Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гуманизм в системе социальной танатологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такое положение неизлечимых больных противоречит тому принципу, что в центре социальной эволюции и социальной жизни должно быть' благополучие и свободное развитие человека. Поэтому в обществе на всем протяжении его существования, от эпохи к эпохе, для снятия этого противоречия осмыслялось, вырабатывалось и развивалось особое отношение к неизлечимым больным. В социальной жизни такое отношение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная помощь как особое отношение общества к неизлечимым больным
    • 1. 1. Смерть и социальное отчуждение
    • 1. 2. Универсальные основания социальной помощи неизлечимым больным
  • Глава 2. Основные философские предпосылки эволюции социальной помощи неизлечимым больным
    • 2. 1. Номинальный и промежуточный этапы развития социальной помощи неизлечимым больным
    • 2. 2. Реальный этап развития социальной помощи неизлечимым больным
    • 2. 3. Проблемы реализации социальной помощи неизлечимым больным в современном российском обществе

Гуманизм в системе социальной танатологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социум на всем протяжении его развития сопровождали различные «болезни», от ряда которых у человечества не было никаких средств. Поэтому, заболеть одним из подобных — неизлечимых — недугов означало скорую и неминуемую смерть. Данная ситуация не изменилась и по сей день. Так же, как и раньше, множество людей страдают и в конечном итоге умирают от неизлечимых заболеваний, будь то жители современных обществ развитых стран, или жители традиционных обществ стран третьего мира.

Неизлечимое заболевание представляет собой пограпичпую ситуацию, наряду со смертью, одиночеством, виной. В такой ситуации трансформируется мировосприятие человекаон открывает для себя новые грани бытия, видит жизненный мир в совершенно ином свете, отбирает «зерна от плевел» Близкая смерть становится для многих неизлечимых больных «катализатором бытия». С другой' стороны, неизлечимый недуг влечет за собой страдания, несчастье, множество затруднений в повседневной жизни.

Такое положение неизлечимых больных противоречит тому принципу, что в центре социальной эволюции и социальной жизни должно быть' благополучие и свободное развитие человека. Поэтому в обществе на всем протяжении его существования, от эпохи к эпохе, для снятия этого противоречия осмыслялось, вырабатывалось и развивалось особое отношение к неизлечимым больным. В социальной жизни такое отношение выражалось и выражается в различных практических формах, в научно-теоретическом мышлении данный феномен обозначается1 категорией «социальная помощь неизлечимым больным». По нашему мнению, категорию социальной помощи неизлечимым больным следует определить как особое, основанное на универсальных принципах гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости, отношение общества к неизлечимым больным. Об актуальности темы исследования свидетельствует I тот факт, что отношение общества к неизлечимым больным является индикатором его стабильности и жизнеспособности.

Вышесказанное, а также то, что зачаточные формы социальной помощи неизлечимым больным существовали уже в раннехристианском Риме, а ее актуальность не уменьшается в современных обществах, испытывающих воздействие таких недугов, как ВИЧ, СПИД, онкологические заболевания и рак, свидетельствует о необходимости социально-философского анализа социальной помощи неизлечимым больным.

Социально-философское исследование социальной помощи неизлечимым больным предполагает рассмотрение ее в качестве фрагмента социальной жизни, существование которой основано на определенных универсальных принципах. Через изучение именно таких принципов и возможно философское исследование социальной помощи неизлечимым больным. Тем фактом, что поиск и изучение лучших, наиболее соответствующих требованиям времени, форм организации социальной жизни является важной задачей, стоящей перед современным российским обществом, подтверждается совпадение темы диссертационного исследования с вектором развития современной научно-философской мысли.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема, которой посвящено данное диссертационное исследование, носит междисциплинарный характер. Различные стороны социальной помощи неизлечимым больным рассматриваются с позиций таких отраслей научного знания, как танатология, реаниматология, медицина, суицидология, психология, социология, этика, право.

Развитие танатологии было проявлением роста интереса ученых, философов, врачей, психологов, социальных работников к проблемам умирания и смерти. На наш взгляд, необходимо различать медико-биологическую танатологию, которую интересуют биологические аспекты умирания и смерти, и гуманитарную танатологию, проблемами которой занимаются философы, психологи, социологи, культурологи, историки.

Термин «танатология» в обиход медицинской и биологической науки был введен по предложению И. И. Мечникова. У истоков медицинской танатологии стояли выдающиеся учёные М. Ф. Л. Биша, Клод Берпар, Р. Вирхов, И. И. Мечников и другие, положившие начало изучению смерти как закономерного завершения жизни.

Зачатки философской рефлексии смерти и умирания (гуманитарной танатологии) лежат в древности (взгляды Сократа на смерть, танатологические воззрения Эпикура и так далее). Однако, бурное развитие гуманитарной танатологии приходится на вторую половину XX века, предвестником чего явилась на наш взгляд экзистенциальнаяфилософия. Мыслители данного направления (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Г. Марсель, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) привнесли и развили в западном обществе того времени идею о необходимости признания смертности представителей рода человеческого и о том, что общество должно быть открыто идее смертности и многочисленным фактам смерти, причем смерти не только естественной — как результату старения организма человека, по и «неестественной» — смерти в* результате убийства, смерти от неизлечимого заболевания. Эта «открытость» является обязательным условием особого отношения к умирающим. Именно в этот период из гуманитарной танатологии выделяется социальная танатология — комплекс научно-философских идей, касающихся значения смерти в социальной жизни, отношения общества к смерти и к неизлечимым больным.

Важнейшим событием стало издание в 1959 г. сборника «Значение смерти» под редакцией Германа Фейфеля. Книга состояла из пяти частей: «Теоретические точки зрения на смерть», «Возрастные особенности отношения к смерти», «Понятие смерти в сфере культуры и религии», «Клинические и экспериментальные изыскания», «Дискуссия». В^ сборник вошли статьи виднейших ученых и философов: К. Г. Юнга, П. Тиллиха, Г. Маркузе, В. Кауфмана, Р. Кастенбаума и др., что, несомненно, повысило авторитет новой науки.

С тех пор в зарубежной науке существует устойчивый интерес к теме смерти, чему также способствовало создание в 1968 г. в Ныо-Йорке «Фонда танатологии» (Foundation of Thanatology).

В 1966 году появился фундаментальный философский труд В. Янкелевича «Смерть». Публикуются книги Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти» и М. Вовеля «Смерть и Запад с 1300 г. до наших дней», написанные в русле школы «Анналов». Несмотря на то, что в указанных работах термин «танатология» практически не употреблялся, можно говорить о нарастании новых тенденций в этой области: постулируется историческая неоднородность в отношении к смерти, наступает новая волна философского осмысления смерти.

1990;е гг. знаменуются всплеском внимания к гуманитарной танатологии в России. Организуется Ассоциация танатологов Санкт-Петербурга (сейчас — Центр танатологических исследований), с 1991 года издается альманах «Фигуры Танатоса" — выходят книги А. Лаврина, С. Рязанцева, А. Демичева, И. Паперно и другие.

Развитие именно гуманитарной танатологии, по нашему мнению, способствовало профессионализации социальной помощи неизлечимым больным, совершенствованию ее конкретных форм, научный интерес к смерти и умиранию заставил ученых и практиков обратить внимание на умирающих больных, «повернуться к ним лицом».

Важнейшим аспектом танатологической проблематики является проблема воскрешения к жизни. Именно поэтому от медицинской танатологии в XX веке отделилась реаниматология, корни которой уходят в далекое прошлое и связаны с желанием вернуть человека к жизни. У истоков реаниматологии как науки стоит академик РАМН Неговский В.А.

Помимо проблемы воскрешения к жизни, человечество всегда терзалось мечтой о достижении бессмертия, что в пластах философско-танатологического знания оформилось в виде иммортологии — отрасли философии, целью которой является поиск и постижение путей преодоления смерти. По нашему мнению, наиболее значимый пласт иммортологических знаний содержит в себе русская религиозная философия XIX века, одним из базисных концептов которой является идея о дуализме бессмертной души и смертного тела.

Также говоря о танатологии, нельзя не коснуться суицидологии, основателем которой по праву можно считать Э. Дюркгейма, давшего в работе «самоубийство» социологический анализ проблемы суицида и исходящего из обусловленности суицидов не психическими, а социальными причинами.

В 1969 году выходит в свет научный труд «О смерти* и умирании», написанный Элизабет Кюблер-Росс. В1 нем* автором озвучивается идея, высказываемая философами1 на протяжении всего пути формирования философского знания и развитая философами-экзистенциалистами — идею о естественности смерти, что произвело революцию в общественном сознании того времени в отношении к смерти и к умирающим.

Необходимость развития социальной помощи неизлечимым больным в западноевропейском обществе второй половины XX века выразили Станислав Гроф и Джоан Хэлифакс в своей работе «Человек перед лицом смерти», вышедшей впервые в 1977 году в Нью-Йорке. Их интерес к проблемам терминальных больных на практике выразился в том, что в 1970 годах они руководили исследовательской программой по апробированию психоделической ЛСД-терапии инкурабельных больных.

Таким образом, мы видим, что проблемы социальной помощи неизлечимым^ больным осмысливались в рамках танатологических исследований, как медико-биологических, так и гуманитарных.

Наряду с изучением танатологической проблематики, ряд научных работ, вышедших па Западе, посвящен непосредственно оказанию социальной помощи неизлечимым больным. Так, еще в 1935 году Альфред Ворчестер опубликовал работу «Уход за больными и умирающими», впоследствии ставшую классической. Это были три лекции, прочитанные студентам-медикам в Бостоне. В 1952 году выходит важнейшая научная работа, посвященная уходу за умирающими, которая была опубликована мемориальным фондом Марии Кюри. Это доклад, составленный по результатам опросника, разосланного районным медсестрам. Он систематически описывает симптомы физического и социального стресса у раковых больных, находящихся дома.

Работа современного западного хосписа как учреждения, в котором оказывается социальная помощь неизлечимым больным, подробно-описапа в работе Роберта Дж. Твайкросса и Дэвида Р. Фрамптопа «Введение в паллиативное лечение», вышедшей в Великобритании в 1992 году.

В США и Западной Европе выходят периодические издаиия, посвященные проблемам социальной помощи неизлечимым больным «Журнал религии, духовности и старения», «Паллиативная медицина», «Журнал паллиативной медицины», «Журнал паллиативной помощи» и ряд других.

Такие проблемы как смерть, умирание И' достижение бессмертия, разрабатывались не только в трудах ученых и светских философов: цельный и самобытный комплекс идей, касающихся проблем умирания, неизлечимых болезней и помощи терминальным больным сформировался" в рамках отечественной православной мысли (архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, Святитель Игнатия Брянчанинов, П. Калиновский).

Современные отечественные исследователи проблем социальной помощи неизлечимым больным являются одновременно и практиками. Среди них А. В. Гнездилов, В. В. Миллионщикова, Н. Ф. Плавунов. Основными направлениями их исследованийявляются технологические аспекты социальной помощи неизлечимым больным, проблемы профессиональной деятельности в данной сфере, проблемы формирования особого отношения общества к безнадежным больным.

Говоря об опыте научно-философской рефлексии социальной помощи неизлечимым больным, нельзя также оставить незамеченным концептуальные идеи Мишеля Фуко, касающиеся медицины и отношения к больным в обществе.

Таким образом, характер научной разработанности проблемы исследования показывает, что наряду с богатым опытом танатологических и медицинских научных изысканий, практически отсутствуют исследования, в которых социальная помощь неизлечимым больным рассматривается с социально-философской точки зрения, то есть как феномен социальной жизни, фрагмент социальной реальности, существующий в конкретных формах и прошедший в своем развитии определенные этапы.

Объект исследования — социальная помощь неизлечимым больным.

Предмет исследования — гуманизм как универсальный припцип профессионализации социальной помощи неизлечимым больным.

Цель и задачи исследования

.

Целью является социально-философское осмысление социальной помощи неизлечимым больным. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить феномены смерти и социального отчуждения в их взаимосвязи.

2. Интерпретировать универсальные основания социальной помощи неизлечимым больным с точки зрения неклассической философии.

3. Рассмотреть номинальный и промежуточный Э1апы развития социальной помощи неизлечимым больным.

4. Рассмотреть реальный этап развития социальной помощи неизлечимым больным.

5. Выявить особенности актуализации гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости в современном российском обществе.

Гипотеза: условиями гуманизации отношения общества к неизлечимым больным являются: развитие философской танатологии, эволюция философских представлений о гуманизме, социальной солидарности и социальной справедливости, генезис и концептуализация философских представлений о телесности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи представителей таких направлений неклассической философии, как философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), психоанализ (3. Фрейд), экзистенциализм (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр), феноменология (Бергер П. и Лукман Т., А. Шюц, Э. Гуссерль), французский персонализм XX века, русский космизм (Н.Ф. Федоров), постмодернизм (М: Фуко, Ж. Бодрийяр) и русская религиозная философия XIX — XX веков (Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой, H.A. Бердяев, C.JI. Франк, В. И. Иванов, Б.П. Вышеславцев), идеи отечественных православных мыслителей архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, Святителя Игнатия Брянчанинова, П. Калиновского. В исследовании были использованы логический метод и метод исторической реконструкции.

Также при написании работы использовались концептуальные подходы, содержащиеся в трудах представителей классической" философии: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Вольтера, Д. Дидро, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и других.

Направления философского знания, составляющие методологическую основу диссертационного исследования, преимущественно относятся к неклассической и постнеклассической философии. Выбор такой теоретико-методологической базы обусловлен спецификой темы исследования, которая не является классической для философии.

Научная новизна исследования. Различные аспекты социальной помощи неизлечимым больным с первой половины XX века рассматриваются в рамках целого ряда дисциплин: танатологии, психологии, этики, медицины, реаниматологии. Междисциплинарный характер проблемы исследования позволяет нам заимствовать категорию «неизлечимый больной» из медицины.

1. На основании изучения взаимосвязи феноменов смерти и социального отчуждения выведено концептуальное положение о том, что отношение общества к неизлечимым больным определяется социальным восприятием смерти.

2. На основании изучения концептуальных подходов к интерпретации гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости, сформированных в рамках неклассической философии, сделан вывод об определяющей роли данных всеобщих принципов в гармонизации социальной жизни. В результате рассмотрения гуманизма как одного из оснований социальной помощи неизлечимым больным предложена типологизация европейского гуманизма: религиозный протогуманизм, ренессансно-просветительский гуманизм, морально-идеалистический гуманизм, экзистенциалистский гуманизм, практический гуманизм.

3. Историческим методом выявлены основные этапы эволюции социальной помощи неизлечимым больным — поминальный, промежуточный и реальный. Последовательно, обосновывается мысль о том, что философскими предпосылками эволюции социальной помощи неизлечимым больным были развитие философской танатологии, философских трактовок гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости и развитие философской рефлексии тела и телесности человека.

4. Раскрываются основные факторы перехода социальной помощи неизлечимым больным на реальный этап, важнейшими из которых, помимо оформления философской танатологии как цельного направления философского знания', являются оформление и аккумуляция концептуальных подходов к интерпретации гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости в рамках неклассической философии, и формирование целостного пласта идей, отражающих различные аспекты проблемы социальной телесности.

5. Также в диссертации раскрывается положительная роль гуманистического отношения к терминальным больным в гармонизации социальной жизни и в духовном совершенствовании современного российского общества, без чего невозможна солидаризация различных социальных слоев и групп.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

1. В диссертационном исследовании обоснована целесообразность социальной помощи неизлечимым больным.

2. Предпринятое автором социально-философское изучение социальной помощи неизлечимым больным может служить начальной точкой для более подробного философского исследования данного явления социальной жизни.

3. Сформулированный автором подход к социальной помощи неизлечимым больным может служить теоретико-методологическим основанием для практического осуществления различных ее форм.

Структура работы.

Диссертация подчинена логике исследования. Состоит из введения, двух глав, первая из которых включает два параграфа, а вторая — три, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, мы считаем, что социальная помощь неизлечимым больным — это особое, основанное на принципах гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости, отношение общества к неизлечимым больным, заключающееся в оказании им содействия в преодолении трудностей, вызываемых неизлечимым заболеванием, и в преодолении их социального отчуждения. Гуманное отношение в социуме к таким нетипичным личностям возможно лишь при условии гуманизации социального восприятия смерти. Социальная помощь неизлечимым больным суть одно из частных проявлений всеобщих принципов гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости.

Гуманизм как универсальный принцип социальной жизни и как основание социальной помощи неизлечимым больным имеет множество трактовок, рассмотрев которые мы выделили такие типы гуманизма, как религиозный протогуманизм, ренессансно-просветительский гуманизм, морально-идеалистический гуманизм, экзистенциалистский гуманизм и практический гуманизм. Принцип, благоговения перед жизнью, являющийся сутью практического гуманизма, служит, на наш взгляд, основанием социальной помощи терминальным больным на современном этапе ее развития. Помогая умирающим больным достойно встретить смерть, общество демонстрирует свою биофильную ориентацию, уважение к жизни, благоговение перед жизнью.

Социальная солидарность является основанием социальной помощи неизлечимым больным, так как, помогая им, общество демонстрирует свою сплоченность, свою заботу обо всех без исключения индивидах. Социальная помощь данной категории необходима обществу для поддержания на должном уровне духовно-нравственного климата, который является, на наш взгляд, основой социальной согласованности, без которой невозможно социальное развитие.

С принципами гуманизма и социальной солидарности неразрывно связан принцип социальной справедливости, под которым мы в данном исследовании понимаем равенство всех членов общества в правах и обязанностях. Ясно, что это определение слишком абстрактно, и что на практике порой очень сложно определить, что является справедливым (справедливо ли помогать безнадежно больному серийному убийце?), поэтому наиболее подходящим для трактовки данного принципа социальной жизни в рамках данного исследования является феноменологический подход, согласно которому необходимо познавать вещи глазами непосредственных участников ситуации, поскольку каждый из них конструирует свою социальную реальность.

Поскольку основаниями социальной помощи неизлечимым больным являются гуманизм, социальная солидарность и социальная справедливость, то важнейшей предпосылкой ее эволюции, наряду с гуманизацией отношения социума к смерти мы считаем развитие философских представлений о се универсальных основаниях: гуманизме, социальной солидарности и социальной справедливости, причем, о гуманизме, в первую очередь. Помимо этого, на профессионализацию практического отношений общества к неизлечимым больным оказало воздействие развитие научно-философских представлений о теле, телесности и социальной телесности. Анализ развития социальной помощи неизлечимым больным позволил нам выявить три исторических этапа ее развития: номинальный, промежуточный и реальный. Для номинального этапа характерно господство ренессанспо-просветительского гуманизма, в промежуточный этап социальная помощь терминальным больным входит в связи с развитием морально-идеалистического гуманизма. Переход социальной помощи неизлечимым больным на реальный этап обусловлен прежде всего развитием экзистенциалистского гуманизма (Ж.-П. Сартр) и практического гуманизма (А. Швейцер).

Осуществленный философский анализ позволяет нам сделать вывод о том, что уровень развития социальной помощи неизлечимым больным в конкретном обществе является ярким индикатором его гуманности, сплоченности и согласованности его членов, а также справедливого отношения к каждому. То, как общество относится к умирающим больнымс равнодушием или с заботой и соучастием, с состраданием — показывает степень практической реализации гуманизма. Если общество относится с должным состраданием к таким* людям, проявляет участие в их судьбе, приходит на помощь, то мы можем говорить о том, что данное общество гуманное, согласованное, справедливое. Полнейшее равнодушие к проблемам умирающих больных, игнорирование, избегание, свидетельствует о дегуманизации, социальной рассогласованности и социальной несправедливости. А это, в свою очередь, является индикатором нестабильности социальной системы, тревожным сигналом, предупреждающим о риске социальной дезинтеграции.

Это не значит, что стабилизировать социальную систему, преодолеть процессы дегуманизации, десолидаризации, построить социально справедливое общество, можно только помогая умирающим и проявляя к ним сострадание. Универсальные принципы, о которых идет речь в данной работе, являются основаниями не только для социальной помощи терминальным больным, но и множества других явлений социальной жизни, которые не входят в объект и предмет нашего исследования. Но реализация и развитие такого особого отношения к неизлечимым больным (сострадательного, соучаствующего, помогающего) является важным направлением гуманизации и солидаризации общества и формирования социально справедливых общественных отношений. А это значит, что развитие социальной помощи неизлечимым больным положительно влияет на состояние социальной системы, имеет немалое значение (наряду с другими факторами) для стабилизации социальной жизни и гармонизации социальных отношений.

Что касается современного российского общества, то, на наш взгляд эмпирические факты, касающиеся социальной помощи неизлечимым больным, свидетельствуют о том, что такого испытания оно пока не выдерживает. Такая ситуация является показателем нахождения современного российского общества в состоянии перехода от дегуманизации социальных отношений в нашем обществе, рассогласованности, отсутствия социальной справедливости к состоянию принятия и реализации в социальной жизни философских принципов гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости. А это, в свою очередь, есть проявление дестабилизации социальной системы. Универсальные принципы социальной жизни, являющиеся основаниями социальной помощи неизлечимым больным, недостаточно развиты в нашем обществе, проявлением чего является недостаточная развитость социальной помощи неизлечимым больным, множество случаев социального отчуждения и социальной запущенности таких нетипичных личностей.

Каковы же перспективы развития социальной помощи неизлечимым больным в мире? Общество в XXI веке столкнулось с ситуацией, когда происходящие события «смело можно назвать глобальными, общепланетарными, то есть существенно меняющими ход всей мировой истории"144, когда возникающие проблемы носят не локальный, а глобальный характер (терроризм, угроза экологической катастрофы, опасность применения оружия массового уничтожения, способного привес ти к гибели большинства населения Земли). Для разрешения подобных проблем требуются усилия всего земного сообщества, а для этого необходимо объединение усилий, что невозможно без глобальной интеграции.

Интеграция современного общества, на наш взгляд, невозможна без воплощения в социальной жизни принципов гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости. Для выживания человечества на тБорзенко И.М., Кувакин В. Л., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма [тск-ст] / И. М. Борзенко, В. Л. Кувакин, A.A. Кудишина — М.: Российское гуманистическое общество, — 2002 г. — 350 с. современном этапе его развития необходимо на первое место в системе ценностей поставить человека, его право на достойную жизнь, уважение его интересов и потребностей. Сложившаяся ситуация требует от общества соблюдения швейцеровского принципа «благоговения перед жизнью». И общество откликается на сложившуюся ситуацию: действуют международные общественные организации, занимающиеся разрешением экологических и разнообразных социальных проблемпроисходит осознание опасности глобальной экологической катастрофы, угрозы терроризма, риска применения оружия массового уничтожения. Земное сообщество приходит к осознанию главной ценности — ценности достойной человеческой жизни. В силу этого происходит гуманизация социальных отношений, солидаризация сил, воплощение в социальной жизни принципа социальной справедливости.

Несомненно, одним из проявлений триады принципов социальной жизни является социальная помощь неизлечимым больным: только с их развитием развивается и данное явление социальной жизни. Если современное общество будет и в дальнейшем идти по пути гуманизации социальных отношений, который является единственно верным и, мало того, необходимым для выживания человечества, то и социальная помощь терминальным больным в ближайшем будущем будет развиваться.

Вышесказанное в полной мере может быть отнесено и к современному российскому обществу, поскольку Россия сейчас становится все более и более интегрированной в развитое мировое сообщество. Социальная помощь терминальным больным будет развиваться в нашем обществе только в случае гуманизации социальных отношений, построения социальной жизни на принципах гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости, что невозможно без окончательного формирования толерантности к данным принципам социальной жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В. Работа с терминальными больными в пансионатах общего типа и психологическое приготовление к смерти // Психология зрелости и старения № 1. — 2007. С. 64−99.
  2. Ф. Человек перед лицом смерти текст. / Ф. Арьес М.: Издательства: Прогресс, Прогресс — Академия, 1992 г. — 528 с.
  3. М.А. Философия. Социология. Политика текст. / М. А. Бакунин М.: Правда, 1989 г. — 621 с.
  4. В.П. Аксиология личностного бытия текст. / В. Г1. Барышков / под ред. В. Б. Устьянцева М.: «Логос», 2005 г. — 192 с.
  5. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания текст. / П. Бергер, Т. Лукман М.: «Медиум», 1995 г.- 323 с.
  6. H.A. Русская идея. Судьба России текст. / H.A. Бердяев М.: Правда, 1997 г. — 542 с.
  7. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) текст. / H.A. Бердяев М.: Книга, 1991 г. — 448 с.
  8. H.A. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества текст. / H.A. Бердяев М.: Правда, 1989 г. — 607 с.
  9. . Символический обмен и смерть текст. / Ж. Бодрийяр М.: «Добросвет» 2000 г. — 387 стр.
  10. И.М., Кувакин В. А., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма текст. / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, A.A. Кудишина — М.: Российское гуманистическое общество, 2002 г. — 350 с.
  11. О.И., Лаврова А. И. Вопросы социально-психологической помощи ВИЧ-инфицированным лицам // Русский журнал ВИЧ/СПИД и родственным проблемы. 2002, Т.б. № 1, стр. 132−133.
  12. Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь текст. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон СПб, 1896 г. Т. XI
  13. A.B. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии 2001 г., — № 2. С. 89−95.
  14. М. Я и ты // Бубер М. Два образа веры текст. / М. Бубер -М.: Республика, 1995.-464 с.
  15. С.Н. Философия хозяйства текст. / С. Н. Булгаков М.: Наука, 1990.-412 с.
  16. Буржуазная философская антропология 20 века / под редакцией Б.Т. Григорьяна-М.: Наука, 1986 г. -294 1. с.
  17. Ф. Сочинения. В 2-х томах. Т. I. текст. / Ф. Бэкон М.: Мысль (Философское наследие), 1971 г.- 590 с.
  18. М.А. Хоспис: этический выбор // Медицинское право и этика.- 2002, — № 3 С.3−5
  19. В.В. Метафизика смерти: опыт «апофагической рациональности» // Вопросы философии 2005 г. — № 12, с. 77−93
  20. И.С. Французский персонализм (1932−1982) текст. / И. С. Вдовина М.: Высшая Школа, 1990 г. — 151 с.
  21. Ф.Р. Нравственные основы жизни текст. / Ф. Р. Вейсс -Минск: Юнацтва, 1994 г. 525 с.
  22. Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле. Сыктывкар: Пролог ЛТД, 1993.- 103 с.
  23. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты текст. / Ю. Г. Волков, B.C. Поликарпов Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1994 г. — 282 с.
  24. Вольтер Философские сочинения / пер. с фр. С. Я. Шейнман -Топштейн- отв. ред. В. Н. Кузнецов текст. / Вольтер — М.: Наука, 1988 г. -750 с.
  25. .П. Вечное в русской философии — Нью-Йорк: издательство им. А. П. Чехова, 1955. 302 с.
  26. Е., Мирошник И. Индивид, личность, постиндустриальное общество // Свободная мысль № 7, — 1996 г.
  27. В., Бик М., Чунятова В. Принципы и философия хосписов и паллиативной медицины. Хоспис Св. Кристофера Бэар Траст // Вестник надежды, 1994 г.
  28. Гегель В.Г. Ф. Философская пропедевтика // Гегель Работы разных лет. В двух томах. Том 2. Сост. и общая ред. А. В. Гулыги текст. / В.Г. Ф. Гегель -М.: Мысль, 1973 г. 629 с.
  29. Гегель В.Г. Ф. Энциклопедия философских наук В 3 частях. Ч. 1 Наука «логики текст. / В.Г. Ф. Гегель — М.: Мысль, 1974 г. — 472 с.
  30. В. Г. Ф. Энциклопедия философских наук В 3 частях. Ч. 3 Философия духа текст. / В.Г.Ф. Гегель — М.: Мысль, 1974 г. — 471 с.
  31. К. О человеке // Гельвеций К. Сочинения В 2 томах. Т. 2 текст. / К. Гельвеций — М.: Мысль, 1974 г. — 687 с.
  32. B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества (Международные аспекты) текст. / B.C. Глаголев М.: Высшая школа, 1991 г. — 64 с.
  33. A.B., Леоненкова С. А., Репина М. Т. Некоторые социальные проблемы в хосписной службе среди онкологических больных // В сб.: III Всерос. конф. «Паллиативная помощь в онкологии». Тез. докл. М., 1997 г.-С.41−42.
  34. A.B. Психология и психотерапия потерь текст. / A.B. Гнездилов СПб.: Издательство «Речь», 2002 г. — 162 с.
  35. П. Об обществе // Гольбах П. Избранные произведения -в 2 томах. Т. 2 текст. / П. Гольбах-М.: Мысль, 1963. 563 с. С. 95−96
  36. С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти текст. / С. Гроф, Дж. Хэлифакс М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2003 г. — 239 с.
  37. A.A. Великие моралисты текст. / A.A. Гусейнов М.: Республика, 1995 г. — 351 с.
  38. Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. И франц. Т. I / Сост., ред., вступ. Ст. В. В. Соколова текст. / Р. Декарт М.: Мысль, 1989 г. — 654, [2] с.
  39. A.B. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию текст. / A.B. Демичев — М.: Инапресс. 144 с.
  40. Д. Сочинения в 2. т.т. Т. 1 / пер. с фр. П. С. Попова и др. текст. / Д. Дидро М.: Мысль, 1986 г. — 590 с.
  41. Ф.М. Искания и размышления текст. / Ф. М. Достоевский М.: Советская Россия, 1983 г. — 462 с.
  42. Д-И. Дубровский Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки № 5, — 1990 г. — с. 116−120
  43. Э. О разделении общественного труда // Западноевропейская социология XIX начала XX веков текст. / Э. Дюркгейм — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996 г. — 520 с. С. 256 309.
  44. Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.- Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399, 1. с.
  45. А.Д. Информационная свобода человека // Социально-гуманитарные знания № 3, 2005 г. С. 125−139.
  46. В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социологические исследования № 6. — 2005 г. с. 25−34.
  47. В.А. Мальтийский орден и его место в системе европейских государств. // Вопросы истории № 8 2006 г. с. 22−37
  48. Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца текст. / Р. Зорза, В. Зорза-М.: Прогресс, 1990 г. 248 с.
  49. В.И. О кризисе гуманизма. К морфологии современной культуры и психологии современности // Иванов В. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 3 Брюссель, 1979.
  50. П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после — М.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1994 г.
  51. А. Изнанка и лицо текст. / А. Камю М.: ЭКСМО-ПРЕСС- Харьков: Фолио, 1998 г. — 862 с.
  52. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов: сборник. / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. / Составление и общая редакция А. А. Яковлева [текст] / А. Камю М.: Политиздат, 1989 г. — 398 с.
  53. А. Посторонний // Камю А. Чума. Посторонний текст. / А. Камю -М.: «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2003 г. 333 с.
  54. А. Чума // Камю А. Чума. Посторонний текст. / А. Камю — М. «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2003 г. 333 с.
  55. И. Лекции по этике / Пер. с нем. А. К. Судакова и В. в. Крыловой- Общ. Ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова текст. / И. Кант М.: Республика, 2000 г. — 431 с.
  56. И. Основы метафизики нравственности текст. / И. Кант -М.: Мысль, 1999 г. 1472 с.
  57. И. Сочинения в 6 т. Т. 1 текст. / И. Кант — М.: Мысль, 1965 г. 544 с.
  58. Л.П. Монашество в средние века текст. / Л. П. Карсавин М.: Высшая школа, 1992 г. — 191 с.
  59. H.A. Рождение смысла жизни через постижение смысла смерти // Социально-гуманитарные знания № 2, — 2004 г. С. 186−200.
  60. Конфуций Лунь Юй // Конфуций Уроки мудрости: Сочинения текст. / Конфуций М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1999 г.-958 с.
  61. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании текст. / Э. Кюблер-Росс -Киев: «София», 2001 г. 320 с.
  62. С.Е. Бессмертие: иллюзия или реальность? // Философские науки № 9, — 1991 г. С. 73−84.
  63. С. Страх и трепет текст. / С. Кьеркегор М.: Республика, 1993 г. — 109 с.
  64. А.П. Хроники Харона. Энциклопедия смерти текст. / А. П. Ларин М.: Издательство «Московский рабочий», 1993 г. — 511 с.
  65. В.К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социологические исследования № 7 — 2004 г. с. 27 — 46.
  66. С. Кто умирает? Исследование осознанного существования и осознанного умирания — Перевод А. Мищенко текст. / С. Левин Киев: «София», 1996 г. — 164 с.
  67. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция текст. / Н. О. Лосский М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999 г. — 400 с.
  68. Лях К. Ф. Хоспис: помощь умирающим в современном обществе // Медицинская сестра. № 6 — 2006. С. 15−20
  69. К. Диагноз нашего времени // Мапгейм К. Диагноз нашего времени текст. / К. Мангейм М.: Юрист, 1994 г. — 700 с.
  70. К. К критике политической экономии // Маркс К. Энгельс Ф. Собрание сочинений т. 46, ч. I текст. / К. Маркс — М.: Политиздат 1968 г.-559 с.
  71. К. Тетради по эпикурейской философии // Маркс К. Энгельс Ф. Собрание сочинений т. 40 — текст. / К. Маркс М.: Политиздат — 1975 г.-728 с.
  72. К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений Т. 42 текст. / К. Маркс — М.: Политиздат, 1974 г.-535 с.
  73. Г. Эрос и цивилизация / Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества текст. / Г. Маркузе М.: ACT, 2002 г. — 526 с.
  74. Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в западной философии: Переводы / Общ. ред. Ю. Н. Попова текст. / Г. Марсель М.: Прогресс, 1988 г. — 552 с. — с. 404−419.
  75. Медицинский энциклопедический словарь / В. И. Бородулип, А.
  76. B. Бруена, Ю. Я. Венгеров и др.: Под ред. В. И. Бородулина М., Издат. Дом «Оникс 21 век», 2002 г. — 704 с.
  77. А. История религии в 7 томах. В поисках пути, истины и жизни. Том I. Истоки религии текст. / А. Мень М.: СП «Слово», 1999 г. -287 с.
  78. М.Р. Психологическая помощь умирающим и их родным // Психология зрелости и старения 2002 г., — № 2. с. 130−156.
  79. Д.В. Жан-Люк Нанси в мире Corpus’a // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология» — 2006 г. № 1 (4) стр.77−87
  80. Д.В. Изменение телесности в контексте перестройки в России // Mixtura verborurrf 2005: тело, смысл, субъект: сб. ст. / под общ.ред.
  81. C.А. Лишаева. Самара: Самар. гуманит. акад., 2005 г. — 168 с. стр. 15−43
  82. Д. В. Медицина и власть становление современного общества // Mixtura verborum 2007: сила простых вещей: сб. ст. / под общ. ред. С. А. Лишаева. Самара: Самар. гуманит. акад., 2007 г. — 180 с. стр. 143 160.
  83. Р. Жизнь после жизни текст. / Р. Моуди М.: Путь, 2000 г. — 96 с.
  84. Нанси Ж.-Л. Corpus текст. / Ж.-Л. Нанси М.: Ad Marginem, 1999 г.- 255 с
  85. Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза текст. / Ф. Ницше СПб.: Худож. Лит., 1993 г. — 672 с.
  86. Ф. Сумерки кумиров или как философствуют молотом // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза текст. / Ф. Ницше СПб.: Худож. Лит., 1993 г. — 672 с.
  87. Онкологические заболевания: Профилактика и методы лечения -М.: ЗАО «Новый изд. Дом», 2004 г. 352 с.
  88. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс текст. / X. Ортега-и-Гассег — М.: ACT, 2002. — 509 с.
  89. Основные показатели здоровья и здравоохранения Российской Федерации (Статистические материалы) Москва: ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава, 2006 г. — 27 с.
  90. Основы социальной работы / под ред. Басова Н. Ф. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. 288 с.
  91. Основы социальной работы / Отв. ред. Павленок П. Д. М.: ИНФРА-М, 2003 г. — 395 с.
  92. Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р. К. Мертон, Л. Брум., Л. С. Котрелл (ред.) М.: Прогресс, 1965 г.
  93. К.А. «Рыцари церкви». Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов текст. / К. А. Печников -М.: Политиздат, 1991 г. 351 с.
  94. Р.Ю. Мальтийский орден в прошлом и настоящем текст. / Р. Ю. Печникова М.: Наука, 1990 г. — 172 с.
  95. А. Человеческие качества текст. / А. Печчеи М.: Прогресс, 1980 г. — 300 с.
  96. М.А. Фрейдизм и религия текст. М. А. Попова / М.: Наука, 1985 г. — 199 с.
  97. Н. Ф. Миллионщикова В.В. «Хоспис и паллиативная помощь» // Проблемы социальной гигиены и история медицины — № 5 1997 г.
  98. Проблема человека в западной философии: Переводы / Общ. ред. Ю. Н. Попова М.: Прогресс, 1988 г. — 552 с.
  99. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К. Сельченок Минск: Харвест, 1998 г. — 656 с.
  100. В. Т. Человек: единство природы и социума // Социально-гуманитарные знания № 5 — 1999 г. С. 133−149.
  101. . Что такое счастье? Интервью 1959 г. http://www.musa.narod.ru/ras 1 .htm
  102. В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина |текст. / В. В. Розанов М.: Прогресс. Культура, 1994 г. — 592 с.
  103. В. М. Введение в культурологию текст. / В. М. Розип М.: ИНФРА-М: Форум, 1998 г. — 219 с.
  104. Дж. Теория справедливости текст. / Дж. Ролз -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995 г. 536 с.
  105. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г, Семеновой, А. Г. Гачевой М.: Педагогика-пресс, 1993 г. — 368 с.
  106. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права Перевод с франц. А. Д. Хаютина и B.C. Алексеева-Попова / Пер. с фр. текст. / Ж.-Ж. Руссо — М.: КАНОН-пресс, 1998 г. — 416 с.
  107. С. Танатология — наука о смерти текст. / С. Рязаицев — СПб., Восточно-Европейский институт психонализа, 1994 г. 380с.
  108. В. Н. Что такое гуманитарное развитие общества // социально-гуманитарные знания № 3, 2002 г. с. 65−83.
  109. Сартр Ж.-П. Герострат // Сартр Ж.-П. Стена: сборник рассказов текст. / Ж.-П. Сартр СПб.: Азбука-классика, 2004 г. — 224 с.
  110. Сартр Ж.-П. Стена // Сартр Ж.-П. Стена: сборник рассказов текст. / Ж.-П. Сартр СПб.: Азбука-классика, 2004 г. — 224 с.
  111. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов: сборник. / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. / Составление и общая редакция А. А. Яковлева — М.: Политиздат, 1989 г. — 398 с.
  112. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Слово о смерти М., 1993.
  113. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия- Дух, душа и тело — М.: «Феникс, Троицкое слово» 2001 г. — 316 с.
  114. Святитель Феофан Затворник Болезнь и смерть М.: Издательский отдел Владимирской Епархии Православное Братство «Споручницы грешных», 1998.
  115. Е. А. Организация работы хосписов в США и их влияние на состояние психологического здоровья населения // Социальная и клиническая психиатрия. 1995 г. — № 3. — С. 143−148.
  116. Сенека О блаженной жизни // Антология античной философии / Сост. и предисл. С. В. Перевезенцева текст. / Сенека М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 г. 414, 1. с.
  117. Современная медицинская энциклопедия. Пер. с англ. / Американское издание под ред Р. Беркоу, М. Бирса, э. Флетчера. Рус. Издание под общ. ред. Г. Б. Федосеева. — СПб.: Норпринт, 2003 г. XXVIII + 1236 с.
  118. В.В. Европейская философия XV—XVII вв.еков текст. / В. В. Соколов М.: Высшая школа, 1984 г. — 448 с.
  119. B.C. Сочинения в двух томах. Том 2 Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика текст. / B.C. Соловьев М.: Правда, 1989 г.-583 с.
  120. П.А. Революция и социология // П. Сорокин Человек. Цивилизация. Общество текст. / П.А. Сорокин- М.: Политиздат, 1992 г. — 542 с.
  121. П.А. Общая социология // П. Сорокин Человек. Цивилизация. Общество текст. / П. А. Сорокин М.: Политиздат, 1992 г. — 542 с.
  122. С.Г. Духовно-творческое начало бессмертия человека // СГЗ 2005 г. — № 4, с. 97−118
  123. С.Г. Спасибенко Смерть и бессмертие: границы и безграничность социальной жизни человека // СГЗ № 3 2002 г., с. 65−83
  124. С.Г. Человек, социосфера, социум // Социально-гуманитарные знания № 5, 1999 г. С. 67−79.
  125. Твайкросс Роберт Дж., Фрамптон Дэвид Р. Введение в паллиативное лечение текст. / Дж. Роберт Твайкросс, Р. Дэвид Фрамптон — Собелл Пабликейшн, 1992 г. — 36 стр.
  126. М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни: Антология./ Сост., общ. Ред., предисл. И прим. Гаврюшина Н. К. текст. / М. Тареев- М.: Прогресс. Культура, 1994 г. 592 с.
  127. Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека текст. / П. Тейяр-де-Шарден М.: Мысль, 1965 г. — 295 с.
  128. . Современные направления развития теории тела // THESIS, мужчина, женщина, семья 1994 г. № 6 вып. 6 — с. 137−179.
  129. Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 12 томах. Том 11 текст. / Л. Н. Толстой М., 1987 г.
  130. Э. Шок будущего текст. / Э. Тоффлер М.: ООО «Издательство ACT», 2002 г. — 557, [3] с.
  131. Е. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. И прим. Гаврюшина Н. К. текст. / Трубецкой Е. М.: Прогресс. Культура, 1994 г. — 592 с.
  132. В.Б. Ценностное бытие человека текст. / В. Б. Устьянцев Саратов: ООО Издательский центра «Наука». — 52 с.
  133. Фома Аквинский Сумма теологии. Т. 2 / Пер. с лат. текст. / Фома Аквинский М.: Изд. С. А. Савина, 2007 г. — 650 с.
  134. Франк C. J1. Реальность и человек текст. / C. J1. Франк М.: Республика, 1997 г. — 479 с.
  135. Франк C. J1. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология./Сост., общ. ред., предисл. И прим. Гаврюшина Н. К. текст. / C.JI. Франк М.: Прогресс. Культура, 1994 г. — 592 с.
  136. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. Ред. J1. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева текст. / В. Франкл М.: Прогресс, 1990 г.-368 с.
  137. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции текст. / 3. Фрейд М.: Наука, 1989 г.-456 с.
  138. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Тексты по истории социологии XIX XX веков текст. / 3. Фрейд — М., 1994 г. — 383 с.
  139. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного текст. / 3. Фрейд — М.: Просвещение, 1990 г. — 448 с.
  140. Э. Душа человека текст. / Э. Фромм М.: Республика, 1992 г.-430 с.
  141. Э. Иметь или быть текст. / Э. Фромм М.: Прогресс, 1986 г.-238 с.
  142. Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика текст. / Э. Фромм М.: Республика, 1993 г. — 415 с.
  143. Э. Душа человека текст. / Э. Фромм М.: Республика, 1992 г.-429 с.
  144. Э. Человек для себя текст. / Э. Фромм М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. — 314 с.
  145. Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии текст. / Д. Д. Фрэзер -М.: Политиздат, 1980 г. 703 с.
  146. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы текст. / М. Фуко М.: Издательство «Ас1 Ма^тет», 1999 г. — 479 с.
  147. М. Рождение клиники текст. / М. Фуко М.: Смысл, 1998 г.-310 с.
  148. М. Бытие и время текст. / М. Хайдеггер М., 1997 г. -с. 252−255
  149. М. Время и бытие текст. / М. Хайдеггер М.: Республика, 1993 г. — 447 с.
  150. М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие текст. / М. Хайдеггер М.: Республика, 1993 г. — 447 с.
  151. Циолковский // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Грачевой М.: Педагогика-пресс, 1993 г., 386 с.
  152. К. А. Благотворительные организации в римском праве // Некоммерческие организации в России № 2. — 2004 г. с. 53−59.
  153. А. Культура и этика текст. / А. Швейцер М.: Прогресс, 1973 г. — 344 с.
  154. Л.И. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993 Т. 2 На весах Иова текст. / Л. И. Шестов — 1993 г. 558 с.
  155. А. Депрессия и методы ее лечения. Путь к исцелению текст. / А. Ширман М.: Декант +, 1998 г. — 110 с.
  156. А. Идеи этики // Метафизика половой любви текст. / А. Шопенгауэр СПб.: Азбука-классика — 2005 г. — 224 с.
  157. А. О Ничтожестве и горестях жизни // Метафизика половой любви текст. / А. Шопегауэр СПб.: Азбука-классика, — 2005 г. — 224 с.
  158. А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // Метафизика половой любви текст. / А. Шопенгауэр СПб.: Азбука-классика, — 2005 г. — 224 с.
  159. Ф. Диалектика природы текст. / Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1969 г. — 358 с.
  160. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994 г.
  161. К. Смысл и назначение истории текст. / К. Ясперс М.: Республика, 1994 г. — 527 с.
  162. Abbey, J: G., Rosenfeld, В., Pessin, H., & Breitbart, W. Hopelessness at the end of life: The utility of the hopelessness scale with terminally ill cancer patients // British Journal of Health Psychology, 11(2), 2006. pp. 173−183.
  163. Alfred Worcester The care of the aged, the dying, and the dead. Ayer Co Publishing. 1972
  164. , G. & Bertero, C. Patients' experiences of palliative care in the home: A phenomenological study of a Swedish sample // Cancer Nursing, 27(1), 2004. pp. 65−70.
  165. Barbato, M. The pain of dying // Journal of Religion, Spirituality & Aging, 18(2−3), 2007. pp. 111−122.
  166. , E. & Berg, A. The level of and relation between hope, hopelessness and fatigue in patients and family members in palliative care // Palliative Medicine, 19(3), 2005. pp. 234−240.
  167. , W. & Heller, K. S. Reframing hope: Meaning-centered care for patients near the end of life // Journal of Palliative Medicine, 6(6), 2003. pp. 979−988.
  168. , M.A. & Cassell, E.J.'(2005). The place of hope in clinical medicine. In J. Eliott (Ed.), Interdisciplinary perspectives on hope (). New York: Nova Science Publishers, Inc. HF. pp. 231−239
  169. , J. & Herth, K. Fostering the hope in terminally ill patients Electronic version. //Nursing Standard, 12(10). 2004. pp. 33−41.
  170. , H. M. & Cann, B. J. Interventions to enhance the spiritual aspects of dying // Journal of Palliative Medicine, 8(1), 2005. pp. 103−115.
  171. , G., & Blacker, S. (2005). Series introduction: The profession of social work in end-of-life care // Journal of Palliative Medicine, 8(2), 2005. pp. 415−417.
  172. Dilthey W. Grundgedanke meiner Philosophie. In: Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. VIII. Abhandlungen zur Philosophie. Stuttgart, 1960. S. 171−172.
  173. Duggleby, W., Degner, L., Williams, A., Wright, K., Cooper, D., Popkin, D., & Holtslander, L. (2006). Mixed method evaluation of a Living With Hope program for older terminally ill cancer patients // Oncology Nursing Forum, 33(2), 2006. p. 409.
  174. , W. & Wright, K. Transforming hope: How elderly palliative patients live with hope Electronic version. // Canadian Journal of Nursing Research, 37(2), 2005. pp. 71−84.
  175. , W. & Wright, K. The hope of professional caregivers caring for persons at the end of life electronic version. // Journal of Hospice & Palliative Nursing, 9(1), 2007. pp. 42−49.
  176. Duggleby, W., Wright, K., Popkin, D., Holtslander, L., Williams, A., & Cooper, D. Nurturing hope at the end of life // Journal of Palliative Care, 22(3), 2006. pp. 213−214.
  177. Ersek, M. The meaning of hope in the dying. In B. Ferrell and N. Coyle (Eds.), Textbook of Palliative Nusing, pp. 513−529. New York, NY: Oxford University Press. 2006.
  178. Fan, V. Y. M. Hospice vignettes. Care and hope for the dying // American Journal of Hospice & Palliative Medicine, 22(6), 2005. pp. 474−476.
  179. Foucault Michel. Dits et ecrits. 1954−1988. Paris, Gallimard, 1994, v. IV, pp. 562−578.
  180. Gilligan, T. When do we stop talking about curative care? // Journal of Palliative Medicine, 6(4), 2003. pp. 657−660.
  181. Harrington, A. Hope rising out of despair: The spiritual journey of patients admitted to a hospice // Journal of Religion, Spirituality & Aging, 16(¾), 2004. pp. 123−145.
  182. Holmberg, L. Communication in palliative home care // Journal of Hospice & Palliative Nursing, 8(1), 2005. pp. 15−24.
  183. Holtslander, L. F., Duggleby, W., Williams, A. M., & Wright, K. E. The experience of hope for informal caregivers of palliative patients // Journal of Palliative Care, 21(4), 2005. pp. 285−291.
  184. , H. & Lipschitz-Elhawi, R. Hope as a strategy in supervising social workers of terminally ill patients // Health and Social Work, 29(1), 2004. pp. 46−54.
  185. Joan K. Parry Social Work Theory and Practice with the Terminally 111. Routledge- 2 edition (December 15, 2000). 141 pp.
  186. Johnson, S. Hope in terminal illness: an evolutionary concept analysis. Review. // International Journal of Palliative Nursing, 13(9), 2007. pp. 451−459.
  187. Jones, A. C. The role of hope in serious illness and dying // European Journal of Palliative Care, 12(1), 2005. pp. 28−31.
  188. Kapo, J., MacMoran, H., & Casarett, D. «Lost to follow-up»: Ethnic disparities in continuity of hospice care at the end of life // Journal of Palliative Medicine, 8(3), 2005.
  189. Lander, D. A., Napier, S. D., Fry, B. F., Brander, H. & Acton, J. Memoirs of loss as popular education: Five palliative caregivers remember through the healing art of hope and love // Convergence, 38(4), 2005. pp. 121−139.
  190. Loxterkamp, D. Hope. Commonweal, 133(20), 2006. pp. 12−13.
  191. Menon, A.S., Campbell, D., Ruskin, P., & Hebel, J.R. Depression, hopelessness, and the desire for life-saving treatments among elderly medically ill veterans // American Journal of Geriatric Psychiatry, 8(4), 2000. pp. 333−342.
  192. Mortensen, B. B. Between possible realities Danish. // Sygeplejersken, 105(1), 2005. pp. 36−39.
  193. Petitjean, C. Accompanying denial. French. Accompagner la denegation // INFO Kara: Revue Internationale Francophone de Soins Palliatifs, 20(2), 2005. pp. 31−38.
  194. Perry B. Exemplary care of the palliative patient: The journey shared // Dynamics, 16(3), 2005. pp. 16−21.
  195. Pulchaski, C. M. Hope for the future. In C. M. Puchalski (Ed.) A time for listening and caring: Spirituality and the care of the chronically ill and dying (pp. 361−365). New York, NY, US: Oxford University Press. 2006.
  196. Sinclair, S., Pereira, J., & Raffin, S. A thematic review of the spirituality literature within palliative care // Journal of Palliative Medicine, 9(2), 2006. pp. 464−479.
  197. Steffens, D. Living with a life-threatening tumour: In search of meaning and creativity. In Ruth Archer (Ed), Dual realities: The search for meaning: Psychodynamic therapy with physically ill people, (pp. 29−39). London, England: Karnac Books. 2006.
  198. Sullivan, M.D. Hope and hopelessness at the end of life // American Journal of Geriatric Psychology, 11(4), 2003. pp. 393−405.
  199. Steinhauser K, Clipp E, McNeilly M, Christakis N, Mclntyre L, Tulsky J. «In search of a good death: observations of patients, families, and providers». Ann Intern Med 132 (10)/ 2000. 825 pp.
  200. Tan, H. M., Braunack-Mayer, A. & Beilby, J. The impact of the hospice environment on patient spiritual expression // Oncology Nursing Forum, 32(5), 2005. pp. 1049−1055.
  201. The Meaning of Death: Edited by Herman Feifel. New York: McGraw-Hill Book Co., Inc., 1959. 351 pp.
  202. Tulsky, J. A. Hope and hubris // Journal of Palliative Medicine, 5(3), 2002. pp. 339−341.
  203. Vogt, C. P. Practicing patience, compassion, and hope at the end of life: Mining the passion of Jesus in Luke for a Christian model of dying well // Journal of the Society of Christian Ethics, 24(1), 2004. pp. 135−158.
  204. , F. & Hurwitz, E. Clinical social work practice at the end of life // Smith College Studies in Social Work, 73(3), 2003. pp. 299−324.210. http://www.d-fond.ru/hospis/history.html
Заполнить форму текущей работой