модульного подхода в образовании (Л. Бител, К. Я. Вазина, Дж. Прокопенко, Дж.Д. Руссел, П.А. Юцяви-чене, Н. М. Яковлева и др.). Поставленные задачи исследования и выбранные методологические обоснования определили этапы исследовательской работы. Каждый этап ориентирован на определенные задачи исследования и характеризуется адекватными им методами исследования.

Первый этап (1992;1993 гг.). Этап посвящен изучению состояния проблемы в педагогике. Выявлены специфические особенности студентов негосударственных образовательных учреждений, их самообразования и педагогического содействия ему. В этот же период изучена литература (философская, психологическая, педагогическая, методическая). В результате ее первичного осмысления даны рабочие формулировки всех позиций, характеризующих диссертационное исследования. В это же период осуществлена подготовка методических материалов для осуществления пробного, лабораторного педагогического эксперимента.

Второй этап (1994 — 1995 г.). В этот период проведен лабораторный, пробный формирующий эксперимент. Осуществлена экспертиза материалов для практической реализации модели. Сформулированы главные теоретические положения диссертационного исследования, выведенные на основе изучения литературы и с учетом первого пакета данных констатирующего и формирующего эксперимента. Рабочей гипотезе дана развернутая и более точная формулировка. Экспериментальные программы откорректированы по данным лабораторного эксперимента. Разработанные программы, деловые игры и другие материалы по окончании экспертизы апробированы в образовательных процессах. Уточнены основные позиции диссертационного исследования.

Третий этап (1996 — 1997 гг.). Проведены повторные срезы с целью повышения адекватности выводов о справедливости положений научной гипотезы. Осуществлена полная статистическая обработка всех экспериментальных данных, их соотнесение с гипотетическими теоретическими положениями. Сформулированы основные выводы. Оформлены результаты диссертационного исследования, написан текст диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Обосновано, что педагогическое содействие самообразованию студентов в негосударственных образовательных учреждениях целесообразно сочетать с индивидуализацией образования. Показана зависимость педагогического содействия от уровня готовности студентов к самообразованию.

2. Выявлены ориентационный, содержательный, операционный, управленческий и экологический аспекты педагогического содействия самообразованию студентов негосударственного высшего образовательного учреждения. Они нашли отражение в составе модуля педагогического содействия.

3. Определена модульная технология педагогического содействия самообразованию студентов в соответствии с уровнем их готовности к самообразованию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанные аспекты и виды педагогического содействия и модель их реализации в образовательных процессах являются предпосылкой создания концепции образования в негосударственных образовательных учреждениях. Выявленные признаки аспектов, видов педагогического содействия самообразованию, механизмы их построения, модульной организации для реализации индивидуализированных педагогических содействий самообразованию являются новыми элементами теории самообразования в негосударственных образовательных учреждениях и управления им.

Практическая значимость исследования состоит в разработке индивидуальных самообразовательных программ для высших негосударственных учебных заведений экономического профилясоздании банка программных модулей для осуществления разных видов педагогического содействия в разных вариантахв разработке комплекса профессионально ориентированных дополнительных средств содействия самообразованию, в частности, деловых игр для высших образовательных учреждений указанного типа.

На защиту выносятся следующие положения:

• педагогическое содействие самообразованию студентов высших негосударственных образовательных учреждений, осуществляемое в зависимости от уровня готовности студентов к самообразованию, в ориен-тационном, содержательном, операционном, управленческом и экологическом аспектах;

• технология педагогического содействия самообразованию студентов, включающая подготовку к самообразованию, тренаж в самообразовательной деятельности и предоставление возможности для самообразования по удовлетворению личностных познавательных потребностей;

• программные модули содействия, как форма моделирования всех аспектов индивидуально ориентированного педагогического содействия, включающие следующие элементы: ожидаемые уровни образованности и готовности к самообразованиюсодержательный раздел для самообразованиязадание для студентасодержание самообразовательной деятельностиподвид педагогического содействияусловия, благоприятствующие педагогическому содействию, формы, методы и средства его осуществления- - и составные части: подготовку к самообразованию, тренаж и самообразование по удовлетворению личностных познавательных и профессиональных потребностей.

Достоверность результатов исследования обосновывается согласованностью всех позиций, характеризующих диссертационное исследованиеадекватностью методов исследования поставленным задачамосуществлением лабораторного эксперимента на этапе теоретического поискаповторением педагогического эксперимента в сходных условиях, соблюдением репрезентативности выборок и соблюдением других требований к проектированию эксперимента на вариативной основедублированием методов апробации различных позиций экспериментальной методики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на научно — практических конференциях в г. Челябинске (1993, 1995, 1996, 1997 г. г.) г. Москве (1993, 1996 г. г.) городского, областного, федеративного и международного уровнейв выступлениях на заседаниях и научных семинарах школ исследователей кафедры управления образованием ЧИПКРО, кафедры педагогики Уральской государственной Академии Физической культуры, научно-методических конференциях, проводимых по линии системы образования ГлавУО Администрации Челябинской области и на других мероприятиях, посвященных обсуждению проблем негосударственных образовательных учреждений.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.

Выводы по второй главе.

1. Констатирующий этап педагогического эксперимента позволил охарактеризовать начальное состояние готовности студентов к самообразованию. Имея довольно высокую потребность в самообразовании, студенты оказываются неготовыми к его практическому осуществлению. Это обусловливает необходимость оказания педагогического содействия самообразованию студентов.

2. Педагогическое содействие обусловливается уровнем готовности студентов к самообразованию. По этому основанию мы выделяем три вида педагогического содействия. Педагогические содействия, реализуемые на практике, отражаются в виде программных модулей педагогического содействия. Модуль педагогического содействия содержит три звена в соответствии с тремя элементами нашей экспериментальной технологии педагогического содействия.

3. Для реализации модулей на практике создаются педагогические условия. В соответствии с аспектами педагогического содействия это условия ориентационно — стимулирующей, содержательной, операционной и организационно-управленческой групп. Их осуществление в практике образовательных процессов происходит путем подбора и организации преподавателями (или преподавателями и студентами совместно) форм, методов, средств оказания педагогического содействия разных видов и на разных звеньях технологической цепочки.

4. Реализация экспериментальной модели осуществлялась путем разработки и осуществления банка программных модулей оказания педагогического содействия студентам в зависимости от индивидуальной готовности студентов к самообразованию. Оценивание эффективности модели производилось по показателям уровней готовности к самообразованию и образованности. Опытно-экспериментальная работа строилась на вариативной основе. Ежегодно экспериментом охватывалось две экспериментальные и две контрольные группы.

5. Опытно-экспериментальная работа показала наличие существенных различий в приращениях готовности к самообразованию и образованности в контрольных и экспериментальных группах. В своей опытно экспериментальной работе мы принимали меры к обеспечению достоверности получаемых эмпирических данных. Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил наши первоначальные теоретические предположения, высказанные в научной гипотезе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Самообразование представляет собой одно из ведущих средств рсвоения образованности в высшем негосударственном образовательном учреждении. Самообразование студентов и педагогическое содействие ему в такого типа образовательных учреждениях обладает тецификой, которая выявлялась, в частности, в нашем диссертационном исследовании. Актуальность нашего диссертационного исследования обусловлена наличием заказа со стороны общества в разрешении фоблем педагогического содействия самообразованию студентов выс-иих негосударственных образовательных учреждений, отсутствием на-!чных исследований таких проблем и потребностью их разрешения в рактике образования.

В результате выполнения нашего диссертационного исследования 1Ы получили следующие выводы:

1. В высших негосударственных образовательных учреждениях наблюдается высокая потребность в самообразовании как средстве присвоения образованности, профессионального образования студентов. Для этого типа образовательных учреждение вследствие специфики контингента и их потребностей самообразование выступает в качестве одной из предпосылок осуществления образовательных процессов.

2. Констатирующий этап педагогического эксперимента позволил охарактеризовать начальное состояние готовности студентов к самообразованию. Имея довольно высокую потребность в самообразовании, студенты оказываются неготовыми к его практическому осуществлению. В практике самообразования наблюдается разрыв между довольно высоким уровнем готовности студентов высших негосударственных образовательных учреждений к самообразованию и сформированностью других сторон их готовности к самообразованию. Это обусловливает необходимость оказания студентам педагогического содействия.

3. Педагогическое содействие самообразованию студентам связано с оказанием им помощи в самообразовательной деятельности и при подготовке к ней. Опираясь на известные подходы к оказанию студентам помощи в их самообразовании и обобщая их, мы вычленили аспекты педагогического содействия. К числу основных аспектов педагогического содействия самообразования мы отнесли: ориентационный, содержательный, операциональный, управленческий (включающий и экологические стороны самообразовательного взаимодействия).

4. Теоретический анализ педагогической литературы и изучение практики самообразования показали, что педагогическое содействие самообразованию осуществляется путем подготовки студентов к самообразовательной деятельности, целенаправленного формирования у них готовности к самообразованию, тренировки студентов в выполнении действий, входящих в самообразовательную деятельность и оказания им организационной, управленческой помощи в самостоятельной реализации студентами самообразования. Обобщение этих походов позволило нам сконструировать технологию педагогического содействия, охватывающую следующие элементы: пропедевтика самообразовательной деятельности, тренаж в осуществлении самообразовательной деятельности, оказание помощи студентам в их самообразовании при удовлетворении их познавательных и профессиональных потребностей.

5. Каждый такой цикл оформлен в модуль педагогического содействия. В плане теоретического отражения модуль состоит из следующих элементов: ожидаемые уровни образованности и готовности к самообразованию: содержательный раздел для самообразованиязадание для студентасодержание самообразовательной деятельностиподвиды педагогического содействияформы, методы и средства оказания педагогического содействия. На методическом уровне мы рассматриваем программные модули отражения, в которых перечисленные элементы приобретают конкретное содержание в зависимости от индивидуальных особенностей студента.

6. Педагогическое содействие, в частности, обусловливается уровнем готовности студентов к самообразованию. По этому основанию мы выделяем три вида педагогического содействия. В соответствии с ними мы строим три типа модулей педагогического содействия. Моделирование педагогического содействия осуществляется путем соединения между собой модулей разных типов, с учетом всех аспектов оказания педагогического содействия.

7. Для реализации модулей на практике создаются педагогические условия. Это проявляется в подборе и организации преподавателями (или преподавателями и студентами совместно) форм, методов, средств оказания педагогического содействия разных видов и на разных звеньях технологической цепочки. Группы условий соответствуют пяти аспектам педагогического содействия.

8. Реализация экспериментальной модели осуществлялась путем разработки и осуществления банка программных модулей оказания педагогического содействия студентам в зависимости от индивидуальной готовности студентов к самообразованию. Оценивание эффективности модулей производилось по показателям уровней готовности к самообразованию и образованности. Опытно-экспериментальная работа строилась на вариативной основе. Ежегодно экспериментом охватывалось две экспериментальные и две контрольные группы.

9. Опытно-экспериментальная работа показала наличие существенных различий в приращениях готовности к самообразованию и образованности в контрольных и экспериментальных группах. В своей опытно экспериментальной работе мы принимали меры к обеспечению достоверности получаемых эмпирических данных. Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил наши первоначальные теоретические предположения, высказанные в научной гипотезе. Это позволяет сделать окончательный вывод об истинности высказанных в ней теоретических положений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. и др. Формирование умений и навыков самостоятельной работы у студентов педвузов в процессе изучения педдис-циплин: Сборник научных трудов МГПИ им. Ленина.-М., 1980, — 155с.
  2. Н.А. Развитие концепции самостоятельной работы Б.П. Есипова в системе современной дидактики. М.: ИТПиМИО РАО, 1995.-203 с.
  3. А .Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высшая школа. — 1986. — 126 с.
  4. А.Я. Проблемы теории и практики самообразовательного чтения в России: (Вторая половина XVIII—XIX вв.): Дис. д-ра пед. наук. М,., 1981. — 450 с.
  5. Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А. Лука и И. Хорола. Санкт-Петербург, «Ut», 1994. — 160 с.
  6. З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним, рядов. 7-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1993.-495 с.
  7. Г. З., Рудковская А. В. Индивидуальные программы обучения в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 22 с.
  8. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах (С.В. Игнатьев, В. А. Мелохин. Л.: АПН СССР, НИИ проф. — тех. образования, 1991. — 63 с.
  9. В.И. Эвристическое программирование учебно исследовательской деятельности: Метод, пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 240 с.
  10. Ю.Аристова Л. П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук. Таткнигоиздат, 1963.- 54 с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  12. С.П. Педагогическое самообразование преподавателей теоретического обучения в системе их квалификации. Дисс. .канд. пед. наук: Ленинград, 1981. 263 с.
  13. Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения: Пер. с англ. О. В. Редькиной и А. Л. Чернявского / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Мир, 1969 — 486 с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  15. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельно•Лсти. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  16. В.В., Бурунова В. Т. Диагностируем знания первокурсников // Вестник высшей школы. 1983. — № 5. — С.73−75.
  17. Л.Н. Формирование у студентов на занятиях навыковсамообразовательной работы // Проблемы активизации познава-«тельной деятельности обучающихся. Челябинск: УралГАФК, 1997. — С.25−27.
  18. И.Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1982. — 16 с.
  19. М.С. Самообразование и его роль в формировании личности учителя в условиях вуза: Дисс. .канд. пед. наук. Саратов, 1972. — 182 с.
  20. Белкин E. J1 и др. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль: ЯГПИ, 1974. — 176 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  22. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: М-во образования РФ, Ин-т развития проф. Образ. — 336с.
  23. А.Е. Развитие познавательной самостоятельности' студентов // Теоретические и прикладные основы управления перестройкой высшего педагогического образования. М., 1990. -185 с.
  24. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 192с.
  25. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. -144 с.
  26. В.Б. Процесс вузовского обучения и проблема формирования у студентов творческого самостоятельного мышления и научных интересов // Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе / Под ред. Бондаревского В. Б. М., 1972. — Т.2.- С. 5−26.
  27. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1984. 64 с.
  28. В.К. Теория и практика самостоятельной учебной работы школьников (на материалах естественнонаучных дисциплин): Авто-реф. Дисс. д-ра пед. наук. Тбилиси, 1986. — 50 с.
  29. К.Я. Модульное обучение. М.: Педагогика, 1991. — 127с.
  30. М. Модели: Репрезентация и научное понимание / Пер. с англ.- Общ. ред. и предисловие И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
  31. В.И. Организация самообразования старшеклассников // Вопросы совершенствования учебно-воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школе: Сборник научных трудов. Краснодар: КГУ, 1990. — 131 с.
  32. Г. Ф. Формирование у старшеклассников ориентаци-онных основ самоорганизации познания в процессе обучения // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Л., 1989. — 126 с.
  33. С.И. Подготовка учащихся к самостоятельному решению учебных проблем // Советская педагогика.- 1983.- № 3.-С.43−45.
  34. В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1979. — 216 с.
  35. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  36. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: Сб. науч. тр. / Редкол. И. Л. Баскакова и др. М.: МГПИ, 1997, — 104 с.
  37. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: Тематический сборник научных трудов / Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: ЧПИ, 1987. — 149 с.
  38. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов:
  39. Гаре.ев В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С.30−33.
  40. Р.С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань: КГУ, 1978. — 181 с.
  41. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов: .Материалы лекций, прочит. В Политехническом музее новых методов и средств обучения / MB и ССО СССР- Всесоюзн. об-во «Знание" — политехи. Музей- НИИВШ. М.: 1978. — Вып. 1. — 35 с.
  42. Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Тбилиси, 1988. — 51 с.
  43. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  44. Н.Ф. Особенности самообразовательной деятельности старшеклассников // Советская педагогика. 1983. — № 5. -С.47 — 50.
  45. В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов: Учеб. метод. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 80 с.
  46. А.К. Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1971.- 628 с. (2т.).
  47. А.К. Самообразование как социальная категория. Л.: ЛГПИ, 1976. — 88 с.
  48. А.К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа. — 1987. — 116 с.
  49. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  50. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию // Советская педагогика. 1984. — № 1. — С.46 — 60.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с. — (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  52. Ю.Ф. Реферат в учебном курсе // Вестник высшей школы. 1980. — № 8. — С. 64 — 65.
  53. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  54. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск: НЭИ, 1971. — 180 с.
  55. И.А. Самовоспитание личности. Филос.-этич. проблемы. М.: Политиздат, 1987. — 285 с.
  56. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  57. Н.П. Организация и методы работы учащихся и руководство этой работой. Горький: Горьковское кн. изд-во, 1953. — 36с.
  58. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  59. Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 117 с.
  60. Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: Учеб. пособие. Л.: ЛГПИ, 1982. — 75 с.
  61. Л.В. Руководство самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся // Советская педагогика. -1984.-№ 2.-С.52−56.
  62. Зак А. К. Как определить уровень мышления школьника. М.: Знание, 1982. — 80 с.
  63. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992
  64. Л.И., Греков Г. М. Система управления самостоятельной работой студентов на младших курсах // Проблемы высшей школы. Киев, 1977. — Вып. 31. — С.37−44.
  65. Л .Я. Программа учебник — учитель. — М.: Знание, 1989. -79 с.
  66. Игры обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В. В. Петрусинского / В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  67. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1994. — 464 с.
  68. Д.Ф. Разработка индивидуальных учебно-самообразовательных программ: Методическое пособие. Челябинск: ЧИПКРО, 1996. — 58 с.
  69. Д.Ф. Целевые программы повышения квалификации учителя в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся. Дисс.. канд. пед. наук. — Курган, 1996. — 180 с.
  70. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. унта, 198−6.-200 с.
  71. Инновационные технологии развивающего обучения. Исследования, разработки, внедрение: Тез. научн.-практ. конф. Красноярск, Красноярск, гос.техн. ун-т, 1993. — 56 с.
  72. Исследование объема и структуры внеаудиторной работы студентов на весь период теоретического обучения в вузе: Матер. Ill координац. совещания вузов. М.: Б.и., 1980. — 132 с.
  73. З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 207 с.
  74. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982.-224 с.
  75. А.А. Индивидуализация учебной деятельности // Сов. педагогика, 1985. № 9. — С. 48−51.
  76. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М: Знание, 1989. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». — № 6).
  77. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. 256 с. — (Личность. Мораль. Воспитание).
  78. Г. Н., Розенберг Н. М. Обучающая программа с адаптацией по сложности // Сов. педагогика, 1969. № 9. — С. 24−29.
  79. Н.В. Самообразование молодых учителей как условие непрерывности его образования: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1990. -204 с.
  80. И.О. Дидактические условия формирования научных понятий у студентов втуза. Дисс. .канд. пед. наук. — Челябинск, 1988. — 189 с.
  81. И.О. Исследовательская работа студентов по высшей математике: Учебное пособие. Челябинск: ЧГТУ, 1995. — 78с.
  82. И.О. Управление исследованиями в образовательном учреждении: Научно-методическое пособие. -Курган: ГлавУНО, 1996. 68 с.
  83. И.О., Сериков Г. Н. Системное представление об исследовании. Челябинск: ЧГТУ, 1996. — 81 с.
  84. Краткий психологический словарь / Сост. J1.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  85. Н.К. Пед. соч. В 10 т. М., — Т.5, 9, 10. — 1959. — 1960.
  86. Д.Г. Проблемы развития самостоятельности в приобретении знаний и умений учащимися и студентами // Педагогика. Дидактические основы развития самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. М., 1971. — Вып. 23. — С. 146 — 152.
  87. И.И. Школьная программа как основа определения результатов обучения // Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. М., 1976. — 216 с.
  88. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 80с.
  89. Г. И. Взаимосвязь управления и самоуправления в учебно-познавательной деятельности студентов: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1989 — 15 с.
  90. В.М. Дидактические условия профессиональной пропедевтики студентов первого курса в техническом вузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1992. -16 с.
  91. Р.Г. О самостоятельной работе учащихся // Советская педагогика. 1962. — № 2. — С. 15 — 27.
  92. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика,.! 981. — 184 с.
  93. Т.П. Формирование умений и навыков самообразования у студентов в процессе выполнения учебно творческих заданий. Дисс- канд. пед. наук. — Минск., 1993 — 195 с.
  94. И.И. Имитационное моделирование учебных программ. М.: Педагогика, 1980. — 127 с.
  95. Р.А. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов вуза: Дис.. канд. пед. наук. Новочеркесск, 1975. -210 с.
  96. В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35 000 слов. 2-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1993. — 704 с.
  97. А.А. Педагогические условия овладения студентами умениями планировать познавательную деятельность в учебном процессе: Дис. канд пед. наук. Целиноград, 1982. — 164 с.
  98. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. — 157 с.
  99. А.К., А.Б. Орлов, Л. М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. Москва: Педагогика, 1993. — 65 с.
  100. Математические методы в социологическом исследовании / Отв. ред. Т. В. Рябушкин. М.: Наука, 1981. — 334 с.
  101. Математическое моделирование / Ред. Дж. Эндрюс, Р. Мак -лоун. М.: Мир, 1979. — 248 с.
  102. A.M. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 210 с.
  103. Н.А. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. -С. 110- 125.
  104. P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М.- Учпедгиз, 1940. — 96 с.
  105. С.В., Попов В. И. Ткачев А.Г. Планирование организация — контроль // Вестник высшей школы. — 1986. — № 6. — С.37−39.
  106. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н. Ку-люткина, Г. С. Сухобской. М.: Высшая школа, 1971. — 296 с.
  107. И.А. Самостоятельный учебный труд // Советская педагогика. 1980. — № 9. — С. 82−87.
  108. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  109. В.А. Развитие и совершенствование общеучебных умений в процессе обучения в техническом вузе (на материале курса высшей математики): Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1986. — 17 с.
  110. О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Исследование роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе и ее эффективности при использовании рабочих тетрадей в школах Эстонской ССР. Таллин: Валгус, 1976. — 280 с.
  111. И.Б. О моделировании сложных систем: философский очерк. Мысль, 1965. — 335 с.
  112. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 63 с.
  113. В. Введение в общую дидактику. Москва: высшая школа, 1990. — 165 с.
  114. А.С. Стимулирование самообразовательного чтения студентов: Дис. канд.пед.наук. Л., 1979. — 261 с.
  115. С.В. Оптимизация учебно-самообразовательного материала на основе целостного подхода (по материалам общеобразовательных дисциплин во втузе). Челябинск, 1991. — 186 с.
  116. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  117. Первокурсникам о самостоятельной работе: Методические указания / Составители: И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков, В.А. Худяков- Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: ЧПИ, 1987. — 87 с.
  118. Р.П. Систематизация форм реализации межпредметных связей при формировании у студентов втуза нгаучных понятий: Автореф. канд пед наук. Челябинск, 1993. — 21 с.
  119. Е.Н. Опережающие задания как средство формирования готовности старшеклассников к самообразованию : Дис.канд. пед. наук.-Л., 1983. 197 с.
  120. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Дис. д-ра пед. наук. М., 1973. -392с.
  121. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико экспериментальное исследование. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  122. П.И., Коротяев Б. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М.: МГПИ им. Ленина, 1978. — 78 с.
  123. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ. — 269 с.
  124. Подготовка школьников к самообразованию/ Отв. ред. Б. Ф. Райский. Волгоград: ВГПИ, 1980. — 160 с.
  125. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань: Тат-книгиздат, 1968. — 204 с.
  126. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1976. — 483 с.
  127. Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
  128. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / АПН СССР- Под ред. Ю. К. Бабанского и др. М.: Педагогика, 1980. — 224 с.
  129. .Ф. Развитие у школьников стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1973. — 190 с.
  130. .Ф., Скаткин М. Н. Руководство самообразованием школьников. М.: Просвещение. — 1983. — 142 с.
  131. З.Л. Формирование умений самостоятельной работы с учебником // Советская педагогика. 1983. — № 3. — С. 49 — 51.
  132. Н.А. Практика самообразования // Опыт систем самообразовательного чтения приблизительно к личным особенностям читателей. М.: Гос. издательство, 1919. — 258 с.
  133. Н.А. Как заниматься самообразованием. М.: Советская Россия. — 1962. — 171 с.
  134. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. T.I. М.: Педагогика, 1989. — 488 с. — (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  135. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.Н. М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  136. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  137. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Просвещение. — М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  138. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  139. .А. НОТ школьника: Из опыта работы школы. М.: Просвещение, 1976 — 128 с.
  140. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1970.-278 с.
  141. Г. И. Социологическая информация: Статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1979. — 142 с.
  142. Самообразование работающей молодежи: Метод, рекомендации по организации труда, учения, отдыха. Челябинск: ЧГПИ, 1981.- 136 с.
  143. Самообразование школьников и развитие их личности / Под ред. В. А. Кулько (отв. ред.) и др. Волгоград: ВГПИ, 1978. — 136 с.
  144. Самостоятельная работа студентов: Метод, рекомендации. -Рига: РПИ, 1981.-231 с.
  145. Н.Е. Формирование мотивации самообразования старших подростков в процессе обучения: (На материале гуманитарных предметов): Дис.канд.пед. наук. Волгоград, 1983. — 224 с.
  146. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. В 4-х кн. — Челябинск: ЧГТУ, 1994 — 1997 гг.
  147. Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов: Дис. .д-ра пед. наук. -Тбилиси, 1988. 360 с.
  148. Г. Н. О соотношении между самостоятельной работой и самообразованием // Новые исследования в педагогических науках / Сост. И. К. Шубинский. М.: Педагогика, 1989. — Вып. 1. — С.2830.
  149. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Ирк. Ун-та, 1985. -176с.
  150. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1991. — 232с.
  151. Г. Н. Навыки самообразования важная цель обучения // Вестник высшей школы. — 1987. — № 4. — С. 26−31.
  152. Г. Н. Основания нормирования деятельности участников образования. Челябинск: ЧИПКРО, 1995. — 200 с.
  153. Г. Н. Разработка программных средств подготовки инженеров: Научно метод, пособие. — Челябинск: ЧГТУ, 1992. — 179с.
  154. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1992. — 740 с.
  155. М.Д. Применение принципа индивидуального подхода к учащимся в учебной работе: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1960. — 21 с.
  156. Способности и склонности / Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  157. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд. Моск. ун-та, 1983. — 343 с.
  158. Н.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов (На примере педагогического колледжа): Дисс.. канд пед наук. Москва, 1996. — 168 с.
  159. Тестирование как психолого педагогическое средство оценки академических способностей в системе образования США. — М.: НИИВШ, 1980.-61 с.
  160. O.K. Теоретические проблемы исследования бессознательного // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С.31−39.
  161. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
  162. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: (На материале физики первой ступени): Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1970. — 523 с.
  163. А.В. Формирование учебных умений учащихся // Советская педагогика. 1982. — № 1. — С. 45 — 48.
  164. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 158с.
  165. А.В., Завьялов В. В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 111 с.
  166. Учащимся о самообразовании / И. И. Колбаско. Минск: Нар. Асвета, 1976. — 160 с.
  167. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  168. Л.А. Формирование рациональных приемов учебной работы и их влияние на самостоятельную деятельность студентов // Вопросы педагогики высшей школы. Томск, 1978. — С. 68 — 73.
  169. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В .Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  170. Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  171. В.А. Стимулирование самоконтроля при формировании у студентов научных понятий (на материалах общеобразовательной подготовки студентов в техническом вузе): Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1993. — 19 с.
  172. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  173. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1985. — 200 с.
  174. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Тбилиси, 1987. — 39 с.
  175. А.Н. Учись учиться /А. Чирва. М.: Мол. Гвардия, 1ё977. — 158 с.
  176. М.А. Гибкая технология проблемно модульного обучения: Методическое пособие. — М: Народное образование, 1996. -160 с.
  177. М.А. Теория и технология проблемно модульного обучения в профессиональной школе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — Казань, 1996. — 34 с.
  178. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной активности: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1973. -21 с.
  179. Т.И. Активизация учения школьников. М.: 1979.96с.
  180. К. Студент. Становление личности. М.: Прогресс, 1982. — 136 с.
  181. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  182. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая шк., 1982. — 283 с.
  183. П.А. Принципы модульного обучения // Сов. Педагогика. 1990. — № 1. — С. 55−60.
  184. П.А. Теория и практика модульного обучения. -Каунас, 1989. 214 с.
  185. Н.М. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Метод, рекомендации. Челябинск: ЧГПИ, 1976. — 22 с.
  186. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  187. Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польск. О. В. Долдженко. М.: Высш. шк., 1986. — 135 с.
  188. С.Е. Дидактическое моделирование самостоятельной работы студентов: Дис.. канд.пед.наук. Ташкент, 1991. — 221 с.
  189. Evans N. The knowledge revolution: Making the link between learning and work. L.: Mc Intyre, 1981.- 182 p.
  190. Goten O.S. Effective Bussiness Communications. Louisiana: College of Bussiness Administration Louisiana University, 1988.
  191. Lewis R. How to write selfstudy materials. L., 1981. — 61 p.
  192. Morris D.J. Market Power and Bussiness Strategy. London: Qvorum Books Westport, 1996.
  193. Murchey J.F. Sound Cash Management and Borrowing/ Sarasota, Florida.
  194. Prokopenko J., Bittei U Modular Course Format for Supervisory Development//Training and Development journal. 1991 / February.
  195. Romiszovski A.F. Designing instructional systems: Decision making in course planning a curriculum design. L: Page N.I.: Nichols, 1981. 415 p.
  196. Russell G.D. Modular Instruction // A guide to the Design Selection, Utilization and evaluation of Modular Material. Minneapolis: Burgess Publishing Company/ 1974.
  197. Walters J.D. Education for life. Nevada City: Ananda publ. — 1986. — 177 p.
  198. Write I. Learning to learn in higher education. L: Canberra: Helm, 1982. 199 p.
Заполнить форму текущей работой