Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема абстрактного и конкретного (по «Философским тетрадям» В.И. Ленина)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно утверждать, что продуктивность поисковой мысли, ее результативность в решающей степени зависит от того, как абстракции обретают форму конкретного бытия, от социального и гносеологического способа выхода теории в практику. Тезис В. ИЛенина о необходимости конкретного анализа конкретной ситуации ярко выявил свою эвристическую и творческую силу. Ввиду этого идеи «Философских тетрадей» В. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. АБСТРАГИРОВАНИЕ — НАЧАЛО ПОНЯТИЯ
    • I. «Философские тетради» В. И. Ленина как теоретический источник
    • 2. Понятия «абстрактного» и «конкретного». Генезис понятий
    • 3. Виды абстракций, их объективное предметное содержание
  • Глава II. ПОНЯТИЕ — ЕДИНСТВО АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО
    • I. Понятие как форма абстрактного мышления
    • 2. Диалектика единичного, особенного и всеобщего в понятии. Понятие и сущность
    • 3. Логическое и историческое в генезисе и развитии понятия
  • Глава III. МАРКСОВ МЕТОД ВОСХОЙЩЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • I. Трактовка категорий абстрактного и конкретного в текстах классиков марксизма-ленинизма
    • 2. Восхождение к мысленно-конкретному

Проблема абстрактного и конкретного (по «Философским тетрадям» В.И. Ленина) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В решениях ХХУ1 съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС перед советскими обществоведами поставлены четкие задачи исследовательской деятельности. Одной из наиболее актуальных из них является разработка материалистической диалектики, могучего оружия познания и преобразования мира. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК KTICG, в материалах работы Комиссии ЦК KliCG по подготовке новой редакции Программы партии (апрель 1984 г.) значимость этой задачи была подчеркнута с особой силой.

Разработка диалектики, подъем ее на современный уровень требуют, наряду с обобщением непосредственной практики и более глубокого проникновения в содержание классических марксистских трудов. Сейчас как никогда важна актуализация идей классиков марксизма-ленинизма, выявление их современного идейно-теоретического звучания.

Среди трудов классиков марксизма-ленинизма важнейшее место занимают «Философские тетради» В. И. Ленина. Не будет ошибкой сказать, что их теоретическое богатство современной марксистской мыслью освоено еще далеко не полностью. Из многих теоретических проблем, содержащихся в «Философских тетрадях», на одном из первых мест стоит проблема абстрактного и конкретного. Она существенно важна для политики и науки, для теоретического познания и практических действий.

2. Состояние. исследования проблемы.

Проблема соотношения абстрактного и конкретного последние годы активно разрабатывается нашими философами. Она широко освещена в трудах по вопросам познания, одним из центральных является этот вопрос и в диалектической логике. В трудах М.М.Розен-таля, В. А. Вазюлина, Э. В. Ильенкова, А. М. Минасяна, Л.А.Маньковско-го, Ф. Кумпфа, З. Оруджева, Г. И. Садовского, В. И. Кириллова, Е. Я. Режабека, И. И. Гриценко, В. П. Кохановского и др. эта проблема разрабатывается в плане диалектической логики. В трудах Д. П. Горского, Е. К. Войшвилло, Ю. Л. Ведина — в плане формальной логики.

В произведениях ряда философов эта проблема ставится в аспекте познания в целом. В произведениях Б. М. Кедрова, А.Х.Касым-жанова и др. авторов она находит отражение под углом зрения актуализации положений, содержащихся в «Философских тетрадях». Ни одно серьезное философское исследование не обходится без того, чтобы хоть с какой-то стороны не коснуться соотношения абстрактного и конкретного.

Тем не менее надо отметить, что специальных исследований по этой проблеме недостаточно. Нет монографий, произиедений, в которых проблема абстрактного и конкретного рассматривалась бы во всем объеме, почти нет исследований того, как эти категории функционируют в произведениях основоположников марксизма-ленинизма (за исключением исследований по «Капиталу» К. Маркса).

3. Цель и. задачи исследования.

Основная цель диссертационного исследования — анализ проблемы абстрактного и конкретного в контексте и на основе идей, содержащихся в «Философских тетрадях» В. И. Ленина.

Для осуществления этой цели необходимо было решить следующие задачи:

— рассмотреть проблему абстрактного и конкретного с точки зрения ее происхождения и становления, функционирования в реальном процессе мышления;

— исследовать генезис абстракций, раскрыть их необходимость в познании, исходную роль в теоретическом осмыслении мира;

— показать абстракции как развивающуюся систему;

— выявить диалектическую взаимосвязь абстрактного и конкретного в познании;

— раскрыть взаимосвязь абстракций и объективной действительности.

4. Методологическая основа исследования.

11дейно-теоретической и методологической основой исследования явились произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, в которых абстрактное и конкретное раскрыты как взаимосвязанные философские категории, фиксирующие все процессы в природе, обществе и мышлении. Неоценимое методологическое значение для исследования имеют документы КПСС, решения съездов партии и Пленумов ЦК КПСС.

В исследовании поставленной проблемы большое методологическое значение имеют принципы марксистско-ленинской философииматериалистическое понимание явлений, партийно-классовый подход, принципы историзма, объективности, всесторонности, рассмотрения в чистом виде.

В работе широко использованы труды советских философов и философов социалистических стран, работы ученых естественников и обществоведов.

5. Научная новизна работы.

11^*1 ill Hl^iil^i ¦" II I ¦¦ tn^Hi ill* ' I |I<~"I 110 I ' I | ^ Ц i ^ li W 1 Hf I I". I. «II I ¦ II I 0~.

Дана системная экспликация проблемы абстрактного и конкретного из текста «Философских тетрадей» В. И. Ленина.

Соотношение абстрактного и конкретного освещено в ракурсе рассмотрения познания как единого процесса от генезиса абстракций, выделения исходных абстракций для теории до конструирования мысленно-конкретного.

Исследованы в логической целостности генезис абстракций и процесс их развития. Представлена концептуальная схема выражения в абстракции сущности и объектов. Показана недопустимость как гипостизирования абстракций, так и их недооценки.

Зафиксированы главные моменты воздействия абстракции на конкретную действительность.

Рассмотрены и оценены основные позиции современных марксистских авторов по проблеме абстрактного и конкретного.

На защиту выносятся следующие положения:

— Развитие познания все более и более обнаруживается как система развивающихся противоречий. Одним из центральных в этой системе выступает отношение абстрактного и конкретного.

— В XX столетии на основе глубоких социальных сдвигов, под воздействием развертывающейся научно-технической революции резко возросла в мышлении значимость абстракций высших порядков. Жизнь показала узость и недостаточность приземленной конкретности, ползучего эмпиризма, одностороннего ориентирования на житейский «здравый смысл». Научно-теоретическое мышление все шире входит в массовое сознание. Вместе с тем наглядно выявилась опасность отрыва абстрагирующей мысли от реальных процессов, возможность шаблонизации и догматизации, превращение абстрактных формул в стандартные клише, расползание в массовом сознании нивелирующих штампов.

— В советской философской литературе утвердились два подхода к освещению анализируемых понятий. Один из них сосредоточивает внимание на внутренних моментах формирования мысленно-конкретного, движения к нему от исходной абстракции. Второй ориентирован на выяснение того, как именно в свете соотношения исторически-логического из конкретного (реального бытия) формируется исходная абстракция как опора для восхождения к мысленно-конкретному. Оба эти подхода правомерны. Они не исключают, а предполагают друг друга.

— Можно утверждать, что продуктивность поисковой мысли, ее результативность в решающей степени зависит от того, как абстракции обретают форму конкретного бытия, от социального и гносеологического способа выхода теории в практику. Тезис В. ИЛенина о необходимости конкретного анализа конкретной ситуации ярко выявил свою эвристическую и творческую силу. Ввиду этого идеи «Философских тетрадей» В. И. Ленина особенно остро нуждаются в актуализации.

— В этом свете наиболее значимыми и особенно важными в современных условиях необходимо считать следующие положения, выделенные «в чистоте» из текста «Философских тетрадей» :

— Понятийное (абстрагирующее) мышление, отходя от конкретности наличной действительности, непосредственного живого созерцания, вместе с тем восходит к охватыванию сущностных характеристик конкретного.

— В процессе восхождения от реально-конкретного (понимаемого как непосредственное отражение объекта) к абстрактному не. как его концептуальной модели) преходит двоякий процесс: погружение в глубины сущности (общего.) и «выцветание» моментов уникального многообразия (единичного).

— Абстракции, возникающие в этом процессе, есть итог аналитического вьщеления существенных моментов, однако взятых еще порознь. Они важны, но недостаточны. На их основе и с их помощью синтезируется, конструируется, строится конкретный образ объекта: мысленно-конкретное.

— Присущий теоретическому освоению действительного универсальный способ восхождения от абстрактного к конкретному выходит за рамки теории как таковой, становится внутренней конституирующей схемой результативного практического действия.

— Этот способ не может быть оторван от реального практического движения и его идеальной формы — от конкретного к абстрактному. Оба они взаимопроникают, составляя стержень диалектической пульсации, взаимоперехода теории и практики, на фундаментальной основе практической деятельности.

Таковы выводы, которые могут быть представлены на основе анализа проблемы абстрактного и конкретного, вытекающие из сути ленинских трактовок, имеющихся в Философских тетрадях". Настоящие выводы представлены во введении как тезисы, требующие доказательства. Их обоснованию и посвящен дальнейший текст работы.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры марксистско-ленинской философии Дагестанского государственного университета им. В. И. Ленина и Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Ростовском государственном университете им. М. А. Суслова. е значение работы Практическая значимость исследования определяется возмож.

Практическо ностью его применения для совершенствования теоретико-методологических основ познания и управления социальными процессами.

Выводы и положения диссертации могут сыграть положительную роль в разоблачении измышлений буржуазных философов, ревизионистов, в организации контрпропаганды.

Проведенное исследование может способствовать дальнейшему углубленному анализу проблемы абстрактного и конкретного, изучению философского наследия В. И. Ленина, особенно «Философских тетрадей», служить опорой для поиска новых результатов по исследуемой проблеме.

Материалы диссертации могут быть использованы при составлении вузовских лекционных курсов, чтении спецкурсов по диалектическому материализму.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Все выводы, сделанные нами на основе высказываний Маркса, Энгельса, Ленина, классиков домарксистской философии, советских философов, расширяют и уточняют отдельные стороны, детализируют оттенки, вносят определенную долж конкретного материала в разработку вопроса.

Проблема абстрактного и конкретного — сложный и многоплановый вопрос. Он требует дальнейшей интенсивной разработки. Наше исследование проблемы абстрактного и конкретного по «Философским тетрадям» является только отдельным моментом развития теории этой проблемы.

На какие аспекты обсуждаемой проблемы стоит в будущем,.

— 164 на наш взгляд, обратить серьезное внимание и в каких направлениях необходимо работать:

1. Изучить проблему абстрактного и конкретного как в отдельных произведениях классиков марксизма-ленинизма, так и во всем наследии.

2. Создать историю диалектики абстрактного и конкретного.

3. Исследовать диалектику абстрактного и конкретного в отдельных науках и установить закономерности такой диалектики.

4. Изучить процессы формирования понятий, абстракций в онтогенезе человека.

5. Вникнуть в механизм творчества с тем, чтобы постичь пути формирования новых понятий и диалектику движения мысли от одних понятий к другим.

6. Раскрыть философскую ограниченность попыток создания универсального языка для отражения всей действительности, положительные стороны изучения проблемы универсального языка.

7. Разработать методологию формирования всеобщих принципов управления социальными процессами.

8. Исследовать проблему обеспечения конкретности реализации всеобщих принципов управления.

9. Разрабатывать вопросы теории абстрактного и конкретного в управлении социальными процессами.

Изучение диалектики абстрактного и конкретного в указанных направлениях, изучение наследия В. И. Ленина по вопросам диалектики абстрактного и конкретного поможет не только ярко и убедительно раскрыть беспочвенность притязаний современных буржуазных идеологов на роль рыцарей, очищающих философию от метафизичности и псевдопроблем, не только показать объективную.

— 165 классовую идеалистическую сущность их философских взглядов, но и пополнит марксизм-ленинизм новыми страницами научной методологии.

Заключение

.

Итак, мы рассмотрели генезис абстракций, объективный характер их содержания, понятия в формальной и диалектической логике, проблему формирования понятия, соотношение понятия и сущности вещей, взаимосвязь и взаимовлияние логического и исторического, диалектику восхождения от абстрактного к конкретному. В итоге исследования можно сформулировать следующие выводы.

1. Конкретное — объективная действительность, оно существует независимо от сознания и воли человека, с началом воздействия которого на органы чувств начинается познание.

2. Конкретное — чувственно-конкретное, это то, что отражается нашими органами чувств из объективной действительности.

3. Конкретное — мысленно-конкретное, как органическое единство, синтез многих определений, развернутая система понятия, теории.

4. Абстракция — итог отражения человеком конкретного объективного мира действительности, явление идеальное, выработанное мыслью на основе познания материальной действительности.

5. Абстракции имеют объективное содержание, в них отражается материальный мир, конкретное. Абстракции — выражение сущности предметов, явлений, законов и закономерностей их развития.

6. Абстракции не есть застывшие, окостеневшие формы мышления, содержание их меняется, углубляется вместе с расширением познания предмета, мира. Абстракциям свойственна диалектика развития, как и самой действительности.

7. Формирование абстракций, их выработка — процесс диалектический, определяющийся соотношением единичного, особенного, всеобщего.

— 163.

8. Абстракции несут на себе печать взаимодействия логического и исторического, в них откладываются результаты взаимовлияния логики и истории развития объективного мира, действительности, конкретного.

9. Абстракции — ступеньки познания действительности, с их помощью анализируется и синтезируется действительность, создается мысленно-конкретное.

10. Познание имеет два уровня: дотеоретический и теоретический.

11. Дотеоретический уровень познания основан на мысленном расчленении целого, изучении его отдельных сторон в их метафизической изолированности, формировании жестких абстрактных понятий на уровне рассудка.

12. Теоретический уровень познания есть восхождение от абстрактного к конкретному, есть метод Маркса, есть логика «Капитала». На этом уровне происходит совпадение логики, диалектики и теории познания материализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.1.
  2. К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.2.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.З.
  4. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.З.
  5. К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.4.
  6. К. Введение (Из экономических рукописей 18 571 858 годов). Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.12.
  7. К. Метод политической экономии. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.12.
  8. К. К критике политической экономии. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.13.
  9. Ф. Карл Маркс «К критике политической экономии». Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.13.
  10. Ф. К жилищному вопросу. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.18.
  11. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 20.
  12. Ф. Диалектика природа. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 20.
  13. Ф. Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу». -Маркс К и Энгельс Ф., Сочинения, т.20.
  14. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.21.
  15. К. Кшштал, тт. 1−4, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, тт.23−26.
  16. Письмо Энгельса Ф. Карлу Каутскому, 20 сентября 1884 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.36.
  17. Письмо Энгельса Ф. Конраду Шмидту, 12 марта 1895 г. -Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.39.
  18. К. «Критика политической экономии» (Черновой набросок 1857−1858 гг.) Из рукописи Карла Маркса. В.Ф., 1965, № 8.
  19. В.И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов? Полное собрание сочинений, т.1.
  20. В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса». Полное собрание сочинений, т.5.
  21. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений, т.18.
  22. В.И. Три источника и три составные части марксизма. Полное собрание сочинений, т.23.
  23. В.И. Философские тетради. Полное собрание сочинений, т. 29.
  24. В.И. Статистика и социология. Полное собрание сочинений, т.30.
  25. В.И. Великий почин. Полное собрание сочинений, т.39.
  26. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полное собрание сочинений, т.42.
  27. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., 1981 г.
  28. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, М., 1969 г.
  29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС I4r-I5 июня. М., 1983.
  30. К.У. Дело всей партии. Коммунист, 1983, № 15.
  31. . Проблема начала в теоретическом познании. Алма-Ата, 1967 г.
  32. А.Н., Оруджев З. М. Диалектическое противоречие и его рольв в познании. Вопросы философии, 1979, № 2.
  33. М.А. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970 г.
  34. Г. Аристотель (Философские и социально-политические взгляды). М., 1940 г.
  35. М.Н. Диалектика форм мышления. М., 1959 г.
  36. М.Н. Диалектическая логика. М., 1960 г.
  37. М.Н. Актуальные проблемы логической науки. М., 1964 г.
  38. И. Пути и трудности познания. М.1968г.
  39. И. Основные законы и категории материалистической диалектики. М., 1959.
  40. И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.
  41. И.Д. Основы теории познания. М., 1959 г.
  42. П.К. Опережающее отражение действительности. Вопросы философии, 1962 г., № 7.
  43. Г. В. От формальной ложки к диалектике. М., 1971.
  44. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965 г.
  45. В.Ф. Платон. М., 1969 г.
  46. А. Библер В., Кедров Б. Анализ развивающегося понятия. М., 1967 г.
  47. А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 1860 г.
  48. B.C. Методологические вопросы формальной логики. Ленинград, 1969 г.
  49. Д. Наука в истории общества. Москва, 1956 г.
  50. И.Е., Попов Е. В., Шитов И. П. Материя. Отражение, Познание. Воронеж, 1971 г.
  51. А.С. Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма. Москва, 1964 г.
  52. И. Выдающийся труд по марксистско-ленинской философии (0 «Философских тетрадях» В.И.Ленина). Коммунист татарин, 1971 г., & I.
  53. В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их исследования. Новосибирск, 1967.
  54. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  55. Бройль Луи де. По тропам науки. Москва, 1962 г.
  56. М.А. Логические категории и понятия. Киев, 1981 г.
  57. Дур М., Иррлиц Г. Притязания разума. М., 1978.
  58. И.В. Познание и свобода. Москва, 1969 г.
  59. . Людвиг Фейербах. Москва, 1967 г.
  60. В.А. Логика «Капитала» Маркса. Москва, 1969 г.
  61. С. Теория отражения и художественное творчество. Москва, 1970 г.
  62. Г. С. Развитие Лениным марксистской философии в борьбе с ревизионизмом (1907−1913гг.). Москва, 1961 г.
  63. Н.К. 0 роли категорий сущность и явление в познании. Москва, 1963 г.
  64. Н.К. Законы диалектики законы познания. Москва, 1966 г.
  65. Ю.П. Познание и знание. Рига, 1983 г.
  66. Великая сила ленинских идей. Сборник, Москва, 1960 г.
  67. Великое торжество идей ленинизма. Сборник, Москва, 1960 г.
  68. А.А. Семиотика и ее основные проблемы. Москва, 1968 г.
  69. В.И.Ленин и воцросы философской науки. Ученые записки кафедр общественных наук Ленинграда. Издательство, Л.У. 1970 г.
  70. К. Кабернетика и общество, Москва, 1958г.
  71. А. Д. 0 диалектике цроцесса познания природы и кибернетика. Москва, 1965 г.
  72. Л. Логико-философский трактат. Москва, 1958 г.
  73. Е.К. Понятие. Москва, 1967 г.
  74. Воцросы логики. Сборник. Москва, 1955 г.
  75. Воцросы теории познания и методологии научного исследования. Сборник, Ленинград, 1969 г.
  76. Вопросы философского наследия В. И. Ленина. Москва, 1970 г.
  77. Вопросы диалектики и логики. Выпуск 2. Сборник статей. Издательство Л. У., 1971 г.
  78. Л.В., Каганов В. М., Гурман А. Е. Основные категории и законы материалистической диалектики. Москва, 1962 г.
  79. В. «О методе экономического исследования. К. Маркса». Политическое самообразование, 1983, J? 3.
  80. П.К. Сущность и явление. Москва, 1957 г.
  81. Г. Феноменология .пуха. Соч. в 14 т., т.4, М., 1959.
  82. Г. Сочинения, т.У, Москва, 1937 г.
  83. ГегельО Г. Сочинения, т. У1. Москва, 1939 г.
  84. Гегель^ Г. О сущности философской критики. Работы разных лет. т.1, Москва, 1970 г.
  85. Г. Иенская реальная философия. Работы разных лет. т.1, Москва, 1870 г.
  86. Г. Кто мыслит абстрактно? Работы разныз лет. т.1, Москва, 1970 г.
  87. Г. Философская пропедевтика. Работы разных лет. т.2, Москва, 1971.
  88. Г. Наука логики, тт.1−3. Москва, 1970−72гг.
  89. И.Г. Научное исследование. Москва,
  90. Герикович-'З.И. Творческий марксизм и пустоцветы ревизионизма. Ленинград, 1960 г.
  91. Д. Тодор Павлов о диалектике познания. М., 1983 г.
  92. В.Н. Законы в системе научного знания. Москва, 1970 г.
  93. Д.П. Вопросы обстракций и образование понятий. Москва, 1961 г.
  94. Д. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. Москва, 1966 г.
  95. Д.П. Опрежедение (логико-методологические проблемы). М., 1974 г.
  96. B.C., Землянский Ф. М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М., 1981с.
  97. И.И. Логическое и историческое категории материалистической диалектики. Москва, 1967 г.
  98. И.И. Историческое и логическое в марксистской философии, Ростов-на-Дону, 1969г.
  99. Д.И. Борьба материализма и идеализма в философии рабовладельческого общества. Москва, 1957с.
  100. Диалектика теория познания. Историко-философские очерки. Москва, 1964 г.
  101. Диалектическая логика. Сборник статей. Ростов-на-Дону, 1966 г.
  102. B.C. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. Москва, 1968 г.
  103. Диалектическое противоречие. М., 1979 г.
  104. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Издательство Ростовского университета, 1983 г.
  105. В.Д. Критика философии американского критического реализма (философия культуры Джорджа Санта-Явы). Москва, 1968 г.
  106. Д.В. Современная буржуазная философия США (критический очерк). Москва, 1965 г.
  107. Д.А. Возникновение абстрактного мышления. Харьков, 1969 г.1
  108. Ю.А. Закон единства и борьбы противоположностей как суть, как ядро диалектики. Москва, 1967 г.
  109. НО. Заозеров М. И. «Явление и сущность». Сборник. Категории материалистической диалектики. Москва, 1957 г.
  110. Е.А. Соотношение законов формальной и диалектической логики в цроцессе оперирования понятиями. Москва, 1963 г.
  111. Э.Б. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974 г.
  112. Э.В. 0 диалектике абстрактного и конкретного в познании. Боцросы философии, 1955, № I.
  113. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. Издательство Академии наук СССР, 1960 г.
  114. Э.Б. Понятие абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике. Сборник. Формы мышления. Москва, 1962 г.
  115. Э.В. Проблема абстрактного и конкретного. Боцросы философии, 1967 г., № 9.
  116. Э.В. Проблема абстрактного и конкретного в свете «Капитала». Сборник «Капитал» Маркса, философия, современность.
  117. Э.В. Природа идеального. Вопросы философии, 1979, J& 6,7.
  118. Э.В. Ленинская диалектика и метафизика, позитивизма. М., 1980 г.
  119. Как В. И. Ленин готовил свои труды. Москва, 1969 г.
  120. Д.С. Борьба Б.И.Ленина против идеализма и метафизики в теории познания. Алма-Ата.1963г.127. «Капитал» Маркса, философия и современность. Сборник. Москва, 1968 г.
  121. .К. Диалектика единичного, особенного и всеобщего в «Капитале» К.Маркса. Москва, 1963 г.
  122. А.Х. Проблема совпадения диалектики, логики и теории познания. (По «Философским тетрадям» В.И.Ленина). Алма-Ата, 1962 г.
  123. А. «Философские тетради» В.И.Ленина. Коммунист, 1967 г., № 2.
  124. А.Х. Как читать и изучать «Философские тетради» В.И.Ленина. Москва, 1968 г.
  125. А. «Философские тетради» В.И.Ленина и их место в развитии марксистской философии. В кн.: Ленин как философ. Москва, 1969 г.
  126. А.Х. 0 взаимосвязи теории и истории диалектики в «Философских тетрадях» В.И.Ленина. Вопросф философии, 1970 г., JG 8.
  127. А.Х. Ленинская идея «кругов» в познании. -Вопросы философии, 1976, № 9.
  128. Р. Значение и необходимость. Москва, 1959 г.
  129. Р. Философия физики. Москва, 1970 г.
  130. .М. 0 значении «Философских тетрадей» для естествознания. Вестник АН СССР, 1947 г., № I.
  131. .М. Развитие понятия элемента от Менделеева до наших дней. Опыт историко-логического исследования. Москва, 1948 г.
  132. .М. Единство диалектики, логики и теории познания. Москва, 1963 г.
  133. .М. Характер изменения объема и содержания развивающихся понятий. Сборник. Диалектика развивающегося понятия. Москва, 1967 г.
  134. .М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Москва. 1967 г.
  135. .М. Одна страница «Философских тетрадей» В.И.Ленина. «Слово лектора», 1968 г.
  136. .М. 0 природе научного понятия. (К выходу в свет нового отдельного издания «Философских тетрадей» В.И.Ленина). Вопросы философии, 1969 г., № 8.
  137. Ш4. Кедров Б. М. Об особенностях ленинских записей в «Философских тетрадях». Вопросы философии, 1969 г., № 12.
  138. .М. 0 методе изложения диалектики. Три великих замысла. М., 1983 г.
  139. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. М., 1981 г., с. 117.
  140. В.И. Логика познания сущности, М., 1980 г.
  141. А. Реникса. Москва, 1967 г.
  142. Г. Сила слова. Москва, 1967 г.
  143. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983 г.
  144. В.Е. Развитие В.Лениным марксистского учения о противоречиях. Москва, 1966 г.
  145. В.А. Социальная память и познание. М., 1984 г.
  146. Н.И. Введение в логику. Москва, 1967 г.
  147. П.В. Философские идеи В.И.Ленина и логика. Москва, 1969 г.
  148. П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносиологического исследования. М., 1973.
  149. М. Наука против идеализма. В защиту философии против позитивизма и прогматизма. Москва. 1957 г.
  150. М. Марксизм и лингвистическая философия. Москва, 1968 г.
  151. В.П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов-на-Донуj
  152. .Г. Пути физической мысли. Москва, 1968 г.
  153. В.Ф. Объективное и субъективное. Анализ процесса познания. М., 1976 г.
  154. Т.А. Философия и обыденное сознание. -В кн.: Философия и ценностные формы сознания. М., 1978 г.
  155. Кумпф Ф, Оруджев 3. Диалектичеакая логика: Основные принципы и проблемы. М., 1979 г.
  156. В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М., 1971 г.
  157. Г. А. Диалектический материализм о понятии. Москва, 1963 г.
  158. Г. А. Ленинизм и кризис буржуазной философской мысли. Москва, 1971 г.
  159. Г. А. Ленинская теория истины и кризис буржуазных воззрений. М., 1977.
  160. Леви-Брщь Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. Москва, 1937 г.
  161. Леви-Бршь. Первобытное мышление. Москва, 1930 г.
  162. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980 г.
  163. Ленинская теория отражения и современность. Сборник. София, 1969 г.
  164. Ленинская теория отражения и современная наука. Материалы совещания по современным цроблемам материалистической диалектики 7−9 апреля 1965 г. Сборник. Москва, 1966 г.
  165. Ленинская теория отражения и современная наука. София, 1973 г.
  166. В.И. великий теоретик. Сборник. Москва, 1966 г.
  167. В.И. как философ. Сборник. Москва, 1969 г.
  168. В.И. и вопросы философской науки. Сборник. Ленинград, 1970 г.
  169. Л.А. «Капитал» К.Маркса и современная эпоха. Москва, 1968 г.
  170. Логическая структура научного знания. Сборник. Москва. 1965 г.
  171. Логика научного исследования. Сборник. Москва, 1965 г.
  172. Логика и методология науки. Сборник. Москва, 1967 г.
  173. А.О. История логики. Москва, 1967 г.
  174. В.И. Очерк по диалектической логике. Издательство МУ., 1964 г.
  175. Материалисты древней Греции. Москва, 1955 г.
  176. Материалистическая диалектика и методы естественных наук. Сборник. Москва, 1968 г.
  177. А.А. Методология «Капитала» К.Маркса и системное единство диалектического и исторического материализма (опыт постановки и обсуждения вопроса). Харьков, 1979 г.
  178. Материалистическая диалектика, т.1, М., 1981 г.
  179. Материалистическая диалектика, т.2, М., 1982 г.
  180. Материалистическая диалектика. т. З, М., 1983 г.
  181. Материалистическая диалектика, т.4, М., 1984 г.
  182. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1980 г.
  183. Н.В. Теория отражения и ее естественнонаучное обоснование. Москва, 1963 г.
  184. Ю.К. Чарл -Пирс и прагматизм. (У истоков американской буржуазной философии ХХвека). Москва, 1968 г.
  185. И.Б. Методы и формы научного познания. Москва, 1968 г.
  186. Методологические проблемы современной науки. Сборник. Москва, 1964 г.
  187. Методологические проблемы научного познания. Новосибирск, 1977 г.
  188. Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. Москва, 1960 г.
  189. A.M. Диалектический материализм (учение о сознании). Издательство Ростовского университета, 1974 г.
  190. A.M. Диалектический материализм.
  191. Учение о действительности. Издательство Саратовского университета, 1976 г.
  192. В.Н. Очерки по вопросам обоснования математики. Москва. 1958 г.
  193. Мышление и язык. Сборник статей. Москва, 1957 г.
  194. Мышление и речь. Сборник. Москва, 1963 г.
  195. Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон. Избранные работы. М.Л., 1940.- 179
  196. И.Н. Производственный эксперимент и его роль в познании. Москва, 1962 г.
  197. И.С. Современный позитивизм. Москва, 1961 г.
  198. И.С. В.И.Ленин и современная буржуазная философия. Некоторые проблемы книги В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). Москва, 1965 г.
  199. И. Проблема противоречия в диалектической логике. М.У., 1969 г.
  200. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. Москва, 1969 г.
  201. Наука о науке. Сборник. Москва, 1966 г.
  202. Ю.К. Активность субъекта в познании. Москва.1969г.
  203. Некоторые закономерности научного познания. Сборник. Новосибирск, 1964 г.
  204. Е.Г. Сущность и явление. Москва, 1961 г.
  205. С.И. Ленинская критика философских основ религии. Москва, 1968 г.
  206. Общество и сознание. М., 1981 г.
  207. М. Ф. Гегель М., 1971г.
  208. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Москва, 1966 г.
  209. Оруджев 3. Единство диалектики, логики и теории познания в «Капитале» К.Маркса. Баку, 1968 г.216. 0 «Философских тетрадях» В. И. Ленина. Москва, 1959 г.
  210. Т. Диалектико-материалистическая философия и частные науки. Москва, 1957 г.
  211. В.Ф. Диалектика исторического и логического в развитии науки. Ленинград, 1979 г.- 180
  212. Ю.А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. Москва, 1967 г.
  213. М. Единство физический картины мира. Москва.1966г.
  214. A.M. Генезис основных логических форм. Л.У., 1967 г.
  215. А.А. Полное собрание сочинений, т.1.
  216. Г. А. Историзм как метод научного познания. Ленинград, 1967 г.
  217. А.В. 0 специфику философского знания. Издательство Ростовского университета, 1973 г.
  218. Практика критерий истины в науке. Сборник. Москва, 1960 г.
  219. Практика и познание. М., 1973 г.
  220. Проблемы логики научного познания. Москва, 1964 г.
  221. Проблемы мышления в современной науке. Сборник статей Академии наук УССР. Институт философии, 1964 г.
  222. Проблемы логики и теории познания. Сборник статей. Москва, 1968 г.
  223. Проблемы законов науки и логики научного познания. Ленинград. 1980 г.
  224. Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974 г.
  225. Проблемы логики и методологии науки. Новосибирск, 1982 г.
  226. Проблемы материалистической диалектики как теории познания. М., 1979 г.
  227. Против фальсификаторов марксистско-ленинской философии. Сборник. Москва, 1967 г.- 181
  228. Психология мышления. Сборник, Москва, 1965 г.
  229. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. Москва. 1967 г.
  230. А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. М., 1982 г.
  231. . Человеческое познание. Его сфера и граница. Москва, 1957 г.
  232. . История западной философии. Москва, 1959 г.
  233. Л.О. Понятие и слово. Ленинград, 1958 г.
  234. Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. Ленинград, 1964 г.
  235. Л.О. Проблема отражения особенного в общих понятиях. Сборник «В. И. Ленин и вопросы философской науки». Л.У., 1970 г.
  236. У.Р. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. Москва, 1968 г.
  237. Г. Направление времени. Москва. 1962 г.
  238. М.С. Философские проблемы теории памяти. Москва, 1966 г.
  239. М. Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса. Москва, 1955 г.
  240. М.М. Принципы диалектической логики. Москва, 1960 г.
  241. М.М. Ленин и диалектика. Москва, 1963 г.
  242. М.М. Диалектика «Капитала» К.Маркса. Москва, 1967 г.
  243. Роль принципа конкретности в современной науке. Алма-Ата, 1976 г.252. 1>убиннштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Москва, 1957 г.
  244. С.Л. О мышлении и путях его исследования. Москва. 1958 г.
  245. Г. И. Диалектика мысли. Минск, 1982 г.
  246. В.И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. Москва, 1965 г.
  247. К.А. Мысль в действии. Москва, 1968 г.
  248. Е.Ф. Предмет и логика материалистической диалектики. Ленинград, 1973 г.
  249. Е.Ф. Введение в диалектическую логику. Ленинград, 1979 г.
  250. Современная идеалистическая гносеология. Критические очерки. Сборник. Москва, 1968 г.
  251. Современные проблемы теории познания диалектического материализма, т.1. Материя и отражение. Сборник статей, Москва, 1970 г.
  252. Сввременные проблемы теории познания диалектического материализма, т.2, Истина, познание, логика. Сборник статей. Москва, 1970 г.
  253. Современные проблемы материалистической диалектики. Сборник статей. Москва, 1971 г.
  254. А.А. Проблема объективности форм мышления в «Философских тетрадях» В.И.Ленина. В кн.: «Ленинский этап в развитии философии марксизма. Москва, 1972 г.
  255. А.Г. Происхождение сознания. Москва, 1960 г.
  256. В. Процесс изменения и его познания. Логико-методологические проблемы. Москва, 1966 г.
  257. В.М. Диалектика как логика и методология науки. М., 1975 г.
  258. Л.Н. Вопросы диалектики в «Философских тетрадях» В.И.Ленина. Москва, 1960 г.
  259. А. Д. Философские проблемы происхождения религии. Москва.
  260. П.В. Вопросы теории суждения. Москва, 1955 г.
  261. П.В. Суждение и его виды. Москва, 1953 г.
  262. Теория познания и современная наука. Москва, 1967 г.
  263. Тихомиров 0. Структура мыслительной деятельности человека.(Опыт теоретического и экспериментального мышления). Москва, 1969 г.
  264. В.П. Философия сознания. Москва, 1971 г.
  265. М.Б. Труд и мышление (Предыстория человека). Москва, 1963 г.
  266. Л.В. Образ, символ, знак. Минск, 1967 г.
  267. А.И. Вещи, свойства и отношения. Москва, 1963 г.
  268. Д.Н. Психологические исследования. Москва, 1966 г.
  269. А. Природа информации. Философский очерк. Москва, 1968 г.
  270. Учение И. П. Палова и философские вопросы психологии. Сборник статей, Москва, 1952 г.- 184
  271. К.Д. Собрание сочинений, т.8. М-У, 1950 г.
  272. Л.К. К критике философии Гегеля. Избранные философские произведения, т.1, Москва, 1955 г.
  273. Л. Лекции о сущности религии. Избранные философские произведения, т.2, Москва, 1955.
  274. П.Н. Ленин и философские проблемы современного естествознания: итоги и перспективы. М., 1981 г.
  275. П.Н. Философия и научное познание. М., 1983 г.
  276. А.Н. Некоторые вопросы теории познания. Москва, 1962 г.
  277. Философская энциклопедия, т.2.
  278. Философские проблемы «Капитала» К. Маркса, Сборник. Москва, 1967 г.
  279. Форма мышления. Москва, 1962 г.
  280. Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. Москва, 1960 г.
  281. А.Е. Материалистическая диалектика. Москва.1969г.
  282. Ф.И. Вопросы теории познания диалектического материализма. Москва. 1967 г.
  283. Т.И. Современные теории познания. Москва, 1965 г.
  284. Д.В. Как рождаются научные открытия. Генезис экспериментальных открытий. Москва, 1964 г.
  285. В. Природа в научной картине мира. Москва.1960г.
  286. В.И. Анализ Философских понятий (некоторые вопросы теории). Москва, 1966 г.- 185
  287. Н.Г. Избранные философские произведения. т.1. Москва. 1950 г.
  288. Э.М. Природа научной яеториит М., 1977 г.
  289. М.И. Первобытная мифология и философия. Ленинград, 1971 г.
  290. В. Неопозитивизм и проблема эмпирического обоснования науки. Москва. 1966 г.
  291. А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. Москва. 1963 г.
  292. А.П. 0 взаимосвязи категорий материалистической диалектики. Москва, 1964 г.
  293. А.П. Система категорий диалектики. Москва, 1967 г.
  294. А.П. Система категорий диалектики. Москва, 1967 г.
  295. А.П. Диалектический метод познания. М., 1983 г.
  296. В.И. Логика, диалектика и теория познания Гегеля. Киев, 1964 г.
  297. Е.В. Проблемы сознания в философии и естествознании. Москва, 1962 г.
  298. Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии.
  299. А.В. Развитие марксистской философии в трудах В.И.Ленина. Ростов, 1963 г.
  300. М.В. Марксизм и современная буржуазная история философии. Москва. 1964 г.
  301. Яхот 0.0. Материя и сознание. Москва, 1961 г.
  302. С.А. Итальянская буржуазная философия. Москва, 1968 г.
Заполнить форму текущей работой