Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление профессиональной коммуникацией в образовательном процессе как основа качественной подготовки специалиста в учреждении начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научные работы, в которых управление принимается за объект исследования, в основном относятся либо к области методики обучения, психологии, либо к сфере социальных поисков, управлению образовательным учреждением как государственным институтом и т. п., тогда как решение проблемы управления коммуникациями в учебном процессе оставлено без внимания. Возникает проблема исследования условий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ-КАТЕГОРИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Коммуникация и общение в условиях информатизации образования
    • 1. 2. Коммуникация как основа преобразования социальных мотивов в профессиональные
  • Выводы
  • ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 2. 1. Опытно-экспериментальное обоснование системы управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе
    • 2. 2. Условия и технологическое обеспечение управления профессиональной коммуникацией как основа качественной подготовки специалиста в учреждении начального профессионального образования
  • ВЫВОДЫ

Управление профессиональной коммуникацией в образовательном процессе как основа качественной подготовки специалиста в учреждении начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях темпы обновления техники и технологий, всей совокупности средств и методов производства объективно требуют приведения сложившейся системы начального профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями общества.

Нарастание инновационных тенденций в мировом и отечественном педагогическом сообществе вызвало к жизни идею эффективного управления коммуникативными процессами в образовании. Механизм расширенного духовного производства, увеличение объемов информационных потоков призваны обеспечивать постоянное развитие человека как субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

При этом из-за теоретической и методической неразработанности путей оптимального управления коммуникациями в образовательном процессе такой процесс оказывается недостаточно эффективным. Указанная проблема еще острее становится на занятиях по теории и методике специальных дисциплин. Здесь, как правило, деятельность учащихся должна носить сугубо индивидуальный характер.

Существующая опасность потери молодого поколения российским государством, из-за слабой адаптабельности к самостоятельной трудовой деятельности, вызывает необходимость приоритетного решения проблем взаимоотношений между педагогами и учащимися в системе общего, допрофес-сионального и начального профессионального образования.

Одним из направлений решения данной проблемы может стать выявление путей оптимального управления профессиональной коммуникацией в учреждениях начального профессионального образования, обеспечивающих социализацию и вхождение в самостоятельную трудовую деятельность учащихся под гарантированной защитой государственного образовательного учреждения, реальная организация жизни и обучения учащихся. Это и явилось основанием для темы нашего исследования.

Информатизация общества и его гуманистическая перестройка — два тесно связанных понятия. Многие ученые и практики определяют информатизацию общества как деятельностный процесс все более полного овладения информацией как важнейшим ресурсом развития, с целью кардинального повышения интеллектуального уровня цивилизации и на этой основе — гуманистической перестройки всей жизнедеятельности человека [12,106,182,205].

А.И.Каптерев и Ю. В. Жолобов отмечают, что в конце XX века произошли трансформации глобального масштаба в различных сферах социальной жизни. Эти сферы связываются в единую систему благодаря человеческой деятельности особого рода — деятельности по обмену условиями жизни системы. Эту деятельность будем называть профессиональной. Профессиональная деятельность может происходить лишь в форме коммуникацийпростых или сложных, единовременных или разнотактных, вещественных, информационных и многих других. В каждом случае условия обмена могут быть разными, но цель любой профессиональной коммуникации заключается в одном — в создании совместного результата, который рассматривается как одно из условий жизнедеятельности системы в целом. Информационная открытость, увеличение разнообразия коммуникаций социальных групп, с одной стороны, и усиление тенденций к обособлению на национальной, религиозной, политической, культурной и профессиональной почве — с другой, обостряют проблему недостаточной эффективности профессиональной деятельности. Управление, призванное обеспечивать организацию профессиональных коммуникаций, не в состоянии выполнять свою миссию без принципиального изменения своих основ.

Наряду с углублением специализации в управлении, как деятельности особого рода специалистов и организаций, наблюдается процесс интеграции менеджмента в различные виды профессиональной деятельности. Деление профессиональных структур на «управляющие» и «управляемые» все больше размывается. Признаки управленческой деятельности становятся присущими все большему числу видов профессиональной деятельности. Большинство видов профессиональной деятельности осуществляется в форме совместной деятельности, которая вообще не мыслима без выполнения основных управленческих функций каждым ее участником. В этом качестве менеджмент, как средство организации профессиональных коммуникаций, испытывает влияние глубинных социокультурных процессов. С другой стороны, его результативность зависит от соблюдения законов функционирования искусственно сконструированных организационных, производственно-технических, информационных систем разного рода и масштаба [71].

Таким образом, профессиональная деятельность включает в себя управленческую деятельность всех своих субъектов, что позволяет говорить как о коммуникациях в сфере управления, так и об управлении в сфере коммуникаций. В свою очередь это говорит о синергетическом характере взаимоотношения процессов управления и коммуникации в профессиональной деятельности.

Рассмотрение проблем управления коммуникациями в образованиисамая важная задача сегодня, еще более важной она представляется в существенной части — профессиональной педагогике, где речь идет о высококвалифицированных специалистах. Процессы диверсификации затронули эту сферу значительнее всего.

Один из разработчиков теории профессиональной педагогики С. Я. Батышев отмечает, что и сегодня, как никогда прежде, речь идет о наиболее полном взаимодействии науки, образования и производства. Поскольку профессиональная педагогика — не изолированная система знаний, она должна отразить этот процесс, осмыслить его и оказать на него свое влияние. А для этого следует знать как законы производства, так и законы педагогики [15. С. 153−158].

Научные работы, в которых управление принимается за объект исследования, в основном относятся либо к области методики обучения, психологии, либо к сфере социальных поисков, управлению образовательным учреждением как государственным институтом и т. п., тогда как решение проблемы управления коммуникациями в учебном процессе оставлено без внимания. Возникает проблема исследования условий эффективного управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе и поиска возможности совершенствовать сам учебный процесс.

Существует противоречие самого образовательного процесса. Это управляемая педагогическая система и организуемый педагогом процесс обучения и учения. Управление предполагает, в некоторой степени, диктат со стороны преподавателя как учителя и организатора процесса. В то же самое время перед педагогом стоит задача развивать у учащихся познавательную самостоятельность, т. е. максимально приближать учащихся к самоуправлению собственной познавательной деятельностью для продвижения в знаниях.

В последнее десятилетие заметно усилился интерес ученых и практиков к управлению педагогическими системами [64,175,147,181,196], вызванный проблемой повышения качества образовательных процессов.

Противоречие существует в самом понятии «управление». Прикладное понятие «управление» предполагает изучение специфики, особенностей исследуемого объекта (в нашем случае — управление профессиональной коммуникацией в образовательном процессе), а его системная сущность требует оптимизации и генерализации механизмов и технологий управления образовательным процессом.

Профессиональная коммуникация будет выступать как управление развитием, а не только как управление организацией образовательного процесса при условии реализации преподавателем соответствующих методологических подходов к решению педагогических проблем в своей аналитической и практической деятельности.

В исследовании ставится задача прогнозирования и поиска оптимальных условий управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе, когда вектор саморегуляции объекта управления будет совпадать с вектором нацеленного управления и совершенствования технологии учебного труда и технологии педагогического труда, а также развитием личностных и профессиональных качеств учащихся как будущих специалистов вместе с педагогами.

В целом данное исследование призвано разрешить следующие противоречия между:

— резкими изменениями в развитии мировой экономики, обусловленными внедрением наукоемких технологий, информатизацией всех сфер социальной деятельности и медленным решением задач в отечественном общем и начальном профессиональном образовании в плане совершенствования технологий учебного и педагогического труда в процессе коммуникаций субъектов образовательного процесса;

— увеличением количества новых профессий, уменьшением спроса на подготовку специалистов по значительному числу традиционных технологий и отсутствием образовательной политики в сфере начального профессионального образования в плане его трансформации и управления процессами в ходе преобразований;

— совершенствованием управления социальными коммуникациями и отсутствием технологического обеспечения процесса управления профессиональными коммуникациями в образовательном процессе как основы совершенствования профессионального мастерства.

Целью исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка концептуальной модели и механизма управления профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса как основы качественной подготовки специалистов учреждений начального профессионального образования.

Объект исследования: коммуникации в образовательном процессе учреждений начального профессионального образования.

Предмет исследования: управление профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса как основы качественной подготовки специалиста учреждений начального профессионального образования.

Гипотеза исследования: управление профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса будет эффективным, если: будут созданы необходимые организационно-педагогические условия и технологическое обеспечение оптимальности управлениябудут разработаны модель и механизмы эффективного управления профессиональной коммуникацией, способствующие качественной подготовке специалиста начального звена.

Задачи исследования:

1. Изучить позиционирование в информационном взаимодействии педагогов, мастеров и учащихся с учетом критериев рефлексивного и моти-вационного управлений как составляющих управления профессиональной коммуникацией.

2. Проанализировать влияние предметно-пространственной среды образовательного учреждения на уровень управления профессиональной коммуникацией.

3. Выявить организационные и технологические условия эффективного управления профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса как основы качественной подготовки специалиста.

4. Разработать модель и механизм управления профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса.

Методологической основой исследования явились:

— принципы личностно-ориентированного подхода к формированию специалиста, идеи гуманизации образования (И.Я.Лернер, М. Н. Скаткин, В. С. Леденев и др.);

— методологические основы образовательных интерактивных информационных технологий (А.А.Вербицкий, Е. А. Климов, Н. А. Кузнецов, И. А. Колесникова, С. М. Редлих и др.) — принципы личностно-деятельного подхода (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев и др.) — методология педагогического исследования (В.И.Звягинский, А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.).

Теоретической основой исследования выступили:

— положения об оптимизации процесса обучения (Л.И.Анцыферова, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);

— положения о самостоятельной деятельности обучающихся и мотивации их поведения (А.Ф.Коган, О. М. Краснорядцева, А. А. Леонтьев, Х. Хекхаузен и др.);

— теория коммуникаций (А.Б.Зверинцев, Н. А. Кузнецов, Б. Ф. Ломов, Н. Луман, О. И. Матьяш, С. М. Редлих и др.);

— теория управления (Э.М.Коротков, В. П. Симонов, А. П. Стуканов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.);

— теория психологического обеспечения подготовки специалистов (И.А.Зимняя, В. П. Зинченко, М. С. Коган, Л. М. Митина, А. В. Петровский, Е. В. Руденский, В. В. Чебышева и др.);

— теория профессиональной педагогики (С.Я.Батышев, Н. В. Кузьмина, М. И. Махмутов, О. Б. Читаева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ специальной литературы и диссертационных исследований, анализ статистических данных, обобщение опыта подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования;

— опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, оценивание);

— прямое и косвенное наблюдение;

— методы изучения результатов исследования: количественный и качественный анализ, сравнение, отсроченный контроль за качеством подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 2000 года по 2005 год и включало несколько этапов.

На первом этапе (2000 — 2001 г. г.) — осуществлялся анализ литературных источников и выбор методологических оснований исследования, обобщался опыт педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования, разрабатывалась программа эксперимента.

На втором этапе (2002 — 2003 г. г.) — проверялась и уточнялась рабочая гипотеза в ходе опытно-экспериментальной работы, апробация различных технологий организации процесса управления профессиональной коммуникацией в учебном процессе.

На третьем этапе (2003 — 2005 г. г.) — проводились систематизация и обобщение материалов исследования, осуществлялся их анализ, отрабатывались практические рекомендации, оформлялась рукопись диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная школа, три учреждения начального профессионального образования города Армавира. Всего в исследовании приняло участие около 500 учащихся и 250 преподавателей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые поставлена и комплексно исследована проблема сложного и противоречивого процесса управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования;

— определена значимость категорий профессиональной коммуникации как основы преобразования широкой социальной мотивации в спектр профессиональных мотивов;

— выявлены специфические особенности управления в коммуникативном аспекте, структура и генезис профессиональной направленности субъектов образовательного процесса;

— определены организационные и технологические условия эффективности управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе;

— раскрыта специфика технологий (обучение в сотрудничестве, контекстное, педмастерские, метауроки), способствующих эффективности управления профессиональной коммуникацией.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработаны и предложены научно обоснованные пути решения проблемы управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе;

— экспериментальным путем выявлена прямая зависимость между личными профессиональными ценностями и мотивами педагога (мастера) и профессиональными интересами учащихся в коммуникативных процессах;

— осуществлен синергетический подход к построению организационно-содержательной модели управления профессиональной коммуникацией в учебном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определены организационные и технологические условия и выработан механизм эффективного управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе.

Результаты исследования позволяют внедрить в практику начального профессионального образования эффективные и содержательные образовательные технологии, способствующие оптимизации процессов управления профессиональной коммуникацией. Апробированы спецкурсы в рамках повышения квалификации педагогов и мастеров по совершенствованию форм и методов управления коммуникациями в образовательном процессе, способствующие качественной подготовке специалистов.

Изучен характер, специфика позиционирования педагога (мастера) и учащегося, выявившие принципиально новые партнерские основания совместной деятельности, усиливающие субъектность каждого из участников учебного процесса.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечивались опорой на четкие исходные методологические позиции, различные методы исследования, соответствующие целям и задачам, репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились постоянно по мере их получения. Ход экспериментальной работы, научные идеи и выводы обсуждались на:

— межрегиональных, межвузовских конференциях (Москва, Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону);

— на региональном совете директоров учреждений начального профессионального образования;

— на краевых (Краснодар) методобъединениях преподавателей учреждений НПО;

— на педагогических советах учреждений НПО;

— на защите дипломной работы в Московской Современной гуманитарной академии по теме: «Управление учебно-педагогическим процессом на базе училищ НПО г. Армавира»;

— в публикациях материалов исследования в научных сборниках, журналах, методических рекомендациях, пособиях.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились профессиональные училища города Армавира №№ 5,6, 27, МОУСОШ № 9.

На защиту выносятся:

— основные направления организации и технологизации управления профессиональной коммуникацией субъектов образовательного процесса, способствующие качественной подготовке специалистов в учреждениях начального профессионального образования;

— структура и генезис профессиональной направленности субъектов образовательного процесса в управлении коммуникациями;

— модель и механизм управления профессиональной коммуникацией как основа совершенствования субъектов образовательного процесса.

Публикации по работе. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научно-методических работ.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Она включает в себя 2 схемы, 10 таблиц и 5 приложений. Общий объем текста 141 страница. Список использованной литературы включает 208 наименований.

ВЫВОДЫ.

В поисках условий и технологии эффективного обеспечения управления коммуникацией субъектов образовательного процесса система управления прошла несколько этапов становления.

На первом этапе работа всех звеньев носила несколько разрозненный характер.

Не были выявлены цели и мотивы поступления учащихся, не согласовывались действия методических служб, преподавателей общественных и специальных предметов, мастеров в реализации учебных программ.

На втором этапе более управляемыми стали процессы освоения педагогами и мастерами инновационных методов и технологий взаимодействия с учащимися, параллельно выяснялись интерес и мотивы учащихся к избранной профессии.

Оптимизационный эффект децентрализации управления достигается делегированием ответственности каждому педагогу и мастеру за эффективность нововведений и в результате этого рост творчества учащихся.

В данном исследовании систему оптимального управления профессиональной коммуникацией мы рассматриваем, прежде всего, как системный объект, характеризующийся свойствами целостности, сложности, организованности и непрерывности.

Проведенный анализ проблем с позиции системного подхода, показал, что система управления профессиональной коммуникацией это уже не столько отраслевая, а качественно новая социально-педагогическая система, ориентированная на социальные цели (подготовка высококвалифицированного специалиста) и подчиняющая этим целям весь образовательный процесс, что и является специфическим признаком данной системы.

Системно целевой подход к управлению профессиональной коммуникацией позволил на основе системного анализа потребностей и ожиданий общества в высококвалифицированных специалистах определить объективную общественно значимую цель системы. Были определены особенности взаимодействия звеньев системы, условия достижения конечных результатов, разработана модель системы управления и разработана программа повышения квалификации педагогов для осуществления внедрения данной модели.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности управления профессиональной коммуникацией в условиях образовательного учреждения подтвердила на практике теоретические выводы о необходимости создания условий для обеспечения интегративности этой системы, оптимального сочетания традиционных и инновационных процессов, управляемости.

Методы управления, изложенные в диссертационном исследовании, являются альтернативными авторитарной, командно-административной системе.

К ним относится метод субъект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися в образовательном процессе, творческого подхода.

Указанный метод управления основан на изменении взаимоотношений между педагогами и учащимися, методическими службами, администрацией и педагогами.

Такое управление может быть охарактеризовано как личностно-функциональное. На всех уровнях управления каждый субъект образовательного процесса выступает не как исполнитель заданной ему функции, чья деятельность жестко регламентируется, а как личность, чья функциональная деятельность зависит от способности к самостоятельному целеполаганию, взаимосвязанному с целеполаганием других участников образовательного процесса.

Происходит изменение характера целей, которые из целей-намерений трансформируются в цели-действия.

Анализ условий оптимального управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе подтвердил, что в данных условиях решаются не только профессиональные, но и личностные проблемы как педагога, так и учащегося, что требует дальнейшего изучения проблемы в плане ценностных ориентаций педагога и учащегося.

Через модель управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе стали возможными конкретный анализ и выявление причин престижности или непрестижности профессии, а также в целом образовательного учреждения.

При функционировании представленной модели механизм ее реализации играет роль не только приводного ремня от теории к практике, но одновременно выполняет адаптационные и коррекционные функции по отношению к учащимся.

Идет не ретрансляция знаний учащимся, а их саморегуляция и развитие при помощи научно-методических механизмов оптимального управления профессиональной коммуникацией в образовательного процессе.

Эти отношения накладывают свой отпечаток на характер деятельности и структуры образовательного учреждения, отдельных его звеньев и на управление в целом.

Такой подход обеспечивает качество образовательного процесса, предсказуемость его результатов, позволяет достичь успеха при наименьших затратах времени, сил педагога и учащегося и способствует творческому росту субъектов образовательного процесса.

75% педагогов и мастеров отметили, что нехватка времени, информации, дефицит профессионального общения, мешающие росту профессионализма, устраняются во время непрерывного повышения квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональная деятельность включает в себя управленческую деятельность всех своих субъектов, что позволяет говорить как о коммуникациях в сфере управления, так и об управлении в сфере коммуникаций.

Рассмотрение проблемы управления профессиональной коммуникацией в учебном процессе учреждений начального профессионального образования самая важная сегодня, так как речь идет о подготовке высококвалифицированных специалистов для многих сфер нашего жизнеобеспечения.

Мы полагаем, что в рамках такого научного направления решение проблемы управления профессиональной коммуникацией в педагогическом процессе займет свое место как инструментальная основа взаимодействия педагога и учащегося.

Рассмотрев проблему управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе, мы приходим к выводу, что объективными и субъективными показателями его эффективности будет успешность учащихся в учебной деятельности, удовлетворенность педагогов и учащихся общением в учебной группе, возрастающая мотивация на дальнейшее совершенствование профессионального мастерства как педагогов, так и учащихся.

Результаты эксперимента позволяют отметить, что использование новых технологий в образовательном процессе привело не только к возрастанию эффективности этого процесса, но и в значительной степени изменило отношение всех его участников друг к другу, что повысило организационную культуру управления профессиональной коммуникацией.

Разработанная модель предопределила единое понимание всеми субъектами управления профессиональной коммуникацией стоящих перед ними задач и эффективное взаимодействие в образовательном процессе.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы были получены результаты, практически подтверждающие положения о том, что эффективная технология коммуникативных подходов к управлению в образовательном процессе на основе профессионального переосмысления функций такого управления и разработанных моделей приводит к возрастанию эффективности этого процесса.

Понятие «коммуникация», наполняясь конкретным педагогически содержанием, становится все более значимым для современной образовательной практики.

Включая его в основной категориальный аппарат педагогики, мы рассматриваем управление коммуникациями как базовое понятие характеристики цели. При этом под управлением понимается собственно процесс вместе-действия педагога и учащегося по самосовершенствованию.

Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в учреждениях начального профессионального образования влечет за собой перестройку всей образовательной деятельности преподавателей и мастеров в плане совершенствования управления процессами коммуникаций.

Реализованный в рамках исследования комплексный подход к управлению профессиональной коммуникацией в образовательном процессе мы связываем и со значительным ростом способностей всех субъектов оценивать ситуацию и изменять стиль управления (т.е. рефлективностью и гибкостью).

Таким образом, создание модели управления профессиональной коммуникацией в учебном процессе значительно повышает коммуникативную компетентность субъектов образовательного процесса в достижении поставленной цели и выполнении стоящих перед ними задач.

Данные результатов доказывают репрезентативность сделанных выводов об эффективности внедрения новых технологий, форм и методов работы при подготовке специалистов как основы оптимального управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе.

Анализ полученных качественных результатов определил задачи дальнейшего совершенствования подготовки специалистов:

— усилить аспект подготовки специалистов в плане интеграции в учебном процессе общеобразовательных предметов со специальными;

— продумать эффективные формы и методы работы с будущими специалистами, обеспечивающие как теоретическую, так и практическую подготовку специалистов по различным аспектам готовности;

— совершенствовать механизм разработанной модели управления профессиональной коммуникацией в образовательном процессе, приемлемо к определенным условиям.

Результаты экспериментальной работы помогли педагогам и мастерам совместно с методистами разработать ряд интегрированных занятий.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы были получены результаты, практически подтверждающие положения о том, что эффективная технология коммуникативных подходов к управлению в образовательном процессе на основе профессионального переосмысления функций такого управления и разработанных моделей приводит к возрастанию эффективности этого процесса в плане качества подготовки специалистов.

Проведенное исследование обладает несомненным прогностическим потенциалом. Дальнейшие научные исследования данной проблемы видятся нам в изучении процессов межпредметных связей в управлении коммуникациями в учебном процессе, интеграции общего и начального профессионального профильного образования, особенностей и условий протекания данных процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Мотивационное поведение и формирование личности. -М.: Мысль. 1976. — 158 с.
  2. A.B. Рефлексивное управление, http: // lib. socid. msu. ru/1/ librarg.
  3. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.-243 с.
  4. Н.В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования // Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. — 167 с.
  5. .Г. Человек как предмет знания. Л.: ЛГУ. 1969. 327 с.
  6. И.П. Сущность и содержание авторитета учителя, http:// www. Informatika. Ru / text / magaz / pedagog / pedagog 3 / at. 8. html /.
  7. M.C. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996.-24 с.
  8. .А. Высший менеджмент для руководителя. Учебное пособие. -М.: Инфра. 2001.
  9. П.Ф. О производственной практике студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: НПЦ «Профессионал». 2000.
  10. П.Г. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука. 1978. — 400 с.
  11. К.О. Трасцендентально герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. 1. С. 76 — 92.
  12. Н.В., Гончаров О. Н., Солдатов С. А. Дидактические аспекты компьютерного обучения. Ученые записки Таврического национального университета. Выпуск № 3 (42) htt: // www. Crimea. Edu/internet/Education/notes/edition 3/ n 3 016. html.
  13. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М., 1999.-203 с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика. 1977.
  15. С .Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. /2-е изд., перераб. и доп. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с. С. 153 — 159.
  16. С.Я. Управление процессом обучения, обобщения и распространения передового опыта. М., 1977. — 43 с.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 285 с.
  18. В.О. Интерес: познавательная и практическая функция. -Томск, 1984. С. 10.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989.-230 с.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа. 1989.
  21. В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивацион-ной сферы личности // Психологический журнал, 2001, т. 22. 2. С. 90 -91.
  22. В.А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивацион-ной сферы личности // Психологический журнал, 2001, т. 22. 2. С. 98.
  23. A.A. Популярная психология для родителей. М., «Педагогика», 1988.-253 с. С. 99.
  24. В.А. Педагогические условия формирования чувства доверия в семье у детей преддошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 20.
  25. A.A. Сематика языка и психология человека. Фрунзе, 1972. С. 78−80.
  26. JI.B. Педагогические условия развития ключевых квалификаций у учащихся учреждений начального профессионального образования (на примере электротехнических специальностей): Дис.. канд. пед. наук. Уральский ГППУ, 2001.-198 с.
  27. A.A. Профессионально-техническое образование на современном этапе. М., 1993.
  28. A.C. Как понять ребенка? С.- Пб.: Фолио-Пресс, 1988. С. 26.
  29. М.Н. Генезис научного знания. М.: Наука, 1973.
  30. .М. Современная когнитивная психология. М., 1979.
  31. JI.B. Проектирование модульной технологии обучения учащихся профессиональных училищ и лицеев швейного профиля: Дис.. канд. пед. наук. М.: ИПТО РАО, 2000. 179 с.
  32. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. / Монография. М.: ИЦПКПС, 1999. 75 с.
  33. С.А. Диверсификация учреждений начального профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 2001.
  34. В.В. Невербальный компонент коммуникации в системе педагогической деятельности, http:// www.Nestu.ru/content/does/pdf/trudi/hs/ 10/15.pdf.
  35. Г. Г. Теория тезаурусов в анализе коммуникаций // Семиотика и информатика. М., 1979. Вып. 11. С.З.
  36. М.Г. Блочно-модульная педагогическая технология обучения в учреждениях начального профессионального образования: Дис.канд. пед. наук. М.: ИРПО, 2002.
  37. П.Я. Интерес в диалектическом единстве отражения и отношения. Автореф.канд. филос. наук. Киев — Одесса, 1997. С. 9.
  38. Гельвеций. «Об уме» М., 1938. С. 34.
  39. Гегель / Собр. Соч. М.: -Л.: ГАЗ, 1930. 1. С. 223−224.
  40. E.K. Дидактические основы концентрированного обучения в начальном профессиональном образовании. Дис. докт. пед. наук. Челябинск, 2001.-330 с.
  41. Е.К. Технология концентрированного обучения. УНПО. / Метод, пособие для преподавателей профессиональных училищ. Пермь, 2002.
  42. Е.К., Гитман М. Б. Проектирование содержания курса учебной технологии в условиях реализации метода погружения. / Учебное пособие. Пермь: ПО ИПК РО, 1998. — 20 с.
  43. А.Д., АНСССР, Ин-т психологии. М., 1986. 254 с.
  44. Г. А. Творчество, интуиция, логика. М., 1997. С. 72.
  45. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. АН УССР, ин-т философии. Киев, 1986. — 142 с.
  46. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования / Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 821.
  47. В.И. Мониторинг начального профессионального образования региона. Дис. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 2000. 177 с.
  48. М.Т. Образование взрослых. М.: МСХА, 1995. — 136 с.
  49. H.A. Дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов: Дис. канд. пед. наук. Брянск, ГПУ, 2000. — 245 с.
  50. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272 с.
  51. В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998.
  52. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психологии, http: // www. Sitnikov, com / books / form.
  53. К. Социальное конструирование и педагогическая практика. /Образовательные практики: амплификация маргинальное&trade-. Мн., 2000. С. 74−101.
  54. Faidew. Die Berufswahl. Munchen: fuventa. 1966.
  55. Дидактика средней школы. М., 1987. С. 169 -170.
  56. Ф.Е. Формирование целей и механизма развития начального профессионального образования в современных условиях. Дис. докт. пед. М.: ИРПО. 2001.-362 с.
  57. Н.И., Веснин В. Р. Менеджмент для всех. М.: Знание, 1994.
  58. Дундукова Н. В, Модель воспитательной работы в профессиональном лицее. -М.: Профессиональное образование. 2001.
  59. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1994.
  60. Г. Г., Лашманова Н. В., Дягилева Н. В. Управление персоналом в организации. С. — Пб.: Питер. 2001.
  61. И.Е. Рефлексивные процессы. Психолого-педагогический аспект//Вопросы психологии. 2002. 1. С. 130- 131.
  62. А.Б. Коммуникационный менеджмент. С. — Пб., 1997. -288 с. С. 9−10.
  63. В.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 12.
  64. Э.Ф., Глуханюк Н. С. Структура и особенности инженерно-педагогической деятельности. / Сб. науч. трудов. Свердловск, 1988.
  65. В.П. и Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс. 1996.
  66. В.П. Как возникает чувство доверия. // Педагогика. 1998. 6. С. 39.
  67. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Дону: Феникс. 1997. — 480 с. С. 423.
  68. I.A. Педагопка добра: ¡-деали i реалп: Навч. метод. пос1бник. -К.: МАУП. 2000.-312 с.
  69. Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. С. 46−48.
  70. М.С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений. -М., 1988.
  71. А.И., Жолобов Ю. В. Профессиональные коммуникации системообразующая форма социального опыта, http:// www. e-rej ru /Futorun/our/doclad 4. htm/.
  72. Кан Калик B.A., Никандров Н. Д. Можно ли научиться творчеству? // Нар. Обр. 1989. 11. С. 83.
  73. Кан Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. Формирование личности специалиста в ВУЗе. / Сб. науч. тр. — Грозный, 1980. С. 5 — 13.
  74. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. 1988. С. 13.
  75. O.JI. Текст и коммуникация. М.: Высш. шк. 1990. — 101 с.
  76. А.И. Виртуальность культуры: прошлое, настоящее, будущее. Интернет.
  77. В. Прикладная психология. Питер. 2000. http: //kontakt. iatp. org. ua/ Texts/ page 50 308. htm/.
  78. В. Качества, необходимые специалистам в будущем.ЬИр: // www. avpu. ru / proect / form cult /pi. htm.
  79. B.X. Метод проектов. Брокгауз и Эфрон, 1925. С. 42.
  80. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 300 с.
  81. Ю.В. К вопросу о классификации сигнализации. Основные проблемы африканистики. М., — Наука, 1973. С. 324−334.
  82. E.H. Научись учиться, Мост, С.-Пб., 2001. 44. С. 52−53- Мост, -С, — Пб., 2001. 45. С. 38−40.
  83. В.А. Общедидактические основы начального профессионального образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. С.- Пб. Гос. ун-т., 2000.
  84. А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению комплексных тестов целеполагания //Практическая психология и социальная работа. № 2. — Киев, 2000. С. 22 — 26.
  85. Колман Рон, Барри Гил. 525 способов стать лучшим менеджером. М.: Торговый дом Гранд, 2002.
  86. Копысова J1.A., Ковров В. В. Образовательная стратегия негосударственного вуза: проблемы и перспективы. http: //marketing.spb.ru/conf/2002−01-edu/sbornik-3.htm.
  87. И. Основы маркетинга. С.-Пб.: Коруна, 1994.
  88. Я.А. Великая дидактика. / Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1955.-651 с.
  89. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000. — 222 с.
  90. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДЕКА, 1996. — 304 с.
  91. И.А. Основы педагогической культуры педагога. С.-Пб.: Дрофа. 2003.-288 с.
  92. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. / Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002. Москва. № 2783.
  93. С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. М.: Высшая школа. 1986.
  94. M.L. (1978) Nonverbal communication in human interaction (2 nd ed.). New York: Holt, Rinehart & Winston.
  95. O.M. Мотивационная готовность педагогов к использованию психологической информации в диагностической деятельности. http://www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/pedagog 7/а 16. html
  96. .В. Обучение спецдисциплинам системный подход. //Профессиональное образование. 1998. 1. С. 52 — 62.
  97. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. -215 с.
  98. В.H. Трудности межличностного общения. С.-Пб., 1991.
  99. Н.В. Основы вузовской педагогики. М., 1972. С. 288 -289.
  100. Н.В. Педагогическая деятельность мастера //Проблемы дидактики производственного обучения профтехучилища, М., 1989. С. 242 -243.
  101. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JL, 1967.-183 с.
  102. С.Дж. Crites J. О. Career Development Processes // Vocational Ctdance and Human Development. Boston: Hondhton Mifflin. 1974. p. 296 -320.
  103. И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. Профессиональная ориентация школьников: /Сборник статей. -Ярославль, 1976. 84 с.
  104. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоуправления //Вопросы психологии. 1983. 2.
  105. H.A., Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования. // Вопросы философии. 1999. 1.
  106. В.В. Педагогическая культура мастера производственного обучения определяющий фактор эффективности инновационных процессов в начальной профессиональной школе. // Вестник ОГУ. 2000. 2. С. 30.
  107. А.Ж. Проблема интереса в сфере образования (философско-методический анализ http: //credo, osu. ru / 020 / 002. Shtml/.
  108. A.A. Психология общения. M.: Смысл. 1997.
  109. A.A. Педагогика общения. -М.: Знание. 1979. С. 13.
  110. A.A. Интеграция профессий и содержания многоуровневой профессиональной подготовки рабочих металлургического производства: Дис. канд. пед. наук. -М.: ИПТО РАО. 2001. 225 с.
  111. B.B. Образовательная среда как фактор повышения профессиональной компетентности мастера производственного обучения: Дис. канд. пед. наук. Оренбург ГУ, 2002. — 176 с.
  112. ИЗ. Ломов Б. Ф. Хрестоматия по инженерной психологии. М., 1991. — 289 с.
  113. Н. Что такое коммуникация? http: //www. Soc/ pu/ ru: 8101/ /publications/pts/luman 3. shtml.
  114. И.Ю. Проектирование содержания начального профессионального образования на основе профессиональных стандартов: Дис. канд. пед. наук. M.: ИРПО. 2001.- 159 с.
  115. A.A., Уткина О. Н., Уткина Н. С. Когнитивно-алгоритмический подход к интеграции содержания программ общего и Н.П.О. // Профессиональное образование. 2003. 10.
  116. P.A. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. -М., 1993.
  117. Э. Практика управления. М., 1993.
  118. С.Г. Актуальные проблемы современной педагогики, http: //www. Oim. Ru / reader. Asp? Whichpage = 1 &mytip =1 &word =&pagesize =15 & Nome r = 284.
  119. A.K. Психология профессионализма. M., 1996.
  120. A.K. Психология труда учителя. М., 1993. — 190 с.
  121. H.A. Проектирование в образовании. Мн., 1999. С. 33.
  122. О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование, http: // www. russcomm. ru/rca biblio.
  123. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 215 с.
  124. Л.М. Психология профессионального учителя. М.: Флинта. 1998. С. 31.
  125. В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов н/Д.: Феникс. 1988.
  126. А.И., Черный А. И., Гиляревский P.C. Научные коммуникации и информатика. ~М.: Наука. 1976. С. 45.
  127. В.П. Искусство и наука общения: Невербальная коммуникация. / Под общ. ред. В. И. Медведева. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. -163 с. С. 12−13.
  128. А.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика. 1986.- 191 с.
  129. А.К. Учителю о познавательном интересе. -М.: Знание. 1979. С. И.
  130. Н.И. Методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования: Дис. канд. пед. наук Уральский ГППУ. 2001.-246 с,
  131. A.B. Социализация и смутное время. М.: Знание. 1990.
  132. В.И. Знания, умения, навыки и обучение. М., 1995. С. 18.
  133. Основны менеджмента. М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. М.: Дело. 1998. 800 с.
  134. .Д. Анатомия общения. СПб., 1999. С. 44, 46.
  135. Педагогическое наследие. М., 1987. С. 169- 170.
  136. JI.B. Массовая коммуникация и искусство. Д.: ЛГИТ — МиК. 1976. С. 12.
  137. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М., 1998,-528 с.
  138. A.B., Ярошевский М. Г. Психология (словарь). М., 1990, С. 146.
  139. JI.A. Компетентность в общении. М.: МГУ. 1989.
  140. JI.E., Шамис Г. М. Технология педагогики. Краснодар, Просвещение. 1998.
  141. И.И. Организация внутриучилищного контроля. — Чебоксары, 1997.
  142. Популярная психология для родителей. / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика. 1988. С. 253.
  143. М.А. Азбука управления. М.: Просвещение. 1991.
  144. Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии. / Под ред. С. А. Смирнова.-М.: Академия. 1998.
  145. .Д. Социальная психология. С.-Пб., 1999.
  146. Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М.: Рефл бук и Ваклер. 1999.-347 с.
  147. Ю.Д. Общественные отношения и социальное общение. -Киев, 1991. С. 37.
  148. Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений. / Сб. материалов. Вып. 1. М.: НМЦ СТО, 1997.
  149. Программа развития образования в Краснодарском крае на 2000 2005 годы. — Краснодар, 2000.
  150. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности //Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — 152 с.
  151. Психология и педагогика, http: // idu. Ru /ffec / psych / psych html.
  152. C.M. К вопросу о качестве подготовке учителей. Барнаул, 1999.
  153. С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. JL, 1986. — 36 с.
  154. В.Н. Стремление к превосходству. // Психол. Журнал. 1993. т. 14. 6. С. 133−141.
  155. В.Н. Формирование инновационной модели начального профессионального образования в регионе: Дис. канд. пед. наук. -М.: ИРПО. 2003. 167 с.
  156. С.Я. Коммуникативно-речевое воздействие учителя на класс как основной механизм педагогического управления, http: //bspu. secna. ru/ Journal/ pedagog/pedagog/ 9/ start 10. html.
  157. Российское образование к 2001 г. Аналитический обзор, http: //depart, ed. Bov. ru/ obzor. HTM.
  158. A.T. Формирование профессиональной пригодности. M., 1984. — 176 с. Автореф. дис.канд. псих. наук. — Иркутск, 1996. — 25 с.
  159. Е.В., Панина Т. С. Введение в теорию и в практику психологических технологий общений учителя как менеджера. Кемерово, 1995.
  160. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1999.- 430 с.
  161. В.А., Масолова В. А. Воспитательная работа в профессионально-технических учебных заведениях. М., 1989.
  162. В.Г. Формирование профессиональной компетентности рабочих в процессе начального профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорский гос. унив. 2002. — 166 с.
  163. O.A. Применение педагогических технологий в преподавании специальных дисциплин в профлицее (на примере «Технология электрической сварки плавлением») Дис. канд. пед. наук М.: ИРПО. 2000. -190 с.
  164. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. -М.: Высшая школа. 1990.
  165. A.B. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. Иркутск, 1996. — 25 с.
  166. А.П. Современные прикладные психотехнологии, http: //www. sitnikov. com/ books / priklad. phtml.
  167. E.E. Методическое обеспечение развития инновационных процессов в профессионально-техническом лицее: Дис. канд. пед. наук. Уральский ГППУ. 2001. — 171 с.
  168. A.B. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие.-С.-Пб.: Изд-во Михайлова В. А. 2002.-461 е., С. 9−10, 16−17, 85, 111.
  169. Т.Б. Подготовка персонала учреждения начального профессионального образования в области маркетинга: Дис. канд. пед. наук. -М.: РГППУ. 2002.- 155 с.
  170. В.И. Дидактическая система проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональном училище: Дис. докт. пед. наук. М.: ИПТО РАО. 2001. — 419 с.
  171. П.А. Система социологии. Т. 1. Социальная аналитика. — Л., 1920. С. 16.
  172. А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров. Дис. докт. пед. наук. -М.: АП-КиПРО МОРФ. 2003. 247 с.
  173. Super D.E., et. El. Vocational Development: A Frawework of Resuarch. № У. 1957.
  174. Теория и практика управления модернизацией начального профессионального образования. М.: Центр АПО. 2002.
  175. Теория управления. Терминология. Вып. 107. М.: Наука. 1988. С. 7 8.
  176. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР) -М., 1975. 198 с.
  177. П.И. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика М.: Новая школа. 2001.
  178. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. -М.: Дон. 1990. 167 с. С. 45.
  179. К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.
  180. Л.Д. Направления модернизации государственных образовательных стандартов НПО. // Профессиональное образование. 2002. 6.
  181. Ю. Теория коммуникативного действия //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1993. 4. С. 43 63.
  182. Халяпина J1.H. Социализация учителя. Кузбассвузиздат. 1995. — 128 с.
  183. X. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. М., 1986. -392 с. С. 33−34.
  184. С.Н. Типы профессиональной среды. // Профессиональное образование. 2004. 3.
  185. В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение. 1969.
  186. О.Б. Моделирование содержания начального профессионального образования в коммерческой сфере: Дис. докт. пед. наук. -М.: ИР-ПО. 2002.-504 с.
  187. JI.E. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа и профессиональной самореализации. Дис. канд. пед. наук. Липецк ГПИ. 2000. — 199 с.
  188. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. — 95 с.
  189. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности.-М., 1982.- 185 с.
  190. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 320 с.
  191. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом. М.: МГПИ. 1987.
  192. Т.И. Менеджмент в управлении школой. М., 1992.
  193. В.А. Метаобразование как философская и педагогическая проблема. Ставрополь, 2001.
  194. Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста /Сборник научных трудов. Серия «Наука», вып. № 10. Сев. Кав. ГТУ, Ставрополь, 2003.
  195. В.В. Невербальный компонент коммуникации в системе педагогической деятельности, http: // aomai, ab. ru /Books /Files /1999 03 / HTML/16/pap 16. html.
  196. Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи.-Л., 1976.-62 с.
  197. C.B. Профессиональная подготовка студентов колледжа на основе инновационных образовательных технологий. Дис. канд. пед. наук. Магнитогорский гос. унив. 2000. — 149 с.
  198. А.Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании. //Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений. Сб. статей. М.: НМЦСПО. 1988. С. 6−28.
  199. Г. И., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. -М.: Педагогика. 1986.
  200. И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. С. 7.
  201. К.В. Присутствие и невербальная коммуникация, http: //psvchol. ras. ru/ /ippp pfr/ Yagniuk/ prisutst. htm.
  202. Т.Д. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ. Дис. канд. пед. наук. М., 1982.
  203. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ. 1988. 159 с.
  204. Янг С. Управление организацией. М., 1972.
  205. Становление нового качества образовательного процесса на основе синергизма двух процессов:
  206. Информационная культура образовательного пространства
  207. Процесс интеграции образования в единстве разных видов деятельности и разных способов освоения предмета в деятельности
  208. Синергетические методы образования.
  209. Коммуникативные принципы культуры образовательного пространства
  210. Коммуникативный компонент: а) взаимопонимание и удовлетворенность всех участников образовательного процесса взаимодействием- в) продуктивность взаимодействия в ходе образовательного процесса и удовлетворенность его результатами.
  211. МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА (СУ) УЧАЩЕГОСЯ В УПРАВЛЕНИИ КОММУНИКАЦИЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  212. Педагогические средства обеспечения ситуации успеха
  213. Цели создания ситуации успеха-Обеспечение здоровье-сберегающих технологий и психологическая поддержка учащегося. Достижение оптимального уровня теоретических и практических знаний с учетом индивиду альных способностей обучаемого.
  214. Принцип дидактического кольца
  215. Принцип оптимизации образовательного процесса
  216. Результат как критерий достижения ситуации успеха- Положитель ный тонус межличностного общения в учебной группе.
  217. Качество обучения по способностям.
  218. Достижение поставленных целей при минимальных затратах времени, сил и средств субъектов общения (педагога и учащегося).
  219. СУ процесс (информационное взаимодействие, педагогическое общение) и результат образовательной деятельности (достижение, движение вперед, вверх).
  220. Анкета качества профессиональной коммуникации научебном занятии
  221. Отметить кружком номера проявлений на занятиипреподавательвписать предмет, группу) (вписать фамилию И.О.)
  222. Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развивать личностные качества учащихся на уроке (например, мышление, речь, волю, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие) и осуществляет их средствами учебного предмета.
  223. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
  224. Демонстрирует правильную, выразительную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
  225. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
  226. Устанавливает и использует связи с другими предметами.
  227. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
  228. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
  229. Использует динамичные дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т. п.).
  230. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
  231. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
  232. Поощряет индивидуальные учебные достижения.
  233. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  234. Обращает внимание на качество речи обучаемых.
  235. На занятии использует приемы (методы):
  236. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа понимания, здоровья и т. п.).
  237. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
  238. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
  239. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
  240. Коллективной мыслительной деятельности.
  241. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
  242. ЛИСТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (для IX класса)1. Фамилия, имя, отчество1. Школа Класс1. Год и месяц рождения1.
  243. Если по окончании 9 класса Вы намерены учиться в СПТУ и получить рабочую специальность, то ответьте:
  244. В каком училище желали бы учиться?2. По какой специальности?
  245. Какие профессии Вас еще привлекают?1.
  246. Если Вы намерены поступить в среднее специальное учебное заведение, то сообщите:
  247. Его местонахождение и наименование
  248. По какой специальности хотели бы учиться?
  249. Какие другие специальности в средних специальных учебных заведениях Вас интересуют:1.I.
  250. Если Вы будете продолжать учебу в школе, то какую профессию Вы выберете? Каковы Ваши намерения после окончания XI класса?
  251. Если собираетесь идти работать, то ответьте:
  252. На какое предприятие или в организацию?2. По какой профессии?
  253. Какие другие профессии Вас привлекают?
  254. Почему Вы решили выбрать профессию, которую указали выше?
  255. Как относятся к Вашему выбору родители?
  256. Мнение классного руководителя
  257. Программа-протокол диагностической беседы с учащимися IX класса
  258. Фамилия, имя, отчество ученика2. КлассШкола3. Состав семьи
  259. С какого класса посещаете данную школу?
  260. Какие учебные предметы интересуют Вас больше всего?
  261. Какие предметы Вам легче всего изучать?
  262. Какие предметы Вам не нравятся?
  263. Какие предметы Вам даются трудно?
  264. Сколько времени в среднем Вы тратите на выполнение домашних заданий (ежедневно)?
  265. Всегда ли у Вас была такая успеваемость, как в этом году?
  266. В какой работе класса, школы Вы принимаете активное участие?
  267. Каковы Ваши постоянные обязанности в семье?
  268. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
  269. Какие книги, журналы, газеты Вы любите читать?
  270. Какие фильмы, спектакли Вам нравятся?
  271. Какие черты характера Вы цените у друзей, у взрослых?
  272. Какие черты характера Вы можете отметить у себя?
  273. Сколько друзей у Вас в школе, классе, вне школы?
  274. Собираетесь ли Вы продолжить учебу в школе или стремитесь получить образование (среднее) в профтехучилище, техникуме?20. Выбрали ли Вы профессию?
  275. Давно ли Вы хотите выбрать именно эту профессию?
  276. Почему Вы хотите выбрать именно эту профессию?
  277. Что побудило Вас выбрать эту профессию (мнение родителей или друзей, влияние книги, кинофильма, радиопередачи, совет учителя, занятия в специальном кружке)?
  278. Что Вы делаете для подготовки к овладению выбранной профессией?
  279. Какие профессии Вам нравятся (кроме выбранной)?
  280. Где бы Вы хотели учиться или работать, если не удастся поступить в учебное заведение, в котором можно овладеть выбранной Вами профессией?
  281. Как Вы оцениваете свое здоровье вообще и в связи с выбранной профессией?
Заполнить форму текущей работой