Совершенствование системы государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли
Осуществлено территориальное ранжирование муниципальных районов и городских округов, в зависимости от степени подверженности влиянию процессов меняющейся собственности предприятий торговли, которое показало, что в Приморском крае существует муниципальные образования, в которых успешная деятельность торговых предпринимательских структур является залогом нормального функционирования всего района… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
- 1. 1. Конкурентная среда как необходимое условие повышения эффективности предпринимательства
- 1. 2. Особенности развития конкуренции в различных секторах экономики
- 1. 3. Проблемы государственного регулирования предпринимательства в сфере торговли
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ' ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
- 2. 1. Методический подход к оценке влияния деятельности торговых предпринимательских структур на макроэкономические показатели региона
- 2. 2. Анализ социально-экономических последствий разгосударствления предприятий торговли
- 2. 3. Методические рекомендации по определению уровня конкуренции торговых предпринимательских структур в регионе
- Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
- 3. 1. Основные положения концепции развития предпринимательства в сфере розничной торговли
- 3. 2. Новые инструменты государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли
- 3. 3. Развитие нормативно-законодательной базы государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли
Совершенствование системы государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сектор торговли признан во многих странах выполняющим важную? экономическую и социальную роль. Основным вкладом розничной торговли в повышение качества жизни населения является поддержание социальной стабильности и удовлетворение потребностей населения в товарах. Вклад торговли в ВВП РФ составляет около 22%, а в общую занятость — до 10% [1].
Торговые предпринимательские структуры, как правило, являются-конечным звеном любой производственной цепочки, от разнообразия и уровня их развития зависят эффективность и объемы, с которымипроизводимые в экономике и ввозимыена территорию, страны товары достигают своего? потребителя: Стимулируя качественное развитие предпринимательствав сфере розничнойторговлигосударствоможет, способствоватьсозданию необходимых условий для продвижения товаров различных: отраслейчтоположительно скажется на качестве жизни населения, обеспечении безопасности и* здоровья граждан.
Решению этой задачи служит государственнаяполитика, которая за последнее десятилетие включала в себямеры по всему спектру: от жесткого регулированияи контроля* операционной деятельности предпринимателей до практически полной либерализации сектора розничноШторговли- .
Так, на первом этапе рыночных, реформрегулирование предпринимательства в сфере розничной торговли характеризовалось низкой1 степенью вмешательства со стороны государства. Это совместнос: неравномерным по. регионам страны разгосударствлением собственности-: повлекло за собой снижение продовольственной: безопасности, при: неспособности органов власти влиять на долю отечественных товаров в объеме реализации, и увеличению доли коррупционного сектора торговли, при снижающихся налоговых доходах от торговли в федеральный бюджет.
Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов для самой-отрасли, потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров, на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов, и отсутствию развитой инфраструктуры.
Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развитияt сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями, современными* форматами, уровне цен между различными регионами. А хаотичная застройка" муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.
Негативным эффектом также стала высокая доля «коррупционного» сектора торговли, которая, по оценкам различных экспертов, может достигать от 20 до 50% для отдельных категорий товаров.
С учетом сложившейся практики сейчас предпринимаются попытки по усилению роли государства в регулировании, процессов, проходящих в розничной торговле, путем разработки и реализации разных нормативно-правовых актов. Однако, поспешность и нескоординированность принимаемых решений, при их недостаточной организационно-методической проработке, обусловливает чрезмерное регулирование одних аспектов-торговой деятельности при недостатке внимания к другим.
Такое положение, к сожалению, не изменил принятый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговли», призванный систематизировать ранее сложившийся опыт властного воздействия и ликвидировать его пробелы.
В Приморском крае, где существует значительная дифференциация по соотношению отечественных товаров к импорту в совокупности с наибольшейв РФ по скорости и объему приватизации собственности, неотработаннаяпрактика государственного регулирования торговли продуцирует еще больший отрицательный эффект.
Приведенные выше предпосылки определяют необходимость в совершенствовании системы государственного регулирования торгового предпринимательства как в целом по стране, так и на региональном уровне.
Степень научной разработанности проблемы. Высокое признание мировым сообществом важнейшей роли государственного участия в процессе формирования эффективной рыночной системы, обеспечивающей развитие экономики и> благосостояние нации, определяло устойчивый интерес-исследователей к изучению такого сложного комплексного явления* как государственное регулирование предпринимательства и экономики в целом.
Для обоснования предложенных подходов и решения поставленных задач исследования автор опирался на труды классиков, изучавщих различные аспекты участия государства в регулировании экономического развития территорий, Э. Аткинсон, Дж. Дж. М. Кейнс, К. Макконнелл, С. Брю, А. Маршалл, А. Смит, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер, Э. Сет и др.
В отечественнойнаучной литературе проблемы государственного регулирования рассматривались в трудах Л-.И.Абалкина, А. Г. Аганбегян, Г. В. Щекан, С. Н. Булгакова, С. Ю. Витте, Д. Г. Родионов, О. С. Дашкевич и др:
Исследованию отдельных проблем развития предпринимательства сферы розничной торговли посвящены работы Т. Е. Степановой, Н. И. Войтович, Г. Я. Резго, А. А. Есютина, Е. В. Карповой, В. В. Радаева, JI.A. Хасиса, Mi А. Николаева, С. А. Калугина, А. Н. Короля и др.
Вместе с тем, следует отметить, что в. существующих исследованиях некоторые проблемы государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли остались нерешенными, особенно с учетом новых условий хозяйствования и сложности оценки и регулирования конкурентной среды. Существует объективная необходимость поиска оптимальных направлений властного содействия развитию конкурентной среды как необходимого условия повышения эффективности торгового предпринимательства. Требуют дополнительного изучения вопросы формирования альтернативных методов оценки социально-экономических последствий разгосударствления торговли и развития конкуренции торговых предпринимательских структур.
Цель диссертационной работы — разработка концептуальных положений развития торгового предпринимательства, а также организационно-методического обеспечения государственного регулирования сферы розничной торговли на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели в диссертации решались следующие задачи:
• исследовать роль конкуренции и конкурентной среды в повышении эффективности торгового предпринимательства;
• разработать методический подход к оценке влияния деятельности торговых предпринимательских структур нае социально-экономические показатели развития региона и входящих в него муниципальных образований;
• провести комплексную оценку социально-экономических последствий разгосударствления торговли;
• сделать критический анализ новых инструментов государственного регулирования деятельности торговых предпринимательских структур и определить основные пути их совершенствования;
• проанализировать нормативно-законодательную базу властного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли и разработать предложения по ее совершенствованию;
• разработать основные положения концепции развития предпринимательства в сфере розничной торговли;
• сформулировать методические рекомендации по дальнейшему развитию системы государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли.
Объектом исследования является процесс формирования, функционирования и развития предпринимательских структур в сфере розничной торговли.
Предметом исследования являются управленческие отношения, связанные с обоснованием и эффективным использованием инструментов государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли.
Область исследования соответствует паспорту специальности 08.00.05 экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства, пункту 8.8 — «Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности (сущность, принципы, методы, формы) — основные направления формирования и развития системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства» и пункту 8.10 — «Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности».
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам рыночных отношений в торговле и организации розничной торговой сети, в области анализа экономических и социальных процессов товарного обращения, потребительского рынка, организации и управления торговлей и розничной торговой сетью.
В процессе диссертационного исследования использовались формальнологические методы анализа, системные методы исследования, а так же методы статистического, финансово-экономического, сравнительного анализа, метод социологического опроса и классификации.
Информационную базу исследования составили стандарты, нормативные, правовые документы, регулирующие развитие розничного торгового предприятия, данные международной, национальной и региональной, статистики, законодательные и нормативные акты, аналитические материалы мировых и региональных фондов научно-исследовательской информации, отчетные* и прогнозные данные Департамента лицензирования* и торговли > Приморского края, Управления, торговлии услуг администрации города Владивостока, информационные ресурсы сети Интернет.
Наиболее существенные результаты, полученные автором в процессе диссертационного исследования, заключаются в следующем:
1) проведено комплексное исследование последствий разгосударствления предприятий сферы розничной торговли;
2) сделано ранжирование муниципальных образований Приморского края по степени подверженности влиянию процессов меняющейся собственности предприятий розничной торговли на социально-экономическое развитие региона;
3) исследованы методические подходы к оценке состояния конкурентных взаимоотношений между предпринимательскими структурами в сфере розничной торговли;
4) разработаны основные положения концепции развития предпринимательства в сфере розничной торговли на региональном уровне;
5) сделан критический анализ новых инструментов государственного регулирования деятельности торговых предпринимательских структур и определены пути их совершенствования;
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1) предложен методичекий подход к оценке влияния деятельности торговых предпринимательских структур на макроэкономические показатели региона;
2) разработана методика оценки уровня конкуренции предприятий в сфере розничной торговли для целей государственного регулирования;
3) сформулированы методические рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования торгового предпринимательства на региональном уровне.
Практическая значимость исследования определяется* тем, что предложенные автором теоретические разработки и практические рекомендации могут быть использованы государственными структурами в процессе формирования отдельных направлений федеральной и региональной экономической политики в сфере розничной торговли.
Материалы диссертационной работы могут использоваться в учебном процессе при проведении* лекций^ и семинаров по дисциплинам: «Государственное регулирование экономики», «Организация предпринимательской деятельности», «Торговое дело» для студентов экономических специальностей вузов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты докладывались на 11-ой международной научно-практической конференции-конкурсе научных докладов студентов, аспирантов и молодых исследователей" «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР» (г. Владивосток, 2009 г., 20Юг.) — 7-ой Международной совместной конференции «Торгово-экономическое сотрудничество стран Шелкового пути» (г.Алма-Ата, 2009 г.) и других российских и региональных конференциях.
Апробация результатов исследования осуществлена на торговых предприятиях Приморского края и Департаменте лицензирования и торговли Приморского края, о чем свидетельствуют акты о внедрении.
По результатам выполненных в диссертации исследований опубликовано: 2 статьи в изданиях, указанных в перечне ВАК, и 5 статей в других изданиях, общим авторским объемом 3,8 п.л.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основании проведенного исследования автор считает целесообразным формулировку следующих основных выводов и положений:
• Государственное регулирование деятельности торговых предпринимательских структур — совокупность целенаправленных воздействий органов государственной власти, стимулирующих предпринимательскую активность и обеспечивающих баланс интересов «производитель-продавец-потребитель», в целях обеспечения народного благосостояния.
• Проведено исследование трансформации организационно-правовой формы собственности торговых предпринимательских структур в Приморском крае. Выявлен несущественный вклад крупных предприятий торговли в оплату труда персонала по отношению к совокупным денежным доходам населения, формирования платежеспособного спроса и гармонизацию социальной сферы региона, а так же незначительное обеспечение консолидированного бюджета в составе налоговых доходов и низкую социальную ответственность.
• Предложен методический подход к оценке влияния деятельности торговых предпринимательских структур на макроэкономические показатели региона, для формирования властными органами более полного представления о состоянии розничной торговли и реализации точечных мер государственного воздействия.
• Осуществлено территориальное ранжирование муниципальных районов и городских округов, в зависимости от степени подверженности влиянию процессов меняющейся собственности предприятий торговли, которое показало, что в Приморском крае существует муниципальные образования, в которых успешная деятельность торговых предпринимательских структур является залогом нормального функционирования всего района. Для большинства муниципалитетов характерно низкое влияние предприятий розничной торговли на уровень занятости, а также на величину платежеспособного спроса.
• Разработана методика оценки уровня конкуренции предприятий в сфере розничной торговли для целей государственного регулирования, позволяющая отметить сферы деятельности торговых предпринимательских структур, требующие реализации внешних регулирующих воздействий, а так же позволяет дифференцировать содержание и адресность регулирующих мероприятий со стороны органов власти.
• Выявлено, что уровень конкуренции в сегменте исследованных торговых предприятий, реализующих бытовую и компьютерную технику, дифференцируется как высокий, а уровень конкуренции в сегменте исследованных торговых предприятий, реализующих предметы эксклюзивного спроса, — низкий.
• Сформулированы основные положения концепции властного регулирующего воздействия на деятельность торговых предпринимательских структур, определяющие основные принципы, приоритеты, критерии, методы формирования и реализации системы мер региональной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития цивилизованной, социально ориентированной сферы торговли на территории Приморского края. В рамках основных положений намечены краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия по развитию торгового предпринимательства в сфере розничной торговли.
• Предложены приоритетные направления для повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли: формирование целостной системы регулирования деятельности торговых предпринимательских структурсоздание условий для развития рыночных отношенийформирования оптимального размещения сетейсовершенствование каналов товародвиженияформирование социально-ориентированной системы торгового обслуживанияобеспечение развития инфраструктуры.
• Обозначены узловые проблемы развития предпринимательства в сфере розничной торговли: наличие многочисленных групп посредниковстихийное размещение розничной сетинизкий уровень информационного обеспечения системы торговлиотсутствие четкой политики в сфере торговлизначительный уровень инфляции.
• Сделан критический анализ новых инструментов государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли и определены их основные направления совершенствования.
• Проанализирована нормативно-законодательная база государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли и предложены пути их развития.
• Разработаны методические рекомендации по усовершенствованию системы государственного регулирования предпринимательства в сфере розничной торговли, путем создания информационно-аналитического отдела при Департаменте лицензирования и торговли Приморского края, призванного обеспечить успешное развитие торговой предпринимательской деятельности. Сформулированы основные функции и мероприятия отдела, позволяющие ожидать в ближайшие годы позитивных изменений социально-экономического положения региона.
Список литературы
- Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / пред. редкол. В. JL Соколин. — Федерал, служба гос. статистики (Росстат). М.: Росстат, 2009. — 795 с.: табл.
- Chamberlin, Е. Н. The Theory of Monopolistic Competition / E. H. Chamberlin. Boston: Harvard Univ. Press, 1933. — 326 p.
- Sraffa, P. The Laws of Returns under Competitive Conditions / P. Sraffa // Econ. J. 1926. — № 36. — P.535−550.
- Томсон, А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. / А. Томсон, А. Стрикленд. — М.: ИНИТИ, 2003. 576 с.
- Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие / А. Ю. Юданов. М.: ГНОМ и Д, 2001. — 384 с.
- Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с англ. / К. Р. Макконелл, C. J1. Брю. — М.: Республика, 1995. — 905 с.
- Романов, А.Н. Маркетинг: учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Коряюгов, С. А. Красильников. М.: ЮНИТИ, 2001. — 372 с.
- Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учебное пособие / Е. А. Горбашко. — СПб.: СПбГУЭФ, 2000.-418 с.
- Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России //Бизнес и банки. 2003. -№ 43 (677). — СЛ.
- Перун, М.А. О развитии конкурентоспособной среды предпринимательства / М. А. Перун // Сибирская финансовая школа. 2006. — № 2. — С. 68.
- Шпотов, Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования / Б. Шпотов Электронный ресурс. /
- Корпоративный менеджмент. — 2001.- Режим доступа http ://www. cfin: ru/management/leadingrtheories. shtml.
- Porter, M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors / M. Porter. — N.Y.: Free Press, 1980. 608 p.
- Юданов, А. Стратегические конкурентные преимущества фирмы и пути их реализации на рынке / А. Юданов Электронный ресурс. / Бизнес-образование. 2000. — Режим доступа: http ://www.bizeducation.ru/library/management/strat/udanov.htm.
- Treacy, М. The Discipline of Market Leaders / М: Treacy, F. Wiersema. №Y.: Reading (Mass:), 1995.-254 p.
- Moore, J.F. The Death of Competition / J.F. Moore. — N.Y.: Harper Business, 1996. — 298 p.
- Brandenburger, A.M. Co-opetition / A.M. Brandenburger, B.M. Nalebuff. N. Y.: Doubleday < 1996. — 276 p.
- Hamel, G. Competing for the Future /. G. HamelrC.K. Prahalad. -Boston (Mass:): Harvard Business School Press, 1994.— 487 p.
- Новый подход к оценке уровня конкуренции в России // Обзор экономики России. 2001. — № И. — С. 28−29.
- Фроловская, Т. Влиятельная конкуренция / Т. Фроловская Электронный ресурс. / РБК Daily: Ежедневная деловая газёта. 2008. -Режим доступа http://www.rbcdaily.ru/2008/04/04/focus/33 395 904.04.2008.
- Балайдина, B.C. Монополизм и конкуренция в России / B.C. Балайдина, A.M. Михайленко // Аудиториум. — 2000. № 2. — С. 12−15.
- Смирнов, A.JI. Совместное предпринимательство. Банковские и финансовые вопросы / A.JI. Смирнов, С. И. Юрий. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1992.-241 с.
- Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы / К. Макконнелл- пер. с англ. А. П. Казакова, П. А. Карчевского. М.: Менеджер, 1993.- 167с.
- Triffin, R. Monopolistic Competition and General Equilibrium Theory / R.Triffin. Boston: Harvard Univ. Press, 1941. — 187 p.
- Archibald, G.C. Profit-Maxmizing and Non-Price Competition / G.C. Archibald // Economica. N.S. 1964. — № 31. — P. 13−22.
- Hadar, J. On the Predictive Content of Models of Monopolistic competition / J. Hadar // S. Econ. J. 1969. — № 36. — P. 67−73.
- Friedman, M. More on Archibald versus Chicago / M. Friedman // Rev. Econ. Studs. 1963. — № 30. — P. 65−67.
- Demsetz, H. The Welfare and Empirical Implications of Monopolistic Competition / H. Demsetz // Econ. J. 1964. — № 74. — P. 623−641.
- Костерин, А.Г. Практическое сегментирование рынка / А. Г. Костерин. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
- Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. СПб.: Питер, 2004. — 270 с.
- Афанасьева, Ю. Инновационное развитие: Новая концепция монополии и конкуренции / Ю. Афанасьева // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 2. — С. 31−34.
- Бутыркин, А .Я. Естественные монополии: Теория и проблема регулирования / А. Я. Бутыркин. М.: Новый век, 2003. — 148 с.
- Герасимов, В.Г. Экономическая система: генезис, структура, развитие науки / В. Г. Герасимов. — Минск, 1991. — 194 с.
- Вечканов, Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. СПб: Питер, 2002. — 252 с.
- Смирницкий, Е.К. Экономические показатели бизнеса / Е. К. Смирницкий. М.: Экзамен, 2002. — 512 с.
- Аганбегян, А.Г. Социально-экономическое развитие России / А. Г. Аганбегян. М.: Дело, 2004. — 272 с.
- Абалкин, Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Л. И. Абалкин. М.: Экзамен, 2002. —321 с.
- Щекан, Г. В. Социальное управление как система / Г. В. Щекан // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 2. С. 114—122.
- Родионов, Д.Г. К вопросу о теоретической оценке государственного и негосударственного регулирования рыночной экономики / Д. Г. Родионов // Проблемы современной экономики. 2003. — № 3(4). — С. 3437.
- Аткинсон, Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора: учебник / Э. Б. Аткинсон, Дж.Э. Стиглиц- пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова. — М.: Аспект Пресс, 1995. 287 с.
- Южанов, И.А. Десять лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы / И. А. Южанов // Десять лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы: материалы международной конференции. М.: МАП России, 2000. — С. 11−20.
- Князев, И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие / И. В. Князев. — Москва, 2006. — 191с.
- Радаев, В.В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле/ В. В. Радаев // Вопросы экономики. 2008. — № 10. — С.23−24.
- Брылева, М.Е. Исследование степени влияния деятельности торговых предпринимательских структур на макроэкономические показатели развития региона / М. Е. Брылева // Российское предпринимательство. — 2010. № 6(выпуск 2). — С. 152−157.
- Макроэкономические показатели предприятий торговли Приморского края: база данных по 100 крупным предприятиям торговли Приморского края / Департамент торговли и лицензирования Приморского края.- Владивосток, 2009. — 98 с.
- Основные показатели деятельности предприятий в сфере торговли Приморского края в 2005 году // Торговля и платные услуги в Приморском крае: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. Владивосток: РОССТАТ, 2006. — С. 7.
- Основные показатели деятельности предприятий в сфере торговли Приморского края в 2006 году // Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. — Владивосток: РОССТАТ, 2007. С. 9.
- Основные показатели деятельности предприятий в сфере торговли Приморского края в 2007 году II Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. Владивосток: РОССТАТ, 2008. — С. 9.
- Основные показатели деятельности предприятий в сфере торговли Приморского края в 2008 году // Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. Владивосток: РОССТАТ, 2009. — С. 10−12.
- Об обороте розничной торговли в Приморском крае в 2002 году //' Торговля и платные услуги в Приморском крае: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. Владивосток: Примкрайкомстат, 2003. — С. 8−9.
- Об обороте розничной торговли в Приморском крае в 2003 году // Торговля и платные услуги в Приморском крае: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. — Владивосток: Примкрайкомстат, 2004. С. 8−9.
- Об обороте розничной торговли в Приморском крае в 2004 году // Торговля и платные услуги в Приморском крае: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. Владивосток: Примкрайкомстат, 2005. — С. 8−9.
- Об обороте розничной торговли в Приморском крае в 2005 году // Торговля и платные услуги в Приморском крае: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. — Владивосток: РОССТАТ, 2006. С. 8−9.
- Об обороте розничной торговли в Приморском крае в 2006 году // Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. — Владивосток: РОССТАТ, 2007. С. 10−12.
- Об обороте розничной торговли в Приморском крае в 2007 году // Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. Владивосток: РОССТАТ, 2008.-С. 10−12.
- Об обороте розничной торговли в Приморском крае в 2008 году // Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. — Владивосток: РОССТАТ, 2009. С. 13−17.
- Об основных показателях экономического положения Приморского края в 2002 году // Приморский край в 2002 году: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. — Владивосток: Примкрайкомстат, 2003. — С. 27−30.
- Об основных показателях экономического положения Приморского края в 2003 году // Приморский край: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. — Владивосток: Примкрайкомстат, 2004. С. 27−30.
- Об основных показателях экономического положения Приморского края в 2004 году // Приморский край: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. — Владивосток: Приморскстат, 2005. — С. 27−31.
- Об основных показателях экономического положения Приморского края в 2005 году // Приморский край: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. — Владивосток: Приморскстат, 2006. — С. 27−31.
- Об основных показателях экономического положения Приморского края в 2006 году // Приморский край. Социально-экономические показатели: стат. сборник / Территориальная служба статистики по Приморскому краю. — Владивосток: Приморскстат, 2007. — С. 28−32.
- Об основных показателях экономического положения Приморского края в 2007 году // Приморский край. Социально-экономические показатели: стат. сборник / Примкрайкомстат. Владивосток: Приморскстат, 2008. С. 28−32.
- Об основных показателях экономического положения Приморского края в 2008 году // Приморский край. Социально-экономические показатели: стат. сборник / Примкрайкомстат. — Владивосток: Приморскстат, 2009. С. 28−32.
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Приморского края в 2002 году / Департамент финансов Приморского края. -Владивосток, 2002. — 78 с.
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Приморского края в 2003 году / Департамент финансов Приморского края. — Владивосток, 2003. — 73 с.
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Приморского края в 2004 году / Департамент финансов Приморского края. -Владивосток, 2004. — 81 с.
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Приморского края в 2005 году / Департамент финансов Приморского края. -Владивосток, 2005. — 67 с.
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Приморского края в 2006 году / Департамент финансов Приморского края. — Владивосток, 2006. 73 с.
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Приморского края в 2007 году / Департамент финансов Приморского края. — Владивосток, 2007. — 84 с.
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета Приморского края в 2008 году / Департамент финансов Приморского края. — Владивосток, 2008. 78 с.
- Бурмистрова, Т. Формирование конкурентной среды и антимонопольная политика / Т. Бурмистрова, А. Скробов // Право и экономика. 1999. — № 6 — С. 29−40.
- Конкуренция и антимонопольное регулирование. М.: Логос, 1999.-254 с.
- Синько, В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Синько // Стандарты и качество. — 2000. № 4. — С. 54—58.
- Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В. Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2. — С. 44−54.
- Портер, М.Э. Конкуренция: пер. с англ. / М. Э. Портер. М.: Вильяме, 2000. — 608 с.
- Брылева, М.Е. Государственное регулирование уровня конкурентоспособности предприятий розничной торговли / М. Е. Брылева // Вестник ВГУЭС. 2010. — № 1(5). — С. 126−131.
- Бобрякин, В.И. Регулирование и контроль на потребительском рынке / В. И. Бобрякин // Вестник РГТУ. 2008. — № 3(24). -С. 109−113.
- Приморский край. Социально-экономические показатели: стат. сборник / Примкрайкомстат. Владивосток: Приморскстат, 2010. — 320 е.: табл.
- Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 Электронный ресурс. / СПС «Консультант Плюс»
- Тенденции развития розничных рынков стран ЕС // Компания. 2005. — № 20. — С.50.
- Брылева, М.Е. Государственное регулирование предпринимательства в сфере торговли: проблемы и пути решения / М. Е. Брылева // Экономические науки. — 2010. № 5. — С. 66−70.
- Bruleva, М. The Problems that Interfere the Development of
- Trade and Economic Relations in Fish Industry / M. Bruleva, A. Latkin //th
- Proceedings of the 7 International Joint Conference «Business & Economic Cooperation? among the Silk Road Countries. July 2 — 5 2009 Almaty, Kazakhstan, July 6−9? 2009 Bishek (Kyrgrz Republic). Korean Association of Logos Management, 2009. — P. 187−193.
- О деловой активности организаций розничной и оптовой торговли в 2007 году // Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. — Владивосток: РОССТАТ, 2008. С. 18−19.
- О деловой активности организаций розничной и оптовой торговли в 2008 году // Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. — Владивосток: РОССТАТ, 2009. С. 18−19.
- Чкалова, О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом / О. В. Чкалова // Вестник Нижегородского коммерческого института. — 2004. — № 3. — С. 12−14.
- Войцеховский, О. Экономичный супермаркет будущее российской розничной торговли / О. Войцеховский // Витрина. — 2000. — № 1.- С. 28−30.
- Гослинг, Д. Проектирование торговых комплексов: пер. с англ. / Д. Гослинг, Б. Мэйтленд. М.: Стройиздат, 1979. — 136 с.
- Пик, X. Супермаркет. Организация и управление: пер. с англ. / X. Пик, Э. Пик. -М.: Экономика, 1979. 224 с.
- Людковская, А. Интеграция — главный резерв развития рынка / А. Людковская // Витрина. 2000. — № 1. — С. 22−24.
- Супермаркет в США в 2000 г. // Торговля за рубежом. — 1992.2. С. 5−6.
- Лапаев, А.П. Становление и развитие предпринимательства в России: дисс.канд. экон. наук: 08.00.01 / Лапаев А. П. -Б.м., 2003. 220 с.
- Дашкевич, О.С. Влияние государственного регулирования на развитие малого и среднего бизнеса / О. С. Дашкевич Электронный ресурс. / Исследовательский центр ИПМ. — 2007. Режим доступа: http://research.by/pdf/2006nlr04.pdf
- Berkowitz, D. Entrepreneurship and Post-Socialist Growth / D. Berkowitz, N.D. DeJong. Wash.: William Davidson Institute Working Paper, 2001.-406 p.
- McMillan, J. The Central Role of Entrepreneurs in Transition Economies / J. McMillan, C. Woodruff. Wash.: William Davidson Institute Working Paper, 2002. — 253 p.
- Robinson, J. Social and Institutional Barriers to Market Entry / J. Robinson, G.B. Fairchild. N.Y.: World Bank, 2003. — 347 p.
- Князева, И.В. Процессы концентрации на товарных рынках: методы антимонопольного регулирования / И. В. Князева. — Новосибирск: СибУПК, 2001.-254 с.
- Альчин, А.Г. Взгляд на проблему необходимости регулирования естественных монополий / А. Г. Альчин // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2003. — № 1. — С.72.
- Вильсон, Д. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования / Д. Вильсон, В. Цапелик // Вопросы экономики. 1996. — № 2. — С. 21−24.
- Коломийченко, О.В. Регулирование естественных монополий: анализ мирового опыта / О. В. Коломийченко, Е. И. Котелкина. — СПб., 1995. — 283 с.
- Хейне, П. Экономический образ мышления: пер. с англ. / П. Хейне.-М.: Дело, 1993.-271 с.
- Шерер, Ф. Структура отраслевых рынков: в 6-ти т. Т.6: пер. с англ. / Ф. Шерер, Д. Росс. М.: ИНФРА-М, 1997. — 352 с.
- Ячийстова, Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество / Н. И. Ячийстова. — Женева: ООН, 2001.-125 с.
- Сет, Э. Розничная торговля: войны гигантов / Эндрю Сет, Джеффри Рендал- пер. с англ. А.В. Болдышевой- под общ. ред. Е. В. Калугина. — Москва: Вершина, 2006. 320 с.
- Управление розничным маркетингом: пер. с англ. / под ред. Д. Гилберта. М.: ИНФРА-М, 2005. — XVI. — 571 с.
- Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / В. И. Кушлин. М.: РАГС, 2005. — 289 с.
- Об обороте розничной торговли в Приморском крае в 2009 году // Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: стат. сборник / Примкрайкомстат. — Владивосток: РОССТАТ, 2010.-С. 13−14.
- Никкербокер, Ф. Олигополистическая конкуренция / Ф. Никкербокер Электронный ресурс. / Мир работ. 2006. — Режим доступа: http://www.mirrabot.com/workywork35276.html
- Хаймер, С. Теория транснационализации в условиях монополистической конкуренции: пер. с англ. / С. Хаймер. — Вашингтон: Дейли-пресс, 1960. 548 с.
- Минько, Э.В. Качество и конкурентоспосоьность / Э. В. Минько, M.JT. Кричевский. СПб.: Питер, 2004. — 176 с.
- Философова, Т.Г. Особенности формирования конкурентоспособности нового товара на современных мировых рынках / Т. Г. Философова // Мировая экономика в XXI век: научные труды ДА МИД РФ.-М., 2005.-С. 78−84.
- Шумпетер, И. Теория экономического развития: пер. с англ. / И. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. — 988 с.
- Управление предприятиями морехозяиственноиспециализации: монография. Владивосток: Дальнаука- Изд-во ВГУЭС, 2009.-368 с.