Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации обосновано, что при выборе приоритетных инфраструктурных объектов необходимо учитывать мнение общества на основе использования технологий краудсорсинга, ориентированных на вовлечение посредством сетевых технологий как профессионалов в рассматриваемой сфере, так и просто заинтересованных представителей общества для совместной деятельности на основании публичной оферты. В число… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
    • 1. 1. Проблемы и приоритетные направления модернизации инфраструктуры региональной экономики
    • 1. 2. Анализ и оценка основных способов и форм управления инфраструктурными проектами на региональном уровне
    • 1. 3. Нетрадиционный подход к оценке уровня инновационности реализованных региональных инфраструктурных проектов
  • 2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОСОБОВ И ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
    • 2. 1. Методический подход к формированию портфеля приоритетных инновационных инфраструктурных проектов в регионе
    • 2. 2. Роль технологических платформ и технологий краудсорсинга в управлении инновационной деятельностью при формировании региональных инфраструктурных проектов
    • 2. 3. Методика оценки потенциальных возможностей региона реализации инновационных инфраструктурных проектов

    3 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОНКРЕТНОГО РЕГИОНА 111 3.1 Модель организационного обеспечения реализации инфраструктурных проектов с учетом использования технологических инноваций

    3.2 Региональная программа по реализации инфраструктурных проектов с учетом определенного уровня инновационности (на примере Орловской области)

    3.3 Системная модель управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов 134

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 150

    ПРИЛОЖЕНИЕ, А Практика реализации инфраструктурных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства в регионах ЦФО России

Управление инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблемы модернизации транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуры являются актуальными как для федеральных, так и региональных органов власти. Потребность в повышении энергоэффективности, восстановлении и развитии дорожной сети, объектов жилищно-коммунального хозяйства на уровне регионов постоянно растет. Однако устаревшая инфраструктура требует существенных инвестиций в свою поддержку и неизбежно тормозит внедрение инноваций при реализации инфраструктурных проектов. В настоящее время значительные успехи достигнуты в области государственно-частного партнерства, направленного на развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения инвестиционных ресурсов и опыта каждой из сторон, реализацию общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.

Вместе с тем инновационная активность при реализации региональных инфраструктурных проектов остается крайне низкой. В этой связи к критериям отбора приоритетных региональных инфраструктурных проектов необходимо относить не только актуальность, социальную значимость, инвестиционное обеспечение, но и их инновационность. Критерий инновационное&tradeдолжен стать определяющим при формировании портфеля приоритетных инфраструктурных проектов. Более того, следует разработать методические подходы к определению потенциальных возможностей региональной экономической системы к реализации инновационной составляющей инфраструктурного проекта. При этом формирование регионального портфеля инновационных инфраструктурных проектов должно осуществляться с использованием преимуществ технологических платформ и технологий краудсорсинга.

Важнейшим условием реализации комплекса организационных решений, обеспечивающих развитие современных способов и форм управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов на уровне региона является разработка системной модели управления процессами внедрения и массового использования конкретных технологических инноваций в интересах общества, государства, науки и бизнеса.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследованию проблем инновационного развития национальной экономики посвятили свои научные труды: Ж. И. Алферов, С. Ю. Глазьев, JI. Гохберг, A.A. Дынкин, Н. И. Иванова, С. А. Измалкова, Е. А. Калинина, Н. Д. Кондратьев,.

B.И. Корогодин, Д. М. Круглов, В. М. Кутузов, И. С. Ладенко, П. Н. Машегов, Б. З. Мильнер, С. П. Никаноров, С. А. Никитин, Б. Г. Преображенский,.

C.И. Плаксий, Б. А. Прудковский, Д. В. Пузанков, В. Г. Садков, В. Т. Смирнов, В. А. Садовничий, H.A. Селезнева, В. И. Романчин, P.A. Фатхутдинов, В. И. Фоломьев, И. Г. Фролов, Ю. В. Яковец и др.

В развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельности наиболее существенный вклад внесли такие зарубежные ученые, как И. Ансофф, А. Баркер, Т. Брайтон, П. Друккер, Г. Дюси, Б. А Лундвал, Д. Мак-Клелланд, Г. Менш, Г. Минцберг, Р. Нельсон, Ф. Никсон, Р. Росвелл, Б. Санто, Б. Твисс, С. Уинтер, Ф. Фабоцци, К. Фримен, Ф. Хайек, Г. Чезборо, И. Шумпетер, Ф. Янсен и другие.

Изучению вопросов инвестиционного обеспечения процесса реализации инфраструктурных проектов посвящены труды российских ученых: Л. Афанасьева, А. И. Грищенкова, Е. А. Ермаковой,.

Н.В. Мордовченкова, М. Г. Николаевой, Г. А. Унтура, О. Ю. Ульяновой, Т. П. Черемисиной, А. Шмелева и других авторов. Вопросы реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства нашли отражение в работах И. М. Бородачева, В. Г. Варнавского, A.M. Воротникова, A.A. Зверева, A.B. Клименко, В. А. Королева, H.H. Косиновой.

Однако следует отметить недостаточность теоретических и прикладных исследований, направленных на развитие современных способов и форм управления инновационной деятельностью при формировании и реализации региональных инфраструктурных проектов с учетом критерия их инновационности и потенциальной возможности региональной экономической системы к реализации проекта.

Область диссертационного исследования соответствует: п. 2.1 Развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельностисовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системахп. 2.9. Оценка инновационного потенциала экономических системп. 2.10. Оценка инновационной активности хозяйствующих субъектов в целях обеспечения их устойчивого экономического развитияп. 2.12. Исследование форм и способов организации инновационной деятельностип. 2.13. Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и систем управления инновационной деятельностью Паспорта специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями).

Объектом исследования является инновационная деятельность в процессе формирования и реализации инфраструктурных проектов регионального уровня.

Предмет исследования — организационно-управленческие отношения по поводу развития современных форм и способов управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке научно-методических и практических рекомендаций по развитию современных форм и способов управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов с учетом потенциальной возможности региональной экономической системы реализации проекта.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач диссертационного исследования: предложить нетрадиционный подход к оценке уровня инновационности региональных инфраструктурных проектовразработать методические рекомендации по формированию регионального портфеля приоритетных инфраструктурных проектов с учетом критерия их инновационности и потенциальной возможности региональной экономической системы реализации инновационного проектасформировать модель оценки потенциальной возможности региональной экономической системы реализации инновационных инфраструктурных проектов с позиций их реальности и экономической эффективности как инвестиционного проектаразработать комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих развитие современных форм и способов, направленных на эффективную реализацию инновационных инфраструктурных проектов на уровне регионасформировать системную модель управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов с учетом потенциальных возможностей конкретной региональной экономической системы реализации проектов.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, официальные документы, законодательные акты федерального и регионального уровней, правительственные постановления, материалы научно-практических конференций. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного и программно-целевого подходов к решению проблем, а также таких методов, как: анализ, синтез, единство логического анализа и диалектического развития, исторический подход, общенаучные методы экономического анализа, методы факторного анализа, методы экспертных оценок, статистические методы.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые документы Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Правительства Орловской области, статистические данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, а также специальная периодическая литература по исследуемой проблеме.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций по управлению инновационной деятельностью при формировании портфеля инфраструктурных проектов на основе комплекса организационных решений, позволяющих учесть критерий инновационности проектов и потенциальные возможности региональной экономической системы реализации проектов в интересах государства, общества, науки и бизнеса.

Научная новизна подтверждается следующими полученными автором научными результатами, выносимыми на защиту: предложен нетрадиционный подход к оценке уровня инновационности региональных инфраструктурных проектов, которые ориентированы, в основном, на получение инвестиций в ущерб фактору инновационности проектов. Отличительной особенностью авторского подхода является уровневая оценка инфраструктурных проектов, построенная с учетом технологических характеристик инноваций, реализованных в конкретном регионе (ип.2.1, 2.10 Паспорта специальности 08.00.05) — разработаны методические рекомендации по формированию регионального портфеля приоритетных инфраструктурных проектов с учетом критерия их инновационности и потенциальной возможности региональной экономической системы реализации инновационного проекта. Отличительной особенностью авторского подхода является создание пула экспертов, позволяющего учесть инициативы как профессиональных экспертов, так и общественных экспертов, выявленных посредством технологий краудсорсинга (п. 2.12 Паспорта специальности 08.00.05) — сформирована модель оценки потенциальной возможности региональной экономической системы реализации инновационных инфраструктурных проектов с позиций их реальности, а также экономической, финансовой и бюджетной эффективности как инвестиционного проекта. Отличительной особенностью методики является использование факторного подхода, позволяющего проводить количественную оценку условий для реализации инновационных инфраструктурных проектов в конкретном регионе (п. 2.9 Паспорта специальности 08.00.05) — разработан комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих развитие современных форм и способов, направленных на эффективную реализацию инновационных инфраструктурных проектов на уровне региона. Отличительной особенностью комплекса является обеспечение адекватной взаимосвязи и взаимодействия между рекомендуемыми специализированными организационными структурами с учетом социально-экономических условий развития конкретного региона (п. 2.13 Паспорта специальности 08.00.05) — сформирована системная модель управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов с учетом потенциальных возможностей конкретной региональной экономической системы реализации проектов в интересах государства, общества, науки и бизнеса (п. 2.13 Паспорта специальности 08.00.05).

Практическая значимость полученных научно-методических результатов заключается в том, что они доведены до конкретных рекомендаций и предложений по реализации инновационно ориентированных инфраструктурных проектов на региональном уровне. Методическое обеспечение, созданное в результате исследования, может быть использовано в деятельности федеральных и региональных органов власти при оценке потенциальных возможностей региона реализации инфраструктурных проектов с учетом фактора инновационности. Предложения, выводы и рекомендации, сделанные в работе, могут быть использованы в практике учебных заведений при чтении следующих дисциплин: «Управление инфраструктурными проектами», «Управление инновациями» студентам ВУЗов, а также в системе подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий.

Апробация и реализация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на международных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: международной научно-практической конференции «Управление кардинальной модернизацией и технологическим развитием региональной экономики» (Орел, 2011 г.) — международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2012 г.) — международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики» (Новосибирск, 2012 г.) — международной научно-практической конференции «Управление стратегическими и инновационными проектами в региональной экономике» (Орел, 2012 г.) — международной научно-практической конференции «Эффективные способы и формы модернизации и технологического развития региональной экономики» (Орел, 2012 г.).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 9 научных работ, в том числе 3 работы — в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации, общим объёмом 3,5 п.л., из них авторских — 3,5 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 165 наименований. Основная часть содержит 150 страниц основного текста, 10 таблиц, 22 рисунка.

Результаты исследования также показали: руководители высшего звена уверены, что в течение следующих пяти лет важность инфраструктуры будет увеличиваться. Наличие и качественный уровень инфраструктуры будут непосредственно влиять на решения о территориальном расширении бизнеса.

Руководители бизнеса считают, что правительства различных стран должны формировать партнерства с частными компаниями (развитие государственно-частного партнерства) для финансирования и управления крупными инфраструктурными проектами. Наиболее актуальными потребностями инфраструктуры являются строительство дорог и производство электроэнергии — так утверждает большинство респондентов по всему миру .

Подавляющее большинство респондентов — 80% - говорят, что для их бизнеса важность инфраструктуры повысится в течение следующих пяти лет.

Для респондентов из Азиатско-Тихоокеанского региона инфраструктура особенно важна: 87% считают, что ее роль будет возрастать на протяжении ближайших пяти лет. Интересно, что более 80% руководителей бизнеса в США (а также на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке и Восточной Европе) высказывают аналогичное мнение. В Западной Европе количество таких респондентов составило 63%.

Подавляющее большинство (91%) опрошенных руководителей заявили, что доступность и качество инфраструктуры влияют на решения их компаний о местах развития нового бизнеса и расширения текущих операций. Так что в процессе работы по преодолению последствий экономического кризиса правительствам разных стран придется признать, что инвестиции в инфраструктуру для поддержки и привлечения бизнеса по-прежнему необходимы. Качественная инфраструктура привлекает бизнес в данный регион, тем самым способствуя росту занятости и увеличению налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Более того, теперь среди специалистов существует мнение, что работа по развитию инфраструктуры сама по себе может быть значительным стимулом для развития экономики при условии эффективного управления этим процессом.

Однако практически три четверти опрошенных в США и Западной Европе выразили беспокойство о том, что тяжелая экономическая ситуация и стоящие перед правительствами многих стран трудные задачи помешают последним осуществлять инвестиции в инфраструктуру на должном уровне. Сегодня для выработки эффективных решений правительствам необходимо искать возможности для партнерства с частным сектором.

Согласно результатам исследования, дорожная сеть и производство энергии составляют приоритеты развития инфраструктуры практически в каждом регионе по всему миру. Например, в США почти две трети респондентов (61%) отметили срочную потребность в дорожном строительстве. В Западной Европе таких респондентов было 40% [77].

В этой связи в диссертации определено, что эффективным способом преодоления неравенства между регионами должна стать реализация инфраструктурных проектов, которые способны обеспечить опережающий экономический рост, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Развитая инфраструктура значительно повышает инвестиционную привлекательность региона, создает основу для реализации бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и региональных бюджетов.

Инфраструктурный проект — совокупность действий, направленных на создание и/или реконструкцию объекта или технологического комплекса инфраструктуры, а также их последующей эксплуатации, реализуемых на основании проектного соглашения [10].

Инфраструктурные проекты (далее — ИП) характеризуются значительной капиталоемкостью и длительным периодом окупаемости капиталовложений. Как правило, это сложные и масштабные проекты. Другой важной характеристикой ИП являются высокие необратимые затраты. Это означает, что значительная часть инвестиций должна быть вложена в проект в самом начале, задолго до того, как он наберет обороты и начнет приносить прибыль.

Авторская классификация инфраструктурных региональных проектов представлена на рисунке 1.3.

Как представлено на рисунке 1.З., инфраструктурные проекты могут быть федерального, регионального и муниципального уровней. Несколько взаимосвязанных инфраструктурных проектов образуют комплексный инфраструктурный проект.

Инфраструктурный проект федерального уровня — проект по созданию (реконструкции) отдельного объекта инфраструктуры или технологического комплекса инфраструктуры, в случае если в соответствии с проектным соглашением специализированной проектной организации передаются права владения и пользования имуществом, являющимся собственностью Российской Федерации, и общий объем инвестиций, необходимый для реализации проекта, превышает 5 млрд. рублей.

Классификация инфраструктурных проектов.

4Л.

По уровню реализации.

ИП федерального уровня.

ИП регионального уровня.

ИП муниципального уровня.

ИП в транспортной сфере и.

По отраслевому признаку.

ИП в сфере водоснабжения и водоотведения.

ИП в сфере обращения с отходами.

ИП в социальной сфере.

ИП в энергоснабжении.

По характеру изменений.

ИП текущего характера V Л.

ИП стратегического характера.

Рисунок 1.3 — Авторская классификация инфраструктурных региональных проектов.

Инфраструктурный проект регионального уровня — проект по созданию (реконструкции) отдельного объекта инфраструктуры или технологического комплекса инфраструктуры, в случае если в соответствии с проектным соглашением специализированной проектной организации передаются права владения и пользования имуществом, являющимся собственностью субъекта Российской Федерации, и общий объем инвестиций, необходимый для реализации проекта, превышает 1 млрд. рублей.

Инфраструктурный проект муниципального уровня — проект по созданию (реконструкции) отдельного инфраструктурного объекта или технологического комплекса инфраструктуры, в случае если в соответствии с проектным соглашением специализированной проектной организации передаются права владения и пользования имуществом, являющимся собственностью муниципального образования, и общий объем инвестиций, необходимый для реализации проекта, превышает 50 миллионов рублей [10].

Развитие региональной инфраструктуры требует длительной, кропотливой работы и большого участия государства и государственных учреждений в этом процессе. Растущее социально-экономическое неравенство регионов становится серьезным препятствием для дальнейшего развития всей российской экономики. Имеющиеся различия по уровню обеспеченности природными и другими ресурсами не могут оправдывать подчас колоссального разрыва регионов в уровне жизни, доходах, качестве социальной инфраструктуры и т. д. Наоборот, региональные особенности должны быть использованы как сильные стороны и уникальные преимущества в развитии территорий на основе инновационной модели.

Осуществление инфраструктурных проектов должно отвечать требованиям современного развития, поэтому должно идти по пути внедрения новых технологий, позволяющих повышать технический уровень и качество продукции, ресурсосберегающих технологий, которые обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности продукции.

На данный момент вопросы модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры являются актуальными и для органов государственной власти, и для региональных органов власти. Потребность в повышении энергоэффективности, восстановлении и развитии дорожной сети, объектов жилищно-коммунального хозяйства постоянно растет.

В частности, проблемы транспортной инфраструктуры страны стали следствием экономических ограничений, существующих в отрасли. Недостаточное и неэффективное финансирование различных сфер транспортной системы привели к появлению дисбаланса и постепенной деградации важных направлений инфраструктуры перевозок. На протяжении всех последних лет ее характерной чертой является быстрое физическое и моральное устаревание, диспропорции в развитии, в размещении объектов, ограниченность финансирования, слабость рыночных механизмов регулирования отрасли, вследствие чего затруднено участие в развитии транспортной инфраструктуры частного капитала. Острая необходимость в инвестиционных ресурсах для решения транспортных проблем страны, ее регионального развития выдвигает на первый план задачу привлечения бизнеса к реализации государственной транспортной политики.

Положение в строительном секторе можно назвать интегрированным показателем, отражающим общее состояние экономической системы государства. Одним из самых болезненных вопросов кризисного периода для инвестиционно-строительного комплекса стало резкое сокращение финансирования проектов — пожалуй, самое значительное в реальном секторе. В этих условиях главную роль в поддержке строительного рынка должно сыграть государство за счет реализации мер, направленных на восстановление кредитования инвестиционно-строительных проектов, снижение себестоимости строительства жилья, сокращение административных и монопольных барьеров в секторе жилищного строительства.

Длительные деструктивные процессы в системе ЖКХ, опережающие темпы ввода новых мощностей, поставили перед страной исключительно сложную модернизационную задачу. Внедрение современных энергоэффективных технологий в данной сфере предполагает масштабные долгосрочные инвестиции, что предполагает привлечения не только государственного, но и частного капитала к решению инфраструктурных задач в рамках государственно-частного партнерства. Именно ЖКХ формирует инфраструктурные возможности для развития как социального, так и промышленного комплекса. Задача государства — обеспечить условия для долгосрочного финансирования модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса с привлечением частного капитала.

Здравоохранение в России традиционно считается затратной отраслью и сферой ответственности государства. Однако бюджетные обязательства перед медициной сегодня не обеспечивают ни ее инновационное развитие, ни даже поддержание текущего состояния основных фондов, достойный уровень оплаты медицинского персонала, минимальное качество оказываемых услуг. По оценкам экспертов, финансирование системы здравоохранения отстает от потребностей отрасли в два раза. Низкие зарплаты становятся причиной дефицита и постепенного старения кадров: около половины врачей и медперсонала в стране имеют пенсионный и предпенсионный возраст. Устаревшее в массе своей оборудование, недостаток квалифицированных специалистов для работы с современной медицинской техникой и технологиями — все это ведет к моральному и физическому краху отечественной системы здравоохранения и нарушению прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи [61].

Только при условии партнерства государства, бизнеса и общественных институтов российское здравоохранение сможет полноценно выполнять функции по обеспечению здоровья граждан на уровне профилактики и ранней диагностики заболеваний, способствовать улучшению качества человеческого капитала, демографической ситуации, социально-экономического климата в стране.

Инфраструктурные проекты — это создание качественно новой инфраструктурной системы страны, основа перехода России на инновационный пугь развития. Результатами инфраструктурных преобразований должны стать:

— смена сценария развития российской экономики с сырьевого на инновационный;

— повышение энергоэффективности экономики;

— активное использование транзитного потенциала страны;

— привлечение в инфраструктурные проекты частных инвестиций, в том числе, на принципах государственно-частного партнерства;

— создание новых рабочих мест;

— обеспечение доступности для населения современных медицинских услуг и препаратов.

1.2 Анализ и оценка основных способов и форм управления инфраструктурными проектами на региональном уровне.

Осуществление инфраструктурных проектов должно отвечать требованиям современного развития, должно идти по пути внедрения новых технологий, позволяющих повышать технический уровень и качество продукции, позволяющих обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности продукции.

Развитие масштабных инфраструктурных проектов является одной из ключевых задач руководства страны. Ведь именно инфраструктурные проекты, ставящие своей целыо развитие ключевых отраслей экономики, обеспечивают региональную финансовую стабильность в непростых экономических условиях благодаря созданию огромного количества рабочих мест. Развитие инфраструктурных проектов невозможно без модернизации и технического перевооружения производственного аппарата на основе активизации инвестиционной и инновационной деятельности.

В процессе диссертационного исследования определено, что инфраструктурные проекты обладают рядом принципиальных особенностей, представленных на рисунке 1.4.

Проведенный анализ процессов формирования и реализации инфраструктурных проектов показал, что практика эффективного управления инфраструктурными проектами в регионах находится на разных уровнях становления (рисунок 1.5).

Принципиальные особенности реализации инфраструктурных проектов значительная капиталоемкость длительный период окупаемости капиталовложений сложность и крупные масштабы высокие необратимые затраты высокая степень риска 1.

Рисунок 1.4 — Принципиальные особенности реализации инфраструктурных проектов.

Среди регионов-лидеров:

Белгородская область (региональный инвестиционный проект «Строительство инженерных, транспортных сетей, зданий и сооружений территории комплексной застройки жилого района «Юго-Западный-2», строительство магистральной автодороги общегородского значения регулируемого движения «Спутник-Сумская-Чичерино-ротонда», создание современной комплексной системы обращения с отходами в г. Губкин);

— Владимирская область (проект «Развитие систем теплоснабжения г. Владимира и Владимирской области на 2009;2012 годы, проект ЖКХ по развитию системы теплоснабжения г. Владимир и Владимирской области);

— Калужская область (региональный инвестиционный проект «Массовая малоэтажная застройка в с. Воскресенское Ферзиковского района Калужской области" — инфраструктурный проект «Развитие индустриальных парков Калужской области: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов») [22].

Однако в большинстве регионов администрации пока не обладают достаточными компетенциями для подготовки проектов под требования частных инвесторов и кредитующих организаций. В этой связи важная роль отводится созданию специальных организаций, которые будут выполнять роль связующего звена при подготовке проектов.

4%.

4%.

17%.

Строительство жилых объектов (малоэтажноеи коттеджное строительство).

Мусоросортировка и переработка твердых бытовых отходов (ТБО).

Здравоохранение.

ЖКХ.

Транспорт Энергетика Сельское хозяйство.

Рисунок 1.5 — Инфраструктурные проекты, реализуемые в регионах ЦФО России.

В частности, в Калужской области было учреждено открытое акционерное общество «Корпорация развития Калужской области», которое является уполномоченной организацией в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории Калужской области. Являясь инструментом реализации бизнес-проектов, осуществляемых Правительством Калужской области на основе принципов ГЧП, Корпорация обеспечивает эффективное взаимодействие между администрацией и инвесторами, создавая условия для территориального и хозяйственного развития региона.

В Воронежской области успешно функционирует государственное учреждение «Агентство по привлечению инвестиций Воронежской области», целью которого является оказание содействия российским и иностранным компаниям в развитии бизнеса на территории Воронежской области.

В Брянской области учреждено Агентство по сопровождению инвестиционных проектов, призванное выполнять принцип «одного окна» для потенциальных инвесторов.

Управление инфраструктурными проектами это сложный процесс, ориентированный на привлечение частных инвестиций. В этой связи, для повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурной сферы в регионе необходимо формирование специальной функциональной структуры, отвечающей за содействие реализации проектов, значимых для региональной экономики.

В связи с возрастающей ролью инфраструктуры, правительства стран должны активнее формировать партнерство с частными компаниями для финансирования и управления крупными инфраструктурными проектами. Для этого в зарубежной, а с недавних пор и в российской практике, используется такой институциональный и организационный формат взаимодействия между государством и бизнесом для реализации долгосрочных капиталоемких инфраструктурных проектов, как государственно-частное партнерство (ГЧП).

Механизм ГЧП позволяет эффективно решить один из главных вопросов развития инфраструктуры — привлечение финансовых ресурсов. Огромная капиталоемкость инфраструктурных проектов ограничивает возможности государства по их финансированию. Применение механизмов ГЧП позволяет привлечь в проекты средства частных инвесторов и кредиты банков, в том числе международных (рисунок 1.6).

Россия обладает огромными возможностями для реализации инфраструктурных проектов с привлечением российского и международного капитала на основе ГЧП в таких сферах, как автодорожное хозяйство, железные дороги, порты, аэропорты, магистральные трубопроводы, электроэнергетика, коммунальное хозяйство. Немаловажное значение имеет применение механизмов ГЧП для модернизации и развития российского здравоохранения как с точки зрения укрепления здоровья нации, повышения продолжительности жизни, так и для инновационного прорыва и рыночного успеха отечественных компаний в таких областях, как производство фармацевтической продукции, медицинского оборудования и техники, биотехнология.

Общество как потребитель более качественных услуг.

Рисунок 1.6 — Государственно-частное партнерство как эффективный механизм реализации инфраструктурных проектов регионального уровня.

Классификационные признаки форм государственно-частного партнерства, применяемых при реализации региональных инфраструктурных проектов, представлены в таблице 1.2.

В настоящее время в мире уже разработано и опробовано большое количество разнообразных схем ГЧП, применяемых при реализации региональных инфраструктурных проектов. Основные из них:

Строительство — владение — использование (BOO — build — ownoperate);

Строительство — девелопмент — использование (BDO — builddevelop — operate).

Проектирование — строительство — управление — финансирование (DCMF — design — construct — manage — finance);

Покупка — строительство — использование (ВВО — buy — build operate);

Лизинг — девелопмент — использование (LDO — lease — develop operate);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В процессе диссертационного исследования установлено, что в условиях современной экономики России в регионах к инфраструктурным относят объекты, деятельность которых направлена на удовлетворение основных экономических и социальных потребностей населения в различных сферах, таких как: жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, мусоросортировка и переработки твердых бытовых отходов, энергетика, дорожное строительств, транспорт, здравоохранение и т. п. Определяющими критериями при реализации инфраструктурных проектов, как на федеральном, так и региональном уровнях управления являются: актуальность, инвестиционное обеспечение, социальная значимость, экономическая эффективность и т. п.

2. В процессе диссертационного исследования установлено, что при реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне, практически не рассматриваются проблемы управления инновационной деятельностью. Иначе говоря, процесс ориентирован, в основном, на получение инвестиций в ущерб фактору инновационности инфраструктурного проекта.

3. В диссертации обосновано, что обеспечение инновационной составляющей в инфраструктурном проекте, внедрение новых технологий, отвечающих современным прогрессивным отечественным или зарубежным аналогам, должно стать определяющим при разрешении проблем инновационного развития конкретного региона. В настоящее время отсутствуют методики оценки инновационной активности при реализации инфраструктурных проектов. В этой связи автор в диссертации предложил нетрадиционный подход к анализу и оценке уровня технологической инновационной активности при реализации проектов на уровне региона. При этом уровень инновационной активности предлагается определять либо посредством оценки степени улучшения одной из существующих технологических характеристик, либо — добавления новых технологических характеристик с учетом масштаба новизны.

4. В процессе диссертационного исследования выполнен анализ и дана оценка уровня технологической инновационной активности при реализации инфраструктурных проектов в регионах ЦФО. В результате получены следующие данные: большинство регионов ЦФО России реализуют инфраструктурные проекты, соответствующие уровню С по технологической инновационной активности, около 30% всех исследуемых проектов соответствуют уровню В, и лишь 5% - обладают уровнем А.

5. В диссертации доказано, что одной из причин низкого уровня инновационной активности при реализации инфраструктурных проектов в регионе является отсутствие портфеля приоритетных инновационно ориентированных инфраструктурных проектов. Такой портфель является эффективным инструментом формирования и реализации перечня приоритетов в инфраструктурной сфере региона, характеризующейся длительными сроками окупаемости и разобщенностью интересов основных участников — государства, общества, науки и бизнеса. В этой связи автором предложен методический подход к формированию такого портфеля по инициативе региональных органов власти на основе рекомендаций мнений профессиональных экспертов и общественных экспертов — жителей конкретного региона.

6. В диссертации обосновано, что при выборе приоритетных инфраструктурных объектов необходимо учитывать мнение общества на основе использования технологий краудсорсинга, ориентированных на вовлечение посредством сетевых технологий как профессионалов в рассматриваемой сфере, так и просто заинтересованных представителей общества для совместной деятельности на основании публичной оферты. В число общественных экспертов войдут только пользователи сайта, идеи которых получили самый высокий рейтинг и наибольшее количество комментариев. Профессиональными экспертами должны стать представители соответствующих департаментов региональных органов власти, специалисты бизнес-сообщества в той или иной сфере и, конечно, участники технологических платформ. В диссертации к критериям отбора приоритетных региональных инфраструктурных проектов относится не только актуальность, социальная значимость, инвестиционное обеспечение, но и их инновационность. В этой связи технологические платформы являются наиболее эффективным инструментом функционирования инновационной сферы региональной экономической системы с учетом тематических особенностей инфраструктурных проектов.

Рекомендуемый методический подход к формированию портфеля приоритетных инновационных инфраструктурных проектов апробирован на материалах Орловской области. Оператором данного проекта выступила кафедра «Экономика и менеджмент» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет — учебно-научно-производственного комплекс». В качестве профессиональных экспертов выступали представители государства, науки и бизнес-сообщества в зависимости от типа инфраструктурного проекта. За первый месяц работы сайта на нем зарегистрировались 1200 пользователей, 300 поданных идей оценили 6000 голосов и оставили свыше 1000 комментариев. В результате исследований самое большое количество инициатив получили инфраструктурные проекты по решению дорожно-транспортных проблем, в сфере ЖКХ и благоустройства.

7. В процессе диссертационного исследования установлено, что основными критериями при формировании и реализации инновационных инфраструктурных проектов регионального уровня являются актуальность, социальная значимость, инвестиционное обеспечение и инновационость. Однако наряду с этими критериями, важно еще и то, насколько реальна идея, и какова её экономическая, бюджетная, финансовая и социальная эффективность. При этом следует учитывать, что огромная капиталоемкость инновационных инфраструктурных проектов ограничивает возможности региона по их финансированию. В этой связи в диссертации определено, что задачи по развитию региональной инфраструктуры должны решаться путем установления партнерских отношений между государством и частным капиталом — через принципы государственно-частного партнерства. Применение механизма ГЧП позволяет, с одной стороны, сократить и оптимизировать расходы регионального бюджета, с другой стороны, повысить качество исполнения инфраструктурного проекта.

В этой связи в диссертации предложена модель оценки потенциальных возможностей региона к реализации инфраструктурных проектов с рекомендуемым уровнем инновационности, в основу которой положен комплексный подход, включающий в себя анализ статистических показателей и оценку организационных условий.

Предлагаемая модель позволяет на качественном уровне оценить возможности конкретного региона к реализации инфраструктурных проектов с рекомендуемым уровнем инновационности. Результаты оценки будут служить основанием для разработки на региональном уровне программы по реализации инфраструктурных проектов с учетом критерия инновационности и потенциальных возможностей конкретного региона.

8. В диссертации обосновано, что сложность и длительный срок окупаемости инновационных инфраструктурных проектов, а также ресурсные ограничения обуславливают необходимость применения программно-целевого подхода. Формирование региональной программы по реализации инфраструктурных проектов (далее Программа) с учетом определенного уровня инновационности позволит объединить все проводимые работы по поддержанию и развитию благоприятных условий для развития инфраструктуры с учетом определенного уровня инновационности и особенностей социально-экономического развития конкретного региона.

9. В процессе диссертационного исследования установлено, что успешная реализация инновационных инфраструктурных проектов возможна только при создании системной модели, позволяющей обеспечить сопровождение инфраструктурных проектов на всех этапах жизненного цикла. В диссертации определено, что инфраструктура носит межотраслевой характер и выполняет интеграционную функцию между отраслями производства, регионами и государством. В связи с этим требуются нерыночные механизмы ее развития. В этой связи в диссертации предлагается в дополнение к существующим структурам в регионе создать межотраслевой орган власти — межотраслевой Департамент инфраструктурных проектов, который будет оказывать услуги по подготовке и реализации инфраструктурных проектов в регионе. Кроме того, для успешной реализации инновационных инфраструктурных проектов в регионе необходимо эффективное функционирование проектных институтов, Региональной корпорации развития и регионального инвестиционного фонда.

Предлагаемая системная модель управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов с учетом потенциальных возможностей конкретной региональной экономической системы к реализации проектов позволяет:

1) сформировать портфель приоритетных региональных инновационных инфраструктурных проектов;

2) мобилизовать усилия всех заинтересованных сторон — различных ведомств, бизнеса, научного сообщества, для достижения конечных целей по реализации инновационно ориентированных инфраструктурных проектов;

3) согласовать и скоординировать усилия различных ведомств, госкорпораций, общественных организаций инфраструктурных монополий, регионов по реализации инфраструктурных проектов;

4) участвовать в конкурсах, проводимых российскими и международными институтами развития для получения софинансирования реализации инновационных инфраструктурных проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2008. — 32 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 06.04.2009. М.: Омега-Л, 2009. — 476 с.
  3. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 01.12.2007 № 308-Ф3. http://www.rg.ru/search.rg.ru/rg/doc.php/127 132.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития». http://www.rg.ru/2007/05/24/bank-razvitia-dok.html
  5. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21 июля 2005
  6. Указ Президента РФ от 21 мая 2006 г. Пр-843 «Приоритетныенаправления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации». http://mon.gov.ru/dok/ukaz/nti/4406.
  7. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884 «О доктрине развития российской науки». http://www.pravoteka.ru/pst/1041/520 444.html.
  8. Указ Президента РФ от 30 марта 2002 г. Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». -http://www.mnogozakonov.rU/catalog/date/2002/3/30/54 279.
  9. Проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций». -http://www.fcsm.ru/ru/legislation/documents/projects
  10. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерациина период до 2015 года (протокол Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 15 февраля 2006 г. № 1). http://www.in-nov.ru/node/720.
  11. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года // Российская газета. 2008. -http://www.rg.ru/search.rg.ru/rg/doc.php/127 132.
  12. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. // Распоряжение Президента Российской Федерации 30.03.2002 г. № Пр-576. http://www.pravoteka.ru/pst/1041/520 444.html.
  13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. http://www.economy.gov.ru.
  14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007. -http://www.rosnation.ru/index.php458.
  15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. -http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc-base=law-n=82 134.
  16. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года. Проект от 11 ноября 2008 года. http://innovus.biz/media/uploads/resources/project-progress.pdf.
  17. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Проект от 18.12.2008 г. http://innovus.biz/media/uploads/resources/project-progress.pdf.
  18. Закон Орловской области «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области» от 4 октября 2001 г. № 215−03 // Орловская правда, октябрь, 2001. С. 3−7.
  19. A.A. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации / A.A. Алпатов, A.B. Пушкин, P.M. Джапаридзе. М.: Альпина Паблишерз, 2010.- 195 с.
  20. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура». М.: НП «Центр развития государственно-частного партнерства», 2010. — 127 с.
  21. Л. Влияние управленческих нововведений на развитие инновационного потенциала предприятий в условиях перехода к инновационной экономической среде / Л. Афанасьева, А. Шмелева // Менеджмент инноваций. 2011. — № 1.
  22. К.А. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим развитием / К. А. Багриновский, М. А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 1.
  23. К.А. Проблемы управления развитием наукоемкого производства / К. А. Багриновский // Менеджмент в России и за рубежом. -2003. № 2. — С.65 — 76.
  24. Е.В. Инновационно-технологический потенциал России взгляд извне / В. Балацкий, А. Б. Гусев — www. urban-planet.org/monol.html
  25. Барьеры развития механизма ГЧП в России. М.- НПФ «Экспертный институт», 2010.
  26. Бек М. А. Причины низкой инновационной активности российского бизнеса и вызовы для управления инновационным развитием / М. А. Бек, H.H. Бек // Менеджмент инноваций. 2010. — № 4. -http://grebennikon.ru/article-j5e9.html
  27. Н.В. Региональные проблемы формирования инновационной системы / Н. В. Бекетов //Регион. 2005. — № 1. — С. 110
  28. В.H. К вопросу о российской инновационной политике. Зарубежный опыт. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. — № 15 (146).-С. 16.
  29. М. Инновационный аспект экономического развития / М. Березовская // Вопросы экономики. 2007. — № 3. — С. 58 — 66.
  30. М. В. Особенности развития инновационной деятельности в регионах Центрального федерального округа / Беспалов М. В. // Региональная экономика: теория и практика. 2010 — 23(158).
  31. И. Технопарк в колониальном стиле // Стратегия и конкурентоспособность. -2007. № 7 (19). — С. 52 — 53.
  32. В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций / В. И. Винокуров // Инновации. 2005. — № 4. http ://www.mag.innov.ru
  33. JI. А. Метод «Форсайт» в разработке инновационной стратегии вуза: опыт Кубанского государственного университета / Л. А. Воронина, И. Е. Иванова, С. В. Ратнер // ЭКО. 2008. — № 9. — С. 133 -140.
  34. Воспроизводство научной элиты в России: роль зарубежных научных фондов (на примере Фонда им. А. Гумбольдта) / Под ред. А. Ю. Чепуренко, Л. М. Гохберга. М.: РНИСиНП, 2005.
  35. Н.П. Анализ инноваций ориентир научно-технического развития / Н. П. Вчерашний, C.B. Попов // Научно-техническая информация. Серия 1. — 2009. — № 2. — С. 19−22.
  36. ГалиеваГ.Ф. Экономические проблемы развития инновационной экономики / Г. Ф. Галиева // Финансы и кредит. 2010. — № 23. — С. 27 — 31.
  37. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку / Н. Гапоненко // Экономика и жизнь.-2007-№ 9.
  38. М. А. Инновационный менеджмент / М. А. Гершман. -М.: Маркет ДС, 2008.
  39. С. 10. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Ю. Глазьев. М.: Владар, 1993.
  40. Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры региона // Сборник статей научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Ульяновск, 2008.
  41. Гохберг J1.M. Инновации в Российской экономике. Стагнация в преддверии кризиса? / J1.M. Гохберг, И. А. Кузнецова // Форсайт. 2009. — № 2 (10).-С. 28−46.
  42. JI. Экономический рост? Без инноваций? / Л. М. Гохберг, И. А. Кузнецова // Экономика и жизнь. № 46. — 2007. — С. 2−3.
  43. Л.М. Инновации как фактор модернизации экономики /Л.М. Гохберг // Структурные изменения в российской промышленности. -М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
  44. М. Формирование потенциала инновационного развития / М. Гусаков // Экономист. -2009. № 2. — С. 33 — 39.
  45. А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов российской федерации / А. Б. Гусев. -http://www.urban-planet.org/articlel 3 .html
  46. К. Н. Инновации в России: проблемы и перспективы / К. И. Гусев // Банковское дело. 2010. — № 1. — С. 12 — 16.
  47. A.A. Механизмы венчурного (рискового) Финансирования: мировой опыт и перспективы развития в России / A.A. Дагаев // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 2. — С. 10−25.
  48. O.A. Инновационная активность российских регионов / О. А. Демидова // Управление инновациями 2006: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: Доброе слово, 2006.-с. 190−191.
  49. М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — С. 61−77.
  50. И. Проблемы оценки эффективности НИОКР в НИИ и вузах: выбор оптимальной методики / И. Джазовская и др. // Менеджмент инноваций. 2010. — № 1.
  51. Э.А. Региональная инновационная система как объект анализа и оценки / Э. А. Диваева // Региональная экономика: теория и практика. -2011 12(195).
  52. П.Ф. Бизнес и инновации / П. Ф. Друкер. М.: Вильяме, 2009.
  53. С.Г. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий / С. Г. Емельянов, JI.H. Борисоглебская // Инновации. № 2. -2006. URL: http://www.mag.innov.ru
  54. Н.Е. Модели финансирования инновационной экономики на региональном уровне / Н. Е. Иванова // Региональная экономика: теория и практика". 2011. — № 10(193).
  55. Н. Функциональный анализ российской инновационной системы: роль и ответственность основных элементов: материалы проекта ТАСИС «Наука и коммерциализация технологий в Российской Федерации» / Н. Иванова, Й. Розебум. http://www.neweurasia.ru.
  56. С.А. Механизмы формирования технологических платформ для целей инновационного развития региональной экономики / С. А. Измалкова // Экономический анализ: теория и практика. 2011. — № 3. -С. 5 -9.
  57. С.А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие / Измалкова С. А., Головина Т. А., Тронина И. А., Фаустова И. Л., Елецкая С. С. М.: Финансы и кредит, 2012. — 208 с.
  58. С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и другие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-343 с.
  59. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. М.: ГУВШ, 2009. — 488 с.
  60. Инновационное развитие основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ — ВШЭ, 2008.
  61. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: учеб. пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. Е. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Экономика, 2003. — 345 с.
  62. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие / под ред. В. М. Анылина, A.A. Дагаева. -М.: Дело, 2006.
  63. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы. М.: МАКС — Пресс, 2005.
  64. Иноземцев, В. Л Модернизация экономики России: универсальноеи особенное / B. J1. Иноземцев, A.A. Аузан, В. А. Рыжков. www.polit.ru/
  65. A.A. Иллюстрированные тезисы к прогнозу долгосрочного научно-технологического развития сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) России / A.A. Калин. Москва, 2010. -41 с.
  66. И.Н. Роль частно-государственного партнерства в модернизации экономики страны / И. Н. Квасов // Региональная экономика: теория и практика. 2010. — 19(154).
  67. Э. Технологические дорожные карты: инструменты для развития / Клейтон Э. // Форсайт. 2008. — № 3 (7). — С. 68 — 74.
  68. P.M. Проблемы развития научно-производственной интеграции / P.M. Коломиец // Совершенствование управления научно-технического прогресса в промышленности. Киев, 2004 — С. 32 — 39
  69. С.К. Институциональные проблемы освоения инноваций / С. К. Комков. М., 2010. — http://institutiones.com/innovations/
  70. Н.И. Оценка потенциала регулирования процессов создания технологических инноваций / Н. И. Комков, Г. К. Кулакин // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС-Пресс, 2008.
  71. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры / Н. Д. Кондратьев. М.: Наука, 2008.
  72. Концепция Общероссийского форума «Инфраструктурные проекты России: сложные условия новые возможности». — http://www.talk-s.ru/projects/obsherossiskii-forum/concept.html
  73. О.П. Инновационное развитие региона / О. П. Королев, В. Ю. Падалкин, В. И. Штефан. -http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art= 15&page= 19
  74. Ю.Н. Выход России на мировые рынкинаукоемкой продукции / Ю. Н. Красноруцкая. М.: Юристь, 2009. — 87 с.
  75. И. Подготовка специалистов в области инновационной деятельности с использованием образовательных технологий на основе модульных образовательных программ / И. Кревский, А. Осташков, С. Матюкин // Менеджмент инноваций. 2009. — № 4.
  76. . Инновационное развитие России: сценарный подход / Б. Кузык // Экономические стратегии. 2009. — № 01 — С. 56 — 67.
  77. М.Ю. Анализ особенностей взаимодействия государства и бизнеса в инновационном процессе / М. Ю. Малкина // Экономический анализ: теория и практика. 2011. — № 4(221).
  78. В. Г. Инновационный менеджмент: учебник / В. Г. Медынский. М.: ИНФРА-М, 2008.
  79. Л.Э., Концептуальные аспекты формирования экономики знаний / Л. Э. Миндели, Л. К. Пипия // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 3.
  80. НАИРИТ: рейтинг инновационной активности регионов // Itnews. -2010,-№ 07 (147).
  81. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации // Обзор ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М.: 2009.
  82. Наука. Инновации. Информационное общество. Краткий статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
  83. Наука и инновационная экономика в России // Инновации. -2009.-№ 5.
  84. А. Инновационное развитие и инновационная культура / А. Николаев // Наука и наукознавство 2001. — № 2.
  85. Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности / Н. Новицкий // Экономист. 2009. — № 3.
  86. В.И. Развитие экономики с учетом влияния глобализации и научно-технического прогресса / В. И. Новосельский //
  87. Промышленность России. 2008. — № 9.
  88. JI.H. Инновационный менеджмент / JI.H. Оголева. М.: ЮНИТИ, 2005. — С. 34 — 48.
  89. А. И. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями / А. И. Орлов, JI. А. Орлова // Экономика XXI века. 2002.
  90. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996−2009 гг. (по материалам Российского статистического агентства) // Вестник статистики. 2009. -№ 11.
  91. Основные институты и инструменты инновационного развития в России//Информационно-аналитическое агентство Cleandex. 2009. URL: http://www.cleandex.ru/articles/2009/12/24/innovative-development-institutes (дата обращения: 14.07.2009).
  92. О. И. Инновационная составляющая развития России / О. И. Опалева, Е. Н. Акимова // Финансы и кредит. 2010. — № 20. — С. 18 -24.
  93. Дж. Бенчмаркинг инновационной деятельности европейских стран / Дж. Перани, Дж. Сирилли // Форсайт. № 1 — 2008.
  94. В.П. Основы управления инновационной деятельностью / В. П. Переходов. М.: ИНФРА-М, 2005. — 222 с.
  95. М.П. Реализация инновационной интеллектуальной собственности в региональной экономической системе / М. П. Посталюк // Проблемы современной экономики. 2010. — № 4 (36). — http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=28 040.
  96. Прогноз инновационно-технологического развития России с учетом мировых тенденций на период до 2030 года / под ред. Б. Н. Кузыка, Ю. В. Яковца, А. И. Рудского. М.: МИСК, 2008.
  97. Проект Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. http://mon.gov.ru/dok/akt/7762/.
  98. Развитие инфраструктуры в России: новые задачи, старые проблемы. // Центр Макроэкономических исследований Сбербанка России.21 апреля 2010 года.
  99. Рекомендации по разработке проекта реализации технологической платформы. -http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/formation/doc201 102 601
  100. Результаты международного исследования «Инфраструктура и развитие бизнеса», проведенного консалтинговой компанией KPMG International. http://www.kpmg.com/ru/ru/Pages/default.aspx
  101. Рейтинг инновационной активности регионов-2011. -http://www.nair-it.ru/news/19.06.2012/334
  102. В. Межрегиональные экономические связи: приоритеты и механизмы стимулирования / В. Ростанец, А. Топилин // Экономист. 2005. — № 6. — с.43 — 49.
  103. Е. Перспективные направления инновационного развития российской экономики (опыт российского фонда фундаментальных исследований) / Е. Рудцкая, Е. Хрусталёв, С. Цыганов // Менеджмент инноваций. 2010. — № 2.
  104. Н.Ю. Ключевые проблемы привлечения наукоемких прямых иностранных инвестиций в Россию в условиях глобальной экономики / Н. Ю. Рудь // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 4.
  105. С.Э. Инновационные формы горизонтальной интеграции вузов как механизм формирования кадрового потенциала предпринимательства / С. Э. Савзиханова // Экономический анализ: теория и практика. 2010. — 40(205).
  106. Г. М. Государственное регулирование научно-инновационной деятельности в России: направления и методы / Г. М. Самостроенко, A.B. Мартемьянов // Инновации. № 9. — 2005. -http: / /www. mag. i nno v. ru
  107. В.Г. Система управления структурно-инвестиционными процессами в регионе / В. Г. Садков. М.: МАКС-Пресс, 2000. — 93 с.
  108. P.E. Опыт зарубежных стран в реализации проектов государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере // Интеграл. № 3. — 2011. — 0,4 п.л.
  109. P.E. Калужская область: газоснабжение ЖКХ и государственно-частное партнерство // Российское предпринимательство. -№ 8. -2011. 0,46п.л.
  110. Г. Г. Проблемы внедрения механизмов государственно-частного партнерства для развития транспортной инфраструктуры РФ / Г. Г. Скворцова // Проблемы современной экономики. -2010. № 2(34). — http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3157
  111. И. Экономические механизмы государственного регулирования инновационной деятельности / И. Солодовникова // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 6. — С. 90 — 96.
  112. Социально-экономические показатели России. 2009: Статистический сборник. М.: Росстат, 2009. — 990 с.
  113. Социально-экономическое положение муниципальных образований Орловской области в 2000, 2005 2008 гг.// Статистический сборник № 0776. — Орел, 2009. — 230 с.
  114. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. http://www.asi.ru/
  115. Д.М. Инновационный процесс и инновационная деятельность: понятие, сущность, характеристики / Д. М. Степаненко // Проблемы современной экономики. 2009. — № 4 (32). — http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=26 451.
  116. С.А. Инновационное направление регионального развития / С. А. Тихомиров // Инновации- 2005. № 7. -http://www.mag.innov.ru
  117. И.П. Коммерциализация результатов фундаментальных научных исследований (опыт Российского фонда фундаментальныхисследований) / И. П. Тихонов, Е. Ю. Хрусталёв, Э. Н. Яковлев // Инновации. -2007.-№ 10.
  118. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика / Ф. С. Тумусов. М.: Экономика, 2009. — 272с.
  119. В.А. Проблемы инновационного развития регионов Российской Федерации / В. А. Тупчиенко // Региональная экономика: теория и практика. 2010. — № 8(143).
  120. .Ю. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического роста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Самара: 2006, с. 5.
  121. Г. А. Проблемы создания инновационной среды региона в рыночных условиях / Г. А. Унтура // Регион: экономика и социология. -2002г. № 4.
  122. Управление развитием региона на основе формирования благоприятного инновационного климата // Менеджмент сегодня. 2010. -№ 2. — http://grebennikon.ru/article-3ewo.html
  123. P.A. Инновациоонный менеджмент: учебник / P.A. Фатхутдинов СПб.: Питер, 2004.
  124. И.А. Инновационное развитие России и регионов: способы и механизмы реализации / И. А. Филиппова // Экономический анализ: теория и практика. 2011. — 10(217).
  125. Э.А. Инновационный лифт как средство коммерциализации высокотехнологичных проектов / Э. А. Фияксель, Н. Н Бутрюмова // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. — № 5.
  126. А.Н. Инновационный тип развития экономики / под общ. ред. Фоломьева А. Н. 2008. — М.: Издательство РАГС. — 711 с.
  127. A.A. Управление инновациями / под ред. Ю.В. Шленова-М.: Высшая школа Москва, 2003. С. 47 — 58.
  128. Т. П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? / Т. П. Черемисина // ЭКО. 2009. — № 1.
  129. М.Н. Управленческие инновации XXI века / М. Н. Чечурина // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. — № 5.
  130. А.А. Прогноз перспектив научно-технологического развития ключевых секторов российской экономики. Будущие задачи / А. А. Чулок // Форсайт. 2009. — № 3 (11). — С. 30 — 36.
  131. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  132. В.П. Поддержка инновационной деятельности в Иркутской области/В.П. Щербак//УН Всероссийский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. — с. 305 — 310.
  133. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.-448 с.
  134. Ю.В. Россия Германия — 2050: стратегия инновационного развития и партнерства / Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. — М.: Институт экономических стратегий, 2007.
  135. Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года / Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. М.: Институт экономических стратегий, 2006 г.
  136. Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование / Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 2008.
  137. Ф. Эпоха инноваций. М: ИНФРА-М., 2002. — 308 с.
  138. Bernard Del Frari. The Global nuclear Fuel Market Supply and Demand 2001−2020. World nuclear Association Annual Symposium. London. 2001. 5−7. September.
  139. Clark J., Freeman C., Soete L., Long Wawes. Inventions and innovations Futures. 1981.
  140. Collims National Dictionary London and Glasgow, 1966.
  141. Granados J. Export Processing Zones in Latin America and the Caribbean: Their Challenges in a Globalized World // Integration and Trade 9 (23)2005): 71−102.
  142. Drucker Peter F. The Post-Capitalist Society. HarperCollins Publishers, Inc., 1993.
  143. Gabor D. Innovations: Scientific, Technological and social. Oxford University Press, 1970.
  144. Holliday G. Technology transfer to the Eastern Europe: The role of western technology in economic development Boulder, 1994.
  145. Huddle F. The Secrets of Export Progress. -N.Y., 1991.
  146. Kline S., Rosenberg N. An Overview of Innovation. In: The Positive Sum Strategy. Harnessing Technology for Economic Growth. Wash., National Academy Press, 1986.
  147. Lull Sanjaya. Harnessing Technology for Human Development. 2001.
  148. Porter M, Bond G.C. Innovative Capacity and Prosperity. The Global Competitiveness Report. Geneva: Word Economic Forum. 2009.
  149. Porter M. Competitive Advantage. Creating and Sustaining Superior Performance. -N.Y.: The Free Press, 1985.
  150. Rosenberg J .M. Dictionary of Investing. // New York, 1993.
  151. Schumpeter J. A. The theory of Economic Development. Harvard: Harvard University Press. 1964.
  152. Shelton R.D., Mooney J.B., Jr., Holdridge G.M. American Leadership of Science and Technology: Reality or Myth? Presented at the S&T 2000 Conference, Leiden, The Netherlands. 2000. 24−27 May.
  153. Alfredo Marvao Pereira, Jorge M. Andraz. On the economic effects of public infrastructure investment: A survey of the international evidence. College of William and Mary. Department of Economics. Working Paper Number 108, December 2010
  154. Business Monitor International. Russia Infrastructure Report Q3 2011. April 2011 86
  155. Kristian Uppenberg, Hubert Strauss and Rien Wagenvoort. Financing infrastructure: A review of the 2010 EIB Conference in Economics and Finance.
  156. European Investment Bank, January 2011
  157. Vikram Cuttaree, Cledan Mandri-Perrott. Public-Private Partnerships in Europe and Central Asia. Designing crisis-resilient strategies and bankable projects. The International Bank of Reconstruction and Development / The World Bank, 2010
  158. Suk Hyun, Toshiro Nishizawa, Naoyuki Yoshino. Exploring the Use of Revenue Bond for Infrastructure Financing in Asia // JBICI Discussion Paper. -2008.-No. 15.
  159. Toshiro Nishizawa, Naoyuki Yoshino. Effectiveness of Infrastructure Investment and Revenue Bond // Presentation at Public-Private Partnerships in Infrastructure Days organized by World Bank Institute. Washington, D.C., 2008
  160. Habeck Odo, Matsukawa Tomoko. Review of Risk Mitigation Instruments for Infrastructure Financing and Recent Trends and Developments. Washington, D.C.: World Bank and PPIAF. 2007
  161. Paving the Way: Maximizing the Value of Private Finance in Infrastructure. World Economic Forum in collaboration with Pricewaterhouse Coopers, New York, USA, 2010
Заполнить форму текущей работой