Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка качества управления деятельностью коммерческого банка и повышение эффективности его функционирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общепризнанно и подтверждено практикой, что функционирование отдельных коммерческих банков способно оказывать воздейавие на банковскую систему регионального, национального или международного уровней, от которой, в свою очередь, зависит экономическая ситуация применительно к гражданам, коммерческим структурам, регионам, государствам и их союзам. Столь тесная связь объясняется исключительной ролью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Деятельность коммерческого банка как комплекс объектов управления
    • 1. 1. Сущность банковского управления
    • 1. 2. Процесс управления деятельностью коммерческого банка
    • 1. 3. Качество управления деятельностью коммерческого банка
  • Глава 2. Эффективность функционирования коммерческого банка и пути ее повышения
    • 2. 1. Эффективность функционирования коммерческого банка:, существующие модели ее оценки
    • 2. 2. Принципы выбора направлений повышения эффективности функционирования коммерческого банка
  • Глава 3. Использование системы ключевых показателей эффективности для построения методики оценки качества управления коммерческим банком
    • 3. 1. Разработка методики оценки качества управления коммерческим банком
    • 3. 2. Разработка мероприятий повышения эффективности функционирования коммерческого банка на основе результатов применения модели оценки качества управления им

Оценка качества управления деятельностью коммерческого банка и повышение эффективности его функционирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастающей ролью банков в системе финансово-экономических отношений и их усиливающимся воздействием на макроэкономические процессы рыночной экономики. На фоне напряженности в банковской сфере, вызванной отзывами лицензий у банков, осуществивших противозаконные операции, а также стремлением Банка России сократить число действующих кредитных организаций путем ужесточения требований к их деятельности, каждый отдельно взятый коммерческий банк вынужден искать пути к повышению эффективности функционирования за счет качественного управления своей деятельностью.

Управление банковской деятельностью может быть признано качественным, а сама деятельность банка — эффективной только в том случае, если банк успешно реализует долгосрочные и текущие цели, учитывая при этом принятые уровни рисков, адекватно реагирует на изменения внешних условий, соответствует требованиям надзорных и контрольных органов и содействует развитию реального сектора экономики.

Связь эффективности функционирования банка с качественным управлением является двухсторонней: с одной стороны, эффективность является критерием качественного управления, с другой стороны, качественное управление является необходимым условием достижения эффективности. Поэтому с целью исследования внутрибанковских управленческих решений, влияющих на финансовое состояние банка, а также выявления потенциала его дальнейшего развития и повышения эффективности, важной задачей является оценка качества управления банковской деятельностью, которая приобретает особое значение в связи с установлением Банком России стратегических задач развития отечественной банковской системы и достижения ею уровня, сопоставимого с уровнем банковских систем развитых стран мира.

Требования качества относятся к таким этапам процесса управления банковской деятельностью, как анализ, планирование, регулирование и контроль. От тщательно проведенного анализа зависит качество страте1 ического планирования и бизнес-планов, которые, в свою очередь, влияют на выбор инструментов регулирования. Качественный контроль охватывает все банковские процессы, в том числе и управленческие, он необходим для предупреждения отклонений от поставленных целей, для выяснения соответствия возможностей банка его целевым установкам, а также для предотвращения банковских рисков.

Качественное управление деятельностью отдельно взятого банка представляет собой необходимое условие развития и совершенствования банковской системы в целом. В связи с расширением географических границ и интеграцией рынков банковских продуктов разных стран к отечественным банкам предъявляются требования о повышении качества управления. Это, в свою очередь, придает актуальность созданию методики оценки качества управления банковской деятельностью, так как универсальной методики оценки качества управления банковской деятельностью не существует ни в зарубежной, ни в отечественной практике.

Вышеперечисленные аргументы свидетельствуют о необходимости проведения оценки качества управления деятельностью коммерческого банка, актуальной как с позиций теории, так и практики ее применения коммерческими банками.

Научная разработанность темы. Общие вопросы теории и методологии управления кредитными организациями рассматривались в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых. Среди зарубежных ученых особое значение в развитии теории банковского управления сыграли труды Р. Коха, К. Д. Кэмпбелла, П. С. Роуза, Дж. Синки мл., П. Хорвата и др.

Элементам процесса организации банковской деятельности для создания оптимальной организационной структуры в целях достижения эффективности функционирования коммерческого банка посвящены работы Е. Ве-лесько и П. Логинова, В. Репина и В. Елиферова, В. Усоскина, А. Тютюнника и др. Всестороннее изучение корпоративного управления, сочетающее стратегическое мышление с корпоративными ценностями, присущими кредитным организациям, содержится в работах И. Ансоффа.

Отдельные направления анализа и управления банковской деятельностью, такие, как ликвидность, доходность, надежность, риски, оптимизация структуры активов и пассивов банка, получили отражение в работах отечественных ученых: Л. Батраковой, О. Лаврушина, Ю. Масленченкова, Г. Пановой, М. Помориной, А. Симановского, А. Тавасиева, Г. Тосуняна, А. Шеремета, Е. Ширинской и др.

Отдавая должное вкладу многих ученых в разработку тематики управления банковской деятельностью, отметим, что в их трудах отсутствует комплексный подход к оценке качества управления и его взаимосвязи с эффективностью функционирования коммерческого банка. Данная проблема рассматривается лишь с точки зрения конкретных элементов и функций управления.

Научный интерес автора к данной теме обусловлен как актуальностью проблемы, так и тем обстоятельством, что в отечественной экономической литературе недостаточно специальных работ, посвященных оценке качества управления банковской деятельностью. Указанная проблема не может быть решена путем простого переноса зарубежных методик оценки качества управления и эффективности в практику российских банков в силу очевидной специфики национальной банковской системы и ее уровня развития.

Таким образом, незавершенность теоретических исследований, а также практическая значимость оценки качества управления деятельностью коммерческого банка обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, постановку целей и формулировку задач.

Целью исследования является решение актуальной научной задачи, заключающейся в разработке научно-обоснованных положений и практических рекомендаций по оценке качества управления деятельностью коммерческого банка в условиях повышения конкурентоспособности банковской системы России.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

— на основе обобщения теоретических подходов и изучения практического опыта уточнить сущность понятия «качество управления деятельностью коммерческого банка»;

— проанализировать процесс управления деятельностью коммерческого банка и обосновать необходимость его совершенствования;

— определить и обосновать основные направления банковского управления, влияющие на его качество;

— разработать научно-обоснованную методику оценки качества управления деятельностью коммерческого банка;

— проанализировать зарубежный опыт по проблеме повышения эффективности функционирования коммерческого банка;

— построить систему показателей эффективности функционирования коммерческого банка и на ее основе разработать алгоритм оценки эффективности функционирования коммерческого банка;

— оценить качество управления и эффективность функционирования ряда коммерческих банков Костромской области;

— на основе результатов оценки качества управления деятельностью коммерческих банков разработать рекомендации по повышению эффективности их функционирования.

Объектом исследования является система управления деятельностью коммерческого банка.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в коммерческих банках по поводу оценки качества управления в условиях конкурентной борьбы, динамично развивающегося рынка банковских продуктов и усиления государственного контроля со стороны Центрального Банка России за их деятельностью.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что необходимыми условиями развития национальной банковской системы, а также увеличения рыночной стоимости коммерческих банков является качественное управление их деятельностью, оценка которого может быть осуществлена на основе комплексного подхода и разработки научно-обоснованного методического аппарата с использованием математико-статистических и рейтинговых методов анализа.

Теоретическая и методологическая база исследования. Диссертационное исследование основано на результатах исследований зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам банковского управления. При написании работы были использованы Федеральные законы, нормативные документы ЦБ РФ и надзорных органов, касающиеся вопросов управления деятельностью коммерческих банков и качества их управления.

Основным методом исследования, примененным в работе, явился диалектический метод. Диссертационная работа базировалась на принципе единства исторического и логического подходов к анализу экономических явлений. В работе использовались методы сравнительного, структурного и коэффициентного анализа, метод обобщений и группировок, а также табличные и графические приемы визуализации статистических данных. При обработке фактических данных использовался математико-статистический и рейтинговый методы анализа.

Эмпирическая база включает отчетность коммерческих банков, данные публикаций в научной литературе и периодической печати, веб-сайты Банка России и Ассоциации региональных банков в сети Internet.

Диссертационная работа выполнена в соответствии п. 9.7 и п. 9.8 паспорта специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

Научная новизна. Основной научный результат, полученный в диссертационной работе, заключается в разработке и обосновании комплекса теоретико-методических положений, позволяющих оценить качество управления деятельностью коммерческого банка, и на их основе выявлении путей повышения эффективности его функционирования.

К основным результатам диссертационного исследования, содержащим элементы научной новизны, относятся:

— уточнена сущность понятия «качество управления деятельностью коммерческого банка»;

— на основе изучения отечественного и зарубежного опыта выявлены основные направления управления деятельностью банка, влияющие на качество: управление активами и пассивами, управление бизнес-процессами, ориентация на принципы корпоративного управления и т. д.;

— научно обоснована методика оценки качества управления деятельностью коммерческого банка, включающая построение системы ключевых показателей эффективности его функционирования по таким направлениям, как устойчивость, ликвидность, прибыльность, качество активов, пассивов и капитала, а также качество управления;

— построена модель, включающая алгоритм оценки эффективности функционирования коммерческого банка, неотделимым элементом которого является система ключевых показателей эффективности функционирования;

— на основе разработанной методики оценено качество управления и эффективность функционирования ряда коммерческих банков Костромской области и на основании результатов оценки даны рекомендации по повышению эффективности их деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается:

— в упорядочении теоретических взглядов на проблему содержания системы банковского управления, включающей такие направления, как управление активами и пассивами, управление бизнес-процессами на основе соблюдения принципов корпоративного управления;

— в расширении представлений о возможных подходах к оценке качества управления банковской деятельностью в зависимости от целей сторон, проводящих оценку;

— в систематизации способов повышения эффективности функционирования коммерческого банка, применяемых в зарубежной и отечественной практике.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы:

— департаментами Банка России, анализирующими деятельность коммерческих банков в интересах регулирования процессами, происходящими в банковской сфере;

— планово-аналитическими и ресурсными отделами коммерческих банков в части использования методики оценки качества управления своей деятельностью, а также системы ключевых показателей эффективности, адаптированной к условиям банка, проводящего оценку;

— вузами экономического профиля в учебном процессе при изучении дисциплин «Банковское дело», «Организация деятельности коммерческих банков», «Финансовый менеджмент», «Теория управления».

Апробация исследования. Основные положения, выводы и рекомендации докладывались на научной международной конференции «Безопасность человека, общества, природы в условиях глобализации как феномен науки и практики» (г. Йошкар-Ола, 2005 г.).

Теоретические положения и практические рекомендации диссертации нашли применение в деятельности Костромского филиала АКБ «Стратегия» (ОАО).

Основные положения и материалы диссертационной работы нашли применение в учебном процессе при изучении дисциплины «Организация деятельности коммерческого банка» в Костромском государственном университете им. H.A. Некрасова.

По теме исследования опубликовано шесть научных работ общим объемом 2,2 пл., в том числе две работы в журналах, рекомендованных ВАК, объемом 0,9 п. л.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и 8 приложений. Работа содержит 142 страницы текста, 12 таблиц, 14 рисунков список литературы включает 154 наименования.

Заключение

.

Общепризнанно и подтверждено практикой, что функционирование отдельных коммерческих банков способно оказывать воздейавие на банковскую систему регионального, национального или международного уровней, от которой, в свою очередь, зависит экономическая ситуация применительно к гражданам, коммерческим структурам, регионам, государствам и их союзам. Столь тесная связь объясняется исключительной ролью банковской системы в рыночной экономике на любом этапе ее развития. Успешность экономического развития страны и хозяйствующих субъектов определяется стабильностью и эффективностью функционирования банковской системы, что, в свою очередь, предполагает аналогичные характеристики деятельности отдельных кредитных организаций.

Достижение таких показателей деятельности банка, как надежность, устойчивость, эффективность, конкурентоспособность, невозможно, на наш взгляд, без настроенной системы управления банком и оценкой качества управления его деятельностью, включающих:

— стратегическое и оперативное планирование,.

— управление активами и пассивами, управление ликвидностью,.

— управление бизнес-процессами банка,.

— приверженность принципам корпоративного управления и наличие системы внутреннего контроля,.

— постоянный мониторинг результатов деятельности и ориентация на использование в повседневной деятельности достижений в сфере банковского управления.

Отбор указанных направлений деятельности банковского менеджмента объясняется тем, что они отвечают классическим функциям управления, а также потому, что без их реализации успешное развитие банка представляется затруднительным, т.к. они охватывают все стороны функционирования банка, позволяют оперативно анализировать условия и резулыаты дея1ельности банка в отдельности и в единстве и на основе этого принимать комплексные решения, направленные на устранение недостатков и достижение эффективности функционирования кредитной организации.

Помимо целей высокого уровня перед любым банком стоит задача эффективного функционирования, заключающаяся в получении прибыли, управлении затратами, сохранении рыночной доли и конкурентоспособности, повышении стоимости банка. В отношении банка любой значимости можно утверждать, что эффективность его функционирования определяется качеством управления.

Единого общепринятого подхода к качественному управлению коммерческим банком и его оценке в настоящий момент в российской банковской сфере не существует, в то время как отдельные банки самостоятельно разрабатывают и реализуют базовые принципы управления, включающие как собственный опыт функционирования, так и практику других банков. Однако с этой достаточно сложной задачей могут справиться только крупные банки, имеющие необходимый ресурсный потенциал и возможность воплотить свои методические разработки в реальность. Это означает, что средние и малые банки, пока еще занимающие значительную нишу на рынке банковских услуг и обслуживающие различные категории клиентов, подобных возможностей лишены, что, помимо ограниченности ресурсной базы, представляется фактором, увеличивающим риск их функционирования.

В соответствии с вышесказанным, все используемые в практической деятельности схемы управления являются уникальными, поскольку учитывают условия деятельности конкретного банка, причем именно, но этой причине, на наш взгляд, это обстоятельство следует расценивать положительно.

Несмотря на индивидуальность подхода к проблемам управления банковской деятельностью и оценке его качества, присутствуют общие для всех банков структурные элементы системы управления — постановка стратегических целей и составление стратегических планов, детализация способов и вариантов их достижения посредством составления текущих планов, включающих бизнес-план и бюджетные планы, формулирование принципов политики управления активами и пассивами для сохранения и поддержания ликвидности и платежеспособности банка, определение и мониторинг показателей эффективности его деятельности, формирование представления о банке как о целостной, разумно организованной и способной к адаптации организации, учет разносторонних и противоречивых интересов различных сторон, принимающих участие в организации и развитии банка.

Таким образом, результатами диссертационно1 о исследования можно признать следующее:

— уточнена сущность понятия «качество управления деятельностью коммерческого банка»;

— на основе изучения отечественного и зарубежного опыта выявлены основные направления управления деятельностью банка, влияющие на качество: управление активами и пассивами, управление бизнес-процессами, ориентация на принципы корпоративного управления и т. д.;

— научно обоснована методика оценки качества управления деятельностью коммерческого банка, включающая построение системы ключевых показателей эффективности его функционирования по таким направлениям, как устойчивость, ликвидность, прибыльность, качество активов, пассивов и капитала, а также качество управления;

— построена модель, включающая алгоритм оценки эффективности функционирования коммерческого банка, неотделимым элементом которого является система ключевых показателей эффективности функционирования;

— на основе разработанной методики оценено качество управления и эффективность функционирования ряда коммерческих банков Косфомской области и на основании результатов оценки даны рекомендации по повышению эффективности их деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» в ред. Указания ЦБ РФ от 13 августа 2004 г. № 1489-У.
  3. Распоряжение ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендациях по применению Кодекса корпоративного управления (вместе с Кодексом корпоративного управления от 5 апреля 2002 г.)» // Вестник ФКЦБ России. 30.04.2002. № 4.
  4. Концептуальные вопросы развития банковской системы РФ // Вестник Банка России. 2001. Февр. № 12(512).
  5. Методические рекомендации ЦБ РФ по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг от 31 марта 2003 г.
  6. Письмо Правительства РФ И ЦБ РФ от 30 декабря 2001 г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации».
  7. Письмо ЦБ РФ «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций» № 139-Т от 27 июля 2000 г.
  8. Письмо ЦБ РФ от 10 июля 2001 г. № 87-Т «О рекомендациях Базель-ского Комитета по банковскому надзору».
  9. Письмо ЦБ РФ от 13 мая 2002 г. № 59-Т «О рекомендациях Базельско-го Комитета по банковскому надзору».
  10. Письмо «Базельские принципы эффективного надзора за банковской деятельностью» (ББ 98−21, 22, 24−26, 28) сентябрь 1997 г., «Базельское соглашение по капиталу» Базельский Комитет по банковскому peiy-лированию 2003 г.
  11. Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских ipyn-пах» в ред. Указания ЦБ РФ от 30 ноября 2004 т № 1521-У.
  12. Положение ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
  13. Положение ЦБ РФ от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
  14. Приказ от 31 марта 2003 г. № 86 «Об утверждении методических рекомендаций «По порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг».
Заполнить форму текущей работой