Формирование профессионально-аналитического мышления студентов образовательного учреждения юриспруденции
Доказано, что формирование профессионально-аналитического мышления студентов обеспечивается совокупностью следующих дидактических условий: формированием сознательного отношения к изучаемым предметам, самостоятельности в анализе и решении творческих профессиональных задач, способствующих развитию аналитического мышлениядостижением сознательной ориентации на гуманитарные ценности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
- 1. 1. Отражение в философской и психолого-педагогической литературе проблемы формирования мышления
- 1. 2. Теоретическое обоснование нормативно-динамической модели формирования профессионально-аналитического мышления студентов
- Глава 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
- ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
- 2. 1. Теоретические основы методики проведения формирующего эксперимента в психолого-педагогическом исследовании профессионально-аналитического мышления студентов юридического вуза
- 2. 2. Дидактические условия реализации нормативно-динамической модели формирования профессионально-аналитического мышления студентов при решении профессионально-педагогических задач
- 2. 3. Критерии и уровни сформированное&trade- профессионально-аналитического мышления студентов образовательного учреждения юриспруденции
Формирование профессионально-аналитического мышления студентов образовательного учреждения юриспруденции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования проблемы формирования профессионально-аналитического мышления студентов юридических вузов обусловлена рядом взаимосвязанных факторов. Первый из них связан с историческим опытом, который свидетельствует о том, что проблема подготовки специалистов юридического профиля всегда имела социальную значимость, особенно в переломные моменты жизни общества, когда менялась идеология государства, а на её основе — законодательство.
Отсутствие должного внимания к проблеме подготовки высококвалифицированного специалиста, способного аналитически мыслить, создает ситуацию, угрожающую существованию не только российского государства и общества, но и лишающую цивилизацию и культуру перспектив развития в целом.
В сложившейся ситуации повысились требования к качеству подготовки специалистов, выпускаемых юридическими вузами. Глобальные перемены в социальной, культурной и других сферах российской жизни, новые тины задач и проблем, встающих перед обществом, привели к изменению способов мышления, другому миропониманию, иному отношению к деятельности по преобразованию общественной жизни. Основой подобных изменений может служить формирование профессионально-аналитического мышления. Именно профессионально-аналитическое мышление как личностное качество обучаемых позволяет преодолевать трудности профессиональной деятельности и находить оптимальные решения.
Необходимость формирования аналитического мышления отмечалась в работах Н. В. Городецкой, К. Дункера, Д. Дыои, B.C. Егориной, Е. Э. Грибанской, Н. И. Казимирской, В. Келера и др.
Различные аспекты проблемы формирования системно-логического и аналитического мышления нашли отражение в философских трудах К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, A.M. Матюшкина,.
Г. П. Щедровицкого, В. Ю. Юлова, Ю. Тишнера, Т. Н. Березиной, Э. В. Ильенкова, A.A. Гусейнова, М. С. Кагана, И. П. Калошиной, JI.B. Ефремова и др.
Интерес психологов к проблеме формирования аналитического мышления определен общей теорией мышления (Б.Г. Апаш, ев, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), теорией развития мышления (Д.Б. Богоявленская, З. И. Калмыкова, Т. В. Кудрявцев, H.A. Менчинская, И.С. Якиманская) и педагогической теорией формирования мышления на занятиях по определенным дисциплинам (В.П. Беспечанский, И.Я. JTepnep, М. Н. Скаткин и др.).
В педагогической психологии и педагогике аналитические приемы мышления рассматриваются как необходимое средство усвоения специфических знаний и их применения в профессиональной деятельности. В логике считается, что аналитические приемы мышления выступают как средство систематизации и обобщения полученных знаний, а также как метод анализа определенных задач, проблем.
Мы полагаем, что от уровня аналитической грамотности во многом зависит эффективность усвоения информации, точность формулирования мысли, и как следствие — достижение высочайшего результата-истины.
При этом под аналитической грамотностью принято понимать свободное владение определенным комплексом элементарных логических и аналитических понятий и действий, составляющих азбуку аналитического мышления, и необходимый базис для его развития.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что если теоретическим аспектам формирования профессионально-аналитического мышления в современной науке посвящен ряд исследований, то прикладных исследований, посвященных данной проблеме, явно недостаточно, особенно исследований проблемы формирования профессионально-аналитического мышления студентов юридического вуза в процессе обучения.
Юридическая подготовка студентов, являясь составляющей учебно-воспитательного процесса юридического вуза, на сегодняшний день не всегда отвечает возросшим требованиям общества к уровню профессиональной подготовленности выпускника юридического вуза. В связи с этим возникли противоречия:
— между насущной необходимостью целенаправленно формировать у студентов профессионально-аналитическое мышление в рамках современного профессионального обучения, обеспечивающего их конкурентоспособность в современном обществе, с одной стороны, и недостаточным уровнем проработанности механизмов достижения подобной цели, — с другой;
— между необходимостью достаточно серьезной фундаментальной подготовки студентов к формированию профессионально-аналитического мышления, с одной стороны, и недостаточностью такой подготовки у них, — с другой;
— между демократическими процессами в обществе, создавшими условия для подготовки квалифицированных юристов с профессионально-аналитическим мышлением, и неготовностью преподавателей юридических вузов к эффективной помощи в этом направлении;
— между стремлением решить проблему формирования профессионально-аналитического мышления у студентов и недостаточной разработанностью дидактических условий, способствующих качественной подготовке специалиста к юридической деятельности.
Эти противоречия определили проблему исследования: создание нормативно-динамической модели формирования профессионально-аналитического мышления студентов и определение дидактических условий его формирования.
Проблема формирования профессионально-аналитического мышления студентов сложная и многоплановая. Сегодня существуют различные подходы к её разрешению. В своей работе мы рассматриваем один из аспектов этой проблемы — определение дидактических условий успешного формирования профессионально-аналитического мышления. Целенаправленное формирование профессионально-аналитического мышления предусматривает такую организацию процесса в вузе, при которой учебный процесс как по форме, так и по содержанию способствует развитию у студентов активного самостоятельного профессионально-аналитического мышления, предусматривающего умение юриста решать сложные, неожиданные, нестандартные юридические задачи.
Повышение требований к учебному процессу выдвигает задачу создания модели и определения дидактических условий формирования профессионально-аналитического мышления студентов.
Объект исследования — процесс формирования профессиональноаналитического мышления специалиста юридического профиля.
Предмет исследования — комплекс дидактических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессионально-аналитического мышления в процессе подготовки юриста.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке нормативно-динамической модели формирования профессионально-аналитического мышления студентов, в выявлении наиболее эффективных дидактических условий её реализации.
В основе диссертационного исследования лежит гипотеза, состоящая в том, что формирование профессионально-аналитического мышления студентов будет успешно протекать, если: создается научно-обоснованная нормативно-динамическая модель формирования профессиональио-аналитического мышления студентов;
— выявляются и учитываются критерии и уровни сформированное&tradeпрофессионально-аналитического мышления;
— выявляются и реализуются на занятиях дидактические условия формирования профессионально-аналитического мышления студентов;
— применяются на занятиях педагогические задачи и ситуации, способствующие формированию профессионально-аналитического мышления.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность проблемы формирования профессионально-аналитического мышления студентов юридического вуза.
2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить нормативно-динамическую модель формирования профессионально-аналитического мышления студентов юридического вуза.
3. Выявить критерии и уровни сформированное&tradeпрофессионально-аналитического мышления студентов образовательного учреждения юридического профиля.
4. Обосновать наиболее эффективные дидактические условия формирования профессионально-аналитического мышления студентов юридического вуза.
5. Разработать комплекс педагогических задач и ситуаций для успешного формирования профессионально-аналитического мышления.
Методологическую основу исследования составили: философская трактовка сущности бытия, деятельности как способа самореализации человека в труде и общении (Э.В. Ильенков, М. С. Каган, В. В. Заботин, О. Т. Мокина, М.И. Заболотнев) — концепции нового мышления (Л.Л. Гусейнов, A.B. Петровский, В. К. Бонько, С. П. Кулик, A.B. Шевырев). 13 своей совокупности эти исследования помогли определить специфику мышления специалиста юридической профессии.
Теоретические идеи деятельностного подхода к исследованию мышления (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, O.K. Тихомиров, С.Л. Рубинштейн), психологии творческой деятельности (И.В. Барышникова, Д. Б. Богоявленская, A.B. Иващенко, В. Ф. Юлов, М.Г. Ярошевский), теории профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, О. Т. Мокина,.
В.Д. Шадриков, A.B. Шевырев, В.А. Ядов) явились базовой предпосылкой определения сущности профессиональной направленности мышления юриста. Исследования по мотивации мышления (Д.Б. Богоявленская, Б. В. Зейгарник, Ю. Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, В. В. Селиванов, Г. С. Сухобская, O.K. Тихомиров) позволили определить функциональную структуру профессиональной направленности мышления юриста. Психологические концепции знакоцентристского подхода к исследованию мышления (М.М. Бахтин, Н. В. Видинеев, JI.C. Выготский) были использованы для определения объективных показателей мышления юриста.
При конструировании целостного процесса формирования профессионального мышления в системе профессионального юридического образования автор опирался на теорию моделирования профиля специалиста (H.A. Запорожец, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, C.B. Кульневич, И. Я. Лернер, Д. Ш. Матрос, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Н.Г. Печешок).
Методы исследования. В работе использован комплекс различных методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был найден основной, доминирующий метод, адекватный исследуемому вопросу. IIa теоретическом уровне использовались прогностические методы, моделирования, аналогии. Для накопления и извлечения профессиональных фактов прибегали к стандартизированным анкетам, интервью, тестам.
В процессе исследования осуществлялось длительное педагогическое наблюдение, в котором автор выступал в роли преподавателя, лектора, экспериментатора, методисташироко применялся метод решения профессиональных педагогических задач, континиум которых актуализировал профессионально незаменимые характеристики мышления юристабыли использованы продукты деятельности студентов и практических юристов (курсовые, дипломные работы, исторический опыт юридических процессов, воспитательных мероприятий), где предметом анализа явились единицы усвоения содержания правовых и общекультурных знаний, стратегий их использования, лексика юриста.
База исследования в его эмпирической части включила опросы 340 студентов и слушателей Владимирского юридического института ФСИН России, Липецкого государственного педагогического университета, Липецкого филиала Владимирского юридического института ФСИН России и Липецкого филиала Воронежского института МВД России. На этапе опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального аналитического мышления были выделены две группы: контрольная (количество — 150 студентов) и экспериментальная (количество — 190 студентов).
Исследование проводилось с 1999 по 2006 год и включало в себя три этапа.
На первом этапе исследования (1999 — 2001 гг.) решалась задача осмыслить и сформулировать научную проблему, уточнить представления об объекте и предмете исследования. В этот период изучались литературные источники и анализировалось состояние проблемы развития мышления студентов, велась подготовка преподавателей гуманитарного цикла к осуществлению процесса развития мышления студентов, разрабатывались исходные теоретические позиции и гипотеза исследования. В то же время было начато проведение констатирующего эксперимента. Полученные данные позволили определить цели, объект, предмет, выдвинуть гипотезу и задачи исследования, наметить опытно-экспериментальную работу.
На втором этапе (2001 — 2004 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по развитию у студентов профессионально-аналитического мышления на занятиях методом реализации нормативно-динамической модели при решении профессиональных задачвыявлялись наиболее эффективные методы развития мышления, условия формирования интереса к предметупродолжалось изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, уточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертационного исследования.
На третьем этапе (2004 — 2006 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— выявлены основы методики проведения формирующего эксперимента по исследованию процесса формирования профессионально-аналитического мышления студентовсформирована и проверена нормативно-динамическая модель формирования профессионально-аналитического мышления студентоввыявлены критерии определения уровней сформированное&tradeпрофессионально-аналитического мышления (наличие необходимых профессионально-аналитических знаний и умений, владение аналитическими знаниями и умениями);
— выявлены дидактические условия формирования профессионально-аналитического мышления в процессе профессиональной подготовки юриста: анализ профессиональных проблем, ситуаций, поступков на основе умелой реализации таких дидактических принциповзнание преподавателем составных элементов профессионально-аналитического мышления студентов и умелое руководство развитием профессионально-аналитического мышления в ходе решения задач и ситуацийсистема субъект-субъектных отношений в учебном процессеприменение индивидуального подхода в учебно-познавательной деятельности;
— в работе нами обоснована методика решения профессиональных задач и ситуаций, направленных на формирование профессионально-аналитического мышления студентов юридического профиля.
Теоретическая значимость результатов исследования.
Заключается в разработке теоретических положений, раскрывающих сущность понятия «профессионально — аналитическое мышление», в реализации системного и личностно-ориентированного подходов к процессу формирования профессионально — аналитического мышления.
В работе раскрыта методика решения задач и ситуаций, способствующих формированию профессионально-аналитического мышления специалистов юриспруденции.
Практическое значение исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы юридическими вузами в работе по совершенствованию профессиональной подготовки будущего юриста. Учет полученных результатов позволяет усилить целенаправленность профессиональной подготовки студентов на основе знаний этапов формирования мышления на занятиях по гуманитарным дисциплинам.
Преподаватели вузов могут использовать нормативно-динамическую модель, а также методику решения профессиональных задач и ситуаций, направленных на формирование профессионально-аналитического мышления студентов в своей педагогической практике.
Достоверность полученных результатов в работе обеспечивается целостным подходом к изучаемой проблемеопорой на понятийно-терминологический аппаратиспользованием современных научных концепций и обоснованностью теоретических позицийиспользованием совокупности методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованияположительными результатами педагогического эксперимента.
Апробация и внедрение разработанных автором рекомендаций, но формированию профессионально-аналитического мышления студентов при изучении предметов гуманитарно-правового цикла проходили с 1999 по 2006 год в Липецком филиале Владимирского юридического института ФСИМ России и Липецком филиале Воронежского института МВД России. На ежегодно проводимых конференциях докладывались основные результаты и выводы исследования. Автор работы выступал на международных научно-практических конференциях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Нормативно-динамическая модель формирования профессионально-аналитического мышления студентов, способствующая обоснованию стратегии подготовки юриста, включающая структурные блоки и содержательные компоненты, обеспечивающие раскрытие качеств и свойств студента в процессе профессиональной подготовки.
2. Методика проведения формирующего эксперимента в исследовании профессионально-аналитического мышления студентов как способ исследования процесса формирования аналитического мышления, нацеленный на комплексное решение теоретических и прикладных вопросов учебно-воспитательного процесса, воздействующий па основные структурные компоненты аналитического мышления.
3. Дидактические условия, способствующие эффективному формированию профессионалыю-аналитического мышления: 1) анализ и решение профессиональных задач на основе умелой реализации дидактических принципов сознательности, активности и самостоятельности- 2) знание преподавателем составляющих аналитического мышления студентов и умелое руководство их развитием- 3) система коллективных отношений в учебном процессе.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Работа содержит таблицы, модель, схемы. Общий объём работы составляет 151 страницу печатного текс та.
11. Основные результаты проделанной работы свидетельствуют о достижении поставленной цели и задач исследования и подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы. Изучение проблемы формирования профессионально-аналитического мышления в системе современного вузовского образования позволило обосновать и систематизировать основные научные понятия и термины, связанные с аналитическим мышлением студентов, его формированием с учетом непосредственной деятельности будущих специалистов юриспруденции. Полученные результаты подтвердили в целом правильность гипотезы и позволили констатировать, что поставленные задачи были выполнены, защищаемые положения доказаны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Европейские и мировые интеграционные процессы оказали значительное воздействие на Россию, особенно на такие её сферы, как культура, образование, область юриспруденции, вызвав необходимость проведения правовой реформы.
Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования профессионально-аналитического мышления у студентов юридического вуза позволяет сделать ряд заключительных выводов.
Анализ психолого-педагогических и дидактических исследований показывает, что интерес к проблеме формирования профессионально-аналитического мышления у будущих юристов постоянно возрастает. Всё больше философов, психологов, педагогов и юристов обращаются к рассмотрению этой насущной проблемы современности.
1. Установлено, что одним из приоритетных направлений в развитии юридического высшего образования в контексте его модернизации является формирование профессионально-аналитического мышления в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Гуманитарная значимость в подготовке юристов проявляется в направленности на развитие целостной личности, на формирование у студентов системы знаний о человеке и ориентированности в них, создание благоприятных возможностей для самовыражения и самоактуализации личности, активизации готовности студентов полноценно реализовать свои сущностные силы в профессиональной деятельности, проявляя при этом аналитическое мышление. Содержательный аспект гуманитарных дисциплин при подготовке юристов представляет собой комплексное, многогранное явление, предусматривающее: выявление в его содержании ценностей прававоспитание инициативы и ответственности в профессиональной деятельностиобеспечение возможностей для личностно-профессионального роста, самореализациисоздание условий для самосовершенствования личности будущего специалиста.
2. Методологические и теоретические положения исследования (идеи о целостности личности, ведущей роли деятельности в её формировании профессионально-аналитического мышления, теории развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, личностно-центрированного взаимодействия преподавателя и студента), направленные на усиление гуманитарной составляющей содержания процесса формирования профессионально-аналитического мышления, актуализацию профессионального потенциала личности, позволили обосновать совокупность методологических подходов к рассмотрению гуманитарно-ориентированного содержания образования по юридической подготовке: аксиологический, личностно-деятельностный, целостный и личностно-ориентированный.
В соответствии с ними разработаны нормативная и динамическая модели формирования профессионально-аналитического мышления студентов юридического вуза.
3. Разработанная нормативно-динамическая модель формирования профессионально-аналитического мышления позволила обосновать стратегию подготовки специалиста юриспруденции, осуществляемую эволюционным путемосуществить педагогическое планирование в его логико-дидактическом конструировании.
Предложенная модель включает в себя структурные блоки: целеполагающие, методологические основания, направленность и функции образовательного процесса, гуманитарные ценности юриспруденции, структурные компоненты, принципы, критерии и уровни. Содержательные компоненты модели направляют образовательный процесс на формирование профессионально-аналитического мышления студентов, на развитие профессиональных качеств специалиста. Активность субъекта образовательного процесса, его творчество, проявление его субъективности («самости») выступают основой его эффективного формирования.
4. Определены идеи модели с учетом спланированного содержания образования с компонентами, направленными на реализацию этого содержания в педагогической практике подготовки специалиста: оценочно-целевойвключает целеобразование на основе профессиональных ценностей юриспруденциицелеполагание, направленное на преобразование духовно-профессионального потенциала студента с учётом общественных и личностных интересовинформационно-когнитивный — обеспечивает интериоризацию профессиональных ценностей, способствует их осмыслению и преобразованию в убеждения и практические умения, определяет развитие информационной культуры студентасубъективно-личностный — ориентирует содержание на развитие личностных свойств и качеств субъектов образовательного процесса, на преобразование студента из управляемого объекта в профессионально саморазвивающуюся личностьтворческо-деятельностный — детерминирует развитие студента, способного к анализу постоянно изменяющихся условий жизнедеятельности, владеющего способами познавательной и практической деятельности, направленных на профессиональное самосовершенствованиеэмоционально-волевой — направляет содержание на мобилизацию духовных и психических проявлений личности при достижении поставленных целей, на создание условий для проявления эмоционального отношения к ценностям юриспруденциипотребностно-мотивационный — характеризуется содержанием, формирующим у студентов ценностные ориентации, установки, мотивы, потребности в непрерывной деятельности, значимое для него аналитическое мышление в профессиональной деятельностикоммуникативно-стимулирующий — активизирует субъект-субъектный характер общения на принципах сотрудничества, обмена мнениями и взаимной ответственности, свободный и активный выбор своей позицииконтрольно-коррекционный — ориентирует на учебный материал, позволяющий овладевать приёмами мониторинга становления и развития аналитического мышления личности студента.
5. Выявлено своеобразие ценностей гуманитарно-ориентированного содержания образования по подготовке юриста, в основе взаимодействия которых находится идея самоценности человека, самовоплощения его сущностных сил, актуализация заложенных в нем потенций, человеческой субъективностиинтеграция гуманитарных ценностей обусловливается пониманием многообразия и единства гуманитарных наук, обеспечивающих формирование у студентов профессионально-аналитического мышления, развитие потребностей и умений использовать их методологическое, теоретическое и технологическое средство в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.
6. Показано, что ориентиром при формировании профессионально-аналитического мышления выступает личностно-ориентированное содержание гуманитарных наук. Содержание наук направлено на целостное развитие личности, ориентацию учебного материала на единство обучающих, воспитательных и развивающих функций профессионального образованияпостроение образовательного процесса на основе познавательных потребностей студентов, вооружение их основами самообразования и самовоспитания.
7. Доказано, что критериями, позволяющими фиксировать и диагностировать уровень сформированности профессионально-аналитического мышления студентов, выступают базовые ведущие элементы структуры.
В работе охарактеризован критерий «самооценка умений анализировать задачи, ситуации», творческий потенциал, характеризующий внутренние условия проявления профессионально-аналитического мышления. Следующим критерием выступает «мотивационная готовность студента к проявлению профессионально-аналитического мышления при решении профессиональных задач, ситуаций в процессе учебно-познавательной деятельности». Кроме того, описан критерий «осознанная потребность осуществления профессионально-аналитического мышления при анализе возникших ситуаций и задач, проявление при этом самостоятельности и занятие самообразованием». На основе критериев выявлены показатели и уровни сформированности у студентов профессионально-аналитического мышления (низкий, средний и высокий). Структура каждого из них представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, операциональным, творческо-деятелыюстным и диагностическим компонентами.
В их основу положены требования, предъявляемые к личности юриста при формировании его профессионально-аналитического мышления.
8. Доказано, что формирование профессионально-аналитического мышления студентов обеспечивается совокупностью следующих дидактических условий: формированием сознательного отношения к изучаемым предметам, самостоятельности в анализе и решении творческих профессиональных задач, способствующих развитию аналитического мышлениядостижением сознательной ориентации на гуманитарные ценности юриспруденциивключением студентов в процесс анализа профессиональных проблем, ситуаций, поступковстимулированием когнитивной активности, познавательной самостоятельностивоспитанием активно-положительного, эмоционально-окрашенного отношения к содержанию занятийтрансформацией когнитивных способностей, навыков и умений в профессионально-юридическую деятельностьучётом индивидуального подхода к студенту, включённому в учебно-познавательную деятельностьучётом установок студента его направленности, скорости, адекватности, стремления и умения ставить перед собой задачи, находить пути их решения, выход из затруднений, работоспособности и саморегуляцииорганизацией систематического самоанализа и самоотчёта студентов в процессе профессионального самосовершенствованиявнедрением проблемных методов обучения, направленных на формирование профессионального мышления и рефлексииуважением к субъекту образовательной деятельности, включением студентов в систему деловых, учебных и личностных отношений с преподавателями и коллегами — студентами.
9. Установлены основные тенденции формирования профессионально-аналитического мышления студентов юридического вуза, позволяющие своевременно и адекватно реагировать на возможные изменения в теории и практике высшего юридического образования: реализация в образовательном процессе гуманистических профессиональных ценностей, составляющих основу профессиональной культуры специалиста, стимулирующих выстраивание такой стратегии образования, в основу которой положена логика разностороннего развития его способностей, актуализирующих процесс профессионального становления личности;
— создание реальных предпосылок для формирования профессионально-аналитического мышления, предпосылок саморазвития и самоопределения личности в процессе овладения профессиональными знаниями, обеспечивающих «выход» студента на пути самообразования и самовоспитаниянепрерывность процесса формирования профессионально-аналитического мышления личности на всех ступенях системы образования.
10. Педагогический эксперимент обнаружил значительное превосходство опытного содержания по отношению к традиционному по всем выделенным критериям.
Количественный и качественный анализ обработанных результатов профессионально-аналитического мышления студентов в процессе разрешения профессиональных задач, ситуаций выявил, что среди них почти 33,0% имеют показатели средний и выше среднего уровня до формирующего эксперимента и на завершающем его этапе — 39,6%. Высокий и наивысший уровень имеют 12% до формирующего эксперимента и 39% на этапе его завершения. Это свидетельствует о сформированном профессионально-аналитическом мышлении в процессе учебно — познавательной деятельности студентов, если будут использованы возможности наращивания творческой составляющей в структуре личности и включены креативные механизмы самостоятельного профессионального самосовершенствования в ходе изучения гуманитарных предметов.
В то же время эксперимент выявил ряд факторов — тенденций, которые существенно затрудняют процесс анализа ситуации, поступков и т. д. в ходе занятий:
— незнание технологии анализа поступка, ситуации;
— слабая выраженность волевых проявлений в процессе учебнопознавательной деятельности (настойчивости, организованности, самостоятельности, инициативы и др.), низкий показатель у 60,5% студентов до формирующего эксперимента и 31,4% на завершающем его этапе;
— неумение отстаивать свои идеи показали 68,2% до формирующего эксперимента и 28,2% студентов на завершающем его этапе;
— низкий уровень инициативы выявлен у 54,0% студентов, на завершающем этапе — у 24%;
— отсутствие желания заниматься анализом творческих задач, возникших ситуаций, проступков замечено у 44% студентов до формирующего эксперимента и у 22% студентов на завершающем его этапе.
Приведенные данные говорят о заметной инертности, пассивности, безынициативности студентов, репродуктивном подходе к обучению па начальном этапе нашего эксперимента.
Реализация собственных идей в творческом процессе анализа проступка во многом зависит от индивидуальности, активности в обучении, упорства в достижении, удовлетворения полученным результатом. Развитие этих качеств также было положено в основу формирующего эксперимента.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (от 12.12.93 г.) // Российская газета. 1993. — 25 декабря.
- Всеобщая декларация прав человека (Принятая на третьей сессии ООН) // Российская газета. 1998. — 10 декабря.
- Федеральный закон «Об образовании» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. с изменениями от 16.11.97 г.//СЗ РФ. -№ 3. Ст. 150, 1997.
- Постановление Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» // СЗ РФ. 1994. — № 18. Ст. 2085.
- Концепция подготовки работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, объявленной приказом ФСИН России от 18 ноября 2005 г. № 10/8/1 100.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1967.- 180 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: МГУ, 1973.-112 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления //Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. — С. 154 — 172.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991. — 299 с.
- Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики /Н.М. Амосов Киев: Наукова думка, 1965. — 303 с.
- Ананьев Б.Г. Соотношение способностей и одаренности //Проблемы способностей /Под ред. В. Н. Мясищева. М.: АПН РСФСР, 1986. — С. 35.
- Анцыферова Л.И. Роль анализа в познании причинно-следственных отношений //Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и8.