Актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-познавательном процессе как способ достижения педагогических целей
Методологической и общетеоретической базой исследования является известное научное положение о развитии и социализации личности, их детерминированности содержанием и характером взаимодействия с окружающим миром. Поскольку в нашем обществе в настоящее время отсутствует идея, которая объединила бы всех членов общества и служила бы ориентиром развития общества в целом и каждой отдельной личности… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Актуализирующее взаимодействие преподавателя студентов в учебно-познавательном процессе как педагогическая проблема
- 1. Роль социальных отношений в системе «обучающий-обучаемые» в педагогической практике
- 2. Теоретико — методические установки организации актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов в учебно-познавательном процессе
- 3. Дидактические функции содержания регулирующей деятельности преподавателя как условия обеспечения актуализирующег о взаимодействия преподавателя и студентов
Актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-познавательном процессе как способ достижения педагогических целей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена радикальными экономическими и политическими изменениями, происходящими в обществе. Будущее человека закладывается в его образовании. В существующей системе образования был упущен приоритет общего развивающего образования. Одним из ее коренных недостатков является узко профессиональная направленность и отраслевой характер организации большинства высших учебных заведений. Человек в ней рассматривается как главная производительная сила. Такая жесткая ориентация на конкретный вид деятельности ограничивает возможность человека найти свое место вне заданной сферы в условиях, когда рынок труда неизбежно ставит специалистов в конкурентные отношения друг к другу. Большинство людей не может адаптироваться в системе складывающихся новых взаимоотношений в обществе, характер которыхсовместные интеллектуальные разработки.
Генеральная цель реформы образования в России сформулирована как «обеспечение любому гражданину возможности максимальной деятельностной реализации его стремлений и способностей путем предоставления равноправного доступа к образованию, стимулирование поиска каждым человеком в процессе повышения его образовательного уровня той сферы и формы деятельности, которая принесет максимальное удовлетворение ему самому и максимальную пользу обществу» (217). Это полностью согласуется с главным ориентиром высшего образования, содержащемся во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. ООН-овский девиз образования -'" Учить жить" (161, 140−141).
В новой парадигме образования обучение ориентировано на формирование «человека — творца», на преобразующий, а не познающий интеллект. Задачей профориентации молодежи в настоящее время является организация процесса профессионального самоопределения как события не только общественной, но и личной жизни, как важнейший этап самореализации внутренних потенциалов личности. В связи с этим на первый план выдвигается коммуникативная природа обучения как совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов, в условиях которой содержание образования, включая социальный опыт, усваивается как средство будущей профессиональной деятельности выпускников ВУЗа. Содержанием целей, задаваемых в ВУЗе, должно стать формирование жизненной перспективы у студентов как целостной картины будущего в противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает смысл своей жизни, свое жизнеосуществление. Соответственно новой стратегии образования форма целеобразования должна быть более динамической, связанной с инициативным поведением человека, в котором реализовалось бы его стремление к определенной степени достижений в учебнопознавательной и профессиональной деятельности.
Новый характер отношений в системе «человек — человек» в нашем обществе — совместные интеллектуальные усилия, обеспечивающие конкурентноспособность продукта совместного труда — требуют иную основу для этих взаимоотношений, в том числе и в обучении. При таком подходе к обучению основы развития личности должны лежать -.в социальной природе продуктивного учения, способность учиться должна определяться системой социальных отношений и взаимодействий преподавателя и студентов, а способность научения — становлением самой учебной деятельности как самоорганизуемой, саморегулируемой, самопобуждаемой. В фокусе организации процесса обучения оказывается проблема совмещения усилий преподавателя и студентов за счет организации способов учения.
В отечественной и зарубежной литературе проблеме взаимодействия в системе межсубъектных отношений в педагогическом процессе было уделено л значительное внимание. философеко — методологический аспект взаимодействия рассмотрен в работах B.C.Библера, В. Ю. Верещагина, С. С. Гусева, Г. Л. Тульчинского, М. Фуко и др.
Социально — психологические аспекты взаимодействия были предметом исследования В. В. Бехтерева, А. А. Бодалева, В. В. Давыдова, А. В. Карпова, «.Китайгородской, Я. Л. Коломинского, А. Н. Леонтьева, P.C.Немова, С.Н.Ру-лтейна и др.
Педагогический аспект отражен в работах Л. В. Байбородовой, В. И. Брудного, А. А. Вербицкого, С. Ю. Курганова, X. Й. Лийметса, А.М.Матюшки-на, Л. Ф. Спирина, В. В. Юдина и др.
В совокупности работы указанных авторов имеют важное теоретическое значение. Однако следует отметить, что дидактические и познавательные процессы традиционно рассматривались с узкой гносеологической точки зрения. Педагогическая релевантность дидактических социальных отношений и социального опыта преподавателя и студентов исследована недостаточно. Решение проблемы воздействия дидактических социальных отношений и основанного на них опыта на формирование личности студента имеет важное значение для обеспечения эффективности учебно — познавательного процесса.
В педагогике высшей школы недостаточно раскрыты причины социально — педагогического характера, вызывающие трудности овладения студентами учебной деятельностью при изучении иностранного языка на неязыковых факультетах, а также условия, при которых учебно — познавательный процесс является эффективным при достижении педагогических целей. При этом, в силу сложившихся форм и методов* обучения, преподаватели не способствуют в полной мере реализации личностных потенциалов каждого студента.
В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, недостаточного внимания со стороны преподавателей и руководителей педагогических вузов студенты овладевают учебной деятельностью сложно и с низкими абсолютными результатами учения. Относительно учебного предмета «иностранный язык» применимо образное выражение известного американского психолингвиста Уилги Риверс, что мы продолжаем тиражировать «лингвистических уродцев, калек, у которых развита необходимая мускулатура, но которые не умеют ходить сами» (176).
В нашей стране поворот в сторону изучения иностранных языков осуществляют с большей инициативой негосударственные структуры, привлекая для этого все тот же профессорско — преподавательский персонал ВУЗов и раздавая сертификаты сомнительного образца.
Возникло противоречие между потребностью педагогической практики в изменении организации учебного процесса в педагогических вузах с целью его ориентации на социальную природу продуктивного учения как совместной скоординированной деятельности преподавателя и студентов и неготовностью педагогической теории обеспечить решение этой проблемы.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы организационно — педагогические условия эффективности процесса взаимодействия преподавателя и студентов в учебно — познавательном процессе, в частности, в ходе изучения иностранного языка на неязыковых факультетах педагогического ВУЗа при достижении педагогических целей, обусловленных реформированием системы высшего образования в нашей стране?
Цель исследования: определить организационно — педагогические принципы и условия, обеспечивающие эффективность педагогического взаимодействия преподавателя и студентов педагогического вуза.
Объект исследования: процесс педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в учебно — познавательном процессе.
Предмет исследования: комплекс организационно — педагогических принципов и условий взаимодействия преподавателя и студентов в ходе совместной учебно — познавательной деятельности, обеспечивающих достижение педагогических целей.
Изучение литературы по интересующей нас проблеме, анализ предшествующего целенаправленному исследованию педагогического опыта при" вели нас к пониманию того, что эффективность достижения педагогических целей может быть существенно увеличена за счет такой организации взаимодействия преподавателя и студентов, которая носит актуализирующий характер, то есть в нем распределение индивидуальных действий и обмен ими опосредуется способом построения содержания предмета усвоенияобеспечивается скоординированность и сопряженность действий преподавателя и студентов как субъектов учебно — познавательной деятельностиакцентуируется инициативное поведение студентов в ответ на инициативно — организующие действия преподавателявключаются личностные смыслы учения студентов. Специальное исследование подвело нас к выдвижению следующей гипотезы: актуализирующее взаимодействие реализует себя эффективно при:
• *.
— его организации по совокупности принципов: динамичности и устойчивости, оптимальности, дискретности и последовательности, параллельного взаимодействия, децентрации, цикличности;
— осуществленности содержания регулирующей деятельности преподавателя как совокупности и взаимодействия функций: интерактивной (инициирование взаимодействия), управленческой (целенаправленное воздействие на ход совместной деятельности), взаимопонимания (направлена на достижение согласия и понимания), экспрессивной (стимулирует выражение мыслей и чувств в процессе взаимодействия) и реализации условий, адекватных перечисленным функциям.
С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать организационно — педагогические принципы актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов в педагогическом процессе.
2. Выделить структурно — функциональные компоненты педагогической системы, в которой реализуется актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов, и условия ее функционирования.
3. Определить критерии дидактической целесообразности и эффективности актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов в ходе учебно — познавательного процесса.
Методологической и общетеоретической базой исследования является известное научное положение о развитии и социализации личности, их детерминированности содержанием и характером взаимодействия с окружающим миром. Поскольку в нашем обществе в настоящее время отсутствует идея, которая объединила бы всех членов общества и служила бы ориентиром развития общества в целом и каждой отдельной личности, мы опираемся в нашем диссертационном исследовании на идею абсолютного приоритета знаний, их абсолютной ценности в жизни отдельного человека и всего общества. При этом под «знанием» мы подразумеваем не просто сумму разно' образных сведений и фактов, а приобретенный опыт разумной деятельности человека, то есть компетентность, профессионализм. Мы исходили из положения о необходимости организации взаимоотношения людей в цивилизованном обществе на гуманистических принципах, изложенных в работах Г. Гегеля, Ж. Ж. Руссо, В. А. Розанова и др. Мы опирались на методологию педагогики, согласно которой личность формируется в процессе активности в деятельности и общения.
Исходные теоретические позиции базируются на:
— теории социализации, понимаемой как включение человека в систему общественных отношений (Б.В.ВульфовИ.С.Кон, В. В. Лебединский,.
A.В.Мудрик, М. И. Рожков и др.);
— теории социального взаимодействия (А.Н.Аверьянов, Л.В.Байборо-дова, А. А. Бодалев, Дж. Мид, Х. Й. Лийметс, М. С. Каган, Н. Ф. Радионова, П. А. Сорокин и др.);
— личностно-деятельностном подходе к организации педагогического процесса, который предусматривает сочетание общественных и личностных целей (В.А.Андреев, Л. П. Буева, Л. В. Выготский, Н. С. Дежникова, А. А. Кирсанов,. А. Н. Леонтьев, Г. В:Мухаметзянова, Л. И. Новикова, Т. В. Шуртакова и др.);
— теории управления (В.Г.Афанасьев, Г. Х. Попов, Л. И. Уманский,.
B.В.Юдин, В. А. Якунин и др.);
— социально — психологической теории совместной деятельности и общения, базирующейся на принципе их неразрывного единства (К.А.Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. В. Ломов, Р. С. Немов и др.);
— концепции знаково — орудийной опосредованности психических функций (А.А.Вербицкий, Л. С. Выготский и др.);
— концепции системно — динамического подхода к мотивации И. А. Васильев, М. Ш. Магомед — Эминов и др.).
Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. Были использованы методы теоретического уровня: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы. В качестве основного организационного метода использовался метод поперечных срезов. В комплекс эмпирических методов вошли: обсервационные (прямое включенное наблюдение, метод оценивания как модификация косвенного наблюдения, метод самооценки и самоописания), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты), диагностические (нестандартизованные тесты учебной успешности), праксиметрический (анализ продуктов учебной деятельности студентов), педагогическое моделирование.
Базой исследования являлись семь факультетов неязыкового профиля Костромского педагогического университета: историко — педагогический, физико — математический, музыкально — педагогический, филологический, социально — экономический, факультет биологии и химии и факультет педагогики и психологии начального обучения. Было исследовано двадцать пять студенческих групп, одиннадцать из которых — экспериментальные. В общей сложности в нашем исследовании приняли участие триста четыре студента.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1985 — 1990 гг.) проводилось накопление эмпери-ческого материала, изучался и обобщался передовой педагогический опыт, анализировался собственный педагогический опыт, определялись методологические и методические подходы к проблеме.
На втором этапе (1990 — 1994 гг.) изучалась научно — методическая литература, анализировался отечественный и зарубежный опыт преподавания иностранного языка. На этом же этапе была выдвинута рабочая, гипотеза исследования, разработана методика исследования и организована опытно — экспериментальная работа, по анализу результатов которой производилось уточнение рабочей гипотезы.
На третьем этапе (1994 — 1996 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов опытно — экспериментальной работы, оформление диссертации, подготовка научно — теоретических рекомендаций по внедрению в практику обучения результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико — методологических позицийорганизацией опытно — экспериментальной работы в строгом соответствии с задачами и условиями осуществления исследованиякомплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследованияцеленаправленным анализом педагогической практики и передового опытарезультами опытно — экспериментальной работы, проводившейся в течение нескольких лет. В достоверности данных, полученных в ходе эксперимента убеждают результаты математической обработки и проверки.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— выявлена социально — педагогическая сущность актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов в учебно — познавательном процессе как способа достижения педагогических целей, который является более эффективным и ценным в сравнении с традиционным;
— описаны организационно-педагогические принципы актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов в педагогическом процессе;
— выделены структурно-функциональные компоненты педагогической системы, в которой реализуется актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов;
— разработана модель, отображающая вероятностный процесс достижения педагогических целей в учебно — познавательном процессе, как разг вивающая и развивающаяся система;
— обоснованы критерии дидактической целесообразности и эффективности актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов в учебно-познавательном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработана и внедрена’методика организации учебнопознавательного процесса, которая нацелена на усиление интегрирующих тенденций в педагогическом взаимодействии. Она может быть использована в различных педагогических системах (школа, вуз, институт повышения квалификации, внешкольные учреждения). На основе выводов и рекомендаций. по результатам исследования создан и используется в педагогической практике спецкурс по методике обучения для будущих учителей иностранного языка.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Представление об актуализирующем взаимодействии как о продукте скоординированной деятельности преподавателя и студентов, отражающем постоянное изменение перспективы их совместных действий при направленности педагогического процесса на достижение стратегической цели и при переходе от одного этапа взаимодействия на другой, в осуществлении которого в соответствии с педагогическим прогнозом реализуются реальные возможности педагогической ситуации по развитию и самосовершенствованию всех участников педагогического процесса;
2. -Комплекс организационно — педагогических принципов, соответс твующих качественной природе актуализирующего взаимодействия: динамичности и устойчивости, оптимальности, дискретности и последовательности, параллельного взаимодействия, децентрации, цикличности.
3. Совокупность организационно — педагогических условий, обеспечивающих функционирование педагогической системы, в которой реализуется актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов.
Апробация полученных результатов. Теоретические положения, выводы, рекомендации изложены, обсуждены и получили одобрение:
— на семинаре по обмену передовым педагогическим опытом в г. Рязани, 1992 г.;
— на международном симпозиуме по социальной психологии, г. Кострома, 1992 г.;
— на научно — практических конференциях молодых ученых в Костромском государственном педагогическом университете им. Н. А. Некрасова 1992 — 1996 гг.);
— на Всероссийском совещании по активным методам обучения иностранным языкам, г. Омск, 1993 г.;
— на научно — практических конференциях по проблемам обучения иностранным языкам и профессиональной подготовке будущих учителей в Костромском государственном педагогическом университете им. Н. А. Некрасова (1991 — 1996 гг.);
— на методических объединениях и семинарах по проблемам усовершенствования учебно — познавательного процесса при кафедре иностранных языков Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова (1986 — 1996 гг.).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит две схемы и десять таблиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов как способа достижения педагогических целей позволяет сделать ряд общих выводов:
1. В рамках существующей массовой педагогической практики в вузе, не представляется возможным решить педагогические задачи, вытекающие из главной цели реформы высшей школы, направленной на формирование человека — творца. Это обусловливает необходимость усилить социальную функцию управления учебно — познавательным процессом. Социальное взаимодействие преподавателя и студентов должно стать частью содержания обучения, так как только на его основе возможно расширить субъектную включенность студентов в учебно — познавательную деятельность и сформировать их инициативное поведение.
2. Субъектная включенность студентов в учебно — познавательный процесс опосредована профессиональной компетентностью преподавателя как проводника личностного смысла учения, в собственном образе мышления и действий воплощающего социальный контекст, в котором он предъявляет учебную информацию. Субъектную включенность студентов необходимо рассматривать в двух аспектах: во — первых, в аспекте принятия студентами социальной роли обучаемых в высшем учебном заведении: вовторых, в аспекте ориентирования их на осуществление собственной жизненной перспективы, включения в систему зарождающихся рыночных отношений.
3. Педагогическая система, которая основана на актуализирующем взаимодействии преподавателя и студентов, позволяет эффективнее реализовать поставленные реформой высшей школы стратегические педагогические цели, так как она обеспечивает объективную тенденцию к сокращению «динамического дисбаланса «между педагогической реальностью и ее восприятием студентами. Эта тенденция складывается из двух составляю.
— 152 щих: с одной стороны, студенты предпринимают определенные действия в зависимости от их восприятия педагогической реальностиа с другой стороны, они формируют свое мнение относительно нее с точки зрения своих же решений, которые не всегда основаны на уже добытых знаниях.
4. Динамический аспект актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов происходит из результирующей тенденции скоординированного, «сопряженного «социального взаимодействия преподавателя и студентов, которое представляет собой упорядоченное развитие интеракции в виде обмена интенциональными действиями между преподавателем и студентами. При этом действие является интенциональным тогда, когда один субъект обозначает, а другой субъект обнаруживает своим поведением направленность на некоторую цель, на решение определенной коммуникативной проблемы. Активность преподавателя и студентов является встречной. Координация взаимодействия увязывается с конкретными действиями преподавателя и студентов в определенном контексте педагогической ситуации: как инициирующие, так и ответные действия соотносятся с конкретной целью, планом ее достижения и перспективой развертывания этой цели.
5. Результаты проведенной нами опытно — экспериментальной работы в основном подтвердили целесообразность использования в педагогической практике нашей модели вероятностного педагогического процесса. Содержащаяся в ней схема опосредования распределения индивидуальных познавательных, действий в совместной деятельности преподавателя и студентов и обмен ими путем совместного конструирования содержания предмета усвоения является обобщаемой, что значимо в технологическом аспекте.
6. Достоинство модельной педагогической системы состоит в том, что преподаватель, осознавая сущность актуализирующего взаимодействия и его переходных состояний относительно этапов функционирования, имеет возможность проанализировать и откорректировать любой индивидуальный поступок студентов в конкретный момент учебной ситуации «на месте происшествия Модель педагогического процесса может совершенствоваться за счет уточнения и изменения предусмотренных в ней педагогических средств, так как в процессе их использования могут быть обнаружены не учтенные преподавателем свойства и нюансы актуализирующего.
— 153 взаимодействия, которые воплощают в себе новые педагогические возможности. Кроме того, в ходе учебно — познавательного процесса тактические и оперативные цели испытывают определенные воздействия со стороны результатов совместной деятельности преподавателя и студентов. В этом случае уточняются и корректируются педагогические цели и организуются соответствующие новым замыслам педагогические мероприятия.
7. Комплекс организационно — педагогических условий управления учебно — познавательным процессом включает в себя необходимость актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов в качестве целевой функции управления и условий регуляции учебно — познавательного процесса, адекватных функциям содержания регулирующей деятельности преподавателя — интерактивной, управленческой, взаимопонимания и экспрессивной.
8. Актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов в учебно — познавательном процессе реализует себя эффективно при его организации по совокупности следующих принципов: динамичности и устойчивости, оптимальности, дискретности и последовательности, параллельного взаимодействия, децентрации, цикличности. По тому, насколько соблюдаются данные организационно — педагогические принципы, можно судить о мере оформленности и осуществленности функционального содержания актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов.
9. Критериями эффективности деятельности преподавателя по достижению педагогических целей являются: когнитивный критерий, критерий саморегуляции поведения, социальной комфортности и прогностический критерий. При оценке педагогической деятельности эти критерии должны рассматриваться в комплексе и взаимодействии друг с другом.
Реализация определенного нами комплекса организационно педагогических условий управления учебно — познавательным процессом при использовании в практике обучения иностранному языку на неязыковых факультетах педагогического ВУЗа разработанной нами модели вероятностного педагогического процесса, которая отражает процесс достижения педагогических целей способом актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов, дала положительные результаты. Это подтверждено данными специальных педагогических замеров в экспериментальных и контрольных группах при их сравнении. Анализ показал, что в экспериментальных группах учебно — познавательный процесс был более эффективным, позволившим решить большее число педагогических проблем и ближе подойти.
— 154 к достижению педагогических целей. Различия в показателях контрольных и экспериментальных групп статистически значимы. В основе своей результаты подтвердили выдвинутую гипотезу.
Дальнейшая разработка проблемы предполагает исследование актуализирующего взаимодействия преподавателя и студентов в учебно — познавательном процессе в методическом аспекте. Требуется дальнейшая разработка и обобщение психолого — методических средств обеспечения педагогической системы, в которой реализуется актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов как способ достижения педагогических целей. Направления исследования определены: содержание и методика инициирования совместной деятельности, содержание и методика управления совместной деятельностью, содержания и методика достижения взаимопонимания, содержание и методика воздействия на эмоциональную сферу студентов в учебно — познавательном процессе. Специальная задача — исследование подготовленности преподавателей к осуществлению педагогической деятельности в русле новой образовательной парадигмы и путей формирования их компетентности в вопросах организации и обеспечения актуализирующего взаимодействия в системе «обучающий — обучаемые «в качестве усиления социальной функции управления учебно — познавательным процессом. Первые шаги в этом направлении уже делаются. В курсе преподавания методики обучения иностранному языку, который преподаватель — соискатель ведет на факультете начальных классов, где иностранный язык является второй специальностью, разработана серия спецсеминаров по актуализирующему взаимодействию учителя и учеников в учебно — познавательном процессе при обучении иностранному языку.
— 155.
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
- Активизация учебной деятельности: Сборник статей / под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 176 с.
- Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ. 1991. — 150 с.
- Алексеева Л.Н. Организация позиционного понимания: Сб. Вопросы познавательной деятельности учащихся. М. 1986. — С. 167 — 172.
- Алхазишвили Ш. А. Основы владения устной иностранной речью. -М.: Просвещение, 1988.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и*образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г. г.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987.560 е.- (Антология педагогической мысли народов СССР: АПМ).
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: педагогика, 1990. — 608 с. -(Антология педагогической мысли народов СССР: АПМ).
- Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз» -2-е изд. М.: Просвещение, 1989. — 254 с. ¦
- Артемьева Т.И. Категория возможности и действительности в психологии личности. // Категории материалистической диалектики в психологии: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Л.И.Анцыферо-ва. М.: Наука. 1988. С. 3−20, 243 с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-на, 1984. — 105 с.
- Ашрафьян И.Б. Теоретико экспериментальное изучение межличимопонимание В иищсппн juruwwi ж* ,----------- -----84 с.
- Аткинсон, Р. (пер. с англ.) Человеческая память и процесс обучения: ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова: М.: Прогресс. 1980.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.
- Байбородова Л. В. Рожков М.И. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников: педагогический аспект. // Ярославский педагогический вестник// 1994. N 1. — С. 29−35.
- Баррон, Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. // Вопросы психологии.- 1990. N 2.- С. 153 — 158.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе.: Науч.-Теорет. пособие.- М.: Высш.шк., 1989. 103 с.
- Бердяев H.A. О назначении человека. // Мир философии: Книга для чтения. 4.2. Человек. Общество. Культура.- М.: Политиздат, 1991.1. С. 256 262.
- Бернштейн H.A. О построении движений. М., 1947.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Библер В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399 с.
- Бибрих Р. Р. Исследование видов целеобразования. Кишинев: Штиинца, 1987. — 129 с.
- Бибрих Р.Р., Орлов А. Б. Монолог или диалог? М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя: Пер. с чеш. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Ленингдад. ун-та, 1970.
- Бодалев A.A., Ковалев Г. А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1983.
- Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Советская педагогика.- 1990. N 12 — С. 65−71.
- Божович Е.Д. Исследования умственной работы учащихся при вы- 157 полнении ими грамматических заданий по образцам. // 0 путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе, — М., 1972. Вып. 3. С. 34 — 55.
- Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Автореф. дисс. канд. психол. наук., Л., 1987. 24 с.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта психологической науки (статья первая) // Психологический журнал. 1991. — Т. 12 — N 6. -С.З — И.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта психологической науки (статья вторая) // Психологический журнал. 1992. — Т. 13 — N 6. -С.З — 12.
- Брушлинский A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение.- Минск: Университетское, 1990. 214 с.
- Бунин И. Жизнь Арсеньева. Юность. Собр. соч. в 4-х томах.Т. 3. -М.: Правда, 1988. 543 с.
- Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985. — 319 с.
- Васильев И.А., Магомед Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 144 с.
- Васильева М.М. Организация ситуации общения между преподавателем и студентами при обучении иностранному языку. // Психолого педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.- М., 1980. -С. 88 — 96.
- Вахтомин Н.К. Практика Мышление — Знание. К проблеме творческого мышления.- М.: Наука, 1978. — 112 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 336 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
- Вербицкий A.A. Концепция знаково контекстного обучения в вузе.// Вопр. психол., 1987. — N 5 — С. 31−39.
- Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе.- Киев, 1979.
- Взаимопонимание в общении учителя и учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. А. Ф. Яковличева.- Ростов-на-Дону, 1980. 84 с.- 158
- Визгина A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. — 20 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990. 288 с.
- Витт Н.В. Эмоциональное воздействие речи учителя иностранногоязыка. // ИЯШ, 1987. N 6 С. 34 — 37.
- Владимирова H.М. Изучение индивидуальности в системе психологической службы вуза. // Сб. Психологическое обеспечение учебно воспитательного процесса в вузе./ Под ред. Обозова H.H., Копейной Н.С.1. Л., 1985. С. 17 — 20.
- Возможность и действительность. / Под ред. Парнюк М. А., Кири-люк A.C., Кизима В. В. Киев: Наукова думка, 1989. — 287 с.
- Володарская И.А., Митина A.M. Педагогические цели обучения в современной высшей школе. // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988. N 3.
- Вопросы взаимодействия преподавателя и студентов при обучении иностранным языкам. // Межвузовский сборник./ Отв. ред. В. Н. Петрищев. -Красноярск: КГУ, 1988.
- Воробьева Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода.// Вопросы психологии, 1990. N 2 С. 5−13.
- Вульфов Б.З. Дети и взрослые: диалектика дистанции.// Государство и дети: реальности России. Материалы международной научно -практической конференции.- М., 1995. С. 96 — 100.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти томах. -М.: Педагогика, 1982. Т. 2. — С.5 — 295.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — С.5 — 328.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Гегечкори Л.Ш. Обучение устной иноязычной речи на интенсивной основе: Поиски и проблемы.: Учебн. пособие для пед. вузов.- Тбилиси: Ганатлеба, 1988.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
- Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. (На материале исследования учебного процесса в подростковых классах). М.: Педагогика, 1974. — 152 с.
- Городецкий Б.Ю. Актуальные проблемы прикладной лингвистики.//- 159
- Новое в зарубежной лингвистике. М.: Радуга, 1983. — Вып. 12., С. 5−22.
- Городецкий Б.Ю. и др. К типологии коммуникативных неудач.// Диалоговое взаимодействие и представление знаний., 1985.
- Гохлернер М.М., Невельский П. Б., Раппопорт И. А. Чувство языка и его измерение // Материалы третьего Всесоюзного симпозиума по психолингвистике.- М., 1970. С. 154 — 156.
- Гришина Н. В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореф. кан. дис.- Л., 1978.- 24 с.
- Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания в решении учебных задач в совместной деятельности: Автореф. канд. «дис.- М., 1985. 25 с.
- Гулуа В, Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали.- Тбилиси: Мецниеребе, 1981. -291 с.
- Гусев С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: Филос.- гносеол. анализ.- М.: Политиздат, 1985. 192 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1990.
- Диалог в философии: традиции и современность: Межвуз. сб./Санкт-Петербург, гос. ун-т: Под ред. М. Я. Корнеева. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та. 1995. 192 с.
- Диалог глазами лингвиста: Межвуз. сб. науч. тр./ Кубан. гос. ун-т. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1990. — 122 с.
- Диалог о диалоге: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1991. — 143 с.
- Дмитриенко H.A. Различия в усвоении студентами иностранного языка в условиях индивидуальной и групповой формы обучения. Автореф. канд. дис. пед. наук.- Л., 1987. 25 с.
- Довгань A.A. Общение как способ развития творческого потенциала личности: Автореф. канд. дис.- Киев, 1985. 24 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива.- М.: изд-во МГУ, 198.-208с.
- Дорожкевич A.M. Проблема совершенствования познавательной деятельности студентов // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988. Вып. I — 96 с.
- Дрогалина Ж.А., Налимов В. В. Семантика ритма: Ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов. // Бессознатель- 160 ное: Природа, функции, методы исследования.- Т.3 Тб., 1978. — С.293−299.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: 0 коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитиея.- М.: Педагогика, 1989. 160 с.
- Ерастов Н.П. Процессы мышления в речевой деятельности. (Пси-хол. дидактич. аспект). Автореф. докт. дис.- М., 1971. — 34 с.
- Жирар, Дени. Диалог: за и против. // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1976. — Т. 2.- С. 422−433.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Пердагогика, 1990. 168 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей сред, школы. М.: Просвещение, 1978. — 78 с.
- Зорин С.М. Интегральное искусство и обучение //Психолого педагогические аспекты интенсификации учебн. деят-ти.-М., 1983.
- Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. Автореф. канд. дис.- М., 1983. 24 с.
- Каган М.С. Лекции по эстетике.- М.: Искусство, 1976. 267 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 315 с.
- Кайдаков С.В. Субъективность как атрибутивный фактор научного творчества // Структура и развитие научного знания. Системный подход к методологии науки. М. Наука, 1982.
- Кирпичник А.Г. Развитие коллектива и самоутверждение личности в нем.// Взаимосвязь формирования личности и коллектива.- Рига: Латв.гос. ун-Т, 1989. С. 87 — 88.
- Климентенко А.Д. Методы преподавания иностранных языков в средней школе в современных условиях. // Методы обучения в современной школе: Сб. науч. ст./Под ред. Н. И. Кудряшева.- М.: Просвещение, 1983.1. С. 43 57. 192с.- 161
- Клинберг, Лотар. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. М.:1. Педагогика, 1984. 256 с.
- Козиев В.Н. Психологическая компетенция учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся. // Профессиональные потребности учителя в психолого педагогических знаниях: Сб. науч. тр./Ред. Г. С. Сухобская. — М.: АПН СССР, 1989. — 86 с. С. 41 — 45.
- Козулин А. Понятие психологической регрессии. // Вопросы психологии, 1990. N 2 С. 24 — 34.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во Беларус. ун-та, 1976.
- Колшанский В.Г. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. // ИЯШ, 1985, N 1.
- Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи. // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 191 — 205.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко этнографическая перспектива). — М.: Наука, 1988. — 270 с.
- Конфликт в конструктивной психологии. // Тезисы докладов и сообщений II научно практической конференции по конструктивной психологии.- Красноярск, 1990. — 183 с.
- Косилова М.Ф. Издержки экономной стратегии мозга. // Вопросы психологии, 1990. N 2 С. 110 — 116.
- Коул, Майкл. Социально исторический подход в психологии обучения.- М.: Педагогика, 1989. — 168 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения.: Методологический анализ.- М.: Просвещение, 1977. 264с.
- Краткий психологический словарь./ Сост. Л. А. Карпенко: Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- КузьминЕ. С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. — 167 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие „педагогическая система“ и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования Л., 1980.
- Куликова 3.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации их познавательной деятельности. Ав-тореф. канд. дис.- Л.: Университетское, 1985. 24 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. дляучителя. М.: Педагогика, 1989. — 127 с.
- Курганов С.Ю. Формирование диалоговых понятий у младшихшкольников. // Вопр. психол., 1990. N4−0. 31−42.- 162 ill Кучинскас В. К. эргономические основы интенсификации учебного процесса' в высшей школе: теоретическое обоснование и пути реализации.
- Автореф. докт. дис. Тбилиси, 1987. — 44 с.
- Кучинский Г. М. Диалог в процессе решения мыслительных задач.
- Автореф. канд. дис. М., 1980. — 24 с.
- ИЗ. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Мн: Университетское, 1988. — 206 с.
- Кэррол, Дж. Вклад теоретической психологии и педагогическихисследований в преподавание иностранных языков. // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Т. 2.- М.: Прогресс, 1976.
- Лейбовская H.A. Педагогические факторы интенсификации учебного процесса в высшей школе (на материале обучения иностранным языкамв техническом вузе). Автореф. канд. дис. М., 1985.- 24 с.
- Лейзингер, Фриц. Некоторые дидактические и методическиепредпосылки обучения иностранным языкам./ В кн. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Т. 2. М.: Прогресс, 1976. — С. 89 -95.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Леонтьев A.A. Принцип коммуникативности сегодня. // ИЯШ, 1986. N 2.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 181 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Вопросы психологии понимания / Труды института психологии. Вып. 7. М.: Акад. пед. наук РСФСР. Известия, 1947. С. 3 — 41.1. Проблемы1981. 584с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогическая деятельность: Сущность, цель и содержание. Очерки по педагогике. Т. 9.- Берлин: Фольк унд Виссен, 1978.
- Лозанов Г. Предпосылки построения общей теории внушения. //
- Сб. Методика преподавания иностранных языков за рубежом.- М.: Прогресс, 1976.
- Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения. // Когнитивная психология. Материалы финско советскогосимпозиума. М.: Наука, 1986. — С. 7 — 21.- 163
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
- Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов.-М. :1. Педагогика, 1989. 240 с.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия. Уч. пособие. М.: Ассоциация „Педагогика ненасилия“, 1993. — 81 с.
- Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. // Новое в теории и практике обучения. Вып. 1. 1980.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: Автореф. докт. дис. М., 1989. — 43 с.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1990. — 107 с.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989.- 144 с.
- Миллер О.М. Психологический анализ эмоционального аспекта речи преподавателя иностранного языка: (на материале речевого воздействия). Автореф. канд. дис. М., 1985. — 24 с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1987. N 5. С. 129 — 138.
- Мудрик A.B. Социализация и „смутное время“. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Мудрик A.B. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 76 с.
- Муравьева Г. Е. Подготовка студентов педвузов к проектированию процесса обучения на уроке. Автореф. канд. дис. М., 1991. — 24с.
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю. Н. Кулютина, Г. Г. Сухобской. М.: педагогика. 1990. 104 с.
- Налимов В.В. Вероятностная модель языка. -М., 1979.
- Налимов В.В. Мы стоим перед тайной. // Alma Mater, 1993. N 2-С. 20 22.
- Немов P.C. Социально психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М.: Педагогика, 1984. -201с.
- Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М.: Мысль, 1988.- 221с.
- Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. В. Петровского -М.: Педагогика, 1989. 280 с.
- Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации.: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии- (Редкол.: А. А. Бодалев (отв. ред.) и др.).- М.: АПН СССР, 1987.- 164 с.- 164
- Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования. / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского., НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1987. 152 с.
- Общение. Текст. Высказывание. (Т.Я. Андрющенко, В. И. Батов, В. П. Белянин и др.- Отв. ред. Ю. А. Сорокин, Е.Ф.Тарасов- АН СССР, Ин-тязыкознания. М.: Наука, 1989. — 172 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ./Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, H. Н. Тарасевич и др./Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Педагогический поиск./ Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. — 544 с.
- Перре Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр.- М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. -216 с.
- Петровская Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение и диалог. // Вопросы психологии, 1983. N 2 С. 31 — 39.
- Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.
- Петровский A.B. и др. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. -М., 1932. 412 с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти. /Под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. 213 с.- 165
- Права человека. Основные международные документы. М.?Международные отношения, 1989. — 157с.
- Прикладная психология общения в учебной и профессиональнойдеятельности: (Тез. докл. зон. науч. конф., 6−8 июня 1988 г., Омск)/
- Отв. ред.И. А. Вишняков и др.- Омск: ОмПИ, 1988. 180 с.
- Пришвин М.М. Собрание сочинений. Т.1.- М., 1956 530 с.
- Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование./Под ред. В. В. Давыдова- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Психолингвистические основы и методические закономерности обучения иностранной речи: Межвуз. сб. науч. тр./Воронеж, гос. ун-т им. Ленинского комсомола. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984.115 с.
- Психологические исследования общения: Сб.ст. / АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985. — 344с.
- Психологические условия социального взаимодействия:(соц. -психол. исслед.), Сб. ст./ Таллин, пед. ин-т им. Э. Вильде, каф. педагогики и психологии. -Таллинн, 1983. 135 с.
- Психологическое обеспечение учебно воспитательного процесса в вузе./ Под ред. Н. Н. Обозова, Н. С. Копейной. -Л., 1985.
- Психология воздействия: (Проблемы теории и практики): Сб. науч. тр. // Ред. А. А. Бодалев. М.: АПН СССР, 1989. — 153 с.
- Психолого педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб. науч. тр. / АПН СССР. НИИ общей педагогики./ Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. — М., 1980. -159с.
- Психолого педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения./Под ред. А. Д. Климентенко, О. И. Москальской. — М., 1981.142 с.
- Пути интенсивного учебного процесса по иностранному языку на неязыковых факультетах. М.: МОПИ, 1986.
- Рахманин B.C. Дьяков А. П., Горченко Г. В. и др.// Развитие творческой активности студентов: Опыт, проблемы, перспективы.- Воронеж:
- Изд-во Воронежского ун-та, 1991. 159 с.
- Регуш Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов педагогического института.//Вопросы психологии. 1985, N1, С. 94 102.- 166
- Резвицкий И.И. философские основы теории индивидуальности. -Л.: ЛГУ. 1973. 175 с.
- Риверс, Уилга М. Пусть они говорят то, что им хочется сказать. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Т. 2.-М.: Прогресс, 1976.- С. 226 240.
- Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся.// Ярославский педагогический вестник. 1994, N 1 — С. 16 — 19.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие.- Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. 63с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1948.- 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.: Акад. наук СССР, 1957.- 328с.
- Рубцов В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности: Автореф. докт. дис. М., 1986. — 38 с.
- Сарджвеладзе Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. Т. З. Тб.: Гос. ун-т. 1978, С. 485 — 480.
- Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потреб-ностно информационный подход. // Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989. — С.58 — 72.
- Скороходова 0.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. -2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1990.416с.
- Совершенствование форм и методов общения преподавателей со студентами и развитие состязательности в обучении.- Казань, 1988.
- Соколов А.Н. Психологический анализ понимания иностранного текста. // Вопросы психологии понимания. / Труды института психологии.-Вып. 7. M.: Акад. наук РСФСР. Известия, 1947. С. 163 — 191.
- Солонин Ю.Н. Философия культуры: методологическая оценка кризиса культуры. // Гуманитарное знание: Сущность и функции.- СПб., 1991. С. 128 — 136.
- Сорос, Дж. мои философские взгляды. // Соросовский образовательный журнал. 1966ю N 2(3). — С.4 — 7.
- Социально исторический подход в психологии обучения. / Под ред. М. Коула- Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа.- Ярославль, 1985. 85с.- 167
- Степанова Т.А. Организационно педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ. Автореф. канд. пед. наук. — Ярославль, 1995.- с. 20.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В. В. Краевского, М. Я. Лернера. М., 1983.
- Толковый словарь русского языка./ Под ред. Д. Н. Ушакова. -М. ¡-Советская энциклопедия, 1935. С. 24.
- Топуридзе Л.М. Роль эмоциональных компонентов в процессе овладения иностранным языком в условиях вуза. // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. Сб. материалов Всесоюзной конференции. /Общ. ред. А. Я. Чебыкина.-М., 1987. С. 258 262.
- Трегубова Т.М. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития ученического самоуправления: Автореф. канд. дис., АПН СССР, НИИ сред. спец. образования. -Казань, 1990. 18 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 160с.
- Феофилова В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения. Автореф. канд. дис. Л.: ЛГУ, 1983.- 18с.
- Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. Учебное пособие.- Кострома: КГПИ им. Н. А. Некрасова, 1992. 108 с.
- Фейгенберг, И. Задачи в школе и вузе.// Вестник высшего образования, 1993, N 1. С. 24 — 27.
- Филиппов A.B., Ильин Г. Л. Проблемы совместной деятельности в психологии управления. //Вопр. психологии. 1984, N 6.
- Филиппов A.B., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса.// Психол. журн., 1986. Т. 7, N 1 С. 15 — 17.
- Философский словарь./Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд.-М.: Политиздат, 1986. -590 с.
- Философско психологические проблемы развития образования. /Под ред. В. В. Давыдова. НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
- Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1983.-176 с.- 168
- Фуко, M.В. Герменевтика субъекта //Социо Логос = Socio Logos: Социология. Антропология. Метафизика: Сборник. /Сост. и общ.ред. В. В. Винокуров, А. Ф. Филиппов. — М. :Прогресс, 1991. — С. 248 — 311.
- Фюмадель, Мишель. Мотивация и преподавание иностранных языков. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1976. — С. 152 — 167.
- Харош А.У. Социально психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. канд. дис.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 24 с.
- Цукерман Г. А. Коллективно распределительная форма решения учебных задач. //Нов. исслед. в психол., 1980. N 2 — С. 52 — 55.
- Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе.-М.: Педагогика, 1987. 152 с.
- Шадриков В.Д. философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993. — 181 с.
- Шантарин Е.В. Методика проведения бесед дискуссий при обучении устной речи в языковом вузе. Автореф. канд. дис.- М., 1976. -23с.
- Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. -С. 141 — 205.
- Швырев B.C. Понятие проблема.//Загадка человеческого понимания. — М.: Политиздат, 1991. — 219 с.
- Шепель В.М. Управленческая гуманитарология.// Вестник высшего образования, 1994, N 1 С. 74 — 78.
- Шибутани, Т. Социальная психология. -М., 1969. 358 с.
- Шукшинов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век. // Вестник высшего образования, 1993, N 4. С. 55 — 68.
- Щукина Г. Й. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты.// Вопросы психологии, 1956. N 5. С. 38 — 54.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., 1978. 304 с.
- Ягодин Г. А., Асмолов А. Г. Образование и личность. // Магистр -1: независимый психолого педагогический журнал. — 1992. -N 1. -С. 5 — И.
- Якобовиц, Леон А. Изучение иностранного языка. Опыт психолингвистического анализа (извлечения). // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Т. 2, М.: Прогресс. 1976. — С. 111 — 123.- 169
- Яковличева А.Ф. Взаимоотношение, взаимопонимание и взаимо1. Н|действие в структуре общения учителя и учащихся. // Взаимопонимание в общении учителя и учащихся. -Ростов-на-Дону, 1980. 84 е., С. 15 — 26.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.- 160 с.
- Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. — 275 с.
- Alexander L.G. Materials Design: Issues for the 1980's. A European Point of View. In James E. Alatis, ed., The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981. XIV, -p.p. 247 — 265.
- Altman Howard B. What is Second Language Teaching. In James E. Alatis, ed., The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981. -XIV, p.p. 7 — 19.
- Allwright R.L. The Importance of Interaction in Classroom Language Learning. // Applied Linguistics. Oxford University Press. -1984. vol.5. — No.2. — P.158.
- Asher J.J. Learning another language through actions: The complete teacher’s guidebook. (Third printing). Los Gatos, Calif.: Sky Oaks Productions, 1981.
- Asher J.J. The Total Phisical Response to Second Language Learning. //The Modern Language Journal., 53, 1969, p.p. 3−17.
- Atwater, Eastwood. I hear you. (How to Use Listening Skills for Profit), Prentice Hall Inc., ed. Englewood Cliffs, New Jersey, 1981.
- Bandura A. Social Learning Theory. N.Y., 1971a.
- Brown, Douglas H. Affective Factors in Second Language Learning. In J.E. Alatis, ed., The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981. — XIV. — p.p. 113 — 129.
- Curran, С. A. Counseling learning: A whole — person model for education. New York- Grune and Stratton, 1972.
- Dulay, Heidi and Burt, Marina. Optimal Language Learning Environment. In J.E.Alatis, ed., The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981. — p.p.177 — 191.
- Ervin-Tripp, Susan. An analysis of the Interaction of Language, Topic and Listener. // Social Encounters. Readings in Social Interaction. ed.M.Argyle.- Penquin Education, 1979. p.p.65 — 75.
- Gattegno, C. Teaching foreign languages in schools: The Silent Way. New York: Educational Solutions. Inc., 1972.1 170
- Hartung CH.V. Doctrines of English Usage. N. Y., 1558.
- Hendrickson, James M. Error Correction In Foreign Language i Teaching: Recent Theory, Research, and Practice. Modern Language Jour-5 nal. 1978. No.62, p.p. 387 — 398.
- Hogan, Judy. Watering the Roots of Democracy. Durham, NC, Ca» rolina Academic Press, 1993.
- James, William. Talks to teachers on psychology and to students on some life’s Ideals. London: Haward univerclty press, 1983.1. XXVII.
- Jenks Frederick L. Learners' Needs and the Selection of Compatible Materials: In J.E.Alatis, ed., The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981.- XIV. p.p. 213 — 225.
- King, Stanley H. Five lives at Harvard: personality change during college. Cambridge (Mass.) Harvard univ. press, 1973.
- Knowledge and development. New Jork- London: Plenum press, cop. 1978.
- Krashen, S.D. and Seliger, H.W. The Essential Contribution of Formal Instruction in Adult Second Language Learning. TESOL Quarterly 8.
- Lehtinen, Erno. Motivating students toward planning and controlling of thinking. Turku: 1984.
- Littauer, Florence. Silver Boxes. The Gift of Encouragement.- Dallas. London. Sydney. Singapore: Word publishing, 1989.- p. 154.
- McKim, Lester W. Planning for Individualization: A Necessary Look Before Leaping. In H.B. Altman, ed., Individualizing the Foreign Language Classroom: Perspectives for Teachers. Rowley, M.A.: Newbury House, 1972.
- Nasbitt G., Aburdene P. Megatrends for 2000: The New Directions for the 1990's. N.Y., 1990.
- Overcoming the Language Barrier. / 3-d Europ. congr. on inform. systems.- Munchen: Dokumentation, 1977.
- Parker, Don H. When Should I Individualize Instruction? In: — V.M.Howes (ed.) Individualization of Instruction: A Teaching Strategy,
- N.Y., MacMillan. 1970. p.p.176 187.
- Piaget J. To understand Is to Invent., N.Y., 1973.
- Piatelli Palmarini M. Language and Learning: The Debate- 171 between Jean Plaget and Noam Chomsky. Cambridge, MA, 1980.
- Postovsky, V.A. Effects of Delay In Oral Practice at the Beginning of Second Language Learning. The Modern Language Journal, 58, 1974, p.p. 229 239.x
- Postovsky, V.A. The Priority of Aural Comprehension In the Language acquisition process./ In J.E. Alatis, ed., The Second Language Classroom. Mew York- Oxford, 1981. — XIV. — p.p. 199 — 210.
- Psychology and Educational Policy./ Ed. by Jerl A. Sechzer a. Sheila M.Pfafflin. New York: The New York acad. of sciences, 1987.
- Russel C.V., Post-O-Level Studies in Modern Languages.- Oxford, Pergamon press, 1970.
- Savignon, Sandra. Communicative Competence. An Experiment in Foreign Language Teaching. Philadelphia (Pa), 1972.
- Social Encounters. Redings in Social Interaction./Edited by Mickael Argyle, Penguin Education, 1979.
- Stern H.H. Communicative Language Teaching and Learning: Toward a Synthesis.- In J.E. Alatis, ed., The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981. XIV. — p.p. 133 — 145.
- Suraffar J.K., Stephens Don S. What Comprehension Based Classes Look and Feel Like In Theory and Practice. // The Comprehension Approach to Foreign Language Instruction./Ed. Harris Winitz, — Rowley (Mass., 1981. — XVIII) p.p. 254 -273.
- The Comprehension Approach to Foreign Language Instruction. /Ed. Harris Winitz, Rowley (Mass., 1981. — XVIII).
- The Psychology of Second Language Learning. /Ed. by Paul Pimsleur and Jerence Quinn.- Cambridge, Univ. press, 1971.
- The Second Language Classroom./ Ed. James E. Alatis. New York- Oxford, 1981. XIV.
- Titone, Renzo. The Holistic Approach to Second Language Education.- In J.E. Alatis, ed. The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981. XIV.- p.p. 69 — 77.
- Tucker Richard G. The Relationship of Second Language Learning to Second Language Teaching.- In J.E. Alatis, ed., The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981. XIV. — p.p. 39 — 47.
- Widdowson Henry G., Brumfit Christopher J. Issues in Second Language Syllabus Design.- In J.E. Alatis, ed., The Second Language Classroom. New York- Oxford, 1981. XIV. — p.p. 199 — 210.
- Wright T. Roles of Teachers and Learners. Oxford: Oxford University Press, 1987.- 172