Организация управления торговой сферой региональной экономики: На материалах Кабардино-Балкарской республики
Преимуществ у сетевых магазинов много. Во-первых, это налаженные поставки товаров. Возьмем, к примеру, финляндскую сеть «Кеско», объединяющую более 1500 магазинов. Для их снабжения создана централизованная система поставок продуктов. Недалеко от Хельсинки построена оптовая база общей площадью 250 тыс.кв.м, которая вмешает в себя более 45 тыс. наименований продовольственных и сопутствующих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
- 1. 1. Место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования
- 1. 2. Механизм государственного регулирования торговой сферы национальной экономики '
- ГЛАВА II. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
- 2. 1. Современное состояние товарообмена и тенденции ее развития в условиях рыночных отношений
- 2. 2. Анализ и оценки трансформаций предприятий торговли Кабардино-Балкарской республики '
- ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
- 3. 1. Модель организации системы регионального управления торговлей в Кабардино-Балкарской республике
- 3. 2. Приоритеты организации управления торговой сферой региональной экономики
Организация управления торговой сферой региональной экономики: На материалах Кабардино-Балкарской республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
За время радикальной реформы 90-х годов произошел разрыв традиционных связей, как между развитием производств, расположенных в разных территориях, так и внутри отдельно взятых территорий.
Традиционные обменные связи поставщиков и потребителей ресурсов, товаров и услуг оказались разорванными.
Новые связи стали формироваться, как правило, стихийно, без должного знания специалистами производства логики хозяйственного процесса, способов адаптации к происходящим рыночным трансформациям, что привело к падейию производства, потребления, снижению эффективности и т. д.
Решающее значение в восстановлении традиционных хозяйственных связей и формировании новых принадлежит торговой сфере, ибо торговля выступает одним из узловых элементов современного производства: с ее помощью достигается оптимизация производства и потребления, рациональное размещение производства в пространствеона регулирует затраты не только внутри предприятия, но и между хозяйствующими субъектами экономики.
Вместе с тем, структура управления, организационные формы и инфраструктура торговой сферы, сложившиеся в условиях командно-административной системы, оказываются неприемлемыми для современных условий хозяйствования.
Это обуславливает необходимость в организации управляющих систем на макро уровне, создании соответствующих организационных форм и структур управления региональной торговлей.
Организация управления торговлей представляет собой целенаправленное воздействие преимущественно экономическими методами федеральных и региональных органов исполнительной власти на объекты и процессы, происходящие в-данной сфере.
При этом важна координация действий федеральных и региональных органов власти, хозяйствующих субъектов сферы торговли, регулярный обмен информацией, что должно способствовать выработке мер, необходимых для стабилизации внутреннего потребительского рынка.
В основе становления и развития торговой деятельности объективной реальностью выступают рыночные отношения и технологии продвижения товара от производителя к потребителю.
Состояние торговли является своеобразным экономическим барометром оценки и выбора путей эффективной' деятельности, критерием выбора наиболее целесообразных и выгодных вложений денежных средств.
Насущные проблемы организации управления торговой сферой на региональном уровне, разработки их методологического, теоретического и практического осознания и научного сопровождения обусловили выбор темы, а также постановку цели и задач исследования, определивших структуру диссертационной работы.
Соответствие диссертации специальности, специализации и паспортам специальностей ВАК Миннобрнауки РФ. Работа выполнена в рамках специальности 08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика и соответствует пунктам 5.6. и.
5.19. паспортов специальностей ВАК Минобрнауки РФ. «.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в развитие научных основ организации и управления, в том числе и в торговой сфере, внесли Л. И. Абалкин, В. О. Артеменко, И. К. Белявский, В.И.
Иваницкий, М. И. Кулагин, Б. А. Кумахов, Я. Л. Орлов, Г. М. Риппер, П. И. Стрелкова и др.
Однако механизмы организации управления и развития торговли в условиях роста конкуренции и торгово-экономических связей между формирующимися региональными товарными рынками еще недостаточно разработаны и требуют системного исследования.
Цель исследования состоит в разработке основных направлений совершенствования механизма организации управления торговой сферой региональной экономики .
В соответствии с поставленной целью решались следующие научно-практические задачи:
— уточнить сущность, принципы и функции организации управления торговой сферой региональной экономики в рыночных условиях хозяйственной деятельности;
— дать анализ уровня развития региональной торговли в условиях социально-экономических трансформаций;
— обосновать основные направления развития торговли с учетом объективной необходимости совершенствования управления и регулирования региональной экономической системы;
— предложить организационно-экономический механизм и оптимальную модель организации системы управления торговой сферой на уровне региона;
— разработать модель организации торговой сферы региональной экономики на примере Кабардино-Балкарской республики и механизма его государственного регулирования;
— изучить основные положения региональных программ развития в сфере торговли.
Предметом исследования явились экономические проблемы и процессы формирования, функционирования и развития организации управления торговой сферой региональной экономики.
Объектом исследования являются региональные и межрегиональные, органы и механизмы управления и регулирования социально-экономического развития, а именноорганизационные структуры управления торговлей.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых. Изучены и проанализированы законодательные и нормативные документы государства и субъектов РФ, концепции и программы развития торговли на различных этапах ее развития. Использовались материалы научно-практических конференций, монографии, диссертационные исследования, статьи и периодические издания, республиканские, региональные, отраслевые, 9 статистические и отчетные данные, материалы предприятий торговли ЮФО и КБР. В процессе исследования использованы такие приемы экономических исследований: сравнительный и экономический анализ, монографический и статистический методы обработки данных и др.
Научная новизна диссертационного исследования и положения, выносимые на защиту, заключается в теоретических разработках, приемах и методах совершенствования организации управления торговой сферой региональной экономики, а именно:
— уточнены цели, функции и методы, организации управления торговой сферой экономики региона;
— выявлены тенденции развития товарообмена в регионе и обоснованы предложения по совершенствованию' организации управления торговой сферой на основе обеспечения сбалансированного и социально-ориентированного характера ее развития;
— определены пути повышения эффективности организации региональной системы управления торговлей как части социально-экономических программ развития регионов;
— внесены предложения по совершенствованию структуры региональных органов регулирования торговли в условиях роста конкуренции на потребительском рынке;
— разработаны модель и приоритеты' организации управления развитием торговой сферой региональной экономики Кабардино-Балкарской республики.
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты и выводы диссертационной работы могут стать основой для теоретического обоснования основных направлений реформирования системы регулирования торговли и управления данной сферой экономики на региональном уровне и выработки практических рекомендаций по их реализации, а также научно-методической базой для последующего углубленного исследования проблем формирования региональной торговой политики и обоснования стратегии ее развития в условиях роста конкуренции на потребительском рынке.
Апробация работы. Результаты исследования, разработанные предложения и рекомендации докладывались на научно-практических конференциях КБГСХА, в Министерстве экономического развития и торговли КБР, использовались при разработке республиканской целевой программы развития торговли и общественного питания в КБР на период 2002;2006 годы, а также соответствующих программ, разрабатываемых Департаментами потребительского рынка и услуг Министерства экономического развития и торговли КБР.
По итогам проведенных исследований опубликовано шесть работ, общим объемом 1,5 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего .155 источник информации. Основной текст изложен на 137 страницах. В работе 11 рисунков, 17 таблиц, 3 приложения, содержащие необходимые для расчетов информационные данные.
выход.
ЭЛЕМЕНТЫ.
Вход.
Входной поток заявок Рвхз.
ООО о о о.
Очередь.
Рпч.
->ООО.
Канал обслуживания.
Робел. о.
Выходной поток заявок.
РлЫУ.
0000—>Выход.
Рис. 10. Модель одноканальной системы массового обслуживания.
Процедура обслуживания считается завершенной, когда заявка на обслуживание покидает систему.
Под качеством функционирования системы в теории массового обслуживания понимают не то, насколько хорошо выполнено обслуживание, а то, насколько полно загружена система обслуживания, не простаивают ли каналы обслуживания, не образуется ли очередь.
Известно существование аналогии между предметами или явлением, которая определяется как сходство функций или подобие отношений, например, пропорциональности. Создание каких-либо аналогов коммерческих предприятий или составляющих элементов позволяет удешевить проведение исследования, а затем по полученным результатам уже судить об оригинале. Описанные процедуры связаны с умением создавать так называемые модели, выполняющие роли заместителей оригиналов.
Процесс формирования управленческих решений на моделях определяет сущность моделирования.
Например, моделирование процессов коммерческой деятельности связано с построением специальных моделей, получивших название производственных функций, функций потребления и др.
Производственной функцией является математическая модель вида: описывающая зависимость объема продажи продукции от величины ресурсов разного вида, в качестве которых выступают трудовые ресурсы, торговые площадки, товарные запасы, фонды и др.
Наиболее типичными производственными функциями являются степенные модели вида: одним из вариантов которой является производственная функция Кобба-Дугласа:
У ~ /{х1>х2>Х3>" 'Хп)>
3) п у = а, ПХах, у=1.
4).
В общем виде функции потребления представляют собой многофакторную модель связи уровня потребления материального блага и факторов влияния, определяющих спрос и потребление, что записывается формулой:
Задача управления товарными запасами связана с поиском ответов на следующие вопросы: кому, когда и в каком объеме заказывать товарыкакой лучший маршрут перевозки товаровкаким транспортом перевозитькаковы частота и величина поставок товара?
Основными показателями системы управления товарными запасами являются следующие:
С — издержки обращения;
Сх — затраты' хранения запасов, Сх = с^Т;
С1 — затраты на хранение единицы запаса в течение года;
Ъ — величина среднего запаса, 2 = 0,55 $.
8 — размер одной партии поставки;
Т — плановый период;
С3 — затраты на завоз, С3 = К • п;
К — затраты на завоз одной партиип — число поставок в планируемом периоде, п=С)/8;
С> - общий объем поставок за плановый период;
I — интервал между поставками.
В качестве критерия эффективности следует принять издержки обращения. Логическую взаимосвязь перечисленных показателей можно представить в виде сетевой пятиуровневой модели (См. Рис. 11), где показатели располагаются в соответствии с экономическими механизмами взаимосвязи по уровням значимости на основе использования метода парных сравнений и известных экономико-математических моделей.
6).
Уровень.
Рис. 11. Сетевая модель связи показателей товарных запасов.
На верхний уровень помещается критерий эффективности, на основании чего целевую функцию в общем виде можно записать так:
С = /(С2, С3, S, Z, п, t, Q, Т, к, с) -> min (7).
Совокупность действий, связанных с построением, анализом и другими операциями, проводимыми с моделями, производится моделированием, алгоритм которого представлен на рис. 12. Последовательность моделирования представляет собой итеративную процедуру," которая предусматривает и позволяет провести коррекцию после каждого этапа и вернуться к любому из предшествующих, а затем продолжить анализ. Приведем пример моделирования одноканальной системы массового обслуживания (СМО) с отказами в обслуживании, на которую поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью JI, а обслуживание происходит под действием пуассоновского потока с интенсивностью М, график состояний которого приведем на рис. 13.
Рис. 12. Алгоритм моделирования анализа деятельности торговых предприятий при реализации Целевых республиканских программ развития Л.
• 80 <
1 М.
8о — канал обслуживания свободен- 8] - канал занят обслуживанием.
Рис. 13. График состояний одноканальной СМО покупателей.
Переход СМО из одного состояния 8о в другое происходит под действием входного потока заявок с интенсивностью Л, а обратный переходпод действием потока обслуживания с интенсивностью М.
Решая дифференциальные уравнения Колмогорова по изложенным выше правилам, определяется вероятность Ро (0 относительной пропускной способности СМО, которая определяет долю обслуживаемых заявок в единицу времени.
Если в единицу времени происходит в среднем Л заявок и из них обслуживается ЛРо заявок, тогда доля обслуживаемых заявок по отношению ко всему потоку заявок определяется по формуле: е = М = ,"(,) (8).
Примерами одноканальных СМО с отказами в обслуживании являются: стол заказов в магазине, диспетчерская автотранспортного предприятия, контора склада, офис управления коммерческой фирмы, с которыми устанавливается связь по телефону.
С расширением объемов торговли и услуг в офисах с несколькими телефонными каналами (бесплатная справочная служба по наличию дешевых товаров в магазинах и на складах) можно рекомендовать использованиевозможностей многоканальной СМО с отказами в обслуживании.
Как было отмечено ранее, на сегодняшний день в России негосударственный сектор в торговле занимает свыше 90%. В государственном реестре страны зарегистрировано 3 миллиона юридических лиц. Из них, около миллиона — торговые организации, то есть одна треть всех предпринимательских структур — это торговые организации. Из этого следует, что процесс дифференциации закончился. Начался и требует широкого развития процесс интеграции в торговле.
Сегодня проблема интеграции торговых структур из области теоретических рассуждений переходит в плоскость конкретных практических решений. Необходимо определить, в каком направлении и на каких принципах должны строиться торговые объединения.
Несмотря на то, что на рынках разных стран присутствуют мелкие и средние компании, условия конкуренции обеспечиваются небольшим количеством огромных международных торговых фирм. Этому есть объективные причины. В частности, региональная и глобальная экономическая интеграция. Внутренний рынок не позволяет крупным компаниям развиваться дальше — он уже полностью насыщен. Эти предприятия перестраивают свою структуру ориентируясь на выход за пределы национального рынка. Этот процесс начался в рамках деятельности Всемирной торговой организации и будет развиваться в ближайшие годы.
Сегодня в России существует довольно много ассоциаций, союзов и объединений, представляющих интересы предпринимателей и коммерсантов. Вместе с тем все они не располагают средствами’для реальной поддержки торговли, которая сейчас как никогда остро нуждается в инвестициях, кредитах, консультациях квалифицированных аудиторов, юристов и экономистов.
Для ее осуществления торговыми предприятиями, возможны два варианта: прямое вхождение магазина в существующую структуру (например, «Седьмой континент», «Перекресток» г. Москва) с потерей самостоятельности или сотрудничество на основе франчайзинга. Оба принципа объединения широко распространены в зарубежной практике.
При этом стоит отметить, что на Западе торговые сети строились снизу, на основе франчайзинга. Там магазины обладают достаточными средствами для комплексного оснащения. Специально для них создаются группы экспертов-аналитиков, которые консультируют, как наиболее рационально организовать бизнес.
Преимуществ у сетевых магазинов много. Во-первых, это налаженные поставки товаров. Возьмем, к примеру, финляндскую сеть «Кеско», объединяющую более 1500 магазинов. Для их снабжения создана централизованная система поставок продуктов. Недалеко от Хельсинки построена оптовая база общей площадью 250 тыс.кв.м, которая вмешает в себя более 45 тыс. наименований продовольственных и сопутствующих товаров. Оттуда они распределяются по восьми крупным складам, расположенным в разных точках страны и оснащенных по последнему слову техники. Именно на них осуществляется вся предпродажная подготовка товаров: упаковка, штрих-кодирование, наклейка этикеток, оформление ценников. Прямо со склада товары поступают на полки магазинов, что позволяет сократить складские помещения, расширить и максимально эффективно использовать торговые площади.
Если за рубежом торговые сети довольно быстро сформировались на основе франчайзинга из небольших магазинов, обладающих достаточными собственными средствами на комплексное переоснащение, то у большинства российских все оборотные средства уходят на поддержание довольно узкого ассортимента.
Франчайзинг — это введение управления. Управляющая компания дает торговую марку, включает в свою карту поставок, по ценам с большими скидками. Вводится единая контрольно-ревизионная, аудиторская, финансовая, юридическая служба. Единая рекламная кампания, единое обучение кадров, фирменная одежда. При этом, политика в ценообразовании для франчайзеров — дело личное. Советы управляющей компании носят рекомендатель ный характер. Но франчайзер должен предоставлять свой баланс для изучения и отчислять 4% от прибыли.
Многие предприниматели признают, что. франчайзинг — одно из самых перспективных направлений организации бизнеса, но отсутствие средств и нормального кредитования делает его развитие пока невозможным. Так, чтобы иметь возможность получать товары от поставщиков и обладать правом на использование торговой марки «Седьмой континент», франчайзер должен на собственные средства отремонтировать помещение, оснастить его торго во-техйологическим оборудованием, системами кондиционирования, видеонаблюдения, автоматизировать процесс торговли и учета товарных потоков.
В среднем это обходится примерно в 2 млн. долларов. Рядовому магазину, даже при желании стать частью такой сети, это не по силам.
Таким образом, для эффективного государственного регулирования и управления в сфере торговли в условиях роста конкуренции на потребительском рынке необходимо решить следующие приоритетные задачи:
— продолжить развитие системы подготовки и реализации законодательных, нормативно-инструктивных и’методических материалов по вопросам развития потребительского рынка;
— усовершенствовать организационные структуры и институциональные механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию политики в сфере потребительского рынка по основным направлениям управленческой деятельности с целью разграничения полномочий й улучшения координации деятельности государственных органов по уровням направления;
— организовать систематический мониторинг деятельности потребительского рынка и сферы услуг для обоснования целевых программ поддержки предпринимательской деятельности, обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения, обеспечения прав потребителей, а также для принятия оперативных управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Адекватные торговле организационные формы, структура управления ею с учетом сложившихся взаимосвязей и соподчиненности ее различных управленческих звеньев в условиях административно-командной системы в значительной мере оказались неприемлемыми для нее при рыночных отношениях. В связи с этим многие положения, особенно принципиального характера, в части организации управляющих систем, в том числе и в части формирования организационных форм и структуры управления торговлей при ее функционировании в условиях роста конкуренции на потребительском рынке нуждается в коренном изменении.
С учетом этих обстоятельств актуальность проблемы совершенствования процессов государственного регулирования и управления в сфере торговли является весьма важной и предполагает взаимосвязанное выполнение ряда практических задач:
— формирование и реализация государственной политики в области торговли на основе использования рыночных механизмов хозяйствования, цены и ценообразование, достижения научно-технического прогресса и их внедрение в отрасли, работы по развитию инфраструктуры сферы торговли;
— разработка концептуальных основ развития потребительского рынка на текущий и перспективный периоды, а также проектов законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий торговли-— всемерное содействие рыночным преобразованиям в сфере торговли, создание конкурентной среды и активная поддержка развития предпринимательства в данной сфере экономики.
В качестве базовых направлений совершенствования процессов государственного регулирования и управления в сфере торговли можно выделить следующие:
1. Определение принципов реорганизации аппарата органов управления, структурных форм его подразделений и установления их административно-правового статуса.
В условиях региона республиканскиморганом управления и регулирования отраслью предлагается сохранение статуса Департамента потребительского рынка и услуг Министерства экономического развития и торговли КБР. Принципиальным здесь является положение, что соответствующий республиканский отраслевой орган,.являясь структурным подразделением Министерства должен получить максимальную автономию в пределах своих задач и функций.
Основная задача этого органа заключается в проведении единой государственной политики в сфере торговли и осуществляющими управления в области торговли и общественного питания, а также координации деятельности в этой области других республиканских органов исполнительной власти и в установленном порядке соответствующих органов местного самоуправления городов и районов КБР.
2. Разработка специального правового акта т закона «О государственном регулировании внутренней торговли». Он должен предполагать издание на его основе четко очерченного круга нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные правоотношения в торговле.
Предлагаемый законопроект должен обеспечить правовую проработку и решение следующих основных задач:
— разграничение предметов ведения органов исполнительной власти на всех уровнях (республиканском, муниципальном) по вопросам организации торговли и принципы координации их деятельности;
— конкретизация принципов и механизма государственного регулирования торговли;
— особенности правового положения всех субъектов торговой деятельности, их права, обязанности и ответственность во взаимоотношениях;
— юридические формы формирования имущества торговых предприятий, в том числе на основе кредитных возможностей покупателей;
— правовые основы ведения контрольной деятельности в торговле, включая выделение системообразующих контролирующих органов, координацию их деятельности, ответственность контролирующих структур и их должностных лиц за неправомерные действия в сфере контроля торговой деятельности;
— принципы и механизм защиты прав и интересов предпринимателей в торговле;
— кадровое обеспечение в торговле, включая подготовку специалистов, правовые основы аттестации персонала, а также социальную защиту занятых в торговле работников;
— правовые основы осуществления социальной защиты отдельных категорий населения в сфере торговой деятельности.
3. Пересмотр федерального и республиканского законодательства, в части установления определенных условий участия иностранного капитала на потребительском рынке.
4. Разработка мероприятий по формированию системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, опирающейся на апробированные мировой практикой принципы:
— организация контроля при постановке и выходе продукции с производства;
— организация контроля на дорыночной стадии, когда продукция уже произведена, но еще не поступила в места реализации;
— организация контроля на стадии реализации товаров. На каждой из перечисленных стадий должен действовать свой собственный механизм предотвращения поступления к потребителю некачественных товаров.
5. Разработка программы развития торговли КБР на среднесрочную перспективу с учетом необходимости сведения до минимума объемов продажи на вещевых, смешанных и продовольственных рынках и перехода к современным технологиям, обеспечивающим достойный уровень обслуживания. Она должна строиться на трех основных принципах: системности, конкурсности и распределенности, то есть разграничении функции по развитию потребительского рынка между республиканскими и территориальными органами исполнительной власти.
В Программе должны найти отражение направления, связанные с решением основных проблем повышения социальной и экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг.
6. Формирование системы информационного обеспечения развития рыночных процессов, включающей: разработку единых принципов, создание единых показателей, определение периодичности и средств организации потоков информации (первичной и аналитической) в республиканском масштабе.
Целью формирования информационной системы анализа и прогнозирования потребительского и товарных рынков должно являться обеспечение Правительства КБР, его структурных подразделений необходимой информации о рынке, а также создание возможностей своевременного доступа для всех участников рынка к наиболее полной и качественной — фактической и упреждающей информации о рынке, его объектах и субъектах (производителях товаров и услуг, продавцах и посредниках, действующих элементах инфраструктуры: складских, транспортных, кредитно-финансовых, рекламно-маркетинговых).
Организационной структурой системы изучения товарных рынков может стать совокупность как существующих, так и вновь создаваемых на коммерческой основе региональных и отраслевых информационных центров, а также информационно-коммерческие связи между ними. Основными системообразующими элементами в ней должны стать различные центры изучения товарных рынков. Основа функционирования системы изучения товарных рынков — взаимодействие ее структурных элементов по горизонтали и по вертикали, при этом должна обеспечиваться целостность функционирования системы, когда каждый элемент системы, выполняя свои специфические задачи и функции, должен в то же время способствовать выполнению общих целей системы.
При взаимодействии федеральных органов' исполнительной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления предстоит решить проблему создания системы изучения товарных рынков, включающей:
— изучение конъюнктуры товарных рынков в региональном разрезе и по Российской Федерации в целом;
— анализ хозяйственных связей и товаропотоков между регионами;
— определение спроса и предложения важнейших видов продукции по России в целом и по отдельным регионам;
— анализ потребностей и спроса различных групп населения, предприятий;
— анализ и прогнозирование цен и тарифов, их структуры;
— проведение маркетинговых исследований по заказам федеральных и региональных органов государственного управления, предпринимательских объединений.
7. Разработка принципиально новых подходов к построению организационных структур в отрасли, основанных на отказе от линейного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим и ориентацией на различные формы горизонтальных связей. Процессы объединения торгового капитала и создание на этой основе мощных сетевых структур — процесс объективный и необходимый в развивающихся рыночных отношениях. '.
Необходим принципиально иной подход в формировании союзовобъединение торгового капитала для создания мощных сетевых структур. Для ее осуществления торговыми предприятиями, возможны два варианта: прямое вхождение магазина в существующую структуру с потерей самостоятельности или сотрудничество на основе франчайзинга. Оба принципа объединения широко распространены в зарубежной практике.
В этой связи одной из: задач органов регулирования отрасли является выработка совместно с учеными и специалистами конкретных вопросов в правовой, экономической, организационной и иных сферах, направленных на объединение предпринимательских структур в сфере торговли, отсутствие которых тормозит развитие торговых сетей.
В качестве базовых принципов перечисленных направлений совершенствования процессов государственного регулирования в сфере торговли можно выделить следующие:
— целевая ориентация. Все механизмы должны быть нацелены на стабильное, сбалансированное развитие потребительского рынка;
— системность воздействия. Направления государственного регулирования должны быть взаимообусловленными и непротиворечивыми, нацеленными на решение нескольких проблем одновременно;
— многоуровневая поддержка предполагает встроенность' направлений в политику государственной поддержки, предоставляемой торговле, федеральными, региональными и местными органами;
— упреждающие действия с целью недопущения перерастания неблагоприятных ситуаций в кризисные;
— контролируемость с целью отслеживания этапа реализации решений, проверки соответствия результатов целям стабилизации и сбалансированности.
Список литературы
- ГОСТ Р 51 303−99. Торговля. Термины и определения.
- ГОСТ Р 51 304−99. Услуги розничной торговли. Общие требования.
- ГОСТ Р 51 305−99. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая.
- Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления. Торговая газета 7 и 12 января 2000 г. 6. Налоговый кодекс РФ.
- О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в РФ на 1998−2005 гг. Постановление Правительства РФ от 15.07.1998- 593//Российская-газ.ета, 1998, 1 июля.
- Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу. Изд. офиц. ГОСТ Р 51 305−99. Дата введения 01.01.2000 г. М.: Госстандарт России, 2000 г.
- Торговое законодательство РФ. М.: Издательство ПРИОР, 1999.
- Услуги розничной торговли. Общие требования. Изд. офиц. ГОСТ Р 51 304−99. Дата введения 1 января 2000 г. М.
- Федеральный Закон от 25 сентября. 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».1. Книги и монографии
- Российская торговая энциклопедия. В 5-ти томах. Глав. ред. Орлов Я. Л. М., 1999.
- Австрийская школа в политической экономии/ К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф.Визер. М.: Экономика, 1992. — 494 с.
- Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник М.: ЗЕРЦАЛО- 1997. — 672 с.
- Анчишкин А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Мысль, 1973. 430 с.
- Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Дело и сервис, 2000, учебное пособие.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Юрид.лит., 1997. — 400 с.
- Барков С.А. Неконсервативные концепции рыночного общества: Лекция. — М.: Всерос. заоч. ин-т инженеров ж.-д. трансп., 1996. 47с.
- Бланк И.А. Управление торговым предприятием. М.: ТАНДЕМ, 1998.
- Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Изд-во БЭК, 1996. 352 с.
- Беляевский И.К. Население и товарооборот: тенденции и закономерности. М.: Статистика, 1980. — 232 с.
- Березин И. Современная Россия: Социально-экономические очерки. -М.: ИМА-пресс, 1994. 96с.
- Брагинский C.B., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Бодрягин В. Потребительский рынок изменчив//Торговая газета.1999.-23 июля.
- Бункина М.К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебное пособие. -М.: Эльф К пресс, 1995. -152 с.
- Бурдье П. Социология политики. М.: Социо-Логос, 1993. — 333 с.
- Биржевое дело. М. Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. Учебник для вузов. О. И. Дегтярева.
- Биржевое дело. Учебное пособие. Г. Я. Резго, И. А. Кетова. М.:.Финансы и статистика, 2003.
- Валовой Д. Рыночная экономика: Возникновение, эволюция и сущность. М.: Инфра-М, 1999. — 399 с.
- Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие/Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М.: Высш. шк., 2000. — 447 с.
- Всемирная история экономической, мысли/ Т. 4. М.: Мысль, 1990.-590 с.
- Виканский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: «Гардирин», 1996.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -М.: Финпресс, 1998.-416 с.
- Господарчук ГГ. Ценовое регулирование региональных товарных рынков. Н. Новгород- Изд-во ННГУ, 1996.- 240 с.
- Государство и рынок: Сб. ст./ Под ред. B.C. Пригорина и В. Т. Рязанова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 206 с.
- Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. СПб.: Спец. Лит., 2000.-316 с.
- Гончаров В.Н. Товароведение пищевых продуктов, 2-е изд. М. Экономика, 2000, учебник.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М.: Издательская группаНОРМА-ИНФРА.М, 1998. 560 с.
- Даненбург В. Основы оптовой торговли. Практический курс. -СПб., 1993.
- Долгов С. Экономическая психология и экономическая информация // Российский экономический журнал. 1999. -№ 1. — С.95−102.
- Дашков Л.П. Коммерция и-технология торговли. Учебник для вузов. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.
- Зайналов М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: Региональный аспект. -М.: Наука, 1993. 128с.
- Законодательство о коренной перестройке управления экономикой. М.: Юрид.лит., 1988. — 272 с.
- Зубков И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами. М., 2000, учебник.
- Закон КБР «О защите прав потребителе"// Кабардино-Балкарская правда. -1993- 28 января.
- Информационное обеспечение рынков товаров и услуг/ Под ред. Шумаева В. А. М.: изд-во МАИ, 1999. — 394 с.
- Кабардино-Балкария в цифрах: статистический ежегодник. -Нальчик: Госкомстат КБР, 2001.
- Кабардино-Балкария в цифрах: статистический ежегодник. -Нальчик: Госкомстат КБР, 2002.
- Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли РФ// Торговая газета. 2000. — 7 января и 12 января.
- Коммерческая деятельность. Ф. П. Половцева: учебник. М.: ИН-ФРА-М, 2000.
- Королева С.И. Торговля в условиях экономических реформ России. Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. -М.:МГУК, 1999.
- Крис А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля: Пер. с фр./ Общ. ред. В. С. Загашвили. М.: А/О Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993.
- Камаев В.Д. Экономическая теория. М., 2003, учебник.
- Крысин Ю.И., Мишукова P.A. Оптовая торговля и маркетинг с США. М.: ЦНИИТЭИМС, 1992.
- Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке. Под ред. Зырненова. «Солярис», 1995.
- Конюшева А. Произошла трансформация торговой отрасли// Торговая газета. -1997. 26 сентября.
- Коммерческое (торговое) право. Под ред. Ю. Э. Булатецкого. М. ИДФБК-ПРЕСС, 2001.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб.: ПИТЕР, 1998.-896 с.
- Курс переходной экономики: Учебник/ Под ред. Л. И. Абалкина. -М.: Финстатинформ, 1997. 640 с.
- Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепу-рина, Е. А. Киселевой. Киров- Вятка, 1994. — 624 с.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Изд.-во «УРСС», 1997. — 372 с.
- Лебедева С.Н., Казиначикова H.A., Гаврилов H.H. Экономика торгового предприятия. Минск: ООО «Новое издание», 2002.
- Лифиц И.М. Основы стандартизации в сфере услуг. A.B. Раков, 2002, учебник.
- Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теория исследования, факты и политика. — М.: Политиздат, 1991. — 415 с.
- Магазин в России// Торговая газета. 2000. — 9 августа.
- Международные коммерческие операции и их рекомендация. Учебник. В. В. Покровская, ИНФРА-М, 1996.
- Макконел K.P., Брю С.Л. Экономикс / В 2т- М.: Республика, 1990.-Т.1. -399с.
- Макконел K.P., Брю С.Л. Экономикс /В 2 т.- М.: Республика, 1990. -Т.2. -400с.
- Маркетинг / Под ред. Романова А. Н. Учебник, ЮНИТИ, 1996.
- Мальтус Т., Кейнс Д., Ларин Ю. Аналогия экономической классики. -М.: «Эконов"-"Ключ», 1993.-486 с.
- Майнал Алескат и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1996.
- Материалы республиканского совещания работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания/ Кабардино-Балкарская правда. -1999. 2 марта.
- Микитаева И.Р. Экономика предприятия торговли. Нальчик, 2002, учебник.
- Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика: Пер. с англ. / Общ. ред. Р.Г. Емцо-ва, И. М. Албеговой, Т. Г. Леоновой. М.: Изд-во МГУ, 1994 -735с.
- На пороге больших перемен// Российская торговля. 2000 — 1−14 августа.
- Новиков O.A., Щербаков В. В. Оптовая торговля средствами производства. Л.: изд-во ЛФЭИ. 1990. — 90 с.
- Народное благосостояние: методология и методика исследования. -М.: Наука, 1988.
- Население и кризисы (МГУ, экономический факультет). М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. — 87 с.
- Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1995. -168 с.
- Николаева Т.И. Торговля потребительскими товарами: Проблемы развития и совершенствования. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1996.-239 с.
- Новоселов A.C. Рыночная инфраструктура региона: Проблемы формирования и развития. Новосибирск: ЭКОР, 1996. — 288 с.
- Одинец В.П., Тарасович В. М., Цацулин А. Н. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. СПб.: Изд-во СПб У ЭФ, 1993.-280 с.
- Основы коммерческой деятельности. Б. И. Синецкий. М.: Юрист, 1998.
- Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. В. В. Покровская. М.: Юрист, 1999.
- Основы коммерческой деятельности. Л. В. Осипова, И. В. Синяева. Учебник для ВУЗов. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2000.
- Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. М: Юристъ, 1999. — 272 с.
- Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: Изд-во Моск. унта, 1990.-382с.
- Основы менеджмента. М.: Центр, 1998. Учебное пособие.
- Опыт Москвы: программа развития торговли и общепита// Торговая газета. -1998 7 октября.
- Оптовая торговля и маркетинг в США. М.: ЦНИИТЭИМС, 1992.
- Панкратов Ф.Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. М.: Маркетинг, 2000.
- Петти В., Смит А., Рикардо Д. Аналогия экономической классики. -М.: «Эконов"-"Ключ», 1993.-475 с.
- Пикулькин A.B. Система государственного управления: Учеб. для вузов/ Под ред. Т. Г. Морозовой. -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.-352 с.
- Потребление основных продуктов питания населения КБР. -Нальчик. Госкомстат КБР, 1999.
- Проблемы отраслевого управления в практике перестройки/ Под ред. А. И. Никулина, П. Г. Божко. М, 1991. — 42с.
- Проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики / Под общ. ред. Н. П. Макар.кина. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1996. -100 с.
- Районы и города Кабардино-Балкарии 1999. Статистический сборник. Нальчик. Госкомстат КБР, 2000.
- Региональная экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. — 304 с.
- Региональные проблемы формирования рыночных отношений/ Отв. ред. В. Р. Дарбасов. Новосибирск: Наука, Сиб. издат. фирма РАН, 1996.-319с.
- Ю1.Римашевская Н. М. Население России и социально-экономические трансформации: взгляд в XXI век // Власть, 1997.-С. 24−31.
- Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования 1997. — № 6. -С.55−65.
- Рыночная экономика и государство: Введение в теорию: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СП. УЭФ, 1995. — 35 с.
- Российская торговая энциклопедия: В 5-ти тт. М.: РООИ и П «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999. — Т. 1. — 480с.
- Российская торговая энциклопедия- В 5-ти тт. М.: РООИ и П «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999. — Т.2. — 496с.
- Российская торговая энциклопедия: В 5-ти тт. М.: РООИ и П «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999. — Т.З. — 496 с.
- Российская торговая энциклопедия: В 5-ти тт. М.: РООИ и П «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999. — Т.4. — 496с.
- Российская торговая энциклопедия: В 5-ти тт. М-: РООИ и П «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999. — Т.5. — 496с.
- Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. • М., 2002.
- Российские торговые системы что им необходимо для того, чтобы устоять в конкуренции с западными технологиями. Материалы «круглого стола». — М.: Изд-во МГУК, 2000. — С.56.
- Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ, 1998.
- Современные экондмические теории Запада. Учеб. пособие / Под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд. — М.: Финстатинформ, 1996. — 93с.
- Современный цивилизованный рынок: Зарубежный опыт и его распространение в СНГ. Ярославль: Издат. дом «Д», 1995. — 624 с.
- Сижажев С.Х. Формирование системы государственного регулирования торговли в условиях рыночных отношений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Нальчик, 2000.
- Соловьев Б.А. Потребности, рынок, спрос: проблемы формирования. -М.: Экономика, 1988. -208 с.
- Социальная статистика: Учебник/Под ред.чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. -М.: Финансы и статистика, 1997. 416 с.
- Социальное положение и уровень жизни населения КБР: статистический сборник. Нальчик. Госкомстат КБР, 2002.
- Социально-экономическое положение России 2000. М.: Госкомстат РФ, 2000.
- Социально-экономическое положение КБР 1998. Нальчик. Госкомстат КБР, 2003.
- Социально-экономическое положение КБР 2001. Нальчик. Госкомстат КБР, 2000.
- Стабильность рынка//Торговая газета. 29 сентября 1999 г.
- Статистика рынка товаров и услуг- Учебник / Под ред. И. К. Белявского. -М.: Финансы и статистика, 1997.-432 с.
- Статистический словарь. М.: ФиС, 1989. — 623 с.
- Стандартизация и управление качеством продукции. / Швандар. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. Учебник.
- Торговля в рыночной экономике: Юбил. сб. науч. тр. Киев: КТЭИ, 1991.- 196 с. ^
- Торговое дело. Экономика и организация. Учебник, 2-е изд. пере-раб. Под ред. Брагина. М.: ИНФРА-М. 2000.
- Торговля России будет современной индустрией сервиса// Российская торговля. 2000. -15−30 сентября.
- Третьяк O.A. Маркетинг взаимосвязи производства, торговли и потребления. СПб.: Изд-во С.-Петербургского гос. университета, 1992. -161 с.
- Уровень жизни населения России: статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1996.
- Халиков М.С. Социолого-экономический анализ становления системы распределительных отношений в России. -М.: Изд-во ГАУ, 1997. -324 с.
- Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.-488с.
- Хозяйственный механизм торговли в условиях экономической реформы: Сб.науч. тр. Киев: КТЭИ, 1991.-171 с.
- Цзе К. К. Методы эффективной торговли// Опыт «Лучшей торговой фирмы года». М.: Экономики, 1988. — 237 с.
- Щур Д. Л. Основы торговли. Оптовая торговля. М.: «ДИС», 1999.
- Щур Д.Л., Труканович Л. В. Основы торговли. Розничная торговля. М.: «ДИС», 1999.
- Щербаков В.В. Организация оптовой торговли за рубежом. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.
- Фомин А.И. Розничная торговля Санкт-Петербурга в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 84 с.
- Фролов А. Об истинном субъекте рыночного реформирования // Российский экономический журнал. -1999. -№ 1. — С.40−50.
- Черкасов Г. И. Регулирование рынка. Н. Новгород: Волго-Вят. регион, центр «Ассоц. содействия вузам», 1995. -144 с.
- Чернов А.Ю. Личные финансы: доходы и расходы семейного бюджета. -М.: Изд-во Перспектива, 1995. -176 с.
- Шаланов Н.В. Исследование развития региональной системы торговли. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. — 82 с.
- Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1993.-335с.
- Эклунд Клас. Эффективная экономика / Пер. со швед. М.: Экономика, 1991.
- Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина. -М.: Изд-вю МГУ, 1995. 414 с.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. М.: Советская Энциклопедия, 1976.-Т. 1.-560С.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 2. — 560 с.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1979. Т. 3. — 624 с. •
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 4. — 672 с.
- Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения ВЦИОМ. М.: Интерцентр, Академия народного хозяйства, 1996.
- Экономическая теория. Под ред. Добрынина А. И. Изд. 3-е. СПб.: Питер-Ком, 1999.
- Экономическая теория. Ховард К. и др. М.: Изд-во Объед. ЮНИ-ТИ, 1997.
- Экономическая теория. / Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрист, 2001.
- Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под ред. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Экономика торгового предприятия. Учебник под ред. А.И. Гребне-ва. М.: Экономика, 1996.
- Экономика фирмы. / Учебное пособие под ред. И. О. Волкова, В. К. Скляренко. М.: ИНФРА-М, 2000.