Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап — этап теоретического анализа проблем воспитания военнослужащих и путей повышения его эффективности. На данном этапе изучалось развитие и современное состояние вопросов воспитания, ^ способов повышения его эффективности, степень научного обобщения существующей практики воспитания военнослужащих. Всестороннему анализу была подвергнута динамика развития требований к воспитательной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РАКЕТНЫХ ВОЙСК
    • 1. 1. Сущность эффективности воспитания как педагогического процесса
    • 1. 2. Анализ факторов, влияющих на эффективность воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЧАСТЕЙ СПЕЦВОЙСК И ТЫЛА РАКЕТНОГО СОЕДИНЕНИЯ
    • 2. 1. Обоснование опытно-экспериментального построения системы воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения
    • 2. 2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке условий и путей повышения эффективности воспитания личного состава
    • 2. 3. Методика и критерии оценки эффективности воспитания личного состава подразделения
  • Глава 3. ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЧАСТЕЙ СПЕЦВОЙСК И ТЫЛА РАКЕТНОГО СОЕДИНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 3. 1. Совершенствование организационно-педагогических основ воспитания личного состава подразделения
    • 3. 2. Повышение качества психолого-педагогической подготовки офицеров к решению воспитательных задач ] Q
    • 3. 3. Повышение эффективности педагогического руководства самовоспитанием военнослужащих

Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание людей — одна из самых сложных, одна из самых ^ значимых сфер общественной жизни. Именно этим обусловлено то, что человечество на всех этапах своего развития уделяло и уделяет этой важной проблеме пристальное внимание.

Особым рубежом в переосмыслении проблем воспитания является нынешний этап общественного развития, обусловленный социально-политическими, экономическими преобразованиями в стране, военно-политической ситуацией в мире. Дополнительной составляющей в деле воспитания военных людей является реформа Вооруженных Сил и те процессы, которые порождены этой реформой. Ъ Как свидетельствует практика, в условиях сложного процесса преобразований российской государственности, реформационных процессов в Вооруженных Силах меняются многие сложившиеся воспитательные традиции и приоритеты. Наряду с некоторыми положительными результатами их влияния на под держание высокой боевой готовности и укрепление воинской дисциплины, наблюдаются устойчивые тенденции к изменению направленности деятельности и поведения > различных категорий военнослужащих по содержанию и формам их проявления, по усложнению качественного решения воспитательных задач в современных условиях. Как установлено рядом исследований подобные тенденции формируют соответствующие негативные целевые установки и ценностные ориентации военнослужащих частей и подразделений: уклонение от военной службы, пьянство и наркомания, взяточничество и мошенничество, воровство и продажа военного имущества, неуставные взаимоотношения и др. В общественном сознании набирает силу опасная тенденция проявления эгоцентрических, групповых и псевдонациональных интересов, которые становятся нормой социального поведения людей.

Все эти явления не могут не оказывать существенного влияния на психику, сознание и поведение военнослужащих. Последствиями влияния негативных факторов на военнослужащих частей и подразделений РВСН, щ) проходящих службу по призыву (П) и по контракту (К) являются: равнодушие к службе, пассивность: Кдо 30%, Пдо 37%- нежелание служить в Вооруженных Силах: К-15%, П-65%- обострение проблемы пьянства, потеря нравственных ориентиров: Кдо 60% грубых дисциплинарных проступков, травм, гибели, Пдо 40% грубых дисциплинарных проступков, 1/3 преступленийрост недоверия, частичная потеря авторитета командиров, начальников, невосприимчивость людей к воспитательному воздействию: К-62%, П-20%;

I — потеря государственно-патриотических ориентиров, изменение структуры жизненных ценностей в сознании военнослужащих: Кдо 50%, Пдо 65% и другие. [152,-. 10].

Необходимость повышения эффективности воспитания личного состава частей и подразделений ракетных войск возникает, как из потребности сохранения и повышения боеготовности войск в условиях влияния на Вооруженные Силы дестабилизирующих, разрушающих * факторов, так и резкого усложнения, стоящих перед офицерами, прапорщиками и сержантами воспитательных задач. Переориентация взглядов на личность военнослужащего, который реально должен стать «мерой всех вещей» — с одной стороны и воздействие негативных явлений, связанных с изменением идеалов и социально-значимых установок в обществе, девальвацией базовых понятий «Родина», «Отчизна», «Защитник» и т. д., с другой стороны, создают педагогическую ситуацию, требующую переосмысления многих устоявшихся взглядов на воспитание воинов-ракетчиков, содержание, организацию и методику его осуществления.

Как известно, проблема совершенствования воспитания военнослужащих не являются прерогативой только военно-педагогической науки и практики. Этими вопросами занимаются также представители щ. психологии и социологии, философии и права, политологии и культурологии и других наук. Однако, как показали результаты проведенного диссертационного исследования, именно педагогические аспекты рассматриваемой проблемы стали в последнее время определяющими и значимыми. Педагогизация воспитательной деятельности проявляется в том, что административно-командные, уставные и правовые меры воздействия на военнослужащих частей и подразделений наполняются воспитательным содержанием, акцент в воспитательной деятельности офицеров переносится в сферу I взаимодействий с конкретной личностью воина-ракетчика и повседневного общения с ним.

Постановка вопроса о необходимости совершенствования воспитания военнослужащих не относится к числу новых. В работах многих авторов: А. В. Барабанщикова, Н. Г. Безуглова, В. И. Вдовюка, Н. Т. Волкова, В. Н. Герасимова, П. Н. Городова, В. П. Давыдова, В. Г. Демина, В. Г. Звягинцева, И. А. Липского, Г. Д. Лукова, В. И. Лутовинова, Н. И. Киряшова, ' Н. С. Кравчуна, А. Т. Малого, В. А. Михалева, А. Х. Мустонена, В. Я. Слепова,.

Д.П.Познанского, Л. В. Мардахаева, Л. Н. Уварова, И. Е. Хоменко, А. Н. Федотова, А. И. Филиппова, В. Г. Шпака и др. не только проводится мысль о необходимости повышения эффективности воспитания военнослужащих на педагогической основе, но и изложен ряд конкретных подходов её решения. Вместе с тем, исследований, которые бы в прямой постановке раскрывали и освещали пути и условия, методы и средства повышения эффективности воспитания личного состава частей и подразделений на педагогической основе в современных условиях нет.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность и определили выбор темы диссертационного исследования. ш Объектом исследования избрана система воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения1, а его предметом — основные пути и педагогические условия повышения эффективности воспитания личного состава на основе личностно-деятельностного подхода к его организации и осуществлению.

Цель исследования состояла в том, чтобы на основе всестороннего изучения существующей практики и процесса воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс определить основные пути, выявить и охарактеризовать условия повышения его эффективности в современных I, условиях.

В соответствии с целью в диссертации решались следующие задачи:

1. Проанализировать особенности процесса воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс и на этой основе уточнить его сущность, содержание, методику реализации как эффективного педагогического процесса.

2. Опытно-экспериментальным путем выявить динамику и 1 тенденции процесса совершенствования воспитания личного состава данных подразделений на основе реализации в нем системообразующих элементов воспитания, перевоспитания и самовоспитания.

3. Обосновать и экспериментально проверить основные педагогические пути и условия повышения эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс, выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование процесса воспитания.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что в сложившихся условиях повысить эффективность воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс можно, если, учитывая.

В дальнейшем применяется сокращение ЧСВТрс (частей спецвонск и тыла ракетного соединения) изменившуюся социально-политическую ситуацию, привести содержание воспитания в соответствие с задачами, выполняемыми личным составом подразделенийразработать и адаптировать технологию воспитательных Л воздействий, в полной мере учитывающих специфику «субъект объектных» отношений и превращающих «объекта» в активного «субъекта» воспитательного процессастимулировать стремление офицеров решать воспитательные задачи с позиций высокой педагогической культурыактуализировать практику педагогического руководства самовоспитанием военнослужащих в различных формах индивидуальной воспитательной работы.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения отечественной и зарубежной науки о человекеI о личности как главной цели воспитанияфакторах формирования личности и роли ее активно-деятельного состояния в процессе формированияо месте и роли собственных усилий человека в этом процессео сущности и системном характере воспитания в целостном рассмотрении его основных взаимосвязанных объектов, явлений и процессов.

Теоретической базой исследования стали личностнодеятельностный подход к воспитанию личного состава (А.В. Барабанщиков, > И. В. Биочинский, Н. Т. Волков, В. А. Сластенин, А. М Столяренко, И.Е.

Хоменко и др.) — современные подходы к воспитанию, изложенные в работах В. Н. Герасимова, П. Н. Городова, В. А. Караковского, В. И. Лутовинова, Л. И. Новиковой, Н. А. Селивановой, М. И. Рожкова, Г. Н. Филонова и др.- понятия и принципы системного подхода (В.Г. Афанасьев, И. В. Блаурбег, М. С. Каган и др.).

Базой исследования стали 35 подразделений частей спецвойск и тыла двух ракетных соединений. Исследования осуществлялось с сентября 1999 года по март 2002 года в четыре взаимосвязанных этапа, в нем участвовало 350 человек.

Первый этап — этап теоретического анализа проблем воспитания военнослужащих и путей повышения его эффективности. На данном этапе изучалось развитие и современное состояние вопросов воспитания, ^ способов повышения его эффективности, степень научного обобщения существующей практики воспитания военнослужащих. Всестороннему анализу была подвергнута динамика развития требований к воспитательной работе в руководящих документах Министерства Обороны РФ, Ракетных войск стратегического назначения. Всего изучено 154 литературных источника, 50 руководящих документов, среди них материалы 6 научно-методических конференций, проведенных в рамках Министерства обороны РФ, РВСН, вузов РВСН. Целенаправленно анализировались также военно-теоретические, педагогические и психологические журналы. «На втором этапе изучался опыт воспитания военнослужащих в подразделениях ЧСВТрсосуществлялся комплексный анализ воспитания, включающий в себя анкетирование, наблюдение, проведение групповых и индивидуальных бесед, бесед-интервью, анализ письменных отчетов и изучение документов.

На третьем этапе проводилась опытно-экспериментальная работы по выявлению основных путей и условий повышения эффективности 1 воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс. Широко использовались такие методы исследования, как формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, коллективное обсуждение педагогических проблем воспитания, анализ и обобщение листов самооценки и взаимооценки, метод экспертных оценок, метод последовательного приближения по отбору оптимального решения, математической обработки данных. На этом этапе была предпринята попытка создания программно-целевой модели воспитания в подразделениях ЧСВТрс, обеспечивающая эффективность воспитательной работы с военнослужащими.

Четвертый этап связан с обобщением и систематизацией полученных в ходе исследования данных, формулировкой теоретических выводов и выработкой практических рекомендаций по повышению ^ эффективности воспитательного процесса в подразделениях ЧСВТрс.

Задачи заключительного этапа исследования решались методами теоретического анализа и математической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в диссертации раскрыта сущность понятия эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрспроведен анализ факторов, влияющих на процесс воспитания в ЧСВТрс в современных условияхвсесторонне проанализирована функция побуждения к самовоспитанию как базовая, функция процесса воспитания с > военнослужащимиразработана и представлена программно-целевая модель воспитания личного состава подразделений ЧСВТрсэкспериментально проверенны пути и условия повышения эффективности педагогического процесса воспитания личного состава в современных условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточненное понимание эффективности воспитания личного ' состава подразделений ЧСВТрс в новых социально-педагогических условиях.

2. Обоснование программно-целевой модели воспитания в подразделениях ЧСВТрс, базирующейся на основе личностно деятельностного подхода к его организации и осуществлению.

3. Обоснование педагогических подходов, путей и организационно педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс в современных условиях.

4. Охарактеризованы и определены методика и критерии оценки эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные выводы позволяют повысить эффективность воспитания личного состава подразделений. Разработанные в процессе исследования ^ материалы и рекомендации служат оптимизации воспитательной деятельности войсковых командиров и могут быть использованы в учебном процессе академии, военных институтов, учебных подразделений при обучении слушателей, курсантов, а также в практической деятельности заместителей командиров частей по воспитательной работе. Реализация предложенных научно-методических рекомендаций при соблюдении соответствующих педагогических условий позволит поднять воспитательную работу в подразделениях ракетных войск на новый уровень, и успешно преодолевать трудности в ее осуществлении, в сложной * современной ситуации.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, междисциплинарным характером теоретико-методологической базы, применением комплекса взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирических данных, адекватных целям и задачам исследования, математической обработкой данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором сделано пять научных сообщений на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии РВСН имени Петра Великого, три выступления на научно-практических семинарах в ЧСВТ ракетных соединений, выступление на Международной научной конференции, посвященной социально-культурным проблемам XXI века (Москва, апрель 2002 г.). Материалы исследования неоднократно докладывались на сборах заместителей командиров частей и подразделений по воспитательной работе. В течение 2001 года было осуществлено комплексное внедрение практических рекомендаций автора в практику воспитательной работы с личным составом подразделений ЧСВТрс. По материалам исследования автором опубликовано пять научных статей. Автором разработаны две учебно-методические разработки по учебному курсу «Военная психология и педагогика» для курсантов В, А РВСН имени Петра Великого. Общий объем публикации — 2 печатных листа.

Структура диссертации определена логикой проведенного исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что углубление и совершенствование воспитательной деятельности офицеров в целом основаны на соединении их научно — теоретической подготовки с передовым практическим опытом работы с людьми в войсках. Однако обращенность офицера к педагогической теории не избавляет его от всех трудностей, с которыми он встречается в процессе воспитательной работы с подчиненными. Общеизвестно, что теория педагогики в основном содержит лишь обобщенные положения о том, как осуществлять обучение и воспитание. В то же время, воспитательная практика выступает в большом многообразии конкретного и единичного и нередко ставит перед офицерами такие проблемы, на которые теория бессильна дать однозначно правильный ответ. Вот почему от офицеров как от воспитателей требуется основательная теоретическая и практическая подготовка, педагогическая гибкость и творческий подход к решению сложных задач в процессе работы с людьми, которые и определили разные уровни их подготовленности.

В целях приближения воспитателей третьего и отчасти второго типов по результатам педагогической деятельности к воспитателям первого и отчасти второго типов в ходе педагогического эксперимента были выявлены, проанализированы и устранены педагогические нецелесообразные действия некоторых офицеров. Педагогически несостоятельные действия офицеров как воспитателей можно подразделить на несколько видов: педагогические ошибки, педагогические нарушения и антепедагогические действия.

Специальные исследования позволили отнести к педагогическим ошибкам действия офицеров, которые вытекали из добрых, формально правильных мотивов, но приводили в конечном итоге к нежелательным воспитательным результатам. Как показала практика, это были такие социально педагогические действия офицеров, в основе которых лежало решение воспитательных задач неадекватными и ошибочными средствами, неумение предвидеть ближайшие и конечные результаты работы с подчиненными. К ним относились: «заигрывание» с трудными воинами или предъявление к ним повышенных требований (17%) — факты немотивированного и необоснованного завышения или занижения оценок по боевой подготовке (25%), стремление офицеров искоренять только пороки и нежелание видеть у подчиненных положительные качества личности (23%), отсутствие дифференцированного подхода к различным категориям военнослужащих (35%) и другие.

В самом общем плане причины, порождающие данные педагогические ошибки, сводились к следующему: усложнение воспитательных задач было неадекватно росту педагогического мастерства воспитателейсубъективизм офицеров в оценке деятельности и поведения того или иного воинанедостаточное знание особенностей его психологиипедагогические заблуждения в решении сложных воспитательных и перевоспитательных задач и другие.

К педагогиеским нарушениям, выявленным у офицеров экспериментальных подразделений относились действия воспитателей, не учитывающих закономерное лротекание и логику процесса, дезорганизованность, снижающих его конечные результаты. Это были: раздражительная реакция воспитателей на отрицательное поведение воинов (43%), шаблонные и бестактные воздействия на них (35%), неумение включить воспитуемых в интересную для них деятельность (30%), игнорирование индивидуальной работы (27%), слабая опора на коллектив подразделения (23%), неумение побудить подчиненных к самосовершенствованию (20%), общение на повышенных тонах (13%), и др. Основными причинами педагогических нарушений являлись: формализм в воспитательной деятельностинизкий уровень психологопедагогической грамотности и педагогического мастерства офицеровнедооценка ими возможностей воспитательной работыавторитарный стиль педагогической деятельности и другие.

К антипедагогическим действиям, характерным для нецелесообразной воспитательной деятельности офицеров, относились действия и поступки воспитателей, которые приводили к заведомо отрицательным результатам. В работе с военнослужащими они допускали действия, которые противоречили существу воспитательного процесса, его конечным целям (42%), нарушали его методику (37%), вносили в данный процесс грубость, бестактность, высокомерие и неуважительное отношение к людям (31%) и другие. Причинами антипедагогического действия являлись педагогическая беспомощность отдельных воспитателей в работе с трудными воинами: их нежелание приобретать необходимые знания, навыки и умения педагогической деятельностиотсутствие интереса к данной проблемедефицит психолого — педагогической литературы по вопросам воспитания и др.

Изучение выявленных факторов педагогически нецелесообразной деятельности у офицеров экспериментальных подразделений свидетельствовало о том, что имеющиеся у них педагогические ошибки и нарушения, антипедагогические действия встречались в комплексе.

Результаты опытно — экспериментальной работы подтвердили наше предположение о необходимости качественного совершенствования подготовки офицеров как воспитателей. Алгоритм решения этой значимой педагогической задачи, как показали исследования И. Е. Хоменко, может быть следующим:

1 этап — выяснить социально — педагогическую направленность офицера к воспитательной деятельности с воинами;

2 этап — выделить основные знания, умения и навыки, свидетельствующие о содержании, организации и методике воспитательной деятельности офицера;

3 этап — определить объем социально — педагогической готовности офицера к воспитательной деятельности в части;

4 этап — провести комплексную подготовку офицера к теоретической и практической воспитательной деятельности с военнослужащими. [152, 53].

Определяя практические направления подготовки офицеров к решению воспитательных задач мы исходим из определения их готовности к педагогической деятельности. Такая готовность определялась по критериям и показателям готовности офицеров к воспитательной деятельности (см. таблицу 8).

Заключение

.

Изменение в социально — экономической жизни общества, реформационные процессы в Вооруженных Силах РФ меняют многие сложившиеся приоритеты и традиции в воспитании личного состава частей и подразделений, ставят вопросы воспитания в ряд приоритетных проблем, решаемых в интересах качественной, подготовки военнослужащих, в целом подразделений и частей к выполнению задач по предназначению. В этом плане поиск путей повышения эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс является актуальной и злободневной задачей.

Теоретический анализ проблем повышения эффективности воспитания личного состава, изучение реальной практики его организации в Вооруженных Силах, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие теоретические выводы и обобщения, сформулировать практические рекомендации:

1. Воспитание в условиях Вооруженных Сил выступает как целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, институтов Вооруженных Сил, всех должностных лиц по формированию и развитию личности военнослужащего как гражданина патриота России, воина-профессионала и побуждению его к самовоспитанию.

Оно рассматривается как сложное системно-целостное педагогическое явление, обусловленное спецификой выполняемых личным составом подразделений частей спецвойск и тыла задач, особым характером взаимосвязи и взаимодействия его компонентов, обладающих нтегративными свойствами и качествами, выполняющих определенные функции как по отношению к внешней среде, так и к своим составным частям. В этом плане процесс воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения целесообразно рассматривать как совокупность взаимодействующих и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целенаправленный и непрерывный процесс формирования и развития у воина-ракетчика устойчивых взглядов, представлений, убеждений, чувств, высокой военно-профессиональной культуры, навыков и привычек дисциплинированного, правоисполнительного поведения через активное задействование личностного потенциала самих воинов и развитие их способности к самосовершенствованию.

2. Качественное совершенствование процесса воспитания личного состава этих подразделений на современном этапе возможно на основе личностного подхода в решении воспитательных задач, обеспечивающего реальный педагогический перевод военнослужащего из объекта в полноправного субъекта воспитания.

В этом плане модель воспитательного процесса в подразделении может эффективно функционировать при соблюдении следующих принципиальных подходов: нацеленность учебно-воспитательного процесса в подразделении на личность военнослужащего как военного специалистаактуализация функции побуждения к самовоспитанию в решении воспитательных задач, превращение каждого военнослужащего в активного субъекта воспитательного процессаотказ от манипулятивной педагогики и смещение акцента на свободу самовыражения и саморегуляции личности военнослужащегопересмотр традиционных подходов к содержанию, формам и методам воспитания, актуализация принципов активности, диалогичности, самостоятельности и творчества в процессе воспитаниярассмотрение военнослужащих, а в равной мере и самих воспитателей, как открытой саморегулирующей системы, стремящейся к развитию, взаимодополнению, взаимообогащению, к самосовершенствованиюформирование и стимулирование у воспитуемых положительной Я-концепции, отвечающей потребностям воинской службы и деятельности.

Такой подход открывает новые горизонты в воспитании личного состава частей и подразделений ракетных войск. Здесь уже не достаточно простого частного обновления методов и форм воспитательной работы. Важной стороной такого подхода является глубокое переосмысление сущности воспитания как педагогического процесса активного взаимодействия воспитателей и воспитательных структур с воспитуемыми в интересах актуализации внутренних сил военнослужащих по формированию и развитию ими у себя требуемых качеств личности, отношения и поведения.

3. Основными направлениями совершенствования воспитания личного состава подразделения следует считать: совершенствование организационно — педагогических основ воспитания, всесторонняя подготовка офицеров к решению задач воспитания и развитие их педагогической культуры, повышение эффективности педагогического руководства процессом самовоспитания и самосовершенствования военнослужащих.

При этом в структуре организационно — педагогических составляющих особое значение имеет корректировка целеполагания воспитания, его содержания, качественное преобразование педагогического взаимодействия на основе субъект — субъектных отношений с опорой на активные технологии воспитания. Более предметно эти задачи могут быть решены в рамках программно — целевой модели воспитания, представляющей собой системно — целостный подход к воспитанию личного состава подразделений и призванной обеспечить компенсаторскую, развивающую, адаптивную функции.

4. В целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс целесообразно: а) внедрить в практику воспитательной работы с личным составом подразделений ЧСВТрс апробированную в ходе опытно экспериментальной работы и получившую общий положительный результат программно — целевую модель воспитания военнослужащих, а так же предложенную диссертантом методику оценки процесса воспитания и воспитанности военнослужащихб) для дальнейшего совершенствования воспитания военнослужащих необходимо реализовать программу обучения воспитателей основам педагогического мастерства: изыскать возможность для увеличения объемов времени на изучение в ВУЗах, частях вопросов военной педагогики и психологиирасширить тематику изучения офицерским составом и сержантами подразделений психолого-педагогических проблем воспитания подчиненных в системе командирской и общественно-государственной подготовкиорганизовать в частях и подразделениях постоянно действующие семинары по обмену опытом в решении воспитательных задач и социально-педагогических ситуаций, возникающих в воинских коллективах.

5. В целях накопления и учета опыта офицерских кадров по воспитанию личного состава подразделений рекомендуется: а) создание координационного центра по военно — патриотическому воспитанию молодежиб) создание учебно-методического центра подготовки и совершенствования педагогического мастерства офицерского состава, насыщение его технических средств обученияв) расширение возможностей использования методики рейтинговой оценки достигнутых результатов в воспитании.

6. В целях комплектования подразделений наиболее подготовленными к воспитательной деятельности офицерами, прапорщиками и сержантами полнее использовать тестирование и методику отбора на эти должности на конкурсной основе, уровень психолого-педагогической подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов отражать в их служебных аттестациях.

7. К оптимальным условиям для достижения высоких, устойчивых, эффективных результатов в воспитании личного состава следует отнести расширение возможностей стимулирования воспитательной деятельности офицеров, прапорщиков, сержантов, их ориентацию на самовоспитание, целенаправленное руководство им.

Дальнейшую разработку проблемы целесообразно вести по таким направлениям, как педагогические основы гражданско-патриотического становления молодежи в условиях воинской службывлияние современных процессов на развитие педагогической, науки и практики воспитательной деятельности в контфетном подразделениисовершенствование диагностики и прогнозирования воспитания военнослужащих подразделениясовершенствование педагогических условий стимулирования воспитательной деятельности офицерского состава, педагогические основы воспитания военнослужащих, проходящих службу по контрактупедагогические основы повышения эффективности самовоспитания военнослужащих и руководство им и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991 -299 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. -336 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для родителей. -М., 1985.-448 с.
  4. .С. Беседы о самовоспитании. М., 1977. — 176 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 337 с.
  6. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. -М., 1980. С. 9−127.
  7. И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2001 — 19 с.
  8. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. М., 1991. — 270.
  9. А .Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе., 1961.124 с.
  10. А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1990. — 330 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976.- 157 с.
  12. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. -137 с.
  13. А.Г. Психология личности. -М., 1990. -367 с.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. -104 с.
  15. А.И. Диалектика процесса воспитания и самовоспитания. Теория и практика коммунистического воспитания. -М., 1980.-С. 78−95.
  16. И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. -228 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977. 350 с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982. — 370 с.
  19. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. 380 с.
  20. А.В. Вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса в педагогической науке // Интенсификация учебно-воспитательного процесса и развитие творческих способностей слушателей. М., 1987. — С. 34−44.
  21. А.В. Методология и методика военно-педагогических исследований: Учебн. пособие. М., 1978. — 84 с.
  22. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.199 с.
  23. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М., 1996. -318 с.
  24. JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеренбург, 1993. — 125 с.
  25. А.Г. Повышение эффективности воспитательной работы культпросвет учреждений армии и флота с молодыми офицерами: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1985. 267 с.
  26. И.В. Проблема стимулирования военно -педагогической деятельности молодых офицеров в части. Куйбышев, 1987.-26 с.
  27. И.В., Юдин И. Г. Системный подход как современное общенаучное направление / Диалектика и системный подход. М., 1986. -250 с.
  28. Е.В. Смысл и стратегии личиостно ориентированного воспитания // Педагогика. -2001. -№ 1. -С 17−24.
  29. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. -1999. № 3. -С 37−43.
  30. А.С. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода. Дис.. канд. пед. наук. М., 1984- 250 с.
  31. С.Н. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения сержантов и солдат частей Сухопутных войск: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1999. -224 с.
  32. В.И., Герасимов В. Н. Педагогические основы перевоспитания военнослужащих срочной службы. М., 1991. — 150 с.
  33. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М., 1971. — 214 с.
  34. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990. -212 с.
  35. Военная педагогика / Под ред. А. В. Барабанщикова: М., 1986.-374 с.
  36. Военная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Барабанщикова. М., 1980. — 375 с.
  37. Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военного заведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2000. — 23 с.
  38. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования офицеров. М., 1994. — 47 с.
  39. Воспитательная работа в Вооруженных силах: состояние и перспективы развития / Материалы научно-практической конференции. -М., 1995.-250 с.
  40. В.Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности в процессе воинской службы: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1989.-250 с.
  41. В.Н. Основы превентивной педагогики. М., 1995.201 с.
  42. Н.К., Битинас Б. П. Ведение в диагностику воспитания. -М., 1989. -260 с.
  43. В.Я. Организационно педагогические условия государственно-патриотичсекого воспитания будущего офицера: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2001. — 19 с.
  44. В.В. Эффективность правового воспитания: Понятия, критерии методика измерений. М., 1991. — 250 с.
  45. С.В. Формирование профессионального мастерства офицеров воспитательных структур частей ВВС: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.-272 с.
  46. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ. -М., 1973. 44 с.
  47. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. -М., 1990. -360 с.
  48. Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы» // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 9 — С.3−35.
  49. О., Гребенюк Т., Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. — 572 с.
  50. Гуманизация воспитательного процесса. Калуга, 1997. — 192 с.
  51. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ВВУЗов в процессе обучения: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1977. 350 с.
  52. Деятельность&trade- подход сегодня // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. -1988. -№ 3. -С. 83−86.
  53. Г. А. Социально психологические условия повышения эффективности обучения в военном ВУЗе. — М., 1997. — 47 с.
  54. П.П. Педагогические проблемы совершенствования правового воспитания курсантов высших военно-политических училищ: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1980. 230 с.
  55. И.А. Самовоспитание личности. М., 1984. — 285 с.
  56. В.Б. Новая педагогика. СПб., 1999. — 246 с.
  57. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М, 1979. — 217 с.
  58. Закономерные тенденции формирования личности / Под ред. Г. К. Ушакова. М., 1972. — 202 с.
  59. В.И. Педагогическое предвидение. М., — 80 с.
  60. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.- 189 с.
  61. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. -Л., 1978. -108 с.
  62. А.И. Правовая культура личности российского офицера: Дис.. канд. философ, наук. -М., 1996. 230 с.
  63. М.И. О коммунистическом воспитании и военном долге.-М., 1967.-470 с.
  64. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. -1999.-№ 7.-С. 73−84.
  65. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! -М., 1996. 160 с.
  66. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Дис.. д-ра пед. наук-М., 1981. -350 с.
  67. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию в воинских коллективах. -М., 1980.-141 с.
  68. КобылянскийВ.А. Национальная идея в воспитании патриотизма // Педагогика. -1998. -№ 5. -С. 52−58.
  69. О.Н. Введение теорию воспитания. М., 1994. — 208 с.
  70. В.М. К вопросу о классификации методов воспитания // Сов. педагогика. -1970.-№ 3. -С.24−36.
  71. Г. С. Развитие и воспитание. Общие основы педагогики. -М.,. 1967.-280 с.
  72. А.И. О сущности и возможности самовоспитания подростков // Вопросы самовоспитания и самообразования. Рязань, 1975. — вып. 2 — С.7−20.
  73. В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. -2001. -№ 3. -С. 3−10.
  74. Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов: Автореферат. д-ра пед. наук. М., 1973. — 47 с.
  75. К.А. Теоретические основы военно-патриотического воспитания. Минск, 1990. — С. 13−41.
  76. ТВ. Психология профессионального обучения и воспитания. -М., 1985. 108 с.
  77. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. -М., 1994. -242 с.
  78. А.Н. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности // Советская педагогика. -1973. -№ 6. -С. 97−107.
  79. Г. И. Цель и способы воспитания. -М., 1990. -136 с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. М., 1972. -575 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977.303 с.
  82. .Т. Философия воспитания. М., 1995. — 282 с.
  83. .Т. К вопросу о сущности и классификации методов воспитательного воздействия // Психолог, журнал, -1987. -Т.8, № 11. С. 11−18.
  84. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. -1995. -№ 1. -С. 40−44.
  85. О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.- 256 с.
  86. .Ф. Личность в система общественных отношений // Психолог, журнал, 1981. № 1. — С. 3−17.
  87. В.И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодежи //Педагогика. -1998. -№ 5. -С. 46−52.
  88. А.С. Педагогические сочинения 1922 1936 г.г. // Педагог, соч. в 8-и т. -Т.1. -М., 1983. -366 с.
  89. А.С. Педагогическая поэма // Педагог, соч. в 8-и т. -Т.З.-М., 1984. -511 с.
  90. А.С. Педагогические произведения 1936 1939 г.г. // Педагог, соч. в 8-и т. -Т.4. -М., 1984. -399 с.
  91. А.С. Книга для родителей // Педагог, соч. в 8-и т. -Т.5.-М., 1985.-333 с.
  92. А.Т. Развитие теории и практики воспитания советских воинов в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1978. -21 с.
  93. Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. -2000.-№ 7.-С. 36−41.
  94. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. -Т.З. -С. 1−4.
  95. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч., 2-е изд., -Т.З. -С. 429−445.
  96. Методика руководства воспитательной работой в полку. М., 1985. -144 с.
  97. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под. ред. Л. И. Новчековой, Р. Б. Вендоровской, В. А. Караковского. М., 1996. — 240 с.
  98. В.А. Профессиональное воспитание военнослужащих контрактников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. -238 с.
  99. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. -М., 1981. -144 с.
  100. ЮО.Мустонен А. Х. Развитие системы воспитания личного состав частей военно-космических сил: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. -221 с.
  101. С.Ф. Программно целевая модель развития профессионального Я современного государственного служащего. — М., 2000. — 37 с.
  102. Л.И. Воспитательная система: исходные позиции. -М&bdquo- 1991.-120 с.
  103. Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. -2000. -С. 28−35.1040 долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Под ред. В. Н. Лобова. -2-е изд. -М., 1991.-350 с.
  104. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. -М., 1995 526 с.
  105. Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная звезда. 1993. — 19 ноября.
  106. Организационно методические указания по воспитательной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2000 год. — М., 1999.-Юс.
  107. Основные положения Целевой программы правового воспитания личного состава и укрепления правопорядка и воинскойдисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации на 1998 2001 годы // Ориентир. -1999. -№ 6. -С. 10−16.
  108. Педагогические проблемы воспитания советских воинов / Под ред. А. В. Барабанщикова. М., 1974. -350 с.
  109. Педагогические проблемы воспитания военнослужащих, участвовавших в неформальных объединениях молодежи. М., 1990. -75 с.
  110. C.JI. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2001. -216 с.
  111. К.К. Личностный подход как принцип психологии. / Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. -М., 1969. -С. 15−25.
  112. Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полку. М., 1980. -220 с.
  113. С.Д. Психопедагогика воспитания. -М., 1996. 120 с.
  114. Проблемы управления процессом воспитания / Под ред. Н. Ф. Талызиной и Л. И. Рувинского. М., 1971. -87 с.
  115. Проблемы результативности педагогической деятельности. -СПб., 1997.-55 с.
  116. Психолого-педагогические основы руководства воинской частью / Под общ. ред. А. В. Барабанщикова. М., 1973. — 120 с.
  117. Психология и педагогика управленческой деятельности командира (начальника). Часть 1 / Под ред. Л. Н. Уварова, В. В. Кирилина. -М&bdquo- 1995. -250 с.
  118. Пути повышения эффективности коммунистического воспитания курсантов военных училищ: Учебное пособие / Под ред. В. П. Давыдова. М., 1983. — 250 с.
  119. З.И. Актуальные вопросы теории педагогического стимулирования // Советская педагогика. -1974. -№ 10. -С. 69−79.
  120. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. -М., 1993. 192 с.
  121. Рекомендации для офицеров полка (корабля) по совершенствованию индивидуальной воспитательной работы // Информационно-методический сборник № 1(4). М., 1993. — С. 3−34.
  122. М.И. Теоретическая энциклопедия: В 25-х Т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. — 608 е., 1999. — 672 с.
  123. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. — 747с.
  124. Л.И. Нравственное воспитание личности. -М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. -184 с.
  125. С.Л. Социально-педагогические основы повышения эффективности использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих полка: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1994. -267 с.
  126. Л.С. Самовоспитание как фактор развития личности. // Проблемы личности. Материалы симпозиума. В 2-х т. Т.1. -М., 1969,-С. 381−389.
  127. B.C. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. -2000. -№ 9. -С. 34−36.
  128. Н.Л. Современные представления о воспитательном процессе // Педагогика. -2000. -№ 6. -С. 35−39.
  129. В.А. Субъективная педагогика: контуры новой научной теории.: М., 1999. — С. 7−20.
  130. В.А., Исаев М. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. М. Педагогика. -М., 1997. 540 с.
  131. И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. -1998. -№ 7. -С. 14−20.
  132. С.М. Воспитание военнослужащих, участвовавших в объединениях молодежи: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. -259 с.
  133. С.С. Методика измерения социальной напряженности в Вооруженных Силах // Социс. 1993. — № 12. — С. 15−21.
  134. В.А. Избранные педегогические сочинения. В 3-х томах.-М., 1979−1981.-Т.1−3.
  135. В.А. Как воспитать настоящего человека. -Киев, 1975. -236 с.
  136. С.И. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях: Учеб. Пособие. -М., 1974.47 с.
  137. Н.Ф. Деятельностный подход и построение модели специалиста//Вестник высшей школы. -1986. -№ 3. -С. 10−14.
  138. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979. -208 с.
  139. Е.В. Методика воспитания. СПб., 1996. — 52 с.
  140. JI.H. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академий: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1981. 180 с.
  141. JI.H. Индивидуальная воспитательная работа командира с подчиненными. -М., 1987. -30 с.
  142. JI.H. Педагогические основы самовоспитания офицеров. -М., 1983. -37 с.
  143. JI.H., Уткин В. Г. Педагогически проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. -М., 1991. -68 с.
  144. Указания по организации воспитательной работы в РВСН в 2000 г. М., 2000. — 34 с.
  145. К.Д. Человек как предмет воспитания: Ответ педагогической антропологии // Педагог, соч. В 6-ти т. -Т. 5−6.
  146. А.И. Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделения: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. -181 с.
  147. Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. -1999. -№ 8. -С. 45−51.
  148. Г. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований // Педагогика. -2000. -№ 9. -С. 11−17.
  149. Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки // Педагогика. -2001. -№ 9. -С. 3−10.
  150. И.Е. Совершенствование системы воспитания личного состава части: Монография. -М., 1998. -102 с.
  151. М.И. Изучение воспитанности школьников. -М., 1982.-104 с.
  152. М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. -2001. -№ 5. -С. 40−45.
  153. Н.М. Психологические проблемы мотивации человека. -М.: Просвещение, 1969. -317 с.
Заполнить форму текущей работой