Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление трудовыми ресурсами в трудоизбыточном регионе: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При регулировании процессов распределения трудовых ресурсов особую значимость обретает профориентация в связи с переходом нашей страны на рыночную экономику и с широкой демократизацией общества. В рыночных условиях государство вынуждено пользоваться косвенными формами регулирования распределения ресурсов труда, с целью оптимизации профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления трудовыми ресурсами
    • 1. 1. Генезис представлений о человеке, как субъекте экономической жизни
    • 1. 2. Теоретические аспекты формирования и функционирования рынка труда и проблема занятости
    • 1. 3. Система управления трудовыми ресурсами в регионе
  • Глава. ¿.Современное состояние и проблемы воспроизводства трудовых ресурсов Республики Дагестан
    • 2. 1. Общая характеристика трудовых ресурсов
  • Республики Дагестан
    • 2. 2. Ситуация на рынке труда Республики Дагестан
    • 2. 3. Основные факторы воспроизводства трудовых ресурсов Республики Дагестан
  • Глава 3. Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в регионе
    • 3. 1. Профориентация в системе управления трудовыми ресурсами
    • 3. 2. Приоритетные направления совершенствования системы профессионального образования в регионе
    • 3. 3. Социально-экономическая модель стимулирования трудового потенциала региона

Управление трудовыми ресурсами в трудоизбыточном регионе: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс перехода страны к рынку потребовал реформирования всех сфер общества, и, прежде всего, системы государственного управления. Формирование нового типа государственности, отказ от административно-командной системы управления привели к изменению места, роли, функций и задач государства в регулировании социально-экономических процессов.

В условиях децентрализации процессов управления, активизации экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации и в связи с необходимостью формирования эффективной региональной политики в сфере трудовых отношений актуальность данной проблемы возрастает. Укрепление экономических основ социально-трудовых отношений должно базироваться на системе не только рыночных, но и государственных регуляторов.

Отсутствие адекватных и действенных форм и методов государственного воздействия на воспроизводство трудовых ресурсов является одной из причин отставания рыночных реформ, вследствие чего они пока не дают ощутимых результатов, наблюдаются кризисные явления в сфере занятости, резкое снижение качества трудовых ресурсов, поступающих на региональный рынок труда, продолжается переход значительной части экономически активного населения на неформальную и неполную занятость.

Все это обуславливает необходимость углубления исследований и разработки научно-обоснованных рекомендаций по преобразованию и совершенствованию управления трудовыми ресурсами с учетом социально-экономических условий Республики Дагестан.

Степень разработанности проблемы. Проблема воспроизводства трудовых ресурсов всегда находилась в центре внимания экономической науки. Исследованию вопросов государственного влияния на трудовые отношения посвящено значительное количество монографий, научных и научно-популярных работ и статей.

В качестве основы современных подходов и концепций в области регулирования трудовых процессов выступают теоретические идеи и воззрения, изложенные в трудах классиков экономической науки А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршала, Дж. Кейнса. В работах современных зарубежных экономистов рассматриваются различные стороны и аспекты государственного вмешательства в сферу социально-трудовых отношений, принципы государственного управления человеческими ресурсами. Среди них можно выделить работы Макконела K.P., Брю C. JL, Эренберга Р.Дж., Смита P.C. и др.

В советской экономической литературе вопросы управления воспроизводством трудовых ресурсов нашли отражение в научных исследованиях Арещенко В. Д., Белова А. Н., Большакова А. К., Бояринцева Б. И, Заславской Т. И., Литвякова П. П., Новицкого А. Г., Назарова М. Г., Саруханова Э. Р., Струмилина С. Г., Суворовой И. П., Сонина М. Я. и других ученых экономистов и социологов. Проблемы управления трудовыми ресурсами в условиях перехода и развития рыночной экономики исследованы в работах ученых-экономистов: Бреева Б. Д, Волгина H.A., Генкина Б. М., Горелова H.A., Котля-ра А.Э., Кузьмина С. А., Роффе А. И., Римашевской Н. М., Жеребина В. М. и др.

В разработку региональных проблем воспроизводства трудовых ресурсов в Республике Дагестан существенный вклад внесли ученые: Алиев В. Г., Айгумов А. Д., Дадашев А. З., Юзбеков З. К., Османов A.M., Фельдман Я. И., Эскеров Д. Б., Магомедов М. М. и др. В работах этих ученых освещены многие аспекты по управлению трудовыми ресурсами. Но вместе с тем, потенциал научного поиска резервов совершенствования системы управления трудовыми ресурсами в трудоизбыточном регионе остается весьма обширным.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений совершенствования управления трудовыми ресурсами трудоизбыточного региона в условиях развития рыночных отношений.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

— раскрыть социально-экономическую сущность понятия «управление трудовыми ресурсами», его принципы, функции, задачи, методы и механизм реализации в условиях развития рынка;

— охарактеризовать количественные и качественные показатели трудовых ресурсов региона;

— провести комплексный анализ современной ситуации в сфере занятости на региональном рынке труда;

— выявить факторы, влияющие на воспроизводство трудовых ресурсов в трудоизбыточном регионе, определить их особенности;

— определить роль и место профессиональной ориентации в системе управления трудовыми ресурсами;

— разработать рекомендации по совершенствованию системы профессионального образования в регионе, в соответствии с требованиями к рабочей силе, предъявляемыми высокотехнологичными производствами.

— предложить модель повышения трудового потенциала региона путем стимулирования рождаемости и инвестиций в человеческий капитал.

Предметом исследования является процесс управления воспроизводством трудовых ресурсов в трудоизбыточном регионе.

Объектом исследования выступают трудовые ресурсы трудоизбыточного региона (Республики Дагестан).

Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве теоретической основы исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам теории и практики управления трудовыми ресурсами.

Научная методология исследования базируется на системном и ситуационном подходе, использовании методов экономико-статистического, логико-структурного анализа, социологического исследования, экономико-математического моделирования.

Информационную базу исследования составляют законодательные акты РФ и РД, Указы Президента РФ и Госсовета РД, постановления Правительств РФ и РД, данные Госкомстата РД и РФ, нормативные материалы и отчетные данные министерств России и Дагестана, касающиеся вопросов управления трудовыми ресурсами, результаты исследований ИСЭИ ДНЦ РАН, ДГУ, ДГТУ, результаты анкетирования, проведенного автором.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования состоит в разработке концептуальных подходов к совершенствованию управления трудовыми ресурсами в условиях становления рынка, определении организационно-экономических условий и принципов, обеспечивающих эффективное управление социально-трудовыми процессами в регионе.

Элементы научной новизны указанных положений диссертационного исследования заключаются в следующем:

— на основе научного анализа социально-экономической сферы Республики Дагестан выявлены группы природно-географических, демографических, социально-экономических и историко-этнокультурных факторов, и определена степень их воздействия на воспроизводство трудовых ресурсов в регионе;

— сформулированы и обоснованы меры по преодолению профессионально-квалификационной разбалансированности рынка труда в депрессивно-трудоизбыточном регионе.

К числу основных результатов, определяющих уровень научной и практической новизны проведенного исследования, автор относит следующее: выявлены основные факторы воспроизводства трудовых ресурсов в регионе, учет которых позволяет определить приоритеты направлений и обоснованные меры по совершенствованию управления трудовыми ресурсами в регионеразработаны рекомендации по совершенствованию системы профессиональной ориентации населения в трудоизбыточном регионе, направленные на повышение конкурентоспособности рабочей силы, роста производительности труда, снижение уровня безработицы, обеспечение экономики необходимыми кадрами, удовлетворенности человека своим трудом и сохранения здоровья занятого населенияпредложены рекомендации по улучшению системы профессионального образования в регионе, направленные на повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

— разработаны рекомендации по обеспечению в долгосрочной перспективе количественных и качественных параметров трудового потенциала и уровня занятости в депрессивно-трудоизбыточном регионеразработана форма анкеты и проведен социологический опрос, который позволил выявить причины и мотивы выбора студентами престижной профессии и определить уровень их осведомленности с реальной ситуацией на региональном рынке труда.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

— разработанные теоретические и методические положения могут быть использованы в практической деятельности региональных государственных органов по вопросам управления трудовыми ресурсами;

— реализация предлагаемых методических положений, механизмов, методов и процедур на практике позволит государственным структурам в условиях развития рыночных отношений проводить научно-обоснованную политику в сфере воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечить сбалансированность экономики по трудовым ресурсам, повысить эффективность производства.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертационного исследования отражены в публикациях по теме работы. Они обсуждены и одобрены на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов ИСЭИ ДНЦ РАН, научно-практической конференции по проблемам управления трудовыми ресурсами и миграционными процессами в РФ (г. Москва).

По теме диссертации соискателем опубликованы 6 работ общим объемом 2,7 п.л.

Объем и структура диссертации. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 140 страницах, включая 11 таблиц и 10 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие рыночных отношений в сфере воспроизводства трудовых ресурсов происходит в условиях кризиса, обусловленного глубинными преобразованиями, осуществленными в социальной и экономической жизни общества при переходе к рыночной экономике. Становление рынка труда сопровождалось усилением процесса высвобождения рабочей силы и расширением масштабов безработицы. Существовавшая система государственного управления трудовыми ресурсами изжила свою работоспособность, а развивающиеся рыночные отношения оказались не в состоянии возложить на себя все функции по регулированию процессов воспроизводства трудовых ресурсов.

В таких условиях первоочередной задачей общества становится создание эффективного механизма управления трудовыми ресурсами, в котором государственные и рыночные меры по регулированию социально-трудовых отношений сбалансированы и взаимодополняют друг друга. Это в свою очередь обуславливает необходимость совершенствования всей системы управления трудовыми ресурсами.

На основе проведенного комплексного исследования проблем управления трудовыми ресурсами в депрессивно-трудоизбыточном регионе, автор пришел к следующим выводам и предложениям.

В исследовании воспроизводства населения, формирования его структур, участия в трудовом процессе важная роль принадлежит теоретическому осмыслению исходных категорий и понятий. В отечественной и зарубежной научной литературе существуют различные подходы и соответственно трактовки определений понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «рынок труда». Но многие авторы в содержании этих терминов допускают неточность, отождествляют их, тем самым, нивелируя существующие между ними различия.

В связи с этим, автором сделана попытка теоретического осмысления основных понятий, касающихся воспроизводства населения и социально-трудовых отношений. Для этого понадобилось поэтапно раскрывать их общности и различия, исключая погрешности и неточности в содержании определений. На наш взгляд, правомернее было бы использовать следующие определения перечисленных понятий.

Рабочая сила — это физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек, и которые он использует при производстве материальных и духовных благ. Трудовые ресурсы — это часть населения страны трудоспособного возраста, обладающая физическими и духовными способностями для осуществления труда. Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей (ресурсы и резервы) как отдельного человека, так и различных групп работников, общества или региона в целом.

Рынок труда — это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами, по поводу условий найма и использования рабочей силы. Центральным отношением, выражающим сущность данной совокупности, выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, т. е. на реальную заработную плату. Механизм реализации социально-трудовых отношений в целом выступает как государственно-рыночный.

Основными компонентами системы управления трудовыми ресурсами (УТР) являются: объект, субъект, цели, задачи, функции и методы управления. Объектом управления трудовыми ресурсами являются отношения по поводу их формирования, распределения и использования. В качестве субъекта управления могут выступать государство, профсоюзы, трудовые коллективы. Предметом управления трудовыми ресурсами является система социально-экономических отношений, складывающихся по поводу управления процессами воспроизводства рабочей силы.

Механизм УТР — это динамичная совокупность сбалансированных государственных и рыночных форм и методов воздействия на процессы воспроизводства трудовых ресурсов, согласованных в организационном, экономическом, социальном и правовом аспектах.

Численность трудовых ресурсов в Республике Дагестан имеет тенденцию к росту. Растет также численность трудоспособного населения незанятого в народном хозяйстве региона. Нарастает численность учащихся и, тем самым, способствует повышению качества населения и трудовых ресурсов.

Изменение структуры экономики повлекло перераспределение занятых по отраслям и секторам экономики. Во-первых, произошло сокращение работников в промышленности, строительстве и науке и увеличение в сфере быта и услуг, кредитовании и финансах. Во-вторых, сократилась занятость в государственном и увеличилась в частном секторе.

Сложившуюся структуру занятости на современном этапе в республике можно охарактеризовать как многоукладную, отражающую многообразие форм собственности и видов деятельности, которые реально существуют в народном хозяйстве республики. Основной этап бурного роста занятости в частном секторе прошел и сейчас наступил период его стабильного развития.

В занятом населении наиболее крупной группой в общей численности работающих является группа в возрасте 30−49 лет, а самой малочисленной — группа в возрасте 15−19лет. Со стороны образования занятое население можно оценить как недостаточно высокое, как у мужчин, так и у женщин, но с некоторым преимуществом у мужского населения.

Общий объем безработицы в Республике Дагестан (по методике МОТ) оценивается в 220 тыс. человек, или 24% численности экономически активного, что в 3 раза превышает средний уровень по Российской Федерации. Неуклонное увеличение численности безработного населения характеризует безработицу как массовое и застойное явление.

В связи с критической ситуацией в сфере занятости и высокой безработицей политика занятости и разработка комплекса мер государственного регулирования в таких регионах должны быть направлены в первую очередь на предотвращение напряженности на рынке труда. Снижение уровня безработицы должно стать одной из основных оценок результативности мероприятий по оздоровлению региональной экономики, критерием эффективности структурной перестройки и рыночных преобразований.

Воспроизводство населения и трудовых ресурсов в регионе зависит от множества условий, как общих для всей страны, так и специфичных для региона. Совокупность факторов воспроизводства трудовых ресурсов, на наш взгляд, можно разбить на четыре группы: природно-географические, демографические, социально-экономические и историко-этнокультурные.

Меры по регулированию демографических факторов в основном направлены на поддержание оптимального демографического развития региона и содействие трудоустройству рабочей силы. В условиях демографического кризиса в стране стимулирование рождаемости имеет важное общегосударственное значение, с целью обеспечения ресурсами труда богатые природными ресурсами районы и развитые промышленные зоны страны.

Наибольшее значение для общего процесса формирования трудовых ресурсов региона имеют факторы социально-экономического характера. На современном этапе развития экономики управляющему воздействию в системе регионального управления трудовыми ресурсами в первую очередь подлежат такие факторы, как сложившаяся система подготовки кадров и структура трудовых ресурсов. Установившаяся система подготовки кадров зависит от уровня развития общего, профессионально-технического, высшего образования и от развития системы профессиональной ориентации. Структура трудовых ресурсов характеризуется качественными параметрами, и оказывает влияние на их мобильность.

Регулирующие воздействия субъектов управления трудовыми ресурсами на фазе формирования направлены на процессы воспроизводства населения, профессиональной подготовки кадров и возмещения рабочей силы. Процессы возмещения рабочей силы регулируются рынком труда и корректируются законодательными актами. При этом возможность оперативного государственного вмешательства незначительны. Учитывая все это, целесообразно усилия УТР направить на процессы профессионального образования трудовых ресурсов, с целью формирования трудовых ресурсов творческого типа, способных работать в высокотехнологичных отраслях производства.

При регулировании процессов распределения трудовых ресурсов особую значимость обретает профориентация в связи с переходом нашей страны на рыночную экономику и с широкой демократизацией общества. В рыночных условиях государство вынуждено пользоваться косвенными формами регулирования распределения ресурсов труда, с целью оптимизации профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов и снижения структурной безработицы. При этом основными рычагами служат профин-формация и профпросвещение населения, назначение которых заключается в пропаганде профессий, ознакомлении молодежи с современными видами производства, потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами профессий, конъюнктурой рынка труда.

Помимо этого профинформация и профпросвещение возможно применить для регулирования историко-этнокультурных факторов. Таким образом, профориентация способствует сглаживанию негативного влияния национальной культуры, содействует эффективному формированию трудовых ресурсов и развитию рынка труда в регионе.

Таким образом, логический анализ факторов воспроизводства трудовых ресурсов в Республике Дагестан показывает, что на современном этапе развития экономики, с расчетом на долгосрочную перспективу, наиболее приоритетными направлениями совершенствования управления трудовыми ресурсами являются создание эффективного механизма регулирования демографических процессов, развитие системы профориентации, улучшение системы подготовки кадров.

Усиление роли профориентационной деятельности в системе управления трудовыми ресурсами и регулирования рынка труда в республике, требует комплексного подхода к решению вопросов профориентационного обслуживания населения, учитывающего информационно-профессиографический, социально-психологический, психофизиологический и психологический аспекты проблемы. В целях создания единой системы профориентационного обслуживания населения в регионе необходимо обеспечить унификацию технологии профдиагностики и профконсультирования, а также совершенствование нормативно-правовой базы профдиагностики на основе формирования банка научно-методических материалов, специальных технологий проф-ориентационной работы с различными категориями населения.

Рост потребностей граждан в сложных видах профориентационных услуг, расширение их перечня и внедрение автоматизированных рабочих мест профконсультанта вызывают необходимость создания региональной системы (центра) подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов профориентационных подразделений службы занятости республики.

Увеличение численности безработных граждан и незанятого населения, нуждающихся в профессиональном обучении и профориентационных услугах, обуславливают целесообразность активизации информационной деятельности органов службы занятости региона о возможностях системы профессиональной подготовки. Последняя в свою очередь диктует необходимость более тесного сотрудничества со средствами массовой информации и регулярного издания специальных информационных бюллетеней и оперативного обеспечения ими территориальных органов по труду и занятости.

Профессиональная ориентация в школах должна проводится в разных формах: кружки в школах и на предприятияхпроизводственные экскурсии, беседы и консультациикраеведческие и политехнические музеивыставки производственного характера, книжные выставки о профессияхпросмотр кинофильмов о производстве и др. Работа по ориентации учащихся в разнообразных профессиях должна быть систематической и проводиться коллективно и индивидуально в учебных кабинетах и школьных мастерских. В профориентационной работе школы большая роль должна принадлежать учителю, который знает интересы, склонности и возможности учеников.

Повышение эффективности системы профессиональной ориентации, в свою очередь, приведет к повышению конкурентоспособности рабочей силы за счет высокого профессионализма, сокращению расходов на переобучение и дообучение рабочей силы, повышению производительности труда у занятого населения, снижению структурной безработицы за счет повышения сбалансированности спроса и предложения, обеспечению потребности народного хозяйства в необходимых кадрах, удовлетворенности человека своим трудом и сохранения здоровья населения.

Таким образом, профориентация выступает регулятором как в системе УТР, так и во всей социально-экономической структуре народного хозяйства региона. В проблемах вывода региона из депрессивности и борьбы с безработицей первостепенное значение необходимо уделять профориентации и системе подготовки кадров в регионе.

Оценивая положение с профессиональным образованием, подготовкой и переобучением трудовых ресурсов в Республике Дагестан, необходимо отметить, что в этой сфере в последние годы происходят значительные прогрессивные сдвиги, направленные на повышение качества рабочей силы и уровня ее конкурентоспособности на рынке труда. Вместе с тем система профессионального образования имеет ряд недостатков и нуждается в дальнейшем совершенствовании и улучшении. Эти недостатки проявляются в следующем: недостаточно высоком статусе высококвалифицированного специалиста и интеллектуального труда по сравнению с авторитетом собственника и государственного чиновника, низкой материально-технической оснащенности общеобразовательных учреждений, нерегулируемой подготовке кадров на коммерческой основе без учета оптимальных соотношений между специалистами различного профессионального уровня, слабой адаптируемости выпускников профессионально-образовательных учреждений к условиям меняющейся жизни в обществе, отсутствии систематического подхода к созданию государственных образовательных стандартов, запаздывании процессов формирования региональных центров аттестации учебных заведений, многочисленных нарушениях законодательства в процессе поступления и учебы в вузах, слабой обратной связи вузов с предыдущими звеньями образования, недостаточном использовании интеллектуального потенциала, отсутствии связи между трудовым вкладом работника и его доходами, отсутствии механизма государственного регулирования взаимодействия между учреждениями профессионального образования и предприятиями различных форм собственности.

В целях преодоления изложенных недостатков, на наш взгляд, регион должен иметь скоординированную (между всеми участниками) программу подготовки специалистов на ближайшие 5−10 лет в строгом соответствии с потребностями экономики. Регулированию также подлежит подготовка кадров в негосударственных образовательных учреждениях.

Для улучшения системы подготовки профессиональных кадров, их сбалансированности с потребностями рынка труда на уровне региона при Правительстве РД целесообразно создать комитет или управление по подготовке специалистов. Деятельность подобного органа совместно с министерствами, которые принимают участие в процессах формирования, распределения и использования трудовых ресурсов (Министерство труда РД, Министерство экономики РД, Министерство образования РД, Министерство финансов РД), и с управлением кадровой политики при Госсовете РД должна способствовать более эффективному использованию потенциала учебных заведений, рациональному территориальному размещению их с учетом динамики демографического развития городов и районов республики. Координация деятельности указанных структурных подразделений должна быть направлена на преодоление дальнейшего дисбаланса спроса и предложения на рынках образовательных услуг и рабочих мест.

Рост нарушений правил приема и учебы в вузах вызывает необходимость в выработке эффективной формы контроля государственных органов власти над учебными заведениями.

Многократное увеличение численности студентов за последнее десятилетие обуславливает целесообразность достижения соответствующего роста учебного и научного потенциала региона для того, чтобы поддерживать высокий уровень подготовки будущих специалистов.

В целях создания высококвалифицированных специалистов международного уровня необходимо возродить такую форму обучения, как стажировка на ведущих предприятиях, которая была забыта в эпоху коммерческих тайн. Все это вместе с подготовкой кадров непосредственно на предприятиях способно значительно повысить трудовой потенциал региона.

Способность современного общества сохранить и повысить трудовой потенциал региона определяется, в первую очередь, состоянием сфер, обеспечивающих развитие человека. В связи с этим, приоритетным направлением проводимых реформ должен быть повышение эффективности институтов, способствующих накоплению человеческого капитала: образования, здравоохранения, науки, культуры, искусства, информационного обслуживания.

На формирование трудового потенциала огромное влияние оказывают инвестирование в воспроизводство будущего человеческого капитала и стимулирование репродукции населения. В связи с этим необходимо создать эффективный механизм стимулирования процессов репродукции в регионе.

В условиях трудоизбыточности и кризиса на рынке труда в регионе наибольшего социального и экономического эффекта способен достичь включение репродуктивного труда в экономику. Для этого необходимо проводить начисления определенной денежной суммы в качестве оплаты труда женщинам, воспитывающим детей на дому до достижения младшего ребенка в семье школьного возраста.

Важную роль в реализации репродуктивных планов экономически активного населения призваны сыграть администрация региона и федеральный бюджет. Финансовое обеспечение предполагается организовать из федерального бюджета, за счет средств, идущих на реализацию мероприятий по содействию занятости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс законов о труде РФ. М.: Нормаинфра, 2000.
  2. Комментарий к кодексу законов о труде РФ. Под ред. Гусова К. Н. М., «Проспект», 1999.
  3. А.Э. Политика запада в условиях спада производительности. Материалы заседания научного совета по проблемам труда и социальной политики Министерства труда РФ от 31 мая 1995.
  4. Постановление Правительства Республики Дагестан «О разработке и реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест в Республике Дагестан на 1997−2000 годы» от 21 января 1997 г., № 7.
  5. Трудовое законодательство. Сб. норм, актов. Изд. третье, переработ, и до-пол. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.
  6. Указ Президента Российской Федерации «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996−2000 годы»: Труд 1996 — № 7.
  7. Указ Президента Российской Федерации «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годы» //Российский социально-политический вестник. — 1997, № 1−2.1. Диссертации, авторефераты
  8. H.A. Управление трудообеспечением народного хозяйства. Автореферат диссерт. на соиск.уч. ст. доктора эк. наук. Л., 1980.
  9. Ю.Дадашев А. 3. Управление трудовыми ресурсами в крупном городе (теоретико-методологические и практические аспекты).Диссертация на соискание ученной степени доктора экономических наук. М.-1994.
  10. П.Кравцов В. Б. Влияние накопленного человеческого капитала на состояние занятости и уровень заработной платы. (На примере г. Ростов-на-Дону). Диссертация на соискание уч.ст.к.э.н. Ростов-на-Дону, 2001.
  11. Магомедова М.-З.А. Управление трудовым потенциалом и занятостью в промышленного региона в условиях рынка: Автореферат дисс. к. э. н. -Махачкала, 1996.
  12. М.И. Организация социальной защиты населения в депрессивном регионе. Дисс. на соск. уч. ст. канд. эк. наук. Махачкала, 1997.
  13. А.К. Формирование региональной системы управления трудовыми ресурсами. (На примере Алтайского края). Диссертация на соиск. уч. ст. к. эк. н. Барнаул 1997 С. 17.
  14. Ш. С. Механизм управления занятостью в депрессивном регионе в условиях рынка (на примере Республики Дагестан). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. эк. наук. Махачкала, 1998.
  15. С.А. Формирование эффективного механизма управления социальным развитием региона в условиях становления рыночной экономики. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. эк. наук. Махачкала, 1998.
  16. Материалы периодики, научные статьи
  17. Mulligan С.В., X. Sala-i-Martin. Measuring Aggregate Human Capital. Working Paper of the NBER, No 5016 (Feb. 1995).
  18. JI. И. Актуальные проблемы развития трудового потенциала общества зрелого социализма. Вопр. философии, 1982, № 5.
  19. Дагестанская правда. 28 январь 2002.
  20. А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.// Вопросы экономики. 1996, № 1.
  21. В.Б. Экономико-демографические аспекты социальной защиты семей в связи с переходом к рынку.// Вестник МГУ. Сер.6, 1992, № 5.
  22. А., Лаврентьева И. Эффективность социальной поддержки в сферах занятости и репродукции.// Экономист. 2003. № 10.
  23. М. Знание наш самый ценный капитал.// Дагестанская правда. — 1997, 8 июль.
  24. В., Попов А. Интенсификация использования трудового потенциала.// Соц. труд. 1982, № 7.
  25. А. Э. Воспроизводство рабочей силы при социализма.// Экон. науки 1972, № 4.
  26. Г. Молодежный рынок труда.// Экономист 1996 г, № 8.
  27. Менеджмент ГМК «Норильский никель» делает ставку на рост своего персонала.// Известия. 2002. Декабрь.
  28. В., Туманова Т. Профориентационная работа: методическое и программно-аппаратное обеспечение.// Человек и труд. 1996, № 7.
  29. Г. Проблемы прогнозирования рынка труда.// Вопросы экономики. 1993, № 12.
  30. Ю.Н., Петросянц В., Цапиева O.K. Продолжение экономических реформ в Дагестане. Концепция.// «Дагестанская правда» 1994, 1 июня.
  31. О.В. О структуре трудового потенциала.// Социол. исслед. -1981, № 2.
  32. Труд, 6 сентября 2000 года.
  33. Трудовые ресурсы. Система формирования эффективной занятости.// Сборник научных трудов. Перестройка и занятость. А. Э. Котляр. М., 1989.
  34. Зб.Шмонин А. Выход предложен ученными (О проблемах вузовской науки Дагестана).// Махачкалинские известия. 1999, № 25.
  35. Зб.Эскеров Д. Б. Депрессивность экономики региона и рынок труда.// Вестник ДНЦ, № 6, 2000.
  36. Д.Б. Исследование рынка труда.// Дагестанская правда. 2000, 17 февраль.
  37. Д.Б., Дибиргаджиев В. М. Современные тенденции на региональном рынке труда. Тематический сборник «Проблемы становления рыночных отношений в регионе», ИСЭИ ДНЦ РАН, Махачкала 1996.
  38. В. Повышение культурно-технического уровня трудящихся и качественное развитие трудовых ресурсов СССР.- Экон. науки, 1982, № 12.
  39. Источники статистических данных, справочники
  40. Дагестан 2001. Социально-экономическое положение, Махачкала. 2002.
  41. Дагестан 2001. Статистический ежегодник. Махачкала, 2002.
  42. Дагестан 2002 г. Статистический ежегодник. Махачкала, 2003
  43. Дагестан 2002 г. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала.2003.
  44. Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.
  45. Отчетные данные Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о показателях рынка труда за 1997−2001 годы.
  46. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник, М., 2002.
  47. Российский статистический ежегодник 2003. М., 2003
  48. Трудовые ресурсы и безработица в Дагестане. Госкомстат РД. — Махачкала, 2002.1. Монографии
  49. Л.И. К самопознанию России. М.: ИЭ РАН, 1995.
  50. Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федерального устройства. М.: Славянский диалог, 1996.
  51. A.A., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. М.: Крон — Пресс, 1993.
  52. С.Д. Дагестан на рубеже третьего тысячелетия: от выживания к прогрессу (Концепция особого экономического режима и приоритеты социального и духовного развития). Махачкала, 1997.
  53. В.Д. Маркетинг трудовых ресурсов в системе предпринимательства. СПб., 1999.
  54. В.Д. Экономика трудовых ресурсов. Минск, 1985.
  55. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1997.
  56. А.Н. Трудовые ресурсы СССР. М., 1980.
  57. А.К. Социально-экономические основы и методы управления трудовыми ресурсами. М., 1991.
  58. .И. Совершенствование организации управления трудовыми ресурсами в крупном городе. М., 1980.
  59. Е.Б. Население и занятость. М.: Финансы и статистика, 1994.
  60. B.C., Волгин H.A. Рынок труда. М.: «ЭКЗАМЕН», 2000.
  61. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.
  62. В.В. Экономика России. Учебное пособие. М.: «Юристъ», 2002.
  63. H.A., Дудников C.B., Плакся В. И. и др. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия. М., 1992.
  64. H.A., Одегов Ю. Г. Экономика труда: (социально-трудовые отношения). М.: «ЭКЗАМЕН», 2003.
  65. А.И. Человеческое измерение прогресса. М., 1997.
  66. .М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2002.
  67. Ф. И. Социально-экономические проблемы трудовых ресурсов Белорусской ССР. Минск, 1977.
  68. В.И. Экономика и социология труда. Учебное пособие. СПб., 2000.
  69. H.A. Инновационное управление трудом. СПб., 2001.
  70. H.A. Кризис и труд в современном обществе. СПб., 2000.
  71. H.A. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высшая школа, 1989.
  72. М.В. Управление трудом. Теория и практика капиталистического хозяйства. М.- Наука, 1990.
  73. В.М. Эксперименты в системе управления общественным производством. -М.: Мысль, 1976.
  74. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  75. А.З. Управление трудовыми ресурсами столичного города. М., 1990.
  76. А.И. Человеческий капитал. СПб., 1999.
  77. М.И. Формирование и использование трудовых ресурсов. — Киев, 1978.
  78. Д.А. Управление социальными процессами в селе: диагностика и пути оптимизации. М.: Луч, 1994.
  79. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Пер. с франц. М.: Наука, 1990.
  80. Т.И. Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск, 1974.
  81. H.A. Экономический потенциал развитого социализма. М., 1980.
  82. Д., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
  83. Инновационный менеджмент: Справочное пособие./ Под. ред. П.Н. Завли-на, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 1997.
  84. Р.И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  85. Дж. Совокупный капитал США и его функционирование. М.: Прогресс, 1976- Кендрик Дж. Экономический рост и формирование капитала. Вопросы экономики, 1976, № 11.
  86. Р.П. Экономика трудовых ресурсов. М., 1980.
  87. В. И. Социальные проблемы развития трудовых ресурсов. -Ташкент, 1982.
  88. Л.П. Трудовые ресурсы и их использование. М., 1982.
  89. О. П. Трудовые ресурсы экономическая категория. — Свердловск, 1970.
  90. А.Э. Рабочая сила в СССР (Вопросы теории воспроизводства). -М., 1967.
  91. М.В. Трудовые ресурсы и занятость населения. В кн.: Статистические методы в исследованиях труда, доходов и потребления. — М., 1981.
  92. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1993.
  93. П.П. Научные основы использования трудовых ресурсов. М., 1969.
  94. В.В. Организационно-экономический механизм территориального управления трудовыми ресурсами. Киев, 1990.
  95. K.P., Брю С.Л. Экономикс, Т. 1−2. М., 1992.
  96. В.И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991.
  97. Т.Н. Экономические проблемы роста населения и использования трудовых ресурсов в СССР. М., 1978.
  98. М.Г. Курс социально-экономической статистики. М.: Финста-тинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  99. Ю.Н. О принципах экономического анализа воспроизводства населения. В кн.: Личное потребление в механизме воспроизводства населения. Рига, 1983.
  100. А.Г. Население и трудовые ресурсы. М.: Мысль, 1990.
  101. Османов А. М, Айгумов А. Д. Трудоизбыточность в регионе: причины формирования и механизмы преодоления. Махачкала: «Юпитер», 1991.
  102. O.A. Повышение качества трудовой жизни. Опыт США. -М.: «Рада», 1992.
  103. Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1999.
  104. К.С. Основы экономики труда. М., 1990.
  105. Д. Начало политической экономии и податного обложения. Пер. с анг. Н. Рязанова. М.: Звено, 1910.
  106. С. Служба занятости: природа, назначение, функционирование. Пер. с франц. М., 1993.
  107. А.П., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономические ресурсы для труда. М.: МИК 1998.
  108. Российский рынок труда. М.: ИЭ РАН, 1993.
  109. А.И. Теоретические основы экономики и социологии труда. -М., 1999.
  110. А.И. Экономика труда. М., 2000.
  111. JI.JI. Методологические вопросы прогнозирования населения.-М, 1978.
  112. Э.Р. Социально-экономические проблемы управления рабочей силой при социализме. М., 1983.
  113. В.В. Политэкономические проблемы воспроизводства рабочей силы при социализме. М., 1982.
  114. А. Исследование о природе и причинах богатства народа. Петрозаводск: Петроком, 1993.
  115. М. Я. Воспроизводство рабочей силы в СССР и баланс труда. -М., 1959.
  116. Становление рыночных отношений в Дагестане. Тематический сборник. Махачкала: ДНЦ РАН, 1992.
  117. С.Г. Проблемы экономики труда: Избр. произведения. М., 1964, т. 3.
  118. И.П. Совершенствование регионального управления трудовыми ресурсами. М., 1980.
  119. JI.A. Трудовое право: Уч. М.: Высшая школа, 1995.
  120. E.B. Вопросы социальной стратификации в работе преподавателей технических дисциплин: Учебное пособие/ МАДИ (ТУ)12М., Т$ 09шин С. А. Демография и социальная гигиена. М., 1973.
  121. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. Уч. пос. — М.: Учебно-издательский центр, 1996.
  122. Трудовые ресурсы: Социально-экономический аспект. М., 1976.
  123. Трудовые ресурсы: Формирование и использование. М., 1975.
  124. Я.И. Основы формирования рынка труда, в регионе. Сборник: Региональный рынок. Махачкала, 1993.
  125. Э.Н. Трансформация трудовых отношений на рубеже XX -XXI вв.-Пенза, 2001.
  126. .Л. Рабочая сила и ее особенности в период развитого социалистического общества. М., 1978.
  127. Человеческий фактор. В 6-ти томах. Пер. с англ. М.: Мир, 1991.
  128. В.В. Проблемы занятости в социалистическом обществе. Кишинев, 1973.
  129. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Кострома, 1996.
  130. Е.П. Теоретико-методологические проблемы народонаселения и трудовых ресурсов. Фрунзе, 1982.
  131. Л.С. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: НАУКА, 1998.
  132. Л.С. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: Наука, 1998.
  133. Л.С., Сергеева Т. П. Трудовой потенциал страны. М., 1982.
  134. С.С. Переход к рынку. Концепция и программа. М., 1990.
  135. Ю.Ю. Экономика и социология труда. Учебное пособие. -Дубна, 2002.
  136. Р.Дж., Смит P.C. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. -М.: Издательство МГУ, 1996.
  137. Д.Б. Региональные аспекты воспроизводства трудовых ресурсов.-М., 1990.
  138. Д.Б., Алиев В. Ф. Население и трудовые ресурсы Дагестана. -Махачкала, 1990.
  139. З.К., Эскеров Д. Б., Фельдман Л. И., Гордеев О. И. Проблемы перехода к рынку трудоизбыточного региона. Махачкала 1993.
  140. И. А. Воспроизводство рабочей силы при социализме. М., 1979.
Заполнить форму текущей работой