Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение профессиональной подготовки будущих специалистов в процессе изучения компьютерных дисциплин: На материале среднего профессионального образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерес к изучению компьютерных дисциплин возрастал с каждым этапом многоуровневой подготовки, так как студенты явно видели значимость получаемых умений и навыков для будущей профессии- — технология решения сквозной учебной задачи внесла уверенность в достижении поставленной цели обучения и удовлетворенность от своей деятельности, как у преподавателей, так и у студентов. Подводя итоги проведенной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 1. Анализ состояния и развития компьютерной подготовки специалистов в средних профессиональных образовательных учреждениях
    • 2. Многоуровневая непрерывная компьютерная подготовка специалистов
    • 3. Дидактические условия повышения профессионализма деятельности будущих специалистов в процессе изучения компьютерных дисциплин
  • ГЛАВА II. СКВОЗНАЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА В ПРОЦЕССЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
    • 1. Интегративный характер компьютерных дисциплин
    • 2. Сквозная учебная задача в преподавании компьютерных дисциплин
  • ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СКВОЗНОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 1. Организация и методика исследования
    • 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности сквозной учебной задачи в процессе преподавания компьютерных дисциплин

Повышение профессиональной подготовки будущих специалистов в процессе изучения компьютерных дисциплин: На материале среднего профессионального образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Происходящие в настоящее время в России радикальные преобразования породили актуальную проблему выживаемости каждого специалиста и всего Российского общества в контексте его материально-духовного развития. Важное место в развитии общества отводится системе образования, в том числе и системе среднего профессионального образования. Какой должна быть подготовка специалистов, чтобы обеспечить им возможность реализовать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности всего общества? Решение этого вопроса, по мнению Д.В. Чер-нилевского и O.K. Филатова, лежит в двух плоскостях: определение требований к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и обществавыбор и реализация образовательных технологий, соответствующих удовлетворению этих потребностей [215].

Наряду с этим динамика спроса на специалистов на рынке труда вступила в противоречие с традиционно сложившейся структурой их подготовки. Выпускники хотят получить к основным циклам дисциплин дополнительные знания, приобрести дополнительные профессиональные умения.

Современное производство нуждается в таких специалистах среднего звена, которые могут широко и сознательно использовать знания, приобретенные в учебных заведениях, в своей профессиональной деятельности. Одним из путей обучения молодых специалистов среднего звена служит система средних профессиональных образовательных учреждений (СПОУ). Ее задачей является подготовка профессионально мобильных специалистов, владеющих навыками и умениями быстрой адаптации в условиях непрерывного обновления производства. Этого можно добиться благодаря углублению и расширению базовых знаний: интеграции содержания образования по основным видам и объектам будущей профессиональной деятельностиусиления профессиональной ориентации, развития нестандартного и творческого мышления, исследовательских умений будущих специалистов.

Сегодня как никогда Российское общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, не только понимающих цели и задачи общества, но и способных их осуществить, специалистах с высокой компьютерной грамотностью, владеющих новыми информационными технологиями и навыками их использования в профессиональной деятельности. Анализ содержания профессиональной деятельности специалистов массовых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастающей роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий. Умение результативно использовать возможности компьютерных технологий в своей работе становится неотъемлемым показателем квалификации современного специалиста.

Увеличение объема экономической информации и необходимость ее быстрого и качественного анализа ставит вопрос о подготовке бухгалтеров, менеджеров, товароведов, имеющих профессиональную подготовку в области эффективного использования информационных технологий (ИТ), которые являются одной из важных составляющих современного общества. Экономика выдвигает новые требования к профессиональным умениям специалистов, решающее значение имеют именно навыки использования современных информационных технологических решений, при этом темпы занятости в новых отраслях экономики, связанных с ИТ, будут расти быстрее, чем в любых других ее секторах и будут определять ядро новой социальной системы [80].

Необходимо придать особое значение совершенствованию подготовки студентов по информатике в системе профессионального образования. Компьютерные дисциплины относятся к общепрофессиональным, поэтому во многих средних профессиональных образовательных учреждениях ограничиваются лишь обучением студентов работе на персональном компьютере, хотя необходимо формировать информационную культуру специалиста, составной частью которой и является компьютерная грамотность.

Каждый работник торгового предприятия — не просто потребитель ин-*' формации, а участник информационных потоков. Для специалиста важны такие качества, как: умение работать с различными источниками информации в любом представлении и на любых носителяхзнание особенностей и этапов автоматизации документооборота в своей профессиональной областивладение основными способами передачи информациизнание возможностей различных систем поиска, умение и привычка использования ЭВМ при решении своих профессиональных задач [158]. Преподаватель информатики должен стремиться к повышению профессиональных качеств будущих специалистов в процессе преподавания компьютерных дисциплин.

Это направление предполагает разработку научно-педагогических условий совершенствования содержания компьютерных дисциплин в зависимости от профиля будущей деятельности специалиста. Поэтому информатике необходимо придать профессиональную направленность. И именно в процессе учебной деятельности, через учебные задачи закладывается основа повышения профессиональной подготовки будущих специалистов при изучения компьютерных дисциплин.

В существующей системе преподавания информатики учебные задачи в большинстве случаев имеют разрозненный характер, что приводит к затруднению использовать полученные знания, умения и навыки молодыми специалистами в профессиональной деятельности. Чтобы обеспечить синтез, интеграцию разобщенных знаний, умений и навыков необходимо разработать сквозную учебную задачу, в которой содержание учебных задач и способы их развертывания представлены как связующее звено всех компьютерных дисциплин со спецдисциплинами.

Значительный вклад в разработку основ преподавания курса информатики в общеобразовательной и профессиональной школе внесли А.И. Анти-пов, Б. С. Гершунский, В. М. Глушков, А. П. Ершов, В. Г. Житомирский, М. П. Лапчик, B.C. Леднев, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Э. Г. Скибицкий, А. Ю. Уваров и др. Вопросами информатизации средних профессиональных образовательных учреждений в настоящее время занимаются ученые и практики (A.A. Верхоглазов, Л. Ш. Гайнуллина, М. П. Лапчик, Т. Н. Лебедева, A.B. Мавзутов, O.K. Филатов и др.).

Проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества рассматривается в работах исследователей, которые анализируют перспективы и последствия компьютеризации, вскрывают особенности деятельности человека с компьютером, рассматривают проблемы развития личности в изменяющихся условиях (Е.П. Велихов, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, Е. И. Машбиц, H.H. Моисеев и др.).

Рассмотрению теоретических основ, методик преподавания и использования современных информационных технологий в образовании посвящены работы последних лет Р. В. Жарикова, Ж. В. Иноземцевой, Т. Н. Кравчук, Л. И. Сазоновой, Н. В. Софроновой, Н. В. Филимоновой, Г. М. Шампа-нер, П. В. Шумилина и др.

Анализ литературы показал, что наименее разработанной остается проблема подготовки специалистов к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, имеется противоречие между потребностью в квалифицированных специалистах на рынке труда и недостаточными знаниями, умениями и навыками использования персонального компьютера в профессиональной деятельности выпускниками средних профессиональных образовательных учреждений.

Исходя из данного противоречия, проблема исследования заключается в выявлении дидактических условий повышения профессиональной подготовки будущих специалистов в процессе изучения компьютерных дисциплин. Актуальность проблемы в условиях информатизации общества, недостаточная разработанность ее в теории и практике, отсутствие научно-обоснованных методик ее решения определили выбор темы исследования «Повышение профессиональной подготовки будущих специалистов в процессе изучения компьютерных дисциплин».

Цель исследования: разработать модель и технологию многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки специалистов в процессе изучения компьютерных дисциплин.

Объект исследования: система многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки студентов в торгово-экономическом колледже.

Предмет исследования: процесс повышения профессиональной подготовки будущих специалистов при изучении компьютерных дисциплин.

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка будущих специалистов в процессе изучения компьютерных дисциплин будет более эффективной, если:

— сконструирована модель многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки специалистов, включающая основную, дополнительную компьютерную подготовку по базовому и повышенному уровням обучения и дополнительное образование студентов;

— разработана технология реализации сквозной учебной задачи, состоящей из учебных задач, распределенных по уровням непрерывной компьютерной подготовки;

— подбор материала к учебным задачам, решаемым с помощью информационных технологий, осуществляется на основе интеграции с профилирующими дисциплинами.

Задачи исследования:

— проанализировать состояние проблемы в теории и практической деятельности средних профессиональных образовательных учреждений;

— выявить дидактические условия повышения профессионализма будущих специалистов в процессе обучения информатике;

— разработать сквозную учебную задачу, проходящую через все этапы моделирования многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки студентов и доказать на практике эффективность ее использования.

Ведущая идея исследования заключается в необходимости осознания педагогическим и студенческим коллективами значимости повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов через освоение информационных технологий.

Методологическую базу исследования составили: системный подход (Р.Ф. Абдеев, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Т. А. Ильина, Ю.А. Конаржев-ский, Э. Г. Юдин, И.М. Яглом) — деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин) — методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин, И.К. Шалаев) — труды ученых в области педагогики (Ю.К. Бабанский, И .Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, М.А. Чоша-нов) — теоретические положения формирования информационной культуры личности (А.П. Ершов, A.A. Веряев, В. Ю. Милитарев, М. Н. Розенберг, И.М. Яглом) теория и практика учебных задач (Г.А. Балл, В. В. Репкин, Л. М. Фридман, А.Ф. Эсаулов).

Методы исследования. Теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, изучение и сравнительный анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по теме исследования и передового педагогического опытаанализ состояния рынка труда отрасли торговли, качественный и количественный анализ результатов, синтез, моделирование, прогнозирование, мысленный эксперимент.

Эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение, математическая обработка полученных данных.

Этапы исследования. Первый этап (1997;1998 гг.). Накопление практического опыта, самоподготовка автора. Выявление условий, определяющих необходимость эффективной компьютерной подготовки будущих специалистов. Поиск путей интеграции информатики с другими профилирующими дисциплинами. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, определение целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Проведение констатирующего эксперимента, включающего наблюдение и анализ компьютерной подготовки студентов в Барнаульском торгово-экономическом колледже.

Второй этап (1998;2000 гг.). Конструирование модели многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки специалистов и разработка технологии решения сквозной учебной задачи. Организация опытно-экспериментальной работы. Подготовка научно-методических материалов.

Третий этап (2000;2001 гг.). Обработка полученных данных, осмысление и обобщение результатов работы, формулирование выводов и рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Источники, организация и база исследования. В ходе работы использованы труды отечественных и зарубежных ученых, документальные материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, научно-практических конференций по различным проблемам информатизации общества. Проанализирована практическая деятельность ведущих средних профессиональных образовательных учреждений по компьютерной подготовке выпускников. В исследовании приняли участие более 150 преподавателей и студентов СПОУ, а также специалистов отрасли торговли. Основной опытно-экспериментальной базой явился Барнаульский торгово-экономический колледж.

Научная новизна исследования состоит в том, что сконструирована модель многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки студентов средних профессиональных образовательных учреждений, ядром которой является сквозная учебная задача.

Теоретическое значение исследования заключается в определении концептуальных положений для конструирования модели и разработке технологии многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Выявлены дидактические условия, способствующие повышению профессионализма деятельности будущих специалистов в процессе изучения компьютерных дисциплин.

Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что разработанные теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, которые используются в процессе подготовки студентов торгово-экономических специальностей. К ним относятся:

— сквозная учебная задача в ходе компьютерной подготовки студентов;

— учебно-методическое пособие для студентов, включающее курс лекций, контрольные вопросы, задания к лабораторным и практическим работам;

— учебный практикум для студентов по реализации сквозной учебной задачи;

— система компьютерного тестирования знаний студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретико-методологическим обоснованием исходных позиций автораприменением взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели и задачамположительной результативностью данных опытно-экспериментальной работыапробацией и внедрением материалов исследования в педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на международной (Воронеж, 2000), всероссийских (Бийск, 2001; Тверь, 2001) региональных и краевых.

Барнаул, 1998, 1999, 2000, 2001; Красноярск, 2001) научно-практических конференцияхв ходе компьютерной подготовки студентов и совместной работы с преподавателями спецдисциплин в Барнаульском торгово-экономическом колледжена курсах повышения квалификации преподавателей информатики при Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования (2000).

На защиту выносятся:

1. Модель многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, состоящая из основной, дополнительной компьютерной подготовки по базовому и повышенному уровням обучения и дополнительного образования студентов.

2. Дидактические условия, способствующие повышению профессиональной подготовки в процессе изучения компьютерных дисциплин.

3. Технология реализации сквозной учебной задачи в ходе многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки специалистов.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили констатировать, что разработанная технология решения сквозной учебной задачи в контексте многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки студентов дает возможность эффективно обучать специалистов для отрасли торговли, способных широко использовать персональный компьютер в своей профессиональной деятельности.

Ведущими методами нашего исследования явились теоретический анализ и обобщение, моделирование и опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования сквозной учебной задачи в процессе преподавания компьютерных дисциплин.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены типичные затруднения студентов в использовании персонального компьютера в будущей профессиональной деятельности. В процессе формирующего эксперимента происходило поэтапное формирование исследуемого умения, которое проверялось на последнем уровне непрерывной компьютерной подготовки специалистов. При этом главным измеряемым параметром явилось достижение учащимися генеральной цели освоения дисциплин — «Подготовка конкурентоспособных специалистов для отрасли торговли, умеющих широко использовать персональный компьютер в своей профессиональной деятельности». Для оценивания меры достижения генеральной цели нами использовалась методика, разработанная И. К. Шалаевым [219].

Для анализа и обобщения результатов опытно-экспериментальной работы были определены качественные и количественные характеристики уровня сформированности умений и навыков использования персонального компьютера в профессиональной деятельности. Каждое частное умение, входящее в состав интегрированного, рассматривалось в своих качественных и количественных проявлениях на четырех выделенных уровнях (оптимальном, допустимом, критическом, недопустимом). Анализ результатов экспериментального обучения студентов свидетельствует о том, что 84% из них оказались на оптимальном и допустимом уровнях. Достоверность результатов доказана методами математической статистики.

Эффективность обучения на основе сквозной учебной задачи также проверялась с помощью промежуточного компьютерного тестирования, контрольных срезов и итоговой аттестации. Результаты показали, что компьютерная подготовка специалистов в экспериментальной группе на 20 -25% выше, чем в контрольной. Разработанная нами технология обучения студентов компьютерным дисциплинам свидетельствует о том, что в экспериментальной группе:

— повышение качества знаний по компьютерным дисциплинам способствует углублению общей профессиональной подготовки студентов;

— улучшилось усвоение материала, особенно по темам профессионально-практической направленности;

— студенты быстрее ориентировались в способах решения учебных задач, проявляя большую самостоятельность;

— интерес к изучению компьютерных дисциплин возрастал с каждым этапом многоуровневой подготовки, так как студенты явно видели значимость получаемых умений и навыков для будущей профессии- - технология решения сквозной учебной задачи внесла уверенность в достижении поставленной цели обучения и удовлетворенность от своей деятельности, как у преподавателей, так и у студентов. Подводя итоги проведенной опытно-экспериментальной работы, следует отметить, что представленная технология решения сквозной учебной задачи в контексте многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки студентов позволила обеспечить повышение профессионализма деятельности будущих специалистов, получить результаты, подтверждающие ее эффективность.

В заключение нашей работы сформулируем следующие выводы:

1. Анализ состояния проблемы в теории и практической деятельности средних профессиональных образовательных учреждений подтвердил актуальность и своевременность постановки вопроса о поиске путей повышения профессиональной подготовки специалистов в области эффективного использования персонального компьютера в своей будущей профессии.

2. Сконструированная модель многоуровневой непрерывной компьютерной подготовки студентов позволяет синтезировать профессиональные знания, умения и навыки в единую систему, способствующую формированию конкурентоспособного специалиста, умеющего широко использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

3. В ходе опытно-экспериментального исследования выявлены дидактические условия, обеспечивающие повышение профессиональной подготовки выпускников в процессе изучения компьютерных дисциплин.

4. Доказано, что использование технологии решения сквозной учебной задачи, в основу которой положен интегративный подход, повышает эффективность непрерывной компьютерной подготовки студентов в современных условиях автоматизации рабочего места специалиста.

Таким образом, полученные результаты исследования проблемы повышения профессиональной подготовки специалистов в процессе обучения компьютерным дисциплинам позволяют считать задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.

Настоящее диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Разработанная нами технология сквозной задачи может стать объектом дальнейшего осмысления и совершенствования профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного решения сквозных учебных задач по различным циклам учебных дисциплин (Приложение 9).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития, как гуманная общечеловеческая философия XXI века: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. С.А., Зима И. В. Начала информатики. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.-256 с.
  3. П.Ф. Основные направления модернизации среднего профессионального образования на рубеже веков // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 8. — С. 3−11.
  4. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. труды. М., 1978. — 240 с.
  5. И.Н. Основы информатики и вычислительной техники: Метод, пособие для преподавателей. М.: Высшая школа, 1991. — 247 с.
  6. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1990. — 368 с.
  7. К.С. Курс молодого бойца. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТОО фирма «КомпьютерПресс», 1995.-380 с.
  8. К.С., Борзенко А. Е. Современный персональный компьютер. М.: ТОО фирма «КомпьютерПресс», 1995. — 317 с.
  9. Ю.К. Интенсификация процесса обучения: Новое в жизни, науке, технике. М.: Знание, Сер. «Педагогика и психология», 1987. — № 6. — 78 с.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М., 1982. — 192 с.
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  13. Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. -256 с.
  14. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. — № 6.
  15. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  16. Г. А., Довгялло А. М. К уточнению понятия задачи // Науковедение, прогнозирование и информатика. Вып. 2. Киев, 1970.
  17. C.B. Об эффективности информационных технологий обучения // Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике: Материалы VI межд. науч. конф. Воронеж: ВЭПИ, 2001. — С. 38−39.
  18. Н.Г. Преемственность формирования учебной деятельности студентов педвуза. Автореф.дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 18 с.
  19. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-416 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. -М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, — 1973.-272 с.
  23. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, — 1969. — 48 с.
  24. С.А. Значение компьютеризированной правовой дисциплины в подготовке специалистов // Материалы 2-ой рег. науч. конф. «Современные формы и методы обучения с использованием персонального компьютера». -Барнаул, 2000. С. 102−104.
  25. В.Д. Проблемы, содержание и некоторые направления интеграции учреждений профессионального образования //Специалист. 1999. — № 10.-С.8−12.
  26. О.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического колледжа к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «Информатика». Автореф.дис. канд. пед. наук. Самара: СГПУ, 1999.-20 с.
  27. Н.В., Матолыгина H.B. Организация научно-исследовательской работы студентов // Специалист. 1997. — № 8. — С. 9−10.
  28. С.М. Мотивационное программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки. Авто-реф.дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 18 с.
  29. Г. В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки. Автореф.дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 16 с.
  30. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1998. 239 с.
  31. Н.С. Дифференцированный подход в обучении информатики II-Барнаул, 2000. С. 50−52.
  32. Г. М. Исследовательская работа студентов на занятиях экономического анализа с применением ПК // Материалы 1 -ой per. науч. конф. «Современные формы и методы обучения с использованием персонального компьютера». -Барнаул: БТЭК, 1998. С. 81−83.
  33. Е.П. Компьютер и будущее // Проблемы теории и практики управления. 1985. — № 2. — С. 32−39.
  34. Е.П. Об организации в Академии наук СССР работ по информатике, вычислительной технике и автоматизации // Вестник АН СССР. 1983. — № 6. -С. 24−31.
  35. A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  36. A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в ВУЗе. Автореф.дис. докт. пед. наук. -МГПУ, 1991. 55 с.
  37. A.A. Человек в контексте речи: Формы и методы активного обучения. М.: Знание, 1990. — 63 с.
  38. A.A., Тугускин Г. Н. Предмету «Математика и информатика» быть // Специалист. 1998. — № 2.
  39. A.A. Педагогика информатики: Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.-477 с.
  40. A.A. Семиотический подход к образованию в информационном обществе. Автореф.дис. докт. пед. наук. Барнаул, 2000. — 38 с.
  41. К.Г. Методические основы отбора содержания обучения информатике в классах с углубленным изучением математики. Автореф.дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2000. — 19 с.
  42. A.A., Лайер C.B. Использование персонального компьютера в обучении химии // Материалы 2-ой per. науч. конф. «Современные формы и методы обучения с использованием персонального компьютера». Барнаул: БТЭК, 2000.-С. 108−109.
  43. В. Е. Куранцева B.C. Использование имитационных моделей процессов управления при проведении деловых игр // Материалы всерос. науч. конф. «Информатизация образования 2000». — Хабаровск: ХГПИ, 2000. — С. 181−183.
  44. Л. Ш. Концепция и типовая программа информатизации среднего специального учебного заведения // Специалист. 1998. — № 4. — С. 33−36.
  45. Т., Машбиц Е. И. О модели решения учебных задач // Вопросы психологии. 1973. -№ 6. — С. 48−58.
  46. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  47. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах: Учеб.-метод. пособие. -М.: Высшая школа, 1980. 144 с.
  48. .С. Содержание обучения как объект прогностического исследования. Программированное обучение. 1980. — С. 17−37.
  49. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М.: Логос, 1994.-214 с.
  50. Е.К., Клюева Г. А. Методическое обеспечение концентрированного обучения теоретическим основам профессии // Специалист. 1999. — № 7. — С. 32−35.
  51. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  52. В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1982. — 552 с.
  53. И.В., Скибицкий Э. Г. Организационно-педагогические условия повышения эффективности учебных компьютерных технологий // Информатизация образования: Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. В. Н. Врагова. Новосибирск: НГУ, 1994. — С. 3−14.
  54. И.В., Скибицкий Э. Г. Педагогическая целесообразность разработки и внедрения компьютерных обучающих систем в школу // Новые информационные технологии в университ. образовании. Сб. тр. Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1995. — С. 152−154.
  55. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М., 1997.
  56. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  57. Н.Г. Исследования творческой деятельности педагогов и учащихся // Специалист. 1999. — № 2. — С. 18−20.
  58. С.Б. Краткая характеристика структуры теоретической модели «Информатика-Экономика» и структуры интервальной модели методической системы обучения информатике в экономических классах // Сборник научных статей МПГУ им. В. И. Ленина. М., 1999.
  59. В.В. Психологическая характеристика учебной задачи // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961.
  60. Г. Учись программировать. М.: Финансы и статистика, 1983.63
Заполнить форму текущей работой