Управление профессиональной коммуникацией в образовательном процессе как основа качественной подготовки специалиста в учреждении начального профессионального образования
Научные работы, в которых управление принимается за объект исследования, в основном относятся либо к области методики обучения, психологии, либо к сфере социальных поисков, управлению образовательным учреждением как государственным институтом и т. п., тогда как решение проблемы управления коммуникациями в учебном процессе оставлено без внимания. Возникает проблема исследования условий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ-КАТЕГОРИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
- 1. 1. Коммуникация и общение в условиях информатизации образования
- 1. 2. Коммуникация как основа преобразования социальных мотивов в профессиональные
- Выводы
- ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 2. 1. Опытно-экспериментальное обоснование системы управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе
- 2. 2. Условия и технологическое обеспечение управления профессиональной коммуникацией как основа качественной подготовки специалиста в учреждении начального профессионального образования
- ВЫВОДЫ
Управление профессиональной коммуникацией в образовательном процессе как основа качественной подготовки специалиста в учреждении начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современных условиях темпы обновления техники и технологий, всей совокупности средств и методов производства объективно требуют приведения сложившейся системы начального профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями общества.
Нарастание инновационных тенденций в мировом и отечественном педагогическом сообществе вызвало к жизни идею эффективного управления коммуникативными процессами в образовании. Механизм расширенного духовного производства, увеличение объемов информационных потоков призваны обеспечивать постоянное развитие человека как субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
При этом из-за теоретической и методической неразработанности путей оптимального управления коммуникациями в образовательном процессе такой процесс оказывается недостаточно эффективным. Указанная проблема еще острее становится на занятиях по теории и методике специальных дисциплин. Здесь, как правило, деятельность учащихся должна носить сугубо индивидуальный характер.
Существующая опасность потери молодого поколения российским государством, из-за слабой адаптабельности к самостоятельной трудовой деятельности, вызывает необходимость приоритетного решения проблем взаимоотношений между педагогами и учащимися в системе общего, допрофес-сионального и начального профессионального образования.
Одним из направлений решения данной проблемы может стать выявление путей оптимального управления профессиональной коммуникацией в учреждениях начального профессионального образования, обеспечивающих социализацию и вхождение в самостоятельную трудовую деятельность учащихся под гарантированной защитой государственного образовательного учреждения, реальная организация жизни и обучения учащихся. Это и явилось основанием для темы нашего исследования.
Информатизация общества и его гуманистическая перестройка — два тесно связанных понятия. Многие ученые и практики определяют информатизацию общества как деятельностный процесс все более полного овладения информацией как важнейшим ресурсом развития, с целью кардинального повышения интеллектуального уровня цивилизации и на этой основе — гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека [12,106,182,205].
А.И.Каптерев и Ю. В. Жолобов отмечают, что в конце XX века произошли трансформации глобального масштаба в различных сферах социальной жизни. Эти сферы связываются в единую систему благодаря человеческой деятельности особого рода — деятельности по обмену условиями жизни системы. Эту деятельность будем называть профессиональной. Профессиональная деятельность может происходить лишь в форме коммуникацийпростых или сложных, единовременных или разнотактных, вещественных, информационных и многих других. В каждом случае условия обмена могут быть разными, но цель любой профессиональной коммуникации заключается в одном — в создании совместного результата, который рассматривается как одно из условий жизнедеятельности системы в целом. Информационная открытость, увеличение разнообразия коммуникаций социальных групп, с одной стороны, и усиление тенденций к обособлению на национальной, религиозной, политической, культурной и профессиональной почве — с другой, обостряют проблему недостаточной эффективности профессиональной деятельности. Управление, призванное обеспечивать организацию профессиональных коммуникаций, не в состоянии выполнять свою миссию без принципиального изменения своих основ.
Наряду с углублением специализации в управлении, как деятельности особого рода специалистов и организаций, наблюдается процесс интеграции менеджмента в различные виды профессиональной деятельности. Деление профессиональных структур на «управляющие» и «управляемые» все больше размывается. Признаки управленческой деятельности становятся присущими все большему числу видов профессиональной деятельности. Большинство видов профессиональной деятельности осуществляется в форме совместной деятельности, которая вообще не мыслима без выполнения основных управленческих функций каждым ее участником. В этом качестве менеджмент, как средство организации профессиональных коммуникаций, испытывает влияние глубинных социокультурных процессов. С другой стороны, его результативность зависит от соблюдения законов функционирования искусственно сконструированных организационных, производственно-технических, информационных систем разного рода и масштаба [71].
Таким образом, профессиональная деятельность включает в себя управленческую деятельность всех своих субъектов, что позволяет говорить как о коммуникациях в сфере управления, так и об управлении в сфере коммуникаций. В свою очередь это говорит о синергетическом характере взаимоотношения процессов управления и коммуникации в профессиональной деятельности.
Рассмотрение проблем управления коммуникациями в образованиисамая важная задача сегодня, еще более важной она представляется в существенной части — профессиональной педагогике, где речь идет о высококвалифицированных специалистах. Процессы диверсификации затронули эту сферу значительнее всего.
Один из разработчиков теории профессиональной педагогики С. Я. Батышев отмечает, что и сегодня, как никогда прежде, речь идет о наиболее полном взаимодействии науки, образования и производства. Поскольку профессиональная педагогика — не изолированная система знаний, она должна отразить этот процесс, осмыслить его и оказать на него свое влияние. А для этого следует знать как законы производства, так и законы педагогики [15. С. 153−158].
Научные работы, в которых управление принимается за объект исследования, в основном относятся либо к области методики обучения, психологии, либо к сфере социальных поисков, управлению образовательным учреждением как государственным институтом и т. п., тогда как решение проблемы управления коммуникациями в учебном процессе оставлено без внимания. Возникает проблема исследования условий эффективного управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе и поиска возможности совершенствовать сам учебный процесс.
Существует противоречие самого образовательного процесса. Это управляемая педагогическая система и организуемый педагогом процесс обучения и учения. Управление предполагает, в некоторой степени, диктат со стороны преподавателя как учителя и организатора процесса. В то же самое время перед педагогом стоит задача развивать у учащихся познавательную самостоятельность, т. е. максимально приближать учащихся к самоуправлению собственной познавательной деятельностью для продвижения в знаниях.
В последнее десятилетие заметно усилился интерес ученых и практиков к управлению педагогическими системами [64,175,147,181,196], вызванный проблемой повышения качества образовательных процессов.
Противоречие существует в самом понятии «управление». Прикладное понятие «управление» предполагает изучение специфики, особенностей исследуемого объекта (в нашем случае — управление профессиональной коммуникацией в образовательном процессе), а его системная сущность требует оптимизации и генерализации механизмов и технологий управления образовательным процессом.
Профессиональная коммуникация будет выступать как управление развитием, а не только как управление организацией образовательного процесса при условии реализации преподавателем соответствующих методологических подходов к решению педагогических проблем в своей аналитической и практической деятельности.
В исследовании ставится задача прогнозирования и поиска оптимальных условий управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе, когда вектор саморегуляции объекта управления будет совпадать с вектором нацеленного управления и совершенствования технологии учебного труда и технологии педагогического труда, а также развитием личностных и профессиональных качеств учащихся как будущих специалистов вместе с педагогами.
В целом данное исследование призвано разрешить следующие противоречия между:
— резкими изменениями в развитии мировой экономики, обусловленными внедрением наукоемких технологий, информатизацией всех сфер социальной деятельности и медленным решением задач в отечественном общем и начальном профессиональном образовании в плане совершенствования технологий учебного и педагогического труда в процессе коммуникаций субъектов образовательного процесса;
— увеличением количества новых профессий, уменьшением спроса на подготовку специалистов по значительному числу традиционных технологий и отсутствием образовательной политики в сфере начального профессионального образования в плане его трансформации и управления процессами в ходе преобразований;
— совершенствованием управления социальными коммуникациями и отсутствием технологического обеспечения процесса управления профессиональными коммуникациями в образовательном процессе как основы совершенствования профессионального мастерства.
Целью исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка концептуальной модели и механизма управления профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса как основы качественной подготовки специалистов учреждений начального профессионального образования.
Объект исследования: коммуникации в образовательном процессе учреждений начального профессионального образования.
Предмет исследования: управление профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса как основы качественной подготовки специалиста учреждений начального профессионального образования.
Гипотеза исследования: управление профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса будет эффективным, если: будут созданы необходимые организационно-педагогические условия и технологическое обеспечение оптимальности управлениябудут разработаны модель и механизмы эффективного управления профессиональной коммуникацией, способствующие качественной подготовке специалиста начального звена.
Задачи исследования:
1. Изучить позиционирование в информационном взаимодействии педагогов, мастеров и учащихся с учетом критериев рефлексивного и моти-вационного управлений как составляющих управления профессиональной коммуникацией.
2. Проанализировать влияние предметно-пространственной среды образовательного учреждения на уровень управления профессиональной коммуникацией.
3. Выявить организационные и технологические условия эффективного управления профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса как основы качественной подготовки специалиста.
4. Разработать модель и механизм управления профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса.
Методологической основой исследования явились:
— принципы личностно-ориентированного подхода к формированию специалиста, идеи гуманизации образования (И.Я.Лернер, М. Н. Скаткин, В. С. Леденев и др.);
— методологические основы образовательных интерактивных информационных технологий (А.А.Вербицкий, Е. А. Климов, Н. А. Кузнецов, И. А. Колесникова, С. М. Редлих и др.) — принципы личностно-деятельного подхода (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев и др.) — методология педагогического исследования (В.И.Звягинский, А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.).
Теоретической основой исследования выступили:
— положения об оптимизации процесса обучения (Л.И.Анцыферова, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);
— положения о самостоятельной деятельности обучающихся и мотивации их поведения (А.Ф.Коган, О. М. Краснорядцева, А. А. Леонтьев, Х. Хекхаузен и др.);
— теория коммуникаций (А.Б.Зверинцев, Н. А. Кузнецов, Б. Ф. Ломов, Н. Луман, О. И. Матьяш, С. М. Редлих и др.);
— теория управления (Э.М.Коротков, В. П. Симонов, А. П. Стуканов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.);
— теория психологического обеспечения подготовки специалистов (И.А.Зимняя, В. П. Зинченко, М. С. Коган, Л. М. Митина, А. В. Петровский, Е. В. Руденский, В. В. Чебышева и др.);
— теория профессиональной педагогики (С.Я.Батышев, Н. В. Кузьмина, М. И. Махмутов, О. Б. Читаева и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
— теоретический анализ специальной литературы и диссертационных исследований, анализ статистических данных, обобщение опыта подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования;
— опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, оценивание);
— прямое и косвенное наблюдение;
— методы изучения результатов исследования: количественный и качественный анализ, сравнение, отсроченный контроль за качеством подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования.
Этапы исследования.
Исследование проводилось с 2000 года по 2005 год и включало несколько этапов.
На первом этапе (2000 — 2001 г. г.) — осуществлялся анализ литературных источников и выбор методологических оснований исследования, обобщался опыт педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования, разрабатывалась программа эксперимента.
На втором этапе (2002 — 2003 г. г.) — проверялась и уточнялась рабочая гипотеза в ходе опытно-экспериментальной работы, апробация различных технологий организации процесса управления профессиональной коммуникацией в учебном процессе.
На третьем этапе (2003 — 2005 г. г.) — проводились систематизация и обобщение материалов исследования, осуществлялся их анализ, отрабатывались практические рекомендации, оформлялась рукопись диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная школа, три учреждения начального профессионального образования города Армавира. Всего в исследовании приняло участие около 500 учащихся и 250 преподавателей.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— впервые поставлена и комплексно исследована проблема сложного и противоречивого процесса управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования;
— определена значимость категорий профессиональной коммуникации как основы преобразования широкой социальной мотивации в спектр профессиональных мотивов;
— выявлены специфические особенности управления в коммуникативном аспекте, структура и генезис профессиональной направленности субъектов образовательного процесса;
— определены организационные и технологические условия эффективности управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе;
— раскрыта специфика технологий (обучение в сотрудничестве, контекстное, педмастерские, метауроки), способствующих эффективности управления профессиональной коммуникацией.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— разработаны и предложены научно обоснованные пути решения проблемы управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе;
— экспериментальным путем выявлена прямая зависимость между личными профессиональными ценностями и мотивами педагога (мастера) и профессиональными интересами учащихся в коммуникативных процессах;
— осуществлен синергетический подход к построению организационно-содержательной модели управления профессиональной коммуникацией в учебном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что определены организационные и технологические условия и выработан механизм эффективного управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе.
Результаты исследования позволяют внедрить в практику начального профессионального образования эффективные и содержательные образовательные технологии, способствующие оптимизации процессов управления профессиональной коммуникацией. Апробированы спецкурсы в рамках повышения квалификации педагогов и мастеров по совершенствованию форм и методов управления коммуникациями в образовательном процессе, способствующие качественной подготовке специалистов.
Изучен характер, специфика позиционирования педагога (мастера) и учащегося, выявившие принципиально новые партнерские основания совместной деятельности, усиливающие субъектность каждого из участников учебного процесса.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечивались опорой на четкие исходные методологические позиции, различные методы исследования, соответствующие целям и задачам, репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились постоянно по мере их получения. Ход экспериментальной работы, научные идеи и выводы обсуждались на:
— межрегиональных, межвузовских конференциях (Москва, Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону);
— на региональном совете директоров учреждений начального профессионального образования;
— на краевых (Краснодар) методобъединениях преподавателей учреждений НПО;
— на педагогических советах учреждений НПО;
— на защите дипломной работы в Московской Современной гуманитарной академии по теме: «Управление учебно-педагогическим процессом на базе училищ НПО г. Армавира»;
— в публикациях материалов исследования в научных сборниках, журналах, методических рекомендациях, пособиях.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились профессиональные училища города Армавира №№ 5,6, 27, МОУСОШ № 9.
На защиту выносятся:
— основные направления организации и технологизации управления профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса, способствующие качественной подготовке специалистов в учреждениях начального профессионального образования;
— структура и генезис профессиональной направленности субъектов образовательного процесса в управлении коммуникациями;
— модель и механизм управления профессиональной коммуникацией как основа совершенствования субъектов образовательного процесса.
Публикации по работе. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научно-методических работ.
Структура и объем диссертации
.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Она включает в себя 2 схемы, 10 таблиц и 5 приложений. Общий объем текста 141 страница. Список использованной литературы включает 208 наименований.
ВЫВОДЫ.
В поисках условий и технологии эффективного обеспечения управления коммуникацией субъектов образовательного процесса система управления прошла несколько этапов становления.
На первом этапе работа всех звеньев носила несколько разрозненный характер.
Не были выявлены цели и мотивы поступления учащихся, не согласовывались действия методических служб, преподавателей общественных и специальных предметов, мастеров в реализации учебных программ.
На втором этапе более управляемыми стали процессы освоения педагогами и мастерами инновационных методов и технологий взаимодействия с учащимися, параллельно выяснялись интерес и мотивы учащихся к избранной профессии.
Оптимизационный эффект децентрализации управления достигается делегированием ответственности каждому педагогу и мастеру за эффективность нововведений и в результате этого рост творчества учащихся.
В данном исследовании систему оптимального управления профессиональной коммуникацией мы рассматриваем, прежде всего, как системный объект, характеризующийся свойствами целостности, сложности, организованности и непрерывности.
Проведенный анализ проблем с позиции системного подхода, показал, что система управления профессиональной коммуникацией это уже не столько отраслевая, а качественно новая социально-педагогическая система, ориентированная на социальные цели (подготовка высококвалифицированного специалиста) и подчиняющая этим целям весь образовательный процесс, что и является специфическим признаком данной системы.
Системно целевой подход к управлению профессиональной коммуникацией позволил на основе системного анализа потребностей и ожиданий общества в высококвалифицированных специалистах определить объективную общественно значимую цель системы. Были определены особенности взаимодействия звеньев системы, условия достижения конечных результатов, разработана модель системы управления и разработана программа повышения квалификации педагогов для осуществления внедрения данной модели.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности управления профессиональной коммуникацией в условиях образовательного учреждения подтвердила на практике теоретические выводы о необходимости создания условий для обеспечения интегративности этой системы, оптимального сочетания традиционных и инновационных процессов, управляемости.
Методы управления, изложенные в диссертационном исследовании, являются альтернативными авторитарной, командно-административной системе.
К ним относится метод субъект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися в образовательном процессе, творческого подхода.
Указанный метод управления основан на изменении взаимоотношений между педагогами и учащимися, методическими службами, администрацией и педагогами.
Такое управление может быть охарактеризовано как личностно-функциональное. На всех уровнях управления каждый субъект образовательного процесса выступает не как исполнитель заданной ему функции, чья деятельность жестко регламентируется, а как личность, чья функциональная деятельность зависит от способности к самостоятельному целеполаганию, взаимосвязанному с целеполаганием других участников образовательного процесса.
Происходит изменение характера целей, которые из целей-намерений трансформируются в цели-действия.
Анализ условий оптимального управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе подтвердил, что в данных условиях решаются не только профессиональные, но и личностные проблемы как педагога, так и учащегося, что требует дальнейшего изучения проблемы в плане ценностных ориентаций педагога и учащегося.
Через модель управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе стали возможными конкретный анализ и выявление причин престижности или непрестижности профессии, а также в целом образовательного учреждения.
При функционировании представленной модели механизм ее реализации играет роль не только приводного ремня от теории к практике, но одновременно выполняет адаптационные и коррекционные функции по отношению к учащимся.
Идет не ретрансляция знаний учащимся, а их саморегуляция и развитие при помощи научно-методических механизмов оптимального управления профессиональной коммуникацией в образовательного процессе.
Эти отношения накладывают свой отпечаток на характер деятельности и структуры образовательного учреждения, отдельных его звеньев и на управление в целом.
Такой подход обеспечивает качество образовательного процесса, предсказуемость его результатов, позволяет достичь успеха при наименьших затратах времени, сил педагога и учащегося и способствует творческому росту субъектов образовательного процесса.
75% педагогов и мастеров отметили, что нехватка времени, информации, дефицит профессионального общения, мешающие росту профессионализма, устраняются во время непрерывного повышения квалификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Профессиональная деятельность включает в себя управленческую деятельность всех своих субъектов, что позволяет говорить как о коммуникациях в сфере управления, так и об управлении в сфере коммуникаций.
Рассмотрение проблемы управления профессиональной коммуникацией в учебном процессе учреждений начального профессионального образования самая важная сегодня, так как речь идет о подготовке высококвалифицированных специалистов для многих сфер нашего жизнеобеспечения.
Мы полагаем, что в рамках такого научного направления решение проблемы управления профессиональной коммуникацией в педагогическом процессе займет свое место как инструментальная основа взаимодействия педагога и учащегося.
Рассмотрев проблему управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе, мы приходим к выводу, что объективными и субъективными показателями его эффективности будет успешность учащихся в учебной деятельности, удовлетворенность педагогов и учащихся общением в учебной группе, возрастающая мотивация на дальнейшее совершенствование профессионального мастерства как педагогов, так и учащихся.
Результаты эксперимента позволяют отметить, что использование новых технологий в образовательном процессе привело не только к возрастанию эффективности этого процесса, но и в значительной степени изменило отношение всех его участников друг к другу, что повысило организационную культуру управления профессиональной коммуникацией.
Разработанная модель предопределила единое понимание всеми субъектами управления профессиональной коммуникацией стоящих перед ними задач и эффективное взаимодействие в образовательном процессе.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы были получены результаты, практически подтверждающие положения о том, что эффективная технология коммуникативных подходов к управлению в образовательном процессе на основе профессионального переосмысления функций такого управления и разработанных моделей приводит к возрастанию эффективности этого процесса.
Понятие «коммуникация», наполняясь конкретным педагогически содержанием, становится все более значимым для современной образовательной практики.
Включая его в основной категориальный аппарат педагогики, мы рассматриваем управление коммуникациями как базовое понятие характеристики цели. При этом под управлением понимается собственно процесс вместе-действия педагога и учащегося по самосовершенствованию.
Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в учреждениях начального профессионального образования влечет за собой перестройку всей образовательной деятельности преподавателей и мастеров в плане совершенствования управления процессами коммуникаций.
Реализованный в рамках исследования комплексный подход к управлению профессиональной коммуникацией в образовательном процессе мы связываем и со значительным ростом способностей всех субъектов оценивать ситуацию и изменять стиль управления (т.е. рефлективностью и гибкостью).
Таким образом, создание модели управления профессиональной коммуникацией в учебном процессе значительно повышает коммуникативную компетентность субъектов образовательного процесса в достижении поставленной цели и выполнении стоящих перед ними задач.
Данные результатов доказывают репрезентативность сделанных выводов об эффективности внедрения новых технологий, форм и методов работы при подготовке специалистов как основы оптимального управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе.
Анализ полученных качественных результатов определил задачи дальнейшего совершенствования подготовки специалистов:
— усилить аспект подготовки специалистов в плане интеграции в учебном процессе общеобразовательных предметов со специальными;
— продумать эффективные формы и методы работы с будущими специалистами, обеспечивающие как теоретическую, так и практическую подготовку специалистов по различным аспектам готовности;
— совершенствовать механизм разработанной модели управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе, приемлемо к определенным условиям.
Результаты экспериментальной работы помогли педагогам и мастерам совместно с методистами разработать ряд интегрированных занятий.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы были получены результаты, практически подтверждающие положения о том, что эффективная технология коммуникативных подходов к управлению в образовательном процессе на основе профессионального переосмысления функций такого управления и разработанных моделей приводит к возрастанию эффективности этого процесса в плане качества подготовки специалистов.
Проведенное исследование обладает несомненным прогностическим потенциалом. Дальнейшие научные исследования данной проблемы видятся нам в изучении процессов межпредметных связей в управлении коммуникациями в учебном процессе, интеграции общего и начального профессионального профильного образования, особенностей и условий протекания данных процессов.
Список литературы
- Абульханова К.А. Мотивационное поведение и формирование личности. -М.: Мысль. 1976. — 158 с.
- Авилов A.B. Рефлексивное управление, http: // lib. socid. msu. ru/1/ librarg.
- Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.-243 с.
- Алишев Н.В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования // Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. — 167 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет знания. Л.: ЛГУ. 1969. 327 с.
- Андриади И.П. Сущность и содержание авторитета учителя, http:// www. Informatika. Ru / text / magaz / pedagog / pedagog 3 / at. 8. html /.
- Андрианов M.C. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996.-24 с.
- Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. Учебное пособие. -М.: Инфра. 2001.
- Анисимов П.Ф. О производственной практике студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: НПЦ «Профессионал». 2000.
- Анохин П.Г. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука. 1978. — 400 с.
- Аппель К.О. Трасцендентально герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. 1. С. 76 — 92.
- Апатов Н.В., Гончаров О. Н., Солдатов С. А. Дидактические аспекты компьютерного обучения. Ученые записки Таврического национального университета. Выпуск № 3 (42) htt: // www. Crimea. Edu/internet/Education/notes/edition 3/ n 3 016. html.
- Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М., 1999.-203 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика. 1977.
- Батышев С .Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. /2-е изд., перераб. и доп. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с. С. 153 — 159.
- Батышев С.Я. Управление процессом обучения, обобщения и распространения передового опыта. М., 1977. — 43 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 285 с.
- Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функция. -Томск, 1984. С. 10.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989.-230 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа. 1989.
- Бодров В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивацион-ной сферы личности // Психологический журнал, 2001, т. 22. 2. С. 90 -91.
- Бодров В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивацион-ной сферы личности // Психологический журнал, 2001, т. 22. 2. С. 98.
- Бодалев A.A. Популярная психология для родителей. М., «Педагогика», 1988.-253 с. С. 99.
- Бормотова В.А. Педагогические условия формирования чувства доверия в семье у детей преддошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 20.
- Брудный A.A. Сематика языка и психология человека. Фрунзе, 1972. С. 78−80.
- Бугуева JI.B. Педагогические условия развития ключевых квалификаций у учащихся учреждений начального профессионального образования (на примере электротехнических специальностей): Дис.. канд. пед. наук. Уральский ГППУ, 2001.-198 с.
- Булгаков A.A. Профессионально-техническое образование на современном этапе. М., 1993.
- Валявский A.C. Как понять ребенка? С.- Пб.: Фолио-Пресс, 1988. С. 26.
- Вахтомин М.Н. Генезис научного знания. М.: Наука, 1973.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1979.
- Ведмич JI.B. Проектирование модульной технологии обучения учащихся профессиональных училищ и лицеев швейного профиля: Дис.. канд. пед. наук. М.: ИПТО РАО, 2000. 179 с.
- Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. / Монография. М.: ИЦПКПС, 1999. 75 с.
- Виноградова С.А. Диверсификация учреждений начального профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 2001.
- Волкова В.В. Невербальный компонент коммуникации в системе педагогической деятельности, http:// www.Nestu.ru/content/does/pdf/trudi/hs/ 10/15.pdf.
- Воробьев Г. Г. Теория тезаурусов в анализе коммуникаций // Семиотика и информатика. М., 1979. Вып. 11. С.З.
- Воронина М.Г. Блочно-модульная педагогическая технология обучения в учреждениях начального профессионального образования: Дис.канд. пед. наук. М.: ИРПО, 2002.
- Галкин П.Я. Интерес в диалектическом единстве отражения и отношения. Автореф.канд. филос. наук. Киев — Одесса, 1997. С. 9.
- Гельвеций. «Об уме» М., 1938. С. 34.
- Гегель / Собр. Соч. М.: -Л.: ГАЗ, 1930. 1. С. 223−224.
- Гитман E.K. Дидактические основы концентрированного обучения в начальном профессиональном образовании. Дис. докт. пед. наук. Челябинск, 2001.-330 с.
- Гитман Е.К. Технология концентрированного обучения. УНПО. / Метод, пособие для преподавателей профессиональных училищ. Пермь, 2002.
- Гитман Е.К., Гитман М. Б. Проектирование содержания курса учебной технологии в условиях реализации метода погружения. / Учебное пособие. Пермь: ПО ИПК РО, 1998. — 20 с.
- Глаточкин А.Д., АНСССР, Ин-т психологии. М., 1986. 254 с.
- Голицын Г. А. Творчество, интуиция, логика. М., 1997. С. 72.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. АН УССР, ин-т философии. Киев, 1986. — 142 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования / Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 821.
- Грибанов В.И. Мониторинг начального профессионального образования региона. Дис. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 2000. 177 с.
- Громкова М.Т. Образование взрослых. М.: МСХА, 1995. — 136 с.
- Губанова H.A. Дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов: Дис. канд. пед. наук. Брянск, ГПУ, 2000. — 245 с.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272 с.
- Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998.
- Деркач A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психологии, http: // www. Sitnikov, com / books / form.
- Джерджен К. Социальное конструирование и педагогическая практика. /Образовательные практики: амплификация маргинальное&trade-. Мн., 2000. С. 74−101.
- Faidew. Die Berufswahl. Munchen: fuventa. 1966.
- Дидактика средней школы. М., 1987. С. 169 -170.
- Довженко Ф.Е. Формирование целей и механизма развития начального профессионального образования в современных условиях. Дис. докт. пед. М.: ИРПО. 2001.-362 с.
- Думченко Н.И., Веснин В. Р. Менеджмент для всех. М.: Знание, 1994.
- Дундукова Н. В, Модель воспитательной работы в профессиональном лицее. -М.: Профессиональное образование. 2001.
- Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1994.
- Зайцев Г. Г., Лашманова Н. В., Дягилева Н. В. Управление персоналом в организации. С. — Пб.: Питер. 2001.
- Задорожнюк И.Е. Рефлексивные процессы. Психолого-педагогический аспект//Вопросы психологии. 2002. 1. С. 130- 131.
- Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. С. — Пб., 1997. -288 с. С. 9−10.
- Здравомыслов В.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 12.
- Зеер Э.Ф., Глуханюк Н. С. Структура и особенности инженерно-педагогической деятельности. / Сб. науч. трудов. Свердловск, 1988.
- Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс. 1996.
- Зинченко В.П. Как возникает чувство доверия. // Педагогика. 1998. 6. С. 39.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Дону: Феникс. 1997. — 480 с. С. 423.
- Зязюн I.A. Педагопка добра: ¡-деали i реалп: Навч. метод. пос1бник. -К.: МАУП. 2000.-312 с.
- Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. С. 46−48.
- Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений. -М., 1988.
- Каптерев А.И., Жолобов Ю. В. Профессиональные коммуникации системообразующая форма социального опыта, http:// www. e-rej ru /Futorun/our/doclad 4. htm/.
- Кан Калик B.A., Никандров Н. Д. Можно ли научиться творчеству? // Нар. Обр. 1989. 11. С. 83.
- Кан Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. Формирование личности специалиста в ВУЗе. / Сб. науч. тр. — Грозный, 1980. С. 5 — 13.
- Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. 1988. С. 13.
- Каменская O.JI. Текст и коммуникация. М.: Высш. шк. 1990. — 101 с.
- Каптерев А.И. Виртуальность культуры: прошлое, настоящее, будущее. Интернет.
- Квинн В. Прикладная психология. Питер. 2000. http: //kontakt. iatp. org. ua/ Texts/ page 50 308. htm/.
- Кербер В. Качества, необходимые специалистам в будущем.ЬИр: // www. avpu. ru / proect / form cult /pi. htm.
- Кильпатрик B.X. Метод проектов. Брокгауз и Эфрон, 1925. С. 42.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 300 с.
- Кнорозов Ю.В. К вопросу о классификации сигнализации. Основные проблемы африканистики. М., — Наука, 1973. С. 324−334.
- Князева E.H. Научись учиться, Мост, С.-Пб., 2001. 44. С. 52−53- Мост, -С, — Пб., 2001. 45. С. 38−40.
- Кобак В.А. Общедидактические основы начального профессионального образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. С.- Пб. Гос. ун-т., 2000.
- Коган А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению комплексных тестов целеполагания //Практическая психология и социальная работа. № 2. — Киев, 2000. С. 22 — 26.
- Колман Рон, Барри Гил. 525 способов стать лучшим менеджером. М.: Торговый дом Гранд, 2002.
- Копысова J1.A., Ковров В. В. Образовательная стратегия негосударственного вуза: проблемы и перспективы. http: //marketing.spb.ru/conf/2002−01-edu/sbornik-3.htm.
- Котлер И. Основы маркетинга. С.-Пб.: Коруна, 1994.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. / Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1955.-651 с.
- Конаржескай Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000. — 222 с.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДЕКА, 1996. — 304 с.
- Колесникова И.А. Основы педагогической культуры педагога. С.-Пб.: Дрофа. 2003.-288 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. / Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002. Москва. № 2783.
- Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. М.: Высшая школа. 1986.
- Knapp M.L. (1978) Nonverbal communication in human interaction (2 nd ed.). New York: Holt, Rinehart & Winston.
- Краснорядцева O.M. Мотивационная готовность педагогов к использованию психологической информации в диагностической деятельности. http://www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/pedagog 7/а 16. html
- Красов Б.В. Обучение спецдисциплинам системный подход. //Профессиональное образование. 1998. 1. С. 52 — 62.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. -215 с.
- Куницина В.H. Трудности межличностного общения. С.-Пб., 1991.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. М., 1972. С. 288 -289.
- Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность мастера //Проблемы дидактики производственного обучения профтехучилища, М., 1989. С. 242 -243.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JL, 1967.-183 с.
- Крайт С.Дж. Crites J. О. Career Development Processes // Vocational Ctdance and Human Development. Boston: Hondhton Mifflin. 1974. p. 296 -320.
- Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. Профессиональная ориентация школьников: /Сборник статей. -Ярославль, 1976. 84 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоуправления //Вопросы психологии. 1983. 2.
- Кузнецов H.A., Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования. // Вопросы философии. 1999. 1.
- Кузнецов В.В. Педагогическая культура мастера производственного обучения определяющий фактор эффективности инновационных процессов в начальной профессиональной школе. // Вестник ОГУ. 2000. 2. С. 30.
- Кусжанова А.Ж. Проблема интереса в сфере образования (философско-методический анализ http: //credo, osu. ru / 020 / 002. Shtml/.
- Леонтьев A.A. Психология общения. M.: Смысл. 1997.
- Леонтьев A.A. Педагогика общения. -М.: Знание. 1979. С. 13.
- Листвин A.A. Интеграция профессий и содержания многоуровневой профессиональной подготовки рабочих металлургического производства: Дис. канд. пед. наук. -М.: ИПТО РАО. 2001. 225 с.
- Литвиненко B.B. Образовательная среда как фактор повышения профессиональной компетентности мастера производственного обучения: Дис. канд. пед. наук. Оренбург ГУ, 2002. — 176 с.
- ИЗ. Ломов Б. Ф. Хрестоматия по инженерной психологии. М., 1991. — 289 с.
- Луман Н. Что такое коммуникация? http: //www. Soc/ pu/ ru: 8101/ /publications/pts/luman 3. shtml.
- Ляпина И.Ю. Проектирование содержания начального профессионального образования на основе профессиональных стандартов: Дис. канд. пед. наук. M.: ИРПО. 2001.- 159 с.
- Мирошниченко A.A., Уткина О. Н., Уткина Н. С. Когнитивно-алгоритмический подход к интеграции содержания программ общего и Н.П.О. // Профессиональное образование. 2003. 10.
- Макензи P.A. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. -М., 1993.
- Мандер Э. Практика управления. М., 1993.
- Манукян С.Г. Актуальные проблемы современной педагогики, http: //www. Oim. Ru / reader. Asp? Whichpage = 1 &mytip =1 &word =&pagesize =15 & Nome r = 284.
- Маркова A.K. Психология профессионализма. M., 1996.
- Маркова A.K. Психология труда учителя. М., 1993. — 190 с.
- Маслюкова H.A. Проектирование в образовании. Мн., 1999. С. 33.
- Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование, http: // www. russcomm. ru/rca biblio.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 215 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального учителя. М.: Флинта. 1998. С. 31.
- Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов н/Д.: Феникс. 1988.
- Михайлов А.И., Черный А. И., Гиляревский P.C. Научные коммуникации и информатика. ~М.: Наука. 1976. С. 45.
- Морозов В.П. Искусство и наука общения: Невербальная коммуникация. / Под общ. ред. В. И. Медведева. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. -163 с. С. 12−13.
- Морозова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика. 1986.- 191 с.
- Морозова А.К. Учителю о познавательном интересе. -М.: Знание. 1979. С. И.
- Морозова Н.И. Методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования: Дис. канд. пед. наук Уральский ГППУ. 2001.-246 с,
- Мудрик A.B. Социализация и смутное время. М.: Знание. 1990.
- Орлов В.И. Знания, умения, навыки и обучение. М., 1995. С. 18.
- Основны менеджмента. М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. М.: Дело. 1998. 800 с.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999. С. 44, 46.
- Педагогическое наследие. М., 1987. С. 169- 170.
- Петров JI.B. Массовая коммуникация и искусство. Д.: ЛГИТ — МиК. 1976. С. 12.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М., 1998,-528 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Психология (словарь). М., 1990, С. 146.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М.: МГУ. 1989.
- Плескач JI.E., Шамис Г. М. Технология педагогики. Краснодар, Просвещение. 1998.
- Полбенникова И.И. Организация внутриучилищного контроля. — Чебоксары, 1997.
- Популярная психология для родителей. / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика. 1988. С. 253.
- Портнов М.А. Азбука управления. М.: Просвещение. 1991.
- Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии. / Под ред. С. А. Смирнова.-М.: Академия. 1998.
- Поршнёв Б.Д. Социальная психология. С.-Пб., 1999.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М.: Рефл бук и Ваклер. 1999.-347 с.
- Прилюк Ю.Д. Общественные отношения и социальное общение. -Киев, 1991. С. 37.
- Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений. / Сб. материалов. Вып. 1. М.: НМЦ СТО, 1997.
- Программа развития образования в Краснодарском крае на 2000 2005 годы. — Краснодар, 2000.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности //Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — 152 с.
- Психология и педагогика, http: // idu. Ru /ffec / psych / psych html.
- Редлих C.M. К вопросу о качестве подготовке учителей. Барнаул, 1999.
- Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. JL, 1986. — 36 с.
- Розов В.Н. Стремление к превосходству. // Психол. Журнал. 1993. т. 14. 6. С. 133−141.
- Розов В.Н. Формирование инновационной модели начального профессионального образования в регионе: Дис. канд. пед. наук. -М.: ИРПО. 2003. 167 с.
- Ромашина С.Я. Коммуникативно-речевое воздействие учителя на класс как основной механизм педагогического управления, http: //bspu. secna. ru/ Journal/ pedagog/pedagog/ 9/ start 10. html.
- Российское образование к 2001 г. Аналитический обзор, http: //depart, ed. Bov. ru/ obzor. HTM.
- Ростунов A.T. Формирование профессиональной пригодности. M., 1984. — 176 с. Автореф. дис.канд. псих. наук. — Иркутск, 1996. — 25 с.
- Руденский Е.В., Панина Т. С. Введение в теорию и в практику психологических технологий общений учителя как менеджера. Кемерово, 1995.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1999.- 430 с.
- Саюшева В.А., Масолова В. А. Воспитательная работа в профессионально-технических учебных заведениях. М., 1989.
- Северов В.Г. Формирование профессиональной компетентности рабочих в процессе начального профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорский гос. унив. 2002. — 166 с.
- Семенова O.A. Применение педагогических технологий в преподавании специальных дисциплин в профлицее (на примере «Технология электрической сварки плавлением») Дис. канд. пед. наук М.: ИРПО. 2000. -190 с.
- Семушкина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. -М.: Высшая школа. 1990.
- Серый A.B. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. Иркутск, 1996. — 25 с.
- Ситникова А.П. Современные прикладные психотехнологии, http: //www. sitnikov. com/ books / priklad. phtml.
- Снегирева E.E. Методическое обеспечение развития инновационных процессов в профессионально-техническом лицее: Дис. канд. пед. наук. Уральский ГППУ. 2001. — 171 с.
- Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие.-С.-Пб.: Изд-во Михайлова В. А. 2002.-461 е., С. 9−10, 16−17, 85, 111.
- Соколова Т.Б. Подготовка персонала учреждения начального профессионального образования в области маркетинга: Дис. канд. пед. наук. -М.: РГППУ. 2002.- 155 с.
- Сопин В.И. Дидактическая система проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональном училище: Дис. докт. пед. наук. М.: ИПТО РАО. 2001. — 419 с.
- Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика. — Л., 1920. С. 16.
- Стуканов А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров. Дис. докт. пед. наук. -М.: АП-КиПРО МОРФ. 2003. 247 с.
- Super D.E., et. El. Vocational Development: A Frawework of Resuarch. № У. 1957.
- Теория и практика управления модернизацией начального профессионального образования. М.: Центр АПО. 2002.
- Теория управления. Терминология. Вып. 107. М.: Наука. 1988. С. 7 8.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР) -М., 1975. 198 с.
- Третьяков П.И. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика М.: Новая школа. 2001.
- Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. -М.: Дон. 1990. 167 с. С. 45.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.
- Федотова Л.Д. Направления модернизации государственных образовательных стандартов НПО. // Профессиональное образование. 2002. 6.
- Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1993. 4. С. 43 63.
- Халяпина J1.H. Социализация учителя. Кузбассвузиздат. 1995. — 128 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. М., 1986. -392 с. С. 33−34.
- Чистякова С.Н. Типы профессиональной среды. // Профессиональное образование. 2004. 3.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение. 1969.
- Читаева О.Б. Моделирование содержания начального профессионального образования в коммерческой сфере: Дис. докт. пед. наук. -М.: ИР-ПО. 2002.-504 с.
- Шабунин JI.E. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа и профессиональной самореализации. Дис. канд. пед. наук. Липецк ГПИ. 2000. — 199 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. — 95 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности.-М., 1982.- 185 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 320 с.
- Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом. М.: МГПИ. 1987.
- Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. М., 1992.
- Шаповалов В.А. Метаобразование как философская и педагогическая проблема. Ставрополь, 2001.
- Шевцова Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста /Сборник научных трудов. Серия «Наука», вып. № 10. Сев. Кав. ГТУ, Ставрополь, 2003.
- Шестакова В.В. Невербальный компонент коммуникации в системе педагогической деятельности, http: // aomai, ab. ru /Books /Files /1999 03 / HTML/16/pap 16. html.
- Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи.-Л., 1976.-62 с.
- Щеблева C.B. Профессиональная подготовка студентов колледжа на основе инновационных образовательных технологий. Дис. канд. пед. наук. Магнитогорский гос. унив. 2000. — 149 с.
- Щепотин А.Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании. //Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений. Сб. статей. М.: НМЦСПО. 1988. С. 6−28.
- Щукина Г. И., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. -М.: Педагогика. 1986.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. С. 7.
- Ягнюк К.В. Присутствие и невербальная коммуникация, http: //psvchol. ras. ru/ /ippp pfr/ Yagniuk/ prisutst. htm.
- Ядрышникова Т.Д. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ. Дис. канд. пед. наук. М., 1982.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ. 1988. 159 с.
- Янг С. Управление организацией. М., 1972.
- Становление нового качества образовательного процесса на основе синергизма двух процессов:
- Информационная культура образовательного пространства
- Процесс интеграции образования в единстве разных видов деятельности и разных способов освоения предмета в деятельности
- Синергетические методы образования.
- Коммуникативные принципы культуры образовательного пространства
- Коммуникативный компонент: а) взаимопонимание и удовлетворенность всех участников образовательного процесса взаимодействием- в) продуктивность взаимодействия в ходе образовательного процесса и удовлетворенность его результатами.
- МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА (СУ) УЧАЩЕГОСЯ В УПРАВЛЕНИИ КОММУНИКАЦИЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- Педагогические средства обеспечения ситуации успеха
- Цели создания ситуации успеха-Обеспечение здоровье-сберегающих технологий и психологическая поддержка учащегося. Достижение оптимального уровня теоретических и практических знаний с учетом индивиду альных способностей обучаемого.
- Принцип дидактического кольца
- Принцип оптимизации образовательного процесса
- Результат как критерий достижения ситуации успеха- Положитель ный тонус межличностного общения в учебной группе.
- Качество обучения по способностям.
- Достижение поставленных целей при минимальных затратах времени, сил и средств субъектов общения (педагога и учащегося).
- СУ процесс (информационное взаимодействие, педагогическое общение) и результат образовательной деятельности (достижение, движение вперед, вверх).
- Анкета качества профессиональной коммуникации научебном занятии
- Отметить кружком номера проявлений на занятиипреподавательвписать предмет, группу) (вписать фамилию И.О.)
- Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развивать личностные качества учащихся на уроке (например, мышление, речь, волю, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие) и осуществляет их средствами учебного предмета.
- Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
- Демонстрирует правильную, выразительную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
- Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
- Устанавливает и использует связи с другими предметами.
- Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
- Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
- Использует динамичные дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т. п.).
- Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
- Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
- Поощряет индивидуальные учебные достижения.
- Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
- Обращает внимание на качество речи обучаемых.
- На занятии использует приемы (методы):
- Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа понимания, здоровья и т. п.).
- Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
- Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
- Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
- Коллективной мыслительной деятельности.
- Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
- ЛИСТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (для IX класса)1. Фамилия, имя, отчество1. Школа Класс1. Год и месяц рождения1.
- Если по окончании 9 класса Вы намерены учиться в СПТУ и получить рабочую специальность, то ответьте:
- В каком училище желали бы учиться?2. По какой специальности?
- Какие профессии Вас еще привлекают?1.
- Если Вы намерены поступить в среднее специальное учебное заведение, то сообщите:
- Его местонахождение и наименование
- По какой специальности хотели бы учиться?
- Какие другие специальности в средних специальных учебных заведениях Вас интересуют:1.I.
- Если Вы будете продолжать учебу в школе, то какую профессию Вы выберете? Каковы Ваши намерения после окончания XI класса?
- Если собираетесь идти работать, то ответьте:
- На какое предприятие или в организацию?2. По какой профессии?
- Какие другие профессии Вас привлекают?
- Почему Вы решили выбрать профессию, которую указали выше?
- Как относятся к Вашему выбору родители?
- Мнение классного руководителя
- Программа-протокол диагностической беседы с учащимися IX класса
- Фамилия, имя, отчество ученика2. КлассШкола3. Состав семьи
- С какого класса посещаете данную школу?
- Какие учебные предметы интересуют Вас больше всего?
- Какие предметы Вам легче всего изучать?
- Какие предметы Вам не нравятся?
- Какие предметы Вам даются трудно?
- Сколько времени в среднем Вы тратите на выполнение домашних заданий (ежедневно)?
- Всегда ли у Вас была такая успеваемость, как в этом году?
- В какой работе класса, школы Вы принимаете активное участие?
- Каковы Ваши постоянные обязанности в семье?
- Чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Какие книги, журналы, газеты Вы любите читать?
- Какие фильмы, спектакли Вам нравятся?
- Какие черты характера Вы цените у друзей, у взрослых?
- Какие черты характера Вы можете отметить у себя?
- Сколько друзей у Вас в школе, классе, вне школы?
- Собираетесь ли Вы продолжить учебу в школе или стремитесь получить образование (среднее) в профтехучилище, техникуме?20. Выбрали ли Вы профессию?
- Давно ли Вы хотите выбрать именно эту профессию?
- Почему Вы хотите выбрать именно эту профессию?
- Что побудило Вас выбрать эту профессию (мнение родителей или друзей, влияние книги, кинофильма, радиопередачи, совет учителя, занятия в специальном кружке)?
- Что Вы делаете для подготовки к овладению выбранной профессией?
- Какие профессии Вам нравятся (кроме выбранной)?
- Где бы Вы хотели учиться или работать, если не удастся поступить в учебное заведение, в котором можно овладеть выбранной Вами профессией?
- Как Вы оцениваете свое здоровье вообще и в связи с выбранной профессией?