Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых в области общей и профессиональной педагогики (A.C. Белкин, Г. Д. Бухарова, Э. Ф. Зеер, A.B. Мудрик, Г. М. Романцев, В. А. Сластенин, Е. В. Ткаченко, H.H. Тулькибаева и др.), профессиональной подготовки социальных педагогов (В .Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Б. М. Игошев, И. А. Липский, JI.B. Мардахаев, Ф… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки
- 1. 1. Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов в вузе
- 1. 2. Сущность правовой компетенции социального педагога
- 1. 3. Структурно-содержательная модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов
- Выводы по главе
- Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе их профессиональной подготовки
- 2. 1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы
- 2. 2. Реализация модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов и комплекса педагогических условий на формирующем этапе опытно-поисковой работы
- 2. 3. Обобщающий этап опытно-поисковой работы и анализ ее результатов
- Выводы по главе 2
Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования последних десятилетий привели к серьезным трансформациям в современном общественном устройстве, затронув систему общественных ценностей, вследствие чего многие несовершеннолетние и их семьи оказались социально незащищенными, увеличилось количество случаев нарушения конституционных прав детей, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Явно обозначилась практическая потребность общества в профессиональной деятельности специалистов социального профиля как особой сферы социально-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, что обусловило необходимость профессиональной подготовки социальных педагогов.
В соответствии с действующим ГОС ВПО для специальности «31 300 -Социальная педагогика» (2005 г.) выпускник вуза должен знать основы социальной политики, международные нормативно-правовые акты и законы РФ в области образования, а также соблюдать права и интересы учащихся различных категорий.
ФГОС ВПО по направлению подготовки «50 400 — Психолого-педагогическое образование» (бакалавр) (2010 г.) предполагает наличие у выпускника вуза общекультурных и профессиональных компетенций, что означает следующее: выпускник вуза должен осуществлять в области социально-педагогической деятельности комплекс мероприятий по социальной защите учащихсядолжен быть готов использовать знание нормативных документов, применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.
Таким образом, требования ГОС ВПО 2005 г. предусматривают формирование у будущего социального педагога правовых знаний и уменийа требования ФГОС ВПО 2010 г. — формирование профессиональных компетенций, среди которых, тем не менее, правовая как таковая отдельно не выделяется.
Анализ должностных обязанностей и практической деятельности социальных педагогов показывает, что социальный педагог должен осуществлять социально-правовую защиту детей, оказывать социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей, правовое информирование родителей, педагогов и др. Следовательно, правовая составляющая содержания его подготовки должна быть весьма существенной.
Результаты опроса работодателей свидетельствуют об обратном: у большинства выпускников — социальных педагогов, которым предстоит осуществлять социальное воспитание, социально-правовую защиту находящихся в трудной жизненной ситуации детей, нередко отмечаются значительные пробелы в области правовых знаний и умений. Работодатели испытывают потребность в деятельных, юридически грамотно мыслящих профессионалах, способных самостоятельно решать многообразные социально-правовые вопросы, так как практическая деятельность специалиста приобретает все большую правовую направленность.
При таком положении дел вывод можно сделать только один, а именно: существующая профессиональная подготовка социальных педагогов в вузе не соответствует потребностям современного общества, у названных специалистов недостаточно сформирована правовая компетенция.
В связи с этим вопрос формирования правовой компетенции у студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» и направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»), должен рассматриваться как приоритетный в системе вузовской подготовки будущих социальных педагогов.
Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена потребностью общества в специалистах по охране и защите прав и интересов различных категорий детей и их семей и недостаточным уровнем сформированности правовой компетенции специалистов — социальных педагогов.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с отсутствием единого подхода к определению понятия «правовая компетенция социального педагога», нечеткостью в определении ее сущности, структуры и неразработанностью критериев и уровней ее сформированности в педагогической теории и практике.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена отсутствием в профессиональном образовании удовлетворяющей потребности современного общества модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов и необходимостью определения педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации.
Ключевые понятия исследования.
Социально-педагогическая деятельность — последовательная работа социального педагога, классного руководителя, психолога и других специалистов по социальному воспитанию личности в конкретном окружающем микросоциуме, направленная на успешную адаптацию и социализацию личности, создание условий для ее самореализации в обществе.
Компетенция — готовность и способность личности применять в своей профессиональной деятельности знания, умения, навыки, личностные качества, позволяющие личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности, оценивать результаты своей деятельности.
Правовая компетенция — интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях, отражающее ее готовность и способность применять систему правовых знаний и умений в процессе социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности.
Анализ существующих психолого-педагогических исследований и специальной литературы, а также опыт работы специалистов-практиков позволили выделить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне: между возрастающей потребностью общества в специалистах по охране и защите прав и интересов различных категорий детей и их семей и сложившейся системой профессиональной подготовки социальных педагогов, не обеспечивающей формирование необходимого для общества уровня овладения правовой компетенцией;
• на научно-теоретическом уровне: между необходимостью формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов и отсутствием в педагогической науке единства взглядов на сущность правовой компетенции, ее структуру, критерии и уровни сформированности;
• на научно-методическом уровне: между существующими требованиями к профессиональной подготовке будущих социальных педагогов и отсутствием научно обоснованных и методически выверенных моделей формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов, а также неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективной реализации этих моделей.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке теоретически обоснованной модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов и определении педагогических условий, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
Актуальность проблемы формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов и недостаточная ее исследованность в науке обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования: профессиональная подготовка социальных педагогов в вузе к социально-правовой деятельности.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов.
Гипотеза исследования включает совокупность следующих предположений:
1. Для теории и практики формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов корректно исходить из того, что названная компетенция является интегральным свойством личности, основанным на правовых ценностях общества, отражающим способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся, проявляя при этом такие профессионально значимые качества, как правовая активность, ответственность, коммуникативность и толерантность.
2. Модель формирования правовой компетенции будущих социальных педагогов должна включать в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и уровнево-результативный блоки и основываться на принципах преемственности, последовательности, функциональности, профессиональной направленности, коллективного взаимодействия.
3. Для реализации модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов необходимым и достаточным будет соблюдение комплекса создаваемых в процессе их профессиональной подготовки педагогических условий:
• организации образовательной среды, поддерживающей правовые установки и социально-правовые ценности (уважение права, уважение прав и свобод человека, законность и др.);
• реализации правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода их обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности и деятельности в период практики;
• прагматизации, диверсификации учебных дисциплин и интеграции содержания учебных дисциплин основной образовательной программы.
Цель данного исследования реализуется в процессе решения следующих задач:
1. Определить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и юридической литературе и практике профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в аспекте формирования правовой компетенции.
2. Осуществить анализ, корректировку и систематизацию исходных понятий исследуемой проблемы, а именно: уточнить содержание понятия «правовая компетенция», определить структуру правовой компетенции, выявить критерии, показатели и уровни ее сформированное&trade-.
3. Разработать модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе их профессиональной подготовки.
4. Выявить и обосновать целесообразность педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов.
5. Определить опытно-поисковым путем в процессе апробации модели критерии, показатели и уровни сформированности правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки.
Методологическую основу исследования составили: аксиологический (H.JI. Абаскалова, A.B. Кирьякова, Л. Г. Татарникова и др.) — деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — контекстный (A.A. Вербицкий, Н. Б. Лаврентьева и др.) — компетентностный (В.И. Байденко, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, A.B. Хуторской и др.) — личностно ориентированный (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.) подходыидеи гуманистической педагогики, рассматривающей человека как активного субъекта, преобразующего мир и самого себя (А.Г. Асмолов, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), а также учение о ведущей роли идеи права в эпоху постмодернизма (С.С. Алексеев, 3. Бауман и др.).
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды ученых в области общей и профессиональной педагогики (A.C. Белкин, Г. Д. Бухарова, Э. Ф. Зеер, A.B. Мудрик, Г. М. Романцев, В. А. Сластенин, Е. В. Ткаченко, H.H. Тулькибаева и др.), профессиональной подготовки социальных педагогов (В .Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Б. М. Игошев, И. А. Липский, JI.B. Мардахаев, Ф. А. Мустаева, E.H. Сорочин-ская, B.C. Торохтий и др.), профессиональной деятельности социального педагога (Ю.В. Василькова, Р. В. Овчарова, Л. Я. Олиференко, М. В. Шакурова и др.) — работы по профессионально-правовой компетентности специалистов (C.B. Турин, O.A. Панова, И. Ю. Серяева, A.A. Черемисина, Т. И. Шамова и др.), по правовому воспитанию (Т.И. Акимова, A.A. Кваша, Е. А. Певцова, Л.И. Пер-тражицкий и др.) — исследования правовой культуры личности и общества (А.Г. Кислов, B.C. Нерсесянц, Е. В. Татаринцев, Е. Я. Тищенко и др.), среды как фактора формирования, развития и самореализации личности (А.И. Артюхина, Л. С. Выготский, И. А. Ларионова, Л. В. Моисеева, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий и др.) — технологии обучения в вузе (С.И. Архангельский, В. А. Сластенин, Г. К. Селевко, В. А. Якунин и др.).
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с изм.), Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266−1 от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., ГОС ВПО по специальности «31 300 — Социальная педагогика» (2005 г.), ФГОС ВПО по направлению подготовки «50 400 — Психолого-педагогическое образование» (бакалавр) (2010 г.), Письмо Министерства образования РФ «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ» № 391/11 от 19.03.1996 г. и др.
Базой исследования являются: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» и ГОУ ВПО «Курганский государственный университет».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, сравнение, обобщение, моделирование) — эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ документов, экспертный опрос, опытно-поисковая работа) — статистическая обработка результатов опытно-поисковой работы.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2005 по 2010 гг. и включало три этапа:
На первом этапе — теоретико-поисковом (2005;2006 гг.) — осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования, государственных образовательных стандартов, образовательных программ вузов, разрабатывались исходные теоретические положения и категориальный аппарат исследования. Определялись объект, предмет, цель, рабочая гипотеза исследования и задачи исследованияпроводился констатирующий этап опытно-поисковой работы, разрабатывались модель формирования правовой компетенции у будущего социального педагога, учебно-методические комплексы дисциплин и практик. Использовались методы исследования: составление библиографии, аннотирование, анализ, синтез, обобщение, опрос (анкетирование, тестирование), наблюдение, моделирование и др.
На втором этапе — формирующем (2007;2008 гг.) — апробировались модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов и комплекс педагогических условий реализации данной модели, проводился формирующий этап опытно-поисковой работы. Использовались методы исследования: опрос, наблюдение, системный анализ, контент-анализ, обобщение и ДР.
На третьем этапе — итоговом (2009;2010 гг.) — проводились сбор, обработка, сравнительный качественный и количественный анализ результатов опытно-поисковой работы, уточнялись выводы и разрабатывались рекомендации по формированию правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки с учетом ФГОС ВПО третьего поколения, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Определена структура правовой компетенции у будущих социальных педагогов, включающая четыре взаимосвязанных компонента:
1. мотивациоино-ценностный (система социально-правовых ценностей, мотивирующих и мобилизующих студента на деятельность в рамках правового поля и формирующих позитивное отношение к ней и осознание общественной значимости будущей профессии);
2. когнитивный (система знаний о правовых основах профессиональной деятельности, необходимых для ее осуществления);
3. коммуникативный (умения и готовность устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других субъектов права);
4. деятельностно-рефлексивный (умения, навыки и готовность решать различные проблемы и ситуации правовой направленностипланировать и организовывать социально-правовую деятельность, сознательно контролировать результаты деятельностипрофессионально значимые качества личности (правовая активность, ответственность, коммуникативность, толерантность), позволяющие успешно реализовывать профессиональные обязанности.
2. Разработана модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов, включающая четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и уровнево-результативный.
3. Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, способствующих реализации модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов.
4. Определены критерии, показатели и уровни сформированности правовой компетенции у будущего социального педагога.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Внедрены в образовательный процесс вузов модель формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов и комплекс педагогических условий реализации данной модели.
2. Скорректирована основная образовательная программа по специальности «Социальная педагогика» посредством включения в учебный процесс разработанных курсов по выбору «Основы правовой защиты несовершеннолетних» (60 ч.), «Правовая культура социального педагога» (44 ч.).
3. Разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов (учебно-методические комплексы курсов по выбору, учебно-методический комплекс по практике в школе) — скорректированы задания для практики на 3−5 курсах обучения (введены правовые компоненты), а также содержание рабочих учебных программ дисциплин федерального и национально-регионального компонентов общепрофессионального блока и дисциплин предметной подготовки.
4. Разработана и апробирована в Методическом центре развития социального обслуживания (ХМАО-Югра, г. Сургут) программа курсов повышения квалификации «Социально-педагогические технологии работы с несовершеннолетними» (72 ч.) для социальных педагогов образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и преподавателей вузов.
Теоретические и методические материалы исследования применяются в образовательной практике вузов, осуществляющих профессиональную подготовку социальных педагогов, и способствуют созданию системы непрерывной подготовки социальных педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научно-теоретические положения по теме исследования и результаты практической работы представлены в статьях (четыре — в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ: «Образование и наука: известия УРО РАО», 2007; «Педагогическое образование и наука», 2008; «Педагогическое образование в России», 2010; «Вестник Челябинского государственного педагогического университета»,.
2010), в альманахе «Наука и право» (Орел, 2008), а также в публикациях материалов научно-практических конференций:
— международного уровня: «Организация студенческих практик в рамках Бо-лонских критериев» (Екатеринбург, 2008) — «Перспективные направления науки и техники — 2008» (Przemysl, 2008) — «Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях» (Москва, Рязань, 2009);
— всероссийского уровня: «Инновационные технологии в подготовке специалистов социальной сферы» (Екатеринбург, 2005) — «Опыт организации практики студентов» (Екатеринбург, 2006) — «Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов и специалистов по социальной работе» (Магнитогорск, 2007) — «Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы» (Москва, 2008) — «Феноменология и профилактика деви-антного поведения» (Краснодар, 2008) — «Социальная педагогика: традиции и инновации» (Екатеринбург, 2009) — «Права ребенка в России: история и современность» (Екатеринбург, 2009) — «Социальная активность молодежи как условие развития современного общества» (Екатеринбург, 2010) и др.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс через реализацию учебных дисциплин «Основы правовой защиты несовершеннолетних» (60 ч.), «Правовая культура социального педагога» (44 ч.), организацию и проведение практики в школе, социально-педагогической и комплексной практики, обучающихся по специальности 50 711 — Социальная педагогикаорганизацию студенческих научных мероприятийреализацию курсов повышения квалификации «Социально-педагогические технологии работы с несовершеннолетними» для социальных педагогов образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и преподавателей вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением современной методологии научного исследованияиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам исследованияпроверкой теоретических выводов на практикедлительностью и повторяемостью результатов опытно-поисковой работы в практикестатистической значимостью полученных результатов опытно-поисковой работы, подтверждающих правомерность сделанных выводоввнедрением основных положений исследования в ряде вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Правовая компетенция будущего социального педагога есть интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее способность и готовность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся, проявляя при этом такие профессионально значимые качества, как правовая активность, ответственность, коммуникативность и толерантность. Структура правовой компетенции включает мотива-ционно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и деятельностно-рефлексивный компоненты.
2. Модель формирования правовой компетенции основывается на принципах преемственности, последовательности, функциональности, профессиональной направленности, коллективного взаимодействиявключает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, уровнево-результативный блоки и реализуется с помощью активных методов обучения (кейс-метода, деловой игры, метода проектов и др.).
3. Эффективная реализация модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов возможна при обязательном соблюдении комплекса педагогических условий:
• организации образовательной среды, поддерживающей правовые установки и социально-правовые ценности (уважение права, уважение прав и свобод человека, законность и др.);
• реализации правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода их обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности и деятельности в период практики;
• прагматизации, диверсификации учебных дисциплин и интеграции содержания учебных дисциплин основной образовательной программы.
Структура диссертационного исследования соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы (255 источников) и 5 приложений.
5. Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе количество студентов с низким уровнем правовой компетенции сократилось на 57% (в КГ на 21%) — со средним уровнем правовой компетенции увеличилось на 39% (в КГ на 12%) за счет уменьшения количества респондентов с низким уровнем правовой компетенциис высоким уровнем правовой компетенции увеличилось на 18% (в КГ — на 9%). Таким образом, динамика изменений уровней правовой компетенции у студентов ЭГ более значительна: в результате реализации модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов, внедрения в учебный процесс спецкурсов «Основы правовой защиты несовершеннолетних», «Правовая культура социального педагога», комплекса активных форм и методов обучения и реализации соответствующих педагогических условий произошли существенные изменения в распределении респондентов по уровням сформированности правовой компетенции.
6. Анализ результатов опытно-поисковой работы, проведенный с помощью (р* - критерия Фишера и критерия Пирсона X (хи-квадрат), показал, что реализация разработанной модели при обязательном соблюдении комплекса педагогических условий обеспечивает высокую достоверную эффективность процесса формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов.
Заключение
.
Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и научно-методической литературы последних лет показал, что деятельность по социально-правовой защите несовершеннолетних, охране и защите прав различных категорий детей и их семей в настоящее время является крайне актуальной и востребованной.
Социальный педагог, осуществляющий основные направления социально-правовой деятельности (социально-правовую защиту различных категорий детей, социально-правовую помощь, правовое образование несовершеннолетних, правовое информирование и просвещение родителей, педагогов), должен владеть правовой компетенцией.
Однако, как показывает анализ научных публикаций и результаты опроса работодателей, у большинства выпускников — социальных педагогов отмечаются значительные пробелы в области правовых знаний, отсутствие отдельных правовых умений и навыков, мотивации к выполнению социально-правовой деятельности, то есть данные специалисты не готовы к этому виду социально-педагогической деятельности.
Для решения названных проблем в процессе исследования была изучена степень разработанности вопросов подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социально-правовой деятельности, формирования у них правовой компетенции в теории и практике профессиональной подготовки специалистов. Проведен сравнительный анализ требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений. Проанализированы различные подходы к определению понятий «компетенция», «компетентность», «правовая компетенция», последнее из которых было определено как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях, отражающее ее готовность и способность применять систему правовых знаний и умений в процессе социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности.
В настоящем исследовании определена сущность правовой компетенции социального педагога, то есть определены функции (аналитико-гностическая, регулятивная, информационно-коммуникативная, профилакти-ко-воспитывающая) и содержание — структура — (мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, деятельностно-рефлексивный компоненты).
Разработана модель формирования правовой компетенции, которая основывается на принципах преемственности, последовательности, функциональности, профессиональной направленности, коллективного взаимодействиявключает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, уровнево-результативный блоки.
Доказано, что реализация модели формирования правовой компетентности у будущих социальных педагогов возможна при обязательном соблюдении комплекса создаваемых в процессе профессиональной подготовки педагогических условий: организации образовательной среды, поддерживающей правовые установки и социально-правовые ценности (уважение права, уважение прав и свобод человека, законность и др.) — реализации правового образования (правового обучения и правового воспитания) студентов на протяжении всего периода их обучения в рамках учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности и деятельности в период практикипрагматизации, диверсификации учебных дисциплин и интеграции содержания учебных дисциплин основной образовательной программы.
В ходе исследования определены критерии, показатели и уровни сформированности правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки.
В ходе проведения исследования доказано и результатами опытно-поисковой работы подтверждено, что организация процесса профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социальноправовой деятельности по разработанной модели формирования правовой компетенции при обязательном соблюдении комплекса педагогических условий является результативной.
Практическим результатом данного исследования стала разработка учебно-методического обеспечения процесса формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов (учебно-методические комплексы курсов по выбору «Основы правовой защиты несовершеннолетних», «Правовая культура социального педагога», учебно-методические комплексы по практике) — корректировка заданий практики на всех курсах обучения (введены правовые компоненты), а также содержания рабочих учебных программ дисциплин федерального и национально-регионального компонентов общепрофессионального блока и дисциплин предметной подготовки.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что цель достигнута, задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Изучение процесса формирования правовой компетенции может быть продолжено в следующих направлениях: адаптация предложенной модели при переходе на многоуровневую систему высшего профессионального образования с выделением ступеней «бакалавр», «магистр» по профилю «Психология и социальная педагогика" — изучение проблемы взаимосвязи формирования правовой компетенции выпускников школ, средних и высших учебных заведений.
Список литературы
- Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации Текст.: офиц. текст. М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.
- Российская Федерация. Президент. О высшем и послевузовском образовании Текст.: федер. закон: [принят Гос. Думой 19 июля 1996 г.: одобрен Советом Федераций 7 авг. 1996 г.]. М.: Ось-89, 2004. — 48 с.
- Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа вуз» Текст.: монография / Н. П. Абаскалова — М-во образования РФ — Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск: [б. и.], 2001. — 235 с.
- Абульханова, К. А. Сознание как жизненная способность личности Текст. / К. А. Абульханова // Психологический журнал. 2009. — Т. 30, № 1.-С. 32−43.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Агудов, В. Двуединая задача обществоведческого цикла Текст. / В. Агудов // Высшее образование в России. 1999. — № 5. — С. 32−38.
- Айнштейи, В. О проблеме воспитания в вузе Текст. / В. Айнштейн // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 75−82.
- Аксютина, 3. А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / 3. А. Аксютина — Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 2006. — 223 с.
- Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики Текст. / Н. А. Алексеев. — Тюмень, 1997. — 127 с.
- Алексеев, С. С. Гражданином быть обязан: основы правовых знаний для юношества Текст. / С. С. Алексеев. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985.-174 с.
- Алексеев, С. С. Теория права Текст. / С. С. Алексеев. М.: Бек, 1995. -311 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 232 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст.: учеб. для студентов вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 1994. — 324 с.
- Антология педагогической мысли Росси XIX в. (до реформ 60-х годов) Текст. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 558 с.
- Антонян, Ю. М. Психология преступника и расследования преступления Текст.: учеб. пособие / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эми-нов. -М.: [б. и.], 1996. 172 с.
- Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1981. — С. 3−19.
- Арженовский, С. Индикаторный анализ развития системы высшего образования Текст. / С. Арженовский // Высшее образование в России. -1999.-№ 5.-С. 16−22.
- Арон, Р. Эссе о свободах Текст. / Р. Арон — пер. с фр. Н .А. Руткевича. -М.: Праксис, 2005. 208 с.
- Артюхина, А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен Текст.: монография / А. И. Артюхина. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 237 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
- Асадуллин, Р. М. Антропологические основания педагогического образования Текст. / Р. М. Асадуллин, В. Л. Бенин — Башкир, гос. пед. ун-т. -М.: [б. и.] - Уфа: Изд-во Башкир, гос. пед. ун-та, 2000. 98 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2007. — 528 с.
- Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей Текст. / Н. А. Асташова — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Моск. психол.-социал. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 2000. — 272 с.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст.: дидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 335 с.
- Байденко, В. И. Диверсификация среднего профессионального образования: сущность, условия, пути реализации Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. И. Байденко — НИИ высш. образования. М., 1995. -216 с.
- Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. -С. 26−33.
- Байденко, В. И. Модернизация профессионального образования Текст.: соврем, этап / В. И. Байденко, Дж. Ван Зантворт. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2002. — 673 с.
- Байлук, В. В. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов Текст.: учеб. пособие / В. В. Байлук — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2007. — 514 с.
- Банько, Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Банько- Волгоград, гос. пед. ун-т. Волгоград, 2002. — 218 с.
- Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь Текст. / А. Б. Барихин. М.: Книж. мир, 2000 — 720 с.
- Басов, Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Академия, 2006. — 256 с.
- Бауман 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3. Бауман — пер. с англ. В. JI. Иноземцева. М.: Логос, 2002. — 390 с.
- Безрукова, В. С. Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. С. Безрукова. -Екатеринбург: Обл. ин-т развития регион, образования, 1994. 339 с.
- Безуглова, JI. П. Развитие культуры мышления Текст.: учеб. пособие / JI. П. Безуглова — Оренбург, гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 208 с.
- Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект Текст.: монография / В. А. Беликов. М.: ВЛАДОС, 2004. — 357 с.
- Белинский В. Г. Собрание сочинений Текст.: в 3 т. / В. Г. Белинский — под ред. Ф. М. Головченко. М.: Худож. лит., 1948. — Т. 3. — 925 с.
- Белкин, А. С. Витагенное образование. Многомерный голографический подход Текст. / А. С. Белкин, Н. К. Жукова — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2001.- 108 с.
- Берденникова, Н. Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе Текст.: учеб.-метод. пособие / Н. Г. Берденникова, В. И. Меденцев, Н. И. Панов. СПб.: Д.А.Р.К., 2006. — 208 с.
- Берулава, М. Н. Теоретические основы интеграции образования Текст. / М. Н. Берулава. — М.: Совершенство, 1998. — 92 с.
- Беспалько, В. П. О критериях качества подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько // Вестник высшей школы. 1998. — № 1. — С. 38.
- Бестужев-Лада, М. В. Моделирование в социальных исследованиях Текст. / М. В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1978. — 103 с.
- Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 23−34.
- Большой психологический словарь Текст. / под ред. Б. Г. Мещерякова,
- B. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2006. — 672 с.
- Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Рос. энцикл. — СПб.: Норинт, 2002. — 1456 с.
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст.: учеб. пособие для студентов сред, и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская,
- C. В. Кульневич. Ростов н/Д: Учитель, 1999. — 560 с.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Булат, 2000. -351 с.
- Бочарова, В. Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание Текст.: науч.-метод. пособие / В. Г. Бочарова. М.: ИСПС РАО, 2007.- 224 с.
- Вавилин, Е. В. Благоприятная правовая среда как условие беспрепятственного осуществления прав и исполнения обязанностей Текст. / Е. В. Вавилин // Российский юридический журнал. 2009. — № 3. — С. 61−66.
- Ваксберг, А. Волнующие страницы истории (первые советские декреты о семье и детях) Текст. / А. Ваксберг // Семья. 1990. — № 42. — С. 7−9.
- Валитова, Р. Р. Толерантность: порок или добродетель? Текст. / Р. Р. Валитова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 1996. -№ 1.-С. 33−37.
- Варывдин, В. А. Управление системой социальной защиты детства Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Варывдин, И. П. Клемантович. -М.: Пед. о-во России, 2005. 192 с.
- Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. М.: Академия, 2002. — 160 с.
- Вербицкая, Н. О. Теоретические основы витагенного образования взрослых Текст.: монография / Н. О. Вербицкая — Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2001. 378 с.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе Текст.: контекст. подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
- Вопросы профессиональной педагогики Текст. / под ред. М. Н. Скатки-на. М.: Высш. шк., 1968. — 437 с.
- Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок Текст. / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М.: Педагогика, 1993. -224 с.
- Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования. — 1996.-№ 6.-С. 10−37.
- Гайсина, Л. Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультур-ной среде: критерии и уровни сформированности Текст. / Л. Ф. Гайсина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2002. — № 7. -С. 40−43.
- Галагузова, Ю. Н. Интегративно-дифференцированный подход в профессиональной подготовке социальных педагогов и специалистов социальной работы Текст.: монография / Ю. Н. Галагузова, И. А. Ларионова — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. — 172 с.
- Галагузова, Ю. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов Текст.: пособие для студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 224 с.
- Галагузова, Ю. Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов Текст.: монография / Ю. Н. Галагузова. М.: Высш. шк., 2001.- 151 с.
- Гальперин, П. Я. Введение в психологию Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М.: Университет, 2000. — 338 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Философия права Текст.: пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель.- М.: Мысль, 1990. 524 с.
- Гербарт, И. Избранные педагогические сочинения Текст. / И. Гербарт.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1940. 370 с.
- Гессен, С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию Текст.: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М.: Шк.-пресс, 1995. -448 с.
- Глущенко, П. П. Конституционное право России Текст. / П. П. Глущенко,
- A. В. Зиновьев, И. С. Поляшова. СПб., 2004. — С. 44.
- Головченко, В. В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения Текст. / В. В. Головченко. Киев: Наук, думка, 1985.- 128 с.
- Гольмстен, А. X. Опыт методики законоведения как предмета преподавания в средней школе Текст. / А. X. Гольмстен. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1909.-108 с.
- Гольцев, В. А. Правоведение в начальной и средней школе Текст. /
- B. А. Гольцев // Педагогический листок: прил. к «Дет. чтению». 1892. — № 2. — С. 7−8.
- Горбушина, М. В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Горбушина — Ульянов, гос. ун-т. Ульяновск, 2007. — 213 с.
- Гребенюк, О. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних и профессионально-технических училищ Текст. / О. С. Гребенюк. М.: Высш. шк., 1986. — 47 с.
- Гурин, С. В. Формирование правовой компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Гурин — Мурман. гос. пед. ун-т. Мурманск, 2005. — 144 с.
- Гришина, И. В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования Текст.: монография / И. В. Гришина — С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 231 с.
- Данилюк А. Я. Теория интеграции образования Текст. / А. Я. Данилюк Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та. — 2000. — 440 с.
- Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст. / А. Н. Дахин // Педагогика. — 2003. № 4. -С. 21−26.
- Дегтерев, В. А. Формирование профессиональной компетентности специалистов социальной работы в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. А. Дегтерев. -Н. Новгород, 2005. 155 с.
- Деятельность социального педагога в образовательном учреждении Текст. / сост. Н. И. Еременко. Волгоград: Корифей, 2002. — 112 с.
- Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации Текст. / т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. — С.42−45.
- Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к действительности Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск,: Изд-во БГУ, 1976.- 173 с.
- Дьяченко, М. И. Психология высшей школы Текст.: учеб. пособие / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Тесей, 2003. — 352 с.
- Еникеев, М. И. Основы общей и юридической психологии Текст.: учеб. для вузов / М. И. Еникеев. М.: Юристъ, 1996. — 631 с.
- Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 2004. — 336 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2003. — 208 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология личиостио-ориентированного профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер — Урал. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. 257 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — М.: Академия, 2009. 384 с.
- Зеер, Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании Текст. / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес — Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 129 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 5. — С. 34−42.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2009. — 382 с.
- Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете Текст.: монография / Б. М. Игошев. М.: Владос, 2008. — 201 с.
- Информационные материалы из заседания Совета общественной безопасности Свердловской области Текст. — Екатеринбург: [б. и.], 2009. -27 с.
- Камбаров, В. С. Право и культура Текст. / В. С. Камбаров // Актуальные проблемы юриспруденции: материалы 11 итоговой науч. конф. / Тюмен. гос. ун-т — отв. ред. Н. В. Блажевич. Тюмень, 1998. — Вып. 2. -С. 13−16.
- Кваша, А. А. Правовые установки граждан Текст.: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / А. А. Кваша — Волгоград, акад. МВД России. Волгоград, 2002. — 26 с.
- Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст.: монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: [б. и.], 1996. — 187 с.
- ЮЗ.Кислов, А. Г. Оправдание детства: от нравов к праву Текст.: монография / А. Г. Кислов. Екатеринбург: Учеб. кн., 2001. — 67 с.
- Кислов, А. Г. Системный анализ и принятие решений : курс лекций Текст. / А. Г. Кислов. Екатеринбург, 2007. — 115 с.
- Кислов А. Г. К определению современного образования как объекта правоотношений / А. Г. Кислов // Право и образование. 2003. — № 2. -С. 7−10.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: МарТ — Ростов н/Д: МарТ, 2005.-448 с.
- Корнетов, Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование Текст. / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2006. № 3. — С. 2332.
- Коротаева, Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения Текст.: учеб. пособие / Е. В. Коротаева — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2005. — 254 с.
- Ш. Коханович, Л. И. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента Текст. / Л. И. Коханович, Л. П. Рябов. — М.: НИИВО, 1993.- 187 с.
- Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Академия, 2006. — 400 с.
- Краевский, В. В. Методология педагогики Текст.: пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, унта, 2001.-244 с.
- Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прошлому Текст. / В. В. Краевский. М.: Пед. о-во России, 2000. — 36 с.
- Краснова, В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе Текст.: учеб. пособие / В. Г. Краснова. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. унта, 2004. — 60 с.
- Краткий словарь по философии Текст. / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1982. — 431 с.
- Крылова, Н. Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. -М.: Нар. образование, 2000. 272 с.
- Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов Текст. / Л. П. Крысин. М.: Рус. яз., 1998. — 848 с.
- Кудрина, Е. Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.05 / Е. Л. Кудрина. М., 1999. — 353 с.
- Кудрявцев, В. Н. Закон, поступок, ответственность Текст. / В. Н. Кудрявцев. -М.: Наука, 1986. 448 с.
- Кунц, Е. В. Правовая поддержка детства Текст. / Е. В. Кунц // Вестник Челябинского университета. — 2009. — Вып. 19, Право. № 15 (153). -С. 96−97.
- Куприна, А. И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. И. Куприна — Урал. Гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. -186 с.
- Кутафин, О. Нет такой цели, которая могла бы оправдать нарушение законности Текст. / О. Кутафин // Российская юстиция. 1994. — № 4. -С. 2−9.
- Куфтырев, Ю. И. Принципы организации эффективной системы гуманитарной подготовки студентов Текст. / Ю. И. Куфтырев // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: информ,-аналит. сб.-М., 1993.-Вып. 5.-С. 5−11.
- Кушнер, Ю. 3. Методология и методы педагогического исследования Текст.: учеб.-метод. пособие / Ю. 3. Кушнер — Могилев, гос. ун-т им. А. А. Кулешова. — Могилев: Изд-во Могилев, гос. ун-та, 2001. 66 с.
- Ларионова, И. А. Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / И. А. Ларионова — Урал. гос. пед. ун-т. М., 2009. -42 с.
- Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Левитан, К. М. Личность педагога: становление и развитие Текст. / К. М. Левитан. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1991. 163 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лернер, И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 47 с.
- Липский, И. А. Социальная педагогика: методологический анализ Текст. / И. А. Липский. М.: Сфера, 2004.
- Лопатин В. В. Толковый словарь современного русского языка Текст. / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2008. — 928 с.
- Макарова, Е. А. Традиции и обновление в праве: проблемы ценностного подхода Текст. / Е. А. Макарова // Государство и право. — 1996. — № 5.-С. 105−108.
- Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика Текст.: учеб. для студентов вузов / Л. В. Мардахаев. М.: Гардарики, 2003. — 269 с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М., 1996.-278 с.
- Марченко, М. Н. Юридическое образование в современной России: состояние и перспективы Текст. / М. Н. Марченко // Правоведение. — 1999. -№ 3.- С .232−250.
- Маслов, К. И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / К. Н. Маслов — Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2008. — 253 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу — пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
- Матузов, Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» Текст. / Н. И. Матузов // Правоведение. 1994. -№ 2.-С. 3−15.
- Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО Текст. / пер. с англ. И. Е. Волковой. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998. — 61 с.
- Морозова, С. А. Психологическая теория права Текст. / С. А. Морозова // Преподавание истории в школе. 1993. — № 1. — С. 27−30.
- Москалева, А. С. Формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих социальных педагогов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. С. Москалева — Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. 222 с.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст.: учеб. для студентов пед. вузов / А. В. Мудрик — под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. — 200 с.
- Муслумов, Р. Р. Психолого-педагогические условия развития правового сознания будущих учителей Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Р. Р. Муслумов — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. -251 с.
- Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики Текст.: учеб. для студ. высш. пед. уч. зав. 2-е изд., перераб. и доп. / Ф. А. Мустаева. — М.: Академический проект, 2001. — 416 с.
- Нагавкина, JI. С. Социальный педагог: введение в должность Текст.: материалы для работников образоват. учреждений / JI. С. Нагавкина, О. К. Крокинская — С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб.: КАРО, 2002. — 272 с.
- Найн, А. Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Найн. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, 1995. — 288 с.
- Немов, Р. С. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства Текст. / В. С. Нерсесянц. М.: НОРМА, 2009. — 552 с.
- Нестеров, В. В. Педагогическая компетентность Текст.: учеб. пособие / В. В. Нестеров, А. С. Белкин. Екатеринбург: Учеб. кн., 2003. — 188 с.
- Никандров, H. Д. Воспитание ценностей: российский вариант Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Магистр, 1996. — 78 с.
- Никитин, А. Ф. Политика и право Текст.: учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. Ф. Никитин.- М.: Просвещение, 1998.- 191 с.
- Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов Текст.: учеб. пособие / В. А. Никитин — Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2002. — 236 с.
- Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога Текст.: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. М.: ВЛАДОС, 2005. — 399 с.
- Новейший философский словарь: 3-е изд. испр. / сост. и гл. ред. А. А. Грицанов. Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
- Новиков, А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности Текст. / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004.- 120 с.
- Новоселов, С. А. Теория творчества: понятийно-терминологический аппарат Текст.: метод, пособие / С. А. Новоселов. — Екатеринбург: Дворец молодежи, 1999. 47 с.
- Образцов, П. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для вузов / П. И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
- Общая теория права Текст.: курс лекций / Нижегород. правовая акад. — под общ. ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород: [б. и.], 1993. — 510 с.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Сфера, 2004. — 480 с.
- Оганесян, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения) Текст.: учеб. пособие для преподавателей пед. учеб. заведений / Е. В. Оганесян. — М.: Пед. о-во России, 2004. -176 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира Текст. / К. Н. Цейкович [и др.] - под ред. Ю. Г. Татура. -М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1994. 117 с.
- Осолодкова, Е. В. Формирование готовности студентов педвузов к осуществлению здоровьесберегающего обучения младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Осолодкова: Магнито-гор. гос. ун-т. Магнитогорск, 2003. — 171 с.
- Памяти Константина Дмитриевича Ушинского Текст.: сб. речей по случаю 25-летия со дня кончины. СПб.: Обществ, польза, 1896. — 121 с.
- Панова, О. А. Формирование правовой компетентности педагогов современной школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /
- О. А. Панова — Акад. повышения квалификации и переподготовки работников образования. М., 2002. — 22 с.
- Певцова, Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX -XXI веков / Е. А. Певцова. М.: Новый учебник, 2003. — 415 с.
- Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву: Учеб. / Е. А. Певцова. М.: Владос, 2002. — 459 с.
- Педагогика Текст.: большая соврем, энцикл. / авт.-сост. Е. С. Рапаце-вич. Минск: Соврем, слово, 2005. — 720 с.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Шк.-Пресс, 2000 — 512 с.
- Педагогика профессионального образования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев [и др.] - под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004.-368с.
- Петражицкий, JI. И. Очерки философии права Текст. / JI. Н. Петра-жицкий. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1900. — Вып. 1. — 320 с.
- Петражицкий, JI. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности Текст.: в 2 т. / JI. И. Петражицкий. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1907. — Т. 1. — 96 с.
- Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения Текст. / Н. И. Пирогов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 704 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов — отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Плужник, И. JI. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки Текст. / И. Л. Плужник. М.: ИНИОН РАН, 2003. — 216 с.
- Подласый, И. П. Педагогика Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. -631 с.
- Поздняк, С. H. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов Текст. / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 3. — С. 52−56.
- Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований Текст. / В. М. Полонский. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
- Почтарь, Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики Текст.: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Т. М. Почтарь. М., 2001. — 207 с.
- Прикладная юридическая психология Текст. / под ред. А. М. Столя-ренко. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001. — С. 58.
- Профессиональная подготовка социального педагога: материалы Всерос. семинара-совещания (5−8 февраля 1992 г.). Текст. / под ред. Б. М. Игошева. — М.: Министерство образования Российской Федерации, 1992.-154 с.
- Психодиагностическое познание профессиональной деятельности Текст.: учеб. пособие / В. А. Сонин (авт. — сост.). СПб.: Речь, 2004. -408 с.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст.: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Когито-центр, 2002. -396 с.
- Развитие образования в России Текст.: федер. программа (система сред., высш., послевуз. проф. и соответствующего доп. образования). -М.: НИИВО, 1996. 96 с.
- Ратинов, А. Р. Правовая культура и поведение Текст. / А. Р. Ратинов, Г. X. Ефремова // Юридическая психология: хрестоматия / под ред. Т. Н. Курбатовой. СПб., 2001. — С. 56−60.
- Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум Текст. / А. А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 98−99.
- Роджерс, К. Р. Свобода учиться Текст. / К. Р. Роджерс, Дж. Фритберг — пер. с англ. А. Б. Орлова [и др.]. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
- Романцев, Г. М. Интеграция науки и образования: фундаментальные знания в подготовке профессионально-педагогических кадров Текст. / Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, В. Н. Ларионов // Образование и наука. -2000.-№ 4(6).-С. 18−26.
- Рубинштейн, М. М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей Текст. / М. М. Рубинштейн. — М.: Право и жизнь, 1925. -183 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 713 с.
- Рыданова, И. И. Основы педагогики общения Текст. / И. Н. Рыдано-ва. — Минск: Беларус. навука, 1998. — 319 с.
- Садмен С. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / С. Садмен, Н. Брэдбери. М., 2002, — С. 51.
- Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школ, технологий, 2005. — 224 с.
- Сергеев, С. Ф. Обучающая среда: концептуальный анализ Текст. / С. Ф. Сергеев // Школьные технологии. 2006. — № 5. — С. 29−34.
- Серяева, И. Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета Текст.: дис. .канд. пед. наук / И. Ю. Серяева. Оренбург, 2005.-193 с.
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст.: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. И. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Шк.-пресс, 2002 — 512 с.
- Словарь иностранных слов Текст. / авт.-сост. Е. С. Зеленевич. М.: Рус. яз., 1988.-606 с.
- Словарь по социальной педагогике Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
- Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2003. — 304 с.
- Социальная педагогика Текст.: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000 -416 с.
- Социальный педагог Текст.: док. программно-метод. материалы для пед. учеб. заведений: в 2 ч. / под ред. Б. М. Игошева, М. А. Галагузовой. -М.: [б. и.], 1991. -Ч. 1.- 186 с.
- Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов Текст. М.: НИИ-ВО, 1993.-Вып. 1.-28 с.
- Старикова, Л. Д. Методы педагогического исследования Текст.: учеб. пособие / Л. Д. Старикова, С. А. Стариков. Екатеринбург: Учеб. кн., 2010.-336 с.
- Степанов, О. В. Социология права Текст.: учеб. пособие для вузов / О. В. Степанов, П. С. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 285 с.
- Сумская, Т. С. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов по социальной работе в университетском комплексе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. С. Сумская — Рос. гос. социал. ун-т. — М., 2007. — 43 с.
- Татаринцева, Е. В. Правовое воспитание (методология и методика) Текст. / Е. В. Татаринцева. М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2004.-№ 3.-С. 20−26.
- Татур, Ю. Г. Образовательная система России. Высшая школа Текст.: монография / Ю. Г. Татур. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов: Изд-во МГТУ, 1999. — 278 с.
- Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопедия Текст. / Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров — под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Юринформ-центр, 1999.-971 с.
- Тищенко, Е. Я. Социально-педагогическая реабилитация осужденных Текст.: монография: в 2 кн. / Е. Я. Тищенко — Урал, ин-т социал. образования. — Екатеринбург: Урал, ин-т социал. образования, 2007. — Кн. 1. 162 с.
- Ткаченко, Е. В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования Текст. / Е. В. Ткаченко. М.: Минобразования России, 1996.- 161 с.
- Ткаченко, Е. В. Приоритеты Российского профессионального образования Текст. / Е. В. Ткаченко // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 58−62.
- Тугаринов, В. П. Личность и общество Текст. / В. П. Тугаринов. М.: Политиздат, 1965. — 212 е.
- Тулькибаева, Н. Н. Учебная задача как объект методики преподавания Текст. / Н. Н. Тулькибаева, Г. Д. Бухарова // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. — № 2 (44). — С. 129−135.
- Тюмасева, 3. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны Текст. / 3. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. -464 с.
- Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. — 210 с.
- Филимонюк, Л. А. Готовность к конструктивно-проективной деятельности как результат профессионального становления будущего педагога
- Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. А. Филимонюк. Ставрополь, 1999. — 199 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. Л. Ф. Ильичева [и др.]. М.: Совет, энцикл., 1983. — 840 с.
- Хаматнуров, Ф. Т. Этика профессионально-педагогического работника Текст.: монография / Ф. Т. Хаматнуров — Урал. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 393 с.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирванной парадигмы образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства : методология, теория, опыт Текст.: монография / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. -Челябинск — Екатеринбург: ЧИРПО: ИРРО, 2007 408 с.
- Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / М. В. Шакурова. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Шамова, Т. И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров Текст.: учебное пособие / Т. И. Шамова, А. Н. Худин, Н. В. Анненкова, А. В. Поздняков. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 96 с.
- Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст.: учебник для вузов / Н. И. Шевандрин. 2-е изд. — М.: Владос, 2001.-512 с.
- Шептенко, П. А. Введение в специальность «Социальный педагог» Текст.: учеб. пособие / П. А. Шептенко — Моск. психол.-социал. ин-т -под ред. В. А. Сластенина. М.: Флинта: Моск. психол.-социал. ин-т, 2008.- 160 с.
- Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2001. — 208 с.
- Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога Текст. / Т. А. Шишковец. М.: ВАКО, 2005 — 207 с.
- Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? Текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
- Штинова, Г. Н. Теоретико-методологические основы социального образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Г. Н. Штинова: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников нар. образования.-М., 2001.-352 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий — ред.-сост. А. А. Пископель. — М.: Шк. культур, политики, 1995. — 800 с.
- Юридическое образование в России в современных условиях: новые подходы и модели Текст.: круглый стол // Государство и право. — 1993. —№ 2, № 3.
- Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО АПО, 1999−2000.
- Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская — отв. ред. Н. А. Ушаков. М.: Сентябрь, 2000. — 111 с.
- Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности Текст.: учеб. для магистров / Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Левин — Моск. город, психол.-пед. ин-т. -М.: Смысл, 2001.-365 с.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Электронный ресурс. — Режим доступа: http://world.russianforall.ru/law/standards.php
- Национальная Доктрина образования в Российской Федерации Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46 741
- Науменкова, К. В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков Электронный ресурс. / К. В. Науменкова. Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek 1/13.htm
- Murray Н. Explorations in personality Text. / H. Murray. New York. -1938. -761 p.
- Parry, S. B. The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study Text. / S. B. Parry. Training, 1996. 33, P. 48−56.
- Spencer, L. M. Competence at work: models for superior performance Text. / L. M. Spencer, S. M. Spencer // New York: John Wiley, 1993.