Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пока широкие возможности государственного контроля и надзора как ведущего организационно-правового средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении используется недостаточно. Контроль и надзор нередко подменяется мелочной опекой индивидуальных и коллективных хозяйствующих субъектов, неоправданным вмешательством в сферу частных интересов, нарушением прав и законных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность и правовая природа контрольной и надзорной деятельности государственной администрации
    • 1. Контроль и надзор органов государственной власти как организационно-правовая форма реализации их компетенции: систематизация понятийного аппарата
    • 2. Понятие и содержание контрольной и надзорной деятельности органов исполнительной власти
    • 3. Принципы контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти
  • Глава II. Правовой статус и система контрольно-надзорных органов государственной администрации
    • 1. Правовое положение контрольно-надзорных органов в системе федеральных органов исполнительной власти современной России
    • 2. Административная реформа и модернизация системы и полномочий контрольно-надзорных органов
    • 3. Контрольно-надзорная деятельность государственной администрации в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества

Правовое регулирование организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью решения широкого круга проблем, связанных с повышением эффективности деятельности органов исполнительной власти как федерального центра, так и субъектов федерации. В общем комплексе необходимых для этого мер трудно переоценить значение последовательного совершенствования правового регулирования организации контрольной и надзорной деятельности государственной администрации.

Пока широкие возможности государственного контроля и надзора как ведущего организационно-правового средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении используется недостаточно. Контроль и надзор нередко подменяется мелочной опекой индивидуальных и коллективных хозяйствующих субъектов, неоправданным вмешательством в сферу частных интересов, нарушением прав и законных интересов невластных участников административно-правовых отношений. В то же время должным образом не контролируется ход реализации многих важные решения федерального центра, направленных на реализацию программ экономических и социальных реформ в стране, повышение жизненного уровня населения, обеспечение конкурентоспособности российской экономики, противодействие международному терроризму и организованной преступности. Низка эффективность административного надзора за неукоснительным соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

Помимо иных причин, обусловленных общим невысоким уровнем деятельности органов исполнительной власти, безответственностью должностных лиц государственного аппарата, подобное положение связано с определенным запаздыванием административно-правовой науки в выработке обоснованных предложений по совершенствованию организационно-правового строительства контрольных и надзорных органов, входящих в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, уточнению их компетенции, совершенствованию правового регулирования форм и методов деятельности.

Степень теоретической разработанности темы. Проблема государственного контроля и надзора относится к числу тем, традиционно привлекавших внимание представителей административно-правовой науки. В разное время к тем или иным аспектам контроля в государственном управлении обращались такие ведущие представители правовой науки, как А. П. Алехин, Г. В. Атаманчук, Д. Н. Бахрах, А. Т. Боннер, Б. Н. Габричидзе, В. М. Горшенев, Ю. М. Козлов, А. П. Коренев, Б. М. Лазарев, А. Е. Лунев, Е. А. Маштакова, Л. А. Николаева, Д. М. Овсянко, В. И. Ремнев, Л. М. Розин, В. М. Савицкий, Н.Г. Са-лищева, В. Д. Сорокин, Ю. А. Тихомиров, О. В. Филимонов, И. Б. Шахов, Е. В. Шорина, Ю. Л. Шульженко, Б. С. Эбзеев, Ц. А. Ямпольская и ряд других.

Проблемам административного надзора посвящены труды В.Г. Бессарабо-ва, Я. А. Здира, В. Б. Иссер, А. П. Кармолицкого, А. Л. Прозорова, Ф.С. Раз-аренова, Л. М. Розина, А. В. Серегина, М. С. Студеникиной. Ряд прикладных проблем контроля и административного надзора в деятельности органов внутренних дел исследовался в работах Ю. Е. Аврутина, В. М. Безнадежных, И. И. Веремеенко, Р. И. Денисова, А. Т. Дмитриева, М. И. Еропкина, А. П. Коренева, А. В. Никонова, Л. Л. Попова, А. В. Серегина, Г. А. Туманова.

Однако ученым-административистам так и не удалось прийти к единому мнению по ряду ключевых проблем рассматриваемого института, в частности, провести четкое различие между понятиями «контроль» и «надзор», систематизировать формы и методы контрольной и надзорной проверочной деятельности. Немаловажно и то, что с момента выхода в свет большинства публикаций указанных и других ученых прошло достаточное время для накопления теоретического и прикладного материала. В частности, произошли кардинальные изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, в том числе в системе и структуре федеральных контрольных и надзорных ведомствсущественно обновилось законодательство, регулирующее те или иные аспекты контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной властиизменились и реалии общественно-политической жизни страны, в силу которых сама идеология, содержание и принципы контрольно-надзорной деятельности требует переосмысления и серьезной корректировки.

Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность избранной темы исследования, предопределили его цели и задачи, объект и предмет.

Объектом и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Предметом исследования являются: категории, принципы, материальные и процессуальные правовые нормы, в совокупности отражающие административно-правовой механизм регулирования организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной властисубъекты осуществления этого вида государственной деятельности, формы и методы реализации ими своей компетенциигосударственные концепции, научные разработки и правая практика в этой области.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является комплексное исследование современной практики организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти как государственно-правового института для обоснования конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.

Для достижения этой цели диссертант ставил перед собой следующие задачи, подлежащих решению:

— систематизировать понятийный аппарат, используемый в правоведении для характеристики категорий «контроль» и «надзор», и на этой основе исследовать их сущность и содержание как организационно-правовых явлений;

— провести сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих контрольно-надзорные полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации как организационно-правовой формы реализации их компетенции, выявить, систематизировать и раскрыть общие содержательные признаки, присущие данной разновидности государственной деятельности в целом;

— раскрыть особенности контрольной и надзорной деятельности органов исполнительной власти, сформулировать ее основные принципы;

— исследовать эволюцию правового статуса федеральных органов контроля и надзора, входящих в систему государственной администрации, и на этой основе обосновать их современную организационно-правовую типологию;

— обосновать возможные направления оптимизации правового регулирования организации контрольной и надзорной деятельности государственной администрации в условиях кардинального реформирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти;

— критически осмыслить современное состояние правового регулирования форм и методов контрольно-надзорной деятельности с точки зрения его соответствия современным процессам укрепления как системы исполнительной власти, так и институтов гражданского общества;

— сформулировать предложения, в том числе de lege ferenda, касающиеся содержания административно-правового статуса контрольных и надзорных органов, входящих в систему государственной администрации, и механизмов его реализации в современной российском обществе.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные приемы и принципы познания. В ходе работы над диссертацией использовались методы структурного и функционального анализа, формально-юридический метод, методы сравнительного правоведения, построения гипотез, интерпретации правовых идей и нормативных правовых актов, а также методы конкретных социологических исследований.

Теоретической основой исследовании послужили труды ученых, принадлежащих к различным научным направлениям. В процессе работы диссертант опирался на труды ведущих отечественных административистов и специалистов теории государственного управления: Ю. Е. Аврутина, Ю. С. Адушкина, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, И. А. Галагана, М. Д. Загряцкова, А. А. Кармолицкого, В. Я. Кикотя, И.Ш. Ки-лясханова, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, И. И. Кононова, Б. М. Лазарева, Г. И. Петрова, Л. Л. Попова, В. И. Ремнева, Н. Г. Салищевой, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, А. П. Шергина, А. Ю. Якимова. В основу общетеоретических суждений диссертанта положены труды известных отечественных правоведов С. С. Алексеева, В. Н. Карташова, В. М. Корельского, В. В. Лазарева, А. В. Малько, Л. С. Мамута, B.C. Нерсесянца, В. П. Сальникова, В. Е. Чиркина.

Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, подзаконные и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие различные аспекты организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровняматериалы опубликованных социологических исследований.

Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени разработанности. Основываясь на новеллах законодательства в области правового регулирования организации системы федеральных органов исполнительной власти России в диссертации раскрыты общие и специфические признаки государственного контроля и надзора как правового институтапроведена организационно-правовая типология органов контроля и надзора, входящих в систему государственной администрацииобоснованы перспективные направления оптимизации правового статуса субъектов контрольно-надзорной деятельности.

Новизной отличаются также предложенные и обоснованные в диссертации: критерии разграничения контроля и надзорасоциальные и политикоправовые основания выделения приоритетных направлений контрольной и надзорной деятельности государственной администрацииосновные направления совершенствования форм и методов контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти с учетом перспектив становления и развития институтов гражданского общества.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:

1. Нередко допускаемое противопоставление контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти, непродуктивно ни в научном, ни в практическом отношении, поскольку нарушает целостность государственно-правового института, призванного специфическими средствами и методами обеспечить проверку соблюдения физическими и юридическими лицами установленных норм и правил поведения и деятельности, выявление и устранение причин и условий, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение этих норм и правил, привлечение виновных к установленной законодательством ответственности.

2. Общность социально-правовой природы контроля и надзора не означает их тождественности в организационном и юридическом отношении.

Контроль, отражая в первую очередь внутриорганизационный, управленческий аспект функционирования органов государственной власти, является интегрирующей, универсальной организационно-правовой формой, объединяющей различные виды проверочной деятельности и государственного реагирования на выявленные нарушения. В силу этого контроль ориентирован прежде всего на систематическую проверку хода реализации во внутриорга-низационной деятельности управленческих решений и нормативных установлений, выявление и устранение недостатков в работе аппарата управления и конкретных должностных лиц, вызывающих отклонения от заданных параметров функционирования подконтрольных объектов.

Надзор, как разновидность проверочной деятельности, ориентирован на непрерывное наблюдение и проверку соблюдения специальных правовых норм и общеобязательных правил поведения и деятельности физических и юридических лиц, осуществляемое преимущественно в рамках установленных юрисдикционных процедур и сопровождаемое принятием мер административно-правового принуждения предупредительного, пресекательного, восстановительного, обеспечительного и наказательного характера.

3. Модернизация системы и структуры федеральных органов исполнительной власти способствовала созданию необходимых юридических предпосылок сокращения субъектов контрольно-надзорной деятельности, уточнению и унификации правового статуса контрольно-надзорных органов. Их реализация в практике дальнейшего организационно-правового строительства государственной администрации предполагает установление более четкого разделения «зон» контроля и надзора за исполнением законодательства России между Прокуратурой РФ, рядом Управлений Администрации Президента РФ и отдельными федеральными службамивыявление и устранение сохранившегося дублирования предметов ведения федеральных службуточнения применительно к каждой из них перечня необходимых функций, передачу иным структурам несвойственных или избыточных функций.

4. В целях повышения действенности лицензионно-разрешительного контроля и надзора целесообразно распространить действие ст. 3.8 КоАП РФ на случаи аннулирования лицензии, а также ввести в КоАП РФ специальную норму, устанавливающую административное наказание в виде лишения специального права — аннулирование лицензии, — за неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Аналогичный порядок должен быть распространен и на иные виды аннулирования специального права, в частности, на хранение и ношение огнестрельного оружия, временное проживание или аннулирование вида на жительство, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства. Целесообразно также дополнить главу 14 КоАП РФ нормой, предусматривающей ответственность должностного лица контрольно-надзорного органа за незаконное приостановление лицензии (разрешения) или возбуждение ходатайства о ее аннулировании.

5. Состояние законности и правопорядка в современной России диктуют необходимость поиска оптимального сочетания в процессах правовой регуляции контроля и надзора двух взаимодополняющих начал: с одной стороны, сохранения в полном объеме надзорной деятельности органов исполнительной власти, придание ей большей динамичности и эффективности за счет усиления ее аналитической, сигнализирующей и профилактической составляющих, с другой стороны, расширения «зоны» социального (общественного) контроля, который, не подменяя и не заменяя контрольно-надзорную деятельность государственных органов, способен оказать им действенную помощь в реализации федеральных и региональных социально-экономических программ, особенно в сфере экологии, социальной поддержки малоимущих слоев населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

Своеобразным связующим звеном между усилением государственного регулирования, совершенствованием контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти и расширением «зоны» общественного контроля является совершенствование правил и процедур административного обжалования неправильных действий публичной администрации.

Теоретическая значимость диссертации определяется комплексным исследованием широкого круга проблемных вопросов, раскрывающих организацию, социально-правовую природу, цели и задачи, формы и методы контрольной и надзорной деятельности государственной в современной России.

Сформулированные в диссертации положения и выводы, касающиеся сущности и содержания контрольно-надзорной деятельности, правового статуса осуществляющих ее субъектов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, совершенствования правового регулирования организационно-правовых форм, методов и средств проверочной деятельности, адаптированных к процессам построения правового государства и формирования гражданского общества, дополняют и развивают такие разделы науки административного права, как «административные правоотношения», «административно-правовой статус исполнительных органов государственной власти», «административно-правовые режимы», «механизм административно-правового регулирования», «контроль и надзор в деятельности государственной администрации», «административно-правовое принуждение», «административная ответственность».

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве научно-методической базы при подготовке законодательных и иных нормативных актов по вопросам совершенствования контроля и надзора в сфере государственного управления, правового регулирования организационного построения системы надзорных органов государственной администрации. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов при подготовке лекционных курсов, проведении семинарских и практических занятий по административному праву и процессу.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседании кафедры административного и уголовного права Северо-Западной академии государственной службы. Основные положения, выводы, рекомендации исследования содержаться в опубликованных автором работах. Отдельные результаты исследования апробированы в выступлениях соискателя на различных научных и научно-практических конференциях, в частности, на: совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС-СЗАГС «Государственность и государственная служба России: пути развития» (Санкт-Петербург, 15−16 мая 2003 г.) — совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС-СЗАГС «Государственность и государственная служба России: пути развития» (Санкт-Петербург, 9−10 июня 2004 г.).

Заключение

.

Проведенный в работе анализ организации и механизмов реализации надзорной деятельности органов исполнительной власти как государственно-правового института, дает возможность сделать ряд обобщающих выводов.

В настоящее время в правовой науке отсутствует единство мнений по поводу разграничения таких понятий как «контроль» и «надзор». Основная проблема заключается в отсутствии четкого и общепризнанного набора критериев разграничения контроля и надзора. В работе предлагается избрать в качестве определяющего критерия глубину проверочной деятельности, т. е. возможность осуществлять контроль над законностью или контроль над законностью и целесообразностью, а среди ряда дополнительных критериев: характер полномочий соответствующих органов контроля и надзораположение, занимаемое каждым из них в системе государственных органовналичие организационной подчиненности субъектов контрольно-надзорной деятельности и подконтрольных или поднадзорных объектовсфера действия контроля и надзора.

Предпринятый анализ литературных источников и законодательных актов, регламентирующих контрольные и надзорные полномочия Президента Российской Федерации и его аппарата, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда, Арбитражного Суда, судов общей юрисдикции, позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях контроль, отражая в первую очередь управленческий, организационный аспект функционирования органов государственной власти, по сути, является интегрирующей, универсальной организационно-правовой категорией, объединяющей различные виды и формы проверочной деятельности, а также различные формы реагирования на выявленные нарушения. В силу этого контроль охватывает как проверку законности тех или иных действий и решений должностных лиц, так и их целесообразность.

Надзор же, также являясь формой проверочной деятельности и отражая государственно-правовой аспект функционирования органов государственной власти, практически всегда связан лишь с наблюдением за законностью действий и решений и административным по своей сути реагированием на выявленные нарушения, зачастую абстрагируемому от таких понятий, как целесообразность, экономическая выгода, эффективность и т. д. Органы надзора осуществляют свои полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены, объектами надзора могут выступать и гражданеорганы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных объектов, однако действующее законодательство предусматривает и межотраслевой, надведомственный характер контрольной деятельности. Административный надзор, существуя параллельно с внутриведомственным и надведомственным контролем органов исполнительной власти, и в содержательном, и в организационно-правовом отношении является самостоятельным способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Этот вывод следует из ряда характеризующих административный надзор признаков. Во-первых, административный надзор осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти во внесудебном порядке. Во-вторых, в порядке административного надзора осуществляется проверка исполнения общеобязательных правил специального характера, устанавливаемых законами и подзаконными актами, носящих межотраслевой характер. В-третьих, предметом административного надзора является оценка деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения ее соответствия специальным общеобязательным правиламоценка целесообразности тех или иных управленческих действий не является предметом надзорной деятельности. В-четвертых, ограниченная возможность вмешательства органов административного надзора в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов и соответствующий набор средств и методов, присущий этим органам. В-пятых, административный надзор распространяется на всех, кто обязан соблюдать общеобязательные правила, т. е. и на граждан, и на государственные и негосударственные организации. В-шестых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически, носит инициативный характер, проводится главным образом не в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, а по инициативе самих субъектов административного надзора. В-седьмых, субъекты административного надзора наделены полномочиями по самостоятельному применению к поднадзорным широкого круга средств административного принуждения (предупредительные, пресекательные, наказательные). Таким образом, административный надзор — это носящая систематический характер и обеспеченная мерами административного принуждения разновидность межотраслевой управленческой деятельности контрольного характера, осуществляемая специальными (организационно обособленными) субъектами исполнительной власти в отношении неподчиненных им органов исполнительной власти, организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан по поводу соблюдения ими специальных правовых норм и общеобязательных правил в интересах обеспечения законности и правопорядка, соблюдения законных прав и интересов личности, общества, государства.

Содержательная и правовая специфика административного надзора находит свое отражение в системе принципов, характеризующих это государственно-правовое явление. Теоретической основой исследования системы принципов административного надзора служит единство трех его исходных составляющих компонентов: во-первых, надзор является средством государственного управления, следовательно, подчиняется его общим принципам, во-вторых, административному надзору органов исполнительной власти присущ и ряд принципов контрольной деятельности в целом, в-третьих, административный надзор как самостоятельная организационно-правовая категория имеет и свои собственные принципы, которые отражают особенности этого вида государственной управленческой деятельности.

С учетом наиболее распространенных точек зрения, касающихся общих принципов государственного управления (А.П. Алехин, Г. В. Атаманчук, В. Г. Афанасьев, Ю. М. Козлов, Г. И. Петров, Г. С. Яковлев, Р.Х. Якупов), принципов контрольной и надзорной деятельности (В.М. Горшенев, А. П. Гуляев, А. А. Кармолицкий, Е. А. Кочерин, A.JI. Прозоров, Ф. С Разаренов, М.С. Сту-деникина, И.Б. Шахов), в число принципов административного надзора входят: самостоятельность, демократизм, законность, публичность, обеспечение баланса государственных и частных интересов, ответственность, экономичность, универсальность, научность, истинность результата, профессионализм, неотвратимость юридической ответственности, презумпция невиновности и др.

Применительно к субъектам административного надзора целесообразно выделить понятия общего и специального статуса этих субъектов. Общий статус субъекта административного надзора представляет собой такую совокупность прав и обязанностей, при наличии которой тот или иной орган государственного управления может быть отнесен к субъектам административного надзора. Специальный статус субъекта административного надзора определяет место данного субъекта соответствующего вида в системе указанных субъектов и конкретизирует его правовое состояние по отношению к участникам надзорного процесса. Структура административно-правового статуса субъекта административного надзора состоит из четырех блоков элементов: 1) целевого- 2) компе-тенционного- 3) организационно-структурного и 4) ответственности. Важнейшей частью правового статуса является компетенция, которая раскрывает основное содержание правового статуса надзорного органа, а также определяет механизм выполнения возложенных на него задач. В сфере надзорной деятельности компетенционная составляющая статуса органа исполнительной власти наиболее полно отражается в возможностях применения им мер административного принуждения. Исходя из общепринятой в административно-правовой науке классификации таких мер, диссертант предлагает еледующую классификацию полномочий субъектов административного надзора: 1) полномочия по предупреждению и выявлению правонарушений- 2) полномочия по пресечению правонарушений- 3) полномочия по привлечению виновных лиц к ответственности и наложению мер административных взысканий- 4) полномочия по применению мер административно-процессуального обеспечения. Отдельную группу образуют полномочия в сфере нормотворчества, которыми ряд надзорных органов не обладает. Существующая совокупность субъектов административного надзора характеризуется множественностью и неоднородностью. В этой связи особое значение имеет анализ специального статуса надзорного органа. На основании проведенного исследования специальных статусов субъектов административного надзора, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах, опираясь на имеющиеся в литературе исследования по данному вопросу, в работе предлагается классифицировать данные субъекты по девяти основаниям: организационно-правовое положениеорганизационно-правовая формаобъем надзорной деятельностипорядок определения правового статусавнутренняя структурауровень и степень централизациитерриториальный масштаб деятельностиналичие правотворческих полномочийналичие полномочий по применению мер административных взысканий.

В плане совершенствования правового статуса субъектов административного надзора, повышения эффективности их деятельности диссертантом обосновывается ряд конкретных мер. В частности: 1) необходимо пересмотреть принципы финансирования вышеуказанных структур- 2) необходимо более эффективно использовать, предусмотренную законодательством возможность замещения вакантных должностей на конкурсной основе- 3) главу 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо дополнить нормой, предусматривающей ответственность должностного лица контрольно-надзорного органа за неправомерное решение о применении мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам. В качестве санкции данной статьи целесообразно предусмотреть штраф в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а за повторность — штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с постановкой вопроса перед аттестационной комиссией соответствующего уровня о целесообразности нахождения такого служащего на занимаемой должности- 4) необходимо отказаться от продолжающейся практики утверждения межведомственных полномочий органов административного надзора ведомственными нормативно-правовыми актами, ибо это противоречит самим принципам государственного управления, затрудняет возможность ознакомления с ними в силу их не опубликования, а ведь в них определяется компетенция органов, применяющих меры государственного принуждения к виновным физическим и юридическим лицам- 5) разработать и ввести Постановлением Правительства Российской Федерации типовые процессуальные процедуры применения такой меры административного принуждения, как приостановление деятельности юридических лиц и частных предпринимателей, предусмотрев основания и порядок исполнения этой меры, категории должностных лиц, уполномоченных ее применять, а также порядок обжалования и возобновления деятельности после устранения выявленных нарушений и (или) их последствий- 6) разработать и ввести Постановлением Правительства Российской Федерации типовое положение, регламентирующее порядок взаимодействия и обмен информацией между субъектами административного надзора, входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти. Содержание юридической деятельности субъектов административного надзора в механизме саморегулирования гражданского общества взаимосвязано с концептуальным различием сфер гражданского общества и государства. Есть сферы (постоянные), в которых регулирование общественных отношений являлось, и будет являться прерогативой государства (сфера обороны, государственной безопасности, борьбы с правонарушениями и др.). Однако есть и такие сферы (временные), в которых государственный контроль будет постепенно ослабевать по мере продвижения российского общества к развитой его модели (экономика, предпринимательство, культура, образование, частная собственность и др.). Особую важность в деятельности исполнительной власти приобретает проблема обеспечения разумного сочетания публичных и частных интересов, «государственного присутствия» в различных сферах жизнедеятельности общества и процессов самоорганизации и самоуправления.

Состояние законности и правопорядка в современной России диктуют необходимость не только сохранения в полном объеме надзорной деятельности органов исполнительной власти, но и придание ей большей динамичности, известной жесткости и эффективности. Однако это означает не ужесточение надзора как мелочной опеки за поведением государственных и негосударственных структур и граждан, а развитие аналитической, сигнализирующей и профилактической функций надзорной деятельности, ее последовательность, бескомпромиссность, «прозрачность» для общества.

Позитивная динамика процессов демократизации общественной жизни, становления институтов гражданского общества должна сопровождаться расширением «зоны» социального (общественного) контроля, который, не подменяя и не заменяя контрольно-надзорную деятельность государственных органов, способен оказать ей неоценимую помощь и поддержку в реализации федеральных и региональных социально-экономических программ, особенно в сфере экологии, противодействия преступности, алкоголизации и наркотизации населения, детской безнадзорности, социальной поддержки малоимущих слоев населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 58 с.
  2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18.02.99 г., 07.11.00 г., 27.05.03 г.) СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
  3. Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» // ФЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3008.
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета, от 31 декабря 2001 г. № 256.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. № 25. 1996. Ст. 2954.
  8. Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340- 1997. № 29. Ст. 3502.
  9. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп. от 22.08.95 г., 18.04.96 г., 24.01.98 г., 07.11.00 г., 27.12.00 г., 06.08.01 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
  10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3436.
  11. Федеральный закон от 16 февраля 1995 года № 16-ФЗ «О связи» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600.
  12. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
  13. Федеральный закон от 10.01.96. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (с изм. от 7.11.2000 г., 30.06. 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
  14. Закон Российской Федерации «О государственной границе» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1993. № 17. Ст. 594.
  15. Закон Российской Федерации «О милиции» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  16. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
  17. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.
  18. Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 17. Ст. 888.
  19. Закон Российской Федерации «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
  20. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.970.
  21. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473−1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп. от 15.06.96 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
  22. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060−1 «Об охране окружающей природной среды» (с изм. и доп. от 21.02.92 г., 02.06.93 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета, № 146 от 4 августа 1998 г.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4348.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 2001 г № 1274 «Об утверждении Положения об Информационном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4344.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. № 299 «Об Информационном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 30. Ст. 3155.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. № 1856 «Об утверждении Положения о Главном территориальном управлении Президента Российской Федерации» // текст указа официально опубликован не был.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № 1623 «Об утверждении Положения об Организационном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 38. Ст. 3780.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 4071.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 1999 г. № 680 «Об утверждении Положения об Управлении кадров Президента Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.02.00 г., 09.09.00 г.) // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2818.
  31. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 342 «Вопросы Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1030.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 2000 г. № 1013 «О формировании Администрации Президента Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17.08.00 г.) // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2387.
  33. Указ Президента РФ от 06.04.04. № 490 (ред. от 07.06.2004) «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации» // «Российская газета», № 72, 08.04.2004.
  34. Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234.
  35. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.
  36. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2883.
  37. Указ Президента РФ от 13.08.04. № 1074 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3437.
  38. Указ Президента РФ от 20.05.04. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указа Президента РФ от 28.07.04 № 976) // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
  39. Указ Президента РФ от 24.08.04. № 1102 „Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениямиграждан“. Текст Указа официально опубликован не был
  40. Указ Президента РФ от 28.07.04. № 976 „Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков“ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234.
  41. Указ Президента РФ от 7.08.04. № 1013 „Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации“ // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3314.
  42. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2001 г. № 191 „Об утверждении Положения о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации“ // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1249.
  43. Постановление Правительства РФ от 2.07.04. № 372 „О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3262.
  44. Постановление Правительства РФ от 30.06.04 № 329 „О министерстве финансов Российской Федерации“ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258.
  45. Постановление Правительства РФ от 30.06.04. № 317 „Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам“ // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2780.
  46. Постановление Правительства РФ от 30.06.04. № 322 „Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека“ // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.
  47. Постановление Правительства РФ от 30.06.04. № 323 „Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития“ // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.
  48. Постановление Правительства РФ от 30.06.04. № 324 „Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости“ // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.
  49. Постановление Правительства РФ от 30.06.04. № 332 „Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам“ // СЗ РФ. 200. № 29. Ст. 3049.
  50. Постановление Правительства РФ от 30.07.04 г. № 395 „Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации“ // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3342.
  51. Постановление Правительства РФ от 30.07.04. № 399 „Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики“ // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3346.
  52. Постановление Правительства РФ от 30.07.04. № 401 „О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору“ // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.
  53. Постановление Правительства РФ от 6.04.04. № 154 „Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека“ // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1446.
  54. Постановление Правительства РФ от 7.04.04. № 189 „Вопросы Федеральной антимонопольной службы“ // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1482.
  55. Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 № 318 „Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи“ // СЗ РФ. 2004, № 27. Ст. 2781.
  56. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 „Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта“ // Российская газета», № 169,10.08.2004
  57. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 15.06.98. № 711, с изм. от 2.07.02.) // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897- 2002. № 27. Ст. 2679.
  58. Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 8.06.04. № 729) // СЗ РФ. № 24. Ст. 2395.
  59. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04. № 327) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.
  60. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04. № 323, с изменениями от 12.08.04.) // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.
  61. Постановление Правительства РФ от 1.06.04. № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2670.
  62. Постановление Правительства РФ от 11.07.02. № 515 «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» (с изм. от18.01.03) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2871.
  63. Постановление Правительства РФ от 12.08.04. № 412 «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3499.
  64. Постановление Правительства РФ от 16.06.04. № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2668.
  65. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.
  66. Положение о федеральной инспекции труда Министерства труда и социального развития РФ (утв. Пост. Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78) // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 760.
  67. Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 мая 1998 г. № 91)
  68. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987.
  69. Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России (утв. Пост. Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. № 841) СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4752.
  70. Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности (утв. Распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. № 283-рп) (с изм. от 16.09.93 г., 26.07.95 г.) // ВСНД РФ. № 24. 1992. Ст. 1338.
  71. Положение «О Федеральной пограничной службе Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1995 г. № 232) // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 863.
  72. Положение о ветеринарно-санитарном надзоре в системе МВД РФ (утв. Приказом МВД Российской Федерации от 23 апреля 1999 г. № 309) // БНА. 1999. № 24. С. 47- 54.
  73. Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации (утв. Пост. Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. № 268) (с изм. и доп. от 01.10.98 г.) // СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4970.
  74. Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов технике в Российской Федерации (в ред. Пост. Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 141) // САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4943.
  75. Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам (с изм. и доп. от 12.04.99 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4541.
  76. Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (с изм. и доп. от 12.04.99 г., 03.04.00 г.) // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3357.
  77. Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (утв. пост. Совета Министров Правительства РФ от 27 мая 1993 г.) (в ред. Пост. Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 866) // САПП РФ. 1993. № 23. Ст. 2112.
  78. Положение о Государственной инспекции по маломерным судам (утв. Пост. СМ РСФСР от 13 февраля 1985 г. № 65) (с изм. и доп. от 05.01.88 г., 30.1293 г., 25.05.94 г., 18.01.95 г., 08.07.97 г.) // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3451.
  79. Типовое положение о специализированной морской инспекции Госкомэкологии России (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 25 августа 1999 г. № 466) // БНА РФ. 1999. № 45. С. 95−100.
  80. Положение о Российской транспортной инспекции (утв. Пост. Правительства РФ от 26 ноября 1991 г. № 20) (с изм. и доп. от 27.12.94 г.) // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 190.
  81. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу // СЗ РФ. 1999. № 48.1. Ст. 5864.
  82. Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (утв. Пост. Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362) (с изм. и доп. от 12.03.96 г. № 271) // СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1345.
  83. Приказ Минобразования РФ от 22 декабря 1998 г. № 3160 «Об утверждении Устава Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации».
  84. Приказ Госстроя РФ от 2 августа 1999 г. № 18 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях» // БНА. 1999. № 45.1. Монографии, учебники, пособия.
  85. А.Н. Система: философская категория и реальность. М. 1976.- 141с.
  86. В.Б. Функции и организация структуры органа государственного управления. Киев: Наук думка, 1979. — 150 с.
  87. Ю.Е. Текущее планирование, контроль и проверка исполнения в ОВД: Организация. Методика. Техника: Учебно-методическое пособие. СПб., 1996. 61 с.
  88. Ю.Е., Зубов И. Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации. Монография. СПб., 1998
  89. Административная деятельность ОВД. Часть общая. // Под редакцией А. П. Коренева. М., 1996. 32 с.
  90. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Учебно-практическое пособие. / Гуцуляк В. И. и др. М., 1992.-48 с.
  91. В.А., Мощак П. К. Институт судебного контроля в истории российского уголовного процесса: Лекция / Омский юрид. ин-т. Омск, 1997.-57 с.
  92. Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. 89 с.
  93. И.П. Министерства в СССР. М., 1960. 114 с.
  94. Аппарат управления Социалистического государства. Ч. 1. М., 1976. ~ 300 с.
  95. Г. В. Сущность советского государственного управления. М.: Юрид. лит., 1980. 256 с.
  96. А.Н., Кушнир М. И., Потапов Ю. А. Право и пресса: в поисках оптимального взаимодействия / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 2000. 88 с.
  97. Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. -М.: Изд-во НОРМА, 2000. 640 с.
  98. И.Л. Функции органов управления. М.: Юрид. лит., 1976. -200 с.
  99. С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М. Учеб-но-конст. центр «ЮрИнфоР», 1999. 293 с.
  100. С.Г. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов управления в СССР. М., 1959. 136 с.
  101. С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. 127 с.
  102. В.М., Городинец Ф. М., Григонис Э. П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 1999. 256 с.
  103. Большой энциклопедический словарь. М., СПб., 1998. 1456 с.
  104. Большой юридический словарь. / Под ред. А. Я. Сухарева, В.Е. Крут-ских. М.: Инфра М, 2000. — 704 с.
  105. Ш. Боннер А. Т., Квиткин В. Т. Судебный контроль в области государственного управления. М., 1973. 111 с.
  106. И.В. Контрольная деятельность в России: история и современность: Монография / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 2001. -83 с.
  107. Г. Французское административное право: Пер. с фр. / Под ред. С. В. Боботова. М., 1988. 488 с.
  108. Н.Н. Основные способы применения советского права. М., 1983. 184 с.
  109. .Н., Елисеев Б. П. Российское административное право. М., 1998. 622 с.
  110. П.П. Конституционные права и свободы граждан России: современные проблемы социально-правовой защиты. Монография / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 1997. 243 с.
  111. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. 119 с.
  112. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. 258 с.
  113. В.М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. 175 с.
  114. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1955. 779 с.
  115. В.О. Полицейское право. СПб., 1903.
  116. В.И. Правовая регламентация обеспечения безопасности особо важных объектов. Монография. М., 2000. 372 с.
  117. М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. 24 с.
  118. Т.К., Скляров И. А. Правовое положение органов, обеспечивающих законность в государственном управлении. Н. Новгород, 1993. -111 с.
  119. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития. / Отв. ред. И. Л. Бачило. М. 1998. 432 с.
  120. И.И., Бочаров Г. Н. Словарь основных понятий и категорий административно-правовых дисциплин. Орел, 1996. 128 с.
  121. Н.Н. Краткая энциклопедия основных понятий и категорий административно-правовых дисциплин. Орел, 1997. 127 с.
  122. Н.М. Некоторые формы контроля за деятельностью органов управления: (обзор законодательства буржуазных стран). М., 1969. 28 с.
  123. Кац С. Ю. Судебный надзор в гражданском судопроизводстве. М., 1980. 208 с.
  124. А.П. Меры административного принуждения (Особенности. Классификация. Системовыражение.). Киев, 1979. 50 с.
  125. Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2001. 237 с.
  126. Контролирующие органы и организации России: Компетенция и полномочия / Под ред. А. П. Гуляева. М., 2000. 208 с.
  127. А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. 144 с.
  128. Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Информационно издательский дом «Филинъ», 2000. — 384 с.
  129. Краткий психологический словарь. М., 1985. 308 с.
  130. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под общ. ред. А. И. Гурова. М.: ВНИИ МВД России, 2000. 96 с.
  131. В.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в РФ. М.: Бек, 1998. 247 с.
  132. .М. Государственное управления на этапе перестройки. М., 1988. 250 с.
  133. .М. Компетенция органов управления. М., 1972. 280 с.
  134. .М. Формы государственного управления. Мм 1983. 149 с.
  135. В.П., Эриашвили Н. Д. Криминология и административная юрисдикция милиции: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. П. Лозбякова. М., 1998. 205 с.
  136. А.Е. О гарантиях прав личности в административно-правовых отношениях // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. -114 с.
  137. А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М.: Наука, 1974
  138. В.К. Компетенция государственных органов в решении хозяйственных вопросов. М., 1964.
  139. В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право: Учебник. М.: Юрист, 1996. — 472 с.
  140. Методы и формы государственного управления. М.: Юрид. литер., 1977
  141. Механизмы взаимодействия структур государственного управления с институтами гражданского общества. / Антонов А. А., Гоман О. В., Зотова З. М., и др. М., 1994.-39 с.
  142. Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М., 1998. 256 с.
  143. Л.А. Прокуратура и законность в советском государственном управлении. Л., 1978. 79 с.
  144. Л.А. Судебный надзор за законностью в советском государственном управлении. Л., 1873. 64 с.
  145. А.В. Социальный контроль в условиях трансформации российского общества. М., 1999. 398 с.
  146. Д.М. Административное право: Учебное, пособие. / Под ред. Г. А. Туманова. М., 1999. 447 с.
  147. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1984. 816 с.
  148. М.И. Советское административное право. М., 1981. 167 с.
  149. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 125 с.
  150. Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998.- 304 с.
  151. С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979. 27 с.
  152. Правовые и организационные аспекты государственного управления: Сб. науч. работ. / Рос. акад. гос. сл. при Президенте РФ: Под общ. ред. 137.В. А. Прокошина. М.: РАГС, 1998. — 147 с.
  153. Н.И. Законность и правопорядок в условиях формирования гражданского общества и правового государства в России. СПб., 1997. -161 с.
  154. Прокурорский надзор в РФ. Учебник / Под ред. В. И. Рохлина. СПб., 2000. 328 с.
  155. B.C. Конституционный статус органа межотраслевого управления. М., 1981. 59 с.
  156. А.С., Андриашин Х. А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина: Учебник для вузов / Предисловие проф. В. П. Лозбякова. М., 1998. 148 с.
  157. Психологический словарь. М., 1983. 328 с.
  158. Л.М. Вопросы юрисдикционной деятельности ОВД.- В кн.: Административное право / Под ред. Л. Л. Попова. М., 1983. 80 с.
  159. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. 1110 с.
  160. О.Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997. 384 с.
  161. И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960
  162. В.В. Судебная власть и административный акт: проблемыюрисдикционного контроля. Гродно, 1999. 59 с.
  163. Словарь административного права / Отв. ред. И. Л. Бачило и др. М.: Фонд «Правовая культура», 1999. 317 с.
  164. Словарь иностранных слов. М., 1988. 260 с.
  165. Совершенствование демократических принципов в советском государственном управлении. / Под ред. Ю. М. Козлова. М., 1966. 347 с.
  166. Советское административное право: Учебник под ред. А. П. Коренева. М., 1986.- 115 с.
  167. В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2002. 474 с.
  168. В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972 -240 с.
  169. М.С. Государственные инспекции в СССР. М., 1987. -108 с.
  170. М.С. Государственный контроль в сфере управления (Проблемы надведомственного контроля). М., 1974. 159 с.
  171. А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000. -225 с.
  172. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. 799 с.
  173. Философский словарь. М., 1989. 156 с.
  174. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М., 1983. 840 с.
  175. И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т.1.-552 с.
  176. И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т.2. 607 с.
  177. Функционирование государственного аппарата управления / С. Г. Атаманчук, В. И. Матирко, В. В. Поляков, Ю. А. Ткаченко. М.: Дело, 1998. -192 с.
  178. Функционирование государственного аппарата управления: Учебно-методическое пособие. / Атаманчук С. Г. М.: Дело, 1998. — 191 с.
  179. С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. -338 с.
  180. Е.В. Контроль и проверка исполнения важные средства укрепления государственной дисциплины. — М., 1978. — 37 с.
  181. Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., 1998. 113 с.
  182. Ю.Л. Конституционный статус прокуратуры Российской Федерации. М., 1999. 42 с.
  183. Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгаузъ и И. А. Ефронъ Т. 16. СПб., 1895
  184. Эффективность и качество управленческой деятельности: (государственно-правовой аспект) / Цветков В. В., Сиренко В. Ф., Аверьянов В. Б. и др.- Под общ. ред. В. В. Цветкова. Киев: Наук думка, 1980. — 307 с.
  185. Юридическая энциклопедия. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. -525 с.
  186. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. 204 с.
  187. В.А. Теория административного права. М., 1985. 128 с.
  188. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М., 1999. 200 с.
  189. Ш. Статьи в научных изданиях
  190. С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1995. № 4. С. 14−27.
  191. Г. В. Критерии социальной эффективности управления // Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России: Сб. докладов научно-практической конференции СКАГС. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 1998. С. 29−34.
  192. С.А. Экологическое законодательство и правовая реформа в экологии // Журнал российского права. 1997. № 1. С. 47−58.
  193. А.Д. Судебная реформа обретения и просчеты // Государство и право. 1994. № 6. — 21 с.
  194. О.В. Конституционный суд и органы прокуратуры: особенности взаимоотношений // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 5. С. 75−82.
  195. В.В. Государственный финансовый контроль: формирование нормативно-законодательной базы // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 2−12.
  196. Веремеенко И. И Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. 1982. № 3. С. 25−27.
  197. И.И. О классификации мер административного принуждения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1970. № 4. С.75−79.
  198. К.Ф. Судебная реформа: истоки, некоторые итоги и тенденции // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. № 5. С. 315.
  199. В. Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования // Российская юстиция. 1999. № 7. С. 26−28.
  200. А.С. Судебный контроль за соблюдением конституционныхправ и свобод // Российский судья. 1999. № 2. С. 8−9.
  201. В. Надзор по делам об административных правонарушениях // Социалистическая законность. 1990. № 7. С. 46−48.
  202. М.И. О классификации мер административного принуждения // Сб. «Вопросы административного права на современном этапе». М., 1963. С. 24−31.
  203. Запросы и вопросы как средство парламентского контроля. На вопросы редакции отвечает Г. С. Яковлев // Журнал российского права. 2000. № 1. С. 140−146.
  204. П. Права и обязанности государственного пожарного надзора // Закон. 1998. № 10. С. 86−88.
  205. Ш. Х. Социальное назначение и правовое регулирование применения административного надзора как юридического института // Советское государство и право. 1991. № 9. С. 88−93.
  206. А.А. О понятии административного надзора // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1984. № 4. С. 28−33.
  207. Е.В., Насырова Т. Я. Конституционный контроль // Известия ВУЗов «Правоведение». 1993. № 3. С. 117- 123.
  208. В.В. Местное самоуправление и административный надзор:исторический опыт земства // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 142 151.
  209. Л.В. Конституционный Суд и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 4.
  210. М.Н. Понятие прокурорско-надзорного правоотношения // Правоведение. 1982. № 4. С. 84−87.
  211. Г. К. Налоги и социальный контроль // Государство и право. 2000. № 8. С. 40−47.
  212. Т.П. Правоотношения по надзору и контролю в системе трудового права // Известия ВУЗов «Правоведение». 1983. № 1. С. 74−79.
  213. Л.А. Прокурорско-надзорные правоотношения как предмет правового регулирования // Правоведение. 1975. № 4. С. 36−40.
  214. И. Таможенно-банковский экспортный валютный контроль // Право и экономика. 1999. № 10. С. 50−58.
  215. О государственной политике в области охраны окружающей природной Среды // Журнал российского права. 1997. № 8. С. 117−127.
  216. .И. Судебный конституционный контроль в механизме разделения властей (теоретический аспект исследования) // Известия ВУЗов «Правоведение». 1993. № 4. С. 41−80- № 5. С. 42−44.
  217. О.А. Валютное регулирование и валютный контроль // Российский налоговый курьер. 1999. № 1. С. 41−43.
  218. А.С. Обеспечение безопасности личности государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ (вопросы теории) // Закон и право. 1999. № 11. С. 16−18.
  219. В. О некоторых вопросах административного надзора // Социалистическая законность. 1987. № 11. С. 52−53.
  220. О.В. Судебный контроль за нотариальной деятельностью: реальности и перспективы // Нотариус. 1999. № 3. С. 22−24.
  221. М.С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. 1968. № 10. С. 5−8.
  222. Ю.А., Петухов В. Н., Игнатюк Н. А. Законопроектная деятельность федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1997. № 5. С. 9−16.
  223. Д.М. Конституция СССР и судебный контроль за административной деятельностью // Известия ВУЗов «Правоведение». 1979. № 3. С. 1824.
  224. А.Б. О назначении прокурора и прокуратуры в условиях реформирования правовой системы // Актуальные вопросы уголовного процесса: сб. статей / Под редакцией Д. В. Ривмана. СПб., 1997. С. 30−45.
  225. .С. Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля // Вестник конституционного суда РФ. 1995. № 2−3. С. 89 101.1. Диссертации и авторефераты
  226. Н.А. Проблемы обеспечения законности в трудовых отношениях: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 47 с.
  227. JI.B. Демократический контроль как государственно-правовой институт: (теоретический аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. 17 с.
  228. Г. Г. Конституционный Суд в системе государственной власти: (сравнительный анализ): Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1999. -52 с.
  229. В.В. Сущность народного контроля и его роль в социальном управлении: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1979. 21 с.
  230. В.П. Надзор как правовая форма государственной деятельности: общетеоретические проблемы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Белгород, 2000. 30 с.
  231. В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля РФ: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2001. 46 с.
  232. И.В. Государственный контроль в Российской Федерации: административно-правовые основы и система органов контроля: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2002. 51 с.
  233. В.В. Роль общего надзора прокуратуры в укреплении правовой основы государственного управления: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1991.- 18 с.
  234. Е.В. Правоохранительная функция государственной власти (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2000. -21 с.
  235. А.Н. Организационно-правовые вопросы контроля, осуществляемого юридической службой МО РФ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998. -19 с.
  236. P.M. Контроль в современном международном праве. Дис.. докт. юрид. наук. Казань, 1999. 423 с.
  237. С.Ф. Правовое регулирование надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000. 26 с.
  238. Гасымов Р.Б.-Оглы. Федеральное Собрание РФ: конституционно-правовой статус: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000. 25 с.
  239. А.Г. Теория и практика конституционного контроля в субъектах РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань, 2000. 28 с.
  240. П.В. Правовые и организационные основы ведомственного контроля штабных подразделений за деятельностью ОВД: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1996. 19 с.
  241. В.Д. Конституционно-правовой статус Парламента РФ: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2000. 35 с.
  242. А.И. Становление парламентаризма в России. Историко-теоретический аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. -28 с.
  243. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000. 37 с.
  244. Х.С. Законность и профилактика правонарушений (теоретико-правовой анализ). Дис. докт. юрид. наук. СПб., 1998. 375 с.
  245. Р.И. Правовые и организационные проблемы административного надзора в области внутренних дел: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1983.
  246. В.В. Теория административно-деликтных отношений: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2002. 55 с.
  247. А.Т. Правовые и организационные проблемы административного надзора ОВД: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998. 16 с.
  248. Г. А. Правовые и организационно-тактические основы применения технических средств таможенного контроля в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. 35 с.
  249. В.В. Реализация принципа законности в гражданском обществе (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2001. 19 с.
  250. М.И. Контроль в системе советского государственного управления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1984. 20 с.
  251. Е.М. Органы народного контроля составная часть политической организации советского общества: Автореф. дис.. канд. фил. наук. М., 1984. — 22 с.
  252. Ю.Н. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовое регулирование. Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999−254 с.
  253. Е.В. Организация контроля в области государственной и муниципальной службы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999.-32 с.
  254. В.В. Общественный контроль и его роль в советском государственном управлении: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1963. 20 с.
  255. Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. 30 с.
  256. С.Н. Теоретико-правовые основы юридической деятельности надзорно-контрольных органов в условиях формирования правового государства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 21 с.
  257. В.З. Социально-правовой контроль как условие формирования гражданского общества. Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999- 255 с.
  258. Е.А. Актуальные проблемы прокурорской деятельности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2000. 24 с.
  259. JI.A. Теоретические и практические проблемы обеспечения законности в советском государственном управлении органами прокуратуры и суда: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Д., 1973. 46 с.
  260. А.В. Организационно-правовые основы административно-надзорной деятельности милиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998. 25 с.
  261. А.Б. Контроль в системе управления таможенным делом в РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999. 26 с.
  262. О.А. Контроль за деятельностью государственных внебюджетных социальных фондов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1998. -30 с.
  263. A.JI. Административный надзор в советском государственном управлении: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1986. 22 с.
  264. Ф.С. Административный надзор: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1964. 14 с.
  265. А.И. Социальный контроль и его правовые формы: (вопросы теории): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995. 20 с.
  266. В.И. Административно-правовые вопросы контроля ОВД за частной детективной и охранной деятельностью: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1998. 23 с.
  267. М.В. Правовое государство, законность и деятельность милиции. Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1998. 171 с.
  268. В.В. Режим правозаконности (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999. 17 с.
  269. Е.Г. Проблемы судебного контроля в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2000. 29 с.
  270. А.Н. Контроль и надзор в капитальном строительстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1974. 18 с.
  271. А.П. Проблемы судебного контроля за исполнением законов на стадии предварительного расследования (сравнительный анализ российского и французского законодательств): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. 24 с.
  272. Г. Г. Правовое государство как условие развития гражданского общества: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2001. 23 с.
  273. Г. В. Организация и пути улучшения экономического контроля в сельском хозяйстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000. -23 с.
Заполнить форму текущей работой